Подписка на рассылку
ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ
Сегодня получила платье от Виктории Бекхам. Размер подошёл, но длину чуть-чуть укорочу, т.к. люблю по-короче. Качество отличное. Доставка тоже порадовала, пришло уведомление на 7 день, получила утром на 8 день. Куда хотела в нём пойти - пойду, всё успели, не ожидала, что так быстро получится. Очень сомневалась, но зря. Спасибо!!!
|
Урока Сегодня вы познакомитесь с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Систематизируете знания о декоративно-прикладном искусстве башкир. Рисунки башкирские узоры и орнаментыБашкирский орнамент. Башкирские орнаменты и узорыБашкирские орнаменты и узоры являются важной составляющей материальной культуры и одновременно одной из форм духовного творчества народа Башкортостана. В этом смысле народное искусство есть результат многовекового развития: в орнаментике, в отдельных узорах, в красках, в их сочетании народные умельцы образно отразили жизнь людей и понимание ими окружающей действительности на разных этапах истории. Орнамент как взаимосвязь культурКрупные события в истории башкир, те или иные повороты в их судьбе всегда или почти всегда находили художественное отражение в искусстве, в том числе декоративном: в орнаментике, в технике исполнения, в развитии новых или угасании существующих видов творчества. Башкирский орнамент, технические приемы орнаментации, цветовая гамма, терминология узоров являются концентрированным отражением переплетений этнической истории башкирского народа. Это касается его происхождения, этнических процессов в период средневековья, древних и современных культурно-исторических взаимодействий с соседними народами. Изобразительное искусство в силу ряда причин, прежде всего, благодаря большой устойчивости орнамента, полнее и рельефнее, чем многие другие виды материальной культуры, несет в себе следы различных эпох и взаимодействия разных этносов. Национальные орнаменты и узоры можно встретить практически на изделиях всех типов, изготовленных заботливыми руками народных мастеров:
КовроткачествоОрнамент башкирского народа особенно четко прослеживается в ковроткачестве. Узорные ковры были обязательной частью приданого девушки. Паласы с рисунком в полоску были распространены по всей южной Башкирии и среди башкирского населения Курганской области. В юго-западной, западной и отчасти центральной Башкирии, в бассейнах рек Дема и Ик, а также в среднем и нижнем течении реки Белой ткались преимущественно ковры с геометрическим узором. С середины 20 века на юго-западе республики большое распространение в орнаменте ковров получили растительные мотивы в виде завитков и веток с цветами, листьями, ягодами, яблоками и т. д. Фактически это новый, современный этап эволюции орнамента и узоров на территории Башкирии. Ковры с полосатым узоромКовры с узором в полоску ткутся полотнищами шириной в 20-22 см. Продольно-полосатый узор создается основой из крашеных ниток овечьей или козьей шерсти. Узор паласа прост — это продольные, зубчатые или гладкие многоцветные полоски. Очень простой полосатый башкирский орнамент позволяет предположить, что это наиболее древний тип ковров. Ковры с геометрическим и растительным узоромОни сшиваются из двух, иногда трех тканых полотнищ шириной в 40-60 см и заключаются в неширокую кайму. Кайма обычно ткется отдельным полотнищем и с рисунком, несколько отличным от узора центрального поля. Иногда такой ковер вовсе не имеет каймы. Башкирский орнамент ковров с геометрическим узором преимущественно прямолинейный, с четкими фигурами. Основными элементами его являются уступчатые многоцветные ромбы, квадраты, восьмиконечные звезды и другие фигуры, правильными рядами заполняющие орнаментируемое поле ковра. Они, в свою очередь, разработаны внутри такими же, но более мелкими фигурами. Элементы орнамента, если их рассматривать отдельно, встречаются в орнаментике многих других народов. Однако в сочетании, в общей композиции, особенно при удачно подобранных цветах, они образуют тот своеобразный красочный узор, который придает орнаменту неповторимый башкирский национальный колорит. В случае растительной трактовки геометрического узора отростки традиционного ромба принимают очертания веточек с листьями, а восьмиконечная звезда трактуется как восьмилепестковый цветок. Цветовая гаммаБашкирский национальный орнамент касательно цветовой гаммы разнообразен. Цвета полосок — красные, желтые, зеленые, синие, голубые, фиолетовые и другие в наиболее глубоких тонах при абсолютном преобладании цвета марены. В стремлении не повторять друг друга ткачихи добиваются значительного разнообразия в расцветке. При простейшей композиции умелым подбором и сочетанием цветов они