Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Фоторепортаж Резьба Богородская фабрика художественной резьбы по дереву Дерево. Картинки резной богородской игрушки


Богородская резьба. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

ГДЕ КУПИТЬ?

Посмотреть, выбрать и приобрести изделия Богородской резьбы можно в интернет-магазине «РУССКИЕ РЕМЁСЛА».

Предание

Аука

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку "ауку". Дети порадовались, поиграли и забросили "ауку" на печь.

Раз муж стал собираться на базар и говорит: "Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам". "Ауку" купили и еще заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться "богородской".

Татыга

Но есть и другая версия, другая легенда, в которой — главный герой Татыга, глухонемой мастер.

Это было еще в четырнадцатом веке... Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский, который благословил московского князя Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой.

Жил он в монашеском уединении и полюбил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одарял детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием Радонежским, вырос большой монастырь — Троице-Сергиева лавра.

И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «троицкими». Об этом рассказывает легенда.

Другая легенда говорит нам т об иной отправной точке в истории посадских игрушек. По преданию, в Сергиевом Посаде жил глухонемой мастер по прозвищу Татыга, который однажды вырезал куклу из липы и продал ее для украшения в лавку купца, что торговал у стен монастыря кушаками, рукавицами и прочей надобностью.

Скоро на куклу нашелся покупатель. Тогда предприимчивый торговец сделал Татыге заказ на резные деревянные куклы, а тот сообразил, что дело выгодное, стал набирать учеников из посадских детей. Ремесло это переняли другие мастеровитые жители, и начался здесь "потешный" промысел.

Дата возникновения

Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву.

Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Но эти сведения не точны. 

Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.

Шедевры

Уже на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврами народного искусства, среди которых: "Пастушок", ставший своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.

Кустарный музей

В Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу.

В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков.

«План» и «вал»

Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной.

С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия "художественная промышленность", "план", "вал" и другие абсолютно чуждые понятия.

Особенности промысла

Богородская резьба выполняется при помощи специального "богородского" ножа ("щучка"). Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек.

Наиболее известна игрушка "Кузнецы", обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

ru.russianarts.online

Culture and art

Мастера богородской скульптуры

Н. И. Максимов с учениками. Богородский резчик

Мастера богородской скульптуры А. Я. Пушкин и Н. И. Максимов

Первые годы XX века были богаты событиями в жизни промысла резных изделий в селе Богородском.В те же годы судьбой крестьянского промысла в село Богородское часто приезжал Н. Д. Бартрам на промысел, внимательно присматривался к работе мастеров. Художник искренне хотел помочь местным резчикам наладить производство оригинальных изделий. Он рассказывал им о русских игрушках прошлых времен, о производимых на других промыслах, показывал лубочные картинки и старинные гравюры, сюжеты которые могли послужить, по его мнению, хорошими образцами для новых интересных богородских резных изделий.

Под влиянием рассказов Бартрама местные резчики начали делать сложные многофигурные композиции на сюжеты изображений старинных лубочных картинок и гравюр. Такие резные скульптуры охотно покупались, их принимали на продажу кустарные магазины, брали для показа на выставках. Но работа над ними требовала большей аккуратности, чем обычная игрушка. Резчики вынуждены были отказаться от многих прежних приемов резьбы, стали подробнее детализировать формы изображения, снимать следы черновых срезов наждачной бумагой, шлифовать ею готовое изделие, нарушая художественную систему резьбы, сложившуюся в промысле. Новые богородские скульптуры, выполненные сложнее, уступали прежним в непосредственности, в силе образных характеристик, лаконичности. В них преобладали черты станковизма, многие изображения были похожи на макеты, составленные из деревянных фигурок. В связи с подобным обстоятельством групповые фигурные композиции уже не могли считаться ни игрушкой, пригодной для детской забавы, ни мелкой пластикой, богатой содержанием. Если они и были игрушкой, то уже рассчитанной прежде всего на восприятие взрослого человека — ценителя фольклора, любителя курьезных вещей.Среди богородских мастеров, особенно внимательно относившихся к советам Бартрама, охотно бравшихся за изготовление новых видов скульптурной игрушки и пытавшихся обрести в этой работе собственную творческую тему, был резчик Андрей Яковлевич Чушкин. Он довольно поздно вошел в коллектив местных мастеров, хотя и происходил из семьи потомственных игрушечников богородского промысла. До двадцати восьми лет Чушкин зарабатывал на жизнь плотницким делом, иногда выполнял орнаментальную резьбу на карнизах и наличниках. Резать игрушку он учился у известного богородского мастера К. В. Стулова. В 1908 году Чушкин познакомился с Бартрамом и сделался его преданным помощником и другом на долгие годы.

А. Я. Чушкин. Богородские резчики за работой. Начало XX в.

Н. И. Максимов. Генерал Доватор.Начало XX в.

Чушкину нравилось вырезать деревянные скульптурные композиции по мотивам гравированных изображений XVIII— XIX веков. Однако работа по гравированному образцу не была для него процессом механическим, заключающимся лишь в переводе сюжета плоского изображения в пластическую форму. На старинных лубках он, не знавший основ академического рисунка, постигал законы «пропорционального построения человеческой фигуры», осваивал принципы создания жанровых композиций. В копирование с печатных образцов мастер вносил характерное для народных художников творческое начало: по-своему переосмысливал весь строй композиции, роль в ней каждого персонажа. Он наделял участников сцены иной внешностью, придавал их фигурам отличные от образца позы и жесты. В результате такой продуманной работы резное изображение, выполненное по образцу композиции лубочного листка, превращалось в произведение вполне оригинальное.Подобно другим богородским резчикам, Чушкин особенно любил брать за образец своих резных изделий гравированные листы с изображением конных выездов. Он делал скульптуры по мотивам литографий А. О. Орловского, а композицию «Запряжка парная с линейкой» исполнил по образцу лубочной картинки XIX века «Гулянье в Марьиной роще».Постигая приемы работы известных богородских резчиков, внимательно прислушиваясь к рекомендациям Бартрама, Чушкин очень быстро прогрессировал в своем творческом развитии. Дружба с Н. Д. Бартрамом помогла ему сформироваться в настоящего интеллигента художника, пользующегося на промысле признанным авторитетом. Чушкин стал одним из организаторов созданной в 1912 году артели богородских мастеров, с возникновением которой резчики сумели, наконец, освободиться от услуг сергиевских скупщиков, смогли самостоятельно реализовывать свои изделия в магазинах Сергиева Посада и Москвы.

