Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Особенности работы с блестящими тканями и нитями. 50 узоров для вышивки. Золотое шитье техника вышивки для начинающих


Золотное шитье | Рукоделие

Золотное шитье это вышивка по шелку или другой основе  золотыми, а иногда и  серебряными нитками. Технология их создания такова: металлизированные волокна  опрядают на тонкую основу из шелка или льна.

Это шитье не только золотом или серебром, а также и другими  металлизированными нитками. Дошедшие до наших времен древнейшие фрагменты золотной вышивки датируют IV в. до н.э

Одним из самых давних, уходящих корнями в глубокую древность, шитье “в прикреп”, которым “рисовали” узоры с помощью накладного шнура -“шнурочная вязь”. Пришедшее из Византии традиционное золотное  шитье  в Руси обогатилось национальными узорами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Секреты золотного шитья:

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Янв 18, 2015Лидия

delaemrukami.info

Особенности работы с блестящими тканями и нитями. 50 узоров для вышивки

В заметке более 25 техник вышивки, а также 14-ть особенностей работы со сложными материалами и тканями. Подборка из 50-ти фотографий с узорами: вышивка бисером, жемчугом, золотой тесьмой, атласными лентами, шитьё золотом и серебром, пара примеров плетения макраме. Техники от древних русских и зарубежных до современных. В основном, приведены примеры вышивки ручной работы на церковных тканях, православная церковь.

Особенности работы с блестящими (церковными, дорогими, сложными) тканями и нитями

Так уж вышло, что всё моё детство глубоко связано с бабушкиной вышивкой, бесконечным шитьём, и таким негромким звуком за стенкой — постукиванием строчащей швейной машинки. Много лет проработав при церкви послушницей, профессиональной мастерицей, она приносила домой всевозможные церковные одежды, закупала ткани для их пошива. Стирала, проклеивала, шила и перешивала одеяние для батюшек, будничное и праздничное. Бережно раскладывая предметы одежды на покрытом тканью большом столе посреди комнаты, снимала мерки и делала выкройки. Часто звала меня помочь вдеть вылетающую нитку в машинную иголку, и рассказывала что-нибудь интересное о своих работах.

Я хорошо помню её старенькие морщинистые руки, трепетно перебирающие большие металлические ажурные бусинки-бубенцы и золотистые ленты. И, конечно, эти её незнакомые, непонятные мне, и сложно выговариваемые слова: «одеяние», «пОручи», «...всё должно быть в крестиках» (материал для церкви), «короб», «мавикен» (манекен)  — соседский мальчик, на котором примерялась одежда. И ещё очень много было их, таких древних, старинных :)

1. Основная работа велась в светлое время суток, но часто и по ночам до самого рассвета. Возможно ещё и потому, что для некоторых вещей было важно, как будет смотреться результат при том и другом освещении.

2. Распарывала строчку за строчкой, буквально по стежку, очень аккуратно: специальным инструментом похожим на шило, с приплюснутым заточенным под нож концом. «Бритвой нельзя, случайно пальцы порежешь пятно посадишь, или ткань полоснёшь... на видном месте».

3. Были самые разные инструменты в коробочке: палочка с зубчатым колёсиком для отметки дырочек, подушечка для смачивания пальцев, позднее появился нитковдеватель в иголку... Крючки разных размеров, пинцет...

4. Потом пришивала новую ткань взамен износившейся старой, на прежнее место — иголкой или на машинке, дырочка к дырочке. И также бусинки или золотую тесьму.

5. Всё делалось под большой увеличительной лупой, чтобы хорошо видеть куда колоть иглой.

6. С направленным лучом жёлтого света от настольной лампы накаливания и общим освещением комнаты (горело по 3-4 лампы на примерке и сметке).

7. На кухне в большом тазу варился клей («клейстер»). В составе крахмал и мука, по рецепту. Купала в нём жёсткую серую рогожку  «дерюжку». Из неё шили многослойный каркас для одеяний, который затем одевался на плечи. Поверх серого каркаса натягивают белую хлопковую ткань-чехол, чтобы не посадить зацепки на верхний материал, и к телу мягче, а затем вручную и частично на машинке пришивают части атласной/блестящей/вышитой одежды, на очень тонкой хлопковой подкладке. Высохнув, детали короба, сшитые вместе, держали форму очень прочно, но при этом немного гнулись.

8. Материалы церковные с её слов были очень дорогие и очень красивые. Некоторые тяжёлые, например, старинная золотая парча, бархат или атлас, вышитые бисером, с пришитыми «на жиульку» аппликациями — объёмными элементами из золотых бусинок. Их крепко не пришивали, чтобы можно было аккуратно отпороть, как конструктор. И даже совсем старинные, на серой рыхлой основе: что-то похожее на гобелен или бархат, или плюш...

9. А иные, современные, почти невесомые и полупрозрачные (золотистая и серебряная ткань) для внешней отделки, «на ленточки». Их практически все нельзя распарывать при работе, так как на лицевой стороне оставались заметные следы от иголки — необходима ювелирная точность и аккуратность, чистые руки. Особенно на тонких тканях.

10. И в основном при примерке вся эта красота была или очень тяжёлая, или очень колючая!

11. А, ещё электризуется хорошо (шёлковые, блестящие атласные ткани, полиэстр). Без антистатика никак.

12. И скользит (атлас, шёлк, полиэстр, искусственный тонкий бархат). Материал: части выкройки оборачивались бумагой, скреплялся через кальку, места прокола очень осторожно, чтобы не потянуть нитку. Или деревянными прищепками. В шкафу было много плечиков, обёрнутых бархатистой, хлопковой тканью.

13. Для отметок применялось мыло — обмылки, оно вроде как помягче, чем мел, не царапает тончайший материал и меньше оставляет следов. Но пользовалась тем и другим... Пробовать нужно, конечно. Мылом по ткани, и нитку протянуть через него, «чтобы не сжикалась» (не образовывались узелки). Натёртая мелом нить — для отметки линии на тонкой ткани, чтобы мелом не скрезти. Натянуть концы, приложить, щелчок, и готово — ровная линия, мел отпечатался.

14. Перед прокладыванием строчки на лицевой стороне всегда делались пробные стежки — проверить как шьёт машинка, не тянет ли нитку — на обрезках той ткани, с которой работать. На уровне рефлекса привычка, как английские иголки всегда под рукой, или в платке :)

Примеры техник

Поскольку речь сегодня зашла о вышивке, предлагаю вашему вниманию эти техники. Фотографии выбирала по принципу: наилучшим образом передают основу метода, хорошо передан узор. Но потом добавила и те, что похуже качеством, но на мой взгляд интересные, и также заслуживают внимания. Как знать, возможно кого-то из вас именно они больше всего вдохновят на новые работы, и откроют свои тайны. Некоторые фото даны без названия. Заметила ещё, на нескольких фото особенность: материал и первый слой вышивки идёт старинный, а сверху наложение более нового слоя, из новых материалов (например, пайетки), то есть современная реконструкция узора, например на месте утраченного или повреждённого.

Шёлковая, золотая нить. Виноградная лоза.

