Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Татарские традиции – что интересного у этого народа. Рисунки татарские традиционные предметы быта


Татарские традиции – что интересного у этого народа

У любой народности есть собственные традиции с обычаями, корнями уходящие в далекое прошлое, но воскреснувшие сегодня в качестве национальных праздников. У татар имеется два слова, которые означают праздник. Религиозные, то есть, мусульманские праздники зовутся тут словом гает или ает. Например, Ураза гаете – это праздник поста, а Корбан гаете – это праздник жертвы. Что до народных, то есть, не религиозных праздников, то по-татарски они называются бэйрэм, что обозначает «весеннюю красоту» или «весеннее торжество». 

Татарские традиции Татарские традиции

Религиозные традиции Татарстана

Мусульманские празднества у татар - мусульман в себя включают коллективное утреннее моление, в котором участвуют исключительно мужчины. Затем они совершают поход на кладбище и там повторно молятся возле могил их родных или близких. В это женщины готовят дома для них праздничный обед. Как и у россиян, тут в праздники с поздравлениями заходят в дома родственников и к соседям. В дни так называемого Корбан-байрама, то есть, праздника жертвы, татары старались угостить мясом убитого барашка максимальное количество людей.  

Религиозные традиции Религиозные традиции

Рамадан и Рамазан

Рамадан или Рамазан, который на тюркском наречии еще зовется уразой, является девятым месяцем в мусульманском календаре. Это месяц поста. И по исламской традиции, в это время пророку Мухаммаду и было передано ангелом Джибрилем первое из божественных откровений, которое потом вошло в священную книгу всего исламского народа - Коран.

Рамадан Рамадан Религия татарского народа

Пост

Пост во время рамадана – это одна из ключевых обязанностей любого мусульманина. Он нужен для того, чтобы укрепить всех мусульман и повысить их самодисциплину, а также научить точно исполнять наказы Аллаха. На протяжении всего светового дня, от восхода солнца и вплоть до его заката категорически запрещено есть и пить, курить или вкушать удовольствия, либо предаваться другим развлечениям. Днем следует работать и молиться, а также читать Коран и заниматься разными благочестивыми размышлениями или поступками. А еще следует пожертвовать нечто на благотворительность.  

Пост Пост

Курбан-Байрам

Курбан-Байрам также носит название праздника жертвоприношения. Это исламское празднество окончания хаджа, отмечаемое в 10 день двенадцатого месяца по исламскому лунному календарю. В соответствии с Кораном, ангел Джабраил явился во сне к пророку Ибрахиму, чтобы передать ему повеление Аллаха о том, что он должен принести в жертву первого сына Исмаила. И проснувшись, Ибрахим незамедлительно отправился в долину Мина к тому самому месту, где сегодня стоит Мекка, чтобы начать приготовления. Но, это оказалось лишь испытанием Аллаха, и потому, когда жертва уже была почти принесена, милостивый Аллах заменил Ибрахиму жертву сыном и сказал зарезать ягненка. Праздник собой символизирует милосердие и величество Бога а также то, что вера – это лучшая жертва. 

Курбан-Байрам Курбан-Байрам

Празднование

Праздновать такой день начинают с наступлением утра. Мусульмане отправляются в мечеть для утренней молитвы. Обряд этого праздника начинается со всеобщей молитвы, она носит название намаз. По окончании ее имам, который читал намаз, просит у Аллаха принятия поста, прощения грехов и о благоденствии. Далее все верующие, перебирая тасбих, вместе читают зикр. Кстати, он совершается по особенной формуле и особенным образом, как вслух, так и про себя и всегда сопровождается специфическими телодвижениями. После завершения утреннего намаза все верующие торжественно возвращаются домой. 

Курба-Байрам - празднование Совет

Дома закалывают барана, хотя по традиции нужно было бы заколоть верблюда или быка. Это следует делать обязательно со словами «Бисмиллах, Аллах Акбар». А еще существует традиция раздавать милостыню и делиться приготовленной бараниной. По сложившейся за много веков традиции принято готовить только треть мяса, чтобы угостить свою семью, а треть отдать беднякам, оставшуюся треть раздают в качестве милостыни всем просящим.

Нужно заколоть барана Нужно заколоть барана

Есть ли у татар народные традиции, не связанные с религией?

Весна является временем пробуждения природы, когда у людей происходит обновление их ожиданий. Так что хорошая весна к хорошему урожаю, иначе говоря, к благополучной жизни. Как и в культурах и в традициях прочих народов, все татарские села были на берегах рек. Потому самое первое «весеннее торжество» или бэйрэм было связано с ледоходом. Называется такой праздник «боз карау» или «боз багу», иначе говоря, «смотреть лёд». Потом был «боз озатма» - это проводы льда, после него шел «зин киту», обозначавший ледоход. Смотреть ледоход выходили на берег реки все деревенские жители. Молодёжь даже наряжалась и играла на гармонях. На плывущих льдинах нужно было раскладывать и поджигать солому.

Детишки и традиции

Очередной традицией было правило, по которому ранней весной дети ходили по домам своей деревни и собирали крупу, масло и яйца. Из продуктов, собранных ими, на улице с помощью поварих постарше, они варили кашу в большом котле и потом ели ее. Немного позже наступал и день сбора «крашеных яиц». Хозяйки их красили еще с вечера. А чаще всего для этого использовался отвар луковой шелухи или березовых листьев. Тогда же пеклись булочки с кренделями. Утром детки начинали обходить дома и заносили туда щепки, разбрасывая их на полу. Это делалось, чтобы «двор не пустовал». Попутно выкрикивались такие себе напевалки-кричалки, к примеру «Кыт-кытыйк, кыт-кытыйк, дед с бабкой дома ли? Дадут ли яичко? Пусть будет у вас много курочек, и пусть топчут их петушки. Если же не дадите яичко, то перед домом вашим озеро, там и утонете!». 

