Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Напевы волжских узоров: история татарского орнамента. Узор татарский


Татарский орнамент как проявление культуры

Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия. По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.татарский орнамент

Виды орнамента и типы мотивов

Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.татарский национальный орнамент

Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.татарский орнамент тюльпан

В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.

Геометрический и зооморфный мотивы

Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.

Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке - цветочные, расположенные с геометрической точностью.

Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности. Приемы передачи задумки мастера

Прежде всего стоит обратить внимание на то, как используется в татарском орнаменте тюльпан. Он представлен в виде остроконечного трилистника с различной степенью изгиба. Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу».

На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).татарские узоры и орнаменты

Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.

Значение тюльпана в культуре и орнаменте

У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана.

Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.

Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.

fb.ru

Напевы волжских узоров: история татарского орнамента

Напевы волжских узоров...

Напевы волжских узоров...

Орнамент – красивый рассказчик. Вглядитесь в него, и он расскажет о своём крае и времени, когда родился, о своём народе и событиях, которые пережил вместе с ним.

Давайте изучим наш орнамент – татарский – вместе с Гузелью Фуадовной Валеевой-Сулеймановой, доктором искусствоведения, главным научным сотрудником Института истории им.Ш.Марджани АН РТ, профессором Казанского архитектурно-строительного университета.

Напевы волжских узоров: история татарского орнамента

– Гузель Фуадовна, чем интересна история татарского узора?

Орнамент – это узор, который украшает изделия и предметы различных форм и размеров – от ювелирных украшений до архитектурных строений. Орнамент многолик и многообразен. Это универсальный вид искусства.

Татарский орнамент складывался тысячелетиями, начиная с эпохи древнетюркских каганатов и даже раньше – с первобытной эпохи. Он прошел очень долгий путь развития. В нем всегда отражались природа и символически значимые для человека предметы, образы.

Поэтому, если взять древний орнамент, то мы сможем увидеть в нём окружающий мир, природные явления, характерные для далеких предков татар, проживавших на Алтае, в Центральной и Южной Азии. Так, к узорам, имеющим древнее происхождение надо отнести мотив лотоса, розетки, сердцеобразный, пальметты (стилизованное изображение листьев пальмы). Последний мотив, в зависимости от трактовки, связан и с восточноазиатским искусством и с искусством гуннов и с искусством древней Греции. Влияние греческой культуры ощутила на себе Великая Болгария, занимавшая территорию Крыма и Приазовья с их греческими колониями.

Напевы волжских узоров: история татарского орнамента

Появление мотива лотоса можно объяснить проживанием наших предков на территориях Дальнего Востока, Центральной и Передней Азии. Примечательно, что комбинация мотивов пальметты восточноазиатского характера и лотоса встречается среди тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья только в орнаменте казанских татар

После того, как предки татар оказались на территории Волго-Камья, в орнаменте появились новые мотивы. Они связаны с флорой и фауной данного региона. В домонгольский период Волжской Булгарии популярными в орнаменте были стилизованные изображения, лося, лисицы, куницы, сокола и др. Часто встречаются узоры из мотивов полевых цветов: ромашки, колокольчики, незабудки, маки и др. Сохраняются и узоры, связанные со степной культурой, такие, как мотив тюльпан, куст караганника, изображения диких гусей и т.д. 

В эпоху Золотой Орды в орнаменте отражается влияние монгольского и китайского искусств, например, появляются облаковидные мотивы, мотив плетенки, в новой трактовке можно увидеть изображение лотоса. Чаще встречаются мотивы, отображающие чужеземных животных – льва, павлина, косули и др., популярными становятся фантастические мотивы – драконы, сфинксы, двуглавые птицы. В состав Золотой Орды, как известно, входило немало племен – предков нынешних тюркских народов: кыпчаки, огузы и др. Такое смешение культур оказало своё влияние на орнамент казанских и в целом поволжских татар.

