Подписка на рассылку
ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ
Сегодня получила платье от Виктории Бекхам. Размер подошёл, но длину чуть-чуть укорочу, т.к. люблю по-короче. Качество отличное. Доставка тоже порадовала, пришло уведомление на 7 день, получила утром на 8 день. Куда хотела в нём пойти - пойду, всё успели, не ожидала, что так быстро получится. Очень сомневалась, но зря. Спасибо!!!
|
Птица и букет – майский привет. Птица гжель поэтапноПтица и букет – майский привет. Гжельская роспись. - Живопись. Фотография. Дизайн.Гжельская роспись последнее время становится всё более популярной. Мы решили предложить вам авторский мастер-класс выполнения основных сюжетов. Освоив показанные приёмы, вы сможете оформить собственной росписью панно, тарелку или что-то ещё. Такая вещь может стать прекрасным подарком. Желаем вам успехов в освоении традиционной гжельской росписи. Керамический промысел в подмосковной Гжели известен по письменным источникам с XIV века, но по находкам археологов на берегах реки Гжелки, на местах стоянок древнего человека и более 2000 лет назад здесь занимались керамическим промыслом. Местность эта уникальна, на поверхность земли выходят разные глины, красные, серые, белые, и из этих глин за многовековую историю местные мастера-гончары изготавливали свои произведения, которые и прославили 30 гжельских деревень. Самые известные направления в гжельской керамике художественный уровень производимой керамики на промысле упал, и его возрождение началось в 40-50-х годах XX века. В основу нового фарфорового направления легли формы полу-фаянсовых изделий XIX века, расписанных кобальтовой синей краской. Со временем контурное плоскостное письмо превратилось в роспись теневым мазком, этот приём в мировой керамике широко известен, но гжельские мастера довели этот вид росписи до небывалых высот. Многократно варьируя композиции росписи, местные живописцы обогащали её всё новыми трактовками. Каждый мастер привносил своё в манеру росписи, появлялись новые сюжеты, а особо понравившиеся мотивы повторялись и варьировались. В 80-90-х годах XX века популярность гжельских изделий с кобальтовой росписью достигла апогея. Все стремились иметь в домашней коллекции хоть несколько дефицитных изделий. Стало модным дарить гжель и устраивать чаепитие для гостей из гжельской посуды. Времена дефицита прошли. Настало время рыночных отношений и конкуренции. Государственные органы в лице министерств и ведомств больше не руководят народными промыслами. Частные мастерские и фарфоровые заводы Гжели начали развивать производство художественного фарфора исходя из своих представлений о прекрасном. И в условиях конкуренции стали выкристаллизовываться новые направления, подчас необычные и интересные. Каждый стремится завоевать покупателя. Одной из характерных черт гжельского фарфора и является традиционная роспись кобальтом. И многое зависит от мастерства при выполнении этой росписи. При большом количестве производителей гжельского фарфора (мы имеем в виду только фарфор, сделанный в Гжели, местными мастерами, и не затрагиваем тему подделок) человеку непосвящённому трудно разобраться и понять, какой он, настоящий гжельский фарфор с традиционной кобальтовой росписью. Выполнение подглазурной мазковой гжельской росписи - это трудоёмкий процесс, требующий высокой квалификации мастера, а подчас и потомственного мастера, который с детства занимался творчеством и учился у своих родителей. На нашем мастер-классе, который проводит потомственная талантливая гжельская мастерица Татьяна Сивова, мы покажем самые распространенные гжельские сюжеты - «Птица Гжели» и «Гжельская роза». Контуры для выполнения гжельской росписи (7.20 МБ). Эскиз «Гжельская птица» Шаг 1. Выкладываем на палитру немного краски из баночки, добавляем воды и тщательно растираем на палитре краску шпателем до получения однородной массы. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны, но не растекаться по стеклу. Шаг 2. Для выполнения мазковой росписи кисть № 8 немного смачиваем в воде, отжимаем лишнюю воду о край банки. На чистой стороне стекла расправляем ворс кисти «веером», или «лопаткой», чтобы она стала плоской. Круговыми, плавными движениями набираем краску, каждый раз захватывая все больше краски на одну сторону кисти. Шаг 3. Держим руку на весу, но мизинец (для упора) касается бумаги. Прижимаем кисть к поверхности бумаги сначала кончиком, одновременно двигаем кисть к себе, в середине мазка нажимаем сильнее, а в конце плавно поднимаем, поворачивая плоскостью кисти вдоль мазка. Все движения выполняем только пальцами, которые сжимают кисть. Получился серповидный мазок с тенью на внешней стороне - тулово сказочной птицы. Шаг 4. Основания для крыльев делаем короткими мазками, а «бёдра» - каплевидными, тёмными. Шаг 5. Делаем хвост. Один мазок ровный, другой для придания воздушности делаем волнообразными движениями пальцев, к концу мазка волны затухают, кисть поднимается от поверхности бумаги, мазок становится тоньше. Шаг б. Оперение крыла выполняем кистью № 6. Мазки чуть волнисты, уменьшаются и утончаются, приближаясь к туловищу птицы. Шаг 7. Теперь кистью № 3 с длинным заострённым концом набираем краску на всю её рабочую часть. Делаем детали оперения более тёмным, однотонным мазком, опуская кисть на бумагу плашмя, получаются «капельки», или «ляпочки». Шаг 8. Самой тонкой кистью выполняем мелкие детали - маленькие пёрышки, глазки и завитки возле головы и хвоста птички. Шаг 9. Эскиз гжельской сказочной птицы готов, теперь можно приступать к исполнению росписи на фарфоре. Эскиз «Гжельский букет» Шаг 10. Делаем основание гжельской розы - полукруглый теневой серповидный мазок кистью № 8. Пальцами руки как бы очерчиваем в воздухе круг, постепенно приближая кисть к бумаге, лёгкое прикосновение, сильнее нажим - и плавно поднимаем кисть в воздух. Шаг 11. Стилизованные лепестки на шей розы сводим в одну точку к основанию цветка (цветоножки). Здесь мазки выполняем лёгкими, волнообразными движениями; чтобы «оживить» розу. Шаг 12. Упругими, волнообразными движениями делаем «шапку» розы. Шаг 13. Для подмалёвка набираем на кисть № 6 краску, сильно разбавленную на палитре водой, мазок однотонный бледный. Шаг 14. Листочки пишутся короткими мазками, наложенными друг на друга «ёлочкой», тень у мазка снаружи, поэтому половину листа пишем мазком с правой тенью, а другую - с левой, при этом «лопатку» кисти поворачиваем на 180 градусов. Шаг 15. Короткими прикосновениями кисти делаем лепестки флокса. Шаг 16. Тонкой длинной кистью № 2 выполняем «графику» - прожилки у листочков и веточки у «ягодок». Краску набираем на всю длину ворса кисти, линию проводим с нажимом у основания и более тонкую к концу, этим достигается каллиграфия, лёгкость линий. Шаг 17. «Капельки», или «ляпочки», у основания более «жирные», а к концу сходят «на нет». Шаг 18. Завершают композицию «тычинки» в центре розы, выполненные тонкой кистью с тупым концом, и «вилюшки», или «усики», тонкой кистью № 1, они придают всей композиции лёгкость и воздушность. Роспись на фарфоре «Гжельский букет» Состав кобальтовой подглазурной краски: окись кобальта (порошок), кварц, фарфоровая глазурь, каолин, глицерин, декстрин. Приготовляется в фарфоровой шаровой мельнице в течение 40 часов. Краска имеет чёрный цвет и становится синей только в процессе обжига в окислительной среде (при подаче воздуха), приобретает насыщенный цвет при температуре 1 200-1 300 градусов. Эта роспись называется «подглазурной», так как она наносится на фарфор до глазури и оказывается под прозрачной плёнкой стеклянной глазури. Шаг 19. Керамическую краску выкладываем на стеклянную палитру добавляем воду и растираем круговыми движениями до состояния жидкой сметаны. Шпатель плотно прижимаем к стеклу всей рабочей поверхностью. Расписываем фарфоровую вазу; Ваза отлита в гипсовую форму из фарфорового шликера (жидко разведённая глина) и уже прошла закрепительный, «утильный» обжиг при температуре 900 градусов в течение 20 часов в газовой камерной печи. Этот полуфабрикат довольно хрупкий, имеет пористую поверхность и хорошо впитывает воду. Шаг 20. Переносим с эскиза основные контуры букета на тулово вазы. Простым карандашом намечаем основные элементы композиции (след от карандаша при обжиге выгорает). Шаг 21. Набираем кобальтовую краску на одну сторону кисти № 8 и делаем первый мазок гжельской розы - основание самого крупного цветка. Вазу придерживаем за горловину и поворачиваем для росписи. Мазок выполняем уверенно, без остановки, иначе черепок быстро впитает воду с кисти