Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

 РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. Мягкая буква д


Изучаем буквы в действии!: Буква Д

1. Найти слова на букву Д (отсюда) 2. Давайте нарисуем букву Д в воздухе мизинчиком, теперь на левой ладошке указательным пальцом правой руки, теперь глазами. Можно написать на манке или крупой. (идея отсюда)

3. На что похожа буква Д?

- Дайте чемоданчик, детки!Где же он? На табуретке!

Можно предложить ребёнку взять букву Д и обвести сначала ту часть, которая похожа на чемоданчик, затем другим цветом ту - которая похода на стул.

4а (знакомство с буквой Д - вариант №1).Отгадай загадку:Кто в беретке ярко-краснойВ чёрной курточке атласнойНа меня он не глядитВсё стучит, стучит, стучит./Дятел/

4б (знакомство с буквой Д - вариант №2).Построим букву Д из карандашей! На что похожа буква Д? На ДОМ!- Назови первый звук в слове ДОМ = Д- Давай охарактеризуем его! = согласный звонкий твёрдый- Сколько слогов в слове ДОМ? = 1

В этом доме живёт ДИМА. Давай разберём это слово!- Назови первый звук = Д'.- Чем отличаются звуки Д и Д'? = Д' - мягкий- Сколько слогов в слове? = 2- На какой слог ударение? = на первый- Знаешь, почему в слова "Дима" буква Д заглавная, большая, а в слове "дом" - маленькая? = имена пишутся с большой буквы, также как фамилии, названия городов, рек, стран, гор.

Звук [Д] "живёт" за верхними зубками, а [ДЬ] - за нижними.

5. Учимся различать твёрдый и мягкий звук Д: Игра "Кто первый дойдёт до финиша? / Кто выиграл?"

Для этого можно:1) нарезать бумагу на одинаковые маленькие квадратики (желательно 2-ух цветов) ИЛИ если есть много маленький машинок приблизительно одного размера ИЛИ кубики - называется слово с [Д] ставится в 1-ый ряд кубик, если - [Д'], то во 2-ой. И так Кто выиграл?2) взять 2 блюда - одно для [Д], второе - для [Д']. В зависимости от услышанного слово закидывается какой-либо предмет (шарики, прищепки, детальки от конструктора, яйца от Киндеров, каштаны) в одно блюдо или другое.

Итак, слова:= дуб, дерево, девочки, Даша, Денис, домино, динозавр, дюймовочка, дождик, дыхание, духи= люди, ограда, веранда, сады= радуга, подушка, колодец, ведро, грядочки

6. Игра "Четвёртый лишний" (я подготовила картинки для слайдов) (идея взята здесь)= кефир, дыня, сметана, масло ("лишнее" слово - дыня, т.к. оно не относится к молочным продуктам)= сардельки, банан, слива, яблоко ("лишнее" - сардельки)= рогалик, булочка, мандарин, батон ("лишнее" - мандарин)= сосиски, колбаса, мясо, помидор ("лишнее" - помидор)= смородина, морковь, капуста, картошка ("лишнее" - смородина)= клубника, редиска, ежевика, крыжовник ("лишнее" - редиска)

-> Что общего у слов, оставшихся из каждой четвёрки? Давайте проговорим их! Да, звуки Д и Д'! В каких словах Д твёрдое, а в каких - ДЬ мягкое?

7. Буква Д "даёт" 2 разных звука - Д твёрдое, которое на письме обозначается синим цветом, и ДЬ (мягкое) - обозначается зелёным цветом. Здесь на листе несколько картинок. Тебе надо определить где в слове находится буква Д (в начале, середине или конце) и какая она, т.е. каким цветом заштриховать клеточку (идея отсюда).

8. Прочитай! 9. Давай составим слоги из букв Д, А, О, У, Ы! = до, ды, ду, даА теперь к этим слогам добавим ещё букву и у нас получится слово! = доМ, дыМ, дуШ, даЙ

10. Замени первый звук на [Д]! Можно перекидывать мячик друг другу, называя слова.

11. Образование родственных слов (ДОМ) - Скажи, где живёт медведь? (берлога) - Белка? (дупло) - Лиса? (нора)

Что для зверей берлога, дупло и нора? (дом)Сегодня будем образовывать родственные слова от слова ДОМ. В этом нам поможет стихотворение "Гном и дом" (взято из книги И.Лопухиной "550 занимательных упражнений для развития речи" - можете скачать здесь). Само стихотворение можете оформить на слайдах в Power Point, слова в скобочках "вынося" на отдельный слайд и прося ребёнка его прочитать.

Жил да был весёлый гном,Он в лесу построил ... (дом).Рядом жил поменьше гномик,Под кустом он сделал ... (домик).Самый маленький гномишкоПод грибом сложил ... (домишко).Старый, мудрый гном - гномищеВыстроил большой ... (домище).Был он стар и был он седИ большой был ... (домосед).А за печкой, за трубойЖил у гнома ... (домовой)Очень строгий, деловитый,Аккуратный ... (домовитый),Мох, калину, зверобой -Всё из леса нёс ... (домой).Есть любил он суп вчерашний,Пил он только квас ... (домашний).Вечером привык встречатьсяГном с любимым ... (домочадцем) -Вместе посмотреть кино,Поиграть с ним в ... (домино).Каждый день соседи-гномыНавещали деда ... (дома),Всех встречал радушно гном,Все любили этот ... (дом).

Сколько слов получилось? Какое слово лишнее, не относится к слову "дом"?

