Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма. Белорусская кукла своими руками


Белорусская кукла своими руками |

Нитки коричневые для тапочек, корзины и нитки для грибочков.Горячий клей (но это не обязательно).Акриловые краски и восковые мелки.Фетр зеленого и розового цвета.Готовые цветочки для украшения.Русско-народная кукла своими руками способ изготовления с фото:Выкройка куклы.

Ростом кукла у меня получилась 52см.Переводим выкройку на ткань, вырезаем и прошиваем на машинке, выворачиваем. Для туловища у меня ткани не хватило, поэтому шею пришлось сделать из такой же сорочечной, а нижнюю часть туловища из габардина, но все равно этого видно не будет поэтому ничего страшного.Набиваем все части тела синтепоном.

Главное очень плотно набить голову и шею. В шею можно даже вставить простой карандаш, так голова будет лучше держаться.Ладони сильно набивать не нужно, так как будем прошивать пальчики.Сшиваем все туловище куклы, голову одеваем на шею примерно на половину.По размеру куклы выкраиваем вот такую простую рубаху, только один бок оставляем не прошитым и вырез горловины оставляем побольше, чтобы рубаха смогла пройти через голову.Пришиваем тесьму, одеваем рубаху и вручную прошиваем боковину и горловину.

На рукавах делаем сборку.Шьем сарафан с лямками (фото упустила). Но лямки лучше делать уже в конце, как оденете сарафан.Для волос отматываем нужную длину нитей, по центру прошиваем на машинке на плотную тесьму.

На волосы у меня ушло 2 мотка пряжи.Вяжем крючком корзинку, грибочки и тапочки.Грибочки в корзинку я приклеила на горячий клей (но можно и просто пришить), также из фетра вырезала листики и травку украсила корзинку. Приклеила цветочек.Из розового фетра вырезала бабочку и приклеила на грибок.

Корзинку вставляем в ладонь и фиксируем.Приклеиваем или пришиваем кукле волосы, рисуем лицо, бровки и носик рисуем восковыми мелками. Заплетаем косу и завязываем лентой.Русско-народная кукла своими руками готова. Успехов всем в творчестве!Поделится своим творчеством вы можете на нашем форуме или в разделе рукоделие

Вам также может быть интересно:Главная / Мастер классы / Народная кукла Девка-баба

Куклы-обереги были неотъемлемой частью русской крестьянской культуры. К каждому большому событию в семье: рождению ребенка, болезни, к свадьбе, смерти близких делались особенные куклы.

Самая первая кукла-защитница называлась Пеленашка, а вот Бессоница предназначалась детям для хорошего сна, Крупяница (Зернушка) для хорошего урожая и достатка в доме, Десятиручница помогала хозяйке справляться со всеми домашними делами и так далее.Русская народная кукла Девка-баба готовила девочек к будущей жизни, показывала, что внешность женщины меняется, но по своей сути она остается одной и той же.После рождения ребенка «девка» становилась «бабой»: покрывала платком волосы, носила более темные наряды. Эта двойственность отражена в традиционной игрушке перевертыше.Характерной чертой народных кукол является отсутствие швов и отсутствие глаз.

Издревле считалось, что кукла обладает душой и характером. Она является проводником в потусторонний мир. И неизвестно, с добрыми или злыми духами общается кукла, поэтому, для безопасности семьи, куклу не наделяли зрением, чтобы она не увидела лишнего.

В куклу без лица также не мог вселиться злой дух и навредить хозяевам дома. Именно кукла без лица была оберегом для того, кому она предназначалась.

Способы изготовления самодельных кукол в разных регионах отличались. Бытовали куклы-столбушки (основа сделана из небольшой чурочки), куклы-крестушки (из перекрещенных палочек для туловища и рук), куклы-мотанки (закрутки из ткани), набивные куклы в виде мешочков, набитые крупой и другие.Наша кукла перевертыш относится к самому распространенному варианту куклы-столбушки.

Материалы для мастер класса по народной куклеНам потребуется:

  • Палочка для основы диаметром от 1 до 1,5 см. Мы взяли две пары палочек для сушиДля шитья: ножницы, нитки, иголкиШерстяные нитки для изготовления головТкань: Белая ткань для основы (подойдет старая простынь). Достаточно будет отрезка 40х80 см. Цветные ткани для юбок и кофточек. Для девки лучше взять материал поярче, для бабы потемнее. Возьмите небольшой кусочек на платок бабе, чтобы он отличался от юбки.Для украшения девки можно использовать кружева, бисер для бус, шелковые ленты для волос. Бусы для девки — эта та часть работы, которую вы можете смело поручить маленьким помощницам.

Палочки для суши мы скрепили ниткамиЧтобы основа была потолще, мы скрепили нитками две пары палочек для суши. Вполне подойдет и обычная палочка.Далее эту основу нужно обмотать куском белой ткани, так как спинка у кукол может быть видна в процессе игры и заготовки для голов лучше будут держаться на материале.

Головы делаем из ниток или из сантехнического льнаНаматывая клубки для будущих голов, постарайтесь, чтобы они были крупными, так куклы получатся красивее.Закрепив белую ткань, наматываем как клубки на концы нити для вязания.Из белой ткани вырезаем два квадрата, сложив их треугольниками.Это будут лица и руки наших будущих кукол перевертышейНакладываем ткань на головы так, чтобы наш клубок был ровно в центре квадрата из белой ткани.

Вот так примерно должно получитсяНиткой обозначаем голову. Тоже самое делаем с другой стороной. Чтобы сделать кисти рук, обвяжем толстой ниткой концы материала на расстоянии примерно в 3 см. от края. Нитки не убираем, они придают кукле традиционный вид.

