Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Урок по изобразительному искусству на тему "Гжельская роспись". Техника росписи гжельской росписи


сказочное искусство в народном стиле

гжельГжель превращает обыкновенную посуду в произведение искусства

 

Что составляет истинное богатство народа? Конечно, это совершенно не материальные ценности, а традиции, история и народные промыслы. Одним из заглавных видов настоящего прикладного народного искусства русского народа является гжель — особая техника, которая традиционно представляет собой филигранную роспись на глиняных изделиях. Как и многие славянские промыслы, такое искусство рождает ассоциации с доброй сказкой. Сегодня Гжель — не только историческое достояние народа, но и самый масштабный центр по производству керамики.

 

Содержание материала

 

История искусства гжели

Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины. Первооткрывателями богатейшего глиняного месторождения стали аптекари. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из девственно-белой гжельской глины.

гжель -создание посуды Создание посуды из гжельской глины

 

Немногим позже наладилось и масштабное гончарное производство, которое насчитывает более четырехсот лет.

Название «гжель» происходит от слова «жечь». Есть версия, что изначально искусство именовалось «жгель», а после, в результате перестановки букв для собственного удовольствия, люди стали называть ее гжелью.

На самом деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе. Первое упоминание региона датируется далеким 1320 годом.

гжель- музейные экспонатыЧасть изделий старинных гжельских мастеров сейчас стала музейными экспонатами

 

Живописная природа, богатые леса, витиеватые ленты рек, гладь полей вдохновляли народ, живущий в округе на творчество. Издавна местность славилась умельцами, как говорится, на все руки. В районе Гжели изготавливали не только горшки и плошки, но также черепицу, разнообразные изразцы и даже детские игрушки.

гжель- современные игрушки-фигурки
Современные мастера создают такие вот оригинальные игрушки-фигурки

 

К началу восемнадцатого века люди заговорили о керамических изделиях невероятной красоты, расписанных особым способом, доселе невиданным. Так появились первые упоминания о гжели — оригинальном и самобытном художественном искусстве. Постепенно мелкие кустарные артели по производству керамических изделий в русском народном стиле трансформировались в большие предприятия. Неизменно остается главное правило: работа выполняется только вручную.

гжель-изысканная гжельская роспись Появление изысканной гжельской росписи вызвало настоящий фурор

 

посуда гжельПосуда расписанная гжелью стала появляться в богатых домах

 

Характерные черты росписи

Многие считают, что русское художественное искусство не наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете, тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде.

Характерные черты росписи следующие:

  • глазурирование поверхности;
  • снежно-белый фон;
  • узор, выполненный в синих или голубых тонах;
  • сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
  • неизменно ручная работа.
гжель-чайный сервизИзделия, украшенные гжелью легко узнаваемы

 

Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник.

гжель- статуэтка
Статуэтка украшенная классической гжелью

 

Именно ручная работа превозносит каждое изделие в такой технике в ранг народного шедевра. Считается, что найти совершенно одинаковую гжель просто невозможно, поэтому изделие всегда эксклюзивно!

гжель-чайный сервизДаже относительно простой рисунок смотрится просто шикарно

 

Как расписывают гжель

Техника выполнения рисунка достаточно сложная и требует определенного мастерства. К росписи керамического изделия художник приступает сразу после обжига. Древнерусские промыслы многолики и по сей день существует немало тайн и секретов. Первая роспись в стилистике гжели называлась майоликой. Она расписывалась «пятицветкой»: основой являлась белоснежная эмаль, на которую наносился рисунок.

гжель-черепаха
Сувенирная черепаха украшенная русской майоликой

 

майоликаТакая роспись использовалась и в интерьере

 

Остальные цвета для древнерусской росписи получали из солей: зелень получали из соли меди, желтый оттенок — из соли сурьмы, вишневый цвет давал марганец, а синий — кобальт. Позже от такой техники отошли, ей на смену пришел привычный и сегодня рисунок кобальтово-синего цвета на белом фоне.

гжель-два цветаДаже двух цветов оказалось достаточно для того, чтобы создавать произведения народного искусства

 

В современном производстве уникальный узор сначала продумывается, а после уже переносится на само изделие. В давние времена народные умельцы рисовали, как говорится, от души, придумывая орнамент прямо во время работы, ежеминутно дополняя его новыми мотивами и деталями. Для росписи понадобится немного: шпатель, кисти и баночка с окисью кобальта, который и дает тот самый неповторимый синий оттенок.

гжель-сложная композицияПри создании столь сложной композиции без предварительной прорисовки не обойтись

 

Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига.

гжель-посуда до термической обработкиДо термической обработки изделия с гжелью выглядят совсем невзрачно

 

Технология следующая: сначала выполняется роспись, после чего изделие окунается в подготовленную глазурь, далее снова обжигается в печи. Почему же тогда каждый рисунок играет всеми оттенками синего? Такой неповторимый эффект получается с применением особых приемов гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет в работе легкого пути, осваивая и придумывая новые элементы, детали орнамента, мотивы в народном стиле. Именно поэтому каждый узор уникален по своей сути, так как в нем заложена частичка творческой души художника.

История и технология создания гжели

[ot-video][/ot-video]

 

Тематика рисунка

В стародавние времена тематика рисунка в стилистике гжель являлась иллюстрацией истинных чувств, фантазией, мыслями и желаниями художника. Умельцы были людьми творческими, но малограмотными. Именно в рисунке они непроизвольно старались отразить свое мировосприятие, понимание происходящего, наблюдения за городской или деревенской жизнью, необъяснимые природные явления и, наконец, донести до окружающих свои собственные мысли.

роспись гжельКаждое изделие уникально и несет в себе частичку души мастера

 

Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:

  • Растительная. Такие рисунки — это классическая гжельская роспись. Все растения, которые изображаются, имеют несколько стилизованный вид, но основные черты четко просматриваются. Это травинки, черенки, ягоды, цветы. Если художник хотел изобразить ягоды смородины, это видно невооруженным глазом и спутать их, например, с крыжовником, сложно. Колосья пшеницы, переплетенные с гирляндами цветов или гроздьев ягод, — все это и есть растительные узоры гжель.
  • Орнаментальные узоры. Такие рисунки стилизованные, оригинальные и в каждом просматривается определенная ассоциация. Наносится он согласно разработанным в старину сеткам. Самые известные орнаментальные гжельские сетки — это «усики», «травинки», «капли», «жемчужины» и «гребенки». Традиционные «шашечки» наносятся по кромке или вдоль бортика и представляют собой цепочку-поясок из кобальтово-синих квадратов. гжельская роспись-чайникЧайник с красивой гжельской сеткой

     

гжель-роспись
Орнаментальная роспись может комбинироваться с растительной

 

  • Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.

Владея некоторыми секретами, без которых не могли существовать русские промыслы, можно своими руками расписать стены, посуду и даже одежду, используя технику перенесения рисунка на ткань (батик).

роспись гжель-керамическая плиткаГжель позволяет создавать поистине прекрасную керамическую плитку

 

гжель-керамическая плитка в интерьере
Это просто шикарный инструмент в деле оформления интерьера

 

гжель на тканиНе менее эффектно гжель смотрится и на ткани

 

Гжель и современная мода

Но не только посудой единой или сувенирами живет гжель в современном мире. Все чаще именитые дизайнеры используют народные мотивы в создании модных коллекций. Благодаря неподдельной художественности, гжель — один из наиболее самобытных и популярных в современной моде мотивов.

