Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Резьба по камню: обучение, инструменты и технологии. Резьба по камню как называется


Глиптика - искусство резьбы на камнях

резьба на камнях Слово » глиптика» пришло в русский язык из греческого. В дословном переводе оно означает — » выдалбливать» или » вырезать». Таким образом, искусство глиптики подразумевает собой резьбу на поделочных, полудрагоценных и драгоценных камнях.

Глиптика является одним из древнейших видов декоративно — прикладного искусства, которое требовало от мастеров специальных знаний и высокого уровня исполнения. Минералы с вырезанными на них изображениями называются геммами. Их издавна использовали в качестве ювелирных украшений, печатей, а также талисманов и оберегов.

Виды гемм

Существует два вида гемм, которые отличаются особенностями техники исполнения:

  • Инталии — геммы с углубленным изображением.

 

Инталия с изображением Эроса
Инталия с изображением Эроса

 

  • Камеи — драгоценные или полудрагоценные камни с выпуклым, рельефным изображением.

 

резьба на камнях

 

Различие между инталиями и камеями заключается еще и в том, что инталии получаются однотонными, а камеи — многоцветными и колоритными. И те, и другие виды гемм используются с глубокой древности для изготовления печатей, ювелирных украшений, а также декоративных деталей для дизайна интерьера.

 

Камеи Камеи

Особенности изготовления гемм

Инталии и камеи выполняются как на мягких видах камней, так и на минералах высокой степени твердости. Все виды камней обрабатывались вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами. Среди мягких видов камней можно назвать следующие, которые являются наиболее популярными среди мастеров:

  • Стеатит — этот минерал, по сути, представляет собой разновидность плотного талька. Стеатит имеет еще и многие другие названия: восковой камень, ледяной камень, талькохлорит, туликиви ( что на финском означает » горячий камень»), мыльный камень и жировик.

 

Стеатитовые печати - геммы Стеатитовые печати — инталии

 

  • Гематит — это широко распространенный минерал железа, одна из самых главных железных руд. В переводе с греческого название минерала означает » кроваво — красный». В простонародье гематит называется красным железняком.

 

Брошь " Зеркальная камея" на гематите Брошь » Зеркальная камея» на гематите

 

  • Серпентин — это научное название минерала, известного в народе как змеевик. Подобное название дано камню за то, варианты егог окраски похожи на расцветку змеиной кожи.

 

Камея - подвеска " Тюльпаны" из цельного серпентина Камея — подвеска » Тюльпаны» из цельного серпентина

 

Для создания инталий и камей древним мастерам не требовалось слишком сложное оборудование. Достаточно было набора прочных резцов, специального станка и некоторых видов абразивных веществ, которые использовались для нанесения изображения на очень твердые виды минералов, среди которых можно назвать следующие:

  • Агат — является одной из разновидностей кварца, и представляет собой минерал с полосчатой окраской, которая зачастую формируется в рисунок в виде глаза. Из агата получаются очень красивые ювелирные изделия.

 

Камея - подвеска " Золотая рыбка" из цельного агатаКамея — подвеска » Золотая рыбка» из цельного агата

 

  • Сердолик — представляет собой одну из разновидностей халцедона. Минерал может иметь оранжевую, желто — коричневую, ярко — желтую, оранжево — красную и розово — красную окраску.

 

Камея из сердолика " Зачарованный замок"Камея из сердолика » Зачарованный замок»

 

  • Гранат — относится  к группе минералов  и представляет собой прозрачные, очень красивые камни темного и кроваво — красного цвета — альмадины и пиропы.

 

Кольцо с камеей на агатеКольцо с камеей на агате

 

  • Халцедон — представляет собой одну из разновидностей кварца. Полупрозрачный минерал может быть окрашен в различные цвета, и при этом каждый минерал называется по — своему: красный — сердолик, коричнево — красный — сардер,  зеленоватый — хризопраз, голубой — сапфирин, матовый темно — зеленый с красными полосками — гелиотроп.

