Подписка на рассылку
ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ
Сегодня получила платье от Виктории Бекхам. Размер подошёл, но длину чуть-чуть укорочу, т.к. люблю по-короче. Качество отличное. Доставка тоже порадовала, пришло уведомление на 7 день, получила утром на 8 день. Куда хотела в нём пойти - пойду, всё успели, не ожидала, что так быстро получится. Очень сомневалась, но зря. Спасибо!!!
|
Осваиваем батик. Часть 3: работаем в техниках холодного, горячего, узелкового батика. Узелковый батик мастер классБатик, ч. 5, "Узелковый батик"Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду. В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик. В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи. Материалы Больше всего для узелкового батика подходит тонкая хлопчатобумажная ткань, ее проще завязать и прокрасить. Можете попробовать использовать шелк и вискозу, но для них нужно подобрать соответствующий краситель. При подборе красителей необходимо учитывать, для каких тканей они предназначены, для хлопка - одни, для шелка и шерсти - другие. Существуют и универсальные красители, которые подходят сразу для нескольких видов волокон. Однако во избежание разочарований, лучше сначала попробовать окрасить небольшой кусочек ткани. Для крашения вам понадобится большая емкость. Она должна быть такой, чтобы окрашиваемая ткань в ней плавала свободно. Лучше всего подойдет большой эмалированный таз. Также вам потребуются хлопчатобумажные нитки №10 и хлопчатобумажные веревки разной толщины. Веревки и шнуры нужны не только для того, чтобы зафиксировать сложенную ткань, они сами образуют узор из тонких или широких полос. Веревки из искусственных материалов использовать нельзя, так как при крашении они пропустят под себя краску, и вы не получите рисунка на ткани. Многие приемы узелкового крашения требуют складывания ткани. Для того чтобы лучше зафиксировать складки, вам понадобится утюг. Кроме того, вам пригодятся камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох. Узелки Основной прием в узелковом крашении - завязывание ткани в обычные узлы. Это делают по долевой нити (1) или по косой (2). (1) (2) С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги. (3) (4) (5) Вместо узла часто используется обматывание ткани ниткой или веревкой. Обматывание можно сделать широким (3) или узким (4). Просто возьмите ткань за середину, поднимите и обвяжите в нужных местах (5). Точки или маленькие кружочки можно получить, поддевая ткань иглой и одновременно обвязывая ее ниткой и затягивая петлю. Для лучших результатов нитку надо взять как можно толще и обматывать ее несколько раз. Для создания мраморного узора ткань скомкайте в клубок и обмотайте веревкой. После крашения вы увидите хаотичные пятна и прожилки. Если обвязывание и окрашивание клубка произвести несколько раз, можно получить более богатый и разнообразный узор (6). При крашении в узелковой технике дополнительно используют горошины, бусины, камешки, круглые пуговицы. Оберните в ткань любые из этих предметов и туго обмотайте их ниткой. Ткань обтягивающая предмет окрасится ровно, а вокруг получится звездчатая округлая форма (7). (6) (7) Складывание Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали. Сложив ткань вчетверо и заплиссировав его по диагонали, получим крестообразную звезду. Цветы получаются следующим образом: заплиссируйте сложенную вдвое ткань, а затем загните вовнутрь уголки на верхнем сгибе. Меняя количество обмоток, вы можете добиться более интересного варианта. Оранжево-фиолетовый венок можно получить с помощью частичного крашения в разные цвета. Прошивание Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям прометайте ткань суровой ниткой (№10). Длина стежка должна быть не большой - не более 5 мм. После этого нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой. Прошив ткань по диагонали, вы получите наклонные полосы. Сочетание складывания и прошивания позволяет получить рисунок в виде четких ромбов. Вы можете создать любые геометрические узоры: зигзаги, квадраты, кривые линии, овалы и более сложные фигуры - в технике прошивания можно сделать практически любое изображение. Крашение Разведите краситель в банке согласно инструкции на упаковке и процедите перед тем, как вылить в таз для крашения. Добавьте необходимое количество горячей воды и постепенно нагрейте на газовой плите до 40-45 °. Затем опустите ткань в краску. Медленно доведите краситель до кипения и продолжайте кипятить на малом огне. Если вы красите хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. кипения ее надо вынуть, положить поваренную соль (2 столовые ложки на 2-5 л воды) и снова опустить ткань в раствор. После этого кипятите еще 30 мин. Во время крашения шерстяной или шелковой ткани вместо соли добавляют 1 столовую ложку уксусной эссенции на 4-5 л воды. Закончив крашение, оставьте ткань в растворе, пока она не остынет до 60-70 °, затем прополощите ее сначала в теплой (35-40°), потом в холодной воде. В заключение снимите обмотки, развяжите узлы и еще раз прополощите ткань. В последнее полоскание добавьте 1-3 столовые ложки уксуса на 10 л воды. Для частичного крашения ткани в разные цвета ее подвешивают над баком и нужную часть опускают в кипящий раствор. В этом случае лучше опускать ее сухой и высушивать перед очередным крашением. Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно. А можно многократно опускать ткань в краску. После первого окрашивания ткань не развязывая прополощите, расправьте складки, завяжите новые узелки и обмотки и окрасьте в более темный тон. Этот процесс можно повторить многократно, каждый раз окрашивая ткань в более темный цвет. Источник: http://batikdesign.narod.ru/knot/index.html master-klass.livejournal.com Мастер-класс по узелковому батику роспись салфетки узор «сердце»В данном мастер-классе описано как окрасить салфетку, бандану, платок в технике узелкового батика, что бы получился узор сердце. Материалы: салфетка в данном случае 100% хлопок, но можно так же покрасить и шёлк, краски для батика термозакрепляемые (гамма – батик акрил), кисть (синтетика №3), исчезающий маркер, нитки, ножницы, и утюг в конце работы для закрепления красок. Перед тем как наносить рисунок на ткань, ее необходимо выстирать, тщательно прополоскать, выжать. У данном примере салфетка использовалась сухая и проглаженная, что бы нанести рисунок исчезающим маркером. Складываем салфетку пополам. Используя сгиб как центральную линию, рисуем фантомным маркером половинку сердца. И от начала линии начинаем собирать маленькие складочки стараясь, что бы вершины складок на которые нанесена линия, очерчивающая сердце, складывались в прямую линию. Крепко перетягиваем все складки вместе, по получившейся линии. И завязываем два узла. Отступим пару-тройку сантиметров от обмотанной нити, и перевяжем оставшийся хвостик еще раз, крепко затягивая нить. Слегка увлажним заготовку. Перейдем к росписи: центр сердца у меня будет желтым. Очертания сердца – которые образует первая обмотка - красным. Вторая обмотка - фиолетовая, дальше синий и зеленый. Перевернем заготовку и нанесем те же цвета с другой стороны. Теперь необходимо чтобы перевязанная и расписанная салфетка хорошо высохла. И только полного высыхания, аккуратно, что бы не повредить ткань, разрежем нити обмотки. Разворачиваем и проглаживаем через ткань. С начало с изнанки минуты 2 при температуре соответствующей температуре ткани, а затем с лицевой стороны то же минуты две. В конце можно прогладить без ткани. Салфетка с рисунком сердце готова. работаем в техниках холодного, горячего, узелкового батика – Ярмарка МастеровГорячий батик Начнем с горячего батика. Многие считают его наиболее сложным, на самом деле это не совсем так. И именно такая роспись – с использованием воска – изначально называлась словом «батик». Начало одинаково и для холодного, и для горячего батика – натянуть ткань на раму и определиться с рисунком. Перво-наперво необходимо хорошо постирать ткань, чтобы из нее удалить аппретуру — специальный состав, которым она пропитана. Иначе краска не будет ни растекаться, ни впитываться. Натягиваем ткань на рамку или пяльцы. Стараемся сделать это ровно, чтобы нити были натянуты строго вертикально и горизонтально — если пойдет немного вкось, по диагонали — ткань деформируется и после снятия с рамки рисунок искривится. Как нанести рисунок на ткань. Можно простым карандашом, легко и незаметно. Стирается ластиком, но поверхность ткани от этого портится. Карандаш годится для начала, если вы просто пробуете, экспериментируете, и оставите карандашный рисунок на ткани. Так как для батика ткань мы выбирали тонкую и легкую – она просвечивает. Обведите на бумаге жирным черным (но не пачкающимся!) маркером, фломастером рисунок в натуральную величину, и закрепите бумагу относительно рамы так, чтобы из-под ткани просвечивал рисунок. Бумага не должна соприкасаться с тканью. Рисунок лежит под рамой с тканью, на расстоянии пары сантиметров – то есть ширины рамы. Ткань при этом должна быть хорошо натянута и не должна провисать. Маркер просвечивает сквозь ткань, рисунок отчетливо видно, можно обводить резервом. Или наносить воск. По желанию. Только учтите, что воск тяжелый – и ткань с обильно нанесенным воском может провиснуть и прилипнуть к рисунку. Можно еще до того, как вы нанесете рисунок, положить первый светлый слой краски. Я так обычно и делаю. Особенно в горячем батике. Смачиваем. Удобнее пульверизатором. Берем краску, воду, кисточку – и делаем красивые светлые разводы. Не пытайтесь нарисовать что-либо конкретное, потому что пока ткань будет высыхать, все нарисованное расплывется в произвольном направлении.Вот пример: две картинки – на одной только что окрашенная ткань, на второй – что получилось после высыхания. Еще обратите внимание на то, что когда ткань высохла, краска на ней стала значительно светлее. Важно: всегда и воск, и контур наносится только на абсолютно сухую ткань. Поэтому даем ткани хорошо высохнуть. Лучшие помощники в этом – время, фен и, если есть такая возможность – ветер. Начальный этап, одинаковый для горячего и холодного батика, завершен.