и мазок не получится. В отличие от росписи на бумаге фарфоровый «утиль» - очень пористый материал, и при наборе краски нужно больше смачивать кисть в воде. Шаг 22. Все операции росписи по фарфору проводятся точно так же, как и на эскизе (по бумаге). Отличия - пористая фактура, чёрный цвет краски и сферическая поверхность вазы. Шаг 23. Выполняем «завитушки». Шаг 24. Делаем «реснички». Шаг 25. Элемент «вилюшка», или «пружинка». Шаг 26. «Капельки» делаем кистью № 6 с острым кончиком, при нажатии на поверхность кисть оставляет отпечаток в форме капли. Шаг 27. Элемент «ёлочка». Шаг 28. «Тычинки», или «веснушки», делаем кистью № 4 с закруглённым (подрезанным) кончиком. Шаг 29. Туловище вазы расписано. Шаг 30. Теперь нужно расписать её «плечики». Ставим вазу на турнетку - специальный металлический крутящийся столик. Левой рукой мастер раскручивает поворотную часть столика со скоростью 20-30 оборотов в минуту и карандашом наносит контуры орнамента на «плечиках» и «горле» вазы. Шаг 31. Раскручивая с постоянной скоростью турнетку, подносим кисть с набранной краской и плавно прижимаем её к поверхности вазы. Локоть правой руки покоится на подлокотнике. Отводка широкая с тенью. Шаг 32. Выполняем несколько отводок: две широких и несколько тонких. Шаг 33. Тонкими тёмными линиями делаем сетку. Шаг 34. Для «оживления» сетки на пересечении линий наносим тёмные точки тонкой кистью с тупым концом. Шаг 35. Делаем волнистый орнамент «поясок» с чередующимися каплевидными однотонными мазками. Шаг 36. Горловину вазы оформляем в предпоследнюю очередь, так как во время росписи мастер держит вазу за край и краска может смазаться. Вазу переворачиваем и ставим на горло для удобства росписи отводки. Шаг 37. Тонкой кистью делаем длинные капельки «волной», и отводку дополняем тёмными точками для придания ритма. Шаг 38. Переворачиваем вазу, делаем завершающие отводки на её «ноге». Шаг 39. Мастер подписывает свою работу и ставит год. Шаг 40. И вот наша ваза готова. Теперь ей предстоит пройти глазуровку и «политой» обжиг при температуре 1300 градусов. Инструменты и материалы •белая плотная бумага (чертёжная) размером А4 •краска гуашь - ультрамарин компании «ГАММА» •стеклянная палитра для растирания •краски •кисти круглые беличьи № 1, 2, 3, 6, 8 •металлический шпатель •вода
Татьяна Алексеевна Сивова (Рогова) - художник Гжельского фарфорового завода. Родилась в Гжели, в деревне Меткомелино, в 1977 году в семье потомственных фарфористов. Отец, Алексей Рогов, - известный гжельский художник. Мать, Надежда Рогова мастер по росписи фарфора. Окончила Гжельскую художественную школу и Гжельский художественно-промышленный колледж. Стипендиат Международной программы «Новые имена», дипломант Всероссийского конкурса «Молодые дарования». Участница выставок народных художественных промыслов в Москве, Санкт- Петербурге, Казани, Ярославле, Сергиевом Посаде, а также в Берлине, Гамбурге, Дюрене и Шотландии. Автор многих композиций гжельской росписи. Работает в соавторстве с отцом (А.А. Роговым.) и с В.Г Розановым. Член Творческого Союза художников декоративно-прикладного искусства, отделение фарфора и керамики. МАСТЕР-КЛАСС: ТАТЬЯНА СИВОВА ТЕКСТ: ВАЛЕНТИН РОЗАНОВ, ГЛАВНЫЙ ХУДОЖНИК ГЖЕЛЬСКОГО ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА ФОТО АВТОРА artageless.com Птица и букет – майский привет. - Мастер - Класс22.02.2012 00:00 Автор: ВАЛЕНТИН РОЗАНОВГжельская роспись последнее время становится всё более популярной. Мы решили предложить вам авторский мастер-класс выполнения основных сюжетов. Освоив показанные приёмы, вы сможете оформить собственной росписью панно, тарелку или что-то ещё. Такая вещь может стать прекрасным подарком. Желаем вам успехов в освоении традиционной гжельской росписи. Керамический промысел в подмосковной Гжели известен по письменным источникам с XIV века, но по находкам археологов на берегах реки Гжелки, на местах стоянок древнего человека и более 2000 лет назад здесь занимались керамическим промыслом. Местность эта уникальна, на поверхность земли выходят разные глины, красные, серые, белые, и из этих глин за многовековую историю местные мастера-гончары изготавливали свои произведения, которые и прославили 30 гжельских деревень. Самые известные направления в гжельской керамике