 

Камея на халцедоне Камея на халцедоне

 

  • Горный хрусталь — является чистым диоксидом кремния природного происхождения. Из — за абсолютной прозрачности и высоких декоративных свойств минерала его с давних пор используют для производства ювелирных изделий и предметов роскоши. В настоящее время для изготовления камей и инталий может использоваться также обычный, искусственный хрусталь или специально обработанное стекло.

 

Прозрачная камея в хрустале
Прозрачная камея в хрустале

 

  • Сардоникс — представляет собой разновидность известного минерала оникса. Сардоникс характеризуется окраской с чередующимися слоями красновато — бурого и белого цветов.

 

Камея на сардониксе Камея на сардониксе

 

Для работы с этими минералами абразивы использовались потому, что обычный металлический инструмент не годился для их обработки, так как он не мог даже поцарапать их поверхности.

Кроме этого, камеи и инталии могут быть выполнены на слоновой кости, обработанном стекле или мраморе.

 

Камея " Девушка" на мраморе Камея » Девушка» на мраморе

 

Таким образом, глиптика представляет собой искусство резьбы на драгоценных, полудрагоценных и поделочных камнях. Это одно из древнейших видов искусств, которое берет свои истоки с давних времен.

 

резьба на камнях

 

Многие образцы рельефных изображений на минералах сохранились до наших дней, потому что исключительная прочность материала делала их поистине вечными произведениями искусства, на которые время практически не оказывает своего разрушающего воздействия.

 

Инталия " Прелесть" Инталия » Прелесть»

 

Инталии в виде печатей делать было достаточно сложно, потому что изображенный на них сюжет или рисунок должен был выступать в обратном, зеркальном виде. К тому же, изделия были, как правило, очень маленького размера, поэтому мастер мог заниматься изготовлением одной инталии долгое время.

 

Инталия на янтареИнталия на янтаре

 

 Глиптика древнейших времен

Мастерство резьбы по камню было известно еще египтянам и ассирийцам. Изяществом и необыкновенной красотой поражают воображение геммы Древнего Египта, Шумера, Вавилона и Ассирии.

Древнейшие произведения глиптики, созданные в Междуречье и Египте, относятся к IV тысячелетию до нашей эры, что свидетельствует о высоком уровне развития ремесел в этих государствах. Главным образом это были печати — инталии, оттиски которых представляют собой композиции на мифические темы.

 

Египетские инталии Египетские инталии

 

Известны и более древние произведения глиптики. Это знаменитые геммы Урарту, созданные в IX — VII столетиях до нашей эры. Известны также иранские геммы, изготовление которых датируется VI — V веками до нашей эры.

Печати Древнего Египта обычно имели форму священного жука — скарабея. На их нижней стороне вырезались иероглифы или изображения мифических персонажей. А вот на геммах Крита ( III — II тысячелетие до нашей эры) впервые появились портретные изображения людей.

резьба на камняхСвоего расцвета искусство глиптики достигло в Древней Греции и Древнем Риме.Именно здесь были созданы уникальные образцы изделий из драгоценных и полудрагоценных камней, которые и на сегодняшний день удивляют своим изяществом и тонкостью работы.

Греческие геммы часто имели заимствованную из Египта форму скарабеев. В V — IV  веках до нашей эры сложились формы античной глиптики, которые принято называть классическими. На геммах того времени изображались фигуры богов и героев, животных и птиц, а также популярные сцены из мифологии.

 

глиптика

 

До IV века до нашей эры было широко распространено изготовление инталий — своеобразной разновидности гемм, которые давали на оттисках в мягком воске или пластичной глине выпуклые зеркальные изображения.

И только древнегреческие мастера впервые освоили искусство изготовления резных рельефных камей, которые стали настоящими произведениями живописи в камне. В эпоху эллинизма искусство глиптики процветает не только в материковой части древнегреческого государства, но и на отдельных островах — Кипре, Самосе, Хиосе, Мелосе, а также в ионийских городах. Мастерски выполненные греческими резчиками по камню прекрасные камеи прежде всего использовались в качестве ювелирных украшений.

 

Браслет с камеейБраслет с камеей

 

В этот период  в моду вошли камеи из многослойного полудрагоценного камня сардоникса. Эти изделия зачастую достигали значительных размеров. Поэтому подобные картины в камне вполне могли использоваться для украшения интерьера жилых помещений.

