Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Птица и букет – майский привет. Птица гжель поэтапно


Птица и букет – майский привет. Гжельская роспись. - Живопись. Фотография. Дизайн.

Гжельская роспись

Гжельская роспись последнее время становится всё более популярной. Мы решили предложить вам авторский мастер-класс выполнения основных сюжетов. Освоив показанные приёмы, вы сможете оформить собственной росписью панно, тарелку или что-то ещё. Такая вещь может стать прекрасным подарком. Желаем вам успехов в освоении традиционной гжельской росписи.

Керамический промысел в подмос­ковной Гжели известен по письмен­ным источникам с XIV века, но по находкам археологов на берегах реки Гжелки, на местах стоянок древнего че­ловека и более 2000 лет назад здесь за­нимались керамическим промыслом. Местность эта уникальна, на поверх­ность земли выходят разные глины, красные, серые, белые, и из этих глин за многовековую историю местные мас­тера-гончары изготавливали свои про­изведения, которые и прославили 30 гжельских деревень. Самые извес­тные направления в гжельской керамике художественный уровень производи­мой керамики на промысле упал, и его возрождение началось в 40-50-х годах XX века. В основу нового фарфорового направления легли формы полу-фаянсовых изделий XIX века, расписанных кобальтовой синей краской.

Со временем контурное плоскостное письмо превратилось в роспись тене­вым мазком, этот приём в мировой ке­рамике широко известен, но гжель­ские мастера довели этот вид росписи до небывалых высот. Многократно варьируя композиции росписи, мест­ные живописцы обогащали её всё но­выми трактовками. Каждый мастер привносил своё в манеру росписи, по­являлись новые сюжеты, а особо по­нравившиеся мотивы повторялись и варьировались.

В 80-90-х годах XX века популярность гжельских изделий с кобальтовой рос­писью достигла апогея. Все стреми­лись иметь в домашней коллекции хоть несколько дефицитных изделий. Стало модным дарить гжель и устра­ивать чаепитие для гостей из гжель­ской посуды.

Времена дефицита прошли. Настало время рыночных отношений и конку­ренции. Государственные органы в лице министерств и ведомств больше не ру­ководят народными промыслами. Час­тные мастерские и фарфоровые заводы Гжели начали развивать производство художественного фарфора исходя из своих представлений о прекрасном. И в условиях конкуренции стали выкристал­лизовываться новые направления, под­час необычные и интересные. Каждый стремится завоевать покупателя.

Одной из характерных черт гжельского фарфора и является традиционная роспись кобальтом. И многое зависит от мастерства при выполнении этой росписи. При большом количестве производителей гжельского фарфора (мы имеем в виду только фарфор, сде­ланный в Гжели, местными мастерами, и не затрагиваем тему подделок) чело­веку непосвящённому трудно разоб­раться и понять, какой он, настоящий гжельский фарфор с традиционной ко­бальтовой росписью. Выполнение подглазурной мазковой гжельской росписи - это трудоёмкий процесс, требующий высокой квали­фикации мастера, а подчас и потом­ственного мастера, который с детства занимался творчеством и учился у сво­их родителей.

На нашем мастер-классе, который про­водит потомственная талантливая гжельская мастерица Татьяна Сивова, мы покажем самые распространенные гжельские сюжеты - «Птица Гжели» и «Гжельская роза». Контуры для выполнения гжельской росписи (7.20 МБ).

Эскиз «Гжельская птица»

Гжельская роспись

Шаг 1. Выкладываем на палитру нем­ного краски из баночки, добавляем во­ды и тщательно растираем на палитре краску шпателем до получения одно­родной массы. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны, но не растекаться по стеклу.

Шаг 2. Для выполнения мазковой рос­писи кисть № 8 немного смачиваем в воде, отжимаем лишнюю воду о край банки. На чистой стороне стекла рас­правляем ворс кисти «веером», или «ло­паткой», чтобы она стала плоской. Кру­говыми, плавными движениями наби­раем краску, каждый раз захватывая все больше краски на одну сторону кисти.

Гжельская роспись

Шаг 3. Держим руку на весу, но мизинец (для упора) касается бумаги. Прижима­ем кисть к поверхности бумаги сначала кончиком, одновременно двигаем кисть к себе, в середине мазка нажимаем силь­нее, а в конце плавно поднимаем, пово­рачивая плоскостью кисти вдоль мазка. Все движения выполняем только паль­цами, которые сжимают кисть. Получил­ся серповидный мазок с тенью на внеш­ней стороне - тулово сказочной птицы.

Шаг 4. Основания для крыльев делаем короткими мазками, а «бёдра» - кап­левидными, тёмными.

Гжельская роспись

Шаг 5. Делаем хвост. Один мазок ров­ный, другой для придания воздушнос­ти делаем волнообразными движени­ями пальцев, к концу мазка волны зату­хают, кисть поднимается от поверхно­сти бумаги, мазок становится тоньше.

