Содержание
Платье на девочку 3 5 лет сшить. Легкая выкройка и пошив платья на все случаи жизни своими руками для девочки пяти лет. Инструменты и материалы
Содержание
- 1 Платье на девочку 3 5 лет сшить. Легкая выкройка и пошив платья на все случаи жизни своими руками для девочки пяти лет. Инструменты и материалы
- 1.1 Как сшить платье для девочки: мастер-классы и выкройки
- 1.2 Как сшить пышное платье для девочки
- 1.3 Выкройка пышного платья для девочки
- 1.4 Выкройка платья-крестьянки на возраст от 1 года до 14 лет
- 1.5 Как сшить платье для девочки с пышной юбкой: выкройка и мастер-класс
- 1.6 МК: как быстро сшить пышное платье с балетной юбкой
- 1.7 Мастер-класс: как сшить платье для девочки из взрослого свитшота
- 1.8 Очаровательные платьица для маленькой принцессы в закладки 58
- 1.9 Как сшить платье для девочки. Выкройка платья для девочки
- 1.10 Несложная выкройка простого платья для девочки
- 1. 11 Шьем новогоднее платье
- 1.12 Несложные выкройки из футболки
- 1.13 Раскрой платья
- 1.14 Сшиваем платье
- 1.15 Шьем пышное вечернее платье
- 1.16 Простая пышная юбка
- 1.17 Возможные неудачи
- 1.18 Помните главное
Как сшить платье для девочки: мастер-классы и выкройки
Красивое пышное платье для девочки – настоящая мечта, заполучить такое убранство желает, пожалуй, каждая малышка. Пышное платье хорошо подойдет для любого праздника, будь то Новый год, выпускной или, к примеру, утренник в детском саду. Поэтому на сей раз хочу поделиться выкройками детского платья с пышно юбкой. В статье представлены готовые выкройки платьев для девочек на 2 года, от 1 года до 14 лет и еще одна выкройка на 4-5 лет. А также два варианта моделирования выкройки с точными расчетами для малышек 9 лет и 3 мастер-класса по пошиву платья для девочки.
Выкройка: пышное платье для девочки с юбкой в складку (на 9 лет)
Для пошива рекомендуется использовать фатин, шелк, органзу, атлас или любые хлопчатобумажные ткани, держащие форму. Для подъюбника можно использовать тюль.
Выкройка: пышное платье для девочки с юбкой-солнце (на 9 лет)
Как сшить пышное платье для девочки
Шаг 1. Для платья со складками сначала следует начать работу с низа. Обработайте низ изделия и после заложите бантовые складки, о том как сделать юбку со складками, можно посмотреть в этой статье.
Шаг 2. На верхней части платья сшейте боковые и плечевые срезы.
Шаг 3. Сшейте срезы на юбке. Если вы выбрали модель с юбкой-солнце (о том, как сшить юбку-солнце писала здесь), верхний срез юбки сметайте и присборьте до размера нижнего среза верхней части платья. После юбку пришейте к верху.
Шаг 4. Для удобства вшейте в задний средний шов молнию.
Шаг 5. На рукавах, если они имеются, выполните швы. Верхние срезы сметайте и втачайте рукава.
Шаг 6. Чтобы юбка была еще пышнее, следует сделать подъюбник из тюля, идентичный основной юбке. Натяните его на платье, подверните и пришейте к молнии, а после к — шву притачивания юбки.
Выкройка пышного платья для девочки
Скачайте выкройки в конце поста, откройте PDF-файл и распечатайте в натуральную величину. Вырежьте детали и переснять их на ткань.
Выкройка платья для девочки на 2 года (скачать можно ниже)
Выкройка платья-крестьянки на возраст от 1 года до 14 лет
Это простое платье подойдет любой девочке, рукав по желанию можно сделать как коротким, так и длинны. Простое и симпатичное платье на лето. Выкройка может использоваться в качестве основы для более сложных нарядов.
Как сшить платье для девочки с пышной юбкой: выкройка и мастер-класс
И еще одна выкройка с пошаговым мастер-классом по шитью. Скачайте и распечатайте выкройку в натуральную величину (масштаб 100%). Контрольный квадрат на этой выкройке представлен в дюймах (1 дюйм = 2,54 см).
Выкройка платья для девочки 4-5 лет (размер XS)
Что нужно:
- 60 см элестичный ткани для верха,
- 90 см трикотажной ткани для юбки,
- бумажная выкройка.
Переснимете детали выкройки
Ширина отреза ткани для юбки — 90 см, а длина зависит от ваших предпочтений (отмеряйте от линии талии девочки).
Обработка верха платья
Обработайте нижний срез рукавов. Излишки на маленьких рукавчиках (показано стрелкой) режьте. Сметайте и немного затяните так, чтобы верхняя часть рукавчика стала 12,5 см. Пришейте рукава к передней и задней верхней полочке. Прошейте боковые швы на верхних частях платья для девочки.
Пришейте тесьму к срезу горловины. Пришивать лучше растягивающимся швом, таким как зигзагообразный или срейч-шов.
Пышная юбка для детского платья
Обработайте низ будущей юбки. Сметайте верхнюю часть и затяните нитку до тех пор, пока полученный размер верхней части юбки не будет совпадать с нижней частью верха. Приколите юбку к верху и прошейте.
Еще одно платье для девочки, сшитое по данной выкройке
МК: как быстро сшить пышное платье с балетной юбкой
А вот еще один вариант пышного платья для девочки. Его можно сшить за считанные минуты, так как верхняя часть будет уже готова. Для нее мы возьмем кофточку подходящего размера.
Как сшить платье для девочки с балетной юбкой
Что потребуется:
- Кофточка (можно майку),
- 50 см трикотажного материала для подъюбника,
- 1 м тюля,
- эластичная резинка.
платье для девочки с балетной юбкой
Шаг 1. Отрежьте лишнюю часть кофты, так, чтобы она заканчивалась на уровне талии девочки.
Шаг 2. Пришейте широкую резинку.
Шаг 3. Из трикотажной ткани вырежьте два трапециевидных куска. Для этого приложите ткань к срезу кофточки и начиная от талии проведите две наклонные линии. Вырежьте полученные А-образные куски и сшейте по бокам.
Шаг 4. Тюль разрежьте на 2 равных куска для двухслойной юбки. Сметайте отрезы по верху и зятяните до размеров нижней части верха платья (по-другому до размера верхнего среза подъюбника). Пришейте юбку из тюля к подъюбнику, а после пришейте к широкой резинке на верхней части нашего платья.
