Привет всем любителям склеивать танки из бумаги! Сегодня мы хотим предложить сделать уменьшенную бумажную модель немецкого танка времен второй мировой войны – Т-VI “Тигр” (Pz.Kpfw. VI “Tiger”).
“Тигр” был выпущен в 1942 году и был самым мощным танком. Его броню, которая в лобовой части была толщиной 1 м, а в бортовой 80 см, не мог пробить ни один снаряд. Сам же танк был оснащен 88 мм пушкой, снаряды которой с расстояния в 1000 м пробивали броню толщиной 115 мм. В движение танк приводил двигатель мощностью 700 л.с. производства “Майбах”. Последний “Тигр” был выпущен в августе 1944 года. За два года было произведено 1354 танка “Тигр”.
На десерт предлагаем посмотреть видео о том, как человек сделал уменьшенную модель танка «Тигр».
Привет всем любителям склеивать модели танков из бумаги! Сегодня мы предлагаем сделать бумажную модель легендарного танка Советской армии времен Второй мировой войны – Т-34. Сделать танк Т-34 из бумаги будет не сложней, чем модели танков ранее опубликованных: «Танк Тигр из бумаги», «Танк Т-90 из бумаги».
Танк Т-34, благодаря продемонстрированным во время испытаний высоким боевым и техническим характеристикам, был принят на вооружение Красной армии в конце 1939 года. Весной 1940 года в качестве одного из испытаний был совершен пробег двух опытных образцов танка Т-34 из Харькова в Москву и обратно. Во время поездки танк подтвердил свои высокие технические качества. После этого испытания было принято решение о производстве Т-34 на основных крупных предприятиях СССР.
Для создания бумажной модели танка вам потребуется напечатать схемы деталей танка, вырезать их и склеить.
Основной боевой танк России Т-90 из бумаги , модель от paper-replica. - 10 Октября 2011
Основной боевой танк России Т-90 из бумаги , модель от paper-replica.depositfiles Отдельная благодарность SancheS за присланный материал ! «Т-90», наверное, самый «раскрученный» бренд российской оборонки. Наравне с комплексом ПВО С-300 и суперистребителями семейства «Сухой», Т-90 стал визитной карточкой российского ВПК. Страницы печатных и электронных СМИ пестрят упоминаниями о нем, появился да же некий определенный жанр публикаций, где российский танк сравнивается с себе подобными от иных производителей. Однако на сколько корректны бывают такие сравнения? Во многом это зависит от того что с чем сравнивать. Многие забывают, что танку Т-90 уже скоро исполнится 20 лет! За это время он получил массу изменений в своем техническом облике, стал иметь множество модификаций и субмодификаций. Таким образом, для объективного сравнения необходимо вначале разобраться что же это такое «Основной боевой танк Т-90»? Начало работ по проектированию этой машины приходится 1986 год. К середине 1980-х военная мощь СССР была в самом расцвете, однако необходимо было задумываться и о ближайшей перспективе развития БТТ. А перспективы поводов для самоуспокоения не давали. Парк танков Т-64 в силу конструктивных особенностей машины устаревал, и модернизации не подлежал. Т-80 с ГТД был да же по советским меркам очень дорогим в производстве и эксплуатации, а потому перспектив стать массовой машиной не имел. Модификация Т-80 с двухтактным дизелем – Т-80УД, хоть и была дешевле, но отличалась ненадежностью и капризностью силовой установки. Принятие ее на вооружение в 1985 году обусловило еще большую разунификацию танкового парка. В то же время, самый массовый танк СССР – Т-72 являл собой вариант машины на мобилизационный период, а потому был предельно упрощен для массового производства и эксплуатации слабо подготовленным составом из числа резервистов, хотя и отличался огромной надежностью и ремонтопригодностью.