Н. И. Максимов.Скребницей чистил он коня. 1962

Несомненное влияние на развитие творчества Чушкина оказало знакомство с произведениями художников-передвижников. Часто бывая в Москве, посещая Третьяковскую галерею и художественные выставки, он всегда внимательно рассматривал картины, особенно посвященные быту деревни. По всей вероятности именно такие произведения и пробудили у мастера стремление создать серию скульптур, реалистически изображающих сцены из крестьянской жизни.Чушкин выполнил композиции «Пахота» и «Сев». В этих тщательно исполненных скульптурах он буквально с этнографической точностью изобразил костюмы крестьян, конскую упряжь, конструкции сохи и бороны. Предельно реалистические композиции не выглядят, однако, сухими макетами. Фигурам крестьян придана столь характерная для народной скульптуры обобщенность; их пропорции несколько приземисты, каждая вырезана из куска дерева смелыми, «маховыми» движениями ножа, скупо детализированы быстрыми и точными порезками.В те же годы Чушкин создает новый вариант традиционной богородской игрушки «Кузнецы». Он усложняет ее композицию, превратив в настоящую жанровую скульптуру.

Н. И. Максимов.Конек-Г орбунок.1959

В произведениях на темы крестьянской жизни Чушкин проявил себя и как народный художник, способный создавать новые сюжеты в богородской скульптуре, и как последовательный сторонник лучших традиций ее жанрового направления, столь успешно развивавшегося еще в XIX веке. Он сумел создать композиции, не только отвечавшие трактовкой образов прежним изделиям промысла, но и отмеченные подчеркнутой индивидуальностью в манере исполнения. Не случайно его работы были признаны образцовыми для богородской резьбы старшими мастерами промысла и зрителями, увидевшими их на выставках кустарных изделий. Скульптурные композиции Чушкина привлекали точностью характеристик народных типажей.Мастер хорошо чувствовал сложную обстановку в жизни России накануне революции. И как передовой народный художник он стремился отразить это в своих произведениях. Состраданием к тяжелой доле крестьянина проникнуты его композиции на темы сельской жизни. По-видимому, на него произвела большое впечатление картина С. А. Коровина «На миру». Чушкин создал свой, скульптурный вариант композиции на близкую тему. Он вырезал группу крестьян, стоящих на деревенской улице у столба с фонарем и что-то оживленно обсуждающих, дал композиции название «Сходка в деревне». Вероятно по совету Бартрама мастер попробовал сделать скульптурную композицию на сатирическую тему. За основу ее было взято изображение на лубочной картинке «Лестница человеческой жизни», висевшей в доме Бартрама. Героем этой назидательной сцены был незадачливый чиновник, который, находясь в зените служебных успехов, не подозревает, что вслед за подъемом на вершину его ожидают нудная работа, болезни и старость.Чушкин принимал самое деятельное участие в преобразовании жизни родного села после Великой Октябрьской революции. Он был одним из активных членов местной профессиональной артели резчиков, содействовал открытию в Богородском специализированного училища-школы. Односельчане с большим уважением относились к нему, ценили его организаторские способности. Когда в конце 20-х годов встал вопрос об избрании первого председателя колхоза в Богородском, то все жители села единодушно выдвинули на этот ответственный пост Чушкина.

Н. И. Максимов. Гусар. 1952

Очень занятый делами в Богородском, мастер тем не менее находил время много и увлеченно помогать Бартраму. Он был одним из активнейших участников создания в Москве первого в России Музея игрушки. Помогал Бартраму организовывать курсы при музее для подготовки художников — мастеров детской игрушки, вел с ними занятия, обучая приемам резьбы по дереву. Кроме преподавания на курсах в Москве и в Богородском, он проводил занятия по искусству резьбы в художественном училище в Сергиевом Посаде. Вместе с Бартрамом и другими профессиональными художниками Чушкин разрабатывал проекты детских игр, пригодных к массовому серийному производству, участвовал в создании фильма «Приключения болвашки». В те же годы он написал книгу «Резная игрушка из дерева», в которой просто и доходчиво рассказал о способах создания традиционных богородских резных изделий.Совместно с Бартрамом и художником Н. А. Леманом Чушкин исполнил макеты детских игр «Днепрострой» й «Поезд», сделал несколько комплектов деревянных кубиков, позволявших составлять разнообразные конструкции. В традициях богородской резной игрушки выполнил он наборы игр «Крестьянский двор» и «Сельхозорудия».После революции Богородский художественный промысел быстро выдвинулся в число успешно развивающихся центров советского народного искусства. Немалая заслуга в этом принадлежала преподавателю богородской школы Чушкину, возглавлявшему артель местных художников-резчиков. Он оказал большое влияние на новую смену мастеров, служил для многих из них примером.Воспитанники богородской школы первого выпуска сумели выбрать правильный путь для дальнейшего развития традиционного местного искусства резьбы по дереву. Они продуманно сократили производство прежних образцов массовых богородских игрушек и скульптур и активно принялись за создание изделий, образы которых были бы интересны людям самых разнообразных слоев советского общества.Молодые богородские резчики освоили в школе кроме традиционных навыков резьбы по дереву и начальные приемы лепки скульптуры из мягких материалов. Курс лепки был введен в программу обучения по рекомендации Бартрама. Это имело свои отрицательные стороны, поскольку способствовало утверждению принципов станковизма. Владея лепкой, молодые мастера уже имели возможность продуманно искать композицию будущего резйого изделия. Они полностью отказались от создания резных изделий по изображениям на старинных гравюрах и лубочных картинках. Теперь сами мастера выполняют эскизы богородских игрушек и скульптур. Они делают композиции на темы колхозной жизни и быта народов СССР, посвященные памятным событиям истории и современности, Красной Армии.

А. Я. Чушкин. Франт на дрожках. Начало XX в.

