Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Изображения на тему «калфак» (искать среди видеороликов). Калфак рисунок


Ой красота! Татарские народные головные уборы.

В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф Н. И. Воробьёв, профессор, автор изданного в 1953 г. фундаментального труда «Казанские татары».

  

 В группе женских головных уборов мы выделим богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования.

Этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX – начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни прозаично, простой колпак. Именно так называет его Н. И. Воробьев.

Калфак, вязаный из белых ниток на спицах вкруговую, «чулком», складывался пополам, одна половина вставлялась внутрь другой так, что форма старинного убора напоминала трикотажную спортивную шапочку с треугольным верхом, к вершине которого пришивалась кисть.

Калфак, вязаный из белых ниток и достигавший в длину семидесяти сантиметров, надевали на голову, надвигая на лоб, а конусообразный конец, откидывали назад или слегка набок. В комплекте с таким калфаком носилась налобная повязка укачачак, которая и являлась его основным украшением. 

  

 Надо сказать, что уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел варианты фасона и отделки. Например, появились калфачки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками. Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме видны также нитки жемчуга.

В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, пришита и украшает калфак по периметру. Золотой и серебряной бахромой часто бывает обшита не только налобная, но и ниспадающая назад часть убора; покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создает при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серег, воротниковых застежек с подвесками.

  

Двухцветные калфачки также шились из полосок бархата, в их украшении дошла до наших дней редкая «ушковая» техника тканевой аппликации. Особым образом сложенные крошечные кусочки цветного шелка напоминают треугольные «ушки», – ими выкладываются пышные многолепестковые цветы и бутоны, с сердцевинками из блесток и жемчуга на золоченых и жемчужных стеблях.

В каждом ярусе массивного калфака расположена оригинальная цветочная композиция, стыки бархатных полос замаскированы цепочками из лиххака – скрученной в пружину металлической нити. Интересно, что прославленный татарский калфак был, по сути, нижним головным убором, то есть не носился автономно, а обязательно дополнялся покрывалом или платком.

  

В девичьем варианте калфака отчетливо выражена его первоначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать не только волосы, но также шею, плечи и спину.

 Традиционный калфачок видоизменялся, во второй половине XIX в. его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью).

Миниатюрные калфаки-наколки – особая разновидность старинного убора, вошедшая в моду в начале XX в. в сочетании с фабричным платком; среди казанских татарок они были распространены повсеместно. 

  

 Промысел, организованный предпринимателями-татарами во второй половине XIX в. в Казани, обеспечил быстрое и широкое распространение бархатных калфаков в разных регионах с компактным проживанием татар. О хорошо воспринятых модных тенденциях можно судить по фотографиям того времени, на которых небольшой бархатный калфачок неизменно увенчивает прическу горожанки. В Казани было несколько крупных золотошвейных артелей, в том числе производивших женские калфаки для «ичижно-каляпушного промысла». 

  

В коллекции Музея изобразительных искусств РТ (Казань) хранятся два редких образца – шитые золочеными нитями бархатные калфачки-наколки с марками торговой фирмы «Исхак Карташев в Казани» (надписи сделаны как кириллицей, так и старинным татарским письмом на основе арабской графики). Бумажная марка, наклеенная на подкладку, не только указывает имя производителя, но и содержит сведения о содержании серебра в золоченой нити - 94%. На её качестве стоит остановиться особо, поскольку поверхность, выложенная серебряной, тонко золоченной нитью, не имеет однородного слепящего блеска, но таинственно мерцает.

  

В узорных композициях околышей и верха закрепились, стали традицией многие декоративные мотивы и схемы. Излюбленные букеты и отдельные цветочные мотивы сочетаются с полумесяцем и звездами, фор­мируют цветущие кусты с изображениями животных, бабочек и птиц. Особенно популярным был мотив «золотое перо» с плавно изогнутой и вбирающей все разнообразие мотивов ветвью, которая украшала вер­хнюю поверхность больших калфаков из бархата. Этот мотив имел обычно глубокий темный тон – красный, синий, фиолетовый, зеленый.

Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных композициях новые акценты, умело используя нити серебряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживаются компоненты, связанные с прежней охранительной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.

 

В высоких налобниках поздних калфачков-наколок узор укрупняется, самостоятельную ценность приобретает повторенный трижды сложный мотив или отдельная композиция. Шитые золотом казанские калфачки ныне украшают коллекции многих музеев России. 

 

Если интересно, в метке *костюм* можно полистать и найти еще ранние интересные посты про народные костюмы России,  там есть фотки музейных экспонатов - красивые богатые костюмы, в том числе и татарские.

А это сайты по теме может кому-то пригодится:

Про национальный татарский народный костюм и как сшить калфак, тюбетейку и т.п.

Традиционные татарские женские головные уборы 

 

А теперь невероятно красивые богатые старинные и стилизованные под старину татарские национальные костюмы, женские калфаки и мужские тюбетейки. Всё так ярко, бархатно, шелково, расшито и вышито. Полюбуемся =))

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

gellachara.livejournal.com

КАЛФАК - ТАТАРСКИЙ ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР

КАЛФАК — ТАТАРСКИЙ ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР

В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф Н. И. Воробьёв, профессор, автор изданного в 1953 г. фундаментального труда «Казанские татары».

В группе женских головных уборов выделяется богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования. Этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX – начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни прозаично, простой колпак.

Калфак, вязаный из белых ниток на спицах вкруговую, «чулком», складывался пополам, одна половина вставлялась внутрь другой так, что форма старинного убора напоминала трико­тажную спортивную шапочку с треугольным верхом, к вершине которого пришивалась кисть. Калфак, достигавший в длину семидесяти сантиметров, надевали на голову, надвигая на лоб, а конусообразный конец, откидывали назад или слегка набок. В комплекте с таким калфаком носилась налобная повязка укачачак, которая и являлась его основным украшением. Надо сказать, что уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел варианты фасона и отделки. На­пример, появились калфаки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками, ношение которых зафиксировано, в частности, на литографии Г. Ф. -X. Паули из альбома «Народы России» (Санкт-Петербург, 1862 г.).

Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме были нитки жемчуга. В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, пришита и украшает калфак по периметру. Золотой и серебряной бахромой часто бывает обшита не только налобная, но и ниспадающая назад часть убора — покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создавала при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серег, воротниковых застежек с подвесками. Двухцветные калфачки также шились из полосок бархата, в их украшении дошла до наших дней редкая «ушковая» техника тканевой а­ппликации.

Особым образом сложенные кро­шечные кусочки цветного шелка напоминают треугольные «ушки», – ими выкладываются пышные многолепестковые цветы и бутоны, с сердцевинками из блесток и жемчуга на золо­ченых и жемчужных стеблях. В каждом ярусе массивного калфака расположена оригиналь­ная цветочная композиция, стыки бархатных полос замаскированы цепочками из лиххака – скрученной в пружину металлической нити. Интересно, что прославленный татарский калфак был, по сути, нижним головным убором, то есть не носился автономно, а обязательно дополнялся покрывалом или платком. В девичьем варианте калфака отчетливо выражена его первоначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать не только волосы, но также шею, плечи и спину.

Традиционный калфачок видоизменялся, во второй половине XIX в. его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью). Как указывает современный исследователь татарской одежды Р. Г. Мухамедова, бархатные калфачки с твердым околышем (мангайча — «налобник») и мягким верхом (капчык -«мешочек») в конце XIX – начале XX вв. вошли в комплекс женской и девичьей одежды татар. Миниатюрные калфаки-наколки – особая разновидность старинного убора, вошедшая в моду в начале XX в. в сочетании с фабричным платком; среди казанских татарок они были распространены повсеместно. Промысел, организованный предпринимателями-татарами во второй половине XIX в. в Казани, обеспечил быстрое и широкое распространение бархатных калфаков в разных регионах с компактным проживанием татар. О хорошо воспринятых модных тенденциях можно судить по фотографиям того времени, на которых небольшой бархатный калфачок неизменно увенчивает прическу горожанки. В Казани было несколько крупных золотошвейных артелей, в том числе производивших женские калфаки для «ичижно-каляпушного промысла».

