Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Особенности традиционной русской росписи гжелью и ее место в современном мире. Элементы гжельской росписи


Гжельская роспись: народный промысел — Щи.ру

Гжельская роспись

Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.

Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.

История промысла

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье. Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Цвета гжельской росписи

Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения. Основными цветами являются:

  • белый, используемый для костяного фарфора;
  • цветная майолика;
  • оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
  • глухой кобальт.

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.

Основные цвета

цвета гжельской росписи

Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Выделяются такие группы цветов Гжельской росписи:

  1. Надглазурная цветная роспись, дополняемая золотым и платиновым декором, кобальтовым цветом. Используется для нарядных наборов посуды, сувениров, кувшинов или чайников. Для работы используются яркие краски, надглазурная роспись, известная еще в качестве майолики. Процесс отличается трудоемкостью и сложностью, требующей от художника настоящего мастерства.
  2. Глухой фоновый кобальт подкупает необычным сочетанием изысканности и торжественной роскоши. Фоновая основа представляет собой глазурь темно-синего цвета, для росписи используется надглазурная белая краска, создающая зеркальное отражение традиционной гжели. Цветы и животные из синих становятся белыми, а сам орнамент напоминает сказочные морозные узоры, создающие эффект глубины.
  3. Костяной белый фарфор – это изделия белоснежного цвета без декора или имеющие тонкую платиновую или золотую роспись. Допускается нанесение небольших по площади рисунков и надписей при помощи цветных красок или всех оттенков синего цвета.

Элементы и узоры гжельской росписи

Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

элементы гжельской росписи

Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:

  • сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи;
  • орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;
  • растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;
  • животные (чаще всего это птицы).

Техника выполнения

техника гжельской росписи

Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

schci.ru

Узоры гжельской росписи. Элементы гжельской росписи

Город Гжель - центр одного из самых известных художественных промыслов России. Находится он в Раменском районе Московской области. "Гжельский куст" раскинулся на обширной территории и состоит из 27 деревень, жители которых занимаются изготовлением и росписью изделий из белого фаянса и фарфора. История появления гжельского художественного промысла уходит корнями в 14 век нашей эры, когда в Подмосковье было открыто Кудиновское глиняное месторождение. В верхних слоях залегала "ширевка" - простой красный материал, ниже шли пласты желтой "пушнины" - глины среднего качества, и, наконец, в самой глубине раскинулась нежнейшая "мыловка" - тонкая белая глина, незаменимый материал для производства высококачественного фаянса и фарфора.

узоры гжельской росписи

Потребности фармацевтики

Шла белая глина на выделку посуды и другой кухонной утвари, пока не появился аптекарский царский указ, который обязывал доставлять всю добытую гжельскую глину в Москву для нужд аптечного приказа. Однако спустя некоторое время под землей обнаружилось еще несколько месторождений, и белого материала стало достаточно для всех потребностей российской столицы и ее окрестностей. Кроме аптечных сосудов и чайных сервизов мастера-умельцы занялись изготовлением художественных изделий. Так появился гжельский народный промысел, известный сегодня во всем мире.

Мировая известность

Узоры гжельской росписи - это рисунок, сделанный ярко-синей кобальтовой краской по белоснежному фону, традиционно - нанесенные от руки несложные геометрические и растительные орнаменты. Изображения на изделиях также могут носить сюжетный характер, например женщина с ведрами или гармонист в окружении танцующих односельчан. Узоры гжельской росписи - это, как правило, цветочные мотивы, многократно повторяющиеся на выпуклой или вогнутой поверхности изделия.

Признаком высокого мастерства художника является использование им полутонов, когда центр рисунка заполняется бледно-синими штрихами, а ближе к периферии изображение становится все ярче и ярче. Цветы гжельского рисунка - это особая форма интерпретации, они обязательно повторяют контуры реального растения. На изображении можно увидеть лепестки, пестики, тычинки, стебельки и даже усики, которыми цветок цепляется за своих соседей.

узоры гжель

Технологии

Узоры гжельской росписи подчиняются определенной системе нанесения рисунка. Они могут чередоваться или располагаться хаотично, но в любом случае изображение выдерживается в рамках задуманного сюжета. На заводах по выпуску посуды и художественных изделий из фаянса и фарфора узоры гжельской росписи систематизируются. Существует библиотека, в которой собраны многочисленные рисунки, используемые технологами в производстве. Тематика изображений самая разнообразная: от незатейливых картинок из деревенской жизни до сказочных сюжетов с несколькими персонажами.

Современные узоры гжельской росписи сложны и многообразны. Хотя, казалось бы, одноцветные рисунки сами по себе монотонны, и это означает, что красивых сочетаний цветов ждать не приходится. Однако профессионализм художников, владеющих искусством многослойного наложения красок с тончайшими оттенками, делает чудеса. Изделия гжельских мастеров не только красивы, но еще и уникальны, ведь ручная работа предполагает всего один неповторимый экземпляр.

