Подписка на рассылку
ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ
Сегодня получила платье от Виктории Бекхам. Размер подошёл, но длину чуть-чуть укорочу, т.к. люблю по-короче. Качество отличное. Доставка тоже порадовала, пришло уведомление на 7 день, получила утром на 8 день. Куда хотела в нём пойти - пойду, всё успели, не ожидала, что так быстро получится. Очень сомневалась, но зря. Спасибо!!!
|
Что такое богородская игрушка? Богородская игрушка этоЧто такое богородская игрушкаПожалуй, самой известной богородской игрушкой можно назвать композицию «Кузнецы»: мужик и медведь по очереди бьют молотом по наковальне. Деревянные двигающиеся игрушки родом из поселка Богородское, что находится в Сергиево-Посадском районе, за триста лет своего существования превратились во всемирно известный народный промысел. Некоторые экземпляры этих игрушек являются экспонатами музеев, получали золотые медали на всемирных выставках в Нью-Йорке, Париже, Брюсселе. Во время политических и социальных потрясений разных лет промыслу пришлось нелегко, однако, деревянные игрушки и скульптура радуют глаз и по сей день. Легенда о возникновении Богородской игрушки.За давностью лет история о возникновении первой игрушки стала скорее легендой. Якобы сделала одна женщина для своих детей резную деревянную игрушку – Ауку. Поиграли дети, да забыли, а отец их взял и отвез игрушку на торг, уж больно хороша она была. Приглянулась Аука одному купцу, взял он ее не на продажу, а ради украшения своей лавки. Только не успела игрушка послужить украшением, выкупили её у купца за немалые деньги, да ещё заказали. Так и разрослось производство удивительных игрушек-механизмов, равных которым нет во всем мире. Слияние деревенских и городских культурных традиций дало прекрасный результат.Любопытно, что игрушки часто продавались бельём – так называется деревянное изделие, не покрытое росписью. А уж впоследствии скупщики разрисовывали липовые, осиновые и ольховые фигурки на свое усмотрение. Изначально Борогодская игрушка была сугубо крестьянским промыслом, изготовлялась в свободные от полевых работ осенне-зимние месяцы. Производство это очень зависело от покупателей из Сергиева Посада, работая исключительно по их заказам. Интересно при этом, что именно в этот период появились изделия, закрепившиеся в промысле как шедевры. Это композиция «Пастушок», собака со щенками, знаменитый медведь. Таким образом, на Богородскую игрушку – исконно крестьянский промысел – сильное влияние оказало ремесленное производство, перемешавшись с посадской культурой и традициями. Поэтому современный облик игрушки отражает и фарфоровую пластику, лубочные традиции, даже отголоски произведений профессиональных живописцев. В салоне подарков «Русь Великая» богородская игрушка пользуется спросом и как презент ребенку, и как деталь интерьера, выдержанного в русском народном стиле. Возврат к списку www.rusvelikaia.ru Богородская игрушка ВикипедияМарка СССР, 1979 г.Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России. ИсторияЗарождениеГород Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия. По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и ещё заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской». Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву. Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Причём, обычно ссылаются не на первоисточник, а на труды известных в 1930-х годах исследователей русской крестьянской игрушки Д. Введенского и Н. Церетелли, которые также опираются не на архивные документы, а на исследования И. Е. Забелина. Однако последний допустил ошибку: о покупке деревянных игрушек указывается в книге расходов Екатерины Алексеевны — жены Петра I, в записи 1721 года. Но, как пишет в своей статье И. Мамонтова: «Однако в источнике недвусмысленно говорится о том, что покупка сделана в Москве…». Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла (находящиеся в Государственном историческом музее, Государственном Русском музее, Музее народного искусства им. С. Т. Морозова и Художественно-педагогическом музее игрушки) датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков. Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде. Вместе с тем, именно на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврам народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками. Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры — посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников — живописцев. РазвитиеУже в середине XIX века центр резного дела перемещается в Богородское, и Богородский промысел обретает самостоятельность. Большое влияние на формирование собственно богородского стиля оказало творчество таких мастеров как А. Н. Зинин, а несколько позже деятельность профессионального художника, коренного богородчанина П. Н. Устратова. Период 1840-х — 1870-х годов, по мнению ряда специалистов, — время расцвета богородского резного кустарного промысла. Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890—1900 годах. В 1891 году в Сергиевом Посаде организуется учебно-показательная мастерская, объединившая в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществлявшая сбыт игрушек в России и за рубежом. Несколькими годами раньше в Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу. В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков. Профессиональный художник, коллекционер, и, впоследствии основатель и первый директор Государственного музея игрушки (ныне Художественно-педагогический музей игрушки) Н. Д. Бартрам одним из первых попытался сохранить и возродить старинные традиции. Однако, видя, что старые работы не увлекают кустарей, он начал ориентировать их на создание работ в народном стиле, но по образцам профессиональных художников. Противником этого пути был художник и коллекционер А. Бенуа, который считал этот процесс искусственным спасением промысла. Можно много говорить о том, чего больше — вреда или пользы принесло вмешательство художников-профессионалов в народный промысел, но бесспорным фактором является то, что в течение нескольких десятилетий изделия земского периода были своеобразным эталоном для мастеров — резчиков. В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков. Инициаторами создания артели стали уже достаточно известные в то время резчики А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Во главе артели стоял своеобразный «художественный совет», который состоял из старейших и опытных мастеров. Вновь вступающих в артель резчиков ставили сначала на самую легкую работу, если молодой мастер справлялся с изготовлением простой игрушки, ему усложняли задачу: выполнение фигур животных, многофигурных композиций. В том же 1913 году в Богородском была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914-м на её базе заработала земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе. Советское времяВ первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. В 1923 году была восстановлена артель «Богородский резчик», в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения и Богородский промысел занимает одно из ведущих мест. Изменение общественного уклада стимулировало мастеров на поиски новых форм и художественных решений. Однако именно в то время возникает наметившаяся ещё в «земский период» проблема «станковизма». В 1930-х годах появляется так называемая игрушка-скульптура, отличавшаяся новизной темы и её раскрытия. Следующее два десятилетия (1930-е — 1950-е годы) в дела промысла вновь вмешиваются художники-профессионалы и художественные критики — в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Не только в Богородском, но и на других промыслах начинается откровенная политизация. Мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг стало развитие сказочной темы. Условность богородской резьбы как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов. Историческая тема в эти годы значительно сузилась, локализовалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны. Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной. Этот процесс иногда метко называют «офабричиванием» промысла. С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия «художественная промышленность», «план», «вал» и другие абсолютно чуждые понятия. Через полтора десятка лет по злой иронии судьбы село Богородское с его своеобразным ландшафтом и особенности реки Куньи привлекли внимание энергетиков. Ситуация на промысле усугубилась. Сносились бревенчатые дома с кружевными наличниками, вырубались сады, а вместе с ними уходили и традиционные богородские посиделки, простота сельского общения. Мастера-резчики переселялись в многоэтажные дома на верхние этажи, занятие традиционным ремеслом становилось все более проблематичным. Г. Л. Дайн ещё в 1984 году писала в журнале «Декоративное искусство СССР»: «…маленькой, жалкой кажется деревня рядом с наступающими на неё новостройками. Вероятно не спасет её теперь и охранная зона. Неизбежно будет меняться быт людей, их духовно-нравственный облик, значит будет трансформироваться и Богородское искусство.» В 1970-х — 1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы работало около 200 резчиков. Среди них были и мастера высокого класса, которые разрабатывали интересные образцы, были мастера-исполнители. В связи с бурными событиями в конце 1980-х — начале 1990-х годов, положение на промысле ухудшилось ещё больше. В настоящее время богородский