Подписка на рассылку
ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ
Сегодня получила платье от Виктории Бекхам. Размер подошёл, но длину чуть-чуть укорочу, т.к. люблю по-короче. Качество отличное. Доставка тоже порадовала, пришло уведомление на 7 день, получила утром на 8 день. Куда хотела в нём пойти - пойду, всё успели, не ожидала, что так быстро получится. Очень сомневалась, но зря. Спасибо!!!
|
Башкирский орнамент. Украшение одежды башкирским орнаментом. Урок по технологии. Шаблоны башкирский орнаментБашкирский орнамент. Башкирские орнаменты и узорыБашкирские орнаменты и узоры являются важной составляющей материальной культуры и одновременно одной из форм духовного творчества народа Башкортостана. В этом смысле народное искусство есть результат многовекового развития: в орнаментике, в отдельных узорах, в красках, в их сочетании народные умельцы образно отразили жизнь людей и понимание ими окружающей действительности на разных этапах истории. Орнамент как взаимосвязь культурКрупные события в истории башкир, те или иные повороты в их судьбе всегда или почти всегда находили художественное отражение в искусстве, в том числе декоративном: в орнаментике, в технике исполнения, в развитии новых или угасании существующих видов творчества. Башкирский орнамент, технические приемы орнаментации, цветовая гамма, терминология узоров являются концентрированным отражением переплетений этнической истории башкирского народа. Это касается его происхождения, этнических процессов в период средневековья, древних и современных культурно-исторических взаимодействий с соседними народами. Изобразительное искусство в силу ряда причин, прежде всего, благодаря большой устойчивости орнамента, полнее и рельефнее, чем многие другие виды материальной культуры, несет в себе следы различных эпох и взаимодействия разных этносов. Национальные орнаменты и узоры можно встретить практически на изделиях всех типов, изготовленных заботливыми руками народных мастеров:
КовроткачествоОрнамент башкирского народа особенно четко прослеживается в ковроткачестве. Узорные ковры были обязательной частью приданого девушки. Паласы с рисунком в полоску были распространены по всей южной Башкирии и среди башкирского населения Курганской области. В юго-западной, западной и отчасти центральной Башкирии, в бассейнах рек Дема и Ик, а также в среднем и нижнем течении реки Белой ткались преимущественно ковры с геометрическим узором. С середины 20 века на юго-западе республики большое распространение в орнаменте ковров получили растительные мотивы в виде завитков и веток с цветами, листьями, ягодами, яблоками и т. д. Фактически это новый, современный этап эволюции орнамента и узоров на территории Башкирии. Ковры с полосатым узоромКовры с узором в полоску ткутся полотнищами шириной в 20-22 см. Продольно-полосатый узор создается основой из крашеных ниток овечьей или козьей шерсти. Узор паласа прост — это продольные, зубчатые или гладкие многоцветные полоски. Очень простой полосатый башкирский орнамент позволяет предположить, что это наиболее древний тип ковров. Ковры с геометрическим и растительным узоромОни сшиваются из двух, иногда трех тканых полотнищ шириной в 40-60 см и заключаются в неширокую кайму. Кайма обычно ткется отдельным полотнищем и с рисунком, несколько отличным от узора центрального поля. Иногда такой ковер вовсе не имеет каймы. Башкирский орнамент ковров с геометрическим узором преимущественно прямолинейный, с четкими фигурами. Основными элементами его являются уступчатые многоцветные ромбы, квадраты, восьмиконечные звезды и другие фигуры, правильными рядами заполняющие орнаментируемое поле ковра. Они, в свою очередь, разработаны внутри такими же, но более мелкими фигурами. Элементы орнамента, если их рассматривать отдельно, встречаются в орнаментике многих других народов. Однако в сочетании, в общей композиции, особенно при удачно подобранных цветах, они образуют тот своеобразный красочный узор, который придает орнаменту неповторимый башкирский национальный колорит. В случае растительной трактовки геометрического узора отростки традиционного ромба принимают очертания веточек с листьями, а восьмиконечная звезда трактуется как восьмилепестковый цветок. Цветовая гаммаБашкирский национальный орнамент касательно