Уже видно, что примерно получится в итогеСо стороны бабы можно по желанию добавить округлости груди, для чего мы использовали два ватных диска, подойдут просто кусочки ткани. Нитками закрепляем крест-накрест.

Сторона Баба имеет у нас более пышные формыНаряжаем куклу в кофточкуИз полоски ткани шириной от 3 до 4 см. делаем кофточку, просто одевая ее как платок. Вторую полоску, чуть длиннее, обматываем вокруг пояса, фиксируя нашу кофточку.

Пояс не будет виден под юбкой, он нужен только для крепления верхней части одежды.Тоже самое проделываем для девки, только ткань берем светлого оттенкаДевка в светлом, баба в темномСледующий этап — юбка. Она будет общая для обеих сторон.

Поэтому длина здесь очень важна. Чтобы не ошибиться, отмеряем прямо на кукле. Для пышности юбки мы взяли длину 45 см, высоту 30 см.Берем материал для бабы и отмеряем такой же кусок ткани.

Второй кусок для юбки бабыЧтобы подол не распадался и был единым, мы сшили по длинной стороне с изнанки простым швом вперед иголку. Машинку мы не использовали.

Примерный размер юбок кукол при высоте основы 25 сантиметровПодол двусторонней юбкиВывернув и прогладив юбку с обеих сторон мы получаем заготовку для главного наряда куклы-перевертыша.Крепление юбки — ответственный момент. Внахлест, со складками собираем руками юбку и крепим ее поясом.

Приступаем к украшению нашей девушкиМожно использовать сантехнический лен, мы взяли желтую атласную ленту, похожую на русую косу.Оборачиваем ее вокруг головы, фиксируем у шеи тонкой ниткой. Разрезаем ее на 4 части и плетем пышную косу.

Волосы на голове куклыБабе повязываем платок из темной ткани для завершения образа.Важный момент скрепление подола. Мы не сшивали юбку по короткой стороне и сзади получилась юбка с запахом. Таким образом гораздо удобнее переворачивать куклу, в чем и заключается ее смысл.

Сохранение традиций — одно из самых главных женских предназначений, особенно, если она — мама. Дарите детям обереги, делайте кукол сами, наполняйте свой дом любовью.

Кукла — одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.

Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад — это подтверждают раскопки под Новгородом. Кукла — знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие.

Тряпичные куклы, выполненные в народных традициях, это куклы, которых делали с использованием старинных техник и технологий. Традиционная матерчатая кукла — это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ.

Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса — волосяная либо кудельная (то есть сделанная из льна или пеньки), наряд из пестрых лоскутков — вот такая была кукла. Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли.

Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение — все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию — духовную функцию общения. Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса.

Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.

Многие отмечают, что изготовление кукол снимает стресс, усталость, поднимает настроение. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.

Для каждого ребенка кукла является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.

При этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой — строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. Как же таких кукол сделать самому или вместе с родителями (мамой, бабушкой)?

Я предлагаю изготовить «куклу-закрутку». Задача такая: научить закручивать столбик, завязывать узелки на уголках салфетки, развивать умение украшать куклу, делать ее выразительной и своеобразной.

Придумывать творческие рассказы по игрушке, развивать фантазию, воображение, используя имеющиеся знания о русских народных традициях. Активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы старинного быта (коромысло, ухват, колыбель, пава-лебедушка, горница, кушак).

Поэтапность изготовления куклы:1 этап. Сначала мы изготовим столбик. Для этого возьмем ткань, согнем ее с двух сторон, чтобы столбик получился прочный и ровный, и скрутим ткань плотной колбаской.

Теперь нужно в двух местах перевязать столбик. Это у нас получилось туловище. Чтобы вам было легче это сделать, помогите друг другу.

2 этап. На один конец столбика положим кусочек ваты. Это будет голова куклы.3 этап. Свернем квадратную белую ткань уголок к уголку, чтобы получился треугольник.

Приподнимем один уголок и вложим туда наш столбик вместе с ватой.4 этап. Теперь мы выделим голову. Для этого ниткой перевяжем ту часть, где у нас вата.

5 этап. Сейчас мы сделаем нашей кукле руки. Чтобы они получились красивые, нужно загнуть края ткани вовнутрь.6 этап.

Еще раз перевяжем ниткой, сделаем кукле талию.7 этап. Осталось выделить кисти рук.

Для этого перевяжем ниткой уголки рук.8 этап. Чтобы кукла получилась нарядной, сделаем ей юбочку. Нужно присборить гармошкой ткань, обмотать ее вокруг талии и завязать поясок.

Наша кукла почти готова. Дома мама поможет вам украсить блузку и сделать волосы. Посмотрите на свою куклу.

Какая она? Какой у нее возраст? Какой у нее характер? Выберите для своей куклы имя.

Придумайте рассказ, сказку о своей кукле. Создайте композицию из различных кукольных персонажей.Материалы для игр: Присловье на сонКуклу-малыша запеленаем, завяжем поясок и, укладывая в люлечку, приговариваем: «Спи, засыпай, моя ягодка, спи-ка, усни, моя изюминка!

Спи-засыпай, свои глазки закрывай! Мимо ангелы летели, детку крылышком задели. Они крылышком задели, дочке (сыночку) спать скорей велели!»Колыбельные песниРитмично, неторопливо покачиваем нашу люлечку («зыбочку») и начинаем сначала «байкать»: «А-а-а!

