Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Рисование и живопись - Жостово Мастер-класс по росписи подносов. Жостовский поднос как нарисовать


Жостово Мастер-класс по росписи подносов

3.

Первый этап письма называется замалевкой.В замалевке мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. . Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса.

4.

Посмотрите, как его выполняет мастер:

5. 6. 7. 8.

Вот и подошёл к концу первый этап. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.

9.

Затем приступаем ко второму этапу. Он называется выправкой.Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка.

10.

Линейка используется для того, чтобы не испортить и не смазать рисунок.

11. 12.

Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом.На изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака.

13.

Вот такая красота получается!!!

http://www.zhostovo.ru/

Обязательно примите участие в мастер-классе!!!

В специально оборудованном помещении Вас ждут палитры, кисточки, краски, одноразовые фартуки и заготовки подносов, специально подготовленные для нанесения живописи.

В мастер-классе могут принимать участие и дети, и взрослые. Дети обычно смелее, но и взрослые, поначалу опасающиеся, что у них не получится, втягиваются в творческий процесс с первых минут и радуются как дети соприкосновению с прекрасным и воспоминанию о детстве – ведь каждый держал в руках кисточку, когда был маленьким.

Рисование и живопись Автор: ДЕТСАД ~ Если вам есть, что мне написать, пишите Источник: Страна Мастеров

masterclassy.masterpodelok.com

история и способы изготовления. Жостовская роспись на подносах

Яркие великолепные цветы: розы, пионы, ромашки, незабудки, хризантемы и ландыши (невозможно перечислить их все), искусно рассыпанные умелой рукой художника по темной глянцевой металлической поверхности, – это традиционная жостовская роспись на подносах. Уникальное народное искусство России, не имеющее аналогов!

жостовский поднос

История старинного русского промысла насчитывает почти 2 столетия, и за это время изделия жостовских мастеров не только не утратили своей популярности и красоты, но, наоборот, приобрели еще большую известность во всем мире и обогатились новаторскими идеями нынешних молодых живописцев.

Зарождение жостовских промыслов

Сегодня любая современная хозяйка будет счастлива получить в подарок настоящий жостовский поднос, который можно использовать не только по прямому утилитарному назначению, но и в качестве оригинального украшения кухонного интерьера. Точно так же радовались женщины и в начале XIX в., когда им дарили такую красоту.

Но так было не всегда. Искусство жостовской росписи начало формироваться в России в конце XVIII в. Именно к тому времени относятся первые подносы, шкатулки, табакерки, портсигары, всевозможные коробочки и т. д., расписанные в технике лаковой миниатюры, которые изготавливались в селах Московского уезда: Осташково, Троицкое, Новосильцево, Сорокино и Жостово.

мастера жостовских подносов

Постепенно производство подносов выделилось в отдельное русло, а лидирующую роль в их изготовлении прочно заняло село Жостово. Кстати, первые подносы делались исключительно из папье-маше. Сейчас нам уже трудно представить жостовский поднос, изготовленный из такого материала.

Дальнейшее развитие искусства Жостова

В 1825 году в Жостове была открыта мастерская Осипа Филлиповича Вишнякова. Именно от этого события ведется летоисчисление существования отдельных народных жестовских промыслов. Конечно, эта мастерская была не единственная. Постепенно организовывались и другие артели: Егора Вишнякова в соседнем селе Осташково, А. А. Зайцева в Троицком селе. Популярность их изделий была огромная! Прекрасно продавался жостовский поднос в Москве, Петербурге и других городах.

В 1830 году в Жостове и соседних деревнях открылось сразу несколько мастерских, основателями которых были Е. Ф. Беляев, Т. М. Беляев, Ф. В. Шапкин, В. Л. Леонтьев и И. С. Коломенской. Постепенно производство разрасталось, изделия под роспись стали изготавливаться уже не из папье-маше, а из более прочного и современного материала – железа.

Легендарные художники Жостова

Постепенно рождался новый, привычный нам всем жостовский поднос. История, сохраненная в краевых летописях, рассказывает, как постепенно все больше и больше местных талантливых крестьян вовлекалось в работу художественных мастерских. Удивительно то, как много оказалось талантов среди обыкновенных, необразованных крепостных людей. Первым мастером, о котором упоминается в историческом документе 1839 года, был крепостной графа Шереметьева – Вешняков Филипп Никитин, он занимался росписью подносов вместе со своим сыном. Так рождались в Жостове художественные династии.

Самые известные мастера жостовских подносов: О. Е. Бурбышев (об этом художнике в Жостове ходят легенды, настолько это был виртуозный мастер), Н. М. Цаплагин, А. Е. Вишняков, К. В. Грибков, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, П. С. Курзин, И. А. Савельев, М. Р. Митрофанов, А. П. Гогин, И. П. Плахов, Б. В. Графов. Все эти мастера и многие другие оставили глубокий след в искусстве Жостова, именно ими были созданы замечательные произведения жостовской миниатюры, вошедшие в золотой фонд промыслов.

Жостовский поднос – технология изготовления

Оригинальная технология производства жостовских подносов шлифовалась на протяжении многих лет. У мастеров есть немало секретов ремесла, которыми они ни с кем не собираются делиться. Так что о технологии изготовлении изделий Жостова можно рассказать лишь в общих чертах.

Как уже было сказано выше, современные подносы изготавливаются из железа. Они могут иметь самую причудливую форму, тут все зависит от первоначального замысла художника. Перед росписью поднос должен быть тщательно отшлифован и покрыт двойным слоем грунта, приготовленным на основе сажи и каолина. После чего заготовка снова шлифуется и покрывается несколькими слоями цветного лака. Причем каждый слой должен быть хорошо просушен и так же идеально отшлифован.

жостовская роспись на подносах

Далее изготовление жостовских подносов переходит на следующий этап. После всех подготовительных работ изделие готово к росписи, и к дальнейшей работе над ним приступает мастер-художник. Роспись жостовских подносов традиционно производится масляными красками. После ее завершения изделие вновь в несколько слоев покрывается лаком с последующей просушкой и полировкой для придания готовому подносу практически зеркального блеска.

Художественные приемы и особенности жостовской росписи

Художественные приемы жостовской росписи ведут свои истоки от традиционной русской лаковой миниатюры, но, конечно же, имеют свои особенности. Основой можно, пожалуй, назвать рисунок яркими красками по темному фону и оформление композиции золотым орнаментом. Фон жостовских подносов не обязательно черный, он может быть какого угодно цвета: красного, коричневого, зеленого, синего и охристого. Иногда даже встречаются композиции, выполненные на потали (имитация золота), перламутре или светлом, почти белом фоне, но это, скорее, отступление от правил, продиктованное фантазией художника.