Плат вышитый. Золотая нить.

Венчальные иконы, вышивка бисером.

Вышивка паетками, бисером.

Ручная вышивка. Золотой шнур, жемчуг.

Евангельская вышивка.

Объёмная вышивка.

Пасхальное яйцо ручной работы.

Объёмная вышивка бисером, жемчугом.

Вышивка бисером, жемчугом, золотой сутаж, золотой шнур (по подложенной основе бумажному рисунку).

Современная грузинская вышивка.

Западная литургическая вышивка.

Яичная скорлупа с вышитыми цветами.

Архиерейское облачение.

Покровцы белые вышитые. Виноградная лоза.

Вышивка золотой и серебряной нитью.

Ручная вышивка золотное шитьё, древние техники.

.Поручи. Вышивка бисером.

Венчальный набор. Вышивка, кружево, бахрома золотистая.

Испанская религиозная вышивка.

Вышивка лилии на крестильных комплектах, машинная и ручная.

Традиционное лицевое шитьё.

Внутреннее убранство храма.

Вышивка на двух слоях ткани, лён, сверху шёлк.

Вышивка золотом.

Вышивка шёлком по бархату, аппликация, нить-стразы, жемчуг.

Сажение жемчугом по бели, старинная техника.

Шитые золотом византийские ткани паволоки.

Вышивка серебряной нитью, бисером, окантовка серебряная бахрома.

Старинная английская вышивка бисером.

Рождественский вертеп. Вышивка пайетками, жемчуг, кристаллы (драгоценные камни).

Вышивка жемчугом, бисером, золотой шнур, золотая бахрома.

Вышивка по шёлку.

Вышивка бисером, шёлковыми лентами в технике канзаши.

Вышивка по шёлку и бархату.

Вышивка хрустальными бусинами.

Вышивка жемчугом.

Вышивка гладью.

Панно. Вышивка тканью, пэчворк, бисером, кружево, лоскутное шитьё (смешанная техника).

Изделия в технике макраме.

На сегодня всё :) Благодарю за внимание. Желающим дополнить заметку в рамках данной темы, поделиться интересными деталями из личного опыта, оставьте комментарий ниже.

Составляла подборку материалов больше для души. В сложные времена эти навыки с курсов послевоенных лет по кройке шитью помогали семье не остаться без денег — у хорошего мастера работа будет всегда! Кризис, не кризис... К бабушке заказчики приезжали из соседних городов и дальних областей. Ещё многолетний опыт, конечно, и редкая профессия, узкое направление.

Если рассматривать материал заметки именно как техники вышивки, и работы с тканями, то вполне применимо в области реставрации, например, предметов старины... как направление для бизнеса хэндмейд. Для частной мастерской по вышивке, пошиву таких специализированных изделий, украшений в стиле... Но решать, конечно, вам.

www.livemaster.ru

Швы в золотом шитье

В этой статье - швы торжокского золотого шитья, но пригодятся они и для других видов вышивки. Некоторые - такие, которых я не знала.

Торжокские золотошвеи сохранили многие старинные швы, а некоторые давно забытые восстановили. В арсенале сегодня более ста разновидностей швов, используемых в различных орнаментах. Названия многих швов условны, так как они все являются производными от основных групп швов. Вот некоторые из них.

Двойной сложный шов

В старинных памятниках литургического шитья встречается довольно редкий двойной сложный шов. Этот шов восточного характера стал применяться на Рус и в конце XV века в великокняжеской мастерской с появлением там Елены Волошанки, жены сына Ивана III, дочери могущественного молдавского господаря Стефана Великого. Для выполнения двойного сложного шва сначала вертикально накладываются нити некрученого шелка, а затем они перекрываются горизонтально нитями крученого шелка, которые прикрепляются мелкими стежками прикрепа в шахматном порядке между раздвинутыми нижними нитями. Этот шов не получил дальнейшего сколько-нибудь значительного продолжения и русскими мастерицами почти не использовался.

Рис. 1. Двойной сложный шов

Бабий шов

Данный шов выполняется с использованием шва «в раскоп» по картону или веревочке. Шов похож на кирпичную кладку. Линии раскола выполняются в шахматном порядке. Шов аналогичен шву «клопец». При выполнении шва по картону линия раскола предварительно прокалывается шилом и прочищается.

Рис. 2. «Бабий» шов

Шов гусем

Шов «гусем» выполняется также по картону или веревочке. Форма из картона расчерчи вается равномерно горизонтальными параллельными линиями с расстоянием примерно два с половиной миллиметра друг от друга. Выполняется шов «с расколом» через линию и через нитку (утягивается одна нитка). Затем следует ход в шахматном порядке снова через линию и через нитку. Аналогично выполняется шов с настилом «по веревочке».

Рис. 3. Шов «гусем»

Волнистый шов (аксамитное шитье, шов на аксамитное дело)

Волнистый шов, «аксамитное шитье», шов «на аксамитное дело». Все эти названия относив я к одному шву, который предс тавляет собой мягкую, рельефную, петельчатую фактуру. Для достижения выпуклости используется толстый скользящий шнур с невыраженной структурой, круглый провод с оплеткой или тонкие трубочки (например, соломка для коктейля). Выбранный материал разрезается на отрезки и закрепляется сверху на форме. Этот шов шьется без картона и настила.

Отрезки шнура располагаются через равные расстояния друг от друга. Золотная нить накладывается по форме поперек настила и прикрепляется в промежутках между шнурами. При этом необходимо, чтобы линия прикрепа была ровной и четкой. По окончании шитья шнур вытаскивается, а золотная нить сохраняет объемную, волнистую форму. Для этого шва лучше использовать крученую золотную нить и при выполнении нужно следить, чтобы она не раскручивалась.

В древности этот шов называли «на аксамитное дело», «аксамитное шитье» и для его выполнения использовали спицу, которую прикрепляли для образования петель и затем выдергивали. Такими петлями часто обшивали только контур орнамента, шитого шелком или золотом, поэтому в описях часто встречалось выражение «шитье по краям акса-мичено золотом».

Рис. 4. Волнистый шов, «аксамитное шитье», шов «на аксамитное дело»

Шов корзиночка

Шов «корзиночка». Вырезается форма из картона, наклеивается на ткань и покрывается длинными стежками золотной нитью техникой литого шва по всей форме. Затем золотная нить переплетается цветной (лучше контрастной) или серебряной нитью в шахматном порядке по счету нитей. С изнаночной стороны цветная нить идет вкруговую (двусторонней гладью). Размер клеточек зависит от числа прокладываемых нитей. Шьется под натяжением.

Рис. 5 Шов «корзиночка»

Шов по шнуру (веревочке) (гладевой валик, гладевой шнур)

Этот шов используется, как контурный. Им обычно обшивают контуры фрагментов орнаментов, контуры и складки на одеждах святых в литургическом шитье. Этим швом украшают вышивку вместо крученого золотного шнура. Выполняется по принципу литого шва. Для настила используется толстый шнур или веревочка. При обшивании округлых форм стежки с внутренней стороны фрагмента укладываются более плотно, чем с внешней стороны, чтобы получилось равно мерное шитье. Чем толще шнур настила, тем рельефнее получается шов.