В коллекции Музея изобразительных искусств РТ (Казань) хранятся два редких образца – шитые золочеными нитями бархатные калфачки-наколки с марками торговой фирмы «Исхак Карташев в Казани» (надписи сделаны как кириллицей, так и старинным татарским письмом на основе арабской графики). Бумажная марка, наклеенная на подкладку, не только указывает имя производителя, но и содержит сведения о содержании серебра в золоченой нити — 94%. На её качестве стоит остановиться особо, поскольку поверхность, выложенная серебряной, тонко золоченной нитью, не имеет однородного слепящего блеска, но таинственно мерцает.

В узорных композициях околышей и верха закрепи­лись, стали традицией многие декоративные мотивы и схемы. Излюбленные букеты и отдельные цветочные мотивы сочетаются с полумесяцем и звездами, фор­мируют цветущие кусты с изображениями животных, бабочек и птиц. Особенно популярным был мотив «золотое перо» с плавно изогнутой и вбирающей все разнообразие мотивов ветвью, которая украшала вер­хнюю поверхность больших калфаков из бархата. Этот мотив имел обычно глубокий темный тон – красный, синий, фиолетовый, зеленый.

Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных ком­позициях новые акценты, умело используя нити се­ребряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживают­ся компоненты, связанные с прежней охранитель­ной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками. В вы­соких налобниках поздних калфачков-наколок узор укрупняется, самостоятельную ценность приобретает повторенный трижды сложный мотив или отдельная композиция. Шитые золотом казанские калфачки ныне украшают коллекции многих музеев России.

xn--b1agop3c.xn--p1acf

Презентация - Рукотворное чудо - Тюбетейка и калфак

Слайд №2
Цель работы – изучить историю происхождение названия тюбетейки, узнать о разновидностях головного убора тюбетейки и калфака, выяснить значение узоров и цветовой гаммы, познакомиться с технологией пошива тюбетейки.Для достижения цели поставлены следующие задачи:Определить источники информации, которые помогут выяснить происхождение слова «тюбетейка».2. Изучить историю создания национальных головных уборов.3. Исследовать технологическую последовательность изготовления тюбетейки.
Слайд №3
Тюбетейка тат. Т?б?т?й, каз. Топы или Та?ия, туркм. Tahya, уйг. Dopa — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская легкая шапочка, надеваемая прямо на голову; получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего верх, вершину. В некоторых тюркских языках называется такыя. каляпуштакыя
Слайд №4
Таджикская тюбетейка– куляб.Татарская тюбетейка— каляпуш.Узбекская тюбетейка— дуппи или калпок.Туркменская тюбетейка – тахья.Казахская тюбетейка –топы
Слайд №5
полусферическая квадратная Формы тюбетеек разнообразны: низкие, высокие, остроконечные и с плоской верхушкой, с кистью и без нее, в форме цилиндра.Существуют несколько видов тюбетеек-такыя: полусферической формы и квадратные.
Слайд №6
Тюбетейки различаются по половозрастным признакам:мужские, женские, детские;формам,материалу,орнаментальному убранству (узорные вышивки),знакам художественной символики..
Слайд №7
Мужские головные уборы делились на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка (т?б?т?й) — небольшая шапочка, надеваемая на макушку, поверх которой надевали всевозможные верхние головные уборы: чалма (ритуальный убор), войлочные шляпы (тула эшл?п?), матерчатые и меховые шапки (б?рек).
Слайд №8
Самым распространенным девичьим убором являлся калфак. Его закрепляли на голове с помощью специальной повязки украшения (ука-чачак), а конусообразный конец вместе с кисточками откидывали назад или набок. У замужних женщин они были более сложные и разнообразные и, в отличие от девичьих, они обязательно должны были закрывать не только голову, но и плечи, шею и спину татарки.Татарская семья 19 век.
Слайд №9
С конца XVIII до начала XX века форма, размеры, орнаментация калфаков, постоянно изменялись. Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, надеваемые на всю голову. Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.
Слайд №10
К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Такие калфачки носились под платком или шалью.

Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене. Очень полюбились калфаки типа тюбетеек — такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.

Слайд №11
Узор тюбетейки – это не только характерный художественный рисунок, но и оберег. Рисунок, расположенный сверху тюбетейки, означает солнце, узоры по бокам – «ширози» – от сглаза.Волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетияПлетеная «веревочка» — союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент — символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы.
Слайд №12
Цвет головного убора всегда имел большое значение.Цвет тюбетейки – насыщенного черного оттенка, изображает бездну вселенной, которая сопоставима с черной дырок. На узбекских тюбетейках орнамент не что иное, как изображение трехмесячного эмбриона. По Исламской версии именно в этот период создание в чреве матери получает душу и его можно назвать живым существом.
Слайд №13
Так, зеленый цвет означал бессмертие, красный — мужество, синий — удачу, желтый считался застывшим солнечным светом, приносящим удачу.Белый цвет – это цвет паломников, совершающих хадж в Мекку. Многие вернувшиеся из хаджа мусульмане начинают носить белые тюбетейки и привозят их в подарок своим близким и знакомым, чтобы и их коснулась благость священной Мекки.
Слайд №14
Один из самых древних симметричный орнамент с центральным крупным цветком принято считать упрощенным изображением древа жизни, символа жизни на земле, связи с ушедшими в мир иной предками и небесными покровителями. Это пожелание здоровья и плодородия, основной узор для женских калфаков – как говорили, «во лбу звезда горит».
Слайд №15
Вышивают тюбетейки шелком, золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, бисером, стеклярусом, жемчугом.Для вышивки нити окрашивали в разные цвета. Черную краску изготовляли из кожуры граната на травильном растворе железа, чернильных орешков, фисташек или цветков мальвы. Красную краску получали из марены и щитовки-кошениля, желтую — из цветка испарак или из цветков растения тухмак, голубую и синюю — из индиго.
Слайд №16
Расшивают цветочными мотивами: цветами ирис, гвоздика, тюльпан, петушиный гребешок, цветок яблони. А среди плодов — изображение граната, вишни и черешни, миндаля и перца и др.Вышиванием занимались самые одаренныехудожницы каламкаш или чизмакаш.
Слайд №17
Вывод.Появление разнообразных узоров и цветовой гаммы головных уборов связывают с географическим положением проживания народов, с особенностями национальной культуры.Головные уборы демонстрировали возрастное, семейное, социально-имущественное положение человека на протяжении длительного исторического периода. Тюбетейка – это головной убор не только представителей мусульманства, но и людей других религий. В 21 веке тюбетейка стала всенациональным и всевозрастным головным убором, мода на который никогда не пройдет.

volna.org

Тема:«Красота национальных костюмов татарского народа. Татарский орнамент и калфак».

К татарской национальной одежде относятся кожаные ичиги, туфли, камзолы, вышитые передники и т.д

- А сейчас послушаем наших ребят, которые расскажут стихи и узнаем ещё какая одежда ещё относится:

1-ый ученик

Алъяпкычымның бизәге

Әллә кайдан күренә

Аллы – гөлле чәчәк төшкән,

Килешәдер үземә

(Словарная работа: алъяпкыч – передник)

2 – ой ученик

Балкып тора түбәтәйләр

Энҗе бөртекләре белән

Алар монда килгән гүя

Чын әкият иленнән.