Напевы волжских узоров: история татарского орнамента

В эпоху Казанского ханства на татарское орнаментальное искусство сильно влияют турецкая и иранская культуры. Так, орнамент пополняется мотивами из репертуара садовых цветов – георгинов, астр, маков, пионов и других, которые были популярными в узорах привозных восточных тканей.

Завоевание Казанского ханства и включение его в состав Российского государства оказало сильное влияние на специфику татарского узоротворчества. Русское искусство в основе своей было религиозным, христианским. Что касается русского орнамента, то он, и по сей день, имеет изобразительную основу, связанную со стремлением реалистичной передачи тех или иных образов.

У татар же, со времени принятия Ислама, орнамент имеет условно-декоративную, абстрактную символическую и иногда метафорическую основу. В нём нет изобразительной реалистической трактовки образов. Речь идет о другом мышлении в искусстве, которое находится в рамках мусульманского художественного мировоззрения, связанного с эстетической доктриной ислама.

Если вернуться к татарам, оказавшимся в составе русского государства, то были и периоды насильственного крещения. Татарская община противилась ему и пыталась защитить себя даже на уровне изобразительного языка искусства. В этот период были усилены запреты на изображения живых существ и исчезают мотивы, имеющие в основе изображение креста. Татарские вышивальщицы не вышивали крестиком (кроме татар крещеных), и эта техника вышивки распространяется среди них лишь в 1960-е гг.

В итоге, мы больше увидим влияние татарского орнамента в русском искусстве, нежели наоборот.

– А арабские геометрические мотивы?

Так называемые арабески и гирихи – это те виды узоров, которые были изобретены арабами в сфере орнамента. Они стали всеобщими для мусульманского искусства и встречаются в творчестве почти всех мусульманских народов. Гирихи и арабесковый орнамент украшали архитектурные памятники г. Булгара, их можно увидеть на археологических фрагментах от исчезнувших ханских зданий Казанского кремля.

Напевы волжских узоров: история татарского орнамента

Геометрические композиции в виде гириха и сложное переплетение геометрических и растительных узоров в арабесковом орнаменте получили распространение в средневековой монументальной архитектуре ислама. А у татар, с завоеванием Казанского ханства, монументальная архитектура, как вид архитектуры, связанный с господствующим классом, перестала развиваться. Она возрождается в конце XIX в., в связи с указами императрицы Екатерины II, разрешившей татарам строить каменные мечети и дома знати.

– В какой форме орнамент присутствует в жизни сегодня?

Сейчас татарский орнамент возрождается в творчестве современных профессиональных художников и народных мастеров, художников-любителей. Его можно увидеть и на некоторых монументальных зданиях в Казани и других городах республики, в пространственно-предметной и бытовой среде. Орнамент украшает предметы интерьера: шамаили, ляухэ, настенные тарелки, декоративную керамику; обрядовые и бытовые предметы – намазлыки, полотенца, скатерти, подносы, шкатулки и др.; элементы костюма (платья, жилетки, головные уборы, обувь).

Напевы волжских узоров: история татарского орнамента

Кто-то индивидуально, кто-то небольшими цехами занимается моделированием и пошивом одежды и ее составных частей в татарском стиле. Для желающих, есть возможность заказать и печатное нанесение на одежду татарского узора. Есть мастерицы, вышивающие узоры татарского орнамента и работающие и с канителью, и с золотными нитями. Популярен орнамент в изделиях из дерева и керамики, особенно в настенных тарелках, в ювелирных украшениях. Мастера-ювелиры, работающих в технике популярной для татар ажурной филиграни, с использованием драгоценных камней, выбирают для своих изделий старинные орнаментальные формы...

Продолжение следует.

Беседовала Гузель Ибрагимова

* авторские права защищены

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Татарский орнамент

Пример татарского орнамента

Пример татарского орнамента

Как и любой народ, татары имеют древнюю и интересную культуру. Все события, уклад жизни, верования находят свое отражение в творчестве. Так как татарская история насчитывает множество столетий, ее проявления в реальной жизни весьма своеобразны. Обособленность народа от обитавших рядом представителей иных народов не могла не наложить отпечаток на татарский орнамент.

