Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Константин Вихляев и Юта Арбатская представляют. Картинки по росписи по дереву


О видах русской росписи, и обо всем на свете) – Ярмарка Мастеров

Просматривала сегодня гобелены с цветочными рисунками на черном фоне и задалась вопросом, а на какую русскую роспись они похожи? Подозревала, что на жостовскую. Хотя подозревала интуитивно, т.к. никогда особо не вникала в то, какие виды русских росписей выделяют, и чем они отличаются друг от друга. Да, конечно, Гжель, Хохлома, Палех - на слуху, но все же...

Посмотрев соответствующий материал, получила порцию положительных эмоций с утра, потому что любая русская роспись - такая милая, сочная, эффектная, такая самобытная, что невольно на душе становится приятно-преприятно. И росписи  действительно значительно отличаются друг от друга. Вникнув один раз, потом уже трудно будет перепутать виды росписи между собой.

Вот такая замечательная картинка, демонтрирует большинство видов русской росписи на одной схеме

купить гобелены

И несмотря на то, что изначально меня интересовала роспись на черном фоне, которая все таки оказалась жостовской, мне так понравились все виды русских росписей, что я поделюсь найденными моментами по самым распространенным и известным из них.

Мезенская роспись по дереву

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.

Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

интернет магазин гобелен

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

гобелен каталог фото цена

Помню, как-то из путешествия по стране я привозила подруге настенные тарелки из Чебоксар, как раз расписанные вот в таком стиле - с конями, птицами.

гобеленовая картина

Они уже много лет висят в ее коллекции настенных тарелок. теперь я знаю, что это была мезенская роспись.

А вот небольшое доказательство того, что я добаралсь до Чебоксар)

панно чехол ткань

русские гобелены

гобеленовые заготовки

А еще в Чебоксарах производят самые вкусные и оригинальные в стране шоколадные конфеты - фабрики АККОНД. Я их поклонница. Я знаю эти конфеты, потому Магнит в нашем городе уже много лет в своем аасортименте имеет конфеты фабрики Акконд, правда всего 2-3 вида в наличии - обычно что-то из -  Ломтишки, Отломики, Чоко-Пики, Тортимилка, Добрянка, Рулада.  Но даже и 2-3 вида, имеющиеся в наличии, произвели на меня сильное впечатление. А когда я попала в фирменный магазин фабрики в Чебоксарах, и увидела, какое количество конфет и с каими начинками они там производят, я реально поняла, что "счастье есть".

заготовки для творчества

вышивки шитья вязанья

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

жостовская роспись

цветы на черном фоне

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.

жостовская роспись

цветы на черном фоне

Не припомню, чтобы я что-то приобретала из городецкой росписи, но в Городце была, о чем могу предоставить соответствующие доказательства)

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.".

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.

В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Ну жостовский поднос был или есть наверное в каждой постсоветской семье. И у нас он был с перестроечных времен, когда денег не было, и предприятия поставляли друг другу продукцию по бартеру. И на предприятие, где работала мама, как-то завезли жостовские подносы, которые выдавались вместо зарплаты.

И именно с жостовской росписью, у меня ассоциируются гобелены, с вытканными цветами и узорами на черном фоне. Хотя конечно среди них есть просто узоры и цветы, не имеющие к жостовской росписи никакого отношения, но все равно это красиво.

Гобелены с вытканными цветами на ферном фоне представлены во втором магазине гобеленов www.livemaster.ru/shaliii

www.livemaster.ru

декоративная и народная техника для начинающих мастеров

Человечество испокон веков разрисовывали красками различные поверхности – камни, дерево, кожу и другие материалы на которые ложились красители. При этом в качестве краски использовались самые разнообразные материалы – глина различных цветов, смола деревьев, сажа. Одним из самых популярных материалов для росписи является дерево – многие вещи домашнего обихода изначально изготавливались из дерева, мебель, да и сами дома также были деревянными, а стремление к прекрасному всегда было присуще человечеству, вот и украшали окружающие предметы всем, что было под рукой. Роспись по дереву акриловыми красками по дереву приобретает особую популярность, так как позволяет окунуться в мир далеких предков и отвлечься от стрессов и бешеного ритма современного мира. 

При этом не обязательно быть профессиональным мастером по тому или иному виду росписи – в магазинах в большом количестве присутствуют необходимые материалы и инструменты, которые помогут освоить любую технику в достаточно короткие сроки. Если же этого будет недостаточно, то различные учебные заведения с удовольствием предложат вам посетить курсы для начинающих мастеров в удобное для вас время.

Роспись по дереву акриловыми красками наиболее подходит для начинающих художников – они яркие, легко ложатся и водостойкие, при этом они практически не пахнут и удобны в работе.

Существуют различные виды росписи, которые зарождались в разное время и в разных местах нашей страны, но все они берут начало в глубокой древности, когда люди жили в гармонии с природой и окружающим миром.

Одним из таких видов росписи является хохломская роспись, в которой основными элементами являются трава, цветы, ягоды, то есть картинки отражают весь растительный мир, окружающий человека. Этот вид росписи получил свое название от наименования деревни Хохлома, вблизи которой он зародился.

Еще одна популярная народная техника росписи, зародилась в небольшом городе на Волге под названием Городец и получила название городецкая роспись. Отличительной особенностью этого вида росписи является то, что животные всегда изображаются в профиль, а люди в анфас. Основной темой этого вида живописи является повседневная жизнь обычных людей – прогулки по городским улицам, ярморочные гуляния, свадьбы и при этом картины всегда насыщены яркими цветами, которые обрамляют их в виде гирлянд, венков или просто букетов, рассыпанных по всему рисунку.

Помимо этих двух видов росписи по дереву, существует еще одна декоративная техника, которая не менее популярна – мезенская роспись. Ее отличительными чертами является использование всего двух цветов в рисунках – красного и черного, а также довольно символичное изображение различных элементов (основными мотивами являются солярные диски, ромбы и кресты, которые имеют определенные значения)

Давайте же подробнее разберем роспись по дереву на примере мастер-класса по украшению деревянной доски. Использовать будем акриловые краски, как самые удобные для работы на этапе знакомства с этим видом народного творчества. Доска же в этом случае также является наиболее удобным предметом, с которого можно начинать осваивать технику росписи.

Мастер-класс по росписи деревянной доски акриловыми красками

Акриловые краски очень удобны в работе, хорошо ложатся на деревянную поверхность и после высыхания образуют водонепроницаемую пленку, поэтому расписанное изделие можно не покрывать лаком.

Необходимы материалы и инструменты:

  • Деревянная разделочная доска;
  • Акриловая краска;
  • Кисти;
  • Копирка (для того, чтобы перевести рисунок на доску).

