Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Урока Сегодня вы познакомитесь с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Систематизируете знания о декоративно-прикладном искусстве башкир. Башкирские узоры и орнаменты картинки


Башкирский орнамент. Башкирские орнаменты и узоры

Башкирские орнаменты и узоры являются важной составляющей материальной культуры и одновременно одной из форм духовного творчества народа Башкортостана. В этом смысле народное искусство есть результат многовекового развития: в орнаментике, в отдельных узорах, в красках, в их сочетании народные умельцы образно отразили жизнь людей и понимание ими окружающей действительности на разных этапах истории.

Башкирские узоры и орнаменты рисунки

Орнамент как взаимосвязь культур

Крупные события в истории башкир, те или иные повороты в их судьбе всегда или почти всегда находили художественное отражение в искусстве, в том числе декоративном: в орнаментике, в технике исполнения, в развитии новых или угасании существующих видов творчества.

Башкирский орнамент, технические приемы орнаментации, цветовая гамма, терминология узоров являются концентрированным отражением переплетений этнической истории башкирского народа. Это касается его происхождения, этнических процес­сов в период средневековья, древних и современных культурно-исторических взаимодей­ствий с соседними народами. Изобразительное искусство в силу ряда причин, прежде всего, благодаря большой устойчивости орнамента, полнее и рельефнее, чем многие другие виды материальной куль­туры, несет в себе следы различных эпох и взаимодействия разных этносов.

Национальные орнаменты и узоры можно встретить практически на изделиях всех типов, изготовленных заботливыми руками народных мастеров:

  • ковры, одежда, полотенца, занавески, постельное белье;
  • изделия из кожи, декоративные поделки из природных материалов;
  • посуда, домашняя утварь;
  • художественная роспись, рисунки, гравюры, полиграфия и так далее.

    Башкирский орнамент

Ковроткачество

Орнамент башкирского народа особенно четко прослеживается в ковроткачестве. Узорные ковры были обязательной частью приданого девушки. Паласы с рисунком в полоску были распространены по всей южной Башкирии и среди башкирского населения Курганской области. В юго-западной, западной и отчасти центральной Башкирии, в бассейнах рек Дема и Ик, а также в среднем и нижнем течении реки Белой ткались преимущественно ковры с геометрическим узором.

С середины 20 века на юго-западе республики большое распространение в орнаменте ковров получили растительные мотивы в виде за­витков и веток с цветами, листьями, ягодами, яблоками и т. д. Фактически это новый, современный этап эволюции орнамента и узоров на территории Башкирии.

Ковры с полосатым узором

Ковры с узором в полоску ткутся полотнищами шириной в 20-22 см. Продольно-полосатый узор создается основой из крашеных ниток овечьей или козьей шерсти. Узор паласа прост — это продольные, зубчатые или гладкие многоцветные полоски. Очень простой полосатый башкирский орнамент позволяет предположить, что это наиболее древний тип ковров.

Национальные орнаменты и узоры

Ковры с геометрическим и растительным узором

Они сшиваются из двух, иногда трех тканых полотнищ шириной в 40-60 см и заключаются в неширокую кайму. Кайма обычно ткется отдельным полотнищем и с рисунком, несколько отличным от узора центрального поля. Иногда такой ковер вовсе не имеет каймы.

Башкирский орнамент ковров с геометрическим узором преимущественно прямолинейный, с четкими фигурами. Основными эле­ментами его являются уступчатые многоцветные ромбы, квадраты, восьмиконечные звез­ды и другие фигуры, правильными рядами заполняющие орнаментируемое поле ковра. Они, в свою очередь, разработаны внутри такими же, но более мелкими фигурами. Элементы орнамента, если их рассматривать отдельно, встречаются в орнамен­тике многих других народов. Однако в сочетании, в общей композиции, особенно при удачно подобранных цветах, они образуют тот своеобразный красочный узор, который придает орнаменту неповторимый башкирский национальный колорит.

В случае растительной трактовки геометрического узора отростки традиционного ромба принимают очертания веточек с листьями, а восьмиконечная звезда трактуется как восьмилепестковый цветок.

Цветовая гамма

Башкирский национальный орнамент касательно цветовой гаммы разнообразен. Цвета полосок — красные, желтые, зеленые, синие, голубые, фиолетовые и другие в наиболее глубоких тонах при абсолютном преобладании цвета марены. В стремлении не повторять друг друга ткачихи добиваются значительного разнообразия в расцветке. При простейшей композиции умелым подбором и сочетанием цветов они достигают большой красочности орнамента.башкирские орнаменты и узоры

Узорные ткани

Башкирские орнаменты и узоры до сих пор встречаются на парадной национальной одежде. Ткани из растительных волокон у башкир отличаются богатым и сочным орнаментом, разнообразием приемов украшения. Для пошива обыденной одежды, повседневных предметов изготавливалась так называемая пестрядь — цветной холст в клетку либо в полоску. Праздничная и обрядовая одежда, предметы, украшающие жилище, орнаментировались узорами закладного или браного тканья (тканое полотно).

Из пестроткани шили женские рубахи, передники, женские и мужские штаны. Из нее же делали скатерти, полотенца, салфетки, занавеси, различные сумы и т. д. Клетчатый рисунок пестряди образуется пересечением цветных полос. В южных районах Башкирии и в Зауралье пестрядь ткется крупными клетками. В расцветке преобладают красный, белый и черный цвета. Национальный орнамент пестроткани северных районов отличается мелкими клетками рисунка и более пестрой расцветкой. Часто клетчатая пестрядь, предназначенная для передников, скатертей и занавесок, украшалась и украшается браными узорами наподобие розеток-медальонов.