Применяли его с давних времен для украшения домов, предметов мебели, посуды, одежды.

Татарский орнамент имеет несколько типов ключевых элементов. Это геометрические, растительные и зооморфные мотивы. В целом, все детали орнамента подвержены влиянию земледелия в большей степени, чем животноводства.

Самым широко используемым и распространенным является цветочно-растительный орнамент. Он встречается в наиболее разнообразных сферах жизни татар. Цветовая гамма такого орнамента очень богатая и хорошо продуманная. Стилизованные мотивы расположены в определенном последовательном порядке. Каждый из них имеет свое особенное значение.

Мотивы с изображением животных используются достаточно мало, но заметить их можно, хоть и с трудом. Такое отношение к данным символам объясняется требованиями религии.

Геометрический орнамент также редко можно обнаружить как самостоятельный узор. Чаще он играет роль дополнения к растительным и цветочным орнаментам.

Как и в традиционном орнаменте любого другого народа, в узорах татар каждый символ имеет свое значение. Одним из важнейших изображений в татарском орнаменте является тюльпан. Он является символом возрождения и присутствует даже на флаге республики. Кроме того, по религиозным воззрениям мусульман, тюльпан ассоциируется с именем Аллаха (название растения состоит из тех же букв, что и имя бога на арабском языке). Именно потому тюльпан является любимым элементом многих мастеров. Изображаться он может самыми различными способами.

Ранее орнамент использовался повсеместно. Девушки вышивали элементы на своих платьях и другой одежде, мастера украшали посуду и предметы быта. В настоящее время использование узоров также широко распространено. Используются они в качестве дополнения к каким – либо предметам, либо как самостоятельная деталь украшения помещений – всевозможные фрески на стенах, посуда с символическими рисунками, и современная одежда с элементами орнамента - всегда будут притягивать внимание и радовать глаз.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Татарские орнаменты

Татарские орнаменты и искусство шамаиля

Каждая татарская женщина и девушка с самого детства обучалась искусству вышивания. Именно благодаря этому, татарские орнаменты приобрели такую популярность и широкую известность. Каждое изделие, будь то одежда, предметы обихода или украшения, были отмечены орнаментом.

Как и в каждой культуре, татарский узор представляет собой символическое и стилизованное изображение различных растений, животных и геометрических фигур, которые использовались в определенном, специальном порядке, и с определенной целью.

Существовал целый ряд изображений и фигур, которые являются символичными для татар. Их использование в орнаменте было предопределено развитие и становлением народности, всеми переменами, происходящими на территории нынешней республики.

В современном искусстве татарский орнамент раскрывается как особый язык, который выражает мировоззрение народа. Очень хорошо просматривается влияние ислама на формирование орнамента и его отражение в творчестве нынешних художников.

Орнамент, как уже было сказано выше, тесно связан с исламом. Потому сегодня большинство выставок народного творчества проходят в мечетях Татарстана.

По мнению многих современных критиков, значение татарского орнамента теряет свои позиции и значение. Нынешняя молодежь не стремится к познанию символов и значений, используемых в орнаментах. Хотя многие из них использовались не только для украшения, но и как своеобразные символические обереги от злых духов.

Татарский орнамент за свою историю претерпел немало изменений. Так, сначала появился тюркский узор, в котором употреблялись рисунки растений и животных. После принятия ислама они изменили свою очевидную форму и стали использоваться в виде знаков. Достаточно широко употребляются арабеска – это сочетание в орнаменте растительных и геометрических символов. Часто встречается элемент дерево, который символизирует Древо жизни.

В настоящий момент времени можно говорить о том, что татарский орнамент развивается, хотя он имеет многовековую историю.