Теперь переходим непосредственно к горячему батику. Парафин или стеарин - он же воск в этом описании – это обыкновенные хозяйственные свечки. Чем светлее, бесцветнее, тем лучше. Крошим их, ломаем на несколько частей, и кладем в жестяную баночку. Банку с парафином разогреваем на водяной бане – то есть в емкости (мисочка, каструлька) с кипящей водой. Через некоторое время после закипания воды парафин начинает плавиться. Дождитесь, пока он расплавится полностью, станет жидким и прозрачным, как вода. Важнейшее условие – воск наносится только на абсолютно сухую ткань. Возьмите кисточку для воска и нанесите ей расплавленный воск на ткань. Должно появиться ТЕМНОЕ пятно. Это значит, что воск «прошел», пропитал ткань насквозь. Ошибка, если пятно легло сверху ткани, и воск белесый, непрозрачный. Краска подтечет под такой воск по нитям ткани. Воск может «не пройти», если он недостаточно расплавился, либо успел остыть «по пути». Значит, либо необходимо подождать, пока воск достаточно нагреется и целиком расплавится, либо доносить кисть с воском от баночки до ткани побыстрее.Следим за водяной баней – как воды становится мало – доливаем еще. Воск наносится на те места, которые вы хотите оставить светлыми. На провощенные участки краска попасть не может. В этом-то и смысл горячего батика – закрывать воском пятна, которые так и останутся неокрашенными. В классическом горячем батике ткань целиком погружают в емкость с краской. В этом случае получается абсолютно ровный цвет. Но по влажной ткани краска сама растекается достаточно равномерно, и в этом нет необходимости. Для ровного окрашивания больших поверхностей можно вместо кисти использовать губку, поролон. Когда воск остынет, покрываем второй слой краски – уже более темного цвета. Капли краски с поверхности воска протираем сразу, не давая им высохнуть. Высыхает краска – снова воск. Остыл воск – снова краска. Обычно 3-4 таких слоев вполне достаточно, начиная со светлых тонов и заканчивая темными. Чтобы не запутаться, где светлее, а где темнее – смотрим батик, покрытый воском, на просвет – на лампу или окно. Слева – батик при обычном освещении, справа – на фоне окна. После удаления воска результат приблизится к изображению, которое мы видим на просвет. Если есть необходимость сделать более темными покрытые воском участки, можно помять воск, процарапать его, отколупать – и снова окрасить ткань в этих местах. Так получается рисунок, похожий на ветки деревьев, трещины.Такой эффект называется «кракле». На шелке кракле получается интереснее, чем на хлопке – трещины мельче, можно добиться интересных эффектов.
Толстый слой воска трескается лучше, чем тонкий. Тонким слой получается, если кисточкой с воском быстро провести по ткани, а толстым – если воск будет капать на ткань, иногда в несколько слоев. Теплый воск трескаться не станет, он будет вяло ломаться. Немного остудим немного наш горячий батик – снимаем ткань с рамы (краска, конечно же, высохла), помещаем в пакет и на некоторое время в морозилку. После чего мнем ткань с остывшим воском.Но свечки попадаются разные. Иногда, даже после охлаждения, воск остается мягким, и трещины получаются нечеткими, как в данной работе. Теперь наносим краску в трещины. Кисточка после контакта с воском может стать «водоотталкивающей», и сберечь ее поможет ватный тампон с краской. Тем более что им можно с более сильным нажимом «внедрять» краску в трещины. Стираем капли краски с работы, пока она не успела высохнуть.Наша работа почти готова, осталось только удалить воск. Пока что батик выглядит не очень привлекательно. Для того, чтобы удалить воск, понадобятся утюг и много старых газет. Сначала там, где возможно, удалите, стряхните, отколупайте с работы ненужный воск. Теперь на гладильную доску или стол положим несколько листов газет, на газеты положим батик, и сверху покроем работу еще одним листом газеты. Осторожно гладите утюгом по газете так, чтобы на нее с ткани перешел воск – газета получается вощеной, темной. Меняете на чистые листы газеты верхний лист, и тот, что был под батиком, который тоже потемнел от стекающего воска. После чего, снова проглаживаем утюгом. Меняем листы, до тех пор, пока воск не перестанет проступать на газетах.Вот что получилось. Горячий батик, сделанный на хлопке, останется жестким, «накрахмаленным», и для одежды не пригоден. А вот шелк, и после удаления воска, прекрасно драпируется.Таким же способом можно закрепить холодный батик - покрыть его равномерно слоем воска и выпарить воск утюгом. Краски от этого становятся чуть темнее, сочнее, но ткань становится более прозрачной, особенно заметно это на хлопке. Поэтому вешать такое панно на темные пестрые обои без белой подложки не рекомендую. Зато работа станет более устойчива к влаге, и пыль с нее можно аккуратно протирать чуть влажной тряпкой.Кстати, самый интересный способ сделать горячий батик для тех, кто думает, что он не умеет рисовать – это побрызгать кисточкой с воском. Получаются шикарные капли. Трех слоев краски – светлый, средний, темный – достаточно. Единственное условие – брызгать быстро – чтобы воск не остыл. Окружение ближайшее – мебель, пол, потолок и так далее лучше предусмотрительно закрыть газетами, чтобы потом не тратить время на отскребание капель воска. Холодный батик. Начинаем точно так же, как и горячий – стираем ткань, натягиваем, подкладываем под раму рисунок. Если хотим, чтобы контуры получились переливчатыми – делаем красивые разводы краской и сушим. Здесь первый слой краски посыпан солью (подробней об эффектах http://www.livemaster.ru/topic/21570 ) Для «сдерживания» растекающейся по ткани краски, в холодном батике используют резервирующий состав (резерв). Чтобы нанести на ткань тонкую ровную линию на ткань, его предварительно засасывают в стеклянную трубочку, либо наносят из специальной тубы.