Детишки и традиции
Детишки и традиции

Праздник Плуга

Пожалуй, самым массовым и популярным сегодня праздником, включающим в себя народные гуляния с различными обрядами и играми, является Сабантуй. Дословно он означает «Праздник Плуга». Поскольку сабан - это плуг, а туй – праздник. Раньше его праздновали перед тем, как начинать все весенние полевые работы, то есть, в апреле, сегодня сабантуй отмечают в июне, то есть, по окончанию сева. 

Праздник Плуга Праздник Плуга

Сабантуй и его празднование

Сабантуй начинают праздновать с самого утра. Женщины одевают свои праздничные украшения, в гривы лошадям вплетаются ленточки, к дуге подвешиваются колокольчики. Все наряженные собираются на большом лугу. Он зовется майдан. Развлечений тут великое множество. Главное – это национальная борьба под названием курэш. Для победы тут требуется сила и хитрость с ловкостью. Существуют и строгие правила. Так, противники друг друга обматывают широкими поясами, называемыми кушаки, суть в том, чтобы суметь подвесить противника на собственном поясе в воздухе, после чего его положить на лопатки. Победивший зовется батыр и получает в качестве награды живого барана. Впрочем, сейчас все чаще такой приз заменяют другими, более ценными подарками. Поучаствовать, чтобы продемонстрировать силу и ловкость, а еще смелость можно и в других соревнованиях.

Сабантуй Сабантуй

Сабантуйские традиционные соревнования

  • бой с мешками сена верхом на бревне. Цель заключается в выбивании противника «из седла»
  • Бег в мешках
  • парные состязания: одну ногу надо привязать к ноге партнера, после чего так бежать к финишу
  • поход по раскачивающемуся бревну за призом
  • игра под названием «Разбей горшок». Тут участникам завязывают глаза и дают в руки длинную палку, ею и нужно разбить горшок
  • карабканье по столбу с привязанными на верхушке призами
  • бег с яйцом и ложкой. На ложке лежит сырое яйцо. Кто прибежит первым, не разбив свой хрупкий груз, тот и победил
  • конкурсы, устраиваемые для татарских красоток. Например, кто быстрее и лучше всех нарежет лапшу. 
Празднование Сабантуя Празднование Сабантуя

На поляне, где проходят гулянья, можно поесть шашлыка и плова, а еще домашней лапши и национальных угощений, как чак-чак, эчпочмак, балиш и перемяч. 

Празднование Сабантуя

Обряды и правила, касающиеся рождения ребенка

Целый ряд обязательных к выполнению обрядов сопровождает рождение ребенка. Ранее родами занимались повивальные бабки. Их звали бала эбисе. Занятие повитух называлось эбилек. Повитуха должна была отрезать и завязывать пуповину, обмыть младенца, завернуть его в нательную рубаху его отца. Потом совершался ритуал, именуемый авызландыру, то есть, «дать отведать». В тончайшую ткань заворачивался комок разжеванного с маслом и с медом хлеба, делалось подобие соски и давалось пососать младенцу. Иногда даже просто обмазывали ротик ребенка маслом и медом, либо медовым раствором. Это называлось «зэмзэм су». 

Традиции, связанные с рождением ребенка Традиции, связанные с рождением ребенка

На следующий день делали обряд «бябяй мунчасы», то есть, «детской бани». Топилась баня, потом повитуха помогала роженице помыться и покупать ее младенца. По прошествии нескольких дней устраивался обряд исем кушу, то есть, имянаречение. На него звали муллу и гостей - мужчин являющихся родственниками и знакомыми семейства, накрывался стол с разными угощениями. Мулла должен был читать молитву, после чего к нему подносился ребенок. Он обращался к великому Аллаху, призывая его принять этого новорожденного под покровительство. Далее он нашептывал на ухо малышу его имя, но в арабском звучании. Имена детям подбирались, как правило, муллами, имевшими специальные календари имен. Считалось, что от этого будет зависеть дальнейшая жизнь ребенка. 

Молитва
Молитва Вывод:

Ко всем древним традициям татары относятся свято, они чтут обряды, и считают их, и по сей день обязательными для выполнения. И пусть современная жизнь вносит в их быт много нового, для старого там всегда остается место.

Традиции и обычаи татарского народа

www.xn-----6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai

Реферат – Традиционные хозяйство, быт и традиции татар

На протяжении многовековой истории развития у древних татар выработались определенные черты характера, отличающие их от представителей других этносов. Авторы, писавшие в прошлом о чертах характера древних татар, отмечали следующее.Во-первых, древние татары свято чтили память предков. «Так поступали наши предки», «так установили предки» ― это был основной способ мотивации действий, главный нравственный императив древних татар.Во-вторых, древние татары очень уважительно относились к старшим по возрасту. Это качество воспитывалось с младенческого возраста и поддерживалось в течение всей жизни.В-третьих, характер древних татар был прост и от них веял дух «глубокой древности». Они были потомками древнейших и могущественнейших этносов – имэнцев, тюрков, хуннов, динлинов. В-четвертых, древние татары были отважны и воинственны. В 1127 году китайский историк Ли Си-Чуань писал: «У татар все люди отважны и воинственны» [5, с. 97]. В-пятых, древним татарам были присущи честность, верность долгу и дисциплинированность. В XVI веке испанский путешественник Педро Тафур писал: «Если на восточных рынках среди рабов продается татарин или татарка, то цена на них в три раза выше, чем на других рабов, ибо с уверенностью можно сказать, что ни один татарин не обманет и не предаст своего господина» [5, с. 98]. Таким образом, древние татары обладали следующими чертами характера: добротой в общении со своими сородичами и яростью в бою, честностью, верностью своему слову и послушанием, терпеливостью и чувством собственного достоинства, духом товарищества. Все эти качества и свойства составляли нравственную основу их общественной жизни. Этнические свойства древних татар были сотканы, разумеется, не из одних достоинств. В их характере и поведении сочетались противонаправленные свойства: мягкость в общении между собой и ярость в бою, единодушие между представителями одного рода и отсутствие согласия между родами и племенами. Подобно своим далеким предкам динлинам, древние татары очень редко собирались вместе для отпора врагу. Каждое племя и каждый род действовали самостоятельно, среди них не было единства. Именно отсутствие единства, родоплеменная разобщенность были слабым местом древних татар.

