Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Методическая разработка "Аппликация из соломки". Как приготовить солому для аппликации


Методическая разработка "Аппликация из соломки"

Методическая разработка

по теме:

«Аппликация из соломки»

Автор Кудрявцева Е.А.

педагог дополнительного образования ЦВР.

г.Углич

2016год.

В последнее время появляется большое количество новых , разнообразных материалов для детского творчества. Они привлекают своей простотой, яркостью, но не всегда оказываются доступны по цене и скорее служат цели поддержать интерес к процессу освоения , при этом сама работа не отличается последовательностью и не нуждается в кропотливости, терпении при изготовлении. У ребенка привыкшего работать по шаблону, отсутствует мотивация самому придумать и изобразить. Техника работы с природными материалами, как показывает опыт, наиболее интересна для детей, способствует развитию фантазии, будит воображение. Многообразие сюжетов также очень привлекательно для таких работ , что позволяет подобрать задания для разной возрастной аудитории. Мы рассмотрим работу именно с соломкой, ее видами.

Работа с природным материалом имеет ряд преимуществ:

1) доступность, дешевизна исходного материала для работы,

2) экологичность, безопасность в использовании,

3)большой диапазон(вариативность) творческих задач,

4)отсутствие возрастных ограничений для работающих в этой технике.

Как у всех земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском хозяйстве материалом . Соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров, ею подкармливали скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Ярило- солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке. Языческие обряды давно забыты, а вот умение использовать красоту этого природного материала, осталось. Приемам работы с соломой, выверенными многими поколениями мастеров, может научиться каждый.

Из соломы можно выполнять различные сувениры: орнаменты, шкатулки, открытки-панно, закладки для книг, коробки-сувениры, циновки, корзинки, сумочки, разнообразные игрушки и т.д.

Красивые украшения, сувениры, картины, сделанные из соломы, вызывают все больший интерес у людей различных возрастов и профессий. С большим успехом они экспонируются не только у нас в стране, но и за рубежом.

Солома очень красива и долговечна. В зависимости от направления света - солома то блестит, то делается матовой, а вечером при электрическом освещении она переливается цветами золота, перламутра, серебра... Её поверхность напоминает полированную поверхность. Рекомендации составлены с учетом программы, в которой предусмотрено создание изделий для украшения быта и интерьера.

Значительное количество часов отведено в программе на изготовление полезных и красивых вещей, которые находят широкое применение в быту человека.

Рабочие столы необходимо расположить с учетом направления дневного света (с левой стороны) и вечернего освещения (сверху), так как работа с соломкой требует не только большого терпения, но и напряжения зрения .

При оборудовании рабочего места нужно предусмотреть место для хранения инструмента и хранения подготовленной к работе соломки, а также незаконченных работ.

Инструменты.

Ножницы, нож для бумаги или скальпель, пинцет, утюг, безопасная бритва (вставленная для безопасности в пробку), тонкое шило или иголка, кисточки, деревянные стеки, клей, синтетический клей ”ПВА", клеевой пистолет.

Материалы.

Для работы применяются стебли различных злаковых культур: ржи, овса, пшеницы, ячменя, риса и даже стебли травянистых луговых злаков: тимофеевка, пырей, мятлика. Стебли собрать можно с момента, когда они начинают светлеть и до снятия урожая, т.е. с июля по сентябрь. Бояться зеленоватого цвета не надо, т.к. впоследствии зелень под действием дневного света пропадает. Созревая, стебель приобретает разные оттенки. Это очень важно при работе с соломкой, поэтому собирать ее рекомендуется в разные сроки.

Очень эластична, удобна в работе и красива овсяная и ячменная солома.

Самая нежная, эластичная соломка - овсяная. Поверхность ее обладает наиболее ярким блеском.

Солома состоит из узлов и междоузлий, наибольшим блеском поверхности обладают те междоузлия, которые прикрыты листьями.

Соломка верхних междоузлий имеет свои достоинства: oна очень нежна, не раскалывается, не ломается, поэтому ее следует применять в тех местах, где нужно вырезать точные ломаные и овальные линии. Например, профиль лица, пальцы рук или мелкие детали пейзажа.

Верхние междоузлия самые длинные. Длинными однородными соломинками очень удобно застилать большие участки картин.

Соломка средних междоузлий эластична, она редко растрескивается.

Её хорошо использовать на большие детали, которые надо застелить однородным материалом.

Достоинство нижних междоузлий - это большая ширина соломины по сравнению с верхней частью. Из соломки нижних междоузлий получаются самые широкие полоски, а это очень ценное качество при застилании соломкой больших поверхностей картины.

Желательно, чтобы соломка была собрана сразу же после созревания, когда стебельки еще не помялись и не вымокли под дождем. Пожелтевшая в стогах соломка становится ломкой, покрывается грязно-серыми и зелеными пятнами, не стоит собирать солому сразу после обмолота. Побывавшая в молотокосилке соломка становится мятой и не годится для работы. При заготовке соломы срезаются узлы, а междоузлия складывают в специальные коробочки , коробочки или в небольшие снопики диаметром 10-15 см. и хранят в прохладном, не сыром помещении, желательно в пучке с этикетками: "рожь", "овес" и т.д. При неправильном хранении соломка делается ломкой, хрупкой, что сильно затрудняет работу.

Как же подготовить соломку к работе?

Заготовленную солому предварительно обрабатывают. Сначала у каждой соломины отрезают ножницами колос или метелку, удаляют покровные листья, затем разрезают на отдельные коленца, удаляя узлы. Нарезанные коленца сортируют, разделив их на три части с учетом длины и толщины.

Соломку необходимо подвергнуть "обработке". Есть несколько способов.