Бай, бай, бай! Лю-лю-лю!», а потом тихонько, вполголоса напевать колыбельную песенку:Кукла — оберег от худого слова — мастер-классЯпонская тряпичная кукла — мастер-классКукла Северного Прикамья — из полосок ткани — мастер-класс Рождественская звезда и ангел — мастер-класс Кукла «Коза» для колядок — мастер-класс Кукла из платочков — мастер-классМастер-класс по кукле Женская Суть с сайта http://www.slavakukla.ru/zhenskaya-sut-kukla/

К сожалению, я давно уже не была на мастер-классах Вилены, но у меня всегда под рукой ее душевная книга «Кукольный сундучок».В этой книге описывается история народных кукол, связанные с ними традиции, обряды, сказки, прибаутки, для иллюстраций использованы картины известных художников и красочные фотографии, а также есть подробное пошаговое описание процесса создания каждой куклы и их возможные варианты. Рекомендую всем приобрести эту книгу в домашнюю библиотеку. Также я нашла еще одну книгу «Традиционная тряпичная кукла» Шайдуровой В.Н. Книга «Русские обряды и традиции. Народная кукла» И.Н.Котова, А.С.Котова И еще вот такую я нашла недорогую, но интересную методичку — «Мастерская народных кукол». По ней можно делать не только русских народных кукол, но и киргизских, чувашских, марийских, мордовских, таджикских… Некоторые эту книгу критикуют за упрощенное описание обычаев и традиций, но разве можно такие огромные объемы информации уложить в одну книжку? Думаю, в интернете гораздо проще найти рассказы о жизни тех или иных народов, чем описание их кукол. Для меня так эта книжка — просто клад. Правда, последовательность изготовления кукол в ней показана совсем простыми и не всегда понятными рисунками. Но думаю, мы с вами сможем сделать мастер-классы

И еще пара книг в электронном виде есть на этой странице.Хотите тоже поделиться своими наработками и мастер-классами? Пишите нам здесь.Хотите в числе первых читать новые статьи блога? Нет проблем:

Введите Ваш e-mailПонравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Сделать традиционную белорусскую куклу своими руками смогут островецкие школьники во время каникул

Использовано в качестве иллюстрации. Фото с сайта www.prof-press.byОпубликовано: 27 декабря 2013, 19:14

Музейное занятие «Народная лялька» готовит для детей Островецкий историко-этнографический музей.Как рассказала Край.бай директор Островецкого историко-этнографического музея Анна Кацуба, во время занятия школьники ознакомятся с историей белорусской куклы и смогут сделать одну из них своими руками: «Наши слушатели смогут сделать куклу-куватку, птицу счастья, ангела или бабочку».Собеседница рассказала, что белорусскую народную куклу изготавливают без использования иголки: «Считается, что такая кукла не несет в себе негативных эмоций.

При ее создании применяются только скручивание и обвязка ниткой».Во время занятия детям расскажут о происхождении куклы: «Есть кукла, связанная с поверьем, что человека день и ночь с двух сторон защищают два ангела: ночной и дневной. Все белорусские куклы — обережные.

Куклу-куватку клали младенцу в колыбельку, она могла быть и не одна. Птица счастья и ангел — более осовремененные варианты, их можно повесить на елку как игрушку, они символизируют рождественские праздники», — отметила собеседница.По мнению директора музея, во время занятия дети имеют возможность получить этнографические знания не только с помощью медиапрезентации или рассказа. Они увидят живой пример, смогут сделать из заранее приготовленного материала и заготовок куклу своими руками.Ольга НЕВЗОРОВА

Просмотров статьи: Постоянный адрес статьи: Если вы заметили ошибку в статье и хотите сообщить нам об этом, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

asmodeus.su

БЕЛОРУССКАЯ КУКЛА-ОБЕРЕГ Традиционная тряпичная кукла безлика Лицо

БЕЛОРУССКАЯ КУКЛА-ОБЕРЕГ

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Основные требования кукол-оберегов: при изготовлении заготовки тела куклы ничего нельзя прокалывать иглой - все приматывается и привязывается. Иглу можно брать в руки, когда начинаешь украшать и наряжать. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки"). Даже волосы в голову не желательно пришивать. И самое главное условие для Народной тряпичной куклы-мотанки – кукла должна быть крестообразной и ни в коем случае не напоминать собой человека реального.

Куклы-обереги обязательно делаются с добрыми (светлыми) мыслями, их задача - защитить человека от "злых сил", принять на себя болезни и несчастья, повысить благосостояние человека, а также помочь детям через кукольный мир войти во "взрослую жизнь" полноправными членами общества, а взрослым вновь почувствовать себя детьми.

Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик-пеленашка» . Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т. п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Нынче рождается очень много детей с различными родовыми травмами, и остеопаты прописывают подобный массажер, но он из синтетического материала и не сделан руками любящей матери. Простая на вид кукла - младенчик делается достаточно сложно и соответственно несет в себе много важной и необходимой информации.

Кукла "Десятиручка" была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось. У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток.

Куколка «Отдарок-наподарок» - обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3 -4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок, или если кто-то сделал для них что-то важное. Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.

Кукла "Желанница" Такая подружка-куколка была у каждой девушки в деревне. Показывать ее никому не следовало, а если хотели, чтобы желание исполнилось, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку или привязывали ленточку, приговаривая: "Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполни : )"

Кукла "Веснушка" C наступлением весны девушки делали и дарили другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснушки" имели силу оберега молодости и красоты.

Кукла «Богатство, плодородие» Кукла представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток. Её, в отличие от большинства обрядовых кукол, никогда не сжигали, а держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке, не давая в руки никому чужому. По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями.

Кукла "Кубышка-травница" Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Мешочекюбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!" Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. Такая вот древняя ароматерапия.

Спиридон-Солнцеворот Люди говорили: "Спиридон. Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона — это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы. На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!» . В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни. Куколка это мужская и дарится мужчине, чтобы помогал Спиридон. Солнцеворот хозяину дома "рулить" в своих делах.

