Подписка на рассылку
ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ
Сегодня получила платье от Виктории Бекхам. Размер подошёл, но длину чуть-чуть укорочу, т.к. люблю по-короче. Качество отличное. Доставка тоже порадовала, пришло уведомление на 7 день, получила утром на 8 день. Куда хотела в нём пойти - пойду, всё успели, не ожидала, что так быстро получится. Очень сомневалась, но зря. Спасибо!!!
|
Виды росписи посуды: гжельская, городецкая, жостовская, хохломская. Художественная роспись. Хохлома рисунок тарелкаХохломская тарелка в технике "пластилиновая роспись"Пластилин JOVI – просто уникальный материал, он настолько мягкий и пластичный, что не только лепка, но и рисование им – удовольствие! В этом мастер-классе от компании по творческому развитию ребенка Мастерская детства мы покажем даже не рисование, а самую настоящую роспись пластилином. И сделаем красивую и нарядную пластилиновую тарелку «под хохлому». Материалы: Пластилин Jovi, бумажная или пластиковая тарелка, лак, стеки Приступаем к работе. 1. Делаем фон. Размазываем по тарелочке черный пластилин тонким слоем. Узкую полоску по краям делаем контрастной – желтой Стеком или карандашом наносим контур будущего рисунка. Это может быть все что угодно! С малышами можно делать простые узоры, геометрические фигуры, буквы, цифры, грибочки, цветы )) Мы делаем характерные для хохломы растительные мотивы Берем цветной пластилин и постепенно наносим его на рисунок, «заполняя» намеченные контуры. Точно также заполняем весь намеченный рисунок пластилином разного цвета Когда рисунок готов, стеком или карандашом добавляем детали - прожилки в листочках. Покрываем тарелку водно-акриловым лаком и оставляем сушиться. Теперь она станет блестеть как настоящая хохломская! stranamasterov.ru Хохлома: посуда со «славянской душой» (20 фото)Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в дизайне интерьеров.Обращаться на почту [email protected].11.10.2017 Русская культура прекрасна во всех отношениях. Художественное творчество всегда олицетворяло богатство души каждого славянина, а стилистика и оригинальные приемы некоторых направлений актуальны до сих пор. Для ценителей исконно русских мотивов и всех, кто ищет оригинальные идеи для домашнего рукоделия, хохломская роспись является и источником для вдохновения, и подручным пособием, как преобразовать совершенно любую вещь в настоящее произведение искусства. ОписаниеХохломой называют русский народный промысел, который зародился в средине XVII века в Нижнем Новгороде. Сегодня это образец богатого орнамента, который смотрится органично и стильно в самых разных интерпретациях. Старинное предание гласит, что когда-то в лесах неподалеку от Нижнего Новгорода на берегу реки жил один человек. Никто не знал, кто он и откуда, но все знали, какие чудные росписи он мог делать так, что простая посуда или предметы быта казались сделанными из чистого золота. Царь, узнав о таком умельце, послал гонцов, чтобы они отыскали мастера и привели его служить во дворец. Поиски длились долго, но человека этого так никто и не нашел. Однако у мастера были ученики, которые продолжали его работу. Так в каждом доме новгородцев было немерено сокровищ с витиеватыми рисунками, популярными и сегодня. Какие предметы можно украшать росписьюСогласно старинным обычаям расписывают вещи домашнего обихода, посуду, некоторые элементы самого дома. Орнаментом украшают как праздничный декор, так и повседневный вариант. Чаще всего роспись встречается на таких атрибутах:
Исконно русские традиционные мотивы актуальны и сегодня. На пике популярности можно встретить совершенно нетрадиционные вещи с росписью «хохлома». Фактически любая поверхность может стать основой для смелых дизайнерских экспериментов в этническом стиле: от домашнего текстиля и панелей домашней бытовой техники до аэрографии на автомобилях или рисунках боди-арт и тату. Виды росписиСегодня посуда под хохлому – наиболее популярный вариант использования русских мотивов в интерьере. Интересные изделия можно купить в магазине или сделать своими руками. Существует два основных типа росписи в хохломском стиле:
Верховая роспись делается пластичными мазками на поверхности, которую предварительно пролуживают. Мастер изначально наносит рисунок черной или алой краской на фон будущего изделия. Существует три формата орнамента. «Травинки»Изображают осоку, белоус, луговик, используя завитки и различные по интенсивности и характеру нанесения мазки. Общий фон дополняют мелкими ягодками, колосками и серебристыми переливами, которые обогащали фон. «Под листву» или «под ягодку»Мастера работают крупными жирными мазками, посредством которых изображают овальные листья и ягодки. Чаще всего рисуют ромашки, виноград, землянику, ягоды смородины и калины, колокольчики, клюкву и крыжовник. «Пряник»Это геометрическая фигура, состоящая из ромба или квадрата и центральным элементом в виде солнца. Этот тип росписи самый условный и простой. Встречаются узоры, где применяется только один тип рисунка. Самые богатые и сложные орнаменты содержат в себе сразу все типы рисунка. Фоновые мотивыФоновая хохлома – это сочетание черного или красного фона с золотым узором. Для письма такого рода характерны следующие художественные приемы:
Золотая хохлома смотрится наиболее эффектно, когда золотые орнаменты комбинируются только с черным и красным цветом. Фоновую роспись не дополняют другими тонами. Общие понятия технологииИзначально мастера делали грубые заготовки из дерева. В простонародье это занятие называли «бить баклуши». Излишек древесной породы снимали резцом, придавая заготовке нужную форму. Изделия грунтували вапой (глиной). После грунтования заготовки должны подсохнуть, как минимум 6 часов. Затем предметы покрывали льняным маслом. Обычно мастера не скупились и обрабатывали будущие предметы декора и быта несколькими шарами олифы. Следующий этап – интенсивное лужение. Поверхность заготовки активно обрабатывались алюминиевым порошком. Теперь изделие готово к непосредственной росписи. Для работы применялись именно масляные краски. Основные цвета: красный и черный. Чтобы орнамент был более динамичным, а сама композиция живее, иногда использовали дополнительные оттенки: коричневый, светло-зеленый, желтый, молочный. Как только рисунок был готов, изделие покрывали толстым слоем лака. Затем на протяжении 4 часов происходила закалка в печи (температура достигала 160 градусов и выше). Как сделать русскую роспись своими руками?Расписанная собственноручно посуда будет источать особый шарм. Сделать эксклюзивное изделие сможет и новичок. Однако перед тем как приступать к декору подобранных изделий, лучше потренироваться на обычной бумаге или ватмане. Для первых уроков лучше вооружиться простой кисточкой и любыми красками. На бумаге можно пробовать изображать традиционные флористические мотивы, плавно переходя к более сложной анималистике. Первые попыткиКогда техника будет немного отточена, можно приступать к практической части. Для начала стоит подобрать простые изделия с ровной поверхностью. Наиболее удобными в работе считаются такие предметы:
Пожалуй, самый лучший вариант для старта – кухонная доска. Если первый опыт будет удачным, она станет эффектным дополнением к интерьеру на кухне. Также важно помнить, что деревянная посуда более удобная в работе. А вот для пластика, шелка и других специфических фактур следует подбирать не только специальные краски, но и предварительно обрабатывать саму поверхность, которая будет разрисовываться. О материалахОт необработанного дерева излишне грубой фактуры и фанеры лучше отказаться. На полотне не должно быть никаких впадин, зазубрин и прочих дефектов, иначе получится неаккуратная хохлома, посуда для декора также должка быть изначально качественной и удобной для нанесения рисунка. Проще всего приобрести в магазине готовый набор для изделий. Обычно он состоит из подготовленной основы и набора красящих веществ, а также набора кистей для рисования. Выбор рисункаГлавное правило для новичков: начинать с простых рисунков, постепенно усложняя орнамент. Самые простые «травинки» и «листики» можно потом дополнить ягодками, гроздьями винограда, веточками ивы.