Как сшить татарский костюм для девочки своими руками: Ученица 3-класса провела презентацию на тему “Татарский национальный костюм”

Ученица 3-класса провела презентацию на тему “Татарский национальный костюм”

Главная / Новости / Ученица 3-класса провела презентацию на тему “Татарский национальный костюм”

в
Новости, Слайдер, Национальная жизнь, Общество, Соотечественники,
30.03.2021
0
401

Приятно, когда обращаются за помощью и ты в состоянии оказать эту помощь кому-то чем-то…
Недавно к нам обратилась молодая женщина и рассказала нам, что её дочь, ученица 3-класса, решила во время классного часа, провести презентацию на тему “Татарский национальный костюм.” Как это представляла сама девочка, мы не знаем, но мама заволновалась, которая понимала, насколько тема серьёзная, учитывая того, что под рукой практически ничего не было… Конечно, весь материал можно скачать с интернета, грамотно составить слайды и с помощью проектора показать красивые картинки, что, в принципе, сейчас так и делают…
Но куда интереснее было бы, если организовать выставку и показать детям не только картинки, но вещи, которые действительно сохранились до наших дней и работы людей, которые и сегодня продолжают шить и создавать своими руками традиционные национальные костюмы и элементы костюмов.

И она вспомнила об организации “Ак калфак”, которая стала очень популярной в нашем городе и решила обратиться к нам за помощью.
…Подбирая костюмов и элементов, украшений, специализированной литературы, мы сами тоже очень волновались, вполне отдавая себе отчёт, что презентация создаётся для аудитории, где будут присутствовать дети других национальностей…
Но вот я получила видео и фото материалы, и поняла, что наши волнения оказались напрасными. И по рассказам мамы и самой школьницы Юлианы Атимгановой, всё прошло на высшем уровне. Юлиана сумела заинтересовать своих слушателей с самого начала, дети слушали её рассказы с большим интересом, запоминали названия головных уборов, и на заданные вопросы в конце урока, ответы были точные… Даже классный руководитель отметила, что такого яркого, насыщенного урока у них ещё не было.

А после детям разрешили подойти к выставочному столу, потрогать и поближе рассмотреть каждую вещицу, задавать дополнительные вопросы, на которые тут же получали точные ответы.
Ну и напоследок общая фотография на память.
В душе разлилась такая теплота и радость от того, что для маленькой девочки Юлианы, которая выросла и воспитывалась в русской среде не всё равно, оказывается, и она может с гордостью преподнести все свои знания о своём народе вот таким замечательным способом сегодня перед одноклассниками, а в последующем перед более многочисленной аудиторией, я надеюсь…

Мы, аккалфаковцы, очень рады, что смогли помочь Юлиане, и на показе выставки были представлены именно работы наших женщин.
Очень надеемся, что это дело будет иметь своё продолжение!

Фагиля Чумарова

Омск

 

2021-03-30

Предыдущее: Внимание! Пресс-конференция о проведении Священного месяца Рамадан в Татарстане

Следующее: Сегодня в Казани состоится открытие Всероссийского схода предпринимателей татарских сёл

Татарский национальный костюм, история, составные элементы, декор, цветовая гамма

В национальном костюме стандартно отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы, трепетное отношение к природе. Наиболее ярко это проявилось в колоритных, богатых традиционных нарядах татарских мужчин и женщин. Их одежда восхищает красивейшим орнаментом, тканями насыщенных «восточных» цветов, высокохудожественными аксессуарами и украшениями. Испокон веков татарский национальный костюм являлся значимым индикатором социального положения, возраста человека, отражал тайны и традиции народа. Несмотря на то, что сегодня он используется преимущественно для празднований, торжеств, выступлений, уважительное и трепетное отношение татар к наряду остается прежним.

