Подписка на рассылку
ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ
Сегодня получила платье от Виктории Бекхам. Размер подошёл, но длину чуть-чуть укорочу, т.к. люблю по-короче. Качество отличное. Доставка тоже порадовала, пришло уведомление на 7 день, получила утром на 8 день. Куда хотела в нём пойти - пойду, всё успели, не ожидала, что так быстро получится. Очень сомневалась, но зря. Спасибо!!!
|
Резные наличники на окна – трафареты и узоры для резьбы лобзиком. Прорезной орнаментРезной рисунок. Деревянные узоры
Резной рисунок. Деревянные узорыСекреты резьбы по дереву Серикова Галина АлексеевнаПрорезная резьба Название этой разновидности резьбы означает, что при таком способе обработки древесины удаляют фон. Поэтому такая резьба по-другому называется пропильной или сквозной. Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле использовалась для украшения домов (карнизов, наличников и т. п.) Она может применяться в качестве самостоятельного вида и в сочетании с геометрической и рельефной резьбой. В последнем случае эта работа представляется более трудоемкой, но очень эффектной. Прорезная резьба, комбинирующаяся с геометрической и рельефной, называется сквозной ажурной, поскольку напоминает кружева (рис. 90). Рис. 90. Прорезная резьба на домовых декоративных элементах: а – фриз; б – навершие наличника; в – накладной элемент Секреты между строк Правда ли, что труднее всего вырезать руки? Это настолько трудно, что в истории зафиксированы случаи, когда известный художник поручал писать руки на своих картинах другому. В резьбе разработку рук начинают с определения их общего положения, опорных (контрольных) точек предплечья, суставов, кисти, пальцев. Рукава сначала выполняют без складок, а руки – без пальцев. По точкам кисти определяют положение пальцев, по точкам рукава – особенности складок. Затем прорезают отдельные детали в неполный профиль. При отсутствии ошибок, осуществляют окончательную обработку. Для прорезной резьбы характерно использование трафаретов, что существенно облегчает работу. Если рисунок не отличается большой сложностью, то его можно выполнить ножовкой (рис. 91). Такая ножовка называется курковкой и имеет узкое полотно, по форме напоминающее клин. Окончательно рисунок можно отделать стамесками (как прямыми, так и изогнутыми). Рис. 91. Выполнение прорезной резьбы ножовкой: а – запиливание; б – окончательная обработка стамеской В тех местах, где невозможно подобраться стамеской, окончательную проработку формы осуществляют ножом. Изделие отделывают с обеих сторон, что способствует уточнению силуэта орнаментальной композиции. Резчик, обращающийся к прорезной резьбе, должен быть особенно аккуратным и точным, так как малейший скол или зарез древесины испортит силуэт орнамента. Пилы, которые применяют для выпиливания криволинейных заготовок по внешнему контуру, называют поворотными. Они бывают узкими и широкими (размеры полотна – от 4 до 15 мм) и соответственно используются для мелких заготовок, которые имеют крутые линии, и более широких, у которых контур прямой или плавный. Отличие этого инструмента от лучковой пилы в том, что полотно поворачивается, поэтому, не изменяя положения заготовки, можно пропиливать в любых направлениях. Секреты между строк Как работать с наростом? Из цельного нароста можно выполнить разнообразные изделия, форму которых можно уточнить, только сняв с него кору. Это трудно, поскольку можно легко повредить поверхность нароста, что снизит эстетическую ценность изделия. Если у свежего нароста кора удаляется легко, то у высушенного – с большим трудом. Поэтому лучше работать с подвяленным материалом. Кору срезают ножом или стамеской, камбий – циклей, после чего, приступают к разметке. При выполнении прорезной резьбы можно эффективно использовать не только ручной (например, лучковую пилу), но и электроинструмент, в частности электролобзик. Порядок выполнения отдельных этапов прорезной резьбы следующий (рис. 92). Рис. 92. Выполнение ажурной резьбы: а – нанесение рисунка с использованием шаблона; б – опиливание, разметка направляющих углублений; в – выполнение отверстий; г – выпиливание по внутреннему контуру; д – отделка Сначала размечают заготовку, предварительно закрепив ее, после чего просверливают отверстия (мелкие делают шилом, а крупные – коловоротом), опиливают рисунок по контуру, зачищают или снимают фаски (применяют соответственно наждачную шкурку или стамеску). На заключительном этапе изделие шлифуют, обращая особое внимание на углубления и уголки, которые должны четко