Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Конспект занятия по краеведению "Хакасский Орнамент". Картинки хакасский орнамент


Хакасский орнамент. Кружево. | Страна Мастеров

На вид орнамент неприметен, но он столетия живёт,Не зная его на белом свете народ издревле живёт.Быть может нитками зигзаги в узоры вытканы не зряИ мы с тобою видим знаки хакасского календаря...

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов.

Представляем на конкурс работу: декоративное панно (имитация кружевоплетения на коклюшках) выполненное из гофротрубочек.

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленность элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса.

Наш орнамент вырезан из черной бумаги, гофротрубочки имитируют кружевную вилюшку, белым маркером нарисовали плетешковую решетку (сцепное кружево) и оформили работу в белую паспорту.

"Кружево" наклеили на черный картон и вставили в рамку (35 х 45 см).Цветовое сочетание выбрано не случайно: черный цвет у хакасов - цвет земли, а белый - цвет радости, чистоты, невинности, света.

Первые плетеные изделия на юге Сибири появились в конце XIX века. Небольшая коллекция имеется в Минусинском краеведческом музее им. Мартьянова. Это моя работа прошлых лет: декоративное панно с элементами хакасского орнамента.

Самая большая коллекция плетенного кружева на территории юга Сибири находится в фондах кафедры Декоративно-прикладного искусства Института Искусств Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова в городе Абакане. Спасибо замечательному талантливому педагогу, кружевнице Нине Васильевне Паршаковой! На фото я - студентка))) и кружевные работы студентов ХГУ. В верхнем левом углу моя работа "Купола России".

В ХГУ студенты разрабатывали сколки и плели кружево по мотивам хакасских орнаментов. Сейчас более широкий выбор ниток, чаще используются уже не шелковые, а хлопчатобумажные нитки фабричного производства. Популярностью пользуется не только белое, но и цветное кружево. В коллекции имеются изделия полностью кружевные и изделия с кружевными вставками, что характерно как для конца XIX - начала XX века, так и для сегодняшнего времени.

Небольшие кружевные элементы, различные декоративные вставки - популярны у начинающих кружевниц. Коллекция кружевных изделий кафедры ДПИ по единицам хранения самая численная не случайно. Студенты ведут научно-исследовательскую работу, в ходе которой изучают аналоги и прототипы, знакомятся с фондами музеев в городе Минусинске и в посёлке Шушенское, переосмысливают наследие народных мастеров и создают современные дипломные проекты.

Великолепно смотрятся ажурные салфеточки, оформленные кружевом-край или полностью выполненные в сцепной технике плетения.

Льняная салфетка (или даже скатерть!) - размер 60х45 см, коллективная работа студентов (1997 г.)

Кафедре ДПИ Института Искусств ХГУ удалось создать коллекцию дипломных работ по кружевоплетению.Дипломная работа "Древо жизни" (2000 г.) - в основе хакасский орнамент.

Дипломная работа студентки "Река жизни" (2000год) по мотивам хакасских наскальных рисунков.

А это моя дипломная работа (2001 год) "Комплект церковных тканей" - металлическое кружево (из нитей люрекс).

Основным источником вдохновения хакасских мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на мириады сверкающих звезд, на цветущие в степи ирисы (в народе их называют пикулькой), на бутоны таежных цветов-жарков, и они вызывали у них восторженное изумление. И именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах.

stranamasterov.ru

"Орнамент в хакасском национальном костюме". 8 класс

Разделы: Технология

Цели.

  • Ознакомить учащихся с национальным орнаментом, его историей и применением.
  • Способствовать формированию знаний и умений по изготовлению лекал элемента орнамента на бумаге.
  • Воспитывать уважение и чувство любви к своей Родине, ее традициям и культуре.

Оборудование:

  • хакасские национальные костюмы,
  • эскизы орнаментов, пословицы о труде,
  • табличка «сегодня на уроке»,
  • тетрадь, ручка, карандаш, резинка,
  • технологические карты по выполнению практической работы.

План.

  1. Организационный момент.
  2. Орнамент и его история.
  3. Применение орнамента
  4. Практическая работа «Изготовление лекал орнамента».

1. «Умение трудиться в жизни всегда пригодится». Как Вы понимаете слова этой пословицы? Если Вы чему-то научились, то в будущем это может всегда пригодиться. Обратите внимание на костюмы. Что в них является самым ярким? На что Вы в первую очередь обращаете внимание? (Отделка, вышивка, цвет).

Где располагается отделка? В платье – на наплечниках и манжетах, в сигидеке (жилет) – по полочке, спинке или по бортам, низу и горловине. На хакасском языке эти слова звучат так: «моркам» — обшлага, «инмен» — наплечники. Запишите эти слова в тетрадь.