«Холодный способ»

Этот способ несложен. Соломинку вспарываем вдоль ствола острым ножом, тонким шилом или бритвой, раскрываем в стороны и проглаживаем гладилкой, деревянным стеком или кончиками ножниц с обеих сторон и получаем соломенные ленты.

Разглаженные соломинки-ленты складываем в коробочки или специально приготовленные планшеты.

Для планшета возьмем кусок твердого картона. С одной стороны картона вдоль приклеиваем целлофан, а выше натягиваем посередине узкую резинку,- получается планшет для хранения коротких соломинок. Для хранения длинных соломинок - планшет развернуть, узкой стороной вниз, а резинки натянуть поперек в 2-3 ряда, внизу также приклеить целован.

Для удобства рекомендуем иметь такой планшет на каждый тон соломинки.

«Горячий способ№1»

Нужно сложить соломку в посуду, залить водой, лучше кипятком, и кипятить 20 мин. Проваренную соломку "вспарываем", раскрываем в стороны и на конец раскрытой соломки ставим утюг и ведем его по внутренней стороне соломинки, не задерживая. При задержке утюга соломинка может прилипнуть к утюгу, сморщится и будет непригодна к работе.

Приглаживать соломинку с внутренней стороны надо до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем проглаживать, досушивая, с лицевой стороны.

Этот способ имеет недостаток - после кипячения соломка приобретает блеклый цвет, теряет свой золотой блеск.

«Горячий способ№2»

Нарезанные коленцами соломинки укладываем в высокую посуду (бидончик, кастрюлю, ) и заливаем горячей водой (60-30°С) с вечера и оставляем до утра. Воду утром сливаем, солому раскладываем на газеты, слегка подсушиваем и начинаем ее разрезать вдоль, скальпелем или ножом. Развернуть каждую соломинку, положить на стопку газет или на асбестовую пластинку, и проглаживать с внутренней стороны, а затем с лицевой до полного высыпания. Одновременно можно получить темные тона за счет продолжительного проглаживания соломинки.

Таким образом, получаем соломенные ленты, мягкие и послушные в работе. При этом способе обработки соломка сохраняет свой природный блеск.

Для работы нужна соломка различных оттенков. Природа сама раскрасила соломку, дала ей много мягких, красивых оттенков: желтоватый, охристый, чуть розоватый, зеленый и даже сиреневые тона. И этой естественной палитры вполне достаточно. Неповторимым золотистым оттенком обладает соломка, собранная после сразу после обмолота зерна, оно дает дополнительные возможности при работе. Чтобы соломинки приобрели равномерную и насыщенную краску, можно выдержать примерно 2-3 дня на солнце. Это единственный способ окрашивания соломки, с которым медлить нельзя, поскольку для успеха необходимы горячие и яркие лучи летнего солнца. Получить другие тона соломки можно в любое время года.

Выбираем самые светлые соломинки, заливаем их кипятком и ставим на огонь. Через несколько минут вода пожелтеет, эту воду сливаем и заливаем новой порцией кипятка, эта вода снова пожелтеет, и так сделаем 7-8 раз, меняя желтую воду на чистый кипяток. Если же соломинки будут все-таки недостаточно белыми, то в последнюю воду нужно добавить немного уксуса: на I л. кипятке I ч.л. уксуса.

Отбеливая соломку раствором перекиси водорода. При этом способе необходимо соблюдать правила: работать в резиновых перчатках и беречь глаза от попадания отбеливающего раствора.

Соломку укладываем на дно эмалированной или стеклянной посуды, приминаем решеткой, на которую устанавливаем тяжелый гнет, затем заливаем горячим 5-10%-нум раствором перекиси водорода и держим в нем солому около 6 часов.

Отбеленную солому обильно промываем чистой водой.

Если нужны соломинки ярко-желтого , лимонного цвета, то во время кипячения надо добавить в воду щепотку питьевой соды.

Коричневые и темно-коричневые оттенки получают длительным проглаживанием соломы горячим утюгом .

Можно окрасить в темные оттенки и в духовке.

Разглаженную соломку нужно положить в духовку при температуре 200-215°С и по мере потемнения соломки вынимать её пинцетом в разное время для получения различных оттенков.

Для некоторых работ требуются более светлые соломки. Зеленая соломка мягкая, обладает белее слабым блеском, чем вызревшая. После обычней обработки такая соломка приобретает густо-зеленые и зелено-голубоватые тона. Но со временем зеленая соломка выцветает, линяет. Как же закрепить её цвет? Можно сделать так: срезать зеленую соломку, очистить её от листьев и поместить междоузлие в морозильник холодильника на 30-50 мин. После этого соломку вынуть, дать оттаять, прогладить утюгом. Соломинки редко встречаются тонов: фиолетового (в посевах пшеницы), голубоватого, серовато-голубоватого и сиреневого тонов ) в посевах ржи , их кипятить нельзя. А лишь надо быстро обмакнуть в горячую воду, вынуть , дать чуть отмякнуть, раскрыть и прогладить.

Для творческой работы рекомендуется использовать соломку в её естественном виде без окрашивания. Однако можно работать и с цветной соломкой. Для окрашивания применяют марганец, морилку, держат в растворе около часа. Затем нужно промыть и разгладить. Красители лучше окрашивают солому, если перед этим её обесцветить. Смешивая краски ,можно получить соломку любого цвета. Лучшая окраска с меньшей потерей блеска получается в холодном состоянии.

В наполненную красителем молочную бутылку кладут непроглаженную солому и держат её так 5-7 суток. Блеск теряется очень незначительно.