2. Традиционное хозяйство татар

Большинство многочисленных древних татарских племен вело полукочевой образ жизни. При этом они совершали подкочевки по берегам рек, а зиму проводили в глубоких долинах между горными хребтами, которые служили им защитой от пронзительных северо-западных ветров.Основу хозяйственной деятельности большинства древнетатарских племен составляло кочевое скотоводство. Разводили лошадей, овец и крупный рогатый скот. Древние татары ели конину, однако больше употребляли баранину. Поэтому в их хозяйстве первостепенную роль играли овцы. Овцы были крупные, белые с длинными черными ушами. Мясо их было очень вкусное, особенно у овец, выращенных в районах пустыни Гоби (Шамо).О роли лошади в жизни татар китайский историк Мэн Хун писал так: «Татары родятся и вырастают в седле и на лошади» [1, с. 74]. Лошадь служила средством передвижения, была боевым товарищем в походах и на облавной охоте. Древние татары пили кобылье молоко, кумыс, изготовленный из кобыльего молока.Сена на зиму для скота они не заготовляли. Зимой скот питался подножным кормом, разгребая снег копытами. В тех районах, где обычно проводили зиму, летом скот не пасли. Загонов для скота не делали. На ночь скот располагали около юрт под охраной собак.Занятие скотоводством сочеталось с различными видами домашнего ремесла в каждом отдельном хозяйстве. Материальная культура древних татар определялась потребностями кочевого быта. Они выделывали кожу, валяли войлок, плели шерстяные тесьмы для обвязывания юрт, делали седла, уздечки, луки, стрелы, огневые приборы и т.д. и т.п. Из дерева делали каркасы для юрт, сундуки, двухколесные телеги. Наиболее искусные мастера делали более сложные виды оружия, наносили тонкий чеканный рисунок на металлические изделия.У древних татар широко было развито прикладное искусство. Очень искусно изображали деревья, птиц, зверей на войлоке, закрывающем вход в юрту. Украшали одежду и предметы домашнего обихода, а также оружие.Древним татарам издавна было известно и ювелирное дело. Особенно любили изготовлять украшения из серебра. Окрестности озер Буйр-нор, а также территория между рекой Керулен и центральным Хинганом были богаты серебром.Древние татары жили по заветам своих отцов и дедов. В древнетатарском обществе мужчины и женщины вместе участвовали в пирах и походах. Во время походов женщины заботились о поклаже, одежде, вещах. Исключительно женщины устанавливали и разбирали юрты, разгружали вьючных лошадей, повозки.Однако главной обязанностью женщины-матери было воспитание детей. Если отец обучал сыновей стрелять из лука и искусству управлять лошадью, то мать воспитывала как сыновей, так и дочерей в духе уступчивости старшим и почитания родителей. Почитание родителей и уважение к старшим занимали первое место среди прочих качеств детей.Древние татары жили в круглых войлочных юртах. Юрта по-татарски называлась «йорт», по-монгольски – «гыр» или «гыро», по-маньчжурски «ураса» [1, с. 79]. У татар были два типа юрт: разборная и неразборная. Разборную перевозили в разборном виде. Неразборная юрта называлась кутарме. Это была большая юрта. Ее перевозили в неразборном виде. Для транспортировки изготавливали специальную телегу-платформу. Такую телегу тащили 22 быка. Юрту изготавливали из водонепроницаемого черного войлока: пропитывали смесью из курдючного сала и извести. Зимой остов обволакивали в два или три слоя войлоком. Затем обтягивали шерстяными тесьмами или веревками. Дверь состояла из обшитого, простеганного холстом войлока, прибитого на раму. Дверное отверстие всегда было обращено к юго-востоку. Свет проходил сквозь дымное отверстие или дверь.