Куватка Эта куколка-оберегает младенца от злых сил. По традиции за 2 недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куколку в колыбель, чтобы она её грела и не подпускала злых духов. Когда ребёнок рождался "Куватку" вешали над колыбелькой. Куколок можно повесить гроздью, но их количество обязательно должно быть нечётным.

Кукла Свадебная (одноручка) Символ единения мужчины и женщины после свадьбы. Дарится молодожёнам на свадьбу. Общая рука куклы является символом того, что отныне супружеской паре предстоит вместе идти по жизни, все дела у них становятся общими.

«Лихорадки» , «Трясовицы» , «Лихоманки» – так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин - «сестёр-трясовиц» . В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея. Образы сестёр-трясовиц связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода – простоволосых женщин демонического обличья. «Трясовицы» – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы.

В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея. Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления кукол ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в неё вместо человека. Поэтому заговорённых кукол ставили рядком на печке у трубы и хранились до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали.

Кукла "Зерновушка" После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы наполнить ею куклумешочек. Мешочек наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы, на почетном месте рядом с иконами. В народе считалось, что только в таком случае следующий год будет сытным и достаточным.

По традиции Очистительная кукла избавляла от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы. Она, имея образ человека, максимально приближена к игровой, и с ней могут играть дети. Ведь именно они более всего заинтересованы чтобы в доме царили мир и согласие. А если куклу делать вместе, приговаривая, что куколка будет мирить поссорившихся, то ребёнок будет включен в возможность воздействовать на отношения таким символическим способом - принося куклу родителям в напоминание. Позитивная направленность даже в конфликтных ситуациях очень важна, и такая обереговая кукла будет этому способствовать. Живите в мире и радости!

Живите в мире и радости!

present5.com

Обереги наших предков. | Белорусский женский портал VELVET.by

  Как-то у Конфуция спросили: "Чтобы ты сделал первое, если бы пришел к власти?" Первое, что бы я сделал, - сказал Конфуций, - вернул бы словам их первоначальный смысл." Утрата истинных значений понятий много способствовала современному одичанию. Ни один памятник, ни один символ не дошел без искажения. Наиболее священные символы попираются ногами незнания. Свет познания заменен условными формулами религий, и человек, призванный мыслитель, кланяется темному углу и увешивает себя амулетами, даже не зная символа изображения.

  Много чудес на свете, да только почему-то не пользуются ими люди. Думают, что слишком они сложны - эти чудеса. Но за много лет изучения древних обережных традиций я убедилась: чудо может появиться на свет и за десять минут. И пример тому - тряпичная кукла-скрутка.

 Тряпичная кукла-скрутка называется скруткой потому, что ни иголка, ни ножницы в ее изготовлении участия не принимают: ни к чему железу касаться ткани, резать лоскутки, из которых вот-вот родится почти живое существо - обережная кукла.

  Тряпичных кукол существует огромное множество, и все друг на друга непохожи. Все уходят корнями в древнюю древность - во времена, когда мир был краше и проще, а люди - мудрее и искренней. Тогда под пальцами мастериц рождались мощные обереги - сгустки абсолютной любви, заключенные в трогательной форме куклы. Эта кукла , подаренная близкому человеку, становилась первейшей его защитницей.

  Со многими событиями, происходящими в материальном мире, мы можем совладать, поскольку более менее знаем его законы. Но вот о законах мира нематериального почти все знания растеряли.

  Удивительно то, что обереги, сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями, а некоторые - по чудом сохранившимся древним традициям, способны брать заботу о "невидимых" событиях на себя. И чем сильнее чувства, заключенные в изделие, тем большую силу оно имеет, тем надежнее работает. 

 В наше время к оберегам люди относятся больше как к сувенирам, но можно попробовать сделать оберег именно с целью защиты. А вдруг получится? С одной стороны, это будет просто сказка, ведь мы давно не верим в древних богов и в их силу, но с другой стороны, мы верим в силу природы, в то, что она способна помогать человеку и защищать его. Поэтому можно попробовать сделать самим оберег для близкого человека (по правилам, для себя оберег делать нельзя). 

  Наши предки искренне верили в силу оберега, в то, что он способен защитить человека от беды в этом огромном мире. Может, и нам стоит попробовать?

 Кукла-пеленашка, сделанная руками матери – это мощный оберег.

                                                              kukla.jpg

  Кукла-пеленашка имеет главные признаки подобия человека: голова, тело и пуп – центр родовой жизненной энергии.

История русских кукол-оберегов и их магические функции

Кукла–пеленашка есть в музеях этнографии и многих источниках информации о русских обрядах и традициях. Когда-то на Руси пеленашку клали в колыбель ещё некрещеного младенца, для того, чтобы сбить с толку злые силы. Кукла принимает на себя все напасти, угрожающие незащищенной душе и телу малыша. После крещения ребёнка пеленашку хранили вместе с крестильной рубашкой, либо она становилась для ребёнка куклой – талисманом.     

  Как сделать куклу-оберег Кукла–пеленашка шилась будущей мамой на последнем месяце беременности, с добрыми мыслями о будущем дитятке. Ткани для изготовления пеленашки, как правило, были кусками от одежды матери, бабушки, отца и т.п. Это обеспечивало родовую защиту. Кукла-пеленашка ещё может быть родильным оберегом. Её подкладывали стонущей роженице, чтобы облегчить выход ребёнка в мир.