просматриваться, чтобы подчеркнуть красоту рельефа. Разновидностью прорезной резьбы является накладная резьба, которая состоит из отдельных деталей или элементов и фигур. Характерной особенностью накладной резьбы является то, что рисунок на древесине доведен до завершенности только с одной стороны – лицевой. Это объясняется тем, что изделия, выполненные в этой технике, наклеивают на декорируемую поверхность (мебель, рамы и пр.). В остальном она напоминает ажурную резьбу. Секреты между строк Можно ли вырезать изделия с использованием коры? Это издавна практикуется резчиками. Но кора должна быть очень декоративной и прочной. С этой целью используют бересту (кору березы), которую наклеивают на подготовленную березовую заготовку. В изделии, выполненном из такого материала, кора будет контрастировать и усиливать художественное восприятие. В такой технике обычно вырезают посуду. Из книги Стильная бижутерия своими руками. Бусы, браслеты, серьги, пояса, ободки и заколки автора Хворостухина Светлана АлександровнаРезьба Резьба является одним из самых сложных видов декорирования, потому что требует определенного опыта и четких движений руки. Для этой работы понадобятся очень острые ножи с тонкими лезвиями. Резьбу лучше всего делать на толстой коже, тогда вырезанные узоры могут автора Серикова Галина АлексеевнаПлосковыемчатая резьба Как следует из названия резьбы, ее фоном является плоская поверхность (как заготовки, так и декорируемого предмета), а рисунок складывается из углублений (выемок), разнообразных по своей форме. Плосковыемчатая резьба подразделяется на контурную и Плоскорельефная резьба При выполнении плоскорельефной резьбы изображение располагается в одной плоскости, при этом рельеф, разнообразный по рисунку и композиции, выявляется своеобразно. Для этого фон, окружающий элемент или орнамент, выбирается или углубляется. В Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина АлексеевнаРельефная резьба Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера. Различают 2 вида рельефной резьбы – Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина АлексеевнаСкульптурная резьба Скульптурная резьба является наиболее древней и берет свое начало еще с тех времен, когда человек вырезал из дерева фигурки языческих богов, которым поклонялся и у которых искал помощи и защиты.В период после Крещения Руси из древесины стали вырезать Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина АлексеевнаДомовая резьба Название этого вида резьбы говорит само за себя: домовая резьба предназначена для наружного украшения жилища и выполнения внутреннего его убранства.По характеру и технике исполнения домовая резьба неоднородна и может быть рельефной, прорезной и Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович автора Подольский Юрий ФедоровичПлосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий ФедоровичПлоскорельефная резьба Суть рельефной резьбы заключается в том, что узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае формируемый узор (рисунок) будет иметь одну и ту же высоту (обычно 5–7 мм) по всей Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федоровичindrikgrad.ru рисунки, эскизы и чертежи для выпиливания, фотогалерея, инструкция по изготовлениюНаличники на окна, созданные своими руками, замечательное украшение фасада дома (готовые трафареты и шаблоны будут приведены в статье ниже). Они делают дом не похожим ни на один другой, визуально изменяют его пропорции. Сегодня, обладая определёнными навыками, можно самостоятельно создать изящные наличники на окна в деревянном строении. Причём они могут изготавливаться не только из древесины, но и из прочих материалов.
СпецификаКогда хозяин решает монтировать наличники, он стремится устроить в своих владениях традиционный декор. Наличники обладают такими достоинствами:
Есть у наличников и недочёты:
Самостоятельное создание шаблоновСегодня имеется множество наличников. Их типы определяются способами их монтажа к окну. По такому критерию есть две разновидности:
К сведению: готовые образцы создаются в полную величину. Они распечатываются с соблюдением требующихся параметров. Изысканным решением считается монтаж резных изделий. Самостоятельно реализовать такие замысла можно только при наличии специального оборудования. Популярные материалы
Нюансы правильного выбора древесиныКак уже было отмечено, дерево – самый популярный материал для наличников. И эксплуатационные характеристики деревянных наличников зависит от сорта применяемой древесины. Здесь обычно уделяют внимание таким вариантам.