Башкирский орнамент рисунок

Виды орнамента

Узорами закладного тканья украшались лишь предметы декоративного убранства для дома: занавеси, полотенца и скатерти. В орнаментации одежды закладная техника не применялась. Наиболее простыми элементами орнамента, выполненного закладками, являются массивные уступчатые линии — это типичный башкирский орнамент. Рисунок этих линий усложняется, они, соединяясь между собой, образуют X-образ­ные, 3-образные, ромбовидные, 8-образные фигуры и другие более сложные узоры. Очень характерны восьмиконечная звезда, крест, свастика, ромб с продолженными сторонами или с парными завитками на углах, роговидные фигуры.

Вышивка

Традиционно в Башкирии вышивка имела даже большее значение, чем узорные ткани. Объясняется это более простой техникой работы, при этом можно приложить больше творческих усилий. Для ткачества требовались исходное сырье и ткацкие станки, а с распространением готовых тканей изготовление собственных стало анахронизмом. Зато вышивка востребована и поныне. Большим разнообразием отличаются башкирские узоры и орнаменты. Рисунки зависят от техники вышивания и способа нанесения чернового изображения на вышиваемую поверхность.

Орнамент башкирского народа

Основные элементы орнамента — это фигурки в виде парных рогов барана, S-образные линии, которые в различных комбинациях дают узоры в виде буквы X, свастики или образуют сильно стилизованные растительные мотивы. Башкирский орнамент исполняется вышивкой на сукне, бархате, реже на хлопчатобумажной ткани шелковыми, шерстяными или хлопчатобумажными нитками. Узоры на чепраках обычно вышиваются по красному или зеленому фону, а на кисетах и декоративных лентах встречается еще и черный фон, что придает узору большую яркость и обеспечивает четкое звучание каждого цвета в узоре. Для самих узоров выбираются обычно цвета теплых тонов, но, как правило, контрастные с фоном. Чаще применяются красный, желтый, зеленый и очень редко синий и голубой. Излюбленный красный цвет нередко встречается и на узорах с красным же фоном.

Резьба по дереву

Резьба, орнамент на посуде и роспись по дереву не были столь широко распространены среди башкир, как, например, вышивка или ткачество. Исключение составляет архитектурная резьба, со второй половины XIX века появившаяся в Башкирии повсеместно. Наибольшее распространение художественная резьба по дереву получила в горнолесной части юго-восточной Башкирии, где сосредоточены обширнейшие таежные леса Южного Урала, дававшие разнообразное сырье для «деревянного производства».

Потребности натурального хозяйства и наличие леса издавна делали необходимым и возможным изготовление из дерева различной утвари, предметов домашнего обихода. При этом у башкир практичность, целесообразность была связана и тесно переплеталась с эстетическими вкусами. Изго­товляя предметы бытового обихода, башкиры стремились сделать их не только прочными, удобными в пользовании, но и красивыми. Неслучайно наиболее ярким, интересным был орнамент на посуде и предметах, которые ежеднев­но, постоянно использовались в быту. При этом в изготовлении ковшей для кумыса, в орнаментации утвари, в росписи деревянных подставок под сундук наряду с национальным колоритом, выработанным в течение столетий, сох­ранены элементы узоров, характерные для древних племен, участвовавших некогда в этническом формировании башкирской народности.Орнамент на посуде

Вывод

Орнамент башкирского народа — тот же фольклор. Он является продуктом коллективного творчества сменяющих друг друга поколений. Каждый узор — результат коллективного творчества, в то же время он продукт художественного воображения отдельной личности. Многие мастера не только вносят изменения в известные им узоры, но и создают новые. В свою очередь, вновь созданные узоры не остаются неизменными. Другие художники шлифуют их или, опираясь на традиционные узоры, создают свои. Отсюда разнообразие и богатство форм, которые мы наблюдаем в народной орнаментике Башкирии.

fb.ru

Урока Сегодня вы познакомитесь с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Систематизируете знания о декоративно-прикладном искусстве башкир

НазваниеУрока Сегодня вы познакомитесь с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Систематизируете знания о декоративно-прикладном искусстве башкир
.н.э. Основателем ислама был пророк божий Мухаммед - араб, живши
Дата01.11.2013
Размер13.28 Mb.
ТипУрок

Похожие:

Урока Сегодня вы познакомитесь с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Систематизируете знания о декоративно-прикладном искусстве башкир icon1 Ознакомиться с цветовой гаммой поэтических образов 1 Ознакомиться с цветовой гаммой поэтических образовВ дальнейшем его творчестве происходит становление красного цвета как символа тревоги, грустиУрока Сегодня вы познакомитесь с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Систематизируете знания о декоративно-прикладном искусстве башкир iconКонструктиви́зм — советский авангардистский метод в изобразительном искусстве, архитектуре, фото-графии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов. Один из стилей – это Конструктиви́змХарактеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика
Урока Сегодня вы познакомитесь с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Систематизируете знания о декоративно-прикладном искусстве башкир icon
Лосева татьяна симметрия в живописи и декоративно-прикладном искусствеСимметрия – одинаковость в расположении частей чего – нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскостиУрока Сегодня вы познакомитесь с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Систематизируете знания о декоративно-прикладном искусстве башкир iconПеречень тех русских мастеров, творчество которых прежде всего определяло разные стороны и грани русского модерна. В изобразительном искусстве это М. А. Врубель, М. В. Нестеров, А. В. Э. Борисов-Мусатов, А. С. Голубкина, ЕМусатов, А. С. Голубкина, Е. Д. Поленова, С. В. Малютин, И. Я. Билибин, М. В. Якунчикова, ведущие деятели «Мира искусства»: Л. С....
Урока Сегодня вы познакомитесь с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Систематизируете знания о декоративно-прикладном искусстве башкир iconДревние образы в народном искусстве Первое занятие элективного курса по декоративно-прикладному искусствуНародное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Вы познакомитесь с произведениями искусства, рожденного...Урока Сегодня вы познакомитесь с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Систематизируете знания о декоративно-прикладном искусстве башкир iconС. Есенин. Цветовая гамма стихотворений поэта абсолютно совпадает с цветовой гаммой древнерусской иконописи (оттенки синего, красного и желтого цветов)
Урока Сегодня вы познакомитесь с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Систематизируете знания о декоративно-прикладном искусстве башкир iconВыполнили: учащиеся 3 «Г» класса...Урока Сегодня вы познакомитесь с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Систематизируете знания о декоративно-прикладном искусстве башкир iconПервая школьная научно-практичекая конференция моу «Лицей №4». Симметрия в декоративно-прикладном искусстве. Автор: Никифорова Александра ученица 9 класса А моу «Лицей №4» г.В ходе работы я познакомилась с научно-популярной литературой по проблеме взаимосвязи математики и искусства. Я рассматриваю, как...
Урока Сегодня вы познакомитесь с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Систематизируете знания о декоративно-прикладном искусстве башкир iconВ декоративно прикладном творчестве существуют разные виды деятельности искусства. Одним из таких видов является металлопластикаУрока Сегодня вы познакомитесь с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Систематизируете знания о декоративно-прикладном искусстве башкир iconЖизнь воды в живописи это вечная тема. Тишина и покой в пруду, в озере, в реке. Движение воды тихое и бурное. Каждый сюжет несет в себе различные нюансы настроения. Получаются пейзажи настроенияИспокон веков тема воды находила свое художественное отражение в архитектуре и культуре, живописных полотнах и графике, изделиях...
Разместите кнопку на своём сайте:rpp.nashaucheba.ru rpp.nashaucheba.ru

rpp.nashaucheba.ru

Башкирский орнамент. Украшение одежды башкирским орнаментом. Урок по технологии

Разделы: Технология, Начальная школа

Цель: Научить детей украшать элементами башкирского орнамента сапожок, тюбетейку, фартук.

Задачи:

Обучающая:

  • Способствовать формированию представления о народном декоративно-прикладном искусстве Башкортостана.
  • Познакомить детей с элементами башкирского орнамента.

Развивающая:

  • Развивать воображение, мышление, творческие возможности детей.
  • Развивать интерес к предмету, познавательный интерес.
  • Развивать у детей навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику.

Воспитывающая:

  • Воспитывать эстетику и культуру труда, художественный вкус.
  • Аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами.
  • Воспитывать любовь к культуре Башкортостана, к традициям своего народа, интернациональные чувства к нашей многонациональной Родине.

Форма проведения: КТД (класс разделен на три команды)

Зрительный ряд: Дата, тему урока, портрет известного башкирского писателя Мустая Карима, основные термины, репродукции картин башкирских художников с изображением башкирского быта, пейзажей родного края, башкирского костюма, таблицы с образцами мотивов башкирского орнамента.

Литературный ряд: Сборник стихов Мустая Карима.

Музыкальный ряд: Фрагменты из произведения Рима Хасанова « Туманное утро», Юлдашева «Фантазии».

Оборудование:

  • Шаблоны (сапожок, тюбетейка, фартук), формат А4;
  • Ножницы;
  • Клей;
  • Цветная бумага.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться.

- Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. Сегодня нам понадобятся:

а) клей;

б) ножницы;

в) цветная бумага;

- Скажите, пожалуйста, как надо правильно организовать своё рабочее место?

(Ответы детей).

2. Новый материал.

а) Вступительное слово учителя. (см. Приложение №1)

Башкирия моя! Земля и небо! Моя любовь, мой соловьиный край, Мне жаль того, кто здесь ни разу не был. Мне жаль того, кому не пел курай!Мустай Карим.

- Так воспевал родной край известный башкирский писатель и поэт Мустай Карим.

- А сейчас я предлагаю вам послушать курай. Это самый древний и самобытный инструмент. До сих пор мы можем слышать его звучание даже в современных произведениях башкирских композиторов. Давайте послушаем два небольших музыкальных фрагмента.

(Звучит музыка).

- Не только композиторы воспевали красоту родного края, но и художники Башкортостана.

(Просмотр репродукций с изображением башкирского быта, пейзажей родного края, и т.д.)

(см. Приложение №2)

- Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда, предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством. Оно воплотилось в произведениях ткачества, вышивки, оформлении национального костюма и украшении жилища. Через всё это башкиры выражали отношение и к жизни и к обществу.(см. Приложение №3).

- Одним из самых популярных видов декоративно- прикладного искусства башкир является народный орнамент.

- Что такое орнамент?

(Ответы детей).

- Правильно. Орнамент - в переводе с латинского «орнамент» означает « украшение», «узоры».

- Ярко красочным орнаментом башкиры украшали одежду, обувь, жилище.

(Демонстрация картин с изображением предметов башкирского быта, башкирского костюма, т.д.) (Приложение №4)

- Давайте рассмотрим башкирский орнамент. В нём существует следующие ярко выраженные группы мотивов. (см. Приложение №5).

