Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Мастерская - Деревянная рама для зеркала "Амурские узоры". Резной узор


Резные наличники на окна

Старорусская архитектура неизменно ассоциируется с резными наличниками на окнах. Подобная форма оформления домов отличается видовым многообразием. Еще несколько десятилетий назад в каждом регионе жили мастера, обладающие собственным стилем создания декоративных элементов. Сегодняшнее возвращение к истокам сопровождается возрождением интереса к отделке окон с использованием резных наличников.

Назначение обрамления

Само слово «наличник» говорит о своем расположении – «на лице», то есть одной из его функций является украшение фасада здания. Поэтому люди старались выразить через него свою индивидуальность и украсить окна резным обрамлением. Помимо декоративной роли, наличники на окнах, прежде всего, выполняют конструктивную функцию, закрывая щель между рамой и проемом. Это предотвращает проникновение в дом пыли, защищает от осадков, сквозняков и  посторонних звуков.

В старину резным наличникам приписывалась и магические свойства. Считалось, что обрамление окна определенной формой планки защищает от сглаза и служит своеобразным оберегом. Поэтому в причудливых узорах просматривались различные фигуры и растения, носящие конкретную смысловую нагрузку.

В современной архитектуре функциональное назначение наличников для окон заключается в следующем:

  • Грамотно подобранное резное оформление позволяет зрительно вытянуть невысокое строение или расширить узкую стену.
  • Возможность проявить индивидуальность и оформить здание в соответствии с веянием определенной эпохи.
  • Позволяет достичь единого архитектурного ансамбля между всеми строениями на участке.
  • Защита щелей от проникновения внешних негативных факторов (осадки, шум, пыль).
  • Является одним из элементов теплозащиты дома.

Резная отделка, особенно выполненная из дерева, обладает рядом особенностей, которые следует учесть в период эксплуатации:

  • Зависимость от влияния атмосферных факторов. Влага и перепады температур неизменно наносят вред декоративному оформлению.
  • При подборе обрамления следует учесть свойства породы, из которого изготовлены наличники, и позаботиться о качественной обработке. Своевременные профилактические мероприятия продлевают срок службы изделия для окна.
  • Зачастую возникают трудности при комбинировании деревянных резных элементов с современными пластиковыми рамами. При таком сочетании предпочтительней устанавливать окна, имитирующие деревянную фактуру.

Значение резных элементов

Желание соответствовать древним традициям требует знаний о значении различных элементов резных наличников:

  • Солнце, как правило, размещают на кокошнике.  Оно символизирует жизнь и энергию.
  • Олицетворение мудрости и плодородия заключено в изображении змеи.
  • Символом гармонии между духовным и материальным стремлением является крест в резном наличнике.
  • Чувство единства с природой подчеркивают через растительность.
  • О гостеприимстве владельцев дома свидетельствуют сережки.
  • Соединительным элементов всех времен является силуэт птицы на окне.

Характеристика материалов и форм

Для производства наличников на окна применяются натуральные и искусственные материалы. Традиционно резные элементы изготавливали из древесины, устойчивой к воздействию атмосферных факторов. Характеристика свойств отдельных пород поможет определиться с наиболее подходящим видом:

  • Лиственница минимально подвержена процессам гниения, однако не подходит для производства резного обрамления ввиду своей хрупкости.
  • Осина, ольха и липа – наиболее удобные породы для создания ажурного декора на окна. Однако податливая и мягкая древесина резных наличников нуждается в специальной обработке ввиду способности хорошо впитывать влагу.
  • Наличникам для окна из дуба, ясеня или бука свойственна устойчивость к негативным атмосферным воздействиям, но обработка резных элементов отягощена трудностями, преодолев которые вы получите долговечный декор.
  • Удачным выбором станет древесина березы или сосны, позволяющая выполнять аккуратный резной декор. При этом наличники обладают достаточной прочностью для внешней эксплуатации.
  • Мелкие резные украшения окна, которые фиксируются на основные элементы, можно выполнить из черешни или яблони.

Совет! Регулярное обновление покрытия деревянных наличников водостойкой краской или лаком обеспечит им длительный срок эксплуатации.

Какие еще материалы применяются при производстве накладок на окна и в чем их особенности, рассмотрим ниже:

  • Ламинированная МДФ позволяет точно сымитировать цвет любой породы дерева, но предназначена исключительно для внутреннего применения.
  • Пластиковые окна гармонично сочетаются с наличниками из аналогичного материала (ПВХ), который не подвержен гниению, обладает широкой цветовой палитрой, устойчивой к воздействию солнечного излучения. Цвет наличников подбирается с учетом отделки дома в тон или контрастирует с фасадом.
  • Для окон круглой формы идеально подойдут изделия из полиуретана, характеризующиеся легкостью и неприхотливостью в уходе.
  • Металлические планки крепят с целью защиты монтажного шва, соединяя их в единое целое с профильной коробкой.

Существует два основных способа установки наличников:

  • Накладной – наиболее распространенный метод при оформлении окон. Для фиксации применяется специальный клей или гвозди.
  • Телескопический способ предполагает Г-образную форму изготовления наличника, позволяющую закрепить изделие путем вхождения в пазы коробки. Чаще применяется для отделки дверных проемов. Его характерное отличие – отсутствие следов крепежных деталей.