Шаг б. Оперение крыла выполняем кистью № 6. Мазки чуть волнисты, уменьшаются и утончаются, приближа­ясь к туловищу птицы.

Гжельская роспись

Шаг 7. Теперь кистью № 3 с длинным заострённым концом набираем краску на всю её рабочую часть. Делаем дета­ли оперения более тёмным, однотон­ным мазком, опуская кисть на бумагу плашмя, получаются «капельки», или «ляпочки».

Шаг 8. Самой тонкой кистью выполня­ем мелкие детали - маленькие пёрыш­ки, глазки и завитки возле головы и хвоста птички.

Гжельская роспись

Шаг 9. Эскиз гжельской сказочной пти­цы готов, теперь можно приступать к исполнению росписи на фарфоре.

Эскиз «Гжельский букет»

Шаг 10. Делаем основание гжельской розы - полукруглый теневой серповид­ный мазок кистью № 8. Пальцами руки как бы очерчиваем в воздухе круг, по­степенно приближая кисть к бумаге, лёг­кое прикосновение, сильнее нажим - и плавно поднимаем кисть в воздух.

Гжельская роспись

Шаг 11. Стилизованные лепестки на­ шей розы сводим в одну точку к основа­нию цветка (цветоножки). Здесь мазки выполняем лёгкими, волнообразными движениями; чтобы «оживить» розу.

Шаг 12. Упругими, волнообразными движениями делаем «шапку» розы.

Гжельская роспись

Шаг 13. Для подмалёвка набираем на кисть № 6 краску, сильно разбавлен­ную на палитре водой, мазок однотон­ный бледный.

Шаг 14. Листочки пишутся короткими мазками, наложенными друг на друга «ёлочкой», тень у мазка снаружи, по­этому половину листа пишем мазком с правой тенью, а другую - с левой, при этом «лопатку» кисти поворачиваем на 180 градусов.

Гжельская роспись

Шаг 15. Короткими прикосновениями кисти делаем лепестки флокса.

Шаг 16. Тонкой длинной кистью № 2 выполняем «графику» - прожилки у листочков и веточки у «ягодок». Краску набираем на всю длину ворса кисти, линию проводим с нажимом у основа­ния и более тонкую к концу, этим дос­тигается каллиграфия, лёгкость линий.

Гжельская роспись

Шаг 17. «Капельки», или «ляпочки», у основания более «жирные», а к концу сходят «на нет».

Шаг 18. Завершают композицию «ты­чинки» в центре розы, выполненные тонкой кистью с тупым концом, и «вилюшки», или «усики», тонкой кистью № 1, они придают всей композиции лёгкость и воздушность.

Роспись на фарфоре «Гжельский букет»

Состав кобальтовой подглазурной краски: окись кобальта (порошок), кварц, фарфоровая глазурь, каолин, глицерин, декстрин. Приготовляется в фарфоровой шаровой мельнице в те­чение 40 часов. Краска имеет чёрный цвет и становится синей только в про­цессе обжига в окислительной среде (при подаче воздуха), приобретает на­сыщенный цвет при температуре 1 200-1 300 градусов. Эта роспись на­зывается «подглазурной», так как она наносится на фарфор до глазури и оказывается под прозрачной плёнкой стеклянной глазури.

Гжельская роспись

Шаг 19. Керамическую краску выкла­дываем на стеклянную палитру добавляем воду и растираем круговыми дви­жениями до состояния жидкой смета­ны. Шпатель плотно прижимаем к стек­лу всей рабочей поверхностью. Расписываем фарфоровую вазу; Ваза отлита в гипсовую форму из фарфоро­вого шликера (жидко разведённая гли­на) и уже прошла закрепительный, «утильный» обжиг при температуре 900 градусов в течение 20 часов в га­зовой камерной печи. Этот полуфабри­кат довольно хрупкий, имеет пористую поверхность и хорошо впитывает воду.

Шаг 20. Переносим с эскиза основные контуры букета на тулово вазы. Прос­тым карандашом намечаем основные элементы композиции (след от каран­даша при обжиге выгорает).

Шаг 21. Набираем кобальтовую краску на одну сторону кисти № 8 и делаем первый мазок гжельской розы - осно­вание самого крупного цветка. Вазу придерживаем за горловину и повора­чиваем для росписи. Мазок выполняем уверенно, без остановки, иначе чере­пок быстро впитает воду с кисти и мазок не получится. В отличие от росписи на бумаге фарфоровый «утиль» - очень пористый материал, и при наборе краски нужно больше смачивать кисть в воде.

Гжельская роспись

Шаг 22. Все операции росписи по фар­фору проводятся точно так же, как и на эскизе (по бумаге). Отличия - порис­тая фактура, чёрный цвет краски и сфе­рическая поверхность вазы.

Шаг 23. Выполняем «завитушки».