жостовский поднос в москве

Жестовский поднос обычно бывает расписан таким образом, что в центре композиции (цветочного букета) находятся самые крупные и яркие цветы, на которые направлен основной акцент. Ближе к краям элементы букета становятся все мельче и темнее, они как бы сливаются с фоном. Тем самым достигается зрительная глубина и объемность живописи. Жостовские цветы пишутся не с натуры, чаще всего они условны, многое в их изображении зависит от творческого воображения мастера.

Основные мотивы и сюжеты

Основными мотивами жостовской живописи конечно же являются всевозможные цветочные мотивы, разнообразию которых нет числа! Жостовская роспись придерживается нескольких традиционных типов композиции. Цветы могут собираться в большие букеты, состоящие из 3-5 соцветий, изображаться в корзинах либо быть расположенными гирляндами по всему периметру подноса.

Иногда роспись может быть дополнена изображениями ягод, фруктов или птиц. Есть образцы жостовской живописи, похожие на старинные драгоценные голландские натюрморты. Несмотря на то что рисунок растений достаточно условный, здесь имеются все признаки станковой живописи: тщательная проработка деталей, общий колорит, свободная импровизация.

Жостовские подносы: как нарисовать поэтапно

Весь процесс росписи подноса можно условно разбить на 4 этапа. Сначала делается так называемая "замалевка": на изделии как бы набрасывается разбеленными красками обобщенный силуэт будущего рисунка, расположение основных пятен.

жостовский поднос история

Следом идут "тенежка" и "прокладка": нанесение прозрачных теней и обозначение плотными красками самых светлых мест. После чего форма цветов и листьев становится более определенной.

жостовские подносы как нарисовать поэтапно

Третий этап – бликовка: нанесение быстрых белильных мазков. При помощи их уточняются все объемы.

изготовление жостовских подносов

Ну и наконец следует заключительный 4-й этап, на котором выполняется "чертежка" и "привязка". При помощи самой тонкой кисточки мастер упругими гибкими линиями обводит контур каждого листочка и лепестка, рисует мелкие веточки и детали, которые и называются привязкой.

Перспективы развития промыслов

В настоящее время художественные жостовские промыслы переживают не лучшие времена. До 90-х годов прошлого столетия мастерские находились под опекой и финансированием государства, после перестройки и развала Советского Союза фабрика перешла в частные руки. Теперь во главу угла стала прибыль, но никак не сохранение традиций и творческий подход к ремеслу.

Количество художников на предприятии было значительно сокращено. Многие мастера стали работать самостоятельно, на дому. Выполняется много частных заказов, заточенных не только под жостовский поднос. Современные мастера часто работают над росписью самых разных предметов: от холодильников и мобильных телефонов до бутылок с дорогим коллекционным вином. Приток талантливой молодежи - выпускников Федоскинского училища лаковой миниатюры в последнее время уменьшился. Но тем не менее, предприятие по-прежнему живет, работает с самоотверженностью и верой в будущее.

Как доехать до Жостово?

Для всех желающих ознакомиться поближе с историей и искусством Жостова на предприятии организуются интересные 5-часовые экскурсии с проведением мастер-классов. При фабрике постоянно работает магазин, где можно приобрести изделия промыслов, как говорится "с пылу, с жару".

Добраться от Москвы до Жостова не составляет никакого труда. Нужно преодолеть всего 50 км по Осташковскому шоссе в сторону Мытищинского района. Также можно с легкостью доехать туда на электричке или автобусе. Еще один вариант: от метро Медведково до Жостово постоянно курсирует автобус № 438.

загрузка...

worldfb.ru

Урок декоративной росписи. Почти жостово. - 25 Января 2008

Хотите научиться рисовать подносы, похожие на жостовские ?Тогда начнём осваивать технику рисования сказочных цветов и листьев...

1. Кисти, которые нам будут нужны для работы и тренировочный эскиз карандашом,на котором мы будем опробовать консистенцию краски (не густая, но и не жидкая) чтобы закончить любой элемент одним мазком:

2. Набираем на кисточку два цвета краски следующим образом:3. Делаем простое упражнение - тянем прямую линию как можно дальше - это даст вамвозможность понять, какой консистенции должна быть краска для достаточно длинного мазка:

4. Делаем следующее упражнение - небольшую дугу: прямая чёрная линия показываетначало мазка, стрелка - направление:

5. Следующее упражнение. Точно такая же дуга, только выгнутая в обратную сторону. Сделав два упражнения вместе, мы получаем простейший элемент - розу:

6. На более широкую кисть набираем два других цвета и выполняем первое упражнение -проводим прямую линию:

7. Берём свой лист ватмана с подготовленным графическим дизайном и проводим волнообразные мазки (от двух до четырёх волн) - они образуют большие отдельные лепестки:

8. Поворачивая лист, продолжаем наносить мазок за мазком. Не отрывайте руку, выполняяодин мазок:

9. Таким же способом создаются внутренние лепестки поменьше. Не бойтесть работать по влажной краске:10. Подровняйте нижний край, если он у вас не очень ровный:

11. И ещё фокус: тот край кисточки, на котором у вас белый цвет, вы можете окунуть в кремовый (или наоборот, кремовый в белый) - таким образом один мазок даст вам сразу три цвета... Можно и больше:12. Следующий цветок делаете круглым, состоящим из четырёх-пяти лепестков.Обратите внимание на то, как белый смешивается с кремовым в одном мазке:

13. Точно так же, волнообразными мазками создаёте внутренние лепестки:14. Постарайтесь закончить свой последний внутренний мазок таким образом, чтобы не осталось чистой бумаги в центре, а мазок был ровный у края:

15. Вот что у вас должно получиться:

16. Используя натуральную мочалку, обрезанную в форме шара, нанесите фон различнымиоттенками зелёного (это уж точно не Жостово):

17. Карандашом нарисуйте общий дизайн. Если у вас нет специальных инструментов (например циркуля) не расстривайтесь:18. Если вас удовлетворила консистенция краски при тренировочном упражнении, начинайте роспись:19. В серединки можете потыкать дешёвой, коротко обрезаной кисточкой, наносяжёлтый с белым цвета:

20. На маленькую кисточку для зелени также можно набирать сразу два оттенка:21. Толщину мазка следует варьировать нажимом на кисть (как при каллиграфических работах)и каждый елемент выполнять одним мазком:22. К каждой розе снизу пририсуйте зелёную бубочку(?):