художественный уровень производимой керамики на промысле упал, и его возрождение началось в 40-50-х годах XX века. В основу нового фарфорового направления легли формы полу-фаянсовых изделий XIX века, расписанных кобальтовой синей краской. Со временем контурное плоскостное письмо превратилось в роспись теневым мазком, этот приём в мировой керамике широко известен, но гжельские мастера довели этот вид росписи до небывалых высот. Многократно варьируя композиции росписи, местные живописцы обогащали её всё новыми трактовками. Каждый мастер привносил своё в манеру росписи, появлялись новые сюжеты, а особо понравившиеся мотивы повторялись и варьировались. В 80-90-х годах XX века популярность гжельских изделий с кобальтовой росписью достигла апогея. Все стремились иметь в домашней коллекции хоть несколько дефицитных изделий. Стало модным дарить гжель и устраивать чаепитие для гостей из гжельской посуды. Времена дефицита прошли. Настало время рыночных отношений и конкуренции. Государственные органы в лице министерств и ведомств больше не руководят народными промыслами. Частные мастерские и фарфоровые заводы Гжели начали развивать производство художественного фарфора исходя из своих представлений о прекрасном. И в условиях конкуренции стали выкристаллизовываться новые направления, подчас необычные и интересные. Каждый стремится завоевать покупателя. Одной из характерных черт гжельского фарфора и является традиционная роспись кобальтом. И многое зависит от мастерства при выполнении этой росписи. При большом количестве производителей гжельского фарфора (мы имеем в виду только фарфор, сделанный в Гжели, местными мастерами, и не затрагиваем тему подделок) человеку непосвящённому трудно разобраться и понять, какой он, настоящий гжельский фарфор с традиционной кобальтовой росписью. Выполнение подглазурной мазковой гжельской росписи - это трудоёмкий процесс, требующий высокой квалификации мастера, а подчас и потомственного мастера, который с детства занимался творчеством и учился у своих родителей. На нашем мастер-классе, который проводит потомственная талантливая гжельская мастерица Татьяна Сивова, мы покажем самые распространенные гжельские сюжеты - «Птица Гжели» и «Гжельская роза». Контуры для выполнения гжельской росписи (7.20 МБ). Эскиз «Гжельская птица» Шаг 1. Выкладываем на палитру немного краски из баночки, добавляем воды и тщательно растираем на палитре краску шпателем до получения однородной массы. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны, но не растекаться по стеклу. Шаг 2. Для выполнения мазковой росписи кисть № 8 немного смачиваем в воде, отжимаем лишнюю воду о край банки. На чистой стороне стекла расправляем ворс кисти «веером», или «лопаткой», чтобы она стала плоской. Круговыми, плавными движениями набираем краску, каждый раз захватывая все больше краски на одну сторону кисти. Шаг 3. Держим руку на весу, но мизинец (для упора) касается бумаги. Прижимаем кисть к поверхности бумаги сначала кончиком, одновременно двигаем кисть к себе, в середине мазка нажимаем сильнее, а в конце плавно поднимаем, поворачивая плоскостью кисти вдоль мазка. Все движения выполняем только пальцами, которые сжимают кисть. Получился серповидный мазок с тенью на внешней стороне - тулово сказочной птицы. Шаг 4. Основания для крыльев делаем короткими мазками, а «бёдра» - каплевидными, тёмными. Шаг 5. Делаем хвост. Один мазок ровный, другой для придания воздушности делаем волнообразными движениями пальцев, к концу мазка волны затухают, кисть поднимается от поверхности бумаги, мазок становится тоньше. Шаг б. Оперение крыла выполняем кистью № 6. Мазки чуть волнисты, уменьшаются и утончаются, приближаясь к туловищу птицы. Шаг 7. Теперь кистью № 3 с длинным заострённым концом набираем краску на всю её рабочую часть. Делаем детали оперения более тёмным, однотонным мазком, опуская кисть на бумагу плашмя, получаются «капельки», или «ляпочки». Шаг 8. Самой тонкой кистью выполняем мелкие детали - маленькие пёрышки, глазки и завитки возле головы и хвоста птички. Шаг 9. Эскиз гжельской сказочной птицы готов, теперь можно приступать к исполнению росписи на фарфоре. Эскиз «Гжельский букет» Шаг 10. Делаем основание гжельской розы - полукруглый теневой серповидный мазок кистью № 8. Пальцами