Мастер-класс: как сшить платье для девочки из взрослого свитшота
Платье для девочки из свитшота
Теперь посмотрим, как переделать свою кофту в платье для девочки. Для работы понадобится только сам свитшот.
Выкраиваем основные детали детского платья
Для начала нужно отпороть рукава. Затем к сложенной пополам кофте приложите майку ребенка, подвернув ее снизу (подворачивайте там, где начинается талия). Обведите и вырежьте верх. На нижней части нарисуйте участки для карманов по верхней части платья. Далее проведите прямую линию до низа. Вырежьте низ изделия.
На оставшейся ткани вырежьте карманы. Для этого приложите срезы для карманов на юбке к ткани, обведите, а оставшуюся часть дорисуйте.
Рукава и карманы
На рукавах толстовки вырежьте рукава для детского платья. Для этого приложите рукав к верхней части платья и проведите снизу изогнутую линию. Вшейте карманы.
Платья из кофты для девочки — финал
Сшейте верхнюю и нижнюю части. Платье для девочки из свитшота готово!
Очаровательные платьица для маленькой принцессы в закладки 58
Шьем платье для девочки на возраст 6 лет. В таком платье маленькая модница будет чувствовать себя комфортно и легко.
По данной ниже выкройке раскраиваем платье, при этом воротничок выкраиваем 4шт. Затем сшиваем плечевые и боковые швы кокетки платья. Сшиваем боковые швы юбки и после этого наметываем складки юбки и пришиваем юбку к кокетке. Две детали воротничка складываем лицевой стороной вместе и прошиваем по наружному контуру, затем выворачиваем, аналогично прошиваем вторую часть воротничка. Пришиваем обе части воротничка к горловине. Подворачиваем низ платья и проймы.
Шьем платье для девочки, выкройка:
Интересный фасон платья для девочки, которое мы можем сшить своими руками для наших маленьких принцесс на лето. Такое платье может быть как нарядным, так и на каждый день, все зависит от выбранной ткани.
Выкройка платья для девочки:
Платье для девочки получается супер бюджетным. Это может быть папина рубашка и немножко кружева, мамина юбка и какая-нибудь аппликация, ну или все-таки кусочек ткани смешного размера – остаток от своего шитого платья.
Детское платье р 86-92 .
Материалы для платья:
· Ткань, держащая форму ( хлопок, лен, габардин, креп, рубашечное полотно и т.п.): при ширине 1 м – 0.8 м, при ширине 1.5м – 0.5 м
· Молния или пуговка для застежки
· Хлопок, батист для подкладки – 0.6 м при любой ширине
· Отделка: кружево – 2.5 м, 3 пуговицы
Девочки, sorry за исправления в выкройке:хотела сначала дать более универсальную (застежка спереди-сзади), а потом поняла, что только запутаю тех,кто пока не очень шустро “плавает” в этом деле… Но перечерчивать – увы!сил уже нет!))))) исправлены только зачеркнутые слова – они не нужны, остальное все совершенно правильно.
1. Раскрой. По выкройкам вырезаем детали: перед – 1 деталь со сгибом, спинка – 2 детали, юбка – одна деталь со сгибом.
2. Сборка и обработка верха платья:
a. Платье собираем по плечевым срезам, подрезаем припуски до удобного размера – 1-1.5 см, разутюживаем. Боковые швы оставляем открытыми.
b. На лоскут хлопковой ткани, которая будет использоваться как подкладка, лицом к лицу накладываем полученную деталь
c. Тщательно разглаживаем детали, контролируя, чтоб по переду долевая платья и подклада совпали идеально. Скалываем детали и вырезаем подклад
d. Наметывать в данном случае не обязательно, можно переколоть портновские булавки вот таким образом и смело строчить по ним: машина легко переходит булавки, если они воткнуты четко перпендикулярно линии строчки, и шанс, что игла машины ударит именно в булавку, минимален .
e. Выстрачиваем горловину и обе проймы, отутюживаем, срезаем припуски до 0. 5-0.7, при необходимости на местах скруглений рассекаем припуски. Обратите внимание, что начало и конец каждой проймы по припуску бокового шва строчим чуть наклонно – это важно.
f. Положив полученную деталь вверх подкладкой и передом к себе, заводим руку между платьем и подкладом, другой рукой помогаем себе и вытягиваем движением на себя через плечевые тоннели подкладку спинки
.
Повторяем со второй половинкой спинки. Расправляем вывернутую деталь .
g. Тщательно выметываем край пройм и горловины, следя, чтоб перекат на 1 мм уходил на изнаночную сторону платья, – тогда подкладку видно не будет. Приутюживаем, чтоб убедиться в качественной работе, и отстрачиваем по лицевой стороне платья.
h. Стачиваем боковые швы, не забывая сделать надежную закрепку у самой проймы. Для этого я делаю так: начинаю строчку от проймы к линии талии, но не с самого края проймы, а отступив от обработанного края проймы 3-5 мм. Прокладываю два-три стежка, включаю реверс и возвращаюсь строчкой до самого края проймы, далее, отпустив реверс, прокладываю обычную строчку. Для чего так? – начало строчки окажется внутри шва, начало бокового шва будет надежным и без всяких узелков. Обрабатываем срезы (зигзаг, оверлок) и вручную закрепляем припуски боковых швов у проймы. Уголки припусков должны оказаться ниже края проймы, чтоб не выглядывали. Именно для этого мы делали чуть скошенными строчки по припускам у начала и конца проймы (см. п.4).
3. Соединение верха платья и юбки. Юбку и верх платья складываем лицом к лицу, тщательно совмещая размеченные линии выкроек, чтоб после сшивания среднего шва спинки все линии четко совпали. Стачиваем талиевый шов, обметываем срезы и припуски заутюживаем наверх. Накладываем кружево на линию талиевого шва, пристрачиваем по обоим краям, если кружево широкое, и по нижнему краю, на талии, если узкое.
4. Застежка. Сшиваем задний шов платья, обращая пристальное внимание на идеальное совпадение всех строчек в участке «средний шов- линия талии». Отутюживаем средний шов следующим образом: левая деталь спинки – припуск загибаем на изнанку, правая деталь спинки – припуск не загибаем, оставляем его ровным. Обрабатываем срезы по отдельности. Припуск на левой детали спинки вручную пришиваем к горловине и выметываем воздушную петлю для пуговицы. На правой детали пришиваем пуговицу под застежку.
