Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Народные промыслы. Жостовские подносы. Рисунки жостовский поднос


Народные промыслы. Жостовские подносы.

Красно-алые бутоны В изумрудах листьев тонут. Незабудки и пионы Обрамляют розы омут. 

Есть на жостовском подносе И букет, в ночи горящий, 

Птица-жар, что весть приносит.Есть поднос, плоды дарящий...

Евгения Мешкова, Черный поднос с букетом цветов.

Жостовский промысел известен на весь мир по, казалось бы, обычному в быту предмету – металлическому подносу. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции. В ней чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Всё, что составляло деревенский быт.

Павел Ковалкин, цветы

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше, поднос.

Татьяна Филиппова, Черный с фруктами

Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова. Жостово стало своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах.

Михаил Лебедев, "Цветы"

Творцами красочных, в основном, цветочных орнаментов были простые русские крестьяне. Они принесли в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, простоту и доходчивость образов, меткость характеристик, четкость рисунка.

Главная тема украшения жостовских подносов букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В росписи как будто оживают цветы.

Наталья Фролова, "Поднос русалки"

Современная технология изготовления подносов мало отличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком. Подносы просушиваются в печах при температуре до 90Со. Покрытие производится трижды, после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск. Подготовленные от руки, без трафаретов подносы расписываются масляными красками, причем мастер-живописец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом.

Михаил Лебедев, "Фрукты в корзине"

Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописывает светлые места, а потом связывает крупные цветы с более мелкими элементами узора - травами, стеблями и т.п. Декоративная живопись Жостовской фабрики характерна изображением крупных букетов цветов, гирлянд, натюрмортов. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск - это традиция. На Всемирной выставке в Брюсселе так бойко торговали подносами, что пришлось дважды досылать дополнительные партии.

Евгения Мешкова, "День рождения"

Татьяна Шолохова, "Cолнечноe затмениe"

Михаил Лебедев, "Темная ночь"

Лариса Пичугина, Вишни

Ольга Борисова, Одуванчики

Соболева, Натюрморт

Лариса Пичугина, цветы на изумрудном фоне

Вячеслав Летков, "В ожидании чуда"

Вячеслав Летков, "Птицы"

Марина Домникова, "Смелое предложение"

Вячеслав Летков, "Птицы"

Ирина Юрасова, "Павлин"

Наталья Фролова, "Синяя птица"

Татьяна Шолохова, "На краю земли"

Вячеслав Летков, "Птички в цветах"

Татьяна Шолохова, "Глухарь"

Ольга Кошкина, "Хорошие новости"

Нина Большова, ромашки

Евгения Мешкова, Ромашки

Вячеслав Летков, "Цветы"

Михаил Лебедев, "Цветы на красном"

Михаил Лебедев, "Моя весна"

Сергей Гогин, "Золотое лето"

Лариса Гончарова, "Цветы"

Татьяна Куракина, "Цветы"

Наталья Фролова, "Фрукты"

Ирина Юрасова, "Цветы"

Ирина Соколова, "Цветы влюбленного летчика"

Николай Антипов, "Нансен скучает по Еве"

Марина Домникова, "Кремовый"

Сергей Филиппов, "Коварство и любовь"

Татьяна Агеева, Натюрморт

Михаил Бычков, Розовый поднос

Николай Евгеньевич Лапшин. Весна

Ирина Соколова, Пейзаж

Наталья Фролова., Зима

Источник:http://yahonti.ucoz.ru

Фото:http://www.zhostovo.ru

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

mypensiya.mirtesen.ru

Жостовская ручная роспись - подносы.

Жостовская ручная роспись - подносы. | Немного истории.

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях - Жостове, Осташкове, Хлебникове и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью.

В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.".

В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1928 г. все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета.

Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает. Существует несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи.

Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями - прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, сте___ми и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

источник

ariananadia.livejournal.com

Жостовские подносы - ИЗО - 5 класс

Просмотр содержимого документа «Жостовские подносы»

Жостовские подносы

Жостовские подносы

Роспись металлических подносов появилась в России в конце XVIII в. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. Знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Известно около тридцати различных форм подносов. В Жостовском искусстве преобладает изображение букетов цветов. Очень популярным является так же изображение фруктов.
  • Роспись металлических подносов появилась в России в конце XVIII в.
  • Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово.
  • Знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
  • Известно около тридцати различных форм подносов.
  • В Жостовском искусстве преобладает изображение букетов цветов. Очень популярным является так же изображение фруктов.
Виды подносов

Виды подносов

Работа в художественных мастерских.

Работа в художественных мастерских.

Этапы росписи жостовских подносов Грунтовка Замалевок Тенежка Прокладка Бликовка Чертежка Привязка Уборка

Этапы росписи жостовских подносов

  • Грунтовка
  • Замалевок
  • Тенежка
  • Прокладка
  • Бликовка
  • Чертежка
  • Привязка
  • Уборка
Грунтовка Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т. д.

Грунтовка

Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т. д.

Замалёвок Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.

Замалёвок

Начало и основа композиции будущего узора.

Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.

Тенёжка Следующий этап росписи после замалёвка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Тенёжка

Следующий этап росписи после замалёвка.

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Прокладка Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Прокладка

Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Бликовка Наложение бликов выявляет свет и объем. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.

Бликовка

Наложение бликов выявляет свет и объем.

Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.

Чертёжка Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Чертёжка

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Привязка Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Привязка

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

Уборка Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

Уборка

Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

Этапы росписи жостовских подносов Грунтовка Замалёвок Тенёжка Прокладка Бликовка Уборка Привязка Чертёжка

Этапы росписи жостовских подносов

Грунтовка

Замалёвок

Тенёжка

Прокладка

Бликовка

Уборка

Привязка

Чертёжка

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

Выставка работ

ЗАДАНИЕ Придумайте и распишите свой поднос. Для этого возьмите альбомный лист бумаги. Выберите одну из форм подносов (можете вырезать ее) и не забудьте про бортик.

ЗАДАНИЕ

  • Придумайте и распишите свой поднос. Для этого возьмите альбомный лист бумаги. Выберите одну из форм подносов (можете вырезать ее) и не забудьте про бортик.
ЗАДАНИЕ Подумайте, какой фон вам понадобится: черный, синий, темно-красный, зеленый или белый. Только не спешите! По бумаге сначала пишите букет, а потом фон.

ЗАДАНИЕ

  • Подумайте, какой фон вам понадобится: черный, синий, темно-красный, зеленый или белый. Только не спешите! По бумаге сначала пишите букет, а потом фон.
ЗАДАНИЕ Вы будете работать гуашью, не забудьте о белой гуаши. Без неё у вас не получится много оттенков цвета, разбелок.

ЗАДАНИЕ

  • Вы будете работать гуашью, не забудьте о белой гуаши. Без неё у вас не получится много оттенков цвета, разбелок.
ЗАДАНИЕ Наметьте композицию из крупных, средних и мелких форм. Можете работать сразу кистью. Вспомните, как работали мастера по подмалевку. Не бойтесь испортить, потому что гуашью можно по просохшему слою сверху положить другой оттенок.

ЗАДАНИЕ

  • Наметьте композицию из крупных, средних и мелких форм. Можете работать сразу кистью. Вспомните, как работали мастера по подмалевку. Не бойтесь испортить, потому что гуашью можно по просохшему слою сверху положить другой оттенок.
ЗАДАНИЕ Пишите свободно сначала крупные формы. Потом помельче и листья. Теперь сделайте фон. Объедините всю композицию в одно целое завитушками, тонкими травками.

ЗАДАНИЕ

  • Пишите свободно сначала крупные формы. Потом помельче и листья. Теперь сделайте фон. Объедините всю композицию в одно целое завитушками, тонкими травками.

multiurok.ru