/Можете посмотреть мультфильм "О том как гном покинул дом..." - здесь/

12. Игра "Кто где живёт"- Можете сыграть в флеш-игру по этой ссылке.- Можете скачать здесь или здесь игру для распечатывания с "настоящими" картинками.- У меня вот эта игра. 13. Будем образовывать от большого предмета поменьше, затем самый маленький  и очень большой (например, ДУБ - ДУБОК - ДУБОЧЕК - ДУБИЩЕ) - это можно сделать, добавляя к слову разные окончания.Одновременно мы будем показывать эти предметы: большой (ДУБ) - стоя, руки вниз; предмет поменьше (ДУБОК) - слегка присев, руки вперёд; маленький предмет (ДУБОЧЕК)  - сидя на корточках, руки на коленях; огромный (ДУБИЩЕ) - подняться, руки кверху.

14. Как писать печатную букву Д (здесь) 15а. Прописная буква Д (оригинал) 15б. Прописная буква Д по частям (оригинал) 15в. Буква Д прописью (здесь) 15г. Буква Д прописью и найти 5 букв Д среди других букв (взято здесь) 15д. Как писать букву Д (здесь) 16а. Рабочий лист с буквой Д из "Игры на развитие речи" 16б. Рабочий лист из "Учим буквы играя" 16в. Рабочий лист с буквой Д (взято здесь) 17. Закрась те части рисунка, на которых есть буква Д (здесь) 18. Обвести аккуратно пунктирные линии - помочь дельфинам собрать все буквы Д (здесь оригинал)

19. Сосчитай сколько слов, начинающихся на букву "Д", спряталось на картинке (здесь).

20. Найди предметы, в названии которых есть звуки "Д-ДЬ" 21. Найди и раскрась те продукты, в которых есть буква Д (здесь)

22. Обвести Д-Домики по точкам (взято здесь)

23. Среди буквенного текста спрятались различные слова. Найди их и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой Д - синим.(здесь)

Дашаоррроворукичлмррозылёъфюялродроздылоомука сидитарпоонопорлналыопогокололморппДимадымитд ловитгпгдвашнгТимкаопорониловрпрповкотикдлалоъ

Ответы: Даша, ров, руки, розы, дрозд, мукасидит, оно, около, Дима, дым / дымитловит, ваш, Тимка, котик

24. Рассказ с картинками. Прочитай текст и давай запишем слова-картинки в тетради (идея отсюда).

25. Игра "Запишем предложения!" Все предложения делятся на слова, а слова состоят из букв. Помоги составить предложения по картинке и сосчитай количество слов в каждом (взято здесь). 26. Логопедическое лото (авторская разработка С.В.Яковлева - взяла здесь (правила читать там же)) 27. Впиши в клеточки 4 слова на Д, которые есть на рисунке (взято здесь) 28. Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице (здесь) 29. Сколько букв Д ты можешь здесь найти? (взято здесь) 30. Это Буквенное дерево. Какие буквы выросли на нём? Найди все буквы Д и обведи их зелёным цветом, а все буквы Т - синим. Каких букв больше? (здесь). 31. Послушай слоги и поменяй их местами (здесь) даль-ме, ро-вед, ти-де, ло-де

32. Реши примеры (взято здесь)

33. Найди одинаковые слоги в названиях картинок (взято здесь) 34. Массаж "Домик" (взято здесь) Домику нужна крыша                            (от середины лба к вискам) Домику нужны стены                            (по крыльям носа) Домику нужны окна                              (по щекам круговые движения) Домику нужны двери                            (пощипывание губ) Балконы нужны, нужны этажи             (растираем уши) Лестницы, лифты тоже нужны.            (поглаживание лица сверху вниз)

Дифференциация звуков Д/Дь и Т/Ть

Как же порой определить, какая буква должна быть в конце: Д или Т? В этом нам поможет изменение слова, например, если мы из большого предмета сделаем поменьше.Давай сейчас поиграем с буквой Д - буду тебе кидать мячик, а ты кидая назад, называй слово поменьше.

А теперь возьмём слова с буквой Т на конце, что бы ты увидел разницу. = бант - бантик = зонт - зонтик = куст - кустик = мост - мостик = лист - листик = хвост - хвостик = торт - тортик = салат - салатик = халат - халатик = букет - букетик

Также можно один предмет превратить в несколько - тогда тоже можем увидеть, что за буква на конце! Вот 2 чашечки - одна для Д, другая - для Т. Я назову слова, а ты распределяй пуговки в их домики.= Т = куст, мост, лист, торт, нота, рота, ответ, жилет, кот, рот, март= Д = лошадь, площадь, медведь, лебедь, жёлудь, тетрадь, гвоздь, дождь

Давай поиграем в волшебников! Будем превращать слова со звуком Т на слова с Д. = Таня - Даня = там - дам = том - дом = точка - дочка = Толя - доля = трель - дрель = творец - дворец = Тверь - дверь = тоска - доска = трава - дрова = тело - дело = тень - день

== коты -коды== плоты - плоды== уточка - удочка== стул - сдул== найти - найди== войти - войди== уйти - уйди

Игра "Крестики-нолики" (идея взята здесь)Я буду называть слова, а ты заполнишь клетки квадрата ноликами, если услышишь в слове Т или ТЬ (О) и крестиками, если услышишь звуки Д и ДЬ (Х). Посмотрим, будет ли победитель.Вот сетка:

Слова: стадион, медаль, телефон, радуга, светофор, торт, подарок, деньги, автобус.