Важным моментом считается искусство шамаиля. Это символ духовности, спасения души. Шамаилисты развиваются, постоянно совершенствуются. Об этом свидетельствуют умельцы каллиграфии, которые проходят курсы у мастеров шамаиля. Наличие галереи шамаилистов в главнейшей мечети Республики Татарстан – «Кул Шарифе» - свидетельствует об активном движении вперед данного направления.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Татарский народный орнамент в вышивке

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

г. Анжеро-Судженск

Татарский народный орнамент в вышивке

Работа на XV Областную конференцию

«Живи, Кузнецкая земля!»

Номинация: Этнография

Авторы: Аникеева Ксения Вадимовна,

ул. Чередниченко, 7-1,

Загорнова Арина Андреевна,

ул. Социалистическая,1-3

обучающиеся 7 «А» класса МОУ «СОШ № 20»

г. Анжеро-Судженска

Руководитель:

Августан Ирина Алексеевна,

учитель технологии высшей

квалификационной категории МОУ «СОШ №20»,

ул. Мира, 2-19

Анжеро-Судженск 2008

Содержание

Введение. 3

Орнамент - своеобразный почерк народа. 5

Виды орнаментов татарской вышивки. 8

Вышивка салфеток. 13

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Приложение 1 . Коврик для молитв. 17

Приложение 2. Обувь татарских женщин. 19

Приложение 3. Вышитые головные уборы из фонда городского музея. 20

Приложение 4. Вышитые полотенца из фонда городского музея. 20

Приложение 5 Аксанова Сара и ее изделие. 21

Приложение 6. Вышитые изделия Бакировой Нураньи Абунагировны. 22

В нашем городе проживают люди различных национальностей: украинцы, немцы, белорусы, русские и в том числе татары, население которых в городе составляет более пяти тысяч. Настоящая история татар в Сибири начинается только со времен великого Чингиз-хана, который возглавлял этот народ в начале 13 столетия после Рождества Христова. Декоративно-прикладное творчество татар очень разнообразно и своими корнями уходит в глубокое историческое прошлое. Поэтому нам стало интересно узнать самим и познакомить молодое поколение нашего города с одним из видов декоративно-прикладного искусства татарского народа – вышивкой.

Татарский народный орнамент в вышивке представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства. Орнамент татарского народа складывался в результате длительного процесса его исторического развития и широкого взаимообщения с соседними и дальними народами. Сложные условия этнического формирования народа обусловили общность многих видов его искусства с искусством соседних народов, а также с искусством народов Востока. Каждая эпоха в жизни народа накладывала определенный отпечаток на его изобразительное искусство, орнамент, его стиль.

Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. Наряду с художественно-этническими сторонами в орнаменте довольно ярко проявляются особенности быта, хозяйственной деятельности и идеологии народа, та историческая среда, которая в различные эпохи вносила в него различные напластования. По своему характеру татарский орнамент глубоко связан с древней земледельческой культурой. Начало, которой было положено еще задолго до образования Волжской Булгарии. Однако в отдельных его проявлениях ощущаются и весьма древние корни, уходящие к отдаленной скотоводческой культуре кочевых предков казанских татар.

В современных условиях, девушки мало занимаются декоративным творчеством. У молодого поколения возникают другие интересы, но всегда нужно помнить об истории не только своего народа, но и тех, кто живет рядом с нами, истории, которая базируется на глубокой взаимосвязи с природой и бытом народа.

Цель: Выполнение татарского народного орнамента на салфетке.

Задачи:

1.Изучить литературу по татарскому народному орнаменту в вышивке.

2. Ознакомиться с вышитыми изделиями в городском музее.

3. Вышить салфетки с татарским орнаментом.