Содержание

  1. Немного истории
  2. Особенности
  3. Повседневные наряды
  4. Одежда
  5. Головные уборы
  6. Обувь
  7. Аксессуары
  8. Детские костюмы
  9. Праздничная национальная одежда
  10. Цветовая гамма и декор
  11. Современная интерпретация
  12. Видео
  13. Фото

Немного истории

История создания современного татарского национального костюма берет начало с 18 века, хотя, по мнению многих историков и исследователей, основные характерные черты одежды начали зарождаться еще во времена Средневековья. Достаточно обширное понятие «костюм» совмещает в себе вещи, которые носили не только в Татарстане, но и в Поволжье, Казани, Крыму. На формирование наряда повлияли образ жизни, местность, традиции, религия, а в особенности восточные мотивы.

Согласно поверьям, душа умершего покидала тело через отверстия и дыры в одежде, поэтому татары очень щепетильно относились к этим элементам. Для циркуляции положительной энергии и близости к природе любого рода вырезы обрабатывали специальными узорами, изначально это были стрелы, впоследствии они сменились спиральками и завитушками. Кроме этого, полотно покрывали орнаментом, который использовался в качестве оберега. Наносили его лишь на определенные места: максимально плотно узоры располагали на верхней части женского наряда, ведь именно грудью каждая мать вскармливает детей, зона таза считалась особо интимной, поэтому ее ничем не украшали.

Наряд шили с применением меха, натуральной мягкой кожи, дорогостоящего сукна. Обувь и шапки подбирались с учетом погодных условий. Активно использовались ювелирные украшения с крупными камнями, бисером, перьями, шнурками, дорогими металлами. Полностью собранный комплект был многофункциональным и вариативным, подходил для праздников и будней, конных поездок, кочевой жизни, широко применялся во время исполнения национальных танцев.

На сегодняшний день национальный наряд используется в народном творчестве, на праздниках, для выступлений на сцене.

Особенности

Основными элементами национального костюма являются длинная рубаха (кулмэк), распашной халат, шаровары (ыштан). Для девушек шились нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек) и татарский фартук, который скрывал открывающийся при движении или танце вырез на груди. Одежда должна была быть свободной, однако в женском образе всегда присутствовал акцент на талии.

Краткое описание особенностей традиционного наряда:

  • широкая рубаха, которая не подпоясывается: для мужчин — по колено, для женщин — до щиколотки;
  • штаны: для татарина они могли быть полосатыми, женский вариант всегда был однотонным;
  • верхняя одежда, которая была выполнена из разных материалов, соответственно, называлась по-разному: камзол, казакин, бишмет, чабулы чикмен, чабулы тун; для воскресного и праздничного посещения мечети мужчинам шился чапан, а на верхней одежде татарки присутствовали декоративные строчки, мех, кожаные вставки, позумент, вышивка.

Несмотря на всю яркость и колоритность, татарский костюм не отличался разнообразием цветов. В основном использовали вишневый, белый, темно-бордовый, желтый, зеленый. Оттенок одежды определял возраст, благосостояние, семейное положение человека.

Белый цвет у татар символизирует старость и траур. Поэтому светлые наряды было принято носить пожилым людям или посещать в таких одеяниях похороны.

Наряд и головной убор, особенно праздничный вариант, украшали золотыми и разноцветными нитями, бусинами, монетами, бисером. Узоры на одежде носили мотивы животного или растительного мира, что показывало уважение народа к природе и всему живому.

Повседневные наряды

Повседневный костюм татар выполнялся в минималистичном стиле, все элементы свободно надевались. Домашним головным убором татарки был платок, а у мужчин — тюбетейка. Также в национальном образе присутствовали особые украшения, которые позволяли внешне определить финансовое состояние человека и его статус в обществе.

Одежда

Штаны, рубаха, верхняя одежда имели различную длину, ширину, декор и изготавливались из бюджетных или дорогих тканей. Каждый традиционный элемент свободно садился по фигуре: рукава были широкими, подол юбки развевался, камзол был на запах. Отличия повседневного наряда по половому признаку:

  1. Национальные костюмы татарок изготавливали из хлопка, шелка, парчи, бархата, льна. Длинная рубаха напоминала платье, у крымских татар она дополнялась воланами и трапециевидным силуэтом, который скрывал крупные бедра девушки. Широкий халат, камзол или безрукавка запахивались на правую сторону, их длина была до середины бедра. Для украшения одежды и головных уборов использовали тесьму, бисер, кружево, монеты, яркие ленточки.
  2. Мужской наряд шили из хлопка, льна, шерсти, шелка. Рубаха до колен имела боковые клинья, вырез для головы, она ничем не подпоясывалась. Верхняя одежда запахивалась, подпоясывалась лентой из шелка, хлопка или бархата. В качестве декора по подолу камзола использовали цветочные узоры или декоративные швы из серебристых, золотистых нитей.