Слабым местом машин семейства Т-72 являлась крайне упрощенная СУО, которую в принципе системой управления огнем и называть то нельзя было. По этому параметру даже только что принятый на вооружение Т-72Б явно уступал современным ему модификациям Т-64Б и тем более Т-80У. Логичный выход из создавшейся ситуации напрашивался сам собой: конструктивно скрестить простой, но надежный Т-72 с «интеллектуальным», но дорогим Т-80. Такая машина в недалекой перспективе могла бы стать действительно основной в советских Сухопутных Войсках постепенно вытесняя танки иных типов. Решение было очевидным, но крайне непростым. Особенно непростым с политической точки зрения. Конкуренция внутри страны между тремя основными разработчиками танков с течением времени ни сколько не ослабевала. Нижнетагильскому «Уралвагонзаводу» и УКБТМ потребовалось немалых усилий для того что бы «пробить» решение Правительства на глубокую модернизацию танка Т-72. В.И. Поткин | Н.А. Молодняков |
19 июня 1986 года Постановлением Совета Министров СССР Уральскому КБ транспортного машиностроения в сотрудничестве с рядом отраслевых НИИ и КБ были заданы опытно-конструкторские работы по теме «Совершенствование Т-72Б». Руководителем работ по выполнению ОКР в целом был заместитель главного конструктора УКБТМ Н.А.Молодняков. Решением общекомпоновочных вопросов по изделию занимались В.А.Гудков и В.И.Бундин [Колмаков Д.Г. «Время.Люди.Танки. Уральскому Конструкторскому Бюро Транспортного Машиностроения – 60 лет». Н.Тагил.2001.С.64]. Сохранив неизменными компоновочные решения Т-72Б, разработчики основные усилия направили на адаптацию к Т-72Б КУО 1А45 танка Т-80У, повышение огневых возможностей и защищенности. В этот период в УКБТМ произошли существенные административные изменения. После 38 лет работы в КБ, из которых 18 на должности Главного конструктора, вышел на пенсию Валерий Николаевич Венедиктов. 19 ноября 1987 года на его место заступил Владимир Иванович Поткин. Наследник традиций тагильской конструкторской школы, с отличием окончивший академию, в УКБТМ, он занимался проблемами двигателя, трансмиссии и ходовой части. Внешне нелюдимый, замкнутый, резкий, строгий и до крайности требовательный, для некоторых он выглядел суровым человеком. Однако с годами сквозь эту внешнюю суровость удалось разглядеть человечность, житейскую мудрость, умение принимать продуманные всесторонне взвешенные решения. В труднейшие годы развала страны, промышленности, повсеместного свертывания работ оборонной тематики его кандидатура была единственно возможной в качестве главы УКБТМ. Концепция создания нового образца предполагала, сохранив компоновочные решения Т-72Б выйти на новый уровень технического совершенства конструкции с целью максимального прироста боевых характеристик. Однако, как и в прежние годы, материальное обеспечение разработок Уральского КБ со стороны Министерства оборонной промышленности было весьма скудным. Не смотря на имеющиеся в СССР наработки по перспективным системам управления, тагильчанам приходилось довольствоваться тем «что дают». Это обстоятельство обусловило особое внимание конструкторов к тем параметрам и характеристикам машины, которые могли быть улучшены исключительно силами КБ и серийного завода без помощи крупных конрагентов-комплектаторов. Пройдя несколько этапов разработки, новая машина получила индекс «Объект 188». В конструкторской документации и внешней служебной переписке «Объект 188» именовался сначала Т-72БМ («Б» модернизированный), а позже сменил имя на «Т-72Б усовершенствованный». [Усовершенствованный танк Т-72Б. Техническое описание 188.ТО. Книга первая. 1989 г.] В январе 1989 года четыре опытных образца «Объекта 188» были представлены на государственные испытания, которые длились около года. По результатам этих испытаний заказчик определил конкретный образец для дальнейшей доработки и принятия на вооружение. С июня по сентябрь 1990 года еще два опытных образца нового танка прошли уже окончательные испытания. В завершение программы один образец машины был подвергнут расстрелу на полигоне, а второй вернулся для изучения и доработки в родное КБ в Нижний Тагил. Итогом проведенных работ стало совместное решение МО и МОП от 27 марта 1991 года о рекомендации принятия на вооружение танка «Объект 188» [Колмаков Д.Г. Указ.соч.