цветовой гаммы разнообразен. Цвета полосок — красные, желтые, зеленые, синие, голубые, фиолетовые и другие в наиболее глубоких тонах при абсолютном преобладании цвета марены. В стремлении не повторять друг друга ткачихи добиваются значительного разнообразия в расцветке. При простейшей композиции умелым подбором и сочетанием цветов они достигают большой красочности орнамента. Узорные тканиБашкирские орнаменты и узоры до сих пор встречаются на парадной национальной одежде. Ткани из растительных волокон у башкир отличаются богатым и сочным орнаментом, разнообразием приемов украшения. Для пошива обыденной одежды, повседневных предметов изготавливалась так называемая пестрядь — цветной холст в клетку либо в полоску. Праздничная и обрядовая одежда, предметы, украшающие жилище, орнаментировались узорами закладного или браного тканья (тканое полотно). Из пестроткани шили женские рубахи, передники, женские и мужские штаны. Из нее же делали скатерти, полотенца, салфетки, занавеси, различные сумы и т. д. Клетчатый рисунок пестряди образуется пересечением цветных полос. В южных районах Башкирии и в Зауралье пестрядь ткется крупными клетками. В расцветке преобладают красный, белый и черный цвета. Национальный орнамент пестроткани северных районов отличается мелкими клетками рисунка и более пестрой расцветкой. Часто клетчатая пестрядь, предназначенная для передников, скатертей и занавесок, украшалась и украшается браными узорами наподобие розеток-медальонов. Виды орнаментаУзорами закладного тканья украшались лишь предметы декоративного убранства для дома: занавеси, полотенца и скатерти. В орнаментации одежды закладная техника не применялась. Наиболее простыми элементами орнамента, выполненного закладками, являются массивные уступчатые линии — это типичный башкирский орнамент. Рисунок этих линий усложняется, они, соединяясь между собой, образуют X-образные, 3-образные, ромбовидные, 8-образные фигуры и другие более сложные узоры. Очень характерны восьмиконечная звезда, крест, свастика, ромб с продолженными сторонами или с парными завитками на углах, роговидные фигуры. ВышивкаТрадиционно в Башкирии вышивка имела даже большее значение, чем узорные ткани. Объясняется это более простой техникой работы, при этом можно приложить больше творческих усилий. Для ткачества требовались исходное сырье и ткацкие станки, а с распространением готовых тканей изготовление собственных стало анахронизмом. Зато вышивка востребована и поныне. Большим разнообразием отличаются башкирские узоры и орнаменты. Рисунки зависят от техники вышивания и способа нанесения чернового изображения на вышиваемую поверхность. Основные элементы орнамента — это фигурки в виде парных рогов барана, S-образные линии, которые в различных комбинациях дают узоры в виде буквы X, свастики или образуют сильно стилизованные растительные мотивы. Башкирский орнамент исполняется вышивкой на сукне, бархате, реже на хлопчатобумажной ткани шелковыми, шерстяными или хлопчатобумажными нитками. Узоры на чепраках обычно вышиваются по красному или зеленому фону, а на кисетах и декоративных лентах встречается еще и черный фон, что придает узору большую яркость и обеспечивает четкое звучание каждого цвета в узоре. Для самих узоров выбираются обычно цвета теплых тонов, но, как правило, контрастные с фоном. Чаще применяются красный, желтый, зеленый и очень редко синий и голубой. Излюбленный красный цвет нередко встречается и на узорах с красным же фоном. Резьба по деревуРезьба, орнамент на посуде и роспись по дереву не были столь широко распространены среди башкир, как, например, вышивка или ткачество. Исключение составляет архитектурная резьба, со второй половины XIX века появившаяся в Башкирии повсеместно. Наибольшее распространение художественная резьба по дереву получила в горнолесной части юго-восточной Башкирии, где сосредоточены обширнейшие таежные леса Южного Урала, дававшие разнообразное сырье для «деревянного производства». Потребности натурального хозяйства и наличие леса издавна делали необходимым и возможным изготовление из дерева различной утвари, предметов домашнего обихода. При этом у башкир практичность, целесообразность была связана и тесно переплеталась с эстетическими вкусами. Изготовляя предметы бытового обихода, башкиры стремились сделать их не только прочными, удобными в пользовании, но и красивыми. Неслучайно наиболее ярким, интересным был орнамент на посуде и предметах, которые ежедневно, постоянно использовались в быту. При этом в изготовлении ковшей для кумыса, в орнаментации утвари, в росписи деревянных подставок под сундук наряду с национальным колоритом, выработанным в течение столетий, сохранены элементы узоров, характерные для древних племен, участвовавших некогда в этническом формировании башкирской народности. ВыводОрнамент башкирского народа — тот же фольклор. Он является продуктом коллективного творчества сменяющих друг друга поколений. Каждый узор — результат коллективного творчества, в то же время он продукт художественного воображения отдельной личности. Многие мастера не только вносят изменения в известные им узоры, но и создают новые. В свою очередь, вновь созданные узоры не остаются неизменными. Другие художники шлифуют их или, опираясь на традиционные узоры, создают свои. Отсюда разнообразие и богатство форм, которые мы наблюдаем в народной орнаментике Башкирии. fb.ru Традиционный башкирский орнамент в обереге - амулетеИсторическая часть: Орнамент - одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека. Он является продуктом долгого исторического развития. Яркое , красочное, эмоциональное декоративно -прикладное искусство башкир свидетельствует о неиссякаемом таланте народа и творческом потенциале , природной способности башкир к импровизации, повествует о том, что , несмотря на тяжелый кочевой быт, народные умельцы благодаря опыту и смекалке познали законы гармонии и ритма, симметрии и пропорции, света и тени, и передали из поколения в поколение свое мастерство и опыт. Для башкирского орнамента характерны, как геометрические, так и растительные мотивы. Геометрические узоры обогащаются стилизованными изображениями животных, птиц и людей, а растительные композиции - криволинейными элементами в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур. ( Приложение 1). На особенности орнаментального творчества башкирского народа в середине прошлого века обратили внимание ведущие башкирские этнографы Кузеев Р.Г. И Бикбулатов Н.В. В башкирском декоративно-прикладном искусстве они выделили 6 основных орнаментальных комплексов, каждый из которых представляет совокупность родственных по происхождению однотипных орнаментальных мотивов и связан с определенными приемами исполнения, с тем или иным кругом бытовых предметов. «В состав I-го орнаментального комплекса были включены простейшие геометрические фигуры в виде треугольников, квадратов и четырехугольников, зигзагов, крестов, ромбов, кругов, вихревых розеток и т. п. Они входят в состав более сложных полихромных узоров, построенных в форме бордюра или розетки.( Приложение 2) Во II-ой орнаментальный комплекс включены криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн, пальметок, а также треугольники — амулеты. (Приложение 3). В III-й орнаментальный комплекс входят реалистические и стилизованные узоры растительного происхождения. В основном он применялся в виде многоцветного орнамента тамбурной вышивки, которая украшала женскую и вышивки, которая украшала женскую и мужскую одежду, предметы декоративного убранства дома. (Приложение 4). IV-орнаментальный комплекс состоит из сложных многоугольников, восьмиконечных звезд, ступенчатых ромбов, многоугольников с отростками, парными роговидными завитками, объединенными в розетки или сплошные сетки. ( Приложение 5). V-й орнаментальный комплекс составляют геральдические композиции из птиц, животных и деревьев, восьмиконечные звезды, бордюрные узоры из вилообразных, ногтевидных и V-образных фигур. (Приложение 6). VI-й орнаментальный комплекс включает геометрические узоры браного ткачества, счетной и строчевой вышивки. Среди них наиболее распространены квадраты, ромбы (уступчатые, зубчатые, с продолженными сторонами, рогообразными завитками на вершинах), стилизованные изображения человека, восьмиконечной розетки, X-образной фигуры. (Приложение 7). Вся окружающая природа представлялась одушевленной. Знаки, символы, обрядовых предметах и изделиях домашнего обихода, служили оберегом. Вышитое на одежде украшение ведется по разрезам, вырезу, подолу, воротникам и рукавам. Для «усиления» швов и самой ткани в частях одежды, особо важных для человека (грудь, бедра), размещается отделка оберег-амулет. Подвески, нагрудники сохраняются в женской одежде, он был очень тяжелым из-за большого количества нашивок: монет, кораллов, граненного стекла, медальонов, цепочек и т.д. Они располагались горизонтальными рядами, кругами или столбцами. Часто можно увидеть на нагруднике сетку из кораллов или бисера, коралловую бахраму, которые прикрывают разрез платья. Все они служат одной цели: оберегать от проникновения злых духов. (Приложение 8). Значение цвета в орнаменте: Красный – символизировал тепло, огонь, кровь. «Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза. У многих народов красный цвет синонимом «красоты», выражением чего-то красивого («красна девица», «красный угол»). У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу». Почитаемым и «священным» в исламе считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Зеленый – это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы. Вообще, мировоззрение башкир, ведущих кочевой образ жизни, родившихся в «свободной стихии степных просторов», во многом сформировалось на природной основе. Желтый цвет символизировал цвет Солнца, яичного желтка, цвет возрождения Солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это и цвет чрезмерного Солнца, выжженной степи. Желтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот, могли ему навредить, если их много. Вообще башкиры предпочитали золоту серебро, считая, что серебро имеет божественное происхождение, а золото – дьявольское. Белый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Чистота башкир проявлялось и в том, что башкиры «не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчелами. В процессе этнических взаимосвязей и культурных взаимовлияний происходит обогащение орнамента новыми элементами, формами. Таким образом, народный орнамент представляет собой неразрывное целое традиционного и заимствованного, древнего и старого. Заключение. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любви к природе, свое понимание красоты. Важную роль в приобщении ребят к дикоративно - прикладному искусству играют занятия в объединении «Начальное техническое моделирование». Именно в условиях работы объединения возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности. Занятия позволяют больше узнать о своей республике, родном городе, детей активизируется и обогащается словарный запас, очень здорово что есть возможность прикоснутся к неиссякаемому таланту башкирского народа, познать его красоту и тайны. Изделия украшенные орнаментом раскрывают перед детьми богатство культуры народа, помогают усвоить обычаи, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты. Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна для восприятия и отражения в творческой деятельности.
Список литературы:
Давлетшина З.М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). - Уфа, 2011. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири, как исторический источник. – М., Л., 1963. История и культура Башкортостана.- Уфа, 2001. Казбулатова Г. Язык костюма. //Евразийское обозрение, 2003, №9. – С.12-16. Каримов К.К. Культура Башкортостана (1917-2000). - Уфа, 2006. Кузеев Р.Г., Бикбулатов И.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. - Уфа, 1979. Культура народов Башкортостана: история и современность: Мат-лы регионал. науч. конф., посвящённая памяти Д.Ж. Валеева / отв. ред. З.Я Рахматуллина,- Уфа, 2003. Никонорова Е.Е. Орнамент счетной вышивки башкир. - Уфа, 2002. Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч.2. Быт башкир.// Зап. Русск. Географического общества по отд. Этнографии. Т.43. Вып.2, 1925; Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. – М., Л., 1955. Шитова С.Н. Народная одежда башкир. Археология и этнография Башкирии. Т.3. – М., 1979. – С.160-182. Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир. - Уфа, 2006. Кондрацкий М.В., Миловзорова М.В. Традиционные цвета башкирского орнамента как отражение национального духа башкирского народа. stranamasterov.ru Башкирский орнамент. Украшение одежды башкирским орнаментом. Урок по технологииРазделы: Технология, Начальная школа Цель: Научить детей украшать элементами башкирского орнамента сапожок, тюбетейку, фартук. Задачи: Обучающая:
Развивающая:
Воспитывающая:
Форма проведения: КТД (класс разделен на три команды) Зрительный ряд: Дата, тему урока, портрет известного башкирского писателя Мустая Карима, основные термины, репродукции картин башкирских художников с изображением башкирского быта, пейзажей родного края, башкирского костюма, таблицы с образцами мотивов башкирского орнамента. Литературный ряд: Сборник стихов Мустая Карима. Музыкальный ряд: Фрагменты из произведения Рима Хасанова « Туманное утро», Юлдашева «Фантазии». Оборудование:
Ход занятия 1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! - Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться. - Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. Сегодня нам понадобятся: а) клей; б) ножницы; в) цветная бумага; - Скажите, пожалуйста, как надо правильно организовать своё рабочее место? (Ответы детей). 2. Новый материал. а) Вступительное слово учителя. (см. Приложение №1) Башкирия моя! Земля и небо! Моя любовь, мой соловьиный край, Мне жаль того, кто здесь ни разу не был. Мне жаль того, кому не пел курай!Мустай Карим. - Так воспевал родной край известный башкирский писатель и поэт Мустай Карим. - А сейчас я предлагаю вам послушать курай. Это самый древний и самобытный инструмент. До сих пор мы можем слышать его звучание даже в современных произведениях башкирских композиторов. Давайте послушаем два небольших музыкальных фрагмента. (Звучит музыка). - Не только композиторы воспевали красоту родного края, но и художники Башкортостана. (Просмотр репродукций с изображением башкирского быта, пейзажей родного края, и т.д.) (см. Приложение №2) - Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда, предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством. Оно воплотилось в произведениях ткачества, вышивки, оформлении национального костюма и украшении жилища. Через всё это башкиры выражали отношение и к жизни и к обществу.(см. Приложение №3). - Одним из самых популярных видов декоративно- прикладного искусства башкир является народный орнамент. - Что такое орнамент? (Ответы детей). - Правильно. Орнамент - в переводе с латинского «орнамент» означает « украшение», «узоры». - Ярко красочным орнаментом башкиры украшали одежду, обувь, жилище. (Демонстрация картин с изображением предметов башкирского быта, башкирского костюма, т.д.) (Приложение №4) - Давайте рассмотрим башкирский орнамент. В нём существует следующие ярко выраженные группы мотивов. (см. Приложение №5). - Для него характерны геометрические и растительные элементы, а также криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур. - В украшении жилищ важное место занимает и цвет. - Какие цвета используются чаще в башкирском орнаменте? (Белый, красный, желтый, синий, зелёный.) - Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды. - Давайте рассмотрим как же можно изготовить такие узоры. (см. Приложение №6) (Показ учителя). 3. Самостоятельная работа учащихся. - Ну и, наконец, можно перейти к занятиям по декоративной аппликации. Каждая команда получает свое задание. 1 команда - тюбетейка 2 команда- сапожок 3 команда – фартучек 4.Выставка работ. 5. Анализ работ. 6. Итог занятия. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Мастер-класс на тему Башкирский народный орнаментЧтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Башкирский народный орнамент1 Цели мастер-класса познакомить с разновидностями башкирского орнамента, с его контрастной цветовой гаммой. Систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир. ЗАДАЧИСоставить орнаменты с помощью отдельных узоров.2В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,Бескрайних лугов и степей красота,Цвет синего неба, земли плодородной,Цвет красных цветов, родников чистота.Мы слышим протяжную песню кураяВ сплетении цвета природы холста.В башкирском узоре – сэсэна сказаньеИ щедрость народа, его добротаР.Б.Даутова3 Орнамент – в переводе с латинского означает «украшение», «узоры».4Что такое орнамент? Башкирия моя! Земля и небо!Моя любовь, мой соловьиный край,Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.