Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Авиация. Клеить модели самолетов из бумаги


"Ультрамикро" копия по бумажной технологии. Часть 1. Предварительная проработка.

Цели и задачи проекта.

     В этом проекте я поставил себе цель построить по т.н. бумажной технологии модель копию истребителя ЛА-11, с редукторной БК мотоустановкой собственной конструкции со следующими основными параметрами: 

  • Взлетный вес модели до 35 грамм, а еще лучше, если удастся, в пределах 25-30 грамм,
  • Масштаб модели 1:24, размах крыла около 408 мм,
  • Максимальная копийность - насколько удастся, c прозрачным фонарем и интерьером кабины.

 

    На мой взгляд для решения этой цели очень хорошо подходят т.н. бумажные технологии постройки из распушенной на два слоя потолочной плитки или пенопластовых пластин толщиной 1.5-2 мм. В идеале хотелось бы построить полноценную микромодель копию с хорошим внешним видом и убирающимся шасси.  Последнее - это как бы предельное пожелание.  Если удастся выдержать вес модели ниже моделей-полукопий  ParkZone, да еще и перекрыть их по внешнему виду, то и это будет достойным "ответом Чемберлену".  Ну а убирающееся шасси - это как бы цель за горизонтом.

 

 

     Сначала несколько слов о прототипе. 

     Это широко известный самолет конструктора Лавочкина, который был спроектирован в 1947 году и был последним поршневым истребителе в истории СССР, а может и всего мира. Его ТТХ вы можете найти в Википедии.

          Рис 1. ЛА-11 СССР

     Проектировался он как истребитель дальнего сопровождения и как ночной истребитель-перехватчик, для работы на дальних подступах к границе.  Интересная особенность: у пилота, в отличие от предыдущих истребителей с меньшим временим полета, в кабине имелся писсуар.  Самолет имел богатую боевую биографию: участвовал в войне в Китае и в Северной Корее.

               Рис 2.  ЛА-11 во время военных действий в Китае.  Пилот Ли-Си-Цын.

                Рис 3. ЛА-11 с Северокорейскими опознавательными знаками. Пилот Ком-Ир-Ни-Cен.

      Основа для разработки модели.

    В качестве основы для разработки модели были выбраны бумажные развертки стендовой, бумажной модели-копии некоего Zharkov-а в масштабе 1:32, найденные в интернете.  Эти развертки были увеличены 1.333 раза, для получения масштаба 1:24 и отпечатаны в ближайшем фотоцентре "Кодак" на матовой  фотобумаге размером 30х40 см.

   Для проверки сходимости разверток, я решил для начала просто изготовить эту модель из фотобумаги по обычной бумажной технологии, а уже после этого приступить к постройке модели из пенопласта по той же технологии.   Вот о постройке бумажного прототипа модели и пойдет речь в первой части моего рассказа...

   Такой подход: сперва бумажная модель, а потом пенопластовая модель, позволяет:

  • Оценить сходимость разверток и внести в них нужные кррективы.
  • Отсеять лишние детали бумажной модели т.е. то, что не нужно делать по бумажной технологии, выгоднее сделать по иной. Например некоторые мелкие детали будут более простыми и копийными в объемном исполнении.
  • Оценить, зная удельный вес использованной бумаги, пределы веса планера(модель без начинки) из пенопласта заранее, по весу бумажной модели.
  • Получить хорошую стендовую бумажную модель почти идентичную проектируемой летающей, что представляет самостоятельный интерес.
  • Получить хорошие навыки склейки модели сверхмалого размера.

 

    Вообще говоря печать разверток на матовой фотобумаге - это была моя ошибка.  Фотобумага имеет какое-то пластиковое покрытие, которое очень плохо клеится клеем ПВА, который я хотел использовать поначалу.  В итоге, немного поэкспериментировав, я стал использовать циакриновый гель, который застывает чуть медленнее чем жидкий циакрин и позволяет легко позиционировать склеиваемые детали несколько секунд после соединения, а с другой стороны схватывает детали достаточно быстро - быстрее чем ПВА обычную бумагу.

 

      Процесс сборки бумажного прототипа.

     Инструменты и исходные материалы перед Вами на рис 4 ниже:

                         Рис 4.  Исходные материалы и инструменты.

     Порядок сборки модели соответствует описанию г-на Zharkov-а за небольшими и несущественными изменениями.

