Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Изготовление чура Перуна из дерева. Богатырская резная игрушка


Народная деревянная игрушка | «Мастерам и мастерицам»

Деревянные игрушки делали на Руси еще в глубокой древности, и были времена, когда они считались вовсе не детской забавой — куклами играли боги. К сожалению, о том, какие были игрушки в то далекое время, мы можем лишь догадываться, ведь дерево, хоть и прочный материал, все-таки не вечный. Лишь начиная с XVII в. письменные источники рассказывают нам, насколько в те времена была распространена деревянная игрушка. Упоминаются, например, в них "человек деревянный с колесы стоячего", "город с солдатами" "одна утка, при ней трое детей"… Лучше всего сохранились игрушки XIX-ХХ вв.

Где же изготавливались деревянные игрушки? Конечно, в местах, богатых лесами. Русский Север – одно из таких мест. Здесь каждый крестьянин, охотник и рыболов владеет топором. Он мог сам себе и дом срубить, и убрать его деревянными украшениями, и наполнить деревянной утварью, необходимой в хозяйстве. А игрушки он мастерил как забаву, между делом.

Фигурки коней и птиц, женщина-кукла – эти образы северорусской игрушки дошли до нас из тех времен, когда им приписывали магическое значение. Они и выглядят так, словно еще несут в себе древнюю магическую силу: кукла не просто баба, скорее, она напоминает деревянного идола; птица выглядит как воплощенный символ весны и жизни; деревянный конь – не заморенная крестьянская коняга, а посланник солнца.

деревянная игрушка

Кукла-панка

Панка. Так называется северная кукла. Она представляет собой обрубок дерева, округлый или граненый, на котором топором намечена голова в форме шара или конуса и туловище в форме конуса или даже куба. Перемычка означает талию, от нее вниз идет широкая юбка. Фигурка не имеет рук вовсе, либо они плотно прижаты к телу. Лица у таких кукол плоские и напоминают лики идолов. Глаза и рот передаются впадинами, а нос рельефно выделяется. Бывает, что глаза, рот и нос выжигаются раскаленным гвоздем либо наносятся ножом в виде бороздок и ямок. Одежда и кокошник передаются выступом на макушке и несколькими порезками, т.е. вырезанными штрихами, едва намечающими горловину платья или полы одежды. Но часто мастер не передает и этих деталей – общая выразительность образа его интересует больше, чем отделка и украшения. Единственное, что может украшать панку, это выжженный орнамент из кругов, косых крестов, резных квадратов и ромбов. Даже небольшие фигурки выглядят внушительно и торжественно. Ученые видят в панке отголоски древнего культа предков: на Севере, например, существовал обычай ставить перед избой деревянные столбы с резными головами, одетые в настоящую одежду, – памятные изображения хозяина и хозяйки. Такие игрушки выполняются в технике обрубовки топором и называются плотницкими.

Северные коники. У северных коников массивная короткая шея и легкая маленькая головка. Кони грузные, порой даже слишком преувеличенно. Могучее тело опирается на короткие ноги, которые подпирают туловище подобно колоннам. Были еще коники-каталки, их делали вплоть до начала ХХ в. Разновидность каталок – каретки. Такая фигурка похожа на двухголовое фантастическое существо. Роспись условная: на красно-оранжевом фоне косые кресты, клетки, черные штрихи. На задней стенке каретки рисовали колесо – круг со вписанными в него крестами. Ученые объясняют, что это не что иное, как небесные огненные кони, влекущие солнечный диск. Образы эти пришли в народное искусство из мифологии. Постепенно их смысл забывался, но народная игрушка из дерева продолжала соблюдать традиции, поэтому устойчивые сочетания коня и солнца, коня и красного цвета еще долго сохранялись в ее оформлении. Со временем они превратились в декоративные детали.

деревянная игрушка

Северные коники

Волжская игрушка. В тех местах, через которые проходили большие торговые пути – дороги и реки, а значит, развивалась торговля, производство игрушек превратилось в самостоятельный художественный промысел. Так, например, было в Поволжье. Здешние мастера по-иному относились к дереву. Они не вырезали игрушки из целого массивного куска. Кукол, например, делали из краешков полена, и они выходили сзади округлыми и плоскими с лицевой стороны. Кареты и экипажи делали из тонких дощечек, сколоченных мелкими гвоздиками. Такие игрушки назывались "щепной товар". В готовом, но не обработанном виде такие фигурки не слишком красивы, поэтому игрушки принято было окрашивать. Целые деревни занимались только росписью игрушек.

Кукла-женщина. Широкая юбка придает кукле устойчивость. Туловище выполнялось в форме трапеции. Венчала фигуру круглая маленькая головка с высоким кокошником. Тонкая талия придает изящество. Одежда передается в деталях: кофта и цветастая юбка. Узор на ней повторяет простой рисунок крестьянской ткани-набойки. Перед нами не истукан, а довольно точный образ русской крестьянки.