23. Начинайте движение снизу и заканчивайте вверху, добиваясь очень острого окончания, плавно отрывая руку с кисточкой от листа бумаги:24. Бутоны не должны быть одинаковой формы, как и зелёные елементы:25. Теперь немного о листиках: листочки выполняются также, как и лепестки цветов, только волнообразные движения кисточки более частые:

26. Наберите на кисточку белый и зелёный:27. Попробуйте сделать такое волнообразное движение, следя за тем, чтобы кисточкане отрывалась от бумаги:

28. Когда вы заканчиваете верхушку листа, кисточка должна повернуться следующим образом, чтобы образовать остриё:29. К белому можете добавить розово-сиреневого:30. Ваш законченный стандартный листик:

31. Этой же (широкой) кисточкой проведите стебелёк - основание листика:32. Если все ваши листочки будут одинаковыми, работа может выглядеть скучно:33. Вторую сторону можете закончить как обычно:34. Широкой кисточкой проведите черенок листа:

35. И ещё одна разновидность, наиболее сложная в исполнении:

36. Потренировавшись на своём черновике, продолжим работу над нашим проектом:37. Заполняем листочками свою работу. Для того, чтобы работа была повеселее, используемразличные оттенки зелёного, различные формы листа и различный дизайн положения листиков на плоскости - немного потренировавшись, вы научитесь! Самый лучший учебник - фотографии уже сделанных кем-то дизайнов. Как только вы освоите общие принципы, вы сможете создавать свои собственные дизайны с лёгкостью:38. Не бойтесь заехать своими листочками на уже нарисованые цветы! Такие перекрытия только обогатят ваш дизайн:39. Не бойтесь перекрывать свежую краску только что нарисованых листиков:

40. Меняйте форму и расположение листочков, не забывайте:41. Не забывайте про черенки - они помогут вам исправить серединки листочков:42. Добавляем новый цвет к своей палитре. если краска густая - капните водички и старойкисточкой размешайте именно то место, где вы капнули:43. После всей проделанной работы новый цветочек покажется вам шуткой! Обратите внимание, что акриловые краски хорошего качества с одного раза перекрывают любой цвет:44. Продолжим нашу роспись, вооружившись новым елементом:

45. Возьмите старую кисточку, обрежьте коротко и потыкайте в серединки цветочков жёлтымс белым, не ошибётесь:46. Теперь мы подошли к моменту, который у нас по домашнему называется "крутить усы".Это уже каллиграфия в чистом виде - тонкой кисточкой с длинным упругим волосом проводимразличные стебельки. Нужно следить за тем, чтобы краска была достаточно жидкой (добавляйте воду) и каждый стебель проводился одним мазком. толщина меняется от нажима кисточки:

47. Усы крутятся очень быстро (фотоаппарат не успевает):48. Не забудьте про сердцевинки своих цветочков:49. Своей старой коротко остриженой кисточкой можете добавить немного зелёного в сердцевинку:

50. Теперь возьмите простой карандаш и чёрной акриловой краской поставьте чёрные точки:51. Внимательно осмотрите свою работу и исправьте недочёты - добавьте тёмно-зелёного, докрутите усов (с помощью "усов" можно подправить недостатки дизайна!):52. Возьмите свою старую, коротко остриженую кисточку, вымойте, и белой краской наноситебелые точки, стараясь соблюдать форму (что-то вроде сирени):

53. Можно сказать, что ваш учебный образец закончен:

Всё то-же самое на стенах:

Вот ещё несколько вариантов:

Ещё цветы и листья в той же технике:   

shatiskusstvo.ucoz.ru

О жостовской росписи

Цветы на лугу, в саду, на городской площади, в букете на столе — что они нам несут, о чём говорят нам их нежные лепестки, гибкие стебли, осенённые зеленью листвы?

Чудо природы, вершина её растительного бытия, они всегда были воплощением всего прекрасного на земле. Лучшие моменты в жизни и делах человека определяют словами «расцвет», «цветение», «процветание»; всё маловыразительное, ничем не примечательное называют «бесцветным». О радостном, просиявшем лице говорят, что оно расцвело улыбкой. Красивую девушку часто сравнивают с цветком: её глаза — как васильки, лазоревы цветы; щёки — розы, маков цвет. Нередки и «цветочные» женские имена: Сусанна (лилия), Виолетта (фиалка), Гюльчехра (прекрасный цветок), Розабелла (прекрасная роза), Флоренс (цветение).

Поднос фигурный крылатый. А.П. Гогин. 1963Поднос фигурный крылатый. А.П. Гогин. 1963

В народных преданиях и легендах цветы наделяют тайной колдовской силой. Там они способны указывать путь, помогать преодолевать преграды, защищать от невзгод, оживлять и раскрывать клады. Их нектар — пища бессмертных богов. Цветы могут принимать облик людей, как Одолень-трава в русской легенде, или прекрасные люди и герои могут превращаться в них, как, например, Адонис и Нарцисс в древнегреческих мифах. В цветах живут волшебные существа эльфы, и только в тюльпане могла родиться прелестная крошка Дюймовочка.

Совершенство форм, простых и сложных, изящество линий, ясных или изощрённых, игра цвета и тени, прячущейся в изгибах лепестков, разнообразие красок, то ярких, зовущих, то приглушённых и тающих, — эти свойства цветов дарят нам наслаждение и радость, чаруют нас красотой и неожиданностью, говорят о богатстве вечно меняющейся природы и жизни. Недаром издавна цветами украшали дома, без них немыслимы никакие нарядные уборы и праздники. Они прекрасны, но недолговечны, они живут почти мгновения, и многие вянут сразу же после того, как их сорвали. Продлить цветение, остановить прекрасный миг расцвета, заставить изменчивую красоту постоянно сопровождать человека — разве это не задача искусства, создающего особый человеческий мир, его непосредственное окружение — «вторую природу», иногда успешно соперничающую с единственной и первой? Так и появляются изображения цветов на картинах-натюрмортах, в росписях на стенах домов, на тканях, вазах и чашках, на подносах.

Не мудрено, что нарисованные или написанные цветы особенно охотно «обживают» предметы быта — произведения декоративно-прикладного искусства, составляющие постоянное и непосредственное окружение человека. Прялки, ткацкие станы, сани, дуги для лошадей, народный костюм, мебель — мало ли изделий, украшенных ими, всех и не перечислишь. Но важно отметить главное: существовали определённые виды предметов, которые украшали преимущественно цветочным узором. Чаще всего эти орнаменты выполняли росписью, то есть их рисовали, писали красками. Русские народные росписи удивительно разнообразны. Это объясняется особенностями материала — дерева, фарфора, металла, на которые они нанесены, способом наложения и видом красок, которыми они сделаны, и местностью, где они родились. Назначение предмета, украшенного росписью, его форма, привычки людей, для которых он предназначен, тоже диктуют характер росписи, её сюжет — что изображено, и её образ — как изображено.