                         Рис 5. Первые детали модели: кабина пилота, фары в крыло и ниши для                                   убранного шасси.

     На рисунке 5 хорошо видны детали кабины пилота: ручка управления, кресло пилота, есть, но не видны: приборная доска, педали управления рулем направления и другие рукоятки.  Не хватает только самого пилота.  Надо подумать над этим при постройке модели - он мог бы сильно повысить степень копийности модели.

     Крыло модели разработано далеко не упрощенно, имеется минимально необходимый набор нервюр для получения профиля, картонный лонжерон и усиленная задняя кромка.

                        Рис 6. Нервюры и лонжерон из картона.

Для вырезания отдельных деталей использовался классический модельный нож, показанный на рис.6. Он дает возможность резать детали с максимально возможной точностью в отличие от ножниц.  Ножницы я использовал только для чернового отделения деталей от листов и в случаях, когда особая точность реза не требовалась.

                        Рис 7. Сборка набора крыла.

    В этой бумажной модели сборка набора крыла ведется без стапеля.  Для летающей модели - это не есть хорошо ибо возможны перекосы.  Для настоящей модели потребуется стапель, видимо из пенопласта.  Но пока делаем все согласно инструкциям Zharkov-а.

                        Рис 8. Склеена обшивка крыла.

    В обшивку крыла сразу монтируются блистеры фар и ниши под шасси.  В будущей модели это будет делаться иначе.

                        Рис 9. Вклейка набора крыла в обшивку.

       После вклейки набора крыло принимает окончательный вид - рис 10.

                        Рис 10.  Окончательно склееное крыло без законцовок.

    Пора приступать к выклейке фюзеляжа.   В будущей пенопластовой модели сборка фюзеляжа ничем не будет отличаться от сборки бумажной модели, надо будет только на шпангоутах сделать коррекции на толщину пенопластовых пластин обшивки.

                        Рис 11. Полностью собранное крыло и отдельные детали фюзеляжа.

     Сначала в фюзеляж вклеивается кабина пилота, затем фюзеляж наращивается другими секциями по направлению к хвосту самолета.

                        Рис 12. Уже похоже на самолет.

   Самая сложная часть в сборке этой бумажной модели это хвостовое оперение. Здесь оно собирается навесу, что грозит существенными перекосами.  В будущей модели оно будет собираться отдельно на стапеле и только потом монтироваться на фюзеляже.

                        Рис 13. Законченное хвостовое оперение.

    Когда хвост закончен, наращиваем фюзеляж в сторону носа - рис 14.

                        Рис 14. Приклеена часть капота двигателя.

    Для завершения средней части фюзеляжа не хватает фонаря кабины.  Я не рискнул сразу делать окончательный вариант фонаря и сначала сделал "черновую" кабину из белой бумаги и пленки для заворачивания цветов.

                        Рис 15. "Черновая" кабина пилота.

    Оказалось, что я еще не совсем потерял навыки работы с прозрачными материалами, но выяснилось, что использованная пленка имеет недостаточную жесткость.  

                         Рис 16. Примерка черновой кабины.

     Пришлось порыться в моих залежах и найти какие-то блистеры из лексана толщиной 0.1 мм, которые я успешно использовал для склейки окончательного варианта фонаря кабины пилота - рис 17.

                        Рис 17.  "Чистовой" и  "черновой"  варианты фонаря.

      Сразу после изготовления фонаря он был успешно вклеен на место в средней части фюзеляжа.

                         Рис 18. Практически завершенный фюзеляж бумажной модели.

     Далее настала очередь шасси.  Никаких особенностей тут нет. Единственное что я усовершенствовал по сравнению с технологией по описанию - это то, что я вклеил внутрь трубок шасси зубочистки диаметром 2.0 мм, которые немного торчат из этих трубок.  Это потом помогло правильно смонтировать шасси в нишах.  Технологи склейки стоек видна на рис 19.

                         Рис 19. Склейка стоек шасси.

    Конечно же в окончательной модели стойки будут сделаны иначе. Скорее всего из карбоновых трубок.   Ну а здесь бумажные технологии в полный рост.  Берется зубочистка, к ней приклеивается край развертки трубки (рис 19.), затем развертка туго наворачивается на зубочистку и край развертки фиксируется циакриновым гелем.

    Далее склейка колес. Ничего особенного.  В окончательной модели колеса будут делаться по другому.

                         Рис 20.  Детали колес из картона.