Игрушки Подмосковья

Богородская игрушка. Самая, пожалуй, знаменитая из богородских игрушек – "Кузнецы". Она прославилась во всем мире и стала своеобразным русским символом. Неизвестно, сколько лет этой игрушке. Подвигаешь планки, и мужичок с медведем начинают стучать молоточками по наковальне. Богородские мастера делали различные движущиеся игрушки, используя нехитрые, но всегда остроумные приспособления: колеса, спиральные проволочки, планки, разводы, баланс – деревянный шарик, подвешенный под кругом. Так, например, баланс использован в очень известной игрушке "Куры на кругу". Стоит раскачать шарик круговым движением, и куры примутся торопливо клевать нарисованные зерна, причем двигаться они будут в строгой последовательности, по очереди. В игрушке "Дергун" использована обычная веревка. Чаще такие игрушки изображали сову или медведя. Дернешь за веревочку – и сова взмахивает крыльями, а медведь забавно разводит лапами.

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Троице-Сергиевская игрушка. Самым крупным центром производства деревянной игрушки был Троице-Сергиев посад в Подмосковье. Так расположен большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. В XVII в. и монастырь, и окружающий его посад стали крупнейшим центром по производству игрушки. Чаще всего это раскрашенные куклы, иногда довольно большие: дамы и гусары, няни в кокошниках, пляшущие крестьяне, задумчивые пастушки и великое множество солдатиков всех цветов и размеров. У игрушки-миниатюры, высотой 5-10 см, интересное название – "китайская мелочь". Среди этих крохотулек можно встретить и горожан, и разносчиков с товаром, господ и слуг, турок, амурчиков, клоунов. Игрушки раскрашивались эмалевыми красками. Резьба передает фактуру тканей, их легкость или плотность, складки и оборки платьев, пышность меха, банты, цветы и перья на дамских шляпках, эполеты офицеров.

Северная игрушка изначально делалась не на продажу, а для домашнего пользования. Игрушка же Поволжья и центральных районов России была кустарной, т. е. производилась на продажу отдельными мастерами и целыми артелями. Магическое значение игрушки уже давно забылось. Теперь игрушка должна была заинтересовать, нравиться людям с самыми разными вкусами. "Южные" игрушки были рассчитаны скорей на детей городских, чем деревенских. Крестьянский ребенок с раннего возраста был полноправным участником трудовой жизни семьи. И игрушки были призваны в первую очередь как можно раньше приобщить его к этой жизни. Городские же дети гораздо позже включались в трудовую жизнь, дольше опекались взрослыми. Поэтому появился спрос на развлекательные игрушки, зрелищные, яркие и разнообразные.

матрешка

Сергиево-Посадская матрешка

Матрешка. Эта расписная деревянная игрушка имеет почти столетнюю историю. Пришла из Японии. Она стала одним из самых распространенных изделий русского народного творчества, своеобразным символом России. Существует несколько центров по изготовлению матрешек. Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои особенности.

Первых матрешек стали выпускать в Троице-Сергиевой лавре.

Сергиево-Посадская матрешка. Формы и роспись первых матрешек отражали разнообразную жизнь русского народа. Девушка в сарафане или полушубке, пастушок со свирелью, бородатый старик, целое семейство, бояре, богатыри, исторические персонажи.

Семеновская матрешка. Платье матрешки убрано травным орнаментом. На фартуке матрешки нарисован пышный букет.

Полховско-Майдановская матрешка. Полховский Майдан Нижегородской области. Яркие краски: зеленая, желтая, синяя, малиновая. Главный элемент росписи – цветок шиповника – символ любви, материнства.

Крутецкая матрешка. Крутецкие матрешки то длинненькие, как шахматные фигурки, а то почти круглые. Платья самых разных фасонов и расцветок, прически – от традиционной косы современных стрижек.

 Автор: Екатерина Маракова

podelki-shop.ru

Изготовление чура Перуна из дерева – Ярмарка Мастеров

перун

В данном мастер-классе мне хотелось бы показать, как можно самому сделать фигурку славянского бога-громовержца Перуна, он также является покровителем всех воинов. Подобная фигурка может стать отличным подарком мужчине. Итак, начинаем!

Для начала нам необходимо определиться с образом будущей фигурки. Лично я решил сделать такой образ:

славянская мифология

Начинающим резчикам настоятельно рекомендую перед началом резьбы делать наброски на бумаге. Так проще окончательно определиться с размещением всех элементов, к тому же, по ходу резьбы можно будет регулярно "подглядывать", дабы не запутаться и нечего не испортить (дерево ошибок не прощает, срезанную часть вряд ли удастся обратно приклеить).

Набор необходимых инструментов для резьбы достаточно простой:

  • нож-косяк;
  • прямая стамеска;
  • стамеска-уголок;
  • стамеска со скошенным лезвием.

