Подписка на рассылку
ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ
Сегодня получила платье от Виктории Бекхам. Размер подошёл, но длину чуть-чуть укорочу, т.к. люблю по-короче. Качество отличное. Доставка тоже порадовала, пришло уведомление на 7 день, получила утром на 8 день. Куда хотела в нём пойти - пойду, всё успели, не ожидала, что так быстро получится. Очень сомневалась, но зря. Спасибо!!!
|
Мастерская - Деревянная рама для зеркала "Амурские узоры". Резной узорРезные наличники на окнаСтарорусская архитектура неизменно ассоциируется с резными наличниками на окнах. Подобная форма оформления домов отличается видовым многообразием. Еще несколько десятилетий назад в каждом регионе жили мастера, обладающие собственным стилем создания декоративных элементов. Сегодняшнее возвращение к истокам сопровождается возрождением интереса к отделке окон с использованием резных наличников. Назначение обрамленияСамо слово «наличник» говорит о своем расположении – «на лице», то есть одной из его функций является украшение фасада здания. Поэтому люди старались выразить через него свою индивидуальность и украсить окна резным обрамлением. Помимо декоративной роли, наличники на окнах, прежде всего, выполняют конструктивную функцию, закрывая щель между рамой и проемом. Это предотвращает проникновение в дом пыли, защищает от осадков, сквозняков и посторонних звуков. В старину резным наличникам приписывалась и магические свойства. Считалось, что обрамление окна определенной формой планки защищает от сглаза и служит своеобразным оберегом. Поэтому в причудливых узорах просматривались различные фигуры и растения, носящие конкретную смысловую нагрузку. В современной архитектуре функциональное назначение наличников для окон заключается в следующем:
Резная отделка, особенно выполненная из дерева, обладает рядом особенностей, которые следует учесть в период эксплуатации:
Значение резных элементовЖелание соответствовать древним традициям требует знаний о значении различных элементов резных наличников:
Характеристика материалов и формДля производства наличников на окна применяются натуральные и искусственные материалы. Традиционно резные элементы изготавливали из древесины, устойчивой к воздействию атмосферных факторов. Характеристика свойств отдельных пород поможет определиться с наиболее подходящим видом:
Совет! Регулярное обновление покрытия деревянных наличников водостойкой краской или лаком обеспечит им длительный срок эксплуатации. Какие еще материалы применяются при производстве накладок на окна и в чем их особенности, рассмотрим ниже:
Существует два основных способа установки наличников:
Шаблоны и виды резьбыРезные формы наличников придают окну индивидуальности, но чтобы их изготовить, обязательно понадобятся шаблоны. Наличие навыков резьбы по дереву позволяет выбрать сложный орнамент. Если умения работать с деревом недостаточно, лучше найти легкий узор для наличников на окна. Мы предлагаем изучить:
Их можно скопировать полностью или дополнить узор своими деталями. Понравившийся рисунок резного наличника или его фрагмент необходимо увеличить в масштабе с учетом размеров вашего окна. Для изготовления резных шаблонов применяется ДВП, плотный картон или бумага. Желательно оформлять окна наличниками с одинаковой резьбой. Учтите, что изготовить мелкие резные элементы гораздо сложнее, а в негодность они приходят быстрее остальных. В этом случае потребуется частичная замена обрамления. Предупреждение! Обязательно учтите уклон вверху резного наличника. Это предупредит скопление снега и обеспечит своевременный отвод воды. Верхняя часть наличника на окно носит название кокошник, нижняя – полотенчик. Наибольшее распространение в орнаменте резных наличников получили контуры растений, изображения животных и геометрические фигуры. Ключевыми деталями чертежа для любого наличника на окно являются:
Схема также может содержать всевозможные плечики, вазончики или диадему. Подробное описание названий резных элементов декора представлено на схеме ниже: Если ваши окна имеют различный размер, специалисты советуют изготовить чертеж с промежуточным раппортом, повторяющимся необходимое количество раз. Для раппорта можно выбрать один или два элемента, повторяющихся поочередно. Пример такой схемы представлен на фото ниже: Изготовить на окна деревянное резное обрамление можно несколькими способами:
Иногда оба вида резьбы комбинируют. Процесс изготовленияОпределившись с узором, материалом, видом резьбы и способом крепления наличников можно непосредственно переходить к изготовлению резного обрамления на окна. Важно! Рисунок на заготовке нуждается в правильном размещении. Предотвратить растрескивание резьбы позволит расположение элементов вдоль волокон деревянных заготовок. Места узора, где необходимо сделать прорези, лучше пометить цветом. Работа по изготовлению наличников состоит из следующих этапов:
Накладная резьба предусматривает крепление готовых элементов к широкому наличнику на гвозди с удаленными шляпками. Усилить прочность соединения позволит нанесенный с изнаночной стороны наличника клей. Применять саморезы не рекомендуется ввиду опасности повреждения резного участка соединения. Резные наличники устанавливаются на деревянные окна с применением глухих или сквозных шипов. Первый вариант отличается надежным соединением и сложным процессом монтажа. Второй способ более простой, но менее надежен. Установку резных элементов на пластиковое окно проводят с применением жидких гвоздей. Предварительная защитная обработка резных наличников и регулярный профилактический уход обеспечит длительное сохранение привлекательного внешнего вида окна. bouw.ru Деревянная рама для зеркала "Амурские узоры"Наша мастерская начала работу над деревянным резным зеркалом серии "Амурские узоры". Купить красивое зеркало в шикарной вырезанной деревянной раме в нашей мастерской вы сможете, сделав предварительный заказ у нас на сайте или в нашем магазине на Ярмарке Мастеров. Мы сделаем великолепные оригинальные зеркала из массива ценных пород древесины. Натуральное дерево само по себе достойно украшает интерьер любого дома, а деревянное зеркало в резной раме несомненно привносит в ваш дом нотку шикарного дворцового стиля! На вопрос "украшать свою жизнь или не украшать?" у нас есть твердое мнение, что красота- это не роскошь, это неотъемлемая часть жизни Счастливого человека! Другие наши зеркала можно увидеть тут, тут и тут Материал, из которого мы будем делать деревянную раму - мореный кедр,который вы не найдете ни где! Только у нас можно купить деревянное резное изделие из мореного кедра. Что это такое? Это спиленный ствол кедра, пролежавший в реке более 50 лет. Заболонь кедрового ствола, на протяжении большого срока времени под водой, покрывается синевой и поростает мхом, а древесина приобретает необыкновенный приятный розоватый цвет. Мох с прелой заболонью срубается сначала топором вручную, а потом только распиливается на доски. Под водой внутреннее напряжение дерева уравновешивается, поэтому изделие из мореного кедра не выгинается, не растрескивается и служит вечно! И так, материал для рамы готов. Для сравнения мы сфотографировали срез резцом на доске из мореного кедра и кедра обычного сухого, что бы было видно текстуру и цвет материала. 26 января 2016г.Мы продолжаем работу в нашей мастерской. Что было сделано?
Для того, что бы наше зеркало не повело, т.е. что бы он не искривилось, мы его соберем из реек, которые будем склеивать: Раму для зеркала мы соберем из брусков, тоже склеим её: Склееваем рейки для щита: Щиты обязательно нужно прострогать, что бы начать делать черновую резьбу: Для деревянной рамы из мореного кедра у нас все готово! Высохнет и можно приступать к резьбе по дереву! Каким будет наше зеркало вы обязательно увидите, если будете заходить к нам в гости! 27 января 2016г.Работа над созданием рамы идет в плановом режиме. Сейчас у нас шла подготовка рамы-основы и подготовка деревянных щитов для резного узора. Что было сделано?
Основу рамы для зеркала мы посадим на деревянные шканты, когда раму склеивали, то использовали шурупы. Проверяем угол рамы, нужно, что бы угол был 90 град: Шканты мы делаем из твердых пород деревьев: либо береза, либо клен. Делаем шканты вручную стамеской: Деревянный шкант вставляем в просверленный угол: Подрезаем заподлицо шкант и вот рама для зеркала у нас собрана на деревянные шканты: Сегодня у нас было отфрезерованы две детали резного узора. Мы их выпилили из массива щита. Торцы подрезаем: Тыльную сторону резного орнамента обязательно подрезаем, что бы узор был легким и воздушным: Теперь нам необходимо весь резной орнамент резать вручную резцами. На это уйдет несколько дней. Поэтому уже вырезанные элементы зеркала мы покажем сразу же как вырежем их.Если нашим гостям интересно, как будет выглядеть готовыое деревянное резное зеркало, то милости просим в нашу мастерскую! 28 января 2016г.В мастерской идет работа над созданием деревянной резной рамы. Резьба деревянного узора: Чистовая резьба узора: В раме-основе сделаны пазы, для того, что бы резной узор вставить в раму: Работа продолжается! 1 февраля 2016г.Здравствуйте, дорогие наши гости! Сейчас у нас идет резьба узора(веревочка) на основную несущую рамы. Так же была дофрезерована четвертая сторона резного орнамента. Был напилен материал на штапик для зеркала. Штапик будет резным и красивым. Резьба по дереву: декоративный элемент "Веревочка"( режется вручную резцами): Здесь мы "подгоняем" резцом реечку для резного штапика. В угол "зашел" точно и ровненько: Резной элемент деревянного зеркала: 3 февраля 2016гВ мастерской продолжается работа над созданием красивой рамы для зеркала "Амурские узоры". Что было сделано?