С.65-67]. Однако политический кризис и развал СССР в 1991 году привел к существенной задержке с поставкой усовершенствованного Т-72Б на вооружение. Только 30 сентября 1992 года, первый в установочной партии танк вышел на пробеговые испытания перед передачей в войска. Развал экономики в постсоветской России заставил УКБТМ и УВЗ заниматься самостоятельным выживанием в новой политической и экономической ситуации. В этой связи разработчик и производитель приложили огромные усилия для принятия решения о постановке на вооружение Российской Армии нового танка. Под влиянием политического момента, чтобы дистанцироваться от эпохи СССР, было принято решение о новом войсковом наименовании. Первоначальным замыслом было обозначение «Т-88» [Шпак М.Т. Пятьдесят лет работы на Уральском вагоностроительном (1950-2000 годы). Рукопись. Фонды музея ОАО «НПК «Уралвагонзавод»]. 8 июня 1992 года УВЗ посетил первый Президент России Б.Н.Ельцин. Во время этого визита он пообещал подписать Постановление о принятии на вооружение танка Т-88. Предложение о наименовании танка «Т-90» возникло несколько позже и вошло в окончательную редакцию документа. 5 октября 1992 года Постановлением правительства Российской Федерации №759-58 танк «Объект 188» был принят на вооружение российских бронетанковых войск как «Т-90». Одновременно с работами по базовой машине «Объект 188» шли работы над созданием экспортной версии – «Объект 188С». Чуть позже была начата работа и по командирскому варианту машины – «Объект 188К». Что же представлял собой новый танк в техническом плане? Как уже указывалось выше, основные компоновочные решения остались от Т-72Б – «Объект 184». Однако башня была адаптирована под установку автоматизированного комплекса управления огнем, а корпус под установку новой защиты и ходовой части. Основным оружием танка стала 125-мм гладкоствольная пушка-пусковая установка с улучшенными баллистическими характеристиками Д-81ТМ (2А46М). Внешними отличительными особенностями пушки были новая конструкция термозащитного кожуха и устройство для быстрой замены ствола. Эта пушка является модификацией пушки 2А46М-1 танка Т-80, адаптированной под работу с автоматом заряжания АЗ-185 и приспособленной под использование механизма выбрасывания стреляных поддонов. Высокие точностные характеристики пушки достигнуты оптимальным сочетанием кривизны, разностенности и жесткости ствола; симметричным расположением тормозов отката и накатника, свободным незаторможенным откатом ствола до вылета из него боеприпаса, применением термозащитного кожуха. На Т-90 применено встроенное устройство выверки пушки как с основным, так и с тепловизионным прицелами. Это устройство значительно повышает точность проведения операции, сокращает ее время до 1 минуты и дает возможность производить выверку не покидая танка. Боекомплект к пушке включает бронебойный подкалиберный, кумулятивный и осколочно-фугасный выстрелы с раздельно-гильзовым заряжанием, управляемый выстрел [Ямов В.А.Бронетанковая техника.Ч.1. ОБТ Т-90С. Н.Тагил. Рекламное издание; Танковая пушка 2А46М (2А46М-1). Рекламный проспект ГУП «Артиллерийский завод №9». 1999 – 2000г.; 125-мм танковые пушки 2А46М и 2А46М-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.М.:1984 г.]. Причем ОФС для поражения живой силы противника может действовать с системой дистанционного подрыва «Айнет» [Кощавцев А. Т-90 – Российский ОБТ. Журнал «Танкомастер» №4-6 1998 г.; Электронный дистанционно-контактный взрыватель «Айнет-М». Рекламный проспект ГУП «НИИ «Поиск»]. В боекомплект танка может входить так же шрапнельный снаряд со стреловидными готовыми поражающими элементами. В прочем применение такого боеприпаса ограничивается международными конвенциями и по этой причине весь их запас находится на складах на случай «большой» войны. В качестве ракетного вооружения для повышения дальности эффективной стрельбы на Т-90 применен комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» с ракетами 9М119 (выстрел 3УБК14) и 9М119М (выстрел 3УБК20). Комплекс интегрирован в состав КУО. В нем реализована помехозащищенная полуавтоматическая система управления с телеориентированием ракеты в лазерном луче. Комплекс позволяет вести эффективную стрельбу на дальность от 100 до 5000 метров, как с места, так и в движении со скоростью до 30 км/ч по целям как неподвижным, так и движущимся со скоростью до 70 км/ч в т.ч. вертолетам [Изделие 188. Инструкция по эксплуатации 188. ИЭ-1. Н.Тагил, 1996 г.]. Кроме того, комплекс позволяет вести стрельбу и с использованием тепловизора. Возможность вести огонь управляемым оружием в движении и ночью является существенным нововведением по сравнению с предыдущей моделью танка – Т-72Б, где стрельба ракетой могла осуществляться только с места либо коротких остановок. В качестве вспомогательного оружия традиционно применяется спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТМ с боевой скорострельностью 250 выст./мин. и боезапасом 2000 патронов. Дополнительным оружием является зенитная пулеметная установка. В отличие от всех ранние выпускавшихся модификаций танков Т-72, на Т-90 ЗПУ выполнена автономной с дистанционным электромеханическим управлением. Зенитный пулемет – традиционный для Т-72 12,7-мм НСВТ «Утес». Прицел оптический монокулярный перископический ПЗУ-7 с увеличением 1,2x. Закрытая дистанционно-управляемая ЗПУ предназначена для борьбы с легкобронированными наземными целями, живой силой противника на дистанции до 1600.