Шаг 24. Делаем «реснички».

Гжельская роспись

Шаг 25. Элемент «вилюшка», или «пружинка».

Шаг 26. «Капельки» делаем кистью № 6 с острым кончиком, при нажатии на поверхность кисть оставляет отпеча­ток в форме капли.

Шаг 27. Элемент «ёлочка».

Гжельская роспись

Шаг 28. «Тычинки», или «веснушки», делаем кистью № 4 с закруглённым (подрезанным) кончиком.

Гжельская роспись

Шаг 29. Туловище вазы расписано.

Шаг 30. Теперь нужно расписать её «плечики». Ставим вазу на турнетку - специальный металлический крутя­щийся столик. Левой рукой мастер рас­кручивает поворотную часть столика со скоростью 20-30 оборотов в минуту и карандашом наносит контуры орна­мента на «плечиках» и «горле» вазы.

Шаг 31. Раскручивая с постоянной ско­ростью турнетку, подносим кисть с на­бранной краской и плавно прижимаем её к поверхности вазы. Локоть правой руки покоится на подлокотнике. От­водка широкая с тенью.

Гжельская роспись

Шаг 32. Выполняем несколько отво­док: две широких и несколько тонких.

Шаг 33. Тонкими тёмными линиями делаем сетку.

Шаг 34. Для «оживления» сетки на пе­ресечении линий наносим тёмные точ­ки тонкой кистью с тупым концом.

Шаг 35. Делаем волнистый орнамент «поясок» с чередующимися каплевид­ными однотонными мазками.

Гжельская роспись

Шаг 36. Горловину вазы оформляем в предпоследнюю очередь, так как во время росписи мастер держит вазу за край и краска может смазаться. Вазу переворачиваем и ставим на горло для удобства росписи отводки.

Шаг 37. Тонкой кистью делаем длин­ные капельки «волной», и отводку до­полняем тёмными точками для прида­ния ритма.

Шаг 38. Переворачиваем вазу, делаем завершающие отводки на её «ноге».

Гжельская роспись

Шаг 39. Мастер подписывает свою ра­боту и ставит год.

Шаг 40. И вот наша ваза готова. Теперь ей предстоит пройти глазуровку и «по­литой» обжиг при температуре 1300 градусов.

Гжельская роспись

Инструменты и материалы

•белая плотная бумага (чертёжная) размером А4 •краска гуашь - ультрамарин компании «ГАММА» •стеклянная палитра для растирания •краски •кисти круглые беличьи № 1, 2, 3, 6, 8 •металлический шпатель •вода

 

Татьяна Алексеевна Сивова (Рогова) - художник Гжельского фарфорового завода. Родилась в Гжели, в деревне Меткомелино, в 1977 году в семье потомственных фарфористов. Отец, Алексей Рогов, - известный гжельский художник. Мать, Надежда Рогова мастер по росписи фарфора. Окончила Гжельскую художествен­ную школу и Гжельский художественно-промышленный колледж. Стипендиат Международной программы «Новые имена», дипломант Всероссийского конкурса «Молодые дарования». Участница выставок народных художествен­ных промыслов в Москве, Санкт- Петербурге, Казани, Ярославле, Сергиевом Посаде, а также в Бер­лине, Гамбурге, Дюрене и Шот­ландии. Автор многих компози­ций гжельской росписи. Работает в соавторстве с отцом (А.А. Рого­вым.) и с В.Г Розановым. Член Творческого Союза художников де­коративно-прикладного искусства, отделение фарфора и керамики.

МАСТЕР-КЛАСС: ТАТЬЯНА СИВОВА

ТЕКСТ: ВАЛЕНТИН РОЗАНОВ,

ГЛАВНЫЙ ХУДОЖНИК ГЖЕЛЬСКОГО ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА

ФОТО АВТОРА

artageless.com

Птица и букет – майский привет. - Мастер - Класс

22.02.2012 00:00

Автор: ВАЛЕНТИН РОЗАНОВ

Гжельская росписьГжельская роспись последнее время становится всё более популярной. Мы решили предложить вам авторский мастер-класс выполнения основных сюжетов. Освоив показанные приёмы, вы сможете оформить собственной росписью панно, тарелку или что-то ещё. Такая вещь может стать прекрасным подарком. Желаем вам успехов в освоении традиционной гжельской росписи.

Керамический промысел в подмос­ковной Гжели известен по письмен­ным источникам с XIV века, но по находкам археологов на берегах реки Гжелки, на местах стоянок древнего че­ловека и более 2000 лет назад здесь за­нимались керамическим промыслом. Местность эта уникальна, на поверх­ность земли выходят разные глины, красные, серые, белые, и из этих глин за многовековую историю местные мас­тера-гончары изготавливали свои про­изведения, которые и прославили 30 гжельских деревень. Самые извес­тные направления в гжельской керамике художественный уровень производи­мой керамики на промысле упал, и его возрождение началось в 40-50-х годах XX века. В основу нового фарфорового направления легли формы полу-фаянсовых изделий XIX века, расписанных кобальтовой синей краской.