2. А теперь рассмотрим повнимательней узоры в отделке. Художественное оформление одежды вышивкой пришло к нам из древности. Национальная одежда, являясь изделиями не только бытового назначения, но и декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает нам усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.

Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты. Со временем эти изображения-символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными элементами.

Основным источником вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на мириады сверкающих звезд, на цветущие в степи ирисы (в народе их называют пикулькой), на бутоны таежных цветов-жарков, и они вызывали у них восторженное изумление. И именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки.

Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:

  • геометрические,
  • растительные,
  • образные.

К геометрическим мотивам орнамента относятся: зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др. Геометрический орнамент располагают в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах, нижний бордюр наплечья, по пройме и для резьбы в кухонной утвари.

Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др. Примеры растительных узоров Вы видите на костюмах. Рассмотреть образцы (примеры).

Вот перед Вами альбом с элементами хакасской вышивки, благодаря которому можно самостоятельно придумать собственный неповторимый узор. Существенным в орнаменте является цвет. У вас на столах таблицы с орнаментами, ими Вы можете пользоваться, чтобы красиво подобрать цветовое сочетание.

3. Народные мастерицы через цвет передают конкретные настроения и переживания. В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:

1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

2. Голубой – цвет воды, неба.

3. Зеленый – цвет растений.

Вы, наверное, заметили, что для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.

Приступая к выполнению изделия, с начало надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, то есть все то, что входит в понятие композиция.

Характер композиции определяется в большей степени ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции, четкости ее восприятия. Наглядно это можно проследить на примере орнамента в бордюрном исполнении, который образует ритмичный ряд.

Повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов называют раппортом.

В хакасском узоре выделяют основные варианты композиции.

  1. Орнамент в полосе с ритмичным повторением одинаковых элементов.
  2. Орнамент в квадрате с ритмичным повторением ? части фигуры.
  3. Симметричный орнамент
  4. Асимметричный орнамент.

Рассмотреть образцы (примеры).

Для того чтобы выполнить орнамент на одежде нам необходимо сделать лекало элемента в орнаменте.

Практическая работа.

Тема: Изготовление лекал хакасского национального орнамента.

Цели:

  1. ознакомить с техникой выполнения лекал хакасского национального орнамента;
  2. сформировать знание и умения по изготовлению лекал орнамента на бумаге;
  3. воспитывать трудолюбие, бережливость и эстетический вкус.

Инструменты и оборудование:

  • альбом с национальным орнаментом,
  • хакасские костюмы,
  • образцы орнамента,
  • цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, резинка,
  • технологические карты.

Вводный инструктаж: правило техники безопасности при работе с ножницами, клеем.

Последовательность выполнения.

1. Сложить лист пополам.
2.Сделать эскиз орнамента, начиная от сгиба листа.
3. Вырезать по контуру рисунка (как снежинку).
4. Развернуть получившийся орнамент и приклеить на лист цветной бумаги.

5. Обменяться работами с товарищами и дать характеристику, оценку выполненной работы:

  • назначение орнамента (где будет применен),
  • назвать тип орнамента,
  • общий вид орнамента (симметричен).

Самоконтроль: Узор должен быть симметричен, работа выполнена аккуратно. Соблюдение ПТБ при работе. По окончании практической работы привести рабочее место в порядок. Наглядное пособие и инструменты сдать преподавателю.

Защита работ.

Выступление учениц (обоснование выбора).

Подведение итогов.

1.Хакасские национальные костюмы.

2. Лекало хакасского национального орнамента.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Хакасский народный орнамент | Школьные файлы SchoolFiles.net

Хакасский народный орнаментЦель: Познакомить обучающихся с хакасским орнаментом, его видамиЗадачи:Познавательные:научить; самостоятельно находить идеи для создания эскиза.2. Развивающие:продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, эстетического и художественного вкуса и фантазии; способствовать развитию знаний, умений и навыков по изготовлению лекал элемента орнамента.3. Воспитательные:воспитывать любовь и интерес к национальному творчеству хакасского народа.

Оборудование и материалы:Художественные материалы;Проектор, экран, компьютер;Цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, резинка.

Зрительный ряд: Картинки одежды с хакасским орнаментом (Приложение 1)Презентация «Хакасские орнаменты».