элементы гжельской росписи

Разновидности

Наносить узоры гжельской росписи - это тонкое и ответственное искусство. Главной задачей мастера является равномерное распределение цвета и оттенков так, чтобы рисунок получился сбалансированным и гармоничным. Каждое изделие представляет собой условный центр композиции, от которого равномерно расходятся составляющие сюжета или элементы растительного орнамента. В отдельных случаях синие кобальтовые краски дополняются декоративными линиями золотого цвета.

Обычно такая расцветка наносится на так называемый костяной фарфор. Это особый сорт керамики белого цвета с едва уловимым кремовым оттенком, напоминающим цвет топленого молока. Костяной фарфор слегка просвечивает, и это свойство художники используют при росписи. Рисунок располагается таким образом, чтобы оставалось свободное от краски пространство. Тогда чистые светлые участки поверхности изделия начинают взаимодействовать с цветным узором.

гжельская роспись посуда

Элементы гжельской росписи

Рисунок на бело-синих изделиях всегда стилизованный. Это может быть гротескное изображение чудесных сказочных персонажей или зимний пейзаж в сельской местности. И не потому, что на фаянсе или фарфоре нельзя нарисовать какую-либо реальную картину, а потому, что данный вид народного промысла подчиняется своим законам стилистики, по которым и различаются изделия. Русские промыслы при всем своем разнообразии достаточно строго классифицируются. Перепутать один вид народного искусства с другим практически невозможно.

Известные мастера гжели постоянно совершенствуют свое творчество, их отдельные изделия являются классикой жанра. Эти произведения искусства находятся в музеях и частных коллекциях, они бесценны. Гжельская роспись, посуда это или другие художественные изделия, всегда интересна и неповторима. Ассортимент продукции, ежедневно выпускаемой заводами и небольшими мастерскими, безграничен.

мастер класс гжельская роспись

Мастер-класс "Гжельская роспись"

Обучение художественной росписи проводится регулярно в кружках, открытых повсеместно. Однако освоить искусство гжельского рисунка невозможно без знакомства с историей этого древнего народного промысла.

На начальном этапе ученики пробуют воспроизвести несложные изображения в гжельском стиле на бумаге. Для этого подойдет обычный ватман или плотные чертежные листы. Краску для начала следует взять акварельную. Если гжельский рисунок на бумаге получился, можно переходить на оригинальную основу - керамическую заготовку. На этом этапе акварельные краски уже не подойдут, потребуется настоящая кобальтовая синь.

Сервизы

В 18-19 веках гжельская посуда была особенно востребована. Очень много изделий уходило за границу. Европейцы закупали фаянс и фарфор российского производства с гжельской росписью в огромных количествах. Так продолжалось до тех пор, пока русский императорский двор не стал основным заказчиком для всех заводов, производящих бело-синие сервизы.

мастера гжели

Особым спросом у царя и его приближенных пользовался знаменитый сервиз "Гурьевский" на 150 персон для больших пиров и застолий. Затем следовали "Мономах" и "Царь-батюшка" на 12 персон каждый. Состояли сервизы из 84 предметов, начиная с огромной супницы и заканчивая блюдцами для варенья. Популярными были маленькие сервизы "Тет-а-тет" для двоих и "Эгоист", рассчитанный на одного любителя красивой столовой посуды.

Упадок

В 20-х годах прошлого столетия в гжельском производстве наметился спад. Первыми тревогу забили сами гончары, которые стали предупреждать, что если дело не исправить, то горшки и миски вскоре придется покупать за границей. К счастью, они были услышаны, заводы заработали с новой силой, а в 1933 году особо крупные предприятия взяло на свой баланс государство и таким образом фаянс, фарфор и другие изделия "Гжельского куста" вновь пошли потоком на российский рынок, а затем и за границу.

цветы гжель

Знаменитые мастера

Гжель бывает разная, от одного изделия глаз невозможно отвести, а другое интереса не вызывает. Отчего так происходит? Главным критерием, который определяет качество гжельской керамики, является детальная проработка рисунка. Чем подробнее нарисовано изображение, тем ценнее роспись. Знатоки гжели хорошо знакомы с творчеством всех выдающихся мастеров современности. Коллекционеры покупают только их работы, музеи и выставочные комплексы также стараются заполучить эксклюзивные художественные изделия.

Среди наиболее известных мастеров - Денисов, Дунашова, Окулова, Азарова, Розанов и Царегородцева. Высокохудожественные произведения Н.И. Бессарабовой хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга и в Историческом музее в Москве. Бесчисленное количество шедевров рассредоточено по всему миру, все они находятся в частных коллекциях и галереях.

Стало хорошей традицией открывать магазины по продаже гжельских художественных изделий при заводах, выпускающих эти произведения искусства. Спрос на бело-синюю красоту по-прежнему высокий, и тенденции к его снижению нет. Гжель будет процветать до тех пор, пока под землей есть залежи белой глины, а ее запасы на сегодняшний день кажутся неисчерпаемыми.

fb.ru

Урок по изобразительному искусству на тему "Гжельская роспись".

Тема: «Гжельская роспись. Элементы, узоры.»

Цель: выполнить эскиз гжельской росписи.