С помощью древесины высокого качества получается красивое оригинальное оформление оконного проёма. Нюансы создания шаблонов своими усилиямиОснова работы сводится к созданию трафаретов и дизайна. Самостоятельная распечатка трафаретов – дело вполне посильное для каждого. Важно добиться сочетание выбранного орнамента со всем стилем. Не допускается смешивание геометрических и растительных узоров. В работе над наличниками учитываются следующие тонкости:
Когда удаётся добиться цветового сочетания наличников и плоскости стен, получается целостный и гармоничный фасад. Стадии изготовленияПеред созданием оконного декора по фотографиям подбираются резные наличники. Заранее нужно сделать шаблон. Он должен получиться одинаковым для оформительской работы всех проёмов. Обычно применяются такие методы сотворения узоров:
Пример: Монтаж накладных компонентов следует на основание с соблюдением шаблонного рисунка.
Пример: При всех методах работы присутствие трафаретов обязательно. Так они выглядят: Совет: на простые узоры не обязательно делать масштабный трафарет. Хватит и тетрадного листка. Еще в работе обязательно наличие такого инструментария:
Наличники необходимо создавать из подготовленных материалов. Рабочие стадии таковы:
Все заготовки предварительно обрабатываются защитным составом. Их вырезка идёт с применением шаблонов. А вырезка орнаментов проходит с использованием лобзика. У этого инструмента лучше применять разные типы пилок. Для работы электрическим лобзиком нужны определённые навыки и особая аккуратность. Созданные отверстия обязательно нужно затереть. Отличное средство для этого – наждачная бумага. После мощной шлифовки деталь обрабатывается специально пропиткой. Далее происходит монтаж всех подготовленных деталей к основанию. Здесь нужно задействовать клей или специальные гвозди. В такой работе от применения саморезов лучше отказаться. Они вызовут растрескивание изделий. Специфики монтажаСозданный наличник можно присоединить на нужную позицию такими методами:
Указанные методики оправданны при работе с деревянным окном. Для присоединения на металлопластик задействуется специальный мощный жидкий клей. Требующийся уходПоставленные наличники нуждаются в постоянном внимании и уходе. Для обработки используются специальные препараты — мощные пропитки. Они создают качественную защиту от:
Резные варианты обязательно покрываются грунтовкой, затем лаком или краской. Интенсивность таких обработок – 1 раз в 3-5 лет. Так будет серьёзно развит эксплуатационный срок изделий, а заодно и сохранится их привлекательный облик. При установке пластиковых или металлических изделий какой-то тщательный уход не нужен. Для изделий необходимо устроить качественную защиту от коррозии. Также требуется периодическое обновление краски. Таким образом, самостоятельно изготовить наличники необычайной красоты с изящными узорами очень даже возможно. Необходимы определённые навыки столяра, плотника и работы с инструментами. Так вы очень оригинальным методом украсите оконные проёмы и внесёте изящную изюминку в выбранную архитектурную стилистику. Как изготавливаются резные наличники техникой прорезной резьбы, смотрите в следующем видео: dachniki.guru Как сделать резные наличники на окна своими руками: шаблоны, фото и видеоИздревле главным украшением деревянного зодчества являлась домовая резьба по дереву – декорирование фасада дома разнообразными узорами и целыми рисунками, вырезанными из древесины. Центральным элементом декора экстерьера дома всегда выступали оконные наличники, изготовленные вручную народными умельцами и мастерами. Так выглядят самодельные резные наличникиВозродить старинную практику резьбы по дереву и изготовить наличники на окна своими руками может попробовать любой желающий, если его не пугает столярное дело. Радость от творческого процесса и созерцание результата своих трудов, несомненно, принесёт удовлетворение создателю. Вернуться к оглавлениюСодержание материала Преимущества и назначения оконных наличниковОконный наличник является конструктивным элементом, предназначенным для закрытия щели между проёмом и оконной коробкой. Благодаря наличникам обеспечивается:
Старинная технология изготовления наличниковВ старину верили, что резные наличники защищают дом и его хозяев от сглаза и нечистой силой. Экстерьер и отделка дома резными наличникамиКаждый узор и орнамент создавался не только как украшение, но и оберег. В верхней части окна чаще всего располагались символы солнца или крест. Растительные мотивы показывают стремление к единству с природой. Резные завитки и в волны – это знаки воды, дарующие жизнь и плодородие. Змеи, птицы и прочие животные также имели своё символичное значение. Значение предавалось не только резным знакам, но и свойствам древесины. Порода дерева, место и условия, в которых оно росло, также непременно учитывалось мастерами. Например, из деревьев, которые выросли на перекрёстке, никогда не строили дома и не изготавливали никаких предметов. Орнаменты и техника изготовления резных наличников в каждом регионе и даже в каждой деревне были своими и неповторимыми. Различаются следующие виды резьбы по дереву: Вариант узора самодельного наличника для окна