Мин бит чын татар егете

Күз тимәсен үземә!

(түбәтәй – тюбетейка)

3-ий ученик

Калфак кигән кыз баланың

Багып алчы йөзенә:

Нинди гүзәл татар кызы

Күз тимәсен үземә.

(калфак - калфак)

  1. Физминутка.

(под татарскую плясовую, делаем несколько упражнений)

  1. Звучит мелодия «Ак калфак».

(Сандыкта ятты озак, әбинең чиккән калфак.

Ул калфакны әбиең кадерләп кигән һәрчак.

Милләтемнең нуры анда: Ука, Чугы, Чәчәге

Кадерләп сакла, балам, әбиемнең калфагын.)

- Итак, сегодня мы с вами будем рисовать татарский национальный головной убор – калфак.

1) Положили перед собой альбомы, взяли карандаш. На столе у вас шаблоны. Обведите их.

2)Проведите прямую линию. Мы будем рисовать орнамент в полосе. Ёще раз, что такое орнамент?

3)Делаем широкую линию. Так как сам орнамент будет по середине ставим в центре вертикальную линию и проводим границы для верхней и нижней части нашего цветка.

- Будем рисовать тюльпан – символ весны, молодости.

4)Рисуем одну сторону цветка. У нас получилось только половина цветка. Если сейчас поставить зеркало, то у нас появится вторая половина, т.е. симметричная другой половине. Нарисуйте вторую половину.

5)Берём следующий узор –

Трилистник–тукранбаш

6) Оформляем. Например, добавим усики гороха.

А дальше вы уже сами придумываете, но не забывайте о том, что узоры должны быть повторяющимися.

VI. Физминутка

- Разукрасим орнамент.

- Цвета берём яркие

(дети сами разукрашивают)

  1. Выставка рисунков.

  2. Итог урока.

– Вам понравился урок?

-Что нового узнали?

- С культурой какого народа познакомились?

- Что такое орнамент?

infourok.ru

Продолжая тему тюбетеек, хочу показать вам образцы традиционного…: feruza

Продолжая тему тюбетеек, хочу показать вам образцы традиционного татарского детского костюма.Иллюстрации и текст: Завьялова М.К. Татарский костюм: Из собрания Государственного музея Республики Татарстан.- Казань, Изд-во "Заман", 1996.- 256 с.

(жирный шрифт - цитаты из книги, курсив - мой вольный пересказ книги, обычный шрифт - комментарии)

В первые месяцы жизни одежда детей разного пола не имела больших различий. Новорожденного ребенка заворачивали в кусок белого чистого холста: в трехдневном возрасте туго стягивали ножки узкой полоской полотна, полагая, что это предохранит от искривления (хе - вы видели, каким традиционным колесом ноги у татарских бабаев?:)На самых маленьких детей без различия пола надевали рубаху женского типа.Штаны шили из одних штанин, без средней вставки.Головными уборами служили мягкие шапочки, связанные из белых нитей или сшитые из материи.Вот, к примеру, обратите внимание на иллюстрацию - в левом нижнем углу - это штанишки:). Мне интересным еще показалось, что шапочка - явно связана крючком.

Начиная с 3-4 лет костюм детей разделялся по полам и становился близким к одежде взрослых. Исключением была одежда наследников правящих династий в период средневековья. Чтобы уберечь их от злых духов (...) в обычае было "прятать" пол мальчиков под женской одеждой.

Вот образцы одежды девочки:

...и мальчика:

Праздничные рубашки мальчиков расшивали по вороту металлическими нитями, тюбетейки мальчиков - особо ярко расшивались бисером и золотыми нитями.