Любимыми персонажами в новой богородской резьбе становятся герои народных сказок, популярных произведений русской и советской литературы. Наиболее распространенным видом резьбы в творчестве нового поколения богородских мастеров оказались скульптурные композиции. Этот вид изображений больше подходил для воплощения индивидуальных замыслов.Довольно значительные по размерам скульптурные композиции смотрелись выигрышнее игрушки, особенно на представительных выставках народного творчества, участие в которых сделалось для местных резчиков вполне привычной традицией. Вместе с тем такой путь приводил к разрушению системы народной резьбы по дереву.Ведущими художниками Богородского промысла после революции оставались потомственные мастера из династий Столовых, Прониных, Зининых, Балаевых, Максимовых. Получив воспитание в школе, освоив принципы резьбы и лепки, они сохранили в своем творчестве традиционное для промысла чувство красоты материала, приемы скорой и виртуозной резьбы по дереву.С 1927 года работает в коллективе Богородского промысла заслуженный художник РСФСР Николай Иванович Максимов. Он родился в 1910 году и первым навыкам ремесла обучался в семье, у отца, затем в специализированной школе, в классе, который вел Чушкин.С тех пор мастер стал одним из самых уважаемых педагогов-наставников.Максимов одним из первых среди богородских резчиков нашего времени обратился к выполнению изделий по темам литературных произведений. Его дипломная композиция на сюжет известного стихотворения Н. А. Некрасова открывала в работе промысла новое направление и была вместе с тем связана с тематикой традиционных местных скульптурных изображений, изготовлявшихся еще в XIX веке. Если старые богородские мастера любили изображать лихие тройки, ямщиков, торжественные выезды степенных горожан, бравых конников- гусар, то Максимов сделал скульптуру, в которой героикоромантическое начало оттенялось комичностью ситуации. Изображение испуганно мчащейся тройки с ревущим в санях медведем полюбилось богородским резчикам. Многие из них делали свой вариант этой забавной сцены. По-своему выполнил ее спустя двадцать лет после Максимова другой известный резчик— М. А. Пронин.

А. Я. Чушкин.Кузнецы. 1928

Сравнивая скульптуру работы Максимова со скульптурой, вырезанной Прониным, можно видеть, какие большие изменения произошли за двадцать лет в искусстве богородской резьбы. Работа Максимова стилистически еще прочно связана с работами богородцев начала века, с манерой резьбы Чушкина. Ее фигуры несколько приземисты и угловаты. Их плоскости сохраняют следы обработки ножом, каждая из них высекалась из куска дерева с расчетом наименьшей затраты сил, без скидки на дальнейшую доводку поверхности наждачной бумагой. Группа, вырезанная Прониным, изящнее, стремительнее. Ее плоскости обработаны щедрее, виртуознее, с явным намерением усилить сочность игры света и тени, гладкие поверхности тщательно, почти до блеска обработаны наждаком. Такая тенденция к станковой скульптуре входит в несомненное противоречие с народной традицией, что не могло не сказаться на дальнейшем развитии промысла.В 1937 году Максимов создал новую скульптурную композицию— «Чапаевская тачанка». Он работал под впечатлением вышедшего в 1934 году фильма братьев Васильевых «Чапаев». И эта работа Максимова открыла для резчиков промысла новую интересную тему, вызвала много подражаний и вариантов. Спустя десять лет Пронин сделал свой образец этой темы «Чапаев на тачанке», также вошедший в золотой фонд изделий промысла.Самыми плодотворными годами в творческой биографии Максимова стали 1950—1960-е годы. В эти десять-двенадцать лет он создает все наиболее значительные работы: много трудится над скульптурными композициями на темы литературных произведений, делает образцы массовых изделий-игрушек.

А. Я. Чушкин.Пахота.Начало XX в.

В этот период в работе Богородского промысла происходили большие перемены. Они были связаны с поисками дальнейшего пути развития местного искусства резьбы. К тому времени производство дешевых детских игрушек, образцы многих из которых появились еще до революции или в первые годы после нее, уже не могло приносить промыслу достаточный доход. Богородские резчики усиленно ищут образы скульптурных изображений, которые имели бы широкий спрос у покупателя. В угоду этому обстоятельству они начинают выпускать резные скульптуры оленей, орлов на скале, композиции которых были заимствованы с изделий, бытовавших на рынках южных курортов страны. Продукция промысла все очевиднее подчинялась влиянию дурного вкуса, носила явно сувенирно-рыночный характер.В этой ситуации работа Максимова над созданием скульптуры на темы популярных произведений классической литературы имела для Богородского промысла несомненно важное значение. Такая работа намечала для всей артели путь более ответственного отношения к тематике массовых изделий, открывала круг сюжетов с образами героев, близких фольклору, традициям русского народного искусства.Скульптурная композиция «Кому на Руси жить хорошо» на сюжет поэмы Н. А. Некрасова перекликается со скульптурными фигурками- крестьянских персонажей работы богородских мастеров XIX века, с образами, созданными Чушкиным. Целая серия скульптур Максимова посвящена сюжетам сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок». В ней резчик имел возможность изобразить столь популярных и характерных для богородской резьбы чудо-коней в самых разнообразных состояниях: мчащихся в бешеной скачке, взвившихся на дыбы, стоящих в горделивом спокойствии. Характерно, что в каждой композиции Максимова на темы сказки Ершова лошади изображаются в каноничных для подобного вида скульптур богородской резьбы позах. Но это нисколько не препятствует воображению мастера строить всю скульптурную группу по-своему. Напротив, промысловый канон изображения коней помогает ему делать фигуры животных выразительными, поистине сказочными.Вместе с тем в резных скульптурах работы Максимова явно ощущается влияние искусства художников-профессионалов — иллюстраторов книги, скульпторов-анималистов. И это вполне понятно. Современный богородский резчик не может не испытывать воздействия профессионального искусства. В работах художников-профессионалов он пытается увидеть полезное для своего творчества. Создавая цикл на сюжеты сказки Ершова, Максимов просмотрел не одно иллюстрированное издание этой книги, внимательно изучал литографии Ю. А. Васнецова и фарфоровую скульптуру С. М. Орлова, подмечал в них элементы, пригодные для Использования в характерном богородском произведении резьбы.В те же годы Максимов сделал несколько резных игрушек. И в этом виде работы ему удалось найти решения, позволяющие соединить новое с традиционными принципами исполнения прежних богородских изделий. Разрабатывая композицию массовой игрушки с фигурой столь типичного в изделиях промысла медведя, мастер придумал для этого забавные и вполне современные сюжеты. Его медведь был строителем, летел на ракете вокруг Земли. Фигурки, приводимые в действие простым механизмом, нравились детям не меньше заводных.

