Подписка на рассылку
ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ
Сегодня получила платье от Виктории Бекхам. Размер подошёл, но длину чуть-чуть укорочу, т.к. люблю по-короче. Качество отличное. Доставка тоже порадовала, пришло уведомление на 7 день, получила утром на 8 день. Куда хотела в нём пойти - пойду, всё успели, не ожидала, что так быстро получится. Очень сомневалась, но зря. Спасибо!!!
|
Конспект занятия "Цветы на подносе" Нижнетагильская роспись для детей 7 лет. На подносе цветы"Цветы России на жостовских подносах"Разделы: МХК и ИЗО Цель урока:
Задачи урока:
Тип урока: урок декоративного рисования Оборудование урока:
Ход урока 1. Орг. Момент. Прозвенел звонок, начинаем наш урок.2. Объяснение нового материала. Ребята, тема нашего урока «Цветы России на жостовских подносах». Но прежде чем перейти к подносам, прочитайте на экране четыре слова: чай, чаепитие, самовар, поднос. - Какая связь между этими словами? - Составьте логическую цепочку из этих слов. Дискуссия и обсуждение разных вариантов, предложенных детьми. Ребята, а вы знаете, что чай – это заморский напиток. В Россию он попал в 1637 году в качестве подарка от Алтын-хана русскому царю. Чай начали пить сначала при царском дворе как лекарство и только в 1679 году был заключен первый договор о постоянных поставках чая в Россию. Он так полюбился русским людям, что вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. В XIX веке чай стал русским национальным напитком. Слайд. Это картина Кустодиева «Купчиха за чаем» 1918г. Прекрасный пример московского чаепития. Анализ картины. Молодая женщина пьет чай на балконе деревянного особняка. Складки темно-фиолетового с черными разводами платья и такой же чепец подчеркивают белизну округлых обнаженных плеч и свежие краски розового лица. Солнечный летний день клонится к вечеру. По сине-зеленому небу плывут розовые облака. А на столе пышет жаром ведерный самовар. Аппетитно расставлены фрукты и сласти – сочный, красный арбуз, яблоки, гроздь винограда, варенье, кренделя и булки в плетеной хлебнице. Своим появлением самовар обязан чаю. В 1778 году в Туле оружейник Федор Лисицын построил собственную мастерскую по изготовлению самоваров. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который тоже стал непременным участником русского чаепития. Слайд. В начале 19 в. в деревне Жостово, возник промысел по производству расписных металлических подносов. В 1825 году была открыта фабрика по производству подносов отцом и сыном Вешняковыми. Жостовские подносы изготавливают из тонкой кровельной стали. Стальные листы после штамповки грунтуют, шлифуют и покрывают несколькими слоями масляного лака. Подносы просушиваются в печах при t 90. Покрытие производится трижды, после чего поверхность подноса приобретает блеск. Слайд. Вот теперь поднос попадает в руки мастера-живописца. Традиционный мотив - цветочный букет на черном фоне. Цветы на подносе легко узнаются. Это королева всех цветов роза, алые маки, звездчатые астры и георгины. Их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Дополнить композицию могут более мелкие цветочки: ромашки, васильки, колокольчики. «Цветы» Вот фиалка, вот тюльпаны, Георгины, розы, астры. Вот и лилии, пионы, Колокольчики и маки. Васильки, сирень, жасмин — Все вошли в букет один. А букет красив, душист! От цветов и воздух чист.Слайд. Постепенно, классический черный цвет фона, сменяется зеленым, красным, белым. Слайд. Рядом с цветами можно увидеть подмосковные пейзажи. Слайд. Фрукты. Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет живых цветов, он пишет, руководствуясь воображением. Крупные и мелкие цветы объединяются в классические композиции: Слайд "Букет собранный", Слайд "Букет в раскидку", Слайд "Венок", Слайд "Ветка с угла". Композицию определяет форма подносов:
По размерам подносы были очень большие – «скатертные», трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков. Ребята, а теперь давайте посмотрим как создаются неповторимые по красоте и богатству росписи жостовских подносов. Слайды: Этапы росписи жостовского подноса:
Сегодня мы должны с вами научиться рисовать цветы в свободной кистевой манере жостовских мастеров. А на следующем уроке вы объединитесь в группы, чтобы придумать и создать разные по форме и цвету подносы. Нарисованные сегодня цветы вы наклеите на картонные заготовки, разной формы и цвета. 4. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика ЦВЕТКИ Наши алые цветки распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, Головой качают, тихо засыпают. (Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад). 5.Самостоятельная работа учащихся. 6. Подведение итогов урока. Ответы на вопросы.