Рис. 6. Шов по шнуру (веревочке), гладевой валик, гладевой шнур.

Многовековой опыт золотного шитья создал множество узоров, они использовались в древнерусском шитье для изображения одежд святых на шитых иконах, пеленах, покровах, плащаницах. Применялись они и в орнаментальном шитье. Современные золотошвеи в своих работах используют все описанные швы и многие традиционные узоры. Сочетание литого шва с другими швами, применение различных настилов дают большие возможности для создания богатой и разнообразной фактуры вышивки.

Шов Рядки, или косой ряд

В этом узоре стежки закрепляющей нити расположены так, что образуют параллельные диагональные линии. В зависимости от того, сколько захватывается золотных нитей одним стежком и какой толщины веревочка или нить настила, меняется угол наклона «косого ряда». При шитье по картону золотная нить прикрепляется по нанесенному рисунку, при шитье по веревочке но числу нитей.

Рис. «Рядки» или «косой ряд»

Шов Городок, или копытечко

Узор в виде ломаной линии или зигзага. Острота зигзага так же, как и в предыдущем узоре, зависит от количества захватываемых одним стежком золотных нитей и от голщины ниток или веревочек настила. Чем острее угол, тем изящнее зигзаг.

Рис.  «Городок» или «копытечко»

Шов Денежка

Узор состоит из тех же зигзагов, но в «городке» они параллельны друг другу, а в «денежке» составлены остриями углов. Прикрепление лучше начинать со стежка, определяющего форму, в данном случае – место соединения углов.

Рис. «Денежка»

Шов Ягодка

Это обычный узор в клетку.

Рис.  «Ягодка»

Разводная клетка

Тот же узор «ягодка», только клетки разделены полосами.

Рис. «Разводная клетка»

Черенок с ягодкой

Это традиционное сложное название простой редкой плетенки, состоящей из прямых полос . Этот узор встречается на древнерусских памятниках шитья в основном в диагональном исполнении, то есть приведенный рисунок повернут на 45°.

Рис. «Черенок с ягодкой»

Клопец или клопчик (рогожка)

Золотная нить закрепляется в шахматном порядке. Для выполнения узора на картон равномерно наносятся горизонтальные параллельные линии или же на ткань нашиваются нити настила и закрепление идет по счету нитей. «Клопчик» бывает в основном в две, три, четыре нити. В зависимости от того, сколько захватывается золотных нитей, меняется ширина полос плетенки. В древних памятниках тонкого шитья часто употреблялся «клопец» в одну нитку.

Рис. «Клопец» или «клопчик» («рогожка»)

Перышки

Это «ягодка», клетки которой разделены параллельными горизонтальными линиями на треугольники. Чаще всего применяют для вышивания крыльев ангелов.Каждая из названных групп узоров включает несколько усложненных вариантов, например, «денежка простая»,«денежка с ягодкой», «денежка в четыре клетки» или «ягодка с одним стежком», «ягодка с крестиком», «ягодка двойная» и т. д. Есть узоры, которые нельзя отнести ни к одной из названных групп. Золотная нить в них закрепляется стежками нити прикрепа без определенного рисунка. Такой прием называется «вольной прикрепой».

Рис.  «Перышки»

www.hnh.ru

Золотное шитьё | Страна Мастеров

Шитье золотом – одно из старинных женских рукоделий. Считается что на Руси золотное шитье появилось около1000 лет назад и пришло из Византии. Золотые нитки делались из тонко расплющенного золота, которое нарезалось узкими полосками. Зародилась вышивка золотом на Востоке, первые находки расшитых, а точнее вытканных из золота вещей относятся к 6-5 вв. до н.э. Постепенно это мастерство распространилось в Сибирь, Поволжье, на Кавказ, в Азию, Европу. В погребениях 1-4 вв. н.э. ученые находят работы из пряденых золотых нитей. 

Золотное шитье применялось как в предметах религиозного культа (в одежде служителей, оформлении икон и иконостасов, покровов, хоругвей), так и в обычной жизни для украшения одежды, предметов быть, интерьеров.

 

Своего расцвета вышивка золотом достигла в средние века, к этому же периоду относится большинство сохранившихся работ.

В 15 веке в художественных мастерских работали специально обученные мастерицы, в основном они занимались лицевым шитьем – вышивали лики святых и библейские мотивы цветным шелком, шитье золотом было не очень распространено, в основном им подчеркивались лица в религиозных композициях.

В 16 веке стали придавать большее внимание декоративности изделия, в ход пошли золотые и серебряные нити, жемчуг, драгоценные камни. Декоративность и богатый вид, богатое орнаментальное обрамление достигались в ущерб живописности и натуралистичности работы. В дальнейшем эта тенденция ещё усилилась, стиль стал более графичным, а в шитье помимо обилия драгоценных камней стали использоваться «дробницы» - прямоугольные или фигурные пластинки из драгоценного металла с резным, эмалевым, чеканным изображением святого.  

В вышивках 17 века чаще всего используется вышивка вприкреп, которая доведена почти до совершенства, вышивка волоченой нитью (закрепление на поверхности золотых тонких проволочек) и вышивка золотной нитью (льняными или шелковыми нитями обвитыми волоченой нитью). Шелк отходит на задний план, его используют лишь для шитья ликов и для прикрепа золотой нити. В собрании Эрмитажа хранятся образцы костюмов русских придворных костюмов 18-19 веков, вышитых золотыми нитями, украшенных золото-серебряным кружевом.  

Золото-серебряное кружево пришло на Русь из Западной Европы в конце 16 века. Кружевницы использовали в основном зарубежные нити, которые в 17-18 веках наряду с готовыми кружевами ввозились в Россию. Золотые и серебряные кружева хорошо гармонировали с традиционно русскими парчовыми тканями, расшитыми жемчугами и золотным шитьем, поэтому они быстро получили широкое распространение. Кружевами богато украшалась церковная одежда и принадлежности, царские и боярские одежды, придворные платья.

 

Постепенно нити из чистого золота и серебра в целях экономии стали заменять на позолоченную нить, а затем и вовсе на искусственные материалы различного цвета, толщины, сечения. 

 

 

Способы золотного шитья 

 

Для вышивки золотыми нитями лучше всего подходит атлас или шелк. Ткань туго натягивают и заправляют в раму или пяльцы, большие чем сама вышивка, иначе края пялец могут повредить золотые нити. Для шитья нужны две иглы – толстая с широким ушком для вывода золотой нитки и иголка с узким ушком и острым кончиком для прикрепа (шелковой нити).

 

 Эта техника позволяет использовать различные металлизированные нити, тонкую проволоку (канитель), трунцал (металлизированная полая трубочка с витой поверхностью), галун (полая трубочка), шнур, люрекс, пайетки, бисер и т.д.

