Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Богородская резьба по дереву. Резьба по дереву богородская


Богородская резьба по дереву | Страна Мастеров

 Носиков Петр Николаевич(1974) Россия, Краснодарский край, г.Тимашевск, резчик по дереву, закончил Богородскую профессиональную школу художественной резьбы по дереву. Будучи профессионалом, Петр Николаевич выработал свой стиль и технику, позволяющую выгодно подчеркнуть красоту дерева в соединении с художественным замыслом. За плечами настоящего русского умельца - 19 лет стажа работы по дереву. В данный момент он преимущественно занимается разработкой и оформлением интерьеров в лесном и охотничьем стиле. Стоит отметить, что из под легкой руки Петра Николаевича выходят не только невероятно детализированные скульптуры, но также живописнейшие панно и предметы обихода.

Список работ:

Охотничий трофей. Липа, резьба по дереву. 110х75

Охотничек. Липа, резьба по дереву. 100х75

Как мужик медведя парил. Липа, резьба по дереву. 100х65

Цапли. Липа, резьба по дереву. 110х65

Медведи. Липа, резьба по дереву. 100х65

Архар. Липа, резьба по дереву. 75х45

Голова волка. Липа, резьба по дереву. 65х45

Глухари. Липа, резьба по дереву. 110х80

Инструменты для резьбы по дереву: 1. Нож-косяк, 2. Богородский нож. 3. Угловая стамеска. 4. Полукруглая стамеска. 5. Стамеска клюкарза. 6. Полотно и рукоятка стамески. 7. Сечения полукруглых и угловых стамесок. 8. Формовка полотна полукруглой стамески.

 

 

 

В православном сердце России недалеко от г. Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

 Богородское - село старинное. Уже в XV - XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

 В 1913 году мастера объединились в артель "Богородский резчик", была открыта профессионально-техническая школа, основной задачей которой была подготовка новых кадров - мастеров художественной резьбы по дереву.

 В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла, артель была преобразована в фабрику.

Истоки промысла

Когда была вырезана из липы первая игрушка в селе Богородском, точно никто не знает, однако существует легенда о том, что первую фигурку «Ауку» сделала для своих детей мама, что бы их позабавить. Позже куклу продали купцу, а он поставил ее в своей лавке для украшения, но игрушка тут же была куплена с выгодой для купца, после этого он заказал еще целую партию игрушек.

 В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице-Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.

 В ходе событий Смутного времени начала 17 века земли в центральной части Московского государства были разорены. Из 17 поселений, входивших в состав Богородицкой вотчины Троицы-Сергиева монастыря, возродились лишь 4, среди них Богородицкое, но уже как безхрамовая деревня.

 В XV – XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

 Первоначально участие богородчан в игрушечном деле выражалось лишь в поделке мелких частей и фигурок, которые потом отвозились в Сергиев Посад для дальнейшей отделки. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали бельем игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы и других.

 Богородская игрушка и скульптура давно и прочно вошла в жизни культуры русского народа, как его феномен. С помощью передачи мастерства из поколения в поколение, промысел развивался, крепко вставая на ноги, заинтриговывая и притягивая к себе.

 В 1913 году мастера объединились в артель «Богородский резчик» и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву. В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

 Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом. Далеко за пределами Московской области известны православные мастера-чудодеи: Н. И. Максимов, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А.Рыжов, И. К. Стулов, С.А Паутов., И .М Польский., М.Я.Дворников. Богородские резчики -участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» – в музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звездочка» – в русском областном.

 Особенности промысла

Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»)

Полезные ссылки:  

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%E3%EE%F0%EE%E4%F1%EA%E0%FF_%F0%E5%E7%FC%E1%E0

http://www.bogorodskoe.ru/

http://mysunburn.narod.ru/Petr_Nosikov.html

http://worldcabinetry.blogspot.ru/2011/03/blog-post_11.html

 

 

 

stranamasterov.ru

Богородская резьба - это... Что такое Богородская резьба?

Марка СССР, 1979 г.

Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области)

История

Зарождение

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».

Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву. Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Причём, обычно ссылаются не на первоисточник, а на труды известных в 1930-х годах исследователей русской крестьянской игрушки Д. Введенского и Н. Церетелли, которые также опираются не на архивные документы, а на исследования И. Е. Забелина. Однако последний допустил ошибку: о покупке деревянных игрушек указывается в книге расходов Екатерины Алексеевны — жены Петра I, в записи 1721 года. Но, как пишет в своей статье И. Мамонтова: «Однако в источнике недвусмысленно говорится о том, что покупка сделана в Москве…»

Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла (находящиеся в Государственном историческом музее, Государственном Русском музее, Музее народного искусства им. С. Т. Морозова и Художественно-педагогическом музее игрушки) датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.

Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Вместе с тем, именно на первоначальном этапе становление богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврам народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.

Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры — посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников — живописцев.

Развитие

Уже в середине XIX века центр резного дела перемещается в Богородское, и Богородский промысел обретает самостоятельность. Большое влияние на формирование собственно богородского стиля оказало творчество таких мастеров как А. Н. Зинин, а несколько позже деятельность профессионального художника, коренного богородчанина П. Н. Устратова. Время 1840-70-е года XIX века, по мнению ряда специалистов — период расцвета богородского резного кустарного промысла.

Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890—1900 годах. В 1891 году в Сергиевом Посаде организуется учебно-показательная мастерская, объединившая в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществлявшая сбыт игрушек в России и за рубежом. Несколькими годами раньше в Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу. В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков.

Профессиональный художник, коллекционер, и, впоследствии основатель и первый директор Государственного музея игрушки (ныне Художественно-педагогический музей игрушки) Н. Д. Бартрам одним из первых попытался сохранить и возродить старинные традиции. Однако, видя, что старые работы не увлекают кустарей, он начал ориентировать их на создание работ в народном стиле, но по образцам профессиональных художников. Противником этого пути был художник и коллекционер А. Бенуа, который считал этот процесс искусственным спасением промысла.

Можно много говорить о том, чего больше — вреда или пользы принесло вмешательство художников-профессионалов в народный промысел, но бесспорным фактором является то, что в течение нескольких десятилетий изделия земского периода были своеобразным эталоном для мастеров — резчиков.

В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков. Инициаторами создания артели стали уже достаточно известные в то время резчики А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Во главе артели стоял своеобразный «художественный совет», который состоял из старейших и опытных мастеров. Вновь вступающих в артель резчиков ставили сначала на самую легкую работу, если молодой мастер справлялся с изготовлением простой игрушки, ему усложняли задачу: выполнение фигур животных, многофигурных композиций.

В том же 1913 году в Богородском была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914 на её базе заработала земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе.

Советское время

В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. В 1923 году была восстановлена артель «Богородский резчик», в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения и Богородский промысел занимает одно из ведущих мест. Изменение общественног уклада стимулировало мастеров на поиски новых форм и художественных решений. Однако именно в то время возникает наметившаяся ещё в «земский период» проблема «станковизма». В 1930-х годах появляется так называемая игрушка-скульптура, отличавшаяся новизной темы и её раскрытия.

Следующее два десятилетия (1930-1950-ее) в дела промысла вновь вмешиваются художники-профессионалы и художественные критики — в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Не только в Богородском, но и на других промыслах начинается откровенная политизация. Мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг, стало развитие сказочной темы. Условность богородской резьбы, как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов. Историческая тема в эти годы значительно сузилась, локализировалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны.

Здание фабрики

Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной. Этот процесс иногда метко называют «офабричивание» промысла. С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия «художественная промышленность», «план», «вал» и другие абсолютно чуждые понятия. Через полтора десятка лет по злой иронии судьбы село Богородское с его своеобразным ландшафтом и особенности реки Куньи привлекли внимание энергетиков. Ситуация на промысле усугубилась. Сносились бревенчатые дома с кружевными наличниками, вырубались сады, а вместе с ними уходили и традиционные богородские посиделки, простота сельского общения. Мастера-резчики переселялись в многоэтажные дома на верхние этажи, занятие традиционным ремеслом становилось все более проблематичным. Г. Л. Дайн еще в 1984 году писала в журнале «Декоративное искусство СССР»: «… маленькой жалкой кажется деревня рядом с наступающими на нее новостройками. Вероятно не спасет её теперь и охранная зона. Неизбежно будет меняться быт людей, их духовно-нравственный облик, значит будет трансформироваться и Богородское искусство.»

В 1970-1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы работало около 200 резчиков. Среди них были и мастера высокого класса, которые разрабатывали интересные образцы, были мастера-исполнители. В связи с бурными событиями в конце 1980-х начале 1990-х годов, положение на промысле ухудшилось ещё больше. В настоящее время богородский промысел находится в бесконечном процессе борьбы за выживание. Положение его нестабильно: утрачены традиционные рынки сбыта, подорожавшее сырье, высокие цены на энергоносители — все эти факторы не способствующие улучшению положения. Богородская фабрика художественной резьбы за последнее десятилетие столько раз сменила название, что по словам нынешнего главного художника этой организации «едва успеваем менять вывески и штампы».

В Богородском создавались две организации, выпускающие одну и ту же продукцию. Лучшие мастера уходят из «официального промысла», но дома продолжают создавать вещи высокого класса, хотя это по плечу далеко не всем. Большая часть молодых мастеров идет на поводу у рынка, выполняя работы либо незначительные с точки зрения народной традиции, либо вовсе далеки от нее. За примером далеко ходить не надо. Один из ведущих мастеров, по сей день работающих на промысле, С. Паутов с горькой иронией сказал: «Морозы погубили французов под Москвой в 1812 году, немцев в 1941, погубят в скором времени и богородских резчиков». Художник имел ввиду деревянные резные фигурки, изображающие Деда Мороза — любимого персонажа новогодних праздников, который заменил мастерам-надомникам пресловутого медведя. На вернисажах и на прилавках магазинов чаще всего встречается худшее из того, что еще делается в Богородском. Интерес к богородской игрушке и скульптуре падает из-за низкого качества исполнения, низкого художественного уровня и достаточно высокой стоимости.

Современность

В настоящее время ситуация на промысле сложная, но фабрика продолжает выпускать продукцию. Сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме. Это постоянный недобор именно местной молодежи; приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию.

Среди советских мастеров богородской резьбы — Ф. С. Балаев, А. Г. Чушкин, В. С. Зинин, И. К. Стулов, М. А. Пронин, М. Ф. Баринов и другие. [1]

Особенности промысла

Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).[2]

Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным[3], превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка

Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. «Кузнецы» стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка «Курочки» — тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой «потехе» с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Богородское училище - интервью с директором / Резьба по дереву вокруг света / Татьянка.ру

Богородское — с чем ассоциируется это название? У того, кто хоть раз в своей жизни видел забавного медведя, играющего на балалайке или бегущего на лыжах, это название олицетворяет промысел деревянной резной игрушки и скульптуры, насчитывающий в своей истории не одно столетие. Искусство Богородских резчиков донесло до нас своеобразный мир людей и животных, а также уникальные навыки ремесла, созданные и развитые несколькими поколениями резчиков. Сформировавшись на основе древних традиций обработки дерева, существовавших во Владимирской и Московских землях, промысел испытывал самые разнообразные влияния: профессионального искусства и книжной графики, политики и даже моды.

Мастера богородской резьбы используют топор, круглые стамески разного диаметра, прямые стамески, богородский нож. При этом инструменты должны быть остро наточены на специальных брусках и оселках. Богородские резчики используют древесину различных мягких пород, в частности, липу, которая легко и чисто режется. Предварительно материал для резьбы должен быть просушен в течение 2-3 лет. Для выполнения работы выдержанный брус пилят и колют на необходимые по размеру чурки. Потом мастер делает топором зарубку будущей работы, выделяя главные формы, постепенно уточняя их стамесками и ножом. Моделирование и отделка формы является заключительным этапом.

Традиционно свои изделия богородские резчики вырезали «с маху» — сразу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительно подготовленных эскизов. К предварительному рисунку опытные мастера прибегали лишь в тех случаях, когда готовили новую, сложную, уникальную композицию. В основе каждого богородского произведения лежит так называемый трёхгранник, т.е. треугольная в плане чурка, получившаяся от раскалывания липового или ольхового полена вдоль на четыре части. Фигурка человека или зверя вписывается в этот трёхгранник. При этом мастера избегают излишней детализации, стремясь к простоте и обобщённости форм. Богородской скульптуре присуща простая и ясная композиция всегда подчиненная творческому замыслу мастера. У резчиков хорошо развито чувство ритма — одна фигура подчеркивает действие другой, пластическая линия ритмично дополняется небольшими порезками. Силуэт четкий и выразительный. Многофигурные сценки, как, например, «Хозяйства», обычно решаются фронтально. Пространство ограничивается подставкой, на которой развертывается действие. Условно решенные деревья завершают сценку, играя роль декораций. Удивительная законченность пластических характеристик богородской скульптуры и игрушки при очень обобщённой моделировке фигур — результат коллективной работы мастеров многих поколений. Резьба состоит из нескольких последовательных этапов. Сначала мастер намечает основные формы будущей скульптуры, делая это зарубкой топором крупных плоскостей; потом более конкретно отрабатывает силуэт и все части фигуры широкими полукруглыми и более мелкими стамесками, и, наконец, выполняет окончательную отделку поверхности, снимая тонкую стружку богородским ножом, оканчивающимся треугольным скосом и отточенным до остроты бритвы. Завершают декоративную отделку поверхности ритмичные бороздки, созданные с помощью мелких стамесок. Такой «росписью» или «пиской» передается шерсть животных, оперение птиц, гривы и хвосты коней. У некоторых фигур поверхность оставляют гладкой, отделывая её мелкой шкуркой.

Искусство Богородской резьбы живет и в наши дни, оставаясь органически близким и понятным всем от «мало до велика». Как и другие виды народного творчества, резная деревянная игрушка и скульптура, уходя своими корнями вглубь веков, выражает живую непосредственную связь между прошлым, настоящим и будущим.

Непросто жить в современном мире людям, отвечающим за сохранность русской культуры, за передачу бесценных традиций народных промыслов, но они не сдаются. Как это им удается, читателям журнала «КСТАТИ» рассказывает и.о. директора Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Богородское художественно-промышленное училище Светлана Патракова.

— Светлана Ефимовна, в каком году открылось ваше училище? — Училище основано в 1913 году Главным управлением земледелия и землеустройства как учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу. К сожалению, прямых указаний на конкретную дату основания мастерской в архивах нет. По косвенным данным можно судить, что это 28 сентября 1913 года. Заведующий мастерской Константин Эдуардович Линдблат (1877 г.р.) был прислан из самого Санкт-Петербурга. — А почему решено было открыть училище именно в Богородском? — К этому времени в деревне Богородское была развита самобытная художественная резьба по дереву — богородская игрушка и скульптура. Она пользовалась широким спросом среди простого народа. Игрушку покупали и ценители, коллекционеры изделий народного творчества. Промысел возник вблизи Троице-Сергиевого монастыря, вокруг которого активно развивались разнообразные ремёсла. Характер промысла это искусство приобрело к концу XVIII века. Первоначально в Богородском резали «бельё» для cергиевской игрушки и скульптуры, и только к середине Х1Х века здесь сформировался собственный художественный почерк, отличающийся особой пластикой. И именно тогда центр резного деревянного дела сместился из Сергиева Посада в Богородское. Мастерство резьбы по дереву молодые резчики приобретали в семье, от отцов и дедов. А что было делать ребятам из других деревень, желающим научиться этому знаменитому промыслу? Вот так и возникла идея создания школы резьбы по дереву в Богородском…

— Кто из известных художников окончил ваше учебное заведение? — Резная артель воспитала не одно поколение выдающихся резчиков по дереву. Среди старейших мастеров известны фамилии Барашковых, Бардёнковых, Стуловых, Чушкиных, Бобловкиных, Зининых, Максимовых, Ерошкиных и др. Среди учащихся профтехшколы было много талантливой молодежи. Они сумели выработать собственный индивидуальный стиль, стали первоклассными мастерами богородской резьбы. Это И.К. Стулов, Н.И. Максимов, В.С. Зинин, И.Е. Волчков. Наиболее интересно переосмыслили старые традиции в своем творчестве современные резчики — А.Н. Варганов, О.И. Михайлов, М.Я. Дворников, С.А. Паутов, И.М. Польский, Т. Фленова. — Сколько человек выпустило училище за прошедшие годы? — За годы существования училище выпустило более тысячи человек, точной цифры мы, к сожалению, не имеем. — А сколько учится сейчас? — В настоящее время у нас учится 47 человек.

— Насколько мне известно, зарплата ваших преподавателей невысока. Как удается сохранить преподавательский коллектив? — Вы совершенно правы, но, несмотря на трудности, в училище сложился стабильный, квалифицированный, работоспособный и достаточно молодой (средний возраст 44 года) преподавательский коллектив. Преподавателями специальных дисциплин работают бывшие выпускники училища, получившие в дальнейшем высшее педагогическое образование. Среди преподавателей трое имеют звание «Народный мастер России»: В.Ф. Вайсеро, В.А. Градов и Г.А. Рунов. Хочу подчеркнуть, что с 90-х годов ХХ века обучение в Богородском художественно-промышленном училище является практически единственной формой передачи богородского мастерства. Поэтому перед коллективом училища стоят задачи сохранения и дальнейшего развития лучших традиций творческого обучения молодых художников-мастеров.

— Замечательно. Кстати, а как трудоустраиваются ваши выпускники? — Я могу с гордостью сказать одно: наши выпускники на учете в Центре занятости не состоят. Основным потребителем специалистов, выпускаемых училищем, долгое время являлось базовое предприятие ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву». В настоящее время на фабрике работают всего около 50 человек, и хотя руководство фабрики заинтересовано в наших выпускниках, однако из-за невысокой заработной платы на фабрике, в последнее время многие выпускники предпочитают другие варианты трудоустройства. Часть выпускников занимается индивидуальной творческой деятельностью, многие трудоустраиваются в различные творческие коллективы Москвы, Сергиева Посада, в городах по месту своего постоянного проживания. Наши выпускники работают преподавателями общеобразовательных, художественных школ, Домов творчества детей и юношества, средних специальных учебных заведений. Многие выпускники продолжают свое обучение в вузах по профильной специальности — это Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова, Московский областной педагогический университет им. Н.К. Крупской, Академия живописи, ваяния и зодчества, Академия художеств в Санкт-Петербурге и др. Мы создали свой сайт в Интернете (bogorodsroe-hpy.narod.ru) и будем активно его развивать. Но основное направление работы, основная задача, стоящая перед коллективом училища, это сохранение и дальнейшее развитие традиций богородского промысла…

Статья предоставлена сайту www.tatianka.ru Олегом Мадышевым

www.tatianka.ru

Олег Пьянков - богородская резьба в современных реалиях

Всем привет! На связи Дмитрий Дереворез. Расскажу сегодня об Олеге Пьянкове, мастере из Курска. Чем зацепил меня этот парень? В нем чувствуется огромный потенциал и перспективы. А еще надежда на то, что народный промысел – богородская резьба, не умрет, а будет расти и развиваться.

Олег Пьянков - богородская резьба

Олег Пьянков только в прошлом году окончил Богородский художественно-промышленный техникум, он самый молодой из всех, о ком шла речь на страницах этого блога. Недавно ему исполнилось 25, но он не уступает опытным мастерам. Посмотрите на скульптуры птиц: сова и ворон вот-вот расправят крылья и улетят. Какая реалистичная описка (мелкая проработка деталей режущим инструментом), шикарная форма и оригинальная отделка!  Такое не купишь ни в одном магазине. 

Олег Пьянков - богородская резьба

Олег Пьянков - богородская резьба

Деревянные часы со слонами «Мать и дитя». Кажется, что они вырезаны не из дерева, а из камня или кости. Собака – такса, несущаяся со скоростью гепарда, даже ветер в ушах свистит. Все четыре лапы в воздухе. В таком же динамичном прыжке лев-царь зверей бросается за жертвой. Множество скульптур и композиций на темы русских сказок. Лоси под деревом, каждый листик которого висит на тонюсенькой пружинке и трепещет на ветру, как листва осины. И медведи, медведи, медведи. Очень добрые и позитивные.

Олег Пьянков - богородская резьба

Олег Пьянков - богородская резьба

Олег Пьянков - богородская резьба

Олег Пьянков - богородская резьба

2067.jpg

Медведи. Богородская резьба

 Для девушек Олег Пьянков вырезает деревянные серьги, колечки, заколки и гребни. В старину у всех были длинные косы. Гребни служили не только для украшения. Ими красавицы на ночь расчесывали волосы, избавляясь от негативной энергии, накопленной за день. Часто мужья помогали женам в этом процессе. Это был магический ритуал, способствующий их физической и духовной близости. Резной деревянный гребень обладает хорошей энергетикой и целительной силой.

Олег Пьянков - богородская резьба

Олег Пьянков - богородская резьба

Олег Пьянков - богородская резьба

Олег Пьянков - богородская резьба

А это, с мышами, думается мне дипломка....

Олег Пьянков - богородская резьба

Олег Пьянков - богородская резьба

Самое главное, что вовремя уяснил молодой резчик – жить и работать по старинке нельзя, одного мастерства мало. Время ставит новые задачи. Важно не только сделать красивую вещь, которая бы радовала людей. Надо ее продать, только тогда труд резчика имеет смысл. Чтобы было не только удовольствие от работы, но и моральное, и материальное удовлетворение. Искусство должно продвигаться, развивать вкус и причастность людей к своим корням. Иначе будет, как у писателя, который складывает свои шедевры в стол…

Сформировать спрос - это самое слабое место в нашей работе. Олег Пьянков делает это блестяще, и у него стоит поучиться. Он, что называется в "струе времени", активно общается в социальных сетях с другими мастерами, создал группу в контакте, где успешно продвигает не только свои работы, но и богородскую резьбу в целом. Красиво подает фото со своим логотипом, показывает, как говорится, товар лицом. В результате не сидит без работы, у него много заказов.

Вот, что думает сам мастер: 

 - Жизнь как река - она изменчива и нам надо меняться вместе с ней. Надо быть дерзким и ставить высокую планку во всем, чтобы чего-то добиться. Так я в учебе всегда стремился выполнять задачи намного труднее, чем нам ставили мастера и это подстегивает и дает новые силы. И всегда развиваться!

Олег Пьянков дает много мастер-классов в интернете. Вместе с единомышленниками организовал платные курсы богородской резьбы. А что еще делать, чтобы поднять этот промысел на былые высоты, возродить к жизни? Богородский ХПТ с этой задачей справляется, к сожалению, уже совсем не так, как 20 лет назад.

Чиновникам и на государственном, и на местном уровне наплевать, что загибается целая отрасль, которая могла бы приносить огромную прибыль. Вспомните иностранцев, без памяти сметающих с прилавков матрешки – сувениры. А то, что делает Олег и такие же ребята - настоящий Hand made, который сейчас в тренде, и за который люди, отличающие настоящее искусство от ширпотреба, готовы платить живые деньги.

За такими мастерами, как Олег Пьянков – наше будущее. Возрождение наших промыслов. Возрождение страны. И обретение надежды. Есть, кому перехватить эстафетную палочку, когда старые кони сойдут с дистанции…   

www.derevorez.ru

Богородская резьба Википедия

Марка СССР, 1979 г.

Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.

История[ | код]

Зарождение[ | код]

Город Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада.

Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и ещё заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».

Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву. Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Причём, обычно ссылаются не на первоисточник, а на труды известных в 1930-х годах исследователей русской крестьянской игрушки Д. Введенского и Н. Церетелли, которые также опираются не на архивные документы, а на исследования И. Е. Забелина. Однако последний допустил ошибку: о покупке деревянных игрушек указывается в книге расходов Екатерины Алексеевны — жены Петра I, в записи 1721 года. Но, как пишет в своей статье И. Мамонтова: «Однако в источнике недвусмысленно говорится о том, что покупка сделана в Москве…».

Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла (находящиеся в Государственном историческом музее, Государственном Русском музее, Музее народного искусства им. С. Т. Морозова и Художественно-педагогическом музее игрушки) датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.

Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Вместе с тем, именно на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврам народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.

Промысел

ru-wiki.ru

Богородская резьба

        народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Существует в деревня Богородское (ныне в Загорском районе Московской области), вероятно, с 16—17 вв. В начале 20 в. мастера объединились в артель (с 1923 — «Богородский резчик», в 1960 преобразована в Богородскую фабрику художественной резьбы). Имеется профессиональная техническая школа. До конца 19 в. сохранялась традиционная для Б. р. техника неглубоких порезок, которыми выявлялись в фигурках людей, животных и в игрушках с движением («дергуны», «кузнецы» и пр.) лишь детали, необходимые для характеристики персонажей. Нередко эти детали подчёркивались яркой раскраской. В конце 19 — начале 20 вв. техника порезок сменяется более детальной проработкой фигур, из которых составляются композиции и бытовые сцены на сюжеты басен, сказок, лубочных картинок, стихов, а в советское время также на темы современных событий и истории. Среди советских мастеров Б. р. — Ф. С. Балаев, А. Г. Чушкин, В. С. Зинин, И. К. Стулов, М. А. Пронин, М. Ф. Баринов и другие.

         Лит.: Василенко В. М., Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII— XX вв., М., 1960.

        

        Богородская резьба. В. Г. Ерошкин. «Весенний сев». Игрушка. 1960. Музей народного искусства, Москва.

        

        Богородская резьба. «Кавалер и дама». Игрушка с движением. Кон. 19 в. Русский музей, Ленинград.

        

        Богородская резьба. Ф. Д. Ерошкин. «Как мыши кота хоронили». Нач. 20 в. Музей народного искусства, Москва.

        

        Богородская резьба. М. Ф. Баринов. «Козёл». 1954. Музей народного искусства, Москва.

        

        Богородская резьба. «Крестьянин и курочка». 30—40-е гг. 19 в. Исторический музей. Москва.

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Богородская резьба - это... Что такое Богородская резьба?

 Богородская резьба

        народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Существует в деревня Богородское (ныне в Загорском районе Московской области), вероятно, с 16—17 вв. В начале 20 в. мастера объединились в артель (с 1923 — «Богородский резчик», в 1960 преобразована в Богородскую фабрику художественной резьбы). Имеется профессиональная техническая школа. До конца 19 в. сохранялась традиционная для Б. р. техника неглубоких порезок, которыми выявлялись в фигурках людей, животных и в игрушках с движением («дергуны», «кузнецы» и пр.) лишь детали, необходимые для характеристики персонажей. Нередко эти детали подчёркивались яркой раскраской. В конце 19 — начале 20 вв. техника порезок сменяется более детальной проработкой фигур, из которых составляются композиции и бытовые сцены на сюжеты басен, сказок, лубочных картинок, стихов, а в советское время также на темы современных событий и истории. Среди советских мастеров Б. р. — Ф. С. Балаев, А. Г. Чушкин, В. С. Зинин, И. К. Стулов, М. А. Пронин, М. Ф. Баринов и другие.

         Лит.: Василенко В. М., Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII— XX вв., М., 1960.

        

        Богородская резьба. В. Г. Ерошкин. «Весенний сев». Игрушка. 1960. Музей народного искусства, Москва.

        

        Богородская резьба. «Кавалер и дама». Игрушка с движением. Кон. 19 в. Русский музей, Ленинград.

        

        Богородская резьба. Ф. Д. Ерошкин. «Как мыши кота хоронили». Нач. 20 в. Музей народного искусства, Москва.

        

        Богородская резьба. М. Ф. Баринов. «Козёл». 1954. Музей народного искусства, Москва.

        

        Богородская резьба. «Крестьянин и курочка». 30—40-е гг. 19 в. Исторический музей. Москва.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Богородск (ст. название г. Ногинска)
  • Богородская трава

Смотреть что такое "Богородская резьба" в других словарях:

  • Богородская резьба — Богородская резьба. И.К. Стулов. Царь Додон и Звездочет . 1944. Русский музей. БОГОРОДСКАЯ РЕЗЬБА, русский народный художественный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины) в деревне Богородское Московской… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • БОГОРОДСКАЯ РЕЗЬБА — народный промысел игрушек и скульптуры из дерева (вероятно, с 16 17 вв.) в с. Богородское, ныне Сергиев Посадского р на Московской обл. Из детально проработанных фигурок людей и животных (неокрашенных и окрашенных) часто составляются композиции… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Богородская резьба —         русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Существует в деревне Богородское (ныне в Загорском районе Московской области), вероятно, с XVI XVIII вв. В начале XX в. мастера… …   Художественная энциклопедия

  • Богородская резьба — Марка СССР, 1979 г. Богородская резьба, богородская игрушка  русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы …   Википедия

  • Богородская резьба — рус. нар. промысел игрушек и скульптуры из дерева (с 16 в.) в с. Богородское Моск. обл. Характеризуется сочетанием орнамент. тонкой резьбы с гладкой рубленой поверхностью, использованием брусков древесины треугольного сечения. Темы и сюжеты… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • богородская резьба — народный промысел игрушек и скульптуры из дерева (вероятно, с XVI XVII вв.) в селе Богородское, ныне Сергиев Посадского района Московской области. Из обобщённых по формам фигурок людей и животных (главным образом неокрашенных) часто составляются… …   Энциклопедический словарь

  • Резьба (художеств.) — Резьба художественная, один из древнейших и наиболее распространённых видов декоративного искусства, способ художественной обработки дерева, камня, кости, ганча, терракоты, лака и др. путём вырезания. Р. употребляется для украшения предметов быта …   Большая советская энциклопедия

  • Резьба —         один из древнейших и наиболее распространённых видов декоративного искусства, способ художественной обработки дерева, камня, кости, стука, терракоты, лака и др. путём вырезания. Резьба бывает: объёмная, высокорельефная, плоскорельефная,… …   Художественная энциклопедия

  • Резьба по дереву — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок …   Википедия

  • Резьба — I Резьба         чередующиеся винтовые канавки и выступы постоянного сечения (нарезка), образованные на поверхности детали. Контур сечения канавок и выступов в плоскости, проходящей через её ось, называется профилем Р. По этому признаку различают …   Большая советская энциклопедия

dic.academic.ru