Порода древесины для резных наличниковДля резьбы используются разные породы древесины. Их отличие заключается в плотности, твёрдости, структуре волокон, цвете, рисунке.Самой податливой и удобной для резьбы считается древесина лиственных пород – липа, осина ольха. Резные наличники на окна своими руками проще всего изготовить из липы. Она очень легко режется, однако нужно быть осторожным, чтобы не испортить заготовку неловким движением. Резной наличник из осиныДревесина липы – чистая светлая с равномерной, практически не заметной текстурой. Есть у мягких пород дерева и недостатки: их рыхлая структура очень хорошо впитывает влагу, хотя эта проблема решается с помощью нанесения пропиток, покрытия лаком или краской. Из хвойных сортов для резьбы используют сосну, кедр, пихту, ель. Эти породы хорошо обрабатываются и прекрасно подходят для создания уличных наличников с прорезной и контурной резьбой. Сосна – самый распространённый и доступный пиломатериал, отличается хорошими эксплуатационными свойствами, четким красивым рисунком древесины. Благодаря содержанию смол сосна имеет хорошую устойчивость к атмосферному воздействию. Новичкам в резьбе можно использовать берёзу – её древесина не такая мягкая, как у липы, что позволяет получать более чёткие и аккуратные срезы. Берёза прекрасно поддаётся резке как вдоль, так и поперёк волокон, хорошо пилится и сверлится. Наличники из твёрдых пород (дуб, лиственница, бук, самшит, орех) очень долговечны, но стоят они дорого, и при обработке требуют больше усилий и времени. Изготовление таких наличников будет оправдано в следующих случаях:
Для мелких элементов, выполненных в технике накладной резьбы, можно использовать фруктовые сорта деревьев, например вишню, яблоню, грушу. Вернуться к оглавлениюУзоры для резных наличников – создание шаблонаЧтобы орнамент для резьбы на всей окнах получился симметричным и одинаковым, необходимо изготовление эскиза или шаблона для резьбы. Создание шаблона для декоративного наличника не составит труда, сложнее определиться с многообразием рисунков и орнаментов, представленных на специализированных сайтах и магазинах. Шаблоны узоров для резных наличниковДля тех, кто занимается резьбой впервые, не следует выбирать сложные узоры. Крупный орнамент без слишком мелких и вычурных деталей – то, что нужно для новичка. Готовые шаблоны можно скопировать полностью или придумать что-то новое на основе отдельных деталей и их комбинации. Самостоятельно шаблоны можно изготовить несколькими способами:
Шаблоны для резных наличников лучше всего сделать на картоне или плотной бумаге. На все элементы орнамента изготавливается собственный шаблон в натуральную величину.Перенести узор с шаблона на деревянную основу можно следующим образом:
Инструменты для выполнения прорезной резьбыДля прорезной техники выпиливания главными инструментами является дрель и пила. При этом тип пильного инструмента может быть любой: от ручной ножовки до лобзика. Как сделать резные наличники быстрым автоматизированным способом? Для этого можно воспользоваться помощью электроинструментов:
Изготовление резных наличниковДля работы по изготовлению резного наличника потребуются следующие инструменты:
Этапы изготовления оконного наличника включают следующие пункты:
Установка готового наличника на окноНа деревянные окна наличники можно закрепить следующим образом:
Чтобы задекорировать места креплений, можно смешать мелкие опилки с клеем и замаскировать отверстия. Делается это до окраски наличники. Если нужно установить наличники на раму пластикового окна, используются жидкие гвозди, чтобы не сверлить отверстия в пластике. Пример монтажа резного наличника на пластиковые окнаПроцесс окрашивания не имеет особых требований. Наличники покрываются защитным слоем лака, морилки, краски или олифы. Обработка древесины, особенно мягких пород, необходима – это значительно продлит срок службы резных наличников. proekt-sam.ru Прорезная резьба по дереву. Техника и виды резьбы - Резьба по дереву - Каталог статей - Giga StyleСквозная (ажурная) резьба — делится на сквозную и накладную резьбу, имеет два подвида: прорезную резьбу (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами) и пропильную резьбу (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком). Самым производительным инструментом электролобзик.