В запасе всегда надо иметь соломку разных цветов, хорошо разглаженную и обработанную. Хранить удобно её в «кармашках», изготовленных из твердого картона и фанеры. Кроме того важно, чтобы соломка была разложена не только по тонам, но и по сортам злаков.

Соломка приготовлена. Для выполнения аппликационных работ необходим материал и основа, на которою будем клеить соломку. Лучше всего наклеивать соломку на бархатную бумагу, картон, фанеру, обтянутую тканью, разделочную доску или плитку (из прессованных опилок).

Фанера, доска или плитка отшлифовываются мелкой наждачной бумагой, ровно, без затеков покрываются столярным клеем или крахмальным клейстером. Когда грунт высохнет, нужно еще раз отшлифовать поверхность шкуркой и покрыть темным красителем два или три раза широкой кистью. Тогда фон получается ровный по окраске и густо-черный.

Особо эффектно смотрится соломка на глубоком черном фоне.

Для подготовки основы можно использовать цветную бумагу темных тонов. Основа готова и начинаем работу с рисунком.

Техника выполнения картин из соломки не сложна. Вначале соломки надо приклеить на бумагу, а затем уже на основу по рисунку. Соломка тщательно отглаживается, подбирается по цвету, по выбранному заранее рисунку.

Аппликации из соломки могут быть нескольких видов: предметная ,сюжетная и декоративная.

Работы из соломки хороши, когда в них сочетаются сплошная масса и тонкий ажурный рисунок. И самое главное – в каком направлении расположить стебли.

1.Детали выбранного рисунка переснимаем на кальку или тонкую бумагу;

2. Клей наносим кисточкой тонким слоем на внутреннюю поверхность соломки, наклеиваем соломку между ними одна к другой рядом так, чтобы не было между ними просветов.

Приклеенную соломку приглаживаем кончиками ножниц и тряпочкой убираем выступивший клей. Если для детали нужна более тонкая соломка, то её нужно получить, если соскоблить ножом рыхлый ее внутренний слой или потереть наждачной бумагой.

Приклеенную соломку приглаживаем кончиками ножниц и тряпочкой убираем выступивший клей. Если для детали нужна более тонкая соломка, то её нужно получить, если соскоблить ножом ее рыхлый внутренний слой или потереть наждачной бумагой.

3.Когда вся деталь полностью будет покрыта соломкой, ее просушиваем и аккуратно вырезаем по рисунку, высушиваем под грузом.

4.Перед наклейкой вырезанных деталей на основу (на фон) необходимо проверять правильность подбора тональности соломки в соответствий с задуманной картиной. Иногда некоторые детали стоит заменить.

5.Рисунок перевести на материал с помощью цветной копировальной бумаги.

6.Заготовленные детали наклеивает на фон и снова высушивают под грузом, если это не объемные формы, до полного высыхания клея.

В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей и орнаментов.

Соломку можно подготавливать и другим способов, вырезая отдельные детали и наклеивая соломенные ленты на бумагу, подбирая их по цвету, а из наклеенного соломенного полотна выкраивать нужные формы.

Можно персонаж сказки –Царевну Златовласку соломой выложить, а можно - сверкающую Жар-птицу, «собрать» прекрасный букет - цветы России.

Недаром солома золотом, медью и бронзой горит и солнце, как металл полированный, отражает!

Готовую композицию желательно оформить под стекло или покрыть светлым лаком, но при этом петлю для подвешивания необходимо заранее сделать. Просверлить две небольших отверстия в картоне или фанере и протащить через них прочный шнур или сделать петлю, за которую можно будет повесить картину на стену.

Можно делать картины не только из одной соломки, а сочетать ее с засушенными листьями, травами, колосьями злаков.

  1. Научитесь хорошо наклеивать соломку на кальку и вырезать аккуратно детали.

  2. Начинайте работу с простейшего рисунка.

  3. Не старайтесь закончить работу над картиной за один “присест".

  4. Больше самостоятельности и меньше подражания в работе.

Будьте терпеливы и аккуратны. В этом случае успех вам обеспечен.

Цель : развитие художественных способностей детей, побуждение к творчество и поддержка интереса к предмету.

Задачи: кой смекалки, дать знания и умения в области тех. труда и «удожествен- ной обработки, а так же развитие индивидуальных способностей каждого кружковца. Развивать в процессе работы с детьми чувство цвета, ритма пропорций, глазомер, тренировать руку и умение использовать в работе с соломой её природные качества при изготовлении сувениров, панво и т.д.

Правила поведения., Оборудование рабочего места. Инструменты, техника безопасности, материал.

а) заготовка, сбор и правила хранения соломы.

б) виды соломы, обработка соломки (холодный и горячий способ обработки]

в) размягчение, разрезание и разглаживание соломки.

а) методы тонирования соломки при обработке.

б) создание различных тональностей: цвет, блеск. Практическое заняшие.

а) стилизация рисунка и его особенности.

б) аппликация на бумажной или фанерной, или деревянной основе (изображение птиц, животных, растений).

в) Орнаменты с геометрическими и растительными элементами.

а) виды аппликационных работ (предметная, сюжетная, декоративная).

б) составление простейших узоров и орнаментов.

в) виды и композиция орнамента.

г) разработка эскиза композиции.

д) отделка изделий.

а) работа с плоскими изделиями.

б) работа с объемными изделиями.

в) использование свойств и художественных качеств материала (соломки).

а) Рекомендации на летние каникулы, отбор лучших работ на итоговую выставку.

б) Сбор и сушка природного материала.

infourok.ru

Выбор материала для изготовления аппликаций из соломки – Ярмарка Мастеров

Всем добрый день!