А. Я. Чушкин.Сев. Начало XX в.

Традиционно богородскую игрушку-сувенир подготовил Максимов к 150-летию Отечественной войны 1812 года. Он сделал эскадрон гусар. Благодаря использованию в качестве постамента планок, скрепленных шарнирами, скульптурная группа по принципу народной игрушки могла собираться в две различные композиции. Всадники то ехали «гуськом», то вставали в сдвоенный ряд. Все фигурки «на разводе» резались совершенно одинаково и выделялся лишь один командир. Скульптура-игрушка была предельно проста в работе и удобна для массового производства.В течение XX века в судьбе старинного промысла резных изделий в селе Богородском происходили важные перемены. В начале века местные мастера объединяются в артель, в 30-е годы — в колхоз, теперь на основе промысла создана Богородская фабрика художественной резьбы. На протяжении текущего столетия искусство богородской художественной резьбы не раз вынуждено было искать новые сюжеты, совершенствовать процесс исполнения резных изделий в соответствии с запросами рынка. Подчиняясь этому влиянию, резчики в первые десятилетия века больше стали делать скульптурных композиций и меньше традиционных для промысла подвижных игрушек. Их работы все очевиднее становились похожими на станковую скульптуру, а истинно народное начало в резьбе, выражавшееся прежде в создании ярких и лаконичных образов, все заметнее подменялось увлекательностью сюжета. Овладев приемами лепки, богородские резчики незаметно стали утрачивать умение виртуозного и экономного мастерства работы с деревом. Их композиции сделались сложнее, но не столь впечатляющими в своей простоте, как работы старых мастеров. Не всегда коллективу промысла удавалось создавать новое, сообразуясь с собственными лучшими традициями, нередко мастера опрометчиво увлекались заимствованием манеры и сюжетов, не свойственных их стилю работы.

А.Я.Чушкин.Ступени человеческого века Начало XX в. 2

Но лучшие художники Богородского и среди них такие мастера, как Чушкин и Максимов, будучи сами инициаторами поиска нового, стремились не порывать с достижениями прошлого. В известные периоды отходя от традиции, они умели к ней возвращаться. Они умели показать товарищам по работе, что в системе традиций можно открыть путь к новому.Богородская фабрика художественной резьбы выпускает много игрушек-скульптур. Чувствуется, что многие изображения механически воспроизводят в резьбе просчеты, допущенные проектировщиком скульптуры еще в момент поиска ее композиции в мягком материале. Искусство лучших старых мастеров, работы Чушкина и Максимова могут служить современным богородским резчикам образцами вдумчивого и новаторского отношения к поиску путей дальнейшего развития традиционной богородской художественной резьбы.

А. Я. Чушкин.Крестьянка мнет лен.Начало XX в.

А.Я.Чушкин.Ступени человеческого века Начало XX в.

culture-art.ru

Русские народные деревянные игрушки - богородская роспись, матрешки

Фото с сайта: maam.ru

Фото с сайта: maam.ru

Многие серьезные, седовласые ученые мужи уже давно сошлись в едином мнении, что без игрушек развитие человечества было бы попросту невозможным. Именно эти нехитрые и действительно символичные предметы формировали правильное представление о мироустройстве, настраивали психику малышей на верный лад, учили элементарным бытовым навыкам, развивали воображение, да и не только. На самом деле, русские народные игрушки, фото которых с интересом разглядывают и детки, и взрослые, это целый раздел истории народности в целом, помогающий понять и прочувствовать душу народа, его глубинную суть.

Старые-добрые русские народные игрушки: разновидности, немного истории и распространение сегодня

Фото с сайта: 2do2go.ru

Фото с сайта: 2do2go.ru

Любая народная игрушка имеет глубокую и чрезвычайно долгую историю, так как следы подобных предметов народного творчества находили историки в древних захоронениях, которые датируются временами, затуманенными для нас глубокой древностью и пылью веков. Следует сказать, что изначально, скорее всего, все эти удивительные предметы имели своего рода магическое значение и применялись они в разнообразных ритуалах и традиционных обычаях, потому вызывали некоторый трепет и благоговение.

Фото с сайта: lubodar.info

Фото с сайта: lubodar.info

Только после того, как вера народная в одухотворенность всего мира вокруг нас несколько пошла на убыль, значительно подвинутая христианством, игрушки попали к малышам, которые сразу же, радостно протянули к маленьким произведениям искусства свои пухленькие ручонки. Причем народная игрушка, а картинки подтверждают это в полной мере, может быть настолько красивой и пестрой, что ни один ребенок ни за что не выпустит их из рук.

Стоит задуматься

Народные ремесла в нашей стране развивались самобытно и обособлено, потому стоит подумать о том, сколько силы духа, веры и любви заложено в каждом предмете, в каждом его элементе. Для того, чтобы лучше понимать, что же представляет собой русская народная игрушка, какие разновидности этих изделий известны людям до сей поры и какие промыслы уже давно канули в Лету, стоит разобраться с вопросом более пристально.

Виды русских народных игрушек: разница в материале изготовления

Фото с сайта: eldisblog.com

Фото с сайта: eldisblog.com

В первую очередь, стоит сказать, что чаще всего русская народная игрушка, картинки это красиво проиллюстрируют, изготавливалась из трех видов сырья. На самом деле, даже ребенок догадался бы, о чем идет речь, так как в древности это были наиболее доступные и достаточно дешевые материалы, которые можно было применять без опаски и ограничений.

  • Игрушки, изготовленные из глины, при учете и тех, к которым был применим обжиг.
  • Народные деревянные игрушки, причем они могли быть как расписными, резными, так и просто с необработанной почти поверхностью.
  • Игрушки народные из ткани, которые встречались несколько реже, да и распространение получили гораздо позже двух остальных подкатегорий.