Шаблоны и виды резьбы

Резные формы наличников придают окну индивидуальности, но чтобы их изготовить, обязательно понадобятся шаблоны. Наличие навыков резьбы по дереву позволяет выбрать сложный орнамент. Если умения работать с деревом недостаточно, лучше найти легкий узор для наличников на окна. Мы предлагаем изучить:

  • варианты шаблонов одиночных элементов и их общий вид;
  • верхние, нижние и боковые детали декорирования.

Их можно скопировать полностью или дополнить узор своими деталями. Понравившийся рисунок резного наличника или его фрагмент необходимо увеличить в масштабе с учетом размеров вашего окна. Для изготовления резных шаблонов применяется ДВП, плотный картон или бумага.  Желательно оформлять окна наличниками с одинаковой резьбой. Учтите, что изготовить мелкие резные элементы гораздо сложнее, а в негодность они приходят быстрее остальных. В этом случае потребуется частичная замена обрамления.

Предупреждение! Обязательно учтите уклон вверху резного наличника. Это предупредит скопление снега и обеспечит своевременный отвод воды.

Верхняя часть наличника на окно носит название кокошник, нижняя – полотенчик. Наибольшее распространение в орнаменте резных наличников получили контуры растений,  изображения животных и геометрические фигуры.

Ключевыми деталями чертежа для любого наличника на окно являются:

  • нижняя планка или подоконный поясок;
  • вертикальная рейка;
  • верхняя планка.

Схема также может содержать всевозможные плечики, вазончики или диадему. Подробное описание названий резных элементов декора представлено на схеме ниже:

Если ваши окна имеют различный размер, специалисты советуют изготовить чертеж с промежуточным раппортом, повторяющимся необходимое количество раз. Для раппорта можно выбрать один или два элемента, повторяющихся поочередно. Пример такой схемы представлен на фото ниже:

Изготовить на окна деревянное резное обрамление можно несколькими способами:

  • Наибольшей декоративностью и ажурностью характеризуются прорезные наличники. Изделие выполняется из дерева светлых тонов или подвергается последующему покрытию белой краской. Такое оформление окна на более темной стене выглядит утонченно и изысканно, отдаленно напоминая вологодское кружево.
  • При накладной резьбе отдельно вырезанные детали фиксируются на сплошную доску путем приклеивания или прибивания. Такой прием позволяет оформить окно с простым наличником. Выступающие элементы зачастую покрывают контрастной краской.

Иногда оба вида резьбы комбинируют.

Процесс изготовления

Определившись с узором, материалом, видом резьбы и способом крепления наличников можно непосредственно переходить к изготовлению резного обрамления на окна.

Важно! Рисунок на заготовке нуждается в правильном размещении. Предотвратить растрескивание резьбы позволит расположение элементов вдоль волокон деревянных заготовок.

Места узора, где необходимо сделать прорези, лучше пометить цветом. Работа по изготовлению наличников состоит из следующих этапов:

  • Снятие мерок с окна.
  • Для прорезной резьбы подбираются доски с минимальной толщиной 30 мм, накладной способ позволяет применять древесину толщиной 10 мм. Все работы производятся с сухим пиломатериалом.
  • Вырезаются заготовки.
  • Для плотного прилегания резного наличника с изнанки древесина выбирается на незначительную глубину (1-2 мм).
  • Узор, нанесенный с применением шаблона, вырезается. Для формирования отверстий применяются сверла различного диаметра, лобзик понадобится для выполнения прорезей. Чтобы оформить красивый рез, точка ввода лобзика отмечается высверленным отверстием.
  • Все резные элементы наличника для окна зачищаются шлифовальной бумагой. Из несквозных отверстий древесная пыль удаляется с помощью пылесоса.

Накладная резьба предусматривает крепление готовых элементов к широкому наличнику на гвозди с удаленными шляпками. Усилить прочность соединения позволит нанесенный с изнаночной стороны наличника клей. Применять саморезы не рекомендуется ввиду опасности повреждения резного участка соединения.

Резные наличники устанавливаются на деревянные окна с применением глухих или сквозных шипов. Первый вариант отличается надежным соединением и сложным процессом монтажа. Второй способ более простой, но менее надежен. Установку резных элементов на пластиковое окно проводят с применением жидких гвоздей.

Предварительная защитная обработка резных наличников и регулярный профилактический уход обеспечит длительное сохранение привлекательного внешнего вида окна.

bouw.ru

Деревянная рама для зеркала "Амурские узоры"

Наша мастерская начала работу над деревянным резным зеркалом серии "Амурские узоры". Купить красивое зеркало в шикарной вырезанной деревянной раме в нашей мастерской вы сможете, сделав предварительный заказ у нас на сайте или в нашем магазине на Ярмарке Мастеров. Мы сделаем великолепные оригинальные зеркала из массива ценных пород древесины. Натуральное дерево само по себе достойно украшает интерьер любого дома, а деревянное зеркало в резной раме несомненно привносит в ваш дом нотку шикарного дворцового стиля! На вопрос "украшать свою жизнь или не украшать?" у нас есть твердое мнение, что красота- это не роскошь, это неотъемлемая часть жизни Счастливого человека!