 

 В старину мастерицы вышивали золотом ткань «на прокол», т.е. пропуская нить сквозь ткань как при обычной вышивке. Позднее общепринятым стал способ работы «в прикреп», когда нити выкладываются параллельными рядами на ткани и прикрепляются шелковой нитью поперечными стежками. Шелковая нить может быть в тон золотой, тогда она становится почти невидимой на готовом изделии, либо быть контрастного цвета, тогда ложась на золотую нить она дает отсвет и нижняя нить принимает оттенок прикрепляющей. Фон, выполненный золочеными нитями уложенными в разных направлениях дает и разнообразное восприятие поверхности.

 

Эффектно смотрятся работы выполненные «шитьем по карте». Таким способом обычно шьют растительные и геометрические узоры, буквы и орнаменты. Из плотного материала – картона, кожи – вырезаются элементы узора, наклеиваются в соответствии с рисунком на ткань и обшиваются нитью «в прикреп». Узор «прикрепы» (прикрепляющей шелковой нитки) заранее размечается на подложке, затем по нему шилом протыкают отверстия.

 

Вышивку с золотыми нитями и картонными вставками стирать нельзя, можно лишь медленно и осторожно очищать мягкой щеткой.

 

 

В золотном шитье часто используется мягкая и жесткая канитель. Мягкая легко режется ножницами, в получившуюся трубочку вставляют игла с ниткой и вышивают узор. Жесткая канитель свита в спираль, она эластична и выкладывается по форме рисунка, надо лишь следить чтобы края были отрезаны гладко. Шов золотом и серебром часто встречается в восточных вышивках – арабских, индийских, японских, китайских.

В небольшом поселке Биорки Коломенского района Московской области живет скромная большеглазая молодая женщина с золотыми руками. Это Мария Назаркина. Она человек очень редкой профессии - золотошвейка.

Редкая умелица - она вышивает Рождественские и Пасхальные яйца, оклады на Библию, Молитвословы и Евангелия, дамские сумочки и кошельки, записные книжки и косметички. Все её работы выполнены на бархате, парче, тафте с применением золотных нитей, канители, бисера, и украшены различными камнями (янтарь, гранат, бирюза, натуральный жемчуг и пр.)

При оформлении часто используются миниатюрные иконы ручной работы, написанные в стиле Палех, традиционные русские мотивы.

У нее высшее образование - сельскохозяйственная академия им. Тимирязева. Затем два года она обучалась шитью в Ново-Спасском монастыре. Оттуда помимо знаний и навыков золотошвейного ремесла Мария вынесла и сохранила послушническую скромность. А еще в ней живет огромная любовь к этому делу и, конечно, дарованный свыше талант.Кроме того , она работала в мастерской Валентина Юдашкина и до сих пор выполняет заказы для ведущих модельеров.

Но самое удивительное, на мой взгляд, что при всей своей занятости Мария, знаменитая своим мастерством далеко за пределами Коломны, организовала кружок золотного шитья в детской школе искусств «Березка» в родном поселке.Темы для рисунков Мария черпает в книгах и собирает, где возможно. Материалы, которые использует, - бархат, нити, блестки, жемчуг, бусы и камни - сначала покупала на свою учительскую зарплату. Сейчас ей финансово помогает областное Министерство культуры

Работы Марии Назаркиной выглядят как раритеты дворцовой роскоши, достойные серьезных культурных фондов и личных собраний коллекционеров.

В канун Светлой Пасхи предлагаю вам посмотреть на её чудесные пасхальные яйца."СПАСИТЕЛЬ"

<<

"СОБОР"

"БОЖИЯ МАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ"

"ЗОЛОТАЯ ЛИЛИЯ"

"ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ВЛАДИМИРСКАЯ"(виноградная лоза)

"ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ"

"ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ФЕДОРОВСКАЯ"

"ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ПОЧАЕВСКАЯ"

Оборотная сторона

Оборотная сторонаПри желании вы можете посмотреть и другие её удивительные работы -(коммерческая ссылка удалена на основании Пользовательского соглашения)

http://zoloto.net/glavnaya/sunduchok_iskusstva/zolotoe_iskusstvo_drevnosti/istoriya_zolotnoj_vyshivki_na_rusi/

 

 

stranamasterov.ru

обзор и особенности популярных и редких декоративных техник

Вышивка сохраняет не только традиции, культуру прошедших времен, но и доносит до современников вкусы и художественные пристрастия мам, бабушек или безымянных мастериц.

Нельзя сказать, что увлечение вышиванием — удел барышень и крестьянок, коротавших за кусочком канвы долгие пустые часы. Этот вид рукоделия живет, меняется и продолжает радовать рукодельниц всех возрастов и занятий. Практически все виды вышивки — рисование иглой. Они дают столько же возможностей для самовыражения, сколько и живопись. Как художник выбирает необходимые приемы и средства, так и вышивальщица ищет ту технику, которая больше отвечает ее характеру и вкусу.
  1. Счетный крест — лидер жанра
  2. Вышивка лентами — новое из забытого старого
  3. Гладь — живопись нитками
  4. Ассизи родом из Италии
  5. Ришелье, но не кардинал
  6. Роскошная вышивка бисером
  7. Вышивка по-бразильски
  8. Царское золотое шитье
  9. Доступная сутажная вышивка
  10. Хандаргер — родом с севера
  11. Алмазная вышивка — узор без иглы
  12. С чего начать: инструктаж перед стартом

Счетный крест — лидер жанра

Наверное, самый простой и популярный вид декоративной вышивки. Освоить его можно буквально за вечер. Если техника придется по душе, уже через день-два у вас появится небольшой рисунок, выполненный цветными нитками. Одно главное правило — все крестики должны быть выполнены в одном направлении.Этот вид вышивки появился вместе с ткачеством. Домотканая материя была грубая и одноцветная, на нее так и просились яркие узоры: птицы, цветы, орнаменты.

Крестики можно выполнять нитками хлопковыми, шелковыми или шерстяными. Сейчас появилась возможность приобрести мулине металлизированное или светящиеся в темноте. Можно вышивать хоть солнце, хоть звезды. Обычные милые цветочки и смешных зверят, конечно тоже. Цветочки эффектнее из хлопковых или шелковых крестиков, а зверюшек лучше шить шерстью — так они пушистыми получаются.

Для вышивки крестом всегда берет за основу схему — разбитый на мелкие клеточки рисунок. Его можно купить, а можно сделать самим (с помощью специальных компьютерных программ) из любой понравившейся картинки или фотографии. Работа выполняется на особой равномерной ткани (канве) или на вставках из нее. Канва бывает разных цветов и размеров клеточек-основ, выбор огромный. Обычно вышитый крестиком сюжет пришивается к основному полотну, если ему уготована судьба не картины, а практического предмета.

Вышивка лентами — новое из забытого старого

Техника вышивки тоже очень древняя, но сейчас переживает новый подъем. Ее так хорошо забыли, что она снова стала модной. Популярность объясняется не столько всплеском интереса к букетикам атласных цветов, сколько грандиозными возможностями в выборе материалов, руководств и схем.

Сейчас мастерицы могут позволить себе выбирать самые разнообразные ленточки для работы. Они могут быть любой ширины, плотные атласные или полупрозрачные из органзы.Самый популярный сюжет для вышивки лентами — цветы. Они получаются просто как живые, абсолютно узнаваемые и очень нежные.