По богато отделанному мехом татарскому национальному костюму определялось состояние семейной пары, их положение в обществе. Наиболее ценными видами считались бобер, соболь, песец, куница, черно-бурая лисица.

Головные уборы

Обязательным элементом традиционного татарского костюма считался головной убор. Девушки носили на голове многослойную «конструкцию», состоящую из следующих элементов: ткань, покрывало, обруч, шапка или платок. С помощью последнего покрывало фиксировалось на голове.

Интересные факты о женских головных уборах:

  1. Для девочки и юной девушки предлагались однотонные шапочки (бурек), изготовленные из плотной ткани или меха.
  2. В деревнях татарка носила вязаный калфак из белой ткани, городские девушки предпочитали изделие из дорогих шелковых нитей в полоску.
  3. Замужние дамы прикрывали головным убором не только волосы, но и шею, тело.
  4. Треугольные, прямоугольные, квадратные покрывала носили пожилые женщины.

Головной убор мужчин состоял из двух частей: нижняя (для повседневной домашней носки) и верхняя (предназначенная на выход). Для дома использовалась мужская тюбетейка, которая прикрывала только макушку. Поверх небольшой шапочки носили войлочные или тканевые шляпы, бурек, чалму. Яркие тюбетейки с орнаментом, выполненные из дорогих тканей, предназначались для молодых парней. Взрослые и пожилые татары выбирали однотонные шляпы.

ТюбетейкиБурекКалфакДевушки в национальных татарских головных уборах

Обувь

Татары круглый год носили сапоги. Для лета использовалась более мягкая кожа, в зимний период обувь набивали овчиной, ватой. Под сапоги, валенки, калоши надевались чулки из сукна или шерстяных ниток. В основном их шили белого цвета.

Название традиционных татарских сапог варьировалось:

  • читек шили из мягкой кожи, предназначались они для выхода в свет, узорчатые екаюлы читек, выполненные в мозаичной технике, надевали на праздники и танцы, такую обувь могли себе позволить зажиточные горожане или духовенство;
  • черные ичиги из кожи предназначались для повседневной носки, у женщин они были короче, чем у мужчин;
  • чабата напоминали лапти, считались рабочей обувью.

Любая татарская обувь имеет характерную особенность: задранные кверху носки. Согласно древнему поверью, родную землю царапать нельзя.

Также татары зимой носили валенки, для работы по дому надевали калоши. Для праздника, танцев выбирали туфли. Женский вариант был с узорами, аппликацией, вышивкой золотыми нитями, часто дополнялся небольшим каблуком.

ЧитекИчигиЧабатаТатарская национальная обувь с загнутым носом

Аксессуары

Основными мужскими аксессуарами считались перстни с большими камнями, печатки, для статусной женщины предлагался накосник (головной убор). Обязательная часть народного костюма — пояс с большой пряжкой. Необычным украшением считалась перевязь — так называется вышитая тканевая лента, которую перекидывали через плечо. Если девушка придерживалась ислама, в ней были специальные кармашки для хранения молитв.

Для дополнения повседневного или праздничного образа женщины всегда носили серьги в виде колец или с большими камнями, кисточками из бисера. Колье было массивным и скрывало слишком откровенный вырез на женской рубахе, а также скрепляло между собой основные элементы традиционного татарского костюма. Под влиянием россиян, кавказцев, азиатов в шкатулки с украшениями модные девушки добавили трехбусинные серьги, носовые кольца.

ПечаткаНакосникПоясСерьгиПеревязьМонистоТрехбусинные серьгиНосовые кольца

Детские костюмы

Детская одежда для новорожденных шилась из натуральных тканей, которые позволяли сохранить тепло и не запревать малышу. Как только сыновья и дочки взрослели, татарский народный костюм приобретал гендерные различия. Для девочек использовали красный, бордовый, зеленый или синий цвета. Одежда была многоярусной, но обязательно закрывающей шею и руки, выполненной в макси длине. На голове — национальный головной убор с длинной, доходящей до середины спины, полупрозрачной вуалью.