Этапы росписи деревянной доски

1 этап

Для начала нужно подготовить поверхность, которую собираетесь расписывать. Для этого покрываем доску ровным слоем белой краски – это нужно для того, чтобы выровнять поверхность и пропитать поры дерева, так дальнейшие слои краски будут ложиться более равномерно.

2 этап

Пока доска сохнет можно нарисовать эскиз будущего рисунка на бумаге. Конечно, если ваши художественные навыки позволяют рисовать сразу на доске, то можно обойтись и без предварительных рисунков.

3 этап

Начинаем раскрашивать. Чтобы получилась яркая дощечка, будем  использовать краски разных цветов и оттенков.

 

4 этап

Тонкой кисточкой и черной краской оформляем серединки цветов, а с помощью белой краски тонкими линиями расписываем ягоды, лепестки цветов и листья.

Яркая и красочная доска для разделки продуктов готова. После высушивания ее можно покрыть лаком для лучшего закрепления красок, но если изделие будет выполнять лишь декоративную функцию, можно обойтись и без лакировки.

Роспись по дереву акриловыми красками прекрасный способ создания уникальных изделий своими руками, которые можно использовать в быту, сделать украшением интерьера или подарить близкому человеку. Технология этого вида творчества настолько проста, что освоить ее сможет даже ребенок с небольшой помощью взрослых.

Видео по теме

В заключение предлагаем вам посмотреть несколько видео сюжетов о росписи различных изделий акриловыми красками, чтобы придать уникальности и неповторимости  вещам, а также интерьеру вашего жилища.

sdelala-sama.ru

Розы и декоративно-прикладное искусство. Часть 4. Роспись по дереву

Юта Арбатская

        История росписи по дереву уходит далеко в прошлое. Существует большое количество различных видов росписи, для которых характерны определенные орнаменты: городецкая, петриковская, обвинская, мезенская и другие. Мы в этой статье затронем только те виды, в которых присутствует в той или иной форме мотив розы.

Петриковская роспись

        Живописная деревня Петриковка (ныне Днепропетровская обл., Украина) была основана в XVIII столетии полтавским казаком Петриком как зимовник. С 1772 года она начала бурно развиваться, в чем огромную роль сыграл последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский. При нем Петриковка превратилась в центр Протовчанской паланки войска Запорожского Низового. После ликвидации Сечи селу удалось избежать крепостничества, что благотворным образом сказалось на развитии народного творчества.

        В селе был обычай: все женщины расписывали стены хат цветочными красочными узорами. Рисовали эти узоры специальными кистями, которые делались из кошачьей шерсти, а также обмотанными мягкой материей спичками, или же просто пальцами. Разводили краски на молоке и яйцах, а цвета выбирали самые яркие. Постепенно роспись распространилась на предметы домашней утвари - посуду, столы, сундуки, брички. Петриковская роспись стала занятием для целых семей, продававших свои работы на базаре. К началу XX столетия бытовой декор прочно утвердился как самобытный жанр народного искусства. В последнее время декоративную роспись выполняют также на бумаге, холсте, картоне и экспонируют на художественных выставках как произведения станкового искусства.

petrikovka_001.jpgВъезд в Петриковку. Фото 2011 г. petrikovka_002.jpgОбразцы современной петриковской росписи

        Петриковский орнамент - преимущественно растительный, цветочный. Широко используются мотивы луговых (василька, ромени) и садовых (розы, георгины, астры) цветов, винограда, ягод калины, клубники. Характерным является изображение листьев папоротника, ажурной перистой листвы и бутонов, а также фантастических цветов (например, «кучерявки» или «лучка»).

        Основными традиционными композиционными сюжетами петриковской росписи являются декоративные панно, которые часто напоминают мануфактурные ковры XIX столетия, - «вазон», «букет», «веточка» и «фриз».

petrikovka_003.jpgЭлементы петриковской росписи

        Эти виды композиций использовались в настенной росписи как компоненты архитектурного декора интерьера. Например, петриковский «букет» традиционно состоит из трех больших цветков, от него ответвляются меньшие по размеру цветы и бутоны, которые завершаются грациозно выгнутыми усиками и стебельками луговых трав. Цветовое решение такого букета всегда держится на основных акцентирующих пятнах (в данном случае - на трех центральных цветах), которым ритмически отвечают маленькие цветные пятнышки второстепенных элементов композиции.

petrikovka_004.jpgКомпозиция «букет» petrikovka_005.jpg

        В петриковской росписи преобладает растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают еще и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.).

petrikovka_006_1.jpg petrikovka_007.jpg

Городецкая роспись

        Иначе выглядит городецкая роспись. Городец - город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов-крепостей. Городец - родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба), изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.

        Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.

gorodets_001.jpgГородецкий конь. Панно. gorodets_002.jpgРазделочная доска

        Период 1870-1900 годов, связанный с общим бурным развитием промысловой деятельности жителей лесного Заволжья, знаменуется окончательным сложением стиля городецкой росписи. После упадка, пережитого промыслами в начале XX века и почти полного прекращения их деятельности в Первую мировую войну, возрождение было делом сложным. 1930-е годы организуются общественные художественные мастерские.

        В 1951 году учреждается промысловая столярно-мебельная и художественная артель в селе Курцеве, председателем которой избирают Аристарха Коновалова, потомственного мастера городецкой росписи. C 1954 года начинается производство детской мебели с городецкой росписью. В 1957 году открывается класс городецкой росписи в Семеновской профтехшколе. Очень медленно расширяется ассортимент изготавливаемых вещей, появляется знаменитый городецкий конь-качалка, начинают возрождаться сюжетные росписи. В 1960 году артель была преобразована в фабрику «Городецкой росписи», а в декабре 1965 года курцевская фабрика объединилась с городецкой мебельной фабрикой в одно предприятие, получившее общее название «Городецкая роспись». В 1969 году на фабрике создается экспериментально-творческая лаборатория, в которой создаются новые сюжетные композиции.

        Материалом для городецкой росписи является темпера. Наиболее распространенным мотивом, помимо перечисленных выше, является растительный орнамент. В цветочной росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

        «Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.

        «Гирлянда» - это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.

gorodets_003.gif

        «Ромб» - один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.

gorodets_004.gif

        «Цветочная полоса» - сохранилась в городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.