Игра "Составь предложение". Выдели в словах буквы Д и Т (идея взята здесь)= Тёма, дрова, новым, рубит, топором= карандашами, Даша, цветными, рисует= Тёма, в, приехал, деревню, дедушке, к= в, с, театр, дети, учителем, поехали

Сосчитай сколько букв Д и Т! (взято здесь)

Подчеркни буквы Т и Д (взято здесь) Вставь слова, подходящие по смыслу: (взято здесь)
Назовем мы книгу_____________(том, дом)
Для жилья построим___________(том, дом)
По реке плывут_______________(плоды, плоты)
На ветвях висят_______________(плоды, плоты)
Под Москвой есть город_______(дверь, Тверь) 
В доме открываем_____________(дверь, Тверь) 
Соловей выводит_____________(трель, дрель)
Слесарь в сеть включает_______(трель, дрель)

Дифференциация букв Б и Д (смотреть здесь)

Cказка "Как буквы поссорились" (оригинал)

Представляете, Ошибикус дал буквам микстуру против простуды, а в микстуру добавил порошок рассорИн! И все буквы рассорились!

Буква С – Стала Сильно СвиСтеть на вСе голоСа, буква Ш – Шипеть и Шуршать, меШать букве Ч Читать. Ч перестала Читать и стала громко Чихать. Буква Щ так заЩекотала букву Х, что та ХоХотала до упаду!

Поскользнулась иУпала буква Ж и, дивительно, получилась совсем другая буква – К! «КаКое Коварство!» – заплакала она, пытаясь присоединить отпавшую половинку. С тех пор пчёлы в нашем лесу перестали жужжать «ЖУ-ЖУ», а стали куковать «КУ-КУ»!

Буква Д так быстро мчалась на помощь к друзьям, что потеряла свой скейтборд и превратилась в букву Л. И буквенный ДОМ сразу рухнул, развалился на мелкие кусочки – превратился в ЛОМ!

Нужно срочно починить поломанные буквы! Возьми листок бумаги и ручку и "преврати" букву Л в букву Д, а затем букву К в букву Ж!

Добродушная буква А решила помирить рассорившиеся буквы. Она поговорила с каждой из них отдельно! Посмотри, что у неё получилось. Попробуй самостоятельно прочитать слоги с буквой А:

Наконец, все буковки помирились! И наш художник нарисовал для них эскиз нового дома, а буквы с радостью ему помогали! Внимательно посмотри на картинку, какие буквы позировали художнику?

Нажмите на картинку, чтобы увеличить её! Итак, дом постороен! Теперь можно отправиться на прогулку! Нажмите на картинку, чтобы увеличить её!Но на улице холодно - подари буквам тёплую одежду, раскрась их! Чтобы скачать картинку, нажми на неё и сохрани на свой компьютер, распечатай и - смело за дело!

alfavit-v-podelkah.blogspot.com

Обучение грамоте «Звуки [д], [д`] и буква Д»

klass39

На когтях, а ствол сосновый влез монтер красноголовый. На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит — Послушайте, как звучит дятел: д-д-д-д — дь-дь-дь-дь Повторите звуки. Какие они?

Звук [д]-согласный, твердый, звонкий, а звук [д`]-согласный, мягкий, звонкий.

Итак, начинаем наш очередной интернет урок по обучению грамоте…

1. Драконы над лесом пролетали, стук дятла услыхали, на полянку тихо сели и решили поиграть: Слова со звуками [д], [д`] назвать…

2. И г р а  «Звук заблудился»

  • Мама с бочками (дочками) пошла, по дороге вдоль села.
  • На поляне весной вырос зуб (дуб) молодой.
  • Сели в ложку (лодку) и – айда! По реке туда-сюда.

А вот и буква Д. Ну, конечно, это девочка! 

  klass39_D

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

 

Внимательно рассмотри буквы Д

 

2. Найди спрятанные буквы Д. Обведи их.

 

Найди спрятанные буквы Д

 

3. Определи букву в неправильном положении.

Определи букву Д

4. Добавь недостающий элемент буквы.

элемент буквы Д

 

5. На рисунке ниже раскрась слева большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Д  справа.6. Соедини с буквой Д только те предметы, названия которых начинаются со звуков [д] или  [д`]7. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Д с правой стороны рисунка.8. Подчеркни такую же букву, как внизу. Обведи в кружок все буквы Д. 9. Допиши букву Д. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.   10. И г р а   «Найди в слове слово»
  • Дудочка – дочка, удочка.
  • Дневник – веник, дни, вид.
  • Дубок – дуб, бок, код, док, бук.
  • Драма – рама, дама, дар, рад.
  • Дубрава – дуб, вар, раб, ура, бра, бар.

11. И г р а  «Лесенка»

12. И г р а   «Волшебная цепочка» 1. Измените одну букву в слове дом: дом – том – ком – лом – сом; дом – дол – дог – Дон; дом – дым. 2. Измените одну букву в слове день: день – тень – пень – лень. 3. Как превратить дым в пар? Дым ® дам ® дар ® пар. 13. И г р а   «Найди в слове слово» Дудочка – дочка, удочка. Дневник – веник, дни, вид. Дубок – дуб, бок, код, док, бук. Драма – рама, дама, дар, рад. Дубрава – дуб, вар, раб, ура, бра, бар. 14. И г р а   «Из одного слова – несколько»

Д – домР – родник У – удод Ж – жадина Б – бидон А – адрес Д – другО – один К – кадр Т – труд О – овод Р – радуга Д – детиЕ – единство Р – род Е – еда В – ведро О – одежда

15. И г р а   «Покорение вершин»

16. Вот стоит, дымок пуская, Буква – труба печная. Возьми цветные карандаши и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Д. 8676_html_47f489b3 17. Читаем слоги…

 

СЛОГИ-буква-Д

 

 

 

18. Пишем букву Д и д.

