Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Презентация на тему: Старинные предметы быта. Предметы быта татар рисунки


Татарский народ: культура, традиции и обычаи

Татарский народТатары – тюркский народ, проживающий на территории центральной части европейской России, а также в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма, а также в Казахстане, в государствах средней Азии и в китайской автономной республике СУАР. В РФ проживает около 5,3 миллиона человек татарской национальности, что составляет 4% всего населения страны, по численности они занимают второе место после русских, 37% всех татар России проживает в Республике Татарстан в столице Приволжского федерального округа со столицей в городе Казань и составляют большую часть (53%) населения республики. Национальный язык – татарский (группа алтайских языков, тюркская группа, кыпчакская подгруппа), имеет несколько диалектов. Большинство татар – мусульмане-сунниты, встречаются и православные, и не относящие себя к конкретным религиозным течениям.

Культурное наследие и семейные ценности

культура татарского народа

Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой (чаршау) или деревянной перегородкой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты. Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.

семья и быт татарского народа

Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак.

Татарские обычаи и традиции

Татарские обычаи

Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая и т.д.) и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.

Традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда никах, он проходит дома или в мечети в присутствии муллы, праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак и т.д., гости не едят свинину и не пьют спиртные напитки. Мужчина-жених надевает тюбетейку, женщина-невеста облачается в длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.

Татарская свадьба

Татарские свадебные обряды характеризуются предварительной договоренностью родителей жених и невесты о заключении брачного союза, часто даже без их согласия. Родители жениха обязательно должны заплатить калым, размер которого обсуждается заранее. Если размер калыма жениха не устраивает, и он хочет «сэкономить» ничего нет зазорного в том, чтобы украсть невесту перед свадьбой.

Когда рождается ребенок, к нему приглашают муллу, он проводит специальный обряд, нашептывая в ухо ребенку молитвы, отгоняющие злых духов и его имя. Гости приходят с подарками, для них накрывается праздничный стол.

татарский старец

Ислам имеет огромное влияние на общественную жизнь татар и поэтому татарский народ делит все праздники на религиозные, они носят название «гаете» – например Ураза гаете – праздник в честь окончания поста, или Корбан Гаете праздник жертвоприношения, и светские или народные «байрам», означающий «весенняя красота или торжество».

В праздник Уразы верующие татары-мусульмане целый день проводят в молитвах и разговорах с Аллахом, прося его о защите и снятии грехов, пить и есть можно только после захода солнца.

Во время проведения торжеств Курбан-байрам, праздника жертвоприношения и окончания хаджа, также его еще называют праздник добра, каждый уважающий себя мусульманин после совершения утренней молитвы в мечети должен зарезать жертвенного барана, овцу, козу или корову и мясо раздать нуждающимся.

Сабантуй

Одним из самых значительных доисламских праздников считается праздник плуга Сабантуй, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. Кульминация торжества - проведение различных соревнований и состязаний в беге, борьбе или скачках на лошадях. Также обязательно угощение для всех присутствующих – каша или по-татарски боткасы, которая раньше готовилась из общих продуктов в огромном котле на одном из холмов или пригорков. Также на празднике было обязательным наличие большого количества крашеных яиц для того, чтобы их собирали дети. Главный праздник Республики Татарстан Сабантуй признан на официальном уровне и проводится каждый год в Березовой роще поселка Мирный что под Казанью.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

«Татарская изба» мини - макет

Участник выставки:

Речапова Гузалия  Камиловна,

воспитатель

МАДОУ Чикчинский детский сад «Улыбка»

Тюменский район, село Чикча

Краткая аннотация методического пособия

«Жилище и быт татарского народа»

 

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

 Э.К. Суслова.

 Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Приобщение детей к истории и быту русского народа наиболее удачно  проходит в игровой форме «погружение в культуру», где дети проживают определенную историческую ситуацию, изучают быт, образ жизни, ремесла, народное искусство.  В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка   в   будущем.    Формируя у них  устойчивое отношение к родной культуре,   создавая  эмоционально-положительную основу  для  развития патриотических чувств, дидактические игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Для эффективной работы с детьми я разработала мини- макет «Татарская изба». Использую макет для дидактических игр и сюжетной – ролевой игры.

Основная задача  вызвать интерес к жизни старинных времен, познакомить детей с особенностями татарского жилища в прошлом и настоящем. Отметить, что предметы быта, мебели имеют разнообразные функции (печь, сундук и т.д.). Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь. Развивать образное восприятие.

- Способствовать развитию умения детей творчески и самостоятельно отражать в разной детской деятельности семейные и хозяйственные бытовые традиции.

-Воспитывать интерес к материальной и семейной культуре татар.

Варианты национальных игр, используемых при работе с макетом

«Печь- кормилица»

Продолжать знакомить детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли  хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника.   Татарская  национальная  игра: «Буш урын».

«Бабушкин сундук»

Познакомить с изделиями женских ремесел, вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить, как называются татарские национальные головные уборы, обувь. Расширить у детей кругозор. Закрепить знания о татарских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины. Игра: « Тюбетей».

«Посидим у самовара»

Продолжить знакомить детей с домашней утварью. Дать понятие как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: самовар, угольки. Поиграть с детьми татарскую игру «Самовар». Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу.