- Для него характерны геометрические и растительные элементы, а также криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур.

- В украшении жилищ важное место занимает и цвет.

- Какие цвета используются чаще в башкирском орнаменте?

(Белый, красный, желтый, синий, зелёный.)

- Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды.

- Давайте рассмотрим как же можно изготовить такие узоры. (см. Приложение №6)

(Показ учителя).

3. Самостоятельная работа учащихся.

- Ну и, наконец, можно перейти к занятиям по декоративной аппликации. Каждая команда получает свое задание.

1 команда - тюбетейка

2 команда- сапожок

3 команда – фартучек

4.Выставка работ.

5. Анализ работ.

6. Итог занятия.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Некоторые мотивы, общие для орнамента чуваш, башкир, марийцев, мордвы

Башкиры

Чуваши

Марийцы

Мордва

2.2. Значение символов башкирского орнамента

Кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав. Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.

Элемент в виде сердечка  обозначает гостеприимство.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, сердцевидных фигур.

Можно уловить определенные закономерности в узоротворчестве и выделить серии орнаментов. В основе орнаментального ряда обычно лежит композиция из двух, трех, четырех завитков. Коренная фигура помещается на «линии горизонта», реже на центральной вертикали; она выделяется цветом. От нее осуществляется наращивание орнамента вверх и в стороны, реже вниз. Пара завитков давала несколько традиционных соединений.

Прежде всего, это варианты роговидных мотивов. Выведенные из одной точки, слегка разведенные в стороны, обращенные завитками книзу рога могли быть пологие и крутые. Нарядно выглядели рога с волнистым верхним контуром. Роговидное изображение обрастало крючками, дополнялось листочками, пальчатыми выступами, лепестками.

«Близка к описанной серияузоров, в которой рога соприкасались выпуклыми спинками; разведенные в стороны «ножки» кускаров придавали фигуре сбалансированность.

Очертания пики определенно проступали в «кускарных» композициях, основанием которых служили лироподобные мотивы – завитки, повернутые друг к другу и опущенные вниз из точки на исходной линии. Развитие узора шло вверх – от острого выступа и покатых боковых стенок.

Фигура интеграла, которую С.И. Руденко выделял особо в узоротворчестве средневековых скотоводов-кочевников, делилась на две части и, по существу, состояла из двух завитков. Отдельные интегралы и розетки размещались часто на рамочной обшивке чепрака.

Распространенными были узоры, в центре которых помещалась фигура, похожая на прописную букву «х». В некоторых вышивках в ее очертаниях просматривались пересекающиеся интегралы, при этом фоновая поверхность давала изображение противоборствующих пик.

В отдельную группу можно выделить вытянутые по вертикали фигуры в виде стержня с двусторонними завитками (вытянутая х). Обрастая крючками, скобочками, листиками или, раздваиваясь, стержень расширялся, образуя в середине ромб. «Кускарные» орнаменты, обогащенные листочками, веерными лепестками, приближались к растительным. В рисунке проступали стройные деревца или пышные кусты, гирлянды, изогнутые побеги».3

Распространенными орнаментальными сюжетами были солнце, звезды, солярные знаки. Изображения птиц и животных в традиционном орнаменте встречались редко. Однако названия многих мотивов были связаны с «зоологической» темой: дойэ (шея верблюда), буре табаны (след волка), карлугас канаты (ласточкины крылья), кубелек (бабочка), тэкэ могозо (рога барана), кикрек (петушиный гребень) и другие. Принадлежность башкир к мусульманскому миру также нашла свое отражение в орнаменте. Вышитый узор мог дополняться текстами изречений и молитв на арабской графике. На молитвенных ковриках (намазлык) иногда вышивались звезда и полумесяц, на скатерти (кумган), использовавшейся при проведении чтений Корана на обрядах, поминки и др. Изображения мечети встречались на концовках тканых полотенец.

studfiles.net

Башкирский орнамент Википедия

Башкирский орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании геометрических, растительных или зооморфных элементов, предназначенный для украшения предметов, оружия, текстильных изделий, интерьера башкир.

История

В башкирском орнаменте отразились древние представления башкир о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов.

Орнамент, как древнейшая форма изобразительной деятельности человека, формировался у башкир постепенно. Первые изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в неё семена растений. Со временем рисунки усложнялись и стали продуманными, композиционно выверенными, наполненными символическим содержанием.

Для башкирского орнамента свойственны геометрические, криволинейно-растительные узоры. Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно.

Орнамент

Башкирский орнамент симметричен и отражает восприятие мира людьми. Он содержит в себе протипоставляемые явления: день — ночь, жизнь — смерть, свет-тьма, мужское — женское, левое — правое и т. д. Противопоставление показывается симметрией противостоящих фигур. Для сохранения целостности композиции вводится центральный элемент орнамента.

Центральным элементом орнамента является женская фигура, изображение дерева или символический ромб. Женская фигура символизирует образ богини всего сущего, дерево — древо жизни, ромб ♦ — символ земли-пашни.

Элементы орнамента имеют смысловое значение: кускар ¥ — символ завитых бараньих рогов и символ трав, солярный знак ֔֕ — круг, изображение солнца в виде окружности с лучами, сердечко ♥ — обозначает гостеприимство.

В башкирских орнаментах нашли отражение представления Доисламского периода истории башкир.