        «Венок» - напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

gorodets_005.jpg

        Элементами цветочного орнамента городецкой росписи являются ромашки, купавки, розы и листва. Исполнение их достаточно схематично, и если бы не комментарии городецкой художницы Александры Васильевны Соколовой, трудно было бы разобраться, что есть что.

gorodets_006.jpgЭлементы городецкой росписи

        Представленная выше схема требует, на наш взгляд, дополнительного разъяснения. Особое место практически во всех народных росписях и вышивках занимала купавка или купальница из семейства лютиковых. Ботаническое европейское название – Trollium («Цветок троллей»). Ареал распространения – практически вся территория России, а также Западная Европа, Азия и Северная Америка. Именно этот цветок и называли в народе «розами», «розанами» за сходство с настоящими розами. Это название держалось до середины XIX века, то есть до массового появления в России французских садовых роз. Купавка пользовалась у крестьян особым почетом не только за красоту, но и за полезные лекарственные свойства. Цветок в древности использовался в языческих ритуалах, в приготовлении колдовских снадобий. В последнее время селекционерами разных стран создано огромное количество садовых форм лютика азиатского (персидского).

trollius_001.jpgКупальница дикорастущая ranunculus_001.jpgПерсидский лютик. Современная селекция ranunculus_002_0.jpgСорта современных садовых форм азиатского лютика

        Настоящие же дикорастущие розы, которых на территории Российской империи, от Заполярья до Закавказья, насчитывалось до 100 видов, называли шиповниками (шипшинами), свороборинным деревом, то есть усеянным колючками («своробь» – «чесотка»). В лечебнике патриаршего келейника инока Филагрия под названием «Книга, глаголемая «Прохладный вертоград» в разделе «О древесах» читаем: «…свороборина благословенна, понеже сила ее подательна есть ко здравию всего тела человеческаго и переменит вредительное естество на благое».

        Это отступление имеет для нас очень важное значение, поскольку изображения роз часто путают с изображениями купальницы. В таких случаях нужно внимательно рассматривать листья. Листья настоящих роз – мелкие, зубчатые, овальной или круглой формы. Листья купальницы – резные, удлиненные. Беда в том, что оба растения на Руси называли розами, правда, до определенного времени.

rose_xanthina.jpgШиповник желтый – Rosa xanthina

        На представленной схеме элементов городецкой цветочной росписи изображения «городецкой розы» и купавки практически неотличимы.

Обвинская роспись

        Интересны и по-своему самобытны художественные промыслы Севера – вологодская роспись, мезенская роспись, - но розы никогда не изображались на прялках или братинах, поскольку этих цветов на севере не видывали. Однако случаются и исключения. К таким любопытным исключениям можно отнести «обвинскую розу».

        Среди крестьянских росписей Прикамья XIX – начала XX века известной и популярной была обвинская роспись, которой украшали точеные прялки, бондарную посуду, игрушки. Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве не известно. Самые ранние датированные прялки относятся к 1870-м годам, учитывая, что основными центрами токарного и бондарного промыслов на р. Обве в то время были Сретенская и Кривецкая волости Пермского уезда, видимо в деревнях этих волостей и зародилась традиция расписывать деревянные изделия.

        В развитии обвинской росписи наблюдается несколько этапов. В ранних памятниках этой росписи четко прослеживается связь с традициями народного искусства русского Севера: живописная манера письма; расположение главных мотивов – двух-трех цветов на оси симметрии, как и в резных северорусских прялках. Для обвинской росписи этого периода характерно сопоставление яркого цветного фона с живописным орнаментом [2]. Цветы («обвинские розы») располагались в центре композиции или на оси симметрии, свободное пространство заполнялось пушистыми стеблями, ветками, ягодами.Обязательным элементом обвинской росписи был мотив 8-лепесткового цветка – звезды, напоминающий фирменный знак мастеров – живописцев Выгорецкого общежития. Историк В.А.Барадулин не исключает возможности, что один из живописцев с. Выга мог переселиться на Обву и дать начало местному живописному промыслу [1]. Однако 8-лепестковые розетки на реке Обве являются доминирующим мотивом также в орнаменте резьбы по дереву, крестьянской вышивке, и широкое распространение данного мотива, видимо, следует рассматривать исходя из особенностей сохранившихся элементов языческих верований местного населения [3].

obvinskaya_rosa.jpgОбразцы старых изделий обвинской росписи

        В 1870-1900-е годы, вследствие роста промысла, происходит украшение композиции на обвинских прялках, наряду с симметрией получают распространение свободно разбросанные мотивы, появились графические приемы росписи, изделия стали ярче, усилился цветовой контраст фона и растительных узоров. Поздние обвинские росписи начала XX столетия становятся еще более яркими, появляется новый мотив – так называемой «кудрявой веточки».

        В целом обвинская роспись является ярким и самобытным явлением в народном искусстве Урала. Наиболее крупные коллекции памятников с обвинской росписью имеются в фондах Ильинского и Пермского краевого краеведческого музеев, Пермской государственной художественной галереи.

Урало-Сибирская роспись

        Обвинская роспись относится к ряду росписей по дереву, объединенных общим названием – урало-сибирская роспись, с ответвлением – алтайская. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на кисть одновременно с белилами берется цветная краска. В XVII веке двухцветный мазок в Сибирь и на Урал принесли поморы, а в конце XVIII - начале XIX веков переселенцы с юга России и Украины – обилие фантазийных форм и богатую цветовую гамму. Основными центрами зарождения урало-сибирской росписи были такие города, как Соликамск, Тюмень, Тобольск [4]. Таким образом, как мы указывали в теме о подносах, источником появления роз в декоративной росписи можно считать сады Демидовых и их последователей. Если роспись металлических изделий, ставшая городским ремеслом, получила распространение при демидовских заводах, то роспись по дереву была сосредоточена в сельских районах Урала.

        Различные села специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, у Далматова - изготавливали прялки и т.д.

        В 40-х года XIX века широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений. Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. «Существовал даже особый тип расписного бурака, под названием «крестьянский» с ярким цветочным узором, выполненным приемами свободной кистевой росписи. Городские покупатели предпочитали роспись более тонких, изысканных цветовых сочетаний» [5].

        Покрывали изделия цветочной росписью. Самой распространенной композицией был «букет», используемый в различных видах расписных промыслов в XVII-XIX веках. Особенность построения этой композиции заключалась в том, что букет был вертикально ориентирован и уравновешен по цветовой гамме от центра композиции. Такой орнамент складывался благодаря форме изделия. Зритель видел практически квадратное поле, на котором выполнялась роспись. Сверху и снизу они ограничивались полосками, проходившими по горловине и у основания туеса, по горизонтали — видимой частью плоскости. Огромную популярность получила роспись прялок и внутреннего убранства жилища..

uralo_sibirskaya_001.jpgПрялка токарная. 1899 г. Суксунский р-н. с. Тис uralo_sibirskaya_002.jpgВ.К. Рябков. Цветущий сад с птицами. 1897. Роспись горницы

        Мотив розы, иногда схематичный, иногда натуралистичный присутствовал в урало-сибирской росписи по дереву с середины XVIII века. Возникновение темы так называемой «тагильской розы», используемой в росписи металлических подносов, оказало свое влияние и на роспись деревянных бытовых изделий.

uralo_sibirskaya_003.jpgРоза в букете. 1904-1910 гг. Роспись двери в чулан

        В современной росписи на Урале и в Сибири краски, по сравнению с началом прошлого века, стали ярче, более богато выглядит общая композиция, но принципы исполнения цветочного узора остались прежними.