 

 

klass39_D1

 

 

 

буква-д-8

 

буква-д-9

 

буква-д-10

 

буква-д-17

 

 Пословицы и поговорки1. Друзья познаются в беде. 2. Долог день до вечера, коли делать нечего. 3. К дому друга дорога никогда не бывает длинной. 4. Без труда нет добра. 5. Жизнь дана на добрые дела. 6. Декабрь – год кончает, а зиму начинает.

Скороговорки

  • Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Словарь

  • Дендрарий — это ботанический сад, в котором выращиваются различные деревья и кустарники.
  • Депрессия — это психическое расстройство человека, снижение настроения.
  • Депутат — человек, которого выбрал народ, для участия в управлении городом или страной, для обсуждения законов.
  • Детектив — роман или рассказ, в основе которого лежит загадка.
  • Дефект — недостаток
  • Диалог — разговор между двумя и более людьми.
  • Диалект — речь жителей той или иной области
  • Дрожжи — это вещество, которое состоит из микроскопических грибков
  • Дубль — это повторная съёмка эпизода в фильме.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Делать из мухи слона — преувеличивать что-либо, придавать чему-либо неоправданно большое значение.
  • Денег куры не клюют — очень много денег; быть богатым.
  • Держать ухо востро — быть настороже, начеку.
  • Достать из-под земли — найти, несмотря на все трудности
  • Душа нараспашку —  прямодушный по характеру (о человеке)
  • Душа ушла в пятки — охватывает сильный страх.
 

 

www.klass39.ru

 РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Буква Д

Изучаем букву Д. Материал собран для изучения Азбуки вместе с ребенком. Здесь вы найдете интересные задания для изучения буквы Д, раскраски и стихи про букву Д.

Задания которые надо выполнить:1) Раскрасить букву Д, раскрасить картинки и соединить их карандашом с буквой.2) Попробовать написать большую и маленькую печатную буквы Д.3) Найти и обвести все буквы Д4) Прочитать по слогам слова начинающиеся на букву Д.5) Написать прописные буквы Д6) Послушать стихи на букву Д и отгадать Загадку.

Буква Д

Буква Д

Буква Д

  

Буква Д

  Стихи про Букву Д  ***Дело в том мои друзья, Что без Д, никак нельзя, Дима, Даша и друзья, Построить Дом без Д нельзя!              ***В мире не бывает доктора добрей Всем он помогает: доктор - друг детей. К доктору ходите, маленькие дети Этот самый доктор лучше всех на свете!                 ***Дятел жил в дупле пустом,Дуб долбил как долотом!                 ***В дождь дракон совсем промок.Он дышать огнём не мог.Не на шутку простудился -В динозавра превратился.              ***Дятел долбит дом себе, На высокой, на сосне, Долбит крепкое дупло, Будет букве Д тепло.                ***Д - словно домик аккуратныйС высокой крышею двускатной.               ***Вот стоит, дымок пуская,Буква Д – труба печная. Загадки про Букву Д***Дятел на стволе сидит,Дырку в дереве долбит. Достает вредителя,Портить ствол любителя.Дятел постучал везде,Превратился в букву... (Д)*** Барабанит дождь по крыше:Громче, тише, громче, тише!Дождик намочил носокИ в песочнице песок,Намочил дорожку, Девочку и кошку,Намочил он всё везде,А потом стал буквой... (Д)

Смотрите также остальные Буквы .Задания по Алфавиту.

Задания по Алфавиту

Скачать Азбуку от RazvitieRebenka.com одним файлом

Размер: 20,6 МбФормат: pdf

www.razvitierebenka.com

Тема №7. Звуки [Д], [Д']; [Д] - [Д']. Буква Д - 28 Апреля 2014

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять количество услышанных им звуков.

2. Учить вслушиваться в шепот.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [Д], [Д'], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Закрепить умение определять место звуков в начале и середине слов.

5. Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3—4 элементов.

6. Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы.

7. Учить анализировать слова: дом, Дима.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (развитие слухового внимания).

Взрослый хлопает в ладоши, а ребенок, закрыв глаза, считает про себя, сколько раз хлопнули, и затем поднимает соответствующую цифру.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Выполняй команды» (развитие остроты слуха).

Взрослый произносит шепотом различные команды (например, поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т.д.), а ребенок слушает их внимательно и выполняет.

Задание 3. Знакомство со звуком [Д].

Отгадать загадку, назвать первый звук в слове-отгадке.

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес —

И исчез. (Дым)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Д]: когда мы произносим звук [Д], то:

- губки свободны;

- зубки сближены, но не сомкнуты;

- язычок стучит кончиком за верхними зубками;

- горлышко «работает».

Символ звука: дятел долбит дерево: ДДД...

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4. Фонетическое упражнение.

Дятел долбит дерево: ДДДДДД... (произносить звук [Д] вслед за взрослым: Д Д Д Д Д Д Д Д

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д]»:

а, д, м, д, д, и, д; да, ду, ма, мы, до.

Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если тот услышит слово со звуком [Д]. Сколько пальчиков загнули?

Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.

Задание 6. Взрослый предлагает ребенку повторить за ним серию слогов:

да-до-ду, ды-ду-да; да-до-ду-ды, ду-ды-да-до.

Задание 7. Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:

ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...;

ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...

Задание 8. Работа с картинками:

из ряда картинок (5—10 предметов) выбрать те, в названии которых нет звука [Д];

четко перечислить картинки, в названии которых есть звук [Д],

выбрать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в начале слова;

четко назвать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в середине слова.

