Подписка на рассылку
ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ
Сегодня получила платье от Виктории Бекхам. Размер подошёл, но длину чуть-чуть укорочу, т.к. люблю по-короче. Качество отличное. Доставка тоже порадовала, пришло уведомление на 7 день, получила утром на 8 день. Куда хотела в нём пойти - пойду, всё успели, не ожидала, что так быстро получится. Очень сомневалась, но зря. Спасибо!!!
|
Что такое богородская игрушка. Рассказ о богородской игрушкеИстория Богородской игрушки - Начальные классыБОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА Обучающая презентация для начальных классов Ламоновой О.М. Неизвестно кто и когда подарил знаменитому французскому скульптору Огюсту Родену этих "Кузнецов"... Да вы наверняка таких же когда-нибудь видели. Деревянные фигурки человека и медведя на подставке и с молотками в руках. Ну это у кузнеца в руках, а у мишки, естественно, в лапах..) А внизу под подставкой планочки специальные приделаны. И если их начать двигать, то кузнецы - медведь и человек - принимаются дружно стучать по наковальне. Очень забавно получается.. Ну вот.. Подарили Родену этих самых кузнецов. И он хранил их у себя. А однажды - дело было в 1910 в Париже - во время визита к нему русских художников модернистов - он почему-то вытащил их и поинтересовался: "А многие у вас смогут вырезать такую игрушку?" И сказали ему, что да мол, многие..Мол целая деревня под Москвой этим занимается.. Очень удивился Роден. И сказал: "Народ, который создал эту игрушку, - великий народ". Звучит, конечно, немного пафосно..Но история достоверная... И кузнецов этих до сих пор делают. Триста лет уж, как делают... В одной подмосковной деревушке с удивительным и светлым названием – Богородское. А началось все еще в четырнадцатом веке... Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский… Жил он в монашеском уединении, в келье, над которой «древеса шумеше стояху» и любил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одаривал детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием, вырос большой монастырь - Троице-Сергиева лавра. И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «троицкими». А во времена Ивана Грозного город, выросший вокруг лавры, уже становится столицей игрушечного промысла. В Сергиевом Посаде и слободах вокруг него к этому времени занимались игрушками целых 5550 дворов. Целое игрушечное царство! Сергиевские мастера с помощью нехитрых инструментов - стамесок и ножа с заостренным на конце лезвием - вырезали фигурки людей и животных, раскрашивали их и продавали. Лучшим материалом у Сергиевских резчиков считались липа, ольха, осина и береза. Перед тем, как делать игрушку, мастера долго подготавливали дерево. Бывало, что чурочки для кукол, прежде чем их брали в работу, отлеживались по два года. Только потом вырезали из них фигурки и расписывали яркими красками. Дешевые - клеевыми. Подороже - акварельными, масляными и эмалевыми. Самым ходовым товаром были дешевые деревянные куклы, которых называли «дурами». «Дуры» были броские, в пышных и ярких платьях, фантастических шляпах с цветами и перьями, очень веселые и красочные. Народ брал «дур» охотно. Были для «дур» и кавалеры им под стать - гусары с рукой «крендельком». «Барыни» выходили совсем другими - и работа потоньше, и осанка поблагороднее, ну и цена естественно подороже. Куклы «кормилицы» были разодетыми, пышногрудыми, с одним ребеночком на руках, а другим, постарше, - у юбки. Игрушки у Сергиевских мастеров пользовались большим спросом. И не только у простых людей но и на самых что ни на есть "верхах". Вот, например, в записях расходов, сделанных во время поездки царской семьи в Троице-Сергиеву лавру в 1635 году, встречаются такие пометки: «...для их государевых чад куплено всяких потех на 21 алтын», «...торговому человеку Микитке Павлову за потешный возок с конями деревянными 10 алтын...», «...стрельцу Игнашке Маркову за потеху, за деревянные конки и шенданы и за птички 2 рубля... ...Потеха взята царевичу Алексею Михайловичу». Алексей Михайлович, в народе Тишайший, между прочим, был будущий русский царь и отец Петра Первого.. Сохранилась запись и расходов жены Петра Первого Екатерины: «...куплено в Москве разных игрушек царевне Наталье Петровне и великому князю Петру Алексеевичу и княжне, которые посланы в Петербург, а именно: три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одна утка, при ней трое детей, город с солдатами, три баула...» Игрушки были очень разнообразные. Был, к примеру, такой «конструктор» - разборный макет Троице-Сергиевой лавры. В деревянный ящик были уложены макеты всех монастырских построек: соборов, колоколен, башен. К ним прилагался план, по которому можно было выстроить весь монастырский комплекс. По этому же принципу был сделан кремль города Ростова Великого. Эта игрушка была особенно тонкой работы. Врата и окна соборов открывались и за ними были видны фрески тринадцатого века, с большой точностью скопированные акварельными красками. Эту уникальную игрушку кустари подарили цесаревичу Алексею (сыну последнего русского царя Николая Второго) в 1913 году. Сергиево-Посадский резной промысел был первым на Руси, и до сих пор славится своими игрушками-сувенирами. Позже стали резать игрушки из дерева и во многих других слободах и деревнях в окрестностях лавры. Ну и особенно выделялось, конечно, село Богородское. Говорят, в этой маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать как-то решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но уже через несколько дней игрушка порвалась.. Тогда взяла женщина и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им надоела. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом. Поначалу они поставляли в посад лишь черновые заготовки - «белье» - так здесь говорят. Но постепенно превратились в самостоятельно работающих игрушечников. Интересно, кому в голову пришла эта гениальная мысль - игрушки не раскрашивать, а оставлять такими, как есть.. Ну этого, конечно, сейчас не узнаешь.. Но получилось просто здорово. Игрушки выходят, как живые.. Как будто они сами каким-то образом из дерева делаются, да сами же и продаваться едут. Может по-шучьему веленью..) А все от того, что мастер режет игрушку что называется “с маху”, на глаз”, то есть, не рассчитывая заранее, не переделывая, не подгоняя потом. И получается игрушка живая, дышащая, говорящая.. Да вы и сами можете увидеть. В Сергиев-Посаде на Конном дворе мастера игрушку при вас сделают, да еще такую, какую вы захотите.. Простых людей богородские резчики показывали обычно за работой - сапожник тачал сапоги, пряха сидела за прялкой, старик плел лапти, лесоруб рубил дрова... На игрушечном базаре перед покупателем развертывалась картина современной ему жизни. Здесь можно было увидеть гарцующего на коне гусара, щеголеватого офицера, толстого чванливого барина, жеманную барышню с цветком в руке. Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Потом Щелкунчик стал знаменитостью - благодаря знаменитой сказке Гофмана и еще более знаменитому балету Чайковского. В конце XIX века выделяется необыкновенно талантливый резчик - Андрей Чушкин. Его прекрасные работы завоевали огромное количество наград на художественных выставках и в России и за границей. В 1913 году Чушкин с другими мастерами организовали "кустарно-игрушечную артель в деревне Богородской". В состав артели вошло 19 "отцов-основателей" - наиболее талантливых резчиков. В 1923 году артель получила название "Богородский резчик". Так она до сих пор и называется. А.