На следующем уроке учащиеся объединяются в группы по 5 – 6 человек. Ребята должны затонировать картон, вырезать его по форме. Затем вырезаются нарисованные на прошлом уроке цветы и листья. Они наклеиваются на подносы в разные композиционные схемы: «букет собранный», «венок», «ветка с угла». Затем выполняется привязка – прорисовка мелких веточек и травинок на подносе. Последний этап – выполнение уборки, украшение края подноса золотой краской. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Конспект занятия "Цветы на подносе" Нижнетагильская роспись для детей 7 летКонспект занятиядля детей подготовительной к школе группы «Цветы на подносе». Нижнетагильская роспись. Материал для занятия: вырезанные шаблоны подносов, гуашь, кисти, салфетки. Иллюстрации Нижнетагильских подносов. Выставка Нижнетагильских подносов. Словарная работа: Нижнетагильские подносы, мастер-коваль, грунт, закалка,лак «хрустальный», роспись, уборки, оживки, композиция, ритм.Предварительная работа: экскурсия в музей «Родничек», знакомство с Нижнетагильскими подносами. Дидактические игры «Уральские промыслы», «Укрась поднос цветами». Индивидуальная работа: помощь при выполнении отдельных элементов росписи, использование изучаемых приёмов работы кистью. Образовательные области: коммуникация, здоровье, познание, социализация, чтение художественной литературы, музыка. Ход занятия: Когда говорят «народные промыслы», сразу представляется русская изба. Вечер, летняя страда окончена, и хозяева занимаются легкими, на крестьянский взгляд, делами—плетут кружева, расписывают прялки, лепят свистульки, разрисовывают деревянные ложки… Но уральские народные промыслы—это не то, что можно делать зимними вечерами в избе. Основой жизни на Урале был завод — и народные промыслы расцветали при заводах. Шедевр уральского ремесла—нижнетагильский лаковый поднос. Зародился промысел в первой половине XVIII века, когда в Россию из Европы вошла мода на лакированные изделия, как престижные предметы обихода. Развитию тагильской росписи способствовал расцвет металлургической промышленности на Урале. Презентация Слайд №1. Слайд №2. Нижний Тагил, один из наиболее крупных комплексов промышленного Урала, стал промысловым центром.Датой основания Нижнего Тагила считается 19 октября 1722 г., когда на Выйском заводе была получена первая продукция — чугун. Расцвет тагильской росписи по металлу приходится на 30-40 годы XIX века. Слайд №3. Поднос – необходимая человеку вещь, известная с давних пор.Нижнетагильский расписной поднос – гордость художественных промыслов Урала. «Черный фон сияет лаком. А на нем цветов краса, Алых, желтых с красным маком- Это просто чудеса. Колокольцы распустились, Незабудки встали в ряд, Засверкали, заискрились Посмотрите все подряд! Алы розы на подносе Вся природа – божий дар, В мире нет таких подносов Они словно вешний сад!»250 лет назад братья Худояровы изобрели «хрустальный лак», придававший рисунку объемность и глубину. Начался рассвет необычного вида живописи картин по металлу, причем в разных жанрах. Процесс изготовления подноса был следующим: мастер-коваль выковывал форму, загибал борта, затем поднос шлифовали, шпаклевали, покрывали темной краской – грунтом, потом олифой и ставили в печь для закалки. Закаленный поднос покрывали черным лаком, еще раз сушили в печи, окрашивали фон и отдавали на роспись, которая выполнялась масляными красками. Расписной поднос лакировали прозрачным лаком и закаливали в печи. В 1778 году началось обучение лакирному делу первой группы мастеровых. Лучшим мастером стал Андрей Худояров, считающийся основоположником лакового дела на Урале. Впоследствии Андрей Худояров основал свою красильную мастерскую и изобрел особый вид лака: "хрустальный" - прочный, влагостойкий, который "на железе, меди и дереве нимало не трескается". Его секрет не разгадан до сих пор. Сила мастерства в этом лаке и состояла. Подделка же обнаруживалась легко: выплеснутые чай или соус сразу же выявляли изъяны лакировки. infourok.ru история, фотографии, музей подносов, секретный состав лака.