(подробно про материалы для холодного батика описано ТУТ)Перед началом пробуем – насколько хорошо резерв удержит краску. Обводим на натянутой ткани замкнутый контур – кружочек. Если резерв слишком густой, вытекает из трубочки медленно и ложится прерывисто – его необходимо слегка разбавить, водой или бензином – в зависимости от состава. И пробуем снова.Если разбавить до очень жидкого состояния, резерв будет вытекать очень быстро, делать «кляксы», контур будет широко растекаться и может пропускать краску. Обвели пробный кружочек. Дали высохнуть. Капаем в центр краску и смотрим – выйдет она за контур или нет. Подождать нужно несколько минут, так как подтеки могут появиться не сразу.Когда убедимся, что резерв ложится ровно и хорошо «держит» краску и воду, нанесем контур по всему рисунку.Старайтесь, чтобы не появлялось капель резерва (особенно в начале линии), вытираем кончик тряпочкой или салфеточкой, трубочку поворачиваем, чтобы донести до нужного нам места без вытекания резерва, и аккуратно ведем по линии. Обращайте внимание – если толщина резерва разная – то, возможно, линия прерывается и в там может «прорваться» краска. Увидели ошибки – в таких местах проведите линию контура повторно. Можно также продублировать с изнанки.Что важно. Весь батик должен состоять из замкнутых контуров. Витраж представляете? Вот что-то похожее. И помните, что краске достаточно одной пропущенной резервом нити, чтобы сделать работу неаккуратной.После того, как резерв полностью высохнет, приступаем к окрашиванию.Что делаем – смачиваем водой ткань внутри контура, не задевая контур и соседние участки за контуром. Убеждаемся, что вода за пределы контура не протекает. Берем краску, и плавно, текуче заполняем ограниченный участок. Краска растекается довольно свободно, и вполне достаточно нанести немного краски одного цвета, а с другой стороны – другого, и получится плавный переход цвета. Особенно завораживают такие переливы на работах большого размера.Продолжаем окрашивать ткань, идя от светлых тонов к темным. Лично мне несимпатичен белый контур. Он получается, если на белую ткань нанести прозрачный контур. Можно окрасить бесцветный резерв масляной краской, можно использовать разноцветные контуры. Но батик получается намного интереснее, если, используя бесцветный контур, окрашивать ткань в несколько слоев.Первый слой – покрыть светлой краской, лучше по мокрой ткани, дать высохнуть. Нанести на сухую ткань резерв. Он уже будет цветным, а если на его «пути» встретятся переходы цвета, то еще и разноцветным.В следующих слоях наносим более интенсивные цвета. Если по ним нанести резерв, и он примет цвет фона, то контур в работе станет разноцветным – как и краска на том или ином месте. И завершаем работу темными цветами – расставляем необходимые акценты.Очень важно, что резерв всегда наносится на абсолютно сухую ткань. При желании, по окончании работы наносим декоративные контуры – цветные, выпуклые, блестящие. Они созданы для декорирования, а не для сдерживания краски – поэтому в качестве резерва ими пользоваться не стоит. Наносится он так же, как и обычный контур. В данном случае – из тюбика. Здесь серебристый контур, но пока он не высох, выглядит белым. Данный контур, как и краска, удобно фиксируется утюгом.Вот и результат: Узелковый батик. Это самый простой, интересный и непредсказуемый батик. Совершенно не обязательно уметь рисовать, за вас это сделает краска.Нужно взять постиранную ткань, перевязать ниткой или веревкой. Можно вязать в узлы, сшивать ниткой, завязывать в ткань различные стойкие к краске и температуре предметы (например, камушки). Лучше использовать хлопковые нитки, синтетические нити при сушке в духовке могут оплавиться. То же относится и к ткани – хлопок и шелк выдержат высокую температуру, синтетика – нет. После «перевязки» ткань хорошо смочить, аккуратно отжать.Помещаем связанную ткань в емкость, где будем окрашивать и сушить. Здесь – лист фольги с загнутыми краями.Наносим произвольно краску. Удобнее, если это будет раствор краски, а не концентрированная краска из банки, потому что красителя понадобится много. Может получиться интересно, если посыпать по влажной краске солью или мочевиной. Теперь нужно высушить ткань в завязанном состоянии. Сушить удобно в духовке. Нагреть и выключить, и в выключенную духовку поместить батик на подносе или фольге.Данный экземпляр сушился в отсутствии плиты, на веревочке с помощью фена. Это продолжалось довольно долго, но зато получились свои «эффекты» – когда ткань высохла в расправленных местах, по непросушенным узлам продолжала натекать вода, так получились затеки-лепестки. Важно – пока не высохнет – не разворачивать. Чуть недосушенную ткань можно развернуть и очень быстро досушить, например, феном. Если оставить сохнуть ткань в развернутом состоянии – краска станет незаметно растекаться, и к моменту высыхания ткань приблизится к равномерно окрашенной. Высушиваем. Разворачиваем. Гладим. Готово. Часть 1. О батике, разновидности, эффекты. Часть 2. Материалы. Часть 4. Фиксация, уход, оформление www.livemaster.ru
stranamasterov.ru Художественная обработка тканей в технике батик. Технология узелкового батика.
