Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Доклад на тему "Тувинский национальный орнамент". Тувинские узоры


Доклад на тему "Тувинский национальный орнамент"

С.С.Чыртакпан, ГБПОУ с. Хову-Аксы

Тува – это уникальный уголок планеты, где причудливо сочетаются и высокогорье с альпийскими лугами, и могучая сибирская тайга, и южные песчаные пустыни, где бродят стада северных оленей, бесшумно крадутся, высматривая добычу, снежные барсы и горделиво вышагивают двугорбые верблюды. Это прародина таких древнейших народов, как скифы, гунны,  тюрки, чьи курганы, каменные изваяния и стелы с надписями разбросаны по всей ее территории.

Современная Тува обладает огромным культурным и творческим потенциалом, позволяющим ей  с уверенностью смотреть в будущее и вместе со всеми народами России строить сильное современное государство, достойное свободного и высококультурного народа.

Жизнь тувинцев с начала столетия претерпела множество значительных изменений, безвозвратно исчезал кочевой уклад жизни, из которого выросла культура народа и на котором держалась ее национальная самобытность. Национальные традиции с переходом кочевников к оседлому образу жизни уже были на грани забвения или, по меньшей мере, вырождения. Так что перспектива раствориться в массе нового и преимущественно несвойственного народу была вполне реальной для национальной культуры Тувы.

Основные особенности тувинского орнамента

Исследование ученых историков искусствоведов и записки путешественников подтверждают, что тувинский народ предпочитал орнаментальное искусство.

Истоки его в Туве связаны, как и других народов, с обрядовомогическим содержанием, с возникновением буддийской религии, хотя в нем присутствовали элементы творчестве эстетическое начало.

Любовь к орнаменту у тувинцев проявилось в том, что всем предметам быта, всему, что окружало человека в повседневной жизни, они стремились придать художественную выразительность с отличным эстетическим вкусом, вписать в нее красочный узор.

Орнамент – один из наиболее устойчивых элементов народного искусства. Орнамент развивается  и обогащается в результате как внутренних процессов. Одна часть новаций вскоре отмирает, другая – органически входит в культуру участвует в ее дальнейшем генезисе.

Название узоров разнообразны: кривые линии с завитками (чалбырааш хевирлиг), многолепестковая розетка (чечектеп), вписанные в треугольники маленькие треугольники (чадыр), мотив в виде линии, имеющий на одном конце развилку, а на другой изгиб (илбек), косая сетка (хана карак), зубчатый узор (хирээ бистеп), роговидный мотив (кошкар мыйызы), свастика (касс), кожемялка (эдирээ), коврик (олбук) и др.

Некоторые элементы осмысляются явлениями окружающей природы. Так, кривые линии с завитками на конце называются «чалбыыштап», что означает «языки пламени». Многолепестковая розетка «чечектеп», означает  «цветковая». Другие орнаменты осмысляются по их сходству с предметами окружающего быта, например, название узора «чадырлап», состоявшего из треугольников с вписанными в них меньшими треугольниками, разъясняется как «чумы», а другой орнаментальный мотив в форме линии, на одном конце которой – развилка, на другом изгиб, носит название «илбек», т.е. вилка для извлечения мяса из котла; косая сетка – «хана-карак» переводится как «глаз решетки юрты»; а некоторые формы меандра именуются как «маска хээ», означающее «молотковый», свастику называют «кас», т.е. гусь.      Часть орнаментальных мотивов имеет «геометрические» названия. Например «дорбелчин» - прямоугольная спираль, «тогерик» - круглая спираль, «торума» - треугольник и т.д.

Первоначально почти каждый орнаментальный мотив, его окраска имели свой символический смысл. Со временем значение многих орнаментальных узоров было забыто, но они сохраняют свои названия, часть из которых восходит к глубокому прошлому. Например, роговидный мотив  «кошкарлап» в переводе означает «бараний»; развитие этого мотива началось еще в эпоху ранних кочевников, когда роль мелкого рогатого скота особенно возросла. Вероятно, в прошлом этому узору придавалось особое магическое значение, ныне этот мотив, хотя и не имеющий особой символики, остается излюбленным в работах тувинских мастеров. Символом счастья считается изображение узла «удазын» - одного из самых распространенных орнаментальных мотивов в прикладном искусстве тувинцев.