Чаще всего народные игрушки демонстрировали фигурки людей, к примеру, крестьянина, попа, барыни, кузнеца, солдата, и даже черта, для большей острастки. Вторыми по популярности среди игрушек были животные, например, считающийся символом матушки России, медведь, козел, лошадка, кукушка, петушок или уточка, лебедь и так далее.

Фото с сайта: nhpko.ru

Фото с сайта: nhpko.ru

Реже игрушки изображали мифических существ, таких как русалки, водяные, лешие, жар-птицы, алконост и многое другое. Причем исторически так сложилось, что в разных регионах развились особые техники выполнения, некоторые из которых сохранились до наших дней. Удивительно, однако изготовлением народных деревянных игрушек, равно как и глиняных, и сейчас занимается довольно много увлеченных и талантливых людей, которые берегут историю и традиции предков.

Великолепная матрешка: русская народная игрушка непонятного происхождения

Фото с сайта: rusnardom.ru

Фото с сайта: rusnardom.ru

Для начала стоит разобраться, что же такое матрешка, хотя для наших людей это едва ли может быть секретом. Да и за рубежом также матрешка давно стала настоящим символом русского мира, хотя происхождение этого удивительного предмета остается достаточно туманным и загадочным. Итак, матрешка – русская народная игрушка, изготовленная из дерева, полая, внутри которой помещается точно такая же, только меньшая по размеру. Чаще всего матрешки имеют яйцеообразную форму и плоское донышко, чтобы удобнее было ставить ее, к примеру, на стол.

Фото с сайта: lib2.podelise.ru

Фото с сайта: lib2.podelise.ru

Для удобства матрешки являются не цельной конструкцией, а состоящей из двух частей, нижней и верхней. Именно они позволяют поместить внутрь одной деревянной куколки другую, и так, вплоть до самой крохотной. Матрешки имеют в наборе от трех предметов, и так по возрастающей. Чаще всего, эта игрушки изготавливается и расписывается в виде русской девушки в платке, однако бывают также матрешки, изображающие целые семьи, героев сказок, а не так давно, вместо этого стало модно наносить портреты известных политических деятелей, артистов и так далее.

Фото с сайта: dic.academic.ru

Фото с сайта: dic.academic.ru

История матрешки чрезвычайно загадочна и туманна. Эта забавная толстенькая тетенька появилась приблизительно в последние десятилетия девятнадцатого века, во время экономического, а также культурного подъема в нашей стране. Возникновение такого направления в искусстве, как русский стиль и стало толчком для распространения русских народных промыслов. Считается, что первую игрушку подобного рода выточил и разрисовал как румяную девушку из деревни, художник Сергей Малютин, который вдохновился японским изображением мудреца Фукурамы, в котором было еще несколько предметов.

Фото с сайта: kulturologia.ru

Фото с сайта: kulturologia.ru

Малютин сделал по-своему, фигурки у него было разные, по счету их было восемь, а последняя, неразъемная, представляла собой новорожденного, спеленатого младенчика, с закрытыми глазками. Сейчас матрешка не забыта, ее изготавливают во многих местах, а в некоторых городах нашей необъятной Родины есть даже музеи, целиком и полностью посвященные матрешкам, к примеру, в Нижнем Новгороде, Москве, Сергиевом Посаде, Нолинске и во многих других местах.

Богородская игрушка: картинки не могут передать все очарование и привлекательность расписных кукол

Фото с сайта: ya-zemlyak.ru

Фото с сайта: ya-zemlyak.ru

Как ни крути, а Сергиев Посад, неподалеку от которого и разместился тихий и красивый, спокойный городок Богородское, издревле считается самым средоточием русских- народных промыслов, в том же числе и игрушечного дела. Причем в округе каждая деревня имела свой собственный стиль выполнения резных деревянных фигурок, которые потом могли либо расписываться яркими красками, либо оставаться без покрытия. Богородская роспись отличалась яркими красками, цветными растительными узорами, которые так нравятся детям и взрослым.

Фото с сайта: bogorodskoe.sergievposad.org

Фото с сайта: bogorodskoe.sergievposad.org

Существует красивая легенда о том, как мать решила порадовать своих многочисленных ребятишек и однажды зимним вечером вырезала из дерева фигурку, которую и назвала Аука. Детишки немного поиграли забавной деревянной игрушкой, а потом забросили ее на печку, где она и пылилась, пока глава семейства не решил ехать на базар. Он-то и прихватил с собой Ауку, которая не только сразу же привлекла покупателей, но также и вызвала настоящий ажиотаж, после чего семья занялась прибыльным и полезным делом – делать игрушки из мягких пород дерева, а так как жили они в селе Богродское, то игрушки получили соответствующее название.

Фото с сайта: articles.agronationale.ru

Фото с сайта: articles.agronationale.ru

Вырезают фигурки и сейчас, причем преимущественно из липы, которой нужно дать «отлежаться», на протяжении двух лет, только после этого можно приступать к созданию игрушки. Самые известные игрушки данного плана делались с подвижными частями, к примеру, медведь с мужиком, по очереди колотящие наковальню молоточками и так далее. Но есть и статичные варианты, те же звери, зайцы, олени, козлы, люди, да и вообще, что придет в голову мастеру. Сейчас над созданием подобных игрушек в деревне Богородское трудятся около трех сотен семейств, а уж детки с радостью рассматривают и играют такими удивительными и забавными фигурками. Причем, какая же она, богородская игрушка, фото проиллюстрирует более досконально, чем любые слова.

Дымковские фигурки: русские народные игрушки из глины

Фото с сайта: liveinternet.ru

Фото с сайта: liveinternet.ru

В той самой местности, где сейчас стоит себе город Киров, в заречной слободе, с довольно таки странным названием Дымково, появились однажды чудо-мастерицы, которые стал из глины делать поразительные фигурки животных и людей, которые по сути своей были свистульками. Историки связывают появлением такого промысла с весенним праздником свистуньи, потому изготовлением этих игрушек занимались преимущественно женщины.

Фото с сайта: sports.ru

Фото с сайта: sports.ru

Подобные дымковские игрушки делали в виде самых разнообразных животных, людей и сказочных существ. К примеру, они могли повторять образы расписных птиц, с пестрыми перьями, медведей, козликов и лошадок, девушек и парней, леших и русалок, которые, как известно, в нашем фольклоре были боле похожими на птичек и жили на деревьях и так далее.

