Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Мастер-класс: роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1. Роспись досок деревянных


роспись деревянной доски «Снегурочка». Часть 1 – Ярмарка Мастеров

Я хочу показать вам, как можно расписать доску для кухни акриловыми красками в стиле русской лаковой миниатюры.

лаковая роспись

Мы будем на овальной фанерной доске рисовать Снегурочку. Мотив этот широко используется в лаковой миниатюре. Достаточно прост, потому что за счет крупной центральной фигуры рисунка уменьшается количество мелких деталей.

Нам с вами потребуется: овальная деревянная доска для кухни (я использую доски с просверленным отверстием, но можно взять досочку и без отверстия), клей ПВА, наждачная бумага "0" (мелкая), акриловые краски, кисточки, подставка под руку.

Для начала доску надо загрунтовать. Для этого ее покрываем добротным слоем клея ПВА, даем высохнуть и зашкуриваем. Если эту операцию не сделать, то акриловая краска за счет водной основы поднимет деревянный ворс на доске, и вся поверхность не будет ровной.

Покрываем доску черной акриловой краской. При желании можно воспользоваться черным акриловым грунтом, но это не обязательно. Акриловые краски сохнут очень и очень быстро. В этом и их преимущество, и это же затрудняет их использование. Наше покрытие должно высохнуть минут за пять. Обязательно с помощью кисточки, еще до начала высыхания, нужно постараться разровнять краску, чтобы не было неровностей и потеков. Как только краска подсохла, мы с вами можем приступить собственно к росписи.

мастер-класс

Возьмем титановые белила. Они самые белые. Есть еще свинцовые белила, их цвет больше похож на цвет старой слоновой кости. Белилами создается так называемый подмалевок. Дело в том, что если красочный слой будет положен на черный фон сразу без подмалевка, то вы в лучшем случае получите таинственный силуэт, проступающий из темноты. Этот прием нам тоже понадобится, но чуть позже. Пока берем кисточку, краску выдавливаем на палитру (ею может служить стекло, блюдечко, специальная пластмассовая палитра из магазина, простой кусок от картонной коробки с гладкой поверхностью), ставим рядом баночку с водой и тряпочку, чтобы вытирать кисти. И рисуем снегурочку. Для этого можно просто смотреть на рисунок и копировать его, а можно, если вы не уверены в точности своего глаза и руки скопировать  нужный контур, приложить и обвести. Обводить нужно тонкой кисточкой с белилами. Есть еще один простой способ получения силуэта. Выбранный рисунок внутри силуэта густо замазываем обычным мелом, прикладываем к доске и плотно прижимаем, осторожно снимаем бумагу, помним, что силуэт будет в этом случае перенесен на доску в зеркальном отражении, далее по полученному меловому силуэту наносим белила. Именно этот способ, кстати, используется в палехской росписи. Но я предложила бы попробовать просто порисовать, это только сначала кажется сложным. В итоге в центре  должна появиться белая-белая Снегурочка.

акриловые краски

Начинаем рисовать лес, в котором живет Снегурочка. Чтобы нам отличать снежный фон от самой Снегурочки, а деревья видеть между сугробов, нужно сначала нарисовать деревья, а потом снежное поле, в ходе рисования вы сами увидите, как тонкий слой белил отличается от двухслойного. На этом этапе рисование свободное, оно должно немного напоминать рисунки детей гуашью. Примерно так на детских рисунках выглядят деревья — неровные стволы, увенчанные парой сучков. Но обязательный момент, который не отметит на своем творении ребенок, контуры деревьев должны повторить линию доски, они должны и быть изогнутыми и нависать над Снегурочкой, тогда композиция будет гармоничной.

Рядом на фотографии лежит моя подставка под руку — это просто дощечка длиной 31 см, шириной 4 см, высотой вместе с приклеенными ножками из плотной пенки — 4 см, высота зазора (просвета) 2 см, чтобы доска свободно помещалась под подставкой. По мере перемещения по полотну доски подставка передвигается, желательно добиваться такого результата, чтобы кисточка всегда была строго перпендикулярна по отношению к поверхности рисунка.

Если на поверхности рисунка на этом этапе появились бугорки, неровности, полоски от излишков высохших белил, то их нужно зачистить мелкой наждачной бумагой (нулевкой). Делать это нужно аккуратно, чтобы не проскоблить рисунок  до доски. Если доска все же выглянула из-под красочного слоя, аккуратно отреставрируйте поврежденное место.