Тема мастер - класса: Художественная обработка тканей в технике батик. Технология узелкового батика. Цель мастер-класса: знакомство с техникой «Шибори» - разновидностью узелкового батика. Задачи мастер класса:
План мастер-класса:
Материалы и оборудовании: Зрительный ряд: презентация «Узелковый батик» образцы работ, выполненные в технике «Шибори». Художественные материалы и принадлежности: белая ткань, краски для росписи по ткани, канцелярские зажимы, треугольные формы для сдавливания, одноразовые стаканчики, кисти, баночка с водой, одноразовые перчатки, клеёнка, салфетки Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор. Ход мастер-класса: Здравствуйте! Все больше людей предпочитают оригинальный стиль в одежде и предметах интерьера. И правильно, как еще можно проявить собственную индивидуальность? В этом желании и кроется причина того, что люди стали стремиться сделать что-то прекрасное своими руками. И не случайно, искусство батика или ручной росписи ткани, становится все более популярным. Сегодня мастер-класс посвящен освоению одной из самых распространенных техник батика – «узелковый». Поскольку и в этом виде батика существуем больше количество разновидностей, поэтому мы познакомимся только с одной из них, распространенное название которой – техника «Шибори» или «Сибори», как произносят это слово японцы - так называется складной батик. Знакомство с историей батика Для начала – немного истории. Ручная роспись по ткани называется «батик» – в переводе с индонезийского «капля воска на ткани». Искусство это очень древнее, период его возникновения насчитывает более 2000 лет. С тех давних времен многие народы занимались и развивали технологию батика. Но родиной батика традиционно считается остров Ява в Индонезии. Считается, что именно отсюда батик пришел в Европу и получил в ней широкое распространение в ХVII – XVIIIвв. Но и мастера древнего Перу, Японии, Шри-ланки, Индии, Китая, некоторых африканских стран с незапамятных времен владели различными техниками росписи ткани. Расписанная вручную одежда традиционно считалась священной, такие вещи служили в качестве оберегов. Виды батика Техник росписи много и у каждой свои истоки. Но все виды батика - это технология ручной роспись ткани с использованием различных резервирующих средств. Резервом называют специальные составы, не позволяющие краске уходить за границы и препятствующие смешиванию цветов. В технике горячего батика в качестве резерва используется воск, в холодном батике чаще всего резиновые и бензиновые резервы. В древности раскрашивалась одежда и ткань природными красителями - экстрактами трав и минералами. В настоящее время для росписи используют анилиновые красители, экологически чистые и простые в обращении. Работать в технике батик лучше всего по натуральной ткани: хлопку, батисту, даже шерсти - можно и по искусственной ткани, ну и, конечно же, по «королю» тканей - шёлку. На шёлке краски выглядят более насыщенными и растекаются быстрее, поэтому расписывать шёлк - одно удовольствие, да и изделия из шёлка смотрятся гораздо благороднее. Работать лучше мягкими кисточками хорошего качества разных размеров. Технику росписи можно подразделить на несколько видов, в зависимости от способа нанесения рисунка. Свободная роспись, с которой легко начать знакомство с батиком новичку, но в которой и нет предела совершенству, берет начало в Японии и Китае. Много веков назад художники этих стран тушью наносили на шелк удивительные воздушные пейзажи, бытовые сценки, неповторимые в своей красоте цветы, изображения птиц и бабочек. Кисть в руке мастера свободно скользила по поверхности, не стесненная никакими контурами, поэтому современная роспись без применения контурных составов называется свободной. Горячий батик возник в Индонезии. Местные жители изображали на национальной одежде – саронгах – яркие тропические цветы. Для нанесения рисунка на ткань использовали растопленный воск. Его в виде точек и линий наносили на поверхность ткани с помощью небольшой металлической емкости с носиком. Ткань с нанесенными восковыми линиями опускали в краситель и ждали, пока цвет фона не станет достаточно ярким. Если узор хотели сделать многоцветным, восковое покрытие вновь наносили на те участки рисунка, которые должны были сохранить цвет фона, и опускали ткань в другой краситель. Окрасив ткань, высушив её и сняв воск, получали белый или разноцветный рисунок на цветном фоне. Холодный батик появился в начале XX века с изобретением в России резервирующего состава на основе очищенного бензина и натурального каучука, не требующего нагревания. В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. Особенность этого способа в том, что рисунок в итоге имеет графически четкий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограниченно. Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Особенности узелкового батика Техника узелкового батика пришла с островов Океании. Поскольку она координально разнилась с остальными, то ей даже дали свое название – «тритик". В Малайзии и Индонезии с давних времен эта техника известна под названием “планги”, что означает “пробел – пятно”. Этот вид художественной росписи заключается в том, что участок ткани, который должен оставаться неокрашенным, завязывается так, чтобы красильный раствор не мог достичь и окрасить его. В узелковом батике это достигается с помощью узлов, прищепок, зажимов, т.е. происходит механическое резервирование тканей. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы - пуговицы или камешки, чтобы получить новый, интересный узор. После окраски эти места остаются непрокрашенными. В зависимости от способа завязывания можно получить узор из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос и их сочетаний. Одним словом - это способ механического резервирования тканей. Различают несколько основных способов подготовки ткани к окрашиванию: - Завязывание узлов; - Скручивание; - Складывание и подгибание; - Прошивание. Поэтому материалы необходимые для узелкового батика помимо ткани и красителей – это: нитки для скручивания, иглы для прошивания, пластиковые трубки для наматывания ткани, разнообразные зажимы и даже камешки для придания узелкам формы. Эффекты , получаемы при различных вариантах подготовки к росписи в узелковом батике великое множество – это и «Чешуя», «Мрамор», «Сетка» и др. Последовательность росписи ткани в технике «Шибори» Принцип «шибори» — неокрашиваемые участки ткани защищены от проникновения раствора красителя с помощью сдавливания. В основе этой техники приёмы — складывание, скручивание и плиссировки. Итак, сегодня мы изучаем этапы нанесения рисунка на ткань в технике узелкового батика – шибори с использованием приема складывания. Подготовительно-организационный этап Подготовка рабочего места и соблюдение несложных правил безопасного труда помогут вам результативно поработать. Вот несколько правил:
Необходимо организовать рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало. Перед вами ткань, за ним краски, емкости с водой. Вам понадобятся несколько цветов красителя. Красители подбираем в соответствии с палитрой цветов. Выбирая цвета для узелковой росписи, не следует увлекаться их количеством. Накладываясь друг на друга, краски дают новые цвета, поэтому важно подобрать их так, чтобы при смешивании не образовалось некрасивых цветовых пятен. Лучше использовать родственные цвета цветового круга, которые расположены в одной четверти его. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошая отжатая) — более плавные границы перехода. Последовательность росписи ткани:
Затем необходимо просушить ткань (примерно сутки), прогладить утюгом с изнаночной стороны. Данный вид росписи можно применить для росписи наволочек, шарфов, салфеток. В заключение можно отметить, что вариантов узелкового батика великое множество и для занятий им не нужны серьезные художественные навыки, а лишь желание сделать свою жизнь немного ярче. Изучив основные приемы узелкового батика можно изготовить красивые предметы гардероба и интерьера. Используемая литература:
infourok.ru Мастер класс по узелковому батикуКаждый из нас уже неоднозначно проверил на себе народную мудрость, что к зиме нужно летом готовиться, а к лету — зимой. Это в первую очередь касается вопроса одежды. Настоящие модницы уже сейчас интересуются, что будет актуально нынешним летом, и уже сегодня обдумывают свой летний гардероб. Как правило, в нем доминируют вещи из легких натуральных тканей. Не обязательно покупать каждый сезон новые вещи. Можно обновить старые, подарив им с новым окрасом новую жизнь. Мы решили вам помочь. В сегодняшней нашей статье будет показан мастер класс по узелковому батику на примере создания красочного платка.
Узелковый батик Для создания вещи либо аксессуара в стиле «узелковый батик» потребуется:
Воспользовавшись всего лишь тремя цветами красок – желтой, синей и красной, можно создать любую цветовую гамму. Смешав их, вы можете получить любой необходимый вам оттенок. Только не смешивайте одновременно три цвета, иначе выйдет очень грязный цвет непонятного оттенка. 1. Сформируйте ткань произвольным образом и зафиксируйте ее ниткой. Свободных кусков ткани не должно остаться. Она вся должна быть замята. Именно в этом и состоит основа техники узелкового батика.
2. Наденьте перчатку и пропитывайте ткань краской. При раскрашивании ткани не используйте один цвет, поскольку все богатство цветов и оттенков можно создать только лишь посредством смешивания красок. Определитесь с основным цветом и, используя воду, напитайте всю ткань основным цветом. Затем раскрасьте ткань другим цветом. Затекая во все складочки, она и создаст рисунок.
Мастер класс по узелковому батику 3. Следует убедиться, что ткань насквозь пропитана водой и краской. Затем можно просушить изделие, используя для этого фен.
батик техника 4. Прогладьте утюгом.
Изделие готово!
платок батик Сегодня узелковый батик – весьма популярная техника окрашивания ткани. Не лишайте себя новой модной и яркой вещи. Удачи в творчестве! Спасибо за МК dekormyhome.ru Мастер-класс «Узелковый батик - «Чешуя»Мастер-класс на тему: «Узелковый батик - «Чешуя». Цель мастер-класса: повысить желание педагогов к овладению новой нетрадиционной техникой рисования на ткани. Задачи: - ознакомление педагогов приемам узелкового батика на примере окрашивания ткани в технике «Чешуя». - развитие творческого мышления, фантазии педагогов, создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса. - осуществление эстетического воспитания, просмотр работ в технике батика, как одно из направлений декоративного искусства. Форма проведения мастер-класса: -с педагогами, без участия детей; -лекция с элементами презентации + практическая работа. Материалы: Папки : - «Батик: происхождение, подготовка к росписи, приемы росписи»; - мастер-класс «Узелковый батик: круги, клетка, параллельные полосы, спираль»; - мастер-класс «Горячий батик»; - мастер-класс «Холодный батик»; - мастер-класс «Открытка. Узелковый батик»; - мастер-класс «Картина. Холодный батик»; - мастер-класс «Узелковый батик - чешуя»; - «Шаблоны для картин в технике холодного батика» -образовательная программа объединения «Стильные штучки». Оформление: - образцы росписи ткани в технике холодного и узелкового батика на столах для детального их изучения; - оформление кабинета детскими работами, выполненными в технике батик; - наглядный материал на доске по смешиванию красок; Инструменты для работы: -клеенка; -краски для батика; - кисти № 6, №3; - перчатки резиновые; - простой карандаш; - стаканчик с водой; - бумажные салфетки; - ткань хлопчатобумажная 20см х30 см; - нитки х/б №10 или «ирис» - емкость для окрашивания ткани; - фен; - утюг с отпаривателем; - гладильная доска; - фартук; - поднос металлический для просушки ткани феном.
Демонстрационный материал: Презентация «Узелковый батик – «Чешуя» (поэтапное окрашивание ткани) Структура мастер – класса: 1.Вступительная часть. Подведение к теме и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей. 2. Теоретически - демонстрационная часть. Просмотр слайдов: «Узелковый батик – «Чешуя» Выбор материала для будущей творческой работы. Значение нетрадиционного рисования для развития ребенка. Просмотр слайдов: «Секреты узелкового батика» во время сушки окрашенной ткани. Пояснение и рекомендации основных этапов выполнения работы в технике узелкового батика. 3. Практическая часть. Освоение приемов узелковой росписи ткани и анализ наиболее часто допускаемых ошибок. 4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов. Ход мастер-класса.