И сюжет, и образ, и технические приёмы в произведениях народного искусства в существе своём остаются неизменными, хотя и меняются по ряду признаков с ходом времени и под рукой разных мастеров. О том, как это происходит, пойдёт сейчас речь.

Итак, цветы на подносе. Встречались ли вы с ними? В музеях, на выставках, просто за прилавком магазина, за чайным столом? Поднос — необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда, он необходим на столе как подставка под разные предметы его убранства и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол, в дороге. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники. На подносы складывали свои визитные карточки посетители особняков знати и учреждений, на них лакеи подавали господам письма. Они украшали стены купеческих и мещанских домов, трактиров, ямских станций, чайных.

Поднос гитарный. Мастерская Е.Ф. и Л.Ф. Вишняковых в Жостове. 1880-1890 гг. Поднос гитарный. Мастерская Е.Ф. и Л.Ф. Вишняковых в Жостове. 1880-1890 гг.

Первые известные в России подносы были либо в виде больших расписных деревянных блюд, либо металлических досок с бортами, главным образом, из олова, меди и латуни. Они были круглыми, овальными, квадратными или прямоугольными с фигурными краями. Их украшали резным узором — гравировкой, на бортах встречались рельефные, то есть выступающие над поверхностью фона изображения. Но постепенно выполненные из меди и латуни предметы перестают привлекать покупателей, и в XIX веке медные подносы всё чаще заменяются сделанными из папье-маше и железа.

Железо имеет одну неприятную особенность: оно ржавеет и потому быстро выходит из употребления. Краски росписи со временем тускнеют, растрескиваются и стираются. Для придания подносам прочности и привлекательности их покрывают лаком. До нас дошли и такие, которым уже исполнилось около ста пятидесяти лет, но по-прежнему ярки и нежны цветы, плоды и листья, написанные на них художниками.

Цветы земли и её плоды — вот из чего составляют свои букеты подмосковные (жостовские) живописцы. Собранные в плотные букеты (со стеблем, без него) или в свободные «букеты враскидку», поставленные в кувшин, вазу или разложенные на тарелке, они никогда не превращаются в «портрет цветов» или «портрет плодов», хотя мы и узнаём в розе с подноса — розу, а в нарисованном яблоке — яблоко. Жостовские букеты никогда в точности не повторяют живые цветы, их не пишут с натуры. Это — условное изображение, потому что оно живёт по условиям, которые ему диктует плоская, одноцветно окрашенная поверхность подноса, а также воля и фантазия художника — быстрота его руки, лёгкость его кисти, любовь к яркому, броскому цвету.

Все предметы в конкретном окружающем пространстве, могут простираться, распространяться в разные стороны, как им подсказывает их собственное строение и форма, вес и место, где они помещены. Поставленные в тесный угол ветви изгибаются, небольшой букет в широкой вазе располагается свободно, прислоняясь к её краям, в узкогорлом сосуде цветы теснятся друг к другу, прижимаясь и переплетаясь стеблями и листьями. Их ветки склоняются под тяжестью крупных головок и обильных бутонов, в саду или в поле беспрерывно трепещут под порывами ветра их колоски, венчики, лепестки.

Обо всём этом напоминают жостовские букеты, наклоны, повороты, загибы, переплетения цветов и листьев которых, а также игра крупных и мелких форм передают дыхание вечно меняющейся и неповторимой жизни.

Живые цветы всегда трёхмерны, то есть их можно измерить не только в высоту, ширину, но и в глубину: они объёмны, их можно объять, обнять рукой со всех сторон, а не только покрыть, накрыть ею, как накрываем мы изображение на листе бумаги, любом плоском предмете, например, подносе.

Написанные на нём цветы принадлежат плоскости предмета. Не имея действительного третьего измерения — глубины, жостовские букеты обладают объёмностью и глубиной кажущейся: мы видим, как круглятся лепестки розы и уходят воронкой в глубь цветка, как у мака они веером стремятся к затенённому донышку, откуда поднимается к свету зелёная головка-пестик. Но, напоминая объёмность живого цветка, жостовский букет никогда даже в нашем воображении не заменяет собой реальный букет, а ведь и этого может достичь художник. Известны случаи, когда написанные ягоды собирались клевать птицы, а люди пытались брать книги с нарисованной на полотне полки. В такой картине-обманке прельщает игра чувств — несовпадение видимого с осязаемым.

Даже самые простые по мотивам жостовские букеты вовлекают нас в свою игру, не удивление-обман, а весёлую затею-сопоставление похожего и непохожего, объёмного и плоского, природно-подвижного и подчинённого форме подноса, естественного и придуманного.

Поднос прямоугольный крылатый. И.С. Леонтьев. 1973г.Поднос прямоугольный крылатый. И.С. Леонтьев. 1973г.

Посмотрите, как противопоставлены друг другу цветы — яркие и блёклые, крупные и мелкие, затенённые и освещённые. Как сочетаются тёплые красные и холодные синие цвета, как контрастно вспыхивает букет на тёмно-синем фоне предмета, отмечая центр его поля, а как цветы то никнут книзу, то заворачиваются вверх, как смягчается фигурными краями прямоугольная рамка подноса.

Это перечисление контрастов можно ещё долго продолжать, если всматриваться в изображение, пытаясь понять, чем же привлекает тебя эта, на первый взгляд, очень незатейливая роспись.

Появление железных расписных подносов отдалённо связано с увлечением китайским искусством и, в частности, китайскими лаками. Оттуда «лаковое дело», как называли его у нас в России, перешло в Индию, Иран, а затем в Европу. В европейских странах — Италии, Франции — расписывали под лак обычно деревянную мебель, музыкальные инструменты, шкатулки, табакерки, коробки из папье-маше — плотного материала, сделанного из особым образом обработанной бумаги. Лаковой росписью украшали комнаты дворцов. Позже появились расписные подносы — немецкие (браун-швейгские) и английские.

Русские «лакирные мастера в XVIII веке тоже расписывали дворцовые помещения, мебель, шкатулки и табакерки. Табакерок делали так много, что их считали дюжинами. Например, на одном предприятии в Петербурге их делали три тысячи дюжин, на другом — пятьсот дюжин в год. Даже лакировальные фабрики называли «табакерочными», хотя там расписывали и чайные чашки, и стаканы, и подносы, которые считали парами (например, пятьдесят пар в год).