refbox.org

Школьный музей - Предметы быта

     Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской деревне утварью называлось "все движимое в доме, жилище", по словам В.И.Даля. Фактически утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.    В русской деревне употреблялась в основном деревянная и  гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долбленой, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках, торжках, особенно это касалось бондарной и токарной утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов.Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засалки, квашения овощей.   Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, ее бережливости, уважения к семейным традициям. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи.   Наполнявшая дом утварь изготавливалась, приобреталась, хранилась русскими крестьянами, естественно исходя из чисто практического ее использования. Однако в отдельные, с точки зрения крестьянина важные моменты жизни почти каждый из ее предметов превращался из вещи утилитарной в символическую. Сундук для приданого в один из моментов свадебного обряда из емкости для хранения одежды превращался в символ зажиточности семьи, трудолюбия невесты. Ложка, повернутая выемкой черпака вверх, означала, что она будет использована на поминальной трапезе. Лишняя ложка, оказавшаяся на столе, предвещала приход гостей и т.п. Одни предметы утвари обладали очень высоким семиотическим статусом, другие более низким.Бодня, предмет домашней утвари, представляла собой деревянную емкость для хранения одежды и мелких предметов домашнего обихода. В русской деревне было известно два вида бодней. Первый вид представлял собой длинную выдолбленную деревянную колоду, боковые стены которой изготавливались из цельных досок. Отверстие с крышкой на кожаных петлях находилось в верхней части колоды. Бодня второго вида - это долбленый или бондарный ушат с крышкой, высотой 60-100  см, диаметром дна 54-80 см. Бодни обычно запирались на замок, хранились в клетях. Со второй половины XIX в. стали заменяться сундуками.    Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кадки, лукошки разной величины и объема. Бочки в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льну, рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого товара.  Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались кадки. Как правило, кадки были бондарной работы, т.е. делались из деревянных дощечек - клепок, стянутых обручами. они делались в форме усеченного конуса или цилиндра. они могли иметь три ножки, являвшиеся продолжением клепок. Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это делалось для того, чтобы соления и мочения всегда находились в рассоле, не всплывали на поверхность.     Крышка берегла продукты от пыли. У кружка и крышки имелись небольшие ручки. Лукошком называлась открытая цилиндрическая емкость из луба, дно плоское, из деревянных досочек или коры. Делалось с ручкой-ложкой или без нее. Размеры лукошка определялись назначением и назывались соответственно: "набирка","мостинка","ягодница", "грибница", и т.п. Если лукошко предназначалось для хранения сыпучих продуктов, то закрывалось надевающейся сверху плоской крышкой. Горшок - предмет бытовой, утилитарный, в обрядовой жизни русского народа приобрел дополнительные ритуальные функции. Ученые считают, что это один из самых ритуализированных предметов домашней хозяйственной утвари. В поверьях народа горшок осмыслялся как живое антропоморфное существо, у которого есть горло, ручка, носик, черепок. Горшки принято делить на горшки, несущие в себе женское начало, и горшки с заложенной в них мужской сущностью. так, в южных губерниях Европейской России хозяйка, покупая горшок, старалась определить     его родо-половую принадлежность: является он горшком или горшницей. Считалось, что в горшнице сваренная еда будет более вкусной, чем в горшке.     Интересно также отметить, что в народном сознании четко проводится параллель между судьбой горшка и судьбой человека. Горшок нашел себе довольно широкое применение в погребальной обрядности. Так, на большей части территории Европейской России был распространен обычай разбивать горшки при выносе из дома покойников. Этот обычай воспринимался как констатация ухода человека из жизни, дома, деревни. В Олонецкой губ. эта идея выражалась несколько иначе. После похорон горшок, наполненный в доме умершего горячими углями, ставился вверх дном на могилу, при этом угли рассыпались и гасли. Кроме того, покойника через два часа после смерти обмывали водой, взятой из нового горшка. После употребления его уносили подальше от дома и закапывали в землю или бросали в воду. Считалось, что в горшке с водой сосредотачивается последняя жизненная сила человека, которую сливают во время обмывания покойника. Если такой горшок оставить в доме, то покойник будет возвращается с того света и пугать живущих в избе людей.  Горшок использовался также как атрибут некоторых обрядовых действий на свадьбах. Так, по обычаю, "свадебщики" во главе с дружкой и свашками утром приходили бить горшки к помещению, где проходила брачная ночь молодых, пока они еще не вышли. Битье горшков воспринималось как демонстрация перелома в судьбе девушки и парня, ставших женщиной и мужчиной. В поверьях русского народа горшок часто выступает как оберег. В Вятской губ., например, чтобы предохранить кур от ястребов и ворон, на забор вешали вверх дном старый горшок. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда были особенно сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную волшебную силу.Для подачи на стол кушаний использовалась такая столовая утварь как блюдо. Оно было обычно круглой или овальной формы, неглубоким, на невысоком поддоне, с широкими краями. В крестьянском быту были распространены главным образов деревянные блюда. Блюда, предназначенные для праздничных дней,    украшались росписью. На них изображались растительные побеги, мелкие геометрические фигуры, фантастические животные и птицы, рыбы и коньки. Блюдо использовалось как в повседневном, так и в праздничном обиходе. В будни на блюде подавалась рыба, мясо, каша, капуста, огурцы и другие "густые" кушанья, съедавшиеся после похлебки или щей. В праздничные дни помимо мяса и рыбы на блюде подавались блины, пироги, булочки, ватрушки, пряники, орехи, конфеты и прочие сладости. Кроме того, существовал обычай подносить на блюде гостям чарку с вином, медовухой, бражкой, водкой или пивом. коней праздничной трапезы обозначался выносом пустого блюда, накрытого другим или тканью.     Блюда использовались во время народных обрядовых действий, гаданий, магических процедур. В родильных ритуалах блюдо с водой использовалось во время обряда магического очищения роженицы и повитухи, который проводился на третий день после родов. Роженица "серебрила бабку", т.е. бросала в налитую повивальной бабкой воду серебряные монеты, а повитуха омывала ей лицо, грудь и руки. В свадебном обряде блюдо использовалось для всеобщего показа ритуальных предметов и поднесения подарков. Блюдо использовалось и в некоторых обрядах годового цикла. Например, в Курской губ. в день Василия Кесарийского 1 января (14 января) по обычаю на блюдо    укладывался жареный поросенок - символ богатства дома, ожидаемого  в новом году. Глава семьи три раза поднимал блюдо с поросенком к иконам, а все остальные молились св. Василию о многочисленном приплоде скота. Блюдо было также атрибутом святочных гаданий девушек, называвшихся "подблюдными". В русской деревне существовал запрет на его использование в некоторые дни народного календаря. Нельзя было подавать блюдо с едой на стол в день Усекновения главы Иоанна Крестителя 29  августа, (11 сентября), так как, по христианской легенде, в этот день отрубленную голову Соломея преподнесла на блюде своей матери Иродиаде. В конце XVIII и в XIX в. блюдом также называли миску, тарелку, чашу, блюдце.    Для питья и приема пищи служила чаша. Деревянная чаша представляет собой сосуд полусферической формы на небольшом поддоне, иногда с рукоятями или кольцами вместо ручек, без крышки. Часто по краю чаши делали надпись. Либо по венцу или по всей поверхности чаша украшалась росписью, включающей растительный и зооморфный орнамент (широко известны чаши с северодвинской росписью). Изготовлялись чаши различной величины - в зависимости от их использования. Чаши большого размера, имевшие вес до 800 г и более, употреблялись наравне со скобарями, братинами и ковшами во время праздников и канунов для питья пива и браги, когда собиралось много гостей. В монастырях большие чаши использовались для подачи на стол кваса. Небольшие чаши, выдолбленные из глины, употреблялись в крестьянском быту во время обеда - для подачи на стол щей, похлебки, ухи и т.п. Во время обеда кушанья подавались на стол в общей чаше, отдельная посуда использовалась лишь во время праздников. Есть начинали по знаку хозяина, за едой не разговаривали. Зашедших в дом гостей угощали тем же, что ели сами, и из той же посуды.   Чашу  применяли в различных обрядах, особенно в обрядах жизненного цикла. Ее также употребляли и в календарных обрядах.  С чашей связывались приметы и поверья: в конце праздничного обеда принято было выпивать до дна чашу за здоровье хозяина и хозяйки, не сделавший этого считался врагом. Осушая чашу, желали хозяину: "Удачи, победы, здоровья, и чтобы в его врагах осталось крови не больше, чем в этой чаше". Упоминается чаша и в заговорах.  Для питья различных напитков применяли кружку. Кружка - это цилиндрическая посуда  разного объема с ручкой. Глиняные и выточенные из дерева кружки украшались росписью, а деревянные - резьбой, поверхность некоторых кружек покрывалась плетением из бересты. Их использовали в повседневном и праздничном обиходе, были они и предметом обрядовых действий.   Для питья хмельных напитков пользовались чаркой. Она представляет собой небольшой сосуд круглой формы, имеющий ножку и плоское дно, иногда могла быть ручка и крышка. Чарки обычно расписывались или украшались резьбой.  Этот сосуд употреблялся как индивидуальная посуда для питья браги, пива, хмельного меда, а позднее - вина и водки в праздничные дни, так как пить разрешалось только по праздникам и подобного рода напитки были праздничным угощением для гостей. Пить было принято за здоровье других людей, а не за себя. Поднося гостю чарку вина, хозяин ждал от него ответной чарки.Чарку чаще всего использовали в свадебном обряде. Чарку с вином предлагал новобрачным священник после венчания. По очереди они отпивали из этой чарки по три глотка. Допив вино, муж бросал чарку под ноги и топтал ее одновременно с женой, приговаривая: "Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между нами раздор и нелюбовь". Считалось, что кто из супругов первым наступит на нее, тот и будет главенствовать в семье. Первую чарку с водкой хозяин подносил на свадебном пиру колдуну, которого приглашали на свадьбу в качестве почетного гостя, чтобы избавить молодых от порчи. Вторую чарку колдун просил сам и лишь после этого начинал защищать новобрачных от недобрых сил.  Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными. Ложки  украшались росписью или резьбой.  Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого "лукавый радуется" и "скликаются на обед злыдни" (существа, олицетворяющие собой бедность и несчастье). считалось грехом убирать ложки со стола в     заговенье, накануне положенных церковью постов, поэтому ложки оставались на столе до утра. Нельзя класть лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. В качестве подарка нужно было принести ложку на новоселье, вместе с караваем хлеба, солью и деньгами. Широко применялась ложка в обрядовых действиях.  Традиционной утварью для русского застолья являлись ендовы, ковши, братины, скобкари. Ендовы не считались ценными предметами, которые необходимо выставлять на самое лучшее место в доме, как это, например, делалось с  братиной или ковшами.Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С  помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях.Таким образом, русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.