    Здесь колеса собираются из 6-ти слоев картона толщиной 0.5 мм - рис 21.

                        Рис 21.  Склейка колес из картонных заготовок.

      После склейки всех 6-ти заготовок колеса приняли почти окончательный вид - рис 22.

                        Рис 22.  Склеенные колеса.

      Для придания законченного вида колесам используется легкий "шкуринг" и покраска сглаженного торца автомобильным фломастером с черной нитрокраской.

     До этого момента я решал надо ли в этой бумажной модели делать съемное крыло или вклеить его в фюзеляж, как это предусмотренно конструкцией этой бумажной модели.   Решил вклеить.  После этого еще пришлось немного повозиться с приклейкой зализов крыла и фюзеляж обрел законченность - рис 23.

                         Рис 23. Завершенный на 99% фюзеляж с крылом.

      Далее пошел монтаж шасси.  Зубочистки стали точно в предназначенные для них отверстия в нишах  - рис 24.

                        Рис 24.  Монтаж шасси.

     Немного пришлось укоротить только подкосы шасси по месту.  Они были длиннее чем нужно примерно на 5 мм.  Но в общем этот узел никаких затруднений не вызвал. Смотированное шасси можно рассмотреть на рис 24 и рис 25.

                        Рис 25.  Модель на собственных колесах...

      Наступил момент истины, важный для будущей модели - весовая прикидка.  Вся модель собрана за исключением винто-моторной группы и настал момент контрольного взвешивания.

                         Рис 26.  Взвешивание модели.

      Вес бумажного прототипа - чуть меньше 70 грамм(на весах 69.65 гр).   Удельный вес использованной фотобумаги - 2.1-2.2 грамма/кв.дм.   Удельный вес листов распущенной пополам потолочки или 1.5 мм листов пенопласта - 0.65-0.7 гр.  Так что если постараться, то вес чистого планера из пенопласта(потолочки) будет не тяжелее 20-23 грамм, а если постараться то и еще меньше.  Ведь на бумажную модель весом 70 грамм вылито чуть ли не 15-20 грамм клея!  Так что, при  cоблюдении некоторой культуры веса, можно ожидать от пенопластового планера вес порядка 15-20 граммов.  Результат обнадеживает  и делает реальностью поставленную выше цель.

     Ну а пока идем к финишу - клеим винтомоторную группу бумажного самолетика.

                         Рис 27. Сборка винта.

                        Рис 28.  Собранная винто-моторная группа.

        Далее ВМГ устанавливается внутрь корпуса и после приклейки некоторых второстепенных деталей бумажная модель завершена!

                        Рис 29.   Законченная бумажная модель.

     Для сравнения размеров рядом с бумажной моделью на рис 30-31 снята летающая пенопластовая модель Р-51 Мустанга от ParkZone с 4-х канальным радиоуправлением с взлетным весом 38 грамм, которая живет в моем ангаре уже третий год и за время полетов и экспериментов с ней уже потеряла кок, а также готовится к замене мотоустановки на более эффективную на основе БК и редукктора.

                         Рис 30.  Почти коллеги - один реальная RC-модель, другой - бумажный прототип.

                         Рис 31.  Другой ракурс двух моделей.

       Почему я долго не вклеивал крыло в фюзеляж.   Потому что, по дороге, меня посетила мысль из моего детства.  Во время моих занятий в авиамодельном кружке СЮТ г.Кишинева, один мой приятель склеил бумажную, летающую кордовую модель самолета с коллекторным электромотором.   Потому у меня появилась мысль: а не сделать ли эту бумажную модель летающей?  Это ведь неплохая идея!  Только с радиоуправлением.   Вес бумажной модели 70 грамм вполне это позволяют, жесткость модели и профиль крыла и оперенья тоже вполне "летабильные".  С микроначинкой в 10-15 грамм (смотрите статью [1]) такая модель вполне полетит.  Правда будет не зальная модель, т.к. летать она будет из-за веса только на большой скорости, но вполне будет!   Потом я решил не отвлекаться от поставленной цели (выше в начале) и отложить такую идею на потом.

     Итоги  проделанной работы:  

  1. Имеем красивую, почти стендового качества бумажную модель.
  2. Подтверждены прикидки веса будущей пенопластовой модели.
  3. Подтверждена сходимость бумажных выкроек с точностью минимум 0.5 мм или выше.
  4. Определено что именно в будущей модели делать по бумажным технологиям, а что по традиционным.
  5. Получена неплохая тренировка в склейке.
  6. Родилась идея на будущее - чисто бумажная RC-микромодель.