Совет: можно оформить платье и застежкой на молнии, но тогда обязательно нужна молния НЕпотайная, т.к. потайная молния для нежной детской кожи будет жестковата.
5. Подол платья. Оформляем линию подола. Для этого обрабатываем оверлоком или зигзагом срез, прикладываем на лицо юбки кружево и отстрачиваем либо мелким зигзагом, либо двойной иглой, в зависимости от толщины ткани и кружева.
6. Отутюживаем платье. Готово.
Важно! Если цельного куска ткани для подклада нет или размер будущего платья таков, что не проходит в имеющуюся ширину ткани, то всё то же самое можно сделать из стачного подклада. Для этого выкраиваем из подкладочной ткани детали переда и спинки, соединяем по плечевым швам, разутюживаем – и далее работаем как с единой деталью. Небольшое условие – необходимо следить за совпадением плечевых швов и аккуратно подрезать припуски, чтоб в местах стыковки шва платья и подкладки не было заметного утолщения.
Платья девочек от Cocolina, для вдохновения.
Очаровательные милые наряды:
Как сшить платье для девочки. Выкройка платья для девочки
Каждая мама хочет, чтобы ее любимая доченька была самой красивой и выглядела, как принцесса. Любой образ можно воплотить в жизнь благодаря платью. Но иногда детская одежда стоит намного дороже, чем взрослая. Поэтому самым выгодным решением будет сшить платье своими руками.
Это займет, конечно, больше времени, чем поход по магазинам, но сэкономит много денежных средств, и маме будет намного приятней, если ею сделанное платье станет у ее дочки любимым. Сотворить можно абсолютно любое, на ваше усмотрение. В статье любой желающий найдет для себя интересную информацию о том, как сшить самые распространенные виды наряда, также подробно описана каждая выкройка платья. Для девочки будет хорошим примером видеть, как ее мама рукодельничает. А если ребенку от шести лет и выше, то он вам с удовольствием поможет.
Несложная выкройка простого платья для девочки
Если вы в первый раз решили заняться швейным делом, стоит начать с самого простого. Предложенный ниже вариант платья, или даже сарафана, создан именно для новичков, а проявить свою фантазию можно, выбрав интересную ткань или украсив изделие самодельными бантами или цветами. Это платье делается из двух основных деталей – передней и задней.
Платье должно быть свободным и легким, чтобы ребенку было удобно в нем гулять. Поэтому основным замером будет объем бедер, но можно и с запасом, если хотите сделать платье свободней.
Однако если вы не располагаете большими запасами ткани, тогда берите ровно столько, сколько требуется.
Как уже выше говорилось, сарафан состоит из двух частей, для каждой из них нужно брать половинные замеры. Рисуя выкройку, следует отметить длину проймы. Она примерно должна быть 9-12 см. Все зависит от роста ребенка и его телосложения. Выкройка платья для девочки готова, главное — верно снять мерки. После того как вы изобразили выкройку, переносим ее на ткань, не забывая о припусках по всем срезам. Остается вырезать и прострочить.
Шьем новогоднее платье
Теперь перейдем к более сложному виду платья – это новогодний костюм. В таком наряде ваша дочка может быть снежинкой или феей. Если дома уже имеется подходящая ткань, то его можно сшить за один день, особенно если учитывать, что выкройка платья для девочки сделана из футболки. Ткань может быть любая, на ваше усмотрение, но желательно для верхней части взять атлас (также потребуется для самого нижнего слоя юбки), а для юбки – органзу.
Несложные выкройки из футболки
Для этого потребуется ненужная футболка или майка, которая по размеру подходит девочке. Футболку распарывать не следует, а нужно просто разрезать ее по швам, начиная с рукавчиков, и далее по плечевым и боковым швам.
Если ваше задуманное платье без рукавчиков, то отрежьте их и оставьте две половинки (перед и зад) без них. Если хотите платье с рукавами, то оставьте половинки такими, какими они получились.
Непростой задачей остается снять мерки с ребенка:
- Для начала измерьте от плеча до линии талии, это будет длина верхней части.
- Далее — от талии до предполагаемой длины наряда. Чтобы легче было измерять, нетуго завяжите девочке веревку на талии.
- На переднюю часть футболки следует перенести мерки. Немного выпуклой чертой нарисуйте новую линию. Не забывая про припуски на швы, вырежьте по ней.
- Только что обрезанную часть приложите к задней части футболки и изобразите мелом нижний срез. Также вырежьте по новой линии.
Для юбки не нужно делать выкройки.
Теперь выкройка платья для девочки на праздник готова.
Раскрой платья
Начнем с раскроя юбочки. Для этого нужно из ткани, которую вы выбрали для верхней части платья, к примеру, атласа, вырезать полосу 2,5-3 м длиной и шириной 0,5 м. (0,5 м – это будет длина юбки). После этого сделайте то же самое, только из ткани, которую выбрали для юбочки. Например из органзы.
Далее приступаем к раскрою верхней части. Для начала возьмите готовые выкройки переда и спинки, приложите рядом и обрисуйте на изнаночной стороне ткани простым карандашом. Чтобы вшить застежку, сложите вырезанную спинку вдоль и посередине разрежьте ткань вниз на 10 см.
Осталось только раскроить пояс. Достаточно вырезать из остатков органзы ленточку шириной 20 см. Дополнительные элементы: пояс, бантик, цветочек — удобно делать из остатков и обрезков тканей, так как они совершенно бесплатные. Выкройки платьев для девочек не выбрасывайте, так как с помощью их в дальнейшем можно будет пошить еще не один наряд, отличающийся разве что цветом или материалом.
Сшиваем платье
- Начинаем с обработки разреза под застежку. Его нужно зашить окантовочной тесьмой или двойной полоской.
- После потребуется стачать, обметать плечевые срезы. Не забудьте заутюжить их в переднюю сторону.
- Далее идем по порядку, нужно окантовать срезы пройм.
- Переходим к юбке. Соедините сделанные 2 полосы из разных тканей, стачайте, обметайте и, конечно же, заутюжьте их.
- После следует застрочить один из срезов будущей юбки как из первой ткани, так и из второй.