Орнаментом украшались воротники, вырезы, застежки, края рукавов и подола одежды. Края с орнаментом считались недоступными для порчи. Украшенные орнаментом элементы дома делали дом недоступным для злых духов. Украшались ворота, ставни, наличники окон, края крыш. Формы орнамента, треугольник и ромб, круг, являются символическим изображением глаза: треугольник- в профиль, ромб — в фас. Считалось, что изображение треугольника способно оградить от вредных внешних воздействий.

Орнаментальные комплексы

Первый комплекс Второй комплекс Третий комплекс Пятый комплекс Шестой комплекс

В башкирском декоративно-прикладном искусстве выделяются 6 основных орнаментальных комплексов, связанных с приемами исполнения.

  • Простые геометрические фигуры в виде треугольников, квадратов и четырехугольников, зигзагов, крестов ×, ромбов, кругов Ο, вихревых розеток — входят в состав сложных орнаментальных узоров в форме бордюра или розетки.
  • Узоры из спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн ≈ , пальметок, треугольники — изображаются на амулетах.
  • Узоры растительного происхождения — используются в орнаменте тамбурной вышивки для одежды.
  • Сложные многоугольники, восьмиконечные звезды, ступенчатые ромбы, многоугольники с отростками, парные роговидные завитки — используются для соединения в сложные розетки или сетки.
  • Геральдические композиции из птиц, животных и деревьев, восьмиконечные звезды, бордюрные узоры из вилообразных, ногтевидных и V-образных фигур.
  • Квадраты, ромбы, стилизованные изображения человека, восьмиконечной розетки, X-образной фигуры — используются в ткачестве, счетной и строчевой вышивке[1].

Орнамент в вышивке

Для вышивки характерен растительный узор. Цветовая гамма — красный, желтый и зеленый цвета. Используется контрастное чередование цветов. Спиралевидные узоры в орнаменте используются для аппликации тканью и вышивания «косой сеткой», ромбовидный и х-образный орнамент — для ткачества и бесконтурных гладевых вышивок.

В вышивке используются следующие приемы: элементы орнамента располагаются бордюром, розетками или сплошной сеткой.

Примечания

Литература

  • Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
  • Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
  • Башкирская энциклопедия. Гл. ред. М. А. Ильгамов т. 1. А-Б. 2005. — 624 с.; ISBN 5-88185-053-X. т. 2. В-Ж. 2006. −624 с. ISBN 5-88185-062-9.; т. 3. З-К. 2007. −672 с. ISBN 978-5-88185-064-7.; т. 4. Л-О. 2008. −672 с. ISBN 978-5-88185-068-5.; т. 5. П-С. 2009. −576 с. ISBN 978-5-88185-072-2.; т. 6. Советы нар. хозяйства. -У. 2010. −544 с. ISBN 978-5-88185-071-5; т. 7. Ф-Я. 2011. −624 с.. науч.. изд. Башкирская энциклопедия, г. Уфа.
  • Башкирский орнамент // Очерки по культуре народов Башкортостана. Учебное пособие по курсу «История, литература и культура Башкортостана» / Сост. Бенин В. Л. — Уфа : Китап, 1998. — С. 51 — 57.
  • К вопросу о финно-угорском компоненте в башкирском орнаменте // Тез. докл. региональной конф. «Проблемы взаимодействия национальных культур». — Астрахань: Изд-во Астраханского пед. института, 1995. — Ч. 1 : Межэтнические общения в полиэтническом регионе. — С. 44- 46.
  • О параллелях в вышивке северных удмуртов и башкир: Материалы межд. конф. «Христианизация Коми края и её роль в развитии государственности и культуры». В 2-х тт. — Сыктывкар, 1996. — С. 199—204.
  • Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. — 2005. — № 3. — ISSN 1683-3554.
  • Мажитов Н. А. Якутская загадка для археолога Южного Урала // Ватандаш. — 2013. — № 5. — ISSN 1683-3554.
  • Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. — Уфа: Китап, 2006.
  • Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995.

Ссылки

wikiredia.ru

Башкирский орнамент — WiKi

Башкирский орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании геометрических, растительных или зооморфных элементов, предназначенный для украшения предметов, оружия, текстильных изделий, интерьера башкир.

История

В башкирском орнаменте отразились древние представления башкир о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов.

Орнамент, как древнейшая форма изобразительной деятельности человека, формировался у башкир постепенно. Первые изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в неё семена растений. Со временем рисунки усложнялись и стали продуманными, композиционно выверенными, наполненными символическим содержанием.

Для башкирского орнамента свойственны геометрические, криволинейно-растительные узоры. Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно.

Орнамент

Башкирский орнамент симметричен и отражает восприятие мира людьми. Он содержит в себе протипоставляемые явления: день — ночь, жизнь — смерть, свет-тьма, мужское — женское, левое — правое и т. д. Противопоставление показывается симметрией противостоящих фигур. Для сохранения целостности композиции вводится центральный элемент орнамента.

Центральным элементом орнамента является женская фигура, изображение дерева или символический ромб. Женская фигура символизирует образ богини всего сущего, дерево — древо жизни, ромб ♦ — символ земли-пашни.

Элементы орнамента имеют смысловое значение: кускар ¥ — символ завитых бараньих рогов и символ трав, солярный знак ֔֕ — круг, изображение солнца в виде окружности с лучами, сердечко ♥ — обозначает гостеприимство.

В башкирских орнаментах нашли отражение представления Доисламского периода истории башкир.