снегурочка

Начинаем раскрашивать снегуркин лес. Берем краску для коры дерева, нам потребуется одна из основных коричневых красок — умбра натуральная, она дает плотный слой землистого цвета, легко закрывает все неровности предыдущих слоев. Кисточку я использую синтетическую, маркированную знаком "0", то есть "нулёвку",  для меня это основной инструмент. Но каждый может попробовать и другие кисти. Обязательным условием для работы с акриловыми красками является правило: один мазок — вымыть в воде — протереть — один мазок. Если так не делать, то быстро сохнущая акриловая краска уже через час сделает вашу кисть негодной к работе. Также не стоит оставлять кисти в банке с водой, это приводит к искривлению волосков, а в случае с маленькой кисточкой для росписи это равносильно уничтожению кисти. Если все же кисточка испортилась, не надо торопиться ее выбросить, есть масса операций где она нам пригодится. Почти незаметным дефектом кисточки является раздвоение волосков на кончике, для росписи такая кисточка может быть использована, когда надо проводить рядом много параллельных черточек, например, при рисовании меха. Для другого в росписи такие кисточки не используются.

При рисовании коры дерева, снежного покрова, одежды у нас не стоит задача сделать красочный слой однородным. Наоборот, чем больше переходов в тонах, тем живее будет выглядеть наша картинка. Ровный красочный слой нам потребуется только для изображения лица Снегурочки. Обратите внимание, мы продлеваем веточки за пределы белого подмалевка, то есть тонкие ветки кроны дерева рисуем прямо по черному фону. Если вы сравните получившийся цвет этих веточек и основного ствола, нарисованного поверх белил, то поймете значение подмалевка даже на такой плотной, хорошо кроющей краске, как умбра натуральная.

зимний лес

Берем оливковую зеленую краску. Вообще, я  обожаю акриловые краски за богатейшую и палитру и за разнообразность текстуры. Краски в баночках более текучие, чем те, что в тюбиках.

сказочный сюжет

Рисуем поверх коричневой коры зеленой оливковой краской. У нас получились ветки и ствол, как бы поросшие мхом. А с точки  зрения эффекта света, у нас появился яркий акцент, который подсвечивает ветки.

Вот основные краски следующего этапа: белила титановые, сажа газовая (чёрный цвет), умбра жженая (коричневый плотный, более шоколадный, чем умбра натуральная), охра золотистая. На последнюю краску,  охру, следует обратить особое внимание, это чуть ли не основной цвет наших русских росписей, она присутствует везде, от земли, полей, цветов, до ликов православных икон.

лесной пейзаж

Смешивая эти краски в разных количествах, мы получим не менее 6-7 оттенков коричневого. Выбираем сторону, которая на рисунке будет более освещенной. У нас  это правая сторона. Строго придерживаясь нашего выбора, делаем более светлый тон с охрой справа и более темный с умброй слева ствола и каждой веточки. У нас постепенно появится ощущение присутствия источника света со стороны Снегурочки. Соответственно, если свет исходит от  нее, то и веточки, которые склоняются над ее головой, тоже высветляем золотистой охрой. С помощью всех четырех красок создаем складки коры в том месте, где от ствола отходит большая ветка.

зимний пейзаж

Часть веточек оставляем нетронутыми, они должны как бы растворяться в темноте, это в дальнейшем придаст работе ощущение реальности, ночного воздуха.

Вот, что у нас теперь получилось:

русский сувенир

Всеми четырьмя красками (белила, сажа, умбра и охра) создаем объем на стволе, и большой ветке. Белым цветом, тонкими штрихами высветляем  край ствола, выпуклость ветки, и создаем несколько бликов, которые обозначают выступающие неровности коры, делая ее реальной и объемной.

Далее тонкой кистью белилами прорисовываем края маленького деревца.

народные промыслы

Следующая краска, которая нам понадобится — небесно-голубая. Все той же тонкой кисточкой аккуратно прорисовываем по белому контуру голубые края деревца. Этой же краской рисуем объем.

Вот такие у нас получились деревья:

русские сказки

Пора заняться снегуркиной одеждой.

Выбираем основной тон цветного замалевка одежды. Это я не ругаюсь, это терминология такая :) Потом этот тон сольется и смешается со многими другими красочными слоями, но все равно будет пробиваться наружу. Я выбрала оливковый зеленый, ведь Снегурочка хоть и дитя зимы, но с ней связана самая замечательная весенняя сказка. На самом деле цвет замалевка для одежды можно выбрать любой, главное, чтобы он был ярким. Здесь подойдут и пронзительно-сапфировые тона синей палитры, и отчаянно-розовый, и роскошный малиновый. Каждый сам может выбрать, как одеть свою Снегурочку. И так, покрываем юбку оливковой зеленой краской. И сажей газовой тонкой кисточкой рисуем складки.