Провести игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»;

Задание 9. Вспомнить слова со звуком [Д] (звук [Д] стоит в начале слова, в середине слова).

Задание 10. Подобрать к словам родственные. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?

Друг (дружный, дружить...), дом (домовой, домашний...),

дуб (дубовый, дубрава...), дым (дымоход, дымный...).

Задание 11. Образовать по образцу новые слова и ответить на вопрос (упражнение в словообразовании). Какой одинаковый первый звук во всех словах?

Дом — домок — домочек — домище; дуб — ...; дым — ...; друг - ...

Задание 12. Выучить чисто говорки:

Да-да-да — у меня вода.

Ды-ды-ды — нет воды.

Ду-ду-ду — за водой пойду.

Задание 13. Знакомство со звуком [Д'].

Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дьдь... 

Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14. Фонетическое упражнение. Колокольчик звенит: динь-динь...

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д']»:

дь, мь, а, дь...; дя, мя, мю, ди...; Дима, Вика, Маша, дело, деньги.

Задание 16. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

дя-де-дю-ди; дю-ди-дя-де.

Задание 17. Перечислить нарисованные предметы: диван, одеяло, дерево, деньги.

Игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Определить место звука [Д'] в предложенных словах, используя карточку и зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 18. Подобрать слова по первому слогу:

ДЕ: -вочка, -душка, -ло...;

ДИ: -во, -ма, -на...

Задание 19. Дифференциация звуков [Д] — [Д']. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

да-дя, ды-ди,... ди-ды, дя-да...

Назвать первый звук в именах детей:

Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина.

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [Д] и [Д'].

Задание 20. Дидактическое упражнение «Подари подарки Диме и Даше» (дифференциация звуков [Д] — [Д'] с использованием картинок).

Подобрать слова со звуками [Д] и [Д'], определить место звуков в словах (начало, середина слов), используя карточку, синий и зеленый кружки с колокольчиками.

Изменить существительные по падежам. Это (кто?) — Даша, Дима, нет (кого?) — ..., подарю подарок (кому?) — ..., вижу (кого?) — ..., горжусь (кем?) — ..., говорю (о ком?) — ...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Кто приходит,

Кто уходит, —

Все ее за ручку водят. (Дверь)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

К вечеру умирает,

Поутру оживает. (День)

Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет. (Дорога)

Задание 21. Выучить скороговорку и ответить на вопрос: «Какой звук часто в ней слышится?» [Д].

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Задание 22. Знакомство с буквой Д.

Д — с высокой крышей дом.

В этом доме мы живем.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Д?

Буква Д из пальцев: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.

Игра с пальчиками: «Дом и ворота» (взрослый произносит вместе с ребенком стихотворные строки, выполняя при этом действия руками):

На поляне дом стоит - Пальцы обеих рук соприкасаюсь, локти разведены, — «крыша».

Ну, а к дому путь закрыт. - Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — ворота».

Мы ворота открываем, - Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем

Игры с буквой.

Задание 23. Звуковой анализ слов дом, Дима (составление схем слов из кружков разного цвета, анализ слов: называть первый и последний звук в словах, назвать и подсчитать гласные звуки в словах).

Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание печатными буквами.

Перед написанием слова Дима взрослый объясняет ребенку следующее правило: имена пишутся с большой буквы.

logopeddoma.ru

Буква Д

Сейчас Вы узнаете о букве и звуке Д.

 

Дом

 

Дети

 

Дружба

 

Добро

 

Ни один человек без этих слов обойтись не может. А буква, которой посвящён сегодняшний урок, в древности тоже называлась «добро». Конечно же, это буква Д.

 

Произнесите звук [д] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Рот немножко приоткрылся, кончик языка достал до зубов и перегородил дорогу звуку. Из-за этого получился небольшой шум, а не только голос. Значит, звук [д] – согласный.  

 

Когда звук согласный, можно узнать его звонкость и глухость. Для того чтобы это сделать, нужно положить руки на шею или закрыть ушки, произнести звук и послушать. Звук [д] звонкий. Произнесите парой два звука [д], [т]. Почувствовали разницу?

 

Подумайте, какие числа произносятся с мягким звуком [д′], а какие – с твёрдым [д].

 

9

10

19

900

2

12

20

200

 

Прочитайте пары слов и определите, на твёрдый или на мягкий звук начинается второе слово.  

 

Враждовать – дружить (твёрдый звук [д])

 

Безделье – дело (мягкий звук [д′])

 

Ночь – день (мягкий звук [д′])

 

Нет – да (твёрдый звук [д])

 

Крокодил – в середине слова есть мягкий звук [д′].

 

Дюймовочка – мягкий звук [д′] в начале слова.

 

Гудвин – в середине слова твёрдый звук [д].

 

Балда – в середине слова твёрдый звук [д].

 

У звуков [д] и [д′] есть особенность – они не встречаются в конце слов, потому что в конце слов они произносятся как звуки [т] и [т′]. Эти звуки очень дружны между собой и часто встречаются парами. Научно об этом говорят: звуки оглушаются, т. е. не произносятся звонко, а произносятся глухо. А вот буква Д пишется в любой части слова, в том числе и на конце слов.

 

Буква Д обозначает на письме и твёрдые, и мягкие звуки.

 

Видны за окнами дома

И дети на дорожках.

А вот и буква Д сама

На самоварных ножках.

 

Ещё буква Д немного похожа на кресло, на трактор, на букву Л.

 

Прочитайте слова парами:

 

дом – дым

рот – род

 

Слова в парах одинаковые? Разные. Можете придумать с ними предложение?