Задачи:

  • Обучающая: познакомить учащихся с гжельсеой росписью;

  • Воспитывающая: любовь и интерес к традиционной русской культуре;

  • Развивающая: творческую и познавательную фантазию и вкус, аккуратность.

План урока.

  1. Орг. часть – 1-2 мин.

  2. Беседа о гжели – 5-10 мин.

  3. Физкульт минута – 2 мин.

  4. Самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя – 25 мин.

  5. Подведение итогов – 3 мин.

  6. Окончание урока, уборка рабочего места – 1 мин.

Оборудование для учителя: гжельская роспись на предметах, иллюстрационный материал, слайдовая презентация «Гжель», акварельные краски, шаблоны; для учащихся: альбом, краски, кисточки, х/б тряпочки, баночки с водой.

Литература: Изобразительное искусство Сокольникова Н.М.

Ход урока.

  1. Орг. часть

Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке нам понадобится: альбом, акварельные краски, кисточки, баночка с водой, х/б тряпочка, дневник.

Есть кто не готов к уроку? Молодцы я вижу вы все готовы.

  1. Беседа

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье!

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и творенье –

Русская звонкая гжель.

Ребята, тема нашего урока «Гжельская роспись»

Сегодня на уроке мы познакомимся с гжельской росписью и выполним гжельский узор в цвете.

В старину мастера из Гжели хотели сотворить такую посуду, которая могла бы поспорить с дорогим фарфором и была бы неповторимой, запоминающейся. Они создали свой особый стиль росписи .(слайды с презентацией.) Их цветы, птиц, зверей не спутать с другими. Гжельских мастеров вдохновила прохлада синих вечеров, голубизна неба и родные белоснежные просторы.

Смотришь на гжельские узоры, и кажется, что белая метель синие цветы запорошила.

Вечер зимний в небе синем

Звёзды синие зажёг.

Ветви сыплют синий иней

На подсиненный снежок.

За ветвями дом синеет,

Крытый синей ватою.

Тени ходят по стене

Сеткой синеватою.

Красит синькою мороз

В окнах незабудки,

И зевает синий пёс

Возле синей будки.

В.Фетисова «Зимний вечер»

Родина фарфора с синей росписью – Раменский район Подмосковья. Гжель – название одного из сел, ставшее собирательным для нескольких сел и деревень округи, в которых занимались гончарным промыслом. Не сразу гжельский узоры приобрели свой самобытный художественный стиль росписи с синим кобальтом. В предшествующем столетии гжельский фарфор были многоцветными, но постепенно именно синий цвет стал классическим. Создался новый облик изобразительный язык торжества синего на белом.

Секрет искусства Гжели в ее ярко выразительном сочетании синих узоров и белого фона. Образы гжели вызывают волнующее чувство соприкосновения с природой.

Современные художники работают над созданием образцов, которые идут в массовое производство. Много приходится трудиться гжельским умельцам, чтобы создать эту красоту (Показ ). Сначала художник в эскизах карандашом прорабатывает новые формы сосуда и придумывает роспись. Роспись выполняют кобальтовой краской. Появляются черные широкие мазки с плавными тональными переходами знаменитой гжельской розы, тонкие линии стеблей, спирали, листочков и усиков. У каждого мастера свой подчерк: мазок то шире, то уже, листочки то шире, то уже. Вот почему в массовых изделиях Гжели не встретишь скучного однообразия росписи.

На следующем этапе изделие окунают в чан с глазурью и роспись скрывается под белым составом, поэтому она называется подглазурной. Наступает самый ответственный момент – второй обжиг при высокой температуре. В жарком пламени горна глазурь становится стекловидной, прозрачной и блестящей, а роспись приобретает яркий синий цвет.

Гжельской росписью расписываются такие предметы, как кружки для молока, бокалы, кувшины, конфетницы, сахарницы, декоративные вазы.

Гжельская роспись делится на три вида:

  • Орнаментальная: самые именитые это шашечки, «усики», «жемчужинки», «капельки». Ими и заполняют свободное место внутри изделия.

  • Сюжетная роспись: сценки из повседневной городской и деревенской жизни, герои российских легенд и сказок (Кот Баюн, птица Сирин и голубая птица, русалки), природа и времена года.

  • Растительная роспись: травы, ягодки, злаки, букеты, листья, цветочки, не считая главенствующего узора - гжельской розы, изделия расписывают георгинами, лилиями, маками, астрами.

Элементы гжельской росписи: капельки, сеточка, розочки, бордюры.

Орнаментальное богатство гжельской росписи достигаются во многом за счет сочетания широких и узких мазков с тонкой линией стебельков и усиков, четкой штриховкой сеток и разнообразными бордюрами.