Вышивка - один из древнейших и популярных видов женского изобразительного искусства. По мнению профессора Н.Воробьева, этот вид искусства был связан с затворничеством женщин, которые редко выходили из дому и свой досуг использовали для рукоделия. Вышивать умели молодые и старые женщины всех социальных прослоек города и деревни. Мастерицы долгими зимними вечерами создавали нарядные и жизнерадостные узоры с применением разнообразных мотивов и цветочных сочетаний. В отличие от русских, украинцев, мари и других народов татары не применяли вышивку в одежде, но украшали предметы бытового назначения: полотенца, салфетки, скатерти, покрывала и оконные занавески, намазлыки (коврики для молитв)( Приложение 1). Расшивалась и обувь – сапожки ( ичиги), туфли ( Приложение 2), а также головные уборы – калфаки, калфачки, эрпеки (головные покрывала), тюбитейки. В фондах городского музея имеются два женских головных убора - калфаки. Один расшит жемчугом по синему бархату ( АКМ о.ф. № 15868, ВТ № 446). Передала его Биктимирова Назифа. Калфак расшивала еще ее мама в начале 20 века. Второй калфак расшит жемчугом по коричневому бархату (АКМ о.ф. № 3187, ВТ № 1090). Принадлежал он Гарифьяновой Зульфии, 1897 г.р., репрессированные из Башкирии в 1931 году. Передала его, ее внучка Позднеева Земфира (Приложение 3 ). Для изготовления мужских и женских головных уборов использовался вельвет и бархат. В украшениях головных уборов применялся цветной и белый бисер, а также поддельный жемчуг. Расшивка бисером и поддельным жемчугом велась как по контуру, так и в заполнении узоров. Наиболее богато расшитые калфаки, тюбитейки украшались витыми металлическими спиралями, золотой бахрамой, кистями, блестками. Узоры, используемые в тамбурной и золотошвейной вышивках, отличаются большим разнообразием мотивов и обилием их вариаций. Узоры имеют четкость и контурность. Тамбурные узоры в вышивках татар оказали значительное влияние на орнамент башкир, чувашей, удмуртов и узбеков. В женских платьях иногда расшивались оборки. Большая часть этих вещей связана с оформлением интерьера. Обстановка и убранство татарского дома имело ряд особенностей. Дом не принято было делить на комнаты, а также загружать лишней мебелью, поэтому появились искусно вышитые занавески и пологи. Особенно красочным дом становился во время свадебных торжеств - все украшалось вышитыми и ткаными изделиями новобрачной. Этот обычай, демонстрирующий трудолюбие и мастерство невесты, жив и сейчас в некоторых сельских местностях. Традиции народной вышивки сохраняются на селе также в связи с праздником сабантуй - молодые снохи дарят свои изделия победителям спортивных состязаний.Вышивка делалась обычно на ярком насыщенном материале - зеленом, желтом, фиолетовом, бордо. Вышивали крученым шелком, позолоченным или посеребряным шнуром, бисером, жемчугом. Большое значение уделялось орнаменту, который состоял из геометрических и растительных мотивов. В композиции цветущего сада, создаваемого мастерицами, можно было узнать красные маки и желтоглазые ромашки, тюльпаны и анютины глазки. Особой красотой славились казанские полотенца, вышитые тамбуром серебряно-золотой нитью по белому шелку.Широко распространено было также и узорное ткачество, также связанное с бытом и носившее характер домашнего ремесла. Орнамент обнаруживает сходство со среднеазиатскими и азербайджанскими ковровыми изделиями, тогда как цветовая структура (преобладание красного и различных его оттенков) не имеет аналогий. Орнамент вышивок XIX-XX вв. в своей основе состоит из растительных, геометрических и зооморфных мотивов. Все эти типы орнаментов берут свое начало в культуре отдаленных предков татар. Особенностью древнего орнамента является криволинейная трактовка узоров и мотивов, "исходящая в своей основе из техники аппликации, тамбура, мозаики". Большой удельный вес в татарской вышивке растительного орнамента, видимо, нужно объяснять древностью и популярностью тамбура. Влияние технического начала на характер орнамента подтверждают счетные и строчевые вышивки, в которых, наоборот, господствует геометрический орнамент, а узоры растительного, зооморфного происхождения сильно геометризованы. Такой рисунок мы увидели на полотенцах, хранящихся в музее (Приложение 4). В совершенствовании и закреплении цветочно-растительных мотивов в качестве традиционных для татарской народной вышивки сыграли свою роль исторические культурно-экономические взаимосвязи с народами Востока, Передней и Малой Азии. В татарском искусстве XIX-XX вв. растительный орнамент менее всего связан с древней символикой божественных сил природы, а обусловлен чисто художественными задачами отражения, прославления богатства, гармонии и красоты вечно живого растительного мира. Наблюдая природу, вдохновляемая ею, мастерица все же довольно редко воспроизводила реальные формы. Хотя, если сравнить вышивку с другими видами татарского народно-прикладного искусства, она выделяется наиболее реалистичной трактовкой цветочно-растительных мотивов. Как ни различны растительные орнаменты в вышивках других поволжских народов, до конца XIX века среди них почти не найти воспроизведений конкретных видов растений, тогда как в татарской это можно порою определить "с ботанической точностью". И тем не менее, растительные узоры и в татарской вышивке, как правило, собирательные образы. Более того, на одной ветке, на одном стебле фантазия художницы объединяет совершенно различные цветы, плоды и листья (с подобным сталкиваемся в композициях букетов). Но самое условное, обобщенное воспроизведение растительных образов, использование форм, которых никогда не знала реальная природа, не мешает впечатлению жизненности вышитых картин цветущих садов, пестрого разнотравья степей, лесов, полей.