одежда гжельОдежда с гжелью будет по вкусу далеко не одним только ценителям этно стиля

 

детская одежда гжельВ моду входят даже детские наряды с этой колоритной росписью

 

Почему же, спустя столько лет, такой орнамент не теряет своей актуальности? Во-первых, гжель выполняется в стильной цветовой гамме. Все оттенки лазури, небесно-голубого и сочного синего на нарядном белом фоне — это всегда торжественно и стильно. Такое одновременно простое, строгое и яркое сочетание неизменно настраивает на позитив. Во-вторых, орнамент в исконно русском стиле в последнее время рождает все больший интерес у Запада, подогреваясь признанными в моде отечественными мэтрами.

корсет гжельСейчас гжель можно встретить даже на таком нехарактерном для русского наряда аксессуаре, как корсет

 

Настоящей сенсацией стал тот факт, что сам мастер Valentino создал невероятную коллекцию платьев, стилизованных под гжель. Такое платье с оригинальным по своей природе и самобытным принтом не только привнесет в образ ноты хрупкой женственности и волшебного изящества. Дополнив его эксклюзивными аксессуарами ручной работы в этно-стиле, наряд подарит настоящую русскую сказку.

Все без исключения старорусские промыслы отличаются высокой художественностью, символизмом и неподдельной философией этники. Именно поэтому гжель и сегодня не теряет актуальности, а является во всем мире драгоценным символом русской культуры.

 

 

 

ethnoboho.ru

Мастер-класс по изобразительному искусству "Гжель"

Муниципальное учреждение «Управление образования» г. Рубцовска

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МАСТЕР-КЛАССА

ПО ТЕМЕ:

«ГЖЕЛЬ»

Для педагогов дополнительного образования и учителей изобразительного искусства

Продолжительность занятия: 2 часа

Автор: Ляшенко

Марина Владимировна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория

Рубцовск

2015

Тема мастер-класса

«Гжель»

Цель: усовершенствовать знания и навыки в гжельской росписи с методическими рекомендациями для педагогов.

Тип мастер-класса: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний и их практическое применение.

Методы обучения:

  • Словесно-наглядный;

  • Эмоционального воздействия;

  • Проблемной ситуации;

  • Практический;

  • Работа с литературой и образцами промысла;

  • Ситуация успеха.

Предлагаемая результативность:

  • Эмоционально-художественное восприятие значимости Гжели;

  • Освоение техники выполнения гжельского письма;

  • Приобретение практических знаний по подаче материала по данной теме детям.

Методика подготовки мастер-класса:

  1. Изучение литературы по данной теме.

  2. Подбор изделий гжельских мастеров, наглядных пособий, репродукций, открыток и фотографий.

  3. Роспись изделия для образца.

  4. Знания, полученные на мастер-классе, могут быть использованы педагогами изобразительного и декоративно – прикладного направления на занятиях с детьми.

  5. Выбор упражнений для физминутки, гимнастики для пальцев и глаз.

  6. Подготовка раздаточного материала.

План мастер-класса

  1. Оргмомент.

  2. Знакомство с темой мастер-класса и с уровнем уже имеющихся знаний и навыков педагогов по данному материалу.

  3. Выставка изделий гжельской посуды и знакомство с голубыми цветами Гжели.

  4. История гжельского фарфора.

  5. Физминутка.

  6. Кобальтовый цветок и его тайна.

  7. Приемы кистевой росписи, упражнения, элементы.

  8. Гимнастика для пальцев.

  9. Практическая работа.

  10. Гимнастика для глаз.

  11. Творческая работа педагогов.

  12. Выставка – просмотр с анализом сделанных работ.

  13. Методические рекомендации.

Ход мастер-класса

1. Оргмомент: Знакомство с участниками мастер-класса. Повторение правил организации рабочего места для росписи.

2. Знакомство с темой мастер-класса и с уровнем уже имеющихся знаний и навыков педагогов по данному материалу.

– Сегодня мы с Вами раскроем тайну голубых цветов Гжели. Что Вы знаете об этом промысле? (это роспись по фарфору, где используется синий цвет).

– Это все правильно, но давайте познакомимся поближе с творчеством мастеров гжельского фарфора и голубыми цветами Гжели.

3. Выставка изделий гжельской посуды и знакомство с голубыми цветами Гжели.

– Гжельский фарфор, украшенный нарядной, синей росписью, приобрел прочную популярность как у нас в стране. Так и за рубежом. Ценность его в том, что он неповторим и очень декоративен. Изделия гжели украшают цветы, листья или целые букеты и гирлянды цветов.

– Каким цветом написано все это великолепие? (синим)

– Правильно, одним единственным цветом – синим кобальтом, который положен на белую поверхность то широким густым мазком, то едва заметным касанием кисти. Мазки разной интенсивности создают сочный, яркий, очень выразительный рисунок. Свое название «гжель» этот фарфор получил от деревни Гжель, которая находится в Раменском районе Московской области в 60 км. От Москвы. Здесь издавна занимались гончарным промыслом. Более 30 деревень жили тем, что делали разнообразную керамическую и сами продавали ее на рынках Москвы и других крупных городах России.

hello_html_m511e751c.jpghello_html_m3e9ed380.jpg

4. История гжельского фарфора.

История гжельского фарфора уходит в те далекие времена, когда в XVII веке стали вывозить здешние отличные глины для производства различной посуды, ее использовали стекольные заводы и делали особую «алхимическую» посуду для царской аптеки.

Во второй половине XVIII века московский купец Афанасий Гребенщиков построил один из первых русских керамических заводов, где делали разнообразную посуду из майолики. Гжельские майоликовые изделия украшались тогда разноцветной росписью.

В начале XIX века стали производить полуфаянс. Его изготавливали из светлой глины и украшали синей росписью, которую клали под глазурь. Краску наносили сочными свободными мазками, сочетая их с тонким графическим рисунком. Гжельцы очень умело использовали белый фон самого изделия, который как бы становился вторым цветом изображения. Иногда рисунок оттеняли тонким золотым контуром или отдельными черточками. Так рождалась традиция гжельской росписи.

Постепенно гжельские мастера перешли от полуфаянса к фаянсу и тонкому фарфору.

Современная гжель – обаятельное, жизнерадостное, оригинальное искусство. Родившись на Русской земле, оно вобрало в себя глубоко лирическую красоту здешней природы и сдержанный, сильный и экспрессивный темперамент русских людей.

5. Физминутка. Методическая рекомендация для педагогов: Для детей обязательно нужно провести физминутку – это могут быть любые упражнения. Я предлагаю физминутку со стихами.

– Птичка в воздухе летела, (встать около своих парт)

- Птичка крыльями махала (развести руки в стороны и помахать)

- Полетела вправо, влево (повороты корпуса вправо, влево)

- И на ветку тихо села (сесть на свои места)

6. Кобальтовый цветок и его тайна.

hello_html_238505e.jpg

- В огне совершается таинство рождения белоснежного фарфора и синего кобальтового цветка.

- Каковы же эти цветы?

- Кобальтовый цветок расправляет синие лепестки и смотрит с белого как снег фарфора. Под его тяжестью склоняется тонкий стебель с синими листьями. Над ним спиралью закручиваются травинки-усики, взметнули синие крылья стрекозы и бабочки, синие птицы поют свои песни кобальтовому цветку. Большой мак и стрельчатый георгин, лесной колокольчик и гордая роза, скромный лютик и пушистый одуванчик – все они словно пришли на белую гладь из далекого синего леса, что виднеется на горизонте.