При прорезной резьбе удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия. Приемы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов. Прорезная резьба может быть геометрической, контурной, заоваленной, при хорошем и чистом исполнении придает изделию ажурность и легкость, особенно наличникам, карнизам и ограждениям. Выпиливать орнамент прорезной или накладной резьбы легче, чем выбирать фон с надрезкой контуров в глухой резьбе. Края орнамента не всегда получаются ровными и чистыми, поэтому, их закругляют, срезая узкую фаску по краям или выбирают узкие галтели-углубления. Особенно тщательного выполнения домовая резьба не требует, поскольку она чаще смотрится издалека. Домовую резьбу в основном выполняют пилением и сверлением. Следы, оставленные инструментом, зачищают редко, задиры древесины часто не принимают во внимание. Однако многие столяры стараются выполнить такую резьбу как можно чище. Отверстия в заготовке или в детали просверливают или прорезают круглыми стамесками, мелкими и крупными, что зависит от того, в каком месте детали должно быть отверстие. Для предохранения детали от скалывания ее задней стороной следует плотно прижимать к какой-либо гладкой доске. Черновую обрезку выполняют вплотную к линиям орнамента. Чистота обрезки зависит не только от умения работать, но и от остроты инструмента. После черновой обрезки заготовку зачищают или обрезают начисто. Стамеску при этом ставят по отношению к детали с некоторым наклоном, двигая вниз и немного в сторону. Этот прием облегчает работу и позволяет получить более чистую резьбу. В прорезной резьбе фаску срезают на обратной стороне, удаляя сколотые и неровные края орнамента. Ширина фасок зависит от рисунка орнамента и толщины детали. Сверлить отверстия гораздо быстрее. Для этого подбирают сверла нужного диаметра, заготовку плотно укладывают на ровную доску. Чтобы древесина не скалывалась, сверлят не сразу на всю толщину заготовки. Как только центр сверла выйдет на обратную сторону заготовки, ее перевертывают, ставят сверло в оставшийся след и просверливают до конца. Пропиливают детали в такой последовательности. Прежде всего просверливают отверстие, затем вставляют в него лобзик или ножовку и пропиливают по нанесенным рискам. Заготовку можно укладывать на верстак и пропиливать сверху вниз, но лучше устроить специальную подставку из толстой доски длиной около метра. Для этого в доске сверлят или продалбливают четыре сквозных отверстия, по два с каждого конца, на расстоянии 50 мм друг от друга. В эти отверстия ставят прочно стойки (бруски квадратного сечения) высотой 200—250 мм. Между ними укладывают заготовку и, если надо, закрепляют клиньями. Специальную подставку крепят к верстаку струбцинами, гвоздями или шурупами. Накладная резьба — это орнамент, выполненный прорезной резьбой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон, например, на доску для наличника или на другую деталь. Накладная резьба при таком способе выполнения получается более четкой по сравнению с глухой резьбой и смотрится гораздо лучше. В этом случае прорезную резьбу надо выполнять как можно чище. Не рекомендуется снимать фаски с обратной стороны детали, так как может создаться впечатление оторванности резьбы от основного фона. Сколы с обратной стороны вырезанной детали нежелательны. Домовая резьба по дереву, орнаментыСимволика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно. Орнамент обычно классифицируется на: - зооморфный, - антропоморфный, - геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков. Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду. Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. Домовая резьба на Руси В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища. Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония). Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси). Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири. Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными». Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь. С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона. Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом. Повалы — выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба —служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил. Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка. Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.