Я. Чушкин Чаепитие – игрушка с балансом. Начало ХХ в. Как делают богородскую игрушку Знаете такую загадку «В избу - вороном, из избы - белым лебедем»? Нет? А разгадка у ней очень интересная... Раньше на Руси облупленные липовые поленца-лутошки укладывали в штабель под навесом, где они просушивались все лето. Зимой, когда у крестьянина было много свободного времени, приносил он в дом лутошки и начинал мастерить. Из почерневшего за лето поленца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь. Под резцом обнажалась чистая белая древесина. Сверкающие белизной готовые изделия некоторые крестьяне отправляли на базар. Тогда то и появилась эта загадка «В избу - вороном, из избы - белым лебедем..» В работе резчики применяют сравнительно небольшой набор инструментов. Среди них семь - девять полукруглых стамесок, нож, называемый богородским, и топор. Обычно пригодные для работы инструменты купить трудно, поэтому мастера делают их сами из стамесок, из ножовочных полотен, из надфилей и напильников и даже из обойм от шарикоподшипников. Основной материал для резки - липа. Если ее нет, можно использовать осину и ольху. Самое главное - дерево должно быть хорошо высушенным. Сушка - дело очень хлопотное. С бревен нужно снять кору и замазать торцы густой масляной краской или специальными замазками. Замазки составляют из смеси олифы и известки или древесной смолы и мела. Сушить дерево нужно под навесом. На воздухе дерево сохнет от нескольких месяцев до нескольких лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать дерево запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей). Такое дерево не только не трескается, но и приобретает красивый коричневато-золотистый оттенок. Липа, конечно, самый лучший материал. Да и инструмент об него тупится меньше. Мастера даже топорища и рукоятки для ножей и стамесок из липы делают - рука меньше устает.. Работа резчика требует строгой дисциплины, чувства материала и безупречности. Допустить ошибку тут никак нельзя - один неверный срез губит весь предыдущий труд. Работа с деревом не допускает спешки и суеты.. В Богородском издавна знали, какие игрушки раскупались всего быстрее. Резчики воспроизводили жизнь такой, какой она им виделась, внося в свои создания только фантазию, да добрую улыбку. Делали не только фигурки, но и целые композиции в виде забавных сценок на дощечках, стержнях, пружинках, веревочках, с подвесами, балансирами. Движение оживляло игрушку, делало ее занятной. Тщательно, со знанием дела мастер передавал облик, одежду персонажей, обстановку действия. Сейчас некоторые богородские мастера начали раскрашивать игрушку. Это, конечно, не совсем в традиции и больше похоже на игрушки Сергиевских резчиков. Но получается тоже очень здорово. Да что тут рассказывать?! Приезжайте к нам сами в село Богородское. И увидите все своими глазами, и игрушку сделаете своими руками. Ждем вас в гости! До скорой встречи! multiurok.ru Что такое богородская игрушка05.02.2015Пожалуй, самой известной богородской игрушкой можно назвать композицию «Кузнецы»: мужик и медведь по очереди бьют молотом по наковальне. Деревянные двигающиеся игрушки родом из поселка Богородское, что находится в Сергиево-Посадском районе, за триста лет своего существования превратились во всемирно известный народный промысел. Некоторые экземпляры этих игрушек являются экспонатами музеев, получали золотые медали на всемирных выставках в Нью-Йорке, Париже, Брюсселе. Во время политических и социальных потрясений разных лет промыслу пришлось нелегко, однако, деревянные игрушки и скульптура радуют глаз и по сей день. Легенда о возникновении Богородской игрушки.За давностью лет история о возникновении первой игрушки стала скорее легендой. Якобы сделала одна женщина для своих детей резную деревянную игрушку – Ауку. Поиграли дети, да забыли, а отец их взял и отвез игрушку на торг, уж больно хороша она была. Приглянулась Аука одному купцу, взял он ее не на продажу, а ради украшения своей лавки. Только не успела игрушка послужить украшением, выкупили её у купца за немалые деньги, да ещё заказали. Так и разрослось производство удивительных игрушек-механизмов, равных которым нет во всем мире. Слияние деревенских и городских культурных традиций дало прекрасный результат.Любопытно, что игрушки часто продавались бельём – так называется деревянное изделие, не покрытое росписью. А уж впоследствии скупщики разрисовывали липовые, осиновые и ольховые фигурки на свое усмотрение. Изначально Борогодская игрушка была сугубо крестьянским промыслом, изготовлялась в свободные от полевых работ осенне-зимние месяцы. Производство это очень зависело от покупателей из Сергиева Посада, работая исключительно по их заказам. Интересно при этом, что именно в этот период появились изделия, закрепившиеся в промысле как шедевры. Это композиция «Пастушок», собака со щенками, знаменитый медведь. Таким образом, на Богородскую игрушку – исконно крестьянский промысел – сильное влияние оказало ремесленное производство, перемешавшись с посадской культурой и традициями. Поэтому современный облик игрушки отражает и фарфоровую пластику, лубочные традиции, даже отголоски произведений профессиональных живописцев. В салоне подарков «Русь Великая» богородская игрушка пользуется спросом и как презент ребенку, и как деталь интерьера, выдержанного в русском народном стиле. Возврат к списку www.rusvelikaia.ru Реферат: Русская народная игрушкаВведение Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего заметного места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т.д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский - наиболее чтимый русский святой - не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но несомненно то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее. В словаре Даля понятие "игрушка" толкуется как "вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". Настоящая народная игрушка - это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. Постичь её во всей полноте и глубине можно только при многократном соприкосновении с творениями народных мастеров. Это объясняется тем, что народная игрушка обладает качествами не изобразительного, а декоративно-прикладного искусства - искусства в большой степени условного, не копирующего действительность, а отражающего образы окружающего мира обобщённо, символично, аллегорично, с невероятно смелой фантазией. Чудесные народные игрушки относятся не к сфере профессионального, а к особой сфере - сфере народного искусства. Из этого следует, что такая игрушка носит характер коллективного творчества, в котором традиция становится непременным условием его существования. Основные приёмы обработки материала, устоявшийся круг образов, представление о прекрасном в окружающем мире отбираются и сохраняются веками, усилиями многих безымянных мастеров-игрушечников. Навыки и секреты художественного ремесла у мастеров народной игрушки передаются из поколения в поколение. Художественно-образное восприятие и отражение в игрушке окружающего мира шлифуется в коллективном творческом опыте. Отдельный игрушечник обычно становится носителем общей сложившейся традиции. Отсюда и вытекают особенности художественного языка народной игрушки. В отличие от произведений изобразительного искусства народная игрушка содержит чётко выраженную практическую, утилитарную функцию - игровую. Народная игрушка является пространственным искусством. Она говорит на языке объёмных форм и в силу этого может восприниматься с разных точек зрения. Но она существенно отличается от монументальной скульптуры: не требует особого освещения и удаления на значительное расстояние от других предметов и зрителя. Народная игрушка интимна, лирична, задушевна. Она имеет камерный характер, в силу чего прекрасно воспринимается в мастерской игрушечника, торговом помещении, квартире, комнатах детского сада и школы. Но наиболее великолепна она в руках ребёнка. Традиционная игрушка воздействует на все уровни ощущений: тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребёнком и "миром больших вещей", воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. Народу не были доступны дорогие материалы. Он использовал только то, что давала ему природа. Это дерево, глина, кость, лён, шерсть. Игрушки изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Все эти материалы вызывают приятные, положительные чувственные впечатления, все они обладают особой природной теплотой. Народная игрушка существенно отличается от обычных детских потешек. Она является произведением искусства. Её образ сложен и многообразен. Обобщённость, условность пластического языка и цветового решения являются средствами выражения отношения автора игрушки к окружающему мир. 1. Русская народная игрушка Игры и игрушки стары как мир. Появившись ещё на заре человечества, может быть, именно они способствовали социализации человека, его воспитанию, обучению, развитию. Игры, обряды, празднества в смысловом и эмоциональном отношении преображали первобытный хаос бытия. Игрушки стали неизменным атрибутом быта, внося в процесс повседневной жизни некоторые элементы упорядоченности и регламентированности. С игрушкой человек рождался, и с ней же он умирал. Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н.