Другие наши зеркала можно увидеть тут, тут и тут

Зеркало резное Угол резной рамы для зеркала

Материал, из которого мы будем делать деревянную раму - мореный кедр,который вы не найдете ни где! Только у нас можно купить деревянное резное изделие из мореного кедра. Что это такое? Это спиленный ствол кедра, пролежавший в реке более 50 лет. Заболонь кедрового ствола, на протяжении большого срока времени под водой, покрывается синевой и поростает мхом, а древесина приобретает необыкновенный приятный розоватый цвет. Мох с прелой заболонью срубается сначала топором вручную, а потом только распиливается на доски. Под водой внутреннее напряжение дерева уравновешивается, поэтому изделие из мореного кедра не выгинается, не растрескивается и служит вечно!

И так, материал для рамы готов. Для сравнения мы сфотографировали срез резцом на доске из мореного кедра и кедра обычного сухого, что бы было видно текстуру и цвет материала.

26 января 2016г.

Мы продолжаем работу в нашей мастерской. Что было сделано?

  • Распилили пиломатериал на доски.
  • Распилили доски на рейки нужного размера для сплачивания щитов под резьбу.
  • Сплотили (склеили) щиты для резного рисунка рамы.
  • Собрали раму для зеркала.

Для того, что бы наше зеркало не повело, т.е. что бы он не искривилось, мы его соберем из реек, которые будем склеивать:

Раму для зеркала мы соберем из брусков, тоже склеим её:

Склееваем рейки для щита:

Щиты обязательно нужно прострогать, что бы начать делать черновую резьбу:

Для деревянной рамы из мореного кедра у нас все готово! Высохнет и можно приступать к резьбе по дереву! Каким будет наше зеркало вы обязательно увидите, если будете заходить к нам в гости!

27 января 2016г.

Работа над созданием рамы идет в плановом режиме. Сейчас у нас шла подготовка рамы-основы и подготовка деревянных щитов для резного узора. Что было сделано?

  • Замена шурупов при склеевании основы деревянной рамы на деревянные шканты.
  • Отфрезерованы две детали резного орнамента для рамы.
  • Выпилена одна деталь резного орнамента.

Основу рамы для зеркала мы посадим на деревянные шканты, когда раму склеивали, то использовали шурупы. Проверяем угол рамы, нужно, что бы угол был 90 град:

Шканты мы делаем из твердых пород деревьев: либо береза, либо клен. Делаем шканты вручную стамеской:

Деревянный шкант Шкант на клей

Деревянный шкант вставляем в просверленный угол:

Вставляем деревянный шкант Отпиливаем лишнее

Подрезаем заподлицо шкант и вот рама для зеркала у нас собрана на деревянные шканты:

Подрезаем шкант Угол на дер шкантах

Сегодня у нас было отфрезерованы две детали резного узора. Мы их выпилили из массива щита. Торцы подрезаем:

Подрезаем торцы узора Подрезаем торцы узора

Тыльную сторону резного орнамента обязательно подрезаем, что бы узор был легким и воздушным:

Тыльная подрезка узора

Теперь нам необходимо весь резной орнамент резать вручную резцами. На это уйдет несколько дней. Поэтому уже вырезанные элементы зеркала мы покажем сразу же как вырежем их.Если нашим гостям интересно, как будет выглядеть готовыое деревянное резное зеркало, то милости просим в нашу мастерскую!

28 января 2016г.

В мастерской идет работа над созданием деревянной резной рамы.

Резьба деревянного узора:

Резьба узора Резьба по дереву

Чистовая резьба узора:

Резной узор Резьба по дереву

В раме-основе сделаны пазы, для того, что бы резной узор вставить в раму:

Резная рама для зеркала Угол резной рамы

Работа продолжается!

1 февраля 2016г.

Здравствуйте, дорогие наши гости! Сейчас у нас идет резьба узора(веревочка) на основную несущую рамы. Так же была дофрезерована четвертая сторона резного орнамента. Был напилен материал на штапик для зеркала. Штапик будет резным и красивым.

Резьба по дереву: декоративный элемент "Веревочка"( режется вручную резцами):

Резьба Веревка Резьба по дереву Веревка

Здесь мы "подгоняем" резцом реечку для резного штапика. В угол "зашел" точно и ровненько:

Резной элемент деревянного зеркала:

3 февраля 2016г

В мастерской продолжается работа над созданием красивой рамы для зеркала "Амурские узоры". Что было сделано?

  • Полностью подготовлена резная основа рамы: вырезана, отшлифована и покрашена.
  • Приклеена резная реечка-штапик для зеркала.
  • Вырезан и отшлифован один резной элемент узора.

Держателем зеркального полотна будет деревянная реечка, которую мы подрезали и приклеили:

Резьба деревянных элементов идет под патронажем Рыси))), любит она контролировать процесс:

Рама с одним резным элементом уже отшлифована и покрашена:

Деревянное резное зеркало Резная рама Угол

Сейчас идет резьба остальных трех деревянных элементов рамы. Совсем скоро наше произведение будет готовым и каким будет оно вы обязательно увидите, если будете заходить к нам на огонек!

4 февраля 2016г.