 

    Лично я такими итогами очень даже доволен.  Еще один полезный результат - пальцы сломанной в феврале левой руки в процессе изготовления модели приобрели практически исходную подвижность (почти как до перелома запястья)!  Хорошая тренировка для пальцев!

 

Спасибо за внимание.Николай.

Примечание: Мои предыдущие статьи на тему "ультрамикро" и о "бумужных технологиях":1. Товары на Паркфлаере пригодные для создания микромоделей.2. Моторные установки для моделей класса UltraMicro на основе БК двигателей3. Применение "бумажных" технологий в постройке полноразмерных моделей...

www.parkflyer.ru

Масштабные модели самолетов из бумаги

Главная    Модели из бумаги

Артикул: BM-0069

В середине 30-х годов не было, пожалуй, истребителя, который...

Показать полностью

В середине 30-х годов не было, пожалуй, истребителя, который пользовался бы такой широкой известностью в авиационных кругах как И-16 (ЦКБ-12), сконструированный коллективом, возглавляемым Н.Н.Поликарповым. По своему внешнему виду и летным качествам И-16 резко отличался от большинства своих серийных современников. Минимальные размеры, "бочкообразный" толстый фюзеляж, маленькое крыло, площадью вместе с подфюзеляжной частью в 14,54 кв.м и заголовник кабины летчика, переходивший в вертикальное оперение.

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьНормальная
Масштаб1:33
КатегорияСамолеты

560 Р

Комендантский 11

Артикул: BM-0187

"DH. 88 "Comet" Гоночный самолет. Масштаб 1:33...

Показать полностью

"DH. 88 "Comet" Гоночный самолет. Масштаб 1:33

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьНормальная
Масштаб1:33
КатегорияСамолеты

690 Р

Комендантский 11

Артикул: BM-0007

Модель немецкого истребителя Не-112В, в камуфляже Румынских ...

Показать полностью

Модель немецкого истребителя Не-112В, в камуфляже Румынских ВВС. Самолет находился также на вооружении Испании и Японии, однако основным истребителем Люфтваффе он не стал. Модель имеет хорошую полиграфию и деталировку. Элероны, закрылки и рули высоты сделаны отдельными частями, неплохая деталировка кабины пилота. Окраска модели имеет следы эксплуатации.

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьНормальная
Масштаб1:33
КатегорияСамолеты

380 Р

Комендантский 11

Артикул: BM-0218

Модель из бумаги "He-51" Истребитель. Масштаб 1:33...

Показать полностью

Модель из бумаги "He-51" Истребитель. Масштаб 1:33

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьСредняя
Масштаб1:33
КатегорияБронетехника

690 Р

Комендантский 11

Артикул: BM-0097

"Morane-Saulnier (G/H)" Учебно-тренировочный самолёт. Масшта...

Показать полностью

"Morane-Saulnier (G/H)" Учебно-тренировочный самолёт. Масштаб 1:33

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьСредняя
Масштаб1:33
КатегорияСамолеты

560 Р

Комендантский 11

Артикул: BM-0023

Модель самолёта P-51H Национальной Гвардии США, Аризона, 194...

Показать полностью

Модель самолёта P-51H Национальной Гвардии США, Аризона, 1947 год. Хорошая деталировка, печать на картоне серебристой краской, неплохо проработана деталировка кабины. Есть тележка для бомб.

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьСредняя
Масштаб1:33
КатегорияСамолеты

560 Р

Комендантский 11

Артикул: BM-0188

"Rieseler R.1" Гоночный самолет. Масштаб 1:33...

Показать полностью

"Rieseler R.1" Гоночный самолет. Масштаб 1:33

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьНачинающему
Масштаб1:33
КатегорияСамолеты

280 Р

Комендантский 11

Артикул: BM-0124

"АНТ-25" Самолет. Масштаб 1:33...

Показать полностью

"АНТ-25" Самолет. Масштаб 1:33

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьСредняя
Масштаб1:33
КатегорияСамолеты

1 320 Р

Комендантский 11

Артикул: BM-0012

Модель первого в мире цельнометаллического истребителя-моноп...

