Подписка на рассылку
ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ
Сегодня получила платье от Виктории Бекхам. Размер подошёл, но длину чуть-чуть укорочу, т.к. люблю по-короче. Качество отличное. Доставка тоже порадовала, пришло уведомление на 7 день, получила утром на 8 день. Куда хотела в нём пойти - пойду, всё успели, не ожидала, что так быстро получится. Очень сомневалась, но зря. Спасибо!!!
|
Декор предметов Роспись Панно "Городецкая птица" Дерево Краска. Птицы городецкой росписи картинкиПанно "Городецкая птица" | Страна МастеровПоделиться: Когда начала собирать материалы по городецкой росписи , набрела на МК Тамары на ТЕХНОМАГИИ. Рекомендую обязательно посмотреть и при желании повторить эту работу.Очень просто и понятно Тамара делится своим мастерством.Процесс работы оказался очень интересным и занимательным. Жаль только ,что никак не могу зайти там в эту темку и поблагодарить Тамару, а также хотелось бы показать ей свою работу. Вот , что получилось у меня.Ещё раз спасибо Тамаре и вам , посетители моего блога! Верхняя часть Птица Нижняя часть Городецкая роза(розан) в композиции Городецкая роза(розан) Бутоны(малый розан) в композиции Все мои работы ТУТ. Спасибо за внимание! stranamasterov.ru ВИДЫ КОМПОЗИЦИЙ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ - Городецкая росписьИз книги М. С. Соколова "Художественная роспись по дереву"Источник - http://www.webartplus.narod.ru/folk21.htmlКомпозиции городецкой росписи можно разделить на три вида:— цветочная роспись;— цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;— сюжетная роспись.Такое деление является условным, так как и сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов. Несмотря на то, что городецкая роспись имеет ограниченное число мотивов, она всё же разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, мы не сразу уловим сходство. Это умение художников помогает ярче выделить сюжет данной работы, придать ей иное смысловое звучание, удовлетворяет различным вкусам ценителей этого искусства.А теперь остановимся в отдельности на каждом из перечисленных видов композиций городецкой росписи.Цветочная росписьЭтот вид чаще всего использовался, да и сейчас используется на изделиях «массовых», так как он наиболее прост в исполнении. Так, украшая солонку, художник изображал па передней стенке изделия и его крышке по одному цветку с расходящимися от него листьями. На более крупных изделиях, таких, как поставки, декоративные блюда, хлебницы, разделочные доски и детская мебель, композиции цветочного орнамента богаче и разнообразнее, они продуманы мастерами более тщательно. Например, на боковых стенках поставка часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.В цветочном орнаменте городецкой росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента: И.Хабибулина. Композиция цветочного орнамента И.Хабибулина. Цветочная композиция "Ромб" «Букет» - изображается симметрично. Как правило, пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного - трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки.«Гирлянда» - представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели. «Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие ромбовидный центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены на двух пересекающихся перпендикулярно осях.Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, детских столах и хлебницах. «Цветочная полоса» - сохранилась в городецкой росписи еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ленточную же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например поставков, круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции. «Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда, крышки поставка или шкатулки.Цветочные композиции, как правило, симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Даже если художник и использует различные цвета при нанесении подмалевка на деревянную основу, по тону эти цвета одинаковые. Благодаря этому в росписи нет одностороннего перевеса элементов. Цвета в росписи используют яркие, открытые, что позволяет сделать декоративное произведение более нарядным. Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи. Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица».Этот вид орнамента также очень распространен в городецкой росписи. Его можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках.С включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Встречаются такие варианты, когда среди симметрично написанного цветочного орнамента восседают две птицы, асимметричные по рисунку, а иногда и различные по цвету.В том случае, когда в композиции мотивы «конь» или «птица» изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена. Схема цветочной композиции с изображением птицы Выполняя этот вид на комплекте разделочных досок, городецкие художники создают симметрию внутри самого комплекта. Так, если он состоит из трех досок, то две крайние будут; симметричны, хотя эта симметрия достаточно условна. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка». Но асимметрия не будет бросаться в глаза, так как художник, приступая к росписи, продумывает размещение мотивов в целом. На протяжении всей работы она присутствует в его сознании, он вдумчиво и четко прорабатывает каждую деталь, каждый элемент росписи.Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоративных блюдах, где четко определяется центр. К тому же городецкие мастера пишут такие узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах. Особенно эффектно они смотрятся на черных и красных «подкладках», хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например желтый, охристый, золотистый, оранжевый и др. Схема сюжетной композиции Необходимо учитывать, что вводимый в данный вид орнамента зооморфный мотив привносит определенную семантическую окраску. Так, изображение мотива «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей. Сюжетная росписьЭто одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Порой невозможно представить, сколь неисчерпаем источник сюжетов, зарождающихся у городецкого мастера. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое. Схема сюжетной композиции. Сам вид композиции предполагает, что выполняться роспись будет на крупных по размеру изделиях: декоративных панно, сундучках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. По сути, это возвращение мастеров к тем уникальным росписям, которые выполнялись на подарочных прялках. Такие работы делались мастерами редко, с большим прилежанием и вкусом. Только опытный мастер мог позволить себе выполнять «уникальную» прялку. Поэтому сюжет композиции был очень тщательно продуман и выстроен.При выполнении сюжетной росписи на разделочных досках городецкие художники нередко опираются на те традиционные композиции, которые были распространены на городецких прялках. Это роспись в два или три яруса, когда в верхней части доски пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы. Так, свадебный сюжет может сопровождаться парой птиц или выездом жениха на коне; праздничное застолье - приездом гостей или подготовкой к застолью. Средняя часть, разделяющая верхний и нижний ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Если доски имеют недостаточно вытянутую форму, то художники обходятся без нижнего яруса, изображая главную сюжетную сцену и опоясывая ее цветочной полосой.Декоративные панно имеют, как правило, вытянутую по горизонтали прямоугольную форму. Оно может состоять из трех отдельных досок. В них сохраняются те традиционные приемы организации пространства, которые были выработаны художниками Городца еще в конце XIX в. Это и колонны, стоящие по сторонам; и богатые, красиво драпирующиеся, шторы по бокам и настенные часы, висящие в центре изображаемого интерьера; огромные окна и круглые столы. Да и одежда главных героев — барышень и кавалеров — совсем не изменилась. Только краски теперь используются более звучные и сочные. Горизонтальные панно, как и вертикальные, художники нередко делят на части. Герой или группа главных героев сюжетной композиции, как правило, располагается в центре горизонтальной росписи или в верхней части вертикальной. Они выделяются цветом, размером, тоном, ритмом.В качестве разделяющего мотива могут использоваться изображения колонн и штор. Таким образом, художники изображают на декоративных панно несколько комнат, а центральная тема связана по смыслу с сюжетами, показанными на боковинах. Встречаются росписи, где панно разделено на две части. Тогда появляются два смысловых центра, неразрывно связанных друг с другом, свой центр имеется в каждой части, и он строится по общим законам.Своеобразно прочтение героев сюжетной композиции. Мужская фигура на коне трактуется как жених, одинокая девушка, стоящая около березки-подружки, прочитывается как невеста. Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечерки выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол никогда не пустует, он заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами — это символ богатства и достатка. Такое же семантическое прочтение несут богато драпированные шторы и настенные часы.Лица людей в городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти. Таким образом, зритель или хозяин изделия видят в герое самого себя или кого-то из своих ближайших друзей и товарищей, а в окружающем их персонажей антураже тот мир, в котором хотелось бы жить и ему.Художники не ограничиваются изображением внутренних интерьеров. На декоративных полотнах появляются деревенские домишки с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, здесь же колодцы с крышами, украшенными головами коней.