промысел находится в бесконечном процессе борьбы за выживание. Положение его нестабильно: утрачены традиционные рынки сбыта, подорожавшее сырье, высокие цены на энергоносители — все эти факторы не способствующие улучшению положения. Богородская фабрика художественной резьбы за последнее десятилетие столько раз сменила название, что по словам нынешнего главного художника этой организации «едва успеваем менять вывески и штампы». В Богородском создавались две организации, выпускающие одну и ту же продукцию. Лучшие мастера уходят из «официального промысла», но дома продолжают создавать вещи высокого класса, хотя это по плечу далеко не всем. Большая часть молодых мастеров идет на поводу у рынка, выполняя работы либо незначительные с точки зрения народной традиции, либо вовсе далеки от неё. За примером далеко ходить не надо. Один из ведущих мастеров, по сей день работающих на промысле, С. Паутов с горькой иронией сказал: «Морозы погубили французов под Москвой в 1812 году, немцев в 1941, погубят в скором времени и богородских резчиков». Художник имел в виду деревянные резные фигурки, изображающие Деда Мороза — любимого персонажа новогодних праздников, который заменил мастерам-надомникам пресловутого медведя. На вернисажах и на прилавках магазинов чаще всего встречается худшее из того, что ещё делается в Богородском. Интерес к богородской игрушке и скульптуре падает из-за низкого качества исполнения, низкого художественного уровня и достаточно высокой стоимости. СовременностьВ настоящее время ситуация на промысле сложная, но фабрика продолжает выпускать продукцию. Сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме. Это постоянный недобор именно местной молодежи; приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию. Среди советских мастеров богородской резьбы — Ф. С. Балаев, А. Г. Чушкин, В. С. Зинин, И. К. Стулов, М. А. Пронин, М. Ф. Баринов и другие.[1] Особенности промыслаБогородская резьба выполняется при помощи специального богородского ножа «Щучка»[2]. Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным[3], превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка. Богородские резные изделияСсылкиПримечанияwikiredia.ru Богородская игрушка - Слабинский Владимир ЮрьевичПестрые курочки на подставке, клюющие зерно, фигурки мужика и медведя, которые бьют своими молоточками по наковальне, - многим знакомы подобные игрушки, вырезанные из дерева и незамысловатые по сюжету. Стоит потянуть за специальную планку, и они приходят в движение... Такие забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей села Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области).О появлении богородской игрушки существует любопытная легенда. В небольшой деревне неподалеку современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Мать решила сделать своим детям игрушку, вырезав ее из дерева. Детишки прозвали ее Аука. Когда они с ней наигрались, и кукла им наскучила, отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому она показалась очень занятной, и он заказал крестьянину целую партию. С тех пор и занялись местные жители «игрушечным» ремеслом.На первоначальном этапе резчики села Богородское были зависимы от скупщиков Сергиева Посада, выполняя их заказы и изготавливая, в основном, «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде. Но с середины XIX века центр народного промысла перемещается из Сергиева Посада в село Богородское. И в конце XIX века наступает расцвет богородского резного кустарного промысла.Традиционная богородская игрушка - это фигурки людей, животных и птиц, композиции из жизни русского крестьянина. Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали именно из крестьянской жизни и народных сказок. Условность богородской резьбы, как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов.Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незатейливые движения. Богородские игрушки делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, потому что с мягким деревом легче работать.Среди богородских игрушек наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. Эта игрушка, возраст которой по некоторым данным превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.Известна и игрушка «Курочки», которые по очереди клюют зернышки. В затейливой «потехе» с простым механизмом заложена идея ритма, что очень важно для развития ребенка.Современные мастера резьбы по дереву до сих пор сохраняют традиции «богородского стиля» деревянной движущейся игрушки, который стал неотъемлемой частью русской культуры.Оригинал взят у museum_dolls в Богородская игрушка dr-slabinsky.livejournal.com Богородская игрушка: что это такое?