Посмотрите, как богато вышита тюбетейка на фото ниже:Камзол и тюбетейка:Девочки с 3-5 лет пробовали прясть, вышивать, шить одежду на кукол с учетом традиционного кроя. (...) Маленькие девочки ходили дома с распущщеными волосами. Но как только у них отрастали волосы, к косикам подвешивали чулпы, чаще всего из монет (чулпы- накосное украшение) Вот одежда маленькой девочки - штаны, нагрудник, амулеты:

При выходе из дома девочки-подростки на голову надевали платок. В более торжественных случаях он надевался вместе с калфаком или шапочкой -каттежи. (калфак - немного смешной головной убор, к началу 20 века полноценный "калфак" выродился в маленький колпачок-наколку, который практически не налезал на голову, а прикладывался этакой лепешечкой на темя. Мне он всегда напоминал кисет :) Калфаки были чаще бархатные, богато расшитые бисером и золотой нитью)

Вот образцы каттежи:

Этот головной убор появился в начале 20 века под влиянием каляпуша (это разновидность мужской тюбетейки), но, в отличие от нее, у каттежи был мягкий верх, часто овальной формы, иногда задрапированный складками.Обратите внимание выше на левое каттежи - как раз там красивые фигурные складки ил нашитоо сверху лоскута.

Вот еще детские ситцевые платья. Правое совсем простенькое, а левое с аппликацией лентами и тесьмой.

Что касается обуви, то чаще дети бегали босиком, хотя традиционно имелась кожаная обувь - украшенные кожаной аппликацией сапожки.Наблюдалось стремление ввести в комплекс детской одежды старинные элементы, например, короткие рукава на камзолах в то время, когда их уже не носили (...), нашитые на платья "изу", кода у старшео поколения оно было съемным, а молодые женщины переставали его носить.

Вот платье девочки-горожанки. Овальное украшение на груди - изу. Тут - нашитое, у взрослых - было отдельное, типа манишки.

И еще несколько фото:Девочка- подросток. Обратите внимание на накосное украшение и головной убор.

А вот фото начала 20 века. Девочки-горожанки.Что у них на голове - мне не совсем понятно. Это не очень похоже на калфаки.

Вот на этом фото - ученицы школы Аитовой (начало 20 в.) - вот у них как раз калфаки.

feruza.livejournal.com

Татарский народный костюм (фото)

Долгий путь исторического развития прошел татарский народный костюм. Естественно, одежда 8-9-го веков существенно отличается от костюма 19-го века. Но даже в современной можно встретить национальные черты: все большее количество людей охватывает сегодня интерес к истории. В этой статье мы рассмотрим татарские народные костюмы. Описание их будет дано с учетом изменения во времени, территориальных особенностей. Кроме этого мы расскажем вам об используемых татарами украшениях.

О чем может рассказать нам костюм?

татарский народный костюм вышивка

Татарский народный костюм (его особенности, характерные черты мы опишем чуть ниже) может поведать нам о многом. Одежда является самым ярким определяющим элементом, по которому относят людей к той или иной нации. Костюм воплощает также понятие об идеальном образе человека, являющегося представителем той или иной страны. Он может рассказать о возрасте, индивидуальных особенностях, характере, социальном положении, эстетических вкусах того, на ком он надет. В одежде в разное время сплетались историческая память того или иного народа, моральные нормы его и стремление к совершенству и новизне, являющееся естественным для человека.

Особенности женского костюма татар

татарский народный костюм

Следует отметить, что национальные особенности наиболее ярко прослеживаются именно в женском костюме. Поскольку представительницы прекрасного пола являются более эмоциональными, имеют большую потребность к красоте, одежда их отличается не только у татар чрезвычайным своеобразием.

Женский татарский народный костюм отличается экзотичной цветовой гаммой. Для него характерен приталенный силуэт, широкое использование продольного волана, объемных цветов в отделке, а также драгоценностей и позументов.

Силуэт одежды татар традиционно является трапециевидным. Украшает татарский народный костюм вышивка. Для него характерна также восточная насыщенность различных цветов, применение множества украшений. И женский, и мужской татарский народный костюм украшают меха бобра, соболя, куницы, черно-бурой лисицы, которые всегда высоко ценились.