Костюм для мальчика должен быть темно-синим, коричневым или черным. Рубаха удлиненная, широкая, рукава дополнены манжетами. Обязательно присутствие камзола. Брюки широкие, выполненные в контрастном с верхней частью цвете. Начиная с 5–6 лет, на рубаху и камзол наносились декоративные элементы: вышивка, ленты, бисер. Подростковый и юношеский наряды не отличались от взрослой одежды.

Праздничная национальная одежда

В национальном костюме для празднования всегда наблюдалось изобилие украшающих элементов, такое одеяние шилось из дорогих тканей, даже сегодня оно выглядит шикарно. Особое место в гардеробе отводилось свадебному платью. Согласно традициям, выполнялось оно из материалов вишневого, зеленого, бирюзового, светло-голубого цветов. А вот в современном исполнении встречаются уже и белые наряды, которые в 18–19 веках считались траурными. Обязательные условия — закрытость платья и длина макси. На голову девушки надевают полотно или расшитый калфак. Для жениха предлагается синий костюм, на нем много узоров, атласных лент, меховой ворот. На ноги молодоженам надевают узорчатые сапоги, выполненные в мозаичной технике.

Современный жених может позволить себе надеть обычный европейский костюм, при этом украсить его атласными лентами, орнаментом. Вместо пиджака татарские свадебные образы дополняют бархатным камзолом с коротким рукавом.

В татарском костюме для танца присутствует жилетка-разлетайка, отороченная мехом, или укороченный камзол. На голову танцовщик надевает шапочку с кисточкой или покрывалом. Наряд обязательно должен быть свободным, а подол хорошо расправляться во время активных движений.

Цветовая гамма и декор

Цветовая гамма татарских костюмов имела небольшие различия по возрасту и гендерному признаку. Мужчины и мальчики старше 5 лет преимущественно носили черные, темно-синие или бордовые камзолы, штаны, рубахи. Девушкам и женщинам предлагали зеленую, голубую, красную, вишневую, желтую повседневную и нарядную одежду. В наряде за основу брали один темный цвет и дополняли его более светлыми оттенками из той же цветовой палитры.

Для пошива татарской одежды применялись декоративные швы, выполненные золотистыми, серебристыми, красными, зелеными нитками.

Отделка ткани выполнялась с помощью растительного орнамента, который был позаимствован из восточной культуры. Асимметричные узоры, рассыпанные по наряду, принято разделять на следующие группы:

  • степь — на одежде преобладают мак, незабудки, тюльпаны;
  • луг — в наряде используют ромашки, васильки, колокольчики, ирисы, землянику, ландыши;
  • сад — на подол камзола, рубашки, шапок наносят рисунки астр, роз, пионов, нарциссов.

Также использовали волны, сердечки, полоски, треугольники. Очень часто на татарском наряде вышивали один и тот же узор, но разными нитями. Такая техника создавала полихромность и минималистичность костюма.

Современная интерпретация

Современный костюм — это больше стилизация, нежели традиционный наряд в чистом виде. У него более яркие цвета, которые выглядят броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани, калфак. Шапочка может иметь более современные формы, шьется она в тон платью или жилетке-разлетайке.

Современные девушки преимущественно носят длинные платья А-силуэта с воланами на рукавах, воротником-стойкой. Фасон может варьироваться, но закрытость наряда до сих пор является обязательным условием. Головной убор при этом остался неизменным. Современный татарин носит широкие штаны и камзол, иногда используется пояс, которым подпоясывают рубаху. Мужской костюм практически не претерпел изменений, разве что выглядит он куда более стильно и уместно для модных веяний 21 века. Хотя все больше наблюдаются тенденции европеизации повседневной одежды татар, национальный костюм все так же глубоко почитаем, ведь в нем ярко воплотились самобытность культуры и удивительное мастерство народного творчества, накапливаемые столетиями.