- Послушайте частушки, которые созвучны с мыслями гжельских мастеров.

- Собираю, разбираю Васильковые цветы.

Я тебя не забываю, не забудь меня и ты.

- Василек ты, василек, а лучше – незабудки.

Заплету из них венок для сестры Машутки.

- Назови, подружка, цветик, самый милый и любой,-

А подружка отвечает: Колокольчик голубой!

- Из лазоревого цвета наберу я два букета,

Синей лентой завяжу, кому в подарок – не скажу!

- Человек увидел в природе редкой красоты сочетание белого и синего и загорелся мыслью перенести сверкающие переливы синевы на белую гладь вазы, на большое круглое блюдо, на стройный кувшин или простую кружку. Мир кобальтового цветка открывается всем зорким, всем, кто умеет видеть прекрасное и радостное.

7. Приемы кистевой росписи, упражнения, элементы.

- В гжельской росписи нужно свободно владеть кистью, работать без заранее нанесенных контуров росписи, не бояться варьировать роспись.

hello_html_5356c55e.jpg

– Посмотрите внимательно, гжельские мастера, кроме мазка, используют тонкий графический рисунок. Этот рисунок состоит из точек и линий. Выполняется он тонкой кистью. Этой же кистью выполняются различные сетки и бордюры.

hello_html_m1a794db7.jpg

– Давайте познакомимся с еще одним традиционным элементом гжельской росписи – «капелькой». Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки, веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрится «капельки» расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется от больших в основании стебля до совсем маленьких на верхушке.

hello_html_m6ff74846.png

– Но основной рисунок выполняется мазковой росписью. Применяется – мазок с тенью. Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важно для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти – к краю ее должно быть больше, а к середине меньше.

8. Гимнастика для пальцев.

- Прежде чем приступить к практической работе, нужно немного размять пальчики. ( Подушечки пальчиков по очереди ставятся на парту и на них нажимают)

Эти пальцы много знают,

Только сил им не хватает

И поэтому опять надо их тренировать.

9. Практическая работа:

hello_html_47bae1cf.jpg

hello_html_m48832aee.jpg

hello_html_m2d3f713f.jpg

hello_html_42c28657.jpghello_html_m5627545f.jpg

hello_html_m421274aa.jpg

hello_html_3fd0743e.jpg

10. Гимнастика для глаз.

( Проследить путь корабля, не поворачивая головы)

Кораблик по морю поплыл

Вправо путь он держит

Затем налево повернул.

Остановился.

Вверх взглянул –

Солнце ярко светит.

Кораблик глазки наш закрыл

Раз, два, три –

На дно морское посмотри.

11. Творческая работа педагогов:

Возьмите изделия, рекомендую сосредоточиться на композиционном решении узора и всего оформления изделия. Выполните роспись своего изделия.

10. Выставка – просмотр. Рассматриваем полученные изделия. Идет обсуждение: что получилось, что не получилось, какие трудности возникали.

Критерии:

  • художественный образ изделия;

  • наблюдательность и фантазия;

  • овладение кистевой росписью;

  • качество исполнения.

11. Методические рекомендации:

    • Прежде чем начинать занятия по гжельской росписи нужно подготовить детей: приобрести беличьи кисти, пописать ими различные линии, волнушки, кружки.

    • Желательно чтобы были подлинные изделия гжельских мастеров, дети должны внимательно их рассмотреть и понять их неповторимость и ценность.

    • Обязательно научить правильной организации рабочего места для росписи.

    • Сравнить цветы гжельской посуды с настоящими цветами. Пусть дети сами увидят красоту природы и ее воплощение в сюжетах росписи на изделиях.

    • Хорошо провести упражнения с кистью, для того чтобы рука ребенка привыкла к правильному положению при росписи.

    • Рекомендую при выполнении упражнений по росписи, давать небольшие творческие задания: при изучении «точек и линий» - написать «сеточку», при изучении «бордюров» - придумать свой вариант и т. д.

    • После изучения приемов росписи рекомендую детей научить стилизации растений, дать им творческое задание: выбрать любимое растение и стилизовать его в элементы гжельской росписи.

    • Обратите внимание на то, что гжельские мастера используют для своих композиций не только цветы, но и другие сюжеты. Одним из главных мотивов гжельского народного промысла является птица. Здесь нужно рассказать детям о роли птиц в русской мифологии, о символике и суевериях, связанных с птицами.

    • Когда идет освоение гжельского письма – мазка с тенями, можно рассказать детям, что гжельские мастера очень часто используют посуду для того, чтобы писать настоящие картины на излюбленные темы. А любят они изображать наряду с животными и птицами различные архитектурные сооружения: здания, мосты, дворцы, избы, храмы.

hello_html_7dacad11.jpg

infourok.ru

Гжель: старинная техника росписи, ставшая достоянием народа

История и особенности художественной росписи гжельИстинным богатством каждого народа являются не материальные ценности, а его история, традиции и уникальные народные промыслы, сохранившиеся в течение многих веков. К одной из таких ценностей в России можно отнести филигранную технику росписи глиняных изделий — гжель. На сегодняшний день это мастерство не только не утратило своей актуальности, но и получило развитие во многих сферах.

Краткая история развития искусства росписи гжель

Интересной является история гжельской росписи – данное искусство впервые возникло на землях в подмосковном районе Гжель. Почва в тех местах не отличалась плодородием, и получить щедрый урожай крестьянам, как бы они не старались, почти никогда не удавалось. Дело в том, что вместо чернозема там пролегал огромный пласт белой глины высокого качества.

История гжельской росписиПервыми использовать этот природный подарок начали местные аптекари, изготавливающие из белой глины специальные ёмкости для хранения различных снадобий. Так и возникла удивительная гжельская посуда, отличающаяся чистым белоснежным цветом.

Со временем мастерство изготовления гончарных изделий становилось все более совершенным, пока гжельский фарфор, расписанный узнаваемым синим орнаментом, не приобрел популярность во всей округе. Известно, что первые ремесленники Гжеля упоминались еще в далеком 1320 году.

Характерные черты старинной гжельской росписи

Уже в XVIII столетии изделия из керамики, расписанные удивительным узором синего цвета, приобрели большую ценность. Подобная посуда украшала дома купцов и дворян, и со временем кустарное производство трансформировалось в огромные предприятия по изготовлению изделий из фарфора. При этом каждый предмет делали исключительно вручную. Витиеватые узоры гжельской росписи сложно было спутать с чем-то другим. Они стали подлинным символом народного искусства и достоянием России.

Характерные черты гжельской росписиНа первый взгляд может показаться, что такой орнамент — примитивен и прост, и чтобы нанести его на фарфор, совсем не обязательно обладать талантом художника. Но на самом деле это не так. Каждый узор — уникальный и неповторимый, и чтобы его придумать, а затем воплотить в жизнь, необходимо иметь не только развитую фантазию, но и золотые руки.

Все элементы гжельской росписи очень сложные, выполняются они в сине-кобальтовых тонах на белоснежном фоне. Именно такая цветовая гамма является основной отличительной чертой этой народной техники. Узор росписи гжель располагается на глазурированной поверхности и состоит из сложного растительного орнамента, выполненного в народном русском стиле.