Показ на доске. - Посмотрите как рождается особый гжельский мазок – основа всей росписи. Красота и выразительность этого мазка в постепенном переходе синего цвета от темного к светлому. Секрет такого мазка в том, что краска набирается на одну сторону кисти. Ее прикладывают всем ворсом к поверхности бумаги и быстро поворачивают. Получится округлый мазок с темным краем, постепенно истощающей к середине. Этот прием получил название «мазок на одну сторону», «мазок с тенями». Кроме того в гжельской росписи используется прием сплошного мазка, который называется капелькой. hello_html_m2b60b866.jpg

Этот сплошной мазок создает определенным ритмическим движением кисти. Краску набирают равномерно, ставят кисть на кончик и легко нажимая, чуть протягивают и быстро отрывают кисть от бумаги.

Гжельская роза – один из главных мотивов. Все лепестки цветка выполняются «живым мазком». Обычно начинаю писать цветок с середины постепенно наращивая лепестки с левой стороны и правой стороны от первого, а так же немного ниже. Во время этой работы бумагу можно вращать, чтобы удобнее можно было расписать. У гжельских мастеров есть свои секреты, как правильно нарисовать гжельскую розу. Во-первых, в росписи используется техника мазками. Каждый мазок должен отличаться от предыдущего. Здесь главный секрет — это правильное сочетание белой и синей краски и сила нажима на кисть при нанесении краски. Сначала на кисточку густо набирают краску, а потом с разным нажимом прикладывают кисть к изделию, создавая цветок. Первые мазки должны быть самыми сочными, а затем становиться все светлее и светлее. Другой прием — это «мазок с тенями», он считается в росписи самым трудным. Одним движением кисти достигается переход от более насыщенных цветов к более мягким, светлым. При этом широкий мазок сужается и переходит в тоненький острый кончик. Когда гжельская роза готова, ее украшают завитками, листиками или аккуратно наносят на краешки цветка золотистую краску.

hello_html_49118305.jpg

Повторение.

- Ребята, кто мне скажет каким цветом выполняется гжельская роспись?

- Какими элементами осуществляется роспись гжели?

Ребята, теперь можем приступать к работе. Если нет вопросов то можете приступать к работе.

  1. Самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя.

Пока дети приступили к рисованию делаю обходы.

  1. Смотрю как приступили к работе.

  2. Правильность техники выполнения.

  1. Подведение итогов.

Итак, ребята что нового вы сегодня узнали? Ребята на этом уроке мы познакомились с техникой выполнения элементов гжельской росписи. На следующем уроке мы будем расписывать с вами посуду.

На этом наш урок заканчивается. Можно приступить к уборке рабочего места.

infourok.ru

сказочное искусство в народном стиле

гжельГжель превращает обыкновенную посуду в произведение искусства

 

Что составляет истинное богатство народа? Конечно, это совершенно не материальные ценности, а традиции, история и народные промыслы. Одним из заглавных видов настоящего прикладного народного искусства русского народа является гжель — особая техника, которая традиционно представляет собой филигранную роспись на глиняных изделиях. Как и многие славянские промыслы, такое искусство рождает ассоциации с доброй сказкой. Сегодня Гжель — не только историческое достояние народа, но и самый масштабный центр по производству керамики.

 

Содержание материала

 

История искусства гжели

Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины. Первооткрывателями богатейшего глиняного месторождения стали аптекари. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из девственно-белой гжельской глины.

гжель -создание посуды Создание посуды из гжельской глины

 

Немногим позже наладилось и масштабное гончарное производство, которое насчитывает более четырехсот лет.

Название «гжель» происходит от слова «жечь». Есть версия, что изначально искусство именовалось «жгель», а после, в результате перестановки букв для собственного удовольствия, люди стали называть ее гжелью.

На самом деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе. Первое упоминание региона датируется далеким 1320 годом.

гжель- музейные экспонатыЧасть изделий старинных гжельских мастеров сейчас стала музейными экспонатами

 

Живописная природа, богатые леса, витиеватые ленты рек, гладь полей вдохновляли народ, живущий в округе на творчество. Издавна местность славилась умельцами, как говорится, на все руки. В районе Гжели изготавливали не только горшки и плошки, но также черепицу, разнообразные изразцы и даже детские игрушки.

гжель- современные игрушки-фигуркиСовременные мастера создают такие вот оригинальные игрушки-фигурки

 

К началу восемнадцатого века люди заговорили о керамических изделиях невероятной красоты, расписанных особым способом, доселе невиданным. Так появились первые упоминания о гжели — оригинальном и самобытном художественном искусстве. Постепенно мелкие кустарные артели по производству керамических изделий в русском народном стиле трансформировались в большие предприятия. Неизменно остается главное правило: работа выполняется только вручную.

гжель-изысканная гжельская роспись Появление изысканной гжельской росписи вызвало настоящий фурор

 

посуда гжельПосуда расписанная гжелью стала появляться в богатых домах

 

Характерные черты росписи

Многие считают, что русское художественное искусство не наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете, тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде.

Характерные черты росписи следующие:

  • глазурирование поверхности;
  • снежно-белый фон;
  • узор, выполненный в синих или голубых тонах;
  • сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
  • неизменно ручная работа.
гжель-чайный сервизИзделия, украшенные гжелью легко узнаваемы

 

Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник.