Чем привлекательно «лаковое дело»? Прозрачный лак хорошо защищает роспись и делает предмет более прочным и удобным в пользовании. Блестящая поверхность лакированного предмета дробит и преломляет свет, который то рассыпается по ней светлыми бликами, словно зажигая и делая ярче краски, то таинственно приглушает их в тени.

Художник всегда использует игру света на лаковой поверхности, он даже зрительно усиливает её, очерчивая лепесток цветка ярким контуром или накладывая на его выпуклости светлый блик. Кончики листьев постепенно теряют цвет, или, как говорят, «списываются с фоном». Тёмный цвет фона проникает в тонкий разрежённый слой краски, «уводя» цвет в тень. Тонкие усики травки, обычно окружающие букет на подносе дробным мерцающим узором, связывают яркую бликующую роспись с фоном, внося в это искусство ещё одну условность — декоративность цвета.

Декорировать — значит придавать предмету красивый вид, украшать его. Эта слитность изображения с предметом определяет его своеобразную красоту, хотя и зависимую от природных форм, но и претворённую художником.

В большинстве цветов мы узнаём розы, тюльпаны, маки, но есть и придуманные живописцем, сохраняющие лишь самые общие признаки соцветий — лепестки и серединку.

Листья вообще «беспородны» — просто листья: длинные или короткие, узкие или широкие. Часто один лист написан тремя цветами: зелёным, жёлтым, голубым. Цвет с красного цветка может переходить на белый или розовый, на голубом листе появляется красная тень. Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле слова творец: из впечатлений, красок и мастерства он создаёт особый и неповторимый мир красоты и дарит его людям.

Наверное, это главное свойство любого произведения искусства: оно всегда неожиданно и особенно, потому что несет на себе отпечаток личности художника — его вкусов, привычек, его чувства цвета и ритма, его стремления к движению или покою, его понимания согласия и красоты. Каждый человек неповторим, но он часто для большинства людей остаётся загадкой, закрытой книгой, потому что не знает языка, которым бы смог рассказать об этом.

Искусство — это прежде всего язык, способ проявления чувств и знаний о мире, это протянутая рука к сочувствующему современнику, связь поколений и народов. Вместе пережитая радость объединяет. А радость постижения красоты, пусть небольшого и скромного по роли предмета, воплощённого умной рукой восхищённого художника, рождает признательность, тревожит нам сердце. Эти искорки живого волнения, часто даже не ставшие цельным чувством, воплотившиеся только в удивлённое «ах», незаметно расчищают дорогу к пониманию другого человека, непохожего и похожего на нас, к ощущению человеческого единства, к восприятию добра.

Как всякому языку, языку живописи надо учиться — и для того, чтобы им владеть, и для того, чтобы его понимать. Надо приобрести к нему навык. Художники различают навыки двух порядков: умение видеть и умение воплотить. О них говорят: «поставить глаз» и «поставить руку», как о певце — поставить голос.

Жостовские живописцы пишут букеты удивительно быстро, даже с некоторой лихостью. Опытный мастер, если надо, может расписать за один рабочий день от пяти до десяти подносов. Во время работы поднос постоянно вращают на коленях, чтобы видеть роспись со всех сторон, в развитии и согласованности всех её частей. От этого, вероятно, тоже зависит удивительная живость, подвижность жостовских букетов. Писать быстро очень трудно: нужна твёрдая рука, чтобы вовремя нанести необходимой формы мазки и росчерки, ведь художник пишет без предварительного рисунка, он сразу рисует кистью. Нужен и верный глаз, чтобы не ошибиться в цвете и размере его пятна: масляную краску сразу не сотрёшь и не перекроешь каким-либо другим цветом. Надо знать, какие краски и как можно смешивать, чтобы получить нужный цвет, как быстро они сохнут, какие из них ложатся прозрачным, а какие плотным слоем. Жостовская живопись не допускает небрежности. Кисть так и мелькает в ловких пальцах художника: черенок быстро поворачивается вокруг своей оси, когда рисуется круглое пятно, снуёт из стороны в сторону, когда раскладываются лепестки и листья, мгновенно припадает к поверхности подноса, когда плоскость кисти прижимается к нему плашмя, «лопаткой». Широкие взмахи, резкие повороты, наклоны ребром, частые мазки дробью и лёгкие касания кончиком — кажется, кисть танцует в руках опытного мастера — столь музыкальны и ритмичны его движения. Недаром говорится, что у живописца «ум в пальцах». Особенно быстро работает художник, когда надо расписать более десяти подносов в день — такая живопись и называется скорописью, делается «в один присест». Когда же надо создать особенно сложный по построению и письму поднос, специально заказанный, например, для художественной выставки, он пишет его несколько дней. По этому признаку обычно и различают продукцию жостовских живописцев: простую по композиции называют массовой, сложную и многослойную по письму — уникальной.

Приемы жостовской росписи

ЗамалевокЗамалевокТенежкаТенежкаПрокладкаПрокладкаБликовкаБликовкаЧертежкаЧертежкаПривязкаПривязка

Прелесть жостовской росписи заключается также в том, что она каждый раз рождается заново: у художника нет букета перед глазами, он сочиняет прямо на подносе — «думает кистью». Такое творчество называют импровизацией. Быстро осуществить свой импровизационный замысел живописцу помогает традиция, то есть, принятые большинством мастеров способы расположения цветов — их композиция и редко изменяемая последовательность её создания — техника живописи.

Техника жостовской росписи не проста и чаще всего делится на шесть этапов. Вначале художник наносит замалёвок (замалевку, подмалёвок). Широкой кистью в неполную силу краски, очень обобщённо — пятном — он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение на предмете.

Полученное изображение пока ещё плоско, в нём нет видимой глубины и объёма. Оно блёкло, так как каждый мотив сделан одним цветным тоном, без игры оттенков и света. Замалевываются обычно сразу несколько подносов, которые потом сушат в специальных шкафах, чтобы краски стали тоньше, «вжухли», впитавшись в фон. Высушенные подносы будут готовы под роспись на следующий день. Жостовскую живопись называют лессировочным письмом, потому что она делается в несколько приемов, многослойна, и эти слои наносятся прозрачными (лессировочными) красками так, что нижние просвечивают под верхними, придавая им особую яркость, как бы свечение, глубину. Второй этап росписи — тенежка (выправка) — особенно наглядно раскрывает сущность такого письма. Тенежкой он именуется очень верно и начинается с прокладки теней, прописки затенённых мест тем же цветом, но более тёмным, и почти сливает их с фоном. Так рождаются знаменитые жостовские тающие таинственные тени, усиливающие трепетность изображения. На светлых местах цвет изменяют на более яркий, иногда он нарастает каскадом: бледный и прозрачный, затем более густой и сильный, затем ещё плотнее и ярче. На наших глазах из плоского цветового пятна возникает не только объём, но и игра цвета, белесые тона оживляются зелёными, синими, жёлтыми, красный приобретает нестерпимо жгучее звучание, краски начинают как бы светиться своеобразным металлическим блеском. Роспись проявляется, загорается, оживает, срастается с фоном, но она ещё далеко не закончена: цветовые контрасты порой ещё резки, формы лепестков не всегда определенны, холодные и тёплые тона слишком очевидно спорят друг с другом.