э. Согласно культу предков, умершие обладают магической силой и могут оказывать покровительство и помощь. Для привлечения духов умерших изготовлялись фигурки, в которые они якобы должны вселиться, - прообразы будущих кукол. Как правило, самые древние игрушки выполнялись в двух наиболее распространённых в России материалах: глине и дереве. Глиняные погремушки, миниатюрная посуда, фигурки людей, свистульки-птицы, кони, другие животные встречаются в славянских погребениях VI-VII веков и в раскопках древнерусских городов X-XIV веков - Киева, Новгорода, Рязани, Москвы, Твери, Коломны, Радонежа, Зарайска, Дмитрова. Деревянные погремушки, кони, птицы, шары, мячи, лодочки и др., относящиеся к XII веку, были обнаружены в Старой Ладоге, при раскопках Древнего Новгорода и на реке Ояти. Чем более развитую материальную культуру имел тот или иной народ, тем более совершенные игрушки создавал. Традиционные центры производства игрушек находились в местах бытования традиционных ремёсел по обработке дерева, по производству глиняной посуды и т.д. Наряду с утилитарными предметами, необходимыми в быту, там, как правило, женщины и дети делали игрушки. Игрушки в те далёкие времена имели многофункциональное назначение. Это был синтез магического, бытового и эстетического. Безусловно, магическое обрядовое значение игрушки на ранней стадии развития человечества имело важнейший смысл. Не меньшее значение придавалось эстетическому качеству игрушек. Самой распространённой среди игрушек всегда была кукла. Древние типы кукол или человеческих фигурок, в дереве или в глине, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола. Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Существовала рождественская обрядовая кукла, символизирующая добро, процветание, богатый урожай. Пасхальную куклу-закрутку дарили в Вербное воскресенье. Кукла-плодородие и кукла-стригушка были связаны с богатым урожаем. Делали подобные куклы из соломы, лыка, отходов производства льна. Соломенные куклы, сделанные из первого "именного" снопа, считались священными. Существовала кукла - домашняя масленица, которая символизировала крепкий достаток и здоровье семьи. Одним из главных в жизни человека был свадебный обряд, для которого изготовлялись специальные куклы: "свадебная парочка", "зольная" кукла, кукла "пеленашка". Наиболее представительным был набор свадебных кукол, состоявший из более ста персонажей - невеста, жених, дружки, сваты, родня невесты и жениха и некоторые обрядовые принадлежности. Самобытная русская игрушка продолжает жить и развиваться в центрах народных художественных промыслов. Наибольшей известностью среди центров глиняной лепной игрушки пользуется Дымковская слобода под городом Кировом (бывшая Вятка). Развитие игрушечного промысла связывают с местными народными праздниками "свистопляской", или "свистуньей", на который местные кустари поставляли различные свистульки в виде фигурок птиц, коней, баранов, наиболее древний вид дымковской игрушки. Однако славу промыслу создали многочисленные барыни, купчихи, франты-помещики, лихие всадники, гусары, цирковые и ярмарочные сценки. Северная каргопольская игрушка, отличающаяся архаичностью образов, происходит из деревни Гринёво Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Отличительная черта каргопольской игрушки - фантастичность образов. Здесь и полканы (существа с туловищем коня и головой человека), двухголовые кони и олени. Центр производства филимоновской игрушки находится в деревнях Филимоново и Татево Тульской области. Характерные для филимоновской игрушки образы и сюжеты - барыни, солдаты, всадники, реже крестьяне. Традиционные сюжеты: "Медведь смотрится в зеркало", "Солдат кормит курицу", "Жених и невеста", получивший название "Любота". Абашевская игрушка названа по имени села Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии. Особенностью пластики абашевских игрушек является характерная слитная манера лепки, когда всадники - без ног и как бы слиты с конём в одну фигуру. Деревянные игрушки относятся к наиболее старинным видам игрушек. Традиционные центры их производства: русский Север, Поволжье, Подмосковье. В северных деревнях Российского государства в конце XIX-начале XX века ещё сохранялся древнерусский уклад жизни. Этническая традиция Древней Руси продолжала жить в древних орнаментальных образах, в резьбе и росписи по дереву, в глиняной и деревянной игрушке. Именно там сохранился наиболее древний тип игрушки, так называемые панки, которые вплоть до начала XX века бытовали в северных губерниях. "Панками" назывались игрушки, вырезанные из цельного куска дерева и изображающие фигурки людей, птиц, коней. Цельность, нерасчленённость массива дерева была главной отличительной чертой этих игрушек. Наряду с северными губерниями деревянные игрушки получили широкое распространение в Поволжье (игрушки из деревни Лысково, городецкие, федосеевские, семёновские). Самыми популярными и любимыми были всё те же кони, деревянные куклы, птицы. Кони-каталки восходят к языческим временам. Конь - славянский символ солнца, и часто на эти игрушки наносили круги, сегменты - древние обозначения солнечного диска. Городецкие конные запряжки носят печать уже другой эпохи. Это нарядные возки с фигурками ямщиков, кони с круто изогнутыми шеями, расписанные знаменитыми городецкими розанами. Федосеевская игрушка, возникшая в деревне Федосеево близ города Семёнова, сколочена из гладких нарубленных топором дощечек. Игрушку здесь называли "баляс". Наряду с традиционными конями-каталками федосееввские мастера изготовляли карусели, мельницы, различную мебель для кукол и даже автомобили, пароходы, самолёты. Но наиболее крупным и известным центром Росси по производству деревянных игрушек был Сергиев Посад. В изготовлении игрушек использовалось трёхгранное полено, тщательно моделировалась верхняя часть изображения, а нижняя лишь слегка обрабатывалась крупными широкими срезами. Дамы и гусары, разносчики, солдатики, монахи - персонажи, характерные для сергиевских мастеров. Сергиев Посад знаменит так же своей матрёшкой, которая в одночасье стала игрушкой-сувениром, визитной карточкой России. Сергиевская матрёшка обусловила возникновение семёновской матрёшки. Центром развития деревянной резной игрушки в Подмосковье является село Богородское. Игрушки богородских резчиков отличаются не только оригинальностью резьбы, но и конструкции. Это игрушки с движением: на подвижных планках, с балансом, со скрытыми пружинами, с кнопками и др. 2. Богородская игрушка .1 История богородской игрушки Неизвестно кто и когда подарил знаменитому французскому скульптору Огюсту Родену забавную игрушку "Кузнецы". Деревянные фигурки человека и медведя на подставке, держащие молоты. А внизу под подставкой планочки специальные приделаны. И если их начать двигать, то кузнецы - медведь и человек - принимаются дружно стучать по наковальне. И он хранил их у себя. А однажды, дело было в 1910 в Париже, во время визита к нему русских художников модернистов, он почему-то вытащил их и поинтересовался: "А многие у вас смогут вырезать такую игрушку?". И сказали ему, что да мол, многие... Целая деревня под Москвой этим занимается. Очень удивился Роден и сказал: "Народ, который создал эту игрушку, - великий народ". И кузнецов этих до сих пор делают. Триста лет уж, как делают... В одной подмосковной деревушке с удивительным и светлым названием - Богородское. Село Богородское находится в 25 км от Сергиева Посада (ныне Загорска). Раскинувшееся по обеим берегам подмосковной реки Куньи в XV-XVI столетиях оно было весьма обширно, но к XIX-XX вв.от занимаемой им территории осталось всего "три конца" - три улицы: Нагорица, Подгорица и Слободка. А началось всё ещё в четырнадцатом веке... Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский в монашеском уединении, в келье, над которой "древеса шумеше стояху" и любил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одаривал детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием, вырос большой монастырь - Троице-Сергиева лавра. И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные "троицкими". В середине XV века село Богородское принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву, из рода которого вышел святитель Алексей, митрополит Московский. Плещеев завещал село своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Фёдору. Впоследствии в 1595 году село Богородское вошло в состав владений Троице - Сергиева монастыря. Уже в XV-XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы деревянного художественного промысла. Сплав местных фольклорных традиций и распространённых в монастыре ремёсел по обработке дерева привёл в конце XVIII столетия к зарождению в Богородском резной неокрашенной игрушки. Вначале резчики села Богородское были зависимы от скупщиков Сергиева Посада, выполняя их заказы. Богородские резчики изготовляли игрушки "в белье" т. е. не раскрашивая их, и в таком виде поставляли их игрушечникам Сергиева Посада, которые раскрашивали игрушки и пускали их в продажу. Они продавались многочисленным паломникам в купеческих лавках, приютившихся у стен обители на Красногорской площади перед входом в монастырь, и на аллее, ведущей к святым лаврским вратам. Часть игрушек попадала к перекупщикам, а через них - на рынки Москвы, Петербурга, других российских городов. Приблизительно с середины XIX века центр народного промысла перемещается из Сергиева Посада в село Богородское, которое к этому времени является "олицетворением местных традиций резьбы по дереву". По мнению исследователей, на конец XIX века приходится расцвет богородского резного промысла. Большая заслуга в формировании "богородского стиля" игрушки принадлежит таким старейшим мастерам, как Н.