«Хозяйкины помощницы»

Познакомить детей с посиделками в деревенской избе. Дать представление о подготовке к посиделкам (уборка и праздничное убранство избы). Познакомить детей с женской и мужской работой на посиделках: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. Словарная работа: веретено, прялка, клубок, наперсток. Продолжать знакомить детей с фольклором, воспитывать интерес к истории. Игры: « Кто быстрее намотает клубок», «Капкалы»

"Татарская народная кукла "

Традиционная татарская кукла делается из шерстяных ниток. Кукле–женщине делают платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». Имен татары и башкиры куклам не дают. Еще для этих игрушек характерно отсутствие нарисованных черт лица, что связано со старинными народными традициями.«Все народные татаро-башкирские куклы делалась так, чтобы ребенок мог задействовать свою фантазию и доделать в своем воображении игрушку сам. В русском селе делались похожие куклы-скрутки, они тоже были без лица.

 

В рамках проекта «Мы все разные, но дружные» в данный момент я работаю над оформлением пособий: «Русская изба», «Мини музей сказок Габдуллы Тукая» к  130- летию великого поэта.

Творческих успехов Вам, уважаемые коллеги!

tmndetsady.ru

Занятие кружка "Предметы быта сибирских татар"

Занятие кружка «Моя малая Родина» 5 класс.

Тема « Предметы быта и национальная кухня сибирских татар».

Учитель истории, заведующая школьным музеем Мурзина Н.М.

Цель: Познакомить учащихся с предметами народного быта, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, в труде, были участниками праздников. Обобщить и закрепить представления детей о предметах татарского быта и национальной кухне. Передача опыта мама и бабушек детям.

Развитие универсальных учебных действий

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к малой своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России)

  • Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям;

  • развития познавательных интересов к культуре своего народа

  • ориентация на выполнение моральных норм,

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

• учить понимать татарские традиции;

• активизировать словарь детей новыми словами: «сундук», «урын», «туеса», «экспонаты» и др. ;

• обобщить и систематизировать знания детей об экспонатах музея татарского быта.

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • выдвижение гипотез и их обоснование

  • • развивать поисковую деятельность детей, умение классифицировать музейные экспонаты;

Регулятивные

  • принимать и сохранять задачу,

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Коммуникативные

_ -умение общаться, работать в коллективе

ОБОРУДОВАНИЕ:

• выставка детских работ;

• выставка работ мастера резьбы по дереву;

• слайды с изображением предметов быта;

• сундук – загадка;

• предметы татрского ского быта: деревянные ложки, глиняный горшок, лапти, короб;

• аудиозапись татарских народных песен;

Приглашены старожилы села, бабушки и родители ребят.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

• рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображением предметов старины;

• рассматривание экспонатов народного быта в школьном музее;

• знакомство с мастерами народного творчества: «Декоративно – прикладное искусство. Резьба по дереву»;

• составление рассказов о предметах народно – прикладного искусства;

• художественно – творческая деятельность детей;

• проведение цикла занятий: «Культура и традиции татарского народа», «История нашего села»;

Занятие проводится в школьном музее, присутствуют родители детей, бабушки, старожилы села.

Оборудование: предметы быта татар, национальные блюда, компьютер с проектором.

Ход занятия.

Звучит татарская песня о родном доме.

Стихи о предметах быта рассказывают учитель и дети 1.Учитель

Давным – давно в деревне  Жила одна семья.  Оставила в наследство нам  Большой сундук добра

Его сейчас откроемИ поведём рассказ,Как жили наши предкиВсего лишь век назад.Ученик2. Перед вами утюг, Это бабушкин старый друг.Грелся он в то время на углях,Который был во всех дворах.

Ученик3. Вот старинные кувшины.Сделаны они из глины. Варили в них пищу на целый день,Кушай кашу кому не лень.

Ученик4. Умывались ключевой водицейУтирались рушником. Изо льна его соткали,Украсив вышивкой потом.

Ученик5. Вот кумган– куфшин старинный.В нем напитки подавали.

А вот чайник чугунныйЖажду чаем утоляли

Ученик6. Нежно мама напевалаПесню тихую дитю.Мягко колыбель качалаПод напевну песнь свою.

Ученик7. Это тяпка – мастерица,Рубит мясо, овощи.Заменили в этом веке На процессор стоящий.

Ученик

8. А это вот старинный самовар,Дед с него чаёк пивал.Сделан он был в ТулеИ стоял у бабушки на стуле.

Ученик9. У печи стояли важно,Как стойкие солдаты,Из печи горшочки с кашейТянут железные ухваты.

Учитель

Как можно назвать одним словом эти предметы? (Предметы быта, домашняя утварь).

Тема нашего занятия «Предметы быта сибирских татар»

Совместное обсуждение цели изадач.

Ученик вашего класса Айтмухаметов Денис принимал участие во всероссийском конкурсе «Красота родного края»

Экскурсию в школьном музее проводит Айтмухаметов Денис.

С первого класса я занимаюсь в краеведческом кружке «Моя малая Родина» при школьном музее. В нашем музее собраны экспонаты, рассказывающие об истории сибирских татар, их занятиях, быте. Я хочу рассказать о том, какие предметы быта были у моих односельчан в прошлом.

Давайте узнаем из энциклопедического словаря значение слова «Утварь» - предметы, принадлежности обихода.

(Работа со словарями)

В нашем школьном музее есть макет татарского дома начала 19 века.