На следующем этапе, когда рука уже набита, можно попробовать изобразить при помощи завитков райскую птицу или петушка. Самый простой способ подобрать, что же изобразить на посуде, отыскать в интернете пару рисунков для примера. Красочные картинки вдохновят и позволят собственными глазами просмотреть интересные комбинации цветов и принцип работы с элементами. Декорируя посуду или любые изделия, можно с пользой и удовольствием провести свободное время. Готовые изделия используют как декор в доме или преподносят в качестве оригинального подарка близким и знакомым. Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них roomplan.ru посуда, достойная царского стола – Ярмарка МастеровЗа окошком осень, и самое время вспомнить о замечательном, очень «осеннем» народном промысле — хохломской росписи.Хохломская роспись — уникальное явление в мировой культуре. Этот стиль росписи деревянной посуды исконно русский, нигде в мире более неповторяющийся! Хохломская роспись зародилась в Заволжье, а свое название получила по одному из сел Нижегородского округа — Хохломы. Во второй половине XVII века после церковных реформ очень много старообрядцев искало убежища в этих местах. Среди них были иконописцы, благодаря которым и появилась хохломская роспись. При росписи икон использовалась такая технология: чтобы окрасить фон в золотой цвет, мастера использовали не золото, а более дешевый порошок серебра. После росписи икону покрывали льняным маслом и запекали в печи, в результате чего фон становился золотого цвета. Вот такая алхимия! Подобную технологию мастера стали испольовать в хохломской росписи, только вместо серебра брали порошок олова (а в настоящее время — алюминия) , но результат тот же — изделие становилась солнечно-золотым. Поистине, посуда, достойная царского стола, но доступная и простым людям! Основные цвета, используемые в хохломской росписи: золотой, черный и красный. Иногда эти цвета дополняют зелёным, коричневым, оранжевым, желтым. Мотивы, используемые в росписи, в основном природные: это травы, цветы, ягоды, У верховой росписи есть несколько разновидностей, вот так называяемая «травная роспись» — самая простая из хохломской: А это роспись «под листок», «под ягодку»: Вот такая верховая роспись называется «Пряник» или «Рыжик» и символизирует солнце: Фоновая же роспись выполняется так: мастер черным или красным цветом прорисовывает контуры композиции, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихами детали. Это очень трудоемкая работа! К фоновой росписи относится вид композиции, которая называется «кудрина» — причудливые узорчатые листочки, цветы и плоды: Для меня было открытием, что бывает ещё и зелёная хохлома. Делают такую роспись на предприятии «Хохломская Роспись» города Семенова, Нижегородской области. Говорят, что когда-то на это предприятие приезжала Людмила Зыкина и попросила сделать для себя что-нибудь с её любимыми цветами — ландышами. В её просьбе ей не отказали, а потом и запустили этот вариант росписи в массовое производство. И ведь какой замечательный узор получился! Спасибо Людмиле Георгиевне Зыкиной, что вдохновила мастеров на создание нового стандарта хохломы. Очень приятно и радостно, что такой древний и уникальный народный промыслел не только процветает по сей день, но ещё и гармонично развивается! И, напоследок, вот такой шедевр современной хохломы: Спасибо за внимание! Надеюсь, вам понравилось. Мне будет очень приятно, если поддержите меня лайком :) www.livemaster.ru Гжель, городецкая, хохломская, жостовская, мезенская роспись, лаковая миниатюра в Федоскино и Палехе.Всегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов. Золотые чаши. Хохломская росписьЗолотые чаши. Хохломская роспись Золотые чаши. Хохломская роспись Золотые чаши. Хохломская роспись Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла. Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой». После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые. В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции. Снежный фон и синие узоры. ГжельСнежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи. Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета. Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид. Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюраСветящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки. Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития. На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз. Три мира узоров. Мезенская росписьТри мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: open-collection.com Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье. Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток. Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии. «Здесь живут подносами». Жостовская роспись«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru «Здесь живут подносами». Жостовская роспись «Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность. Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра. «Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне. Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая росписьКонь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера. Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок. Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце. «Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su «Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru «Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские. Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже. Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан. «Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина… Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве». www.culture.ru Занятие 4. Хохломская тарелка (Роспись гуашью) - РИСОВАНИЕ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - Каталог файловПрограммное содержание. Расширять представления детей о хохломском промысле и его особенностях. Учить детей составлять узор в соответствии с формой основы. Учить подбирать краски, подходящие к цвету фона. Упражнять в рисовании элементов хохломской росписи. Развивать художественный вкус. Демонстрационный материал. Хохломские изделия: миски, солонки, ковши, кружки, вазы, ложки; образцы элементов хохломской росписи. Раздаточный материал. Бумажные круги, заранее тонированные детьми гуашью желтого цвета, тонкие кисти, гуашь красного, черного и зеленого цветов, баночки с водой, тряпочки, палитры. Расскажите детям, что раньше посуда, из которой люди ели, была деревянной. В основном ее вырезали из липы. Миски, кружки, ложки, тарелки обмазывали глиной и покрывали олифой (льняным маслом) и несколько раз сушили, иначе от горячей еды посуда бы потрескалась. После этого деревянная посуда становилась «золотой». Затем изделия расписывали черной, красной, зеленой и желтой красками. Вместе подумайте, почему этот промысел называется хохлома (по названию села Хохлома). Рассмотрите с детьми хохломские изделия и обратите внимание на травно-растительный орнамент из цветов, листьев, усиков, завитков, капелек. Все элементы рисуются сразу кистью, легкими движениями. Покажите детям приемы рисования осочек (концом кисти сверху вниз), травинок (расширяющимися мазками), капелек (примакиванием), усиков (тонкими линиями, заворачивающимися в спирали), завитков (тоже спираль, но с нажимом). Узор состоит из вышеперечисленных элементов, а также ягод (рябины, малины, клубники, вишни, смородины, крыжовника), листьев и цветков, соответствующих ягодам. Ягоды рисуются концом кисти или печаткой-тычком. Раздайте детям шаблоны тарелок и предложите самостоятельно украсить их хохломской росписью. Закончите занятие отрывком из стихотворения Е. Седовой: Маленькие ягодки, Спелые и вкусные, По большой тарелочке Рассыпались, как бусины. xn----7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai гжельская, городецкая, жостовская, хохломская. Художественная росписьЕще с древних времен человек обращал внимание на красоту природы. Желание украсить свой примитивный быт и сделать его уютным привело к тому, что жилище стали украшать разными природными элементами. Это были шкура животного под ногами, рисунки на стене, цветные камни, сияющий метал и многое другое. Века спустя стали раскрашивать тарелки, ложки, миски. В каждой области появились свои виды росписи посуды. Виды стилейМастерство украшать свои дома возникло почти одновременно с развитием культуры людей и имеет свои отличительные стороны, свойственные для отдельных областей:
Воображение наших предков не знало границ, но отличия в рисунках все-таки очевидны. Каждая область имеет своеобразный орнамент и почерк. Возникновение хохломской росписиВозле старых заволжских лесов подле реки Узолы расположены русские деревни – Хрящи, Кулигино, Семино, Новопокровское, Хохлома. Посуда, расписанная разными золочеными рисунками, берет свое начало именно отсюда. К сожалению, точно установить начало появления хохломской росписи не удается. Ведь вся посуда изготавливалась из дерева, быстро изнашивалась, выбрасывалась либо кидалась в печь, как обычное полено. До нашего времени дошли изделия XIX века. Но, судя по историческим бумагам, промысел возник в XVII веке. Неповторимая техника хохломы - по золотой основе исполняется роспись черной краской и киноварью - встречается в древнерусском искусстве. Особенности хохломской росписиУ мастеров есть свой секрет, как «озолотить» кухонную утварь. Нехитрый способ покрытия посуды золотом дожил до наших времен:
Считается, что этот способ окрашивать посуду принадлежит старообрядцам. Раньше в глухих деревнях было много беглых людей, терпевших гонения за «старую веру». Среди них были мастера иконописцы и книжной миниатюры. Узоры ХохломыНедорогую посуду для обихода можно узнать сразу. Она исполнялась специальными штампами из гриба дождевика или фетрового кусочка ткани, узоры получались элементарными, но не теряли своей красоты. На таких изделиях видны многочисленные ромбики, спирали и листики. Посуду подороже раскрашивали более искусно. Композиции создавались кистью от руки. Тут уже труда гораздо больше. Мастера вырисовывали: Так создавались расписные ложки, тарелки, кружки и многое другое. Главные цвета, характерные для хохломской росписи, – красный (киноварь) и черный (сажа). Но чтобы рисунок ожил и расцвел, на изделия добавляли коричневый, зеленый, голубой, оранжевый и желтый оттенки. Виды росписиПостепенно из предметов обихода изделия Хохломы стали сувенирными подарками или украшением, причем недешевым. Существуют основные виды росписи посуды:
На посуде могут быть самые разные виды орнаментов:
Хохлома - удивительное произведение искусства, несмотря на темные цвета, от нее исходит тепло и радость. История жостовской росписиЕще одним из известных видов росписи посуды является жостовская роспись. Славится она тем, что почти два столетия украшают одну вещь – это поднос. Деревня Жостово расположена в Мытищенском районе под Москвой. В XVIII веке на Урале, где построены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Верх-Нейвинск, Невьянск), возник промысел - металлические расписные подносы. Рождение такого промысла под Москвой было вызвано некоторыми важными факторами:
Изделия выполнялись в деревнях под Москвой – Троицком, Новосельцеве, Осташкове. Только в деревне Жостово мастерских насчитывалось 22. Предметы были очень красивыми. На них изображались пейзажи, зимние тройки коней, летние прогулки, чаепития за столом. Но, к сожалению, эти вещицы оказались хрупкими и непрактичными. Появление жостовских железных подносовОсип, сын Филипа Вишнякова, решил больше не изготавливать папье-маше, а взялся за производство железных подносов. Как раз возрастал спрос на подносы. Они использовались как для украшения интерьера, так и по прямому назначению. Жостовские подносы были замечены в питейных заведениях, знаменитых чайных домах Москвы, трактирах, гостиницах и купеческих домах. Коллекции испанских и британских королей могут похвастать наличием жостовских подносов. Спрос рождает предложение, и в 1960 году была основана фабрика жостовской росписи. Секреты мастерстваНаблюдая за долгим и кропотливым процессом, можно заметить, как мастера и по сей день соблюдают старинную технику выполнения.