А.Зинин. Однако и тесное сотрудничество сергиево-посадских и богородских резчиков также оказало большое влияние на формирование единой системы образов и сюжетов игрушек. В 1880-1900 гг. художник и будущий основатель Музея игрушки Николай Дмитриевич Бартрам и его коллеги старались поддержать народное искусство, начавшее было исчезать под натиском промышленного производства. Благодаря им увеличился ассортимент и повысилось качество богородских изделий. В 1911 году местные жители решили организовать учебные мастерские. В 1913 году Главным управлением земледелия и землеустройства была создана Учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу. Методику учебного процесса впервые придумал и ввёл в школу мастер Андрей Яковлевич Чушкин. Детей учили рисованию, технологии деревообработки и резьбы по дереву. Тогда же мастеровые люди основали артель - маленькое совместное производство, где сообща решали задачи приобретения материала, улучшения качества инструмента, сбыта продукции и т. д. Создателями артели считаются А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Предприятие так и назвали: "Кустарно-игрушечная артель". В её состав вошли 19 талантливых резчиков. Работали по уставу, утверждённому владимирским генерал-губернатором И. Н. Сазоновым. Артель дала богородским мастерам полную экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1914 году при Учебно-показательной мастерской появилось общежитие на 10 учеников, находившихся на полном казённом пансионе. В 1922 году мастерскую переименовали в Профтехшколу, которая с 1990 года стала Богородским художественно-промышленным училищем. В 1923 году возникла Богородская игрушечно-резная артель, вскоре получившая название "Богородский резчик". В 1930-х годах активно насаждалась советская тематика. "Чапаевские тачанки", "Выборы в Верховный Совет", "Дружба народов", "Челюскинцы", "Пограничники" и тому подобные сложные композиции оказались далеко не самыми значительными достижениями богородских мастеров. Вообще, в 1930-1950 годах уровень их продукции был невысок. Однако в работах В.Т.Полинова, Н.А.Ерошкина, Ф.С.Балаева, А.Я.Чушкина, Д.И.Пучкова по-прежнему чувствовалась живая народная душа. В 1961 году была создана Богородская фабрика художественной резьбы. Переход на промышленные рельсы сказался на промысле крайне негативно. Лишь у отдельных мастеров, таких как М.И.Смирнов, Н.И.Максимов, В.С.Зинин и Н.Е.Лёвин, фольклорное начало брало верх над формально понятыми элементами традиции. Интересный процесс возвращения крашеной игрушки был начат в 1980-х годах И.Р.Беркутовым, а затем продолжен С.Н.Уласевич и её учениками из Богородской профтехшколы О.И.Михайловым, Т.Ф.Флёновой и С.А.Паутовым, который сегодня возглавляет творческую группу ООО "Богородский резчик". Произведения этих мастеров хранятся в собрании Музея игрушки, иллюстрируя историю промысла конца XX столетия. В 1993 году Богородская фабрика художественной резьбы была отнесена к предприятиям народных художественных промыслов и преобразована в ТОО "Богородский резчик", а через год - в ЗАО "Богородский резчик", на котором трудилось около 170 человек. В 2002 году ЗАО "Богородский резчик" было преобразовано в два тесно сотрудничающих между собой предприятия: "Богородский резчик" и ЗАО "Богородская фабрика художественной резьбы по дереву", на которой работают около 120 человек. Ярко проявились индивидуальные дарования художников: С.А.Паутова, М.Я.Дворникова, И.М.Польского, М.М.Ахмадзиаева, О.В.Глушенкова, В.Я.Городова и др. Сегодня творческие кадры для промысла готовит Богородское художественное училище. С 90-х годов ХХ века обучение в Богородском художественно-промышленном училище является практически единственной формой передачи богородского мастерства. Поэтому перед коллективом училища стоят задачи сохранения и дальнейшего развития лучших традиций творческого обучения молодых художников-мастеров. Преподавателями специальных дисциплин работают бывшие выпускники училища, получившие в дальнейшем высшее педагогическое образование. Среди преподавателей трое имеют звание "Народный мастер России": В.Ф. Вайсеро, В.А. Градов и Г.А. Рунов. Непросто жить в современном мире людям, отвечающим за сохранность русской культуры, за передачу бесценных традиций народных промыслов, но они не сдаются. 2.2 Техника изготовления богородской игрушки В работе резчики применяют сравнительно небольшой набор инструментов. Среди них семь - девять полукруглых стамесок, нож, называемый богородским, и топор. Обычно пригодные для работы инструменты купить трудно, поэтому мастера делают их сами из стамесок, из ножовочных полотен, из надфилей и напильников и даже из обойм от шарикоподшипников. Основной материал для резки - липа. Если её нет, можно использовать осину и ольху. Сначала необходимо найти липу, такую, чтобы сучков было поменьше. Сучки плохо выглядят на изделиях, поэтому их или обходят, или вырезают. Снимать липу с корня можно лишь зимой, когда весь сок уйдёт в землю и в дереве останется меньше влаги. После снятия коры липу просушивают. Сушка - дело очень хлопотное. С брёвен нужно снять кору и замазать торцы густой масляной краской или специальными замазками. Замазки составляют из смеси олифы и известки или древесной смолы и мела. Сушить дерево нужно под навесом. На воздухе дерево сохнет от нескольких месяцев до нескольких лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать дерево запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей). Такое дерево не только не трескается, но и приобретает красивый коричневато-золотистый оттенок. Липа, конечно, самый лучший материал. Да и инструмент об него тупится меньше. Мастера даже топорища и рукоятки для ножей и стамесок из липы делают - рука меньше устает... Рассматривая точёные или резные изделия из липы, почти не замечаешь её текстуры. Кажется, что они выполнены из однородной древесной массы, лишённой слоистости. Так получается потому, что каким бы острым ни был резец, он всё же сминает древесные волокна, делая древесину слегка бархатистой на поперечных срезах и глянцевитой - на продольных, поэтому и кажется, что у липы нет какого-либо определённого текстурного рисунка. Древесина липы мягкая, особенно распаренная, но высохнув, она становится достаточно твёрдой. Потом мастер делает топором зарубку будущей работы, выделяя главные формы, постепенно уточняя их стамесками и ножом. Моделирование и отделка формы является заключительным этапом. Традиционно свои изделия богородские резчики вырезали "с маху" - сразу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительно подготовленных эскизов. К предварительному рисунку опытные мастера прибегали лишь в тех случаях, когда готовили новую, сложную, уникальную композицию. В основе каждого богородского произведения лежит так называемый трёхгранник, т.е. треугольная в плане чурка, получившаяся от раскалывания липового или ольхового полена вдоль на четыре части. Фигурка человека или зверя вписывается в этот трёхгранник. При этом мастера избегают излишней детализации, стремясь к простоте и обобщённости форм. Богородской скульптуре присуща простая и ясная композиция всегда подчинённая творческому замыслу мастера. У резчиков хорошо развито чувство ритма - одна фигура подчёркивает действие другой, пластическая линия ритмично дополняется небольшими порезками. Силуэт чёткий и выразительный. Многофигурные сценки, как, например, "Хозяйства", обычно решаются фронтально. Пространство ограничивается подставкой, на которой развёртывается действие. Условно решённые деревья завершают сценку, играя роль декораций. Удивительная законченность пластических характеристик богородской скульптуры и игрушки при очень обобщённой моделировке фигур - результат коллективной работы мастеров многих поколений. Резьба состоит из нескольких последовательных этапов. Сначала мастер намечает основные формы будущей скульптуры, делая это зарубкой топором крупных плоскостей; потом более конкретно отрабатывает силуэт и все части фигуры широкими полукруглыми и более мелкими стамесками, и, наконец, выполняет окончательную отделку поверхности, снимая тонкую стружку богородским ножом, оканчивающимся треугольным скосом и отточенным до остроты бритвы. Завершают декоративную отделку поверхности ритмичные бороздки, созданные с помощью мелких стамесок. Такой "росписью" или "опиской" передается шерсть животных, оперение птиц, гривы и хвосты коней. У некоторых фигур поверхность оставляют гладкой, отделывая её мелкой шкуркой. Работа резчика требует строгой дисциплины, чувства материала и безупречности. Допустить ошибку тут никак нельзя - один неверный срез губит весь предыдущий труд. Работа с деревом не допускает спешки и суеты. 