Орнамент в тувинском национальном костюме

Тувинцы рождаются в седле. Вся их жизнь приспособлена к кочевому быту, подчинена целесообразности, вписана в природу – горы, степи, тайга, зимний хлад и летний зной. Конь – главный помощник, друг. Этим объясняются и особенности костюма – удобного для верховой езды, прочного. И, конечно, красивого! Иначе и быть не может в этом сказочном краю, дающем человеку ощущение самодостаточности.

В облике тувинцев запечатлелись черты разных предков, не только тюрков, но и монголов, китайцев, тибетцев, так и в одежде – традиции многих азиатских народов. С XVII века, когда в Туве утвердился буддизм, одежда стала отражать и символику этой религии. Простая по крою, с яркими чистыми цветами радуги после дождя, с богатой отделкой, одежда тувинцев сконцентрировала в себе целую историю развития народа, его представлений о мире и о себе. Каждый элемент здесь – говорящий, хотя современные урянхайцы не всегда помнят, что именно он означает. По костюму можно было «считать» информацию о социальном положении человека, о его возрасте, профессии, поле, характере. Есть различия между одеждой западных тувинцев – аратов-скотоводов и восточных – охотников и оленеводов.

В полный комплект верхнего тувинского костюма на протяжении веков входят: халат (тон), пояс (кур), головной убор (борт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хоректээш), короткополая куртка (хурме), брюки (чувур), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (одешки), муфта (туткуй), варежки (чулдургууш), подвески поясные (дерги), и украшения (каасталга).

Национальный тувинский орнамент можно встретить в многообразии китайских шелковых тканей, виде геометрических, зооморфных и растительных орнаментов. Тувинский орнамент, имея, глубокие местные корни, испытал влияние многих культур.

В основном национальной одежде применяется следующие орнаменты: олчей удазыны, хана карак, саазын хээ, те мыйызы и т.д.

Тувинцы не применяли вышивку кроме вышивки воротника и плетения узла «Дошка» которая применяется как пуговица так и навершие тувинского головного убора. Обязательными орнаментами стоячих воротников являются, орнаменты «хана карак» - ромбовидный орнамент, «саазын хээ» - меандр. Ромбовидный узор «хана карак», которым простегивали стоячий воротник, считали оберегом нерушимости семейного очага. Орнамент «саазын хээ» был заимствован с этикетки китайского чая. Китайские купцы издавна завозили плиточный китайский чай с меандровым рисунком, а женщины перенесли этот узор на воротник и поэтому этот рисунок называют «саазын» т.е «бумажный».

Орнамент «олчей удазыны» в переводе «нить счастья», символизирует счастье, бесконечную череду жизненных процессов, линию жизни без начала и конца, бесконечную любовь ко всем живым существам.

В настоящее время мастера, которые занимаются пошивом национальной одежды, используют разные виды орнамента. Современный костюм сильно изменился, стал более красочным, и вместо поперечных разноцветных полос стали применять специальные готовые клеевые аппликации – орнаменты.

Буддийские знаки и символы

Символы вбирают в себя интеллектуальную информацию, волевые устремления, эмоциональный опыт человека, фиксируя все это в упрощенных оптимальных формах. Поэтому их можно воспринимать как зрительные, звуковые, осязательные или обонятельные знаки живых, движущихся процессов. Среди символов, использовавшихся в национальной одежде тувинцев, можно выделить систему символов цвета и систему буддийских знаков.

Во главе системы цветов в тувинской культуре стоит белый цвет, «мать-цвет» - самый священный и желанный символ чистоты, благородства, благополучия, богатства, добра, почета. Самое высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, юрта, человек с белой душой, белая одежда.

Антиподом белого цвета выступает черный цвет. В контексте тувинской символики он олицетворяет разные понятия и характеристики. С одной стороны – это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета, с другой стороны – несметные богатства, неисчислимое множество скота, чистота природных явлений, а также часть народа, отколовшегося от своего основного этнического состава (Кара-Донгаки – северные Донгаки). В одежде этот цвет использовали, чтобы призвать силу и богатство и выразить принадлежность хозяина одежды к северной стороне.

Остальные цвета в различных жанрах культуры не обладают обширным комплексом значений, как белый и черный цвета. Символизировали: красный цвет – радость, благополучие, синий – удачу, победу, золотой или желтый святость, божественность, высшую исключительность, серый – нищету, обездоленность.

Урянхайцы придавали большое значение не только цвету, но и буддийским символам, которых включали в качестве священных и могучих знаках в женские и мужские головные уборы, украшения и подвески.