- Предварительно сделав на машинке так, чтобы верхняя нитка петляла, начинаем соединять две ваши юбки. Выверните уже замкнутые полосы на лицевую сторону. Одну замкнутую сторону вложите во вторую. Срезы, которые остались необработанными, следует сколоть булавками. Прострочите их.
- Дело осталось за малым. Нужно стянуть свободные концы ниток одновременно. Сборки следует распределить одинаково. Помните, что длина среза юбки должна быть равна длине вреза верхней части платья.
- И наконец, нужно соединить верх с юбочкой. Юбка должна быть с изнаночной стороны, а верх платья — с лицевой. При соединении верх должен быть немного внутри юбки. Верхнюю часть можно украсить кружевом.
- Обработайте пояс и прикрепите на него цветок.
Теперь и платье для Нового года готово.
Шьем пышное вечернее платье
Напоследок осталось изготовить платье, примерив которое, девочка будет в восторге еще долгое время. Следует помнить, что, как и везде, выкройка бального платья для девочки является основным компонентом в пошиве наряда. Если сделать ее правильно, да еще и выбрать красивые ткани, малышка будет чувствовать себя просто принцессой. А какая девочка не мечтает побывать в сказке?
Самой непростой задачей является выбрать фасон, ткань и цвет будущего платья. Выбирая материал, нужно обращать внимание на то, чтобы ткань не кололась, а была нежной и приятной на ощупь. Если вы собираетесь шить наряд для девочки школьного возраста, то бусинки и стразы уместны, а если ребенок еще совсем маленький, то не стоит пришивать никаких украшений меньше бантика или цветочка, так как он может их оторвать и начать пробовать на вкус.
После окончательного выбора цвета и фасона начинаем непосредственно шить. При пошиве этого платья, так же как и в случае с предыдущим, можно намного упростить себе работу, сделав так, чтобы выкройка бального платья для девочки была сделана из ее же футболки. Таким образом, верх будет уже практически готов.
Простая пышная юбка
По сути, выкройка пышного платья для девочки ничуть не сложнее, чем обычного. Основной вопрос заключается в том, как же сшить пышную юбку. На самом деле все очень просто. Достаточно выкроить прямоугольник шириной в четыре раза больше объема бедер девочки. Длину изделия регулируйте по своему усмотрению. А для пояса нужно отрезать от ткани полоску шириной на метр длиннее, нежели объем талии у девочки, и длиной примерно 10 см. Оптимальная длина изделия — та, которая доходит до середины голени. Так девочка будет выглядеть празднично, и одновременно ей не будет ничего мешать у подола. Наряд нужно обязательно примерять на любой стадии, даже на этапе выкройки детских платьев. Для девочек будет сложно терпеливо стоять каждый раз, когда маме нужно будет сделать замеры. Поэтому можно включить ей любимый мультик и дальше спокойно продолжать работать.
Возможные неудачи
Не огорчайтесь, если у вас с первого раза не получилось сшить платье. Для девочки выкройки делать крайне сложно, особенно брать мерки. Но если вы будете продолжать работать и не заострять внимание на неудачах, то в конечном итоге у вас с вашей красавицей получится платье мечты. Главное — помнить, что выкройка нарядного платья для девочки требует времени и усилий. Обычно если сильно поспешить, то и изделие получается неаккуратным и небрежным.
Не думайте, что платье, которое вы пошьете, нигде больше не пригодится. Даже если ваш ребенок его больше никуда не наденет, оно станет отличным шаблоном для изготовления других нарядов. По такому примеру в дальнейшем будет намного проще сшить новое изделие, тем более вы уже будете с опытом. А дочь будет только рада новому красивому платью.
Помните главное
Хотелось бы напомнить, что наряд вы шьете для своей девочки, а не для себя. Поэтому не забывайте прислушиваться к пожеланиям ребенка, какими бы они ни были. Ведь носить платье именно ему, а не вам. А если оно девочке не понравится, то и настроение у нее будет испорчено, и ваши усилия станут напрасными.
В заключение хочется сказать: не бойтесь экспериментировать и пробовать что-то новое. Выкройка нарядного платья для девочки — не такая сложная работа, как кажется. Главное — придерживаться точных замеров и уметь обращаться со швейной машинкой. В остальном полагайтесь только на свою фантазию.
Источники:
http://www.da-ma.ru/vykrojka-pyshnogo-platya-dlya-devochki-plate-na-prazdnik.html/
http://delaemrukami.boltai.com/topics/ocharovatelnye-platitsa-dlya-malenkoj-printsessy/
http://www.syl.ru/article/170493/new_kak-sshit-plate-dlya-devochki-vyikroyka-platya-dlya-devochki
Оценка статьи:
Загрузка…
Сохранить себе в:
Adblock
detector
Как запомнить: запоминающиеся стратегии для повышения эффективности обучения
Автор: Регина Г. Ричардс
Подумайте о том, как вы что-то запоминаете:
- Когда вы хотите запомнить номер телефона, повторяйте его про себя несколько раз, пока не получите весь номер набран?
- Когда вы дойдете до рассказа о бакалейной лавке и захотите вспомнить четыре предмета, поднимете ли вы четыре пальца, чтобы заставить себя вспомнить?
- Когда кто-то спрашивает вас о свадьбе, на которой вы были несколько лет назад, как вы вызываете воспоминания? Некоторые люди могут сначала подумать о еде. Другие могут вспомнить платье невесты. Третьи могут вспомнить декор. Как только вы зацепились за память, кажется, что каждое воспоминание запускает дополнительные аспекты события.
- Что вы делаете, чтобы вспомнить важный телефонный звонок, который вы должны сделать по дороге домой? Вы знаете, что когда вы войдете в дом, собака будет лаять, и каждый из ваших детей будет что-то срочное сказать вам. У тебя нет бумаги, чтобы написать записку. Некоторые люди могут спеть небольшую песенку или скандировать: «Позови такого-то, позови такого-то». Другие могут визуализировать ассоциацию, чтобы, когда они вошли в комнату, чтобы положить свой пакет, это действие вызвало напоминание о необходимости позвонить.
В течение дня все мы используем стратегии, чтобы запомнить множество фактов и идей, которые нам необходимо запомнить. Использование стратегии составляет важнейшую часть нашего учебного опыта. Стратегии помогают нам организовывать информацию в шаблоны и поощряют целенаправленное обучение. Наш мозг избирательен. Мозг склонен запоминать информацию, которая формирует запоминающийся паттерн.