Орнаментом украшались воротники, вырезы, застежки, края рукавов и подола одежды. Края с орнаментом считались недоступными для порчи. Украшенные орнаментом элементы дома делали дом недоступным для злых духов. Украшались ворота, ставни, наличники окон, края крыш. Формы орнамента, треугольник и ромб, круг, являются символическим изображением глаза: треугольник- в профиль, ромб — в фас. Считалось, что изображение треугольника способно оградить от вредных внешних воздействий.

Орнаментальные комплексы

  Первый комплекс   Второй комплекс   Третий комплекс   Пятый комплекс   Шестой комплекс

В башкирском декоративно-прикладном искусстве выделяются 6 основных орнаментальных комплексов, связанных с приемами исполнения.

  • Простые геометрические фигуры в виде треугольников, квадратов и четырехугольников, зигзагов, крестов ×, ромбов, кругов Ο, вихревых розеток — входят в состав сложных орнаментальных узоров в форме бордюра или розетки.
  • Узоры из спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн ≈ , пальметок, треугольники — изображаются на амулетах.
  • Узоры растительного происхождения — используются в орнаменте тамбурной вышивки для одежды.
  • Сложные многоугольники, восьмиконечные звезды, ступенчатые ромбы, многоугольники с отростками, парные роговидные завитки — используются для соединения в сложные розетки или сетки.
  • Геральдические композиции из птиц, животных и деревьев, восьмиконечные звезды, бордюрные узоры из вилообразных, ногтевидных и V-образных фигур.
  • Квадраты, ромбы, стилизованные изображения человека, восьмиконечной розетки, X-образной фигуры — используются в ткачестве, счетной и строчевой вышивке[1].

Орнамент в вышивке

Для вышивки характерен растительный узор. Цветовая гамма — красный, желтый и зеленый цвета. Используется контрастное чередование цветов. Спиралевидные узоры в орнаменте используются для аппликации тканью и вышивания «косой сеткой», ромбовидный и х-образный орнамент — для ткачества и бесконтурных гладевых вышивок.

В вышивке используются следующие приемы: элементы орнамента располагаются бордюром, розетками или сплошной сеткой.

Примечания

Литература

  • Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
  • Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
  • Башкирская энциклопедия. Гл. ред. М. А. Ильгамов т. 1. А-Б. 2005. — 624 с.; ISBN 5-88185-053-X. т. 2. В-Ж. 2006. −624 с. ISBN 5-88185-062-9.; т. 3. З-К. 2007. −672 с. ISBN 978-5-88185-064-7.; т. 4. Л-О. 2008. −672 с. ISBN 978-5-88185-068-5.; т. 5. П-С. 2009. −576 с. ISBN 978-5-88185-072-2.; т. 6. Советы нар. хозяйства. -У. 2010. −544 с. ISBN 978-5-88185-071-5; т. 7. Ф-Я. 2011. −624 с.. науч.. изд. Башкирская энциклопедия, г. Уфа.
  • Башкирский орнамент // Очерки по культуре народов Башкортостана. Учебное пособие по курсу «История, литература и культура Башкортостана» / Сост. Бенин В. Л. — Уфа : Китап, 1998. — С. 51 — 57.
  • К вопросу о финно-угорском компоненте в башкирском орнаменте // Тез. докл. региональной конф. «Проблемы взаимодействия национальных культур». — Астрахань: Изд-во Астраханского пед. института, 1995. — Ч. 1 : Межэтнические общения в полиэтническом регионе. — С. 44- 46.
  • О параллелях в вышивке северных удмуртов и башкир: Материалы межд. конф. «Христианизация Коми края и её роль в развитии государственности и культуры». В 2-х тт. — Сыктывкар, 1996. — С. 199—204.
  • Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. — 2005. — № 3. — ISSN 1683-3554.
  • Мажитов Н. А. Якутская загадка для археолога Южного Урала // Ватандаш. — 2013. — № 5. — ISSN 1683-3554.
  • Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. — Уфа: Китап, 2006.
  • Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995.

Ссылки

ru-wiki.org

Башкирский орнамент. Башкирские орнаменты и узоры

Искусство и развлечения 23 декабря 2014

Башкирские орнаменты и узоры являются важной составляющей материальной культуры и одновременно одной из форм духовного творчества народа Башкортостана. В этом смысле народное искусство есть результат многовекового развития: в орнаментике, в отдельных узорах, в красках, в их сочетании народные умельцы образно отразили жизнь людей и понимание ими окружающей действительности на разных этапах истории.

Башкирские узоры и орнаменты рисунки

Орнамент как взаимосвязь культур

Крупные события в истории башкир, те или иные повороты в их судьбе всегда или почти всегда находили художественное отражение в искусстве, в том числе декоративном: в орнаментике, в технике исполнения, в развитии новых или угасании существующих видов творчества.

Башкирский орнамент, технические приемы орнаментации, цветовая гамма, терминология узоров являются концентрированным отражением переплетений этнической истории башкирского народа. Это касается его происхождения, этнических процес­сов в период средневековья, древних и современных культурно-исторических взаимодей­ствий с соседними народами. Изобразительное искусство в силу ряда причин, прежде всего, благодаря большой устойчивости орнамента, полнее и рельефнее, чем многие другие виды материальной куль­туры, несет в себе следы различных эпох и взаимодействия разных этносов.

Национальные орнаменты и узоры можно встретить практически на изделиях всех типов, изготовленных заботливыми руками народных мастеров:

  • ковры, одежда, полотенца, занавески, постельное белье;
  • изделия из кожи, декоративные поделки из природных материалов;
  • посуда, домашняя утварь;
  • художественная роспись, рисунки, гравюры, полиграфия и так далее.