достигают большой красочности орнамента. Узорные тканиБашкирские орнаменты и узоры до сих пор встречаются на парадной национальной одежде. Ткани из растительных волокон у башкир отличаются богатым и сочным орнаментом, разнообразием приемов украшения. Для пошива обыденной одежды, повседневных предметов изготавливалась так называемая пестрядь — цветной холст в клетку либо в полоску. Праздничная и обрядовая одежда, предметы, украшающие жилище, орнаментировались узорами закладного или браного тканья (тканое полотно). Из пестроткани шили женские рубахи, передники, женские и мужские штаны. Из нее же делали скатерти, полотенца, салфетки, занавеси, различные сумы и т. д. Клетчатый рисунок пестряди образуется пересечением цветных полос. В южных районах Башкирии и в Зауралье пестрядь ткется крупными клетками. В расцветке преобладают красный, белый и черный цвета. Национальный орнамент пестроткани северных районов отличается мелкими клетками рисунка и более пестрой расцветкой. Часто клетчатая пестрядь, предназначенная для передников, скатертей и занавесок, украшалась и украшается браными узорами наподобие розеток-медальонов. Виды орнаментаУзорами закладного тканья украшались лишь предметы декоративного убранства для дома: занавеси, полотенца и скатерти. В орнаментации одежды закладная техника не применялась. Наиболее простыми элементами орнамента, выполненного закладками, являются массивные уступчатые линии — это типичный башкирский орнамент. Рисунок этих линий усложняется, они, соединяясь между собой, образуют X-образные, 3-образные, ромбовидные, 8-образные фигуры и другие более сложные узоры. Очень характерны восьмиконечная звезда, крест, свастика, ромб с продолженными сторонами или с парными завитками на углах, роговидные фигуры. ВышивкаТрадиционно в Башкирии вышивка имела даже большее значение, чем узорные ткани. Объясняется это более простой техникой работы, при этом можно приложить больше творческих усилий. Для ткачества требовались исходное сырье и ткацкие станки, а с распространением готовых тканей изготовление собственных стало анахронизмом. Зато вышивка востребована и поныне. Большим разнообразием отличаются башкирские узоры и орнаменты. Рисунки зависят от техники вышивания и способа нанесения чернового изображения на вышиваемую поверхность. Основные элементы орнамента — это фигурки в виде парных рогов барана, S-образные линии, которые в различных комбинациях дают узоры в виде буквы X, свастики или образуют сильно стилизованные растительные мотивы. Башкирский орнамент исполняется вышивкой на сукне, бархате, реже на хлопчатобумажной ткани шелковыми, шерстяными или хлопчатобумажными нитками. Узоры на чепраках обычно вышиваются по красному или зеленому фону, а на кисетах и декоративных лентах встречается еще и черный фон, что придает узору большую яркость и обеспечивает четкое звучание каждого цвета в узоре. Для самих узоров выбираются обычно цвета теплых тонов, но, как правило, контрастные с фоном. Чаще применяются красный, желтый, зеленый и очень редко синий и голубой. Излюбленный красный цвет нередко встречается и на узорах с красным же фоном. Резьба по деревуРезьба, орнамент на посуде и роспись по дереву не были столь широко распространены среди башкир, как, например, вышивка или ткачество. Исключение составляет архитектурная резьба, со второй половины XIX века появившаяся в Башкирии повсеместно. Наибольшее распространение художественная резьба по дереву получила в горнолесной части юго-восточной Башкирии, где сосредоточены обширнейшие таежные леса Южного Урала, дававшие разнообразное сырье для «деревянного производства». Потребности натурального хозяйства и наличие леса издавна делали необходимым и возможным изготовление из дерева различной утвари, предметов домашнего обихода. При этом у башкир практичность, целесообразность была связана и тесно переплеталась с эстетическими вкусами. Изготовляя предметы бытового обихода, башкиры стремились сделать их не только прочными, удобными в пользовании, но и красивыми. Неслучайно наиболее ярким, интересным был орнамент на посуде и предметах, которые ежедневно, постоянно использовались в быту. При этом в изготовлении ковшей для кумыса, в орнаментации утвари, в росписи деревянных подставок под сундук наряду с национальным колоритом, выработанным в течение столетий, сохранены элементы узоров, характерные для древних племен, участвовавших некогда в этническом формировании башкирской народности. ВыводОрнамент башкирского народа — тот же фольклор. Он является продуктом коллективного творчества сменяющих друг друга поколений. Каждый узор — результат коллективного творчества, в то же время он продукт художественного воображения отдельной