Подписка на рассылку
ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ
Сегодня получила платье от Виктории Бекхам. Размер подошёл, но длину чуть-чуть укорочу, т.к. люблю по-короче. Качество отличное. Доставка тоже порадовала, пришло уведомление на 7 день, получила утром на 8 день. Куда хотела в нём пойти - пойду, всё успели, не ожидала, что так быстро получится. Очень сомневалась, но зря. Спасибо!!!
|
ГБУ "Центр развития народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан". Роспись татарскаяКрымско-татарский орнамент – Ярмарка МастеровВсем привет! Для начала я хочу поблагодарить всех, кто заказывал мне работы в декабре. Этот месяц получился для меня горячим - я буквально не разгибалась (наверное, старожилы Ярмарки к декабрю готовятся заранее, но для меня шквал заказов оказался приятной неожиданностью). Мне очень приятно, что у меня появилось столько покупателей, и особенно приятно, что работы мои они брали на подарки, а значит я смогла порадовать разных людей. Спасибо! Последними сделанными в ушедшем году работами стали чашки с крымско-татарским орнаментом. Сейчас я хочу рассказать о нем поподробнее. Начну я не с орнамента, а с истории и, извините, политики, надеюсь, вы поймете, почему это важно. Крымские татары - мужчины, женщины, дети, старики - были депортированы из Крыма 18 мая 1944 года. Депортация стала настоящей трагедией целого народа. Очень многие в дороге и в первые годы жизни в ссылке погибли. Народ выживал, было не до искусства. В 80-е годы прошлого века начался процесс возвращения на родину в Крым. Он тоже проходил непросто. Но когда люди обустроились и немного ... выдохнули, за возвращением начался процесс возрождения. В том числе и декоративно-прикладного искусства. Нашлись мастера, которые начали возраждать крымско-татарский орнамент и он буквально расцвел на ткани, дереве, серебрянных украшениях, керамике. Целенаправленно именно возрождением крымско-татарского орнамента и адаптацией его узоров к разным видам прикладного искусства занялся Мамут Чурлу - музыкант, художник, ткач и вообще человек-оркестр. Живет в селе Перевальное и дома у него настоящий музей. Мне посчастливилось бывать в гостях, я под очень большим впечатлением. Хватит букв, начинаются картинки. Мамут-ага мастер ткачества, вышивки и аппликации. На его работах разливается море, в котором живут удивительные рыбы, из вод возникает остров, на острове вырастает город: дома и удивительные растения. Все это расцвечено красками, яркими как сам Крым. Мамут-ага - человек удивительной и смелой фантазии. Его работы очень современные, но за основу он брал традиционный крымско-татарский орнамент, который раньше был только на одежде. Благодаря Мамуту Чурлу сейчас этот орнамент расширил границы своего обитания. В 2005 году Мамут Чурлу создал проект "Крымский стиль" и обучил основам крымско-татарского орнамента множество мастеров. И процесс пошел. Работы Юлии Тулуповой Айдер-ага Асанов - уникальный мастер, потомственный ювелир. Традиции ювелирного искусства в его семье не прерывались. Он научился работать с серебром у своего отца, сам обучил дочь и внуков, а также около 20 учеников. Они сами вытягивают серебрянную проволку и затем делают из нее вот такие браслета, подвески, серьги - плетут серебрянное кружево. Все остальные мастера, о которых я упоминали, учились традиционному искусству своего народа буквально с нуля - по книгам, по узорам на чудом сохранившихся вещах своих бабушек и дедушек. Крымско-татарский орнамент живет и в керамике. Эльдар Гусенов - молодой гончар с заразительным смехом делает замечательную посуду. И он же изобрел керамический чебурек! Рустем Скибин - керамист, создатель мастерской El-Cheber в Акрополисе под Симферополем, где работает он сам и его ученики. Там создаются тарелки, пиалы, настенные панно, керамические барабаны и многое другое удивительной красоты. И, кстати, проводятся мастер-классы. Айше Османова шьет национальные костюмы, вышивает шелком и золотом и просто красавица! На фото двустороннее вышитое полотенце. Это лишь небольшое путешествие в мир крымско-татарского орнамента. Друзья, не поленитесь, если вам интересно, наберите в интернете фамилии людей, о которых я здесь рассказала. Вы увидите множество вдохновляющих и прекрасных работ. Ну, а под конец, моя скромная дань крымско-татарскому орнаменту, которому мне посчастливилось учиться у замечательных мастеров. Спасибо всем, кто учится и учит! www.livemaster.ru Художественные ремесла Республики Татарстан: роспись по