История жостовского подноса в трех словах: смекалка, династия, мода. Крепостные Вишняковы «подглядели» технологию изготовления лаков в соседнем Федоскино, добавили роспись на подносы — и 24 декабря 1825 года основали свою мастерскую. 1. Успех Жостово — от личности в ремесле. Осип Вишняков удачно соединил два промысла: уральский — производство подносов — и федоскинские лаки. Уже открыв свое дело, хозяин мастерских стал ходить в Москву в торговые ряды — продавать товар, и капитала хватило для лавки на Цветном бульваре. 2. Мода на чай в России стала поистине судьбоносной для подмосковного Жостово. Местные ремесленники едва освоили производство лаков и поставили на поток подносы. Тут как нельзя кстати — новая традиция: чаепитие. Так мода и обеспечила спрос: поднос — лучшая пара для самовара. Жостовская роспись. 1975. Фотография: Б. Корзина / Фотохроника ТАСС Жостовская роспись. 1985. Фотография: Н. Малышева / фотохроника ТАСС 3. Главный секрет Жостово — лак. Состав до сих пор держат в тайне. Основа, правда, известна: копал, пальмовая смола из Африки и Азии. Именно лак хранит годами жостовские подносы. Старые мастера говорили: «Не боится ни жара, ни холода, получше аглицкого будет и равняется только с… китайским». 4. Визитная карточка жостовских подносов — букет. И здесь не без хитрости. Мастера добавляют объем работе, рисуя по краям мелкие цветы, едва различимые на темном фоне. В итоге основной узор выступает из глубины. Кисти собирают вручную из беличьих хвостов. Подрезать и обламывать волоски нельзя. Фирменное клеймо Жостовской фабрики декоративной росписи на подносе. Фотография: С. Красильников / ИТАР–ТАСС Покрытие подноса лаком на Жостовской фабрике декоративной росписи. Фотография: С. Красильников / ИТАР–ТАСС 5. На каждом фабричном подносе есть собственный знак — палитра, кисть, тюльпан. Историческое клеймо мастерской. Ставит свою подпись на подносе и художник. Правда, право на авторскую метку мастера получили после 1970 года. На старинных подносах лишь одно клеймо — фабрики с именем хозяина. 6. Особая гордость Жостово — «копченый» поднос. Называют такой узор «под черепаху» или «под червячка». Железные подносы в прямом смысле коптят пламенем свечи. Два таких подноса в конце ХIХ века были в хозяйстве писателя Льва Толстого. Сейчас они — раритеты в экспозиции музея-усадьбы в Хамовниках. Жостовские подносы. В музее Жостовской фабрики декоративной росписи. Фотография: Б. Кавашкин / ИТАР–ТАСС Художники расписывают подносы на Жостовской фабрике декоративной росписи. Фотография: Б. Кавашкин / ИТАР–ТАСС 7. В 30-е годы ХХ века молодая советская власть высадила на фабрику «художественный десант». С мастерами артели занимались маститые художники — Петр Кончаловский, Павел Спасский, Борис Ланге. Мастер-классы дали результат. Достояние тех лет — знаменитая цветочная роспись. 8. В годы войны главные силы артели бросили на производство печек-буржуек. Но мастера не оставили кисть, дабы не утратить роспись. Весь металл шел на нужды фронта, но в мастерской рисовали на банках из-под тушенки и переплавляли и расписывали… детские ведерки. Выставка расписных подносов в Музее прикладного искусства «Жостово» в Подмосковье. Фотография: М. Гулячик / фотобанк «Лори» Выставка расписных подносов в Музее прикладного искусства «Жостово» в Подмосковье. Фотография: М. Гулячик / фотобанк «Лори» 9. В деревне Жостово находится один из крупнейших Музеев подносов. Но жостовские подносы можно встретить в Эрмитаже и Русском музее. Фабрика принимала участие и в культурной программе саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. 