м и защиты от нападения с воздуха по целям движущимся со скоростью до 300.м/с [Ямов В.А. Указ.соч.]. Обнаружение, слежение и ведение огня по целям осуществляется командиром при закрытом люке командирской башенки, что позволяет командиру вести эффективную стрельбу на поражение оставаясь под защитой брони. Боезапас ЗПУ составляет 300 патронов. Основным новшеством Т-90, по сравнению с остальными «семьдесятдвойками», является применение на нем полноценного КУО. Комплекс управления огнем 1А45Т создан путем адаптации КУО 1А45 «Иртыш» танка Т-80У к башне и исполнительным механизмам Т-72Б. КУО обеспечивает ведение наводчиком днем и ночью, с места и в движении прицельный огонь из пушки и спаренного с ней пулемета, стрельбу управляемым оружием. КУО обеспечивает командиру поиск, обнаружение и опознавание целей, выдачу целеуказания наводчику, ведение прицельной стрельбы из любого оружия танка во всех условиях эксплуатации танка. В состав КУО входят: система управления огнем 1А42, прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С, тепловизионный прицел наводчика. СУО состоит из дневного лазерного прицела – дальномера 1Г46 со встроенным блоком автоматики 9С517 КУВ 9К119 «Рефлекс»; электронного баллистического вычислителя 1В528-1 с комплектом датчиков позволяющим автоматически вычислять и вводить поправки на температуру заряда, тип снаряда, дальность, угловые скорости цели и танка, крен (угол наклона цапф орудия) и скорость движения танка, степень износа канала ствола пушки, с помощью емкостного датчика ДВ-Е – температуру воздуха, атмосферное давление и скорость бокового ветра. Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С обеспечивает наблюдение командира за местностью, поиск и обнаружение цели, целеуказание и корректировку огня, ведение прицельного огня из пушки и спаренного с ней пулемета во всех условиях в режиме «Дубль», ведение прицельной стрельбы из ЗПУ по воздушным и наземным целям. В состав ПНК-4С входит прибор ТКН-4С «Агат-С», датчик положения пушки, система управления ЗПУ 1ЭЦ29 с прицелом ПЗУ-7. Вместо пассивно-активного ночного прицела наводчика 1К13-49 (Т-72Б) на Т-90 установлен тепловизионный комплекс, состоящий из активно-пассивного ночного прицела ТО1-КО1 «Буран-ПА», либо тепловизионного прицела ТО1-ПО2Т «Агава-1». Однако из-за проблем с производством «Агавы» на серийных Т-90 Российской Армии были установлены прицелы «Буран» [Ямов В.А. Указ.соч.; Изделие 188. Инструкция по эксплуатации 188. ИЭ-1. Н.Тагил, 1996 г.]. «Агавой» были оснащены только две опытные машины [Шпак М.Т. Указ.соч.]. Точность наведения так же обеспечивается более мощным стабилизатором вооружения 2Э42-4 «Жасмин» (на Т-72Б используется 2Э42-2) [Ямов В.А. Указ.соч.; Танк Т-72Б. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.М.:1995 г.]. На Т-90 применен комплекс встроенной динамической защиты. Встроенная динамическая защита «Контакт V» разработана в московском НИИ Стали и в комплексе с пассивным комбинированным бронированием обеспечивает защиту танка от 120 мм БПС М829 [James M. Warford The Russian T-90S: Coming into Focus. ARMOR. September-October 1997] и ПТУР типа HOT, MILAN-2, TOW-2. По информации разработчика – НИИ Стали КДЗ танка Т-90 обеспечивает повышение защиты танка от кумулятивных средств поражения в 1,9-2,0 раза, а от поражения БПС в 1,2 раза. Площадь лобовой проекции, прикрытая КДЗ при курсовом угле 0° составляет более 55%, при курсовом угле 20° корпус прикрыт на 45%, при угле 35° башня прикрыта так же на 45%. Общее количество секций ДЗ составляет 26 штук [http://www.niistali.ru/pr_secure/br_dz_inside.htm]. Из них на башне танка располагаются 8 штук, на верхней лобовой детали корпуса 12 штук и на бортовых экранах – 6 штук. При этом на башне расположены 6 полноразмерных V-образных секций, одну более узкую по ширине V-образную конструкцию и один одиночный контейнер, таким же, как один из блоков составляющих V–образную секцию слева от пушки, но перевернутый горизонтально и закрепленный к башне с наклоном. Кроме блоков «Контакт V» на крыше расположен 21 контейнер ДЗ специально разработанной для защиты крыши башни. На бортовых противокумулятивных резино-тканевых экранах помимо 6 секций ДЗ (по три с каждого борта) имеются крепления еще