Сшить кокошники: ТОП-120 фото лучших трафаретов и выкроек. Мастер-класс по изготовлению своими руками с простыми схемами работы

История мастера, шьющего русские кокошники

Истории

Фото
VICTOIRE MENEUR

Чтобы оценить, чем занимается Юханн Никадимус, далеко ходить не надо: кокошник на певице Маниже в клипе для «Евровидения-2021» — его работа, а в начале этого года Юханн принимал участие в совместной выставке с крупным европейским ювелирным домом, которая проходила в Санкт-Петербурге. Можно сказать, что пришла известность. Но пока это не сказалось на работе: Юханн творит в одиночку в московском швейном коворкинге «Проектные мастерские», созданном вместе с друзьями. Сам придумывает дизайн кокошника, сам подбирает материалы, сам шьет. Закончит один кокошник — начинает другой.

Юханн, скажите сначала: откуда у вас такое необычное имя?

Мой папа — потомок ассирийцев, вынужденных бежать с территории современного Ирана в начале ХХ века во время армяно-ассирийского геноцида. Россия тогда предоставила коридор безопасности и убежище. Так наша семья оказалась в Казани, где и осела. В этом городе до сих пор живет довольно большая ассирийская община.

До того как начать шить кокошники, вы дважды меняли профессию. У вас был какой-то жизненный план или вы просто занимаетесь тем, что интересно?

Плана не было. Я вообще после школы не думал, кем хочу быть. Просто знал, что куда-то нужно поступать. Ради интереса зашел в театральное училище — посмотреть, что там происходит. В это время там как раз первый экзамен шел. Я его сдал. Мне говорят: приходите через неделю сдавать следующий. Так я и поступил на актерский факультет. Отучился четыре года, получил диплом. Переехал в Москву и устроился в торговую сеть, занимающуюся одеждой, проработал десять лет и стал управляющим магазином. Потом сеть закрылась. И тут произошло мое первое знакомство с кокошниками.

Фото
ЮХАНН НИКАДИМУС

Каким образом?

Параллельно в то время я пел в фольклорном ансамбле «Таусень». Его руководитель Ярина Николаева специализируется на реконструкции старинного костюма, в частности на золотном шитье. Однажды я увидел на картине Маковского кокошник необычайной красоты, похожий на огромную снежинку, и просто замучил Ярину вопросами: что это такое, какие бывают кокошники, как их шьют? Меня очень удивило, что хотя кокошник — это символ страны, известный во всем мире наряду с ушанкой, балалайкой и матрешкой, но почему-то сейчас в России его никто не делает. Можно найти только дешевые пластиковые поделки для карнавалов. В конец концов, я так надоел Ярине, что она сказала: «А давай я тебя просто научу шить кокошник». Проблема была в том, что до этого я никогда ничего не шил. Но поскольку я уже глубоко изучил суть вопроса, у меня появился новый круг знакомых — искусствоведы, историки, мастера, занимающиеся прикладными ремеслами, — то отступать не хотелось.

То есть это был вызов самому себе?

В общем, да. И когда я сшил первый кокошник, я поставил его дома на старинное фортепьяно, посмотрел и подумал: до чего же это красиво! И дело не в том, что я сам его сделал. Просто обычно мы воспринимаем такие вещи через стекло музейной витрины или вообще на книжной иллюстрации. Но когда кокошник стоит у тебя дома и ты видишь не просто вышивку, а весь объем конструкции, игру света, то он превращается в настоящий предмет искусства.

Фото
ЮХАНН НИКАДИМУС

Не в предмет одежды?

Тут можно начать дискуссию о том, что называть «применением» вещи. Если это самая обычная вещь, например типовая алюминиевая ложка, то ею можно только есть. Но если вещь выдающаяся, если она красива настолько, что доставляет радость просто ею обладать и на нее смотреть, то это тоже можно назвать применением. Например, у вас дома есть индийская подушка ручной работы, расшитая бисером, на которой нельзя ни сидеть, ни спать, или в серванте стоит редкий хрусталь, из которого вы в жизни не будете пить. Если вам нравится смотреть на такие вещи — это и есть применение декоративного искусства. То же самое с кокошником: его можно носить, а можно им просто любоваться.

Нет никакого учебника «Как сшить кокошник», это утраченная традиция

Фото
ЮХАНН НИКАДИМУС

И что произошло после того, как вы сшили первый кокошник?

Я сшил второй. А потом — третий. На самом деле, поскольку первый мы делали вместе с Яриной, мне стало интересно, получится ли у меня так же хорошо самостоятельно, действительно ли это мое.