План урока:Организационный момент. Изучение нового материалаФизкультминутка. Постановка художественной задачи.Практическое выполнение задания.Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока:Организация класса.Проверка готовности к уроку, отсутствующих.Подготовка рабочего места.Подготовка оборудования к просмотру.Раздача обучающимся наглядного пособия (хакасских орнаментов)Изучение нового материала.Здравствуйте, ребята! Садитесь. Наш сегодняшний урок я начну с небольшого стихотворенияОглядись, посмотри, как красиво –Из орнаментов разных узорНа обоях, ковре. Белый с синимНа клеёнке штришками «забор»,Разрисован и бабушкин фартук,На платочках - квадратиков ряд,И на мамином сереньком платьеНа кайме ярко стразы горят.Кружева на салфетках, накидкахСоставляют цветочный набор,А на стёкла зимою налипнетИз снежинок и льдинок узор.О чем мы будем сегодня говорить? Как вы думаете?Дети отвечают 1. Ребята, посмотрите на доску, что вы видите?Дети отвечают Правильно, сегодня мы с вами поговорим о хакасских орнаментах. Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементовХудожественное оформление одежды вышивкой пришло к нам из древности. Национальная одежда, являясь изделиями не только бытового назначения, но и декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает нам усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное.Изначально в хакасском орнаменте каждый узор, изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты. Со временем эти изображения-символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными элементами.Основным источником вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на сверкающие звезды, на цветущие в степи ирисы (в народе их называют пикулькой), на бутоны таежных цветов-жарков, и они вызывали у них восторженное изумление. И именно образное, поэтическое восприятие природ

schoolfiles.net

Конспект урока по ИЗО "Хакасский народный орнамент"

Хакасский народный орнамент

Цель: Познакомить обучающихся с хакасским орнаментом, его видами

Задачи:

  1. Познавательные:

2. Развивающие:

  • продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, эстетического и художественного вкуса и фантазии;

  • способствовать развитию знаний, умений и навыков по изготовлению лекал элемента орнамента.

3. Воспитательные:

Оборудование и материалы:

  1. Художественные материалы;

  2. Проектор, экран, компьютер;

  3. Цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, резинка.

Зрительный ряд:

  1. Картинки одежды с хакасским орнаментом (Приложение 1)

  2. Презентация «Хакасские орнаменты».

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала

  3. Физкультминутка.

  4. Постановка художественной задачи.

  5. Практическое выполнение задания.

  6. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организация класса.

Проверка готовности к уроку, отсутствующих.

Подготовка рабочего места.

Подготовка оборудования к просмотру.

Раздача обучающимся наглядного пособия (хакасских орнаментов)

  1. Изучение нового материала.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Наш сегодняшний урок я начну с небольшого стихотворения

Оглядись, посмотри, как красиво –Из орнаментов разных узорНа обоях, ковре. Белый с синимНа клеёнке штришками «забор»,Разрисован и бабушкин фартук,На платочках - квадратиков ряд,И на мамином сереньком платьеНа кайме ярко стразы горят.Кружева на салфетках, накидкахСоставляют цветочный набор,А на стёкла зимою налипнетИз снежинок и льдинок узор.

О чем мы будем сегодня говорить? Как вы думаете?

Дети отвечают

1. Ребята, посмотрите на доску, что вы видите?

Дети отвечают

Правильно, сегодня мы с вами поговорим о хакасских орнаментах. Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов

Художественное оформление одежды вышивкой пришло к нам из древности. Национальная одежда, являясь изделиями не только бытового назначения, но и декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает нам усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное.

Изначально в хакасском орнаменте каждый узор, изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты. Со временем эти изображения-символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными элементами.

Основным источником вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на сверкающие звезды, на цветущие в степи ирисы (в народе их называют пикулькой), на бутоны таежных цветов-жарков, и они вызывали у них восторженное изумление. И именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки.

Вика и Полина, приготовили небольшие сообщения об орнаментах, давайте их послушаем.

Вика Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:

  • геометрические, полосы из параллельных и косых линий, треугольники, зигзаги, арочки, елочки косая сетка, крестики, квадраты, ромбы, концентрические круги, вихревые и "лепестковые" розетки, звезды

  • растительные.

К геометрическим мотивам орнамента относятся: зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др.

Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др.

Полина В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:

1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

2. Голубой – цвет воды, неба.

3. Зеленый – цвет растений.

Черный – цвет земли.

В хакасском узоре выделяют основные варианты композиции.

  1. Орнамент в полосе с ритмичным повторением одинаковых элементов.

  2. Орнамент в квадрате с ритмичным повторением части фигуры.

  3. Симметричный орнамент

  4. Асимметричный орнамент.