Основные элементы гжельской росписиВсе работы, от подготовки поверхности и до нанесения каждой детали орнамента, выполняются только вручную. Весь процесс требует от ремесленника концентрации внимания, ювелирной точности и огромного мастерства.

Каждое готовое изделие гжель — это настоящий шедевр, подлинное произведение искусства, обладающее собственным уникальным характером. Принято считать, что невозможно найти совершенно одинаковые рисунки гжельской росписи, поэтому каждый предмет, выполненный в данной технике, эксклюзивен.

Техника нанесения орнамента гжель

За все время существования техника гжельской росписи практически не изменилась. Сразу после обжига керамической посуды мастер приступает к росписи. Самая первая технология росписи, известная современным умельцам, называлась «майолика». Расписывался узор в виде так называемой пятицветки: на белоснежную эмаль, являющейся основой, аккуратно ложился сине-голубой рисунок.

Техника гжельской росписиМало кто знает, что изначально керамическая посуда разрисовывалась цветными красками, изготовленными из природных ингредиентов. Чтобы получить желтый цвет, брали соль сурьмы; марганец использовался для получения вишневого оттенка; синеву дарил кобальт, а зелень получали из медных солей.

Со временем техника изменилась, и все мотивы гжельской росписи стали синими. Интересно то, что мастерами использовалась черная краска, которая в процессе обжига постепенно менялась и приобретала все оттенки синего — от бледных до самых ярких.

Особенности нанесения росписи гжельОднако со временем некоторые изменения в технике нанесения все же произошли. Если древние мастера брали узор «из головы», часто додумывая его прямо в процессе рисования, то современные умельцы сначала делают эскиз орнамента на бумаге, и только после этого переносят его на керамическое изделие.

Такой подход имеет свои плюсы и минусы. В старину рисунки были более искренними и душевными, но иногда страдала детализация орнамента и его качество.Современные узоры отличаются высокой детализацией и четкостью линий, но утрачивают свои индивидуальность. Однако если есть необходимость нарисовать сложную и большую композицию, без предварительной тщательной прорисовки орнамента вряд ли удастся обойтись.

Каким бы ни был рисунок — простым или сложным, важно найти источники вдохновения для того, чтобы сохранить подлинную душевность и уникальность народной росписи. Таким источником чаще всего служит живая природа и ее творения, окружающие людей повсюду.

Игрушки с росписью гжельНа современном производстве процесс изготовления керамических изделий гжель выглядит так: на подготовленную поверхность мастером наносится рисунок, затем изделие окунают в заранее подготовленную глазурь. Следующий этап — обжигание керамической поделки в печи. Каждый мастер имеет собственные секреты получения неповторимого узора, играющего всеми оттенками синего.

Гжель в современном мире

Старинная техника росписи керамики не утратила своей актуальности и в наши дни. Огромной популярностью пользуются игрушки с росписью гжель – фигурки животных и птиц, свистульки, матрешки, куклы. Гжелью расписывают кухонную утварь, посуду, вазы для цветов, декоративные фигурки.

Современные мотивы гжельской росписиРастительные и орнаментальные узоры в технике гжель используются даже при изготовлении модной одежды. Для украшения жилых помещений используется сюжетная роспись, иллюстрирующая бытовые сцены из жизни простого народа. Если изучить главные секреты этого старинного промысла, то вполне можно самостоятельно расписать некоторые предметы интерьера, которые украсят любое жилище.

wings-of-inspiration.ru

учимся сами и учим творчеству малышей

Сказочная роспись гжель – традиционный народный промысел, предполагающий рисование синими красками по керамике. Но не только по ней: в этой технике делают иллюстрации и открытки, платки, расписывают деревянные доски и сувенирные фигурки. Занятия по росписи гжелью можно проводить для деток разного возраста, в том числе дошкольного. Многим будет интересно, да и новый навык работы пальчиками не помешает (особенно с учетом того, что впереди школа).

Содержание статьи:

С чего начинать? С подготовки!

Гжель – целое направление российской культуры. Гжельская роспись делается на белом фоне синими, голубыми, лазурными цветами, красками других оттенков. Вряд ли кто-либо не видел предметы, расписанные в этой прекрасной технике. Даже если кто-то не видел, представление можно получить, взглянув на это прекрасное блюдо. Представляете, как оно украсит стол, превратив его из обычного в праздничный?

Обратите внимание: все рисунки в технике гжель состоят из мазков. Специальный гжельский (двойной) мазок накладывается от широкой части к узкой. Сначала используется плоская сторона кисточки, потом кисть слегка заворачивается и рисует узкой частью. Это хорошо видно на видео, где мастера показывают, как они расписывают какой-либо предмет. Таких записей много на Ютьюбе.

Чтобы научить детей, для начала придется освоить технику самому. В этом очень поможет художественный альбом по гжели согласно ФГОС. Ценность издания – в том, что оно пошагово описывает процесс рисования, показывает его на картинках. А также рассказывает, как научить детей особенностям мазков и последовательности росписи. Практические задания для изучения элементов росписи есть и в альбоме «Россиночка» по гжели. У пособий разные авторы, но оба хороши с практической точки зрения.

Что понадобится для работы?

data-ad-client="ca-pub-8500929059585348"data-ad-slot="5932752765"data-ad-format="auto">

  • Краски белого и синего цвета, оттенки голубого. На первые разы достаточно белой и синей. Для росписи можно использовать гуашь, акварель, акрил.
  • Кисти. Расписывают плоскими синтетическими кисточками разных номеров. Можно попробовать №7, которая дает довольно крупный мазок. Тонкие кисти подойдут для рисования травинок и других элементов.
  • Трафареты, на которых дети будут тренироваться и оттачивать мазки перед росписью посуды. Их можно найти в интернете и распечатать, или взять из специальных изданий. Хорошо идут деревянные трафареты – например, такой чайник. С одной стороны его можно расписать по нанесенному рисунку, с другой – самостоятельно.
  • Керамические, глиняные, деревянные или пластиковые заготовки посуды (тарелки, чашки, блюдца).
  • Баночки для воды, простая клеенка, салфетки для удаления краски, защита одежды и т.д.

Как рисовать в технике гжель в старшей группе?

Каждый профессиональный мастер класс специалиста по гжели подразумевает минимум несколько занятий. Будем на это ориентироваться и мы, учиться поэтапно. Могу предложить приблизительно такой план:

  1. Рассказ о гжели – технике росписи, виде ремесла и искусства. Демонстрация наглядных материалов, чтобы заинтересовать детей. Это могут быть картинки или предметы, лучше всего забавные и привлекающие внимание. Например, как эти поросята (кстати, их действительно можно использовать в хозяйстве). Тренировка мазка на бумаге.
  2. Роспись по трафарету (раскраске), проработка орнамента, закрепление мазка. Учимся уверенно рисовать каплю, травинку, завиток, спираль, волнистую линию. Трафарет может быть на обычном листе или вырезанный в виде кувшина, чайника, чашки. Лучше применять гуашь.
  3. Роспись посудной заготовки. Идеальный вариант – рисовать традиционную гжельскую розу с вариациями. Дети и научатся, и выучат название. Лучше себя проявят акриловые краски. По выпуклой или вогнутой заготовке рисовать тяжеловато, особенно на первый раз, понадобится помощь взрослого.