Кукла-пеленашка, как родовой оберег для ребёнкаВ первые месяцы жизни биополе ребёнка особенно уязвимо для дурного глаза. До сих пор матери новорожденных опасаются показывать малыша не только друзьям, но и родственникам. На помощь приходит кукла-пеленашка. При приходе гостей в дом в складки постельки ребёнка помещается кукла, а гости, дабы не сглазить, говорят: До чего ж кукленок хорош! Но кукла-пеленашка – это не только оберег… Она несёт в себе ещё много другой полезной и необходимой информации.

Изготовление куклы

Для изготовления куклы требуется длинный лоскут ткани, желательно ношеной. Для дочки подойдёт ткань от старой одежды матери или бабушки, а для сына – матери или отца. Также подойдёт и обычная хлопковая белая ткань, наподобие простынки.

 Туловище куклы - это ткань, обёрнутая 7 или 10 раз - скатка. Лоскут скручивается как можно плотнее, посередине перетягивается пояском для обозначения талии, затем посередине скатки завязывается узел (пуп). Нитка откусывается зубами. Сам поясок свит из 2-х узких лоскутов или прочных нитей, можно шерстяных.

 Существенная деталь – голова. Для обозначения головы верхняя часть скатки тоже перетягивается нитками (примерно треть длины тела куклы). В целом, пропорции куклы соизмеримы с пропорциями младенца. На куклу повязывают платочек, а потом куклу ещё заворачивают в пеленку. Процесс изготовления куклы символизирует творение человека и явление его в материальный мир. Как из таинственного космического «ничего» возникают звёзды, планеты и материя, так из бесформенной тряпочки рождается кукла. Скатывание – символизирует также длительное вынашивание, а закрутка – символ слоистого строения тонких тел человека. На Руси обереги в виде кукол-пеленашек делали не только из ткани, но и из дерева, соломы и кости. То есть за основу туловища куклы-пеленашки можно взять любой натуральный материал.

Кукла-зерновушка

Оберегом для младенца может быть и холщовый мешочек, набитый гречкой и другими крупами, а потом красиво украшенный вышивкой и бисером. Принцип перетягивания «туловища» остается прежним: необходимо придать мешочку человеческие признаки, обозначить талию, голову и пуп. Такие куклы назывались Зерновушкой или Горошинкой.

Лицо куклы

  Славянские куклы-обереги имеют одну характерную особенность. У них нет лица. Такой вид куклы не случаен. Ведь лицо – это уже признак двойника человека, кукле с лицом можно нанести магический вред, который передастся владельцу. А у куклы-оберега – не лицо, а лик. Кукленок с "пустым" лицом в корне отличается от колдовской куклы- подобия – вольта. У вольта обозначаются глаза, нос, рот, иногда волосы. С помощью куклы-вольта наоборот урочили,(вредили, сглаживали) человека.

Вепсская кукла

kukla.jpg

Эта кукла, сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая". Голова, ручки и ножки куклы делаются из необработанной ткани или ветоши и скручиваются ниткой.Такую куклу делали в разных местах России. Это образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех. 

  До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Куколка символизировала кормящую мать, у которой не иссякает молоко, и оберегала ребёнка от голода. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Она должна была отвести от ребенка все напасти.Делала эту куколку и девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать.Карельская рванка  Это национальная кукла-оберег. Она берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань для изготовления карельской куклы, разрывается, звук разрывающейся ткани отпугивает злого духа, создавая вокруг чистую среду. Отсюда и название.  Сама Ткань, из которой кукла изготавливалась, долго служила семье, пропитываясь энергией событий и эмоционального поля членов семьи. Она придавала уверенность, равновесие, чувство защищенности. Ко всему кукла была предметом привычным, сделанным из своего, самим, правильно и вовремя.В каждой семье хранилось множество кукол, потому что выбросить старую, износившуюся куклу, а тем более испортить её или сжечь было большим грехом. Ветхие куклы хранились на чердаке.  Традиционная тряпичная кукла безлика, ее лицо оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.В наряде куклы всегда присутствовал красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. 

Мастер-класс "Скручиваем Вепсскую куклу"

Для работы нам понадобятся:Разноцветная ткань: хлопок, ситец, лен.Марля или вата.Толстые хлопковые нитки красного цвета.Тесёмки.

kukla.jpg

1. Начинаем создавать нашу куклу.

Начнем с того, что отложим в сторонку все свои дела, разложим на столе все необходимое ровно и красиво, настроимся на работу. Лёгкая полуулыбка и хорошее настроение помогут передать будущей кукле позитивный заряд энергии. Ну, по крайней мере, мы в это верим Happy

Берем белую хлопковую или льняную ткань, отрываем от нее квадрат, кладем в центр кусок ваты или марли. Затем стягиваем содержимое в плотный ровный шарик красной нитью, намотав ее чётное количество раз. Узлов не делаем, длинные концы нитки можно пока не отрывать. У нас получилась голова куклы. Повторим операцию еще два раза, скрутив шарики поменьше, это будет грудь.  

kukla.jpg

2. Сделаем кукле ручки.

Возьмем прямоугольный лоскут белого, серого или любого другого цвета. Сложим из него квадрат, затем скрутим из него "рожок", как кулек для семечек. В широкой части перевяжем чётное количество раз красной ниткой, концы заправим под скрутку.

Сделаем таких деталей две, это руки куклы.  

kukla.jpg

 3. Скручиваем детали вместе.

Выберем два ярких лоскута и скрутим поверх двух шариков-грудей верхнюю часть сарафана. Скрутим "одетые шарики" между собой, а затем привяжем их к голове, направив хвостики вниз. Не забываем о чётном количестве оборотов красной нити.