 

В начале слова звук [д] читается звонко, а в конце – глухо, как звук [т]. Вот как важно писать правильную букву. Звуки могут нас запутывать.

 

вернуться на страницу "Русский язык 1 класс" >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Учим буквы. Буква «Д» | Мир детства

 Учим буквы. Буква «Д»

Доброго времени суток дорогие мои читатели!

Сегодня продолжаю, начатую мною рубрику учим буквы. Следующая буква «Д». Сегодня я не буду останавливаться, с чего начинать знакомить детей с буквой, принцип тот же. Здесь вы можете проявить свое творчество, свою фантазию.

Моя цель сегодня дать дополнительный материал, для изучения буквы, это как всегда игры, стихи, загадки скороговорки.

Было бы очень здорово, если бы вы поделились в комментариях своими впечатлениями, своими находками, как вы знакомите своих малышей с буквами.

Ваш опыт будет, несомненно, полезен для большинства читателей. Ведь если вы творческий человек , то я уверена, что фантазия ваша не знает границ.

Здесь можно букву и вылепить, и нарисовать, и вырезать, и выложить из чего угодно (нитки, палочки, крупа, фасоль и т.д.), а можно и изобразить самому.

Мне хочется пожелать вам только успеха, а малыша надо заинтересовать. Если вашему малышу будет интересно, то и успех вам обеспечен!

Но друзья, только не заставляйте ребенка учить буквы, если он этого не хочет, этим вы только навредите.

И так мои дорогие учим буквы.

Буква «Д»

Дятел жил в пустом дупле

Дуб долбил как долотом.

 

Веселые стихи

Доктора не бойтесь, дети,Он добрее всех на свете.С ним давно знакома я:

Это мамочка моя!

*   *   *

В тишине морских глубин

Смело плавает дельфин.

Дом у дятла без крылечка,Дом дельфина – без дверей.А у нас есть в доме печка,

И труба, и дым над ней.

*   *   *

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

 

– Дайте чемоданчик, детки!– Где же он? – На табуретке!*   *   *

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Доктор, доктор, как нам быть?Уши мыть или не мыть?*   *   *

Уложили дятла спать

В деревянную кровать

 

Дай дойти до домуДедушке седому!

Е. Благинина

Д – как домна заводская –

Печь для плавки чугуна.

Дым клубами выпуская,

День и ночь горит она.

В. Степанов

.Он в кровати всем назлоПродолбил себе дупло*   *   *Дождик, дождичек грибной!Не беги ты стороной!К нам спеши, не мешкай,С груздем, сыроежкой!

Наберем лукошко –

Приходи к нам с ложкой!

 

Скороговорки

1. Дятел лечит древний дуб,Добрый дятел дубу люб.2. Дарья дарит Дине дыни.

3. Дятел дерево долбит,

День-деньской кору дробит.

4. Ехал в санках Дёма к дому.Повстречала дрёма Дёму.Одолела Дёму дрёма.

Дремлет Дёма возле дома.

И. Демьянов

 

Пословицы и поговорки

1. Друзья познаются в беде.

2. Долог день до вечера, коли делать нечего.

3. К дому друга дорога никогда не бывает длинной.

4. Без труда нет добра.

5. Жизнь дана на добрые дела.

6. Декабрь – год кончает, а зиму начинает.

(закрытые буквы: д, к, ч, т)

 

Игры

Игра  «Лесенка».

Игра   «Волшебная цепочка».

1. Измените одну букву в слове дом:

дом – том – ком – лом – сом;

дом – дол – дог – Дон;

дом – дым.

2. Измените одну букву в слове день:

день – тень – пень – лень.

3. Как превратить дым в пар?

Дым ® дам ® дар ® пар.

Игра   «Найди в слове слово».

Дудочка – дочка, удочка.

Дневник – веник, дни, вид.

Дубок – дуб, бок, код, док, бук.

Драма – рама, дама, дар, рад.

Дубрава – дуб, вар, раб, ура, бра, бар.

Игра   «Из одного слова – несколько».

Д – домР – родникУ – удод

Ж – жадина

Б – бидон

А – адрес

Д – другО – одинК – кадр

Т – труд

О – овод

Р – радуга

Д – детиЕ – единствоР – род

Е – еда

В – ведро

О – одежда

Игра   «Покорение вершин».

Игра  «Звук заблудился».

1. Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

 

2. На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

 

3. Сели в ложку (лодку) и – айда!

По реке туда-сюда.

Игра   «Доскажи словечко».

Поглядите, поглядите –Потянулись с неба нити!Что за тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить?

Не ответишь – подождем,

Отгадаешь под…   (дождем).

Е. Серова

Если бы он причесался хоть раз,Не звали б его…   (дикобраз).*   *   *

Жить на свете очень туго

Без подруги или…   (друга).

 

Перевертыши

ДЕД.   ДОВОД.   ДОХОД.

ДОМ  МОД.

 

Загадки

Тянется нитка, среди нив петляя,Лесом, перелеском, без конца и края.Ни ее порвать,

Ни в клубок смотать.

(Дорога.)

И. Демьянов

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Дерево.)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(Дятел.)

Кто проходит, кто уходит –

Все ее за ручку водят.

(Дверь.)

Кто в дни болезни всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

(Доктор.)

Серебряные нити

Небо с землею сшили.

(Дождь.)

Г. Виеру

Шумит он в поле и в саду,А в дом не попадет,И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

(Дождь.)

С. Маршак

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес –

И исчез.

(Дым.)

Нам в дождь и в зной поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

(Дерево.)

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься скажу.

(Дневник.)