Буддийские знаки имеют значение, а именно:

Нить счастья  – бесконечная любовь и сострадание ко всем живым существам;

Сосуд – долгая жизнь;

Свастика  – прочность;

Колесо Учения – Учение  Будды Шакьямуни;

Золотые рыбы  – гармония;

Лотос  – чистота;

Ваджра – духовный метод;

Чинтамани – исполнение желаний;

Три драгоценности – Будда, Учение Будды, Сангха.

Буддийские символы имеют совершено конкретное,  философское содержание. Поэтому их применение в костюме может свидетельствовать о причастности владельца к буддийской практике.

Заключение

Современная Тува обладает огромным культурным и творческим потенциалом, позволяющим ей  с уверенностью смотреть в будущее и вместе со всеми народами России строить сильное современное государство, достойное свободного и высококультурного народа.

Жизнь тувинцев с начала столетия претерпела множество значительных изменений, безвозвратно исчезал кочевой уклад жизни, из которого выросла культура народа и на котором держалась ее национальная самобытность. Национальные традиции с переходом кочевников к оседлому образу жизни уже были на грани забвения или, по меньшей мере, вырождения. Так что перспектива раствориться в массе нового и преимущественно несвойственного народу была вполне реальной для национальной культуры Тувы.

Тувинский орнамент, имея, глубокие местные корни, испытал влияние многих культур, как кочевых, так и оседлых.

Использованная литература

  1. Дьяконова В.П. «Материалы по одежде тувинцев». / В.П. Дьяконова Труды тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции: материалы по археологии и этнографии им. Н.Н. Михлухо-Маклая. – М., 1960. – С. 238-266.

  2. Вайнштейн С. И. «Мир кочевников Центра Азии», М., 1991 г., с. 165.

  3. М. Сияньбиль, А. Сиянбиль. Традиционный тувинский костюм (История. Символика). – Кызыл. – Типография Госкомитета по печати и массовой информации РТ. – 2000. – 72 с. (стр. 51)

  4. http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2013/02/06/ornament-ayak-kheezi

infourok.ru

Тувинский национальный костюм — Славянская культура

Тувинский национальный костюм

Тувинцы рождаются в седле. Вся их жизнь приспособлена к кочевому быту, подчинена целесообразности, вписана в природу – горы, степи, тайга, зимний хлад и летний зной. Конь – главный помощник, друг. Этим объясняются и особенности костюма – удобного для верховой езды, прочного. И, конечно, красивого! Иначе и быть не может в этом сказочном краю, дающем человеку ощущение самодостаточности. 

Как в облике тувинцев запечатлелись черты разных предков, не только тюрков, но и монголов, китайцев, тибетцев, так и в одежде – традиции многих азиатских народов. С XVII века, когда в Туве утвердился буддизм, одежда стала отражать и символику этой религии. Простая по крою, с яркими чистыми цветами радуги после дождя, с богатой отделкой, одежда тувинцев сконцентрировала в себе целую историю развития народа, его представлений о мире и о себе. Каждый элемент здесь – говорящий, хотя современные урянхайцы не всегда помнят, что именно он означает. По костюму можно было «считать» информацию о социальном положении человека, о его возрасте, профессии, поле, характере. Есть различия между одеждой западных тувинцев – аратов-скотоводов и восточных – охотников и оленеводов.

Тувинский костюм

В комплект традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят: халаты, шубы, пальто, объединенные общим названием «тон», пояс – кур, головной убор – борт, безрукавка – кандаазын, шегедек, хоректээш, короткополая куртка – хурме, брюки – чувур, сапоги – идик, носки – ук, наколенники – дешки, муфта – чулдургууш, поясные подвески – дерги и украшения – каасталга.

«Визитные карточки» – разновидности костюмов ребенка, девушки и юноши, женщины и мужчины отличались целой системой символов и цветов.

Тон малышей почти как у взрослых, и это придает карапузам-тувинцам важность вундеркиндов, в смокинге ковыляющих к роялю, или испанских инфант с полотен Веласкеса. Стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы.

Начало самостоятельного передвижения по миру, пусть и ползком, отмечается изготовлением первой обуви – бопук – чулок до колен, сшитых из войлока. А с бопуком мальчика или девочку обряжают и в первый тон, правда, без пояса, чтобы обеспечить телу больше свободы. К одежде детей привязывали медные бубенцы – до десяти штук! Вместе с ними – любимую игрушку. Но в отличие от нее бубенцы имели и практические цели – оберечь от злых духов, да и от других, не менее реальных опасностей: мать, занятая хозяйственными заботами, слыша не только голосок ребенка, но и нежный звон бубенчиков, всегда знала, где ее малыш.