гжель- статуэтка Статуэтка украшенная классической гжелью

 

Именно ручная работа превозносит каждое изделие в такой технике в ранг народного шедевра. Считается, что найти совершенно одинаковую гжель просто невозможно, поэтому изделие всегда эксклюзивно!

гжель-чайный сервизДаже относительно простой рисунок смотрится просто шикарно

 

Как расписывают гжель

Техника выполнения рисунка достаточно сложная и требует определенного мастерства. К росписи керамического изделия художник приступает сразу после обжига. Древнерусские промыслы многолики и по сей день существует немало тайн и секретов. Первая роспись в стилистике гжели называлась майоликой. Она расписывалась «пятицветкой»: основой являлась белоснежная эмаль, на которую наносился рисунок.

гжель-черепахаСувенирная черепаха украшенная русской майоликой

 

майоликаТакая роспись использовалась и в интерьере

 

Остальные цвета для древнерусской росписи получали из солей: зелень получали из соли меди, желтый оттенок — из соли сурьмы, вишневый цвет давал марганец, а синий — кобальт. Позже от такой техники отошли, ей на смену пришел привычный и сегодня рисунок кобальтово-синего цвета на белом фоне.

гжель-два цветаДаже двух цветов оказалось достаточно для того, чтобы создавать произведения народного искусства

 

В современном производстве уникальный узор сначала продумывается, а после уже переносится на само изделие. В давние времена народные умельцы рисовали, как говорится, от души, придумывая орнамент прямо во время работы, ежеминутно дополняя его новыми мотивами и деталями. Для росписи понадобится немного: шпатель, кисти и баночка с окисью кобальта, который и дает тот самый неповторимый синий оттенок.

гжель-сложная композицияПри создании столь сложной композиции без предварительной прорисовки не обойтись

 

Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига.

гжель-посуда до термической обработкиДо термической обработки изделия с гжелью выглядят совсем невзрачно

 

Технология следующая: сначала выполняется роспись, после чего изделие окунается в подготовленную глазурь, далее снова обжигается в печи. Почему же тогда каждый рисунок играет всеми оттенками синего? Такой неповторимый эффект получается с применением особых приемов гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет в работе легкого пути, осваивая и придумывая новые элементы, детали орнамента, мотивы в народном стиле. Именно поэтому каждый узор уникален по своей сути, так как в нем заложена частичка творческой души художника.

История и технология создания гжели

[ot-video][/ot-video]

 

Тематика рисунка

В стародавние времена тематика рисунка в стилистике гжель являлась иллюстрацией истинных чувств, фантазией, мыслями и желаниями художника. Умельцы были людьми творческими, но малограмотными. Именно в рисунке они непроизвольно старались отразить свое мировосприятие, понимание происходящего, наблюдения за городской или деревенской жизнью, необъяснимые природные явления и, наконец, донести до окружающих свои собственные мысли.

роспись гжельКаждое изделие уникально и несет в себе частичку души мастера

 

Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:

  • Растительная. Такие рисунки — это классическая гжельская роспись. Все растения, которые изображаются, имеют несколько стилизованный вид, но основные черты четко просматриваются. Это травинки, черенки, ягоды, цветы. Если художник хотел изобразить ягоды смородины, это видно невооруженным глазом и спутать их, например, с крыжовником, сложно. Колосья пшеницы, переплетенные с гирляндами цветов или гроздьев ягод, — все это и есть растительные узоры гжель.
  • Орнаментальные узоры. Такие рисунки стилизованные, оригинальные и в каждом просматривается определенная ассоциация. Наносится он согласно разработанным в старину сеткам. Самые известные орнаментальные гжельские сетки — это «усики», «травинки», «капли», «жемчужины» и «гребенки». Традиционные «шашечки» наносятся по кромке или вдоль бортика и представляют собой цепочку-поясок из кобальтово-синих квадратов. гжельская роспись-чайникЧайник с красивой гжельской сеткой

     

гжель-росписьОрнаментальная роспись может комбинироваться с растительной

 

  • Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.

Владея некоторыми секретами, без которых не могли существовать русские промыслы, можно своими руками расписать стены, посуду и даже одежду, используя технику перенесения рисунка на ткань (батик).

роспись гжель-керамическая плиткаГжель позволяет создавать поистине прекрасную керамическую плитку

 

гжель-керамическая плитка в интерьереЭто просто шикарный инструмент в деле оформления интерьера

 

гжель на тканиНе менее эффектно гжель смотрится и на ткани

 

Гжель и современная мода

Но не только посудой единой или сувенирами живет гжель в современном мире. Все чаще именитые дизайнеры используют народные мотивы в создании модных коллекций. Благодаря неподдельной художественности, гжель — один из наиболее самобытных и популярных в современной моде мотивов.