3. Физминутка:

Птицы летят, (ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз (держать осанку).)и Крыльями шумят. (Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны). Прогнулись над землей, Качают головой. (Поворот головы.) прямо и гордо умеют держаться. (Выпрямиться, руки за спину - проверить осанку, пауза 3-4 с.) И очень бесшумно (Руки вниз – потянуться вверх.) На место садятся.(Сесть на место, держаться прямо)

А теперь мы с вами поиграем. На столе лежат орнаменты различных видов, разделите их на растительные и геометрические и прикрепите их на доску.(Приложение 2)

Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

Теперь перейдем к нашей практической части.

4Постановка художественной задачи.

У вас на столах лежит лист с картинками хакасских орнаментов, благодаря которому можно самостоятельно придумать собственный неповторимый узор. Существенным в орнаменте является цвет. (Приложение 3)

Работать мы с вами сегодня будем группами. Для закрепления полученных знаний по хакасскому народному орнаменту прошу вас оформить готовые шаблоны, жилеты.

В хакасской семье старались, чтобы вещи получались нарядными, поэтому для этих целей придумывались интересные узоры. И вы свои выбранные шаблоны должны расписать в традициях хакасского народа, используя элементы хакасского орнамента.

Алгоритм выполнения лекала хакасского орнамента

1. Сложить лист пополам.

5.Практическое выполнение задания.

Обучающиеся делятся на 2 группы и выполняют оформление орнаментом шаблон жилета, я им помогаю. Отвечаю на появившиеся вопросы. После завершения практического задания, обучающиеся защищают свои работы: дают характеристику, оценку выполненной работы: называют тип орнамента (симметричен или ассиметричен), какие виды орнамента использовались.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось. (Приложение 4)

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…..

Был интересен тот факт что ….

Теперь я могу….

Было трудно….

Знания полученные сегодня на уроке, мне пригодятся…..

Мое настроение после урока….

Каждый из вас созидал чувствами, ваял сердцем, делал вдохновением. Сохраните эти чувства, интерес к созданию прекрасного и пронесите его через года.

Всем спасибо.

Приложение 1

2.Сделать эскиз орнамента, начиная от сгиба листа.

3. Вырезать по контуру рисунка (как снежинку).

4. Развернуть получившийся орнамент и приклеить на лист цветной бумаги.

doc4web.ru

Конспект урока по ИЗО "Хакасский народный орнамент"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока по ИЗО "Хакасский народный орнамент" для предмета : Изо. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Хакасский народный орнамент

Цель: Познакомить обучающихся с хакасским орнаментом, его видами

Задачи:

  1. Познавательные:

2. Развивающие:

  • продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, эстетического и художественного вкуса и фантазии;

  • способствовать развитию знаний, умений и навыков по изготовлению лекал элемента орнамента.

3. Воспитательные:

Оборудование и материалы:

  1. Художественные материалы;

  2. Проектор, экран, компьютер;

  3. Цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, резинка.

Зрительный ряд:

  1. Картинки одежды с хакасским орнаментом (Приложение 1)

  2. Презентация «Хакасские орнаменты».

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала

  3. Физкультминутка.

  4. Постановка художественной задачи.

  5. Практическое выполнение задания.

  6. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организация класса.

Проверка готовности к уроку, отсутствующих.

Подготовка рабочего места.

Подготовка оборудования к просмотру.

Раздача обучающимся наглядного пособия (хакасских орнаментов)

  1. Изучение нового материала.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Наш сегодняшний урок я начну с небольшого стихотворения

Оглядись, посмотри, как красиво –Из орнаментов разных узорНа обоях, ковре. Белый с синимНа клеёнке штришками «забор»,Разрисован и бабушкин фартук,На платочках - квадратиков ряд,И на мамином сереньком платьеНа кайме ярко стразы горят.Кружева на салфетках, накидкахСоставляют цветочный набор,А на стёкла зимою налипнетИз снежинок и льдинок узор.

О чем мы будем сегодня говорить? Как вы думаете?

Дети отвечают

1. Ребята, посмотрите на доску, что вы видите?

Дети отвечают

Правильно, сегодня мы с вами поговорим о хакасских орнаментах. Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов

Художественное оформление одежды вышивкой пришло к нам из древности. Национальная одежда, являясь изделиями не только бытового назначения, но и декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает нам усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное.

Изначально в хакасском орнаменте каждый узор, изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты. Со временем эти изображения-символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными элементами.

Основным источником вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на сверкающие звезды, на цветущие в степи ирисы (в народе их называют пикулькой), на бутоны таежных цветов-жарков, и они вызывали у них восторженное изумление. И именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки.

Вика и Полина, приготовили небольшие сообщения об орнаментах, давайте их послушаем.