Множество наборов появилось в продаже и по ним ее легко освоить самостоятельно. Начинающим можно начинать с мастер-классов. Удобно, что украшать шелковыми розами или подснежниками можно любую деталь одежды, мастерица свободна в выборе основы.

Гладь — живопись нитками

Самая эффектная техника вышивки, с давней богатой историей. Требует большого терпения и тренировки, но результат получается просто необыкновенный. Огромный плюс вышивки гладью — возможность украсить изящным узором любой текстильный предмет, материал практически не ограничивает рукодельницу.

Для глади схема не нужна тоже, но необходим контурный рисунок. Именно части этого рисунка и заполняет вышивальщица цветными нитками. Делать это нужно аккуратно и с соблюдением живописных принципов смешивания цветов и их плавных переходов, цвета-тени. В глади используется несколько типов швов, вышивальшица должна знать все и умело использовать их.

Профессионально выполненная вышивка гладью — настоящее чудо. Объемный аккуратный рисунок, с переливами цвета, появляется на ткани и кажется иллюстрацией из красивой книжки.

Ассизи родом из Италии

Одна из древнейших разновидностей вышивки, сочетающая крестики и шов гольбейн получила свое название от «тезки» — итальянского городка, где она и появилась. Техника предполагает использование в работе нитей одного цвета, при этом счетными стежками (крестиками обычными или удлиненными) зашивается не изображение, а фон.

Почти тысячу лет мастерицы выполняют работы в этой невероятно стильной и изысканной технике, но и сейчас она часто встречается. Освоить ее легко, работа одним цветом тоже ускоряет процесс, поэтому новичкам вполне можно советовать браться за освоение ассизи и ожидать быстрых успехов.

Ришелье, но не кардинал

Одна из разновидностей глади, почти всегда — одноцветной. Рисунок наносится на ткань и каждый его элемент обшивается ровными одинаковыми стежками, как при вышивке гладью. Ришелье предполагает прорезывание и прокалывание ткани с последующей аккуратной обработкой краев. Готовое изделие подобно кружеву, очень ажурное и выгляди необыкновенно нарядно.

Вышивка ришелье — довольно трудоемкий процесс, но небольшой орнамент кому-то, возможно, доводилось делать даже на уроках труда в школе. Это вполне по силам рукодельнице без опыта, не требует какой-то особенной ткани или ниток. Подойдет любая хлопковая или льняная материя и в тон к ней нитки.Для ришелье используют специальные схемы, рисунки, которые нужно переводить на ткань. Его можно нарисовать и от руки, главное — сделтаь линии ровными и правильно распределить участки-«дырочки».

Роскошная вышивка бисером

Техника очень старая. Первые виды вышивки бисером в глубокую старину выполняли речным жемчугом, бусины из стекла тогда еще не научились делать. Эта техника похожа на крестик, работа ведется тоже по схеме, где каждый цветной квадратик соответствует бусинке определенного оттенка. Постепенно, бусинка за бусинкой, складывается целый рисунок. Бисер следует пришивать к основе очень прочными нитками того же тона, что и ткань. Схемы для вышивки крестом можно использовать для бисерных работ и наоборот.

Готовая работа представляет собой поистине волшебную картину, мягко мерцающую разными цветами.Возможность выбрать для работы самый разный бисер открывает неисчерпаемые возможности для создания диковинных цветов и птиц. Любая из них сделает косметичку или вечернюю сумочку дорогим шедевром. А еще можно вышивать просто сказочные украшения. Браслеты, ободки, броши, украшенные вами, необыкновенно украсят вас.

Вышивка по-бразильски

Один из экзотических «представителей» — бразильская вышивка. Техника создания объемных элементов рисунка, выполняемая нитями искусственного шелка. Особенности ниток (их скученность) позволяют «плести» с помощью иглы настоящие кружева-лепестки.

Множество швов используют мастерицы этой школы и в готовом изделии цветочки, листики и птички выглядят просто сказочными и невесомыми. Готовые орнаменты похожи на аппликацию из вывязанных тонким крючком элементов. Эту технику выбирают энергичные особы, которым по душе карнавал ярких красок.

Царское золотое шитье

Золотое шитье еще с одиннадцатого века ведет свою историю. Как вид ручного труда оно развивалось при монастырях. Тончайшими нитями из чистого золота не прошивали ткань, а украшали ее, прикрепляя металлические проволочки другими нитками, в тон или контрастными. Техника очень сложная, материал невероятно ломкий и «капризный», поэтому к квалификации мастериц-золотошвеек всегда были самые высокие требования.

Сейчас этот вид декоративной вышивки продолжает существовать, металлизированные нити сделали его более доступным, но не менее трудоемким. Вышивка золотыми или серебряными нитями очень хороша на темном бархате и шерсти.

Доступная сутажная вышивка

Это вид вышивки, при которой на ткани-основе выполняется аппликация из декоративного шнура — сутажа. Шнур имеет по серединке удобный желобок, который позволяет легко прошивать его и пришивать в лбом положении. По сути похоже на золотое шитье, но намного легче в исполнении и готовая работа не требует какой-либо осторожности при обращении с ней.

Очень популярно украшение сутажной вышивкой летней одежды, изготовление в этой технике украшений.Выбор сутажного шнура очень большой, можно использовать контрастные цвета или полностью повторяющие оттенок основы — в обоих случаях вещь получается необыкновенно эффектная.

Хандаргер — родом с севера

Этот вид декоративного шитья родом из арабских стран, но постепенно добрался до северных стран, обосновался в Норвегии и получил там очень большую популярность при изготовлении национального костюма.

Этот стиль вышивки удивительным образом сочетает крестик и гладь. Он так и называется — счетная гладь. Работа выполняется на ткани равномерного переплетения и стежки обязательно считаются, рисунок получается геометрически правильным. Немного хандаргер похож на нашу мережку, он тоже использует много ажурных элементов, но не по краю, а в центре.

Замечательно смотрится ажурный хандаргер в сочетании с вышитыми крестиком элементами.Работы, вышитые в этом стиле, замечательно дополнят стиль рустик, отлично сочетаются они с народными мотивами.

Алмазная вышивка — узор без иглы

Очень близкая техника к вышивке крестом, но по сути является мозаикой. На клейкую основу нужно выкладывать ряды цветных стразиков. Это не требует никакого опыта и подготовки. Единственное, начинать лучше с маленького набора, чтобы оценить свои силы и саму технику.

Схемы для алмазной вышивки выпускаются в большом разнообразии, практически любой рисунок можно выполнить в этой модной технике. Согласитесь, что немного блеска украсят любой рисунок, особенно что-то волшебное или романтичное. Готовую мозаику лучше всего покрыть лаком или поместить под стекло.

С чего начать: инструктаж перед стартом

Все виды ручной вышивки легко узнаваемы и имеют свое индивидуальное лицо, но есть общие правила для работы в любой технике:

  1. Пяльцы — обязательно, специальная игла — очень желательно.
  2. Небольшой сюжет под силу вышить любому, поэтому знакомство лучше начинать с него.
  3. Готовый набор в выбранной технике — прямой путь к успеху.
  4. Качественную вышивку можно выполнить только при отличном освещении.
  5. Беритесь за работу, если появилось хотя бы 15 минут свободного времени.