подарок на новый год

Краски для создания игры цвета на юбке Снегурочки: охра золотистая, фиолетовая светлая,  голубая "ФЦ", клапрак красный. Нет, мы не переборщили, Не нужно бояться слишком ярких красок. В лаковой миниатюре цвет должен играть свои сольные партии, а местами создавать хоровод. Вот такой хоровод мы и создадим на одежде Снегурочки, ее яркость прекрасно будет сочетаться с темнотой зимней ночи. Ведь это от нее идет свет!

подарок

Тонкой кисточкой, складка за складкой создаем сложную фактуру, и пусть нам завидуют все импрессионисты.

доска разделочная

Первая часть фотографий была сделана при дневном свете, далее фотографии  делались при искусственном освещении. Если у вас есть возможность, рисуйте только при дневном свете. Это лучше с точки зрения самого рисунка, краски выбираются и смешиваются более точно. Но утро и день пролетают быстро и приходится включать лампочки.

украшение интерьера

Серым цветом, который создаем сами, смешивая белила и сажу, рисуем меховую опушку на шубке.

русский стиль 2015

Поверх зеленого цвета шубки накладываем светлые желтые блики.

украшение интерьера

Для этого используем краску, которая называется неаполитанская желтая, разбавляя ее белилами и тонируая черной сажей. По одной капле белил и неаполитанской желтой и одна кисточка (нулевка), полная черной краски.

Далее смешиваем каплю белил с полной кисточкой (нулевкой) ультрамарина.

Добавляем оти цвета на шапочку, шубу и варежки. Здесь видно, как по-разному проявляет себя цвет, который был положен поверх зеленого и белого фонов.

Продолжаем прорисовывать складки и тени на шубке той же смесью белил и утрамарина.

Создаем еще одну смесь серого цвета (белила и черная сажа).

Берем на самую тонкую кисточку черную краску, рисуем складочки на  рукаве шубки и тонкой-тонкой штриховкой создаем ворсинки на меховой опушке.

Создаем розово-серые блики на шубке.

Используем для этого сажу газовую (черный цвет), клапрак красный (очень насыщенный праздничный оттенок красного), белила.

Вот так смешиваем их на палитре.

Украшаем шапочку и варежки узором. Можно сделать "вышитые" узоры, а можно "рассыпать" драгоценные камни. Я выбрала второй способ, тем более он прекрасно демонстрирует декоративность капелек. Используем белила и клапрак красный. Сначала наносим капельки белого цвета, после их высыхания добавляем рубинов  (клапрак красный).

Черной краской рисуем контур личика. Легкими мазками хорошо разбавленного клапрака рисуем плавные линии на платочке, придавая ему объем.

Рисуем морозные узоры на подоле юбочки.

Сделаем для нашей Снегурочки муфту, чтобы ручкам было тепло. С точки зрения рисунка, чем больше деталей, тем интересней сюжет. Муфточка нам нужна небольшая, потому что ручки у Снегурочки тоже небольшие.

Муфточку надо повесить на ленточку, рисуем ее клапраком красным. Здесь краска была положена прямо поверх цветов шубки и сразу становится понятно, что цвет неоднородный, местами блеклый. Красная палитра относится к краскам с малой укрывистостью, через ее краски легко пробиваются другие, загрязняя красные цвета.

Пробуем исправить ситуацию с ленточкой, закрашивая ее сначала белилами.

Теперь рисуем клапраком красным поверх белил. Получаем слишком яркий цвет, который отвлекает на себя внимание зрителя.

Исправляем еще раз, тонируя наш клапрак красный смесью из темно-розовой краски и черной сажи, которую принято называть пепельной розой. Кажется, получилось.

Теперь нам надо нарисовать еще один персонаж нашей маленькой сказки — лесного певца, чей концерт слушает Снегурочка. Почему именно сейчас? Да, потому что Снегурочка на него смотрит, а рисовать ее глазки мы будем так, чтобы Снегурочка его видела. Черной краской прорисовываем силуэт птички на дереве.

Рисуем брови, глаза.

Смесью телесной краски с капелькой сажи рисуем нос и губы. Добавляем голубой цвет в глазки.