личности. Многие мастера не только вносят изменения в известные им узоры, но и создают новые. В свою очередь, вновь созданные узоры не остаются неизменными. Другие художники шлифуют их или, опираясь на традиционные узоры, создают свои. Отсюда разнообразие и богатство форм, которые мы наблюдаем в народной орнаментике Башкирии. Традиционный башкирский орнамент в обереге - амулетеИсторическая часть: Орнамент - одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека. Он является продуктом долгого исторического развития. Яркое , красочное, эмоциональное декоративно -прикладное искусство башкир свидетельствует о неиссякаемом таланте народа и творческом потенциале , природной способности башкир к импровизации, повествует о том, что , несмотря на тяжелый кочевой быт, народные умельцы благодаря опыту и смекалке познали законы гармонии и ритма, симметрии и пропорции, света и тени, и передали из поколения в поколение свое мастерство и опыт. Для башкирского орнамента характерны, как геометрические, так и растительные мотивы. Геометрические узоры обогащаются стилизованными изображениями животных, птиц и людей, а растительные композиции - криволинейными элементами в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур. ( Приложение 1). На особенности орнаментального творчества башкирского народа в середине прошлого века обратили внимание ведущие башкирские этнографы Кузеев Р.Г. И Бикбулатов Н.В. В башкирском декоративно-прикладном искусстве они выделили 6 основных орнаментальных комплексов, каждый из которых представляет совокупность родственных по происхождению однотипных орнаментальных мотивов и связан с определенными приемами исполнения, с тем или иным кругом бытовых предметов. «В состав I-го орнаментального комплекса были включены простейшие геометрические фигуры в виде треугольников, квадратов и четырехугольников, зигзагов, крестов, ромбов, кругов, вихревых розеток и т. п. Они входят в состав более сложных полихромных узоров, построенных в форме бордюра или розетки.( Приложение 2) Во II-ой орнаментальный комплекс включены криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн, пальметок, а также треугольники — амулеты. (Приложение 3). В III-й орнаментальный комплекс входят реалистические и стилизованные узоры растительного происхождения. В основном он применялся в виде многоцветного орнамента тамбурной вышивки, которая украшала женскую и вышивки, которая украшала женскую и мужскую одежду, предметы декоративного убранства дома. (Приложение 4). IV-орнаментальный комплекс состоит из сложных многоугольников, восьмиконечных звезд, ступенчатых ромбов, многоугольников с отростками, парными роговидными завитками, объединенными в розетки или сплошные сетки. ( Приложение 5). V-й орнаментальный комплекс составляют геральдические композиции из птиц, животных и деревьев, восьмиконечные звезды, бордюрные узоры из вилообразных, ногтевидных и V-образных фигур. (Приложение 6). VI-й орнаментальный комплекс включает геометрические узоры браного ткачества, счетной и строчевой вышивки. Среди них наиболее распространены квадраты, ромбы (уступчатые, зубчатые, с продолженными сторонами, рогообразными завитками на вершинах), стилизованные изображения человека, восьмиконечной розетки, X-образной фигуры. (Приложение 7). Вся окружающая природа представлялась одушевленной. Знаки, символы, обрядовых предметах и изделиях домашнего обихода, служили оберегом. Вышитое на одежде украшение ведется по разрезам, вырезу, подолу, воротникам и рукавам. Для «усиления» швов и самой ткани в частях одежды, особо важных для человека (грудь, бедра), размещается отделка оберег-амулет. Подвески, нагрудники сохраняются в женской одежде, он был очень тяжелым из-за большого количества нашивок: монет, кораллов, граненного стекла, медальонов, цепочек и т.д. Они располагались горизонтальными рядами, кругами или столбцами. Часто можно увидеть на нагруднике сетку из кораллов или бисера, коралловую бахраму, которые прикрывают разрез платья. Все они служат одной цели: оберегать от проникновения злых духов. (Приложение 8). Значение цвета в орнаменте: Красный – символизировал тепло, огонь, кровь. «Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза. У многих народов красный цвет синонимом «красоты», выражением чего-то красивого («красна девица», «красный угол»). У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу». Почитаемым и «священным» в исламе считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Зеленый – это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы. Вообще, мировоззрение башкир, ведущих кочевой образ жизни, родившихся в «свободной стихии степных просторов», во многом сформировалось на природной основе. Желтый цвет