 Когда войдешь в дом зажиточного селянина, то увидишь с обеих сторон по комнате: одна из них назначается для гостей и мужчин, а другая - для женщин. Бедные Татары имеют только по одной комнате, в правой стороне жилища. У передней стены находится печь, прочая же часть здания составляет кухню.

 Во внутреннем убранстве дома главенствующее положение имели нары — урын, застеленные самоткаными паласами  — алатурап. Спали на нарах же, застелив их перинами (тушэк) из пера птицы. Беднейшие люди только на время ночи часть этих подушек кладут на пол; а каждое утро они тщательно складывают подушки одну на другую на сундук и покрывают их одеялами, которые шьются из различных материй. Подушки накрывали простыми ситцевыми покрывалами. По краю нар стопками укладывались одеяла (юрган), подушки (ястык), сундуки. Нары заменяли всю необходимую мебель. Лишь у богатых сибирских татар встречалась и другая мебель, например шкафы и стулья, полки для посуды.

На нарах устанавливался невысокий круглый, единственный во всем доме столик для принятия пищи. Он бывает от 10-15 см. вышины и состоит из круглой дюймовой доски, имеющей два фута в диаметре и устанавливающейся на толстой ножке, которая внизу разделяется натрое. Такие столы в домах сибирских татар старшего поколения встречаются и в настоящее время. Посещая старожилов села мне удалось посидеть за таким столом. Для сидения использовались различные скамейки и стулья.

Отапливались жилые дома печами (мейец), с давних времён являющиеся непременным атрибутом жилищ сибирских татар - как хлебопечные, так и отопительные. Комнатная печь, находящаяся за кухней выглядит как шестиугольное или восьмиугольное пространство, суживающееся кверху, обложенное земляными кирпичами и имеющее угловатую или ровную наставку, похожую на купол. Эта печь обмазывается глиной и в топке так же хороша, как печь духовая или жаровая. Устройство татарских печей и кухонь совершенно удовлетворяет всем условиям хорошей печи. Печи татарских жилищ скоро нагреваются и долго держат тепло, потому что окно, обращенное на север, закрывается на зиму деревянною доскою или затыкается подушкою, южное же замазывается, и в комнате всегда сохраняются приятная теплота и здоровый воздух. В последнее время наиболее распространены отопительные печи, совмещённые с плитой для приготовления пищи печи.

Под потолком над хлебной печью устраивалось специальное место - (мауыл), здесь сушили дрова. Вдоль передней и боковой стен к потолку подвешивалась на ремнях чисто выструганная жердь, называемая татарами тоже маул. На такой маул вешали платья, шали, камзолы и другие легкие вещи.

На кухонной стороне к стене прибивались полочки для посуды. В каждом доме имелся большой сундук (сантык), где хранились праздничная одежда и другие более или менее ценные вещи

Окна прорезались небольшими и занавешивались занавесками (тэрэс пэртэ).

В комнате, вдоль карниза, привешивается у стены деревянная полка, на которой хранятся более дорогие предметы. Здесь стоят, например, старые бутылки, кубки, коробки. Вокруг полок, как особое украшение комнаты, висят пряденые, тканые и даже вышитые платки хозяйки дома и её дочерей.

Часть одежды хранилась в сундуках, мелкие предметы - в шкатулках. Постельные принадлежности, в том числе и одеяла в дневное время укладывались в свернутом виде на сундуках в парадном углу. Стены украшались коврами, полы застилались половиками.

Традиционная утварь сибирских татар была довольно разнообразной. Она изготовлялась из дерева, бересты, металла. К деревянной утвари относились маслобойки "кобе", ручные мельницы "кул тирмэн", совки , ступки , сита, корыта для муки , лопаты хлебопечные , различные кадки и бочки , вёдра , колоды для рубки мяса , рогульки для сушки посуды. Предметами домашней утвари из бересты (тус) были туесы для ягод, хранения масла, сметаны и т.д., короба различного назначения. Среди домашней утвари сибирских татар были и металлические изделия. Сюда относятся сковородники, сечки , кочерги и щипцы для углей, а также высокие медные и бронзовые кувшины среднеазиатского происхождения для приготовления чая - танкан и умывания – кумган , медные тазы и пр. С развитием капитализма в быт сибирских татар проникает утварь русского крестьянского населения Сибири и современная фабричная утварь - самовары, чайники, молочники, перечницы и т.п.

В доме есть еще прялка и ткацкий станок.

Выступление старожила села Айбатовой Зайтуны Зайновны. Показ прядения шерсти. Показ скручивания шерсти.

Татарские женщины и девушки прядут руками: они кладут щипаную шерсть в цилиндрический гребень, стоящий на конце трости, которая укреплена на круглой доске: левой рукой они дергают с гребня шерсть, а в правой руке у них веретено в 5 дюймов длины, на верхнем толстом конце которого приделана шпулька , чтобы наматывать нитки. Работающая женщина правой рукой так искусно приводит веретено в кругообразное движение, что шерстяная нитка в 3 фута скручивается. Если эта нитка туго натягивается, то ее отцепляют, и той быстроты, с которой веретено вертелось, достаточно, чтобы готовая нитка намоталась на шпульку. Потом нитку опять зацепляют и снова дергают шерсть из гребня, а большим и указательным пальцем правой руки крутят веретено

hello_html_493402c7.jpghello_html_m4f4d345e.jpg

Урын в современном селе сохранился в доме Каримова Урын в школьном музее

Маннура Сабировича. Я смог посидеть на нем за круглым

столом.

