Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Детская городецкая: история деревянной игрушки. Конь городецкий картинки


городецкая роспись, история создания игрушек, фотографии.

Нижегородская область в России, пожалуй, самая богатая на самобытные народные промыслы. Резьба по дереву, камню и кости, роспись хохломская, семеновская, городецкая и полховско-майданская, плетение из лозы и ювелирная филигрань — одного этого было бы достаточно, чтобы попасть в энциклопедии русского декоративно-прикладного искусства. А ведь развиты здесь еще и гончарное ремесло, и ткачество, и вышивка, и кружевоплетение, и даже обработка металла. Но и среди всего этого красочного рукотворного богатства не затерялась городецкая игрушка.

Привыкли руки к топорам

Городецкая игрушка

Городец — сейчас город, а когда-то большое село на левом берегу Волги. Места эти не особенно пригодны для сельского хозяйства, зато торговать здесь сам бог велел. Рядом с Нижним Новгородом располагалась крупнейшая в России Макарьевская ярмарка (позже — Нижегородская). Считается, что именно это сочетание скудных земель и прекрасно отлаженной торговли и спровоцировало у местного крестьянства такой интерес к разного рода художественным промыслам: что-то же надо было носить на базар. Особенно популярна была резьба по дереву, да и вообще изготовление из дерева разной бытовой утвари. Когда вокруг такие изобильные леса, за сырьем даже ходить далеко не надо. Из дерева делали мебель, кадки и ушаты, сани, коромысла, донца для прялок и резные доски для печатных пряников. А самый ходовой товар — ложки. Их городецкие ложкари резали топорами. Но результат этой топорной работы выходил на загляденье. Оптовые партии городецких ложек расходились не только по окрестностям, но и по всей стране. От ложек у мастера оставался целый ворох щепок. Поначалу, чтобы добро не пропадало, их пускали на растопку. Но уже к XIX веку им нашлось другое применение. Из щепы стали делать игрушки. Да так удачно, что целые семьи ложкарей бросали свой промысел и полностью переключались на новое, перспективное направление.

Купила мама коника

И пора уснуть, да жалко,Не хочу уснуть!Конь качается качалка,На коня б скакнуть!

Конь-качалка — главный тренд городецкой деревянной игрушки. Расписных скакунов на полозьях здесь, между прочим, делают до сих пор. Нет другой игрушки в России, которая пережила бы столько поколений. Делали в Городце и детские стульчики-качалки, но с конями по популярности они, конечно, тягаться не могли. В 50-е годы XX века, когда городецкое ремесло нуждалось в обновлении, здесь разработали качалку, которая стала очень популярной в Советском Союзе. Деревянные городецкие кони пронеслись табуном по множеству детских стихов и воспоминаний.

Конь-каталка — второй по важности товар в городецком ассортименте. В игрушечные сани, повозки или даже кареты мастера запрягали целые деревянные тройки. Самым популярным был сюжет с двумя лошадками: одну вытесывали с нагнутой к груди головой, как будто она упирается на месте, второй, наоборот, придавали максимальную динамику. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце. Нужно было сделать более 30 деталей и просверлить почти 40 отверстий, чтобы собрать элементарную с виду игрушку. Ни гвоздей, ни клея не использовали: детали подгоняли друг к другу с ювелирной точностью. Колесики насаживали на оси мокрыми, и тогда, высыхая, они схватывались намертво. Этому игрушечному транспорту предстоял настоящий краш-тест: он должен был выдержать и детские зубы, и детские руки.

Смешались в кучу кони, люди

Городецкая игрушка (фото)

Городецкая игрушка

Городецкая игрушка (фото)

Городецкая игрушка

В повозки усаживали либо игрушечного кучера, либо других седоков. Они свою родословную вели от старинных кукол-балбешек. Вытесывали их из полукруглых чурбачков (болванок), на передней части которых ножом вырезали лица. Впоследствии изменились и приемы, и сюжеты. Резные деревянные куклы дают представление о том, кто населял Городец: барышни и кавалеры, попы и мастеровые, барыни и няньки, девчонки и мальчишки — в общем, полный набор персонажей провинциальной жизни, включая котов и петухов. Делали здесь и наборы для маленьких хозяек: миниатюрные прялки, веретенца, валики для стирки белья и даже утюжки. Позже, в творчестве отдельных мастеров, городецкая игрушка выходит и вовсе на новый уровень. В 60–70-х годах XX века появились механические игрушки, которые двигались по типу шарманки: деревянные фигурки изображали польку, городецкий перепляс и развод солдат.

