Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Узоры гжельской росписи. Элементы гжельской росписи. Элементы росписи гжель


Узоры гжельской росписи. Элементы гжельской росписи

Город Гжель - центр одного из самых известных художественных промыслов России. Находится он в Раменском районе Московской области. "Гжельский куст" раскинулся на обширной территории и состоит из 27 деревень, жители которых занимаются изготовлением и росписью изделий из белого фаянса и фарфора. История появления гжельского художественного промысла уходит корнями в 14 век нашей эры, когда в Подмосковье было открыто Кудиновское глиняное месторождение. В верхних слоях залегала "ширевка" - простой красный материал, ниже шли пласты желтой "пушнины" - глины среднего качества, и, наконец, в самой глубине раскинулась нежнейшая "мыловка" - тонкая белая глина, незаменимый материал для производства высококачественного фаянса и фарфора.

узоры гжельской росписи

Потребности фармацевтики

Шла белая глина на выделку посуды и другой кухонной утвари, пока не появился аптекарский царский указ, который обязывал доставлять всю добытую гжельскую глину в Москву для нужд аптечного приказа. Однако спустя некоторое время под землей обнаружилось еще несколько месторождений, и белого материала стало достаточно для всех потребностей российской столицы и ее окрестностей. Кроме аптечных сосудов и чайных сервизов мастера-умельцы занялись изготовлением художественных изделий. Так появился гжельский народный промысел, известный сегодня во всем мире.

Мировая известность

Узоры гжельской росписи - это рисунок, сделанный ярко-синей кобальтовой краской по белоснежному фону, традиционно - нанесенные от руки несложные геометрические и растительные орнаменты. Изображения на изделиях также могут носить сюжетный характер, например женщина с ведрами или гармонист в окружении танцующих односельчан. Узоры гжельской росписи - это, как правило, цветочные мотивы, многократно повторяющиеся на выпуклой или вогнутой поверхности изделия.

Признаком высокого мастерства художника является использование им полутонов, когда центр рисунка заполняется бледно-синими штрихами, а ближе к периферии изображение становится все ярче и ярче. Цветы гжельского рисунка - это особая форма интерпретации, они обязательно повторяют контуры реального растения. На изображении можно увидеть лепестки, пестики, тычинки, стебельки и даже усики, которыми цветок цепляется за своих соседей.

узоры гжель

Технологии

Узоры гжельской росписи подчиняются определенной системе нанесения рисунка. Они могут чередоваться или располагаться хаотично, но в любом случае изображение выдерживается в рамках задуманного сюжета. На заводах по выпуску посуды и художественных изделий из фаянса и фарфора узоры гжельской росписи систематизируются. Существует библиотека, в которой собраны многочисленные рисунки, используемые технологами в производстве. Тематика изображений самая разнообразная: от незатейливых картинок из деревенской жизни до сказочных сюжетов с несколькими персонажами.

Современные узоры гжельской росписи сложны и многообразны. Хотя, казалось бы, одноцветные рисунки сами по себе монотонны, и это означает, что красивых сочетаний цветов ждать не приходится. Однако профессионализм художников, владеющих искусством многослойного наложения красок с тончайшими оттенками, делает чудеса. Изделия гжельских мастеров не только красивы, но еще и уникальны, ведь ручная работа предполагает всего один неповторимый экземпляр.

элементы гжельской росписи

Разновидности

Наносить узоры гжельской росписи - это тонкое и ответственное искусство. Главной задачей мастера является равномерное распределение цвета и оттенков так, чтобы рисунок получился сбалансированным и гармоничным. Каждое изделие представляет собой условный центр композиции, от которого равномерно расходятся составляющие сюжета или элементы растительного орнамента. В отдельных случаях синие кобальтовые краски дополняются декоративными линиями золотого цвета.

Обычно такая расцветка наносится на так называемый костяной фарфор. Это особый сорт керамики белого цвета с едва уловимым кремовым оттенком, напоминающим цвет топленого молока. Костяной фарфор слегка просвечивает, и это свойство художники используют при росписи. Рисунок располагается таким образом, чтобы оставалось свободное от краски пространство. Тогда чистые светлые участки поверхности изделия начинают взаимодействовать с цветным узором.