Основа женского и мужского национального костюма

татарский народный костюм его особенности

Основу женского и мужского костюма составляют штаны (по-татарски - ыштан), а также рубаха (кулмек). Общераспространенной вплоть до середины 19-го века была туникообразная древняя рубаха, которая шилась из перегнутого поперек прямого полотнища, с ластовицами, без плечевых швов, с разрезом на груди и вставными боковыми клиньями. Рубаха с воротником-стойкой преобладала у казанских татар. Татарская отличалась от других шириной и длиной. Она являлась очень свободной, по длине - до колен, никогда не подпоясывалась, имела широкие длинные рукава. Лишь длиной отличалась женская от мужской. Длина женской была практически до щиколоток.

татарский народный костюм женский

Шить рубахи из покупных дорогих тканей могли позволить себе только состоятельные татарки. У них они украшались тесьмой, кружевом, разноцветными лентами, воланами. Татарский народный костюм (женский) в качестве неотъемлемой части в древности включал нижний нагрудник (тешелдрек, кукрекче). Надевался он под рубаху с вырезом, чтобы скрыть открывающуюся при движении грудь.

Ыштан (штаны) - распространенная форма поясной тюркской одежды. В качестве составной части ее включал в себя, как мы уже отмечали, и женский, и мужской татарский народный костюм. Обычно из пестряди (полосатой ткани) шились мужские штаны, а женщины носили в основном однотонные. Нарядные свадебные или праздничные мужские выполнялись из домотканой ткани с яркими мелкими узорами.

Обувь татар

Самым древним видом обуви были у татар кожаные сапоги, а также туфли без ранта, похожие на современные тапочки, которые обязательно были с носками, загнутыми вверх, поскольку нельзя царапать мать-землю носком сапога. Носили их с холщовыми или суконными чулками, называющимися тула оек.

Еще во времена древних булгар очень высокого уровня достигла обработка шерсти и кожи. Сафьян и юфть, изготовленные ими, именовались "товар булгарский" на рынках Азии и Европы. Такую обувь археологи находят в относящихся к 10-13-му векам слоях. Она уже тогда была украшена аппликацией, тиснением, а также фигурными металлическими накладками. До наших дней дошли сапоги-ичиги - традиционная мягкая обувь, очень удобная и красивая.

Изменение национального костюма в конце 19-го века

Технология изготовления одежды изменилась в конце 19-го века. Возможность организации швейного производства в больших объемах обеспечила распространение швейных машин. Это отразилось незамедлительно на стиле одежды: изменился татарский народный костюм. Функциональность стала преобладать в мужском. Достигалась она благодаря частичной утрате декоративности цвета.

Чекмени, казакины, камзолы, покрытие шуб исполнялось из различных фабричных тканей темных оттенков. Постепенно к сюртуку приближались казакины. Одежду петербургского татарина с национальной связывал лишь низкий стоячий воротник. Но пожилые жители продолжали носить камзолы и казакины из цветных бухарских тканей.

Мужчины отказались также от парчовых джилянов. Их начали выполнять из умеренно ярких шелковых и хлопчатобумажных однотонных материалов зеленого, светло-коричневого, бежевого и желтого цвета. Такие джиляны, как правило, украшала ручная фигурная стежка.

Мужские головные уборы

татарские народные костюмы описаниеМеховые шапки с плоским верхом цилиндрической формы пользовались большой популярностью. Они шились полностью из каракуля или же из полосы меха соболя, куницы, бобра с матерчатым донышком. Носили в комплекте с шапкой тюбетейку, называемую каляпуш. Она изготавливалась в основном из бархата темных оттенков и была как с вышивкой, так и гладкой.

У мужчин по мере распространения ислама укоренилась традиция подбривать или сбривать усы и бороду, а также брить голову. У булгар отмечался обычай покрывать ее шапками. Их описывал еще Ибн Фадлан, путешественник, который посетил в 10-м веке эти племена.