 

Камея в интерьере Камея в интерьере

 

При дворцах монархов чрезвычайную популярность приобрела портретная глиптика, отдельные образцы которой сохранились до наших дней и приобрели всемирную известность. В их числе можно назвать камею с изображением правителя Египта — царя Птолемея II.

 

Камея с изображением Птолемея II. Камея с изображением Птолемея II.

 

Также широкую известность во всем мире получила » Камея Гонзага», на которую были нанесены рельефные изображения царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои II. Данное произведение резного искусства было выполнено в III веке до нашей эры. На сегодняшний день камея хранится в России, в музейной коллекции Эрмитажа. Камея Гонзага выполнена из трехслойного сардоникса, и представляет собой парный портрет царственных супругов, которые по своему происхождению являлись братом и сестрой.

 

Камея Гонзага с изображением Птолемея II и Арсинои II. Изделие выполнено в III веке до нашей эры в Александрии ЕгипетскойКамея Гонзага с изображением Птолемея II и Арсинои II. Изделие выполнено в III веке до нашей эры в Александрии Египетской

 

Огромный интерес своим художественным исполнением вызывает камея императора Константина, выполненная из сардоникса в IV веке нашей эры. На сегодняшний день это уникальное произведение находится в музейной экспозиции Эрмитажа.

 

Камея императора Константина Камея императора Константина

 

Тематика сюжетов, изображенных древнейшими мастерами, разнообразна и охватывает различные сферы жизни. В инталиях и камеях можно видеть отражение духовного и материального мира наших предков, их религиозные верования, развитие культуры и важнейшие политические события, а также изображения известных людей того времени.

 

глиптика

 

Прекрасный облик великого полководца Александра Македонского тоже запечатлен в камее удивительной красоты.  В настоящий момент уникальное изделие находится  в Парижском кабинете медалей.

 

Камея с портретным изображением Александра Македонского Камея с портретным изображением Александра Македонского

 

Известные мастера искусства глиптики

Практически каждый исторический период имел своих замечательных мастеров глиптики. В Древнем Риме творили знаменитые греки Агатоп, Солон и Диоскурид. В средние века искусство глиптики развивалось в Византии, на Ближнем Востоке и в Китае.

В Западной Европе глиптика возродилась в эпоху Ренессанса, ведущая роль в которой принадлежала итальянским мастерам. Среди них можно назвать Беллини, Якопо да Треццо, которые не только копировали античные образцы, но и создавали портреты современников.

Последний расцвет искусства глиптики наблюдался в период с XVIII по начало XIX веков, в эпоху классицизма. В ту пору все говорили о мастерстве итальянских резчиков Пихлеров. В Германии был знаменитый резчик Наттер, а во Франции — Жак Юэ.

В России самыми знаменитыми резчиками этого времени были Есаков, Шилов и Доброхотов. В XIX веке искусство глиптики снова пришло в упадок, хотя произведениями древних мастеров люди продолжали любоваться и восторгаться.

Однако наступивший XXI век внес свои коррективы, и резьба на драгоценных камнях снова стала популярным видом искусства. В частности, камеи и инталии в наши дни очень популярны в ювелирных украшениях.

 

Камеи на брошахКамеи на брошах

 

Современные резчики по камню в своем искусстве нисколько не уступают древнейшим мастерам — напротив, в их арсенале появились многие современные инструменты и технологии, которые во многом облегчают процесс обработки камня, и нанесения на него самых тонких и изящных изображений.

 

Кольцо с инталиейКольцо с инталией

 

design-fly.ru

Резьба по камню: глиптика, инталия, камея

интернет-магазинЮвелирных Украшений

Содержание:

gliptika

Резьба по камню — один из древнейших методов ювелирной обработки драгоценных и полудрагоценных камней. Эта техника обработки каменного сырья называется глиптика. Необходимое для нее оборудование включает станок, резцы и абразивы для работы с твердыми камнями.