2.3 Художественные образы богородской игрушки Первыми богородскими игрушками были деревянные скульптуры. Большой спрос существовал на фигурки грибников и дровосеков, охотников, плясунов, музыкантов. Как правило, их устанавливали на высокие пьедесталы и расписывали в яркие цвета. Головки таких фигур соединялись с туловищами при помощи небольшой пружинки, придававшей игрушечным персонажам некоторую живость. Человеческие фигурки в богородских композициях очень выразительны. Наиболее традиционна среди них фигурка русского крестьянина, классический образ доброго, хитрого, мастеровитого русского мужичка. Другое направление богородской пластики - аллегорические женские фигурки, олицетворяющие разные времена года и целые скульптурные композиции: сохраняющая архаичные формы "Медведь и женщина", многофигурная "Пирожник", несколько сентиментальная "Пастушок под деревом"... Дошли до нас работы игрушечников второй половины XIX века: Ивана Рыжова по прозвищу Хромой, автора композиции "Лев со львёнком", скульптуры "Лошадь"; Дмитрия Ивановича Пучкова по прозвищу Маленький, создателя "Пляшущего крестьянина", "Крестьянина с бочонком", "Монаха", "Гармониста". Степан Григорьевич Шурыгин первым в Богородском стал резать коньков. Вскоре это умение переняли у него другие мастера, причём у каждого получалась своя, не похожая на образец лошадка. Кто-то запрягал резных коней в соху и телегу, у кого-то конь тащил сани в одиночку, кому-то удавались тройки с пролётками, кареты со стёклами, кобыла с жеребёнком. Известная семья Пучковых мастерила "сколотых" и оклеенных бумагой коней на колесах с льняными хвостами и гривами. В течение XIX столетия богородские резчики поставляли свои изделия на рынок. На игрушечном базаре перед покупателем развёртывалась картина современной ему жизни. Здесь можно было увидеть гарцующего на коне гусара, толстого чванливого барина, щеголеватых военных и их разодетых спутниц, прозванных в народе "дурками", с шалями, зонтиками, корзинами и собачками. Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Потом Щелкунчик стал знаменитостью, благодаря знаменитой сказке Гофмана и ещё более знаменитому балету Чайковского. Характерным для богородцев был и постоянно варьировавшийся образ "седочка" - всадника. Часто вырезали и фигурки простых солдат, марширующих, бьющих в тарелки, или весело барабанящих. Простых людей богородские резчики показывали обычно за работой - сапожник тачал сапоги, пряха сидела за прялкой, старик плел лапти, лесоруб рубил дрова... Особенно интересны богородские игрушки с "движением". По сохранившемся в музеях России образцам можно судить, что такая игрушка появилась в ассортименте богородцев не раньше начала XX века и не без влияния немецкой народной традиции. Эти игрушки всегда пользовались особенной любовью детей и взрослых, приводя детей и их родителей в неописуемый восторг. Заставляют игрушки двигаться с помощью нехитрых приспособлений. Встречаются игрушки на "планках", с "пружинкой", с "балансом" и "кнопкой". Самые известные богородские игрушки на "планках" (они же "разводы") - "Конница", "Солдаты", "Кузнецы" (мишка и мужик). Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки оживают... Игрушке "Кузнецы" более 300 лет, это одна из старейших богородских игрушек. Сегодня она стала символом русской деревянной игрушки и является зарегистрированным товарным знаком предприятия "Богородский резчик". В игрушке "на тумбочке" (их еще называли "кнопки") фигуры приводились в движение нажатием на штырек, скрытый вместе с пружинкой в круглом отверстии внутри прямоугольного постамента. Так сделаны представленные в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге "Медведь лесоруб" и "Медведь-пильщик" замечательного мастера Н.Н. Бадаева. У других с помощью вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам"... Достаточно просто устроены всевозможные "дергуны": "Медведи-кузнецы", "Кот-рыбак", "Сова-дергун" - их части связаны нитями с основной направляющей (за неё и подёргивают). В более сложных композиционных богородских игрушках оживает и движется каждый персонаж. В композиции на "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, делают игрушку подвижной, более выразительной и привлекательной. Популярные у малышей "курочки на кругу" - это "балансы". Игрушка тоже является долгожителем. Ею играли дети ещё во времена Пушкина и Лермонтова. Но и в наше время при всём изобилии игрушек незатейливая игра с расписными курочками по-прежнему радует и детей, и взрослых. Устроена она так: расписные курочки укреплены на подставке, под ней круглый баланс, связанный веревочками с головками курочек. Натягивается верёвочка - наклоняется головка курочки. Стоит слегка покачать игрушку в руках, как курочки начнут клевать зёрнышки. Раскрутишь посильнее, и курочки стучат клювами дружнее. Чем сильнее качаешь игрушку, тем активнее курочки клюют. Приостановишь покачивание, и движения курочек становятся замедленными, ленивыми - курочки "наелись". И только горка пшена на подставочке всё не убывает. Начиная с 1960-х годов главным персонажем стал медведь - один из любимых образов богородских мастеров. Это самый древний персонаж русской деревянной и глиняной скульптуры, один из тотемов охотничьего периода племён, живших на территории России. Он присутствует во многих игрушечных композициях: "Маша и медведь", "Как медведь дуги гнул", "Два медведя"... Менялись времена, но мишка неизменно оставался фаворитом богородцев. Когда человек начал осваивать космос, появилась игрушка "Медведь фотографирует обратную сторону Луны" (М.В.Барашков). Медведи - персонажи подвижной игрушки "Запуск спутника вокруг Луны", мастера Н.Н.Бадаева, внимательно следили за летящими по проволочной орбите спутником и потрясённо качали головами. Мишки того же резчика пошли на завод и на стройку ("У пресса", "Медведь-экскаваторщик"). Сегодняшние богородские медвежата играют в футбол, катаются на велосипеде, работают на компьютере. Стилистические особенности резьбы, способы движения фигурок продолжают сохраняться в работах современных богородских резчиков: М.И.Смирнова, М.Я.Дворникова, М.Н.Орлова, С.А.Паутова. русский игрушка богородский дергун Изображая зверей, птиц, животных, человека, резчики очень точно передают их характерные черты в необычайно выразительной пластической форме. Богородские мастера, великолепно знающие пластические свойства древесины, умело используют их в создании скульптурных форм. В своих работах они избегают излишней детализации, внося тем самым некоторую условность и достигая большей декоративности произведений. Виртуозно владея своим ремеслом, они выработали особые приёмы маховой резьбы, орнаментальной обработки и порезки поверхности. Остроумие и тонкий народный юмор, поэтизация образов и убедительная простота характерны для произведений богородских мастеров. Самобытная и оригинальная богородская скульптура несёт в себе черты глубокой реалистичности. Художественные образы для своих произведений мастера берут из реальной жизни. В наше время темами для богородской скульптуры стали исторические события, сюжеты народных сказок и басен, а также мотивы современной жизни. Изделия богородских мастеров экспонируются в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Музее игрушки и Историко-художественном государственном музее-заповеднике Сергиева Посада и во многих других культурных центрах страны. Известны они и за рубежом. Богородские резчики - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Богородские игрушки и скульптуры были широко представлены осенью 2008 года на выставке в Строгановском дворце, одном из филиалов Русского музея (Санкт-Петербург). Современная Богородская резьба многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла. Заключение Современные психологи считают, что игрушка - не просто развлечение, средство физического развития и обучения, что игрушка - это культурный объект. Некоторые даже пишут о том, что по игрушкам можно судить о состоянии культуры общества. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нём ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство. Игрушка всегда занимала важное место среди средств воспитания, но традиционная игрушка была лишена некоей нарочитой назидательности, хотя она имела несколько пластов воздействия на ребёнка. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Немногоцветная условная роспись, подчёркнутость фактуры и цвета дерева, упрощённо-лаконичная пластика, и - удивительно! - рождается очень выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили: "Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства". Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах. Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии. Список литературы Некрылова А.Ф., Соколова Л.В. Воспитание ребёнка в русских традициях/А.Ф.Некрылова, Л.В.Соколова,- М., Айрис-Пресс, 2003 г. Соловьёва Л.Н. Игрушка/ Л.Н.Соловьёва, М., Интербук-бизнес, 2002 г. Русские художественные промыслы/ ред. группа: М.Шинкарук, Л.Киселёва, О.Блинова и др. - М.: Мир энциклопедии Аванта +, Астрель, 2010 г. Быстревская Е. Русская народная игрушка, статья. Мадышев О. Богородское училище, статья. Богородский народно-художественный промысел, статья, журнал Резьба. Что такое народная игрушка, статья. Богородское, статья. Интернет: www/vlsco/ru www/tatianka/ru www/bogorodskoe/ru www/mailto:burov_pave 199 @ mail/ru Приложение "Кузнецы" (мишка и мужик) - символ богородского промысла. Игрушка на "планках" ("развод"). Ф.Д.Ерошкин. "Как мыши кота хоронили". Конец XIX века "Как мыши кота хоронили" (фрагмент) П.В.Устратов "Конница". Середина XIX века. Игрушка на "планках" ("развод"). Я.Г.Чушкин "Поводырь и медведь". Конец XIX века. А.Я.Чушкин, Я.Г.Чушкин "Барыня" и "Военный". Конец XIX-н.XX века. А.Я.Чушкин "Чаепитие". Игрушка с "балансом" Начало XX века. Е.Рачев "Мужик и коза". Начало 1900-х. Игрушка "на тумбочке" или "кнопка". "Курочки на кругу". Игрушка с "балансом". "Сова-дергун". 1928 г. М.Ф.Баринов "Два медведя". Игрушка с "балансом". 1936 г. И.К.Стулов "Маша и медведь". 1948 г. И.К.Стулов "Каша из топора". 1966 г. "Поп и Балда". 1964 г. И.К.Стулов "Царь Додон и Звездочёт". 1944 г. Н.И.Максимов "Царь Додон и Звездочёт". 1950 г. М.Ф.Баринов "Экипаж". 1976 г. Т.В.Флёнова Т.В.Флёнова "Мишка-дровосек" ("дергун"). "Гусь". 1999 г. г. "Щелкунчики". "Как медведь дуги гнул". "Мишка-дровосек". Игрушка "на тумбочке" ("кнопка"). "Мишка работает на компьютере". Игрушка с "балансом". Теги: Русская народная игрушка Реферат Культурологияdodiplom.ru Богородская игрушка - история созданияРусскому, как и любому народу, свойственно стремление к прекрасному. Издавна на Руси привыкли украшать свой дом, одежду, мебель, хозяйственную утварь. в глубине необъятных российских просторов, вдали городов рождались неповторимые по росписи прялки, узорные скатерти и полотенца, ковшицы, весёлые игрушки-свистульки, сказочные дома-терема с кружевной резьбой. Огрубевшие в работе крестьянские руки творили истинные произведения искусства, творили для себя и своих детей, чтобы радовался глаз и спорилась работа.
К произведениям русского народного искусства относятся не только предметы, сделанные крестьянином для своего дома, но и изделия сельских и городских ремесленников, выполненные на заказ для рынка. Немногие из древних памятников дошли до нас, но их жизнь продолжается в формах, линиях, красках, и мотивах орнаментов произведений современных мастеров. Многочисленные виды русского народного искусства возникли в различное время и в каждом из них утвердились свои традиции, передающиеся из поколения в поколение. Самый древний и излюбленный материал русских мастеров — дерево. Деревянной резьбой украшались дома, из дерева делались игрушки. Одна из интереснейших деревянных русских игрушек — богородская, из села Богородское Загорского района Московской области. Согласно литературным источникам, она впервые появилась в XVII веке. В основе каждого богородского изделия лежит треугольная в плане чурка, четвёртая часть полена. Фигурка человека или зверя вписывается в этот трёхгранник. Основным инструментом служит резчику специальный богородский нож. Мастера избегают излишней деталировки, поверхность готовой скульптуры они орнаментируют резцом, передавая таким образом шерсть медведя, гриву коня или оперенье птицы. В богородской игрушке присутствует момент занимательности, это игрушка с движением. При помощи подвижных планок и ниточек с грузом богородский медведь может колоть дрова, а курочки клевать зерно. Народные мастера используют дерево и как основу для росписи. В Горьковской области, в городе Городце изготовляют деревянные расписные изделия. Городецкая роспись ведёт своё начало от прялочных донец XVIII-XIX веков, на которых чаще всего представлены группы нарядно одетых мужчин и женщин. Современная детская мебель, панно и декоративные тарелки украшены многоцветной росписью по светлому фону не закрашенного дерева. В орнаменты включаются фигуры коней, всадников, фантастические птицы, крупные красные и голубые розы-дикуши. Вся поверхность вещи пестрит белыми штрихами графических разделок. zonarukodeliya.ru Богородская игрушка – чудо из дереваТимофеевский Александр Павлович Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе Богородском, что под Москвой. Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что. Подумала-подумала… Если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста слепить – засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и ножиком вырезала куклу. Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ау, ау». И назвали ее Аука. А выросли – забросили свою Ауку. Собиралась как-то мать на базар, увидела игрушку. «Забрать, что ли, с собой, - думает, - может, кто и купит». Так и продала. Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит: - Кто на базаре деревянную игрушку торговал?! - Я торговала, - говорит, - а тебе зачем? - А не вырежешь еще таких? Всё куплю.- Ладно, приезжай к празднику. Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство свое показывать. Односельчане расспрашивают: что да как. И стали вслед за ней игрушки делать и купцам продавать. Купцы игрушками на ярмарках торговали. Так по всей стране путешествовали деревянные барыни, гусары, кузнецы и медведи, лошадки и коровы, петушки и курочки… Прошло время. В Богородском научились мастерить игрушки с движением. Потянешь за две планочки, смотришь: игрушка ожила. «Тук-тук» - звонко бьют молотом по наковальне кузнецы – мужик и медведь. Как по команде, солдаты то встают в строй рядами, то растягиваются в одну ширенгу. Были придуманы и другие устройства. Вот на дощечке стоят куры. Дёрни за веревочку, и начнут они торопливо клевать зерна. А два козлика, если нажать маленькую кнопку, примутся бодать друг друга. Появились новые работы из дерева: заяц регулирует уличное движение, медведи едут на мотороллерах, играют в футбол, и даже запускают спутник вокруг луны. Богородские игрушки делаются не только для детской забавы, но и для украшения жилья, для уюта. Отношение к мастерам уважительное, заботливое. Мастера в Богородском окружены почетом. Они ведь настоящие художники. Хотя, казалось бы, что хитрого в их ремесле? Как будто все просто. Берет мастер чурбачок. Сначала размечает на нем, что где будет. А потом в верхней части, к примеру, круглые уши и короткий нос сделает, посередине – живот, внизу – толстые медвежьи лапы. Острым резцом вырежет по всему деревянному зверю шерстку. Такой замечательный получится мишка! Точно живой.В чем же тут секрет? А секрет в умелых руках мастера, в его зорких глазах художника, от которых ничто не ускользает. Все он тонко подметит и перенесет в свои произведения. Обычную деревянную чурку превратит в сказочную игрушку. Вот почему и по сей день людям так дОрого радостное, доброе искусство богородских мастеров. Из книги Тимофеевского А. «Богородская игрушка» Семилетик сентябрь 2015 г semiletik.blogspot.com История Богородской игрушки - Начальные классыБОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА Обучающая презентация для начальных классов Ламоновой О.