Художник меняет кисть и начинает снимать эти противоречия, высветляя выступающие части букета теми же красками, но более плотными из-за добавленных в них белил. Этот третий этап росписи называется прокладкой (перемалевкой). Цветы, плоды и листья, возникая из бликующего фона предмета, словно приобретают ощутимую плоть и в то же время связываются в целое лёгкой объединяющей дымкой. Но и здесь не оставляет мастер своей кисти, он лишь слегка меняет палитру. Высветляя краски, художник приступает к бликовке — четвёртому моменту росписи, одному из наиболее ярко отличающих каждого живописца. Блики, пробела и оживки, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света. С одной стороны, они как бы подчёркивают объёмность росписи в самых многослойных участках письма, а с другой — подчиняют всё изображение условной орнаментальности быстрых, подвижных пятен, возвращают ей плоскостность, узорность.

Бликовка очень важна для жостовской росписи и всегда разнообразна. Она лёгкая, «в полкисти», «влажная», когда отдельные мазки ложатся, не соединяясь друг с другом, или плотная, обильная, рельефно выступающая над основным тоном. Блики подчеркивают форму растений, либо рассыпаются на них дробью узорных движков. Мазок то растушеван, как бы размыт, то энергичен, свободен и «открывает» движение кисти, постепенно от яркого удара сходя на нет, утончаясь в цвете и сохраняя след волосков. О бликовке рассказывать можно очень много: здесь и прием, который мастера называют «эффектом павлиньего пера». Белильную бликовку ценят очень высоко, неудавшуюся ругают за «рыхлость», небрежность, потому что в местной росписи она — сама жизнь: «Пожелтели блики на цветах — увяла живопись». Завершающие этапы росписи — привязка и чертежка — очень похожи и часто делаются вместе. Иногда в чертежке выделяют «посадку семенцов».

Исполненная маховыми ударами кисти, родившаяся из сочных и влажных мазков, ярких цветовых пятен, жостовская роспись насыщается линией, уточняющей рисунок её частей, добавляющей к дыханию цвета и света грацию штриха, изящество мелких разделок, остроту графического движения. Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает переходы от росписи к фону, как бы привязывает её к предмету. Для этого существует особая привязочная кисть.

Привязкой можно слишком увлечься, как говорят мастера, «загустить композицию», «замусорить травкой». После привязки приступают к чертежке и длинной кистью очень легкими и быстрыми касаниями очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве, «садят» семена в чашечках цветов. Так, по словам старых художников , пять-шесть жостовских приёмов, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет.

Все они меняются под руками разных мастеров, не всегда точно соблюдается их очередность, некоторые совмещаются, другие пропускаются — всё зависит от фантазии, вдохновения мастера, который во время письма принимает решения молниеносно: краски сохнут быстро, поднос вращается в руках, букет растет на глазах, и ни один мазок нельзя поправить! «Коль бежишь бегом, не жалей пяток» — только так можно написать цветы в их полной красоте, только так рождается неувядающее жостовское искусство. Несмотря на то, что главным в жостовском промысле является роспись, в создании подноса принимают участие многие мастера, в том числе кузнецы, шпатлевщики, лакировальщики, шлифовальщики и «уборочники». Раньше вырезанный из железной заготовки поднос кузнецы выковывали вручную, тонкими молоточками выравнивали поверхность, загибая борта, в которые для прочности прокладывали проволочку. Сейчас подносы штампуются на механическом прессе. Они разнообразны: известно около тридцати форм — круглых, овальных, прямоугольных с разнообразными фигурными краями, из-за которых они получили названия «готический», «крылатый» и другие. Среди подносов есть гитарный, формой отдалённо напоминающий гитару. Возможно, она заимствована ещё в XIX веке из Нижнего Тагила, где тогда подносы делали в большом количестве, а жостовские мастера часто подражали тагильским, или, как их называли, «сибирским». Наименования «сибирский», «тагильский» ещё до сих пор употребляются здесь для определения некоторых форм подносов, видов узоров, окрасок (колеров).

В Нижнем Тагиле на бывшем демидовском заводе в XVIII веке мастером Н.Худояровым был изобретён удивительный лак, по прочности и прозрачности не уступавший китайскому и превосходивший английские. Тагильские живописцы расписывали не только железные подносы, но и сундуки, шкатулки.

Поднос фигурный "Юбилейный". Е.П. Лапшин. 1976Поднос фигурный "Юбилейный". Е.П. Лапшин. 1976

На подносах тагильцы делали копии известных картин, в то время как подмосковные мастера писали удалые тройки, чаепития, пейзажи (виды природы) и «чувствительные» сценки из сельской жизни. Наиболее часто и у тех, и у других встречались цветочные росписи, но на тагильских подносах они проще по исполнению.

Чтобы роспись ровно легла на поднос, а краски не потеряли свою яркость и прозрачность, поверхность предмета должна быть идеально гладкой и чистой. Для этого её грунтуют, шпатлюют, то есть накладывают специальную смесь (грунт, шпатлёвку) из глины, «голландской сажи и масла, просушивают в печах, шлифуют, покрывают поочерёдно чёрным и бесцветным лаком, прочищают пемзой, опять покрывают лаком и только потом расписывают. Сушат подносы почти после каждой операции, при этом температура и время обжига меняются. Покрывают их лаком и после росписи, а затем по этому слегка подсохшему, липкому слою рисуют уборки, чаще всего золотистой бронзовой краской.

Орнаментальные рамки бывают довольно затейливы по узору и должны сочетаться с характером росписи подноса. Чаще всего они выполнены изящной прихотливой линией, но есть и силуэтные, сделанные по трафарету. Уборки обычно пишут мастерицы-орнаментальщицы (уборочницы), но иногда это делает и сам художник, расписывающий поднос. Бывает, что вместо уборок применяются отводки — цветные или золотистые линии, бегущие вдоль бортиков. Огибая поднос, уборки подчёркивают его форму, обращают внимание на выступающие края и ручки, за которые его держат, придают ему большую нарядность и привлекательность, усиливая декоративный характер росписи.