Более детально прорисовываем глаза черной краской, серым цветом (мы уже умеем создавать несколько его оттенков) создаем тени вдоль линии щеки, у подбородка, у нижних век.

Серо-голубым цветом (голубой "ФЦ" в смеси с газовой сажей) рисуем тени на снегу, которые отбрасывает Снегурочка и дерево. Нашему ночному певцу надо на чем-то сидеть, нарисуем ему небольшой куст. Используем умбру натуральную и белила. На полянке нарисуем елочку, для нее нам понадобятся оттенки серого созданные с помощью голубых красок.

Для создания игры света на снегу  проходимся кисточкой с голубым "ФЦ",  тыкая ею в края тени. Вслед за этим еще до высыхания краски делаем тоже самое поверх голубого белой краской.

Сиеной натуральной прорисовываем дерево вокруг птички, высветляя фон. Иначе певца никто не увидит, даже Снегурочка.

Продолжение будет скоро >> 

Очень надеюсь, что кому-нибудь это понравится.

www.livemaster.ru

Мезенская роспись - расписываем доску

Приступаем к росписи изделия: для этого вам понадобиться деревянная заготовка разделочной доски, кисти и краскакрасного и черного цветов, а так же не забудьте про линейку, карандаш и резинку.

Заготовку, необходимо разделить на полоски таким образом чтобы в центре у нас была самая широкая полоса, в ней мы будем вписывать центральный орнамент, далее по краям внизу и вверху ее окружают полоски узкие, примерно по 1 см ширинойэто орнамент земли, после них идут полоски примерно3-4 см, для изображения олений коней. Теперь в центральной части посередине чертим квадрат, в нем еще один на 1 см меньше, как показано на рисунке. Теперь будем делить наши полоски на равные части., где у нас животный орнамент пошире, где узкая полоска, можно поделить по 1 см.

Следующим этапом в нашей работе будет детальная прорисовка карандашом наших мотивов. Начинаем. Сначала, в узких полосочках наметим треугольники по тем линиям которые у нас уже есть, так делаем на всей заготовке. Теперь начинаем рисовать оленей и коней: в орнаментальной линии намечаем середину, теперь в прямоугольниках, которые мы чертили вписываем коня. ВАЖНО ВСЕ ЖИВОТНЫЕ ДОЛЖНЫ СМОТРЕТЬ СТРОГО СЛЕВА НА ПРАВО. На рисунке, видно как он выглядит, остается только повторить, он пишется очень легко, главное стараться…

Между ножек оленей и коней находятся уточки они напоминают английскую букву S, только верхняя часть немного меньше нижней. Так делаем по всей доске.

Теперь переходим к центральному мотиву. Для него можно выбрать любой знак плодородия показанный в истории Мезенской росписи. В нашем ромбе еще вписаны уточки в полосе, которая получалась между 2 квадратами. Теперь по всем 4 сторонам квадрата размещаем жарптиц. Очень сложно словами описать как рисовать их, но попробуйте посмотреть на рисунке и срисовать…. Надеюсь у вас все получилось!

Теперь приступаем к работе с красками! Берем немного красной краски на палитру, разводим ее водой до нужной вам консистенции и вперед! Берем кисточку № 2 начинаем наводить тонкие линиивсе что мы ранее намечали карандашом (только горизонтальные). Намечаем треугольники, коней, уточек и оленей закрашиваем полностью. В маленьких треугольниках рисуем-примакивания. Примакивание пишется так: на круглую кистоску набираем краске, обиваем кончит кисточки о край баночки или палитры так, чтобы получился острый кончик, теперь располагаем кисть вертикально к бумагеи т олько так!, и начинаем движение кистьютоненькая линия, затем плавно начинаем нажимать на кисть (происходит утолщение линии), затем продолжаем нажим, замираем и плавно отнимаем кисточку от бумаги, при этом стараясь ее не двигать ... Если коротко то получается такая формулатоненько, нажимаем, останавливаемся, поднимаем вверх.

Все! Подмалевки закончены, отставляем красную красну и берем черную, а вместе с ней самую токую кисточку, которая у нас есть. В треугольники дорисываем 2 примакивания с другой стороны от красных, в этой же полосе в верхних треугольниках пишем волнистые линии. У меня на доске показан еще один вид полоски, можно попробовать и его.Теперь у коней очерчиваем гривку, рисуем примакивания, а между ними волнистые линиинаша грива готова. Теперь рисуем вожжи, ножки-они идут с примакиваниями с обеих сторон, не забываем про глазик. Теперь рисуем хвостикэто простые прямые линии, но если вы хотите, придумайте более изящный и интересный хвост. Уточкам примакиваниями выполняем хвостик, рисуем глаз. Теперь делаем косую косичку рядом с конем как на рисунке…

Переходим к написанию оленей. Делаем рога, очерчиваем попку и делаем небольшой хвостик, с уточками все тоже самое.