И так с тех пор и шьете один за другим?

Пока что да. До недавнего времени я в основном шил для себя, руководствуясь скорее научным интересом: можно ли реконструировать какую-либо интересную модель или технику, что получится, если попробовать сделать так… Ведь нет никакого учебника «Как сшить кокошник». Это утраченная традиция. Все, кто этим занимаются, восстанавливают детали по рисункам, архивам, обмениваются опытом, проводят мастер-классы. То, что мог, я выставлял на продажу. Сейчас, когда это стало приносить доход, я думаю перейти к формату мини-коллекций: готовить по 5–10 моделей сразу.

Фото
НАДЯ РОСЛЯКОВА

А на заказ работаете?

Нет. Потому что я понимаю, как сшить кокошник, а заказчик может попросить сделать что-то, что разрушит всю гармонию. Все же для меня на первом месте — аутентичность изделия. Если я в нем что-то меняю, то сразу задаю себе вопрос: как я могу сделать это так, чтобы кокошник все-таки остался кокошником, а не превратился в современный дизайнерский объект?

Кто покупает у вас кокошники?

Иногда их используют в постановках и на съемках. Есть люди, просто покупающие для себя, — яркие авангардные персоны, которые носят кокошники в сочетании с вечерними туалетами. И наконец, кокошник — это шикарный подарок. Очень дорогой, красивый и аутентичный. Поэтому я с самого начала придумал, что к нему должны прилагаться специальный стеклянный футляр и подставка. В качестве «русского сувенира» кокошник точно намного лучше, чем надоевшая матрешка.

Историческая справка

Название головного убора «кокошник» происходит от древнерусского слова «кокошь» — курица. Очевидно, потому, что его главная часть — гребень, пришитый к шапочке или ободку. Гребень изготавливался из плотной бумаги или проклеенной холстины, затем обтягивался дорогой тканью, украшался вышивкой золотыми и серебряными нитями, бисером, жемчугом, а иногда и драгоценными камнями.

История кокошника уходит в глубокое прошлое. Подобные головные уборы находили в раскопках, датируемых VII веком, первое употребление слова встречается еще в XVII веке. Кокошник считался головным убором замужней женщины. Самые роскошные кокошники готовили к свадьбе и хранили для особых случаев. После реформ Петра I кокошник был изгнан из обихода, но при Екатерине II интерес к русскому костюму вернулся, а после Отечественной войны 1812 года усилился. При Николае I придворные дамы вновь обратили внимание на кокошники, правда, несколько европеизированные. Последним ярким выходом кокошника стал костюмированный бал 1903 года, состоявшийся в Зимнем дворце, на котором вся знать Российской империи присутствовала в костюмах допетровской эпохи.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, май 2021

Елизавета Епифанова

Русский народный кокошник для выступления

Какие бывают типы кокошников и русских народных головных уборов. Как разнообразить сценический костюм кокошником необычной формы, как самостоятельно сшить кокошник.

 

Содержание:

 1. История русского кокошника: конструктивные особенности

 2. Декор кокошников в историческом и сценическом образах

 3. Типы русских народных головных уборов в истории и для выступлений на сцене

 4. Русский народный кокошник для девочки

 5. Сшить кокошник своими руками: цель, средства выразительности, выкройки, ткани

 

История русского кокошника: конструктивные особенности

Кокошник, известный на Руси еще в 17 веке, в 18—19 веках был одним из самых распространенных русских головных уборов замужних женщин. Головные уборы создавали из шелка, атласа, бархата, парчи, позумента, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона.

Известен на большей части территории Европейской России и в Сибири как головной убор крестьянок и горожанок, принадлежавших к купеческому и мещанскому сословию.

При этом главной их особенностью было то, что они плотно охватывали голову женщины, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.

Русские Павловопоссадские корона и кокошник

Четыре вида кокошников:

• Однорогий кокошник

 

Короны из Павловопосадской и Хохломской коллекций 

• Кокошники в виде цилиндрической шапки с плоским дном

• Кокошник с плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником

Фольклорный кокошник от Мастерской Ангел

• Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник

 

Декор кокошников в историческом и сценическом образах

Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. Все описанные основные типы кокошников имели множество вариантов в конструкции, украшениях, манере ношения. При этом многие из них имели свои, местные названия: кика, шеломок,
златоглав, золотоломка и т. п.

Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ.