Богородская игрушка kuzaranda.ru/collection/bogorodskaya-igrushka – это фигурки, вырезанные из осины, липы, ольхи, которые впервые появились в селе Богородском Сергиево-Посадского района Московской области примерно в 17-18 веках. Как развивался Богородский промысел? Изначально это было обычное крестьянское ремесло, занятиям которым отводилось зимнее время, после окончания полевых работ. Резчики изготавливали фигурки, которые заказывали в Сергиевом Посаде. Чаще всего это были черновые изделия, предназначенные для дальнейшей росписи. В 19 веке Богородское ремесло становится самостоятельным, а в начале 20 века открывается артель, которая в 60-х годах получает статус фабрики. По обычаям, сложившимся еще в начале зарождения промысла, богородские игрушки не раскрашивались. Резчики вырезали птиц, животных, людей, собирая их в различные сюжетные линии. Мастера работали в двух направлениях: вырезали скульптурки или оживляли изделия при помощи планки или противовеса. Примечательно, что это первые заводные игрушки. Причем темы для игрушек порождало время. Например, после войны 1812 года появились гусары и барыни. Очень популярны были маленькие статуэтки, высота которых достигала всего 3-4 см по аналогии с модными в то время, но дорогими фарфоровыми. Для игрушек конца 19 века характерны сюжеты крестьянской жизни, а для 20 века – колхоз и космос. Но основным символом Богородского промысла считался и считается мужик и медведь (первой игрушке «Кузнецы» уже больше, чем 300 лет!). Особенность богородских изделий в простом незамысловатом движении. Большая часть игрушек может перемещаться благодаря планке, кнопке или балансу. Сюжетные линии современных творений разнообразны, некоторые из них расписываются яркими акварельными красками. Как появляется на свет Богородская игрушка? Традиционно богородская игрушка производится из мягкого дерева (липа, осина, ольха). Бревна заготавливают по специальной технологии и как минимум 4 года просушиваются. После этого их распиливают и делают заготовки (простой трехгранник – полено, распиленное на 4 части), на которых мастер по лекалу размечает очертания будущей игрушки. Вырезаются изделия специальным ножом и стамеской. Мастер не делает никаких черновых вариантов. Готовые детали собираются в сюжетную композицию и раскрашиваются либо просто покрываются лаком. И самое главное - богородская игрушка универсальна. Как и в старые времена своими сюжетами она, непременно, заинтересует не только детей, но и взрослых. Статью предоставил магазин www.kuzaranda.ru/ - продажа богородской игрушки.
www.motti.ru Что такое богородская игрушка? - Полезная информация для всехСтаринное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы. Именно эту деревеньку считают центром деревянной кустарной игрушкой, хотя деревянные игрушки известны издавна и повсеместно на Руси ввиду обилия лесов.Существует легенда, что в середине XVII века то ли крестьянин, то ли крестьянка вырезали для своих детей игрушку из липы. Ребятишки прозвали е Аука. Когда ребятня наигралась с деревянной куклой, отец отвз е на ярмарку для продажи. Там одному купцу приглянулась эта игрушка, и он заказал крестьянину целую партию кукол. Это, конечно же, красивая легенда, которая непременно должна быть у красивой вещи. А вот реалии подсказывают следующее. Ещ в XVII веке в стенах Троице-Сергиева монастыря существовало резное дело. Это не могло не повлиять на располагавшиеся поодаль деревеньки, которые и занялись игрушечным промыслом. Сначала богородские кустари изготавливали лишь отдельные части и переправляли в Сергиев Посад, где игрушка приобретала законченный вид. Но вскоре богордская деревянная игрушка стала получать сво завершение в свом родном селе.Богородская игрушка Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Сначала резчик обрабатывает липовые чурки, вырубается или выпиливается заготовка изделия. Потом начинается обработка стамеской и очень острым богородским ножом. Затем деревянное чудо ошкуривается и покрывается лаком. Ну, а если игрушка токарной обработки, то детали вытачиваются на станке, собираются, по необходимости расписываются. Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и в цене различия ощутимые. Сюжеты богородской деревянной игрушки это чуть смешные гусары и дамы, всадники и плясуны, дровосеки и музыканты, медведи и курочки. Часто эти игрушки умеют двигаться: кузнецы куют, курочки клюют, кот ловит рыбку. Фигурки приходят в движение с помощью незатейливого механизма детали крепятся на ниточке к внутренней планке, сдвигается планка фигурка оживает. Богородская деревянная игрушка это не только интересный сувенир, но и отличная игрушка для ребнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный. Такие игрушки, к счастью, сегодня можно приобрести. Богородцы говорят, что жившая здесь когда-то баба вырезала из дерева для своих детей деревянную куклу ауку". Муж ее продал куклу торговцу в Сергиев посад, и отсюда якобы начались богородский и сергиевский игрушечный промыслы. Деревня Богородская расположена от Сергиева посада всего в 22 километрах, и влияние посадского промысла здесь вне сомнения.