Теперь рисуем центральную часть доски. В квадрате рисуем знак плодородия, какой вы выбрали, дописываем уточек, как это делали раньше. Теперь переходим к Жар-птицам. Рисуем красными и черными завитками красивый и пышный хвост, теперь короткими мазками пишем перья чередуя красные и черные мазки, теперь остается сделать хохолок и написать глаз.

Если у вас осталось место вверху доски туда можно вписать еще 2 жар-птицы.

Теперь, когда основной рисунок у нас готов, начинаем добавлять мелкие мотивы, такие как: спирали, черточки, звездочки… И смотрим что у нас получается…

Все, теперь, когда вся краска высохла, мягкой резинкой стираем карандаш, если где он остался и готовимся лакировать. Вот она готовая работа-

Мне нравиться пользоваться акриловыми красками, но можно и гуашью и темперой. Кистиэто предпочтение каждого мастера... Я люблю круглую белку "Рублев", пользуюсь чаще №2. первым редко и так все получается. Мой учитель любит колонок, а я им вообще не владею. Доску, если она плохо отшливована, можно покрыть слоем лака (жидкого ПФ), либо разбавленным клеем ПВА. Мезенская роспись по правилам расписывается ТОЛЬКО по дереву, но можно затонировать заготовку близкими к древесине цветом.

Автор материала - Зинченко Наталья, работы можно посмотреть здесь: www.livemaster.ru/rukodelica.

Другие картинки, которые могут пригодится в работе:

www.kefa.ru

Конспект открытого урока "Урало-сибирская роспись. Роспись деревянной доски "

Открытый урок

по предмету Работа в материале

на тему: "Урало-сибирская роспись в современной обработке. Роспись деревянной доски"

Конспект открытого урока по предмету Работа в материале.

Тема урока "Урало-сибирская роспись в современной обработке.

Роспись деревянной доски "

Цель: Выполнить Урало-сибирскую роспись деревянной доски.

Задачи:

Образовательные:

  1. Знакомство с народной декоративной росписью Урало-сибирская роспись;

  2. Знакомство с особенностями и приемами работы Урало-сибирской росписи.

Развивающие:

  1. Развитие чувства цвета, ритма, композиции;

  2. Развитие навыков кистевой росписи;

  3. Развитие фантазии и воображения, творческих способностей.

Воспитательные:

  1. Воспитание аккуратности при работе с красками;

  2. Воспитание любви к народному художественному труду.

Оборудование:

- для учителя: видеоролик, подборка слайдов по теме, телевизор, доска, гуашь, кисти, деревянная доска.

- для учеников: гуашь, кисти, деревянная доска, палитра, непроливайка, альбом А4.

Структура урока:

1. Орг.момент.

2. Основная часть:

- Сообщение новой темы и постановка цели.

- Актуализация знаний и введение новых знаний.

- Практическая работа.

3. Итог урока: опрос, обсуждение.

Ход занятия:

Здравствуйте! Тема нашего сегодняшнего занятия: Урало-сибирская роспись. И наша сегодняшняя цель - расписать деревянную доску.

Урало-сибирская роспись – одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками на окрашенной деревянной основе, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на края плоской кисти одновременно с белилами берётся вторая цветная краска.

Зарождение урало-сибирской росписи связано с освоением в XVII –XVIII веках восточных территорий России. Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству жилых и общественных зданий, а потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров. Народная декоративная роспись была тесно связана с иконописью заимствованием элементов травинок, так как украшением бытовой утвари и интерьеров, как правило, занимались иконописцы. Традиционно росписью декорировались экстерьеры, интерьеры и домашняя утварь крестьянских жилищ. Кроме стен, потолков, дверей расписывали прялки, коромысла, берестяную и деревянную посуду.

Основными мотивами композиции служили «Букет» в вазе или без неё и «Древо жизни» с охраняющими древо животными и птицами на ветвях. Основными элементами росписи являются цветы, фрукты, ягоды, листья, изображения птиц (петухов, фазанов, совушек, сказочной птицы-сирин), гораздо реже зверей. Часто композиция оформлялась рисованной рамкой.