символизировал цвет Солнца, яичного желтка, цвет возрождения Солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это и цвет чрезмерного Солнца, выжженной степи. Желтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот, могли ему навредить, если их много. Вообще башкиры предпочитали золоту серебро, считая, что серебро имеет божественное происхождение, а золото – дьявольское. Белый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Чистота башкир проявлялось и в том, что башкиры «не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчелами. В процессе этнических взаимосвязей и культурных взаимовлияний происходит обогащение орнамента новыми элементами, формами. Таким образом, народный орнамент представляет собой неразрывное целое традиционного и заимствованного, древнего и старого. Заключение. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любви к природе, свое понимание красоты. Важную роль в приобщении ребят к дикоративно - прикладному искусству играют занятия в объединении «Начальное техническое моделирование». Именно в условиях работы объединения возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности. Занятия позволяют больше узнать о своей республике, родном городе, детей активизируется и обогащается словарный запас, очень здорово что есть возможность прикоснутся к неиссякаемому таланту башкирского народа, познать его красоту и тайны. Изделия украшенные орнаментом раскрывают перед детьми богатство культуры народа, помогают усвоить обычаи, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты. Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна для восприятия и отражения в творческой деятельности.
Список литературы:
Давлетшина З.М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). - Уфа, 2011. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири, как исторический источник. – М., Л., 1963. История и культура Башкортостана.- Уфа, 2001. Казбулатова Г. Язык костюма. //Евразийское обозрение, 2003, №9. – С.12-16. Каримов К.К. Культура Башкортостана (1917-2000). - Уфа, 2006. Кузеев Р.Г., Бикбулатов И.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. - Уфа, 1979. Культура народов Башкортостана: история и современность: Мат-лы регионал. науч. конф., посвящённая памяти Д.Ж. Валеева / отв. ред. З.Я Рахматуллина,- Уфа, 2003. Никонорова Е.Е. Орнамент счетной вышивки башкир. - Уфа, 2002. Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч.2. Быт башкир.// Зап. Русск. Географического общества по отд. Этнографии. Т.43. Вып.2, 1925; Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. – М., Л., 1955. Шитова С.Н. Народная одежда башкир. Археология и этнография Башкирии. Т.3. – М., 1979. – С.160-182. Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир. - Уфа, 2006. Кондрацкий М.В., Миловзорова М.В. Традиционные цвета башкирского орнамента как отражение национального духа башкирского народа. stranamasterov.ru Некоторые мотивы, общие для орнамента чуваш, башкир, марийцев, мордвы
2.2. Значение символов башкирского орнаментаКускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав. Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты. Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки. Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство. Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия. Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, сердцевидных фигур. Можно уловить определенные закономерности в узоротворчестве и выделить серии орнаментов. В основе орнаментального ряда обычно лежит композиция из двух, трех, четырех завитков. Коренная фигура помещается на «линии горизонта», реже на центральной вертикали; она выделяется цветом. От нее осуществляется наращивание орнамента вверх и в стороны, реже вниз. Пара завитков давала несколько традиционных соединений. Прежде всего, это варианты роговидных мотивов. Выведенные из одной точки, слегка разведенные в стороны, обращенные завитками книзу рога могли быть пологие и крутые. Нарядно выглядели рога с волнистым верхним контуром. Роговидное изображение обрастало крючками, дополнялось листочками, пальчатыми выступами, лепестками. «Близка к описанной серияузоров, в которой рога соприкасались выпуклыми спинками; разведенные в стороны «ножки» кускаров придавали фигуре сбалансированность. Очертания пики определенно проступали в «кускарных» композициях, основанием которых служили лироподобные мотивы – завитки, повернутые друг к другу и опущенные вниз из точки на исходной линии. Развитие узора шло вверх – от острого выступа и покатых боковых стенок. Фигура интеграла, которую С.