Показать полностью

Модель первого в мире цельнометаллического истребителя-моноплана. Предусмотрены подвижные закрылки, элероны и хвостовое оперение. Окраска модели – серебристая с красной надписью на фюзеляже –"Крылья мировой коммуны". Разработка относительно несложная, поэтому за изготовление этой оригинальной модели могут взяться даже начинающие моделисты. Остаётся добавить, что подобная модель в бумаге ещё нигде не издавалась.

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьСредняя
Масштаб1:33
КатегорияСамолеты

330 Р

Комендантский 11

Артикул: BM-0013

Модель советского истребителя И-15 в окраске испанских ВВС. ...

Показать полностью

Модель советского истребителя И-15 в окраске испанских ВВС. Этот самолёт был один из лучших в мировой практике самолётостроения образцов истребителя-биплана был разработан в 1933 году в КБ Поликарпова. И-15 стал одним из первых боевых самолётов, на котором советские лётчики-добровольцы вступили в борьбу с фашистами осенью 1938 года в Испании. Воздушная война в небе Испании показала превосходство И-15 над остальными истребителями врага – немецким Хенкель НЕ-51-А-I и итальянским Фиат СR.32. После окончания войны И-15 находились на вооружении испанских ВВС до 1954 г. в качестве патрульных и учебных самолётов. Модель имеет довольно неплохую деталировку с подвижными закрылками и хвостовым оперением. Хорошо проработана кабина пилота. Хорошо проработан двигатель. Полиграфия хорошего качества. Рекомендуем всем любителям авиации периода Второй Мировой войны.

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьСредняя
Масштаб1:33
КатегорияСамолеты

330 Р

Комендантский 11

Артикул: BM-0047

Истребитель И-153 был разработан по инициативе Н.Н.Поликарпо...

Показать полностью

Истребитель И-153 был разработан по инициативе Н.Н.Поликарпова осенью 1937 года. Он является дальнейшим развитием истребителя И-15. Основное отличие состояло в убирающемся шасси. К началу войны вместе с И-16 он составлял основу советской истребительной авиации. Применялся во время Великой Отечественной войны до 1943 года, в основном как штурмовик. В составе ВВС Северного флота несколько И-153 применялись до конца войны для охраны внутренних морских конвоев в Белом море. До настоящего времени сохранился только 1 экземпляр И-153 довоенной постройки, который экспонируется в авиационном музее в Ле Бурже (Франция)

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьНормальная
Масштаб1:33
КатегорияСамолеты

380 Р

Комендантский 11

Артикул: KP-0001

"И-16" истребитель. Масштаб 1:33...

Показать полностью

"И-16" истребитель. Масштаб 1:33

Скрыть

БрендКРЫЛЬЯ ПОБЕДЫ
СложностьНормальная
Масштаб1:33
КатегорияСамолеты

240 Р

Комендантский 11

Артикул: BM-0026

Модель советского экспериментального истребителя морской ави...

Показать полностью

Модель советского экспериментального истребителя морской авиации с комбинированной силовой установкой, которая состояла из двух частей. Установка имела поршневой двигатель с дополнительным отводом на компрессорный воздушно-реактивный двигатель в хвостовой части фюзеляжа. Самолет И-250(Н) был началом работ ОКБ МиГ по изготовлению реактивных самолетов. Модель довольно проста в сборке. Присутствует внутреннее оснащение кабины, предусмотрены подвижные закрылки с хвостовым оперением. Рекомендуем как начинающим, так и опытным моделистам.

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьНормальная
Масштаб1:33
КатегорияСамолеты

280 Р

Комендантский 11

Артикул: BM-0151

"И-3" истребитель. Масштаб 1:33...

Показать полностью

"И-3" истребитель. Масштаб 1:33

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьНормальная
Масштаб1:33
КатегорияСамолеты

610 Р

Комендантский 11

Артикул: BM-0171

"И-4" истребитель. Масштаб 1:33...

Показать полностью

"И-4" истребитель. Масштаб 1:33

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьНормальная
Масштаб1:33
КатегорияСамолеты

670 Р

Комендантский 11

Артикул: BM-0015

Первый массовый истребитель советского производства. На нем ...

Показать полностью

Первый массовый истребитель советского производства. На нем учились многие летчики, принесшие стране славу в Великой Отечественной войне. Да и сам И-5 с честью выполнил свой последний долг в неравных боях с немецкими захватчиками. Модель имеет бело-красную окраску. На бортах надпись "за ВКП(б)". Из особенностей модели хочется отметить отличную деталировку двигателя. Кроме того, хорошо сделан интерьер кабины пилота, деликатно нанесена расшивка. Полиграфия хорошего качества.

