Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения. Дефекты тканей. Как делать полотняное переплетение из бумаги


Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения. Дефекты тканей

Продолжаем рассматривать раздел «Основы материаловедения».

На этом уроке:

·        саржевое, сатиновом и атласное ткацкие переплетения;

·        дефекты тканей.

Ткань — это текстильное полотно, которое изготавливают на ткацких станках путем переплетения нитей. Одни идут вдоль полотна и называются основными, другие поперек полотна и называются уточными. Эти нити располагаются перпендикулярно друг к другу.

Вообще, на ткацком станке изготавливают ткани с различными переплетениями. При образовании переплетения нити основы ложатся в определенном порядке — то сверху, то снизу уточных, как бы перекрещиваются. Места перекрещивания основной и уточной нитей называют перекрытием. Если на лицевую поверхность выходит основная нить, перекрытие называют основным. Если же на лицевую поверхность выходит уточная нить, то уточным.

В каждом ряду основные и уточные перекрытия расположены таким образом, что через какое-то число нитей порядок их расположения повторяется. Наименьшее число нитей, после которого порядок переплетения повторяется, называется раппортом.

Раппорт определяется числом всходящих  в него нитей. Различают раппорт по основе – это количество основных нитей, которые образуют рисунок переплетения и раппорт по утку — количество уточных нитей, образующих рисунок переплетения.

Переплетение также характеризуется сдвигом – числом, показывающим, на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей. Различают вертикальный сдвиг – между рядом расположенными основными нитями и горизонтальный сдвиг – между рядом расположенными уточными нитями.

Самые распространенные ткацкие переплетения – полотняное, саржевое, сатиновое и атласное.

Полотняное переплетение является самым простым. В нем основные и уточные нити чередуются через одну нить, то есть в шахматном порядке. Поверхность тканей с таким переплетением гладкая, матовая. Лицо и изнанка одинаковые. Сама ткань прочная.

Полотняное переплетение имеют многие ткани: ситец, бязь, некоторые шерстяные и шелковые ткани. Особенно хорошо полотняное переплетение видно при рассмотрении марли.

Характерные признаки полотняного переплетения:

1. Раппорт равен двум нитям.

2. Ткани полотняного переплетения имеют одинаковую поверхность.

Ткани с саржевым переплетением нитей отличаются от тканей с полотняным переплетением по внешнему виду. У них хорошо заметны узкие косые полоски — елочки (рубчик). На лицевой стороне ткани косые полосы более выпуклые. Если смотреть на ткань по направлению нити основы, они идут снизу вверх и слева направо. Также они обладают большей эластичностью, мягкостью, но меньшей плотностью, чем ткани с полотняным переплетением, так как перекрытия более удлиненные. Такие ткани отличаются большим скольжением. Поэтому при раскрое необходимо следить, чтобы не было перекоса ткани при настиле.

Саржевое переплетение имеют шерстяные ткани.

Характерные признаки саржевого переплетения:

1. Минимальное число нитей в раппорте – три.

2. Ткацкий рисунок сдвигается на одну нить при каждом следующем прокладывании уточной нити.

Ткани с сатиновым и атласным переплетениями по внешнему виду сильно отличаются от двух первых переплетений. У тканей с такими переплетениями лицевая сторона гладкая и блестящая из-за редкого переплетения нитей основы и утка и резко отличается от изнаночной.

Если лицевая сторона ткани выработана из нитей утка, ткань называют сатином, а переплетение – сатиновым. При помощи такого переплетения создают хлопчатобумажную ткань (сатин).

Если лицевая сторона ткани образована из нитей основы, ткань называют атласом, а переплетение – атласным. Атласным переплетением получают некоторые хлопчатобумажные, льняные и шелковые ткани.

Ткани сатинового и атласного переплетений имеют свои достоинства и недостатки.

Достоинства: повышенное сопротивление к истиранию; блестящая поверхность; красивый внешний вид.

Недостатки: сильная осыпаемость; скольжение при настиле и пошиве, из-за которого может возникнуть перекос ткани.

Характерные признаки сатинового и атласного переплетений:

1. Минимальное число нитей в раппорте – пять.

2. Ткацкий рисунок сдвигается в каждом горизонтальном ряду на две нити.