Яркое детство, деревянные игрушки

Городецкая игрушка

Городецкая роспись по дереву. Донце прялки. Начало ХХ века

Городецкая игрушка

Городецкая роспись по дереву

Городецкая игрушка

Городецкая роспись по дереву. Донце прялки. Работа мастера Ф.С. Красноярова. Начало ХХ века

Все же прославила Городец не игрушка, а особенная манера украшать деревянные изделия. Городецкая роспись — это яркие краски, розаны размером с кочан капусты, тонконогие вороные кони, огненно-жаркие петухи с павлинами и множество жанровых сценок из русского быта. Все это многоцветие буйно пылало и на игрушках тоже. Для начала их загрунтовывали — обычно розовым или фиолетовым фуксином, а дно покрывали черным, для этого сажу смешивали с клеем. После этого сверху клеевыми красками наносили подходящий рисунок. Основные элементы прорисовывали более светлой краской (подмалевка). На них уже наносили теневку: более темный оттенок, изображавший детали вроде лепестков или складок одежды. Потом в дело вступала разживка и оживка: черные и белые точки и штрихи. После изделие покрывали вареным маслом. А уже на следующий день игрушку золотили или серебрили, добавляя либо бронзу, либо алюминиевый порошок, разведенные на скипидаре. В этом был не только художественный, но и коммерческий интерес: чем ярче и затейливей выглядела игрушка, тем легче ее было продать. Однако конкуренцию с готовыми игрушками из магазина городецкие куклы и кони проиграли: сначала промысел подкосили фабричные советские Аленки и паровозы, а китайские пластмассовые Барби и монстры нанесли еще более разрушительный удар. Тем не менее и сейчас в Городце стараются сохранять давние традиции: здесь делают мебель для кукол и для детсадовцев, игрушечную и настоящую посуду, разного рода сувениры и главное — все тех же знаменитых коней.

www.culture.ru

Конь в городецкой росписи Городецкий конь бывает

Конь в городецкой росписи

Городецкий конь бывает только черного цвета. Это традиция.

Конь в городецкой росписи - символ богатства.

• Вы слыхали такое слово — "безлошадный"? Когда его употребляют даже в наше время, то имеют в виду крайнюю бедность того человека, о котором говорят "безлошадник". • В старину, те крестьяне, у кого лошади не было, были самые бедные на селе люди: ни землю в поле вспахать, ни сена коровушке привезти, ни на базар поехать что-то из своего урожая продать, ни врача больному доставить. . . • Словом, плохо в хозяйстве без лошади было. И настолько конь был значителен в жизни сельских жителей, что в крестьянской росписи он стал символом богатства.

Кистью, насыщенной черной краской, пишется мазок, подобный тому, каким пишут шейку и грудь птицы. К этому мазку приписывается еще один, образующий вместе с первым изогнутую каплевидную форму, в которой уже угадывается изогнутая шея и грудь коня.

К передней части туловища коня приписывают очертание седла.

От задней линии седла пишется круп коня.

К изогнутой шее приписывают небольшую округлую продолговатую головку. К голове коня приписывают острые треугольные ушки.

К туловищу дописывают верхние части ног, при этом передняя по традиции пишется поднятой.

К верхним частям приписывают их нижние части от колена до копыта. При этом городецкий художник никогда не стремится к анатомической правильности, создавая обобщенный, но вместе с тем достаточно убедительный образ. Тщательно выполняют копытца коня, иногда похожие на черные остроконечные листики. Следующая стадия работы - изображение хвоста. Пышный струящийся хвост выполняется свободными плавными движениями кисти.

После окончания работы над силуэтом коня закрашивают ярким нарядным цветом седло, пишут уздечку. Завершающей стадией работы, как всегда в Городце, становится белильная разживка. Белилами пишут круглый глаз коня, параллельными тонкими штрихами обозначают его гриву, украшают хвост, мелкими мазочками оттеняют копытца. Чем больше любит художник своего конька, тем изысканней и нарядней украшает он его сбрую.

Городецкий конь бывает только черного цвета. Это традиция.