Со временем контурное плоскостное письмо превратилось в роспись тене­вым мазком, этот приём в мировой ке­рамике широко известен, но гжель­ские мастера довели этот вид росписи до небывалых высот. Многократно варьируя композиции росписи, мест­ные живописцы обогащали её всё но­выми трактовками. Каждый мастер привносил своё в манеру росписи, по­являлись новые сюжеты, а особо по­нравившиеся мотивы повторялись и варьировались.

В 80-90-х годах XX века популярность гжельских изделий с кобальтовой рос­писью достигла апогея. Все стреми­лись иметь в домашней коллекции хоть несколько дефицитных изделий. Стало модным дарить гжель и устра­ивать чаепитие для гостей из гжель­ской посуды.

Времена дефицита прошли. Настало время рыночных отношений и конку­ренции. Государственные органы в лице министерств и ведомств больше не ру­ководят народными промыслами. Час­тные мастерские и фарфоровые заводы Гжели начали развивать производство художественного фарфора исходя из своих представлений о прекрасном. И в условиях конкуренции стали выкристал­лизовываться новые направления, под­час необычные и интересные. Каждый стремится завоевать покупателя.

Одной из характерных черт гжельского фарфора и является традиционная роспись кобальтом. И многое зависит от мастерства при выполнении этой росписи. При большом количестве производителей гжельского фарфора (мы имеем в виду только фарфор, сде­ланный в Гжели, местными мастерами, и не затрагиваем тему подделок) чело­веку непосвящённому трудно разоб­раться и понять, какой он, настоящий гжельский фарфор с традиционной ко­бальтовой росписью. Выполнение подглазурной мазковой гжельской росписи - это трудоёмкий процесс, требующий высокой квали­фикации мастера, а подчас и потом­ственного мастера, который с детства занимался творчеством и учился у сво­их родителей.

На нашем мастер-классе, который про­водит потомственная талантливая гжельская мастерица Татьяна Сивова, мы покажем самые распространенные гжельские сюжеты - «Птица Гжели» и «Гжельская роза». Контуры для выполнения гжельской росписи (7.20 МБ).

Эскиз «Гжельская птица»

Гжельская роспись

Шаг 1. Выкладываем на палитру нем­ного краски из баночки, добавляем во­ды и тщательно растираем на палитре краску шпателем до получения одно­родной массы. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны, но не растекаться по стеклу.

Шаг 2. Для выполнения мазковой рос­писи кисть № 8 немного смачиваем в воде, отжимаем лишнюю воду о край банки. На чистой стороне стекла рас­правляем ворс кисти «веером», или «ло­паткой», чтобы она стала плоской. Кру­говыми, плавными движениями наби­раем краску, каждый раз захватывая все больше краски на одну сторону кисти.

Гжельская роспись

Шаг 3. Держим руку на весу, но мизинец (для упора) касается бумаги. Прижима­ем кисть к поверхности бумаги сначала кончиком, одновременно двигаем кисть к себе, в середине мазка нажимаем силь­нее, а в конце плавно поднимаем, пово­рачивая плоскостью кисти вдоль мазка. Все движения выполняем только паль­цами, которые сжимают кисть. Получил­ся серповидный мазок с тенью на внеш­ней стороне - тулово сказочной птицы.

Шаг 4. Основания для крыльев делаем короткими мазками, а «бёдра» - кап­левидными, тёмными.

Гжельская роспись

Шаг 5. Делаем хвост. Один мазок ров­ный, другой для придания воздушнос­ти делаем волнообразными движени­ями пальцев, к концу мазка волны зату­хают, кисть поднимается от поверхно­сти бумаги, мазок становится тоньше.

Шаг б. Оперение крыла выполняем кистью № 6. Мазки чуть волнисты, уменьшаются и утончаются, приближа­ясь к туловищу птицы.

Гжельская роспись

Шаг 7. Теперь кистью № 3 с длинным заострённым концом набираем краску на всю её рабочую часть. Делаем дета­ли оперения более тёмным, однотон­ным мазком, опуская кисть на бумагу плашмя, получаются «капельки», или «ляпочки».

Шаг 8. Самой тонкой кистью выполня­ем мелкие детали - маленькие пёрыш­ки, глазки и завитки возле головы и хвоста птички.

Гжельская роспись

Шаг 9. Эскиз гжельской сказочной пти­цы готов, теперь можно приступать к исполнению росписи на фарфоре.

Эскиз «Гжельский букет»

Шаг 10. Делаем основание гжельской розы - полукруглый теневой серповид­ный мазок кистью № 8. Пальцами руки как бы очерчиваем в воздухе круг, по­степенно приближая кисть к бумаге, лёг­кое прикосновение, сильнее нажим - и плавно поднимаем кисть в воздух.