Это интересно

Основной особенностью дымковских игрушек можно назвать их особенную, неповторимую статичность. Все фигурки будто неожиданно замерли, да так и остались недвижимыми. Детям нравиться яркость и живость росписи, забавные образы и занимательные сюжеты.

Русская народная игрушка: картинки из жизни или каргопольские живые фигурки

Фото с сайта: ivan-da-maria.org

Фото с сайта: ivan-da-maria.org

Посреди дремучих лесов неподалеку от Архангельска, раскинулся небольшой город Каргополь, славящийся еще одним видом русской народной игрушки, которая получила свое название, опять же, по названию места своего зарождения. Однако прежде, чем дело дошло до забавных фигурок, изображающих людей и животных, а порой, и целые сюжеты, тут проживали искусные гончары, занимающиеся изготовлением посуды. Горшки и тарелки из Каргополя расходились на ура во многих русских городах, не исключая и Москву.

Фото с сайта: slav-museum.ru

Фото с сайта: slav-museum.ru

У фигурок из лесного, ягодного края есть некоторая суровость образа, что и является их отличительной чертой. Все игрушки раскрашиваются исключительно натуральными красителями, к примеру, сажей, разными видами глины, а также иными минералами. Потому цвета их обычно коричневые, бежевые, зеленовато-бурые, черные и так далее. Однако современные мастера добавляют еще салатовые, синие и желтые тона, что делает фигурки еще более оригинальными и живыми.

nash-neposeda.ru

фото орнамента, его особенности и виды изделий

Богородская резьба по дереву (фото с инструкциями прилагается) – все от А до Я вы узнаете именно в этой статье. Богородские изделия — яркий и всемирно известный вид русского народного творчества. Рассмотрим все, что связано с этими произведениями искусства.

Исторические факты

В старинном селе Богородское недалеко от г. Сергиев Посад разместилось знаменитое село, где основным промыслом является производство деревянных скульптур и игрушек. Откуда мастера черпают вдохновение? Наверное, на них действует холм, на котором и расположилось село, возможно, берег реки Куньи. Крепостные Троице-Сергиева монастыря стали первооткрывателями этого искусства. Они заложили основы художественного промысла обработки дерева. Именно с тех времен село стало центром народного творчества.

Сам же город Сергиев Посад считался историческим центром игрушечного дела в России. Недаром его называют и в наши времена «столицей игрушечного царства». Такой промысел являлся крестьянским производством. Когда наступал перерыв в работе, то начинали создавать изделия. Можно сказать, что такая работа приобрела сезонный характер — с осени до ранней весны.

Известное произведение рук мастеров богородской резьбы «Пастушок» появилось именно в то время. Не менее важными стали другие представители классики — львы, львята, собаки и щенята.

Интересный факт! Чаще всего мастера творили многофигурные изделия. Инструменты не играли значения.

По историческим сведениям, народный быт был основой всех произведений. Достаточно вспомнить игрушки «Рубка капусты», «Пряха», «Сеятель», «Дровосеки» и т.д. Некоторые работы представлены на фото.

От старого к новому

Богородская игрушка — сочетание волшебства и практики. Наверное, поэтому свежесть и непосредственность игрушек привлекает внимание до сих пор.

Сейчас существует Богородская фабрика художественной резьбы. Но из-за большого количества плагиата и подделок сей народный промысел на грани уничтожения. Купить богородскую игрушку можно лишь на месте производства, потому что число работников сократилось по данным до 25-ти человек. К радости, фабрика открыта для посещений. Там находится музей истории фабрики, где можно познакомиться с первыми изделиями резьбы и послушать увлекательные рассказы, просмотреть картинки несохранившихся изделий.

Особенности мастерства

Наверное, не было бы такого огромного количества изделий без богородского ножа. Богородский нож назван в честь села Богородское, является основным инструментом богородской резьбы. Это нож с прямым коротким клинком.

Часто мастера применяют его для грубой и тонкой резьбы. В народе нож величают «щучка».

Сейчас в Интернете много вариантов создания ножа. Примеры схем приведены на фото:

Мастера богородского дела используют нож для обтески, резки и т.д. Он простой по форме, легко изготавливается. Если хочется вырезать мордочку зверушки, ручки или глазки, то нож поможет в таком деле.

Виды изделий не поменялись со времен древней Руси. Это все тот же народный быт и сказочные звери. Поэтому игрушка имеет свою изюминку и самобытность.

Черты игрушки

Движущиеся игрушки, народный быт, жизнь жителей леса — основные особенности богородского промысла.  Мастера богородского дела — это сказочники, которые живут в вымышленном мире. Для того чтобы создавать шедевры, нужно обладать богатой фантазией и воображением, наблюдательностью и заинтересованностью в любом деле. Очень часто мастерами становились люди, выросшие на домашних сказках.

Древняя традиция русских мастеров гласит, что успех зависит от фантазии. «Маховая» резьба — это изделия без эскизов, трафаретов, без которых сейчас не обходится любой мастер.

Характерная черта — древесина. Материалом для таких художественных изделий выступают осина, ольха и липа. Эти 3 дерева с древней Руси считают мягкими и податливыми. Например, липа не оставляет зазубрин. Некоторые шутят, что работа с ней «идет как по маслу».

Вся работа напоминает сказку. Не зря символом богородского промысла, гербом выступает гроза леса — медведь. Известная работа, встречающаяся в детских мультфильмах и сказках, «Кузнецы» совмещает в себе все особенности богородской резьбы. По историческим данным, этому изделию более 300 лет.

Лапки, хвостик и цветочки

Богородская игрушка имеет свой стиль. Его трудно спутать с другими. К сожалению, многие даже не знают названия такой резьбы, хотя и знакомы с подобными игрушками. Если внимательно посмотреть на фотоработы, то можно заметить удивительный орнамент. Для такого рода изделий есть характерная особенность — орнаментальная тонкая резьба с гладкой поверхностью. Это передает движение животных, их шерсть, крылья птиц.

Игрушки не красят. Чтобы показать животное со всех сторон, мастер делает неглубокие порезки, которые имитируют хвост, крылья, лапы, глазки, цветы и т.д.

Познакомиться с богородской игрушкой легко. Картинки работ поднимут настроение своей трогательностью и добротой.