Ученица

Карагай – сама история. ПочтиТак же юн и мудр с времён Батыя.А в меню татаров ты прочти:Эчпочмак и тулма с кыстыбыем,

Куллама,чумар, чельпек, коймак – Только замесить успеют руки – Кош-теле, тутэрма, катлама С маком – смак поваренной науки…

Губадия мёдом залита,Перемяч готов во сне присниться…Не успеешь утром проснуться

Баурсаками полка забита

Учитель. О чем дальше пойдет речь?

Татарская национальная кухня. Так называется номинация конкурса «Красота родного края, в которой принял участие Айтмухаметов Марат.

Экскурсию проводит Айтмухаметов Марат.

Кулинарные традиции татарской кухни складывались не одно столетие. Сохраняя свою самобытность, многое в кухне менялось: она совершенствовалась, обогащалась новыми знаниям и продуктами, о которых татары узнавали от соседей. Несомненно, что на состав продуктов в первую очередь влияли природные условия и не в последнюю образ жизни. Соприкасаясь в своей истории с племенами русичей, марийцев, чувашей, казахов, туркменов, монголов, таджиков татарский народ сумел создать свою вкусную и неповторимую национальную кухню, применяющую широкий набор ингредиентов из различных уголков мира.

Опыт татарских поваров был востребован. Технологию жарения продуктов русские повара переняли у татар. В своей книге Вильям Похлебкин пишет, что при дворе Ивана Грозного жареные блюда готовили исключительно татарские повара, т.к. на том этапе в русской кухне процесс приготовления пищи сводился к варке или к выпеканию в печи.

Изучая традиции татар, я узнал, что в 19 и начале 20 века сибирскими татарами в пищу употреблялись молочные, мясные продукты, рыба, крупы, хлеб и другие виды мучной пищи, в меньшей степени - овощи и фрукты. Большое место в рационе сибирских татар, в особенности зимой, занимало мясо скота (баранина, говядина, конина), которое употребляли как в свежем виде, так и и заготавливали впрок. сушёное баранье мясо "чильга" употреблялось в качестве дорожной пищи, на охоте, во время полевых работ. Любимым мясом у татар всегда считалась баранина, хотя она и не занимала, как у казахов или узбеков, исключительного положения. Наравне с ней готовили блюда из говядины, конины, мяса домашних птиц (кур, уток и гусей). Мясо ели вареным, соленым и вяленым, в виде колбасы (казылык). Заготавливаемая впрок некрупная рыба , например, караси, также вялилась на солнце, нанизанная через жабры на кольцо из ивового прута.

hello_html_520944a3.png Большим разнообразием отличались мучные блюда - они изготавливались как из пресного, так и из кислого теста .  Из мучных блюд татары готовили лепёшки - пэтер, пшеничный и ржаной хлеб, баурсаки - крупные, жаренные в масле кусочки из сдобного теста и другой вид баурсаков - сансу - жаренные в масле длинные ленты теста, пироги с различными начинками, блюда наподобие блинов - коймак, халву - алюва.

 Варили супы: мясной - шурпа, пшённый - тарык урэ, перловый - куцэ урэ, рисовый - корец урэ, рыбный суп, мучные супы из лапши, жидкого теста и поджаренной на масле муки.

hello_html_520944a3.png Употребляли каши, талкан - блюдо из молотых зёрен ячменя и овса, разведённых в воде или молоке.

hello_html_520944a3.png Наиболее распространёнными напитками были чай, айран, частично кумыс, некоторые виды шербета.

Какие продукты применяются в традиционной татарской кухне, как их готовят, чем приправляют и с чем подают, я узнал у старожилов села, а также у моей бабушки Айтмухаметовой Мачиты Мухаметкалыевны, которая славится в селе своей национальной кухней.

В нашей семье всем нравится такие национальные блюда как катык, бал-май (масло с медом), кабартма (лепешки), пельмени и многие другие.

Бабушка готовит кыздырму из говядины, конины, реже из баранины и гуся. Мясо без косточек нарезает на кусочки 2х2 см, приправляют солью и перцем и выставляет на холод примерно на 3 часа. После мясные кусочки обжаривает в небольшом количестве жира, укладывают в банку, заливает растопленным салом или топленым маслом и выставляет на холод. Кыздырму она готовит обычно впрок и едим это блюдо холодным.

Есть в татарской кухне и свои пищевые запреты. Так, по шариату запрещается употреблять мясо свиньи, а также некоторых птиц, например, сокола, лебедя - последние считались священными. Один из главных запретов касается вина и других алкогольных напитков. В Коране отмечается, что в вине, как в азартной игре, есть плохое и хорошее, но первого больше. У нас в семье никто алкоголь не употребляет.

В нашей кухне много молочных блюд. Цельное молоко используем не только мы – дети, пьем, добавляем в чай, а взрослые предпочитают кисломолочные продукты. Из заквашенного топленого молока готовим  катык. Разбавляя его холодной водой, получаем айран - напиток, который хорошо утолял жажду. Из того же катыка готовим сюзмэ (или сьюзмэ) - разновидность татарского творога. Для этого катык наливаем в мешочки, которые затем подвешиваем, чтобы стекала сыворотка. Другой вид творога - эремчек – готовим из молока, в которое при кипении добавля закваску, после чего продолжали кипятить до получения творожной массы. Если продолжить кипятить до полного выпаривания сыворотки, то получится пористая, красновато-коричневая масса - корт - татарский сыр. Корт смешиваем с маслом, варим с медом (кортлы май) и подаем к чаю. Иногда с молока просто снимаем сливки, которые затем кипятим, получем наше семейное лакомство - пеше каймак - топленые сливки.