Традиционный колорит промысла использует небольшое количество цветов основных элементов: один цвет для всей зелени, один – для всех или группы цветов, и один для ягод. Как правило, цвета в росписи контрастируют к цвету фона, например, холодные сине-зеленые и сиреневые букеты расцветают у мастеров на бардовом или коричневом фоне. Разживка (она же разбел по другим источникам) чаще всего бывает белой и применяется в тех случаях, когда для росписи берётся темный или цветной фон (красный, синий, зелёный, коричневый, оранжевый). Если фон, на котором выполняется роспись светлый (белый, светло-голубой, желтый, золотистый, древесный), разживку делают темными цветами, либо переворачивают двояко-окрашенную кисть белым цветом внутрь. В росписи обязательно присутствуют чёрный цвет для декорирующих роспись приписок.

Роспись традиционно выполнялась на окрашенной древесине масляной краской. Техника Урало-сибирской росписи простая. Разметка композиции производилась пальцами без предварительного рисунка, отпечатывая пятнами основных цветов местоположение будущих бутонов и листьев. Затем плоской кистью брали на один ёё край белую краску, а на второй цветную. Далее, приложив к поверхности, вращали кисть вокруг её оси, тем самым, за одно движение изображая ягодку или бутон цветка. Затем прописывали такими же двухцветными мазками листья. Заканчивали роспись прописью графичных черных приписок маленькими круглыми кистями (ранее деревянными палочками с «размочаленным» концом) для объединения элементов композиции и связи их с фоном. После росписи изделие покрывали лаком.

Выполнение практической работы.

А сейчас мы попрактикуемся в выполнении основных элементов (цветок, листик, ягодки, приписки) на альбомных листах. После практической работы на листах бумаги, необходимо придумать несложную композицию и начать роспись доски.

Подведение итогов.

Когда появилась Урало-сибирская роспись ? (в в XVII –XVIII вв.)

Какие особенности народной кистевой Урало-сибирской росписи вы можете назвать? (Разбел, основные цвета).

Урок окончен. Спасибо за работу.

hello_html_38b0f6d6.jpghello_html_4f81f574.jpg

hello_html_448448bc.jpg

infourok.ru

Как правильно раскрасить дерево? | Дом и семья

Такие заготовки лучше покупать в магазинах для художников. Там выбор на все вкусы, а древесина хорошего качества, правильно распиленная, хорошо высушенная и обработанная. В хозяйственных магазинах деревянные изделия (доски, ложки) тоже качественные, но часто — под лаком.

Лак с них надо вытравливать ацетоном и зашкуривать поверхность. Так же следует поступать и с деталями мебели. Это — долгая и нудная работа. На рынках можно купить красивые и недорогие заготовки, но случается, что они — из плохо высушенного или больного дерева. Кроме мучений, работа с таким изделием ничего не принесёт. Дерево может «приготовляться» и без участия человека. Например, пролежавшая несколько лет в сарае на даче доска, после зашкуривания вполне пригодна под роспись.

Из пород дерева лучшие — липа и берёза. Чуть хуже дуб и бук (у них плотная поверхность, но много тёмных прожилок, которые плохо закрашиваются). Сосну можно брать только с промышленной обработкой, т. е. отлежавшуюся, высушенную и отполированную. Остальные породы приносят немало хлопот, разбухая от воды, меняя цвет красок или забирая в себя лак в огромных количествах.

Дерево — материал красивый, но капризный. Оно — живое. Дышит, разбухает или ссыхается, трескается или расслаивается. Имеет сучки, от которых со временем избавляется. Может «съесть» краску или изменить её цвет до неузнаваемости. А поверхность может не поддаваться выравниванию. Поэтому, для хорошего сцепления краски с поверхностью и для закрытия пор, дерево всегда грунтуют.

Можно использовать покупной акриловый грунт. А можно просто: на 100 мл воды взять 6−10 капель клея ПВА, размешать и широкой кистью наносить на изделие — сначала по вертикали, потом по горизонтали, чтобы не оставалось проплешин. Грунтовать надо дважды или трижды, каждый раз полностью высушивая изделие. Ещё можно грунтовать одним слоем лака ПФ (паркетного). Можно сразу грунтовать фоновой, например, чёрной краской в смеси с ПВА. На плоских поверхностях удобнее пользоваться маленьким валиком.