uralo_sibirskaya_004.jpg uralo_sibirskaya_005.jpgОбразцы современной урало-сибирской росписи по дереву

Литература и источники:

1. Барадулин В.А. Обвинская роза (крестьянские росписи Прикамья второй половины 19 -начала 20 в.) // Сб. тр. НИИХП. М., 1973. Вып. 7.2. Кутьев О.Л. Архаические мотивы в крестьянских росписях Прикамья (второй половины XIX - начала XX вв.) // Проблемы и тенденции развития Верхнекамского региона: история, культура, экономика: материалы респ. науч.-практ. конф. Березники, 1992. С. 98-99.3. Там же.4. Григорьева К.М. Особенности становления урало-сибирской росписи по дереву. // Декоративно - прикладное искусство и образование. 2012, № 3.5. Барадулин В. А. Уральский букет: народная роспись горнозаводского Урала. - Свердловск, 1987. - 126 с.

www.kajuta.net

Роспись по дереву | Авторская ручная работа

Роспись по деревуДревние люди верили в духов земли, воздуха, воды и неба. Эта языческая вера и стала причиной появления росписи. Именно на человеческих суевериях и базировались первые узоры росписи. Например, чтобы не дать злым духам проникнуть в горшок с едой, на его ободке рисовали волнистую линию. Предметы, покрытые расписным узором, отгоняли нечисть от жилища. Украшенные росписью вещи подносились духам, как жертвы, с молитвами о защите.

История развития традиционной росписи уходит далеко в прошлое. Первые пещерные рисунки появились на заре человеческой истории. Как предполагают ученые, они играли роль мишеней в тренировках охотников, были предметами бытовой магии, культа или рассказами.

Рисунки и резьба наносились на предметы домашнего обихода. Они защищали хозяина, играя роль оберегов, являлись способом общения с богами. Тщательность, с которой выполнялись рисунки, говорит о значительной роли, которую отводили люди этому занятию. Наиболее доступными материалами были дерево, глина…

Со временем значение расписанных вещей, как предметов бытовой магии, утрачивается, и возрастает их эстетическая роль. Развиваются промыслы, каждый из которых отличается особыми приемами и мотивами. Наиболее благоприятными условиями для развития промысла, являются близость к торговым путям, оседлый образ жизни и стабильность.

Направления росписи по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую (живописную). Традиционная развивалась в основном в деревнях на своей исторической родине. Ее отличает простота, лаконичность, близость к народным корням.

Работы с авторской росписью изготавливалась обычно в городах мастерами. Эти работы отличаются изяществом, продуманностью, профессионализмом и авторским прочтением традиций.

Для росписи по дереву характерны два основных направления — графическое и кистевое.

Вначале возникла графическая роспись. Мастер наносил рисунок на поверхность изделия черной краской, а затем раскрашивал нанесенные детали разными цветами, как бы заливая ими намеченные контуры. Роспись, отнесенная к графической, названа так по общему принципу оформления изделий. Графическая манера письма получила распространение на Северной Двине. К северодвинской школе относятся народные росписи Пермогорья, Борка, Верхней Уфтюги, Тоймы, Пичугская и Ракуловская. Этим своеобразным школам присущи общие черты в построении композиции, цветовом решении, орнаментальной трактовке.

Другое направление в росписи по дереву — кистевое. Широко известны оригинальные росписи исконных русских центров — Хохломы и Городца.

Хохломская росписьХохломская роспись.

Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях — алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне — синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи.

Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи — «верховое», или «травное» письмо (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне), «Кудрина». Для «травного» орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом, с золотой поверхностью фона. Его мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, ритмическое расположение которых придает им сходство с листьями и стеблями травы. Разновидностью верхового «травного» письма является роспись «под листок» с зелеными, желтыми или коричневыми округлыми листьями и красными кружочками ягод.

Городецкая росписьГородецкая роспись.

Лаконичная, контрастная по цвету городецкая роспись темперой служила для украшения жилища (ставни, двери, ворота) и предметов быта (донца прялок, мебель, игрушки и пр.). Окруженные цветочными узорами фигуры коней, петухов, фантастических зверей и птиц, сцены прогулок и чаепитий выполнялись широким, свободным мазком с графической обводкой изображений белыми и чёрными линиями, которые подчёркивали чёткий ритм композиции.

В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.

Мезенская роспись по дереву.

Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета — красный и черный. Может быть, именно потому, что эти цвета достаточно просто было получить.

Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

Мезенская росписьВ основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.

А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.

А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю — тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка.

Петриковская росписьПетриковская роспись по дереву.

Село Петриковка в Днепропетровской области — одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Петриковку основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.

Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали — самые яркие, подстать красочной природе Приднепровья.

Волховская и Северодвинская роспись по дереву.

Волховская роспись возникла на берегах речки Волхов. Ею тогда расписывали прялки. Она не отличалась замысловатостью и изяществом, однако основной ее чертой был т.н. «переходной мазок», то есть один цвет плавно переходил в другой. В конце 20 века роспись была преработана мастерами в художественном плане. В ней появилась богатая цветовая палитра, новые элементы композиции, например, птицы, рыбы и фрукты. С ростом интереса к традиционной культуре, количество использующих эту роспись молодых художников значительно увеличилось.

Борецкая росписьБорецкая и Пучужская роспись дерева.

Цветовая гамма Борецкой росписи в основном состоит из следующих цветов: красного, зеленого, коричневого, оранжевого и желтого. Орнаментальные формы носят геометрический характер: ромбики, кружочки, капельки, треугольники. Примечательной чертой Борецкой росписи является то, что все элементы орнамента обводятся тонким черным контуром. Главный символ росписи – Древо Жизни, изображенное в виде роскошного цветка, с прямым стеблем, вокруг которого сосредоточены цветы, ягоды, птицы, изящные листья. Мотив композиции – жанровые сцены чаепития, народных гуляний.

Село Пучуга находится в 25 километрах от поселения Борка, на реке Двина.

Отличительной чертой росписи является ее выполнение на белом фоне. Для прорисовки основного орнамента используется красный цвет, например красные птички в красной кудрявой листве. Остальная композиция украшается ярко-зелеными листиками и белыми каплями. Редко используется синий цвет. Основной мотив композиции: сцена катания на лошадях.

Пермогорская росписьПермогорская роспись по дереву.

Ее основой является орнаментальный узор растительной тематики.

На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина (лилии). Этот знак трех начал состоит их центрального листика или почки, устремленного вверх, и двух боковых листьев отогнутых в противоположные стороны от главного. По краям изображались букетики скругленных листиков и сказочные разноцветные птицы счастья – Сирины.

Почти все расписные сюжеты были связаны со сценами крестьянской жизни.