Бабушка Мачита и мама готовят лапшу токмач, как правило, замешивая на пшеничной муке с яйцом. Умач - тестяные катышки округлой или продолговатой формы. Иногда делаем из круто замешанного теста на основе гороховой с добавлением какой-либо другой муки. Я читал, что есть еще салма и чумар. . Салму готовили из гороховой, гречневой, чечевичной или пшеничной муки. Готовое тесто разрезалось на куски, из которого делали жгутики. От жгутиков ножом или руками отделяли кусочки, величиной с лесной орех и большим пальцем вдавливали середину каждого "орешка", придавая ему форму ушка. Чумар готовили из более мягкого теста, которое разрезали на кусочки около 1 см или запускали в бульон как клецки. Из китайской кухни у татар появилась традиция подавать в бульоне пельмени (кияу пельмэне). Такая традиция есть и в нашей семье. Мне очень нравится это блюдо, вкусно, сытно.

Яhello_html_2fa4f792.jpg убедился, что самое большое разнообразие в татарской кухне по сей день существует в рецептуре выпечки из пресного, дрожжевого, сдобного, кислого, сладкого теста. Символом благополучия и достатка у татар служил хлеб - икмэк, который раньше пекли впрок 2-3 раза в неделю. Бабушка печет хлеб в печке, он –душистый, мягкий, доме становится уютно, хорошо.

Я помогаю маме и бабушке готовить древнее блюдо  бэлеш(или бэлиш) - большой пирог из пресного или дрожжевого теста с начинкой из кусочков жирного мяса (баранина, говядина, гусятина, утятина) с крупой или картофелем. Если бэлеш делали малого размера, то называли вак бэлеш. Часто мы выпекаем  эчпочмак (треугольник) и перемячи - лепешки из дрожжевого или пресного теста с различной начинкой. Перемячи бывают открытыми или закрытыми, жарятся во фритюре или пекутся в духовке. Из дрожжевого и пресного теста пекли пирожки - бэккэны (или букэри). Часто для начинки берем овощи (морковь, свекла), но особой популярностью пользовались пирожки с клюквенной начинкой, так как мы сами собираем клюкву.

Для праздничного стола мы дома готовим  губадию - круглый пирог с высокой многослойной начинкой, в которой всегда есть корт - красный сушеный творог. Такой пирог подаем перед сладким. Из жидкого дрожжевого теста печем  коймак (или каймак, каймаг) - оладьи, которые жарим их на углях, в печи. Готовые оладьи подаем к завтраку с растопленным маслом и обязательно в дни религиозных праздников (гает коймагы). Из крутого теста готовим  кабартму и юку (тонкая лапша из пресного или сдобного теста), а также баурсак и юача, представляющие собой печеные во фритюре шарик из теста и маленький каравайчик. А вот на сладкое к чаю печем изделия из сдобного и сладкого теста: чельпэк, катлама, кош-теле ("птичьи язычки"), каклы- и катлы-паштеты (слоеный и открытый пироги) и, конечно же, чэк-чэк (или чек-чек, чак-чак). Чэк-чэк - блюдо из слепленных медом мелких шариков или полосок сдобного теста, иногда с орехами - гордость татарской национальной кухни. Его подают как особое угощение на свадьбах, торжественных приемах.

Выступление старожилов села, мам, бабушек. Они принесли национальные блюда. Рецепты.Учитель

Сундучок мы закрываем.Память предкам продлеваем.Время поворачиваем вспять.Скоро встретимся опять.

Выводы

Что нового вы узнали?

Рефлексия.

Кому было интересно, понравилось занятие, встаньте вокруг круглого стола.

Кому было скучно, занятие не понравилось, останьтесь на месте.

infourok.ru

Старинные предметы быта - презентация для начальной школы

Презентация на тему: Старинные предметы быта

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Старинные предметы быта Описание слайда:

Старинные предметы быта

№ слайда 2 Прялка, веретено, купель. Описание слайда:

Прялка, веретено, купель.

№ слайда 3 Пря лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Описание слайда:

Пря лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

№ слайда 4 Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель к гори Описание слайда:

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель к горизонтальной донце, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

№ слайда 5 Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. Описание слайда:

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

№ слайда 6 Веретено  — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средст Описание слайда:

Веретено  — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

№ слайда 7 Куде ль — очищенное от костры волокно льна, конопли или шерсть, приготовленные д Описание слайда:

Куде ль — очищенное от костры волокно льна, конопли или шерсть, приготовленные для прядения.

№ слайда 8 Прядение с помощью веретена: a — кудель, b — веретено с намотанной на него пряже Описание слайда:

Прядение с помощью веретена: a — кудель, b — веретено с намотанной на него пряжей, c — пряслице.

№ слайда 9 Пря слице (или пря сло) — грузик в форме диска или невысокого цилиндра со сквозн Описание слайда:

Пря слице (или пря сло) — грузик в форме диска или невысокого цилиндра со сквозным отверстием по продольной оси, применявшийся для утяжеления ручного веретена и крепления пряжи на нём. Пряслица обычно изготавливались из камня. Благодаря малым размерам и прочности пряслица хорошо сохраняются, и их нередко обнаруживают при археологических раскопках

№ слайда 10 Рубель Описание слайда:

Рубель

№ слайда 11 Рубе ль (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские ж Описание слайда:

Рубе ль (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после неё. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица:«Не мытьем, а катаньем».