под две дополнительных секции – по одной на каждый борт. Так на испытаниях в НИИ-38 в Кубинке непродолжительное время на Т-90 на бортовые экраны монтировалось по 4 секции КДЗ на борт. Общая масса комплекта ДЗ на машине составляет 1,5 тонны. На Т-90 был впервые серийно установлен комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1», включающий систему автоматического кругового обзора, обнаружения и защиты от противотанковых снарядов с лазерными головками самонаведения, которая автоматически создает помехи комплексам управления ПТС с лазерными дальномерами и целеуказателями, и станции оптико-электронного подавления, защищающей машину от поражения управляемыми снарядами с полуавтоматическими системами наведения.Для улучшения борьбы с возможными очагами возгорания внутри машины применена автоматическая система пожаротушения ЗЭЦ13-1 «Иней». Система пожаротушения 2-х кратного действия включает в себя 4 баллона с огнегасящей смесью хладон 114В2 и 13В1, в МТО установлены 10 оптических и 5 термодатчиков. Взамен дизеля В-84-1 который устанавливался на танке Т-72Б, имеющего проблему в виде перегрева и прогара выпускного коллектора, на Т-90 установлен улучшенный двигатель этого семейства – дизель В-84МС. На выпускных коллекторах этого двигателя установлены сильфоны смешивающие выхлопные газы с атмосферным воздухом, что улучшило температурный режим работы коллектора. Двигатели В-84МС отличаются большой надежностью, на государственных испытаниях один из прототипов Т-90 отъездил межремонтный срок на одном двигателе. Эти дизели обладают реальной многотопливностью и могут работать как на дизельном топливе, так и на бензине, и на керосине, причем без потери мощности. Небольшие потери возникают только при работе на бензине. Во время испытаний в Туркмении танки более 1500 км прошли на керосине РТ, поскольку на окружных складах не было ничего другого. Никаких претензий к работе двигателей не было [Кощавцев А. Указ.соч.]. Оборудование для радиосвязи состоит из УКВ радиостанции Р-163-50У и приемника Р-163-УП. Т-90 имеет встроенное оборудование для самоокапывания, может работать с колейными минными тралами КМТ-7 или КМТ-8. Часть машин оборудуется платиками для установки бульдозерного отвала ТБС-86. Танк традиционно имеет оборудование для подводного вождения, благодаря чему может преодолевать по дну водные преграды шириной до 1000 метров и глубиной до 5 метров. Т-90 разработан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя, с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в самых жестких условиях. Реализация в Т-90 ряда конструктивных разработок и мероприятий с применением современных и опережающих технологий создала новые возможности для ведения эффективных боевых действий, повысила эксплуатационную надежность и маневренность и позволила достигнуть комплексного повышения боевых и технических характеристик в 1,5 раза по сравнению с Т-72. В этом заслуга конструкторов УКБТМ Н.А. Молоднякова, Ю.Н. Нейгебауэра, В.М.Быстрицкого, В.Д.Тумасова, Г.С. Горсевана, Э.Б.Вавилонского, А.Д. Будилова, В.С.Вихорева, Ю.Г.Кормильцева, В.И.Неверова, А.Г.Макеева, Г.А.Хейфица, Н.А.Абрамовского, О.А. Кураксы, Н.С. Давыденкова, В.И. Васильева, Ю.Н.Кондратьева, И.Н. Баранова, В.Т. Юринова, А.Г.Богомолкина, Н.Н.Макарова, Ю.А.Левковского, Г.Г.Останина, В.И.Этманова, В.В.Пилипчука и многих других. Общее число выпущенных Т-90 составляет приблизительно 120 штук, включая опытные экземпляры. Первые 13 машин в единичных экземплярах получали различные учебные центры, а первый танковый полк из 94 Т-90 получила 21-я Таганрогская Краснознаменная ордена Суворова мотострелковая дивизия Сибирского Военного Округа. Следующей частью на Т-90 стала 5-я гвардейская Донская танковая дивизия, расквартированная в Бурятии – на ее вооружение поступило ориентировочно от роты до батальона Т-90 [Кощавцев А. Указ.соч.]. Однако в связи с резким сокращением ассигнований на оборону дальнейшее производство Т-90 для Российских вооруженных сил было прекращено. В середине 2000-х годов в связи с общим реформированием Армии почти все Т-90 находившиеся в Сибири были передислоцированы на запад и поступили на комплектацию 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии и учебных центров. При этом оказалось, что часть машин находится в крайне плохом техническом состоянии и требует немедленного ремонта, а часть и вовсе была разукомплектована [Юрий Авдеев. «Мотовоз» и «Мустанг» в одной упряжке. Газета «Красная Звезда», 19 ноября 2005 г.]. Это произошло вследствие многочисленных нарушений уставов и положений о воинской службе, слабой либо полностью отсутствовавшей подготовки, как рядового, так и офицерского состава в смутные и тяжелые для России 1990-е годы. | | Основные боевые танки Т-90 обр. 1992 г. 467-й окружной учебный Московско-Тартуский Краснознаменный центр | Т-90К – командирский вариант Командирский вариант танка Т-90, выпущенный в 2006 г., на выставке МВСВ-2008 |