В процессе ткачества иногда происходит разладка станков или обрыв нитей. Если вовремя не устранить неполадки в оборудовании или невнимательно работать, то на ткани будут появляться различные повреждения или какие-нибудь недостатки. Их называют ещё – ткацкие дефекты. Поэтому при покупке и раскрое тканей обязательно нужно просмотреть их по всей длине и ширине. Ведь ткацкие дефекты могут значительно понизить качество ткани и испортить внешний вид готового изделия.

Основные дефекты ткани – утолщение нити, нарушение целостности, непропечатанные места, засечка, перекос рисунка.

Если дефекты обнаружились непосредственно перед раскроем, то их нужно обвести мелом или ниткой, контрастной по цвету к ткани, и впоследствии обойти.

А теперь давайте рассмотрим возможные ткацкие дефекты и причины их появления.

Итак, утолщение нити. Этот дефект образуется, когда нити основы или утка более плотные (толстые), чем остальные нити ткани.

Нарушение целостности ткани. Это дефект, при котором нити основы или уткА разрушены, то есть образовались дыры, пробоины.

При нанесении рисунка на ткань печатным способом иногда возникают дефекты печати. Причинами их появления могут быть повреждение печатного вала машины, загрязненность красителя, плохая подготовка ткани к печатанию.

Вообще, различают местные и распространенные дефекты печати. Первые появляются на небольшом (ограниченном) участке ткани, вторые – располагаются по всей длине ткани.

Непропечатанные места. Это местный дефект в виде участка с отсутствием или нечетким изображением рисунка.

Засечка. Это распространенный дефект в виде полосы ткани без рисунка. Он получается в результате образования складки во время нанесения рисунка при печатании.

И последний дефект – это перекос рисунка. Данный дефект является местным, а проявляется он в виде перекоса нитей утка по отношению к кромке. Возникает при неравномерном натяжении ткани во время печатания. Хорошо заметны в тканях перекосы полосок и клеток.

Подведем итоги урока. На этом уроке мы говорили о ткацких переплетениях и дефектах тканей. Рассмотрели самые распространенные ткацкие переплетения и их характерные признаки. А затем обсудили возможные дефекты тканей и причины их появления.

videouroki.net

Разработка урока по теме "Получение ткани"

Тема урока: «Производство и этапы изготовления ткани»

Цель: Ознакомить с производством тканей и их структурой. Научить определять направление долевой нити и лицевую сторону тканей.

Наглядные пособия: коллекции “Хлопок” и “Лён”; волокна (вата), пряжа (нити из тканей), иллюстрации прядильного производства; образцы тканей с кромками.

Оборудование и материалы: вата, лупы, образцы тканей, бумага, ножницы, клей, рабочая тетрадь, учебник, компьютер (презентация)

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

II. Повторение пройденного материала.

Устный опрос.

Вопросы для повторения.

  1. Что изучает швейное материаловедение?

  2. Что называют волокном?

  3. На какие два вида делятся текстильные волокна?

  4. Что называют гигроскопичностью?

III. Объяснение нового материала с практическим закреплением.

(слайд3) Ещё в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные нити — пряжу и делать из нее ткани. В домашних условиях прабабушки вручную (с помощью веретена и прялки) пряли пряжу. Позже появились ткацкие станки. Ширина полотна зависела от ширины ткацкого станка, что и определяло крой в народной одежде.

В Западной Европе мануфактурный период (промышленное производство тканей) начался с конца XVI в. и продолжался до последней трети XVIII в. В России он начался несколько позже.

Чтобы изготовить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали.

(слайд 4) Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений — льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно. В дальнейшем ткани стали изготавливать из самых разнообразных волокон.

(слайд 5) Из волокон делают пряжу, которая идет на изготовление тканей, трикотажа, тесьмы, кружева, швейных ниток.

(слайд 6) Сначала волокно разрыхляют – разделяют на мелкие клочки при помощи игл и зубьев разрыхлительной машины. Затем в трепальной машине с помощью специального барабана с колками от него отделяют сорные примеси и еще раз разрыхляют.

(слайд 7) Потом массу волокон обрабатывают на чесальных машинах, чтобы разделить их на отдельные волокна и частично распрямить, расположив параллельно друг другу.

(слайд 8) На тех же машинах они превращаются в толстый рыхлый жгут — ленту, которую выравнивают по толщине на ленточных машинах.

(слайд 9) После этого на ровничных машинах ленту постепенно вытягивают специальными вытяжными приборами и слегка скручивают, пока не получится ровница.

(слайд 10) На ленточных и ровничных машинах работают ровничницы.