Приятного просмотра!

Видео по теме статьи

Похожие статьи:

knittochka.ru

Музей Богородской игрушки - Мастер художественной резьбы по дереву Алексей

Мы с вами уже видели знаменитую богородскую игрушку на выставке в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве. Пора отправляться и в само подмосковное Богородское. Там находится фабрика, где делают эти игрушки, а при ней – музей. Опознать фабрику довольно легко: уже над воротами здесь стоят резные фигуры.

Деревянная скульптура встречает нас и во дворе фабрики – надо только присматриваться.

Музей расположен в самом комплексе фабрики. Так что смело внутрь,  где на двери написано «вход» - там уже вам объяснят, что и как.Объяснят в том числе, что традиция деревянной резьбы в Богородском очень давняя.  Ею издавна украшали и вещи совершенно бытовые: коромысла, прялки и все такое прочее.

Когда здесь появились игрушки?  Нередко называют XVII век. Однако точную дату, конечно, назвать затруднительно. Музей при фабрике - тогда еще артели «Богородский резчик» - возник больше ста лет назад. Первоначально как ассортиментный кабинет – то есть собрание образцов для внутреннего пользования. Но впоследствии открылся и для публики. Здесь собраны произведения борогодских мастеров с XIX века и по сей день – всего в коллекции свыше трех тысяч экспонатов.

Начиналась богородская игрушка с персонажей и сюжетов бытового характера.

Разумеется, здесь присутствуют и солдатики.

Фигурки раннего времени в основном небольшие - традиционная игрушка была прежде всего ориентирована на детей. И вот здесь выделяется то обстоятельство, что игрушка движется – хотя вряд ли ее первые авторы смогли бы научно рассуждать о пользе развития микромоторики.

Здесь есть несколько технологий. Вот игрушка кнопочная – в движение она приходит при нажатии кнопки или клавиши на пьедестале. Тогда лиса попытается схватить Колобка, а медведь примется рубить полено.

Второй кинетический прием – баланс. Чтобы привести такую игрушку в действие, надо раскачать подвешенный снизу шарик. Так устроены классические богородские «курочки», клюющие зерно.

Здесь также возможны самые  разнообразные персонажи и сюжеты.

Наконец, самое классическое – «планочки». Так устроены знаменитые «Мужик и медведь», которые - если планки подвигать относительно друг друга -  по очереди бьют по наковальне.

Неслучайно именно эта игрушка стала эмблемой Богородской фабрики и красуется на ее фасаде. А в музее она представлена даже во вполне человеческий рост – маленькие посетители могут ощутить себя в роли одного из героев.

Вот еще вариант «планочной» игрушки.

И разновидность того же приема – здесь планки движутся по принципу гармошки.

Есть и более редкие способы приведения игрушек в движение. В основном это уже более крупные и детализированные композиции.

Тут мы уже переходим к своеобразному жанру «кабинетной скульптуры». Изначально тут были сельские сценки, экипажи, «чаепития». Но иногда и исторические персонажи.

Но все-таки главным героем богородской резьбы издавна был медведь. Иногда сам по себе, иногда вместе с человеком.

Но вот мы добираемся до витрин советского периода и видим сюжеты совсем иные.

Мужик и медведь представляют нам советский герб. А следующая сцена – «Декрет о земле».

Вообще Ленина довольно много и в разных вариациях и видах. Хотя в большом количестве экземпляров такие вещи все-таки не делались – в основном производились на заказ в качестве официальных подарков.

А вот эти «три богатыря» – на самом деле Фрунзе, Буденный и Котовский. И прочие Чапаевы и тачанки тоже присутствуют.

Но та же эпоха дает нам сказочные и литературные сюжеты.

А вот и юный Пушкин с Ариной Родионовной.

Что забавно – скульптуры, изображающие политиков, иной раз  заказывают богородским мастерам и сегодня. Мне называли, в частности, имена Путина и Лужкова. Жаль, но в музейной экспозиции их изображения не представлены.

Зато, разумеется, представлены не только по-прежнему во множестве производящиеся детские игрушки (где теперь заяц может появиться не только с барабаном, но и с ноутбуком), но и скульптура кабинетная. В основном сейчас это анималистика.

Тут есть и любопытные варианты горельефов.

Причем такая кабинетная скульптура вполне может доходить до размеров вполне парковых  - в полный медвежий рост.

Еще новшество последнего времени – появление религиозных сюжетов (все-таки Сергиев Посад  недалеко).

И конечно, показана сама технология ручной резьбы – разумеется, на примере мишек. Материалом служат мягкие породы дерева – в основном липа.

А вот и хозяйка музея Наталья Александровна, которая расскажет и все эти, и еще многие другие подробности.

Выходим на улицу – и еще раз рассматриваем установленные там парковые скульптуры. Сюжеты в основном сказочные. Ну, или «медвежьи».

А вот такими заиндевевшими стояли деревья по дороге в Богородское. Ну, подобного же зрелища в любое время не обещаю – зависит от погоды.

В принципе регулярно музей при богородской фабрике открыт по будням, до 17 часов. Однако, во-первых, можно заказать экскурсию и даже мастер-класс и по субботам – только делать это нужно заранее.

Во-вторых, в мае здесь, на территории фабрики, пройдет традиционный фестиваль – это 16-17-18 мая, то есть пятница, суббота и воскресенье. Фестиваль, разумеется, открыт для публики.

Ну, и в третьих, в музее всерьез подумывают о том, чтобы сделать субботу в принципе открытым экскурсионным днем. Будем ждать на сей счет информации.

Теперь как доехать.

Во-первых, попасть тем или иным способом в Сергиев Посад. Можно на автомобиле (что удобно, хотя чревато пробками на выезде из Москвы). Можно на электричке (которые, как выяснилось, ходят в направлении Сергиева Посада достаточно часто – ждать больше получаса в любое время дня, скорее всего, не придется).

Далее для автомобилистов: въехав в Сергиев Посад и двигаясь по главной дороге, не пропустите вскоре после оставшейся слева Лавры поворот налево же на Углич-Калязин.  Далее по схеме, представленной на сайте музея (а проще говоря, все время прямо, вплоть до поворота направо по огромному указателю «Загорская ГАЭС»).