    Видео по теме

    Башкирский орнамент

Ковроткачество

Орнамент башкирского народа особенно четко прослеживается в ковроткачестве. Узорные ковры были обязательной частью приданого девушки. Паласы с рисунком в полоску были распространены по всей южной Башкирии и среди башкирского населения Курганской области. В юго-западной, западной и отчасти центральной Башкирии, в бассейнах рек Дема и Ик, а также в среднем и нижнем течении реки Белой ткались преимущественно ковры с геометрическим узором.

С середины 20 века на юго-западе республики большое распространение в орнаменте ковров получили растительные мотивы в виде за­витков и веток с цветами, листьями, ягодами, яблоками и т. д. Фактически это новый, современный этап эволюции орнамента и узоров на территории Башкирии.

Ковры с полосатым узором

Ковры с узором в полоску ткутся полотнищами шириной в 20-22 см. Продольно-полосатый узор создается основой из крашеных ниток овечьей или козьей шерсти. Узор паласа прост — это продольные, зубчатые или гладкие многоцветные полоски. Очень простой полосатый башкирский орнамент позволяет предположить, что это наиболее древний тип ковров.

Национальные орнаменты и узоры

Ковры с геометрическим и растительным узором

Они сшиваются из двух, иногда трех тканых полотнищ шириной в 40-60 см и заключаются в неширокую кайму. Кайма обычно ткется отдельным полотнищем и с рисунком, несколько отличным от узора центрального поля. Иногда такой ковер вовсе не имеет каймы.

Башкирский орнамент ковров с геометрическим узором преимущественно прямолинейный, с четкими фигурами. Основными эле­ментами его являются уступчатые многоцветные ромбы, квадраты, восьмиконечные звез­ды и другие фигуры, правильными рядами заполняющие орнаментируемое поле ковра. Они, в свою очередь, разработаны внутри такими же, но более мелкими фигурами. Элементы орнамента, если их рассматривать отдельно, встречаются в орнамен­тике многих других народов. Однако в сочетании, в общей композиции, особенно при удачно подобранных цветах, они образуют тот своеобразный красочный узор, который придает орнаменту неповторимый башкирский национальный колорит.

В случае растительной трактовки геометрического узора отростки традиционного ромба принимают очертания веточек с листьями, а восьмиконечная звезда трактуется как восьмилепестковый цветок.

Цветовая гамма

Башкирский национальный орнамент касательно цветовой гаммы разнообразен. Цвета полосок — красные, желтые, зеленые, синие, голубые, фиолетовые и другие в наиболее глубоких тонах при абсолютном преобладании цвета марены. В стремлении не повторять друг друга ткачихи добиваются значительного разнообразия в расцветке. При простейшей композиции умелым подбором и сочетанием цветов они достигают большой красочности орнамента.башкирские орнаменты и узоры

Узорные ткани

Башкирские орнаменты и узоры до сих пор встречаются на парадной национальной одежде. Ткани из растительных волокон у башкир отличаются богатым и сочным орнаментом, разнообразием приемов украшения. Для пошива обыденной одежды, повседневных предметов изготавливалась так называемая пестрядь — цветной холст в клетку либо в полоску. Праздничная и обрядовая одежда, предметы, украшающие жилище, орнаментировались узорами закладного или браного тканья (тканое полотно).

Из пестроткани шили женские рубахи, передники, женские и мужские штаны. Из нее же делали скатерти, полотенца, салфетки, занавеси, различные сумы и т. д. Клетчатый рисунок пестряди образуется пересечением цветных полос. В южных районах Башкирии и в Зауралье пестрядь ткется крупными клетками. В расцветке преобладают красный, белый и черный цвета. Национальный орнамент пестроткани северных районов отличается мелкими клетками рисунка и более пестрой расцветкой. Часто клетчатая пестрядь, предназначенная для передников, скатертей и занавесок, украшалась и украшается браными узорами наподобие розеток-медальонов.

Башкирский орнамент рисунок

Виды орнамента

Узорами закладного тканья украшались лишь предметы декоративного убранства для дома: занавеси, полотенца и скатерти. В орнаментации одежды закладная техника не применялась. Наиболее простыми элементами орнамента, выполненного закладками, являются массивные уступчатые линии — это типичный башкирский орнамент. Рисунок этих линий усложняется, они, соединяясь между собой, образуют X-образ­ные, 3-образные, ромбовидные, 8-образные фигуры и другие более сложные узоры. Очень характерны восьмиконечная звезда, крест, свастика, ромб с продолженными сторонами или с парными завитками на углах, роговидные фигуры.

Вышивка

Традиционно в Башкирии вышивка имела даже большее значение, чем узорные ткани. Объясняется это более простой техникой работы, при этом можно приложить больше творческих усилий. Для ткачества требовались исходное сырье и ткацкие станки, а с распространением готовых тканей изготовление собственных стало анахронизмом. Зато вышивка востребована и поныне. Большим разнообразием отличаются башкирские узоры и орнаменты. Рисунки зависят от техники вышивания и способа нанесения чернового изображения на вышиваемую поверхность.

Орнамент башкирского народа

Основные элементы орнамента — это фигурки в виде парных рогов барана, S-образные линии, которые в различных комбинациях дают узоры в виде буквы X, свастики или образуют сильно стилизованные растительные мотивы. Башкирский орнамент исполняется вышивкой на сукне, бархате, реже на хлопчатобумажной ткани шелковыми, шерстяными или хлопчатобумажными нитками. Узоры на чепраках обычно вышиваются по красному или зеленому фону, а на кисетах и декоративных лентах встречается еще и черный фон, что придает узору большую яркость и обеспечивает четкое звучание каждого цвета в узоре. Для самих узоров выбираются обычно цвета теплых тонов, но, как правило, контрастные с фоном. Чаще применяются красный, желтый, зеленый и очень редко синий и голубой. Излюбленный красный цвет нередко встречается и на узорах с красным же фоном.