В любом из пунктов возможны вариации. Заготовку можно сделать с детьми своими руками – например, вылепить из глины плоские медальоны-«тарелки» диаметром около 8-10 см, высушить, покрасить белой краской, нанести карандашом (синим фломастером) узор и расписать. Вот и сувенир к 8 марта или дню рождения бабушки! Можно рисовать на пластиковой или другой одноразовой посуде, такие «заготовки» недорого стоят и не требуют труда для подготовки.

Под гжель можно расписывать шаблоны в виде яиц к Пасхе, открытки. А можно купить белые чашки под роспись, дать их расписывать детям, а потом покрыть специальным лаком и отдать в семьи. Представляете, какая это будет память на годы?

Вдохновляем и вдохновляется на занятии

Чем вдохновить ребенка к работе? Увлекательно рассказать, показать готовое декоративное изделие. Например, такой чудесный поднос. По нему можно изучать разные элементы росписи – розу, листики, травинки, бордюры и другие мотивы.

После сушки «тарелки» нужно разложить на выставочном стенде. Конечно, в итоге они будут далеки от предложенного эскиза, и мазок вряд ли получится идеальным. Их ценность в том, что ребенок постигает новое, и нужно научить его не бояться применять свои навыки. То есть ни в коем случае не критиковать и, тем более, не подшучивать. А еще очень ценно, когда ребенок в последующей жизни сталкивается с гжельской росписью, узнает ее и знает название.

В чем польза такого рисования для детей? Занятия по гжели:

  • дают понимание искусства и его видов, вызывают интерес к нему;
  • приобщают детей к русской культуре;
  • учат делать красоту своими руками;
  • дают практические умения по росписи;
  • формируют настойчивость, усердие и желание довести дело до конца;
  • развивают эстетический вкус;
  • улучшают мелкую моторику.

Но главное, роспись позволяет выявить творческие и художественные способности ребенка, развить в нем тягу к творчеству. Не обязательно струны детской души заденет именно гжель. Это может быть хохлома, городецкая роспись. На тему практически каждого народного промысла есть стишки для детей. Иногда малышей цепляют именно они, иногда – будоражащая история или география искусства. Переиначу и скажу, что пути искусства неисповедимы, а наша задача – ненавязчиво их показать.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Роспись гжель для детей-дошкольников

5 (100%) 2 votes

metodbv.ru

Урок по изобразительному искусству на тему "Гжельская роспись".

Тема: «Гжельская роспись. Элементы, узоры.»

Цель: выполнить эскиз гжельской росписи.

Задачи:

  • Обучающая: познакомить учащихся с гжельсеой росписью;

  • Воспитывающая: любовь и интерес к традиционной русской культуре;

  • Развивающая: творческую и познавательную фантазию и вкус, аккуратность.

План урока.

  1. Орг. часть – 1-2 мин.

  2. Беседа о гжели – 5-10 мин.

  3. Физкульт минута – 2 мин.

  4. Самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя – 25 мин.

  5. Подведение итогов – 3 мин.

  6. Окончание урока, уборка рабочего места – 1 мин.

Оборудование для учителя: гжельская роспись на предметах, иллюстрационный материал, слайдовая презентация «Гжель», акварельные краски, шаблоны; для учащихся: альбом, краски, кисточки, х/б тряпочки, баночки с водой.

Литература: Изобразительное искусство Сокольникова Н.М.

Ход урока.

  1. Орг. часть

Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке нам понадобится: альбом, акварельные краски, кисточки, баночка с водой, х/б тряпочка, дневник.

Есть кто не готов к уроку? Молодцы я вижу вы все готовы.

  1. Беседа

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье!

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и творенье –

Русская звонкая гжель.

Ребята, тема нашего урока «Гжельская роспись»

Сегодня на уроке мы познакомимся с гжельской росписью и выполним гжельский узор в цвете.

В старину мастера из Гжели хотели сотворить такую посуду, которая могла бы поспорить с дорогим фарфором и была бы неповторимой, запоминающейся. Они создали свой особый стиль росписи .(слайды с презентацией.) Их цветы, птиц, зверей не спутать с другими. Гжельских мастеров вдохновила прохлада синих вечеров, голубизна неба и родные белоснежные просторы.

Смотришь на гжельские узоры, и кажется, что белая метель синие цветы запорошила.

Вечер зимний в небе синем

Звёзды синие зажёг.

Ветви сыплют синий иней

На подсиненный снежок.

За ветвями дом синеет,

Крытый синей ватою.

Тени ходят по стене

Сеткой синеватою.

Красит синькою мороз

В окнах незабудки,

И зевает синий пёс

Возле синей будки.

В.Фетисова «Зимний вечер»

Родина фарфора с синей росписью – Раменский район Подмосковья. Гжель – название одного из сел, ставшее собирательным для нескольких сел и деревень округи, в которых занимались гончарным промыслом. Не сразу гжельский узоры приобрели свой самобытный художественный стиль росписи с синим кобальтом. В предшествующем столетии гжельский фарфор были многоцветными, но постепенно именно синий цвет стал классическим. Создался новый облик изобразительный язык торжества синего на белом.

Секрет искусства Гжели в ее ярко выразительном сочетании синих узоров и белого фона. Образы гжели вызывают волнующее чувство соприкосновения с природой.

Современные художники работают над созданием образцов, которые идут в массовое производство. Много приходится трудиться гжельским умельцам, чтобы создать эту красоту (Показ ). Сначала художник в эскизах карандашом прорабатывает новые формы сосуда и придумывает роспись. Роспись выполняют кобальтовой краской. Появляются черные широкие мазки с плавными тональными переходами знаменитой гжельской розы, тонкие линии стеблей, спирали, листочков и усиков. У каждого мастера свой подчерк: мазок то шире, то уже, листочки то шире, то уже. Вот почему в массовых изделиях Гжели не встретишь скучного однообразия росписи.

На следующем этапе изделие окунают в чан с глазурью и роспись скрывается под белым составом, поэтому она называется подглазурной. Наступает самый ответственный момент – второй обжиг при высокой температуре. В жарком пламени горна глазурь становится стекловидной, прозрачной и блестящей, а роспись приобретает яркий синий цвет.

Гжельской росписью расписываются такие предметы, как кружки для молока, бокалы, кувшины, конфетницы, сахарницы, декоративные вазы.

Гжельская роспись делится на три вида:

  • Орнаментальная: самые именитые это шашечки, «усики», «жемчужинки», «капельки». Ими и заполняют свободное место внутри изделия.

  • Сюжетная роспись: сценки из повседневной городской и деревенской жизни, герои российских легенд и сказок (Кот Баюн, птица Сирин и голубая птица, русалки), природа и времена года.

  • Растительная роспись: травы, ягодки, злаки, букеты, листья, цветочки, не считая главенствующего узора - гжельской розы, изделия расписывают георгинами, лилиями, маками, астрами.

Элементы гжельской росписи: капельки, сеточка, розочки, бордюры.

Орнаментальное богатство гжельской росписи достигаются во многом за счет сочетания широких и узких мазков с тонкой линией стебельков и усиков, четкой штриховкой сеток и разнообразными бордюрами.

Показ на доске. - Посмотрите как рождается особый гжельский мазок – основа всей росписи. Красота и выразительность этого мазка в постепенном переходе синего цвета от темного к светлому. Секрет такого мазка в том, что краска набирается на одну сторону кисти. Ее прикладывают всем ворсом к поверхности бумаги и быстро поворачивают. Получится округлый мазок с темным краем, постепенно истощающей к середине. Этот прием получил название «мазок на одну сторону», «мазок с тенями». Кроме того в гжельской росписи используется прием сплошного мазка, который называется капелькой. hello_html_m2b60b866.jpg

Этот сплошной мазок создает определенным ритмическим движением кисти. Краску набирают равномерно, ставят кисть на кончик и легко нажимая, чуть протягивают и быстро отрывают кисть от бумаги.