(слайд 11) На прядильных машинах из ровницы получают пряжу: ровницу вытягивают, скручивают с помощью веретен и наматывают на шпули. Веретена вращаются очень быстро — в минуту они делают от 8 до 14 тыс. оборотов. Каждое веретено выпрядает в минуту 8—18 м пряжи, а каждая машина имеет 200—500 веретен.

В цехах современных прядильных фабрик установлены высокопроизводительные машины безверетённого прядения. В этих машинах поток расчёсанных волокон подаётся струёй воздуха в быстро вращающуюся камеру, в которой образующаяся лента скручивается в пряжу.

На прядильной фабрике работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства – прядильщик. Он обслуживает одновременно несколько прядильных машин, ликвидирует обрыв ровницы и пряжи, меняет катушки или бобины, выполняет работу по уходу за оборудованием.

Этапы изготовления ткани

(слайд 12) Пряжа поступает на ткацкую фабрику в огромных бобинах. Из этой пряжи на ткацких станках путём переплетения пряжи и ниток изготавливают ткань. Ткань, снятую с ткацкого станка называют суровой, т.к. она имеет примеси. Она нуждается в отделке. Ей придают красивый внешний вид, улучшают качество, наносят рисунок. Ткань, прошедшая отделку называют готовой.

На ткацких станках работают ткачи. Он обслуживает одновременно несколько станков. Ткачи заменяют пустые шпули полными, ликвидирует обрывы нитей, снимают готовую ткань со станка. На автоматических станках смена шпули осуществляется автоматически. Ткач должен знать требования, предъявляемые к ткани, её пороки, причину обрыва нити.

Сейчас существуют современные бесчелночные более производительные ткацкие станки, в которых уточная нить прокладывается струей сжатого воздуха или воды.

(слайд 13) На ткацких станках вырабатывают ткань.

Ткань, снятая с ткацкого станка содержит примеси и загрязнения. Такую ткань называют суровой. Она не предназначена для изготовления одежды и нуждается в отделке. Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшении её качества. Такую ткань называют готовой.

(слайд 14) Нити, идущие вдоль ткани, называют основой. Поперечные нити в ткани называются утком. С двух сторон ткани по долевой нити образуются неосыпающиеся края – кромки. Процесс получения ткани называется ткачеством. Существуют несколько видов переплетения нитей в тканях. Самое простое – полотняное, где нити переплетаются через одну.

Нить основы определяется по следующим признакам: по кромке, по степени растяжения – нить основы меньше тянется, основная нить – прямая, а уточная – извитая.

(слайд 15) Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам:

  • на лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной;

  • на лицевой стороне ткани рисунок переплетения более чёткий.

  • лицевая сторона более гладкая, т.к. ткацкие пороки выведены на изнаночную сторону.

Физкультминутка

Упражнения

(слайд 16) IV. Практическая работа №2. Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. (Приложение)

Нити в ткани переплетаются в определенном порядке. Рассмотрим самый распространенный вид переплетения — полотняное. В полотняном переплетении основные и уточные нити чередуются через одну. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани — ситец, бязь, батист, а также некоторые льняные и шёлковые ткани.

V. Целевой обход. Контроль правильных приёмов работы, соблюдение технологии, техники безопасности.

(слайд 17) VI. Закрепление изученного материала. Кроссворд. (Приложение)

VII. Оценка выполненной работы.

VIII. Домашнее задание. Составить самостоятельно коллекцию образцов хлопчатобумажных и льняных тканей.

multiurok.ru

Ткацкие переплетения

Ткань — это текстильное изделие, изготовленное взаимным  переплетением продольных (основы) и поперечных (утка) нитей в процессе ткачества. Сначала подготавливают нити основы и утка. Ткань вырабатывается на ткацком станке.

Потребительские свойства тканей зависят не только от сырьевого состава, но и от переплетения.

Переплетение — это порядок взаимного перекрытия нитей основы нитями утка.

Графическое изображение простых переплетений

Переплетение уточных нитей с основными

Места перекрещивания основы с утком называют перекрытием. На свойства ткани влияют длина и сдвиг перекрытия. В каждом ряду основные и уточные перекрытия расположены таким образом, что через какое-то число нитей порядок их расположения повторяется. Такой повторяющийся рисунок переплетения называется раппортом переплетения.

Переплетения подразделяют на четыре класса: простые (главные), мелкоузорчатые, крупноузорчатые (жаккардовые) и сложные.