руки как бы очерчиваем в воздухе круг, постепенно приближая кисть к бумаге, лёгкое прикосновение, сильнее нажим - и плавно поднимаем кисть в воздух. Шаг 11. Стилизованные лепестки на шей розы сводим в одну точку к основанию цветка (цветоножки). Здесь мазки выполняем лёгкими, волнообразными движениями; чтобы «оживить» розу. Шаг 12. Упругими, волнообразными движениями делаем «шапку» розы. Шаг 13. Для подмалёвка набираем на кисть № 6 краску, сильно разбавленную на палитре водой, мазок однотонный бледный. Шаг 14. Листочки пишутся короткими мазками, наложенными друг на друга «ёлочкой», тень у мазка снаружи, поэтому половину листа пишем мазком с правой тенью, а другую - с левой, при этом «лопатку» кисти поворачиваем на 180 градусов. Шаг 15. Короткими прикосновениями кисти делаем лепестки флокса. Шаг 16. Тонкой длинной кистью № 2 выполняем «графику» - прожилки у листочков и веточки у «ягодок». Краску набираем на всю длину ворса кисти, линию проводим с нажимом у основания и более тонкую к концу, этим достигается каллиграфия, лёгкость линий. Шаг 17. «Капельки», или «ляпочки», у основания более «жирные», а к концу сходят «на нет». Шаг 18. Завершают композицию «тычинки» в центре розы, выполненные тонкой кистью с тупым концом, и «вилюшки», или «усики», тонкой кистью № 1, они придают всей композиции лёгкость и воздушность. Роспись на фарфоре «Гжельский букет» Состав кобальтовой подглазурной краски: окись кобальта (порошок), кварц, фарфоровая глазурь, каолин, глицерин, декстрин. Приготовляется в фарфоровой шаровой мельнице в течение 40 часов. Краска имеет чёрный цвет и становится синей только в процессе обжига в окислительной среде (при подаче воздуха), приобретает насыщенный цвет при температуре 1 200-1 300 градусов. Эта роспись называется «подглазурной», так как она наносится на фарфор до глазури и оказывается под прозрачной плёнкой стеклянной глазури. Шаг 19. Керамическую краску выкладываем на стеклянную палитру добавляем воду и растираем круговыми движениями до состояния жидкой сметаны. Шпатель плотно прижимаем к стеклу всей рабочей поверхностью. Расписываем фарфоровую вазу; Ваза отлита в гипсовую форму из фарфорового шликера (жидко разведённая глина) и уже прошла закрепительный, «утильный» обжиг при температуре 900 градусов в течение 20 часов в газовой камерной печи. Этот полуфабрикат довольно хрупкий, имеет пористую поверхность и хорошо впитывает воду. Шаг 20. Переносим с эскиза основные контуры букета на тулово вазы. Простым карандашом намечаем основные элементы композиции (след от карандаша при обжиге выгорает). Шаг 21. Набираем кобальтовую краску на одну сторону кисти № 8 и делаем первый мазок гжельской розы - основание самого крупного цветка. Вазу придерживаем за горловину и поворачиваем для росписи. Мазок выполняем уверенно, без остановки, иначе черепок быстро впитает воду с кисти и мазок не получится. В отличие от росписи на бумаге фарфоровый «утиль» - очень пористый материал, и при наборе краски нужно больше смачивать кисть в воде. Шаг 22. Все операции росписи по фарфору проводятся точно так же, как и на эскизе (по бумаге). Отличия - пористая фактура, чёрный цвет краски и сферическая поверхность вазы. Шаг 23. Выполняем «завитушки». Шаг 24. Делаем «реснички». Шаг 25. Элемент «вилюшка», или «пружинка». Шаг 26. «Капельки» делаем кистью № 6 с острым кончиком, при нажатии на поверхность кисть оставляет отпечаток в форме капли. Шаг 27. Элемент «ёлочка». Шаг 28. «Тычинки», или «веснушки», делаем кистью № 4 с закруглённым (подрезанным) кончиком. Шаг 29. Туловище вазы расписано. Шаг 30. Теперь нужно расписать её «плечики». Ставим вазу на турнетку - специальный металлический крутящийся столик. Левой рукой мастер раскручивает поворотную часть столика со скоростью 20-30 оборотов в минуту и карандашом наносит контуры орнамента на «плечиках» и «горле» вазы. Шаг 31. Раскручивая с постоянной скоростью турнетку, подносим кисть с набранной краской и плавно прижимаем её к поверхности вазы. Локоть правой руки покоится на подлокотнике. Отводка широкая с тенью. Шаг 32. Выполняем несколько отводок: две широких и несколько тонких. Шаг 33. Тонкими тёмными линиями делаем сетку. Шаг 34. Для «оживления» сетки на пересечении линий наносим тёмные точки тонкой кистью с тупым концом. Шаг 