деревуВВЕДЕНИЕ Тема исследовательской работы: Народные художественные промыслы: роспись по дереву и история возникновения росписи в республике Татарстан Цель: Анализ состояния и тенденций развития народных художественных промыслов республики Татарстан. Задачи: 1. воспитывать чувство патриотизма через художественное наследие нашего края; 2. прививать любовь к народным традициям; 3. формировать навыки работы по сложившимся традиционным народным методам росписи по дереву. Методы: -метод композиционно-художественного анализа применялся при детальном изучении художественной росписи по дереву; метод лонгитюдного исследования (проводимого на протяжении длительного времени) основывался на изучении литературы по искусству РТ, посещении краеведческих музеев, с целью ознакомления с татарскими промыслами; практические занятия на кружке изобразительного искусства. Объект исследования: роспись по дереву Предмет исследования: технология росписи Участники исследования: учащиеся школы Гипотеза: Побуждение интереса к народному искусству, и получение навыков и умений в этой области, возможно, только при тесном знакомстве, и погружении в исторические корни через самостоятельное творчество. Актуальность: Народные художественные промыслы Республики Татарстан - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культуры татарского народа. Народные художественные промыслы нашей Родины являются одновременно и отраслью художественной промышленности, и областью народного искусства. Сочетание традиций, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов республики Татарстан. Теоретическая часть. 1.1. Особенности народного промысла нашего края. История возникновения росписи по дереву Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись. Археологи утверждают, что зодчество казанских татар восходит к городским постройкам и усадьбам древних булгар. Одно из достоинств этого зодчества — искусство орнаментации в технике резьбы по дереву. Образцы такой орнаментации поры древней Булгарии до нашего времени не дошли. Однако о высоком мастерстве её резчиков свидетельствует найденная в селе Билярск на месте булгарского города Биляра дубовая облицовочная накладка от деревянного надгробия XII века (она хранится в Национальном музее Республики Татарстан). Лицевая сторона накладки украшена по бордюру резным орнаментом растительного характера, свидетельствующим об опыте и высоком художественном уровне обработки дерева. Замечательный знаток татарского народного орнамента, первый в Поволжье доктор искусствоведения Фуад Валеев (1921—1984) писал, что орнаментика татарского жилища в различные исторические периоды выполнялась в разной технике: для конца XVIII — начала XIX века была характерна выемчатая и контурная резьба, в XIX веке особенно широкое распространение получила резьба "глухая" и контурная, с конца XIX столетия — пропильная европейского происхождения. Основные средства декорирования татарских построек — стрельчатые и килевидные фронтонные ниши, пилястры, колонны, узоры в виде сетки прямоугольного или квадратного очертания, круглых розеток цветочного характера, треугольные или ромбические пирамидки, жгуты и т.д. Чудо художественной обработки дерева канне мора — создание за счёт за счёт мелкого и частого рельефа мягкой игры светотеней. Ещё одно — своеобразная полихромная (полосатая) раскраска. Используя простейшие прямые и криволинейные геометрические, а также цветочные узоры и их комбинации, татарский мастер восхищает способностью создавать с помощью трафарета сложные и причудливые композиции в украшении дома, ограды, ворот. Во второй половине XIX века широкое распространение получило цветное остекление нижних частей оконных переплётов на фасаде и на фронтоне, а в городе — балконов и террас. Наиболее предпочитаемые цвета — красный, жёлтый, фиолетовый, зелёный, голубой и их оттенки. Увлечение деревенских богатеев — роспись по дереву плоскости фронтонных ниш по фасаду; наиболее ходовые сюжеты росписи — "древо жизни" и пышные цветочные букеты. Впрочем, эта мода поры становления российского капитализма на самом деле была лишь возрождением искусства росписи, развитого во времена Золотой Орды. Татарская орнаментация резьбой по дереву и другие способы украшения жилища в процессе своего развития испытывали влияния местных традиций народов тюркского и финно-угорского происхождения, а позднее и русских. Роспись по дереву развивалась в современном народном искусстве республики в некоем новом качестве – в виде татарской «хохломы», получившей распространение в создании сувенирной продукции. Изделия отличались от традиционно хохломских, как по назначению, так и форме, цветовой гамме. Мастера при росписи изделий используют мотивы татарского орнамента и цветовую гамму, характерную для национального искусства. (см. приложение) 1.2. Особенности татарского орнамента Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства. Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала. Существует несколько разновидностей орнамента: 1. Цветочно–растительный орнамент. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний. 2. Зооморфный орнамент. Природа давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых образов. Наиболее устойчиво сохранился в творчестве народа мотив птицы. С образом птицы связаны многие поверья, сказки и легенды. В представлении народа птица с древнейших времен являлась символом солнца и света, посредником между душой человека и небом. Еще в недавнем прошлом в обычае татар было гадание по птичьему крику. Можно встретить самые разнообразные вариации в основном контурных изображений птиц. Чаще всего они представлены с раскрытыми клювами и крыльями, двумя головами и разветвленными в стороны хвостами. Голуби обычно трактуются в парной геральдической композиции. 3. Геометрический орнамент. Среди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место занимают геометрические. Правда, они уступают по своему распространению цветочно-растительным узорам, но тем не менее также широко применяются в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и узорного ткачества. Система построения узоров была знакома человеку с давних времен. Композиция узоров основывалась на создании определенных ритмов, повторений, чередовании различных мотивов. В орнаменте встречаются следующие композиции: ленточная композиция образуется из раппортов, имеющих параллельные направляющие, геральдическая (обратная) композиция, основывается на симметрии изображения по отношению к вертикальной, а в ряде случаев и к горизонтальной оси. • Сетчатая (ковровая). • Центрально-лучевая или радикальная, розетчатая композиция. В данной композиции рисунок узора основан на исходящих из одного центра осевых лучей. • Композиция в виде цветочного букета. Цвет: Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы. Предпочтение отдавалось ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветной фон является обязательным в многоцветной вышивке. Он усиливает одну гамму цветов и смягчает другую. А в целом способствует созданию богатой цветовой гармонии. Благодаря цветному фону композиция орнамента становилась четкой, ритмичной и мягкой в цветовых переходах. В расцветке растительных узоров и их элементов ощущается большая свобода: листья, цветы, бутоны даже на одной веточке выполнялись в разных цветах. И кроме того отдельные лепестки цветов, их прожилки отдельные элементы листьев выполнялись в нескольких тонах. Излюбленным приемом цветовой композиции является прием контрастного сопоставления «теплых» и «холодных» тонов. Фон обычно имеет красно-белую и красную цветовую гамму. В узорах обычно фигурируют от 4-х до 6-ти различных цветовых гамм. Преобладающее место занимают голубые, зеленые, желтые и красные тона. Несмотря на цветовую насыщенность и яркость узорных тканей они не кажутся излишне пестрыми, благодаря цветному фону, который погашает яркие соотношения цветов. Богатые узоры выделяются сочностью применяемых цветов: зеленого, голубого, желтого, синего, красного, фиолетового. Все эти цвета берутся в полные тона и имеют различные оттенки. В цветовых гаммах узоров характерно сочетание зеленого с красным, синего с фиолетовым. Обычно мастер или мастерица стремились создать яркие цветовые контрасты. При любых сочетаниях расцветок и их яркость, а общем цветовом колорите никогда не создается впечатление кричащей пестроты. Этому способствует цветной фон, который смягчает или наоборот выявляет отдельные цветовые пятна. Практическая часть. 2.1. Практическая значимость росписи по дереву Что необходимо мастеру: Материалы. Основной материал для росписи — краски. При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Инструменты. Основной инструмент мастера росписи — кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров: - круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской), - круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски, - плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком. Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий — он используется как “тычок” для нанесения точек: “семечек”, “росинок”. Палитра нужна, чтобы смешивать краски, снимать с кисти лишнюю краску. Окончательная отделка расписанного изделия. Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы-олифа, лак, мастика -придают изделию дополнительный декоративный эффект. Обработка изделия лаком — тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы. Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для работы. Лучше всего положить полаченную вещь в чистую, протертую перед этим влажной тряпкой коробку с крышкой или просто накрыть сверху коробкой для того, чтобы меньше садилось пыли и не распространялся запах лака. При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой. Вывод: Итак, подводя итоги исследования, мы делаем вывод, что национальная роспись изменяет сам образ изделия. Он становится более выразительным на уровне цветовой гаммы, ритмичности линий и пропорциональности. Является неотъемлемой частью самобытности татарского народа. Роспись по дереву издавна привлекало внимание народных мастеров в архитектурном искусстве. К счастью, в республике Татарстан на сегодня сохранились и развиваются различные виды росписи по дереву, перекликаясь с народами России, и приобретая, свою национальную особенность в предметах быта. Заключение Мы убеждены, что следует, как можно раньше, приобщаться к народной культуре. Овладевая специальными навыками и особенно умениями, с увлечением включаешься в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду. В процессе выполнения работы мы расписывали декоративные доски, научилась приёмам росписи. Наша задача состояла в том, чтобы познакомиться с историей развития художественного промысла татарского народа, пробудить интерес у сверстников к народному искусству, подарить радость творчества, с чем мы успешно справились. pedtehno.ru Канитель и филигрань. Почему татары утратили свои уникальные промыслы? | КУЛЬТУРАСреди предков татар было много ремесленников. Мастера жили практически в каждой деревне. Были и те, чьи изделия были на вес золота. Таких умельцев знали далеко за пределами села. Увы, многие виды ремёсел предки татар растеряли ещё до революции 1917 года. К началу XX века перестали ткать ковры и сложные узорные полотна, исчезла резьба по камню и некоторые ювелирные промыслы. Лишь в некоторых деревнях мастера продолжали вышивать золотом на головных уборах - тюбетейках и калфаках, валять изделия из войлока, плести кружева. Дольше всех «продержались» резьба по дереву, простое узорное ткачество, вышивка, чернение по серебру, изготовление кожаной мозаичной обуви. Где работали артели?В 1920-х годах татарские мастера-ремесленники объединились в артели. По ним можно проследить географию бытования народных промыслов на территории республики.
Как раскулачивали ткацкие станкиВ 1920-х годах татарские ремесленники начали работать в артелях. Именно тогда наши мастера прославились на весь СССР, а также в Европе и мире, ведь их изделия шли на экспорт. В те годы работы татарских умельцев выставляли в Париже, Монце-Милано, Лейпциге, Риге, Праге, Вене. На Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1923 году их творчеству посветили целый павильон Татарской республики. Посетители увидели тамбурную вышивку, головные уборы, вышитые серебряной канителью, ювелирные украшения, керамические кувшины, резные деревянные блюда и шкатулки. А на выставке «Искусство народов СССР» мастера представили изделия в технике художественного ткачества, золотного шитья, кожаной мозаики и других. Всё изменилось к началу 1930-х. Старожилы вспоминали, что в татарских сёлах, которые славились художественными ремёслами, мастеров-ювелиров, ткачих, ковровщиц причислили к кулакам. При раскулачивании сожгли ткацкие станки и другие старинные ремесленные инструменты и орудия. Кто-то продолжал заниматься ремеслом тайно, но большинство предпочло не рисковать.