И. Руденко выделял особо в узоротворчестве средневековых скотоводов-кочевников, делилась на две части и, по существу, состояла из двух завитков. Отдельные интегралы и розетки размещались часто на рамочной обшивке чепрака. Распространенными были узоры, в центре которых помещалась фигура, похожая на прописную букву «х». В некоторых вышивках в ее очертаниях просматривались пересекающиеся интегралы, при этом фоновая поверхность давала изображение противоборствующих пик. В отдельную группу можно выделить вытянутые по вертикали фигуры в виде стержня с двусторонними завитками (вытянутая х). Обрастая крючками, скобочками, листиками или, раздваиваясь, стержень расширялся, образуя в середине ромб. «Кускарные» орнаменты, обогащенные листочками, веерными лепестками, приближались к растительным. В рисунке проступали стройные деревца или пышные кусты, гирлянды, изогнутые побеги».3 Распространенными орнаментальными сюжетами были солнце, звезды, солярные знаки. Изображения птиц и животных в традиционном орнаменте встречались редко. Однако названия многих мотивов были связаны с «зоологической» темой: дойэ (шея верблюда), буре табаны (след волка), карлугас канаты (ласточкины крылья), кубелек (бабочка), тэкэ могозо (рога барана), кикрек (петушиный гребень) и другие. Принадлежность башкир к мусульманскому миру также нашла свое отражение в орнаменте. Вышитый узор мог дополняться текстами изречений и молитв на арабской графике. На молитвенных ковриках (намазлык) иногда вышивались звезда и полумесяц, на скатерти (кумган), использовавшейся при проведении чтений Корана на обрядах, поминки и др. Изображения мечети встречались на концовках тканых полотенец.
studfiles.net Урока Сегодня вы познакомитесь с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой. Систематизируете знания о декоративно-прикладном искусстве башкир
Похожие:
rpp.nashaucheba.ru Башкирская вышивкаРазделы: Технология Цели: 1. Образовательная:
2. Воспитательная: воспитывать у детей трудолюбие, терпение, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности. 3. Развивающая: развить координацию движения рук, воображение, мышление. Оборудование: нитки мулине, игла, ножницы, материал, рисунки с башкирским орнаментом, виды швов. Ход занятия 1. Организация класса. 2. Изложение нового материала. В башкирском орнаменте существует следующие ярко выраженных группы мотивов: – амулет. – изгородь. – спиралевидные S-образные завитки. – юрты. – солнце. – кускар – символ производительной деятельности человека, плодородия. – кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав – тематика кочевого скотоводческого народа. – пастбище. – гостеприимство. Башкирское народное декоративно- прикладное искусство богато разнообразием видов: ткачество, вышивка, аппликация. Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, серцевидных фигур. Обратите внимание на одежду башкирской женщины. Как они украшены? Это безрукавки, полуолы черного цвета, отделанные монетами. Обратите внимание на передники, платки, вышитые руками мастериц, налобные повязки, кисеты. Сейчас мы научимся выполнять башкирские узоры на салфетке. Будем использовать стебельчатый шов, тамбурный и гладь. Теперь девочки мы отправимся в путешествие “Вокруг света”. Представим, что весь мир – это предмет искусства, который является, специфической формой труда и как выразился исследователь декоративного искусства А.Б. Салтыков, “одним из видов проявления человеческого творчества”. Красота вещи заключается в художественной выразительности формы и полной согласованности этого характера с назначением самой вещи. Главной особенностью декоративного искусства является декоративность, как особая форма выражения красоты. Слово “декоративный” - латинское, обозначает украшение. Декоративно – прикладное искусство башкирского народа многообразно. Отправимся же в прекрасную Башкирию. Взгляни на глобус; Вот он, шар земной! На нем Башкирия С березовый листок величиной. Искусство башкир вбирало в себя особенности культуры разных эпох и донесло до нас свои лучшие традиции. В народном искусстве орнамент является основным видом искусства представляющие своеобразный и важный слой художественной памяти народа. Башкирский орнамент всегда симметричен, узоры располагаются либо бордюрами, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используется все эти примеры одновременно. Рисунок 1 В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает: красный – цвет тепла и огняжелтый – цвет изобилия и богатствачерный – цвет земли и плодородиязеленый – цвет вечной зелени,белый - чистота помыслов, миролюбиесиний – цвет свободолюбия,коричневый – цвет старости увядания. Рисунок 2 Узелок при вышивке не делают, нужно делать закрепки. Прокалывают ткань, вводят иглу с ниткой, чтобы получилась петелька. Затем направляют иглу в петлю, закрепка готова ( Рис.2).