35. Делаем волнистый орнамент «поясок» с чередующимися каплевидными однотонными мазками. Шаг 36. Горловину вазы оформляем в предпоследнюю очередь, так как во время росписи мастер держит вазу за край и краска может смазаться. Вазу переворачиваем и ставим на горло для удобства росписи отводки. Шаг 37. Тонкой кистью делаем длинные капельки «волной», и отводку дополняем тёмными точками для придания ритма. Шаг 38. Переворачиваем вазу, делаем завершающие отводки на её «ноге». Шаг 39. Мастер подписывает свою работу и ставит год. Шаг 40. И вот наша ваза готова. Теперь ей предстоит пройти глазуровку и «политой» обжиг при температуре 1300 градусов. Инструменты и материалы
Татьяна Алексеевна Сивова (Рогова) - художник Гжельского фарфорового завода. Родилась в Гжели, в деревне Меткомелино, в 1977 году в семье потомственных фарфористов. Отец, Алексей Рогов, - известный гжельский художник. Мать, Надежда Рогова мастер по росписи фарфора. Окончила Гжельскую художественную школу и Гжельский художественно-промышленный колледж. Стипендиат Международной программы «Новые имена», дипломант Всероссийского конкурса «Молодые дарования». Участница выставок народных художественных промыслов в Москве, Санкт- Петербурге, Казани, Ярославле, Сергиевом Посаде, а также в Берлине, Гамбурге, Дюрене и Шотландии. Автор многих композиций гжельской росписи. Работает в соавторстве с отцом (А.А. Роговым.) и с В.Г Розановым. Член Творческого Союза художников декоративно-прикладного искусства, отделение фарфора и керамики.
Добавить комментарийhallart.ru Сине-голубая Гжель. | Страна МастеровГжель – это название живописного подмосковного региона, что в шестидесяти километрах от Москвы. Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красота, гармония, сказка и быль. Сколько же лет этому русскому народному промыслу? Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в IV веке до нашей эры. С тех пор прошли столетия, мастерство совершенствовалось. В 1339 году, в духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты, о Гжели говорится как о центре керамического производства в России. Именно в это время Гжель становится поставщиком изделий для Царева Двора. Этот промысел ценили не только за сырье высокого качества, из которого получались прекрасные изделия, но и за высокое мастерство гончаров и художников. Гжельские мастера находились в постоянном поиске новых технологий, форм, способов украшения изделий. До XIV века Гжель производила гончарную посуду, в XVII веке – «чернолощеную» керамику, «муравленую» посуду. В XVIII веке к Гжели приходит слава крупного гончарного района, производящего художественную майолику. Это были изделия из глины с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В начале XIX века в результате экспериментальных работ по созданию фарфора был получен «полуфаянс», роспись которого выполнялась синей смальтовой краской. Как высшее достижение керамического искусства с 1806 года освоен выпуск фарфора. Появившийся в начале XIX века фарфор отличается яркой многоцветной росписью с использованием золота, люстровых красок. Особый интерес представляли изделия. Расписанные в один цвет – синей краской, наносимой кистью, с прорисовкой деталей. Конец XIX – начало XX веков стали очень тяжелым периодом. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего стиля. Своим новым рождением гжельский промысел обязан ученому искусствоведу А.Б. Салтыкову, художнице Н.И. Бессарабовой и местным мастерам. В это время начал использоваться новый современный материал – фарфор, а также новые керамические краски – высокотемпературный подглазурный кобальт. В 1972 году на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях, было создано «Объединение Гжель». Были созданы новые формы изделий и разработаны новые образцы, отвечающие художественным требованиям нашего времени. Современная продукция пользуется большим спросом не только в России, но и за границей. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. Гжель – это не только посуда (квасницы, кружки, тарелки, кувшины). Это и вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: цветочные горшки, камины, люстры и др. В гжельских изделиях часто встречаются изображения людей и животных. Делают гжель сейчас заводским способом, даже авторские работы.