Первое время возникновения богородского промысла богородские кустари изготовляли для посадских игрушечников лишь отдельные части, из которых сергиевцы собирали уже целые игрушки. Потом богородцы стали изготовлять игрушки в белье", т. е. не раскрашивая их, и в таком виде поставляли их игрушечникам Сергиева посада, которые раскрашивали игрушки и пускали их в продажу. Такая экономическая зависимость богородских кустарей продолжалась довольно долго и сказывалась в том, что богородцам зачастую приходилось работать по моделям Сергиевских игрушечников. С годами окрепший промысел дер. Богородской занял своими резными игрушками исключительное место в русской художественной промышленности и дал ряд прекрасных мастеров-резчиков, - имена их хорошо известны далеко за пределами нашей республики. Кустари дер. Богородской славятся своими деревянными резными игрушками, которые они не раскрашивают, а лишь тщательно отделывают, зачищая их стеклянной бумагой. Среди художников-резчиков дер. Богородской необходимо отметить А. Я. Чушкина, прекрасные работы которого дали ему ряд наград на художественных выставках в России и за границей. В 1913 году Андрей Чушкин со своими единомышленниками организовали "кустарно-игрушечную артель в деревне Богородской". В состав артели вошло 19 "отцов-основателей" - наиболее талантливых резчиков. В 1923 году артель получила название "Богородский резчик". Сейчас фабрика так и называется. При фабрике есть ассортиментный кабинет - фактически музей промысла. прежде всего юмор характерны для богородских мастеров. Известному французскому скульптору Огюсту Родену когда-то подарили популярную богородскую игрушку "Кузнецы". Он хранил ее у себя и однажды во время визита к нему группы русских художников модернистов вытащил ее и поинтересовался: "Многие у вас смогут выточить такую игрушку? " info-4all.ru Богородская игрушка / Народные промыслы / Международный Агро ПорталНа живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Богородское - село старинное.В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице - Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом. Но это всего лишь легенда. На самом деле дату основания промысла определить достаточно сложно. По свидетельству специалистов, самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла, имеющиеся в музейных собраниях нашей страны датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII – XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII – началуXIX веков. На первоначальном этапе своего развития Богородское представляло собой типичное крестьянское производство. Деревянные резные изделия выполнялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны. В остальное время основная часть населения занималась крестьянским трудом. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков. Однако, следует заметить, что именно на первоначальном этапе становление богородского промысла появляются произведения, которые можно отнести к шедеврам народного искусства, среди них знаменитая скульптура малых форм – «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками и др. в этом проявление своеобразной противоречивости богородского промысла в первоначальной стадии его становления и развития. Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры – посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников – живописцев. Сотрудничество богородских и сергиевских мастеров помогло выработать устойчивый круг тем и сюжетов, единую систему образов. Уже в середине XIX века центр резного дела перемещается в Богородское.Дальнейшее становление самостоятельного промысла в Богородском происходило по мере уменьшения его зависимости от Сергиева Посада. Связано это было, прежде всего, с появлением в Сергиевом Посаде нового материала – папье-маше. С этого времени, приблизительно (1850-60-е года) Богородское становится олицетворением всех местных традиций резьбы по дереву. Резьба становилась все искусней. Время 1840-70-е года XIX века, по мнению ряда специалистов – период расцвета богородского резного кустарного промысла. Следующий интереснейший этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890-1900 годах.