Простые (главные) — это переплетения полотняное, саржевое, атласное (сатиновое). Полотняное переплетение — самое простое и распространенное, при котором лицевая сторона и изнанка ткани получаются одинаковыми. Полотняным переплетением вырабатывают бельевые, платьевые и другие ткани.

Саржевое переплетение характеризуется наличием на ткани диагоналевых полос, идущих снизу вверх направо. Ткань саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей.

Атласное (сатиновое) переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).

Мелкоузорчатые переплетения — самые разнообразные и построены путем видоизменения простых переплетений (репсы, рогожки, ломаная саржа, диагоналевое и др.) или комбинации элементов простых или видоизмененных.

Крупноузорчатые переплетения (жаккардовые) характеризуются большими раппортами и многообразием ткацких рисунков, влияют в основном на эстетические свойства тканей. Такими переплетениями вырабатывают мебельно-декоративные, платьевые ткани и др.

Сложные переплетения характеризуются наличием трех или четырех систем нитей, например, двух систем нитей основы и одной или двух — утка (в первом случае — это ткани полутора, но втором — двухслойного переплетения). Так вырабатывают драпы, ворсовые ткани.

Ткань получают на ткацких станках в результате переплетения продольных нитей основы и поперечных нитей утка. Ткацкие переплетения, определяющие порядок взаимного расположения нитей основы и утка, подразделяются на че­тыре класса: простые, сложные, мелкоузорчатые и крупно­узорчатые (жаккардовые).

Простые переплетения отличаются гладкой поверхностью без узоров.

Полотняное переплетение имеет одинаковый рисунок на лицевой и изнаночной стороне.

 Главные ткацкие переплетения:

1 — полотняное; 2 — саржевое; 3 — сатиновое; 4 — атласное

Ткани отличаются повышенной плотностью, жесткостью и прочностью.

Саржевое переплетение имеет на лицевой поверхности рельефные рубчики, направленные снизу слева вверх на­право под углом, величина которого зависит от соотношения количества нитей по основе и утку. Ткани саржевого переплетения по прочности уступают тканям полотняно­го переплетения, но превосходят их по мягкости.

Атласные переплетения получают путем перекрытия одной нитью основы четырех нитей утка (атласное) и наоборот (сатиновое). В атласном переплетении на лицевой поверхности преобладают нити основы, а в сатиновом — нити утка. Ткани имеют гладкую блестящую поверхность и высокую стойкость к истиранию.

Мелкоузорчатые переплетения отличаются наличием мелкого рельефного рисунка на лицевой поверхности ткани (рис.).

Мелкоузорчатые ткацкие переплетения: 1 — рогожка; 2 — ломаная саржа

Подразделяются на производные от простых переплетений (репс, рогожка, ломаная саржа, диагоналевое и др.) и комбинированные, получаемые сочетанием простых переплетений (креповые, вафельные и т. д.).

Репс и рогожка являются производными от полотняного переплетения. В репсе переплетаются две нити основы и одна нить утка или наоборот. Рогожка получается в результате переплетения одинакового количества (две и более) нитей основы и утка. Производные от саржи получают путем изменения длины перекрытий (сложная саржа), направления саржевых полосок (ломаная и обратная саржа), сдвига перекрытий — диагоналевое переплетение, отличающееся тем, что угол наклона диагоналевых полос к линии утка больше, чем в сарже.

Креповые переплетения создают зернистую, шероховатую поверхность ткани. Вафельные переплетения в виде рельефных квадратов и других фигур повышают мягкость, рыхлость и водопоглощение ткани. Применяют для выработки столовых полотенец. Просвечивающиеся имеют просветы различных размеров, что повышает их проницаемость и позволяет использовать для получения летних тканей.

Сложные переплетения получают из трех и более систем нитей: две нити основы и две нити утка, две нити основы и три нити утка и наоборот. Наиболее распространенными являются полутора- и двухслойные ворсовые и ажурные переплетения.

Полутораслойные получают из трех систем нитей: одна нить основы и две нити утка и наоборот, двухслойные — из четырех, иногда из пяти, систем нитей. Ткани отличаются повышенной толщиной, плотностью и теплозащитностью. Ткацкий рисунок на лицевой и изнаночной стороне может быть одинаковым и различным. Применяют для получения драпов и других тканей для пошива зимней и демисезонной одежды.