Посуда формируется в гипсовых формах. Для этого сначала художники создают эскизы (рисунки) будущих изделий. Опытные мастера –модельщики на специальныхстанках вытачивают гипсовые формы (разъемные). Затем литейщик заливает шликер (жидкую фарфоровую массу) в формы.
Пористый гипс впитывает влагу, шликер затвердевает и приобретает очертания формы. Одно из важнейших условий успеха – секрет обжига изделий. Для получения изделия, расписанного золотом, необходимо три обжига. Температура в печи очень высокая – 1200 градусов.
Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись – выполненные от руки растительные и геометрические узоры, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Была разработана новая методика художественной росписи, так называемая «азбука мазков». Именно из мазков синего цвета разных оттенков и получается особенный гжельский рисунок на фарфоре.Расписанные изделия глазируют (покрывают жидким раствором глины, рисунок становится не виден) и опять отправляют в печь (рисунок после обжига приобретает окончательный вариант).
Сегодня гжельский фарфор популярен не только в России, но и за рубежом. Для бывшего президента США Билла Клинтона был сделан личный сувенир – скульптура его собственной фигуры. Американскому актеру Сильвестру Сталлоне тоже был подарен гжельский сувенир. Гжель стала символом всего русского, и поспорить с ней может, пожалуй. Только матрешка. Ни одна выставка русского искусства в любой стране не обходится без произведений гжельских мастеров. При всей своей красоте гжельские изделия удивительно часто используют в быту: посудой очень удобно пользоваться, а главное она располагает человека к задушевным беседам, семейному уюту и теплу. Гжельские фигурки с ярким, сочным, выразительным рисунком радуют глаз, несут в себе неуловимую нежность и никогда не надоедают, несмотря на внешнюю схожесть. Но гжель представляют чаще всего как декоративное искусство – то есть созданное специально для любования его красотой. Источник: Светлана Вохринцева «Окружающий мир. Народное творчество. Дидактический материал» Для исторической справки использованы фотографии моей сменщицы - воспитателя Заикиной Галины Николаевны с производства в Гжели. stranamasterov.ru Конспект урока изобразительного искусства на тему "Сказочная птица в технике гжели" в 3 классеКонспект урока изобразительного искусства 3 класс Тема урока: «Сказочная птица в технике гжели» Цель урока: учить учащихся выполнять сказочную птицу по мотивам гжельской росписи. Задачи урока: Образовательные: познакомить детей с искусством гжельских мастеров; познакомить с основными приемами выполнения гжельской росписи. Развивающие: формировать практические умения и навыки рисования; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии; совершенствовать навыки работы с красками. Воспитательные: воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров; воспитывать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками; дать возможность детям почувствовать себя народным мастером; воспитывать желание своими руками создавать красоту. Планируемые результаты: Личностные УУД:
Метапредметные УУД:
Предметные УУД:
Оборудование:
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Проверьте, как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт. Поднимите руки, у кого нет красок \ кистей \ бумаги \ баночки \ салфеток.
- Ребята, сегодня расскажу я вам не сказку, а быль. А вы попробуйте определить, чему будет посвящен наш сегодняшний урок. Рассказ учителя Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. - Итак, ребята, вы прослушали быль. С каким промыслом мы сегодня познакомимся? Из чего гжельские мастера делают свои изделия? Какие изделия делают мастера из глины? (обсуждение были, определение учащимися темы урока) - Что же изображают в своих росписях гжельские мастера: стилизованные цветы, например знаменитая гжельская агашка (роза), сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж (учитель обращается к наглядному материалу – рисунки художников, фотографии работ гжельских мастеров). 