vmuseum.ucoz.ru

Персональный сайт - Интерьер татарского жилища

Интерьер татарского жилища

В татарских сельских жилищах Волго-Уральского региона в конце XIX – начале XX в. отмечалась тесная связь планировочной схемы интерьера, местоположения печи с функциональным разделением жилой площади, особенностями размещения предметов обстановки. Еще о время закладки сруба принимались во внимание такие факторы, как ориентация улицы по сторонам света, место усадьбы в порядке ее застройки, характер соотношения с планом соседних дворов и др. По мере возможности стремились ориентировать жилище окнами на юг, а глухой стеной с печью – в противоположную сторону, к чужому участку. В этом отношении показательна получившая массовое распространение четырехстенная изба с северносреднерусской планировкой. Ее площадь по линии печи от входа и до передней стены делилась на примерно равные половины. Пространство, ограниченное печью и торцовой стеной напротив устья печи, прежде отводилось под кухонную , женскую половину почмак. Здесь перед окном помещали нары, на стены навешивали полки, шкафчики, перекладины для хранения посуды. В запечье у входной стены в жилище казанских татар устраивалась вешалка для верхнего платья; часто тут же и умывались. В соответствии с общетюркскими традициями оформления внутреннего пространства жилищ средствами матерчатого декора способ отделения женской половины – кухни – в татарских жилищах скорее всего восходит к древней татарской занавеси чаршау. Ее функциональное значение поддерживалось, видимо, религиозным исламским обычаем прятания женщин. Взамен старинных занавесей перегородка появилась в татарском жилище примерно во второй половине XIX в. Мужская половина считалась таковой отчасти в силу гостевой функции, а также потому, что в ней находилось почетное место и место хозяина в середине нар. Здесь выделялось пространство для отдыха, накрывался семейный стол и проводились многие домашние работы: ставили ткацкий стан, на нарах женщины изготовляли основу ткани, сучили нити, пряли, катали войлок, а мужчины занимались портняжным, шорным ремеслом, плетением лаптей и т.п.