Тем не менее, в 1980-х годах исследователи отмечали, что традиционные виды народного творчества всё-таки сохранились как домашние ремёсла. Своими руками делали в основном то, что нужно в быту - ткали половики и коврики, плели утварь из лозы, вешали на окна резные наличники. А вот тамбурной вышивкой, ковроделием, чернением по серебру занимались только мастера-одиночки. Но техники и узоры, которыми пользовались ремесленники, всё же изменились. Чему же отдавали предпочтения татарские мастера в старину? Закладное и браное ткачествоНа деревянных станках вручную ткали узорные полотна из разноцветных льняных, конопляных и шерстяных нитей. Исстари нити окрашивали растительными, а позже анилиновыми красителями. Татарские мастерицы пользовались своими ткацкими приёмами, знали, как правильно заправить нити в станок, чтобы сложился даже самый сложный узор браного ткачества. Широкие белые полотенца с красными узорами использовали для различных обрядов, например, свадебных или во время встречи гостей хлебом-солью. Образцы полотенец начала XX века из фондов Госмузея изобразительных искусств РТ Фото: Институт истории им. Марджани АН РТРучное ковроделиеНаверное, многим доводилось видеть в деревнях клетчатые дорожки. Чтобы сделать их, мастерицы месяцами собирали лоскуты ткани, сортировали их по цветам и сматывали в клубки. В старину на ручных станках ткали не только половики, но и яркие ковры. Орнаменты были обычно крупные, геометрические в зелёно-голубых и золотисто-жёлтых тонах. Для контраста фон ковра, чаще всего, был тёмным. Ткали обычно несколько полотнищ, которые затем соединяли и обшивали каймой. Кстати, ковры и настенные панно делали и из войлока. Шерстяной ковёр ручной работы. Елабуга, 1980-е годы Фото: Институт истории им. Марджани АН РТТамбурная вышивкаОдним из древнейших видов художественного творчества татар считается вышивка. Ею украшали предметы быта, народные костюмы. Тамбурной вышивка называлась по типу используемого в ней шва, похожего на цепочку с простым якорным плетением. Тамбурным швом выполняли контуры узоров и заполняли крупные элементы – лепестки, листья. Чтобы ускорить процесс, мастерицы использовали не обычную иглу, а крючок. Бархатная подушка, вышитая тамбурным швом, 1960-е Фото: Институт истории им. Марджани АН РТЗолотное шитьёТакая вышивка украшала головные уборы, платья и камзолы, покрывала и хасите – нагрудная перевязь. Букеты, золотые перья вышивали на тонком бархате, велюре, а иногда на шёлке и других тонких тканях, а также на коже. Использовали не только металлические золотые и серебряные нити, но и канитель – тонкую проволоку, закрученную в спираль. С течением времени нити из серебра и золота применяли всё реже, обычно это были медные нити с покрытием. Золотное шитье с канителью. Фото: АиФ/ Наиль НургалеевВышивка болгарским крестомЭтот вид вышивки более поздний, был распространён и в XX веке. Болгарский крест напоминает обычную вышивку крестом, только кресты накладываются один на другой таким образом, что получается элемент, похожий на восьмиконечную снежинку. Крестом раньше вышивали, например, свадебные и другие домотканые рубахи, полотенца, наволочки, занавески, скатерти. Кружевоплетение на коклюшкахСамые известные кружевницы жили в Рыбной Слободе и Пестрецах. Кружевные салфетки, дорожки, воротники плели ещё крепостные крестьяне, их работы продавали даже за границу, называя их «брюссельскими» кружевами. Были на изделиях и геометрические узоры, и растительные орнаменты, изображения животных. В Рыбной Слободе кружевные изделия окаймляли толстой нитью, что отличало изделия от работ других мастеров. В начале XX века татарские кружевницы получили престижную награду на выставке в Чикаго. Кожаная мозаикаЭтот старинный промысел татар получил мировое признание. Татарские мастера в основном делали узорные сапоги – ичиги из разноцветных кусочков кожи, собранных в растительный, цветочный орнамент. Говорят, даже торжокские золотошвейки, пытаясь угнаться за татарскими умельцами, стали украшать обувь золотным шитьём. Позже стали делать туфли, подушки, кисеты и другие изделия в технике кожаной мозаики. Этот промысел жив по сей день. Ичиги. Фото: АиФ/ Мария ЗвереваКерамикаБыла распространена у казанских татар до XVI века, а возродилась только в середине XX века. В старину мастера делали не только посуду для повседневного использования – кувшины, блюда и другое, но и облицовочную глазурованную плитку с геометрическим и растительным узорами и декоративные кирпичи с бантами, которые использовали для оформления в строительстве. Для красоты кувшины покрывали белой, красной или серой глиной, наносили полосы, с помощью которых создавали рисунок. Каждый мастер клеймил свою работу, по этому знаку можно было узнать руку умельца. Глазурованная глиняная посуда, 1960-е Фото: Институт истории им. Марджани АН РТХудожественная обработка металлаИз меди, бронзы, серебра предки татар делали домашнюю утварь, украшения для одежды, оружия, конской упряжи. Использовали разные техники – литьё, чеканку, тиснение, штамповку, гравировку по металлу. С XVI века мастера перешли на