Гжельская роспись

Шаг 11. Стилизованные лепестки на­ шей розы сводим в одну точку к основа­нию цветка (цветоножки). Здесь мазки выполняем лёгкими, волнообразными движениями; чтобы «оживить» розу.

Шаг 12. Упругими, волнообразными движениями делаем «шапку» розы.

Гжельская роспись

Шаг 13. Для подмалёвка набираем на кисть № 6 краску, сильно разбавлен­ную на палитре водой, мазок однотон­ный бледный.

Шаг 14. Листочки пишутся короткими мазками, наложенными друг на друга «ёлочкой», тень у мазка снаружи, по­этому половину листа пишем мазком с правой тенью, а другую - с левой, при этом «лопатку» кисти поворачиваем на 180 градусов.

Гжельская роспись

Шаг 15. Короткими прикосновениями кисти делаем лепестки флокса.

Шаг 16. Тонкой длинной кистью № 2 выполняем «графику» - прожилки у листочков и веточки у «ягодок». Краску набираем на всю длину ворса кисти, линию проводим с нажимом у основа­ния и более тонкую к концу, этим дос­тигается каллиграфия, лёгкость линий.

Гжельская роспись

Шаг 17. «Капельки», или «ляпочки», у основания более «жирные», а к концу сходят «на нет».

Шаг 18. Завершают композицию «ты­чинки» в центре розы, выполненные тонкой кистью с тупым концом, и «вилюшки», или «усики», тонкой кистью № 1, они придают всей композиции лёгкость и воздушность.

Роспись на фарфоре «Гжельский букет»

Состав кобальтовой подглазурной краски: окись кобальта (порошок), кварц, фарфоровая глазурь, каолин, глицерин, декстрин. Приготовляется в фарфоровой шаровой мельнице в те­чение 40 часов. Краска имеет чёрный цвет и становится синей только в про­цессе обжига в окислительной среде (при подаче воздуха), приобретает на­сыщенный цвет при температуре 1 200-1 300 градусов. Эта роспись на­зывается «подглазурной», так как она наносится на фарфор до глазури и оказывается под прозрачной плёнкой стеклянной глазури.

Гжельская роспись

Шаг 19. Керамическую краску выкла­дываем на стеклянную палитру добавляем воду и растираем круговыми дви­жениями до состояния жидкой смета­ны. Шпатель плотно прижимаем к стек­лу всей рабочей поверхностью. Расписываем фарфоровую вазу; Ваза отлита в гипсовую форму из фарфоро­вого шликера (жидко разведённая гли­на) и уже прошла закрепительный, «утильный» обжиг при температуре 900 градусов в течение 20 часов в га­зовой камерной печи. Этот полуфабри­кат довольно хрупкий, имеет пористую поверхность и хорошо впитывает воду.

Шаг 20. Переносим с эскиза основные контуры букета на тулово вазы. Прос­тым карандашом намечаем основные элементы композиции (след от каран­даша при обжиге выгорает).

Шаг 21. Набираем кобальтовую краску на одну сторону кисти № 8 и делаем первый мазок гжельской розы - осно­вание самого крупного цветка. Вазу придерживаем за горловину и повора­чиваем для росписи. Мазок выполняем уверенно, без остановки, иначе чере­пок быстро впитает воду с кисти и мазок не получится. В отличие от росписи на бумаге фарфоровый «утиль» - очень пористый материал, и при наборе краски нужно больше смачивать кисть в воде.

Гжельская роспись

Шаг 22. Все операции росписи по фар­фору проводятся точно так же, как и на эскизе (по бумаге). Отличия - порис­тая фактура, чёрный цвет краски и сфе­рическая поверхность вазы.

Шаг 23. Выполняем «завитушки».

Шаг 24. Делаем «реснички».

Гжельская роспись

Шаг 25. Элемент «вилюшка», или «пружинка».

Шаг 26. «Капельки» делаем кистью № 6 с острым кончиком, при нажатии на поверхность кисть оставляет отпеча­ток в форме капли.

Шаг 27. Элемент «ёлочка».

Гжельская роспись

Шаг 28. «Тычинки», или «веснушки», делаем кистью № 4 с закруглённым (подрезанным) кончиком.

Гжельская роспись

Шаг 29. Туловище вазы расписано.

Шаг 30. Теперь нужно расписать её «плечики». Ставим вазу на турнетку - специальный металлический крутя­щийся столик. Левой рукой мастер рас­кручивает поворотную часть столика со скоростью 20-30 оборотов в минуту и карандашом наносит контуры орна­мента на «плечиках» и «горле» вазы.

Шаг 31. Раскручивая с постоянной ско­ростью турнетку, подносим кисть с на­бранной краской и плавно прижимаем её к поверхности вазы. Локоть правой руки покоится на подлокотнике. От­водка широкая с тенью.