Для нас, учителей, терапевтов и родителей, важно иметь общее представление о том, как мы запоминаем информацию, чтобы мы лучше понимали необходимость стратегий. Когда мы понимаем цель, мы лучше подготовлены, чтобы помочь нашим ученикам понять и использовать стратегии.
Вернуться к началу
Процесс памяти
Память — это очень сложный процесс, включающий несколько компонентов, работающих одновременно. Наше описание отдельных компонентов является лишь представлением, потому что в действительности наш мозг обрабатывает информацию интегрированным образом.
Все начинается с сенсорного ввода из нашего окружения. Используя наши сенсорные системы, мы видим, пробуем на вкус, слышим или чувствуем ощущения или стимулы. У нас есть механизм для фильтрации и отбрасывания нерелевантных или ненужных данных, таких как ощущение ковра во время ходьбы или звук кондиционера. Тот же самый механизм фильтрации организует релевантные данные в осмысленные шаблоны. На рисунке 1 воронка и фильтр представляют эти процессы: сенсорный ввод и сенсорную память.
Рисунок 1. Схема процесса памяти
Диаграмма на рисунке 1 представляет собой представление системы памяти: Информация перемещается из Сенсорный ввод через Сенсорная память и Кратковременная память и, в конечном итоге, в Долгосрочная память (Ричардс, 2003, стр. 17).
Информация, «схваченная» или осмысленная, перемещается в кратковременную память. Наш мозг запрограммирован обращать внимание на необычное — на что-то другое. Включение новизны, такой как юмор, движение или музыка, в стратегии помогает информации привлечь наше внимание.
Использование стратегий играет очень важную роль в структурировании входных данных, помогая им перемещаться в долговременную память в осмысленном и запоминающемся формате. Чтобы создать более прочную память, нам нужно предотвратить «сброс» поступающей информации. Мы достигаем этого, осмысленно связывая его с уже существующим знанием.
Если информация важна и повторяется, она перемещается в другую часть мозга для кодирования и затем сохраняется в долговременной памяти. На рисунке 1 картотека представляет собой долговременную память. Вся память не хранится в нетронутом виде в каком-либо месте, скорее, каждый конкретный компонент опыта хранится в виде отдельных файлов.
Размышляя о том, как работает память, важно понимать, что у каждого человека свой способ обработки и запоминания. Существует более одного способа сохранить заданную память, так же как часто существует несколько маршрутов для проезда к месту назначения. Один человек может пойти в продуктовый магазин по маршруту А, тогда как другой человек может предпочесть маршрут Б. Подходит любой из них. То же самое и с памятью: один человек может предпочесть запомнить список, напевая его, тогда как другой человек может предпочесть визуализировать ассоциацию. Нет единственно правильного пути.
В этой статье представлены различные стратегии. Мы должны обращать внимание на реакцию наших учеников на стратегии и помогать каждому ребенку выбирать и использовать стратегии, которые удобны и наиболее точно соответствуют его предпочтительному стилю обучения.
Вернуться к началу
Набор инструментов RIP для памяти
Этот набор инструментов содержит три ключевые стратегии для улучшения памяти: повторение , изображения и шаблоны (RIP) . Многие студенты считают, что достаточно просто что-то прочитать. Зачастую этого недостаточно. Мы запоминаем что-то лучше, когда это организовано и отрепетировано.
Представьте, если бы мы, учителя, терапевты и родители, поощряли учащихся за использование ими конкретных стратегий при организации информации. Педиатр, доктор Мел Левин, предлагает: Я думал, что перед тестом детей нужно попросить сдать план памяти. Так же, как пилот передал бы план полета. Другими словами, как вы собираетесь вставлять и извлекать информацию из своей памяти? И учащиеся должны получать оценки по плану так же, как и по тесту (Левин и Мельцер, 19).98).
Следующие две стратегии являются общими напоминаниями, чтобы побудить учащихся использовать процесс при запоминании информации. Каждая стратегия представлена словом или фразой, где каждая буква представляет один из шагов.
Р СОВ В | ЛОВУШКА | ||
---|---|---|---|
Р | Расслабьтесь и сосредоточьтесь Напряженные и находящиеся в состоянии стресса люди склонны к провалам в памяти | Т | Перевести Перевести информацию или идеи своими словами |
С | Замедление Спешка или импульсивность снижает внимание к информации или задаче | Р | Повторите Немедленно отрепетируйте информацию и свяжите новые со старыми идеями |
О | Организовать Организовать информацию или организовать места; храните важные вещи в специально отведенном месте | А | Картинка Картинка стоит 1000 слов; визуализировать информацию |
Вт | Запишите или повторите Небольшой блокнот, календарь, магнитофон или КПК могут быть очень полезны | Р | Практика Чем больше информации отрабатывается, тем лучше будет отзыв |
В | Визуализация Свяжите изображение с информацией для запоминания |
Выберите стратегию, которая, по вашему мнению, подходит для ваших учеников. Обучайте каждому шагу, по одному за раз. Убедитесь, что они понимают каждый шаг и его значение, прежде чем переходить к следующему. Затем покажите шаги в последовательности и объясните, как использовать мнемонику или ключевое слово, чтобы помочь вспомнить шаги.
Важным критерием, о котором следует помнить, является «не упаковывать и не штабелировать». Это означает, что нужно продвигаться медленно и не класть слишком много новых вещей друг на друга. Дайте каждому учащемуся время обработать и закрепить одну вещь, прежде чем двигаться дальше.
Несколько лет назад был опубликован мультфильм FarSide , показывающий ситуацию в классе. Студент поднял руку и попросил отпустить его, потому что его «мозг был переполнен». Это подчеркивает важное предостережение, которое следует помнить при использовании стратегий: идите медленно. Слишком много стратегий одновременно может запутать ученика, а не помочь.
Вернуться к началу
Повторение: буква R в RIP
Рис.
2. Новизна и мультисенсорное обучение
На рис. 2 ребенок прыгает на маленьком батуте, повторяя ассоциации. Он также бросает мяч с каждым предметом.
Повторение и повторение информации усиливают процесс, называемый консолидацией, процесс, посредством которого воспоминания перемещаются из временного хранилища в гиппокампе (небольшая структура в мозге) в более постоянное хранилище в коре (внешний слой мозга) ( Ричардс, 2003, стр. 24).