Из предметов неподвижной (встроенной напольной обстановки в жилище особо выделялись нары, располагавшиеся от угла до угла по линии передней стены. Нары являются непременным атрибутом интерьера большинства татарских крестьянских жилищ. Широкая их популярность объясняется, во-первых, тем, что за нарами было традиционно закреплено почетное место, а во-вторых, их универсальной функцией: они служили местом работы, приема пищи, отдыха. По происхождению старые татарские нары ближе всего к тем, которые были обнаружены в различных жилищах булгарских предков татар, а также народов Нижнего и Среднего Поволжья, Приуралья и Зауралья. Интерьер жилища дополняли лавки, приступки различного устройства и назначения. Следующие два элемента неподвижной напольной обстановки имели конструктивную взаимосвязь с деревянным основанием печи. Первый – это закрытый ящик западня, сходный по виду с придверным коником. Она служила приступком для подъема на лежанку печи, одновременно была лако-лежанкой для детей; под ней оставлялся лаз в подполье. Второй элемент – уша – имел вид лавки из толстой доски в длину сруба основания печи или иногда несколько короче его. О древности уша свидетельствуют многочисленные поверья. Например, у татар-кряшен Мензелинского и Белебеевского уездов Уфимской губернии считалось, что во время поминания покойника на этот приступок садилась в виде бабочки его душа.В пространстве относительно небольшой жилой четырехстенной избы существовали и другие предметы обстановки, предназначенные для хранения вещей, одежды, продуктов и т.д. Некоторые из них, прежде всего полати, длинные массивные полки, тоже выполнялись во встроенной технике, т.е. рубались в бревна стен. Их устраивали над дверью в сравнительно высоких (более 2 м) избах между печью и боковой стеной. Второй вид неподвижной навесной обстановки – полки в виде толстого и широкого (25-30 см) бруса или доски, тянущихся от печного столба к передней стене. Длинные полки из шестов, планок крепились вдоль передней и боковой стен и служили для развешивания нарядных тканей, одежды, молитвенных ковриков. Дополнительное своеобразие интерьеру придавали находившиеся в кухонной половине открытые и закрытые шкафчики с двустворчатыми дверцами, предназначенные для хранения столовой посуды; разных размеров ящички с прибитой спереди решеткой из реек, за которые ставили ребром тарелки и миски; развешанные по стенам ковши, решета, корытца. Часто встречающимся навесным предметом интерьера избы татарских крестьян была зыбка-колыбель бишек. В конце XIX – начале XX в. в интерьере крестьянских жилищ появились новые, нетрадиционные предметы навесной обстановки – часы, зеркала и т.д. Зеркала использовались не только в качестве предмета обихода, но и как элемент декоративного оформления интерьера, показатель достатка семьи. В чистой гостевой половине домов торговцев, духовенства и других категорий богатых казанских и особенно касимовских татар встречались настенные барометры. Следующий подвесной атрибут интерьера татарских сельских жилищ являлся яркой национальной особенностью, причем характерной только для мусульман. Это популярный и повсеместно почитаемый шамаиль, представлявший собой написанный на стекле ил бумаге и вставленный в раму текст из Корана с пожеланиями мира и благополучия семье. Характерной деталью интерьера татарского жилища были цветы на подоконниках.В традиционном интерьере татарской сельской избы подвижная мебель (деревянные кровати, столы, стулья, скамьи, сундуки) была немногочисленной. Кровать ставилась в углу у задней стены, порой вместо нар – в кухонной половине избы. Постельные принадлежности помимо своего прямого назначения в убранном состоянии, опрятно и живописно уложенные на видных местах горкой, служили и для украшения избы. Эта древняя традиция восходит к кочевому жилищу. Простыни в татарском быту появились довольно рано. Их шили из нескольких полотен белого или полосатого тонкого домашнего холста, из однотонной фабричной хлопчатобумажной материи либо из бязи. Декоративные простыни не использовались для сна. Они были нередко цветными, а подзор – из дорогой ткани, украшенной богатой вышивкой. Такие простыни применялись только в домах, где имелись кровати, и постилались лишь днем, причем подзор спускался до пола, высовываясь из-под одеяла или ковра, которым была накрыта постель. В богатых домах нередко спальные места застилались персидскими, среднеазиатскими коврами. Традиция использовать ковры укоренилась еще с XIII в. Обычно имелся один стол в чистой половине, первоначально служивший не столько для трапезы, сколько для показа хорошо начищенного самовара, нарядной посуды. Самыми ранними простейшими видами сидений были отрезок бревна или часть комля с тремя корнями-ножками в форме стула без спинки. Довольно часто в избах малоимущих и средних слоев крестьян имелись короткие, длиной 50-60 см, самодельные скамейки с сиденьем из толстой доски на невысоких (35-40 см) ножках, использовавшиеся при домашних работах. В разряд крестьянской мебели, изготовляемой на заказ сельскими столярами либо купленной на рынке, входила и другая разновидность длинной скамьи со спинкой и подлокотниками, которая ставилась в чистой половине избы вдоль перегородки, печи или боковой стены.Характерным предметом обстановки жилища у всех групп татар являлись сундуки. По обычаю они составляли непременную часть приданого невесты. Красиво оформленные сундуки были предметом особой гордости женщин. Помимо основного назначения – хранения запасов одежды, тканей и других ценных вещей – сундуки в качестве нарядной мебели в сочетании с живописно уложенными на них постельными принадлежностями заметно оживляли интерьер. В белых избах богатых татар северных районов Заказанья сундуков могло быть несколько, причем иногда их ставили друг на друга. В интерьере жилищ зажиточных семей, знакомых с городской жизнью, нередко встречался еще один вид кустарной мебели – высокий шкаф, в котором совмещались комод и буфет. Таким образом, в конце XIX - начале XX в. среди напольной подвижной обстановки татарских сельских жилищ бытовали предметы мебели, различающиеся по времени появления, качеству изготовления, социальной значимости и престижности.

По материалам Ю.Г.Мухаметшина и Н.А.Халикова из энциклопедии «Тартарика. Этнография»

tatari-rylat.narod.ru

Татары утратили уникальные промыслы? | Всемирный исламский сайт мусульман

Татары утратили уникальные промыслы?

Традиционные виды народных ремёсел татарские мастера передавали из поколения в поколение. Какие из них оказались утеряны и почему, а какие удалось сохранить, рассказывает «АиФ-Казан».