Вика Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:

  • геометрические, полосы из параллельных и косых линий, треугольники, зигзаги, арочки, елочки косая сетка, крестики, квадраты, ромбы, концентрические круги, вихревые и "лепестковые" розетки, звезды

  • растительные.

К геометрическим мотивам орнамента относятся: зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др.

Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др.

Полина В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:

1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

2. Голубой – цвет воды, неба.

3. Зеленый – цвет растений.

Черный – цвет земли.

В хакасском узоре выделяют основные варианты композиции.

  1. Орнамент в полосе с ритмичным повторением одинаковых элементов.

  2. Орнамент в квадрате с ритмичным повторением части фигуры.

  3. Симметричный орнамент

  4. Асимметричный орнамент.

3. Физминутка:

Птицы летят, (ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз (держать осанку).)и Крыльями шумят. (Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны). Прогнулись над землей, Качают головой. (Поворот головы.) прямо и гордо умеют держаться. (Выпрямиться, руки за спину - проверить осанку, пауза 3-4 с.) И очень бесшумно (Руки вниз – потянуться вверх.) На место садятся.(Сесть на место, держаться прямо)

А теперь мы с вами поиграем. На столе лежат орнаменты различных видов, разделите их на растительные и геометрические и прикрепите их на доску.(Приложение 2)

Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

Теперь перейдем к нашей практической части.

4Постановка художественной задачи.

У вас на столах лежит лист с картинками хакасских орнаментов, благодаря которому можно самостоятельно придумать собственный неповторимый узор. Существенным в орнаменте является цвет. (Приложение 3)

Работать мы с вами сегодня будем группами. Для закрепления полученных знаний по хакасскому народному орнаменту прошу вас оформить готовые шаблоны, жилеты.

В хакасской семье старались, чтобы вещи получались нарядными, поэтому для этих целей придумывались интересные узоры. И вы свои выбранные шаблоны должны расписать в традициях хакасского народа, используя элементы хакасского орнамента.

Алгоритм выполнения лекала хакасского орнамента

1. Сложить лист пополам.

2.Сделать эскиз орнамента, начиная от сгиба листа.

3. Вырезать по контуру рисунка (как снежинку).

4. Развернуть получившийся орнамент и приклеить на лист цветной бумаги.

5.Практическое выполнение задания.

Обучающиеся делятся на 2 группы и выполняют оформление орнаментом шаблон жилета, я им помогаю. Отвечаю на появившиеся вопросы. После завершения практического задания, обучающиеся защищают свои работы: дают характеристику, оценку выполненной работы: называют тип орнамента (симметричен или ассиметричен), какие виды орнамента использовались.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось. (Приложение 4)

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…..

Был интересен тот факт что ….

Теперь я могу….

Было трудно….

Знания полученные сегодня на уроке, мне пригодятся…..

Мое настроение после урока….

Каждый из вас созидал чувствами, ваял сердцем, делал вдохновением. Сохраните эти чувства, интерес к созданию прекрасного и пронесите его через года.

Всем спасибо.

Приложение 1

docbase.org

Пого – женское нагрудное украшение хакасов

Разделы: Технология

Декоративно-прикладное творчество хакасов имеет богатое культурное многовековое наследие: художественная обработка металла, дерева, бересты, кузнечные изделия из железа и бронзы, орнамент и аппликации из кожи, инкрустации, художественное шитье.

Все изделия и предметы быта украшались разнообразными узорами, которые служили основой декоративных украшений. Посредством этих орнаментов мастера передавали чувство прекрасного к природе и жизни, так как узор, составляющий орнамент нес символический замысел художника (мастера).

У тюркских народов украшения всегда наделялись особыми свойствами: выступали в качестве оберегов, хранителей души человека, обладая особенной силой против нечистых духов; служили как бы овеществленным носителем будущего семейного благополучия, а также знаком половозрастного и семейного статуса.

В последние годы в стране и Республике Хакасия наблюдается тенденция к возрождению и сохранению забытых народных обычаев и традиций.

Растет интерес к культуре своего народа и у подрастающего поколения. Элементы национальной одежды, украшения используются молодежью в повседневной и нарядной одежде.

Среди большого числа хакасских украшений первенство по праву принадлежит пого – характерному женскому нагрудному украшению. Особую популярность пого имеет и у современной молодежи, потому так важно научить детей выполнять это украшение.

В данной статье представлен материал, который используется на занятиях творческого объединения “Хакасские узоры” отдела декоративно-прикладного искусства Центра Детского Творчества города Абакана с целью знакомства детей с традициями национальной культуры хакасского народа, при изучении блока “Изготовление нагрудного украшения – пого”.