Неживая, а идет,

Неподвижна, а ведет.

(Дорога.)

Кто в беде не бросит,

Лишнего не спросит?

Без него и щенок

Нестерпимо одинок.            (Друг.)

 

Появилась девочкаВ чашечке цветка,А была та девочка

Не больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку!

(Дюймовочка.)

Кто всю ночь по крыше бьет,

Да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает?

                     (Дождь.)

Кто там топает по крыше?– Топ-топ-топ.Чьи шаги всю ночь я слышу?

– Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли.

– Топ-топ-топ.

Может кошек подковали?

– Топ-топ-топ.

(Дождик.)

Следующая статья в разделе Учим буквы Буква «Е». Заходите в гости я всегда вам рада. Оставить пожалуйста комментарии. Желаю вам успехов в воспитании и обучении своих деток!

Рекомендую посмотреть ролик Азбука для малышей Буква Д

Популярные статьи

tanyakiseleva.ru

«Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д»

скачать МБОУ «Антипинская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка открытого урока обучения грамоте (чтение)

по теме «Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д»

(УМК «Школа России»)

Учитель Смирнова Ольга Анатольевна

(первая квалификационная категория)

2012 г

Тема: «Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д»

Цель: познакомить со звуками [д], [д'], буквами Д, д.

Задачи:

- формировать умения выделять и определять место звука в слове, характеризовать звуки [д], [д’] с позиции «твёрдости – мягкости, звонкости – глухости»;

- развивать фонематический слух, речь, навыки слогового чтения, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать; - расширять словарный запас детей; - формировать навык чтения слов, предложений, текста с изученными буквами; - воспитывать прилежание, любознательность в процессе учения, познавательную активность; - развивать коммуникативные умения и навыки, умение работать в паре; - воспитывать нравственные понятия: отзывчивость, доброта, ответственность за свои поступки, внимательное отношение к близким. Ход урока:
  1. Организационный момент. (Слайд 1)

Динь-динь-дон -

Звенит звонок, Начинается урок. Мы сидим за партой стройно - И  ведём себя спокойно.
  1. Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня мы вновь отправляемся в страну, где живут буквы и звуки.

- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем) 1. Игра «Звук, буква» (Слайд 2) - Мудрая Сова предлагает вам поиграть в игру «Звук, буква». - Когда я называю звук, вы хлопаете, букву – топаете. [р], ка, [н'], эм, [т], [з'], вэ, [к], эс, [л'], эн - Что это? (Учитель показывает на ленту букв)

В розовых домиках живут…(гласные буквы). В голубых домиках …(согласные).

  1. Самоопределение темы и цели урока
  1. Игра «Буквы перепутались»

- Однажды с буквами произошла неприятная история, они выпали из своих домиков и перепутались

- Помогите буквам разделиться на две группы.

(На магнитной доске нужно разделить буквы на те, которые обозначают звонкие звуки и те, которые обозначают глухие звуки. Среди букв есть буква Д – дети с ней еще не знакомы.) - На какие группы мы разделили буквы?

(Согласные, обозначающие звонкие звуки и согласные, обозначающие глухие звуки.) - Чем отличаются звонкие согласные звуки от глухих?

(Звонкие согласные звуки состоят из голоса и шума, а глухие только из шума) - Все ли из этих букв мы изучили?

(Нет, мы не изучали букву Д) -Давайте пока отодвинем ее в сторону.

  1. Выделение звуков.

- Ребята, прислушайтесь, слышите веселые звуки?

Это играет дудочка. Представьте, что у вас в руках дудочка. (Дети подносят руки ко рту, имитируя игру на дудочке) - Поиграют только мальчики. (Ду-ду-ду) - Какой новый звук слышим в начале каждого слова? (Звук [д]) - А теперь зазвенел колокольчик. Как он звенит? (Динь-динь-динь). - Повторят только девочки. (Динь-динь-динь) - Какой звук слышим в начале слов? (Звук [д']) - Кто может назвать тему урока? (Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д) - Чему мы должны научиться на уроке? (Различать звуки [д] и [д'], узнать все о букве Д, читать слоги, слова и предложения с буквой Д.)

  1. Изучение новой темы
  1. Знакомство со звуками [д], [д']

- Помогите мне закончить предложения

(На магнитной доске появляются картинки).

Тут наш... (дом).

Над домом ... (дым).

У дома … (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла... (дятел).

К дому ведет ... (дорожка).

У дома сидит … (дед).

- Что интересного заметили? (Все слова начинаются со звуков [д], [д']) - Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.

(Слайд 3)

- Поработаем в парах. Составьте звуковые схемы слов дом и дерево. Какие звуки мы должны отыскать в этих словах? ([д], [д'])

(Учащиеся в парах составляют схемы)

- Сколько слогов в слове дом?

- Сколько слогов в слове дерево? - На какой слог падает ударение? - В каком слове [д], а в каком [д']. - Давайте расскажем все о звуках[д], [д'].

([д] – согласный, твердый, звонкий ; [д'] – согласный, мягкий, звонкий) - Назовите предметы в классе, в названии которых есть звуки [д], [д']

(Дверь, доска, одежда, подоконник) - Придумайте свои слова со звуками [д] и [д']. Слов на Д ты встретишь много,

Слов на Д полно вокруг:

Дом, долина, день, дорога,

Доброта, доверье, друг

  1. Игра- физминутка «Твердый – мягкий»

(Учащиеся делятся на 2 команды: команда Тима и команда Тома. Учитель показывает картинки. Дети называют предметы на картинках, выделяя голосом звуки [д], [д']. Если звук твердый – встает команда Тома, если мягкий – Тима)

  1. Знакомство с буквами Д, д
- Кто из вас знает, как правильно называется буква, которой обозначаются звуки [д], [д']?