Ворсовые переплетения состоят из трех систем нитей и применяют для получения на поверхности ткани ворсового разрезного или петельного покрова. С разрезным ворсом вы­рабатывают бархат, плюш, искусственный мех и вельвет, отличающиеся высокими показателями износоустойчивости и эстетических свойств. С петельным ворсом получают мах­ровые ткани и изделия из них: полотенца, халаты, простыни и т. п., хорошо впитывающие влагу.

Ажурные переплетения отличаются большим количе­ством сквозных пор и применяются для изготовления легкой одежды.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения создают на базе простых, сложных и мелкоузорчатых переплетений.

 Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения

Атласное переплетение — характеризуется разницей в длине перекрытия основы и утка, лицевой застил образован нитями основы (до четырех и более). Лицевая сторона тканей приобретает гладкость и повышенный блеск.

Ворсовое переплетение — применяется для выработки тканей с разрезным или петельным ворсом, для чего в структуру вводится третья нить — ворсовая основа или уток. Вырабатывают бархат, вельвет, плюш.

Двухслойные переплетения — состоят из четырех, (иногда пяти) систем, в которых две основы располагаются одна над другой, переплетаются утком и связываются между собой одним из утков. Они могут быть одно лицевые (с одинаковыми лицом и изнанкой) и двухлицевые (различным лицом и изнанкой).

Диагоналевое переплетение — образует на поверхности ткани выпуклые рельефные полосы, расположенные наклонно к нитям основы. Угол наклона этих полос обычно меньше или больше (в зависимости от плотности нитей по основе и утку) угла наклона саржевых полос в тканях саржевого переплетения. Применяют для выработки толстых, тяжелых тканей.

Длина перекрытия — характеризует величину одновременного перекрытия нитей, обозначается количеством перекрываемых нитей.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения — выполняются на ткацких станках с прибором Жаккарда, дающим возможность перекрытия нитей основы с утком в любом сочетании, вследствие чего обеспечивается возможность получения крупных ткацких узоров (геометрических узоров, цветочных орнаментов и др.).

Ломаная саржа — производное саржевого переплетения, строится на базе простой, усиленной или сложной саржи с изменением направления диагоналей через произвольное число нитей. Ткани с переплетением ломаной саржи имеют на поверхности рисунок в виде “елочки”.

Мелкоузорчатые переплетения — представляют собой производные от главных (полотняное, саржевое, атласное) или их комбинации, в результате создают на ткани мелкий ткацкий рисунок: рубчики, клетку и др.

Многослойные переплетения — состоят из более четырех систем. Применяются для выработки технических тканей.

Перевивочное переплетение — получают из двух основ — коренной и перевивочной. В процессе ткачества нити перевивочной основы при помощи специального приспособления пересекают соседние нити коренной основы и обвивают друг друга.

Переплетение — порядок взаимного расположения нитей в тканях, трикотаже, гардинно-тюлевых изделиях, определяющий их структуру, внешний вид и свойства.

Петельное (махровое) переплетение — характеризуется наличием на поверхности ткани петель (иногда их разрезают). Таким переплетением вырабатывают ткани для халатов, полотенец.

Пикейное переплетение — разновидность двухслойных переплетений, на лицевой поверхности которого образуется ткацкий рисунок в виде продольных и поперечных рубчиков, выпуклых клеток, ромбиков и т. д. Используют для выработки сорочек, детской одежды, воротников.

Полотняное переплетение — переплетение, при котором нити основы и утка поочередно покрывают друг друга по типу шахматной доски, что обеспечивает наиболее жесткую по структуре связь текстильных нитей основы и утка и увеличение прочности на разрыв.

Полутораслойные переплетения — состоят из трех систем нитей, в которой две нити основы переплетаются с нитью утка или одна основа — с двумя утками.

Раппорт переплетения — законченная часть рисунка переплетения ткани, при повторении которой получается непрерывный рисунок.

Репсовое переплетение — получается при удлинении перекрытий полотняного переплетения в направлении основы или утка. При удлинении перекрытий в направлении основы получают основный (поперечный) репс. При этом нити основы изгибаются, а нити утка почти прямолинейны, в результате на поверхности ткани образуются поперечные рубчики. При удлинении перекрытий в направлении утка получают уточный (продольный) репс, т. е. на поверхности ткани получаются продольные рубчики. Лицевая и изнаночная стороны тканей репсового переплетения одинаковы.

Рисунок переплетения — графическое изображение переплетения нитей в ткани, которое выполняется на клетчатой бумаге в прямоугольной системе координат. Основные перекрытия на рисунке обозначают закрашенными клетками, уточные — незакрашенными.