mirznanii.com

Конспект занятия " Стилизованный татарский орнамент. Панно"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 1»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ

Тема: «Стилизованный татарский орнамент (панно из бумаги)»

Разработала: Матькова Е.П., педагог дополнительного образования

Ульяновск-2016

Тема: «Стилизованный татарский орнамент (панно из бумаги)».

Тип занятия: комбинированное.

Цель: создание условий, способствующих пробуждению интереса к истории родного края.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с названиями элементов татарского орнамента («тюльпан», «шиповник», «волна»);

  • активизировать речь детей в названии татарских национальных узорах.

  • закрепить знания учащихся по выполнению аппликации;

  • обучать детей выполнять панно в виде татарского орнамента способом накладной аппликации;

  • освоить приемы сложения предметов (узоров) из частей по образцу;

  • повторить правила безопасности при работе с ножницами, клеем.

Развивающие:

  • развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

  • развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации;

  • способствовать развитию художественного вкуса;

  • развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях уважение друг к другу, к людям другой национальности;

  • воспитывать интерес к истории татарского народа и его традициям

Методическое оснащение занятия: конспект занятия.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация образцов, иллюстраций, узоров), практические (демонстрация приёмов работы).

Материалы, инструменты, оборудование:

Образцы элементов панно, иллюстрации татарского национального орнамента, иллюстрации татарского национального костюма (платье, фартук, жилет, тюбетейка, калфак, сапоги), шаблоны национальных узоров («тюльпан», «колокольчик», «волна»), «письмо» цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, скотч, большая фото-рамка со стеклом, иллюстрации «Казанский кремль», «Чак-чак», «Флаг, герб Татарстана»).

Форма организации деятельности: групповая.

Ход занятия:

1. Организационный этап (приветствие, упражнение «Здравствуй, друг!)

2. Подготовительный этап (ведение в тему занятия).

- Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Что здесь написано никак не разберу, потому что написано не по-русски.

Но есть подсказка – картинки (Казанский кремль, чак-чак, национальный флаг Татарстана). Посмотрите на них внимательно. Если мы сможем отгадать, что на них изображено, то поймем, откуда пришло письмо и что в нём написано (ответы детей).

Переворачиваю каждое слово Исэнмесез, хормэтле иптэшлэр и читаю (Здравстуйте, дорогие друзья!) Молодцы! Отгадали!

Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живём? А как называется наш город? (ответы детей).

- Вы, наверное, знаете, что в нашем родном городе живут люди разных национальностей, которые имеют свой язык, культуру, свои танцы, песни, костюмы. (Русские, башкиры, чуваши, мордва, татары, украинцы).