В комплект традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят: халаты, шубы, пальто, объединенные общим названием

Девица и юноша должны своими костюмами выражать скромность намерений и вместе с тем радость молодости. У девушки в праздник или в холода на рукавах появляются нарядные манжеты – уштук. В моменты внезапной радости, смущения, огорчения тувинка поднимала рукав со спущенным уштуком и прикрывала им лицо. Уштук для нее – как веер для китаянки. Девушка уже носит украшения – кольца и серьги. Полы девичьего тона закрытые, недвижные – это символ девственности. Все должны знать о том, что девушка готова стать невестой. Об этом сообщают появившиеся на уровне колен полоски разноцветной материи, идущие вдоль всего халата. Ну а вместо игрушек к поясу прикрепляются подвески – дерги. С левой стороны – коробка маникюрных принадлежностей: ножницы, щипцы для удаления заноз; с правой – коробочка с иглами, ножницами, наперстком. Это не просто необходимость иметь под рукой инструменты труда – остроконечные предметы защищают от злых сил.

Тоны юноши и девушки – ярких цветов: зеленый, синий, оранжевый, красный.

В сказке «Кангывай Мерген» встретившиеся юноша и девушка так говорят о том, что повзрослели: «Мне пятнадцать лет и тебе пятнадцать лет. Синее волка, краснее лисы мы в нашу юную пору».

Тувинский национальный костюм

Свадебные костюмы отличались особой роскошью. Тоны и хурме шили из хороших мехов, шелка или бархата, цветные канты делали более широкими, чем обычно. Головные уборы богато украшали вышивкой, чеканкой, шелковыми лентами (маак) красного цвета, дорогим навершием. Богатые девушки имели к свадьбе десять тонов, бедные – только два, а иногда и один. Если невозможно было сшить шелковый тон, старались украсить невесту хотя бы шелковым поясом. К тону добавлялись обязательные накидки. И, конечно, украшения. Свадебные дерги – пряжки, сделанные из серебра, передавались невестам по наследству. Сложные серебряные серьги, перстень, обычно с кораллом, и браслет невеста получала в подарок от матери или другой родственницы. В западных кожуунах невесты надевали длинные серебряные серьги, соединенные цепочкой. Малейшее движение красавицы издавало нежный звон. Говорили, что невесту сначала слышно, а затем видно.

Выйдя замуж, женщина получала право носить самый красивый халат – эдиктиг тон. От девичьего он отличался округлой кокеткой, разноцветными поперечными полосками под ней. Кокетка переходила в кыдыг – вертикальные полосы по низу подола. На уровне бедра две пуговицы соединяли левую и правую полы. Подол низа у замужней женщины, в отличие от девичьего, усеченный, словно открывшийся. Он как бы освобождает дорогу будущему рождению. А радужная полоса – шалан, начинающаяся от усеченного края, «заклинает» новое богатство для рода. Главная деталь верха – пазуха (хоюн) является символом защиты всего сокровенного, в том числе напитка жизни – святого материнского молока.

При изготовлении этого наряда портнихи не всегда пользовались нитками: между предполагаемыми швами вставляли прокладки из ткани, которые склеивали с помощью особого состава. На верхней поле был оорук – широкая кайма, которую создавали сочетания черного бархата, красного шелка и золотой парчи. До 50 лет женщины носили серьги, перстни, браслеты, гребни, подвески, украшавшие косы.

Женские пояса обычно были красными – этот цвет приносит женщине счастье, дети у нее растут здоровыми и крепкими. Во время беременности пояса снимали.

Мужской костюм не отличался от женского покроем, только стоячий воротник более высок. Правда, мужской тон более сдержан по цвету, деталям и отделкам. Зато особое значение придается пуговицам – оок и тесьме для петель – оок дижизи. Пуговицы предпочитали серебряные с орнаментом – узлом счастья. В тувинских сказках шубы богатыря застегиваются на восемнадцать и более пуговиц!

Тувинский национальный костюм

Мужчина, достигший благополучия в создании семьи, в воспитании детей, приумножении благосостояния рода, общества, повязывал многослойный пояс ниже талии, чтобы подчеркнуть свою степенность, дородность. Мужской пояс был синим или голубым – эти цвета приносят удачу в охоте и других делах. Обычные мужские дерги – нож в ножнах, красивые курительные принадлежности (кисет, огниво, металлическая чашка для пепла, серповиднный крючок для чистки трубки) иногда дополняла раковина-амулет. Интересно, что в чужой юрте нож в ножнах вытаскивали из-за пояса и подвешивали, что не позволяло быстро воспользоваться оружием – такая вот демонстрация мирных намерений.