Гжельская роза – один из главных мотивов. Все лепестки цветка выполняются «живым мазком». Обычно начинаю писать цветок с середины постепенно наращивая лепестки с левой стороны и правой стороны от первого, а так же немного ниже. Во время этой работы бумагу можно вращать, чтобы удобнее можно было расписать. У гжельских мастеров есть свои секреты, как правильно нарисовать гжельскую розу. Во-первых, в росписи используется техника мазками. Каждый мазок должен отличаться от предыдущего. Здесь главный секрет — это правильное сочетание белой и синей краски и сила нажима на кисть при нанесении краски. Сначала на кисточку густо набирают краску, а потом с разным нажимом прикладывают кисть к изделию, создавая цветок. Первые мазки должны быть самыми сочными, а затем становиться все светлее и светлее. Другой прием — это «мазок с тенями», он считается в росписи самым трудным. Одним движением кисти достигается переход от более насыщенных цветов к более мягким, светлым. При этом широкий мазок сужается и переходит в тоненький острый кончик. Когда гжельская роза готова, ее украшают завитками, листиками или аккуратно наносят на краешки цветка золотистую краску.

hello_html_49118305.jpg

Повторение.

- Ребята, кто мне скажет каким цветом выполняется гжельская роспись?

- Какими элементами осуществляется роспись гжели?

Ребята, теперь можем приступать к работе. Если нет вопросов то можете приступать к работе.

  1. Самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя.

Пока дети приступили к рисованию делаю обходы.

  1. Смотрю как приступили к работе.

  2. Правильность техники выполнения.

  1. Подведение итогов.

Итак, ребята что нового вы сегодня узнали? Ребята на этом уроке мы познакомились с техникой выполнения элементов гжельской росписи. На следующем уроке мы будем расписывать с вами посуду.

На этом наш урок заканчивается. Можно приступить к уборке рабочего места.

infourok.ru

Мастер-класс гжельской росписи в фотографиях

Мастер-класс гжельской росписи по материалам публикации журнала DEKO №2, 2008 г.

Птица и букет – майский привет

Керамический промысел в подмосковной Гжели известен по письменным источникам с XIV века, но по находкам археологов на берегах реки Гжелки, на местах стоянок древнего человека и более 2000 лет назад здесь занимались керамическим промыслом. Местность эта уникальна, на поверхность земли выходят разные глины красные, серые, белые и из этих глин за многовековую историю местные мастера-гончары изготавливали свои произведения, которые и прославили 30 гжельских деревень. Самые известные направления в Гжельской керамике – это многоцветная майолика XVIII века, полуфаянс с синей росписью XIX века и фарфор XIX–XX веков. К началу XX века художественный уровень производимой керамики на промысле упал, и его возрождение началось в 40–50 годах XX века. В основу нового фарфорового направления легли формы полуфаянсовых изделий XIX века, расписанных кобальтовой синей краской.

Со временем контурное плоскостное письмо превратилось в роспись теневым мазком, этот приём в мировой керамике широко известен, но гжельские мастера довели этот вид росписи до небывалых высот. Многократно варьируя композиции росписи, местные живописцы обогащали её всё новыми трактовками. Каждый мастер привносил своё в манеру росписи, появлялись новые сюжеты, а особо понравившиеся мотивы повторялись и варьировались.

В 80–90 годах XX века популярность гжельских изделий с кобальтовой росписью достигла апогея. Все стремились иметь в домашней коллекции хоть несколько дефицитных изделий. Стало модным дарить «гжель» и устраивать чаепитие для гостей из гжельской посуды.

Времена дефицита прошли. Настало время рыночных отношений и конкуренции. Государственные органы в лице министерств и ведомств больше не руководят народными промыслами. Частные мастерские и фарфоровые заводы Гжели начали развивать производство художественного фарфора исходя из своих представлений о прекрасном. И в условиях конкуренции стали выкристаллизовываться новые направления, подчас необычные и интересные. Каждый стремится завоевать покупателя.

Одной из характерных черт гжельского фарфора и является традиционная роспись кобальтом. И многое зависит от мастерства при выполнении этой росписи. При большом количестве производителей гжельского фарфора (мы имеем в виду только фарфор, сделанный в Гжели, местными мастерами и не затрагиваем тему подделок) человеку непосвящённому трудно разобраться и понять, какой он – настоящий гжельский фарфор с традиционной кобальтовой росписью.

Выполнение подглазурной мазковой гжельской росписи – это трудоёмкий процесс, требующий высокой квалификации мастера, а подчас и потомственного мастера, который с детства занимался творчеством и учился у своих родителей.

На нашем мастер-классе, который проводит потомственная талантливая гжельская мастерица Татьяна Сивова, мы покажем самые распространенные гжельские сюжеты – «Птица Гжели» и «Гжельская роза».

Инструменты и материалы:— белая плотная бумага (чертёжная) размером А-4— краска гуашь – ультрамарин компании «ГАММА»— стеклянная палитра для растирания краски— кисти круглые беличьи № 1, 2, 3, 6, 8— металлический шпатель— вода

Эскиз «Гжельская птица»

Шаг 1. Выкладываем на палитру немного краски из баночки, добавляем воды и тщательно растираем на палитре краску шпателем до получения однородной массы. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны, но не растекаться по стеклу.

Шаг 2. Для выполнения мазковой росписи кисть № 8 немного смачиваем в воде, отжимаем лишнюю воду о край банки. На чистой стороне стекла расправляем ворс кисти «веером» или «паткой», чтобы она стала плоской. Круговыми, плавными движениями набираем краску, каждый раз захватывая все больше краски на одну сторону кисти.

Шаг 3. Держим руку на весу, но мизинец (для упора) касается бумаги. Прижимаем кисть к поверхности бумаги сначала кончиком, одновременно двигаем кисть к себе, в середине мазка нажимаем сильнее, а в конце плавно поднимаем, поворачивая плоскостью кисти вдоль мазка. Все движения выполняем только пальцами, которые сжимают кисть. Получился серповидный мазок с тенью на внешней стороне – тулово сказочной птицы.

Шаг 4. Основания для крыльев делаем короткими мазками, а «бёдра» каплевидными, тёмными.

Шаг 5. Делаем хвост. Один мазок ровный, другой для придания воздушности делаем волнообразными движениями пальцев, к концу мазка волны затухают, кисть поднимается от поверхности бумаги, мазок становиться тоньше.

Шаг 6. Оперение крыла выполняем кистью № 6. Мазки чуть волнисты, и их длина уменьшается и утоньшается, приближаясь к тулову птицы.

Шаг 7. Теперь кистью № 3 с длинным заострённым концом набираем краску на всю её рабочую часть. Делаем детали оперения более тёмным, однотонным мазком, опуская кисть на бумагу плашмя, получаются «капельки» или «ляпушки».

Шаг 8. Самой тонкой кистью выполняем мелкие детали – маленькие пёрышки, глазки и завитки возле головы и хвоста птички.

Шаг 9. Эскиз гжельской сказочной птицы готов, теперь можно приступать к исполнению росписи на фарфоре.