Работа над резьбой декоративных элементов на раму для деревянного зеркала идет к своему завершению. Готовы три резных элемента для рамы, последний элемент вырезается.

Резьба по дереву: маленький элемент резного орнамента:

Резьба длинного декоративного элемента для рамы (еще немного и рама предстанет во всей своей красе!):

Нашим дорогим гостям на заметку: вы можете сделать комментарий, задать интересующий вас вопрос, что-то подсказать))), будем рады диалогу!

4 февраля 2016г.

Мастерская "Амурские украсы" рада видеть вас у себя в гостях! Вот и закончен очередной творческий проект! Нашу раму мы тщательно отшлифовали и покрасили! Можно даже посмотреть на результат наших трудов.Раму осталось собрать, сделать петли, что бы её можно было повесить и покрасить еще раз.

Здесь последний(нижний) резной элемент еще не отшлифован, но смотрится уже полноценно:

Рама для зеркала Резная рама

Тут деревянное резное зеркало почти что готово: нужно только её смонтировать и оно поедет к своей хозяйке! Надеемся, что ей понравится))).

Деревянное резной зеркало Угол резной рамы

Купить такую же деревянную резную раму для зеркала (или какую другую) можно предварительно сделав заказ на сайте или в нашем магазине на Ярмарке Мастеров(кнопка входа в правом нижнем углу)

7 февраля 2016г.

Мастерская "Амурские украсы" закончила работу над созданием деревянного резного зеркала. Рама была покрашена, смонтирована, были сделаны петли, для того, чтобы её можно было повесить. Деревянное резное зеркало готово к отправке к заказчице. Мы надеемся, что ей результат нашего труда понравится!

Все резные детали приклеиваем к раме на клей ПВА:

Клей Склейка рамы на зеркало

Склеевание с помощью струбцин:

Склеевание Резная рама для зеркала

Петли врезаем в основу рамы:

Деревянная резная рама для зеркала "Амурские узоры" готова украсить собой дом нашей заказчицы:

Резная деревянная рама для зеркала Деревянная резная рама для зеркала

Купить наши деревянные резные зеркала можно, предварительно сделав заказ у нас в мастерской или в нашем магазине на Ярмарке Мастеров. Заходите к нам в мастерскую! Пишите нам, задавайте свои вопросы, оставляйте пожелания! Мастерская "Амурские украсы"!

13 Февраля 2016г.

Сегодня мы упаковали наше творение и отправили на новое место жительства! Зеркало тщательно упаковали, написали, что стекло! Уверены, что доедет в целости и сохранности до места.

Сначала раму завернули и проложили пенопластом, потом упаковали в плотный картон, потом снова завернули (какое счастье, что был придуман скотч!))) чрезвычайно удобная вещь!):

Мы рады видеть своих гостей в нашей мастерской! Другие наши деревянные резные изделия можно посмотреть в нашей Галерее

ukrasy.ru

Трафареты для наличников на окна. Как сделать резные наличники? – Свой дом мечты

Наличники на окна, несмотря на свою простоту, имеют большое значение в декоративном оформлении фасада дома. Они не только создают опрятный вид и вносят элемент индивидуальности строению, но и выполняют более прозаическую задачу по устранению щели между стеной и оконной коробкой. Кроме этого наличники должны выдерживать влияние погодных факторов, не теряя своих качеств.

Функция оконных наличников и немного истории

Наличник впервые упоминается как элемент дома еще в 15-м столетии. Сейчас наличники несколько утратили актуальность, но по-прежнему функция их неизменна вне зависимости от материала здания и его отделки. В связи с конструктивными особенностями окон домов большой этажности и в случаях применения остекления, их присутствие неуместно.

трафареты для наличников на окна как сделатьНаличники появились много лет назад

Упрощенно наличник – это деревянная рама, имеющую ширину 30-40 мм, которая обрамляет окно.

Эстетическая функция этой детали важна, но основная задача заключается в перекрытии зазора, который образует оконная коробка и стена, что повышает теплоизоляцию и предохраняет от проникновения пыли и влаги из внешней атмосферы, а также и снижает уровень шума. В некоторых случаях при наличии ставней он выполняют функцию рамы.

Виды и типы наличников для окон

Их форма может быть:

  • фигурной;
  • плоской;
  • скругленной;
  • выпуклой.

Характеризуются простотой производства и не высокой стоимостью наличники плоской формы. Изготавливаются выпуклые наличники при помощи специальных станков и, в связи с этим цена изделий значительно повышается. Резные наличники имеют большую эстетическую ценность и значительную стоимость.

По способу монтажа классифицируют наличники:

  • телескопические. Они имею специальные выступы, заходящие в соответствующие полости коробки;
  • накладные.

Важным фактором при выборе профиля этого элемента окна является уклон, который выполняется вверху наличника. Его назначение заключается в удалении осадков.

Современные материалы и требования к элементам домов определили тенденции запросов домовладельцев. Лидерами по популярности являются резные наличники, выполненные из пластмассы.

Требования, предъявляемые к материалу наличников

Помимо высоких эстетических качеств, наличник должен отвечать практическим требованиям. Важными его качествами является способность выдерживать колебания температур и повышенную влажность. Кроме этого материал должен противостоять ветровой нагрузке.