Видео

Фото

Народный костюм и вышивка: Сельский костюм Татарстана

Всем привет,

Сегодня я продолжу рассказывать о костюме Татарстана. Местонахождение и немного истории поволжских татар смотрите в моем первом посте о них. До сих пор я представил городской костюм, который в первую очередь встречается в татарских источниках. Начнем с фотографии, изображающей деревенский свадебный костюм.

На первый взгляд кажется, что ничего нового. Женщина, конечно же, постарается одеться как можно лучше, и это обычно означает надевание городского костюма, если она может себе это позволить. Головной убор, который она носит, представляет собой еще один тип калфака, короткий и плоский, почти напоминающий мужскую шапку, которую носят с шалью поверх нее.Часто, как в этом случае, шаль шьется очень тонкой вязки. Мы видим, что мужчина предпочитает носить свой камзул открытым. Это единственная фотография в моих источниках, которая показывает это, но во всех сценических представлениях, которые я видел, мужчины одеты в открытые жилеты, как и женщины. В остальном он одет в типичную крестьянскую одежду, простые черные сапоги и свадебные портянки, аяк чолкаулары. Это типичные покрытия для ног большей части Восточной Европы. Вязаные чулки были известны на Балканах, в странах Балтии и Скандинавии. В большей части интерьера тканые прямоугольные куски ткани, часто сделанные из старых изношенных рубашек, складывались и обматывались вокруг ног, а затем заправлялись в сапоги или удерживались на месте шнурками от постоли [мокасины] или лапты/лычаки. обувь, плетеная из коры березы или липы]. Советская Армия использовала портянки до недавнего времени. Они уникальны тем, что один край специально вышит тамбурным или тамбурным швом, который свисает поверх голенища сапог. Это исключительно татарская традиция, и он носит их только в день свадьбы. Они традиционно являются подарком от невесты и часто передаются по наследству.

Вот более типичная повседневная одежда деревенской татарки.

Как видите, очень напоминает городской костюм. Платье из довольно простого магазинного сукна, кожаная мозаичная обувь, повязка с калфаком, серьги и тесьма. Выделяются две вещи. На ней нет ни жилетки, ни камзула, на ней богато вышитый фартук с нагрудником. Фартук в деревенском костюме стал центром украшения, будучи либо богато вышитым, сотканным с яркими узорами, либо сделанным из красочной набивной ткани. Подозреваю, что передник татары переняли после прихода в регион от других народов, проживающих в этом районе. Он вообще не появляется в городском костюме и часто сильно напоминает своих соседей, особенно удмуртов. Вышивка тамбурным швом — наследие Средней Азии, напоминающее узбекскую.  Вот еще одна крестьянка в вышитом фартуке.



Вы заметите, что она вообще не носит калфак. Вместо этого у нее большой набивной платок или шаль, очень специфическим образом завязанный вокруг головы и спадающий на спину. Это типичный головной убор деревенской женщины. Опять же, вы можете видеть, что ее платье сделано из простой купленной ткани. Вот еще одна девушка с более поздним покроем платья, с остроконечными плечами, ставшими столь популярными в начале 20-го века, сапогами из кожаной мозаики и куда меньшим количеством украшений, чем у горожанки. Это явно костюм для переодевания.

Помимо платьев из покупной ткани и передников с вышивкой тамбурным швом, деревенские женщины занимались также тканями собственной ткани. Это варьировалось от места к месту и было реже в последнее время. Вот пожилая татарка за ткацким станком.

Ее платье короче, более практично для работы, кажется, что она в сапогах, а под платьем наверняка будут брюки. Платье иногда шили из узорчатой ​​домотканой ткани, как в следующих примерах.

Покрой типичен для татар, но они переняли любовь к пледу, распространенную в регионе среди финских народов. Это платье также украшено узорчатыми ткаными полосками по низу. Вот еще один пример.



Здесь видно, что верх традиционного кроя, а вот юбка платья сделана немного шире и пристрочена по косой. Мужские штаны также изготавливались из домотканого полотна.