Также постепенно становится все более практичным и легким женский татарский народный костюм. Используются хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани, камзолы делаются из парчи с нанесенным на нее мелким рисунком, а позднее - из бархата и парчи, более эластичных материалов.

Женские головные уборы

В древности женский головной убор содержал, как правило, информацию о семейном, социальном и возрастном положении его обладательницы. Белые мягкие калфачки, вязаные или тканые, носили девушки.

мужской татарский народный костюм

В их одежде также встречаются височные и налобные украшения - тканевые полоски с нашитыми подвесками, бусинами, бляхами.

народный татарский костюм фото

Женский народный татарский костюм (фото см. выше) в качестве обязательной части включал покрывало. В традиции его ношения нашли отражение языческие воззрения древности о магии волос, которые позднее были закреплены исламом. Согласно этой религии, рекомендовалось прикрывать лицо, а также скрывать очертания фигуры.

Как татарки носили платок?

На смену покрывалу в 19-м веке пришел платок, который был универсальным головным убором почти для всего женского населения нашей страны в то время.

Но женщины различных национальностей по-разному его носили. Татарки, например, им повязывали плотно голову, надвинув глубоко на лоб платок и концы завязав на затылке. И сейчас они носят его так. Татарки еще в начале 20-го века в Санкт-Петербурге носили уменьшившиеся примерно до размеров наколки калфаки, которые на голове удерживались с помощью нашитых с изнанки мелких крючков.

Только калфак носили девушки, замужние дамы же поверх него набрасывали, выходя из дома, легкие покрывала, платки, шелковые шали. До сегодняшнего дня татарки сохранили привычку носить шаль, умело драпируя этим предметом одежды свою фигуру.

Так выглядит татарский народный костюм. Раскраска его отличается многоцветьем. Наиболее распространенные цвета в национальных узорах - черный, красный, голубой, белый, желтый, коричневый, зеленый и др.

Ювелирные украшения татар

Интересен не только сам народный татарский костюм, фото которого было представлено выше, но также используемые татарами украшения. Женские ювелирные изделия были показателями общественного положения и материального достатка семьи. Они изготавливались, как правило, из серебра, инкрустировались камнями. При этом отдавалось предпочтение голубовато-зеленой бирюзе, обладавшей, по мнению татар, магической силой. Камень этот считался символом благополучной семейной жизни и счастья. Символика бирюзы связана с восточными поверьями древности: будто бы это кости умерших давно предков, правильное созерцание которых делает счастливым человека.

Коричневый сердолик, сиреневые аметисты, горный хрусталь и дымчатые топазы также часто использовались. Женщины носили браслеты, перстни, кольца различных видов, а также накосники, различные застежки ворота, называющиеся яка чылбыры. Обязательна была еще в конце 19-го века нагрудная перевязь, которая представляла собой синтез украшения и оберега.

В семье по наследству передавались украшения, дополнявшиеся постепенно новыми вещами. Комешче - так назывались татарские ювелиры - обычно работали по индивидуальным заказам. Это обусловило огромное разнообразие предметов, дошедших до наших дней.

Как носили украшения?

Татарка традиционно надевала одновременно несколько из них - различные цепочки с часами, кулонами, причем обязательно одну с подвешенной коранницей. Украшения эти дополнялись брошками и бусами. Претерпев небольшие изменения, многие элементы татарских ювелирных украшений вошли в обиход у представительниц других национальностей.

fb.ru

Изображения на тему «калфак» / Фотобанк Лори

Для полноценной работы с фотобанком необходимо, чтобы в браузере был включён JavaScript. Пожалуйста, включите его.

+7 (495) 933 20 17

Все коллекции

Фотобанк Лори

WaveBreak Media

PantherMedia

Food and Drink Photo

Caro Photo

age Fotostock

easy Fotostock

mauritius images

Nature Picture Library

BE&W Photo

Идёт загрузка…

lori.ru