Женщины старшего возраста раздаривали свои украшения молодым родственницам. Мужчины передавали молодым праздничные тоны, тяжелые нарядные меховые шубы, серебро. В то же время добротную ношеную одежду молодые, наоборот, отдавали старикам – был такой обычай благотворительности.

А вот пояса нельзя было ни дарить, ни продавать – это считалось скверной приметой. После смерти человека, достигшего старости, его одежду оставляли неподалеку от погребения. И только кур возвращался сыновьям. Ведь при жизни человека он был вместилищем его души.

Сегодня национальную одежду можно увидеть в основном на шаманах и артистах. Выступления популярных во всем мире тувинских этногрупп привлекают зрителей не только горловым пением, погружающим человека в языческое единство с духом природы, но и незабываемой зрелищностью: не последнюю роль в представлениях играют сшитые вручную по старинным правилам костюмы.

В последней премьере Кызылского театра – «Короле Лире» постановщики одели шекспировских героев в костюмы с национальными тувинскими элементами.

Но национальные костюмы не стали в Туве экзотикой, есть у каждого. Во многих семьях по-прежнему одежда передается от отца к сыну или специально шьется родителями для повзрослевших детей. В праздничных тонах щеголяют на свадьбах, на празднике скотоводов Наадыме, на Шагаа – встрече тувинского Нового года. А на гербе республики в пятилепестковом обрамлении – стилизованном древнебуддийском знаке вечности – скачет навстречу золотым солнечным лучам всадник-арат в национальном тоне.

Александра Лаврова «Националь» № 08. ноябрь 2004

Похожие статьи:

Русский народный костюм → Русский народный костюм

Ремесла → Гордость села Красного

Ремесла → Резьба по дереву

Аудиокниги → Мы славяне - Семенова Мария (2002)

Славянские символы → Какие вам нужны обереги?

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Урок изобразительного искусства во 2 классе на тему "Узор на национальном тувинском костюме"

Урок изобразительного искусства во 2 классе.

Тема: Узор на национальном тувинском костюме.

Задачи : 1.Образовательные : закреплять умение рисовать тувинские узоры ;

дать представление о тувинском национальном

костюме.

2.Развивающие : развивать творческое воображение, разнонаправленные

движения руки, пространственную ориентировку,

глазомер, чувство цвета в соответствии с тувинским

колоритом.

3.Воспитательные : воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей

Родине, усидчивость, аккуратность при работе,

чувство товарищества.

Оборудование : образцы с тувинскими узорами, слайды о Туве, презентация

«Тувинский национальный костюм», выставки детских работ

«Тувинский национальный костюм», « Наш край родной», записи с

тувинскими мелодиями, заготовки платья.

Для детей : акварельные краски, кисти, баночки с водой,

салфетки.

Ход урока:

1.Орг. момент

Эмоциональный настрой в начале урока

У. – Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи. Тихо садитесь на свои места.

2.Подготовка к восприятию нового материала.

У.- Послушайте небольшие стихотворения.

Выходят Хомушку Амир и Манакова Ангелина.

Рассказывает Ангелина.

Мы Родину не выбираем

Но если б выбор был у нас,

Мы выбрали бы эти дали,

Где с вами мы живём сейчас.

Рассказывает Амир.

Между хребтов Саян и Танну – Ола ,

Где набирает силу Улуг-Хем,

С высот, как бы с небесного престола

Глядит моя Тува и светит всем. (Леонид Чамба «Любимая земля», отрывок)

У- Ребята, посмотрите на выставку рисунков « Наш край родной», которую мы готовили к неделе, посвящённой тувинскому языку.

На экране появляются слайды о Туве.

У.- Мы живём в прекрасной республике. Какая у нас красивая природа, замечательные люди, что нам хочется всему миру об этом рассказать.

И поможет нам в этом кукла Чечек. (показ куклы в тувинском национальном костюме)

3.Самоопределение к деятельности.

Кукла Чечек : Я помогу вам рассказать о нашей республике необычным способом. Посмотрите на мой костюм. Это тувинский национальный наряд, на нём много узоров, характерных для тувинской культуры. Люди, посмотрев на узор моего наряда сразу узнают из какой я республики.