Панно, изображающие уличные сцены, иногда делятся на части. В центре при этом будет дан главный сюжет, иногда он может показывать внутреннее убранство богатого дома. Но чаще сцены гуляния, выездов и свиданий современные городецкие мастера не делят на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев. Под ногами у главных героев нередко пишутся животные - собаки, кошки, петушки, цыплята. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, нередко их выделяют цветом. Несмотря на сложность сюжетов, художники обязательно включают в роспись цветы, даже если показан зимний пейзаж.Удивительно разнообразны иллюстрации к сказкам. Особенно любят художники сказки А. С. Пушкина. В росписях они часто используют те сцены, которые окружают их в жизни: застолья, всадников, девушек, сидящих за работой и пр. Лишь по некоторым деталям росписи можно понять, что это иллюстрация к какой-то сказке, а, проанализировав весь сюжет, понять, к какому произведению относится данная иллюстрация. Наверное, поэтому, художники подписывают работы, (например, "Панно по "Сказке о мертвой царевне"). Традиции подписывать работы или сопровождать их народными пословицами и поговорками восходят к первым расписным городецким изделиям последней четверти XIX в. Такого же рода пословицы и нравоучительные высказывания мы встречаем под картинками русского лубка. Это подтверждает общность и огромное влияние, которое оказали лубочные картинки в целом на народное искусство.Народная мудрость, выраженная в словах, помогает раскрытию сюжета изображения, оживляет рисованную картинку и подчеркивает то огромное смысловое значение, которое вкладывал автор в подарочное изделие ("Муж да жена — одна душа", "Работай до поту, поешь хлеба в охоту" и др.). my-gorodets.livejournal.com Городецкая роспись. Информация - Обо всем понемногуГородецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин. Особенности В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А. В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…» Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мотивы — сцены городской жизни Панно. "Мой любимый Городец". Колесникова Панно"Улица купеческая"Колесникова Панно"Гуляй слобода" Колесникова Панно"Городец хлебосольный" Колесникова Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом.Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова. История городецкой росписи Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др. В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Для украшения досок мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией, очень редко встречающейся в народном искусстве. Фигуры вырезали из дерева другой породы и вставляли в соответствующие по форме углубления. Эти вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Располагая древесиной двух оттенков и пользуясь самым простым инструментом, народные умельцы превращали донце в произведение искусства.Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников. В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец. Яркое сочетание желтого фона с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало его нарядным и красочным. Со второй половины XIX в. сложная и трудоемкая техника инкрустации заменилась скобчатой резьбой с подкраской, а затем стала преобладать живописная манера украшения. Сюжетами старинной Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни. В наши дни традиции старых мастеров стремятся возродить и обогатить народные умельцы, работающие на фабрике художественных изделий "Городецкая роспись" в г. Городце. Среди них есть лауреаты премии им. И.Е. Репина. Это Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.Е. Коновалов, Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В. Соколова. Марина Белова..Бочата.Дерево, городецкая роспись. Марина Белова.Поставецы .Бочата.Дерево, городецкая роспись. Поднос М.М. Белова. Дерево, городецкая роспись.2005г. Комплект карточек. Наглядные пособия для начальной школы. Мастер-класс Роспись по дереву ГОРОДЕЦ Городецкая роспись .Рабочая тетрадь для детей 7-9 лет по основам народного искусства в рисунках.Секреты городецких мастеров - http://shtrih-33.ucoz.ru/publ/2-1-0-11 тут,тут Финифть Жостовская росписьМезенская росписьДымковская игрушкаСучжоуская вышивкаИстория ГжелиЭта сказочная ГжельХолмогорская резьба.Часть 1.Холмогорская резьба.Часть 2.Холмогорская резьба.Часть 3.Тобольская резьба.Часть 4.Якутская резьба.Часть 5.Чукотско-эскимосская резьба.Часть 6.ХохломаЕщё немного хохломы....натюрмортыПалех.Часть 1.Палех. Часть 2.Богородская игрушка.Федоскинская лаковая миниатюра. Часть 1.