Помимо излюбленных чёрных фонов привычны в Жостове и цветные: зелёные и синие, «под слоновую кость», разнообразные красные и «золотые». Интересны металлизированные фоны, когда краска наносится на припорох — алюминиевый или бронзовый порошок, который, проступая под нею, придаёт ей металлический блеск. Иногда порошком присыпают не весь под-нос, а отдельные части будущей росписи, или подкладывают под них листочки металла — потали, либо перламутровые пластины. Краски на них мерцают, светятся, вспыхивают огнем. Бывает, что перламутровые вставки (инкрустации) не расписывают цветом, а лишь в нужных местах расчерчивают тонкой кистью. Подносы с инкрустацией удивительно нежны, изысканны и производят впечатление драгоценности. Перламутровая инкрустация пришла в Жостово из Федоскина — расположенного неподалёку старинного центра русского лакового дела, повлиявшего на развитие подносного промысла. Цветочной подносной росписью жостовцы занимаются уже более ста пятидесяти лет. Они не только преуспели в этом деле, но и долго были единственными хранителями его традиций, в то время как знаменитый в прошлом уральский промысел постепенно заглох, закрылись петербургские фабрики и мастерские, расписные подносы которых в первой половине XIX века не раз отмечались на выставках. Из рук в руки передавался опыт поколений в подмосковных деревнях, обогащённый творческими поисками каждого из них.

Живописцы осторожно вводят в роспись новые мотивы, обязательно продумав и переработав их в духе традиционного искусства, так как «с природы в роспись трудно брать цветы». Тем не менее сегодня в жостовских букетах мы видим не встречавшиеся раньше георгины, лилии, сирень, бессмертники и многие другие цветы. Лучше всех «фантазии поддаётся роза» — самый любимый художниками мотив. Царица цветов, наименее стойкая из своих собратьев, она даже этой недолговечностью пленяла воображение поэтов:

Недолог розы срок: чуть расцвела — увяла!Знакомство с ветерком едва свела — увяла!Недели не прошло, как родилась она,Темницу тесную разорвала — увяла!

Неувядающее искусство жостовской росписи преодолевает законы неумолимого времени и надолго сохраняет прекрасный миг природного расцвета.

Н.И. Бедник

Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0.

www.artly.ru

Лето 2008. Жостово - ч.2. Мастер-класс.: vnu4ka

В прошлом посте я показывала музей Жостовской фабрики. В этом покажу фотографии с мастер-класса, который был заказан девочкам. А параллельно пройдем по всем этапам жостовской росписи.

В большой светлой комнате нас ждала художница, звали ее Нина Большова (насколько я помню, вот только, к сожалению, отчество забыла...), она расписывает подносы уже более тридцати лет. Она выдала девочкам фартуки и стала рассказывать про подносы, кисточки и краски, с которыми предстоит работать.

Сначала приготовили палитру

Потом художница предложила девочкам придумать центральный цветок букета, вокруг которого будет строиться композиция. Девочки выбрали хризантему, а Лея сказала, что хочет, чтобы было два больших объекта - хризантема и виноград.

Итак, первый этап росписи называется "замалевок". На подносе цветом намечаются контуры цветка и общий силуэт композиции, основные цветовые пятна.

Рухаме достался уже замалеванный поднос

А Лея приступила к работе

Работали так: у художницы был "рабочий" поднос, на котором она показывала, как класть мазки, потом помогала с первым-вторым мазком на подносах девочек, и дальше они продолжали сами

Вот буквально несколькими движениями появилась настоящая хризантема!

Второй этап - "тенежка". На замалевок накладываются тени. Третий этап называется "прокладка цветом", четвертый - "бликовка": наложение бликов показывает объем и свет.

Все три этапа видны на Леиной хризантеме

Рухама старательно накладывает "тени" на красный цветок

Лея тоже приступила ко второму цветку.

палитра с начала урока изменилась :)

Художница показывает, как рисовать ромашку

Рухама накладывает тени и блики на свою ромашку

Пятый этап - "чертежка": при помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Очень сложно сразу нарисовать крохотные желтые точечки у ромашки

Учимся рисовать рябину - оказывается, рисовать ее надо в два приема: сначала низ всех ягодок, потом верх. Кстати, интересно, как художник работает с подносом: рука и кисть находятся на одном месте, а поднос вращается :)

Рухамина рябина

На рабочем подносе появляются один за другим цветы, рябина, виноград...

Лея старательно вырисовывает ягодки

Желтые тычинки на второй Рухаминой ромашке значительно лучше, чем на первой. Из пяти колокольчиков один рисовала художница, остальные четыре - Рухама. Если бы я там не стояла - ни за что бы не поверила :)

Прокладываем блики на листочках

Вроде все...

Шестой этап росписи называется "привязка": готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном. Этот этап мы опустили, художница сказала, что эту кропотливую и тонкую работу сделает сама.

Завершающий этап - "уборка краёв подноса".

Рухама сама рисовала орнамент

Готово!

Леин поднос тоже готов - правда, без орнамента, она не успела его нарисовать

Авторские подписи :)

и фото с художницей на память!

Тут двухчасовой урок закончился, и мы стали благодарить художницу - хотя слов благодарности нам не хватало, настолько она была внимательна к девочкам, ласкова, очень серьезно и подробно, совсем как большим, объясняла все, что они делали. И все время их хвалила - а когда что-то не ладилось, очень тактично вместе с ними поправляла.

Подносы нам не отдали - их надо было закончить: у Леиного убрать край, на обоих подносах сделать привязку, покрыть их лаком и высушить. За подносами через два дня ездил специально в Жостово Александр Иммануэлевич.

И когда мы увидели готовые подносы, то поняли, насколько велика разница между "привязанным" подносом и "непривязанным".

Это и усики, и точечки, и плавные тоненькие линии, переходящие от одного цветка к другому...

На втором подносе видно, как искусно художница убрала края - очень красивый орнамент

Так что в детской у нас теперь живет память о необыкновенном путешествии в Жостово, о незабываемом мастер-классе и волшебных руках художницы Нины Большовой :)

vnu4ka.livejournal.com

ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ НАРИСОВАТЬ - Учимся рисовать ПЯТИЛИСТНИК в Жостовской росписи

1. Познакомиться с жостовской росписью. Обычно на расписном жостовском подносе в центре располагают крупные цветы, написанные яркими красками. Это село знают все – не только у нас в стране, но и за рубежом.