 Теперь туго привяжем под грудью и руки, причем сделаем их поднятыми вверх, как будто воздетыми к Небу и Солнцу. Такой образ сложился из-за представления этой куклы в образе языческой богини Макоши, считавшейся в восточнославянской мифологии покровительницей женского начала, плодородия, брака и родов. Макошь была верной помощницей хозяйки в её делах и женских занятиях, а также дарила изобильную и щедрую судьбу своему владельцу. 

kukla.jpg

4. Одеваем на куклу сарафан.

Ну, вернёмся же к нашей кукле, Кормилице и Берегине. Берем хлопковую или ситцевую ткань яркой расцветки, например ту, которой мы грудь "одевали", отрываем широкую полосу. Прикладываем к кукле изнаночной стороной наверх. Прямо под грудью туго повязываем нитку.

Опускаем "юбку" вниз, открывая верхнюю часть туловища. Сарафан готов!  

kukla.jpg

5. Сделаем передник.

Для передника выбираем подходящую по расцветке плотную ткань, кружево или часть широкой тесёмки. На ткани можно сделать вышивку, которая была необходимой деталью костюма. Главное помнить, что символы в узоре всегда играли очень важную роль. Они обозначали солнце, воду, землю, животных и проч. и символизировали связь человека с природой, богатый урожай, долгую жизнь и т.д.

Выполнялась вышивка в основном красными нитками разных оттенков. Напомним, что этому цвету придавалась особое значение - "обережное". Мы решили для передника выбрать изящное просто кружево, которое также привязали к телу куклы ниткой.

kukla.jpg

6. Повяжем ситцевый платок. 

Последним штрихом повяжем кукле платочек, подвязав его под подбородком и завязав сзади на узел.

kukla.jpg

7. А теперь добавим маленьких куколок-Пеленашек.

Куклу – пеленашку изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, чтобы с родным, домашним материалом передать частичку жизненной силы и тепла младенцу. Еще до рождения малыша куклу клали в колыбель, чтобы «обжить» и «согреть» её, сделать уютной для маленького человечка.

Пеленашка несет на себе основные признаки человека: тело, голову и центр жизненной силы - пупок. В этом месте куклу перевязывали ниткой с узлом спереди. На голову куколке надевали платочек, а тело пеленали привычным способом, туго перевязав крест-накрест красной ниткой-свивальником, защищая таким образом от злых духов.

kukla.jpg

8. Скрутим нашу куклу-Берегиню с куколками-Пеленашками. 

Для этого разместим наших куколок-Пеленашек по обе стороны от груди матери. Туго привяжем малышей прямо под грудью, пропустив нитку под свивальник. Вот и готова наша кукла-оберег! 

kukla.jpg

http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/451,1022

 

www.velvet.by

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма

Наряд моих кукол Белоруссок состоит из следующих элементов:

- кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой,

- спадница - клетчатая юбка из шерсти красного тона,

- фартук, украшенный полосами из тесьмы геометрического узора,

- гарсет – жилет, также украшенный геометрической вышивкой и тесьмой,

- на голове у куклы - девичья повязка, украшенная тесьмой, бантами и белой ажурной лентой сзади.

 Мои куклы в белорусском народном костюме:

1.

народная кукла

авторская кукла

2.

белорусский костюм

белоруссия

3.

белорусска

народный костюм

4.

Костюмы, послужившие примером моему белорусскому костюму.:

Народные костюмы любой страны являются прямым отражением его истории.Традиционный народный костюм – это не просто предметы одежды, которые можно надевать по своему усмотрению, это исторические артефакты, изучая которые, можно прийти к лучшему пониманию условий жизни, культурных ценностей, этнических особенностей наших предков.

Первые упоминания о белорусском народном костюме появляются в начале первой половины X века. Они достаточно нечеткие и имеют фрагментарный характер, однако археологические раскопки позволили воссоздать сам «строй», именно так еще называется ансамбль национальной одежды, и соотнести летописные сведения о требованиях тех времен к мужскому и женскому костюму в их различных вариантах, в зависимости от происхождения человека, его социального статуса, вида деятельности, региона (насчитывается около 30 вариаций костюма, соотносимых с определенной местностью), места проживания (город или село), возраста, семейных отличий.

Окончательно классический вид белорусского традиционного костюма закрепился лишь в начале 20 века. Следует также учитывать тот факт, что белорусский национальный костюм, используемый горожанами, не просто отличался от сельского варианта, но имел характерные признаки ярко выраженного влияния европейской моды. Именно поэтому принято считать образцом национального костюма Беларуси костюм сельчанина, как сохранивший черты подлинной самобытности и самоидентификации.

Особенности

Комплекс одежды белорусского национального костюма возник в далекое от нас средневековье, постепенно формируясь под влиянием сразу нескольких «соседних» культур: русской, украинской, литовской, польской, сохранив, однако черты, присущие только белорусскому народу: доминирующий белый цвет (благодаря которому, как говорят, белорусы и получили свое этническое наименование).

Декор в виде полос, сложный многовидовой орнамент, имеющий характерные особенности в каждом из шести регионов Беларуси, которые в свою очередь, делились на конкретные местности, также вносившие свою лепту в формирование самобытности национального костюма.

Характерным элементом украшения одежды являлась яркая вышивка, в которой преобладали геометрические узоры, а затем прочно вошли в обиход и растительные мотивы. Как правило, для вышивки покупалась красная пряжа, иногда специально дополнительно подкрашиваемая для достижения более насыщенных и глубоких оттенков. В отдельных случаях, например, для расшивания головных узоров и при наличии должного достатка обладательницы применялись серебряные или золотые нити.

Орнаментальный узор как бы переходил с одной детали одежды на другую, создавая тем самым единую композицию.