Держателем зеркального полотна будет деревянная реечка, которую мы подрезали и приклеили: Резьба деревянных элементов идет под патронажем Рыси))), любит она контролировать процесс: Рама с одним резным элементом уже отшлифована и покрашена: Сейчас идет резьба остальных трех деревянных элементов рамы. Совсем скоро наше произведение будет готовым и каким будет оно вы обязательно увидите, если будете заходить к нам на огонек! 4 февраля 2016г.Работа над резьбой декоративных элементов на раму для деревянного зеркала идет к своему завершению. Готовы три резных элемента для рамы, последний элемент вырезается. Резьба по дереву: маленький элемент резного орнамента: Резьба длинного декоративного элемента для рамы (еще немного и рама предстанет во всей своей красе!): Нашим дорогим гостям на заметку: вы можете сделать комментарий, задать интересующий вас вопрос, что-то подсказать))), будем рады диалогу! 4 февраля 2016г.Мастерская "Амурские украсы" рада видеть вас у себя в гостях! Вот и закончен очередной творческий проект! Нашу раму мы тщательно отшлифовали и покрасили! Можно даже посмотреть на результат наших трудов.Раму осталось собрать, сделать петли, что бы её можно было повесить и покрасить еще раз. Здесь последний(нижний) резной элемент еще не отшлифован, но смотрится уже полноценно: Тут деревянное резное зеркало почти что готово: нужно только её смонтировать и оно поедет к своей хозяйке! Надеемся, что ей понравится))). Купить такую же деревянную резную раму для зеркала (или какую другую) можно предварительно сделав заказ на сайте или в нашем магазине на Ярмарке Мастеров(кнопка входа в правом нижнем углу) 7 февраля 2016г.Мастерская "Амурские украсы" закончила работу над созданием деревянного резного зеркала. Рама была покрашена, смонтирована, были сделаны петли, для того, чтобы её можно было повесить. Деревянное резное зеркало готово к отправке к заказчице. Мы надеемся, что ей результат нашего труда понравится! Все резные детали приклеиваем к раме на клей ПВА: Склеевание с помощью струбцин: Петли врезаем в основу рамы: Деревянная резная рама для зеркала "Амурские узоры" готова украсить собой дом нашей заказчицы: Купить наши деревянные резные зеркала можно, предварительно сделав заказ у нас в мастерской или в нашем магазине на Ярмарке Мастеров. Заходите к нам в мастерскую! Пишите нам, задавайте свои вопросы, оставляйте пожелания! Мастерская "Амурские украсы"! 13 Февраля 2016г.Сегодня мы упаковали наше творение и отправили на новое место жительства! Зеркало тщательно упаковали, написали, что стекло! Уверены, что доедет в целости и сохранности до места. Сначала раму завернули и проложили пенопластом, потом упаковали в плотный картон, потом снова завернули (какое счастье, что был придуман скотч!))) чрезвычайно удобная вещь!): Мы рады видеть своих гостей в нашей мастерской! Другие наши деревянные резные изделия можно посмотреть в нашей Галерее ukrasy.ru Трафареты для наличников на окна. Как сделать резные наличники? – Свой дом мечтыНаличники на окна, несмотря на свою простоту, имеют большое значение в декоративном оформлении фасада дома. Они не только создают опрятный вид и вносят элемент индивидуальности строению, но и выполняют более прозаическую задачу по устранению щели между стеной и оконной коробкой. Кроме этого наличники должны выдерживать влияние погодных факторов, не теряя своих качеств. Функция оконных наличников и немного историиНаличник впервые упоминается как элемент дома еще в 15-м столетии. Сейчас наличники несколько утратили актуальность, но по-прежнему функция их неизменна вне зависимости от материала здания и его отделки. В связи с конструктивными особенностями окон домов большой этажности и в случаях применения остекления, их присутствие неуместно. Наличники появились много лет назадУпрощенно наличник – это деревянная рама, имеющую ширину 30-40 мм, которая обрамляет окно. Эстетическая функция этой детали важна, но основная задача заключается в перекрытии зазора, который образует оконная коробка и стена, что повышает теплоизоляцию и предохраняет от проникновения пыли и влаги из внешней атмосферы, а также и снижает уровень шума. В некоторых случаях при наличии ставней он выполняют функцию рамы. Виды и типы наличников для оконИх форма может быть:
Характеризуются простотой производства и не высокой стоимостью наличники плоской формы. Изготавливаются выпуклые наличники при помощи специальных станков и, в связи с этим цена изделий значительно повышается. Резные наличники имеют большую эстетическую ценность и значительную стоимость. По способу монтажа классифицируют наличники:
Важным фактором при выборе профиля этого элемента окна является уклон, который выполняется вверху наличника. Его назначение заключается в удалении осадков. Современные материалы и требования к элементам домов определили тенденции запросов домовладельцев. Лидерами по популярности являются резные наличники, выполненные из пластмассы. Требования, предъявляемые к материалу наличниковПомимо высоких эстетических качеств, наличник должен отвечать практическим требованиям. Важными его качествами является способность выдерживать колебания температур и повышенную влажность. Кроме этого материал должен противостоять ветровой нагрузке. Важно, чтобы материал обладал достаточной прочностью и не был подвержен выкрашиванию и растрескиванию. О применении МДФ или фанеры не может быть и речи. Свойства этих материалов таковы, что они способны поглощать влагу, склонны к трещинообразованию, краска на них со временем слущивается. Все это является признаком недолговечности изделий из этих материалов. В связи с этим МДФ в качестве материала наличников может быть использован только внутри жилища. Технологичность материала обуславливает простоту и относительно низкую его стоимость. Помимо этого для получения готовых наличников не требуется много времени. Такие наличники на фасаде потребуют постоянного ухода и дополнительной обработки. Из дерева изготавливали наличники наши предки на протяжении многих веков. Дуб и бук являются наиболее распространенными породами древесины, применяемыми для этого. Сосна и береза нашли меньшее применение для производства наличников. Древесина склонна впитывать влагу, поэтому для увеличения срока службы изделия и его внешнего вида необходимо применение защитных покрытий. Кроме этого со временем дерево имеет свойство темнеть, поэтому требуется восстановление первоначального оттенка материала. При использовании гипса в качестве декоративного фасадного элемента также сталкиваются с проблемой взаимодействия материала с влагой. При замерзании проникшей внутрь гипса воды и оттаиванием в процессе колебания температуры, происходит разрушение таких деталей архитектуры. К материалам предъявляются определенные требованияПрименение стеклофибробетона и полимербетона дает возможность избежать негативного влияния воздействия температуры и влаги. Ограничивает их использование существенная масса изделий. В некоторых случаях при установке таких наличников учитывают возросшие нагрузки на стену и делают ее мощнее. Полиуретан выгодно отличается от других материалов наличников. Это связано с тем, что его применение не допускает описанных выше проблем, а также его характеристики позволяют создать дополнительную теплоизоляцию. Помимо этого масса его сопоставима с весом древесины, что облегчает монтаж этих деталей фасада. Как сделать трафареты для наличников на окна?Выбор древесиныДревесина для производства наличников может применяться в различных вариантах. Это могут быть определенные ее виды, комбинация пород путем склеивания или иного соединения. Простые и фасонные трафареты для наличников на окна лучше изготавливать из сосны. Производство резных наличников требует, чтобы материал обладал мягкостью. Таким качеством обладает липа. Требования к материалу обусловлено ручной обработкой дерева. Выбор древесины нужно осуществлять тщательноКлиматические условия, связанные с повышенной влажностью или значительной сухостью, а также значительные колебания температуры в течение суток, обуславливают применение древесины с плотной и твердой структурой. К ним относятся дуб и береза. Ручная обработка их затруднена, поэтому необходимо использование фрезерных станков. Такие изделия обладают длительным сроком эксплуатации. Необходимые инструментыПеред решением задачи как сделать резные наличники, необходимо определиться с инструментом, применяемым для этих работ. Основными инструментами для этого являются ножи и стамески, различные по форме и размерам. Инструменты для работыДля самостоятельного производства наличников применяются устройства для ручной фрезеровки, электролобзик, дрель. Лобзик при выполнении таких работ практически незаменим, так как с его помощью можно создать практически любой узор. В некоторых случаях может быть использовано самодельное устройство, в состав которого входит понижающий трансформатор и нихрономовая проволока. Кроме этого может потребоваться изготовить инструмент для осуществления надпиливания углов. Чтобы изготовить такое приспособление необходимо закрепить между трех реек из дерева два ножовочных полотна с мелким зубом. При работе этим устройством одним полотном подпиливаются шипы, а другим – проушин изделия. Как выбрать узоры для наличника?