I. Вступительная часть. 1.Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к практической части мастер-класса. 2.Целевые установки. Содержание мастер-класса. - Уважаемые коллеги! Обратите внимание на инструменты и материалы расположенные на столах, выставку детских работ. Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Что будем делать? Чему учиться? (Правильно, тема нашего мастер-класса сегодня – «Узелковый батик»). - Чтобы определить каким именно батиком мы займемся, я предлагаю рассмотреть разложенные перед вами образцы росписи по ткани, разложите их на подгруппы. По какому признаку вы их сгруппировали? (Холодный батик – при росписи ткани используется резервирующий состав, препятствующий растеканию краски и узелковый батик – где вместо резерва используют различные веревки, нитки, жгуты, где ткань плотно обматывают, а затем окрашивают. Обмотанные нитками места остаются непрокрашенными). -Как бы вы назвали роспись ткани на образцах? Обратите внимание на узор. (Совершенно верно, один из образцов напоминает чешую) - Сегодня мы ознакомимся с разными приемами узелкового батика, а в процессе практической деятельности вы освоите технику узелкового батика – «Чешуя». Надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам использовать в своей работе этот нетрадиционный материал для развития творческих способностей детей. 2. Теоретически - демонстрационная часть. Просмотр слайдов : «Узелковый батик – «Чешуя»
В идеале, нить которой перевязали ткань, должна образовать прямую линию.
-Алгоритм понятен? С чего начинаем?...( складываем ткань гармошкой, наносим контур простым карандашом, обвязываем ткань по линии, раскрашиваем, удаляем нитки, сушим, проглаживаем.) -Я прошу обратить внимание на часто допускаемые ошибки (просмотр слайдов) Начинается творческий этап. Осуществляется самостоятельная работа педагогов, каждый выбирает свои цвета для окрашивания чешуи, опираясь на таблицу смешивания красок. Работа осуществляется под инденизийскую музыку, где и зародилось искусство росписи ткани - батик. Параллельно идет обсуждение, на что надо обратить особое внимание. Анализ допускаемых ошибок детьми при росписи ткани. 3. Практическая часть. Выполнение творческой работы участниками мастер класса. Выполнение росписи, сушка, закрепление красок на ткани, и параллельное обсуждение методических рекомендаций для педагогов. Общие методические рекомендации для педагогов В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетая их. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть (10-20 минут) и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение эскизов, приготовление необходимых материалов для росписи, роспись ткани, закрепление краски на ткани. Так при прохождении новой техники – батика, вначале нужно познакомить детей с историей происхождения данной техники, затем научить поэтапному выполнению определенной росписи. Важно оставить простор для детской фантазии, предложить детям фиксировать свои наблюдения, например узелкового батика. Чтобы ребенок понял алгоритм получения определенных узоров, для дальнейшего экспериментирования. (Просмотр альбома педагогами «Маленькие эксперименты», где расписан алгоритм и приложен образец росписи). При объяснении нового материала или задании, в основном используют методы фронтальной работы. Фронтальный показ – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приемов работы. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов. Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде. Выполнение задания в группе обучающихся обычно проходят неравномерно: одни на середине работы, другие только начинают, поэтому индивидуальная работа очень важна. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Надо помнить, что одно только критическое замечание лишает ребенка радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому с критикой в отношении работы или обучающего нужно быть предельно аккуратно. Обучающиеся должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, лучше, если по индивидуальному эскизу или это должна быть хорошо выполненная копия образца. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Так просмотр можно устроить как временную выставку. Коллективные просмотры приучат объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Во время занятий по батику не забываем о ТБ. Правила техники безопасности при росписи тканей. 1. Соблюдать технику безопасности при работе с колюще-режущими инструментами (ножницы, силовые кнопки). 2. Резерв для батика, бензин для промывания трубочек – горючие материалы. Открытый огонь исключить. 3. Не готовьте резерв самостоятельно. При нагревании смесь становится взрывоопасно при попадании воды. 4. Некоторые виды резерва испаряют вредные пары. Заниматься батиком следует в хорошо проветриваемом помещении. 5. Во избежание химического ожога кожи работать в резиновых перчатках. В процессе рисования педагог контролирует соблюдение техники безопасности, качества выполняемой работы. В заключительном этапе идет обсуждение творческих работ, закрепление полученных знаний. В нашей программе 9 часов отводится батику, из них 4 часа на узелковый батик, 5 часов на холодный батик. Обучение ведется от простого к сложному, то есть от узелкового батика к холодному батику. Рефлексия участников мастер-класса. Я постаралась рассказать обо всех этапах обучения воспитанников узелковому батику. Составим алгоритм продуктивной творческой деятельности.