Цветочный букет жостовского подноса очень прост по своей композиции. Объёмная форма жостовского букета сочетается с продуманностью цветового решения. Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. В богатых домах встречались и металлические подносы, изготовленные на Урале и в Санкт-Петербурге. И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски.

Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления на жостовских фабриках несколько изменился — металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский узор сохранил. Сегодня процесс изготовления знаменитых жостовских подносов состоит из нескольких этапов.

Как создают жостовские подносы?

Это полностью ручная работа, и каждый жостовский поднос индивидуален и эксклюзивен. Сначала художник намечает очертания жостовских цветов едва заметными штрихами, затем прорабатывает тенёжку – так на профессиональном сленге называют накладывание теней в картине. Последним этапом росписи жостовского подноса считается привязка — вписывание цветочного жостовского букета в общую композицию, сочетание с общим фоном, а также оформление краев подноса.

Для меня Жостовская роспись неразрывно связана с металлическими подносами, хотя первые цветы появились на изделиях из папье-маше

Также подносы из Жостова могут иметь пейзажный вид: картины русской природы удаются жостовским художниками также хорошо. Подносы, декорированные жостовской росписью, уже не первое столетие по праву считаются великолепными сувенирами из серии шедевров русских художественных промыслов. Купить жостовский поднос с полной уверенностью в подлинности его происхождения и качестве мастерской работы Вы всегда можете в нашем интернет магазине.

Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией и основными этапами выполнения жостовской росписи. Ремесло появилось в начале XIX века. В это время на Руси был широко распространён заморский напиток – чай. И теперь возник целый ритуал – чаепитие, непременными участниками которого стали подносы.

Каких только подносов не изготовляли мастера! И самая разная форма была у этих подносов: овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для треугольных столов! Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В букете могут быть полевые цветы и садовые. 7. Далее этап «Привязка» — готовый букет как бы «вписывается» в заготовленный фон подноса. 8. Заключительный этап «Уборка» — бортик подноса украшается растительным узором.

Мелкие рисуют по краям жостовского подноса, они делаются слегка затемненными и словно сливаются с темным фоном. В результате такой росписи и цветы и листья словно выступают из глубины

В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. Жостовская фабрика стала известна на весь мир из-за, казалось бы, обычного в быту предмета – металлического подноса. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства – расписные жостовские подносы.

Жостовская роспись может выполняться на черном, красном, желтом и синем фоне, но самый распространенный, «классический» – это черный. Но во всех этих изделиях цветы встречаются как отдельный элемент росписи. В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Составить схему композиции «ветка с угла» на прямоугольном подносе с использованием одного крупного цветка и двух меньших цветов.

Правильно ли выбрали форму подноса. Включение в систему знаний и повторение. Выполните фрагмент по мотивам жостовской росписи с включением крупных, мелких и средних форм цветов. Затем мы вырежем цветы и все вместе составим на подносе большого размера общую цветочную композицию. Жостовский промысел зародился два столетия назад и по сей день живет, развивается, процветает.

Жостовские букеты, остаются актуальными и по сей день, цветы не теряют своей привлекательности и очарования, остаются любимы не только русским народом, но и иностранными гостями. В настоящее время Жостовский промысел переживает свой упадок. Одним из участников по возрождению Жостовской росписи выступает промысел лаковой миниатюрной живописи Федоскино.

Для меня Жостово — есть очаровательные, сияющие изнутри подносы. Я считаю, что Жостово должно продолжать существование преимущественно в традиционном стиле. Поэтому я решила взять в качестве своего проекта — поднос. Создавая свой проект, я не только училась Жостовскому промыслу, но и посещала музеи, и съездила на фабрику изготовления подносов, чтобы получить знания «из первых рук», от мастеров Жостово.

Жостовская декоративная роспись является оригинальным видом русского народного художественного творчества. Именно этим сочетанием меня покорил поднос Агеевой Татьяны «Цветы», одной из художниц Жостовской фабрики.

Учитель: А сейчас мы с вами научимся выполнять этапы росписи жостовского букета так, как это делают народные мастера

Многие букеты Жостово прекрасны, но меня вдохновил именно поднос Агеевой Татьяны: неповторимый стиль, пластика и сияние. 11. На планшете карандашом намечаю форму подноса в натуральную величину. Затем белилами создаю объем на подносе. 12. Далее следует перенести рисунок на проект подноса. Прикладываем к подносу и переводим острозаточенным карандашом. 13. Следующий этап это — роспись. Поднос на проекте покрывается лаком и оставляется до полного высыхания.

Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки». Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа. Цветок сияет в глубине и в то же время сохраняет свою натуральность.

В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет и живых цветов. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Самым распространенным видом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.

Что еще написала Аманта:

amanfertul.ru

Рисование и живопись - Жостово Мастер-класс по росписи подносов

1. Во время экскурсии на фабрику в Жостово мы узнали не только лишь об истории жостовских подносов, да и поглядели работу мастера по росписи подносов. Также можно принять роль в мастер-классе. 2. Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Употребляются беличьи кисточки. Жостовская роспись производится в два шага. 3. 1-ый шаг письма именуется замалевкой. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без подготовительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками сразу на нескольких подносах. . Создавая букет, живописец крутит поднос на коленях, вроде бы подставляя под кисть подходящий участок его поверхности. При всем этом нужно смотреть за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением ярких пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса. 4. Поглядите, как его делает мастер: 5. 6. 7. 8. Вот и подошёл к концу 1-ый шаг. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение 12-ти часов при определенной температуре. 9. Потом приступаем ко второму шагу. Он именуется выправкой. Выправка состоит из серии последующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка. 10. Линейка употребляется для того, чтоб не попортить и не смазать набросок. 11. 12. Борт подносов декорируют легкими, ажурным растительным орнаментом. На изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение 2-ух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака. 13. Вот такая краса выходит!!! http://www.zhostovo.ru/ Непременно примите роль в мастер-классе!!! В специально оборудованном помещении Вас ожидают палитры, кисточки, краски, разовые фартуки и заготовки подносов, специально приготовленные для нанесения живописи. В мастер-классе могут учавствовать и малыши, и взрослые. Малыши обычно смелее, да и взрослые, сначала опасающиеся, что у их не получится, втягиваются в творческий процесс с первых минут и радуются как малыши соприкосновению с красивым и воспоминанию о детстве – ведь каждый держал в руках кисточку, когда был небольшим.

searchmasterclass.net