Важно, чтобы материал обладал достаточной прочностью и не был подвержен выкрашиванию и растрескиванию. О применении МДФ или фанеры не может быть и речи. Свойства этих материалов таковы, что они способны поглощать влагу, склонны к трещинообразованию, краска на них со временем слущивается. Все это является признаком недолговечности изделий из этих материалов.

В связи с этим МДФ в качестве материала наличников может быть использован только внутри жилища. Технологичность материала обуславливает простоту и относительно низкую его стоимость. Помимо этого для получения готовых наличников не требуется много времени. Такие наличники на фасаде потребуют постоянного ухода и дополнительной обработки.

Из дерева изготавливали наличники наши предки на протяжении многих веков. Дуб и бук являются наиболее распространенными породами древесины, применяемыми для этого. Сосна и береза нашли меньшее применение для производства наличников. Древесина склонна впитывать влагу, поэтому для увеличения срока службы изделия и его внешнего вида необходимо применение защитных покрытий. Кроме этого со временем дерево имеет свойство темнеть, поэтому требуется восстановление первоначального оттенка материала.

При использовании гипса в качестве декоративного фасадного элемента также сталкиваются с проблемой взаимодействия материала с влагой. При замерзании проникшей внутрь гипса воды и оттаиванием в процессе колебания температуры, происходит разрушение таких деталей архитектуры.

трафареты для наличников на окна как сделатьК материалам предъявляются определенные требования

Применение стеклофибробетона и полимербетона дает возможность избежать негативного влияния воздействия температуры и влаги. Ограничивает их использование существенная масса изделий. В некоторых случаях при установке таких наличников учитывают возросшие нагрузки на стену и делают ее мощнее.

Полиуретан выгодно отличается от других материалов наличников. Это связано с тем, что его применение не допускает описанных выше проблем, а также его характеристики позволяют создать дополнительную теплоизоляцию. Помимо этого масса его сопоставима с весом древесины, что облегчает монтаж этих деталей фасада.

Как сделать трафареты для наличников на окна?

Выбор древесины

Древесина для производства наличников может применяться в различных вариантах. Это могут быть определенные ее виды, комбинация пород путем склеивания или иного соединения.

Простые и фасонные трафареты для наличников на окна лучше изготавливать из сосны.

Производство резных наличников требует, чтобы материал обладал мягкостью. Таким качеством обладает липа. Требования к материалу обусловлено ручной обработкой дерева.

трафареты для наличников на окна как сделатьВыбор древесины нужно осуществлять тщательно

Климатические условия, связанные с повышенной влажностью или значительной сухостью, а также значительные колебания температуры в течение суток, обуславливают применение древесины с плотной и твердой структурой. К ним относятся дуб и береза. Ручная обработка их затруднена, поэтому необходимо использование фрезерных станков. Такие изделия обладают длительным сроком эксплуатации.

Необходимые инструменты

Перед решением задачи как сделать резные наличники, необходимо определиться с инструментом, применяемым для этих работ. Основными инструментами для этого являются ножи и стамески, различные по форме и размерам.

трафареты для наличников на окна как сделатьИнструменты для работы

Для самостоятельного производства наличников применяются устройства для ручной фрезеровки, электролобзик, дрель. Лобзик при выполнении таких работ практически незаменим, так как с его помощью можно создать практически любой узор. В некоторых случаях может быть использовано самодельное устройство, в состав которого входит понижающий трансформатор и нихрономовая проволока.

Кроме этого может потребоваться изготовить инструмент для осуществления надпиливания углов. Чтобы изготовить такое приспособление необходимо закрепить между трех реек из дерева два ножовочных полотна с мелким зубом. При работе этим устройством одним полотном подпиливаются шипы, а другим – проушин изделия.

Как выбрать узоры для наличника?

Использование техники прорезной резьбы предполагает, что лучшим образом подойдет осина, ольха, липа или хвойных пород. Толщина доски должна находиться в пределах от 5 до 50 мм. Необходимо, чтобы выбранный рисунок узора для наличника хорошо различался на расстоянии, и выступать как единое целое архитектурного ансамбля. Поэтому не желательно создание изображение с большим количеством мелких элементов.

трафареты для наличников на окна как сделатьВарианты наличников

С давних пор вверху наличника находится кокошник с изображением Солнца. При желании верх наличника можно нарастить, используя для этого как соединение шипы. Полотенчики – такое название получил низ наличника. Конструкция обязательно входит должна предусматривать наличие водоотбойного скоса. Нижняя планка должна иметь толщину на 10 мм больше размера планки, находящейся наверху планки. Важно соблюдать единство стиля обеих частей.

Во избежание возникновения трещин на резьбе, детали следует располагать по ходу волокон древесины. Как правило, концовки и ажурные изгибы, обладающие малой толщиной, имеют значительную хрупкость.

трафареты для наличников на окна как сделатьСхемы конструкций

Простейший прорез можно получить путем сверловки отверстия круглой формы при помощи дрели. Именно поэтому желательно делать выбор на узоре с преобладанием круглых отверстий. В большинстве случаев, орнамент составлен из повторяющихся элементов, каждый из которых составляется из отверстий и вырезов, имеющих более сложную конфигурацию.