Если вы еще раз посмотрите на женщину наверху, которая ткет, вы увидите, что хотя ее платье может быть из набивной ткани, ее фартук явно ручной работы с узорчатым рисунком. Такой передник был распространен в регионе, особенно у южных удмуртов, но его носили и деревенские татарки. Вот несколько примеров.

Мужчины, как это обычно бывает, носили фартуки только как часть рабочей одежды по практическим соображениям.Разрез, по сути, одинаков, однако.

Для деревенской девушки фартук стал украшением и частью ее наряда, тканого или вышитого. Головной убор также иногда был вышит, как мы видим здесь.

Платье шили из набивной ткани, когда она стала доступна, иногда поверх набивки делали вышивку. В более поздние периоды нагрудник передника иногда расширяли и добавляли рюши.

А когда сам фартук был сделан из набивной ткани, желание его украсить все равно оставалось, приняв форму рюшей, лент и фестончатых краев.

Это костюм, который вы видите, [более или менее] представленный выступающими группами. Я хотел бы сделать здесь предупреждение. Сценические костюмы – это сценические костюмы. Есть группы, которые пытаются достоверно представить традиции костюмов своего народа. Однако есть много групп, которые преувеличивают определенные черты лица, делая юбки полнее, чтобы они могли кружиться, короче, чтобы зрители могли глазеть на ноги девушек, украшают грубее, чтобы их было легче увидеть из зала, [и быть проще и быстрее сделать], и часто много блеска, мишуры и блесток.

Некоторые исполнители, особенно певцы или музыканты, изобретают сценический костюм, который лишь частично основан на традициях и предназначен только для того, чтобы быть ярким и привлекать внимание. Не думайте, что этнический человек на сцене даже пытается воссоздать этнический костюм. Сценический костюм имеет свою функцию.

Вот несколько ссылок на видео с участием татарских танцевальных коллективов. Костюмы, которые они носят , очевидно, основаны на том, о котором я рассказал сегодня, но в равной степени явно были «улучшены». Сапоги с татарским узором занимают видное место

Первый вариант не так уж и плох, усовершенствование ограничивается укорачиванием юбок у девушек, уменьшением размера фартуков и добавлением блеска к жилеткам и рубашкам у парней.

Группа проделала неплохую работу, хотя и одела ребят в атласные рубашки

http://www.youtube.com/watch?v =7I_cp-NTYx4&feature=related

Вот группа, представляющая очень красивый танец. На мужчин надели черные вышитые пояса, происхождение которых мне неясно. женские платья стали намного пышнее и лишь отдаленно напоминают те, что были выше. Это сценические костюмы.

http://www.youtube.com/watch?v=y3n0LPriaRw&feature=related

Эта последняя группа пытается создать очень яркую блестящую версию городского костюма, дополненную искусственными калфаками на женщинах, серебряной полосой и огромными блестками. везде, на певцах. Танцоры выходят с вариантом деревенского костюма. Юбки неимоверно увеличены, с Изю, но ни жилетки, ни фартука на женщинах. Довольно зрелище.

Сценический костюм выполняет свою функцию.

Надеюсь, вам было интересно, и, как всегда, спасибо за чтение.

Чувствовать
свободно обращаться ко мне с запросами на исследования. Я надеюсь, что в конце концов
охватывают всю Европу и бывшую Российскую империю/Советский Союз. Я также
с благодарностью принимаю подсказки по исходным материалам, которых у меня может и не быть. Я также
принимать заказы на исследование/проектирование, пошив и/или вышивание костюмов или
другие предметы для групп или отдельных лиц.

Роман К.
[email protected]

Исходный материал:

М. Завьялова, «Татарский милли киемэ», Казань, 1996

Гузель Валеева-Сулейманова, «Декоративно-прикладное искусство казанских татар», Москва, 1990

Е. Корнеев, «Костюмы народов России в изобразительном искусстве XVIII-XX веков», Москва, 1990

Н. Калашникова, «Национальные костюмы советских народов», Москва, 1990

Ф. Сафина, «Ткачество татар Поволжья и Урала», Казань, 1996

да, я татарин, я женщина» — Реальное время

09:00, 01.07.2021

Что происходит с татарским костюмом в начале 21 века?