Готовлю к публикации мастер-класс по изготовлению аппликации из соломки. И обязательно нужно рассказать о самом материале – его свойствах и получении. Но сам мастер-класс получается очень большой, поэтому часть материала я решила вынести в публикацию. К тому же, если кто-то заинтересуется этой техникой, то есть время запастись материалом .

Вид творчества пришлось поставить Декорирование и Флористику, поскольку это наилучшее сочетание  из имеющихся в списке.

Изделия из соломки очень привлекательны, красивы. Сам материал – соломка – живой, солнечный, теплый, тактильный (хочется постоянно гладить и трогать изделия из соломки). Приятный, как для мастера во время работы, так и для зрителя.

Для аппликации используют соломку различных культурных злаков – ржи, пшеницы, проса, риса, овса, ячменя; дикорастущих растений – мятлика, тимофеевки и др. Соломка разных злаков имеет различные свойства и оттенки. Ячменная – твердая да ломкая, ржаная – довольно прочная, пшеничная – менее прочная. Овсяная лучше всего, она мягче любой другой, и обработке поддается лучше. Рожь лучше собирать во время цветения, тогда стебли эластичны и имеют красивый оттенок. Самой мягкой считаются овсяная и пшеничная соломка.

Поскольку аппликацией из соломки я увлеклась несколько лет назад, то я стала выращивать её сама. Если у Вас нет такой возможности, то можно собирать соломку в полях, лучше до сбора урожая – потому что после комбайна она окажется вся переломанная и тяжело будет выбрать хороший материал. При этом следует учитывать, что поля, как правило, обрабатываются всякими химикатами, поэтому стебли будут более жесткие и хрупкие, и в дальнейшем придётся дольше обрабатывать такие заготовки. Если же и полей возле Вас нет, то можно пригоршню зёрен посеять на клумбах возле дома (если, конечно, у Вас там не образцово-показательная клумба ). Если Вы нигде не можете достать зерен, то можно в аптеке поспрашивать «Овес для заваривания» или в отделе с семенами купить «Траву для кошек» - как правило, это тоже овес, или даже смесь злаковых. В дальнейшем, после первого сбора урожая, вы сможете сажать свои семена. Постарайтесь посадить разные сорта и в разных местах – на солнце и в тени. На солнце стебель колоса получится более толстым и коротким, с короткими междоузлиями, более жестким. Зато цвет будет более золотистым, вплоть до белого (в зависимости от сорта злака). В тени стебель сильнее вытягивается, более тонкий, зато мягкий. Цвет может оказаться менее насыщенным. Соломку можно собрать и в состоянии «зелёного колоса» - тогда можно получить и зелёную соломку, но не надолго – на свету уже в готовой работе она всё равно «дозреет» и станет приглушенно-золотистой (как листья в моей работе «Гроздь винограда»). olenina solomka vinograd

Сбор соломки в разное время тоже даёт различные оттенки материала. И несколько колосков я оставляю на совсем поздний срок – когда уже идут дожди, чтобы соломка потеряла свою золотистость, стала более коричневой или серой, главное не гнилой.

На самом деле насчитывают около 100 оттенков соломы: от зеленоватого и серебристого до красноватого, фиолетового и темно-коричневого. Ржаная незрелая соломка имеет зеленоватый оттенок, ближе к уборке урожая – серебристый, а перезрелая – красноватый. Если она росла в затененном месте, то приобретает фиолетовый оттенок, перезимовавшая в стогу – коричневый.

Если Вам повезло и в Вашей местности выращивают гречиху, то Вы можете стать обладателем соломки красных оттенков. (И я буду очень счастлива, если кто-нибудь со мной поделится). А еще хочется попробовать соломку риса – она должна быть белых оттенков. Но это так, лирическое отступление.

Если же у Вас вообще нет никаких шансов получить соломку культурных злаков, остаётся идти в поля и собирать дикорастущие – мятлик, тимофеевку, овсяницу и другие. Лично я с такими травами не работала. И по словам моего учителя – дикорастущие злаки не дают того блеска, как культурные и у них гораздо меньше оттенков. Но с другой стороны, их тоже можно использовать для получения интересных эффектов в картинах.

Есть еще варианты использования шкурки чеснока (фиолетовые оттенки), лука (красно-оранжевые), листьев початков кукурузы – талаш (белёсо-желтоватые оттенки), но это уже другая тема и другая технология. Я делаю аппликации пока только из соломки.

И еще несколько слов о свойствах соломки. Внизу стебля соломка более толстая, грубая, междоузлия там короче, зато можно найти красно-коричневые оттенки. Самая «рабочая» часть стебля – средняя. Здесь соломка более равномерна по толщине и диаметру. Цвет более золотистый. Под листом цвет более бледный, вплоть до белого. И самое последнее междоузлие, на котором, собственно, и держится колос – самое тонкое и самое мягкое, за счет чего с ним сложнее всего работать. По оттенкам самое светлое.

Инструменты – для заготовки (сбора) соломки я использую или секатор и специально отведенные ножницы (потому что для других, особенно более тонких работ, вы их использовать уже не сможете).

Это пока вся информация по подготовке материала. В мастер-классе будет рассказано как обрабатывать соломку и как, собственно, изготавливается сама аппликация.

Если у Вас есть вопросы, с удовольствием отвечу.

До новых встреч!

www.livemaster.ru

Аппликации из соломки. Плетение из соломки и других материалов

В работе по аппликации из соломки придерживаются тех же правил, что и в аппликации из бумаги.

Выполняют аппликацию в определенной последовательности, начиная с выбора сюжета.

Для фона потребуется материал, который должен быть плотным: фанера, картон, бархатная бумага. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым. Можно также подобрать подходящий лист шпона.