одежда гжельОдежда с гжелью будет по вкусу далеко не одним только ценителям этно стиля

 

детская одежда гжельВ моду входят даже детские наряды с этой колоритной росписью

 

Почему же, спустя столько лет, такой орнамент не теряет своей актуальности? Во-первых, гжель выполняется в стильной цветовой гамме. Все оттенки лазури, небесно-голубого и сочного синего на нарядном белом фоне — это всегда торжественно и стильно. Такое одновременно простое, строгое и яркое сочетание неизменно настраивает на позитив. Во-вторых, орнамент в исконно русском стиле в последнее время рождает все больший интерес у Запада, подогреваясь признанными в моде отечественными мэтрами.

корсет гжельСейчас гжель можно встретить даже на таком нехарактерном для русского наряда аксессуаре, как корсет

 

Настоящей сенсацией стал тот факт, что сам мастер Valentino создал невероятную коллекцию платьев, стилизованных под гжель. Такое платье с оригинальным по своей природе и самобытным принтом не только привнесет в образ ноты хрупкой женственности и волшебного изящества. Дополнив его эксклюзивными аксессуарами ручной работы в этно-стиле, наряд подарит настоящую русскую сказку.

Все без исключения старорусские промыслы отличаются высокой художественностью, символизмом и неподдельной философией этники. Именно поэтому гжель и сегодня не теряет актуальности, а является во всем мире драгоценным символом русской культуры.

 

 

 

ethnoboho.ru

Конспект урока по изобразительному искусству "Элементы гжельской росписи. " (5 класс )

Тема: Элементы гжельской росписи

Класс: 4А

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель: Научить выполнять элементы Гжельской росписи.

Задачи:

Образовательная

Обучить умению выделять и анализировать характерные средства и художественной выразительности в работах мастеров, знать последовательность рисования элементов Гжельской росписи

Развивающая

Развивать умение выделять Гжель среди других народных ремёсел. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, индивидуальные творческие способности.

Воспитательная

Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Методы: Беседа, объяснение, показ презентации.

Оборудование для учащихся:

Альбом, краски, кисти, баночка для воды.

Оборудование для учителя:

Проектор, презентация.

План урока

1. Орг. момент – 1-2 мин.

2. Вступительная беседа – 3мин.

3. Знакомство с новым материалом – 5 мин.

4. Метод. Показ –8мин.

5. Закрепление –4мин.

6. Самостоятельная работа - 20мин.

7. Подведение итогов –3мин.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Приветствие. Проверяю готовность учащихся(краски, кисти, альбомы, баночка с водой).

2. Вступительная беседа.

Учитель:- Сегодня я хочу начать наш урок со стихотворения

Есть в Подмосковье такое местечкоБелая рощица, синяя речка.В этой негромкой российской природеСлышится эхо волшебных мелодий.И светлеет вода родниковая,И дыхание ветра слышней.Расцветает Гжель васильковая,Незабудковая Гжель!

П. Синявский 

Учитель:- С каким видом декоративно – прикладного искусства мы сегодня познакомимся на уроке?

Ученики: - Гжельская роспись!

Учитель: - Правильно . Сегодня на уроке мы познакомимся с элементами Гжельской росписи.

3. Знакомство с новым материалом.

Показ презентации «Сказочная Гжель».

(2 слайд) История промысла. Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 годах.

Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на её поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла.

Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды".

(3 слайд) До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.

(4слайд) К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду.

Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.         

(5слайд) Всё гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства.

Всё гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства.

(6слайд) Отличительные особенности гжельской росписи.

Всякую роспись  Гжель, приятно рассматривать, гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписанных, и на одежде, на постельном белье, и даже в интерьере, например расписанные камины.

(7слайд) Чем же она отличается от другой росписи?

Фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды.  Всего одна краска – синяя на белом фоне, а картина оживает, и появляются переливы синего от темного к голубому, в зависимости от нажима кисти художника. У художника всего одна краска кобальд, которая и приобретает синий цвет. Её разводят водой, покрывают работу мазками, линиями.

(8слайд) Самый излюбленный узор - гжельская роза.

Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда  написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

(9слайд) Многие работы гжели неповторимы и сюжет зависит именно от мастера и его мастерства, и конечно выполняются в ручную, поэтому точно такую же не найти.

(10слайд) Гжельская роспись делится на три вида:

1. Главная - растительная роспись – это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна.

2. Орнаментальная.  Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или кругов на дне тарелки.

(11слайд) 3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.

(12слайд) Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели.

Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба».

Учитель: До середины XVIII века Гжель делала какую гончарную посуду?

Ученик: Изготавливала кирпич, гончарные трубы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.

Учитель:- Где Гжельские мотивы можно увидеть ?

Ученик: На фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписанных, и на одежде, на постельном белье, и даже в интерьере, например расписанные камины.

Учитель: - Ребята, что же отличает Гжель от других росписей?

Ученик: - Гжельская роспись рисуется только синей краской по белому фону.

Учитель: -На какие три вида делится Гжельская роспись?

Ученик: - Растительная роспись – это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов.

Ученик: - Орнаментальная.  Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики».

Ученик: - Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны .

Учитель: - Всё верно! Молодцы, ребята!

4. Методический показ.

Учитель: - А сейчас мы с вами будем учиться рисовать элементы Гжельской росписи.