В 1890-х годах земство проводит ряд мероприятий в области кустарного производства, в том числе и игрушечного. Одним из важнейшим было создание в Сергиевом Посаде учебно-показательной мастерской в 1891году. Эта организация, говоря современным языком, объединила в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществляла организацию сбыта кустарных изделий в России и за ее пределами. В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков. В этом же, 1913 году, в Богородском была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914 году на базе этой мастерской была открыта земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе. Но ни один из детей богородских резчиков в эту школу не попал. Мотив отказа – недостаточная общеобразовательная подготовка детей, да и сами кустари не спешили отдавать детей в эту школу, так как традиционно в Богородском учили резьбе с малых лет в семье. Начиная лет с 7-8 дети уже участвовали в общем процессе резьбы.Земские деятели сохраняли традиции промысла в их понимании, согласно с веянием времени. Этот период был полноправным и закономерным этапом в развитии не только богородского промысла, но и всего народного искусства. Некоторые характерные его особенности сохранялись на промыслах вплоть до середины 1920-х годов.В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. В 1923 году была восстановлена артель, в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения. Богородский художественный промысел становится одним из ведущих в стране. В эти годы в Богородском происходит активное развитие игрушечной пластики. Новые условия жизни, изменившееся сознание людей активно стимулировали поиски новых форм и художественных решений. Именно тогда возникает проблема станковизма, зачатки которой наметились еще в «земский период» усилению течения станковизма способствовала деятельность профтехшколы. Творчество мастеров в этот период еще достаточно традиционно, но уже в 1930-х годах появляются игрушка скульптура, которые при всей традиционности приемов резьбы отличаются новизной темы и ее раскрытия. Следующее два десятилетия (1930-1950-ее) в дела промысла вновь вмешиваются художники профессионалы и художественные критики – в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Не только в Богородском, но и на других промыслах происходила тогда откровенная политизация. Мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг, стало такое явление, как развитие сказочной темы. Условность богородской резьбы, как нельзя лучше, способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов. Историческая тема в богородской пластики в эти годы значительно сузилась, локализировалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны. Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной. С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия «художественная промышленность», «план», «вал» и другие абсолютно чуждые понятия. В середине 1970-х годов на реке Кунье было решено строить первую в стране ГАЭС. По иронии судьбы местом ее постройки было выбрано село Богородское. Главный архитектор ГАЭС в то время не понял всей сложности ситуации. По его мнению, деревня никакой архитектурной ценности не представляет. .....сносились бревенчатые дома с кружевными наличниками, вырубались сады, а вместе с ними уходили и традиционный богородский быт. Мастера-резчики переселялись в многоэтажные дома, занятие традиционным ремеслом становилось все более проблематичным. В 1970-1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы работало около 200 резчиков. Среди них были и мастера высокого класса, которые разрабатывали интересные образцы, были мастера исполнители. В связи с бурными событиями в конце 1980-х начале 1990-х годов, положение на промысле ухудшилось в значительной степени. В Богородском создавались две организации, выпускающие одну и ту же продукцию. Лучшие мастера уходят из «официального промысла», но дома продолжают создавать вещи высокого класса, хотя это по плечу далеко не всем. Большая часть молодых мастеров идет на поводу у рынка, выполняя работы либо незначительные с точки зрения народной традиции, либо вовсе далеки от нее. В настоящее время ситуация на промысле просто трагическая. Практически прекратила деятельность фабрика художественной резьбы. Очень сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме. Это постоянный недобор местной молодежи. А приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию. Низкие зарплаты на едва сводящей концы с концами фабрике, отсутствие жилья, все это не способствует привлечению молодежи. Самые талантливые продолжают обучение в ВУЗах и окончательно порывают с промыслом. Перспективы дальнейшего развития богородского промысла представляются далеко не радужными. Без преувеличения можно сказать, что Богородский промысел художественной резьбы находится на грани исчезновения. Московская область, Сергиево-Посадский район, поселок Богородское "Богородская фабрика" Тел.