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьСредняя
Масштаб1:33
КатегорияСамолеты

330 Р

Комендантский 11

Артикул: BM-0126

"Ил-2" Штурмовик. Масштаб 1:33...

Показать полностью

"Ил-2" Штурмовик. Масштаб 1:33

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьСредняя
Масштаб1:33
КатегорияСамолеты

870 Р

Комендантский 11

Артикул: BM-0118

"ИТП М-2" Истребитель. Масштаб 1:33...

Показать полностью

"ИТП М-2" Истребитель. Масштаб 1:33

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьСредняя
Масштаб1:33
КатегорияСамолеты

690 Р

Комендантский 11

Артикул: BM-0177

«Паровые машины будущего» - в набор входят: паровой летатель...

Показать полностью

«Паровые машины будущего» - в набор входят: паровой летательный аппарат и гусеничный ходовой модуль с тремя устанавливающимися на него сменных модуля – пулеметное гнездо, пулеметная башня и медицинский блок. Подвижных элементов, кроме возможности вращения сменных модулей, нет. Модель рассчитана на минимальный уровень владения бумагой. Многое можно доработать и улучшить на свой вкус.

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьНачинающему
Масштаб1:50
КатегорияБронетехника

610 Р

Комендантский 11

Артикул: BM-0104

"КПИ-5" Истребитель. Масштаб 1:33...

Показать полностью

"КПИ-5" Истребитель. Масштаб 1:33

Скрыть

БрендИЗДАТЕЛЬСТВО "ОРЕЛ"
СложностьСредняя
Масштаб1:33
КатегорияСамолеты

370 Р

Комендантский 11

Масштабные модели авиации склеиваемые из бумаги Бумажные копии авиационных моделей, склеиваемых из бумаги, - это возможность прикоснуться к волшебному воздушному миру, его истории, его настоящей и, возможно, будущей жизни. В ModelsWorld.ru вы сможете приобрести миниатюрные дубликаты знаменитых самолетов и вертолетов, до мельчайших деталей воспроизводящие оригиналы. Наш ассортимент постоянно пополняется и совершенствуется, давая покупателю больше выбора и простора фантазии. Все компоненты моделей сделаны из качественных добротных материалов, позволяющих рассчитывать на прочность и долговечность собранного экспоната. Неважно, кто вы - коллекционер с многолетним стажем, начинающий авиамоделист или просто заботливый отец, желающий привить своему ребенку усидчивость, пространственное мышление и любовь к творчеству. Во всех случаях, купив масштабные модели авиации, склеиваемые из бумаги, в нашем интернет-магазине, вы не выбросите деньги на ветер. Всё будет совсем наоборот! Вложив душу и старание в сборку давно желанной авиамодели, вы окажетесь "на седьмом небе"!

modelsworld.ru

Он вернулся из детства. Самолет Ли-2 из бумаги. - Стендовые авиамодели - Авиамодели - Каталог статей

Так Ли-2 выглядит на обложке журнала Малый моделярж.

Именно его мы и будем собирать.

Ли-2 это легендарный самолет! Родом он из США, но производился в СССР. Применялся он в самых разных операциях и ситуациях. Был на юге и на севере, в мирное время и в военное. Интересную статью про этот самолет можно прочитать тут:

http://www.airwar.ru/enc/cww2/li2.html

Когда мне было года 4 а может 5, то мой отец собирал его для меня. Теперь по прошествии почти 30 лет я нашел этот журнал в Интернете и распечатал его.

Сразу скажу, что бумагу выбрал толстоватую: Колотэк 250 гр. Это бумага для лазерной печати. На ощупь она гладенькая и на нее отлично ложится тонер. Правда гнуть из этой бумаги трубочки стоек шасси или антенны сложновато. Поверхность ломается. Поэтому решил для следующей модели брать 160-200 гр. не больше.

Весь самолет уместился на 8 листах А4 и еще 3 листочка инструкция.

 

Рис1. Все листы.

 

После изучения инструкции и расположения деталей на листах я для себя наметил план сборки. Каждую модель самолета следует собирать с фюзеляжа. А сам фюзеляж начинать собирать с того места где он стыкуется с крылом. И далее двигаться в сторону носа и хвоста.