 

Типы русских народных головных уборов в истории и для выступлений на сцене

Русский народный женский головной убор — типичный кокошник для русского-народного образа.

Расписные кокошники с узорами народных промыслов: гжель расписная, гжель Весна, хохлома расписная, городецкая роспись Весна-Лето и Осень.

Головные уборы из капсульных коллекций: фольклорный кокошник, павловопосадский кокошник и корона, хохломская корона.

Тематические головные уборы: кокошник Осень Рябина и Осеь Урожай, Русская Сказочница. 

Кокошники в новогодних костюмах: Снегурочка Гжель расписаная, Снегурочка Царевна, Снегурочка Русская, Снегурочка Гжель искристая, Корона Зима-Метелица-Снегурочка Лебедушка, Русска Царевна.  

 

Русский народный кокошник для девочки

Расписные кокошники с узорами народных промыслов: жостово, хохлома, дымка, городецкая роспись Осень и Весна-Лето, Петербургская роспись. Гжельские кокошники и головные уборы: синего цвета, красного, зеленого, расписной кокошник гжель, гжель Осень и гжель Весна.

Головные уборы в узнаваемых русских народных мотивах: Ивушка, Московский девичий кокошник и Московский с бантом, Коляда. Русский фольклорный кокошник из капсульной взрослой коллекции с орнаментами южно-русских регионов.

 

Сшить кокошник своими руками: цель, средства выразительности, выкройки, ткани

Если вы собираетесь сшить русский женский головной убор своими руками, у вас несколько вариантов:

 • Купите понравившуюся выкройку. 

 • Найдите бесплатную выкройку и перестройте ее под нужный размер.

 • Постройте выкройку с нуля по нашей инструкции.

 • Сшейте кокошник из наборов для пошива.

 

Схема построения женского кокшника

 

Основная деталь кокошника

Проверка построения длин кокошника

Построение детали училителя из пластика

 

Схема построения кокошника для девочки

Основная деталь кокошника высотой 33 см

Проверка построения длин участков отрезками по 7,5 см

Построение детали училителя из пластика

 

 

 

Русские кокошники в комплектах для пошива

Из набора для пошива сшейте готовое изделие сами. Детали кокошников напечатаны на ткани, вырежьте их и сшейте по инструкции шаг за шагом. В наборы также входят аксессуары, если они есть в модели.

Набор для пошива — всегда стоит в половину цены готового изделия. В комплекте — отрез габардина с напечатанными деталями рубахи и подробная инструкция, как сшить изделие.

Инструменты, которые понадобятся:

 • швейная машинка
 • английские булавки
 • ножницы
 • утюг

Этапы создания расписаны в пунктах инструкции, в которой пошагово рассказываем, как заутюживать, скалывать и сшивать части будущей рубахи.

✅ Значок швейной машинки рядом с любой моделью в нашей брошюре означает, что изделие можно купить в комплекте для пошива. Комплект для пошива всегда стоит в полцены готового костюма. Изделие стирайте в стиральной машине на режиме для синтетики на 30 градусах.

Ткани для пошива народного головного убора

Если шьете кокошник с нуля, чтобы убор держал форму, нужна жесткиеосновы: дублерин, картон, пластик, фоамиран или изолон. Выбирайте также непрозрачные ткани, которые хорошо тянутся, — с ними удобно работать при создании головных уборов: парча, атлас, гипюр, сатин, тафта, бархат или велюр.

Таблица: ткани с росписями для пошива кокошников











Жостовская росписьДымковская росписьПетербургская роспись
Гжель ВесенняяВолховская росписьГжель Зимняя
Хохлома ТравнаяГородецкая росписьХохлома Кудрина
Урало-сибирская росписьМезенская росписьПермогорская роспись
Осенняя с рябинойСвободно-кистевая ОсенняяРябина

 

Ткани с принтами, которые Мастерская Ангел производит с помощью сублимационной печати,  стирайте в обычной машине на 30 градусах, гладьте с паром. Принт не выцветает и не тускнеет, остается ярким на долгое время. Принты прошли проверку на 47 стирок подряд.

Россия возрождает моду на ассирийские кокошники

Жемчужный стежок Иоганн Никадимус мечтает, чтобы исторический кокошник стал частью мировой моды. Дизайнер сам делает красивые шляпы и учит их делать других. В интервью РИА Новости он рассказал о первобытных обычаях русских князей, манижской луне и венцах Картье.

В 2014 году вы создали первый кокошник. Как вам пришла в голову идея начать такую ​​редкую поделку?