Чертежи наличников на окна содержат следующие элементы:

  • нижнюю планку или профилированный поясок;
  • вертикальные рейки или раму;
  • верхнюю планку.
трафареты для наличников на окна как сделатьНазвания деталей

Для получения трафарета необходимо растянуть узор по длине. С этой целью наносят изображение в натуральную величину на бумагу. Места, предполагающих наличие прорезей, следует выделить цветом. Затем, полученный рисунок наклеивается на заготовку. Используя дрель, производят насверливание отверстий, соответствующего диаметра. В случае необходимости работы лобзиком, делают, где это необходимо, маленькие отверстия.

Изготовление наличников на окна

трафареты для наличников на окна как сделатьНаличник

Необходимо учитывать направление открывания окна. В случае, когда оно отворяется наружу, наличник должен устанавливаться на расстоянии 30 мм от оконных створок. Кроме этого наличники не должны стать препятствием распахиванию оконной рамы. Другие параметры находятся в зависимости он геометрических размеров окон.

На начальном этапе производства наличников необходимо обстругать сухую доску, размеры которой находятся в пределах: толщина до 30 мм и ширина 75-150 мм. При этом ширина наличников должна превышать соответствующий размер коробки окна на 25-50 мм. Для лучшего прилегания наличников к поверхности стены выбирают паз или выполняют зазор не более 2 мм таким образом, чтобы он находился на расстоянии 10-15 мм от кромки.

Работая с электроинструментом, не следует прилагать чрезмерные усилия, как бы помогая ему. Это может привести к выходу его из строя. При возникновении сложностей с резанием древесины, следует обратить внимание на заточку полотна. Длинные пропилы рекомендуется выполнять при помощи широкого полотна.

Как сделать крепление резных наличников

Крепление деталей наличников осуществляется посредством глухих или сквозных шипов. Причем считается, что использование первых из них предпочтительней, так как нет необходимости декорировать места, где происходит соединение.

Выполнение пазов под шипы осуществляется путем высверливания нескольких отверстий, глубина которых немного больше, чем шип. Удаление перегородок между отверстиями производится сверлом, предназначенным для металла. Заход шипа должен быть плотным, однако, без применения силы.

Шипы закрепляются нагелями, выполненными из твердого древа. Использовать клей не желательно. Это связано с тем, что клеящие вещества не способны работать длительный срок под воздействием агрессивной среды атмосферы.

Установка наличников: особенности

Монтаж наличников производится без применения клея с использованием гвоздей. Они вбиваются с шагом 400-500 мм так, чтобы шляпка была утоплена в древесину. Чаще всего, наличники к коробке крепятся плотно. В некоторых случаях делают отступ 5-20 мм на сторону, которая зависит от направления открывания створок.

трафареты для наличников на окна как сделатьЧертеж наличника

Подоконная доска у проема окна и наличник устанавливаются вплотную. Такая конструкция позволяет установить тумбочки, предохраняющие нижнюю часть наличников.

По окончании работ по монтажу обязательно необходимо произвести защитную обработку наличников. Также следует нанести краску или лак, которые время от времени необходимо обновлять.

Фото наличников интересной конструкции

трафареты для наличников на окна как сделатьКрасивые наличники-розытрафареты для наличников на окна как сделатьНаличникитрафареты для наличников на окна как сделатьНаличники – важная часть архитектуры доматрафареты для наличников на окна как сделатьКрасивые наличникитрафареты для наличников на окна как сделатьОригинальные наличники

Смотрите также

small-house.ru

Деревянные узоры согревают душу 1

Горожане устают от окружающего их камня, и на природе, среди деревьев, им хочется обитать в доме из тёплого, дышащего материала. Это тем более обоснованно, что традиции деревянного строительства на Северо­Западе имеют тысячелетние корни. Старая резьба на исторических зданиях любовно реставрируется, но и на новых загородных домах из дерева всё чаще можно увидеть резные узоры, стилизованные под старину.

Всё чаще можно увидеть, что в качестве загородного дома используется деревянное строение — либо настоящая сельская изба, либо её осовремененная копия. Мода на деревянные загородные дома стремительно возвращается.

Весь мир в окошке

К сожалению, за последние лет деревянная резьба сдала свои позиции. Требования к утилитарности и дешевизне отделки отодвинули на задний план ненужные как будто украшения, хотя в тех районах, где традиционно была развита резьба, её продолжали делать — в небольших уже количествах.

Плотников, которые могли выполнять эту тонкую работу, осталось очень мало. И постепенно стали утрачиваться знания, которыми раньше обладали многие деревенские люди — что означают те или иные символы в резьбе. Нынче почти никто из хозяев домов с такими украшениями не знает, что это не просто деревянные завитушки, а повторение древних языческих символов.

Язык этих таинственных древних знаков теперь понимают только этнографы да реставраторы, археологи и художники. Но постепенное вырождение традиций началось ещё раньше — даже многие мастера, которые резали по дереву уже в XIX веке, лишь бессознательно копировали старые образцы.

А ведь в резных узорах можно увидеть весь мир древнего человека, как он его понимал. Дуга, полукруг — это радуга. Славяне верили, что радуга служила мостом между землёй и небом, от согласного существования которых зависело благосостояние и даже жизнь человека. Конечно, это не только славянская мифология, например, наши карелы — финно­угры по крови — сохраняют не менее интересную резьбу.