М. Неизвестно кто и когда подарил знаменитому французскому скульптору Огюсту Родену этих "Кузнецов"... Да вы наверняка таких же когда-нибудь видели. Деревянные фигурки человека и медведя на подставке и с молотками в руках. Ну это у кузнеца в руках, а у мишки, естественно, в лапах..) А внизу под подставкой планочки специальные приделаны. И если их начать двигать, то кузнецы - медведь и человек - принимаются дружно стучать по наковальне. Очень забавно получается.. Ну вот.. Подарили Родену этих самых кузнецов. И он хранил их у себя. А однажды - дело было в 1910 в Париже - во время визита к нему русских художников модернистов - он почему-то вытащил их и поинтересовался: "А многие у вас смогут вырезать такую игрушку?" И сказали ему, что да мол, многие..Мол целая деревня под Москвой этим занимается.. Очень удивился Роден. И сказал: "Народ, который создал эту игрушку, - великий народ". Звучит, конечно, немного пафосно..Но история достоверная... И кузнецов этих до сих пор делают. Триста лет уж, как делают... В одной подмосковной деревушке с удивительным и светлым названием – Богородское. А началось все еще в четырнадцатом веке... Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский… Жил он в монашеском уединении, в келье, над которой «древеса шумеше стояху» и любил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одаривал детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием, вырос большой монастырь - Троице-Сергиева лавра. И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «троицкими». А во времена Ивана Грозного город, выросший вокруг лавры, уже становится столицей игрушечного промысла. В Сергиевом Посаде и слободах вокруг него к этому времени занимались игрушками целых 5550 дворов. Целое игрушечное царство! Сергиевские мастера с помощью нехитрых инструментов - стамесок и ножа с заостренным на конце лезвием - вырезали фигурки людей и животных, раскрашивали их и продавали. Лучшим материалом у Сергиевских резчиков считались липа, ольха, осина и береза. Перед тем, как делать игрушку, мастера долго подготавливали дерево. Бывало, что чурочки для кукол, прежде чем их брали в работу, отлеживались по два года. Только потом вырезали из них фигурки и расписывали яркими красками. Дешевые - клеевыми. Подороже - акварельными, масляными и эмалевыми. Самым ходовым товаром были дешевые деревянные куклы, которых называли «дурами». «Дуры» были броские, в пышных и ярких платьях, фантастических шляпах с цветами и перьями, очень веселые и красочные. Народ брал «дур» охотно. Были для «дур» и кавалеры им под стать - гусары с рукой «крендельком». «Барыни» выходили совсем другими - и работа потоньше, и осанка поблагороднее, ну и цена естественно подороже. Куклы «кормилицы» были разодетыми, пышногрудыми, с одним ребеночком на руках, а другим, постарше, - у юбки. Игрушки у Сергиевских мастеров пользовались большим спросом. И не только у простых людей но и на самых что ни на есть "верхах". Вот, например, в записях расходов, сделанных во время поездки царской семьи в Троице-Сергиеву лавру в 1635 году, встречаются такие пометки: «...для их государевых чад куплено всяких потех на 21 алтын», «...торговому человеку Микитке Павлову за потешный возок с конями деревянными 10 алтын...», «...стрельцу Игнашке Маркову за потеху, за деревянные конки и шенданы и за птички 2 рубля... ...Потеха взята царевичу Алексею Михайловичу». Алексей Михайлович, в народе Тишайший, между прочим, был будущий русский царь и отец Петра Первого.. Сохранилась запись и расходов жены Петра Первого Екатерины: «...куплено в Москве разных игрушек царевне Наталье Петровне и великому князю Петру Алексеевичу и княжне, которые посланы в Петербург, а именно: три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одна утка, при ней трое детей, город с солдатами, три баула...» Игрушки были очень разнообразные. Был, к примеру, такой «конструктор» - разборный макет Троице-Сергиевой лавры. В деревянный ящик были уложены макеты всех монастырских построек: соборов, колоколен, башен. К ним прилагался план, по которому можно было выстроить весь монастырский комплекс. По этому же принципу был сделан кремль города Ростова Великого. Эта игрушка была особенно тонкой работы. Врата и окна соборов открывались и за ними были видны фрески тринадцатого века, с большой точностью скопированные акварельными красками. Эту уникальную игрушку кустари подарили цесаревичу Алексею (сыну последнего русского царя Николая Второго) в 1913 году. Сергиево-Посадский резной промысел был первым на Руси, и до сих пор славится своими игрушками-сувенирами. Позже стали резать игрушки из дерева и во многих других слободах и деревнях в окрестностях лавры. Ну и особенно выделялось, конечно, село Богородское. Говорят, в этой маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать как-то решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но уже через несколько дней игрушка порвалась.. Тогда взяла женщина и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им надоела. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом. Поначалу они поставляли в посад лишь черновые заготовки - «белье» - так здесь говорят. Но постепенно превратились в самостоятельно работающих игрушечников. Интересно, кому в голову пришла эта гениальная мысль - игрушки не раскрашивать, а оставлять такими, как есть.. Ну этого, конечно, сейчас не узнаешь.. Но получилось просто здорово. Игрушки выходят, как живые.. Как будто они сами каким-то образом из дерева делаются, да сами же и продаваться едут. Может по-шучьему веленью..) А все от того, что мастер режет игрушку что называется “с маху”, на глаз”, то есть, не рассчитывая заранее, не переделывая, не подгоняя потом. И получается игрушка живая, дышащая, говорящая.. Да вы и сами можете увидеть. В Сергиев-Посаде на Конном дворе мастера игрушку при вас сделают, да еще такую, какую вы захотите.. Простых людей богородские резчики показывали обычно за работой - сапожник тачал сапоги, пряха сидела за прялкой, старик плел лапти, лесоруб рубил дрова... На игрушечном базаре перед покупателем развертывалась картина современной ему жизни. Здесь можно было увидеть гарцующего на коне гусара, щеголеватого офицера, толстого чванливого барина, жеманную барышню с цветком в руке. Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Потом Щелкунчик стал знаменитостью - благодаря знаменитой сказке Гофмана и еще более знаменитому балету Чайковского. В конце XIX века выделяется необыкновенно талантливый резчик - Андрей Чушкин. Его прекрасные работы завоевали огромное количество наград на художественных выставках и в России и за границей. В 1913 году Чушкин с другими мастерами организовали "кустарно-игрушечную артель в деревне Богородской". В состав артели вошло 19 "отцов-основателей" - наиболее талантливых резчиков. В 1923 году артель получила название "Богородский резчик". Так она до сих пор и называется. А.Я. Чушкин Чаепитие – игрушка с балансом. Начало ХХ в. Как делают богородскую игрушку Знаете такую загадку «В избу - вороном, из избы - белым лебедем»? Нет? А разгадка у ней очень интересная... Раньше на Руси облупленные липовые поленца-лутошки укладывали в штабель под навесом, где они просушивались все лето. Зимой, когда у крестьянина было много свободного времени, приносил он в дом лутошки и начинал мастерить. Из почерневшего за лето поленца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь. Под резцом обнажалась чистая белая древесина. Сверкающие белизной готовые изделия некоторые крестьяне отправляли на базар. Тогда то и появилась эта загадка «В избу - вороном, из избы - белым лебедем..» В работе резчики применяют сравнительно небольшой набор инструментов. Среди них семь - девять полукруглых стамесок, нож, называемый богородским, и топор. Обычно пригодные для работы инструменты купить трудно, поэтому мастера делают их сами из стамесок, из ножовочных полотен, из надфилей и напильников и даже из обойм от шарикоподшипников. Основной материал для резки - липа. Если ее нет, можно использовать осину и ольху. Самое главное - дерево должно быть хорошо высушенным. Сушка - дело очень хлопотное. С бревен нужно снять кору и замазать торцы густой масляной краской или специальными замазками. Замазки составляют из смеси олифы и известки или древесной смолы и мела. Сушить дерево нужно под навесом. На воздухе дерево сохнет от нескольких месяцев до нескольких лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать дерево запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей). Такое дерево не только не трескается, но и приобретает красивый коричневато-золотистый оттенок. Липа, конечно, самый лучший материал. Да и инструмент об него тупится меньше. Мастера даже топорища и рукоятки для ножей и стамесок из липы делают - рука меньше устает.. Работа резчика требует строгой дисциплины, чувства материала и безупречности. Допустить ошибку тут никак нельзя - один неверный срез губит весь предыдущий труд. Работа с деревом не допускает спешки и суеты.. В Богородском издавна знали, какие игрушки раскупались всего быстрее. Резчики воспроизводили жизнь такой, какой она им виделась, внося в свои создания только фантазию, да добрую улыбку. Делали не только фигурки, но и целые композиции в виде забавных сценок на дощечках, стержнях, пружинках, веревочках, с подвесами, балансирами. Движение оживляло игрушку, делало ее занятной. Тщательно, со знанием дела мастер передавал облик, одежду персонажей, обстановку действия. Сейчас некоторые богородские мастера начали раскрашивать игрушку. Это, конечно, не совсем в традиции и больше похоже на игрушки Сергиевских резчиков. Но получается тоже очень здорово. Да что тут рассказывать?! Приезжайте к нам сами в село Богородское. И увидите все своими глазами, и игрушку сделаете своими руками. Ждем вас в гости! До скорой встречи! multiurok.ru Богородская игрушка / Народные промыслы / Международный Агро ПорталНа живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Богородское - село старинное.