№ слайда 12 Описание слайда: № слайда 13 Утюги Описание слайда:

Утюги

№ слайда 14 Самым близким предшественником современного утюга была жаровня с углями. Выгляде Описание слайда:

Самым близким предшественником современного утюга была жаровня с углями. Выглядела она практически так же, как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли и такой своеобразной «сковородой» начинали водить по одежде.

№ слайда 15 На смену жаровне с ручкой пришел паровой утюг. Угли в нем помещались внутрь корп Описание слайда:

На смену жаровне с ручкой пришел паровой утюг. Угли в нем помещались внутрь корпуса и закрывались крышкой, а сверху, для лучшей тяги, пристраивали трубу. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Размахивая таким утюгом вперед и назад, усиливали вентиляцию. Эти утюги не отличались удобством и безопасностью: искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки.

№ слайда 16 Описание слайда: № слайда 17 Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чт Описание слайда:

Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь уже остывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение для мышц рук.

№ слайда 18 У нас такие утюги известны с XVII века, а на Западе, скорее всего, еще раньше. П Описание слайда:

У нас такие утюги известны с XVII века, а на Западе, скорее всего, еще раньше. Первое письменное свидетельство наличия в обиходе утюгов датировано 10 февраля 1636 года. В книге расходов царского двора отмечено: «Кузнецу Ивашке Трофимову выдано 5 алтын, а он за те деньги заделал в царицину палату утюг железный». В XVIII веке уже было налажено промышленное производство «духовых» утюгов: их производили Демидовский и некоторые другие литейные заводы.

№ слайда 19 Самые простые утюги — нагревательные. Перед употреблением чугунные монолиты разо Описание слайда:

Самые простые утюги — нагревательные. Перед употреблением чугунные монолиты разогревали в печи. Утюги для ткани весили по разному- от одного до 10 килограммов.

№ слайда 20 Чугунный утюг разогревался очень долго — не менее 30 минут, а горячим его невозм Описание слайда:

Чугунный утюг разогревался очень долго — не менее 30 минут, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Поэтому вскоре такие утюги усовершенствовали: их стали делать пáрными — с одной съемной ручкой на два чугунных основания. Пока одним гладили, второе основание нагревалось, так что процесс глажки заметно ускорялся.

№ слайда 21 Русская печь Описание слайда:

Русская печь

№ слайда 22 Из-за такой конструктивной особенности высокая температура может сохраняться час Описание слайда:

Из-за такой конструктивной особенности высокая температура может сохраняться часами без дополнительной протопки. Для приготовления пищи – идеальный вариант. Основная особенность русской печи – тоннелеобразное горнило, варочная камера, которая разогревается до 200 градусов С.

№ слайда 23 Русская печь (битая печь).   1 – чело; 2 – припечек; 3 – опечек; 4 – печурка; 5 Описание слайда:

Русская печь (битая печь).   1 – чело; 2 – припечек; 3 – опечек; 4 – печурка; 5 – залавок длинный ящик с подъемной крышкой для хранения продуктов, посуды; 6 – ухват.

№ слайда 24 Так как труб ещё не придумали, то топить такую печь приходилось «по-чёрному», то Описание слайда:

Так как труб ещё не придумали, то топить такую печь приходилось «по-чёрному», то есть дым, заполнив помещение, выходил через верхний притвор входных дверей, а холодный воздух от порога поступал внутрь дома. Потом догадались прорубать отверстие в стене над печью. Когда печь не топилась, отверстие это затыкалось (заволакивалось) деревянными заслонками, вследствие чего и получило название волокового окна.

№ слайда 25 Русская печь с кирпичной трубой называется «белой». Конструкция оказалась столь Описание слайда:

Русская печь с кирпичной трубой называется «белой». Конструкция оказалась столь удачной, что с момента возникновения принципиально не менялась, особенно в деревне. Усовершенствовались лишь отдельные её показатели. Для городского обихода, где печь выполняла более отопительные функции, нежели кулинарные был придуман эконом-вариант. Стены выкладывали в пол-кирпича, это позволило увеличить скорость прогрева, уменьшив, соответственно, период теплоотдачи.

№ слайда 26 Ухва т или рога ч — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палк Описание слайда:

Ухва т или рога ч — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата — рогач.

№ слайда 27 Описание слайда: № слайда 28 Кочерга — инструмент из железа или другого огнестойкого материала. Используется Описание слайда:

Кочерга — инструмент из железа или другого огнестойкого материала. Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.

№ слайда 29 Серп (др.-русск. сьрпъ) — ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Обы Описание слайда:

Серп (др.-русск. сьрпъ) — ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Обычно используется для уборки зерновых культур (жатва хлебов) и резки трав (при заготовке фуражных кормов для скота). Состоит из сужающегося, закруглённого лезвия и короткой деревянной рукояти.