Федоскинская лаковая миниатюра. Часть 2. lotos-n.livejournal.com Городецкая роспись - картинкиГородецкая роспись зародилась в нижегородском Заволжье, в городе Городец. Этот древний город – родина самых разных промыслов. Он прославился на весь мир резьбой по дереву, изготовлением инкрустированных мореным дубом прялочных донец (донце – это дощечка, на которую садится мастерица-пряха), и, конечно же, городецкой росписью. Возникла городецкая роспись в середине 19 века, благодаря производству прялочных донец, которые изготавливались в близлежащих от Городца деревнях. Изначально донцы инкрустировались мореным дубом, но постоянно растущие объемы производства заставили мастеров задуматься об упрощении техники декоративного оформления. Поэтому вскоре (в 1870-х годах) дорогая и сложная инкрустация была заменена городецкой росписью. Время становления городецкой росписи заняло около пятидесяти лет. За это время сформировался стиль этой росписи, родился городецкий орнамент, в котором доминируют лаконичные крупные цветовые пятна и формы. Городецкой росписью стали украшать не только донца, но и различные бытовые предметы. К 1900 году городецкая роспись полностью сформировалась, благодаря бурному развитию промысловой деятельности жителей Заволжья. Но Первая мировая война внесла свои коррективы, промысловая деятельность практически была прекращена, что соответственно сказалось и на городецкой росписи. С 1930 годов городецкая роспись медленно, но верно возрождалась. Потомственные мастера городецкой росписи организовывают художественные артели, открываются целые классы по обучению этой уникальной росписи. Одновременно с этим расширяется и ассортимент продукции украшенной городецкой росписью. В 1960 году появляется первая фабрика «Городецкой росписи», которая впоследствии была объединена в одно предприятие с мебельной фабрикой под общим названием «Городецкая роспись». А уже в 1969 году на этом предприятии была создана экспериментально-творческая лаборатория, которая плотно занималась поиском новых сюжетных композиций, и усовершенствованием уже имеющихся. Менялась тематика городецкой росписи, появились новые мотивы, в том числе и архитектурные. Сохранив старые художественные стилистики и традиции, современная городецкая роспись не стоит на месте, а продолжает интенсивно развиваться. Все чаще ее мотивы используют не только для украшения мебели и бытовых предметов, но и для оформления стен и потолков. Картинки городецкой росписи сюжетны, а сцены ее чаще всего происходят на природе или в интерьере. Как правило, это конные и пешие прогулки, катания на тарантасах, застолья или посиделки. К наиболее распространенным цветочным мотивам относятся розы и купавки с симметричными листьями. Животный мир чаще всего представляют конь и птица. Ну и, конечно же, традиционный сюжет - «древо жизни» - которое олицетворяет собой всю природу. Очень характерны для городецкой росписи барыни, кавалеры, солдаты, кареты и собачки. На сегодняшний день в городецкой росписи существует три вида композиций: цветочная роспись, цветочная роспись с добавлением изображения коня или птицы и сюжетная роспись. Безусловно, такое деление на виды весьма условно, поскольку та же сюжетная роспись не может обойтись без цветочных мотивов. Цветочная роспись. Это самый простой и наиболее часто используемый вид. В самом простом варианте изображается один цветок с расходящимися от него листьями. Более сложный вариант цветочной росписи предполагает и цветочный орнамент и более крупные, вписанные в круг, цветы. Среди цветочного орнамента можно выделить несколько наиболее распространенных:
Цветочная роспись с добавлением изображения коня или птицы. Как и в цветочной росписи, картинки городецкой росписи с изображением коня или петуха могут быть симметричными. Они могут располагаться как по сторонам от цветущего дерева, так и внутри цветочной гирлянды. Допускается, если среди симметричного цветочного орнамента буду изображены две асимметричные по рисунку птицы, иногда даже различные по цвету. Одновременно могут быть использованный сразу два мотива: курочка и петух. Кстати, конь и петух символизируют солнце и пожелание счастья. А вот изображение курочки и петуха является символом семейного благополучия и пожелания семье множества детей. Сюжетная роспись. Этот вид городецкой росписи предполагает расписывание больших площадей. Роспись ведется, как правило, в два или три яруса. В верхнем ярусе рисуется основной сюжет (застолье, свидание, прогулка и т.