Красный цвет – преобладающий в цветовой гамме Пермогорской росписи. Кроме того, особое внимание привлекает тонкий черный контур, нанесенный на изображения как будто бегло, но с невероятной точностью. Секрет таится в технике исполнения росписи – сначала мастер наносил контур на белый фон и только потом постепенно заполнял его цветом.

Основные мотивы росписи – сюжетные сценки из повседневной жизни – чаепитие, посиделки, катание, выезд, гуляние.

Палехская роспись по дереву.

Техника росписи очень сложна и требует наличия таланта, художественного вкуса и большого терпения. Сначала изделие покрывается черной краской, она и служит фоном для дальнейшего нанесения рисунка. Далее мастер наносит на основу полностью весь рисунок белилами. В те места, где будут цветы, белила кладут слоем потолще, а то и в несколько слоев. Далее идет этап раскрытия цвета, его принято называть «раскрашью».

Далее можно приступать к самой росписи, прорисовывается темным фоном все контуры и детали узора. Процесс «приплавки» (так его назвали палешане) представляет собой выявление световых и теневых частей композиции непосредственно после прорисовки. Ну и, наконец, следует завершающий этап росписи – отделка объемов изображения при помощи красок. Последние штрихи – роспись сусальным золотом или «серебром» (в качестве серебрина используют алюминиевый порошок).

Золото в палехской технике росписи является частью художественного восприятия мира художниками. Оно связано со старинными символами солнца, света, тепла и радости.

Ракульская росписьРакульская роспись дерева.

Структурно роспись делилась на три части. Верхняя часть украшалась большой веткой с крупными листьями, на средней части изображалась птица, а внизу – тоже ветка, но уже поменьше. Листья одного куста обычно разноцветные. Цветовая гамма достаточно богатая – красный, зеленый, оранжевый, желтый и золотой цвета создают впечатление игры солнечных бликов. Особое значение придавалось желтому и золотому цвету, ведь это символы солнца. А солнце в жизни крестьянина играло большую роль – это жизнь, урожай, лето.

Листики украшались белыми точечками, словно капельками росы. Декоративному узору придавалась четкость за счет обведения деталей композиции тонким черным контуром. Орнамент движущийся, он свободно расположен по форме предмета, движение подчеркивается большим количеством завитков, усиков и капелек.

Мстёра. Лаковая миниатюра.

Расписывались темперными красками и покрывались слоем лака различные предметы, изготовленные из дерева. В основном это – различные коробочки с орнаментом, лоточки, кубышки (пищевые сосуды с крышкой). Сюжеты в основном были связаны с персонажами из песен Кольцова и с библейскими историями.

Лаковая миниатюра Мстеры композиционно состоит из трех условных планов. Первый план представляет собой полосу земли, роль которой — отодвинуть действие вглубь сцены. Сцена обрамлена декорацией – густым лесом на фоне ясного голубого неба. Колорит росписи построен ни использовании сочетания открытых и чистых красок, которые идут на прорисовку персонажей. Объемность фигур подчеркивается не светотенью, как в большинстве техник росписи, а бликами света. Все это создает неповторимое ощущение реальности событий, происходящих на миниатюре.

ХолуйХолуй.

Черный фон облекает предмет и является основой росписи. Мстерцы закрашивают его и пишут на светлых тонах. Четко отграничивая живописное поле, отчего миниатюра кажется приклеенной. У палешан наоборот, черный фон проходит через все изображение, строя внутреннее пространство произведения. А холуяне? Они умеют писать и на светлом фоне, но обычно приглушают его к краям. Однако нередко впускают черный фон и внутрь композиции как организующее цветовое начало. Иногда же используют его по примеру палешан как пространство, слегка подцвечивая, тонируя, чтобы чернота не казалась такой бездонной.

Лаковой миниатюре свойственен развернутый сюжет, который должен легко «читаться». Мстера наиболее повествовательна: «пересказ» сюжета здесь такой подробный, что главные эпизоды как бы уравнены со второстепенными. Поэтому все фигуры мелкие, словно тающие в пейзаже. Палех и Холуй не столь многословны. Главное событие тут «придвинуто» к зрителю, более крупные фигуры являются основными цветовыми пятнами.

Своеобразие холуйского искусства во многом обусловлено особенностями здешней иконописи. Миниатюра более жизнеподобна, чем палехская, которая ближе к канонам иконописи. Например, силуэты фигур у холуян менее условны. Положите рядом мстерскую шкатулку, и более строгий силуэт окажется у Холуя. Еще отличие: условную форму палешане выявляют золотыми и серебряными штрихами, завершающими роспись. У холуян образы более материальны и форма моделируется цветом. Но красочное пятно все-таки остается в Холуе локальным. Во Мстере его нагружают полутонами, и пятно напоминает тканый узор. Можно сказать, что работы холуян живописнее палехских, но графичнее и декоративнее мстерских.

Федоскино.

«Федоскинская лаковая миниатюра» исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.

ideahandmade.ru

Роспись по дереву

Роспись по деревуРоспись по дереву — это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Издавна украшение различных деревянных изделий цветной росписью высоко ценилось, а в каждом доме непременно было несколько расписных досок или тарелок. Сегодня интерес к росписи по дереву возрождается, и Страна Советов расскажет вам об основных особенностях данного вида росписи.

Украсить росписью по дереву можно практически все. Это может быть посуда, различные аксессуары для дома, шкатулки, вазы, гребни ,браслеты, бусы, серьги, игрушки. Расписывать также можно деревянную мебель, деревянные скульптуры.

У каждого мастера имеется собственный подход к росписи по дереву. Но можно выделить несколько общих этапов, которые помогут начинающему художнику выполнить свою первую роспись по дереву. Это подготовка поверхности древесины, нанесение защитного покрытия, нанесение грунтовки, собственно сама роспись по дереву, закрепление росписи. Остановимся на каждом из этих этапов подробнее.

Подготовка деревянного изделия к росписи начинается с шлифовки («зашкуривания») расписываемой поверхности. Шлифовка нужна для того, чтобы в дальнейшем красящие пигменты лучше «сцепились» с древесиной и роспись была более стойкой. Для шлифовки опытные мастера рекомендуют применять как минимум 2 типа наждачной бумаги: сначала с более крупным зерном, а затем - с более мелким. Шлифовка всегда выполняется по направлению вдоль волокон древесины.

Следующий этап — это нанесение защитного покрытия на поверхность древесины. В качестве такого покрытия, как правило, выступает морилка: спиртовая, водная, масляная. Морилка помогает древесине лучше храниться. Морилку следует наносить на поверхность деревянного изделия в соответствии с инструкциями, указанными производителем.

После нанесения защитного покрытия приступают к грунтовке поверхности древесины. Грунтовка обеспечивает более равномерное нанесение краски во время выполнения росписи. Грунтовочный состав наносится на изделие либо широкой плоской кистью, либо, если поверхность достаточно большая, валиком.