Разные техники вышивки позволяют создавать настоящие картины, многие из них можно смело назвать произведениями искусства. Выбранный по душе вид рукоделия украсит вашу жизнь в прямом и в переносном смысле: вокруг появится много нарядных вещей и каждый день станет ярче, интереснее.

Автор: Екатерина Федосова, специально для интернет-журанала «Женские увлечения».

zhenskie-uvlecheniya.ru

Техника вышивки золотом. Мастер-класс для новичком

В этом мастер-классе для начинающих, мы опишем все те инструменты, приспособления и материалы, которые используются для вышивки золотом.

Для вышивки золотом необходимы:

  • иголки,
  • наперстки,
  • ножницы,
  • витейка,
  • шильце,
  • пяльцы.

Иголки. Нужно иметь несколько иголок разной длины и толщины для различных нитей и тканей.

Ножницы. Для обрезания нитей на вышивке удобны маленькие или средний ножницы, а для разрезания тканей – большие.

Наперстки. В золотом шитье практически одинаково работают как правая, так и левая рука (левая снизу, правая сверху), поэтому необходимо иметь наперстки для обеих рук. Можно пользоваться металлическими и пластмассовыми наперстками, главное, чтобы они подходили точно по размеру пальца и были удобны.

Витейка – это длинная (обычно 23 см) катушка из твердого дерева, на которую наматывают золотые или серебряные нити и которой эти нити направляют по узору вышивки (рисунок 1). Благодаря витейке нити не соприкасаются с руками, не теряют блеск и избегают излишнего трения. Первый слой на витейке делают из хлопчатобумажных или льняных ниток, чтобы золотая нить не скользила по катушке. К концу хлопчатобумажной нити привязывают золотую нить и наматывают ее поверх простых нитей.

Шильце состоит из ручки, в которую ввинчивают или вставляют обыкновенную иглу (рисунок 2). При помощи шила прокалывают то место на ткани, где должен начинаться или кончаться стежок. Если ткань мягкая, то можно обойтись и без шильца. Но на тканях (кожа, замша), где каждый неудачный прокол оставляет след, портящий работу, необходимо сначала проколоть шилом то место, где должен быть сделан стежок.

Кроме витейки и шильца многие золотошвеи пользуются костяной или деревянной лопаточкой (из твердого дерева). Ею подпирают или приподнимают край золотого шва, чтобы достичь ровной линии. Очень удобно для работы совмещенное с лопаткой шильце, то есть когда с одной стороны шило, а с другой – деревянная ручка, заканчивающаяся миниатюрной лопаточкой.

Для выполнения золотошвейных работ необходимо иметь крепкие пяльцы. Основное назначение пялец – держать ткань в натянутом состоянии, чтобы предохранить вышивку от сжатия. Пяльцы бывают круглые и прямоугольные. В круглых пяльцах обычно вышивают небольшие миниатюрные работы, не превышающие внутренний размер пялец. В золотом шитье это маленькое панно, брошки, узоры для небольших сумочек и т.д. Круглые пяльцы состоят из двух деревянных обручей, из которых один чуть меньше другого по диаметру. Наиболее пригодные для шитья золотом, так называемые швейцарские круглые пяльцы (рисунок 3). Их внутренний обруч имеет ручку и винт, которым пяльцы прикрепляются к столу. Так как в процессе вышивки участвуют обе руки, пяльцы должны быть закреплены. Для мягкости внутреннее кольцо обматывают тонкой тканью, затем на него кладут расправленную материю и надевают большое кольцо. Если вышиваемый кусочек ткани меньше размера пялец, то его предварительно наращивают, пришивая со всех сторон ткань. Вышиваемый узор должен находиться в центре круга.

Для золотого шитья обычно используют разборные прямоугольные пяльцы. Все детали пялец изготавливаю из сухого, легкого дерева без сучков и хорошо полируют. Пяльцы (рисунок 4) состоят из двух основных продольных планок-линеек (1) с прибитыми или приклеенными полосками ткани (6), двух плоских поперечных планок (2) с отверстиями для колышков (4), двух круглых или квадратных тонких, но крепких палочек (3) или металлических прутьев, которые вставляются в мешки (карманы) с прорезями (5) для веревочек.

В основном ткань запяливают по основе (долевой), но есть вышивки, в которых неважно переплетение нитей ткани и их направление. К ним относится шитье по картону (в глади и золотом шитье) – картон держит форму. Ткань для вышивания пришивают к полоскам ткани основных планок (1). Здесь необходимо обратить внимание на то, чтобы ткань была расположена одинаково относительно середины и краев планок. Для этого нужно отметить середину на ткани планок и на изделии. А при запяливании их совместить. На прибитых полосках ткани (6) эту отметку можно сделать постоянной. Затем запяливаемую ткань швом «назад иголку», «строчкой» или на швейной машине пришивают к боковым карманам с прорезями (5). Шов должен быть ровным, без перекосов. Предварительно лучше сделать наметку. При запяливании углы ткани зашивают, чтобы материал не полз и не косил на углах (боковые мешки на пересечении пришивают к основным полоскам или наоборот). Сначала боковые планки (2) вставляют в основные (1), затем в отверстия на планках (2) вставляют колышки (4) со всех четырех сторон, регулируя натяжение ткани. Палочки (3) вставляют в боковые карманы и при помощи веревочек, продетых в прорези карманов, ткань натягивают до нужного состояния (рисунок 5).

Натяжение посредством веревочек с левой стороны пялец обычно делают сверху вниз и веревочку закручивают против часовой стрелки, то есть вдевают в прорези кармана из-под пялец. С правой стороны пялец натяжение делают снизу вверх, шнур продевается тоже из-под пялец, но по часовой стрелке. При таком запяливании веревочка легко подтягивается, если натяжение ткани в процессе работы уменьшается. Можно делать и по-другому, но главное, чтобы веревочка во всех случаях вдевалась в карманы из-под пялец. Излишки веревочки наматывают на конец поперечной планки и закрепляют. Натяжение должно быть сильным, чтобы ткань не провисала. Обычно после нескольких дней работы оно ослабевает. При помощи веревочки ткань можно подтянуть. Запяливая ткань, важно равномерно натянуть ее, чтобы она не перекосилась.

В некоторых пяльцах основные планки (1) делают круглыми. Такими пяльцами пользуются при выполнении больших работ, которые по мере вышивки накручивают на круглые планки. Чтобы не испортить ткань и работу, планки должны быть совершенно гладкие.