Эскиз «Гжельский букет»

Шаг 10. Делаем основание гжельской розы – полукруглый теневой серповидный мазок кистью № 8. Пальцами руки как бы очерчиваем в воздухе круг, постепенно приближая кисть к бумаге, лёгкое прикосновение, сильнее нажим – и плавно поднимаем кисть в воздух.

Шаг 11. Стилизованные лепестки нашей розы сводим в одну точку к основанию цветка (цветоножки). Здесь мазки выполняем лёгкими волнообразными движениями, чтобы «оживить» розу.

Шаг 12. Упругими, волнообразными движениями делаем «шапку» розы.

Шаг 13. Для подмалёвка набираем на кисть № 6 краску, сильно разбавленную на палитре водой, мазок однотонный бледный.

Шаг 14. Листочки пишутся короткими мазками, наложенными друг на друга «ёлочкой», тень у мазка снаружи, по-этому половину листа пишем мазком с правой тенью, а другую с левой, при этом «лопатку» кисти поворачиваем на 180 градусов.

Шаг 15. Короткими прикосновениями кисти делаем лепестки флокса.

Шаг 16. Тонкой длинной кистью № 2 выполняем «графику» – прожилки у листочков и веточки у «ягодок». Краску набираем на всю длину ворса кисти, линию проводим с нажимом у основания и более тонкую к концу, этим достигается каллиграфия, лёгкость линий.

Шаг 17. «Капельки» или «ляпочки» у основания более «жирные», а к концу сходят «на нет».

Шаг 18. Завершают композицию «тычинки» в центре розы, выполненные тонкой кистью с тупым концом и «вилюшки» или «усики» тонкой кистью № 1, они придают всей композиции лёгкость и воздушность.

Роспись на фарфоре

«Гжельский букет»

Состав кобальтовой подглазурной краски: окись кобальта (порошок), кварц, фарфоровая глазурь, каолин, глицерин, декстрин. Приготовляется в фарфоровой шаровой мельнице в течение 40 часов. Краска имеет чёрный цвет и становится синей только в процессе обжига в окислительной среде(при подаче воздуха), приобретает насыщенный цвет при температуре градусов. Эта роспись называется «подглазурной», так как она наносится на фарфор до глазури оказывается под прозрачной плёнкой стеклянной глазури.

Шаг 19. Керамическую краску выкладываем на стеклянную палитру, добавляем воду и растираем круговыми движениями до состояния жидкой сметаны. Шпатель плотно прижимаем к стеклу всей рабочей поверхностью. Расписываем фарфоровую вазу. Ваза отлита в гипсовую форму из фарфорового шликера (жидко разведённая глина) и уже прошла закрепительный, «утильный» обжиг при температуре 900 градусов в течение 20 часов в газовой камерной печи. Этот полуфабрикат довольно хрупкий, имеет пористую поверхность и хорошо питывает воду.

Шаг 20. Переносим с эскиза основные контуры букета на тулово вазы. Простым карандашом намечаем основные элементы композиции (след от карандаша при обжиге выгорает).

Шаг 21. Набираем кобальтовую краску на одну сторону кисти № 8 и делаем первый мазок гжельской розы – осно- вание самого крупного цветка. Вазу придерживаем за горловину и поворачиваем для росписи. Мазок выполняем уверенно, без остановки, иначе черепок быстро впитает воду с кисти и мазок не получится. В отличие от росписи на бумаге фарфоровый «утиль» –очень пористый материал, и при наборе краски нужно больше смачивать кисть в воде.Шаг 22. Все операции росписи по фарфору проводятся точно так же, как и на эскизе (по бумаге). Отличия – пористая фактура, чёрный цвет краски и сферическая поверхность вазы.

Шаг 23. Выполняем «завитушки».Шаг 24. Делаем «реснички».Шаг 25. Элемент «Вилюшка» или «пружинка».

Шаг 26. «Капельки» делаем кистью№ 6 с острым кончиком, при нажатии на поверхность кисть оставляет отпечаток в форме капли.

Шаг 27. Элемент «ёлочка».Шаг 28. «Тычинки» или «веснушки» делаем кистью № 4 с закруглённым (подрезанным) кончиком.Шаг 29. Тулово вазы расписано.

Шаг 30. Теперь нужно расписать её «плечики». Ставим вазу на турнетку – специальный металлический крутящийся столик. Левой рукой мастер раскручивает поворотную часть столика со скоростью 20–30 оборотов в минуту и карандашом наносит контуры орнамента на «плечиках» и «горле» вазы.Шаг 31. Раскручивая с постоянной скоростью турнетку, подносим кисть с набранной краской и плавно прижимаем её к поверхности вазы. Локоть правой руки покоится на подлокотнике. Отводка широкая с тенью.

Шаг 32. Выполняем несколько отводок: две широких и несколько тонких.Шаг 33. Тонкими тёмными линиями делаем сетку.Шаг 34. Для «оживления» сетки на пересечении линий наносим тёмные точки тонкой кистью с тупым концом.Шаг 35. Делаем волнистый орнамент «поясок» с чередующимися каплевидными однотонными мазками.Шаг 36. Горловину вазы оформляем в предпоследнюю очередь, так как во время росписи мастер держит вазу за край, и краска может смазаться. Вазу переворачиваем и ставим на горло для удобства росписи отводки.

Шаг 37. Тонкой кистью делаем длинные капельки «волной», и отводку дополняем тёмными точками для придания ритма.Шаг 38. Переворачиваем вазу, делаем завершающие отводки на её «ноге».Шаг 39. Мастер подписывает свою работу и ставит год.

Шаг 40. И вот наша ваза готова. Теперь ей предстоит пройти глазуровку и «политой» обжиг при температуре 1300 градусов.

МАСТЕР-КЛАСС: ТАТЬЯНА СИВОВАТЕКСТ: ВАЛЕНТИН РОЗАНОВФОТО АВТОРА

Татьяна Алексеевна СивоваХудожник Гжельского фарфорового завода. Родилась в Гжели в деревне Меткомелино в 1977 году в семье потомственных фарфористов. Отец Алексей Рогов – известный гжельский художник. Мать Надежда Рогова – мастер по росписи фарфора. Татьяна окончила Гжельскую художественную школу и Гжельский художественно-промышленный колледж. Стипендиат Международной программы «Новые имена», дипломант Всероссийского конкурса «Молодые дарования». Участница выставок народных художественных промыслов в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ярославле, Сергиевом Посаде, а также в Берлине, Гамбурге, Дюрене, Базеле и в Шотландии. Автор многих композиций гжельской росписи. Член Творческого Союза художников декоративно-прикладного искусства, отделение фарфора и керамики.

farfor-gzhel.ru

Узоры гжельской росписи. Элементы гжельской росписи

Город Гжель - центр одного из самых известных художественных промыслов России. Находится он в Раменском районе Московской области. "Гжельский куст" раскинулся на обширной территории и состоит из 27 деревень, жители которых занимаются изготовлением и росписью изделий из белого фаянса и фарфора. История появления гжельского художественного промысла уходит корнями в 14 век нашей эры, когда в Подмосковье было открыто Кудиновское глиняное месторождение. В верхних слоях залегала "ширевка" - простой красный материал, ниже шли пласты желтой "пушнины" - глины среднего качества, и, наконец, в самой глубине раскинулась нежнейшая "мыловка" - тонкая белая глина, незаменимый материал для производства высококачественного фаянса и фарфора.