Просто сам по себе, узор на ткани – детей не особо заинтересует. Совместно с детьми можно продумать как можно использовать данный узор в оформлении интерьера, или определенного подарка и т.д. Например, расписанная ткань может быть фоном для коллажа, открытки. Если ее оформить в рамку – то эта работа становится картиной с орнаментом. Если расписать однотонный шарф, он уже получит вторую жизнь. Этот лоскут может пригодиться для обтягивания фотоальбома, или дневника, которые любят вести девочки. Батик традиционно много используется в элементах одежды: платки, косынки, шарфы, галстуки. Открытки-батик, картины-батик, шкатулки, обтянутые тканью-батик, несут в себе эластичность, пластику и тепло текстиля, радуют глаз необычностью, неповторимостью, именно поэтому они могут стать прекрасным подарком. Быть ни на кого непохожей – мечта любой девочки. Поэтому осуществляя индивидуальный подход к каждому воспитаннику мы приобщаем его к прекрасному, обучая их различным видам рукоделия. Пока работы сохнут педагогам демонстрируются слайды Просмотр слайдов: «Секреты узелкового батика» (пояснение и рекомендации основных этапов выполнения работы в технике узелкового батика). Комментарии к слайдам: Вашему вниманию представлен Мастер-класс, раскрывающий секреты одной из разновидности росписи по ткани «Узелковый батик». Технология узелкового батика проста. Точно так же, как и в других методиках батика, ткань следует зарезервировать от попадания краски, но для этого используется не резервирующий состав, а различные веревки, нитки, жгуты. Ткань плотно обматывают в виде различных узелков, а затем опускают в краску (или наносят краску кистью). После процесса крашения места ткани, обмотанные нитками, остаются непрокрашенными, а рисунок на ткани, получаемый таким способом зависит от способов завязывания, обматывания, складывания и прошивания отдельных ее фрагментов. Чтобы получить рисунок в виде кругов, исходящих из середины возьмите ткань за центр и распределите свободно свисающие края равномерными складками. Зафиксируйте середину ткани с помощью другой руки. Туго, насколько это позволяет нить, перевяжите ткань близко к ее центру. Затем намотайте на ткань два витка нити, отступив от центра приблизительно 5 и 7 см. Каждая такая обвязка после крашения образует на салфетке светлый круг. Меняя ширину и количество намоток, можно получить множество вариантов одного и того же узора. В последнюю очередь зафиксируйте ткань у края. Следующий этап – это крашение ткани. Для этого поместите ткань в заранее подготовленный краситель. После того как ткань окрасилась, выньте ее из емкости с красителем и тщательно прополощите в теплой воде. При этом ни в коем случае нельзя развязывать нити. Чтобы уберечь руки от красителя, обязательно воспользуйтесь перчатками. Полоскание можно заканчивать лишь тогда, когда из ткани при отжиме будет стекать чистая вода, без красителя. Хорошо отожмите ткань. После этого можно развязывать нитки и посмотреть на получившийся результат. Последний этап – глажение и закрепление краев получившейся салфетки. Прекрасная салфетка готова. Для получения узора в виде ровной клетки сложите ткань гармошкой и прогладьте при помощи утюга; - затем получившуюся полоску ткани сложите вновь гармошкой до получения квадрата; - полученный результат зафиксируйте с помощью двойной крепкой нити; - опустите ткань в краситель; - после крашения сполосните ткань, тщательно отожмите и освободите ее от нитей; - прогладьте ткань утюгом; - в результате у нас получается довольно ровная клетка. Чтобы получить рисунок в виде параллельных полосок сложите ткань в гармошку, постепенно проглаживая складки утюгом; - затем, туго, при помощи двойной нити перевяжите ткань в середине; - замотайте по два витка нитей с каждой стороны ткани, отступив от середины и последующего витка 5 см; - опустите всю ткань в краситель; - после того как ткань прокрасится, тщательно ее прополощите и отожмите; - теперь можете развязать скрепляющие салфетку нити; - последний этап – глажение, после которого рисунок на ткани проявится еще ярче. Красим ткань в две и более красок: - на различных расстояниях друг от друга обвяжите ниткой термостойкие пуговицы или камешки; - после этого намочите ткань, отожмите и попеременно опускайте каждую из обвязанных пуговиц красители различных цветов таким образом, чтобы краситель чуть-чуть заходил за нить; - когда все части работы будут прокрашены, еще раз прополощите и отожмите ткань. Затем, можете убрать нитки и прогладить салфетку. - узелковый батик «Спираль» выполняется следующим образом: - в центр влажной салфетки ставим кисть, надавливаем и начинаем закручивать ткань на кисть; - по кругу образуются складки, поправляем ткань и продолжаем скручивать; - получилась «улитка», связываем ее нитками, плотно фиксируя края, сохраняя круглую форму. Завяжем нитки узелком; - приступаем к окрашиванию «улитки» по секторам спектра радуги 5. Переворачиваем «улитку» и проделываем то же самое, там, где фиолетовый красим фиолетовым и т.д; - после высыхания разрезаем нити, убираем их, аккуратно, не повреждая ткань. Разворачиваем аккуратно, проглаживаем; Возьмите на заметку… Если вы планируете получить резкие границы переходов краски, то изначально следует брать сухую ткань. Напротив, если планируется получить размытые границы с плавными переходами, то скань перед скручиванием предварительно увлажняют. В нанесении краски на ткань кистью есть свои плюсы и минусы. При нанесении краски кистью идет меньший расход краски, но возможен побочный эффект - белые пятна. Это места, где краска не проникла глубоко в узлы ткани. Узелковый батик по праву можно считать одним из древнейших и интереснейших видов оформления ткани. Самый простой материал, расписанный этим способом, вмиг становится неповторимым. Подведение итогов. - Выставка работ педагогов на столах. - Как по вашему мнению прошел мастер-класс? Ваши вопросы и предложения? - Подведение итогов. - Уборка рабочего места. Приложение
kopilkaurokov.ru |