Женская одежда, даже повседневная, отличалась значительно большим количеством различных вариантов: кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой (имелось три вида кашуль, отличающихся кроем), спадница - юбка (нескольких видов, отличающихся тканью (сукно, шерсть), покроем (андарак, понева, летник, саян), цветом, узором (красные, зелено-синие, клетчатые, полосатые), фартук (являлся обязательной деталью гардероба), гарсет – жилет из ситцевой ткани, бархата, а у состоятельных женщин – из парчи (также украшенный роскошной вышивкой, бисером, разноцветной тесьмой, аппликациями).

 

Головные женские уборы также были разнообразными – девушкам полагались венки или разноцветные ленты, макушка при этом оставалась непокрытой. Замужние обязаны были убирать волосы под чепец, поверх которого повязывался платок или намитка (наметка). В некоторых регионах можно было увидеть и кичку – рогатистый женский головной убор, характерный для большинства славянских народностей. Женская обувь  – лапти, чаравики (кожаные башмачки), сапожки, валенки.  Праздничная: этот вид национального костюма отличался от повседневного лишь яркостью, пышностью декоративной вышивки, более тонкими и богатыми тканями, используемыми для его пошива, и выбором обуви – если позволяла возможность, то по праздникам вместо лаптей надевалась кожаная обувь. К женскому костюму в праздничные дни добавлялись разнообразные нарядные аксессуары: кольца, браслеты, подвески, стеклянные бусы, заушницы (аналог современных серег), поясные пряжки, фибулы (застежки). Яркой отличительной особенностью женского белорусского костюма является намитка – головной убор, знаменующий становление девушки женщиной в свадебном обряде.  Этот старинный белорусский головной убор представлял собой длинный отрез ткани,который навивался поверх легкого деревянного обруча, надеваемого на голову. Несмотря на его простоту, женщины ухитрялись повязывать намитку самыми разнообразными способами, характерными не просто для каждого региона, а даже для каждого села. Намитки шились из тонких дорогих тканей и украшались кружевом, богатой вышивкой.

www.livemaster.ru

В Дрибине показали традиционные белорусские обереги из ниток и ткани

В Коровчинском доме ремесел мастерицы хранят и передают секреты изготовления кукол-оберегов. Их можно было увидеть во время "Дрибинских торжков".

Тяжело найти человека, в доме которого не было бы сувениров. Что-то мы привозим из поездок, что-то дарят друзья, что-то просто вешаем "от сглаза" или "на удачу". А если заглянуть в недавнее прошлое Беларуси, то мы обнаружим, что на любые случаи жизни наши предки создавали своими руками из подручных материалов обереги с особой энергетикой.

О значениях кукол-талисманов рассказала Валентина Викторовна Моисеева, методист Дома ремесел деревни Коровчино Дрибинского района.

Образ жизни в Беларуси в древние времени во многом зависел от поры года, урожая, природных условий – некоторые обереги олицетворяют именно это.

"Зерновушка" – очень важный символ среди всех, это символ хлеба. Внутри этой куклы – зерно. Под праздник Покрова, когда уже закончен сбор урожая, наши земляки собирали зерно в мешочек, декорировали его таким образом и ставили в доме под образами. "Зерновушки" оберегали семью от голода и помогали пережить зиму. Весной самым первым в землю шло зерно из прошлогодней "зерновушки", а в конце года делали новую.

А это – "мартинички". Эти две фигурки плели в марте из красных и белых ниток. Они символизируют смену сезонов с зимы на весну, победу солнца, новый сезон урожая.

Конечно, здоровье всегда было одной из главных ценностей белорусов, а уж если человек заболевал, использовали все средства. Например, есть кукла "на здоровье". Ее плели для заболевшего человека из белых и красных ниток, обязательно льняных, и клали в его кровать. Считалось, что она забирает в себя болезнь, плохую энергию. Когда человек выздоравливал, куклу сжигали.

У "падарожніцы" в руках узелок. Ее брали с собой в дорогу как оберег от любой беды.

У куклы "на счастье" – длинная коса. Считалось, что чем она длиннее, тем больше счастье, поэтому косы у всех таких куколок очень длинные.

Ну, а другая ценность – это семья. Ее создание – большой шаг во взрослую жизнь для молодой пары, и на этот случай тоже были свои фигурки.

Эта куколка в виде фигуристой женщины – "капустка". Она использовалась как элемент игры – проверки жениха на готовность к свадьбе. Она вручалась парню, а он должен был залезть под все одежки и порассматривать тело куклы – на своем ли месте все самое важное.

Когда жених и невеста к свадьбе готовы, на сам праздник им дарили такую пару. Свадебные куклы – это молодые в нарядной, праздничной одежде, а с ними и детки. Что интересно, у фигурок одна общая рука, как символ того, что со дня свадьбы они будут идти по жизни только вместе.

Эта кукла – символ богатства и плодородия. Очевидно, изображает замужнюю женщину с детьми. Дети, семья – главное богатство наших земляков.

Когда в семье появлялись дети, их защищали от злых глаз и болезней "пеленашки" – фигурки младенцев. Такую фигурку клали в люльку новорожденному. Предназначение такое же, как и у куклы "на здоровье" – чтобы ни сглаз, ни болезнь не коснулись ребенка, а перешли на "пеленашку".

Есть на Дрибинщине и свой легендарный мастер. Эти две фигурки – один и тот же человек, Дрипша, местный умелец. На первой фигурке он изображен бедным, простым человеком, в небогатой одежде, в лаптях. Так он жил до того, как стал заниматься шаповальством, промыслом, что теперь – визитная карточка Дрибинщины. А уже вторая фигурка – валенки, хорошая одежда, да и жизнь наверняка наладилась, во всем помогло шаповальство. На эмблеме "Дрибинских торжков", кстати, тоже изображены валенки.

Вот такие замечательные традиционные фигурки изготавливают в Коровчино.