Если надо скрыть скол, трещину или большой сучок, можно воспользоваться качественной шпатлёвкой, втирая её несколько раз в углубление и каждый раз полностью просушивая, пока поверхность не выровняется. Потом это место надо пропитать лаком ПФ, чтобы шпатлёвка со временем не выпала, и легко отшкурить отработанной шкуркой.

Только после грунтовки можно наносить или переводить задуманный рисунок. Последовательность росписи по дереву такая: сначала раскрашиваются большие фоновые куски поверхности, потом более мелкие.

По ним — одним цветом делаются «подмалёвки» (наброски фигур или цветов) и размечается орнамент. Потом идёт прорисовка деталей этих фигур и орнамента. Последний этап — отделка. Это рисование мелких деталей декора, точек, обводок, добавление украшений из геля.

Не стоит забывать, что рисунок должен быть выдержан в стиле, подходящем к фактуре дерева, т. е. лаконичным и чётким, жалательно с обводкой. Краски для дерева лучше брать попроще — акрил или гуашь с ПВА. Масло и темпера — краски для опытных художников. Акварель же подходит только для тонировки незакрашенных поверхностей.

При росписи можно применять множество эффектов, благо выбор материалов велик. Есть краски, гели и лаки, имитирующие металл, стекло, иней, камень, кожу рептилий, патину, золото, бронзу, серебро, дающие 3D-эффект, люминесцентные или с блёстками. До раскрашивания на поверхность можно наклеивать кусочки цветной фольги, бисер. Но всё-таки, главное — интересный и красивый рисунок, который и делает вещь уникальной.

Последняя стадия работы над рисунком по дереву — лакировка. Самые доступные лаки — ПФ, разбавляемые уайт-спиритом. От простого паркетного, когда необязателен блеск и достаточно 1−2 слоёв лака для закрепления краски, и до дорогих быстросохнущих лаков, блестящих или матовых. Каждый слой лака высушивается, и по нему проходят мягкой шкуркой, потом стирают пыль и снова лакируют. Так повторяют несколько раз до получения идеально ровной матовой или глянцевой поверхности. Кисть должна быть плоской и жёсткой, без выпадающей щетины.

Если вы решились исполнить рисунок на дереве, не пренебрегайте этими советами, и тогда ваше творение будет жить долго.

shkolazhizni.ru

Роспись разделочной доски

Автор:  Татьяна Петропольская

Виды творчества:   Роспись по дереву
Сложность:   средняя
Время работы:   7 дней

Мне нравится расписывать дерево и создавать разделочные доски, которые можно применять не только для декора, но и по их функциональному назначению.

Также я люблю мастер-классы так как они позволяют взглянуть на процесс глазами другого человека и многое увидеть иначе. Саму меня иногда спрашивают: рисую ли я перед началом работы полноцветные эскизы на бумаге? Сколько времени трачу на изготовление одной доски? Откуда я беру идеи и т.д.

Я заметила, что ответы на эти вопросы в разнове время у меня разные и они (ответы) помогают реально смотреть на стоимость своего труда, а, следовательно, ценить свой труд и труд другого человека.

Ну, а теперь сам процесс...

Шаг.1. Идея и выбор доски

Доски впрок я никогда не закупаю. Поэтому чаще всего приобретаю их под заказ клиента или тогда, когда ловлю соответствующее под серию досок настроение. Настроение для целой серии у меня появляется не очень часто, 3-4 раза в год. Вот написала и подумала, может это как-то связано с сезонностью? Надо будет проследить. 

В этом феврале мне захотелось сделать серию Рыб. Поэтому первым делом я заказала круглые формы с ручкой у знакомой женщины, чей муж в Закарпатье из бука изготавливает разные интересные формы и вырезает доски по предложенному лекалу. В лучшем случае ждать заказа необходимо около недели.

Шаг.2. Подготовка рисунка

А пока я жду доски, делаю пару набросков на бумаге. Детально я никогда не прорисовываю. Для меня важно зарисовать эмоцию, которую хочу передать на доске, чтобы не потерять ее потом. Выглядит это примерно так. Еще заметила, что когда рисую то и сама гримасничаю: мимически удивляюсь, улыбаюсь, расстраиваюсь. Так легче войти в настроение рыбешки.

 

Шаг 3. Грунтовка

Когда доски уже на руках, сторону для росписи грунтую клеем ПВА разведенным с водой. С пропорциями я постоянно экспериментирую, но ближе всего к 1:2 или 1:3. Кисточку для этого процесса использую недорогую жесткую и с плоской щетиной шириной 1 см.