Аппликации с простым или со сложным сюжетом, большим количеством деталей выполняется по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется карандашом и соответствует ее размерам. Особое внимание следует уделять общей композиции эскиза и самой аппликации. Хорошо продуманная композиция – залог успеха аппликации. В эскизе наносятся линии, по которым будут наклеиваться соломины.

С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива), достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда симметрия).

При создании эскиза важно определить композиционный центр аппликации. Старайтесь придерживаться некоторых правил: избегать сплошной заклейки изображения из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой.

Чаще всего создают аппликации из соломенных лент или «золотых пластинок», которые можно получить двумя способами: горячим и холодным.

Горячий способ. Приготовить стопку газет, на нее положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломой получатся узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент – выпуклая, рельефная. Если перед проглаживанием соломины подержать в горячей воде при температуре 60–80 оС и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми.

Холодный способ. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ несложен; ленты, полученные таким способом, приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.

Затем соломинки наклеивают на бумагу, чтобы не получилось щелей или просветов, плотно прижимают ее пока не высохнет. Для приклеивания лучше всего использовать клей ПВА, но не следует мазать его слишком много, чтобы клей не выступал и не оставались пятна. Таким образом получится «золотая пластинка», из которой можно вырезать различные детали для композиции. Лучше всего если будет несколько таких пластинок разных цветов.

Можно делать аппликации и из соломенной ленты. До того, как наклеить такие ленты, их раскладывают по цвету: светло-желтые в одно место, светло-коричневые в другое, темно-коричневые в третье и т. д. Затем разрезают на отрезки нужного размера, вырезают из эскиза изображения. Например, чтобы сделать листок, его разрезают по прожилке пополам. Одну половину промазывают клеем и переносят ее на сухую чистую бумагу, только после этого приступают к накладыванию соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладывают близко друг к другу, не допуская просветов.

Далее понадобиться достаточно большой груз, под которым высушивают части аппликации.

Когда наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения.

Заготовленные таким образом изображения раскладывают на фоне и смотрят, проверяют, все ли так как надо или как хотелось. Если все получилось безупречно, промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на фон и вторично высушивают под грузом.

Перед тем, как приступить к выполнению аппликации, необходимо заранее определить направление соломки в разных деталях: вертикальное, горизонтальное или наискосок и соответственно выкраивать детали. Постарайтесь разумно использовать «золотую пластинку», чтобы зря не выбрасывать остатки. К обрезкам тоже стоит присмотреться – из них может получиться что-то интересное. В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей или орнаментов выжиганием.

Если сделать окантовку таких аппликаций и пометить их под стекло, сохранятся они намного дольше.

Аппликация из соломки бывает трех видов: предметная (изображение предмета – лодки, дерева, бабочки и др.), сюжетная (изображение какого-либо сюжета) и декоративная (для украшения чего-либо).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

hobby.wikireading.ru

Аппликация из соломки | Страна Мастеров

И немного информации об этой технике: в работе по аппликации из соломки придерживаются в основном тех же правил, что и в аппликации из бумаги. Выполняют аппликацию в определенной последовательности, начиная с выбора сюжета. Для фона потребуется материал, который должен быть плотным: фанера, картон, бархатная бумага. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым. Можно также подобрать подходящий лист шпона.Аппликации с простым или со сложным сюжетом, большим количеством деталей выполняется по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется карандашом и соответствует ее размерам. Особое внимание следует уделять общей композиции эскиза и самой аппликации. Хорошо продуманная композиция – залог успеха аппликации. В эскизе наносятся линии, по которым будут наклеиваться соломины.С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива), достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда симметрия).Чаще всего создают аппликации из соломенных лент или «золотых пластинок», которые можно получить двумя способами: горячим и холодным. Горячий способ. Приготовить стопку газет, на нее положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломой получатся узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент – выпуклая, рельефная. Если перед проглаживанием соломины подержать в горячей воде при температуре 60–80 оС и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми. Холодный способ. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ несложен; ленты, полученные таким способом, приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.Затем соломинки наклеивают на бумагу, чтобы не получилось щелей или просветов, плотно прижимают ее пока не высохнет. Для приклеивания лучше всего использовать клей ПВА, но не следует мазать его слишком много, чтобы клей не выступал и не оставались пятна. Таким образом получится «золотая пластинка», из которой можно вырезать различные детали для композиции. Лучше всего если будет несколько таких пластинок разных цветов.Можно делать аппликации и из соломенной ленты. До того, как наклеить такие ленты, их раскладывают по цвету: светло-желтые в одно место, светло-коричневые в другое, темно-коричневые в третье и т. д. Затем разрезают на отрезки нужного размера, вырезают из эскиза изображения. Например, чтобы сделать листок, его разрезают по прожилке пополам. Одну половину промазывают клеем и переносят ее на сухую чистую бумагу, только после этого приступают к накладыванию соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладывают близко друг к другу, не допуская просветов.Далее понадобиться достаточно большой груз, под которым высушивают части аппликации. Когда наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения. Заготовленные таким образом изображения раскладывают на фоне и смотрят, проверяют, все ли так как надо или как хотелось. Если все получилось безупречно, промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на фон и вторично высушивают под грузом.Перед тем, как приступить к выполнению аппликации, необходимо заранее определить направление соломки в разных деталях: вертикальное, горизонтальное или наискосок и соответственно выкраивать детали. Постарайтесь разумно использовать «золотую пластинку», чтобы зря не выбрасывать остатки. К обрезкам тоже стоит присмотреться – из них может получиться что-то интересное. В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей или орнаментов выжиганием.Если сделать окантовку таких аппликаций и пометить их под стекло, сохранятся они намного дольше.Аппликация из соломки бывает трех видов: предметная (изображение предмета – лодки, дерева, бабочки и др.), сюжетная (изображение какого-либо сюжета) и декоративная (для украшения чего-либо).