Гжельская роспись

Шаг 32. Выполняем несколько отво­док: две широких и несколько тонких.

Шаг 33. Тонкими тёмными линиями делаем сетку.

Шаг 34. Для «оживления» сетки на пе­ресечении линий наносим тёмные точ­ки тонкой кистью с тупым концом.

Шаг 35. Делаем волнистый орнамент «поясок» с чередующимися каплевид­ными однотонными мазками.

Гжельская роспись

Шаг 36. Горловину вазы оформляем в предпоследнюю очередь, так как во время росписи мастер держит вазу за край и краска может смазаться. Вазу переворачиваем и ставим на горло для удобства росписи отводки.

Шаг 37. Тонкой кистью делаем длин­ные капельки «волной», и отводку до­полняем тёмными точками для прида­ния ритма.

Шаг 38. Переворачиваем вазу, делаем завершающие отводки на её «ноге».

Гжельская роспись

Шаг 39. Мастер подписывает свою ра­боту и ставит год.

Шаг 40. И вот наша ваза готова. Теперь ей предстоит пройти глазуровку и «по­литой» обжиг при температуре 1300 градусов.

Гжельская роспись

Инструменты и материалы

  • белая плотная бумага (чертёжная) размером А4
  • краска гуашь - ультрамарин компании «ГАММА»
  • стеклянная палитра для растирания
  • краски
  • кисти круглые беличьи № 1, 2, 3, 6, 8
  • металлический шпатель
  • вода

Татьяна Алексеевна Сивова (Рогова) - художник Гжельского фарфорового завода. Родилась в Гжели, в деревне Меткомелино, в 1977 году в семье потомственных фарфористов. Отец, Алексей Рогов, - известный гжельский художник. Мать, Надежда Рогова мастер по росписи фарфора. Окончила Гжельскую художествен­ную школу и Гжельский художественно-промышленный колледж. Стипендиат Международной программы «Новые имена», дипломант Всероссийского конкурса «Молодые дарования». Участница выставок народных художествен­ных промыслов в Москве, Санкт- Петербурге, Казани, Ярославле, Сергиевом Посаде, а также в Бер­лине, Гамбурге, Дюрене и Шот­ландии. Автор многих компози­ций гжельской росписи. Работает в соавторстве с отцом (А.А. Рого­вым.) и с В.Г Розановым. Член Творческого Союза художников де­коративно-прикладного искусства, отделение фарфора и керамики.

← Время цветения Первый год жизни ребенка - впечатляющая фотосессия! →
 
Добавить комментарий

hallart.ru

Сине-голубая Гжель. | Страна Мастеров

 Гжель – это название живописного подмосковного региона, что в шестидесяти километрах от Москвы. Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красота, гармония, сказка и быль. Сколько же лет этому русскому народному промыслу? Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в IV веке до нашей эры. С тех пор прошли столетия, мастерство совершенствовалось. В 1339 году, в духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты, о Гжели говорится как о центре керамического производства в России. Именно в это время Гжель становится поставщиком изделий для Царева Двора. Этот промысел ценили не только за сырье высокого качества, из которого получались прекрасные изделия, но и за высокое мастерство гончаров и художников.

Гжельские мастера находились в постоянном поиске новых технологий, форм, способов украшения изделий. До XIV века Гжель производила гончарную посуду, в XVII веке – «чернолощеную» керамику, «муравленую» посуду.

В XVIII веке к Гжели приходит слава крупного гончарного района, производящего художественную майолику. Это были изделия из глины с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В начале XIX века в результате экспериментальных работ по созданию фарфора был получен «полуфаянс», роспись которого выполнялась синей смальтовой краской. Как высшее достижение керамического искусства с 1806 года освоен выпуск фарфора. Появившийся в начале XIX века фарфор отличается яркой многоцветной росписью с использованием золота, люстровых красок. Особый интерес представляли изделия. Расписанные в один цвет – синей краской, наносимой кистью, с прорисовкой деталей.

Конец XIX – начало XX веков стали очень тяжелым периодом. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда.

Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего стиля. Своим новым рождением гжельский промысел обязан ученому искусствоведу А.Б. Салтыкову, художнице Н.И. Бессарабовой и местным мастерам. В это время начал использоваться новый современный материал – фарфор, а также новые керамические краски – высокотемпературный подглазурный кобальт.

В 1972 году на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях, было создано «Объединение Гжель». Были созданы новые формы изделий и разработаны новые образцы, отвечающие художественным требованиям нашего времени.

Современная продукция пользуется большим спросом не только в России, но и за границей. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную.

Гжель – это не только посуда (квасницы, кружки, тарелки, кувшины). Это и вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: цветочные горшки, камины, люстры и др. В гжельских изделиях часто встречаются изображения людей и животных. Делают гжель сейчас заводским способом, даже авторские работы.