+7(496-54) 534-59 Факс:+7(496-54) 534-58 Е-mail:[email protected]Московская область, Сергиево - Посадский район, поселок Богородское, "Богородский художественно-промышленный техникум" Телефоны: 8 (496) 54- 53 - 400, 8 (496) 54-53-538 Email: [email protected] agronationale.ru Что такое богородская игрушка? — domino22Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы. Именно эту деревеньку считают центром деревянной кустарной игрушкой, хотя деревянные игрушки известны издавна и повсеместно на Руси ввиду обилия лесов.Существует легенда, что в середине XVII века то ли крестьянин, то ли крестьянка вырезали для своих детей игрушку из липы. Ребятишки прозвали е Аука. Когда ребятня наигралась с деревянной куклой, отец отвз е на ярмарку для продажи. Там одному купцу приглянулась эта игрушка, и он заказал крестьянину целую партию кукол. Это, конечно же, красивая легенда, которая непременно должна быть у красивой вещи. А вот реалии подсказывают следующее. Ещ в XVII веке в стенах Троице-Сергиева монастыря существовало резное дело. Это не могло не повлиять на располагавшиеся поодаль деревеньки, которые и занялись игрушечным промыслом. Сначала богородские кустари изготавливали лишь отдельные части и переправляли в Сергиев Посад, где игрушка приобретала законченный вид. Но вскоре богордская деревянная игрушка стала получать сво завершение в свом родном селе.Богородская игрушка Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Сначала резчик обрабатывает липовые чурки, вырубается или выпиливается заготовка изделия. Потом начинается обработка стамеской и очень острым богородским ножом. Затем деревянное чудо ошкуривается и покрывается лаком. Ну, а если игрушка токарной обработки, то детали вытачиваются на станке, собираются, по необходимости расписываются. Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и в цене различия ощутимые. Сюжеты богородской деревянной игрушки это чуть смешные гусары и дамы, всадники и плясуны, дровосеки и музыканты, медведи и курочки. Часто эти игрушки умеют двигаться: кузнецы куют, курочки клюют, кот ловит рыбку. Фигурки приходят в движение с помощью незатейливого механизма детали крепятся на ниточке к внутренней планке, сдвигается планка фигурка оживает. Богородская деревянная игрушка это не только интересный сувенир, но и отличная игрушка для ребнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный. Такие игрушки, к счастью, сегодня можно приобрести. Богородцы говорят, что жившая здесь когда-то баба вырезала из дерева для своих детей деревянную куклу ауку». Муж ее продал куклу торговцу в Сергиев посад, и отсюда якобы начались богородский и сергиевский игрушечный промыслы. Деревня Богородская расположена от Сергиева посада всего в 22 километрах, и влияние посадского промысла здесь вне сомнения.Первое время возникновения богородского промысла богородские кустари изготовляли для посадских игрушечников лишь отдельные части, из которых сергиевцы собирали уже целые игрушки. Потом богородцы стали изготовлять игрушки в белье», т. е. не раскрашивая их, и в таком виде поставляли их игрушечникам Сергиева посада, которые раскрашивали игрушки и пускали их в продажу. Такая экономическая зависимость богородских кустарей продолжалась довольно долго и сказывалась в том, что богородцам зачастую приходилось работать по моделям Сергиевских игрушечников. С годами окрепший промысел дер. Богородской занял своими резными игрушками исключительное место в русской художественной промышленности и дал ряд прекрасных мастеров-резчиков, — имена их хорошо известны далеко за пределами нашей республики. Кустари дер. Богородской славятся своими деревянными резными игрушками, которые они не раскрашивают, а лишь тщательно отделывают, зачищая их стеклянной бумагой. Среди художников-резчиков дер. Богородской необходимо отметить А. Я. Чушкина, прекрасные работы которого дали ему ряд наград на художественных выставках в России и за границей. В 1913 году Андрей Чушкин со своими единомышленниками организовали «кустарно-игрушечную артель в деревне Богородской». В состав артели вошло 19 «отцов-основателей» — наиболее талантливых резчиков. В 1923 году артель получила название «Богородский резчик». Сейчас фабрика так и называется. При фабрике есть ассортиментный кабинет — фактически музей промысла. прежде всего юмор характерны для богородских мастеров. Известному французскому скульптору Огюсту Родену когда-то подарили популярную богородскую игрушку «Кузнецы». Он хранил ее у себя и однажды во время визита к нему группы русских художников модернистов вытащил ее и поинтересовался: «Многие у вас смогут выточить такую игрушку? « www.domino22.ru |