Источник информации: сайт "Народная культура" (http://www.hnh.ru/handycraft/2011-01-23-1).

stranamasterov.ru

Аппликация из стеблей соломки своими руками / Мастерклассы Блоги

аппликация из стеблей соломки своими руками

Поскольку стебли соломки для аппликации должны быть разглажены, то лучше всего для этой цели подходят стебли от овса. Они хорошо наклеивается любым универсальным клеем. Маленькая хитрость: чтобы получить различные оттенки соломы, перед наклеиванием ее следует прогладить утюгом, нагретым до разной температуры. Если ваша соломка с разными цветовыми оттенками, то при выполнении поделок необходимо учитывать не только направление волокон, но и оттенки цвета. Например, если вы выкладываете аппликацией домик с крышей, то его стены можно выложить соломкой одного цветом, а крышу - другого.Аппликации из соломки делаются двумя разными способами. Опишем оба.В первом случае солому после упаривания разрезают вдоль, отутюживают и наклеивают на тонкую бумагу - кальку.Наклеивать солому следует весьма аккуратно, тщательно прикладывая одну часть к другой и не оставляя никаких просветов между ее стеблями. Прижимать соломинки надо аккуратно, чтобы из-под них не выдавливался клей и не пачкал всю поделку. Лучше делать это не ладонью, а с помощью листа белой бумаги.В результате получаются сплошные целые куски приклеенной соломы, которую для просушки лучше положить на ночь под пресс. Когда аппликация подсохнет, на нее карандашом наносят контур любого изображения. Это могут быть очертания цветов и деревьев, птичка, любое другое животное. После чего фигурка просто вырезается ножницами и наклеивается на какой-либо другой фон - все равно, бумага это, дерево или даже ткань. Правда, желательно, чтобы фон был темного цвета, чтобы он лучше оттенял основной рисунок. Это наиболее простой способ выполнения аппликации из соломы и вообще работы с ней.Из аппликации, сделанной таким способом, можно скомбинировать различные рисунки. При этом солома на них будет идти в разных направлениях, усложняя и украшая всю поделку.Например, нарежьте из готовой наклеенной соломы квадратов одинаковых размеров. Потом разрежьте их по диагоналям и сложите новые квадраты - так, чтобы в местах диагоналей полоски из соломки стыковались, находясь под прямыми углами друг к другу.Для основы под аппликацию, сделанную вторым способом, лучше всего использовать не бумагу, а более прочный картон. Причем, его заранее можно тонировать разными цветами. Правда, и толстая бархатная бумага тоже может быть фоном. Если у вас есть кусок фанеры, то наклеивать аппликацию из соломки можно и на него, только проследите, чтобы поверхность фанерного листа была гладкой, без глубоких зазубрин.Повторим, что фон, на котором делает аппликация, должен быть темнее, чем основной цвет соломы. Так светлые соломенные аппликации выглядят более привлекательными.В этом случае сначала на бумагу наносят контур избранной вами фигурки. После этого изображение складывают по частям - вырезая полоски нужно длины и меняя их направление с учетом основных линий рисунка.Попробуйте сначала сделать так называемый «узор в полосе». Соломка нарезается полосками одинаковой длины - 3-4 см. На бумаге-основе по линейке тонким штрихом намечается граница приклеивания соломки. Начинаем наклеивать соломку слева направо в виде квадратов. Сначала полоски соломки наклеиваются в горизонтальном направлении. Затем рядом с первым образовавшимся квадратом вплотную приклеивается второй квадрат, который весь образован полосками вертикального расположения. Таким образом, чередования квадратов идут до конца листа.Теми же приемами потренируйтесь в выкладывании других геометрических фигур - треугольников, кругов.Более сложная аппликация - внешний вид деревьев. Сначала из вертикально наклеенных соломинок изображается ствол дерева. Затем к нему приклеиваются торчащие вверх веточки разной длины, образуя крону. Это -внешний вид лиственного дерева. А как должны располагаться веточки, если мы хотим изобразить из соломы елку? Верно, у нее ветки опускаются вниз. И длина их меняется: на макушке - ветки самые короткие. А чем ветки ниже, тем они длиннее.Следующий этап аппликации - изображения цветов. Сначала выложите на основе серединку будущего цветка в виде нескольких соломенных точек или черточек. Затем к середине приклейте расходящиеся веером в разные стороны лепестки, как у ромашки или астры. Чтобы убедиться в том, что мы изображаем не солнце, а именно цветок, приделайте к нему снизу стебель и отходящий в сторону листочек.А вот изображение солнышка мы выполним более сложным. Давайте покажем, как солнце встает из-за моря или, наоборот, как оно в море садится. В нижней части основы выложите соломинками морскую поверхность - ровную или с выступами, наподобие морских волн. Теперь в середине рисунка надо выложить из соломинок полукруг, а от него - расходящиеся в стороны лучи. Это и будет наше солнышко, которое садится вечером за море, а утром поднимается из-за морской линии горизонта.Можно выложить из соломинок домик под крышей. Предварительно нарисуйте на отдельном куске бумаги для себя эскиз - сориентируйтесь, какого размера окажется ваша будущая поделка. Стену дома можно выложить не сплошную, а с окошком в середине. В окошке сделайте соломинками изображение створок. При выкладывании стен, соломинки могут идти как вертикально, так и горизонтально. А вот скаты крыши уже потребуют, чтобы соломинки укладывались покато, под углом. Выложив крышу, не забудьте изобразить на ней трубу.Если вы не устали, выкладывая домик, то рядом с ним можно изобразить забор и деревья за забором. Видите, у вас получилась настоящая соломенная композиция.Давайте подумаем, что еще можно отразить в соломенной аппликации? Интересный замысел - цветы в вазе. Ваза при этом делается из плотно сложенных друг с другом соломинок. Можно предварительно обвести весь контур вазы кусочками соломинок, а затем закладывать всю ее середину. А цветы лучше выложить более прозрачными - как ромашки. Тогда такое сочетание плотности и ажурности придаст всей поделке очарование.Другая композиция - звездочки из сложенных зубцами соломинок. Такие звездочки могут получиться с разным количеством зубцов. Сделайте на листе бумаги или картона романтический рисунок ночного неба с соломенными звездами разных размеров.Потом попробуйте наклеить соломинки таким образом, чтобы получилась ракета. А совместив эти два умения, сделайте рисунок летящей среди звезд ракеты.Более сложная аппликация - букет тюльпанов. Все цветы можно изобразить немного по-разному: один - вертикально, второй - опустившим головку слегка вниз, третий - в бутоне. Эти цветы имеют зубчатый край, плотные продолговатые листья. Они нарядно смотрятся сами по себе, даже без вазочки.Вспомните известный отрывок «Кораблик» из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могущественном богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».«Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого: Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят»Правда, здорово поэт описывает движение кораблика и события, которые происходят вокруг него? Попробуйте выложить соломенной аппликацией кораблик под парусом и с флажком на конце мачты, а также море под ним. А кто уже наловчился здорово работать с соломкой, может выложить вдалеке остров с палящими пушками.Если аппликацией из соломки занимается сразу несколько ребят, то некоторые композиции они могут выложить коллективно. Например, плавающих рыбок или птиц на ветках. Тогда будет очень интересно понаблюдать и сравнить, у кого какая рыбка или птичка получится.