        

Посуда формируется в гипсовых формах. Для этого сначала художники создают эскизы (рисунки) будущих изделий. Опытные мастера –модельщики на специальныхстанках вытачивают гипсовые формы (разъемные).  Затем литейщик заливает шликер (жидкую фарфоровую массу) в формы.

               

            Пористый гипс впитывает влагу, шликер затвердевает и приобретает очертания формы.  Одно из важнейших условий успеха – секрет обжига изделий. Для получения изделия, расписанного золотом, необходимо три обжига. Температура в печи очень высокая – 1200 градусов. 

                                       

 Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись – выполненные от руки растительные и геометрические узоры, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Была разработана новая методика художественной росписи, так называемая «азбука мазков». Именно из мазков синего цвета разных оттенков и получается особенный гжельский рисунок на фарфоре.Расписанные изделия глазируют (покрывают жидким раствором глины, рисунок становится не виден) и опять отправляют в печь (рисунок после обжига приобретает окончательный вариант).

      

Сегодня гжельский фарфор популярен не только в России, но и за рубежом.

Для бывшего президента США Билла Клинтона был сделан личный сувенир – скульптура его собственной фигуры. Американскому актеру Сильвестру Сталлоне тоже был подарен гжельский сувенир.

Гжель стала символом всего русского, и поспорить с ней может, пожалуй. Только матрешка. Ни одна выставка русского искусства в любой стране не обходится без произведений гжельских мастеров.

При всей своей красоте гжельские изделия удивительно часто используют в быту: посудой очень удобно пользоваться, а главное она располагает человека к задушевным беседам, семейному уюту и теплу. Гжельские фигурки с ярким, сочным, выразительным рисунком радуют глаз, несут в себе неуловимую нежность и никогда не надоедают, несмотря на внешнюю схожесть.

Но гжель представляют чаще всего как декоративное искусство – то есть созданное специально для любования его красотой.

Источник: Светлана Вохринцева «Окружающий мир. Народное творчество. Дидактический материал»

Для исторической справки использованы фотографии моей сменщицы - воспитателя Заикиной Галины Николаевны с производства в Гжели.

stranamasterov.ru

Конспект урока изобразительного искусства на тему "Сказочная птица в технике гжели" в 3 классе

Конспект урока изобразительного искусства

3 класс

Тема урока: «Сказочная птица в технике гжели»

Цель урока: учить учащихся выполнять сказочную птицу по мотивам гжельской росписи.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить детей с искусством гжельских мастеров; познакомить с основными приемами выполнения гжельской росписи.

Развивающие: формировать практические умения и навыки рисования; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии; совершенствовать навыки работы с красками.

Воспитательные: воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров; воспитывать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками; дать возможность детям почувствовать себя народным мастером; воспитывать желание своими руками создавать красоту.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • стремление к самостоятельной творческой деятельности;

  • развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;

  • проявлять интерес к истории и культуре своего народа.

Метапредметные УУД:

  • взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме;

  • планирование учебного сотрудничества.

Предметные УУД:

  • владение знаниями о специфике и особенностях выполнения узоров гжельской росписи;

  • использование в своей творческой работе разнообразных композиционных решений;

  • создание мысленного и зрительного образа птицы;

  • уметь создать форму будущей птицы;

  • моделирование структуры узора гжельской росписи.

Оборудование:

  1. Для учащихся:

  1. Для учителя:

  • предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), рисунки, фотографии работ гжельских мастеров;

  • педагогический рисунок;

  • презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт. Поднимите руки, у кого нет красок \ кистей \ бумаги \ баночки \ салфеток.

  1. Подготовка к восприятию нового материала:

- Ребята, сегодня расскажу я вам не сказку, а быль. А вы попробуйте определить, чему будет посвящен наш сегодняшний урок.

Рассказ учителя

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

- Итак, ребята, вы прослушали быль. С каким промыслом мы сегодня познакомимся? Из чего гжельские мастера делают свои изделия? Какие изделия делают мастера из глины?

(обсуждение были, определение учащимися темы урока)

- Что же изображают в своих росписях гжельские мастера: стилизованные цветы, например знаменитая гжельская агашка (роза), сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж (учитель обращается к наглядному материалу – рисунки художников, фотографии работ гжельских мастеров).

3. Объяснение нового материала с выполнением практической работы:

- А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Сегодня мы попробуем нарисовать птицу по мотивам гжельской росписи. Мы будем рисовать на бумаге круглой формы, похожей на тарелочку. Сначала смочим кисть и равномерно покроем бумагу водой.

- Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Освоив этот прием, мы сможем изобразить туловище, голову, хвост, бедра и крылья нашей птицы.

- Выполним туловище птицы. Для начала разведем на палитре синюю краску, добавив немного белой краски. Возьмем кисть № 8. Немного смачиваем ее в воде, отжимаем лишнюю воду о край банки. На чистой ячейке палитры рас­правляем ворс кисти «веером», или «ло­паткой», чтобы она стала плоской. Кру­говыми, плавными движениями наби­раем краску, каждый раз захватывая все больше краски на одну сторону кисти (демонстрация учителем).