Сложность, с которой сталкиваюсь на этом этапе: деформирование доски после контакта с водой или перепада температур (если, к примеру, покупаешь доску на улице зимой и приносишь в теплую квартиру). Избежать этого можно, покупая хорошо просушенное дерево у проверенных изготовителей и лучше в теплое время года и сухую погоду. Но даже и в этом случае, хоть и редко, возможны сюрпризы, а соответственно и отбраковка.

После грунтовки зачищаю сторону для росписи мелкой наждачкой. Время, затраченное на грунтовку досок — один день.

 

Шаг. 4. Начало росписи.

После легкого наброска карандашом я наношу краску на крупные детали. Желательно в два слоя, чтобы дерево не просвечивало. Все мелочи оставляю на потом. Расписываю художественной гуашью и беличьими кистями 3-го и 7-го размеров. Начинаю от светлых тонов и перехожу к более темным.

В часах, суммарно, роспись может занимать около трех часов. Но сделать это фактически невозможно. Так как каждому цвету необходимо давать время на высыхание. Поэтому сам процесс росписи одной доски длиться от 2-3 дней до пары недель (если есть дополнительная загрузка). Дольше этого времени я стараюсь не затягивать, так как могу потерять настроение доски. Хотя бывают исключения.

В идеале я сразу расписываю от трех до пяти досок. Пока на каждой прорисую области, например, желтого цвета, они высыхают и я перехожу к оранжевому и т.д. Цвета между собой стараюсь не смешивать. Могу облегчать ультрамарин белым цветом или для сочного салатового смешивать зеленый с лимонно-желтым.

Так выглядит окончательная роспись:

Бывает так, что изготовители доски хорошо протирают ее подсолнечным маслом. Считается, что именно это процедура и защищает ее от деформации при контакте с водой, так как та не может впитаться (насколько я понимаю). Я заказываю доски не промасленные, иначе гуашь не сможет ложиться на ее поверхность равномерно.

Шаг.6. Лакировка

Когда роспись окончена доску необходимо покрыть защитным слоем лака, чтобы ее затем можно было использовать по назначению. Я перепробовала множество лаков — яхтный, мебельный, акриловый на водной основе! Результат последнего оказался плачевным, так как рисунок размазался — ведь, гуашь легко разбавляется водой. Остановилась на лаке ПФ-170. Мне он нравится по качеству (густоте и времени высыхания), прочности покрытия и запаху. Лакирую в резиновых перчатках с помощью поролоновой губки.

Первый слой лака впитывается через краску и его практически не видно. Вот как на этой картинке. Зато (сюрприз!) видоизменяются цвета росписи. Светлые могут стать более прозрачными и будут видны полосы древесины и мазки, а вот оттенки ультрамарина, зеленого и коричневого становятся более насыщенными и глубокими.

Лакировать желательно на улице или в хорошо проветриваемом помещении при температуре 17-25 С. Сохнет один слой лака около суток. В идеале необходимо покрыть доску 3 слоями, дать ей 3-4 дня до полного затвердевания лака, а затем пройтись по поверхности мелкой наждачной бумагой. Тогда лаковая поверхность станет гладенькой и ее можно покрывать завершающим слоем лака. Раньше я покрывала шестью слоями лака, затирая наждачкой поверхность после 3, 4 и 5-го слоев. Но сейчас вижу, что четырех слоев вполне достаточно.

Хорошо лакированная работы выглядит так: равномерно поблескивает на солнце. Хотя на самой поверхности, конечно многут оставаться следы кисти или губки — это же хендмейд!

 

Шаг 7. Завершающий

Когда дощечка готова, необходимо хорошенько обработать тыльную сторону крупной наждачкой, так как на ней часто остаются лаковые отпечатки пальцев. Это трудоемкая работа, требующая силы. Для нее у меня есть специальный электроприбор для полировки.

Теперь остается придумать посыл самой дощечки: о чем она? какую историю хранит в себе? Когда история готова, я ее распечатываю на картоне и нашиваю на льняное полотно, натуральной нитью прикрепляю к доске и декорирую бусиной.

Спасибо за внимание.

 

Ключевые слова:   роспись, роспись по дереву, мастер-класс, разделочная доска, уютная кухня

Материалы:   пва, беличьи кисти, деревянная заготовка, гуашь, лак, картон, деревянная бусина, шпагат льняной, ластик, карандаш, ножницы, наждачная бумага, поролоновая губка

 

***

Рубрика "Разное" (случайная страница) >>>

subscribe.ru