Рисунок 3 Выполняем изделие тамбурным швом и гладью. Тамбурный шов – это непрерывная цепочка из петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины, выполняемого стежка. Для получения цепочки иглу вводят на лицевую сторону ткани в начале работы и снова вкалывают рядом с точкой выхода, делают вертикальный стежок нужной длины в направлении сверху в низ. Рабочую нить при этом укладывают слева и прижимают большим пальцем левой руки. Иглу вытягивают, нитка ложится под иголку, образуя пятно. Для следующего стежка игла вводится на расстояние стежка и вновь образуется петля (Рис.3). Двухсторонняя гладь Рисунок 4 Двухсторонней гладью без настила вышивают узоры с растительными мотивами небольших размеров. Плоды вышивают прямой гладью 90 к оси симметрии. Листики вышивают косой гладью. Листики вышивают косой гладью. Лучше вышивать ниткой в одно сложение, тогда стежки будут ложиться ровно, не накладывая друг на друга. Но в то же время вышивать нужно достаточно плотно, чтобы между стежками глади не просвечивала ткань основы (Рис. 4). Выбор рисунков и перевод их на ткань производят с помощью копировальной бумаги. Рисунок 5 3. Повторение ПТБ при работе с иглами и ножницами. 4. Практическая работа. - вводный инструктаж - текущий инструктаж 5. Итог. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Башкирский орнамент. Украшение одежды башкирским орнаментом. Урок по технологииРазделы: Технология, Начальная школа Цель: Научить детей украшать элементами башкирского орнамента сапожок, тюбетейку, фартук. Задачи: Обучающая:
Развивающая:
Воспитывающая:
Форма проведения: КТД (класс разделен на три команды) Зрительный ряд: Дата, тему урока, портрет известного башкирского писателя Мустая Карима, основные термины, репродукции картин башкирских художников с изображением башкирского быта, пейзажей родного края, башкирского костюма, таблицы с образцами мотивов башкирского орнамента. Литературный ряд: Сборник стихов Мустая Карима. Музыкальный ряд: Фрагменты из произведения Рима Хасанова « Туманное утро», Юлдашева «Фантазии». Оборудование:
Ход занятия 1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! - Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться. - Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. Сегодня нам понадобятся: а) клей; б) ножницы; в) цветная бумага; - Скажите, пожалуйста, как надо правильно организовать своё рабочее место? (Ответы детей). 2. Новый материал. а) Вступительное слово учителя. (см. Приложение №1) Башкирия моя! Земля и небо! Моя любовь, мой соловьиный край, Мне жаль того, кто здесь ни разу не был. Мне жаль того, кому не пел курай!Мустай Карим. - Так воспевал родной край известный башкирский писатель и поэт Мустай Карим. - А сейчас я предлагаю вам послушать курай. Это самый древний и самобытный инструмент. До сих пор мы можем слышать его звучание даже в современных произведениях башкирских композиторов. Давайте послушаем два небольших музыкальных фрагмента. (Звучит музыка). - Не только композиторы воспевали красоту родного края, но и художники Башкортостана. (Просмотр репродукций с изображением башкирского быта, пейзажей родного края, и т.д.) (см. Приложение №2) - Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда, предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством. Оно воплотилось в произведениях ткачества, вышивки, оформлении национального костюма и украшении жилища. Через всё это башкиры выражали отношение и к жизни и к обществу.(см. Приложение №3). - Одним из самых популярных видов декоративно- прикладного искусства башкир является народный орнамент. - Что такое орнамент? (Ответы детей). - Правильно. Орнамент - в переводе с латинского «орнамент» означает « украшение», «узоры». - Ярко красочным орнаментом башкиры украшали одежду, обувь, жилище. (Демонстрация картин с изображением предметов башкирского быта, башкирского костюма, т.