giga-s.com Деревянные резные узоры для наличников окнаРезные изделия и узоры – настоящее украшение, делающее загородный дом уникальным. Деревянный накладной декор представлен накладками из дерева – молдингами. Такой красивый элемент помогает оригинально декорировать окна и двери. Он идеально подходит для зеркал. С его помощью наличники приобретают особую выразительность. Узоры смогут придать уникальность вашему дому. Пример деревянных узоров в интерьереГородской житель находится в окружении современных строительных и отделочных материалов. От многоэтажных сооружений легко можно устать. На лоне природы хочется полной гармонии, которую и дают горожанам узоры: незатейливые и витиеватые. Резные наличники на окна выполняются в традициях русского деревянного строительства, у которых многотысячелетние корни. Стилизация под старину загородных домов – это непросто дань моде, а прекрасная возможность вернуться к истокам. Вернуться к оглавлениюСодержание материала Деревянные узоры: значениеПрошёл ажиотаж на пластиковые новинки, и снова люди обращаются к украшениям из дерева. Они не менее долговечны, чем изделия из современных материалов. Однако деревянные творения во много раз превосходят пластиковые аналоги по экологичности. Резной карниз для крышиУмелых плотников, знающих все нюансы древнего ремесла – резьбы по дереву, осталось не так много. Народные мастера знают, что означает каждый деревянный завиток:
Какая древесина подходит для резьбыНаличники – это доски, которые закрывают щели на окнах. Барочная форма воссоздаёт красоту каменных зданий. Хозяин загородного дома может выбрать узор для балкона или окна. Наличники широко применяются для декорирования различных построек. Этот архитектурный элемент оформляется кручёными столбиками, резными балясинами и решётками со сквозными узорами. Подходящим материалом для резьбы считается сосна. Эта порода дерева желтеет с течением времени. Оттенок изделия становится медовым. У осины с возрастом появляется шелковистый блеск серого цвета. Когда на изделие падают лучи солнца, оно отражает свет как металл.Мягкую липу также можно применять для украшения: её древесина обладает пластичностью. На дубе получается замечательный узор. Однако цена дерева высокая, и не каждый хозяин может позволить себе подобные украшения. Резной дом превращается в сказочный терем. Нельзя использовать лиственницу для резьбы: высококачественная древесина хрупкая, поэтому она легко раскалывается. Вернуться к оглавлениюРезные окнаОконные наличники делают из различных материалов: Многофункциональные наличники позволяют владельцу дома воспользоваться следующими преимуществами:
Окна смотрятся привлекательнее, если есть наличники. У таких элементов имеются свои особенности:
Нередко дерево обрамляют пластмассой. Стоит отметить, что это не самое удачное дизайнерское решение. Всё же можно встретить несколько вариантов, где современные пластиковые окна и традиционная древесина гармонично сочетаются.Ставни – альтернатива жалюзиИскусные мастера славятся тем, что созданные ими узоры гармонично вписываются в декоративную отделку. Ставни делают облик сооружения необычным. Эти элементы вызывают живой интерес у окружающих. Ваш коттедж будет выделяться среди всех остальных построек своей уникальностью. Даже типовая постройка станет не похожей на другие. Сплошные ставни прекрасно защищают от палящих солнечных лучей. Их в основном изготавливают из ели или липы. На изделия наносятся разнообразные виды резьбы. Именно она придаёт ставням особую привлекательность. Изделия можно подчеркнуть с помощью деревянного кружева. Эффектными стилевыми составляющими являются накладные элементы из металла. Вернуться к оглавлениюКак оформить двери резными узорамиДвери оформляются при помощи декоративно-художественных методов. Для филёнчатых моделей в качестве подходящего варианта резьбы следует рассматривать:
Самым распространённым декором остаётся первый вариант. Узоры выбирают обычно в виде растительных орнаментов или геометрии. Популярно обрабатывать контур филёнок следующими элементами:
Красивое декоративное оформление фасада деревянного здания.Если загородный дом построен из оцилиндрованного бревна или блок-хауса, тогда оригинальным украшением его фасада может стать резной декор. Резные украшения фасада домаТонкое и прозрачное кружево идеально сочетается с природным камнем, витражами, коваными и другими архитектурными элементами. Талантливые умельцы создают уникальные рисунки, которые способны очаровать окружающих. Узоры домовой резьбы с незапамятных времён обладали магическими свойствами. Они защищали дома от злых духов и притягивали благополучие. Украшениями фасадов служат панно в виде разнообразных геометрических фигур:
Кроме геометрии в декорах, представлены растительные орнаменты. Здесь есть животные и птицы. С помощью плоскостной техники создают фигуры представителей животного мира, мифологических героев и сказочных персонажей. Стоит только присмотреться, и резные лебеди поплывут вам навстречу. Фасады украшаются консолями, подзорами, фризами, балясинами, столбиками, портиками, балкончиками и другими деталями. Резные ограждения встречаются на террасах. Узор на карнизе надёжно прячет недостатки монтажа. Сложная резьба придаёт изделиям воздушность.Карнизы могут очертить границу между этажами: первым и вторым, без этого элемента наряд дома кажется незавершённым. Самым верхним элементом резьбы, украшающим дом, является конёк. Из доски вырезают голову коня или петуха и устанавливают на крышу. Наличники экстерьера прекрасно дополняются резной садовой мебелью, качелями, лавочками, скамейками, стульями и столами. Грамотно подобранный узор превратит каждое изделие из обычного предмета в произведение искусства. Вернуться к оглавлениюКрасота резных узоров в интерьереРезные элементы представляют собой идеальное решение для современного стиля кантри. Основой для его реализации служит сельский стиль любой страны, которая вам нравится. Если вам нравится необычный колорит, тогда вы можете стилизовать каждую комнату под русскую избушку, украинскую хату, французский домик в сельской местности, американское ранчо, швейцарский шале или проект английского коттеджа. В каждом из вышеупомянутых стилей дизайнеры применяют элементы резьбы.Узор станет и прекрасным штрихом к этно, классике, модерн. Важно учитывать текстуру древесины. Дорогая порода может украсить элитный интерьер в классическом стиле. Грубая фактура впишется в этно или модерн. Только настоящий мастер сможет правильно подобрать природный материал и узор, чтобы подчеркнуть красоту дома, а не испортить общее впечатление от сооружения. Резная мебель в интерьереНегармоничное сочетание создаёт впечатление, что элемент резьбы находится не на своем месте. Узор оживляет интерьер. Деревянные пилястры и колонны с резьбой внутри помещений выполняют много функций:
С чего начинать резчику-новичкуЧтобы изготовить узор, от начинающего мастера требуется терпение и старательность. Древним ремеслом может овладеть любой желающий. Начинать следует с заготовки древесины. Рекомендуется это делать с октября по январь. В этот период нет движения сока в древесине. Дерево практически не растрескивается. Вероятность поражения природного материала вредными насекомыми или микроорганизмами очень мала. Кряжи – отрезки ствола от комлевой части снизу. Эти заготовки имеют круглую форму. При комнатной температуре древесина сохнет 1 или 2 года. Лучше заготавливать мягкие лиственные породы. Идеальным материалом для новичка считается липа в возрасте 40–50 лет. Такую древесину легко вырезать. На ней мало трещин, и она не коробится. Из липы получаются красивые наличники, на которые можно нанести любой узор. Требования к инструменту для резьбы:
Начинающий мастер должен начинать делать резьбу с эскиза, который представляет собой рисунок с натуральными размерами, выполненный на листе бумаги. Подборка эскизов для резьбы по деревуПостроение рисунка рекомендуется выполнять с середины. Нужно вычертить сначала контуры больших фигур. Потом каждую из них требуется разбить на составные элементы. Заготовку строгают и крепят на неё кальку, под которой находится копировальная бумага. Когда мастер обводит карандашом контуры, они переводятся на заготовку. proekt-sam.ru Орнаменты домовой резьбы - ЭнциклопедияСимволика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно. Орнамент обычно классифицируется на зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков. Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду. Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши. «Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища. Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония). Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси). Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири. Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными». Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь. С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона. Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом. Повалы — выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба —служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил. Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка. Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.
Горизонтальные орнаменты прорезной домовой резьбы
Вертикальные орнаменты прорезной домовой резьбы
Резьба по дереву olymp.in Резные наличники на окна своими руками. Трафареты и шаблоны. Пошаговые фотоСодержание статьи: Резные наличники на дверях и окнах украшают дом, делают его непохожим на окружающие. Даже если здание построено по типовому проекту, оно может стать неповторимым.