Наконец наступает очередь выполнения непосредственно росписи. Лучше всего использовать для росписи современные акриловые краски: они яркие, стойкие, имеют множество оттенков. Также подходят для росписи по дереву краски масляные, но они сохнут медленнее и менее разнообразны. А начинающие могут при выполнении своих первых работ пользоваться художественной гуашью.

Техники росписи по дереву очень разнообразны. При этом есть как народные, веками используемые техники (волховская, северодвинская, хохломская роспись), так и индивидуальные, применяемые каждым мастером на свой вкус. Начинающие художники по дереву могут для своих первых работ пользоваться простым приемом: наносить контуры рисунка на деревянное изделие с помощью карандаша (вручную или «под копирку»), а затем просто заполнять контуры красками выбранных цветов. Постепенно можно выработать свой собственный стиль работы.

Когда изделие расписано, нужно обязательно рисунок закрепить. Для этого изделие покрывают лаком, чаще всего — акриловым. Также могут применяться лаки мебельные (нитролаки) или масляные. Выбор лака зависит от того, какое именно изделие расписывается. Например, акриловый лак под воздействием тепла может делать деревянные изделия слегка липкими, поэтому деревянные украшения вроде браслетов или бус покрывать таким лаком нежелательно.

Роспись по дереву — это очень интересное и увлекательное хобби. Однако на первых порах покупать деревянные заготовки под роспись может быть затратно: многие придется выбросить, пока результат станет удовлетворительным. Поэтому начинающие могут попробовать сначала свои силы на плотном прогрунтованном картоне, прежде чем приступать к «настоящей» работе.

Роспись по дереву

strana-sovetov.com

Роспись по дереву - История народных промыслов

IMG_1890Искусство росписи по дереву имеет свои особенности и характерные черты во многих регионах России. Существовала своя особая роспись и на Вятке, ее элементами наши предки украшали предметы домашнего обихода – образцы вятской росписи сохранились на прялках, досках, сундуках, бураках и на другой деревянной утвари. Сегодня эти предметы можно увидеть в постоянной экспозиции Кировского областного краеведческого музея.

Вятская роспись очень символична. Рисунки наносились с учетом смысла изображаемого. Например, часто в вятской росписи встречается изображение дерева – оно является символом энергии, жизни, радости; круг олицетворяет солнце; изображение нескольких кругов обозначает движение солнца по небосводу. Львы, которых также можно встретить на старинных предметах быта, олицетворяют собой мужскую силу, а птицы символизируют вести или небесных посланников.

IMG_1866При окраске сундуков вместо кистей вятчане использовали заячьи лапки. Инструментом в росписи служили чеканы – деревянные палочки длиной примерно 18 сантиметров, различной толщины, с вырезанными на торцах изображениями цветов, крестиков, звездочек и других узоров.

Приступая к росписи, мастера сначала из обрезков овечьей кожи готовили клей. Этим клеем с помощью заячьей лапки или кисти из луба покрывали поверхность, и пока клей не высох, делали фон для росписи. Потом сундук покрывали еще одним слоем клея, и только затем начинали расписывать.

С помощью линейки и циркуля мастера намечали на сундуке тонкими линиями членения композиции. На поверхности всех окрашенных стенок рисовали широкую раму. Такой же широкой полосой переднюю стенку и крышку делили на два разных квадрата, в них проводили диагонали, на пересечении которых рисовали окружности. Иногда углы квадратов отмечали наугольниками, в центре рисовали ромбы, а в ромбах круги. Ромбы и круги закрашивали сплошь каким-нибудь из участвующих в росписи цветов. Когда краски просыхали, всю поверхность крышки и стенок расписывали зеленой краской или голландской сажей под оковку, а затем желтым кроном или белилами печатали чеканами разные узоры.

IMG_2787В росписи вятских бураков сложился собственный грубоватый стиль исполнения, сочетавший красный, синий, желтый, зеленый тона. Для вятской бурачной росписи характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья – и прочие композиции, в которых цветы группировались в гирлянды и букеты. Расписанные масляными красками с применением белильных разживок, вятские бураки выделялись среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи.

Домовая роспись с давних времен была важным элементом декора интерьера человека на Русском Севере. Это крестьянское искусство отражает сложившееся веками представление о красоте, стремление к защите и охране своего очага. Исследователи считают, что расцвет домой росписи приходится на 1880 – 1910 годы. Это северорусская традиция особенно широко охватывала Вологодскую и Архангельскую губернии, в состав которых раньше входило несколько территорий Кировской области (Лузский, Подосиновский и Мурашинский районы).

IMG_2733В течение 26 лет под руководством сотрудника Кировского краеведческого музея Владимира Александровича Любимова собиралась богатая и обширная коллекция образцов северной домовой росписи. Главными героями, изображенными на деревянных перегородках, филёнках, голбцах и дверях крестьянской избы были львы, птицы, кони, реже люди. Рядом с ними и часто отдельной композицией встречается растительный мотив – образ мирового древа в виде цветов, бутонов и веток, расположенных на дереве, гирлянде или букете.

IMG_3693Изображения отличаются лаконизмом манеры и веками отработанными приемами владения кистью. Известно, что часто общую фоновую раскраску делал один мастер, а мотив или сюжет выполнял другой, более опытный рисовальщик (красильщик). Многие вятские, костромские, вологодские мастера занимались росписью в качестве отхожего промысла и выполняли работы не только на своей родине, но и в соседних губерниях (Вологодская, Архангельская, Пермская, Тобольская).

Расписные деревянные детали крестьянских интерьеров в настоящее время можно увидеть на постоянно действующей выставке «Народная домовая роспись» в Кировском областном краеведческом музее.

Кистевая роспись по дереву в настоящее время сохранилась в изделиях ООО «Идеал Плюс».

Современная кировская роспись наносится на поверхность сундучков и коробочек мягкими беличьими или колонковыми кистями, окраска фона производится флейцем или широкой плоской щетинной кистью. После сушки расписанное изделие лакируется. Для этой цели используются нитроцеллюлозные лаки.

nhpko.ru

Художественная роспись по дереву | Русский дом

Северодвинская роспись

ракульская2

 

В понятие «роспись северодвинского типа» включают самостоятельные разновидности: пермогорскую, ракульскую и собственно северодвинскую. Первая названа по селу Пермогорье, близ Сольвычегодска. Центром второй разновидности является деревня Ульяновская у речки Ракулки. Северо-двинская роспись делится на три подвида: пучугскую, борецкую и тотемскую. Подробнее

 

 

 Волховская роспись по дереву

волховская роспись

Волховские традиции росписи входят в состав народных художественных ремесел, сформировавшихся вокруг Ладоги. Ладожские ремесла по характеру исполнения и живописного изображения отличаются склонностью к стилю барокко с его яркостью и пышностью. Пожалуй, наиболее известным стилем традиционной росписи по дереву, бытовавшим в Петербурге и в поселениях в районе Ладожского озера, была волховская роспись, возникшая и распространившаяся по берегам Волхова. Подробнее

 

Хохлома — старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы (ныне город Загорск). Подробнее

Ракульская роспись

ракульская3

Ракульская роспись — самобытное явления в ряду росписей северного края: она абсолютно непохожа на соседние, бытовавшие поблизости от местности ее распространения, росписи, она многоцветна, но не ярка, она живописна, но не изобилует множественными элементами, в других росписях порой составляющих собой целую вселенную.