Для работы пяльцы устанавливают на специальные подставки или стойки. Показанную на рисунке 6 стойку можно использовать как для установки пялец, так и для запяливания ткани. Она состоит из двух вертикальных стоек, скрепленных внизу перекладиной и вращающейся прямоугольной разборной рамки. Рамка включает две поперечные планки с отверстиями, в которые вставляются две продольные круглые палки. На этой рамке можно закреплять пяльцы с запяленной тканью, привязав их к продольным палкам. При работе можно без особых усилий переворачивать пяльцы вместе с рамкой на обратную сторону и возвращать в исходное положение. При запяливании ткани в прямоугольную рамку стойки, рамка может поворачиваться лишь незначительно, на небольшой угол, так как веревочки, натягивающие ткань в продольном направлении, накручиваются непосредственно на поперечные планки и мешают полному повороту пялец. Высоту установки пялец можно регулировать отверстиями в вертикальных стойках.

Пяльцы можно положить на два одинаковых по высоте стула или стола. Высота подставок должна быть такой. Чтобы можно было работать не сутулясь. Как правило, пяльцы располагают немного выше уровня обычного стола. При работе необходимо, чтобы свет падал слева. Это связано с тем, что вышивание производится двумя руками - правая рука сверху, а левая снизу пялец.

Нитки. Раньше для золотого шитья употреблялось золото различных сортов: волоченое, пряденое, бить, скань, канитель. В зависимости от того, какая художественная задача выполнялась, выбирали те или другие сорта нитей.

Волоченое золото - тонкая золотая или серебряная позолоченная проволока. Этот вид нитей использовался до XI века. Наряду с волоченым золотом тогда использовалось и очень круто спряденное ручным способом на тонкий лен золото, то есть льняная нить обвивалась тонкой золотой или серебряной проволокой. Такая нить называлась пряденой. Постепенно чистое золото было вытеснено более дешевым золотом, то есть сильно вызолоченным серебром, волоченым или менее круто спряденным на крученый шелк-сырец. После XVI века употребление в вышивке чистого золота стало довольно редким, и было заменено золоченым серебром, спряденным на желтую шелковую нить под цвет золота, чтобы при менее плотном прядении цвет шелка мало отличался от золота. В обиходе до Петровского времени такие золоченые нити называли золотными.

Применялось в золотом шитье и крученое золото - свитые золотая и шелковая нити. Такая нить получила название скань. Кроме того, в золотом шитье использовалась бить. Это тонкая, плоская металлическая (золотая или серебряная) полоска. Битью вышивали так же, как и золотой нитью. Бить выделывалась матовая, блестящая, граненая, гофрированная и цветная. Шитье канителью - тонкой металлической проволокой, туго свитой в спираль, было известно уже в XIV веке. Золотые и серебряные нити ввозились в Россию преимущественно с Востока. В начале XVII века при царском дворце в Москве, было открыто производство золотых и серебряных нитей и канители. Руководили им немецкие мастера, но уже в 1623-1630 годах упоминается русский мастер волочильщик Юрий Яковлев. В 1785 году в Москве С.А. Алексеевым, прадедом великого режиссера К.С. Станиславского (Алексеева), основана золото - канительная фабрика, учрежденная в 1862 году как торговый дом «Владимир Алексеев». Фабрика просу шествовала вплоть до революции. Ее продукция в разное время была отмечена рядом медалей на выставках в России и за рубежом. В 1900 году фабрика получила высшую награду «Гран-при» на выставке в Париже за качественную, тонкую, мягкую золотошвейную нить, лучшую в мире. Ее закупали США, Франция, Германия.

В современном золотом шитье в основном используются искусственные нити, поэтому часто этот вид рукоделия называют золотным шитьем, а нити - золотными.

Ткани. Большинство золотошвейных работ делается с подкладной тканью, то есть основная ткань накладывается на вспомогательную (дублирующую) ткань. Если вышиваемая ткань легкая, то подкладка служит укрепляющим материалом для того, чтобы не было перекосов, сжиманий, разрывов. Без подкладки металлическая нить может легко порвать ткань. Для подкладной ткани обычно берутся льняное полотно, холст, бортовка. Они крепкие и дольше служат.

Для золотого шитья как в Древней Руси, так и в последующие эпохи чаще всего использовались дорогие ткани. Как правило, до начала XVIII века это были привозные ткани из стран Востока и Западной Европы: тафта, камка, парча (алтабас и аксамит), бархат, атлас. Все дорогие привозные ткани на Руси носили название паволок. Особенно ценился аксамит (древнерусское название от греческого «экзамитон», что означает «шестинитчатый») — драгоценная ткань ручного производства, затканная по шелковому фону орнаментом из пряденой серебряной или позолоченной нити. Чаще всего это фантастические стилизованные изображения зверей и птиц в круглых медальонах. В Оружейной палате хранится саккос патриарха Никона, памятник XVII века. Он сшит из очень редкой дорогой ткани - двойного петельчатого аксамита, специально привезенного для патриарха из Италии. В начале XVIII века в России стало развиваться собственное шелкоткачество, и уже к середине века российские шелка не уступали по качеству европейским.

Современные золотошвеи, в зависимости от назначения вышиваемой вещи, применяют разнообразные ткани. Это шелк, парча, тафта, атлас, муар, сукно, бархат, замша, кожа.

Давно в прошлом остались богатые, расшитые золотом и серебром одежды, украшенные жемчугом и драгоценными камнями. В наше время для золотного шитья используют не такие дорогие украшения. Это бисер, блестки, стеклярус, стразы, жемчуг (в основном искусственный). Шитье часто украшают тесьмой и шнуром.

svoimi-rukami-club.ru

Пермогорская роспись и виды художественных ремесел (картинки)

Содержание статьи:

Народный художественный промысел (ремесло). Это огромное разнообразие изделий, которые выполняются с использованием обычных подручных средств и материалов. Различные предметы быта, игрушки, шитье и роспись, создаваемые при помощи простых инструментов, собственной фантазии и изобретательности. Ремесленники производили работы с материалами, такими как ткань, дерево, нитки, бумага и так далее. На Руси народный промысел существовал с древних времен как домашние и деревенские ремесла. За истекшие века произошло увеличение видов художественных ремесел, многие из которых широко известны и в наши дни. Приведем примеры некоторых из них.

Пермогорская роспись

Для этой росписи базовым является узор из растений. Обычно это различные цветы, по форме напоминающие тюльпаны, необычной формы листья и фантастические птицы. Зачастую в сюжетах присутствовали сцены сельского быта. Фон почти всегда белого цвета, узор обычно красный. Это основные цвета пермогорской росписи. Дополнительно использовались желтый и зеленый, черным обводили контур рисунка. На белую основу наносился тонкий черный контур, внутри которого продолжали расписывать другими красками. Эту роспись чаще всего применяли для украшения домашней утвари, посуды, шкатулок, прялок и т д.

Козули

Так называются особые русские пряники, которые выпекали специально к Рождеству. Они небольшие по размеру и обычно имеют форму различных зверей и птиц. Нередко таким пряникам придавали форму в соответствии с новогодними и рождественскими сюжетами. Если же козули дарили молодой девушке, выбирали форму в виде цветка, лебедя, голубков, сердечка. Иногда на таких пряниках делали надписи, соответственно сюжету или подарку.