blogs.masterclassy.ru

АППЛИКАЦИЯ ИЗ СОЛОМКИ (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СОЛОМКА)

Краткая историческая справка:

С древних времен у всех земледельческих и животноводческих народов солома была важным элементом быта. Её использовали для покрытия крыш, набивали матрацы и подушки, замазывали с глиной в стены, изготавливали плетеные изделия, ритуальные предметы и игрушки. Так как солома издревле сопровождала быт людей, точной даты начала её использования в художественных целях не установлено.

Декоративные изделия в виде аппликаций и инкрустаций из художественно обработанной соломки широко представлены в Киеве и областях, прилежащих к Вятке. Позже в этих регионах сложилась традиция украшения ларцов и сундуков. Заниматься таким ремеслом могли как мужчины, так и женщины, а технология передавалась изустно в семьях или мастерских.

Характеристики некоторых видов соломки:

В художественных целях может использоваться соломка любого сорта культуры или обычной травы в зависимости от необходимого тона, цвета, блеска. Например, ржаная солома самая прочная, но грубая и имеет золотистый цвет. Овсяная – эластичная (для инкрустации объемных предметов), но хрупкая. В то же время, она отличается обильным блеском и имеет красивый золотистый цвет. Пшеничная – тонкая, но крепкая, не эластичная и матовая, светлее остальных культур (бледно-желтая). Травяная – жесткая, темная, зеленоватая или серая, матовая.

 

Материалы и инструменты:

Для приготовления соломки в художественно оформительских целях понадобятся: высушенные несколько первых широких венчиков травы, ванночка для замачивания, резак, утюг, клей ПВА, бумага писчая, папиросная или калька (смысл в том, чтобы она была тонкой).

 

Рис.1. Материалы и инструменты для аппликации из художественной соломы.

Работая с инструментами необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности по обращению с утюгом, ножницами, колющимися предметами.

 

Правила техники безопасности при работе с ножницами:

• Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами;

• Клади ножницы кольцами к себе;

• Следи за движением лезвий во время резания;

• Не оставляй ножницы раскрытыми;

• Передавай ножницы кольцами вперед;

• Не играй ножницами, не подноси к лицу;

• Используй ножницы по назначению.

 

Правила техники безопасности при работе с утюгом:

• Подготовь рабочее место к работе, убери всё лишнее;

• Проверь исправность вилки и изоляции электрического шнура;

• Убедись в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места утюжки;

• Работай, стоя на диэлектрическом коврике;

• Перед работой установи необходимую температуру нагрева платформы утюга;

• Ставь утюг на подставку платформой вниз при кратковременных перерывах в работе;

• Следи за тем, чтобы горячая платформа утюга не касалась электрического шнура;

• Не касайся горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой во избежание ожога рук;

• Не оставляй без присмотра включённый утюг в электрическую сеть во избежание пожара;

• Следи за нормальной работой утюга, не давая ему перегреться;

• По окончании работы утюг отключи, вынимая за вилку, только сухой рукой.

 

Правила техники безопасности при работе с клеем:

• используй кисточку для нанесения клея;

• используй салфетку, чтобы очищать поверхность от клея;

• после работы клей обязательно закрыть.

 

Приготовление:

Из цельного колоса со стеблем понадобятся только первые, самые толстые, два колена. Междоузлия или коленца убираются и используют только полую трубочку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Приготовление трубочки из соломы.

 

Такие трубочки вымачиваются в горячей воде длительное время, чтобы слали эластичными, размякла, не крошилась и не ломалась вдоль при последующем разрезании и разворачивании вдоль по ширине и дальнейшей обработки.

 

.