Наиболее ранние сведения о ракульской росписи датируются концом первой половины XIX века и указывают на место её зарождения и бытования — село Ульяновская, стоящее на месте впадения речки Ракулки в Северную Двину (ныне Красноборский район Архангельской области). Росписью, за всё столетие её прослеживамой истории, занималась только одна семья — Витязевы, из поколения в поколение передававшие секреты своего промысла. Хотя имеются и сведения, что и в д. Череминенская росписью прялок в традиционной ракульской манере занимались местные мастера, но, возможно, они также состояли в родстве с большой семьёй Витязевых.

Орнамент ракульской росписи, особенно орнамент, украшающий самые ранние из дошедших до нас изделий, датируемых серединой XIX века, очень близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей — богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами, жившими в скитах и «становищах» (так приверженцы «старой» веры называли поселения мирян-старообрядцев — фактически, обыкновенные деревни) по реке Выг (так называемом Выголексинском общежительстве — центре многочисленного и влиятельного старообрядческого «Поморского согласия»), протекающей по территории нынешней Республики Карелия. В свете этот сходства весьма вероятным представляется тот факт, что Витязевы — семья выговских старообрядцев, в результате ликвидации («выгонки») Выголексинского общежительства властями, проходившей в несколько этапов в середине XIX столетия (за 20 лет с 1830 по 1850 гг. число жителей старообрядческих поселений Выговского суземка снизилось почти в 10 раз — с 3000 до 272), вынужденная перебраться на жительство в Ракульскую волость. С собой Витязевы принесли древнее, восходящее истоками к ещё дораскольной московской книжной графике, искусство миниатюры, но, как представляется, усилившиеся гонения и оторванность от центров старообрядчества, заставили Витязевых вместо переписывания и украшения книг заняться росписью предметов крестьянского быта. Дополнительным подтверждением этой версии является совпадение даты массового выселения старообрядцев с Выга и даты примерного зарождения ракульского промысла.

Декоративность росписи, ее книжная узорочность, отсутствие в ней какого-либо выраженного сюжета также может быть объяснена через старообрядческое благочестие — бытовые и сказочные сюжеты в рукописях практически не изображались, за исключением едких сатир на представителей власти, а изображение сюжетов священных писания и предания (в том числе и житийных) на предметах домашнего обихода являлось богохульным.

В росписях Ракулки доминируют, как правило черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы — виньетки и прожилки исполняются черным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

ракульская1Свободно бегущий по ракульским изделиям узор состоит, преимущественно, из фантастических растений-лиан с крупными нарядными листьями, крепящимися к извилистому стеблю.

Характерный растительный орнамент с массивными многоцветными каплевидными листьями, своеобразие и относительная скупость цветовой палитры, экономное использование мелких самостоятельных элементов орнамента резко отличают ракульскую роспись от географически соседствующих с ней борецкой, пермогорской и пучужской.

Фантастическое многоцветье растений, украшающих расписные ракульские изделия несёт на себе, возможно неосознанно для украшавшего их мастера, присущую поверьям обитателей Русского Севера символику. Фантастические, никогда не виданные растения, цветущие букеты, переливчатое многоцветье красок растительного мира выражали идею плодородия, вечного и неиссякаемого богатства мира, и, как бы взывая к матери-природе, представляли собой пожелание счастья, достатка в доме, богатых урожаев.Присущи ракульской росписи также очень характерные и узнаваемые изображения птичек — схематично изображенные, со вздернутым хвостом, намеченным тонкой штриховкой, грузным телом и изящной головкой, венчаемой хохолком.

Типичным для северодвинских росписей являлось преобладание расписных прялок среди продуктов промысла. Не была исключением и Ракулка, выработавшая для росписи прялок свой особенный композиционный канон, четко прослеживающийся на протяжении почти целого столетия — до 1930-x гг.: фасадная часть прялки разделялась на три практически равновеликие части — нижняя украшалась вертикальной крупной вертикально поставленной ветвью с симметрично расположенными ветвями, центральную занимало окаймленное нарядной рамкой изображение птицы, а верхняя декорировалась большой S-образной лианой с многоцветными листьями.

До момента затухания промысла, случившегося в 30-х годах XX столетия, мастера из династии Витязевых твёрдо следовали выработанному композиционному канону, но применение анилиновых красок промышленного изготовления, добавив яркости колориту изделий, лишило их гармонии, создававшейся приглушёнными скромными тонами.

Возрождение ракульской росписи как художественного промысла связан с её открытием для науки в 1959 г. экспедицией Загорского музея-заповедника. А в 1960-х годах, для сохранения традиционных народных художественных промыслов Архангельской области было организованно предприятие «Беломорские узоры», мастера которого, сохраняя вековые традиции и каноны росписи, и по сей день производят изделия, выполненные в традиционной ракульской технике.

Городецкая роспись

городецкая1Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским народным художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец.Начало городецкой росписи можно увидеть в резных прялках. Они в Городце были особенные благодаря донцам (дощечка на которую садится пряха) и гребню прялки. Донце украшалось местными мастерами с использованием особой техники инкрустации. В углубления вставлялись вырезанные из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки. Такие элементы рельефно отличались на поверхности, и всего два оттенка дерева в руках городецких мастеров создавали настоящие произведения искусства на основе обыкновенной доски. Позже умельцы начали пользоваться подкраской (яркими синими, зелеными, красными и желтыми цветами), которые позволяли сделать донце еще красочнее. Увеличившаяся потребность в производстве прядильных донец побудила мастеров пересмотреть технику декорирования, сделав ее более простой. Во второй половине XIX века инкрустация как сложная и трудоемкая техника была заменена обыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце века преобладающим декором донец становятся живописные элементы.Технология

городецкая 3Технология городецкой росписи во многом проще создания хохломской, особенно в плане подготовки основы. Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета. Все основные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки. На рабочей поверхности тонкими линиями карандашом намечают композицию будущего узора. Главная задача – наметить размеры и положение основных элементов, или узлов, например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап, рисуя сразу красками. Узлы, как правило, прорисовывают более светлым тоном краски (промалевка). На светлые пятна наносятся тонкие мазки темного оттенка (теневка), изображая детали: лепестки цветов, складки одежды, детали интерьера и др. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки и бутоны. Заключительный этап росписи — нанесение черной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняется самой тонкой кистью и придает работе законченный вид. После высыхания краски изделие покрывают бесцветным лаком.Мезенская роспись