Многократное повторение информации служит репетицией, но это может утомить учащихся. Когда вам скучно, мозг может перейти в режим, аналогичный режиму «экранной заставки» на мониторе вашего компьютера. Учащийся может не обращать внимания на то, что он повторяет. Поэтому использование стратегий с юмором, движением, песнями и другими формами новизны имеет решающее значение для повышения ценности повторения.
В качестве примера рассмотрим задание на изучение пяти столиц штатов. Ниже приведены несколько различных упражнений для запоминания ассоциаций. (Ричардс, 2003, стр. 191).
- Потренируйтесь произносить столицу и штат вместе, например, «Сакраменто, Калифорния; Колумбус, Огайо» и т. д. Это поможет создать ассоциацию между двумя словами.
- Разработайте дурацкую мнемонику, которая поможет запомнить, какой капитал принадлежит государству. Для Огайо нарисуйте человека, говорящего: «О, привет, о, Колумб». Это связывает слово «Колумбус» со словом «Огайо».
- Потренируйтесь сопоставлять карточки со столицами и названиями штатов, а штаты — со столицами.
- Выполняйте двигательные действия, например прыгайте на маленьком батуте или играйте в мяч, произнося название города в ответ на слух о состоянии или наоборот (см. рис. 2).
- Создайте рэп или мелодию, повторяющую каждый штат и его столицу.
Вернуться к началу
Образы: I в RIP
Существует множество видов образов, и все формы важны для процесса запоминания. Думая об образах, большинство людей думают о визуальном образе. Однако образы также могут быть двигательным образом, иногда называемым «мышечной памятью», или слуховым образом.
Визуальные образы
Визуальный образ может указывать на стратегию или представлять концепцию. Например, предположим, что вашему ученику нужно помнить, что наши права Первой поправки — это свобода слова, религия, пресса и право на собрания. Так как это Первая Поправка и один рифмуется с солнцем , используйте солнце в качестве визуальной подсказки. Нарисуйте счастливое солнышко с ножками и ручками, поющее. Поместите слово RAPS в диалоговое окно, как показано на рисунке 3. RAPS — это мнемоника для запоминания свобод 9 человек.0055 R религия, A сборка, P ресс, и S перс. (Ричардс, 2003, стр. 198).
Рис. 3. Мнемоника для 4 свобод, предоставленных Первой поправкой
Поскольку мозг запоминает информацию, которая формирует запоминающийся образ, визуальные органайзеры чрезвычайно полезны. Существует множество различных типов визуальных органайзеров. Некоторые из них носят описательный характер: основная идея раздела главы помещается в центр. Линии расширяются, каждая из которых представляет основную концепцию. Представления могут использовать изображения, значки или ключевые слова. Приведенный ниже пример органайзера был разработан при предварительном планировании абзаца о собаках (Ричардс, 2001, стр. 34).
Рис. 4. Визуальный органайзер для определения некоторых характеристик «собаки»
Визуальные органайзеры можно использовать по-разному. Они могут подчеркивать причинно-следственную связь, последовательность событий или эпизодов или создавать резюме прочитанного. Визуальные органайзеры также полезны при планировании абзаца или отчета и при подготовке к тесту.
Категоризация является важным навыком для учащихся, поскольку она формирует основу для критического мышления и логического понимания при чтении. Диаграмма Венна — ценный органайзер, который визуально подчеркивает сравнения и контрасты. Диаграмма Венна, сравнивающая характеристики млекопитающих и рептилий, была представлена в статье «Дорога письма».
Другое использование диаграмм Венна включает сравнение двух персонажей в рассказе или двух разных событий в истории. Рисуются два перекрывающихся круга, и в левой части круга перечисляются характеристики одного предмета или события, если они отличаются от другого предмета. Характеристики второго предмета перечислены в правой части круга, если они отличаются от первого предмета. Характеристики, общие для обоих элементов, размещены посередине. На рисунке 5 показан пример диаграммы Венна, на которой сравниваются и противопоставляются вулканов до оборотов . Эта информация была собрана путем мозгового штурма студентами того, что они знали о каждом элементе.
Поначалу может показаться, что понятия вулкан и революция разные. На самом деле сходства много. Предположим, ваш ученик изучал вулканы и понимает их характеристики. Затем она может сравнить это знание с характеристиками революции. Это формирует шаблон сравнения новых идей с уже изученными. Таким образом, ваш ученик уточняет свое понимание каждой концепции, связывая знания о вулканах с другим извержением, революцией (Ричардс, 2003, стр. 50).
Рис. 5. Диаграмма Венна вулканов и революций
Вернуться к началу
Моторные образы
Нейроны, которые возбуждаются вместе, соединяются вместе.
Чтобы понять образ движения, подумайте о том, как трудно вспомнить номер телефона. Вы можете двигать пальцами по образцу телефонного номера, как будто набирая его, и обнаружите, что это помогает вам вспомнить номер.
Повторение и практика триггерных нейронов (клеток мозга). Когда набор нейронов срабатывает вместе, у них вырабатывается «привычка» снова срабатывать вместе. Привычки, а также академическое обучение происходят таким образом. Используйте мультисенсорные стратегии, чтобы ваш ребенок одновременно видел, слышал, касался или двигался вместе с информацией.
Вы ездили на велосипеде в молодости? Вы научились кататься на велосипеде, прочитав книгу об этом? Нет, тебе нужно было попрактиковаться в верховой езде. При достаточном количестве повторений вы сохранили моторный образ процедуры. Смогли бы вы теперь сесть на велосипед и ездить с относительной легкостью? Большинство людей ответят утвердительно на этот вопрос. Почему это? Наши мышцы запоминают информацию или процедуры, которые практиковались много раз. Мышечная память — мощный инструмент обучения!
В качестве примера учащиеся могут использовать двигательные образы направления букв b и d с помощью рисунка руки или «кулаков Фонзи» (названных в честь персонажа Фонзи в «Счастливых днях»). Пусть ваш ребенок держит руки лицом к телу и сжимает в кулак так, чтобы каждый большой палец был направлен прямо вверх (рис. 6). Левая рука похожа на b , а правая рука похожа на d . Ваш ребенок может вспомнить последовательность, произнося алфавит « a , b , c , d » (Ричардс, 2001, стр. 86).
Рис. 6 — Руки, образующие форму букв б и г — двигательный образ
Упражнение в написании букв или написании слов улучшается за счет использования воздушного письма, еще одного метода создания двигательного образа для ученика (Ричардс, 1999, стр. 163). Воздушное письмо (рис. 7) включает в себя написание букв в воздухе (создание двигательного образа), а также воображаемое видение букв (создание визуального образа). Ученик должен одновременно произносить букву, когда пишет ее в воздухе (создавая слуховой образ).