д.), средний ярус, разделяющий, представлен в виде цветочной полосы, а нижний выглядит как цветочный орнамент. Может быть и другой вариант, когда основной сюжет опоясывается цветочной полосой. Картинки городецкой росписи со сценами чаепития, свадьбы или застолья обязательно включают изображение стола. При этом стол заполнен самоваром, чашками и вазой с цветами (которая, кстати, символизирует достаток и богатство). Лица сидящих за столом людей всегда обращены к зрителю. Крайне редко можно встретить изображения, развернутые в три четверти. Если изображаются сцены гуляний, выездов или свиданий, то воспроизводятся целые улицы с церквями, домами, заборами и различными растительными мотивами в виде деревьев и цветов. Очень часто рядом с главными героями росписи можно увидеть изображения различных животных. В таком случае главные герои рисуются более крупно на переднем плане, а второстепенные лишь оттеняют их. Городецкая роспись в современном интерьере В наши дни городецкая роспись пользуется заслуженной популярностью. Этой самобытной росписью украшают и городские квартиры или особняки и деревенские домики. Городецкая роспись интерьера способна сделать любое помещение по-настоящему эксклюзивным и оригинальным. Узоры и мотивы городецкой живописи очень гармонично будут смотреться и в кухне и в детских комнатах, придавая обстановке уют, тепло и радостное настроение. Рассматривая городецкие картины, кажется, будто мы находимся в театре, раздвигается занавес, и мы можем наблюдать самый настоящий спектакль. И хотя герои как будто позируют перед фотографом, фальши и пафоса совершенно не ощущается. Объясняется это серьезными иконографическими традициями и мягким народным юмором. Городецкая роспись интерьера может, как дополнять общую идею, так и быть ярким акцентом или абсолютно самостоятельным элементом, в соответствии с которым строится вся композиция остальной обстановки. Благодаря тому, что традиционный русский стиль по-прежнему в моде городецкую роспись очень часто стали применять для оформления коммерческих помещений. Например, ресторан с русской кухней невозможно представить без основных атрибутов русской культуры: русской печи с изразцами, вологодских кружев и городецкой росписи на стенах. Городецкая роспись – это прекрасное отражение культуры России, ее манеры и языка. Как универсальный инструмент художника она может хранить традиционные ценности народа, оставаясь при этом модной и современной. Отличаясь яркими и светлыми красками, простыми и наивными сюжетами, красивейшими растительными орнаментами городецкая роспись станет украшением любого интерьера, независимо от функционального предназначения помещения, будь то частный дом, школа или ресторан. Богатые традиции этого знаменитого художественного промысла России и сегодня живут в работах современных художников. На протяжении более полутора веков народные мастера сумели создать очень оригинальную живописную систему, нашли самые неповторимые образы и разработали богатый арсенал приемов изображения элементов орнамента и деталей сюжета. Не зря один из французских искусствоведов однажды сказал, что такие произведения искусства должны находиться в Лувре. Украсив свой интерьер городецкой росписью, Вы не только окунетесь в традиции и культуру русского народа, но и будете жить в окружении самого настоящего произведения искусства. artultra.ru Что такое городецкая роспись и как она появилась?Всем большой привет! Сегодня у нас на повестке дня – искусство. Сохранилась ли у вас дома какая-нибудь расписная деревянная мисочка или ложечка в ярких золотисто-красных цветах? А может вам достался в наследство радостный в узорах конь-качалка? Тогда, возможно, вы уже знаете, что такое городецкая роспись. Ну а ежели у вас пока немного скудное представление о городецких мастерах, то предлагаю познакомиться с их интересным творчеством поближе. Откуда пришло городецкое искусство?История одного из самых высоких достижений народного творчества — городецкой росписи – началась в 19 веке. Жили на двух берегах реки Волга крестьяне в сёлах с названиями Курцево, Савино, Косково и других, которые делали прялки с резьбой и продавали их на ярмарках. А резьбу эту они разукрашивали, чтобы их творения были ярче. Позднее декоративный рисунок и вовсе вытеснил с прялок резьбу по дереву, а такое расписное художество стали звать «нижегородской росписью», а самих мастеров «курцевскими красильщиками». Это интересно! Далеко не всем известно, что становление резьбы по дереву в Городце обязано Петру I, который каждый корабль просил украсить деревянной резьбой, показывая русскую мощь и талант русского народа. Когда в 18 веке строительство переехало поближе к берегам морей, русские мастера нашли другое применение своему таланту – стали делать из дерева ложки и миски, чашки и прялки. Считается, что расцвела городецкая роспись с появлением в деревне Курцево в 1870 году иконописца из Городца по фамилии Огуречников, которого пригласили оживить роспись курцевской церкви. Именно он научил местных мастеров накладывать краски слоями, оживлять картинку белилами и придавать рисунку выразительность. Начиная роспись с прялок, курцевские мастера потихоньку стали оттачивать своё приобретённое мастерство на посуде, лукошках, игрушках для детей, коробах. В домах появились ни на что не похожие пышные букеты, вороные кони, диковинные птицы. На дереве «пили чай» и «устраивали гулянья». Лишь в 30-х годах XX века появилось название этого рисования по дереву, которое сегодня мы знаем и слышим – «городецкая роспись», и всё благодаря тому, что в близлежащем городке Городец продавалась такая украшенная бытовая утварь, и работали мастерские. Коль на досочке девица Иль удалый молодец, Чудо-конь и чудо-птица, — Значит, это Городец! Чем отличается городецкая роспись?Спутать городецкое мастерство с другим трудно, ведь именно эта роспись изобилует яркими гирляндами и пышными букетами. Только здесь вы увидите всю помпезность сюжетов вместе с искренностью простого народа. Стоит только взглянуть на расписанные в городецком стиле предметы, и вы тут же очутитесь:
Помимо расписанного быта крестьян и купцов городецкие мастера могли изображать мистических животных. Но какая бы тема в рисовании не присутствовала, она всегда украшалась гирляндами из цветов. С самого начала городецкая роспись наносилась яичными красками в виде больших пятен, без контуров. Мастера могли делать мазки в свободной форме, обводя потом элементы чёрной или белой линией. Любимые оттенки фонов:
Сегодня мастера на фабриках пользуются масляными красками, что даёт им большее разнообразие колорита, но особенности мотивов городецкой росписи сохранились. Прежней осталась и технология росписи по дереву. Жёлтый вечер, чёрный конь, И купавки, как огонь, Птицы смотрят из ларца – Это роспись Городца! Как рисуют по-городецкиТехнология росписи по дереву у городецких мастеров своя. Первоначально художники при помощи карандаша тонкой линией накидывают будущий рисунок, намечая расположение его элементов, их размеры. Деревянная основа может быть покрыта заранее грунтовой краской одного из оттенков – красного, жёлтого или чёрного. Профессионалы не тратят время на набросок, а рисуют сразу красками. Для городецкой росписи используют специальную краску – темперу, которую делают из натуральных или искусственных порошков. Иногда мастера берут в помощники гуашь и добавляют туда клей ПВА. Но какая бы краска ни была, самое главное – её насыщенный цвет, чем и отличается роспись из Городца. Основа всех элементов рисуется белым цветом, называется это промалёвкой. Затем на светлый тон наносят тонкими мазками детали. Делают это тёмными оттенками, поэтому и называется этот шаг тенёвкой. На последнем этапе рисования при помощи самой тонкой кисточки делают так называемую разживку чёрной краской и оживку белой краской в виде точек и штриховки. Когда готовая работа полностью высыхает, её покрывают лаком. В общем-то не так и сложно. Хотите попробовать? Тогда почитайте про то, что обычно рисуют городецкие мастера. Где ковши, кони-качалки Очень радостных тонов, Это все труды прекрасных Городецких мастеров. Городецкие композицииУ городецкой росписи есть три вида рисунка. Цветочная темаНаиболее простая и поэтому часто используемая. Это может быть одиночный цветочек с листочками или цветочный орнамент в виде букетов, цветочных гирлянд, ромбов, полосок и венков. Букеты чаще рисуются на кухонных досках и столовых блюдах, стаканчиках, мисках и солонках. Гирлянды встречаются на хлебницах, мебели для детей и сувенирных шкатулках. Ромбами из цветов украшают шкафы и скамейки. Полосы применяются для росписи объёмных предметов, например, для украшения круглой шкатулки, либо в качестве канта в сюжете. Края изделия чаще расписывают венками. Композиция с рисованием птицы или коняЕё часто используют для разрисовки больших изделий — столовых блюд, хлебниц, детской мебели, но иногда такую тему можно увидеть и на обычной ложке. Очень красиво смотрятся такие изображения на чёрном или красном фоне. СюжетСамая трудная роспись, которая может быть посвящена свиданиям или застолью, сказкам или современной жизни. Обычно такие рисунки вытянуты вдоль горизонтальной линии. Картинка может состоять из нескольких частей, разделяемых колоннами, шторами или другими предметами интерьера. Иногда в одном сюжете можно увидеть несколько героев в разных комнатах. Женихов городецкие мастера изображают всегда на коне, а невест – стоящими около берёз. В сюжетах с застольем столы обязательно полны яствами, на них обязательный символ – самовар. Иногда городецкие художники рисуют целые деревни с домами, колодцами, улицами, церквями. Сегодня современные мастера фабрики «Городецкая роспись» продолжают старые традиции, создавая шедевры художественного промысла в виде шкатулок, хлебниц, игрушек и мебели. Нарисованы цветы Небывалой красоты. Красоте той нет конца, Это всё из Городца! Узнать еще больше об истории росписи, увидеть как работают настоящие мастера и полюбоваться на их произведения вы сможете посмотрев это видео. Вот вы и познакомились поближе с городецкой росписью. Если вам стало интересно, вы теперь сможете попробовать сделать своими руками красивый подарок маме на праздник, разрисовав в стиле Городца разделочную досочку или шкатулку. Ну а для вашего учителя и одноклассников лучшим подарком станет ваш интересный исследовательский проект, посвященный творчеству городецких мастеров. Успехов в учебе! Евгения Климкович. shkolala.ru |