Ученикам демонстрируются пого, выполненные в традиционной и современной интерпретации. Объясняется технология изготовления пого. На занятии школьники знакомятся с функцией пого, назначением, учатся читать рисунок пого, ведь каждый мастер вкладывает в свое изделие свое понимание мироздания или хочет рассказать о себе и своей семье.

Цель преподавания данного блока:

  • Стимулировать развитие интереса школьника к изучению культуры хакасского народа;
  • Воспитывать подрастающее поколение на народных традициях;
  • Развивать художественно – эстетический вкус.

Пого – женское нагрудное украшение хакасов

Съемные украшения, несомненно, придают своеобразие и специфику хакасскому костюму, в котором отражается весь комплекс традиционной культуры народа.

Современное бытование этих предметов связано с еще сохраняющимися в сознании людей традиционными представлениями о хранительной и множительной силе хакасских украшений.

Одно из оригинальных украшений хакасской женщины является нагрудное украшение пого, которое имеет глубокие исторические корни. На некоторых каменных изваяниях, относящихся к Окуневской культуре (2 тысячи лет до нашей эры), личины напоминают современное пого (рисунок 1). Они представляют совершенно уникальное явление, которое смело можно ставить в один ряд с другими шедеврами древних цивилизаций, такими, как каменные скульптуры острова Пасхи, Центральной Америки и другими чудесами Старого и Нового Света.

Рисунок 1

Пого – украшение полусферическое, иногда подковообразное по форме, размером от 15х15см до 25х25см, выполненное в технике вышивки бисером, мелкими коралловыми бусинами и перламутровыми круглой формы бляшками тана с кораллом по середине. Жесткая основа – чаба делается из нескольких одинаково выкроенных лоскутов материи по форме нагрудника, затем все они поочередно проклеиваются между собой сваренным из муки клейстером. Когда он высохнет, то получится плотная, но гибкая основа для вышивки, или берется кусок дубленной или тонкой кожи и вырезается пого. Термин чаба/чама на хакасском диалекте сохранился еще в значении “кожа, шкура”.

На основу сначала прикреплялись от трех до пяти круглых перламутровых тана с коралловым глазком. Затем каждая тана обшивалась бисерными или коралловыми низками. Основной акцент был на перламутровые тана. Их нечетное количество – обязательное правило, которое соблюдается до сих пор. Расположение круглых тана подчинено схемам, издревле встречающимся на каменных изваяниях. В изделиях конца 19 века перламутровые тана заменяются ажурными пластинами, круглыми или овальными пуговицами. Неизменным остается четкое расположение нечетного количества кружков (трех, пяти, редко – семи), обшитых вкруговую низками из бисера или бусин.

Нередко на пого можно увидеть раковины каури. Они известны как обереги с глубокой древности у многих народов Евразии. Каури появились на территории Хакасии еще 3 тысячи лет назад в Карасукскую эпоху. Позже в период Средневековья они были широко распространены в Древнехакасском государстве. Завозились они из Индии по знаменитому Великому шелковому пути через Китай, Тибет, Монголию. Раковины каури по-хакасски называется чысланас, что в переводе значит: чыслан – змея, нас /мас/ – голова, предположительный перевод – “Голова змеи”. И только в кызыльском диалекте хакасского языка раковины каури называют, тибе тiзi (буквально: зуб верблюда ). Одно из принятых русских названий раковины каури – ужовка, что соответствует по смыслу приведенному ранее. У хакасов считается, что раковина каури обладает свойством притягивать душу ребенка.

В музейных коллекциях пого раннего периода нет бахромы, выполненной из бисера или гирлянд из них, завершающих изделие, хотя на них есть следы их бытования. Это можно объяснить двумя причинами:

  1. Бахрома из бисера появилась позже;
  2. Бахрома отпарывалась, когда украшение передавалось в руки коллекционеров.

При изготовлении современных пого мастерицы используют либо прежние, доставшиеся от матери традиционные тана, либо бисер или коралловые бусы, но чаще прибегают к простому бисеру и бусам, предлагаемых современной торговлей. Неизменными остаются форма изделия, характер вышивки. Длинные ремешки, часто зашитые перламутром или металлическими бляшками, позволяют предположить, что раннее музейные пого должны были находиться на уровне живота женщины. Современные женщины носят их на уровне груди.

Назначение пого связано с важным событием в жизни человека – вступлением в брак, созданием семьи. Пого одевали замужние, семейные, многодетные женщины (именно они могли выступать в роли свах). Оно одевалось поверх праздничной (в литературе – свадебной) одежды. Обычно пого делала мать еще до замужества дочери, но бывало, что уже после свадьбы пого для своей жены изготавливал муж. [Бутанаев, 1996г].