№ слайда 30 Работающий серпом приводит его в действие одной рукою, другой придерживая срезае Описание слайда:

Работающий серпом приводит его в действие одной рукою, другой придерживая срезаемые растения. Обычно используется при уборке небольших участков; широко употребляется в огородничестве и цветоводстве.

ppt4web.ru

Жилые комнаты.Предметы быта крымских татар

В ходе этнографической экспедиции 1925 года были тщательно изучены типы жилищ крымских татар в Старом и Восточном Крыму и на Керченском полуострове.А также экспедицией Бахчисарайского музея 1927 года.

 

 

anaurt.com

Крым 2011.Часть 13: Забытый в Бахчисарае - 4. Жилые комнаты.Предметы быта крымских татар

И снова мы гуляем по дворцу в Бахчисарае.Сегодня мы заглянем в жилые комнаты,познакомимся с предметами быта крымских татар и узнаем,почему всё-таки забытый в Бахчисарае.

В ходе этнографической экспедиции 1925 года были тщательно изучены типы жилищ крымских татар в Старом и Восточном Крыму и на Керченском полуострове.А также экспедицией Бахчисарайского музея 1927 года.

В результате проведённых работ были установлены следующие типы жилищ:

1. "Чит" - дом со стенами плетёнками.

2."Чатма" - дом типа северных бревенчатых изб.

3. "Сантрач" - фахверковый,дом из камня бута.

Внутри жилища крымских татар состояли из комнат для мужчин,женщин и кухни.

Священные книги

Портреты написаны художниками по памяти,так как с натуры рисовать было нельзя.

Восточная поссуда из коллекции Бахчисарайского музея сформировалась на основе вещей, поступивших из имущества дворца ханов, охотничьего дома Ф.Ф.Юсупова в селе Кокозы, экспонатов, собранных сотрудниками музея.Это работы мастеров Ирана,Турции,Крыма XVIII - начала XX века.

Талантливые художники и вышивальщицы передавали свои навыки и секреты мастерства по наследству,разрабатывали для односельчан эскизы орнаментов в народных традициях.

Комната невесты убрана как в первый день свадьбы.

Платан,видевший Пушкина

А в конце экскурсии нам дали совсем немного свободного времени.Прохаживался по дорожкам дворца.А впереди меня шла девушка не из нашей экскурсии.И вдруг она начала оседать.Я успел её подхватить и на скамеечку посадить.У меня с собой как раз только что купленная бутылочка с холодной водой была.Ну я её на девушку и вылил,да по щекам похлопал.Вобщем всё нормально,в себя пришла.Потом сказали,что это вообще самый жаркий день был.Сказал,чтобы она своему экскурсоводу позвонила.Пока её экскурсовода дождался, с рук на руки передал, выхожу...А моей экскурсии-то и след простыл, уехали.Я,руководствуясь древней заповедью туриста, где забыли там и оставайся, стал ждать.

Через сорок минут я понял, что забыли обо мне навсегда.Но следующую точку маршрута я знаю - Чуфут-Кале.Спрашиваю продавщицу воды и мороженого,как туда добраться.Она посоветовала маршрутку.Сказал спасибо,купил ещё водички в дорогу,сел на маршрутку.Началась погоня...

Продолжение следует...

Начало путешествия по Крыму:

http://tushinetc.livejournal.com/100520.htmlhttp://tushinetc.livejournal.com/100282.htmlhttp://tushinetc.livejournal.com/99631.htmlhttp://tushinetc.livejournal.com/98763.htmlhttp://tushinetc.livejournal.com/98296.htmlhttp://tushinetc.livejournal.com/97216.htmlhttp://tushinetc.livejournal.com/96440.htmlhttp://tushinetc.livejournal.com/95093.htmlhttp://tushinetc.livejournal.com/93936.htmlhttp://tushinetc.livejournal.com/93426.htmlhttp://tushinetc.livejournal.com/92767.htmlhttp://tushinetc.livejournal.com/92566.html

tushinetc.livejournal.com

Атрибуты татарского ислама

Атрибуты татарского ислама

Татары исповедуют ислам уже более тысячи лет. Эта религия определяет их нравственный и духовный облик. Ее устои пронизывают все сферы бытия, общественные и семейные отношения, обычаи и традиции. Сила веры вдохновляет истинного мусульманина на благие деяния и удерживает от греховных поступков.

На сегодняшний день Казань по праву является одним из крупнейших мусульманских центров России. Но так было далеко не всегда. Все помнят, какой тернистый путь довелось пройти традиционному вероисповеданию татарского мира. В его истории были и расцветы, и периоды забвения. Однако, несмотря на государственные и политические изменения, современные жители Татарстана помнят, чтят и следуют религии, унаследованной от своих предков.

Новый виток развития ислама в культуре татарского народа наступил на рубеже XIX-XX веков, что достаточно ярко отразилось в быту и предметах обихода целого народа. Об этом нам рассказал Ильнур Газизуллин, этнограф, старший научный сотрудник отдела фондов Национального музея РТ.

Предметом пристального изучения с точки зрения слияния религии и национальности стала выставка «Золотые руки мастеров», рассказывающая о традиционных на протяжении многих веков промыслах татарского народа: ювелирном искусстве и золотом шитье, кожаной мозаике, тамбурной вышивке и закладном ткачестве, деревообработке и валяльно-войлочном промысле.

Выставка Золотые руки мастеров

Глядя на старинные предметы татарского народа, невольно вспоминаешь, что в далеком 922 году волжские булгары, предки татар, официально приняли ислам. С тех пор ислам стал играть важную, где-то даже определяющую роль в жизни целого народа. За это время у татар сформировался определенный круг предметов, атрибутов, продиктованных канонами религии и историей, особенностями окружающей среды и внешними веяниями.