Как по чертежу сделать шаблон?Чтобы сделать красивые наличники на окна своими руками, потребуются шаблоны. С их помощью рисунок переносится на поверхность древесины. Начинается создание шаблона с выбора рисунка. Вариантов найти можно много, при желании можно скопировать узор с фотографии. Способов увеличения чертежа до размеров шаблона существует несколько. Если рисунок в электронном формате, то его можно обработать в графическом редакторе. Если же чертеж уже напечатан, то стоит воспользоваться одним из двух методов. Первый – ксерокопирование. Все копирующие аппараты могут печатать с изменением масштаба и пропорций. Второй способ – вручную. Его можно назвать традиционным. Узор просто перерисовывается с увеличением по клеточкам. Получившийся увеличенный чертеж переносят на картон, а потом из него вырезают готовые шаблоны наличников на окна. Для каждого узора или элемента делают отдельный шаблон. Затем его кладут на доску, из которой будет выпиливаться наличник и обводят карандашом.
Делаем наличники на окна своими рукамиПроект
Проектирование – основа любого процесса. Если требуется сделать резные наличники на окна своими руками, то также следует начинать с проектирования. Выполняется чертеж фасадной части здания со всеми его деталями и выполняется чертеж резных элементов. Это позволяет представить внешний вид здания. Если есть программа визуализации, то можно сделать объемный проект дома.
Наличники своими руками: чертежи.
Наличники на окна своими руками. Фото На этом этапе подготавливаются материалы и инструменты. Лучшим материалом являются сосновые доски с минимальным количеством сучков. Сделать наличники на окна своими руками можно, применяя:
Выпиливание
Резные наличники на окна своими руками. Пошаговые Фото После того как трафареты наличников на окна были обведены, следует приступать к процессу выпиливания. Сначала выпиливают внутренние ажурные элементы. Для этого по контуру изображения высверливают отверстия. Сверло должно располагаться перпендикулярно доске.
Далее узор выпиливается электролобзиком. Начинают выпиливать с отверстия и ведут по нарисованному контуру.
После выпиливания внутреннего контура, переходят к внешнему.
Лобзик ведут от одного конца будущего наличника к другому. Заранее выполняют надпилы, чтобы облегчить процесс.
Результатом становится готовая деталь. Для другой стороны окна требуется сделать ее зеркальное отражение. ШлифовкаЧтобы поверхность приобрела эстетичный внешний вид, ее обрабатывают шлифмашинкой. Используется наждачный круг с зернистостью 80. После этого деталь можно окрашивать.
Грунтовка и окраска Древесина чувствительна к гниению и повреждению насекомыми, поэтому перед окраской ее тщательно обрабатывают антисептиком. Чем меньше пропусков, тем дольше будут служить наличники.
После нанесения состава детали просушиваются. Сухие поверхности окрашивают. Оптимальным вариантом является водоэмульсионная краска для древесины. Цвет выбирается во время проектирования. В данном случае используется белый и вишневый.
Красят двумя кистями. Широкой прокрашивают внешнюю поверхность, а узкая предназначена для боковых частей и труднодоступных мест.
Элементы прокрашивают тщательно, в два слоя. Второй слой наносят, когда высохнет предыдущий.
Завершающим слоем является лаковое покрытие. Для этой цели лучше взять акриловый состав, имеющий водную основу.
Лак наносят в один слой, старясь избежать потеков. Сушат детали на открытом воздухе. СборкаВсе детали собирают в общую композицию перед монтажом на окне. Такая последовательность удобнее.
Резные наличники на окна своими руками. Пошаговые Фото репление осуществляется по эскизу на саморезы. Их вкручивают с изнаночной стороны, чтобы не портить внешний вид наличников. Монтаж
Непосредственно монтаж наличников на окно выполняется с использованием лесов. Это безопаснее и удобнее, чем лестницы. Крепят модуль на место при помощи саморезов.
Варианты трафаретов наличниковПри выборе узоров для наличников следует обращать внимание на целый ряд моментов. Среди них сочетаемость с общим внешним видом дома. Если деревянные наличники на окна своими руками изготавливаются впервые, то лучше выбрать более простой вариант. Шаблоны наличников своими руками Раньше в каждом регионе существовали свои традиции в оформлении окна. Их можно использовать и сейчас, если хочется напомнить о культурном наследии. Роль наличниковЭлементы отделки окна часто называют наличниками, но правильное их название обналичка. У обналички имеется множество функций. Рассмотрим основные из них:
При изготовлении наличников следует учитывать, что дерево со временем разрушается. Продлить ему жизнь помогут антисептические составы. Горячие темы. Советуем почитать!postroiv.ru |