Представляет интерес термин пого. В этимологическом словаре древнетюркского языка основа ба значит “привязывать, связывать, повязывать”, баг – “повязка, узел, родовой узел”, баграм – “праздник”, багатур – “великий, величие”. Изменяясь во времени, термин пого мог вобрать в себя и сохранил на наш взгляд, значение родового узла счастья, величия, что соответствует общей тенденции: народные символы всегда несут точную смысловую нагрузку.

Кроме того, есть глагол поf – / поF арFа, поо рFа, / – завязывать узел.

Можно предположить, что у древних хакасов жизнь человека от рождения до смерти проходила при “участии” святил, и нагрудное украшение пого является символом жизни, плодородия, процветания. Исследователи не без основания видят в хакасском пого отдаленные аналоги с изображением личин каменных изваяний Иней тас Окуневской культуры.

Форма пого – полусфера (рисунок 2) современные мастера делают стилизованные: почкообразной формы (рисунок 3) и в форме сердца (рисунок 4). Полусфера – это наиболее важная деталь, несущая главную семантическую нагрузку. Видимо полусфера символизирует небосвод, поэтому строго выполняется во всех нагрудных украшениях. Тана как солярный символ пого часто имеет форму круга с лучами внутри. Существовало мнение, что так изображались астральные знаки или колесницы.

Рисунок 2

В коллекции более ранних пого обнаруживаются три “солнца”: одно в центре, два – ниже со спицами. Не исключено, что эти знаки символизируют ход Солнца по небу, его перемещение из высшего мира в подземный мир.

У многих древних народов существовали представления: когда Луна на небе, Солнце находится в подземном царстве. Солнце передает прошлое настоящему, а настоящее будущему.

Более современные пого, изготовленные в ХХ веке напоминают лик или маску (рисунок 5). В таком узоре легко угадываются “глаза”. На некоторых пого четко фиксируются три “глаза”. Центральная пуговица (тана) – это так называемый “третий глаз” или “всевидящее око”. Именно эта деталь подчеркивает в пого его силу как оберега. Можно предположить, что духи – покровители “теси” посредством пуговиц – глаз “взирают” на этот мир. Симметрично в верхней части пого располагаются “уши”.

Рисунок 5

Пого имеет две основные магические функции: охранительную и множительную. Все нагрудные украшения закрывали жизненно важные органы человека: грудь, живот. Их охраняли перламутровые тана – сам по себе исцеляющий охранительный материал. Раковины каури отпугивали злых духов, кораллы приносят богатство. Ряды бисера вкруговую и бахрома – символы лучей, веревок солнца – укрепляют жизнь человека.

Пого – украшение полифункциональное, несущее в каждой из часто скрытых функций особую смысловую нагрузку.

Список используемой литературы

  1. Буруковский Р. Каури // Уральский следопыт -1993- №7 – с.9-13.
  2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов – Абакан, 1996.
  3. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник – Т.И.Э. т.81, 1963.- с.1-4.
  4. Иллюстрированная этнография хакасов (альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова) – Абакан, 2004. отпечатано в ГУП СИПКП “Наука” 630077, Новосибирск, ул.Станиславского, 25.
  5. Кидиекова И.К. Народное искусство в традиционной культуре Хакасов. Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ И-3, О-2, Д-1305.- с.90-96
  6. Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник – М.: Наука, 1990.- с.177-185.
  7. Миловский А. Без пого не бывает свадьбы // Вокруг света, 1981 – №11- с.60-61.
  8. Миловский А. Пого из Хакасии // Декор.искусство СССР, 1985 – №2- с.48.
  9. Потачаков К.М Очерки материальной культуры хакасов – Абакан, 1982.
  10. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока.- М.: “Просвещение”, 1983.
  11. Чебодаев П.И. История Хакасии – Абакан: Хак. издат., 1992 г.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект занятия по краеведению "Хакасский Орнамент"

Хакасский народный орнамент

Цель: Познакомить обучающихся с хакасским орнаментом, его видами

Задачи:

  1. Познавательные:

2. Развивающие:

  • продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, эстетического и художественного вкуса и фантазии;

  • способствовать развитию знаний, умений и навыков по изготовлению лекал элемента орнамента.

3. Воспитательные:

Оборудование и материалы:

  1. Художественные материалы;

  2. Проектор, экран, компьютер;

  3. Цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, резинка.

Зрительный ряд:

  1. Картинки одежды с хакасским орнаментом (Приложение 1)

  2. Презентация «Хакасские орнаменты».

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала

  3. Физкультминутка.