10. Яркие цветы на черном фоне знают и любят во всем мире. В Германии, Италии, Бельгии. К слову, в Брюсселе, на Всемирной выставке, подносы буквально расхватали. Дважды пришлось посылать за новыми на фабрику. Подносы из подмосковной деревни есть в коллекциях политиков и монархов, в их числе — Лора Буш, Жак Ширак, Елизавета II. www.culture.ru Конспект занятия "Цветы на подносе" Нижнетагильская роспись для детей 7 летОрнаментальные рамки бывают довольно затейливы по узору и должны сочетаться с характером росписи подноса. Слайд №8. В народных преданиях и легендах цветы наделяют тайной колдовской силой. Цветы были воплощением всего прекрасного на земле. Царица цветов – РОЗА. Слайд № 9. На подносах, вместе с цветами рисовали и птиц. Слайд №10. Интересны подносы с изображением натюрмортов с цветами и фруктами. Жостовские подносы, благодаря сложной технике их выполнения, водостойкие, поэтому от влаги на них не вздуваются пузыри, и не откалывается краска с лаком. Зная это, многие хозяйки любят подавать фрукты на таких подносах, не переживая о том, что изделия потеряют свой красивый внешний вид. Слайд №11. На подносах можно подавать чай или кофе, они легко выдерживают высокую температуру. А можно просто любоваться красотой росписи, украшая интерьер своего жилища. В наши дни проблема сохранения народной культуры является очень актуальной. К сожалению, некоторые мастерские и фабрики по изготовлению предметов народного промысла находятся в плачевном состоянии. А ведь народные промыслы – то, что создавалось и хранилось веками, это наше культурное достояние. На протяжении трёх веков (18 – 20 вв.) Нижнетагильские подносы пользовались огромной популярностью у русских людей. В них – «яркая свежесть таланта, безупречный вкус, поющие гибкие линии и вечные цветы – нежное чудо, творение доброго сердца и чистой души». Их красота, самобытность получила признание и за рубежом. Слайд №12. Словарь терминов. Слайд №13. «В саду никто не можетСобрать таких букетов,На сон цветной похожиЖивые самоцветы…» Практическая работа 1 занятия: Дети выполняют желтой краской уборки (капельки, дужки, завитки, волнистые линии - рисунок по краю подноса). В конце занятия рассмотреть все рисунки, выбрать самые необычные варианты уборки. «Веселой змейкой вьется тонкая кайма.Капельками, дужками украшена она». Практическая работа 2 занятия:Вспомнить, что рисуют на подносах: цветы, ягоды, фрукты, птиц, бабочек. Определиться с выбором своего рисунка. Напомнить: расположение цветочной композиции в убывающем ритме: крупные яркие цветы (ягоды, фрукты), нарисованы в центре, мелкие – вокруг них, а замыкает композицию травяной узор. Роспись подноса может быть выполнена способом примакивания, двухцветными мазками (краску следует набирать на кисть с двух сторон). Нарисую я цветы,Небывалой красоты.Лепесточки и тычинки,И на листиках росинки.Тени, блики прорисую,И каемку золотую.Пляшет кисточка задорно,Очень я тружусь упорно. (Фаина Моисеева) В конце занятия рассмотреть подносы. Отметить какие элементы росписи получились. Отметить самые аккуратные работы, работы с интересными цветами, листьями, удачные композиции. 1. Бедник М.И. Цветы на подносе. – Санкт-Петербург, Художник РСФСР, 1986. 2. Ильин М. Русское народное искусство. – ЦК ВЛКСМ, Молодая Гвардия, 1959. 3. Клиентов А.Е. Народные промыслы России. – Москва, Белый город,2006. 4. Маёрова Ксения, Дубянская Ксения «Русское народное прикладное искусство». – Москва, Русский язык, 1990. Используемая литература:infourok.ru Жостово. Цветы на подносе.Предлагаю тему росписи подносов по книге Н.И. Бежник. Рисунки Л.А. Солодовниковой. В 19 веке в России подносы из олова, меди и латуни заменяются на железные. Но железо ржавеет. Поэтому железные подносы покрывают красками и лаком. Сейчас подносы штампуются на механическом прессе, а раньше кузнецы из железной заготовки выковывали вручную, тонкими молоточками выравнивали поверхность, загибая борта, в которые для прочности прокладывали проволочку. Более ста лет подносу, сделанному 1880 - 1890 гг. в мастерской братьев Е.Ф. и Л.Ф. Вишняковых, расположенной в подмосковной деревне Жостово. Его роспись проста и незатейлива, по сравнению стой, что на подносе мастеров А.П. Гогина, И.С. Леонтьева и Е.П. Лапшина. Вначале художники наносят замалёвок (замалёвку, подмалёвок). Затем - тенёжка (выправка) - особенно наглядно раскрывает сущность такого письма. Художники меняют кисть и высветляют выступающие части букета. Этот третий этап росписи называется прокладкой (перемалёвкой). Высветляя краски, художники приступают к бликировке - четвёртому моменту росписи, усиливая игру света. Звершаюшие этапы росписи - чертёжка и привязка - часто делаются вместе. Длинной кистью очень лёгкими и быстрыми касаниями художники очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве, "садят" семена в чашечках цветов. Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастера смягчают переходы от росписи к фону, как бы привязывают её к предмету. Привязкой можно слишком увлечься, как говорят мастера, "загустить композицию", "замусорить травкой". Краски сохнут быстро, поднос вращается в руках, букет растёт на глазах, и ни один мазок нельзя поправить! Росписи на подносах художников можно использовать на картинах, на стенах, на шкатулках, на вазах и т.д.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен! podruzhkii.ru Конспект занятия "Цветы на подносе" Нижнетагильская роспись для детей 7 летСлайд №4. Технология изготовления Нижнетагильского подноса Штамповка формы Грунтовка, шпатлёвка. Сушка в электропечах при t 60-140ºС Покрытие поочерёдно чёрным и бесцветным лаком Прочистка пемзой, повторное покрытие лаком Сушка Роспись Традиции уральской росписи по лакированному железу развивались в двух основных руслах: картинная живопись и цветочная роспись. Гамма росписи глубокая, сочная, преимущественно используются красные, синие, зеленые и золотисто-желтые цвета. Для росписи подносов-картин сюжетами служили исторические, аллегорические, ландшафтные мотивы. Слайд №5. Картинная живопись. В истории уральской лаковой живописи был период, связанный с копированием произведений известных миру художников. Переработка популярных тем, образов, мотивов была одной из традиционных форм творчества в России независимо от подноса и сложилась ещё во второй половине XVIII веке. На демидовский металл с холстов и эстампов любовно переносились жанровые сцены, фольклорные сюжеты. Слайд №6. Цветочная роспись. «Букеты сказочных цветов глядят на нас с подносов звонких И шелк волшебных лепестков и трепет трав в сиянии тонком…Как удивительно тепло и хмурый день наполнен светом, когда в руках ожившим летом горит такое мастерство» В народных преданиях и легендах цветы наделяют тайной колдовской силой. В цветах живут волшебные существа эльфы, и только в тюльпане могла родиться прелестная крошка Дюймовочка. Цветы были воплощением всего прекрасного на земле. Они прекрасны, но недолговечны, они живут почти мгновения. Продлить цветение, остановить прекрасный миг расцвета, заставить изменчивую красоту постоянно сопровождать человека - разве это не задача искусства? Так и появляются изображения цветов на картинах натюрмортах, в росписях на стенах домов, на тканях, вазах и чашках, на подносах. Современные художники не знают секрета худояровского лака, зато сохранили и развили специфическую уральскую технику двойного мазка. Скажем, листок с краю темнее, чем у стебля. Чтобы его изобразить, на палитре составляют смесь красок с нужным переходом, затем окунают кисть и рисуют лепесток одним движением Слайд №7. Приёмы нижнетагильской росписи Техника росписи не проста и чаще всего делится на шесть этапов. Тагильский мастер набирал на кисть сразу несколько красок - и одним мазком рисовал лепесток разных оттенков. Формы подносов разнообразны: известно около тридцати форм —круглых, квадратных, овальных, прямоугольных с разнообразными фигурными краями. Чтобы роспись ровно легла на поднос, а краски не потеряли свою яркость и прозрачность, поверхность предмета должна быть идеально гладкой и чистой. Для этого её грунтуют, шпатлюют, то есть накладывают специальную смесь (грунт, шпатлёвку) из глины, «голландской сажи» и масла, просушивают в печах, шлифуют, покрывают поочерёдно чёрным и бесцветным лаком, прочищают пемзой, опять покрывают лаком и только потом расписывают. Сушат подносы почти после каждой операции, при этом температура и время обжига меняются. Покрывают их лаком и после росписи, а затем по этому слегка подсохшему, липкому слою рисуют уборки, чаще всего золотистой бронзовой краской. Уборки — это орнаменты, на бортах подносов, нарисованные художником. infourok.ru Н. И. Бедник. Цветы на подносе
Другие книги схожей тематики:
См. также в других словарях:
dic.academic.ru |