Использование техники прорезной резьбы предполагает, что лучшим образом подойдет осина, ольха, липа или хвойных пород. Толщина доски должна находиться в пределах от 5 до 50 мм. Необходимо, чтобы выбранный рисунок узора для наличника хорошо различался на расстоянии, и выступать как единое целое архитектурного ансамбля. Поэтому не желательно создание изображение с большим количеством мелких элементов. Варианты наличниковС давних пор вверху наличника находится кокошник с изображением Солнца. При желании верх наличника можно нарастить, используя для этого как соединение шипы. Полотенчики – такое название получил низ наличника. Конструкция обязательно входит должна предусматривать наличие водоотбойного скоса. Нижняя планка должна иметь толщину на 10 мм больше размера планки, находящейся наверху планки. Важно соблюдать единство стиля обеих частей. Во избежание возникновения трещин на резьбе, детали следует располагать по ходу волокон древесины. Как правило, концовки и ажурные изгибы, обладающие малой толщиной, имеют значительную хрупкость. Схемы конструкцийПростейший прорез можно получить путем сверловки отверстия круглой формы при помощи дрели. Именно поэтому желательно делать выбор на узоре с преобладанием круглых отверстий. В большинстве случаев, орнамент составлен из повторяющихся элементов, каждый из которых составляется из отверстий и вырезов, имеющих более сложную конфигурацию. Чертежи наличников на окна содержат следующие элементы:
Для получения трафарета необходимо растянуть узор по длине. С этой целью наносят изображение в натуральную величину на бумагу. Места, предполагающих наличие прорезей, следует выделить цветом. Затем, полученный рисунок наклеивается на заготовку. Используя дрель, производят насверливание отверстий, соответствующего диаметра. В случае необходимости работы лобзиком, делают, где это необходимо, маленькие отверстия. Изготовление наличников на окнаНаличникНеобходимо учитывать направление открывания окна. В случае, когда оно отворяется наружу, наличник должен устанавливаться на расстоянии 30 мм от оконных створок. Кроме этого наличники не должны стать препятствием распахиванию оконной рамы. Другие параметры находятся в зависимости он геометрических размеров окон. На начальном этапе производства наличников необходимо обстругать сухую доску, размеры которой находятся в пределах: толщина до 30 мм и ширина 75-150 мм. При этом ширина наличников должна превышать соответствующий размер коробки окна на 25-50 мм. Для лучшего прилегания наличников к поверхности стены выбирают паз или выполняют зазор не более 2 мм таким образом, чтобы он находился на расстоянии 10-15 мм от кромки. Работая с электроинструментом, не следует прилагать чрезмерные усилия, как бы помогая ему. Это может привести к выходу его из строя. При возникновении сложностей с резанием древесины, следует обратить внимание на заточку полотна. Длинные пропилы рекомендуется выполнять при помощи широкого полотна. Как сделать крепление резных наличниковКрепление деталей наличников осуществляется посредством глухих или сквозных шипов. Причем считается, что использование первых из них предпочтительней, так как нет необходимости декорировать места, где происходит соединение. Выполнение пазов под шипы осуществляется путем высверливания нескольких отверстий, глубина которых немного больше, чем шип. Удаление перегородок между отверстиями производится сверлом, предназначенным для металла. Заход шипа должен быть плотным, однако, без применения силы. Шипы закрепляются нагелями, выполненными из твердого древа. Использовать клей не желательно. Это связано с тем, что клеящие вещества не способны работать длительный срок под воздействием агрессивной среды атмосферы. Установка наличников: особенностиМонтаж наличников производится без применения клея с использованием гвоздей. Они вбиваются с шагом 400-500 мм так, чтобы шляпка была