Рис. 3. Вымачивание соломы в кипятке. Разрезание вдоль стебля и проглаживание утюгом.

 

После вымачивания соломка разрезается резаком вдоль, разворачивается в развернутом виде проглаживается горячим утюгом. В результате получаются развернутые высушенные прямые полоски (вытянутые прямоугольники).

 

image3

Рис. 4. Разглаженная солома.

 

Именно в результате термической обработке утюгом солома приобретает свой блеск. Регулируя температуру нагрева платформы утюга можно также придать соломенным панелькам и разный цвето-тон.

 

15

Рис. 5. Оттенки соломы.

 

Полученные полоски блестящей золотистой соломки плотно одна к другой приклеиваются на бумагу клеем ПВА. Таким образом получаются кусочки листов-заготовок или материал для дальнейшего вырезания деталей из этих заготовок. Уже из такого листа или ленты вырезаются декоративные элементы для аппликации или инкрустации различных поверхностей.

 

Рис. 6. Заготовка листов с наклеенной соломой для аппликации.

 

Таким образом можно как оформить бытовые изделия, так и выполнить декоративные панно. Для инкрустации бытовых предметов необходимо: а) расчистить, обезжирить и загрунтовать поверхность если это требует материал изделия, б) разметить орнамент, в) исполнить его и г) покрыть изделие лаком. Методика выполнения орнамента и рисунка подробно описана в рисунках 7, 8 и 9.

 

img277

Рис. 7. Выполнение орнамента из художественной соломы.

img279

Рис. 8. Эскиз для панно в технике аппликации из соломы с нанесением направления полос соломы.

img280

Рис. 9. Панно в технике аппликации из соломы.

со своего сайта.

artgryada.ru

Аппликации из соломы

Холодный способ. Разрезать соломины вдолль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ несложен; ленты, полученные таким способом, приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.

Иногда вам может потребоваться более темный или более светлый цвет соломы. Которые отсутствуют в имеющихся естественных оттенков, таких как: желтоватый, зеленоватый, сероватый, сиреневый, розовый и другие. Для этого применяют тонирование соломы.

Коричневые и темно коричневые оттенки соломы получаются в результате довольно длительного выдерживания под горячим утюгом соломенных лент. Делается это следующим образом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг (или можно взять толстый картон, положить на него соломенную ленту и просто прогладить ее утюгом). Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким способом.

Серебристо-белый оттенок получается у соломы в результате опускания ее в отбеливатели (перекись водорода или персоль). В растворе персоли можно кипятить.

Кипячение соломы в растворе питьевой соды придаст ей желто-золотистый, а в марганцовокислом калии розоватый оттенки. Для окраски соломы в яркие тона - красный, синий и др. - применяются анилиновые красители, которыми красят ткани. Для окраски соломы можно применять и морилку.

Подготовка к занятию.Подготовка будет включать следующие пункты:

Для начала выберете просторное, хорошо освещенное место, где вам будет удобно расположить достаточное количество предметов. Не желательно комнатное освещение, соломка будет давать блик, и вы не сможете подобрать нужные вам цвета.

1. Занятие предполагает наличие клея (обычно используется клей ПВА, т.к. он не оставляет после себя каких-либо заметных следов, то есть почта прозрачный после высыхания), поэтому желательно рабочее место застелить бумагой, для предохранения ваших столов.

2. Кисточка для приклеивания больших деталей, пластиковая тоненькая (диаметром не более миллиметра) полочка или спица для нанесения малого объема клея.

3. Пинцет для взятия и удержания мелких деталей. И вообще это не заменимая ни чем принадлежность и руки остаются чистыми от клея.

4. Ножницы - желательны не тугие и с прямыми концами. Также могут понадобиться и полукруглые ножницы.

5. Две тряпочки. Одна абсолютно сухая, а вторая немного влажная.

6. Калька для приклеивания соломенных лент.

7. Последний, но очень важный пункт. Для фона вам потребуется материал, который должен быть плотным: фанера, картон, бархатная бумага. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым или подобрать подходящий лист шпона.

Кроме всего этого оборудования вам понадобятся альбомы, с цветными и простыми карандашами. В альбомах делаются записи, зарисовки, наклейки и все то что необходимо вам для последующих работ.

Аппликации простым или со сложным сюжетом, большим количеством деталей выполняется по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется в карандаше и соответствует ее размерам. В эскизе особое внимание следует уделять его общей композиции. Хорошо продуманная композиция, т.е. размещение того, что надо изобразить, - залог успеха аппликации. В эскизе вам надо нанести линии, по которым будут наклеиваться соломины.

С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива), достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда симметрия). При составлении эскиза важно определить композиционный центр аппликации. Но вам придется придерживать некоторых правил: избегать сплошной заклейки изображения из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой.

Самое сложное в аппликации из соломы - это наклеивание соломенных лент. До наклеивания их раскладывают по цвету: светло-желтые в одно место, светло-коричневые в другое, темно-коричневые в третье и т.д. Затем разрезают их на отрезки нужного размера, вырезают из эскиза изображения, например: листок, разрезают его по прожилке пополам. Одну половину промазывают клеем и переносят ее на сухую чистую бумагу, только после этого приступают к накладыванию соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладывают близко друг к другу, не допуская просветов.

Далее вам понадобиться достаточно большой груз, под которым высушивают части аппликации.

Когда наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения.

Заготовленные таким образом изображения раскладывают на фоне и смотрят, проверяют все ли так как надо или хотелось. Далее если вам все понравилось, промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на фон и вторично высушивают под грузом.

В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей и орнаментов выжиганием.

Аппликации из соломы, помещенные под стекло и окантованные, долго сохраняются.

doshkolnik.ru