изготовление различных сосудов, подносов, кованых сундуков. Медники, как называли мастеров художественной обработки металла, были в каждой татарской деревне. Большинство из них чеканили кумганы – кувшин с узким горлом, носиком, ручкой и крышкой. Носики кумганов выполняли, например, в виде голов животных и птиц. Гравированный медный поднос и пиала, 1980-е Фото: Институт истории им. Марджани АН РТЮвелирный промыселПредки татар в совершенстве владели техниками чернения, литья, гравировки, чеканки, штамповки, инкрустации самоцветами, гравировки на самоцветах, огранки драгоценных камней. Самая тонкая работа доставалась филигранщикам. Они выполняли украшения, например, в технике бугорчатой скани – когда золотые и серебряные проволочки заканчивались несколькими завитками, объединёнными в конус. Центром производства таких сложных украшений была Казань. Делали чернёные по серебру браслеты, ажурные украшения для волос – чулпы, которые вплетали в косы. В каждом изделии настолько была заметна рука мастера, что ювелиры даже не ставили своё клеймо, мол, итак все узнают. Старинные перстни, кольца, серьги в татарских семьях хранят как реликвии. В кряшенских деревнях сохранились женские нагрудники из чеканных монет и блях. Женские нагрудные украшения с филигранью. Фото: АиФ-Казань/ Руслан ИшмухаметовРезьба и роспись по деревуМастера делали из дерева бытовую утварь – сундуки, посуду, прялки, конские дуги, тележки. Использовали дуб, берёзу, клён, липу, осину, сосну. Для этих изделий были характерны нарядные резные орнаменты и яркая цветная роспись. В начале XX века многие мастера промышляли деревянными расписными ложками с растительными узорами. В советские годы появилось такое понятие, как «татарская хохлома». Сувенирные изделия под хохлому производили в цехах при леспромхозах. В действительности же предки татар не использовали в росписи по дереву чёрный фон, характерный для хохломы. Чёрный цвет в росписи по дереву вообще использовали редко, только для разделения элементов. Чаще брали ярко-красные, оранжевые, золотые краски. Резьба по дереву. Фото: АиФ-Казань/ Руслан Ишмухаметовwww.kazan.aif.ru Резьба и роспись по деревуБытовая и, особенно, домовая резьба по дереву занимала значительное место в народном искусстве татар. Татарские резчики использовали как твердые (дуб, береза, клен), так и легкие, мягкие (липа, осина, сосна) породы древесины. При этом применяли специальные деревообрабатывающие инструменты, остальные изделия вытачивали на токарном станке. Богатая фантазия и незаурядный художественный вкус ярко проявлялись в облике сельского народного жилища. Полихромностью расцветок и нарядной резной орнаментацией на фоне зеленых массивов выделяются постройки татарских деревень, расположенных в долинах небольших рек. Архитектура жилища во многом определила специфику художественного строя искусства резьбы по дереву. Мастера варьировали древнейшую технику трехгранно-выемчатой резьбы с наиболее распространенной у казанских татар техникой накладной контурной и глухой резьбы и с появившейся в конце XIX века пропильной резьбой. В современных условиях искусство резьбы по дереву применяется в украшении различных деталей и архитектурных форм сельских построек, а также в творчестве профессиональных художников Татарстана. Современные мастера-резчики по дереву расширяют традиционные рамки этого вида искусства. Это шкатулки, резные картинные рамы, настенные тарелки, в которых использованы орнаментальные мотивы «арабесок», ленточные узоры булгаро-татарского орнамента. В последние годы становится популярным такой жанр как резное оформление наружных и внутренних дверей в зданиях общественного назначения – мечетях, учебных заведениях, учреждениях культуры. Роспись по дереву развивалась в современном народном искусстве республики в некоем новом качестве – в виде татарской «хохломы», получившей распространение в создании сувенирной продукции. Изделия отличались от традиционно хохломских как по назначению, так и форме, цветовой гамме. Мастера при росписи изделий используют мотивы татарского орнамента и цветовую гамму, характерную для национального искусства. Художественная обработка дерева, в частности, такие виды как резьба и роспись, получила развитие в монументально-декоративной и утилитарно-художественной сущности. Специфика данного вида декоративного искусства состоит в том, что он является преимущественно областью народного творчества, в котором проявился широкий спектр национальных и привнесенных извне традиций.