  4. Постановка художественной задачи.

  5. Практическое выполнение задания.

  6. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организация класса.

Проверка готовности к уроку, отсутствующих.

Подготовка рабочего места.

Подготовка оборудования к просмотру.

Раздача обучающимся наглядного пособия (хакасских орнаментов)

  1. Изучение нового материала.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Наш сегодняшний урок я начну с небольшого стихотворения

Оглядись, посмотри, как красиво –Из орнаментов разных узорНа обоях, ковре. Белый с синимНа клеёнке штришками «забор»,Разрисован и бабушкин фартук,На платочках - квадратиков ряд,И на мамином сереньком платьеНа кайме ярко стразы горят.Кружева на салфетках, накидкахСоставляют цветочный набор,А на стёкла зимою налипнетИз снежинок и льдинок узор.

О чем мы будем сегодня говорить? Как вы думаете?

Дети отвечают

1. Ребята, посмотрите на доску, что вы видите?

Дети отвечают

Правильно, сегодня мы с вами поговорим о хакасских орнаментах. Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов

Художественное оформление одежды вышивкой пришло к нам из древности. Национальная одежда, являясь изделиями не только бытового назначения, но и декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает нам усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное.

Изначально в хакасском орнаменте каждый узор, изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты. Со временем эти изображения-символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными элементами.

Основным источником вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на сверкающие звезды, на цветущие в степи ирисы (в народе их называют пикулькой), на бутоны таежных цветов-жарков, и они вызывали у них восторженное изумление. И именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки.

Вика и Полина, приготовили небольшие сообщения об орнаментах, давайте их послушаем.

Вика Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:

  • геометрические, полосы из параллельных и косых линий, треугольники, зигзаги, арочки, елочки косая сетка, крестики, квадраты, ромбы, концентрические круги, вихревые и "лепестковые" розетки, звезды

  • растительные.

К геометрическим мотивам орнамента относятся: зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др.

Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др.

Полина В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:

1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

hello_html_17e49546.jpg

2. Голубой – цвет воды, неба.

hello_html_m4a545932.jpg

3. Зеленый – цвет растений.

hello_html_md9df76f.jpg

Черный – цвет земли.

hello_html_1d2bf87f.jpg

В хакасском узоре выделяют основные варианты композиции.

  1. Орнамент в полосе с ритмичным повторением одинаковых элементов.

  2. Орнамент в квадрате с ритмичным повторением части фигуры.

  3. Симметричный орнамент

  4. Асимметричный орнамент.

3. Физминутка:

Птицы летят, (ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз (держать осанку).)и Крыльями шумят. (Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны). Прогнулись над землей, Качают головой. (Поворот головы.) прямо и гордо умеют держаться. (Выпрямиться, руки за спину - проверить осанку, пауза 3-4 с.) И очень бесшумно (Руки вниз – потянуться вверх.) На место садятся.(Сесть на место, держаться прямо)

А теперь мы с вами поиграем. На столе лежат орнаменты различных видов, разделите их на растительные и геометрические и прикрепите их на доску.(Приложение 2)

Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

Теперь перейдем к нашей практической части.

4Постановка художественной задачи.

У вас на столах лежит лист с картинками хакасских орнаментов, благодаря которому можно самостоятельно придумать собственный неповторимый узор. Существенным в орнаменте является цвет. (Приложение 3)

Работать мы с вами сегодня будем группами. Для закрепления полученных знаний по хакасскому народному орнаменту прошу вас оформить готовые шаблоны, жилеты.

В хакасской семье старались, чтобы вещи получались нарядными, поэтому для этих целей придумывались интересные узоры. И вы свои выбранные шаблоны должны расписать в традициях хакасского народа, используя элементы хакасского орнамента.

Алгоритм выполнения лекала хакасского орнамента

5.Практическое выполнение задания.

Обучающиеся делятся на 2 группы и выполняют оформление орнаментом шаблон жилета, я им помогаю. Отвечаю на появившиеся вопросы. После завершения практического задания, обучающиеся защищают свои работы: дают характеристику, оценку выполненной работы: называют тип орнамента (симметричен или ассиметричен), какие виды орнамента использовались.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось. (Приложение 4)

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…..

Был интересен тот факт что ….

Теперь я могу….

Было трудно….

Знания полученные сегодня на уроке, мне пригодятся…..

Мое настроение после урока….

Каждый из вас созидал чувствами, ваял сердцем, делал вдохновением. Сохраните эти чувства, интерес к созданию прекрасного и пронесите его через года.

Всем спасибо.

hello_html_1698e512.jpgПриложение 1

infourok.ru