Любой фюзеляж состоит из шпангоутов и стрингеров. Но это у настоящего самолета. Фюзеляж нашего Ли-2, как и всех бумажных моделей самолетов состоит из шпангоутов и разверток внешней обшивки. 2 первых шпангоута были вырезаны и обклеены узкими полосками бумаги. Эти полоски играют роль соединительных деталей для разверток обшивки. Весь фюзеляж сделан из колец этих обшивок в которых вклеены шпангоуты, которые придают форму фюзеляжу. Для склеивания использую обычный силикатный клей.

 

Рис2. 2 «коренных» шпангоута, первая развертка обшивки и соединительная полоска.

Рис 3. Так выглядят шпангоуты с полосками, приклеенными по периметру.

 

Тут при сборке допустил первую ошибку. Не знаю с чем она связана: толи толщина бумаги отличается от «родного» журнала, толи точность разверток 1978 года оставляет желать лучшего… Но обклеив шпангоуты полосками и склеив кольцо обшивки я обнаружил, что шпангоуты не встают на свои места! Они оказались больше. Пришлось отрывать полоски, срезать шпангоуты по периметру и приклеивать полоски обратно. Так я подогнал размеры и вставил шпангоуты на свои места. Первая секция фюзеляжа была собрана!

Пока секция «высыхала» я изготовил центральную часть силовой структуры крыла. Это коробочкообразная конструкция. Изгибы делял с помощью обычной металлической линейки.

 

Рис 4, 5. Силовой центроплан.

Рис 6. 1 секция и центрплан.

 

Далее я стал двигаться в сторону носа и склеивал по очереди все секции. Но теперь я поумнел и клеил сначала бумажное кольцо секции, а затем подгонял под ее размер шпангоут и вклеивал его на место.

7 часов мне понадобилось чтобы собрать переднюю часть фюзеляжа – от центроплана до носового обтекателя.

 

Рис 7, 8, 9. Передняя половина фюзеляжа.

Используя те же  приемы работы я собрал фюзеляж от центроплана до хвоста.

 

Рис. 10. Фюзеляж в сборе.

 

После этого я приклеил к центроплану по паре нервюр с каждой стороны от фюзеляжа и склеил несущие консоли. Они представляют из себя такие же конструкции прямоугольного сечения в поперечнике, как и центроплан. После сборки консолей я приступил к оклейке центроплана обшивкой. Крыло стало обретать свои очертания.

 

Рис. 11, 12, 13.

 

Пока клей высыхал и закреплял собою обшивку центроплана я вырезал и склеил обе консоли крыла, а так же вклеил на свои места несущие консоли. Они вставляются в центроплан и закрепляются клеем. Надо отметить, что тут не возникло проблем с подгонкой деталей.

Рис. 14. Несущие консоли вклеены в центроплан, рядом плоскости крыла.

 

А вот дальше стало интереснее… пришлось заняться подгонкой плоскостей к центроплану при склейке их в целое крыло. На фото видно, что рисунок на обшивке консоли и центроплана совпадает неплохо, а вот хорда у них разная – центроплан оказался почему-то шире консолей. Я пришел к выводу, что не верный расчет выкроек.

 

Рис. 15, 16. Стыковка консоли и центроплана.

Но не смотря на трудности крыло было склеено. Конструкция стала походить на самолет.

Рис. 17. Крыло собрано.

 

После сборки крыла пришла очередь крыльевых зализов. Это такие детальки, которые сглаживают стык крыла и фюзеляжа – зализывают его. Тут тоже обнаружилось, что размеры зализов не сходятся с местом склейки на фюзеляже.

Рис. 18, 19. Зализ.

 

Сборка хвостового оперения хлопот не доставила. Все оказалось легко и просто: вырезай и склеивай. На свои места киль и половинки стабилизаторов встали без проблем. Вот теперь планер был собран полностью.

 

Рис. 20, 21. «Хвостик» готов.

Рис. 22. Планер готов.

 

Настала очередь сборки мотогондол. Так как моторов два, то и гондолы прошлось собирать 2 параллельно. Проблем тут особых не было, разве, что пришлось придумать конструкцию вращающегося винта. Вся хитрость заключалась в изготовлении оси вращения винта. На схеме в журнале предлагается продеть через центры 2 шпангоутов годол проволочную ось и закрепить ее от продольного смещения кусочками чего-то непонятного. То ли  пенопласта, то ли пластика. Я поступил проще. Ось изготовил из обычной скрепки. Загнул ее конец и перед загибом намотал бумажную ленточку с клеем. Получилось что-то типа бобышки, которое не дает оси выйти наружу если потянуть за винт. Шпангоуты гондолы проткнул в центрах иглой и продел ось. Со стороны винта также намотал на ось ленточку из тетрадной бумаги. Теперь ось вращалась и не выходила из гондолы и не проваливалась внутрь ее.  