На основании Поручения Государственной военно-промышленной комиссии СССР от 4 апреля 1991года, в рамках ОКР «Самбук» [38НИИИ Минобороны России. 75 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники. Под ред. Федоты В.И. Кубинка, 2006 г.], в КБ приступили к проектированию командирского варианта танка Т-90, получившего в опытной разработке наименование «Объект 188К». Танк предназначен для выполнения функций управления подчиненными подразделениями, связи с вышестоящими командирами, а также для ведения боевых действий в составе частей и подразделений и гибкого управления частями в ходе боевых действий как днем, так и ночью. Основной объем общекомпоновочных работ по командирскому изделию выполнил ведущий конструктор В.И.Бундин. Количество блоков системы управления огнем и средств связи, размещаемых на «Объекте 188К», значительно возросло по сравнению с командирским вариантом танка Т-72Б. В связи с этим у В.И. Поткина возникли серьезные опасения по поводу возможности приемлемого размещения всей необходимой аппаратуры на новом изделии. Тем не менее, благодаря кропотливой и плодотворной работе, проведенной в кратчайшие сроки в КБ, этот сложный вопрос был успешно решен. Основные общемашинные характеристики танка Т-90К были выполнены на уровне характеристик базового танка Т-90. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, состав вооружения, приборы наблюдения, броневая защита, система отопления, оборудование для подводного вождения, оборудование для самоокапывания, оборудование для установки противоминного трала выполнены такими же, как на танке Т-90. Дополнительно к штатному, специальное оборудование танка Т-90К, обеспечивающее выполнение функции управления, включает: KB радиостанцию Р-163-50К, штыревые антенны, комплект KB антенн, устанавливаемых на 11-метровую телескопическую мачту; танковую навигационную аппаратуру ТНА-4-3, артиллерийскую буссоль ПАБ-2М; дополнительный электроагрегат АБ-1-П/28.5-В-У, мощностью 1 кВт. KB радиостанция предназначена для обеспечения радиосвязи в сетях командования в диапазоне частот 2...30 МГц на стоянке и в движении. Радиостанция обеспечивает двустороннюю телефонную и телеграфную связь, слуховой и автоматический прием сигналов тонального вызова, прием на поворотную антенну высотой 4 м на дальность до 50-80 км. Количество заранее подготовленных частот – 16. Конструкция опоры штыревой KB антенны позволяет устанавливать её в наклонное положение. В этом положении антенна дополнительно поддерживается специальной пружиной, закрепленной на башне. Такое положение антенны превращает её в «антенну зенитного излучения». Использование «антенны зенитного излучения» эффективно при организации связи в горной местности. На установленную на 11-метровой мачте антенну «симметричный вибратор» в диапазоне 2...18 МГц обеспечивается дальность связи до 350 км. Радиостанция обеспечивает также режимы: двухчастотный симплекс, дежурный прием со сканированием по записанным частотам, прием и передачу адресного вызова, прием и передачу кодограмм. Танковая навигационная аппаратура служит для определения местоположения танка или подразделения на местности, направления движения, расстояния до заданного пункта назначения. Аппаратура состоит из гирокурсоуказателя, пульта управления, координатора, выносного (индикаторного) планшета для топографической карты. Аппаратура обеспечивает определение координат танка с высокой точностью от пройденного пути без переориентирования, решает следующие навигационные задачи: • автоматическое определение координат танка; • автоматическое определение дирекционного угла танка; • автоматическое определение дирекционного угла на пункт назначения; • индикация местоположения танка на топографической карте; • автоматическое определение разностей координат местоположения танка и координат пункта назначения. Буссоль ПАБ-2М используется для определения дирекционного угла в условиях плохой видимости и при отсутствии видимых ориентиров. Электроагрегат представляет собой вспомогательную генераторную установку с приводом от карбюраторного двигателя и предназначается для питания потребителей во время стоянки при неработающем основном двигателе. [Ямов В.А. Указ.соч.] После завершения испытаний, на основании приказа министра обороны от 3 июня 1994 года «Объект 188К», получив наименование танк Т-90К, был принят на вооружение Российской Армии. [Колмаков Д.Г. Указ.соч.С.67.] Т-90С – машина для экспорта Экспортный Т-90С обр. 1992 г. не имел внешних отличий от танков Российской Армии |