Рогожка или шашечное переплетение — характеризуется тем, что вместо одной нити основы располагаются две или три рядом лежащие нити, выступающие в переплетении за одну нить. Поверхность ткани оказывается покрытой более или менее крупными квадратиками, величина которых определяется числом нитей, образующих рисунок.

Саржевое переплетение — характеризуется тем, что основные и уточные переплетения располагаются со сдвигом в одну сторону на одну нить. В результате на ткани образуются косые (саржевые) полосы, идущие под некоторым углом снизу вверх. Направление сдвига перекрытий может быть слева направо и справа налево.

Сатиновое переплетение — в отличие от атласного имеет на лицевой стороне ткани застил из нитей утка.

Сдвиг переплетения — характеризует величину смещения (сдвига) каждого последующего перекрытия по отношению к перекрытию предшествующей нити. Обозначают цифрами (1, 2, З и т. д.), которые показывают, на сколько нитей смещается последующее перекрытие относительно предыдущего.

Сложная саржа — характеризуется комбинацией переплетений простой и усиленной саржи. В рисунке ее переплетения имеются рубчики разной ширины.

Сложные переплетения — характеризуются тем, что в образовании ткани участвуют две или более нитей основ или утка, т. е. вводятся лицевые, подкладочные, ворсовые нити и т. д. К сложным переплетениям относятся полутора- и двухслойные, многослойные, ворсовые, и перевивочные. Ткани таких переплетений имеют большую толщину, значительную поверхностную плотность.

Ткацкий рисунок — рисунок, который получается на поверхности ткани в результате переплетения нитей на ткацком станке.

Усиленная саржа — характеризуется увеличением длины перекрытий, числа нитей в раппорте (отсутствуют одиночные), саржевые полосы шире, рисунок переплетения четче.

Похожие статьи

znaytovar.ru

Урок по технологии для 5-го класса на тему "Ткани из натуральных растительных волокон. Полотняное переплетение"

Разделы: Технология

Цели: cистематизировать и дополнить знания  учащихся о натуральных волокнах         растительного происхождения, формировать представление о ткани как о двух системах нитей; научить различать волокна по своему составу, определять направление нитей основы  и утка; воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки аккуратности.

Наглядные  пособия:

  • Схема «Классификация текстильных волокон».
  • Волокна (вата), пряжа (нити).
  • Иллюстрации прядильного производства.
  • Образцы тканей.

Оборудование: учебник, лупа, пинцет, иглы, образцы тканей.

Ход урока.

1. Организация урока. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Изучение нового материала. А. Ознакомить с классификацией текстильных волокон  (схема).

Ткани однородные по составу: из натуральных волокон растительного происхождения (хлопчатобумажная), животного происхождения (чистошерстяная), из химических волокон (искусственные и синтетические).

Б. Ознакомить с материалом из книги «Страна по имени текстиль», «Первой была крапива, потом лен», «Белое золото». Приложение 1.

В. Сырьем для хлопчатобумажных  тканей является волокна, расположенные в семенах хлопчатника. Семена размещаются в коробочке хлопчатника. Длина волокна 20–50 мм. Наилучшим считается хлопок с длинным, тонким, прочным волокном. Льняные ткани изготовляют из льняных волокон. Это волокнистое растение с длинными, гибкими и прочными волокнами. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм. В каждом из них 350–650 волокон.

Ткани изготовляют из волокна. (Представление о волокне учащиеся получают, рассматривая вату). Из волокна на текстильных фабриках получают нити (пряжу), а из нитей вырабатывают ткань.

Г. Характеристика волокон: (учащиеся записывают в тетрадь).

Льняное  волокно: светло - серое, гладкое, длинное, толстое, прямое, жесткое, прочное.

Хлопковое  волокно: белое, пушистое, короткое, тонкое, матовое, мягкое, прочное.

Д. Ткань состоит из тонких, переплетенных между собой нитей, а каждая нить, состоит из отдельных, скрученных между собой  нитей (учащиеся рассматривают образцы ткани через лупу). Нити используют не только для производства ткани, но и для изготовления различных ниток, тесьмы и других текстильных изделий.

Е. Ткань получают в процессе прядения волокон, ткачества и отделки.

Учитель  показывает иллюстрации прядильной фабрики.

(Далее учащиеся делают записи в тетради.)

 Её производство сложный процесс. Волокна поступают на прядильную фабрику, на различных машинах разрыхляют, очищают от сора, перемешивают, расчесывают, а затем вытягивают в тонкую, ровную, непрерывную ленту. На прядильных машинах из этой ленты вырабатывают пряжу. Готовую пряжу наматывают на большие шпули.