G5ZRc-yLzuI

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы. Подробнее

Борецкая роспись

борецкая1Среди легенд и преданий бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении борецкой росписи.Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Новгород, а Марфа Борецкая вместе с боярами сбежала на Северную Двину. Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок — от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст. Сейчас Борок только пристань в 7 километрах от Городка да несколько близлежащих деревень.Очевидно, среди бежавших были и художники иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг. Передавая свое мастерство из поколения в поколение, они сохранили лучшие традиции народного искусства древнего Новгорода на протяжении нескольких столетий.Вначале, как видно, существовал один центр росписи — Борок в среднем течении Северной Двины. Впоследствии отпочковались еще два центра: с пучугской росписью (центр в деревне Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок) и тоемской росписью (еще выше по течению деревня Жерлигинская).Прялочки, украшенные этими росписями, разнятся между собой, но по колориту и композиционной схеме составляют единый вид северодвинской белофонной росписи, отличной от других видов росписей Северной Двины — пермогорской и ракульской.

Умение прясть считалось достоинством крестьянки, так как требовалась большая сноровка, чтобы вытянуть нить нужной толщины, а «неряху-непряху» клеймили позором. С прялками ходили на посиделки, а тем у кого прялка красивее, и чести больше. Женихи часто дарили прялочки невестам, иногда подписывали от кого — к кому.Такую прялку особенно берегла женщина и завещала дочери, как память. Красочной прялкой гордились, а в доме она висела на самом видном месте.Прялка сохраняла форму и орнамент, традиционные для своей местности. Борецкие прялки «корневые», то есть выпоненные из одного куска дерева. Лопаска из ствола, а донце из корня. Они велики по размеру, имеют широкую лопаску, четкий красивый ряд крупных городков (головок, бобышек, бобочек), две круглые серьги, нарядную фигурную ножку. Роспись ее сверкает белизной фона, на нем ярко горит красный ведущий цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им праздничность и нарядность.Если проследить развитие борецкой росписи, сравнить прялки XVII-XVIII вв. с прялками более позднего периода, вплоть до начала ХХ в., то можно заметить, что они значительно различаются по колориту и сюжету.Художники ХVII-XVIII вв., унаследовавшие традиции новгородских мастеров-иконописцев, внесли в композицию росписи форму иконостаса, разделили лопаску прялки на ярусы — ставы, заполнили их квадратиками наподобие икон, а внизу нарисовали дверь, похожую на царские врата алтаря. Однако от иконописи сохранились только внешние признаки. Содержание росписи самобытно. Из прямоугольных рамок вместо святых на нас смотрят веселые птички , лучистое солнце и остроконечные звезды.Центральная часть лопаски — это парадная с округлым верхом дверь, напоминающая по богатству царские врата иконостаса. Ниже изображено парадное крыльцо на высоком столбе — характерная деталь деревянной архитектуры Севера. Это дом невесты, он показан как сказочный царский терем. Далее сцена сватовства (хотя существует и другое толкование сюжета).По высокой лестнице поднимается старец с корзинкой в руках, а у крыльца снял шапку юный всадник. Оба одеты в древнерусские одежды с оплечьями и поясами, украшенными каменьями,Ведущими цветами борецкой росписи на ранних прялках, где изображена сцена сватовства, была яркая киноварь, глубокая изумрудная зелень с белой оживкой и охрой, которая воспринимается как золото.На обратной стороне прялки — сцена парадного выезда жениха и невесты, князя и княгини. Жених и невеста в красной одежде с золотой каймой вокруг ворота, по рукавам, подолу и с трехлепестковой золотой короной на голове.Изумрудный конь сверкает киноварной упряжкой, кругом из красной киноварной земли подняли свои золотые головы царственно — прекрасные тюльпаны. На их красных стеблях раскачиваются темно — изумрудные листья с воланчиками. Тюльпановидные цветы были характерны для иконописи ХVII-XVIIIвв. Растительный узор, крупный, сочный по цвету, полон динамики.

борецкая2Со временем орнамент борецкой росписи утрачивает свою крупную форму , лишается пластики рисунка, теряет сочный колорит. В конце ХIX в. приходит дробный узор, лишенный общего ритмичного движения, яркая, не всегда гармоничная многоцветность с добавлением сусального золота и полная скованность композиции.На рубеже ХIX-XXвв. Росписью украшали в основном прялки. Хотя время изменило декор и композицию росписи, все же легко прослеживаются древние композиции и древние схемы. Дробным растительным узором украшаются саночки с ездоком — эту часть лопаски стали называть «став с конем».Красные, зеленые, изумрудные, золотые, охристые кони, впряженные в кареты, расписные повозки, в крытые возки, сани, участвовали в сценах катания, в свадебных и парадных выездах. Выше, вместо крыльца и двери терема, появился пышный цветущий сказочный куст в окружении ярких сказочных птиц. По древней легенде, «начало всех начал» — это древо, стоящее среди водных просторов. На нем поселились две птицы, свили в его ветвях гнездо, и отсюда пошла первая жизнь на земле. Данный сюжет стал одним из излюбленных в русском народном искусстве. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека.На прялочках изображались птицы. Они также изменились. Они также изменялись. В XVII-XVIII вв. это курочки, простые птички, то есть мастер писал их такими, какими видел. Птички были в различных движениях: клюющая, с поднятыми крыльями, с головкой, повернутой назад, спокойно сидящая, с распростертыми крыльями. Они локальны по цвету, красные и изумрудные. В дальнейшем птицы становились более нарядными, ярких, пестрых расцветок, хвосты удлинялись, появилось много дополнительных украшений, точек, капелек, штришков. Они уже мало походили на тех, которых мы видим на прялках XVII-XVIII вв. Эти птицы действительно стали действительно теми сладкоголосыми райскими птичками, что сидели на древе жизни. Средний став получил название «став с древомНа обратной стороне лопаски более крупный орнамент образовывал раму для пучка льна. Внизу простые композиции: один — два бегущих конька, иногда конь и лев или всадник. В композиции «лев и единорог» изображалась борьба двух миров, наземного и подземного. Выше размещался «став с оконцами». В центре он заполнялся цветами и птицами, а по краям были окна, иногда с цветами.Вот такие прялки были к началу XX в. За свою яркость, позолоту и белый фон они пользовались большим успехом, и везли их с ярмарок в Москву, Петербург и по всему свету.Кроме прялок мастера Севера расписывали скобкари, ставчики, братины, миски и другие изделия домашнего обихода. Декор каждой вещи индивидуален и подчинен форме предмета.

 

 

rusnardom.ru