Одновременно с работами по базовой машине «Объект 188» шли работы над созданием экспортной версии танка Т-90 – «Объект 188С», разрешенной к поставкам за рубеж указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1992 года под наименованием «Т-90С». Основным отличием Т-90С от Т-90 стало некоторое снижение уровня защиты. Впрочем, это традиционное решение для экспортных машин. Однако да же в таком виде машина была очень хорошо защищена. Кроме того имелись незначительные отличия в комплектации, а все служебные надписи были выполнены на английском языке. Самые первые образцы «эСки» попали в танковые училища России, в которых проходили подготовку и переподготовку экипажи из стран импортеров нашей боевой техники. Одним учебных заведений, в числе первых получивших Т-90С, стал Челябинский танковый институт [Основной боевой танк России Т-90. Диск DVD с фотообзором и рекомендациями по масштабному моделированию. ООО «Модел Поинт» при участии ООО «ДиАл», 2008 г.]. Однако с развертыванием широкого экспорта случилась заминка – активного продвижения на рынки эта машина тогда не получила. Госкомпания «Росвооружение» совместно с «Промтехэкспортом» делала ставку на Т-80У, считая его более экспортно-привлекательным. По этим причинам сорвалось представление машины на выставке IDEX’93. На совещании по поводу участия российской делегации в выставке, состоявшемся 11.10.1992 года в Москве в департаменте оборонных отраслей Правительства РФ, предложение по участию Т-90С было забалатировано – УВЗ и УКБТМ было разрешено демонстрировать только Т-72С. Тагильчане не сдавались и всеми силами пробивали свою машину. Первая презентация Т-90С состоялась в июне 1997года на выставке IDEX’97 в Абу-Даби (ОАЭ). С этого времени Т-90С становится непременным участником многих выставок и показов вооружения. Т-90С образца 1999 года [*] – демонстрационные модели [* Колмаков Д.Г. «Легендарная «тридцатьчетверка». Н.Тагил, 2006 г.; В.Ямов, С.Устьянцев, Д.Колмаков. Боевые машины УРАЛВАГОНЗАВОДА. Популярная серия. «Бронетехника УРАЛВАГОНЗАВОДА. Ретроспектива 1941-2009». Рукопись.] Первый демонстрационный образец танка Т-90С обр. 1999 г. на полигоне «Старатель». Июль 1999 г. | Демонстрационный образец танка Т-90С обр. 1999 г. на выставке Russia Expo Arms-2008 в Нижнем Тагиле. | Т-90С обр. 1999 г. с установленной системой электромагнитной защиты. Хорошо видна укладка кабелей СЭМЗ вдоль корпуса машины. Полигон «Старатель», лето 2000 г. | Демонстрационный образец танка Т-90С с литой башней, тепловизионным прицелом «Эсса» и унифицированным МТО с дизелем В-92С2. Полигон «Салита», 2003 г. |
С течением времени технический облик экспортных образцов Т-90С несколько видоизменился. Непременным условием успеха стало оснащение танков более качественными и совершенными тепловизионными прицельными комплексами. Не секрет что СССР, и его наследница – Российская Федерация, имели большие проблемы с разработкой и производством современной оптико-электронной техники. Уровень советских научно-технических разработок оставался традиционно очень высок, но подводила промышленность и элементная база. В 1990-х годах в России были разработаны танковые тепловизионные прицелы «Агава» и «Ноктюрн». Однако выпуск «Агавы» был крайне ограниченным, а «Ноктюрн» существовал лишь в опытных образцах. В то же время разработка и производство тепловизионной техники на Западе велись в нарастающем темпе, и являлись одним из наиболее приоритетных направлений. Русским танкостроителям невольно пришлось обратиться к опыту зарубежных компаний. Первые шаги в этом направлении были предприняты еще в 1993 году. Наибольшее внимание привлекали израильские и французские образцы. В итоге на новые демонстрационные образцы Т-90С были установлены тепловизионные приборы разработки ОАО «Пеленг» (Республика Беларусь) в которых использовалась термокамера «Catherine-FS» от французской фирмы «Tales Optronic» и телевизионными мониторами «Tompson». Очень серьезные изменения претерпела конструкция башни. К концу 90-х годов, в связи с отсутствием государственных заказов на новую технику, производство башенного литья в России было свернуто. Производить отливку башен малыми сериями стало крайне невыгодно. В этой ситуации пригодился задел по работам над производством танковых башен методом сварки катаных броневых листов. Конструкция такой башни разрабатывалась УКБТМ в конце 80-х – начале 90-х годов совместно московским НИИ Стали и прошла отработку на ряде экспериментальных машин. Катаные броневые листы обеспечивали при равной