Шамаиль – первое, что ты видишь, заходя в дом татарской семьи. Шамаиль – это изречение из Корана, которое вешали на стены, крепили на почетном месте или над входом в дом. Искусство шамаиля распространено по всему миру, однако для татарского народа характерно выполнение на стекле с использованием фольги. Это позволяло создать эффект загадочности и объемности изображения. Отметим, что в отличие от православных икон, на шамаилях нельзя найти изображений людей или живых существ, лишь арабские букву, переходящие в завораживающий орнамент, изображения святых для каждого мусульманина мест.

Раз уже речь зашла об убранстве татарского дома, то здесь следует отметить и разделение на мужскую и женскую половины, отсутствие изображений людей и живых существ (отдельно стоит говорить о фотографиях). Висевшие на стене часы позволяли точно определять время намаза, а для омовения за печкой всегда находился таз и кумган. Кумган – специальный медный или металлический сосуд с ручкой, носиком и крышкой.

Кумганы применялись для совершения ритуального омовения. Тазы применялись уже для полного омовения. В основном они были медные, в диаметре до 1 метра, а высотой – до 20 см. Как отметил наш собеседник, тазы бывают трех видов: классические, деревенские и универсальные. Салфетки и полотенца, используемые после малого и полного омовений, отличались наличием национальной вышивки.

Ни один татарский дом не обходится без намазлыка – молитвенного коврика, рассчитанного на одного человека. При совершении намаза коврик кладется в направлении на Кыйблу. Часто можно было встретить намазлыки с вышитым текстом, которые нередко вешались в качестве украшения, разделяющего женскую и мужскую половины дома. Вышивка делалась тамбурным швом, присутствовал растительный орнамент, изречения из Корана.

Стоит отметить простоту и убранство дома, отсутствие нехаляльной пищи на столе, накрывание еды салфеткой и отсутствие грязной посуды («если стол не чист, ангелы складывают крылья»).

Наиболее ярко влияние ислама можно увидеть в одежде. Давайте обратим более пристальное внимание на костюм муллы. Он состоит из рубахи с воротником-стойкой, штанов с широким шагом, чапана, чалмы, посоха и четок. Нельзя недооценивать роль муллы в мусульманской общине: он был и духовным пастырем, и грамотным писарем. 

Для муллы посох имел огромное значение: на него он опирался при произношении пятничной проповеди, при которой она играла роль перегородки между муллой и паствой, и символ добровольного принятия местным народом ислама в отличие от восточных стран, где духовные лица опираются на саблю, висящую на поясе.

Отдельного внимания заслуживает чалма. Человек всегда должен помнить о смерти и быть готовым к ней в любую минуту. Длина чалмы составляет 8 метров, что вполне хватает для похорон согласно исламским канонам. Иногда для сохранения чалмы в целости и защиты ее от пыли использовались футляры. В фондах Национального музея можно увидеть единственный подобный экземпляр. Футляр представляет собой стеклянный многоцветный восьмигранник с металлическими гранями и откидной крышкой.

Старание соответствовать канонам ислама можно найти и в одежде недуховных лиц. Так, к примеру, татарские женщины носили широкие платья, обязательно покрывали голову платком. С течением времени можно наблюдать отступление от некоторых требований религии – платок сменился калфаком, который из года в год становился все меньше и меньше, в итоге превратившись в декоративную заколку.

Веяния ислама можно проследить и в украшениях, которые разрешалось носить девушкам. Богатые татарки носили с собой миниатюрные коранницы, спрятанные в серебряные футляры и обернутые в три слоя кожи. Частенько на коранницах можно было заметить нанесенные надписи – имя хозяйки или изречение из Корана. Стоит также отметить использование всевозможных серебряных украшений для прикрытия вырезов на платье. До сих пор, кстати, в татарских деревнях можно увидеть, как бабушки прикрывают платком рот, разговаривая с чужим мужчиной.

Для мужского населения обязательным атрибутом в одежде являлась тюбетейка. Вообще хочется отметить разнообразие мужской одежды: для деревенского жителя это были рубаха с воротником-стойкой, казакин, штаны с широким шагом и сапоги, для рабочего – лапти и обязательно тюбетейка, для городского жителя – рубаха, воротник-стойка, сюртук или жилет. Таким образом, мы можем наблюдать смешение в стиле одежды восточных и западных традиций. Одна тонкость – запрет ношения шелка и золота. Поэтому можно найти лишь серебряные печатки, на которых обычно было выгравировано имя хозяина или отрывки из Корана. Часто такие печатки можно встретить на старинных книгах и документах, что является своеобразным знаком собственности.

Небольшим послаблением в части религии стали ичиги. В исламе есть оговорка: если человек не имеется возможности сделать омовение ног (медицинские показания, путешествие, погодные условия), то в таком случае дозволено использовать читек. Таким образом «мэсех» совершается тремя пальцами, которыми надо провести по ичигам. Длительность сохранения тахарата – до 24 часов.

Это лишь малая часть предметов, по которым можно проследить проникновение ислама в татарскую культуру. Этот круг своеобразен, специфичен и наиболее ярко отражает историю татарского народа. Через одежду и предметы быта показывается, какую роль в материальной и духовной культуре татар Поволжья сыграл ислам.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru