Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Что такое богородская игрушка. Сообщение богородская резная игрушка


Богородская игрушка / Народные промыслы / Международный Агро Портал

На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Богородское - село старинное.Богородский мастерВ середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице - Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Но это всего лишь легенда. На самом деле дату основания промысла определить достаточно сложно. 

По свидетельству специалистов, самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла, имеющиеся в музейных собраниях нашей страны датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII – XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII – началуXIX веков. На первоначальном этапе своего развития Богородское представляло собой типичное крестьянское производство. Деревянные резные изделия выполнялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны. В остальное время основная часть населения занималась крестьянским трудом. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков. Вогородская игрушка

 Однако, следует заметить, что именно на первоначальном этапе становление богородского промысла появляются произведения, которые можно отнести к шедеврам народного искусства, среди них знаменитая скульптура малых форм – «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками и др. в этом проявление своеобразной противоречивости богородского промысла в первоначальной стадии его становления и развития. Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры – посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников – живописцев.

Сотрудничество богородских и сергиевских мастеров помогло выработать устойчивый круг тем и сюжетов, единую систему образов. Уже в середине XIX века центр резного дела перемещается в Богородское.Дальнейшее становление самостоятельного промысла в Богородском происходило по мере уменьшения его зависимости от Сергиева Посада. Связано это было, прежде всего, с появлением в Сергиевом Посаде нового материала – папье-маше. С этого времени, приблизительно (1850-60-е года) Богородское становится олицетворением всех местных традиций резьбы по дереву. Резьба становилась все искусней. Время 1840-70-е года XIX века, по мнению ряда специалистов – период расцвета богородского резного кустарного промысла. Следующий интереснейший этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890-1900 годах.Игрушка дровосекиВ 1890-х годах земство проводит ряд мероприятий в области кустарного производства, в том числе и игрушечного. Одним из важнейшим было создание в Сергиевом Посаде учебно-показательной мастерской в 1891году. Эта организация, говоря современным языком, объединила в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществляла организацию сбыта кустарных изделий в России и за ее пределами. 

В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков. В этом же, 1913 году, в Богородском была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914 году на базе этой мастерской была открыта земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе. Но ни один из детей богородских резчиков в эту школу не попал. Мотив отказа – недостаточная общеобразовательная подготовка детей, да и сами кустари не спешили отдавать детей в эту школу, так как традиционно в Богородском учили резьбе с малых лет в семье. Начиная лет с 7-8 дети уже участвовали в общем процессе резьбы.Земские деятели сохраняли традиции промысла в их понимании, согласно с веянием времени. Этот период был полноправным и закономерным этапом в развитии не только богородского промысла, но и всего народного искусства. Некоторые характерные его особенности сохранялись на промыслах вплоть до середины 1920-х годов.Фигурки всадников

В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. В 1923 году была восстановлена артель, в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения. Богородский художественный промысел становится одним из ведущих в стране. В эти годы в Богородском происходит активное развитие игрушечной пластики. Новые условия жизни, изменившееся сознание людей активно стимулировали поиски новых форм и художественных решений. Именно тогда возникает проблема станковизма, зачатки которой наметились еще в «земский период» усилению течения станковизма способствовала деятельность профтехшколы.

Творчество мастеров в этот период еще достаточно традиционно, но уже в 1930-х годах появляются игрушка скульптура, которые при всей традиционности приемов резьбы отличаются новизной темы и ее раскрытия. Следующее два десятилетия (1930-1950-ее) в дела промысла вновь вмешиваются художники профессионалы и художественные критики – в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Не только в Богородском, но и на других промыслах происходила тогда откровенная политизация. Мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг, стало такое явление, как развитие сказочной темы. Условность богородской резьбы, как нельзя лучше, способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов. Историческая тема в богородской пластики в эти годы значительно сузилась, локализировалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны.

Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной. С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия «художественная промышленность», «план», «вал» и другие абсолютно чуждые понятия.

В середине 1970-х годов на реке Кунье было решено строить первую в стране ГАЭС. По иронии судьбы местом ее постройки было выбрано село Богородское.  Богородская игрушка

Главный архитектор ГАЭС в то время не понял всей сложности ситуации. По его мнению, деревня никакой архитектурной ценности не представляет. .....сносились бревенчатые дома с кружевными наличниками, вырубались сады, а вместе с ними уходили и традиционный богородский быт. Мастера-резчики переселялись в многоэтажные дома, занятие традиционным ремеслом становилось все более проблематичным. В 1970-1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы работало около 200 резчиков. Среди них были и мастера высокого класса, которые разрабатывали интересные образцы, были мастера исполнители. В связи с бурными событиями в конце 1980-х начале 1990-х годов, положение на промысле ухудшилось в значительной степени.  

В Богородском создавались две организации, выпускающие одну и ту же продукцию. Лучшие мастера уходят из «официального промысла», но дома продолжают создавать вещи высокого класса, хотя это по плечу далеко не всем. Большая часть молодых мастеров идет на поводу у рынка, выполняя работы либо незначительные с точки зрения народной традиции, либо вовсе далеки от нее.

В настоящее время ситуация на промысле просто трагическая. Практически прекратила деятельность фабрика художественной резьбы.  Очень сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме. Это постоянный недобор местной молодежи. А приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию.  Низкие зарплаты на едва сводящей концы с концами фабрике, отсутствие жилья, все это не способствует привлечению молодежи. Самые талантливые продолжают обучение в ВУЗах и окончательно порывают с промыслом. Перспективы дальнейшего развития богородского промысла представляются далеко не радужными.  Без преувеличения можно сказать, что Богородский промысел художественной резьбы находится на грани исчезновения.

 Московская область, Сергиево-Посадский район, поселок Богородское "Богородская фабрика"

Тел.+7(496-54) 534-59 Факс:+7(496-54) 534-58 Е-mail:[email protected]

 

Московская область, Сергиево - Посадский район, поселок Богородское, "Богородский художественно-промышленный техникум" Телефоны: 8 (496) 54- 53 - 400, 8 (496) 54-53-538 Email: [email protected]

agronationale.ru

Богородская игрушка — творческая работа

Богородская игрушка

Игрушка богородская.

 

 Богородская игрушка - это один из традиционных народных художественных промыслов России.

Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиево-Посадский район Московской области).Именно этот поселок считают центром деревянной кустарной игрушки, хотя деревянные игрушки известны издавна и повсеместно на Руси ввиду обилия лесов.

Сюжеты богородской деревянной  игрушки – это чуть смешные  гусары и дамы, всадники и плясуны, дровосеки и музыканты, медведи  и курочки.

Легенды села Богородское

 

      Об истории возникновения богородской игрушки рассказывают разные предания и легенды.

      По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей. А еще говорят, что в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом.

 

Легенды села Богородское.

 

 

 

Об истории возникновения богородской 

игрушки рассказывают разные  предания и

 легенды.

      По одному из преданий первые игрушки

из дерева стал резать основатель  Троице-Сергиева

 монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.А еще говорят, что в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом.

 

Как на самом деле  родились Богородские игрушки.

 

        Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад.Уже тогда в стенах Троице-Сергиева монастыря существовало резное дело. Это не могло не повлиять на располагавшиеся поодаль деревеньки, которые и занялись игрушечным промыслом. Из архивных документов известно, что уже в XVII веке в городе Сергиеве Посаде и селе Богородском изготовлялись на продажу игрушки, которые охотно закупал даже царский двор. Сначала богородские кустари изготавливали лишь отдельные части и переправляли в Сергиев Посад, где игрушка приобретала законченный вид. Но вскоре богородская деревянная игрушка стала получать своё завершение в своём родном селе. Поначалу в Богородском резали только "белье" — игрушки или их части, предназначенные для раскрашивания. "Белье" отправляли в Сергиев Посад, где игрушки приобретали законченный вид. Часть игрушек продавали неокрашенными. Другую часть раскрашивали красильщики. Игрушки продавались тут же в городе многочисленным паломникам, либо поступали на рынки Москвы и других городов. Именно неокрашенные игрушки, фигурки людей, животных и птиц из липы, декорированные лишь неглубокими быстрыми порезками, определили в лицо традиционной богородской игрушки.

 

Традиционные богородские  игрушки.

 

        Среди произведений той поры пользовались большим спросом мужские и женские фигурки: грибников и дровосеков, охотников, плясунов, музыкантов. Как правило, они устанавливались на высоком пьедестале и расписывались в яркие цвета. Головки таких фигур соединялись с туловищами при помощи небольшой пружинки. Таким образом, игрушки "оживлялись". Среди игрушек можно было увидеть гарцующего на коне гусара, щеголеватого офицера, толстого чванливого барина, жеманную барышню с гигантским цветком в руке. Характерным для богородцев был и образ всадника, постоянно варьировавшийся на промысле: седачки и казаки, полководцы и охотники. Часто вырезали и фигурки простых солдат, марширующих, бьющих в тарелки, или весело барабанящих.Простых людей богородские резчики показывали обычно за работой — сапожник тачал сапоги, пряха сидела за прялкой, старик плел лапти, лесоруб рубил дрова. Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах — гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах. Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи.  

 

Как создают Богородскую  игрушку?

 

        Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Можно также использовать осину и ольху, отличающиеся такой же мягкой и однородной древесиной. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей).Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет. Игрушки бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек вытачивают на станке, выпиливаются по шаблону, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком. А вот ручная работа гораздо сложней. Ствол пилят на части, которые потом разрубают вдоль волокон на треугольные поленья в зависимости от необходимого размера игрушки. Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения. Острейшим прямым богородским ножом снимают всю лишнюю древесину и моделируют форму. Окончательная отделка игрушки связана с работой мелкими полукруглыми стамесками (описка), с помощью которых изображается шерсть животного, перья птицы или детали одежды людей, тяжелые и легкие ткани, мех, кружева, ленты. Другой прием окончательной отделки игрушки связан с ошкуриванием формы мелкой наждачной бумагой. Этим приемом обычно пользуются, чтобы передать гладкие поверхности. Затем деревянное чудо расписывается красками или покрывается лаком. Но чаще игрушки оставляют неокрашенными, сохраняя природный цвет и структуру дерева.Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и ценится такая игрушка значительно дороже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Традиции и современность.

 

   Созданные в середине и во второй половине XIX века деревянные игрушки Подмосковья - это целая галерея персонажей, будто пришедших в музейные витрины из эпохи дореформенной России. В изысканных сложных костюмах жеманно и глуповато улыбающиеся дамы и кавалеры, гусары и барыни стоят на треугольных подставках, слегка выдвинув ногу и чуть склонив голову.

    Сейчас появились новые сюжеты и новые игрушки. Сегодняшний медведь играет в футбол, катается на велосипеде, улетает в космос, работает на компьютере.

 

 

 

Богородская фабрика игрушек 

 

    Вот уже более 300 лет живут в селе Богородское резчики по дереву. Сейчас в деревне около сотни резчиков. Работают целыми семьями. Там находится фабрика по производству Богородской игрушки. При фабрике есть музей с уникальной коллекцией изделий резчиков по дереву.

 

 

Спасибо за внимание!

referat911.ru

Что такое богородская игрушка

05.02.2015

Пожалуй, самой известной богородской игрушкой можно назвать композицию «Кузнецы»: мужик и медведь по очереди бьют молотом по наковальне. Деревянные двигающиеся игрушки родом из поселка Богородское, что находится в Сергиево-Посадском районе, за триста лет своего существования превратились во всемирно известный народный промысел. Некоторые экземпляры этих игрушек являются экспонатами музеев, получали золотые медали на всемирных выставках в Нью-Йорке, Париже, Брюсселе. Во время политических и социальных потрясений разных лет промыслу пришлось нелегко, однако, деревянные игрушки и скульптура радуют глаз и по сей день.

Легенда о возникновении Богородской игрушки.

За давностью лет история о возникновении первой игрушки стала скорее легендой. Якобы сделала одна женщина для своих детей резную деревянную игрушку – Ауку. Поиграли дети, да забыли, а отец их взял и отвез игрушку на торг, уж больно хороша она была. Приглянулась Аука одному купцу, взял он ее не на продажу, а ради украшения своей лавки. Только не успела игрушка послужить украшением, выкупили её у купца за немалые деньги, да ещё заказали. Так и разрослось производство удивительных игрушек-механизмов, равных которым нет во всем мире.

Слияние деревенских и городских культурных традиций дало прекрасный результат.

Любопытно, что игрушки часто продавались бельём – так называется деревянное изделие, не покрытое росписью. А уж впоследствии скупщики разрисовывали липовые, осиновые и ольховые фигурки на свое усмотрение. Изначально Борогодская игрушка была сугубо крестьянским промыслом, изготовлялась в свободные от полевых работ осенне-зимние месяцы. Производство это очень зависело от покупателей из Сергиева Посада, работая исключительно по их заказам. Интересно при этом, что именно в этот период появились изделия, закрепившиеся в промысле как шедевры. Это композиция «Пастушок», собака со щенками, знаменитый медведь. Таким образом, на Богородскую игрушку – исконно крестьянский промысел – сильное влияние оказало ремесленное производство, перемешавшись с посадской культурой и традициями. Поэтому современный облик игрушки отражает и фарфоровую пластику, лубочные традиции, даже отголоски произведений профессиональных живописцев.

В салоне подарков «Русь Великая» богородская игрушка пользуется спросом и как презент ребенку, и как деталь интерьера, выдержанного в русском народном стиле.

Возврат к списку

www.rusvelikaia.ru

Народные промыслы Центрального района Богородская резная игрушка

Описание презентации Народные промыслы Центрального района Богородская резная игрушка по слайдам

Народные промыслы Центрального района

Богородская резная игрушка • Промысел резной деревянной игрушки возник в XVI-XVII веках. Уже к XVIII веку сложился самобытный характер и манера исполнения богородской игрушки. Можно выделить два вида: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Манера богородской резьбы точная, резкая, хорошо заметен след резца мастера. Обычно сохранён натуральный цвет дерева, но есть также и раскрашенные игрушки. Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, военные; звери и птицы; сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

Абрамцево-кудринская резьба по дереву • Художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Резчики абрамцевско-кудринского промысла унаследовали традиции мастеров Троице-Сергиева монастыря, расположенного неподалеку. Но больше всего повлияло на развитие промысла создание в имении Абрамцево художественных мастерских. К концу XIX века сложился свой, особый стиль плоскорельефной резьбы

Русская матрёшка • Матрешка — один из самых популярных русских сувениров — появилась лишь в конце XIX века в имении Абрамцево, что неподалеку от Сергиева Посада. В Московской области массовое производство матрёшек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью. Матрешку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка не трещинки не было. Начинает работу мастер с самой маленькой матрешечки, лишь потом их размер становится все больше и больше.

Палехская лаковая живопись • Согласно летописям, поселение возникло ещё до XV века. В 1923 году художественный промысел возродился как лаковая миниатюрная живопись на изделиях из папье-маше. В его основе лежат традиции древнерусской живописи, искусства иконописи: удлиненные пропорции фигуры человека, условное изображение пейзажа, зданий. Живопись выполняется темперными красками на черном лаковом фоне. Рисунок отличается выразительным силуэтом, четко и тонко прописанными деталями, применяется штриховка — «насечка» золотыми линиями. Сюжеты миниатюр разнообразны: исторические, сказочные, фольклорные, бытовые.

Скопинская керамика • Расцвет скопинского гончарного творчества относится ко второй половине XIX века. Особенность Скопинской керамики в том, что изделия, как правило, ручной работы, дополнены лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных. Великолепный растительный орнамент делает скопинскую керамику настоящим произведением искусства. Она покрыта цветной глазурью коричневого, зеленого или желтого тона.

Филимоновская игрушка • Облик филимоновской игрушки поражает своей оригинальностью, необычностью форм. По мнению специалистов, в филимоновской игрушке сохраняются изначальные, древние традиции народной культуры. Фигурки несколько вытянуты, в росписи преобладают три — четыре цвета. Сама роспись — это чередование горизонтальных полос по белому, желтому фону. В орнаменте преобладают круги, «розетки» , треугольники, зигзаги, точки. Лица на игрушках, мелкие детали едва обозначены, как у древних язычеких идолов. Размеры игрушек от 3 -5 до 25 -30 см. В большинстве своем это свистульки.

Жостовские подносы • Жостовский художественный промысел — это декоративная живопись на металлических подносах. Возникновения промысла относят к началу XIX века. Жостовкий промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскиной лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине XIX века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров. Сюжеты росписи — цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. Разнообразна форма подносов.

Ростовская финифть • Искусство финифти, или живописной эмали, росписи огнеупорными красками по эмалевой поверхности металлических предметов — было хорошо известно ещё в Древней Руси. Художественный промысел финифти в городе Ростове (Ярославской области) сложился в начале XVIII века, но возможно, существовал и ранее. Ростовские мастера украшали финифтью иконы, кресты, церковную утварь. В XIX веке появляются работы светского характера: копии картин художников, портреты, пейзажи, ювелирные украшения. Эмалевые миниатюры часто дополняются чеканкой и сканью (Скань, или филигрань, — кружево из тоненьких гладких или витых проволочек).

present5.com