Институт истории имени Марджани (Казань) и Научно-исследовательский институт стрит-арта (Санкт-Петербург) провели онлайн-конференцию «Поиск образа города. Гуманитарные науки в городском искусстве и экологическом дизайне». Два спектакля были посвящены роли народных костюмов в современной городской культуре. «Реальное время» уже публиковало репортаж эксперта-исследователя стрит-арта Анны Нистратовой о русской, украинской и татарской повседневной одежде. Со вторым докладом выступила Дина Гатина-Шафикова, научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории, «Этнографический образ татарского общества как способ отражения в глобальном пространстве».

Не сакральное, а прекрасное

Если раскрыть основы татарского костюмного комплекса, то изначально в нем говорилось о смыслах, образах, имевших для носителя сакральное значение. Индустриальное общество упростило изобразительную составляющую, придав ей лишь внешнюю, репрезентативную функцию, то есть утратив ее первоначальное значение.

Однако современное общество, в связи с процессами глобализации, всеобщей унификации, ощутило потребность в воспроизведении закономерностей, указывающих на этническую «инаковость». Современные модные тенденции демонстрируют, с одной стороны, универсализм, нивелирующий этническую специфику, с другой — местное своеобразие. Такие тенденции можно увидеть и в татарском костюме, когда татарский становится модным.

Этнограф Светлана Владимировна Суслова выделяет четыре направления развития костюма: фольклорно-этнографическое, фольклорное, национально-образное и авангардное. Этот порядок можно применить и к настоящему.

Таким образом, создание реплик характерно для фольклорно-этнографического и фольклористического направлений. Например, этим занимается объединение «Миллихасит» или мастер Луиза Фасхутдинова, которая вышивает и создает головные уборы.

Презентация Дины Гатиной-Шафиковой

Я намеренно не показываю фольклорные ансамбли, использующие в своих костюмах аутентичные образы. Кряшены активно работают в этом направлении. Что касается казанских татар, то они в основном носят новую одежду.

Народно-знаковое направление основано на тех же формах, но за счет разнообразия и театральной эстетики узнаваемые элементы костюмного комплекса могут иметь более выраженные формы. Примером может служить коллекция одежды Гульфии Билаловой, созданная в 2015 году. Думаю, ее видела половина России. Она использовала узнаваемые детали костюма, но в современной интерпретации.

Отдельно хотелось бы выделить коллекцию марки «Идель»: они использовали орнаментализм в современном костюмном комплексе. Однако меня удивило, что на девушке в свитере с татарским узором был головной убор типа башкирского кашмау.

Интересно отметить Буробану, которые, несмотря на то, что в основном работают с традиционными формами, при создании женского головного убора — калфака — использовали в качестве основы нагрудник изю, что является прямым образцом авангардного направления.

Каляпуш как манифест, 3D как образ

Говоря об авангарде, надо сказать, что это и сценическая/театральная, и праздничная, и даже повседневная одежда. Интересно наблюдать, как из года в год на конкурсе «Татар кызы» присутствуют первые, где представлены различные костюмные комплексы с татарскими мотивами, но в утрированном виде. На фото прошедший региональный этап в Казани.

Если обратиться к праздничной функциональности одежды, то сейчас молодые пары часто используют в качестве этнической составляющей не только головные уборы, но и костюмный комплекс. Иногда одни детали более театральны, другие более детальны. Но все они работают исключительно по наитию. Например, находят швей, ищут книги, обращаются к мастерам театра, воссоздавая, по их мнению, татарский костюм.

Старшее и среднее поколение по праздникам носят головные уборы. При этом женщины в театре могут не покрывать голову, а на религиозных мероприятиях — обязательно.

В быту я редко видел использование элементов традиционного костюма. Однако вчера видела в магазине человека в каляпуше, он сказал, что это его восприятие себя, его корни, он постоянно его носит. Для женщин «восприятие» ограничивается ношением недорогих украшений, созданных по этническим мотивам.

Интересно, что сегодня мастера используют при их создании современные материалы, несмотря на то, что традиционная форма не соблюдается: берется узор или основа, которая воспринимается как татарская.