remeslo.tatarstan.ru Золотые руки мастеров: народные промыслы татарИнтересуетесь ли вы историей, культурой и традициями татарского народа, нашего края? Знаете ли, как делалась традиционная татарская обувь – сапоги-ичиги и туфли-башмаки? Чем отличаются татарские лапти от русских? Почему у женского головного убора – калфака – разные размеры? Чтобы все это узнать, Вам необходимо побывать на нашей выставке «Унган халкымнын оста куллары: татар халык Һөнəрлəре» — «Золотые руки мастеров: народные промыслы татар». На протяжении многих веков традиционными промыслами татар являются ювелирное искусство и золотное шитье, кожаная мозаика, тамбурная вышивка и закладное ткачество, деревообработка и валяльно-войлочный промысел. Благодаря традициям и сохранившимся изделиям, выполненным руками мастеров прошлого, получили развитие ремесла, известные своей оригинальностью и популярностью. В Национальном музее РТ сохранилась одна из крупнейших коллекций изделий и инструментария татарских мастеров. Многие из них представляют традиционные промыслы, секреты мастерства которых передавались из поколения в поколение. Создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых веков, но и старался найти свое оригинальное решение. В наши дни в Татарстане возрождаются лучшие традиции народных художественных промыслов. Сохраняя преемственность, народные мастера создают произведения искусства, соответствующие новым формам быта, широко используя при этом национальные орнаменты и традиционную технику. На выставке можно увидеть раритеты ремесел и промыслов XIX-XX вв. и изделия современных мастеров. Среди них – картины на бархате, выполненные Луизой Фасхрутдиновой, изящные изделия мастеров по кожаной мозаике Софьи Кузьминых, Ильдуса Гайнутдинова, Наили Кумысниковой и других. Создатели выставки надеются, что она будет интересна посетителю не только своим содержанием, но также интерактивными зонами. На выставке проводятся мастер-классы по золотошвейному делу, кожаной мозаике, резьбе по дереву, каллиграфии; музейные занятия «Мы за чаем не скучаем», «В гостях у печки»; интерактивные театрализованные экскурсии «Ожившая экспозиция». Информация по телефону: 8(843) 292-89-84 tatmuseum.ru выставка в мечети Кул Шариф, авторские работы Даминовой Флеры, татарский орнамент в декоративной росписи, татарский орнамент на тарелках, татарский орнамент на зеркале, татарский орнамент панноПресс - релиз.Музей-заповедник «Казанский Кремль», мечеть Кул Шариф,ООО «Клуб татарского искусства и культуры». 27 ИЮНЯ 2013 года в 15.00 ОТКРЫТИЕ выставки Флеры Даминовой"Переливы узоров.ТАТАРСКИЙ ОРНАМЕНТ В ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ» Выставка предлагает посетителям познакомиться с новым направлением в творчестве казанской художницы - Флёры Даминовой. Произведения автора будут представлены в одной из экспозиций Музея исламской культуры, в Галерее татарского шамаиля, что не случайно.Среди изысканных работ художницы много арабесок с завораживающим переплетением растительных мотивов, свойственных мусульманскойи татарской культуре. В последнее время Флера Даминова обращается к теме татарского орнамента в декорировании интерьера. В передаче "Мир культуры" ВГТРК Татарстан Зеркало "Татарское окошечко", 60 х 80 см, создано по мотивам домовой резьбы . Это своеобразный символ любви к национальной культуре и способ бережного ее сохранения. Красота и нежность орнаментовмастериц-вышивальщиц XVII-XIX веков, работы которых хранятся в музеях Республики Татарстан, а также узоров кожаной мозаики, Зеркало "Татарские узоры", 60 х 70 см послужили вдохновением для декорирования и росписи многих панно, зеркал и тарелок художницы. Колоритные панно, выполненныев этническом стиле, создают атмосферу восточно-мусульманского интерьера.