гжельская роспись посуда

Элементы гжельской росписи

Рисунок на бело-синих изделиях всегда стилизованный. Это может быть гротескное изображение чудесных сказочных персонажей или зимний пейзаж в сельской местности. И не потому, что на фаянсе или фарфоре нельзя нарисовать какую-либо реальную картину, а потому, что данный вид народного промысла подчиняется своим законам стилистики, по которым и различаются изделия. Русские промыслы при всем своем разнообразии достаточно строго классифицируются. Перепутать один вид народного искусства с другим практически невозможно.

Известные мастера гжели постоянно совершенствуют свое творчество, их отдельные изделия являются классикой жанра. Эти произведения искусства находятся в музеях и частных коллекциях, они бесценны. Гжельская роспись, посуда это или другие художественные изделия, всегда интересна и неповторима. Ассортимент продукции, ежедневно выпускаемой заводами и небольшими мастерскими, безграничен.

мастер класс гжельская роспись

Мастер-класс "Гжельская роспись"

Обучение художественной росписи проводится регулярно в кружках, открытых повсеместно. Однако освоить искусство гжельского рисунка невозможно без знакомства с историей этого древнего народного промысла.

На начальном этапе ученики пробуют воспроизвести несложные изображения в гжельском стиле на бумаге. Для этого подойдет обычный ватман или плотные чертежные листы. Краску для начала следует взять акварельную. Если гжельский рисунок на бумаге получился, можно переходить на оригинальную основу - керамическую заготовку. На этом этапе акварельные краски уже не подойдут, потребуется настоящая кобальтовая синь.

Сервизы

В 18-19 веках гжельская посуда была особенно востребована. Очень много изделий уходило за границу. Европейцы закупали фаянс и фарфор российского производства с гжельской росписью в огромных количествах. Так продолжалось до тех пор, пока русский императорский двор не стал основным заказчиком для всех заводов, производящих бело-синие сервизы.

мастера гжели

Особым спросом у царя и его приближенных пользовался знаменитый сервиз "Гурьевский" на 150 персон для больших пиров и застолий. Затем следовали "Мономах" и "Царь-батюшка" на 12 персон каждый. Состояли сервизы из 84 предметов, начиная с огромной супницы и заканчивая блюдцами для варенья. Популярными были маленькие сервизы "Тет-а-тет" для двоих и "Эгоист", рассчитанный на одного любителя красивой столовой посуды.

Упадок

В 20-х годах прошлого столетия в гжельском производстве наметился спад. Первыми тревогу забили сами гончары, которые стали предупреждать, что если дело не исправить, то горшки и миски вскоре придется покупать за границей. К счастью, они были услышаны, заводы заработали с новой силой, а в 1933 году особо крупные предприятия взяло на свой баланс государство и таким образом фаянс, фарфор и другие изделия "Гжельского куста" вновь пошли потоком на российский рынок, а затем и за границу.

цветы гжель

Знаменитые мастера

Гжель бывает разная, от одного изделия глаз невозможно отвести, а другое интереса не вызывает. Отчего так происходит? Главным критерием, который определяет качество гжельской керамики, является детальная проработка рисунка. Чем подробнее нарисовано изображение, тем ценнее роспись. Знатоки гжели хорошо знакомы с творчеством всех выдающихся мастеров современности. Коллекционеры покупают только их работы, музеи и выставочные комплексы также стараются заполучить эксклюзивные художественные изделия.

Среди наиболее известных мастеров - Денисов, Дунашова, Окулова, Азарова, Розанов и Царегородцева. Высокохудожественные произведения Н.И. Бессарабовой хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга и в Историческом музее в Москве. Бесчисленное количество шедевров рассредоточено по всему миру, все они находятся в частных коллекциях и галереях.

Стало хорошей традицией открывать магазины по продаже гжельских художественных изделий при заводах, выпускающих эти произведения искусства. Спрос на бело-синюю красоту по-прежнему высокий, и тенденции к его снижению нет. Гжель будет процветать до тех пор, пока под землей есть залежи белой глины, а ее запасы на сегодняшний день кажутся неисчерпаемыми.