- Держим руку на весу, но мизинец (для упора) касается бумаги. Прижима­ем кисть к поверхности бумаги сначала кончиком, одновременно двигаем кисть к себе, в середине мазка нажимаем силь­нее, а в конце плавно поднимаем, пово­рачивая плоскостью кисти вдоль мазка. Все движения выполняем только паль­цами, которые сжимают кисть. Получилось туловище сказочной птицы (демонстрация учителем техники выполнения мазка).

- Аналогичными движениями выполним крылья, бедра, хвост и голову нашей птицы (демонстрация учителем техники выполнения мазков).

- Оперение крыла выполняем кистью № 6. Пёрышки будут темно-синими, поэтому мы не будем смешивать синюю краску с белой. Мазки похожи на капельки: чуть волнисты, уменьшаются и утончаются, приближа­ясь к туловищу птицы. Аналогично выполним хохолок птицы, используя 3 «капельки» (демонстрация учителем).

- Крыло птицы украсим «сеткой». Самой тонкой кистью выполня­ем мелкие детали - маленькие пёрыш­ки, глазки, клюв, лапки, завитки, точки. Птицу «посадим» на ветку (демонстрация учителем; учащиеся выполняют птицу вместе с учителем; в процессе практической работы учитель оказывает учащимся индивидуальную помощь при затруднениях).

Практическая работа. Контроль, коррекция деятельности

- Вот какие замечательные птицы у вас получились. Хотя мы и делали работу вместе, но обратите внимание, все птицы у вас получились разные.

4. Анализ работ учащихся: В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои работы на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие. Учитель не забывает похвалить каждого ученика.

5. Подведение итогов: 

- Потрудились вы на славу. Сегодня на уроке вы все были художниками, старались проявить свое мастерство, придумать свой узор. Молодцы! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

multiurok.ru

Синяя птица. Гжель. | Страна Мастеров

 Т.к целью нашего конкурса является исследование народных ремесел и промыслов, в представленной работе мы хотим раскрыть образ Синей птицы в декоративном искусстве. Конечно, наиболее широко образ представлен в изделиях Гжели:

тарелочки        

досточки:, салфетницы,

шкатулочки    

и блюда    

А также статуэтки, и даже часы!     

У некоторых германских народов синяя птица издавна служит символом счастья."Гоняться за синей птицей" - значит искать счастья. Понятно, как сложился этот символ - в Европе по-настоящему синих птиц нет, и поймать такую птицу по меньшей мере трудно. 

                  Русский народ не знал ни этого образа, ни этого выражения до начала девятисотых годов. В те годы у нас стала известной пьеса "Синяя птица" бельгийского писателя М. Метерлинка. Автор построил ее именно на представлении, о котором только что была речь. Малыши Тильтиль и Митиль, дети бедняка дровосека, пускаются в путь на поиски "синей птицы", но возвращаются в дом без нее: самым синим из всех птиц оказывается скворец, который жил у них в избушке. 

          С этого времени и у нас "синяя птица" стала символом недостижимого счастья, несбыточной, хотя и прекрасной мечты. А "охотиться за синей птицей" - искать невозможного, тратить время и силы впустую. Как видите, это одно из тех словосочетаний, которое не родилось в давние времена, в толще народа, а было совсем недавно подхвачено в западной литературе. Если вы скажете: "Ты гоняешься за синей птицей",- вас поймет не каждый. 

         

Но! Синяя птица существует в природе!

Синяя птица является самым крупным представителем семейства дроздовых. Длина тела составляет примерно 33 см, вес — примерно 179 г. Оперение сине-чёрного цвета, клюв чёрный или жёлтый. Область распространения вида от  Центральной Азии до индонезийских островов в Юго-Восточной Азии. Там синяя птица живёт в горных лесах, на высоте примерно от 2400 до 3000 м над уровнем моря. Во время сезонных миграций данный вид можно встретить также в тропических лесах. 

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%ED%FF%FF_%EF%F2%E8%F6%E0_(%EF%F2%E8%F6%E0)

Сегодня образ синей птицы удачно используют многие мастерицы в своем творчестве и в разных техниках:

бисероплетение  лепка, аппликация ,

вышивкавышивка лентами

лоскутная техника 

Все, представленные в этой части фотографии, я нашла с помощью Яндекс-картинки.

Очень много-много (более 500 работ) других чудесных синих птичек можно найти в нашей Стране!  http://stranamasterov.ru/find/nodes/%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D1%8F%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0 Синяя птица, птица счастья - сегодня популярный, стилизованный и любимый многими художниками и мастерицами образ. 

Так пусть наша птичка принесет счастье в ваш дом и семью! 

 

stranamasterov.ru