(Буква дэ) - Посмотрите, как выглядит буква Д. - А почему их две? (Заглавная – используется в начале предложения, в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек и т.д., строчная – в написании других слов)

- На что похожа буква Д?

Д – это домик аккуратный,

С высокой крышею двускатной.

(В. Степанов) Этот домик — буква Д. В домике — окошко. Из трубы идет дымок, А в окошке — кошка. - Ребята, мы с вами делали проект «Веселые буквы». Посмотрите, какая буква Д получилась у Саши, у Оли.

- Буква Д - пятая буква русского алфавита. Буква Д обозначает согласный звонкий звук: твердый [Д] и мягкий [Д'].

- Раньше, по-старославянски, буква называлась "добро", что переводится на русский язык как "добро". Добро – это все хорошее, светлое: уютный дом, дружная семья, дети – это тоже добро.

- А что означает слово доброта?

(Это качество человека щедрого, заботливого, умеющего любить, жалеть других людей, всегда готового прийти на помощь) - А вы можете назвать себя добрыми людьми? Какие добрые поступки вы совершали для других людей?

  1. Работа над пословицей-скороговоркой
(Пословица записана на доске)

День дан в дар для добрых дел.

- Как поняли смысл этой пословицы?

Физминутка Однажды я шел по тропинке лесной,

Вдруг чувствую – дождик идет за спиной.

Я шагу прибавил – скорее домой!

А дождик вприпрыжку помчался за мной.

  1. Печатание буквы Д (Диск)
- Наш помощник покажет, как правильно писать Д, посмотрите на экран.

- Напечатайте букву Д во весь лист бумаги, сверните лист и напечатайте еще раз и т.д.

  1. Работа с лентой букв

- Найдем место буквы Д на ленте букв.

- Что заметили? (Буква Д является парной букве Т по звонкости-глухости).
  1. Чтение слогов и слов с буквой Д .

- Прочитаем хором с экрана. - Прочитайте слоги с согласного твердого звука, с согласного мягкого. - Прочитаем 1 столбик с восклицательной интонацией. - Прочитаем 2 столбик хором с вопросительной интонацией.

  1. Подготовительная работа перед чтением рассказа «Водолазы»

- Найдите в азбуке страницу, на которой будем сегодня работать.

 

- Рассмотрите иллюстрацию с. 104.

-Кто эти люди?

-Почему их двое, а не один?

- Что ищут водолазы на дне моря? (Клад, сокровища) - Как могли оказаться сокровища на дне моря? - Каких морских обитателей встретили водолазы?

-Чем интересна профессия водолаза?

(Водолазы ищут затонувшие корабли (клады, сокровища), изучают морских животных и растения, участвуют в строительстве мостов)

-Чем  трудна, и даже опасна?

(Профессия водолаза очень интересна, но и опасна. Если нарушить правила пользования аквалангом под водой, можно погибнуть)

-Какими должны быть люди, работающие водолазами?

(Водолазы (аквалангисты) очень дисциплинированные, дружные и ответственные люди. Они умеют жить по правилам.)
  1. Чтение слов с доски
ВОДА

ВОДОПАД (падающий поток воды с высоты)

ВОДОЛАЗ (рабочий, который занимается подводными работами) ВОДНЫЕ ПОДВОДНЫЕ

  • Найдите общую часть в этих словах.
  • Слова, у которых есть общая часть (корень) называются однокоренными (родственными).
  • Что можно составить из слов? (Предложения)
  • Поработайте в группе. Составьте из слов предложение. (Водолазы искали клад)

10. Чтение рассказа, работа над текстом.

  1. Чтение текста

- Прочитаем текст с. 105. Читаем текст плавно, соединяя слоги в слова.

(Дети читают рассказ самостоятельно. В это время учитель работает с группой слабых детей, для которых текст учебника напечатан крупно на карточках со специальными пометками (Сережа, Андрей)). Сильным детям (Захар, Саша, Леша, Юля) дополнительно прочитать пословицы и постараться разобраться, почему так говорят) Чтение вслух.

  1. Выяснение понимания смысла рассказа.

- Кем работают папы у Нади и Димы? (У Нади и Димы папы – водолазы)

- Какую работу выполняли водолазы на дне реки? (Водолазы укрепили опоры моста) - Как вы считаете, легко ли было водолазам выполнить эту работу?

(Трудно, так как работы проводятся под водой.) - Давайте придумаем название этому тексту. (Водолазы) 3 ) Выяснение смысла пословиц Сильные учащиеся читают пословицы и объясняют их смысл. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. «Авось» да «как-нибудь» до добра не доведут. - Подходят ли эти пословицы к нашему тексту? (Да, когда выполняешь опасную работу, важно, чтобы рядом находились настоящие друзья, которые поддержат в трудную минуту. Нельзя под водой быть беспечным, безответственным – это может привести к несчастью).

  1. Итог урока. Рефлексия.

- С какой буквой познакомились на уроке?

- Расскажите все о букве Д

(Буква Д согласная, обозначает два звука: [д] – согласный, твердый звонкий и [д'] – согласный мягкий звонкий. Образует пару с буквой Т по звонкости-глухости. На древнеславянском языке называлась «добро»). - Так к какой группе мы должны отнести Д? К группе согласных букв, обозначающих звонкие звуки) - Кто считает, что он хорошо потрудился на уроке – похлопайте в ладоши.

(Слайд «Умницы!»)

скачать

nenuda.ru