Среди предков татар было много ремесленников. Мастера жили практически в каждой деревне. Были и те, чьи изделия были на вес золота. Таких умельцев знали далеко за пределами села.

Увы, многие виды ремёсел предки татар растеряли ещё до революции 1917 года. К началу XX века перестали ткать ковры и сложные узорные полотна, исчезла резьба по камню и некоторые ювелирные промыслы. Лишь в некоторых деревнях мастера продолжали вышивать золотом на головных уборах - тюбетейках и калфаках, валять изделия из войлока, плести кружева. Дольше всех «продержались» резьба по дереву, простое узорное ткачество, вышивка, чернение по серебру, изготовление кожаной мозаичной обуви.

В 1920-х годах татарские мастера-ремесленники объединились в артели. По ним можно проследить географию бытования народных промыслов на территории республики.

Золотное шитьё – Казан.

Кожаная мозаика – Казан.

Вышивка – Казан, Кукморский район, Чистополь.

Узорная обувь – Казан, Арский, Лаишевский, Пестречинский, Дубъязский (ныне Высокогорский) районы.

Ткачество – Мензелинск, Набережно-Челнинский (Сармановский), Алексеевский, Лаишевский районы.

Войлочное ковроделие – Дубъязы (Высокогорский район).

Резьба по дереву – Сабинский, Мамадышский районы.

Кружевоплетение – Рыбная Слобода.

Ювелирный промысел – Казан, Рыбная Слобода.

Художественный металл – Арск.

Керамика – Лаишевский район.

Как раскулачивали ткацкие станки

В 1920-х годах татарские ремесленники начали работать в артелях. Именно тогда наши мастера прославились на весь СССР, а также в Европе и мире, ведь их изделия шли на экспорт. В те годы работы татарских умельцев выставляли в Париже, Монце-Милано, Лейпциге, Риге, Праге, Вене.

На Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1923 году их творчеству посветили целый павильон Татарской республики. Посетители увидели тамбурную вышивку, головные уборы, вышитые серебряной канителью, ювелирные украшения, керамические кувшины, резные деревянные блюда и шкатулки. А на выставке «Искусство народов СССР» мастера представили изделия в технике художественного ткачества, золотного шитья, кожаной мозаики и других.

Всё изменилось к началу 1930-х. Старожилы вспоминали, что в татарских сёлах, которые славились художественными ремёслами, мастеров-ювелиров, ткачих, ковровщиц причислили к кулакам. При раскулачивании сожгли ткацкие станки и другие старинные ремесленные инструменты и орудия. Кто-то продолжал заниматься ремеслом тайно, но большинство предпочло не рисковать.

Тем не менее, в 1980-х годах исследователи отмечали, что традиционные виды народного творчества всё-таки сохранились как домашние ремёсла. Своими руками делали в основном то, что нужно в быту - ткали половики и коврики, плели утварь из лозы, вешали на окна резные наличники. А вот тамбурной вышивкой, ковроделием, чернением по серебру занимались только мастера-одиночки. Но техники и узоры, которыми пользовались ремесленники, всё же изменились. Чему же отдавали предпочтения татарские мастера в старину?

Закладное и браное ткачество

На деревянных станках вручную ткали узорные полотна из разноцветных льняных, конопляных и шерстяных нитей. Исстари нити окрашивали растительными, а позже анилиновыми красителями. Татарские мастерицы пользовались своими ткацкими приёмами, знали, как правильно заправить нити в станок, чтобы сложился даже самый сложный узор браного ткачества. Широкие белые полотенца с красными узорами использовали для различных обрядов, например, свадебных или во время встречи гостей хлебом-солью.

Ручное ковроделие

Наверное, многим доводилось видеть в деревнях клетчатые дорожки. Чтобы сделать их, мастерицы месяцами собирали лоскуты ткани, сортировали их по цветам и сматывали в клубки. В старину на ручных станках ткали не только половики, но и яркие ковры. Орнаменты были обычно крупные, геометрические в зелёно-голубых и золотисто-жёлтых тонах. Для контраста фон ковра, чаще всего, был тёмным. Ткали обычно несколько полотнищ, которые затем соединяли и обшивали каймой. Кстати, ковры и настенные панно делали и из войлока.

Тамбурная вышивка

Одним из древнейших видов художественного творчества татар считается вышивка. Ею украшали предметы быта, народные костюмы. Тамбурной вышивка называлась по типу используемого в ней шва, похожего на цепочку с простым якорным плетением. Тамбурным швом выполняли контуры узоров и заполняли крупные элементы – лепестки, листья. Чтобы ускорить процесс, мастерицы использовали не обычную иглу, а крючок.

Золотное шитьё

Такая вышивка украшала головные уборы, платья и камзолы, покрывала и хасите – нагрудная перевязь. Букеты, золотые перья вышивали на тонком бархате, велюре, а иногда на шёлке и других тонких тканях, а также на коже. Использовали не только металлические золотые и серебряные нити, но и канитель – тонкую проволоку, закрученную в спираль. С течением времени нити из серебра и золота применяли всё реже, обычно это были медные нити с покрытием.

Вышивка болгарским "крестом"

Этот вид вышивки более поздний, был распространён и в XX веке. Болгарский "крест" напоминает обычную вышивку "крестом", только кресты накладываются один на другой таким образом, что получается элемент, похожий на восьмиконечную снежинку. "Крестом" раньше вышивали, например, свадебные и другие домотканые рубахи, полотенца, наволочки, занавески, скатерти.

Кружевоплетение на коклюшках

Самые известные кружевницы жили в Рыбной Слободе и Пестрецах. Кружевные салфетки, дорожки, воротники плели ещё крепостные крестьяне, их работы продавали даже за границу, называя их «брюссельскими» кружевами. Были на изделиях и геометрические узоры, и растительные орнаменты, изображения животных. В Рыбной Слободе кружевные изделия окаймляли толстой нитью, что отличало изделия от работ других мастеров. В начале XX века татарские кружевницы получили престижную награду на выставке в Чикаго.