Зеркало "Благоденствие" , 60 х 60 см Флера Даминова занимается росписью на керамической плитке в технике надглазурной росписи с последующим обжигом в муфельной печи. Зеркало "Восточная сказка", 60 х 70 см В своем творчестве художница продолжает развивать и тему татарской декоративной тарелки, с яркими, национальным орнаментом. Роспись по фарфору. Тарелка "Татарские переливы", 26 см. «В тарелках я обращаюсь к мотивам национальных татарских вышивок, но в своей, авторской интерпретации. Мне нравятся движущиеся лентыузоров, радующих душу своим веселым переливом, как у татарской гармошки – тальянки», – говорит автор. Панно "Татарский мотив" 50 х 50 см, надглазурная роспись. Серия панно "Триптих", создана по мотивам национальной кожанной мозаики. Надглазурная роспись, 40 х 40 см Далее фоторепортаж об открытии выставки Флеры Даминовой "Переливы узоров.ТАТАРСКИЙ ОРНАМЕНТ " Посмотрите видео с экспозиции выставки.... Ф. Даминова с 2012 г. состоит в союзе профессиональных художников России. В её творческой биографии более 5 персональных выставок, 1. Персональная выставка «Восточные мотивы» в росписи на керамической плитке,Музея-заповедника «Казанский кремль», в мечети Кул Шариф 2011г.2. Персональная выставка работ в Национальном музее РТ 2010 г3. Персональная выставка , Дом музей им.В . И. Ленина, 2009 г.4. Выставка содружества дизайнеров и архитекторов РТ 2009, торгово-промышленная палата5. Ежегодное участие в выставке "Арт Галерея" с 2009 - 2012 гг. Съемка в передаче "Фазенда" 28.04.2013 г. мастер - класс Роспись тарелки "Часы Викторианской эпохи".Съемка в передаче «Фазенда» 6. 11.2011 г. мастер - класс Декорирование зеркала расписанной плиткой "Васильковая веранда".Съемки в передачах , из цикла "Город Мастеров" , ВГТРК " Татарстан".Съемки в передаче "Доброе утро" ВГТРК "Новый век". Добро пожаловать!Адрес: Казань, Кремль, мечеть Кул Шариф,Галерея татарского шамаиляВыставка работает ежедневно с 9.00 до 18.00. Вход свободныйТел.: 8(903)342–69–26, (843) 567-81-25 www.artflera.ru Роспись досок в татарском орнаменте как средство приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.Мухутдинова Ф.Ф. Роспись досок в татарском орнаменте как средство приобщения детей к декоративно-прикладному искусству. Декоративно-прикладное искусство нашей страны неотъемлемая часть культуры. Оно воспитывает чуткое и бережное отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Народное творчество, несет в себе лучшие примеры патриотизма, духовности и нравственности. Одним из видов декоративно-прикладного искусства является роспись досок с использованием татарского орнамента. Данный народный промысел располагается на территории Республики Татарстан и ознакомление с его историей, традициями является средством воспитания гордости за Приволжских народных мастеров. Такая роспись отличает не только своеобразие орнаментального рисунка. Она обладает сложностью символов, композиции. У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для татарского народа это, прежде всего, символ возрождения. В соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения детей в детской школе искусств» - я знакомлю детей с орнаментом и его разновидностями, народной символикой цвета, стараюсь приблизить детей к традициям и обычаям Татарстана. На занятиях главная моя цель: помочь ребенку выразить свое отношение к татарскому декоративно-прикладному искусству через его творчество. Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Цветочно-растительный узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. В связи с этим, на занятиях по декоративно-прикладному искусству основной упор уделялся именно этому мотиву. Цвета, используемые для орнамента, выбирались яркие, богатые и хорошо сочетающиеся между собой. Важную роль играла то, в каком порядке элементы узора были расположены и как сочетались между собой. На ряду с цветочно-растительным, с детьми изучались геометрический и зооморфный орнамент. Зооморфные рисунки используются очень редко. Это объясняется требованиями религии. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен. Геометрический татарский орнамент зачастую не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Для татарского орнамента характерно многоцветие. Излюбленным приемом цветовой композиции является прием контраст «теплых» и «холодных» тонов. В композициях преобладают голубые, зеленые, желтые и красные тона. Богатые узоры выделяются сочностью применяемых цветов: зеленого, голубого, желтого, синего, красного, фиолетового. При любых сочетаниях расцветок и их яркости, в общем цветовом колорите никогда не создается впечатление кричащей пестроты. Этому способствует цветной фон, который смягчает или наоборот выявляет отдельные цветовые пятна. infourok.ru |