Предки наши в своих оберегах воплощали житейскую мудрость и простые ценности, которые никогда не утратят актуальность. А такие фигурки (их можно легко сделать дома из подручных материалов) хранят тепло наших рук и просто радуют глаз. И дело не столько в магической силе, сколько в доброй энергетике таких вещей. А за советом и подробным объяснением всегда можно обратиться к мастерицам с Дрибинщины.

Александра Перелайко

horki.info

чудесные куклы Янины Юревич и Надежды Сойко – Ярмарка Мастеров

В одной из папок я бережно храню виртуальную коллекцию  кукол белорусских художников Юревич Янины  и Сойко Надежды

Обе они — выпускницы Белорусского государственного университета культуры (отделение Народные ремёсла) и уже много лет работают в творческом тандеме, специализируясь на  изготовлении сувенирных и интерьерных кукол. Постоянная экспозиция их кукол и игрушек из пластика, керамики и текстиля располагается  в Минске — в артгалерее Балаганчик, что находится в троицком предместье — старой части города, уцелевшей от бомбежки.

Надежда Сойко, художник-кукольник:«Сначала возникает идея, которую мы сразу же переносим на бумагу, получается простой эскиз. В голове сразу же продумывается, из чего он будет состоять. Голова, ручки и ножки у нас керамические. Это трудоемкий процесс, потом сушим и обжигаем, параллельно готовятся костюмы из ткани. Потом собирается сама кукла: волосики, ручки, ножки, все пришивается. Для нас все куклы добрые, мы стараемся, чтобы они приносили позитивные эмоции. Мой любимый образ — баба Яга. Во многих странах баба Яга — очень хороший символ. В Италии это символ женского счастья, хранитель домашнего очага. Она сор из избы выметает, ей приписывают много функций.»

Мне довелось познакомиться лично с Надеждой на одной из выставок. Не было посетителя, который прошел бы мимо  их стенда, не задержавшись. Забавные ангелочки, растопырив свои тонюсенькие ручонки, буквально разлетались направо и налево.

народные куклы

И зачем нам иствикские ведьмы? У нас своих хватает!

авторские куклы

Закадычные подружки:

творческая студия

А вот деффчонки устроили небольшой девишник:

еремчук ирина

Ну чем не ангел?

творческий тандем

Очаровательное семейство:

Говорят, что когда женщине подрезают крылья, она пересаживается на метлу... ну, или на другой вид транспорта.

Ведьмочки, феечки — они прочно обосновались в мире людей... в образе кукол.

Каждая фея отвечает за определенную эмоцию, поэтому их очень много и все они разные.

Феи нежности:

Феи цветов:

Весенние феи:

Помощницы в рукоделии:

И заядлые кофеманки:

И даже музыкальные:

Эти прелестные создания уже достаточно популярны не только в Белоруссии, но и далеко за ее пределами. Главным образом благодаря выставкам.

Подружки-веселушки:

А вот таких колоритных дам покупают мужчины в подарок своим избранницам.

Создают девушки не только кукол-девочек, но и кукол-мальчиков. Надо сказать, весьма колоритных мущин :)

А вот такая воздушная композиция радует меня в моей мастерской:

Другие персонажы Янины и Надежды не менее колоритны.

На самом деле, это не все куклы которых создали Надежда и Янина. Их гораздо больше и кто-то наверняка встречал их и на просторах интернета, и в магазинах авторских работ. А те, кто уже знаком с этими талантливыми художниками, наверняка получили удовольствие (ну, я на это сильно надеюсь) от просмотра фотографий, потому как впервые публикую их в широком доступе.

www.livemaster.ru

Народные (тряпичные) куклы | Таямнiцы майстэрства

. Прежде всего, мастера определяются, к какому периоду времени отнести создаваемые народные куклы. Относительно выбранного периода ремесленник выстраивает характер куклы, соответственно начинает создавать задумку одной куклы либо миниатюры. Помимо выбранного характера и временного отрезка, не следует забывать, что куклы – это отражение реальности либо умозаключений людей. Недаром у наших предков существовали куклы, оберегавшие от нечистой силы, позволяющие успешно выйти замуж, гарантирующие счастливую семью. Многие куклы изначально создавались накануне обрядов.

Не следует забывать и про специфику костюма народной куклы. Она облачается в традиционные для выбранного периода и характера одежды, принимает надлежащее выражение лица. Народные куклы – это работа, созданная своими руками, именно поэтому с течением времени она приобретают все большую популярность.

Помимо обрядовых оберегов, народные куклы зачастую отражают сказочных персонажей из самых древних известных сказок. Такие персонажи создаются, чтобы у людей была возможность выразить свои мысли, чувства, дать выход собственному воображению.

В Беларуси доныне создаются народные куклы, поскольку мастера хотят отразить богатую событиями, характерами, самобытностью и культурой жизнь народа и придать ей свое очарование. На сегодняшний день белорусские мастера с радостью изображают наших предков, их национальные костюмы, сказочных персонажей, соответствующих эпохе.

Создание народных кукол – очень интересное искусство, так как оно не просто отражает умения автора, но и при надлежащем исполнении переносит нас в культуры других народов, наших предков, отражает интересные события в жизни людей. Путем изготовления обрядовых кукол, мы также можем узнать, какие интересы были у наших предков, что они любили, чего боялись, каким ценностям следовали.

Для того чтобы в полной мере понять и принять искусство создания народных кукол, стоит увидеть их своими глазами, посмотреть как мастера их выполняют и зачем создают на фестивале-ярмарке «Таямнiцы майстэрства».Мастер класс по изготовлению тряпичной куклы Северная берегиня

Мастер класс по изготовлению тряпичной куклы

crafts.by