- Сегодня мы поговорим с вами о татарской национальности, потому, что скоро у нас праздник, посвящённый татарскому народу.

- Что вы уже знаете о татарах? (ответы детей)

- Они живут в республике Татарстан, столица - город Казань. Они говорят на татарском языке, но многие говорят и на русском языке. У них есть особые национальные блюда - плов, беляши, чак-чак. На праздник татары надевают национальные костюмы. Женщины - платья, фартуки, жилеты, калфак. Мужчины - рубашки, широкие брюки, кожаные башмаки, тюбетейки.

3. Изучение нового учебного материала

- Сегодня мы познакомимся с татарским народным орнаментом. Ребята, что такое орнамент? (ответы детей). Орнамент - это украшение, узор. Им расписывают посуду, шкатулки, сундуки, расшивают полотенца, салфетки, скатерти, костюмы.

Я принесла вам образцы татарского орнамента. У татарского народа существует несколько видов орнамента. (Рассказ и демонстрация образцов).

«Цветочно-растительный». Мотивы волнообразных побегов, цветов тюльпана, ромашки, лотоса, фиалки. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, фартуки, головные уборы.

«Геометрический». Геометрические мотивы - линии, волны, зигзаги, спирали, ломаные линии. Применяется в украшении сельского жилища, ювелирных изделий.

«Зооморфный» Изображения голубей, уток, бабочек, лебедей, пчёл. Встречается в основном в резьбе по дереву.

- Основные цвета орнамента - зелёный, красный, жёлтый, синий, оранжевый.

- Сегодня мы сделаем вот такую коллективную работу (показываю панно).

Ребята, скажите мне, из чего состоит это панно? (из отдельных элементов) А из чего сделаны отдельные элементы – стилизованные узоры? (из бумаги). Как нужно делать такие красивые элементы? (вырезать из бумаги и наклеить на бумажные квадраты)

Когда вы всё сделаете, сложим их в одну большую картину-панно, она будет представлена на нашем празднике.

Физкультминутка:

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Руки подняли и покачали -

Это цветы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Так ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки отставим назад.

4. Практическая работа

Инструктаж.

У нас будет две команды «Тюльпан» и «Волна». Первая команда делает первый вид орнамента (стилизованный тюльпан), вторая - стилизованную волну. Посмотрим, какая команда справилась лучше.

Самостоятельная работа.

Раздаю детали. Открываем конверты. Рассматриваем узор и его элементы.

Из чего состоит этот узор? (Квадрат, тюльпан, овала с заострёнными углами) А этот? (Квадрат, волна и круг).

Вам нужно будет вырезать квадраты из цветной бумаги, и приклеить на них элементы стилизованного орнамента.

Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

Во время практической работы можно провести пальчиковую игру.

Пальчиковая игра «Цветок»

- У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении),

Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают раскрытый бутон)

Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).

К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть – нераскрывшийся цветок),

И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении)

До утра как птенчик (кисти рук положить под щёку – имитация сна).

Из каких элементов состоит этот узор? (цветок, листок)

- Как называется этот цветок? (Тюльпан)

- Какого цвета большой цветок? (красного) А маленький? (жёлтого)

- Какого цвета лепестки? (зелёного)

Во время работы показываю технику выполнения орнамента поэтапно. Дети выполняют коллективную работу. В ходе её выполнения оказываю помощь некоторым детям, подсказывая, направляя. Проговариваю вместе с детьми названия деталей. 

5. Контрольный этап

Текущий контроль. В процессе работы оказывается индивидуальная помощь.

6. Заключительная часть

- Ребята, мы с вами закончили работу. Все внимательно слушали и успешно справились с заданием.

- Понравилось ли вам занятие?

- Ребята, о каком народе Поволжья мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Кому было трудно справиться с работой?

Теперь давайте уберём свое рабочее место.

Приложение

Шаблон орнамента «Волна»

Шаблон узора «Тюльпан»

Шаблон узора «Пион»

multiurok.ru