3. Объяснение нового материала с выполнением практической работы: - А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Сегодня мы попробуем нарисовать птицу по мотивам гжельской росписи. Мы будем рисовать на бумаге круглой формы, похожей на тарелочку. Сначала смочим кисть и равномерно покроем бумагу водой. - Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Освоив этот прием, мы сможем изобразить туловище, голову, хвост, бедра и крылья нашей птицы. - Выполним туловище птицы. Для начала разведем на палитре синюю краску, добавив немного белой краски. Возьмем кисть № 8. Немного смачиваем ее в воде, отжимаем лишнюю воду о край банки. На чистой ячейке палитры расправляем ворс кисти «веером», или «лопаткой», чтобы она стала плоской. Круговыми, плавными движениями набираем краску, каждый раз захватывая все больше краски на одну сторону кисти (демонстрация учителем). - Держим руку на весу, но мизинец (для упора) касается бумаги. Прижимаем кисть к поверхности бумаги сначала кончиком, одновременно двигаем кисть к себе, в середине мазка нажимаем сильнее, а в конце плавно поднимаем, поворачивая плоскостью кисти вдоль мазка. Все движения выполняем только пальцами, которые сжимают кисть. Получилось туловище сказочной птицы (демонстрация учителем техники выполнения мазка). - Аналогичными движениями выполним крылья, бедра, хвост и голову нашей птицы (демонстрация учителем техники выполнения мазков). - Оперение крыла выполняем кистью № 6. Пёрышки будут темно-синими, поэтому мы не будем смешивать синюю краску с белой. Мазки похожи на капельки: чуть волнисты, уменьшаются и утончаются, приближаясь к туловищу птицы. Аналогично выполним хохолок птицы, используя 3 «капельки» (демонстрация учителем). - Крыло птицы украсим «сеткой». Самой тонкой кистью выполняем мелкие детали - маленькие пёрышки, глазки, клюв, лапки, завитки, точки. Птицу «посадим» на ветку (демонстрация учителем; учащиеся выполняют птицу вместе с учителем; в процессе практической работы учитель оказывает учащимся индивидуальную помощь при затруднениях). Практическая работа. Контроль, коррекция деятельности - Вот какие замечательные птицы у вас получились. Хотя мы и делали работу вместе, но обратите внимание, все птицы у вас получились разные. 4. Анализ работ учащихся: В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои работы на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие. Учитель не забывает похвалить каждого ученика. 5. Подведение итогов: - Потрудились вы на славу. Сегодня на уроке вы все были художниками, старались проявить свое мастерство, придумать свой узор. Молодцы! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут! multiurok.ru Синяя птица. Гжель. | Страна МастеровТ.к целью нашего конкурса является исследование народных ремесел и промыслов, в представленной работе мы хотим раскрыть образ Синей птицы в декоративном искусстве. Конечно, наиболее широко образ представлен в изделиях Гжели: тарелочки досточки:, салфетницы, шкатулочки и блюда А также статуэтки, и даже часы! У некоторых германских народов синяя птица издавна служит символом счастья."Гоняться за синей птицей" - значит искать счастья. Понятно, как сложился этот символ - в Европе по-настоящему синих птиц нет, и поймать такую птицу по меньшей мере трудно. Русский народ не знал ни этого образа, ни этого выражения до начала девятисотых годов. В те годы у нас стала известной пьеса "Синяя птица" бельгийского писателя М. Метерлинка. Автор построил ее именно на представлении, о котором только что была речь. Малыши Тильтиль и Митиль, дети бедняка дровосека, пускаются в путь на поиски "синей птицы", но возвращаются в дом без нее: самым синим из всех птиц оказывается скворец, который жил у них в избушке. С этого времени и у нас "синяя птица" стала символом недостижимого счастья, несбыточной, хотя и прекрасной мечты. А "охотиться за синей птицей" - искать невозможного, тратить время и силы впустую. Как видите, это одно из тех словосочетаний, которое не родилось в давние времена, в толще народа, а было совсем недавно подхвачено в западной литературе. Если вы скажете: "Ты гоняешься за синей птицей",- вас поймет не каждый.
Но! Синяя птица существует в природе! Синяя птица является самым крупным представителем семейства дроздовых. Длина тела составляет примерно 33 см, вес — примерно 179 г. Оперение сине-чёрного цвета, клюв чёрный или жёлтый. Область распространения вида от Центральной Азии до индонезийских островов в Юго-Восточной Азии. Там синяя птица живёт в горных лесах, на высоте примерно от 2400 до 3000 м над уровнем моря. Во время сезонных миграций данный вид можно встретить также в тропических лесах. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%ED%FF%FF_%EF%F2%E8%F6%E0_(%EF%F2%E8%F6%E0) Сегодня образ синей птицы удачно используют многие мастерицы в своем творчестве и в разных техниках: бисероплетение лепка, аппликация , вышивкавышивка лентами лоскутная техника Все, представленные в этой части фотографии, я нашла с помощью Яндекс-картинки. Очень много-много (более 500 работ) других чудесных синих птичек можно найти в нашей Стране! http://stranamasterov.ru/find/nodes/%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D1%8F%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0 Синяя птица, птица счастья - сегодня популярный, стилизованный и любимый многими художниками и мастерицами образ. Так пусть наша птичка принесет счастье в ваш дом и семью!
stranamasterov.ru |