Абашевская игрушка

Её также можно отнести к народному промыслу Россиян. Она представляет собой свистульку. Эти свистки по обыкновению украшены узорами, разноцветье которых радует глаз. Эмалевые краски всевозможных цветов в различных сочетаниях дают ощущение радости и веселья. Великолепная абашевская игрушка может быть расписана красками цвета золота и серебра, особенно ее детали. Некоторые части для усиления эффекта контрастности принято не закрашивать. В результате таких художественных приемов в руках мастера рождается персонаж из сказки.

Елецкое кружево

Это старинное русское кружево. Плетут его мастерицы при помощи коклюшек. Елецкое кружево имеет свои особенности, оно выгодно выделяется исключительной тонкостью и рельефностью узора. В работу вводится нить, которая отличается по цвету или толщине от остальных нитей, что приводит к рельефности кружева. Маленькие по размеру, нежные и понятные глазу узоры, вот что отличает такое кружево.

Ракульская роспись

Основными цветами этой росписи являются золотистый и черный. Усиливают эффект зеленый и красно-коричневый. Черным цветом раскрашивают не только контур, но и детали. Отличительной чертой этой росписи является крупный орнамент, а также изображение различных птиц и растительности в виде листьев и кустов. Это вкратце все отличия, которыми обладает Ракульская роспись.

Торжокское золотое шитье

Город Торжок и золотое шитье, слова, неразрывно связанные друг с другом. Вышивка золотом издревле существовала в этом городе. Мастерицы умели вышивать нитками цвета золота еще в те времена, когда Торжок был городом Тверской губернии. Золотое шитье сохранилось до наших дней как традиция художественного промысла. Вышивание головных уборов, обуви, деталей одежды и церковной утвари было и остается обычным делом и хорошей традицией города Торжок. Узоры и рисунки для вышивания придумывают сами вышивальщицы. Вышивка золотом имеет основной мотив, которым является цветок розы со стеблем, бутонами и листьями. Золотое шитье очень выигрывает при вышивании различных завитков, усиков и блесток. Это золотое поле создает плавный переход от основного рельефа к фону.

Техника золотого шитья

Вышивка золотом интересует по большому счету всех мастериц, уже умеющих вышивать. Поэтому считаем необходимым рассказать вам о технике, применяя которую можно получить самое качественное и великолепное золотое шитье. Начнем с изучения швов.

  1. Шов «Клопчек». Выполняется «в прикреп». Очень простой в исполнении. Стежки в нем переплетены и похожи на рогожку;
  2. «Городок». Работается также «в прикреп». Выполняя стежки, получают зигзаги, расположенные параллельно. При вышивании этого шва помните, что он имеет несколько вариантов;
  3. Шов «перышки». Исполняем его также «в прикреп». Форма вышивки, так называемая «ягодка», ограничивается горизонтальными линиями. Имеет 9 разных вариантов;
  4. «Разводная клетка». Шов «в прикреп». Узор имеет форму клетки. Отличается от «ягодки» тем, что разделительная полоса клеток очень широкая;
  5. «Косой ряд». Вышивать нужно также «в прикреп». Представляет собой широкие параллельные диагональные линии;
  6. «Черенок». Шов «в прикреп», напоминающий по виду обычную плетенку, составленную из ровных полосок;
  7. Шов «Денежка». Имеет несколько вариантов, выполняется «в прикреп». Имеет вид ломаных линий, которые соприкасаются острыми концами.

Вышивка золотом и техника ее выполнения

Золотое шитье является необычным видом искусства, поэтому для него используют особенные нитки. Существуют нити пряденые, в которых на шелковую накручивают металлическую пластинку. Есть другие виды нитей, с помощью которых выполняется вышивка золотом. Это люрикс, метанит и блестящие нити на основе пластических масс. Можно добавить также бисер и блестки.

Техника отличается по видам крепления. Металлическая нить крепится на особых формах, которые могут иметь выпуклую или плоскую настилку. Ткань должна быть очень плотной и прочной. Можно использовать кожу, толстый шелк, бархат или сукно. В работе вам потребуются уже привычные нитки, ткань, иголка и пяльцы. Но работа золотом является делом непростым, поэтому кроме всего вышеперечисленного нужно запастись еще и шилом. Это практически необходимо, особенно если вы работаете с кожей или другой очень толстой тканью. Прокалываем ткань в том месте, где будем вводить иглу с металлической ниткой. Жесткость нити уменьшается при помощи нагревания. Можно просто подогреть такую нить перед работой на любом нагревательном приборе. Нить будет намного мягче и эластичнее.

Есть еще один нюанс, о котором не все знают, но знать нужно. Часть работы, которая должна стать выпуклой, должна быть предварительно оформлена настилом из материала, который вам больше подходит. Это могут быть нитки, картон или кожа. Элемент, создающий объем, наклеивают на ткань, затем обшивают.

Способы золотого шитья бывают различными:

  • Китайское;
  • Золотое с настилом из шнура;
  • Сквозное гладью;
  • Плоское золотыми нитками;
  • Фантазия с блестками и канителью.

Вышивка котика золотом

Рассмотрим с вами один пример золотого шитья котика. Нам потребуется ранее упомянутое шило. Берем очень прочную нитку (около 40 см.). Смазываем ее воском, который свободно можно купить в аптеке. Воска нужно совсем немного. Иголку берем не толстую. Можно длинную или короткую, это все равно. Нитка в игле должна быть сложена вдвое, с маленьким узелком. Он нужен для того, чтобы избежать стежков прикрепа нитки на коже. Внизу картона узелок будет совсем не заметен, поэтому мы его и делаем.

Нить для золотого шитья берем очень длинную, так как требуется много сложений. Лучше делать 8 сложений, не скручивая. Такой метод называется «Прядка». Чем длиннее нить, тем меньше получится закрепок по коже. Её длина может достигать 70 сантиметров. Заранее приготовленным шилом прокалываем кожу близко к картонке. В то время, когда шило еще выглядывает с изнанки, вплотную подводим к нему иглу, в которую вдета вощеная нить. Аккуратно вынимаем шило, а на его место продеваем с изнанки нашу иголку и нитку. Первым стежком прикрепляем картонку к коже. Затем все движения с шилом и иглой повторяем. А теперь надо прихватить нашу прядку (золотую нить) и слегка вытащить ее на изнанку вышивки.

Тот же прием повторяем с другой стороны работы. Затем чередуем поочередно стороны справа и слева. И так до самого окончания работы. Иглу нужно стараться втыкать всегда с лицевой стороны. В этом случае нитка ляжет ровно и подходяще следующему стежку.

Торжок золотое шитье — именно это словосочетание приходит на ум любому, кто хоть немного знаком с искусством вышивки золотом. В наши дни применяют как для украшения одежды, так и декорирования интерьеров. Не так давно стал модным восточный стиль, который и обусловливает огромное количество вышивки золотом. Особенно модно стало оформлять подушки, шторы и балдахины золотыми шнурами, вышивкой и стразами.

В наши дни широко используется вышивка разных народов и техник: русская народная вышивка, славянская, бразильская и многих других стран. Разные народы мира, в разные периоды своего развития вносили изменения и новшества в свои техники, придавая им утонченности и великолепие.

Видео: Как создается торжокское золотое шитье

vishivashka.ru