славянский эпос

Теперь необходимо взять непосредственно то, из чего будем вырезать будущую фигурку. Для этого я взял кусок липы, размером 50х80х150 мм. Для того, чтобы меньше резать, сразу отпилил уголки в районе головы будущей фигурки:

чур

Дальше ножом-косяком приводим заготовку вот к такому виду:

резьба по дереву

Теперь размечаем расположение рук и топор:

русский стиль

После разметки начинаем вырезать:

"Грубо" прорезает очертания рук и рукоять топора:

Затем стамеской со скошенным лезвием начинаем более подробно прорезать руки и топор у нашей фигурки:

Заодно проврезаем края плаща, а так же края кольчуги и рубахи:

Теперь наступает самая ответственная часть работы — вырезаем лицо. Именно от того, каким будет лицо, будет зависеть характер фигурки. Размечаем карандашом лицо:

И всё аккуратно вырезаем. Бог воинов, грозы и грома достаточно суров и это должно быть видно на фигурке:

Затем прорезаем очертания бороды, волос и верхней части плаща:

Так же следует добавить складки на плаще:

Теперь берём наждачную бумагу и сглаживаем все угловатости:

После того, как фигурка отшлифована, начинаем прорезать мелкие элементы (волосы, кольчугу и узоры на одежде):

Наша фигурка почти полностью готова. Нужно предать цвет нашему изделию. Для этого я использую морилку на водной основе цвета "клён". Данную морилку я немного разбавил водой, чтобы получить оттенок немного светлее:

Фигурка покрыта морилкой, теперь отправляем её сушиться. При комнатной температуре она будет сохнуть не так быстро, поэтому я отправил фигурку сушиться на батарею.

Через пару часов морилка полностью высохла и оттенок стал чуть тускнее:

Затем, вооружаемся мелкой наждачкой и начинаем высветлять выпуклые участки на фигурке:

Теперь настала пора финишного покрытия. Я пользуюсь вот таким вот воском. Результат меня вполне устраивает. Для нанесения воска нам потребуется зубная щётка и обычная тряпочка. Сначала зубной щёткой наносим воск на фигурку и растираем его по всей поверхности. Когда воск подсохнет, полируем готовое изделие тряпочкой:

Вот такой окончательный результат:

Несколько лет назад у меня было большое желание попробовать себя в резьбе, однако ни нормального инструмента, ни нормального материала у меня не было. Первые свои фигурки начал вырезать из обычных черенков для лопат при помощи канцелярского ножа. Со временем освоил липу, приобрёл инструменты для резьбы и вот, результат на лицо:

Не обязательно сразу иметь все необходимые инструменты и принадлежности для творчества. Важно иметь желание чему-то научиться и всё обязательно получится. В этом я убедился на собственном примере. Возможно, после моего мастер-класса кто-то тоже решит попробовать себя в резьбе. Очень надеюсь, что у вас всё получится!

Творческих всем успехов!

Благодарю за внимание!

www.livemaster.ru

Богатыри картинки. Смотреть фото и рисунки богатырей.

Павел Ин Автор: Павел Ин

Тайны организма - Человек

Богатырь

Образы богатырей часто использовались в русском народном творчестве. Всегда эти персонажи боролись со злом, преодолевали различные трудности и неизменно выходили победителями из схватки со всевозможными чудищами. К сожалению, эти герои были забыты современными мастерами, незаслуженно отправлены «на пенсию».

Но рисунки богатырей продолжают привлекать ребятишек, многие из которых грезят приключениями, опасностями и желают походить на одних из самых популярных героев народного творчества.

 Нельзя сказать, что эти персонажи абсолютно мифические, вымышленные. На самом деле, есть множество картинок богатырей, сделанных с вполнее реальных людей. Правда, сейчас их отыскать довольно проблематично. Удивительно само участие этих сильных духом и телом людей в таком огромном количестве народных сказок. Ведь почти всегда их героями становились именно вымышленные существа. Здесь все просто – древний народ верил в то, что эти люди способны защитить своих соотечественников и русскую землю от любых врагов и напастей.

 Можно смотреть картинки богатырей, изображающие их сражающимися с ордой янычар, попирающих в одиночку драконов, спасающих девиц из башен злых волшебников. Примечательно то, что русские богатыри всегда были «выходцами из народа», причем такими, которые 30 лет и 3 года лежали на печи, а потом, вдруг, отправились на борьбу с вселенским злом.

 Почему этих героев называли богатыри? Существует мнение, что это название – соединение двух слов: «бога» и «тырить». Тут нужно пояснить, что в то время «тырить» означало «копить», «собирать», «хранить», «преумножать», а не «воровать», как говорят сейчас. То есть богатыри – люди, накопившие в себе «бога». Фото картинок богатырей почти всегда изображает эдаких качков. Но на самом деле, в то время богатырями называли тех, кто имел сильный дух, в первую очередь, и только потом недюжинную физическую силу (которая, кстати, не являлась обязательным «атрибутом» героя). Именно потому в народных сказках эти персонажи всегда очень смекалисты, хитры и бесстрашны.

Картинки богатырей

три Богатыря

Богатырь фото

 

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажите ваше мнение!!!

Последние материалы в этом разделе:

relatedArticles

Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Добавить комментарий

www.zagadochnaya-sila.ru