Наш класс сегодня модельное агентство. А мы с вами модельеры и дизайнеры.

Кто такие модельеры и дизайнеры?

Ответы детей.

Словарная работа. ( на доске открываются термины)

У.- Модельер – это специалист по изготовлению моделей одежды.

Дизайнер – это художник по украшению одежды.

Ребята, как вы думаете, какая сегодня тема урока?

4.Работа по теме урока.

У.- Сейчас мы поговорим о национальном костюме. На прошлых уроках, ребята, мы познакомились с различными узорами.

а) беседа о узорах

У.- Какие узоры характерные для тувинской культуры вы знаете?

Ответы детей: геометрические, растительные и зооморфные.

На доске открываются узоры.

У.- Какая цветовая гамма преобладает?

Ответы детей : зелёный, синий, жёлтый , красный, оранжевый .

У.- Правильно. Цвета тувинских узоров сочные, насыщенные и яркие. Самые распространённые выражают характеристику явлений, предметов, людей, эмоциональное состояние, нравственные категории. Красные цвет символизирует радость, благополучие; синий – удачу, победу; жёлтый - святость, божественность; зелёный – растительность ; оранжевый – отречение, смирение.

б) знакомство с национальным костюмом.

Под музыкальное сопровождение выходят Бурбу и Сарыг-оол Алина в национальных костюмах и представляют их.

Бурбу. Мой костюм состоит из головного убора – борт, рубашки -хойлен и безрукавки –

ченижок .

Алина . В комплект моего костюма входят : головной убор – борт, платье – тон .

У.- Спасибо ,Алина и Бурбу . Садитесь на свои места .

в) презентация «Тувинский национальный костюм» ( слайды на экране)

У.- Ребята, давайте посмотрим на разнообразные национальные костюмы.

Учитель комментирует слайды:

- На первом слайде представлены мужской и женский костюм.

- Национальное женское платье - тон вид спереди.

- Вид сзади.

- Национальный женский головной убор – борт.

- Женская обувь – идик .

Друзья, посмотрите на выставку детских рисунков « Тувинский национальный костюм»

5. Физкультминутка.

У.- Давайте вспомним физминутку, которую вы выучили на уроках тувинского языка.

Проводят Арина, Саян, Долаана.

Оолчугаштар – эрхейлер ! Мы ребята молодцы !

Кысчыгаштар – чараштар ! Девочки – красавицы !

Холдар- биле хоп-хоп. Ручками – хлоп, хлоп !

Буттар-биле топ- топ. Ножками – топ , топ !

У.- Садитесь на свои места.

6. Организация рабочего места.

У.- Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему удобно было заниматься творчеством.

Сейчас мы этим и займёмся я начну, а вы продолжите.

- Кисточку нужно держать тремя пальцами чуть выше металлического ободка.

- Наша кисточка очень любит купаться в воде.

- После воды её нужно протереть салфеткой.

– Не оставляем кисточку в воде.

- Баночку с водой ставим с той стороны, где рабочая рука.

- При работе кисточкой не размахиваем.

- Помогай своему соседу.

7. Пальчиковая гимнастика.

У.- Ничего мы не забыли. Приготовим наши пальчики к работе.

Юрта, юрта – круглый дом.

Побывайте в доме том.

Гости явятся едва –

В печке прыгают дрова.

Печка жарко топится,

Угостить торопится.

Чаем, чаем с молоком,

Вкусно жареной тарой.

8.Творческая работа.

У.- Ребята, у вас на столах лежит заготовка для платья (шаблон).

Помните, что мы с вами дизайнеры и наша задача украсить наше платье тувинским узором.

Ещё раз улыбнитесь, помните, что хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе. (Дети работают под спокойную тувинскую музыку.)

9.Выставка детских работ.

Учитель отмечает лучшие работы. Выставляет оценки и комментирует их.

9.Рефлексия.

Ребята, давайте вспомним про кружочки, они у вас на столах.

Если вам урок понравился и у вас хорошее настроение, то поднимите розовый кружочек.

Если вам урок не понравился и у вас нет настроения, то поднимите зелёный кружочек.

10. Итог урока.

Дорогие друзья, вы все справились с заданием. Платья получились замечательные.

Чечек говорит вам большое спасибо. Молодцы, ребята!

11.Домашнее задание.