Рис. 23. Гондолы в сборе с осями вина.

 

После сборки гондол я сделал стойки основного шасси. Также из скрепок. С одним отличием от схемы в журнале. По схеме стойка П-образная в плане. На перекладине крепится колесо. Я сделал стоки О-образными. Правда О в данном случае прямоугольное.

Сознаюсь сразу тут я «тупанул» при оклейке стойки бумагой. Расположил выкройку не правильно – под 90 градусов к нормальному положению. Произошло это от того, что меня сбила с толку схема приведенная в журнале. Да и опыт сборки шасси не велик. Правда когда я собирал П-38 «Лайтнинг» из «Малого моделяржа» подобного не случилось. Все было понятно и просто.

Тем не менее стойки были собраны и вклеены на свои места.

Рис. 24. Стойка вклеена в гондолу на ПВА.

 

После этого пришло время поставить Ли-2 на «ноги». Гондолы были вклеены на свои места отмеченные на центроплане. Тут я так же столкнулся проблемой не стыковки деталей. На фото видно, что место на центроплане не сходится с размером гондолы.

Хвостовая стойка полностью из бумаги. Собралась легко и легко была приклеена на свое место. Колеса этой модели «плоские». Собираются они из 5 слоев бумаги (основные колеса) и из 3 слоев хвостовое. Конструкция невзрачная. Но так задумали конструкторы модели. Менять тут я ничего не стал. Кроме того, что я сделал в основных колесах втулки вращения из бумажной ленты. Так колеса будут вращаться на осях держаться надежно.

Рис. 25, 26, 27, 28. Самолет на «ногах».

 

Настало время «мелочевки». Склеил и установил на свои места воздухозаборники, антенны и винты. На «макушку» водрузил «тюбетеечку» – имитацию стеклянного купола.

Винты собрал тоже использую творческую фантазию. Втулки винта по схеме в журнале надо было сделать из кусочка пластика или дерева. К ним приклеить лопасти и закрепить на оси двигателя. Я поступил по-другому. Втулку винта сделал из бумажной ленты скрученной спиралью вокруг скрепки. Затем к торцу полученной втулки приклеил лопасти, скрепив из в центре дополнительной самодельной деталькой – кружочком. В результате получился вполне хороший винт. Лопасти повернул вокруг их вертикальной оси, что позволило им вращаться от напора воздуха выпущенного изо рта)). После этого винты были установлены на свои места.

На этом сборка модели закончилась.

Рис. 29, 30, 31. Самолет собран.

 

Итог.

Каждая работа приводит к определенным итогам и оставляем впечатления. Чего добился я и какие впечатления остались у меня?

  1. Мысленно я побывал в детстве. Вспомнил, как много лет назад у меня был такой же  самолет. Мне он очень нравился, нравится и теперь.
  2. На 3 недели у меня было чем заняться по вечерам. Отвлечься от проблем. Расслабить нервы и погрузиться в творчество.
  3. Выкройки модели по современным меркам выполнены не точно. Много нестыковок. Фюзеляж плохо похож на прототип. Особенно это сильно заметно в форме носового обтекателя и кабины. Прототип более округлый, модель наоборот остроносая. Эту разницу хорошо видно даже на обложке журнала. Стойки основного шасси совершенно не похожи на стойки настоящего самолета. Тем, кто захочет добиться копийности могу посоветовать «изобрести» стойки заново.
  4. Не смотря на описанные выше недостатки модель эта проста в сборке. Можно рекомендовать ее начинающим моделистам. Деталей не мало, но и не много. Это позволит погрузиться в процесс сборки на несколько недель (если это делать как я по вечерам, затрачивая на сборку часа 2). Это испытает кандидата в моделисты на выносливость и терпение – качества самые главные для нас – моделистов. Хватит сил и терпения на эту модель, значит можно будет двигаться дальше.

Желающие собрать такую же модель могут скачать архив журнала в Каталоге файлов.

hobby-models.ucoz.ru