утоплена в древесину. Чаще всего, наличники к коробке крепятся плотно. В некоторых случаях делают отступ 5-20 мм на сторону, которая зависит от направления открывания створок. Чертеж наличникаПодоконная доска у проема окна и наличник устанавливаются вплотную. Такая конструкция позволяет установить тумбочки, предохраняющие нижнюю часть наличников. По окончании работ по монтажу обязательно необходимо произвести защитную обработку наличников. Также следует нанести краску или лак, которые время от времени необходимо обновлять. Фото наличников интересной конструкцииКрасивые наличники-розыНаличникиНаличники – важная часть архитектуры домаКрасивые наличникиОригинальные наличникиСмотрите такжеsmall-house.ru Деревянные узоры согревают душу 1Горожане устают от окружающего их камня, и на природе, среди деревьев, им хочется обитать в доме из тёплого, дышащего материала. Это тем более обоснованно, что традиции деревянного строительства на СевероЗападе имеют тысячелетние корни. Старая резьба на исторических зданиях любовно реставрируется, но и на новых загородных домах из дерева всё чаще можно увидеть резные узоры, стилизованные под старину. Всё чаще можно увидеть, что в качестве загородного дома используется деревянное строение — либо настоящая сельская изба, либо её осовремененная копия. Мода на деревянные загородные дома стремительно возвращается. Весь мир в окошкеК сожалению, за последние лет деревянная резьба сдала свои позиции. Требования к утилитарности и дешевизне отделки отодвинули на задний план ненужные как будто украшения, хотя в тех районах, где традиционно была развита резьба, её продолжали делать — в небольших уже количествах. Плотников, которые могли выполнять эту тонкую работу, осталось очень мало. И постепенно стали утрачиваться знания, которыми раньше обладали многие деревенские люди — что означают те или иные символы в резьбе. Нынче почти никто из хозяев домов с такими украшениями не знает, что это не просто деревянные завитушки, а повторение древних языческих символов. Язык этих таинственных древних знаков теперь понимают только этнографы да реставраторы, археологи и художники. Но постепенное вырождение традиций началось ещё раньше — даже многие мастера, которые резали по дереву уже в XIX веке, лишь бессознательно копировали старые образцы. А ведь в резных узорах можно увидеть весь мир древнего человека, как он его понимал. Дуга, полукруг — это радуга. Славяне верили, что радуга служила мостом между землёй и небом, от согласного существования которых зависело благосостояние и даже жизнь человека. Конечно, это не только славянская мифология, например, наши карелы — финноугры по крови — сохраняют не менее интересную резьбу. Если на доме мало резьбы, то она сосредоточена, прежде всего, на обрамлении оконных проёмов. Это делалось не столько для красоты, сколько для безопасности. Окна, в представлениях древних людей, не только соединяли жилище с «улицей», но и с потусторонним миром. Чтобы нечисть или дурной человек не могли ничего увидеть в доме, заглянув в него снаружи, проёмы и ставни покрывались «охранительными знаками» — оберегами. От злых сил защищали, прежде всего, знаки с солярной, т. е. солнечной символикой — колесо с разным количеством спиц, но обязательно чётным. Но шестилучевое колесо было символом не только солнца, но и грозы. Колесо с шестью спицами часто помещали на причелинах (балках, закрывающих торцы матиц, потолочных балок). Считалось, что в такой дом не ударит молния. Довольно часто встречаются изображения «бегущего» солнца: дугообразные линии внутри круга создают впечатление катящегося колеса с изогнутыми спицами. Не во всех районах СевероЗапада сохранились солярные мотивы, поскольку они довольно сложны в исполнении, проще сказать, где их много. В районе города Боровичи в Новгородской области множество деревянных домов украшено именно солярными символами. Откуда львы и виноград на Севере?Где солнце — там и земля. Символ земли, тоже часто встречающийся в орнаменте,— это ромб или квадрат, иногда разделённые на четыре части. Символом земли была и знаменитая Берегиня, Житная Баба, Рожаница, Макошь — это матьземля, мать урожая, отголосок древнего матриархата. Изображалась она конусом с шариком сверху. Часто по бокам ей сопутствуют два символических всадника. Как оберег часто использовали изображение Змея — или несколько змеек в орнаменте, или один крупный по центру. В резьбе нашли отражения и осадки: древние люди полагали, что дождь берётся откудато из бесконечных небесных запасов, хлябей небесных, и изображали его капельками — очень популярный до сих пор орнамент. Любопытно, что изображение солнца никогда не размещалось выше параллельных линий или узора из «городков»: хляби относились к «верхнему небу», а солнце и Луна ходили по «среднему небу». Плотники использовали и растительный орнамент, и изображения животных. Например, на наличнике одного из валдайских домов можно увидеть сцену охоты — собаки бросаются на оленя. При этом в некоторых старинных городах и сёлах можно вдруг найти мотивы, характерные для других регионов,— видимо, мастера побывали гдето далеко, увидели красивый образец и разнообразили им свои изделия. Связано это было и с переселением людей. Например, в карельском Заонежье можно увидеть порой избу с резьбой, характерной для Смоленской области, хотя на Смоленщине совершенно другой тип исполнения наличников. Заонежские русские часто используют такие узоры и мотивы, которые они могли подглядеть только в старинных книгах, ибо ни виноградных лоз, ни павлинов они видеть живьём не могли. А у жителей Архангельской губернии были популярны птица Сирин и лев — тоже книжного происхождения фигуры. Их часто изображали на фронтонах домов возле чердачного окна. На многих послевоенных домах, украшенных резьбой, в наличниках видна пятиконечная звезда. Конечно, такая звезда (пентакль) не была эксклюзивной выдумкой большевиков, но после Великой Отечественной войны она стала символизировать победу нашего народа над врагом. Хотя у египтян эта звезда называлась Звездой Изиды, а у германцев — символом Валхаллы (Валгаллы), славяне приписывали ей значение материземли и использовали изображение как амулет или оберег. Старинный символ легко вписался в послевоенное сознание людей, хотя его первоначальное значение уже никто не помнил. Свастика — не от фашизма, а крест — не от христианстваРазумеется, в разных областях СевероЗапада резьба неодинакова — и дело не только в моде. Академик Вячеслав Орфинский, петрозаводский архитекторреставратор, изучавший деревянную резьбу много лет, прослеживает, как меняется с юга на север характер резьбы. Если на юге Вологодчины (не говоря уже о нижегородских, ярославских и тверских деревнях) резные украшения, как правило, глухие, т. е. узор не прорезан насквозь и имеет вид барельефа, то чем дальше на север, тем «воздушнее» становятся деревянные детали. По мнению Орфинского, это вызвано нехваткой света: северная природа сурова, солнца не так много, поэтому хочется создать иллюзию его присутствия. Важнейшее средство архитектурной выразительности в условиях Севера — именно ясно читающийся силуэт, поэтому и резьба подчинена той же задаче. Ещё одна тенденция хорошо заметна при продвижении на север: узоры и детали становятся крупнее, геометрически более выражены. В Тверской области изобилие мелких деталей глухой резьбы подчёркивается в основном прокрашиванием их разной краской. В северных регионах дома часто не обшивают, а обшитые не принято красить, а уж резьбу — тем более. Но крупные воздушные узоры на карельских и архангельских домах видно даже на общем сером фоне избы. Очень любопытно оформление наличников и ставень. Кстати, ставни — деталь скорее южная, нежели северная (как и «резной палисад»). На севере дома стоят так широко друг от друга, что отгораживать забором пространство перед фасадом никому в голову не приходит, там если и огородят, то только плетнём огород от скота. Глухие заборы, чтобы сосед не видел соседа,— это прерогатива южан. Так и со ставнями: чем южнее, тем сильнее хочется закрыться от жаркого солнца или от пришлых людей, тогда как на севере эти проблемы не считаются существенными. При этом традиционная карельская резьба отличается от русской. Карелы используют те же мотивы, которые прослеживаются в народной вышивке — приверженность к определённым геометрическим решениям и их сочетаниям. Выразительнее всего именно карельские мотивы прослеживаются в украшении причелин и кистей. Кстати, если причелина — это архитектурная деталь дома, которую можно украшать, а можно и так оставить, то кисть (иначе — полотенце, резная доска, спускающаяся с конька крыши) имеет сугубо декоративное назначение. Обе детали абсолютно нехарактерны для южных районов СевероЗапада. Узор на кисти содержит множество символов и оберегов, например, крест, вписанный в круг, просто крест, часто «солнышко» в разных видах (от многолучевого до фактически свастики). Кстати, свастика — вовсе не символ фашизма, как думают многие, а гораздо более древний знак, к сожалению, теперь нагруженный таким отрицательным значением. И финноугры, и славяне традиционно использовали символ свастики, о чём после Второй Мировой войны предпочитают помалкивать — даже национальные костюмы с такой вышивкой никогда не экспонируются в музеях, хотя есть в коллекциях. Точно так же в карельской резьбе крест — не символ христианства, как уверяют не слишком образованные современные неофиты, а символ земледелия. А карелы всетаки народ, прежде всего, земледельческий, охота и рыболовство для них важный промысел, но отнюдь не главнейший. Да и христианизация здешних земель была довольно долго достаточно формальной: при наличии погостов и священников большая часть населения в быту придерживалась языческих обрядов. Не каждое дерево станет узоромОчень важно оформление наличников, на это всегда обращают внимание. Хотя наличник — это всего лишь доска, которая должна прикрывать щель над окном (кстати, в северных районах окно, независимо от формы переплёта, одностворчатое, причём ещё в довоенное время окна часто не открывались, рама просто вынималась, а на зиму вставлялась вторая рама, тоже без петель). Но и эту доску можно украсить самым причудливым образом. Любопытно, что многие северяне использовали абсолютно барочную форму наличников. Академик Орфинский объясняет это тем, что крестьяне ходили на заработки или по торговым делам в города и видели там каменные здания, поразившие их своей красотой, вот умелые плотники и захотели повторить эту красоту, но в дереве. Получилось очень своеобразно. Причём, если русские старались повторить в дереве каменные детали как можно ближе к оригиналу, вплоть до изображения корон и орлов, то карелы и вепсы за коронами не гнались, но обязательно добавляли то ёлочку, то шишечку, то человечка для местного колорита. И практически не использовались в Карелии наличники, имеющие форму «мостика» — прикрывающие пространство и над окном, и по бокам сверху. А вот в Новгородской, Псковской, Тверской областях такая «сливная доска» с глухой резьбой встречается очень часто. Поскольку на Севере дома строили большие, то у них обычно бывал второй этаж. Зажиточные хозяева могли позволить себе балкон, который тоже оформлялся крайне затейливо — там и столбики кручёные (резьба, имитирующая металлическое кручение), и балясинки резные, и решётка со сквозным узором. Справным хозяином считался тот, кто в праздник мог выйти на свой балкон, чтобы это было видно с улицы. Верх зажиточности — это командовать своими работниками с балкона. Во многих местностях Северо-Запада лучшим материалом для резьбы считали сосну. Некрашеная, она со временем желтеет, приобретает медовый оттенок. Зато осина с возрастом темнеет и приобретает шелковистый серый блеск — осиновый лемех на главках деревянных северных церквей в солнечный день издали можно принять за металл. Для резьбы применяли и липу — она мягкая, пластичная, но недолговечная. Дуб же для таких целей был слишком дорог, только если чтото оставалось в обрубках от строительства. А вот лиственницу использовали только на строительство, не на украшение: её древесина не гниёт, зато очень хрупка и легко колется, поэтому резные детали из неё не получаются. Узор вырезают по целой отшлифованной доске. Доска эта не должна иметь сучков и повреждений, иначе проживёт такое украшение недолго, а то и вовсе расколется при изготовлении. К счастью, многие современные плотники знают все эти приёмы и хорошо наследуют традиции предков. Например, в селе Винницы Подпорожского района все знают дом плотника Радаева — мимо него равнодушно проехать невозможно. На вполне современной избе столько деревянных украшений, что она кажется сказочным теремом. Это своеобразная самореклама мастера и, надо сказать, весьма убедительная. Но не только Радаев пропагандирует своим искусством старинную резьбу. В некоторых местностях, особенно в Вологодской области, где всегда была очень развита резьба, новые дома стали украшать старинными образцами, взятыми явно из книг. Традиции остаются с нами. Текст и фото: Татьяна Хмельник, Александр Потравнов «Землевладелец Северо-Запада» № 5 (65), 2011 г. Похожие статьи:www.zs-z.ru |