Резьба по дереву

Резьба, орнамент на посуде и роспись по дереву не были столь широко распространены среди башкир, как, например, вышивка или ткачество. Исключение составляет архитектурная резьба, со второй половины XIX века появившаяся в Башкирии повсеместно. Наибольшее распространение художественная резьба по дереву получила в горнолесной части юго-восточной Башкирии, где сосредоточены обширнейшие таежные леса Южного Урала, дававшие разнообразное сырье для «деревянного производства».

Потребности натурального хозяйства и наличие леса издавна делали необходимым и возможным изготовление из дерева различной утвари, предметов домашнего обихода. При этом у башкир практичность, целесообразность была связана и тесно переплеталась с эстетическими вкусами. Изго­товляя предметы бытового обихода, башкиры стремились сделать их не только прочными, удобными в пользовании, но и красивыми. Неслучайно наиболее ярким, интересным был орнамент на посуде и предметах, которые ежеднев­но, постоянно использовались в быту. При этом в изготовлении ковшей для кумыса, в орнаментации утвари, в росписи деревянных подставок под сундук наряду с национальным колоритом, выработанным в течение столетий, сох­ранены элементы узоров, характерные для древних племен, участвовавших некогда в этническом формировании башкирской народности.Орнамент на посуде

Вывод

Орнамент башкирского народа — тот же фольклор. Он является продуктом коллективного творчества сменяющих друг друга поколений. Каждый узор — результат коллективного творчества, в то же время он продукт художественного воображения отдельной личности. Многие мастера не только вносят изменения в известные им узоры, но и создают новые. В свою очередь, вновь созданные узоры не остаются неизменными. Другие художники шлифуют их или, опираясь на традиционные узоры, создают свои. Отсюда разнообразие и богатство форм, которые мы наблюдаем в народной орнаментике Башкирии.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Орнамент и узор на посуде: виды и особенностиДом и семья Орнамент и узор на посуде: виды и особенности

Традиция украшать посуду различными узорами пришла еще из древности, при этом она ставилась в отдельный сервант, что служило знаком статуса и богатст

Бурятские орнаменты и узоры и их значениеИскусство и развлечения Бурятские орнаменты и узоры и их значение

Кто-то может подумать, что этнический орнамент – это всего лишь набор произвольных геометрических фигур, соединённых вместе по воле фантазии автора. Но это совсем не так. В действительности элементы орнамента &n...

Орнаменты и узоры на посуде Искусство и развлечения Орнаменты и узоры на посуде

С древних времен люди пытались сделать вокруг себя мир прекрасней. Поэтому они украшали всё, что их окружало: стены жилищ, одежду, предметы обихода. Самыми простыми были узоры на посуде, состоящие из повторяющихся гео...

Виды, описание и схемы ленточного кружева. Крючком связанные орнаменты и узорыХобби Виды, описание и схемы ленточного кружева. Крючком связанные орнаменты и узоры

Многие вязальщицы, набираясь опыта и пробуя свои силы в создании простых изделий, со временем проявляют желание взяться за более сложное задание. В мире рукоделия наиболее тяжёлыми для выполнения считаются полотна, со...

Орнамент для вязания спицами: схема. Простейшие орнаменты и узоры спицами: описаниеХобби Орнамент для вязания спицами: схема. Простейшие орнаменты и узоры спицами: описание

Рукоделие в наше время становится все более популярным, множество мастериц с удовольствием радуют себя и своих близких чудесными вязанными вещами. Асы вязания знают, что для получения отличной вещи нужно правильно под...

Африканские узоры, орнаменты и мотивы.Новости и общество Африканские узоры, орнаменты и мотивы.

Культура африканских народов очень разнообразна, как и сам континент. Богатство культурного наследия проявляется в музыке, литературе, искусстве. Именно своими интересными традициями Африка привлекает множество турист...

Византийские, грузинские и древнерусские орнаменты и их значения. Древнерусский орнамент, фотоИскусство и развлечения Византийские, грузинские и древнерусские орнаменты и их значения. Древнерусский орнамент, фото

Древнерусский орнамент - это одно из наиболее интересных явлений в мировой художественной культуре. На протяжении всего времени он видоизменялся и дополнялся. Несмотря на это, русский орнамент любого века считается од...

Башкирские писатели и их вклад в культуру страныИскусство и развлечения Башкирские писатели и их вклад в культуру страны

Земли Башкортостана способны поразить любого человека, который впервые окажется здесь. Наверное, потому что уральские горы и степи создают удивительный контраст. К тому же башкирский народ всегда славился своей мудрос...

Что такое орнамент и в чем его магияИскусство и развлечения Что такое орнамент и в чем его магия

Орнамент – это застывшая магия вечных ритмов. Он сплетен из стилизованных...

Филимоновская роспись и узоры. История филимоновской игрушкиИскусство и развлечения Филимоновская роспись и узоры. История филимоновской игрушки

История филимоновской игрушки, по некоторым расчетам историков и археологов, началась еще 1000 лет назад. Считается, что при археологических раскопках вблизи Тульской области были найдены одни из первых, самых примити...

monateka.com