В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице - Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом. Но это всего лишь легенда. На самом деле дату основания промысла определить достаточно сложно. По свидетельству специалистов, самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла, имеющиеся в музейных собраниях нашей страны датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII – XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII – началуXIX веков. На первоначальном этапе своего развития Богородское представляло собой типичное крестьянское производство. Деревянные резные изделия выполнялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны. В остальное время основная часть населения занималась крестьянским трудом. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков. Однако, следует заметить, что именно на первоначальном этапе становление богородского промысла появляются произведения, которые можно отнести к шедеврам народного искусства, среди них знаменитая скульптура малых форм – «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками и др. в этом проявление своеобразной противоречивости богородского промысла в первоначальной стадии его становления и развития. Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры – посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников – живописцев. Сотрудничество богородских и сергиевских мастеров помогло выработать устойчивый круг тем и сюжетов, единую систему образов. Уже в середине XIX века центр резного дела перемещается в Богородское.Дальнейшее становление самостоятельного промысла в Богородском происходило по мере уменьшения его зависимости от Сергиева Посада. Связано это было, прежде всего, с появлением в Сергиевом Посаде нового материала – папье-маше. С этого времени, приблизительно (1850-60-е года) Богородское становится олицетворением всех местных традиций резьбы по дереву. Резьба становилась все искусней. Время 1840-70-е года XIX века, по мнению ряда специалистов – период расцвета богородского резного кустарного промысла. Следующий интереснейший этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890-1900 годах.В 1890-х годах земство проводит ряд мероприятий в области кустарного производства, в том числе и игрушечного. Одним из важнейшим было создание в Сергиевом Посаде учебно-показательной мастерской в 1891году. Эта организация, говоря современным языком, объединила в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществляла организацию сбыта кустарных изделий в России и за ее пределами. В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков. В этом же, 1913 году, в Богородском была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914 году на базе этой мастерской была открыта земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе. Но ни один из детей богородских резчиков в эту школу не попал. Мотив отказа – недостаточная общеобразовательная подготовка детей, да и сами кустари не спешили отдавать детей в эту школу, так как традиционно в Богородском учили резьбе с малых лет в семье. Начиная лет с 7-8 дети уже участвовали в общем процессе резьбы.Земские деятели сохраняли традиции промысла в их понимании, согласно с веянием времени. Этот период был полноправным и закономерным этапом в развитии не только богородского промысла, но и всего народного искусства. Некоторые характерные его особенности сохранялись на промыслах вплоть до середины 1920-х годов.В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. В 1923 году была восстановлена артель, в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения. Богородский художественный промысел становится одним из ведущих в стране. В эти годы в Богородском происходит активное развитие игрушечной пластики. Новые условия жизни, изменившееся сознание людей активно стимулировали поиски новых форм и художественных решений. Именно тогда возникает проблема станковизма, зачатки которой наметились еще в «земский период» усилению течения станковизма способствовала деятельность профтехшколы. Творчество мастеров в этот период еще достаточно традиционно, но уже в 1930-х годах появляются игрушка скульптура, которые при всей традиционности приемов резьбы отличаются новизной темы и ее раскрытия. Следующее два десятилетия (1930-1950-ее) в дела промысла вновь вмешиваются художники профессионалы и художественные критики – в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Не только в Богородском, но и на других промыслах происходила тогда откровенная политизация. Мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг, стало такое явление, как развитие сказочной темы. Условность богородской резьбы, как нельзя лучше, способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов. Историческая тема в богородской пластики в эти годы значительно сузилась, локализировалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны. Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной. С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия «художественная промышленность», «план», «вал» и другие абсолютно чуждые понятия. В середине 1970-х годов на реке Кунье было решено строить первую в стране ГАЭС. По иронии судьбы местом ее постройки было выбрано село Богородское. Главный архитектор ГАЭС в то время не понял всей сложности ситуации. По его мнению, деревня никакой архитектурной ценности не представляет. .....сносились бревенчатые дома с кружевными наличниками, вырубались сады, а вместе с ними уходили и традиционный богородский быт. Мастера-резчики переселялись в многоэтажные дома, занятие традиционным ремеслом становилось все более проблематичным. В 1970-1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы работало около 200 резчиков. Среди них были и мастера высокого класса, которые разрабатывали интересные образцы, были мастера исполнители. В связи с бурными событиями в конце 1980-х начале 1990-х годов, положение на промысле ухудшилось в значительной степени. В Богородском создавались две организации, выпускающие одну и ту же продукцию. Лучшие мастера уходят из «официального промысла», но дома продолжают создавать вещи высокого класса, хотя это по плечу далеко не всем. Большая часть молодых мастеров идет на поводу у рынка, выполняя работы либо незначительные с точки зрения народной традиции, либо вовсе далеки от нее. В настоящее время ситуация на промысле просто трагическая. Практически прекратила деятельность фабрика художественной резьбы. Очень сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме. Это постоянный недобор местной молодежи. А приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию. Низкие зарплаты на едва сводящей концы с концами фабрике, отсутствие жилья, все это не способствует привлечению молодежи. Самые талантливые продолжают обучение в ВУЗах и окончательно порывают с промыслом. Перспективы дальнейшего развития богородского промысла представляются далеко не радужными. Без преувеличения можно сказать, что Богородский промысел художественной резьбы находится на грани исчезновения. Московская область, Сергиево-Посадский район, поселок Богородское "Богородская фабрика" Тел.+7(496-54) 534-59 Факс:+7(496-54) 534-58 Е-mail:[email protected]Московская область, Сергиево - Посадский район, поселок Богородское, "Богородский художественно-промышленный техникум" Телефоны: 8 (496) 54- 53 - 400, 8 (496) 54-53-538 Email: [email protected] agronationale.ru |