Процесс, в результате которого из волокон получают непрерывную нить - пряжу, называют - прядением.   Затем пряжа поступает на ткацкую фабрику.

Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством. Ткань получают путем переплетения нитей.

Отделка - процесс химической обработки тканей. Ткань, снятая с ткацкого станка, имеет грязно-серый или желтый цвет, не гладкую поверхность. Поэтому с нее удаляют кончики волокон, отбеливают, красят , печатают рисунок.

Ж.  На доске:

Сырье - волокно - пряжа - суровье - опаливание - беление - крашение.

Задание: Разделите весь процесс получения ткани на 3 этапа: прядение, ткачество, отделка.

З. Учащимся демонстрируются   образцы хлопчатобумажных и льняных  тканей, коллекции работ учащихся (в рисунках одежда персонажей выполнена из ткани). Приложение 2.

И. Нити идущие вдоль ткани, называются нитями основы, а нити, расположенные поперек, называются нитями утка. Нити основания очень прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении они увеличиваются. Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивается обратно, не обрываясь. (Учащиеся через лупу  рассматривают образцы). Поэтому край  получается неосыпанным и называется кромкой (а расстояние от кромки до кромки - шириной ткани). Мы видим простое полотняное переплетение. Приложение 3.

К. Учитель на лоскуте ткани (с кромкой и без нее) называет способы определения долевой нити и утка:

  • по кромке;
  • по растяжению;
  • по звуку.

Л. Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную .Их определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте отделки.

Учитель на различных образцах тканей (с ворсом, с печатным рисунком, с блестящей поверхностью, гладкокрашеной) показывает определение лицевой стороны.

3. Выполнение лабораторно-практической работы.

Ход выполнения :

1. На 3 образцах тканей определить лицевую и изнаночную стороны (подписать на ткани).

2. Определить на образцах направление долевой нити и нити утка (указать стрелками на ткани).

3. Из образцов ткани выдернуть долевые и нити утка, рассмотреть их через лупу.

Заполнить таблицу.

Характеристика нитей Нить основы Нить утка
Толщина    
Крутка    
Гладкость    
Мягкость    
прочность    

К лабораторной работе в помощь  прилагается  таблица: сравнительная характеристика тканей. Приложение 4.

4. Дополнительное задание: учащиеся получают карточку с образцом ткани (х/б или лен) и вопросами:

  • Дать название ткани.
  • Для какого вида одежды предназначена ткань?
  • Для какого возраста?

Или карточку с заданием по вариантам. Приложение 5.

4. Домашнее задание.

1. Выполнить полотняное переплетение из цветной бумаги.

2. Выполнить задание, используя дополнительно сведения из энциклопедии: Что получают из:

  • семян льна______
  • стеблей льна______
  • отходов льна_______
  • семян хлопка_______
  • веток и отходов хлопка_______
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Переплетение нитей в ткани, виды переплетения и тканей

Какое бывает переплетение нитей в ткани

Изготовление тканей основывается на трех основных типах переплетения нитей: полотняное, саржевое или атласное. У каждого типа свои особые свойства. Если вы планируете шить себе одежду, то стоит начать с плотной, но достаточно легкой ткани, вроде обычного хлопчатобумажного полотна.

Обычное полотняное переплетение: самый простой тип переплетения нитей, где поперечная нить пропускается то под долевой нитью, то над ней (крестообразно). Марля, коленкор, тафта и поплин — все это примеры полотняного переплетения.

Саржевое переплетение: нити утка попеременно пропускаются под две или больше нитей основы и над таким же количеством нитей. В результате получается явно выраженный диагональный узор на поверхности плотно сотканных тканей, таких как тик, габардин или джинса (деним).

 Атласное переплетение: дает гладкую, плотную поверхность, которая создается путем пропускания нитей утка под несколькими нитями основы, что оставляет на поверхности длинные участки нити основы (обычно таким образом ткется шелк, тонкий хлопок, ацетатное волокно или искусственный шелк), под которыми не видно нитей утка. Изнанка такой ткани матовая. Если длинные участки нити формируются нитями утка, ткань называют сатином. Однако стоит иметь в виду, что на тканях с атласным переплетением глянцевой поверхности нередко возникают затяжки.