У.- Дома вы отыщите информацию о мужском тувинском национальном костюме и нарисуете его.

multiurok.ru

восточные узоры Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

#42021503 - 10 different traditional chinese patterns. Endless texture can..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#55000903 - Sakura branch on red background. Vector seamless pattern. Floral..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#43071772 - Chinese template Vector

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#50134531 - Set of Simply oriental art frame, border, knot for Chinese new..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#45337375 - Oriental style alphabet tape R. Traditional Chinese style.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#41964620 - elegant floral ornamental background with inscription Gold and..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#55000900 - Sakura branch on red background. Vector seamless pattern. Floral..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#45337357 - Oriental style alphabet tape I. Traditional Chinese style.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#45337354 - Oriental style alphabet tape F. Traditional Chinese style.

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#42883316 - 8 different chinese vector patterns. Endless texture can be used..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#50576023 - Abstract floral pattern. Geometric ornamental border. Oriental..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#40401403 - Vector ornate seamless border in Eastern style. Line art element..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#55290981 - Floral seamless pattern for fabrics, textiles, wallpaper, paper...

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#15935853 - red and gold arabic shoes

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#49344898 - Vector set of ornate vertical cards in oriental style. Bright..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#41936241 - Vector ornate seamless border in Eastern style. Line art element..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

#62070579 - Oriental Chinese New Year 2017 background

Вектор

Похожие изображения

ru.123rf.com

Войлочные узоры Тувы — Рамблер/новости

Подобный тандем вполне понятен: животноводство — традиционное занятие тувинцев, а шерсть домашней овцы — наилучший материал, из которого можно сделать войлок. Одежда, обувь, скотоводческое снаряжение, покрытие для жилищ, предметы интерьера — из этого материала народы Центральной Азии с древнейших времен изготавливают буквально всё. А сегодня и в других регионах страны модницы заказывают себе аксессуары и украшения из войлока.

"Для северных регионов России этот экологичный и прочный материал остается жизненно необходимым, как и в древние времена", — подчеркнула в интервью «Голосу России» учредитель фестиваля Тана Салчак:

"Наверное, то, что войлок входит в моду, уместно говорить по отношению к большим городам с миллионным населением, где люди уже забыли, что когда-то носили валенки. А в нашем регионе войлок всегда был и всегда будет. Поэтому задачи фестиваля — это сохранение народных традиций декоративно-прикладного искусства, демонстрация бережного отношения к наследию, развитие перспективного сотрудничества с другими регионами, например с соседней Монголией. Организаторы ведут пополнение банка данных о мастерах. Стараются раздобыть самые старинные секреты изготовления войлока: у кого-то он получается шероховатым, у кого-то гладким, мягким. Во время фестиваля мастера имеют возможность представить свою продукцию, найти учеников, покупателей, заказчиков. Интерес к фестивалю, безусловно, растет".

Проводится фестиваль в третий раз. Но сейчас в нем приняли участие не только тувинские мастера. Свои изделия прислали умельцы из Киргизии, Казахстана, Монголии, регионов Восточной Сибири. И впервые — из Подмосковья. У каждого народа — свои традиции изготовления войлока. Например, в Казахстане используют некрашеную, даже немытую шерсть. А в некоторых районах Тувы шерсть обрабатывают молочной сывороткой. Что же касается изделий из войлока, то тут тоже свои «фирменные знаки». У тувинцев это особые сумки, в которых скотоводы издавна прятали ягнят от суровых морозов. У киргизских мастеров — картины из войлока и соломы, напоминающие японские циновки. На фестивале можно увидеть все — от войлочных бус до юрты, украшенной различными узорами. Конкурс на лучшую юрту — главный на фестивале, отметила Тана Салчак:

"Приобрести юрту — мечта многих молодых людей в Туве. В пригороде люди строят дома и на своей территории обязательно ставят юрту. Летом там гораздо комфортнее, чем в обычном доме: допустим, в сорокоградусную жару войлочный дом сохраняет прохладу. Каркас юрты покрывается войлочными пластинами и обвязывается веревками. Это очень удобно, мобильно, привычно. По-прежнему юрта остается главным жильем животноводов".

Не меньшим спросом пользуется и национальная одежда из войлока. Работающий в республике дизайнер Вячеслав Донгак собрал целую коллекцию таких изделий для тувинского театра танца и костюма «Эдегей» и объездил с презентациями всю Европу.

Читайте также

news.rambler.ru

Тувинцы - Народы тюркской языковой группы - Народы Сибири - Каталог статей

ЖИЛИЩЕ

   Прямоугольный шалаш, покрытый корой; конический шалаш покрытый корой, берестой или шкурами; цилиндрический решедчатый шалаш, многоугольный шалаш, многоугольный сруб с многогранной или плоской крышей.