1). - Сейчас вам покажу как рисовать капельки. Все элементы Гжельской росписи рисуются синим или голубым цветов на белом фоне кисточкой, без нанесения карандаша.

- Тонким кончиком кисточки нажимаем и постепенно делаем нажим до середины ворса кисточки. На одинаковом расстоянии друг от друга рисуем капельки.

Обход по классу.

2) - Теперь попробуем нарисовать капельки в горизонтальном положении. На одинаковом расстоянии друг от друга рисуем капельки.

Обход по классу.

hello_html_65683d85.jpg

3). – Теперь вам покажу как рисовать цветок из капелек. Обратите внимание, что лепесточки у цветка к середине нарисованы узеньким кончиком. А широкая часть лепестка нарисована к внешней стороне цветка. Сердцевину не прорисовываем, а зрительно представляем. Я начну рисовать лепесток вверху, внизу, справа, слева и между ними 2 лепесточка. А теперь попробуйте вы.

- Как начнёте?

Ученик: - Вверху, внизу, справа , слева и между ними 2 лепесточка.

Учитель: - Всё верно!

Обход по классу.

hello_html_8a2ca95.jpg

4). – Сейчас вам покажу как рисовать листок. Начинаем с прожилки. Тонким кончиком кисти рисуем прожилку для листика, начинаю с завитка и веду вниз тонкой линией. К прожилке с левой стороны рисую капельки снизу вверх от большой капельки к маленькой. Капельки к прожилке не прикасаются. Точно также от прожилки с правой стороны рисуем капельки.

- Как начнёте рисовать листик?

Ученик: - Начинаем с прожилки. Тонким кончиком кисти рисуем прожилку для листика, начинаю с завитка и веду вниз тонкой линией. К прожилке с левой стороны рисую капельки снизу вверх от большой капельки к маленькой. К прожилке капельки не прикасаются. Точно также от прожилки справой стороны рисуем капельки.

Учитель: - Правильно! Приступайте к работе.

Обход по классу.

hello_html_m3a6e5864.jpg

5.Руководство самостоятельной работы.

ошибки

исправления

5 мин.

Неправильный нажим на кисточку. Не на одинаковом расстоянии нарисованы капельки.

Выявление массовых ошибок. Показ на доске.

5-7 мин.

Неправильное количество лепесточков в цветке.

Индивидуальная работа.

7 мин.

Неправильное расположение капелек над прожилкой.

Индивидуальная работа.

Во время каждого обхода анализирую работу детей.

6. Подведение итогов. Выставка работ.

Учитель: - Ребята, вам понравилось наше занятие?

Ученик: - Да, очень!

Учитель: - Давайте повторим, с какой росписью мы познакомились?

Ученик: - Гжельская роспись!

Учитель: - Каким цветом рисуется Гжельская роспись?

Ученик:- Синим, ярко-голубым на белом фоне.

Учитель: - Какие элементы Гжельской росписи вы знаете?

Ученик:- Капельки, цветочки, листочки.

Учитель: - Где можно встретить Гжельскую роспись?

Ученик: -На подносах, картинах, вазах, игрушках.

Учитель:- Что вам показалось интересным, а что стало познавательным?

Ученик: - Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 годах.

Учитель: - В чем вы испытали трудности?

Ученик: - Не получались капельки правильной формы.

Анализ детских работ, отметить успехи и ошибки. Сравнить работы с образцом. Спросить детей, чья работа нравится.

infourok.ru

Гжельская роспись: народное творчество

В Раменском районе Московской губернии широко раскинулся «Гжельский куст» – двадцать семь исконно русских деревень, беспорядочно расположенных среди лесов и полей. В них и зародилось сказочное сине-белое искусство гжельской росписи. Искусство народное, глубокое и традиционное. Есть на Руси всего несколько знаменитых художественных промыслов: Хохлома, Жостово, Федоскино, Городецкая и Гжельская роспись. Хохломская роспись – это художественная разрисовка деревянных подносов и различных изделий из дерева. Жостовская роспись – это рисунки на металлических подносах. Техника росписи Федоскино, гораздо более сложная, основана на применении слойного светоотражающего ингредиента. Городецкая роспись – это нанесение рисунка на тонкую деревянную основу. Она сродни технике иконописи, но сюжеты в основном используются сугубо мирские.

гжельская росписьИ, наконец, Гжельская роспись – это рисунок ярко-синей кобальтовой краской по сырому белому фарфору с последующей глазировкой и обжигом.

Гжельская земля бедна черноземом, она неурожайная и прокормиться на ней человеку сложно. Годами и десятилетиями старались люди, пахали землю, сеяли. Семь потов сходило с пахарей, да все напрасно – не рожала земля. А все дело было в том, что сразу под верхним слоем земли широким пластом пролегала белая глина, без конца и края, глубоко и обширно. Как же тут пшенице родиться? Поразмыслил народ гжельский, подумал, да и бросил в земле копаться. Стал глину добывать и гончарное дело поднимать.