узоры гжельской росписи

Потребности фармацевтики

Шла белая глина на выделку посуды и другой кухонной утвари, пока не появился аптекарский царский указ, который обязывал доставлять всю добытую гжельскую глину в Москву для нужд аптечного приказа. Однако спустя некоторое время под землей обнаружилось еще несколько месторождений, и белого материала стало достаточно для всех потребностей российской столицы и ее окрестностей. Кроме аптечных сосудов и чайных сервизов мастера-умельцы занялись изготовлением художественных изделий. Так появился гжельский народный промысел, известный сегодня во всем мире.

Мировая известность

Узоры гжельской росписи - это рисунок, сделанный ярко-синей кобальтовой краской по белоснежному фону, традиционно - нанесенные от руки несложные геометрические и растительные орнаменты. Изображения на изделиях также могут носить сюжетный характер, например женщина с ведрами или гармонист в окружении танцующих односельчан. Узоры гжельской росписи - это, как правило, цветочные мотивы, многократно повторяющиеся на выпуклой или вогнутой поверхности изделия.

Признаком высокого мастерства художника является использование им полутонов, когда центр рисунка заполняется бледно-синими штрихами, а ближе к периферии изображение становится все ярче и ярче. Цветы гжельского рисунка - это особая форма интерпретации, они обязательно повторяют контуры реального растения. На изображении можно увидеть лепестки, пестики, тычинки, стебельки и даже усики, которыми цветок цепляется за своих соседей.

узоры гжель

Технологии

Узоры гжельской росписи подчиняются определенной системе нанесения рисунка. Они могут чередоваться или располагаться хаотично, но в любом случае изображение выдерживается в рамках задуманного сюжета. На заводах по выпуску посуды и художественных изделий из фаянса и фарфора узоры гжельской росписи систематизируются. Существует библиотека, в которой собраны многочисленные рисунки, используемые технологами в производстве. Тематика изображений самая разнообразная: от незатейливых картинок из деревенской жизни до сказочных сюжетов с несколькими персонажами.

Современные узоры гжельской росписи сложны и многообразны. Хотя, казалось бы, одноцветные рисунки сами по себе монотонны, и это означает, что красивых сочетаний цветов ждать не приходится. Однако профессионализм художников, владеющих искусством многослойного наложения красок с тончайшими оттенками, делает чудеса. Изделия гжельских мастеров не только красивы, но еще и уникальны, ведь ручная работа предполагает всего один неповторимый экземпляр.

элементы гжельской росписи

Разновидности

Наносить узоры гжельской росписи - это тонкое и ответственное искусство. Главной задачей мастера является равномерное распределение цвета и оттенков так, чтобы рисунок получился сбалансированным и гармоничным. Каждое изделие представляет собой условный центр композиции, от которого равномерно расходятся составляющие сюжета или элементы растительного орнамента. В отдельных случаях синие кобальтовые краски дополняются декоративными линиями золотого цвета.

Обычно такая расцветка наносится на так называемый костяной фарфор. Это особый сорт керамики белого цвета с едва уловимым кремовым оттенком, напоминающим цвет топленого молока. Костяной фарфор слегка просвечивает, и это свойство художники используют при росписи. Рисунок располагается таким образом, чтобы оставалось свободное от краски пространство. Тогда чистые светлые участки поверхности изделия начинают взаимодействовать с цветным узором.

гжельская роспись посуда

Элементы гжельской росписи

Рисунок на бело-синих изделиях всегда стилизованный. Это может быть гротескное изображение чудесных сказочных персонажей или зимний пейзаж в сельской местности. И не потому, что на фаянсе или фарфоре нельзя нарисовать какую-либо реальную картину, а потому, что данный вид народного промысла подчиняется своим законам стилистики, по которым и различаются изделия. Русские промыслы при всем своем разнообразии достаточно строго классифицируются. Перепутать один вид народного искусства с другим практически невозможно.

Известные мастера гжели постоянно совершенствуют свое творчество, их отдельные изделия являются классикой жанра. Эти произведения искусства находятся в музеях и частных коллекциях, они бесценны. Гжельская роспись, посуда это или другие художественные изделия, всегда интересна и неповторима. Ассортимент продукции, ежедневно выпускаемой заводами и небольшими мастерскими, безграничен.

мастер класс гжельская роспись

Мастер-класс "Гжельская роспись"

Обучение художественной росписи проводится регулярно в кружках, открытых повсеместно. Однако освоить искусство гжельского рисунка невозможно без знакомства с историей этого древнего народного промысла.

На начальном этапе ученики пробуют воспроизвести несложные изображения в гжельском стиле на бумаге. Для этого подойдет обычный ватман или плотные чертежные листы. Краску для начала следует взять акварельную. Если гжельский рисунок на бумаге получился, можно переходить на оригинальную основу - керамическую заготовку. На этом этапе акварельные краски уже не подойдут, потребуется настоящая кобальтовая синь.

Сервизы

В 18-19 веках гжельская посуда была особенно востребована. Очень много изделий уходило за границу. Европейцы закупали фаянс и фарфор российского производства с гжельской росписью в огромных количествах. Так продолжалось до тех пор, пока русский императорский двор не стал основным заказчиком для всех заводов, производящих бело-синие сервизы.

мастера гжели

Особым спросом у царя и его приближенных пользовался знаменитый сервиз "Гурьевский" на 150 персон для больших пиров и застолий. Затем следовали "Мономах" и "Царь-батюшка" на 12 персон каждый. Состояли сервизы из 84 предметов, начиная с огромной супницы и заканчивая блюдцами для варенья. Популярными были маленькие сервизы "Тет-а-тет" для двоих и "Эгоист", рассчитанный на одного любителя красивой столовой посуды.

Упадок

В 20-х годах прошлого столетия в гжельском производстве наметился спад. Первыми тревогу забили сами гончары, которые стали предупреждать, что если дело не исправить, то горшки и миски вскоре придется покупать за границей. К счастью, они были услышаны, заводы заработали с новой силой, а в 1933 году особо крупные предприятия взяло на свой баланс государство и таким образом фаянс, фарфор и другие изделия "Гжельского куста" вновь пошли потоком на российский рынок, а затем и за границу.

цветы гжель

Знаменитые мастера

Гжель бывает разная, от одного изделия глаз невозможно отвести, а другое интереса не вызывает. Отчего так происходит? Главным критерием, который определяет качество гжельской керамики, является детальная проработка рисунка. Чем подробнее нарисовано изображение, тем ценнее роспись. Знатоки гжели хорошо знакомы с творчеством всех выдающихся мастеров современности. Коллекционеры покупают только их работы, музеи и выставочные комплексы также стараются заполучить эксклюзивные художественные изделия.

Среди наиболее известных мастеров - Денисов, Дунашова, Окулова, Азарова, Розанов и Царегородцева. Высокохудожественные произведения Н.И. Бессарабовой хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга и в Историческом музее в Москве. Бесчисленное количество шедевров рассредоточено по всему миру, все они находятся в частных коллекциях и галереях.

Стало хорошей традицией открывать магазины по продаже гжельских художественных изделий при заводах, выпускающих эти произведения искусства. Спрос на бело-синюю красоту по-прежнему высокий, и тенденции к его снижению нет. Гжель будет процветать до тех пор, пока под землей есть залежи белой глины, а ее запасы на сегодняшний день кажутся неисчерпаемыми.

fb.ru