Рис. 7 – Студент пишет букву
o в воздухе, визуализируя форму буквы и произнося название буквы*
Другие примеры двигательных изображений для написания слов также легко включить в домашнее задание: постукивание кулаком и рукой. При фистинге учащийся постукивает по каждому слогу слова, которое нужно написать, боковыми сторонами кулака. Затем она произносит слово по слогу, на этот раз постукивая кулаком по каждому звуку в слоге, когда она произносит его. При постукивании по руке учащийся следует той же процедуре, сначала определяя каждый слог, а затем определяя каждый звук в каждом слоге. На этот раз ученик двумя пальцами одной руки постукивает по предплечью другой руки. Эти простые стратегии задействуют мышечную память, а также помогают учащимся действовать систематически. Эти два аспекта создают очень мощный усилитель памяти.
Многие математические стратегии для вычисления пальцев, особенно умножение, используют моторные образы или мышечную память. Примеры можно найти в других публикациях, таких как «ОБУЧЕНИЕ: игровые стратегии для всех учащихся» (Ричардс, 2001 г., стр. 93–97) и «Источник стратегий обучения и запоминания» (Ричардс, 2003 г., стр. 161–164).
Вернуться к началу
Паттерны: P в RIP
Мозг ищет смысл через паттерны. Поскольку мы получаем информацию от наших органов чувств, нам нужны предварительные знания и система для организации информации, чтобы мы могли придавать ей значение. Когда поступает информация, наш мозг ищет существующие знания. Если новая информация активирует ранее использовавшуюся нейронную сеть, то есть совпадение. Это называется распознаванием образов и имеет огромное значение для улучшения памяти.
Поскольку на наш «мыслительный предел» сильно влияют шаблоны, а не факты, максимальное запоминание информации происходит, когда она предоставляется в контекстуальных, событийно-ориентированных ситуациях, включая моторное обучение, смену местоположения, музыку, ритм и новизну…. У нас плохо получается, когда мы «по частям» изучаем линейные, последовательные факты и другие информационные списки вне контекста».
Эрик Дженсен, Суперобучение, с. 26
Стратегии, рассмотренные выше, помогают создавать шаблоны. Кроме того, использование музыки и рифм создает шаблон или организацию информации. Использование музыки для повторения концепций может быть очень эффективным. Музыка также способствует релаксации, творчеству и мотивации. Студенты могут создавать свои собственные песни или рэп, или они могут использовать существующие песни для повторения концепций и фактов. Некоторые песни, относящиеся к определенным историческим периодам: «Баллада о Дэвиде Крокетте» на слова Тома Блэкберна; «Битва за Новый Орлеан», слова Джонни Хортона; или «Когда Джонни снова марширует домой», слова Патрика С. Гилмора.
Также весело менять слова обычной песни. В приведенном ниже примере мелодия «Row, Row, Row Your Boat» используется для пения о важности внимания к точке в конце предложения (Richards, 2003, стр. 186).
Стоп, стоп, стоп слова
С маленькой точкой.
Используйте точку в конце,
Чтобы они знали, что нужно остановиться.
Песни, укрепляющие академические концепции, также доступны на коммерческой основе, например Best of Schoolhouse Rock.
Юмор и глупость полезно использовать вместе с другими стратегиями, потому что наш мозг предпочитает запоминать необычную информацию. Для лучшего запоминания можно использовать короткое предложение или последовательность букв, с картинками или реальными предметами или без них. Помните, очень важно, чтобы ваш ученик понимал и знал информацию до использования этих мнемоник, цель которых состоит в том, чтобы служить запускает для отображения информации. Ниже приведены примеры полезных мнемоник.
Мнемоника | Первая буква каждого слова помогает вспомнить: |
---|---|
M Y V ERY E ASY M ETHOD J UST S PEEDS U P N AMITS U P N AMITS U P N AMIT | Планеты по порядку: M ercury, V enus, E arth, M ars, J upiter, S aturn, U ranus, N 290 Pluto294 eptune, |
M y V ery E ager M прочее J ust S erved U s 0 3 ine | Планеты по порядку: M ercury, V enus, E arth, M ars, J upiter, S aturn, U ranus, N eptune, P 3 luto |
A r at i n t he h ouse m ight e at t he i ce c ream | Правописание слова арифметика |
D початок M исс S союзник B ряд | Основные шаги в длинном делении: d ivide, m умножение, s убавление, b кольцо вниз |
D oes M cDonald’s S ell C heese B ургеры | Основные шаги в длинном делении: d ivide, m ultiply, s ubtract, c compare, b кольцо вниз |
Рой Г. Бив | Цвета радуги по порядку: r ed, o range, y ellow, y reen, b lue, i ndigo, v 902let |
N всегда E в S измельченный W горячий | Последовательность направлений по часовой стрелке: N восток, E восток, S юг, W est |
Вернуться к началу
Демистификация
Генри Винклер написал несколько книг, описывающих его студенческий опыт. Эта серия детских романов называется « Хэнк Зипцер: в основном правдивые признания лучшего в мире отстающего 9».0032 . Книги доступны на аудиокассетах, и учащиеся, испытывающие затруднения, много получают, слушая кассеты. Услышав, как кто-то другой, особенно известный человек, описывает разочарование в учебе, вы подтверждаете собственный опыт учащихся. В книгах также описываются многие сильные стороны и дары главного героя Хэнка Зипцера. Учащимся, у которых проблемы с чтением, гораздо больше пользы от прослушивания подобных книг, чем от их чтения.
В рассказе Хэнка Зипцера, Ниагарский водопад, или нет? Хэнк пытается написать сочинение для класса. Он жалуется:
Я никогда не выйду из своей комнаты. Я ненавижу свою комнату. Я ненавижу свое задание. Я ненавижу свой мозг. Почему я не мог думать, писать, писать по буквам, складывать или делить? Забудьте об умножении.
Не то чтобы я не пытался. Я делаю. Я снова и снова просматриваю свои таблицы умножения и словарные списки. Моя сестра испытывает меня, и я все знаю. Но потом приходит испытание, и я не могу их вспомнить. Как будто мой разум — это классная доска, и слова просто соскальзывают с него за то время, которое требуется, чтобы пройти от моего многоквартирного дома до школы, которая находится в полутора кварталах от меня. Меня это так бесит, что иногда я бью себя кулаком по голове, надеясь, что у меня снова все заработает.