Если на доме мало резьбы, то она сосредоточена, прежде всего, на обрамлении оконных проёмов. Это делалось не столько для красоты, сколько для безопасности. Окна, в представлениях древних людей, не только соединяли жилище с «улицей», но и с потусторонним миром. Чтобы нечисть или дурной человек не могли ничего увидеть в доме, заглянув в него снаружи, проёмы и ставни покрывались «охранительными знаками» — оберегами.

От злых сил защищали, прежде всего, знаки с солярной, т. е. солнечной символикой — колесо с разным количеством спиц, но обязательно чётным. Но шестилучевое колесо было символом не только солнца, но и грозы. Колесо с шестью спицами часто помещали на причелинах (балках, закрывающих торцы матиц, потолочных балок). Считалось, что в такой дом не ударит молния.

Довольно часто встречаются изображения «бегущего» солнца: дугообразные линии внутри круга создают впечатление катящегося колеса с изогнутыми спицами. Не во всех районах Северо­Запада сохранились солярные мотивы, поскольку они довольно сложны в исполнении, проще сказать, где их много. В районе города Боровичи в Новгородской области множество деревянных домов украшено именно солярными символами.

Откуда львы и виноград на Севере?

Где солнце — там и земля. Символ земли, тоже часто встречающийся в орнаменте,— это ромб или квадрат, иногда разделённые на четыре части. Символом земли была и знаменитая Берегиня, Житная Баба, Рожаница, Макошь — это мать­земля, мать урожая, отголосок древнего матриархата. Изображалась она конусом с шариком сверху. Часто по бокам ей сопутствуют два символических всадника. Как оберег часто использовали изображение Змея — или несколько змеек в орнаменте, или один крупный по центру.

В резьбе нашли отражения и осадки: древние люди полагали, что дождь берётся откуда­то из бесконечных небесных запасов, хлябей небесных, и изображали его капельками — очень популярный до сих пор орнамент. Любопытно, что изображение солнца никогда не размещалось выше параллельных линий или узора из «городков»: хляби относились к «верхнему небу», а солнце и Луна ходили по «среднему небу».

Плотники использовали и растительный орнамент, и изображения животных. Например, на наличнике одного из валдайских домов можно увидеть сцену охоты — собаки бросаются на оленя. При этом в некоторых старинных городах и сёлах можно вдруг найти мотивы, характерные для других регионов,— видимо, мастера побывали где­то далеко, увидели красивый образец и разнообразили им свои изделия.

Связано это было и с переселением людей. Например, в карельском Заонежье можно увидеть порой избу с резьбой, характерной для Смоленской области, хотя на Смоленщине совершенно другой тип исполнения наличников. Заонежские русские часто используют такие узоры и мотивы, которые они могли подглядеть только в старинных книгах, ибо ни виноградных лоз, ни павлинов они видеть живьём не могли.

А у жителей Архангельской губернии были популярны птица Сирин и лев — тоже книжного происхождения фигуры. Их часто изображали на фронтонах домов возле чердачного окна.

На многих послевоенных домах, украшенных резьбой, в наличниках видна пятиконечная звезда. Конечно, такая звезда (пентакль) не была эксклюзивной выдумкой большевиков, но после Великой Отечественной войны она стала символизировать победу нашего народа над врагом. Хотя у египтян эта звезда называлась Звездой Изиды, а у германцев — символом Валхаллы (Валгаллы), славяне приписывали ей значение матери­земли и использовали изображение как амулет или оберег. Старинный символ легко вписался в послевоенное сознание людей, хотя его первоначальное значение уже никто не помнил.

Свастика — не от фашизма, а крест — не от христианства

Разумеется, в разных областях Северо­Запада резьба неодинакова — и дело не только в моде. Академик Вячеслав Орфинский, петрозаводский архитектор­реставратор, изучавший деревянную резьбу много лет, прослеживает, как меняется с юга на север характер резьбы. Если на юге Вологодчины (не говоря уже о нижегородских, ярославских и тверских деревнях) резные украшения, как правило, глухие, т. е. узор не прорезан насквозь и имеет вид барельефа, то чем дальше на север, тем «воздушнее» становятся деревянные детали.

По мнению Орфинского, это вызвано нехваткой света: северная природа сурова, солнца не так много, поэтому хочется создать иллюзию его присутствия. Важнейшее средство архитектурной выразительности в условиях Севера — именно ясно читающийся силуэт, поэтому и резьба подчинена той же задаче.

Ещё одна тенденция хорошо заметна при продвижении на север: узоры и детали становятся крупнее, геометрически более выражены. В Тверской области изобилие мелких деталей глухой резьбы подчёркивается в основном прокрашиванием их разной краской.

В северных регионах дома часто не обшивают, а обшитые не принято красить, а уж резьбу — тем более. Но крупные воздушные узоры на карельских и архангельских домах видно даже на общем сером фоне избы.

Очень любопытно оформление наличников и ставень. Кстати, ставни — деталь скорее южная, нежели северная (как и «резной палисад»). На севере дома стоят так широко друг от друга, что отгораживать забором пространство перед фасадом никому в голову не приходит, там если и огородят, то только плетнём огород от скота.

Глухие заборы, чтобы сосед не видел соседа,— это прерогатива южан. Так и со ставнями: чем южнее, тем сильнее хочется закрыться от жаркого солнца или от пришлых людей, тогда как на севере эти проблемы не считаются существенными.

При этом традиционная карельская резьба отличается от русской. Карелы используют те же мотивы, которые прослеживаются в народной вышивке — приверженность к определённым геометрическим решениям и их сочетаниям. Выразительнее всего именно карельские мотивы прослеживаются в украшении причелин и кистей.

Кстати, если причелина — это архитектурная деталь дома, которую можно украшать, а можно и так оставить, то кисть (иначе — полотенце, резная доска, спускающаяся с конька крыши) имеет сугубо декоративное назначение. Обе детали абсолютно нехарактерны для южных районов Северо­Запада. Узор на кисти содержит множество символов и оберегов, например, крест, вписанный в круг, просто крест, часто «солнышко» в разных видах (от многолучевого до фактически свастики).

Кстати, свастика — вовсе не символ фашизма, как думают многие, а гораздо более древний знак, к сожалению, теперь нагруженный таким отрицательным значением. И финно­угры, и славяне традиционно использовали символ свастики, о чём после Второй Мировой войны предпочитают помалкивать — даже национальные костюмы с такой вышивкой никогда не экспонируются в музеях, хотя есть в коллекциях.

Точно так же в карельской резьбе крест — не символ христианства, как уверяют не слишком образованные современные неофиты, а символ земледелия. А карелы все­таки народ, прежде всего, земледельческий, охота и рыболовство для них важный промысел, но отнюдь не главнейший. Да и христианизация здешних земель была довольно долго достаточно формальной: при наличии погостов и священников большая часть населения в быту придерживалась языческих обрядов.

Не каждое дерево станет узором

Очень важно оформление наличников, на это всегда обращают внимание. Хотя наличник — это всего лишь доска, которая должна прикрывать щель над окном (кстати, в северных районах окно, независимо от формы переплёта, одностворчатое, причём ещё в довоенное время окна часто не открывались, рама просто вынималась, а на зиму вставлялась вторая рама, тоже без петель).

Но и эту доску можно украсить самым причудливым образом. Любопытно, что многие северяне использовали абсолютно барочную форму наличников. Академик Орфинский объясняет это тем, что крестьяне ходили на заработки или по торговым делам в города и видели там каменные здания, поразившие их своей красотой, вот умелые плотники и захотели повторить эту красоту, но в дереве. Получилось очень своеобразно.

Причём, если русские старались повторить в дереве каменные детали как можно ближе к оригиналу, вплоть до изображения корон и орлов, то карелы и вепсы за коронами не гнались, но обязательно добавляли то ёлочку, то шишечку, то человечка для местного колорита. И практически не использовались в Карелии наличники, имеющие форму «мостика» — прикрывающие пространство и над окном, и по бокам сверху.

А вот в Новгородской, Псковской, Тверской областях такая «сливная доска» с глухой резьбой встречается очень часто.

Поскольку на Севере дома строили большие, то у них обычно бывал второй этаж. Зажиточные хозяева могли позволить себе балкон, который тоже оформлялся крайне затейливо — там и столбики кручёные (резьба, имитирующая металлическое кручение), и балясинки резные, и решётка со сквозным узором. Справным хозяином считался тот, кто в праздник мог выйти на свой балкон, чтобы это было видно с улицы. Верх зажиточности — это командовать своими работниками с балкона.

Во многих местностях Северо­-Запада лучшим материалом для резьбы считали сосну. Некрашеная, она со временем желтеет, приобретает медовый оттенок. Зато осина с возрастом темнеет и приобретает шелковистый серый блеск — осиновый лемех на главках деревянных северных церквей в солнечный день издали можно принять за металл.

Для резьбы применяли и липу — она мягкая, пластичная, но недолговечная. Дуб же для таких целей был слишком дорог, только если что­то оставалось в обрубках от строительства. А вот лиственницу использовали только на строительство, не на украшение: её древесина не гниёт, зато очень хрупка и легко колется, поэтому резные детали из неё не получаются.

Узор вырезают по целой отшлифованной доске. Доска эта не должна иметь сучков и повреждений, иначе проживёт такое украшение недолго, а то и вовсе расколется при изготовлении. К счастью, многие современные плотники знают все эти приёмы и хорошо наследуют традиции предков. Например, в селе Винницы Подпорожского района все знают дом плотника Радаева — мимо него равнодушно проехать невозможно. На вполне современной избе столько деревянных украшений, что она кажется сказочным теремом. Это своеобразная самореклама мастера и, надо сказать, весьма убедительная.

Но не только Радаев пропагандирует своим искусством старинную резьбу. В некоторых местностях, особенно в Вологодской области, где всегда была очень развита резьба, новые дома стали украшать старинными образцами, взятыми явно из книг. Традиции остаются с нами.

Текст и фото: Татьяна Хмельник, Александр Потравнов

«Землевладелец Северо-Запада» № 5 (65), 2011 г.

Похожие статьи:

www.zs-z.ru