В жаккарде соединяются полотняное, саржевое и атласное переплетения — так получается узорчатая ткань, парча и гобеленовое полотно. Эта техника была изобретена в 1801 году Жозефом Мари Жаккардом, который изобрел ткацкий станок, позволяющий ткать сложные узоры с помощью ряда карт с отверстиями. Именно революционная система жаккардового станка позже вдохновила математика Чарльза Бэббиджа на изобретение первого механического компьютера.

Трикотажное полотно

Переплетение нитей в трикотажном полотне получается за счет закрепления провязанных петель — это означает, что необработанные срезы не будут растрепываться, и материал практически не мнется. Трикотаж не всегда эластичен, например, плотная вязаная ткань и флис тянутся довольно плохо. В отличие от этих материалов трикотажные полотна, содержащие волокна спандекса, хорошо растягиваются как по прямым направлениям, так и по косой, что делает их прекрасным материалом для шитья танцевальных костюмов и спортивной одежды. Есть два основных типа трикотажа — трикотаж по утку и трикотаж по основе (он еще называется «рашель»).

 уточная нить горизонтальная в трикотаже

 Трикотаж, связанный уточной нитью. Петли выполняются с помощью одной нити, провязываемой рядами, или «горизонталями», от кромки до кромки. Переплетение рядами означает, что такой трикотаж может распуститься, если срез не закрепить должным образом. Этот вид трикотажа можно вязать на разных промышленных или домашних вязальных машинах, а затем выкраивать из них требуемые детали.

долевая нить в трикотаже

Трикотаж, связанный по долевой, создается из множества нитей пряжи, которые формируют вертикальные ряды петель отдельными рубчиками или столбиками. При этом используется специализированная машина, делающая трикотаж, который мало тянется, и петли в таком полотне не спускаются.

Трикотаж, созданный подобным образом, используется для шитья футболок, создания кружевных занавесок и одеял.

 виды переплетения нитей в тканиРашель. Этот тип трикотажа имеет просветы, он имитирует кружево или ручное вязание крючком, поскольку позволяет вплетать в полотно, сотканное из тонких нитей, тяжелые текстурированные нити.

Интерлок. Так называется гладкое трикотажное полотно с близко расположенными соединяющими петлями, которые делают полотно эластичным. Он обычно используется для изготовления нижнего белья и повседневной одежды.

Разрывание. Из трех видов ткачества лучше всего рвется ткань, сотканная с помощью полотняного переплетения, потому что в этом случае нити расположены очень близко одна к другой и не могут перенаправить напряжение путем изгибания, растягивания или скручивания. Ткань, созданная с помощью полотняного переплетения, рвется точно по долевой или поперечной.

Для того что бы хорошо разбираться в тканях и знать как можно кроить или как нельзя кроить то или иное полотно, изучите как выглядят переплетения нитей в ткани, а так же виды тканей и виды переплетений.

www.chudopodelki.ru

Как сделать из бумаги переплетение

  • Коврик
    Коврик

    Рекомендую сделать следующим образом, убавляйте сначала по 1 петелтле несколько раз, затем по 2 также несколько раз, а затем 1 раз по 3 петли, 1 раз по 4 петли, 1 раз по 5. Коврик из бумаги.

  • Полотняное переплетение
    Полотняное переплетение

    Строчевую вышивку удобно выполнять на тканях с одинаковой толщиной нити, что позволит при выдергивании нитей получить однородную сетку. Мастер класс.

  • Переплетение из картона
    Переплетение из картона "шахматная доска"

    По поводу убавок для формирования закругления низа, боюсь что если при каждой убавке увеличивать кол-во убавляемых петель на 1, то край будет закругляться слишком круто, слишком быстро.

  • Делаем бумажный коврик
    Делаем бумажный коврик

    Потом можно приклеить к обратной стороне поделки кружок, вырезанный из фетра ,на которую прикрепим основу с застежкой, если хотим сделать брошь или заколку. Как легко сделать красивый коврик!Вместе с мамой делаем домашнее задание по труду.

  • ▬► Саржевое переплетение из газет
    ▬► Саржевое переплетение из газет

    Подарок, сделанный своими руками, всегда намного приятнее, чем что-то покупное. Представляем еще один вариант крышки плетеной шкатулки. Это саржевое переплетение....

  • Как сделать коврик из бумаги
    Как сделать коврик из бумаги

    Когда вы планируете что-либо сделать, у вас в голове формируется свое видение результата выполнения задачи, и тут важно ее максимально конкретизировать.

aurika-shop.ru