Хэнку не нужно бить себя по голове. Ему нужен кто-то, кто объяснит ему, как работает память и почему он борется. Ему нужна демистификация. Например, кто-то может сказать ему: «Твоя память подобна шкафу с торчащей дверью. Тебе трудно запоминать вещи в школе, потому что дверь постоянно заедает. Мы должны придумать, как сделать так, чтобы дверь открывалась легче». !»
Чтобы помочь Хэнку и другим ученикам, столкнувшимся с похожей проблемой, открыть дверь в его чулан, нужно использовать инструменты из RIP Toolbox.
Еще одна книга для школьников, в которой описываются трудности в обучении и запутанная смесь талантов и трудностей, называется «Элай, мальчик, который ненавидел писать: понимание дисграфии». В заключении, размышляет Эли,
Может быть, я не так уж и отличаюсь в конце концов. Я понимаю, что все люди были разными по-своему. Наконец-то я понимаю, что имелось в виду, когда люди говорили мне: «У нас есть все виды ума». Мы не все одинаковы.
Я начинаю соглашаться. Да, хорошо иметь разные умы, потому что мы действительно все разные. Это делает жизнь интересной.
Наверх
Вкратце
Есть много способов похвалить ребенка. Вот несколько примеров.
- Вы открыли секрет
- В путь
- я горжусь тобой
- Фантастический
- Ты на высоте
- Теперь у вас есть это
- Невероятный
- Ты уже в пути
- Молодец
- Замечательная работа
- Красивая работа
- Великолепный
- Феноменальный
- Творческая работа
- Какое воображение
- Ты меня смешишь
- Ты скрашиваешь мой день
- Ты значишь для меня целый мир
- Потрясающе
- Ура вам
- Объятие – поцелуй – улыбка
*Особая благодарность Мэтью Акосте за рисунок воздушного письма.
Вернуться к началу
Является ли ребенок, жующий одежду, симптомом чего-то неправильного?
Младенцы часто грызут все, что попадается им под руку, особенно когда у них режутся зубки. Поедание предметов ртом — вполне нормальная часть развития младенцев, но к трем годам дети обычно перерастают эту привычку. Когда дети жуют то, что им не следует — например, одежду, — это становится больше загадкой, чем очевидными причинами развития младенцев.
Содержание
- Беспокойство
- Шаблоны внимания
- Разговор об этом
Если ваш ребенок в возрасте 4 лет (или старше) жует свою рубашку, существует множество возможных причин и мотивов. Некоторые из них можно легко исправить дома, и вы можете помочь своему ребенку не жевать одежду, в то время как другие могут потребовать вызова педиатра. Давайте разберемся, что происходит.
ерзать
myboys.me/Shutterstock
Некоторые дети грызут свои рубашки из-за беспокойства. Им нужен какой-то сенсорный ввод, и рубашка, которую они носят, — это просто самая простая и близкая вещь для игры. Дети ерзают, чтобы помочь им сосредоточиться, потому что они беспокоятся, им скучно или по другим причинам, похожим на то, почему взрослые иногда ерзают. Подергивание может быть признаком СДВГ или другого состояния, но это также очень распространено и не является непосредственным поводом для беспокойства.
Вы можете перенаправить ребенка, который жует свою рубашку от скуки, чтобы успокоить себя или помочь с вниманием, дав ему игрушку для игр вместо одежды. Когда вы видите, что он жует, напомните ему, чтобы он использовал вместо этого свою игрушку. Chewelry — это носимые игрушки, которые можно жевать, чтобы они всегда были с ними (как и их одежда).
Шаблоны уведомлений
Есть ли закономерность в том, когда происходит жевание? Если вы можете проследить закономерность и разобраться в ней самостоятельно, заметив время суток или чувство, которое всегда сопровождает жевание, вы можете решить проблему перенаправлением или разговором:
- Если это всегда прямо перед перекусом, это может указывать на чувство голода, и его можно остановить, дав перекусить раньше.
- Если он постоянно нервничает или беспокоится, спросите, что не так, и попробуйте выполнить дыхательное упражнение.
- Если они пытаются сосредоточиться на домашнем задании, предложите игрушку-непоседа.
- Если это происходит, когда им скучно, дайте им занятие.
Стресс — одна из наиболее частых причин того, что ребенок грызет рубашку, поэтому такое поведение может быть вызвано серьезными переменами, которые его беспокоят, например, поступлением в новую школу. Если ваш ребенок жует, чтобы успокоиться, вы можете найти другой способ помочь ему лучше относиться к тому, что его беспокоит.
Это может быть и чисто по привычке, как грызть ногти. Если вы заметили, что поведение жевания происходит, когда ему скучно, и он по привычке поднимает воротник рубашки или рукав, чтобы чем-то заняться, может помочь игрушка-непоседа или другое перенаправление.
Расскажите об этом
LightField Studios/Shutterstock
Поговорите с ребенком о жевании одежды, чтобы выяснить причину. Они могут просто сказать вам, что им нравится ощущение жевания, и вы можете дать им пожевать что-нибудь еще, например, жевательную резинку. Их ответы также могут помочь вам выяснить, является ли жевание одежды симптомом одного из следующих состояний:
- Стоматологическая проблема, когда ребенок жует то, что доступно для обезболивания
- Слабые мышцы челюсти, когда ребенок естественным образом пытается их укрепить
- Пикацефалия, состояние, при котором люди (особенно дети) едят непищевые продукты
- Тревога, аутизм, СДВГ или сенсорное расстройство
Если в вашем разговоре возникнут какие-либо из этих вопросов, поговорите со своим педиатром о своих проблемах и о том, как действовать дальше. Если вы не можете выяснить причину, используя какой-либо из вышеперечисленных методов, также лучше позвонить педиатру за советом и, возможно, скринингом на любое из упомянутых возможных состояний.
В конце концов, жевание одежды может быть вызвано различными причинами, для выяснения которых вам придется провести дополнительную детективную работу. Часто речь идет об оральном сенсорном входе, который можно заменить жевательными резинками, хрустящими овощами или жевательной резинкой, или о признаках беспокойства или стресса, которым можно помочь с помощью разговора и дополнительных ресурсов, если это необходимо.