Кожаная мозаика

Этот старинный промысел татар получил мировое признание. Татарские мастера в основном делали узорные сапоги – ичиги из разноцветных кусочков кожи, собранных в растительный, цветочный орнамент. Говорят, даже торжокские золотошвейки, пытаясь угнаться за татарскими умельцами, стали украшать обувь золотным шитьём. Позже стали делать туфли, подушки, кисеты и другие изделия в технике кожаной мозаики. Этот промысел жив по сей день.

Керамика

Была распространена у казанских татар до XVI века, а возродилась только в середине XX века. В старину мастера делали не только посуду для повседневного использования – кувшины, блюда и другое, но и облицовочную глазурованную плитку с геометрическим и растительным узорами и декоративные кирпичи с бантами, которые использовали для оформления в строительстве. Для красоты кувшины покрывали белой, красной или серой глиной, наносили полосы, с помощью которых создавали рисунок. Каждый мастер клеймил свою работу, по этому знаку можно было узнать руку умельца.

Художественная обработка металла

Из меди, бронзы, серебра предки татар делали домашнюю утварь, украшения для одежды, оружия, конской упряжи. Использовали разные техники – литьё, чеканку, тиснение, штамповку, гравировку по металлу. С XVI века мастера перешли на изготовление различных сосудов, подносов, кованых сундуков. Медники, как называли мастеров художественной обработки металла, были в каждой татарской деревне. Большинство из них чеканили кумганы – кувшин с узким горлом, носиком, ручкой и крышкой. Носики кумганов выполняли, например, в виде голов животных и птиц.

Ювелирный промысел

Предки татар в совершенстве владели техниками чернения, литья, гравировки, чеканки, штамповки, инкрустации самоцветами, гравировки на самоцветах, огранки драгоценных камней. Самая тонкая работа доставалась филигранщикам. Они выполняли украшения, например, в технике бугорчатой скани – когда золотые и серебряные проволочки заканчивались несколькими завитками, объединёнными в конус. Центром производства таких сложных украшений была Казань. Делали чернёные по серебру браслеты, ажурные украшения для волос – чулпы, которые вплетали в косы. В каждом изделии настолько была заметна рука мастера, что ювелиры даже не ставили своё клеймо, мол, итак все узнают. Старинные перстни, кольца, серьги в татарских семьях хранят как реликвии. В кряшенских деревнях сохранились женские нагрудники из чеканных монет и блях.

Резьба и роспись по дереву

Мастера делали из дерева бытовую утварь – сундуки, посуду, прялки, конские дуги, тележки. Использовали дуб, берёзу, клён, липу, осину, сосну. Для этих изделий были характерны нарядные резные орнаменты и яркая цветная роспись. В начале XX века многие мастера промышляли деревянными расписными ложками с растительными узорами. В советские годы появилось такое понятие, как «татарская хохлома». Сувенирные изделия под хохлому производили в цехах при леспромхозах. В действительности же предки татар не использовали в росписи по дереву чёрный фон, характерный для хохломы. Чёрный цвет в росписи по дереву вообще использовали редко, только для разделения элементов. Чаще брали ярко-красные, оранжевые, золотые краски, пишет АиФ Казан. 

ВСЕ НОВОСТИ

www.muslim-info.com

Искусство татарского народа.

Интересны и необычны одежда и украшения казанских татар, которые сильно отличаются от других Поволжских народов.
Воротниковая застежка
В основе костюма казанских татар лежат древние тюркские формы в виде длинной рубахи туникообразного покроя (кулмэк) у мужчин и женщин и свободные шаровары c "широким шагом". Женская рубаха украшалась воланами и мелкими оборками: нагрудная часть оформлялась аппликацией, специальным нагрудным украшением - изу. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи одевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из бархата, украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Предпочтение оказывалось ярким тонам - желтому, зеленому, голубому, сиреневому. В целом костюм был многослойным и тяжелым за счет набора многочисленных декоративных деталей. Важным элементом декорировки костюма были металлические пояса с застежками, литые ажурные пуговицы. Монеты также были частью украшений, количество их достигало 15-20. Предпочитали екатерининские монеты и елизаветинские рубли.Распространенным головным убором мужчин являлась полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усеченного конуса (кэлэпуш) искусно украшенная тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Особо оригинальными были женские головные уборы - вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью шапочка -калфак. В изготовление калфаков, которые входили в состав приданого и передавались по наследству, татарские женщины вкладывали много труда и умения. Иногда на голову одевали покрывало, которое повязывали особым (полотенцеобразным) способом.

Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор. Косы украшались подвесками, кистями - чулпами. Чулпы оттягивали косы и, по мнению татарок, способствовали их росту.

В костюм казанских татарок входили узорные сапожки ичиги. Материалом для них служили цветной сафьян, уже в древности они были настолько хорошо известны, что в Центральной Азии хорошо выделанную кожу до сих пор называют "булгари". Подобное искусство мозаики по коже было известно лишь казанским татарам, оно уходит корнями в культуру древнетюркских степных кочевников.
Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли бугорчатую скань (известную лишь в Казани), чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию.В народе говорили, что из-за звона, производимого многочисленными тяжелыми подвесками, кольцами и серьгами, перевязью-хасите, широкими браслетами, скорее можно услышать татарскую женшину, чем увидеть ее.

Украшения играли и роль оберега - так бирюза, по мнению татар, защищала от дурного глаза, а равное количество браслетов, надетое на обе руки, помогало сохранить любовь супругов в семье.

Изделия татарских мастеров, золотошвейное вышивание женских калфаков, мужских тюбетеек и каляпушей не раз получали золотые медали в Чикаго и Париже, расходились не только в городах России, но и в Азии и Западной Европе.

Сегодня традиционный татарский костюм существует в практике фольклорно-музыкальных ансамблей.

lamika-tat.livejournal.com