Гульфия Билалова (упомянутая выше коллекция 2015 года была в основном распродана даже в другие страны) теперь шьет на заказ, создает семейные образы. Она также начала делать украшения из современных материалов, но по традиционным формам. Да, технологии развиваются: объединение «Миллихасите», можно сказать, ввело моду на новые технологии, используя 3D-принтер, который печатает детали для нагрудника (хасите), застежки воротника (яка чылбыпы), накосника (чулпа).

Как изоляция помогла этно-моде?

Большой поток дизайнеров, работающих с этномотивами. Есть звезды с большим желанием творить, они сталкиваются с правилами рынка, начинают понимать, что их штучный товар, сделанный своими руками, в разы дороже китайского и поэтому не всегда может выдержать конкуренцию. В 2016 году в «Реальном времени» я уже поднимал тему татарского этнодизайна, или «татарского стиля», рассказывая о новых брендах и их работе, но сейчас процентов 80 ушли с рынка, заменившись новыми именами.

Большинство используют шаблоны в своей работе. Их релевантная аудитория — женщины. Для мужчин изготавливаются шапки, а также казакины, которые почему-то называют «френчами». Согласно Википедии, «во время Первой мировой войны в армии широко использовались гимнастерки произвольных моделей — подражания английским и французским образцам, получившие общее название «французские» — по имени главнокомандующего Британскими экспедиционными силами во Франции — фельдмаршал Джон Френч».

Есть дизайнеры, которые работают в масс-маркете, другие шьют дорогую одежду, выставляют на модных площадках, на конкурсах. Например, в этом году Burobanu представили свою коллекцию на Volga Fashion Week.

Большое подспорье для дизайнеров – маркеты, самый знаковый из которых – Печень базар, где выставлены все мастера.

Я тоже жду, что представит проект Your yool — это модный фильм о татарской духовной культуре, снятый по мифам. Собрав команду за месяц, они уже закончили свою работу, шоу ожидается в июле.

Источник: instagram.com/your.yool

В общем, надо понимать, что несмотря на то, что продажи идут непосредственно в магазинах, практически у каждого мастера есть аккаунт и свои группы в самых популярных онлайн-сетях (ВКонтакте, Инстаграм, Фейсбук) . Благодаря развитию и внедрению в повседневную жизнь современных телекоммуникационных и информационных технологий распространение продукции через интернет-сообщества и веб-сайты упрощается и ускоряется. Сетевые продажи дают возможность расширить аудиторию, что, соответственно, позволяет татарам со всего мира увидеть и купить понравившуюся вещь, находясь на другом конце планеты от производителя. Кроме того, после карантина рынок сбыта захватили интернет-магазины (WildBerries, OZON, «КазаньЭкспресс»), которые становятся новым полем сбыта для крупных и мелких производителей.

Каковы результаты? Как отметил бренд Idel: «Традиция сохраняется, когда она живет в современных вещах». Следует понимать, что этномода не для всей молодежи, а лишь для определенной группы людей, или так называемой этноориентированной части, которая заявляет о своей идентичности через повседневные образы, используя одежду с элементами традиционного костюма или орнамента. Активисты из этой молодежи создают различные объединения и проекты, которые в первую очередь призваны сохранить традиционную культуру. Все это, безусловно, является ответом на процессы глобализации, нивелирующие этнические и локальные особенности.

(Вопрос: «Почему татарки не носят национальный костюм?»)

В России никто не носит традиционные костюмы. В этом плане мы не особенные.

(Вопрос: «Является ли феминизм и костюмный комплекс?»)

Этот вопрос задавала организация «Ак калфак», но они уклонились от него. Мне кажется, когда в повседневной одежде используются традиционные маркеры, это часть феминизма: да, я татарка, я женщина.

(Вопрос: «Работают ли дизайнеры с историками моды, с костюмами?»)

Сейчас многие дизайнеры начали работать с Госкаталогом, однако без теоретической базы могут ошибаться. мне кажется,подход был более серьезный,однако результат у модельеров не всегда получался таким,как хотелось бы.Они стали более серьезно относиться к таким вещам.

Как сшить татарский костюм для девочки своими руками: Ученица 3-класса провела презентацию на тему “Татарский национальный костюм”
Scroll to top