Жостовские подносы существуют много лет, но среди них нет ни одного, похожего на другой. Особенности росписиФон обычно выбирается черный, в редких случаях красный, синий или зеленый. Художник разрисовывает сразу несколько подносов. Основным направлением является цветочный букет, в котором поочередно нарисованы небольшого размера полевые цветы и крупные садовые. Узоры рисуются разведенным в прозрачном лаке или скипидаре золотым порошком или гульфаброй – белой краской, смешанной с лаком, ее присыпают алюминиевой пудрой. По значению подносы делят на две группы: для украшения интерьера и для бытовых целей. Городецкая росписьОтносится к одному из русских видов росписи посуды. Городецкая роспись берет свое начало в XIX веке около города Городец в Нижнегорском Заволжье, что на левом берегу Волги. Это древний русский город-крепость. Все началось с прялок, особенностью которых были донце и гребень. Кареты, барыни, всадники, солдаты, собаки - все это украшало донца прялок. Фигурки вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее отверстие. Городецкая роспись формировалась 50 лет. Расписывались детские каталки, стулья, короба. Пик развития промысла пришелся на 1990 год. Мотивы росписиСамые распространенные элементы городецкой росписи – цветы и животные. От таких изображений веет уютом и покоем. Расписные ложки, мебель и посуда в городецком радостном стиле освежали и оживляли интерьер. Цветочная роспись в исполнении самая простая. Выделяют несколько типов орнамента:
В цветочной росписи встречаются изображения птицы и коня. Обычно они нарисованы внутри цветочной гирлянды. Элементы городецкой росписи нашли свое место и в крупных вещах: панно, санях, блюдах и шкатулках. Изображения могут быть самые разные: лихие всадники, сценки с чаепитием, красивые птицы, симпатичные девушки с собачками, экзотические львы и барсы. Чаще всего встречается гордый конь или воинственный петух. Способ выполненияТехника художественной росписи отличается тем, что выполняется прямо на основе из дерева. Основа грунтуется разными цветами – ярко-синим, сочным зеленым, глубоким красным. Кистью расписывается предмет без предварительного эскиза. Художник меняет нажим кисти: то широким мазком, то кончиком, вырисовывая очередной шедевр. История ГжелиОдин из старинных гончарных районов включает в себя около 30 деревень. Называется он Гжель. Располагается под Москвой у речки Гжелки. В этих местах обнаружены богатейшие залежи глины. О Гжели упоминается первый раз в письменных документах, датируемых 1339 г. Это была прибыльная волость и являлась собственностью князей и царей. В XVIII веке Гжель превратилась в российский центр изготовления майолики. Столетие спустя Гжель стала производить полуфаянс, расписанный кобальтом и покрытый прозрачной глазурью. Ближе к XX столетию гжельские мастера выполняют шедевры из тонкого фаянса и фарфора, украшая его растительно-геометрическими узорами. Тематика рисункаВ расписной посуде Гжели отражаются события, происходящие в городской и деревенской жизни, а также природные явления. Рисунки разделяются на три основных группы:
Гжель – это целое стилистическое направление, а не только узоры. Используется в производстве керамики, при оформлении дизайна одежды и интерьера. Вот таким чудным образом возникают, «как сказочные птицы», и разлетаются по всему земному шару гжельские шедевры. Поэтому синяя птица в гжели является маркой современной росписи. Основные черты росписи:
Каждое изделие благодаря ручной росписи - это произведение искусства. Все рисунки неповторимы. Художественная роспись ГжелиТехника гжель требует определенных навыков. К росписи любой вещицы мастер приступает сразу после обжига. Одна из росписей в стиле гжель называется майоликой, она расписывается «пятицветкой». На белую эмаль, которая является основой, наносился рисунок. Цвета для росписи раньше брали из солей:
Вскоре от этой техники отказались и стали выполнять рисунок кобальтово-синего цвета на белоснежной основе. Для нанесения рисунка требовалось наличие таланта, шпателя, кисти, баночки с окисью кобальта. Именно кобальт дает такой чудный оттенок синего цвета, но только после обжига расписанной посуды, а сама по себе краска черная. Сначала расписывают изделие, затем его окунают в глазурь и помещают в печь для сушки. Последний этап обжига осуществляется при температуре 1400 градусов. Глазурь превращается в тоненькую, пропускающую свет, пленку, покрывая синий рисунок. Благодаря атмосфере народного неакадемического искусства, чистоте и самобытности узоров синяя птица гжели удостоилась быть эмблемой гжельского фарфорового завода. В век технологий и перемен кажется милым расписным вещам нет места, а полюбоваться ими можно только в музеях. Но по сей день в государстве Российском действуют мастерские, сохранившие давние традиции художественной росписи, и продолжают радовать глаз людей, неравнодушных к такому искусству. fb.ru |