Мне жаль того, кому не пел курай! Мустай Карим5Играй, курай! Башкирский орнамент на коврах, покрывалах6 Башкирский орнамент на посуде7 8Выставки в нашей школе Башкирский орнамент на платках, шалях9 Башкирский орнамент в украшении домов10 Башкирский орнамент на одежде11 На конкурсе «Жемчужины Башкортостана»12 Башкирский орнамент на гербе Республики Башкортостан1314Вглядитесь в элементы орнамента Характерные элементы орнамента15Растительные элементы орнамента16 Смысловое значение орнаментаСолярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав.17 18В орнаменте душа народа Практическая работа 19Считаете ли вы, что этот материал был интересным и полезным?Будете ли вы использовать его на уроке?Я рада, что весь этот материал был интересным и полезным!Благодарю за внимание!Рефлексия. Ответьте на вопросы20 Коллеги, вы молодцы!Мастер-класс закончен21 Домашнее заданиеДля закрепления полученных знаний по башкирскому орнаменту разрисуйте готовые шаблонах. Нарисуйте свой орнамент, применяя сведения, полученные на мастер-классе. 22 Приложенные файлы schoolfiles.net Башкирский орнамент. Украшение одежды башкирским орнаментом. Урок по технологии
Цель: Научить детей украшать элементами башкирского орнамента сапожок, тюбетейку, фартук. Задачи: Обучающая:
Развивающая:
Воспитывающая:
Форма проведения: КТД (класс разделен на три команды) Зрительный ряд: Дата, тему урока, портрет известного башкирского писателя Мустая Карима, основные термины, репродукции картин башкирских художников с изображением башкирского быта, пейзажей родного края, башкирского костюма, таблицы с образцами мотивов башкирского орнамента. Литературный ряд: Сборник стихов Мустая Карима. Музыкальный ряд: Фрагменты из произведения Рима Хасанова « Туманное утро», Юлдашева «Фантазии». Оборудование:
Ход занятия 1. Организационный момент. — Здравствуйте, ребята! — Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться. — Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. Сегодня нам понадобятся: а) клей; б) ножницы; в) цветная бумага; — Скажите, пожалуйста, как надо правильно организовать своё рабочее место? (Ответы детей). 2. Новый материал. а) Вступительное слово учителя. (см. Приложение №1) Башкирия моя! Земля и небо!Моя любовь, мой соловьиный край,Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.Мне жаль того, кому не пел курай!Мустай Карим. — Так воспевал родной край известный башкирский писатель и поэт Мустай Карим. — А сейчас я предлагаю вам послушать курай. Это самый древний и самобытный инструмент. До сих пор мы можем слышать его звучание даже в современных произведениях башкирских композиторов. Давайте послушаем два небольших музыкальных фрагмента. (Звучит музыка). — Не только композиторы воспевали красоту родного края, но и художники Башкортостана. (Просмотр репродукций с изображением башкирского быта, пейзажей родного края, и т.д.) (см. Приложение №2) — Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда, предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством. Оно воплотилось в произведениях ткачества, вышивки, оформлении национального костюма и украшении жилища. Через всё это башкиры выражали отношение и к жизни и к обществу.(см. Приложение №3). — Одним из самых популярных видов декоративно- прикладного искусства башкир является народный орнамент. — Что такое орнамент? (Ответы детей). — Правильно. Орнамент — в переводе с латинского «орнамент» означает « украшение», «узоры». — Ярко красочным орнаментом башкиры украшали одежду, обувь, жилище. (Демонстрация картин с изображением предметов башкирского быта, башкирского костюма, т.д.) (Приложение №4) — Давайте рассмотрим башкирский орнамент. В нём существует следующие ярко выраженные группы мотивов. (см. Приложение №5). — Для него характерны геометрические и растительные элементы, а также криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур. — В украшении жилищ важное место занимает и цвет. — Какие цвета используются чаще в башкирском орнаменте? (Белый, красный, желтый, синий, зелёный.) — Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды. — Давайте рассмотрим как же можно изготовить такие узоры. (см. Приложение №6) (Показ учителя). 3. Самостоятельная работа учащихся. — Ну и, наконец, можно перейти к занятиям по декоративной аппликации. Каждая команда получает свое задание. 1 команда — тюбетейка 2 команда- сапожок 3 команда – фартучек 4.Выставка работ. 5. Анализ работ. 6. Итог занятия. koshkinsad.ru |