Интернет ресурсы • http: //www. razumniki. ru/gorodeckaya_rospis • http: //kidsmoy. su/index/gorodeckaja_rospis • http: //promisly. ru/nhp/gorodetskaya-rospis

present5.com

ГОРОДЕЦКИЙ КОНЬ КАРТИНКИ — Городецкий конь 1

Панно. “Мой любимый Городец”. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Этот древний город – родина самых разных промыслов.

Городецкая роспись известна во всём мире как великое достижение народного искусства России. Существует с середины XIX века в районе города Городец. И пошла она от того далекого времени, когда еще городецкие прялки украшались не росписью, а резьбой. Тогда конь, вырезанный из черного (мореного) дуба, врезался заподлицо в светлое донце городецкой прялки.

На нижних половинках донец мастера обычно изображали жанровые сцены гуляний кавалеров с дамами, сцены охоты и т.п. Позднее ведущей сюжетной линией донец, входивших в приданое, стала иллюстрация свадебных обрядов: невеста, едущая в карете, смотрины, встреча жениха. Первыми стали писать на донцах купавки и бутоны, ярко раскрашенных птиц и петушков братья Лазарь и Антон Мельниковы. Они же выработали позы коней и всадников: коня непременно рисовали длинноногим, причем задняя нога у него обязательно поджата крючком.

Городецкий конь Композиция в городецкой росписи

Главными элементами городецкой росписи являются так называемые «оживки». В 1957 году открывается класс городецкой росписи в Семеновской профтехшколе. Очень медленно расширяется ассортимент изготавливаемых вещей, появляется знаменитый городецкий конь-качалка, начинают возрождаться сюжетные росписи. Даже в школах активно проводят уроки городецкой росписи, знакомя с историей и техникой городецких мастеров. Традиции сюжетной городецкой живописи сохраняют и продолжают развивать на фабрике “Городецкая роспись”.

Изображение коня, в городецкой росписи символизирует солнце и пожелание счастья. Характер изображения животных всегда величав, торжествен.

Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Изначально донцы инкрустировались мореным дубом, но постоянно растущие объемы производства заставили мастеров задуматься об упрощении техники декоративного оформления. Излюбленным декоративным мотивом в искусстве Городецких мастеров остаются яркие цветы и декоративные зеленые листья, которые придают росписи особую прелесть. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня.

Вороной конь и всадник, самая знаменитая тема городецкой росписи. Вспоить, вскормить, на коня посадить» – так говорили в старину. Как и в цветочной росписи, картинки городецкой росписи с изображением коня могут быть симметричными.

Вы уже заметили, что конь нарисован по мотивам Городецкой росписи. Вот уже четыре года беру эту тему для рисования с ребятами подготовительной к школе группы.

Вы сделали оживку коня и цветов – все работа готова!Желаю вам успехов в освоении технологии городецкой росписи!Главное, не сдавайтесь, пробуйте и у вас обязательно все получится!Урок окончен. P.S. Если вам будет это интересно,могу написать урок по рисованию людей в городецкой росписи. Какой интересный выход из положения Вы нашли – применить шаблон для рисования коня, а для тех, кто вообще с трудом рисует это очень удобно.

Лучше с натуральной щетиной. Для городецкой росписи подойдут три кисточки: флейц, «белка» и колонковая.

В альбоме Т. А. Мавриной « Городецкая живопись » собраны прекрасные образцы искусства старых городецких мастеров.

Спецификой городецкой росписи является рисование без макета, то есть, художник плавно ведёт кисть по поверхности. III. Выполнение эскиза в натуральную величину. Изучение композиционных приемов в городецкой росписи. Характерной чертой в сюжетных композициях прядильных донцев является изображение коня и всадника.

Городецкая роспись: как нарисовать коня?

Городецкая роспись является одним из старинных русских художественных промыслов. Эта цветочная раскраска позволяет создавать невероятно красивые узоры и орнаменты. Благодаря декоративному рисованию можно создать цветы, павлина, лошадку, птицу, розана, петушка и многое другое. Под руководством художников лаборатории постепенно улучшается качество работы городецких мастериц, 60 из которых начинают работать в авторской группе.

Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Кроме того, городецкая роспись – раскраска для детей будет служить своеобразной подготовкой к школе мальчиков и девочек. Сейчас, городецкая роспись адаптирована и для дошкольников, и для взрослых. Во многих школах рисования и обязательно во всех школах и профильных училищах по изобразительному искусству изучают эту удивительную и красочную технику рисования.

Вся городецкая роспись символична. Обычно за основу берётся дерево.

Читайте также:

membeduet.ru