Для тех же, кто едет общественным транспортом: прямо напротив железнодорожного вокзала в Сергиевом Посаде расположен автовокзал. Откуда можно доехать до Богородского автобусом либо маршруткой с одним и тем же номером 49. Маршрутка ходит чаще и едет быстрее. Автобус – реже и по расписанию (примерно раз в час). Вообще преимущество он имеет, пожалуй, только для регулярно ездящих местных жителей, у которых для него заведены проездные, а для однократной поездки маршрутка все-таки удобнее.

В любом случае ехать надо до конечной остановки. От которой немного пройти вперед по ходу движения (ориентир – здоровая красно-белая труба).  Официальный адрес фабрики – Богородское, д.79 Б (именно так, без улицы).

alexey-master.livejournal.com

Богородская игрушка (старшая группа) | Страна Мастеров

 В избранных: 3В избранных: 3

Поделиться:

сангина и пастель

Столица Богородской игрушки

«Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев, после смерти которого, село вместе с крестьянами перешло по наследству его старшему сыну Андрею, а затем внуку Федору.

С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей Богородское – нынешнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир.

Предания села Богородское

Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку, положившую начало народному художественному промыслу, жители села Богородское уже не помнят, но более 300 лет из уст в уста передаются об этом событии два интересных предания.

Первое предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аука». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «борогодскими».

Второе предание повествует о том, как житель Сергиева Посада вырезал как-то куклу в девять вершков из липового чурака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка.

История развития народного художественного промысла

По утверждению историков, резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, в том числе в Сергиевом Посаде и Богородском. Так что оба вышеприведенных предания верны. 

Вначале резчики села Богородское были зависимы от скупщиков Сергиева Посада, выполняя их заказы. Сергиевский промысел основывался на закупке у крестьян, так называемого «серого товара», который затем обрабатывался, окрашивался и реализовывался. Приблизительно с середины XIX века центр народного промысла перемещается из Сергиева Посада в село Богородское, которое к этому времени является «олицетворением местных традиций резьбы по дереву». По мнению исследователей, на конец XIX века приходится расцвет богородского резного промысла. Большая заслуга в формировании «богородского стиля» игрушки принадлежит таким старейшим мастерам, как А.Н.Зинин. Однако и тесное сотрудничество сергиево-посадских и богородских резчиков также оказало большое влияние на формирование единой системы образов и сюжетов игрушек. 

В 1913 году по инициативе старейших резчиков Ф.С. Балаева и А.Я.Чушкина в селе Богородском была организована артель, которая дала богородским мастерам полную экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1923 году за счет пополнения штата новыми мастерами, созданная прежде артель преобразовывается в артель «Богородский резчик», при которой начинает работать школа, обучающая детей, начиная с 7 лет, мастерству резки по дереву. В 1960 году артель «Богородский резчик» получает статус фабрики художественной резьбы. Это событие было приурочено к 300-летию зарождения в Богородском народного художественного промысла.

Как делают Богородскую игрушку?

Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет, поэтому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные бревна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу и затем вырезает игрушку специальным богородским ножом. В работе резчика используется и стамеска. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном этапе их раскрашивают. Игрушки, не подлежащие раскраске, покрывают бесцветным лаком.

Особенности «богородского стиля» игрушки

Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки. 

«Долгожителем» считается и игрушка «Курочки», которой забавлялись ребятишки еще во времена Александра Сергеевича Пушкина. Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. Как в случае с курочками, которые по очереди клюют зернышки. Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы. 

Названия богородских игрушек говорят сами за себя: «Крестьянин и курочка», «Царь Додон и звездочка», «Кавалер и дама», «Как мыши кота хоронили», «Крестьянский двор», «Солдаты на разводе», «Пастушок». Современные мастера резьбы по дереву до сих пор сохраняют традиции «богородского стиля» деревянной движущейся игрушки, который стал неотъемлемой частью русской культуры. Богородские игрушки современных мастеров неоднократно награждались золотыми медалями на выставках в Брюсселе, Нью-Йорке и Париже.

Материал Википедии.

 

stranamasterov.ru

Богородская фабрика художественной резьбы по дереву.

Доброго всем дня!!! Хочу поделиться своим восторгом, поэтому и решила создать этот фоторепортаж! По дороге в славный город Калязин мы заехали в посёлок Богородское на фабрику художественной резьбы по дереву.

В первом зале нас встречам вот такой вот медведь-богатырь вырезанный из липы...

А это пример того, как обычное поленце становится произведением искусства...

 

Птица-тройка...

 

И даже дедушка Ленин здесь есть... (правда современным детям трудновато объяснять кто такой Ленин и почему он дедушка...)

  

В музее представлено много деревянных игрушек , в том числе и старинные, и все они действующие, и могут двигаться самым удивительным образом...

А вот эта лавочка просто покорила моё сердце... обожаю котиков и всё, что с ними связано, как жаль , что я не умею резать по дереву, а то непременно сделала бы себе вот такую замечательную лавочку... с котиками...

Три богатыря... Узнаёте картину?...

Дед Мороз, кажется буд-то летит по воздуху, отвернёшься...и нет его... улетел...

Мишки-байкеры покорили сердце нашего папы...

А это резные шахматы, стекло отсвечивает, поэтому фото получилось так себе...но на самом деле- красота неописуемая...

Очень тронула моё сердце композиция мамы медведицы с медвежонком, сразу вспомнила как своего младшенького сыночка кашу есть уговаривала...

 

А этот мишка побывал на олимпиаде в Сочи в 2014 году...

А с этим мишкой можно вместе постучать молоточками... (там такая педалька специальная есть ...жмёшь и медведь тоже молотком стучит... сын был в полном восторге)

Торшер - красота - нет слов...

А это во дворе фабрики... Обратите внимание, на верху дерева сидят три непослушных медвежонка...

Фото с бабой Ягой...

Кощей... куда уж без него..

Ну и конечно... медвежата-непоседы...

Экскурсия нам очень понравилась!!! Советую всем, особенно с детьми... им думаю будет в первую очередь интересно. Можно заказать мастер-класс по сбору или росписи игрушек (у нас, к сожалению, времени не хватало, торопились в Калязин о чём выложу фоторепортаж позднее)

stranamasterov.ru