прочности защиты меньший расход металла и соответственно меньший вес конструкции. Кроме того, несколько увеличился внутренний объем, что позволило в дальнейшем применять новые более длинные подкалиберные боеприпасы с увеличенной на 20% бронепробиваемостью. Несмотря на то, что трудоемкость изготовления такой башни повысилась, себестоимость ее производства все равно оставалась ниже, чем при литье мелкими партиями. Первые опытные машины со сварными башнями были изготовлены в 1998 году. Одна из них прошла натурные испытания обстрелом на полигоне 38НИИИ МО РФ. С 2002 года сварная башня стала устанавливаться на все выпускаемые образцы танка Т-90С. Лиой «колпак» оставался только на машинах проходивших переделку из ранние выпущенных. В 1998-99 годах Т-90С получил новую силовая установка с 1000-сильным многотопливным четырехтактным дизельным двигателем В-92С2 производства ЧТЗ. Внедрению В-92С2 предшествовала большая работа танкового КБ совместно с КБ двигателестроения. Экспериментальной установкой на стендах и машинах были отработаны самые разнообразные дизельные двигатели. Одним из наиболее перспективных образцов для Т-90 был барнаульский турбо-дизель КД-34. Однако на последних этапах его место занял челябинский В-92С2. Этот дизель с турбонаддувом прошел всесторонние стационарные испытания на стендах заводов, а так же испытывался в составе опытных образцов Т-90 в самых разных климатических условиях и показал высокую надежность. Танк существенно прибавил в динамике. Изменения затронули и ходовую часть машины. Требования улучшения подвижности, а так же требования к движению по асфальтированным дорогам без разрушения их покрытия (особенно актуальные у потенциальных импортеров) привели к необходимости установки новой гусеничной ленты с параллельным РМШ. В отличие от «старой» гусеницы с последовательным зацеплением траков, на ней имелась возможность установки так называемых «асфальтоходных башмаков». Внешне новая гусеница очень похожа на аналогичную от Т-80, однако между ними имеется одно, но очень важное и принципиальное отличие: гусеница Т-80 имеет обрезиненную беговую дорожку, а на гусенице Т-90 беговая дорожка стальная. Это дает большое преимущество в стоимости, особенно если учесть что гусеница является ресурсной деталью. Помимо этого, при взаимодействии металла беговой дорожки и резинового бандажа опорного катка возникают меньшие потери на трение чем при взаимодействии «резина-резина» на Т-80. Это дает выигрыш в топливной экономичности за счет меньших потерь мощности и экономию в плане больших ресурсов бандажей катков и гусеничной ленты [Вавилонский Э., Куракса О., Неволин В. Основной боевой танк России.Откровенный разговор о проблемах танкостроения. Н.Тагил. 2008 г. С.91-98]. С 1996 года новая гусеница устанавливается на всех образцах Т-90 [Хлопотов А. Танк Т-72БА: посредственная модернизация или модернизация по средствам? Журнал «Техника и вооружение» №10 2009 г.]. И именно с такой гусеницей Т-90С выступил на своей премьере на IDEX’97. На Т-90 в дополнение к штатным навигационным системам появилась современная система спутниковой навигации. Для облегчения работы механика-водителя установлены складывающиеся зеркала и видеокамера заднего вида [Ямов В.А. Указ.соч.; Основной боевой танк России Т-90. Диск DVD с фотообзором и рекомендациями по масштабному моделированию. ООО «Молел Поинт» при участии ООО «ДиАл», 2008 г.]. Еще одной новой системой опробованной на демонстрационных образцах Т-90С со сварной башней стала СЭМЗ – система электромагнитной защиты. СЭМЗ предназначается для защиты от мин с неконтактным магнитным взрывателем, путем наведения ложного магнитного поля вне проекции корпуса машины, что приводит к преждевременному срабатыванию мины. Комплекс ВДЗ остался неизменным, изменилось лишь количество блоков на крыше башни – теперь их стало 17. Пусковые установки системы «Туча» располагаются несколько по иному, чем на Т-90С с литой башней – на правой консоли установлены всего 4 ПУ, а еще 2 расположены на крыше башни. Первая публичная демонстрация Т-90С со сварной башней, тепловизионным прицельным комплексом и силовой установкой с дизелем В-92С2 состоялась на выставке вооружений «UralExpoArms – 1999» на полигоне ФГУП НТИИМ в июле 1999 года. В 2000году для демонстрации на выставке в Нижнем Тагиле «RussiaExpoArms – 2000», танк оснастили маскировочным комплектом «Накидка» разработки и производства НИИ Стали. В рабочих документах выставки эта машина имела обозначение «Объект 188СМ», что дало повод журналистам условно именовать данный вариант как «Т-90М» или «Т-90СМ» [Выставка «Урал Экспо Армс 2000» в Нижнем Тагиле. Журнал «Танкомастер» №4 за 2000 г.]. |