загрузка...

worldfb.ru

Гжельская роспись: рождение васильковой сказки

Рождение васильковой сказки

Тот, кто хоть раз в жизни видел Гжель, никогда не забудет этот сказочный мир синих птиц и голубых цветов. Традиции гжельской росписи, основные приемы и элементы сохранились еще с XVIII века. При этом всегда остается простор для фантазии художников.

 

Гжельская роспись

Нарядная синева гжели

Будущее изделие, еще не покрытое росписью, называется на профессиональном жаргоне «бельем», а синяя роспись по этому фону – «крытьем». Гжельский фарфор расписывается вручную – кропотливо, но при этом быстро. Художники ровно и аккуратно кладут мазки и линии, которые образуют орнамент. Краска всего одна – черный кобальт, который разводится водой, словно акварель.

Рисунок сначала выглядит однотонным, без оттенков. Но стоит поместить изделие в раскаленную печь, как кобальтовый узор «оживает», наполняясь глубокой васильковой синевой. Проявляются оттенки и полутона сине-голубой гаммы – так рождается сказка.

 

Гжельская роспись

Гжель: азбука мазков

Главный секрет гжели – мазок. Именно он отличает гжельскую роспись от любой другой. И настоящий гжельский мастер безошибочно чувствует правильное соотношение тонов, различая больше 20 (!) оттенков синего.

Характерный прием гжельской росписи – так называемый «мазок с тенями». Нужно набрать краску на одну сторону кисти, а при мазке кисть проворачивается по кругу. В самом начале краска погуще, к середине мазок высветлен, а на кончике получается совсем светлым и тонким. Так рисуют листики и объемные цветки.

 

Розы цвета неба…

Гжельский фарфор расписывают определенным узором. Роспись бывает 3-х видов. Первый – растительный узор: цветочные букеты и гирлянды, листья и ветки, трава, ягоды и т.д. Цветы (розы, маки, астры, ромашки и др.) изображаются достаточно условно. Один из любимых и часто повторяемых узоров авторской гжели – гжельская роза, или «агашка». Ее и выписывают то тоненькой кисточкой, то широкими мазками.

Второй вид – орнаментальная роспись. Она включает разнообразные декоративные элементы, называемые «жемчужинками», «капельками», «гребенками», «усиками», «шашечками».Эти элементы нужны для дополнительного декора и прорисовки деталей.

А третий вид рисунка на гжели – различные сюжеты. Художники традиционно изображают сценки из городской или сельской жизни, пейзажи, а также сказочных персонажей вроде Синей птицы или Кота-Баюна.

 

Гжельская роспись

Теперь, узнав о нюансах и секретах гжельской росписи, Вы совершенно по-новому оцените непревзойденность этого белоснежно-василькового чуда. Купив гжельский фарфор, Вы сможете насладиться его красотой, а заодно и поделиться с гостями и домочадцами своими познаниями.

 

 

www.gzheli.net

Чем известна гжель во всем мире? Какие основные цвета используют мастера? Какие элементы присутствуют в росписи? Какие приемы кистевой росписи используют в оформлении изделия? Гипотеза исследования

Задачи: * Чем известна гжель во всем мире? * Какие основные цвета используют мастера? * Какие элементы присутствуют в росписи? * Какие приемы кистевой росписи используют в оформлении изделия?

Гипотеза исследования: Гжельская роспись имеет особый стиль в выполнении рисунка. Действительно ли это так?

Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы, Животные и птицы Невиданной красы. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь. Известно всем в народе Её названье Гжель.

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель»— это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст».  Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. Это красота гармонии, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью известен теперь не только в России, но и далеко за её пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное.

Гжельские мастера в росписи изделий используют синий цвет, оттенки синего, голубой цвет и его оттенки. Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт (серого цвета), которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она написана крупно, широкими мазками. А иногда – тонкой кисточкой.

Основные элементы гжельской росписи

fs.nashaucheba.ru