д.) (Приложение №4) - Давайте рассмотрим башкирский орнамент. В нём существует следующие ярко выраженные группы мотивов. (см. Приложение №5). - Для него характерны геометрические и растительные элементы, а также криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур. - В украшении жилищ важное место занимает и цвет. - Какие цвета используются чаще в башкирском орнаменте? (Белый, красный, желтый, синий, зелёный.) - Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды. - Давайте рассмотрим как же можно изготовить такие узоры. (см. Приложение №6) (Показ учителя). 3. Самостоятельная работа учащихся. - Ну и, наконец, можно перейти к занятиям по декоративной аппликации. Каждая команда получает свое задание. 1 команда - тюбетейка 2 команда- сапожок 3 команда – фартучек 4.Выставка работ. 5. Анализ работ. 6. Итог занятия. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Башкирский орнамент ВикипедияБашкирский орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании геометрических, растительных или зооморфных элементов, предназначенный для украшения предметов, оружия, текстильных изделий, интерьера башкир. ИсторияВ башкирском орнаменте отразились древние представления башкир о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов. Орнамент, как древнейшая форма изобразительной деятельности человека, формировался у башкир постепенно. Первые изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в неё семена растений. Со временем рисунки усложнялись и стали продуманными, композиционно выверенными, наполненными символическим содержанием. Для башкирского орнамента свойственны геометрические, криволинейно-растительные узоры. Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно. ОрнаментБашкирский орнамент симметричен и отражает восприятие мира людьми. Он содержит в себе протипоставляемые явления: день — ночь, жизнь — смерть, свет-тьма, мужское — женское, левое — правое и т. д. Противопоставление показывается симметрией противостоящих фигур. Для сохранения целостности композиции вводится центральный элемент орнамента. Центральным элементом орнамента является женская фигура, изображение дерева или символический ромб. Женская фигура символизирует образ богини всего сущего, дерево — древо жизни, ромб ♦ — символ земли-пашни. Элементы орнамента имеют смысловое значение: кускар ¥ — символ завитых бараньих рогов и символ трав, солярный знак ֔֕ — круг, изображение солнца в виде окружности с лучами, сердечко ♥ — обозначает гостеприимство. В башкирских орнаментах нашли отражение представления Доисламского периода истории башкир. Орнаментом украшались воротники, вырезы, застежки, края рукавов и подола одежды. Края с орнаментом считались недоступными для порчи. Украшенные орнаментом элементы дома делали дом недоступным для злых духов. Украшались ворота, ставни, наличники окон, края крыш. Формы орнамента, треугольник и ромб, круг, являются символическим изображением глаза: треугольник- в профиль, ромб — в фас. Считалось, что изображение треугольника способно оградить от вредных внешних воздействий. Орнаментальные комплексыПервый комплекс Второй комплекс Третий комплекс Пятый комплекс Шестой комплексВ башкирском декоративно-прикладном искусстве выделяются 6 основных орнаментальных комплексов, связанных с приемами исполнения.
Орнамент в вышивкеДля вышивки характерен растительный узор. Цветовая гамма — красный, желтый и зеленый цвета. Используется контрастное чередование цветов. Спиралевидные узоры в орнаменте используются для аппликации тканью и вышивания «косой сеткой», ромбовидный и х-образный орнамент — для ткачества и бесконтурных гладевых вышивок. В вышивке используются следующие приемы: элементы орнамента располагаются бордюром, розетками или сплошной сеткой. ПримечанияЛитература
Ссылкиwikiredia.ru |