Меня всегда восхищал этот элемент женского костюма. В сувенирном магазине можно найти кокошники, которые совсем не похожи на то, что на них надето. Меня заинтересовала некая вещь и я сшила из нее корону Архангельской губернии, похожую на снежинку. Но восемь лет назад у меня не было задачи возродить интерес или спасти культуру. Я просто делал то, что меня беспокоило.

Кокошник изобрели в России?

Некоторые ученые утверждают, что он пришел из Византии. Другие пишут, что, судя по результатам раскопок, это древнерусское изобретение.

Думаю, люди везде сталкиваются с одними и теми же проявлениями природы, в том числе и человеческой природы. Таким образом, мы видим подобные вещи повсюду. Любая культура представляет собой смесь разных культур.

Вы сами смесь культур…

Да, отец ассириец, а мать русская. Я родился в Казани, живу в Москве. В начале ХХ века ассирийцы бежали от гнета. Николай дал им убежище. В результате они расселились по планете.

Кто-нибудь из ваших предков носил интересные головные уборы?

Бабушка всегда носила две косы, заплетенные вокруг головы. И накрыла их шарфом. По древнему обычаю девушка ходила в одной косе и не прятала волосы, пока не выходила замуж.

В целом русские головные уборы можно разделить на две группы: девичьи и женские. Первый позволяет показать волосы распущенными или заплетенными это могут быть различные виды ободков и диадем, как мой первый кокошник «Снежинка».

В нашей стране существует множество местных традиций, которые порой сильно отличаются друг от друга. Существуют традиции деревни, города или статуса для указания местоположения.

Кокошник с обложки One Manizhi Russian Woman Это тоже ваша работа. В нем певица вышла на красную, а точнее, бирюзовую дорожку Евровидения-2021. Реакция на наряд была разной: кто-то назвал его демоническим символом, кто-то присоединился к флешмобу в поддержку в социальных сетях.

Это лунник, кокошник Владимирской губернии, 18-19й. В нем есть музейные прототипы веков. Чисто традиционный русский головной убор, не имеющий аналогов ни в одной культуре.

Такие кокошники носили в Поволжье и средней полосе России. Они были большего или меньшего размера, их носили горожанки в 18 веке. Это типичное название для того времени. Дорогой, как сегодняшний iPhone.

В вашей коллекции есть кокошники, вдохновленные коронами Cartier. Расскажите, почему это вообще русская история?

В 2021 году прошла выставка «Картье: Продолжение истории», посвященная предметам из Эрмитажа. Тогда же состоялась закрытая презентация новой коллекции, на которую ювелирный дом привез короны, созданные 100 лет назад для русских принцев и принцесс. Но если в конце 19Картье 19 века вдохновлялись русскими орнаментами и кокошниками, теперь же решили поступить наоборот. Меня пригласили, и я сделал несколько титров по старым технологиям.

Вы пытаетесь возродить интерес к традиционным ремеслам в мастерских дизайна. Интерес к этому сейчас?

Да. Как и во всем мире. Современные дизайнеры интересуются национальным костюмом, создавая свою интерпретацию. Желаю, чтобы количество мастеров, занимающихся старинными техниками вышивки, увеличивалось.

Самая известная люневильская вышивка крючком или крестиком. Но в Россию они пришли из-за границы вместе с модой. Хотелось бы, чтобы люди больше знали о старинных местных техниках, особенностях орнамента. Это отличительная национальная черта, привлекательная для всего мира. Нам интересно наблюдать за японской культурой, мы легко ее различаем. Так и должно быть с русской культурой.

Ты шьешь жемчуг. Как и когда он появился в России?

Первые упоминания датируются 9 в.век. Такой технологии больше нигде в мире нет. Вы можете встретить это в некоторых европейских культурах, но такой высокий уровень орнаментальной работы существовал только в России. А сам камень считался чисто русским: до второй половины XIX века наша страна была основным потребителем жемчуга в мире.

Боитесь конкуренции со стороны производственных технологий?

Нет. Ручная работа всегда в цене. Когда фото вышло, все боялись, что картина исчезнет. Они говорили, что театр умрет, когда будет изобретено телевидение. Когда появились потоковые платформы, они думали, что кинотеатров не будет. Когда создавались электронные книги, бумажным книгам пророчили смерть. Но ничего подобного не произошло.

Русский Кокошник — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.

Сшить кокошники: ТОП-120 фото лучших трафаретов и выкроек. Мастер-класс по изготовлению своими руками с простыми схемами работы
Scroll to top