      Цилиндрический шалаш                    Конический шалаш                              Многоугольный шалаш

Многоугольный сруб

ТРАНСПОРТ

   Транспорт: вьючно-верховой. Езда: круглый год.

   Вьючное седло

ЛОДКИ

   Наиболее распространенным видом транспорта у тувинцев в XIX и начале XX в. был плот. Его делали из нечетного числа бревен, среднее бревно было длиннее остальных. Передвигались только по течению отталкиваясь шестами. Тувинцы - скотоводы употребляли для переправы бурдюки, т.е. надутые цельные шкуры животных, которые привязывали к лошади, пуская ее в плавь по воде, а сами сидели на шкуре.

   Плот                                                   Сдвоенные долбленки

ЛЫЖИ

   У тувинцев лыжи наиболее широко употреблялись охотниками Их делали из елового дерева, обтягивали камусами оленя, сохатого или марала. По форме они не отличались от шорских, но были длиннее и уже.

БУБЕН

    Две разновидности бубнов. Западные группы тувинцев имели бубен сходный с бубном алтайцев; восточные группы имели бубен сходный с тофоларским.

ОРНАМЕНТ

    Тувинцам известны: заштрихованные треугольники, сетка, зигзаг. Можно встретить и крестообразные узоры, и мотивы, похожие на растительные побеги. Значительное место принадлежит различного рода розеткам и проникшим в тувинский орнамент китайским символическим знакам.

  Резьба по дереву

                                                                                Роспись по дереву

  Тиснение по коже

  Вышивка

toro.my1.ru

Мастер-класс Тувинские орнаменты | ProfHelp.net: профессиональная помощь в учебно-методических вопросах

Тема: Тувинские орнаменты Реализация содержания Программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». «Социально –коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Виды детской деятельности: Игровая, изобразительная, коммуникативная, исследовательская, музыкальная, двигательная. Цели: Познакомить детей знаниями о тувинских орнаментах, пробудить у детей интерес к культуре своего народа, проявлять положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании тувинской народной мелодии, заинтересовать играми тувинского народа, добиться активного и доброжелательного взаимодействия с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; пробудить интерес к изобразительной детской деятельности, воспитывать любовь, уважение культуре и быту народов нашей республики. Материалы и оборудование: Презентация для демонстрации национальной утвари с орнаментами ,готовые украшения для детских работ, трафарет с узором «Чадыр хээ», клей ПВА с добавлением гуаши красного цвета, манная крупа, кисточки, клеенки, салфетки. Содержание организованной образовательной деятельности детей Организационный момент. Звучит народная музыка, помещение обкурено артышом , на экране внутренние атрибуты юрты. Тыва чонум хундулээчел, дылы безин эптиг-ээлдек. Эрткен душкен арат чонга, кезээ шагда эжии ажык..Дети, давайте будем здороваться по тувинскому обычаю. (дети протягивают в знак приветствия руки ладонями вверх, а старшие ладонями вниз, руки на уровне локтя.) Игра «Матпаадыр», «Арбай-Хоор» - А теперь дети поиграем тувинскую игру «Матпаадыр», «Арбай Хоор». Матпаадыр-паштанзын Бажы-Курлуг-мананзын Орта-Мерген-одагланзын Уваа-Шээжеӊ- уруктазын Биче-Мөөрей-бүүрек-баарак чизин, чээрген-чаарган чыгзын. Адыжыӊар көргүзүӊер, Арбай-Хоорлап ойнаалыӊар. ( Арбай-Хоор!) 4 раза Чеди чылын төрүвээн , черге хонар өшкүзүн Улуг-Эргек догергеш , ужа-төжун салган. ( Арбай-Хоор!) 4 раза Чуп-чуп чудурук, Чупу-чупу чудурук. Ап адыш, бип-билек, кып-кыры, өп-өжүн, чап-чарын, кижиргенчиг колдуктар. ( Арбай-Хоор!) 4 раза. Ход занятия - Дети я вам загадаю загадку, а вы отгадайте. (Чем чивес чарашпай,черге чорбас чарашпай Чучак хептиг чарашпай,чугаазы чок чарашпай). Голодающая красавица, не ходящая красавица, В миниатюрных одеждах красавица, немая красавица кто это? Дети: Кукла.

profhelp.net