гжельская роспись картинкиВ гжельских краях каждый второй человек способен к «рукомеслу» – хоть бочку смастерить, хоть кувшин глинянный. И пошло дело. Сначала несколько мелких кустарных артелей создали, затем покрупнее гончарное производство организовали, посуду стали производить. А посуда должна быть красивой, значит, роспись нужна. В короткий срок появились художники. В то же время глину научились различать. Самые высшие сорта, чисто белые, отправляли в Москву аптекарям для изготовления медицинской посуды. Глина попроще шла на фаянс, тарелки да чаши, а самая белоснежная, фарфоровая, использовалась для изделий в классическом стиле гжель, роспись которых была такой красоты, что от нее дух захватывало.

гжель росписьГоворят, чай из гжельской чашки вкуса неповторимого: десять чашек выпьешь, и еще хочется. Гжельская роспись называется так потому, что ее название пошло от слова «жгель» – значит «жечь», «обжигать». Ну а русский человек любит буквы в словах переставлять. Если кто-то скажет слово «омнибус», то обязательно получится «обнимусь». Вот и переставили: жгель стала гжелью. В 1812 году в Гжельском кусту было уже 25 заводов, которые производили качественную посуду. Попутно в мастерских при заводах выпускались игрушки, декоративные поделки и наборы для праздничных чаепитий. Глины, разных сортов и нескольких оттенков, хватало на все.

гжель классический узорОднако в середине XIX века гжельское производство стало приходить в упадок, частично оттого, что посуды уже было сделано много, а может, просто период затишья наступил, как это случается время от времени с большими заводами. Но кризис не затронул художественное производство. Гжельская роспись по-прежнему пользуется спросом. Недавно были созданы специализированные учебные заведения, выпускники которых пополняют ряды мастеров фарфора, художников и дизайнеров. Гжельская роспись, картинки которой никогда не повторяются, в настоящее время снова процветает, радуя неповторимым колоритом своих изделий.

fb.ru

Конспект : Роспись Сказочная Гжель

hello_html_m58c0ee8f.gifhello_html_m4d761c0e.gifhello_html_m1308aa4b.gifhello_html_m6d90b353.gifhello_html_m1d5a98e1.gif

урок рисования гжель

Поверить трудно: неужелиВсего два цвета? Чудеса!..Вот так художники из ГжелиНа снег наносят небеса!Л. Куликова.

Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»  - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.

 

Примеры посуды в стиле Гжель:

посуда гжель

гжель

gzhel2

Сегодня у нас есть отличная возможность познакомить ребенка с Гжельской росписью, приобщить к исконно русскому творчеству, и даже испытать себя в роли  народного мастера. Занятие также поможет развитию у него эстетического вкуса, фантазии, умению по мотивам составлять общий узор.

Будет просто замечательно, если фоном к рисованию Вы включите русские народные песни в специальной обработке - для детей.

Нам потребуется: - альбомные листы, - гуашь – 2 баночки: былого и лазурного цвета, - кисти – в идеале беличьи:  тонкие (№ 2-4), средние (№6-8) и толстые (№10-12), - остальное: вода в баночке, палитра, мягкая тряпочка (для снятия лишней краски), ножницы, простой карандаш и резинка (для детишек постарше).

Ход работы:

1) Для начала рассмотрим самые простые элементы гжельских узоров - точки, штрихи  и линии.  

Попытайтесь поэксперементировать со смешением цветов, разбавляя синюю краску с белой и получая все новые и новые оттенки.

урок гжель

2) Бордюры - простейшие орнаменты: детям необходимо уловить их закономерность.

urok-gzhel-2

3) Капельки, и составные из них узоры: приближаемся к флористическим мотивам (цветы, растения). Капельками хорошо изображать лепесточки, листочки и веточки. Детям проще всего делать капельки - примакиванием кисти.

капельки гжель

 

4) Мазок с тенью - или "мазок на одну сторону". Особенность такого мазка - в том, что след после кисти остается в плавным переходе цвета - от темного к светлому.  

Секрет этого мазка: правильное распределение краски на кисти - с одного края ее должно быть больше (с этого края и подучится более темный оттенок). Кисть должна быть широкой (№ 10-12), ее форма - лопаточка.

На рисунке ниже Вы увидите основные типы мазка с тенью, а также последовательность рисования цветочка: синей розы.

урок гжель

Итак, мы сделали вывод. что в своей работе мастера Гжели используют завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки. мазки с тенью.

А теперь:

Эту птицу можно рисовать только кистями, а можно в последнем шаге - где тоненькие завитки, использовать синюю гелевую ручку поверх высохшей краски.

птица гжель

 

Для основы можно использовать одноразовую бумажную тарелочку.

тарелочка роспись гжель

 

Тарелочка-основа для росписи Гжель:

gzhel-tarelka

Чайник-кумган - основа для росписи Гжель:

kumgan-gzhel

detskiy-risunok-gzhel

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №9 ст. Михайловская

Воспитатель: Савченко С.Н.

ст.Михайловская

МАДОУ №9

раскраска гжель

 

2)

raskraska-gzhel2

3)

raskraska-gzhel3

infourok.ru