Гемма — вырезанная из камня фигурка или изображение на плоскости самоцвета. Первоначально геммы делали из поделочных и полудрагоценных камней с невысокой твердостью. Но с применением новых инструментов появилась возможность делать каменные печати даже из самых твердых самоцветов. Гемма может быть вырезана из сердолика, аметиста, янтаря, яшмы, топаза или горного хрусталя.

Глиптика

интернет-магазинЮвелирных Украшений

Глиптика, а точнее, ее произведения, стала увлечением для многих монархов. Например, Екатерина ІІ собирала камеи. Ее коллекция насчитывала более 10 тысяч гемм.

Глиптика нашла свое отражение в христианской культуре. Многие храмы украшены изображениями святых. Гемма с религиозной символикой украшает одежду священнослужителей и церковную утварь.

gliptika2

Особо часто глиптика применялась для сардоникса, агата, сердолика, агата и гематита. Прочность этих камней позволяла сохранить все линии рисунка на долгие века. Сюжетами изображений становились сценки повседневной жизни и отрывки из мифов. Иногда инталия может рассказать о быте эллинов или египтян больше древней рукописи. Резьба по камню была очень распространена на островах Эгейского моря, в Малой Азии.

Глиптика сохранила для нас утраченные картины и архитектурные шедевры, увековечив их в камне. Самые большие и богатые коллекции хранятся в Эрмитаже, Париже и Вене. Наиболее известная гемма, находящаяся в России, — камея Гонзаго. На ней изображен Птолемей ІІ с супругой. Первое упоминание о камее датируется серединой ХVІ века. Глиптика развивалась и двигалась вперед вместе с человечеством. Гемма из древней Греции была многоцветной, живой, с большим количеством деталей и второстепенных персонажей. Римская гемма соответствовала своей эпохе: два цвета, сухие линии и воинственные сюжеты. Китайская глиптика была сосредоточена на объемной резьбе по камню. Из нефрита и оникса вырезались фигурки Будды, священных животных и целые сценки из жизни. Глиптика продолжает свое развитие и сейчас, применяя новейшее оборудование и сохраняя древние традиции.

Во времена Возрождения гемма стала профессиональным талисманом. Так, у моряка была гемма из аквамарина с изображением Нептуна, у винодела — аметистовая камея с Дионисом. Судьи носили украшения из яшмы и сердолика с рисунком весов и Фемиды.Вернуться к содержанию

Инталия

интернет-магазинЮвелирных Украшений

Инталия представляет собой гемму с глубоким нанесением контуров рисунка. Первую популярность украшения, выполненные в такой технике, получили еще в Месопотамии и древней Греции за три тысячи лет до нашей эры. Инталия отличается тем, что изображение на ней вогнутое. Линии словно уходят внутрь камня. Мастер во время работы должен был следить не только за лицевой частью изделия, но и за изнаночной. Ведь инталия часто использовалась как печать, оставляющая зеркальный оттиск на глине или воске.

intalia2

Инталия имела не только эстетическое назначение. Ее отпечатки использовали вместо подписи, опечатывали двери и замки. Мастера Месопотамии и Древнего Египта изготавливали перстни с лазуритом. Наиболее популярна была гемма в виде скарабея — священного жука. У каждого состоятельного человека была инталия с собственным профилем или фамильным гербом.Вернуться к содержанию

Камея

интернет-магазинЮвелирных Украшений

Резьба по камню представлена еще одной разновидностью, наиболее известной и популярной до сих пор. Камея — это рельефное изображение на цветном камне. Первые дошедшие до нас камеи были сделаны мастерами Александрии. Основные материалы (сардоникс и яшма) чуть позже были дополнены топазами, аквамаринами, изумрудами и аметистами. Глиптика в этом стиле покорялась только настоящим художникам камня. Необходимо было учитывать расцветку и строение самоцвета, прорисовывать каждый штрих, чтобы камея проявила всю красоту камня и раскрыла сюжет рисунка.

Античная камея считается классикой глиптики, но наибольшего расцвета резьба по камню достигла в эпоху Ренессанса (XVII–XVIII века). В это время оформились итальянская, немецкая, английская и французская камнерезные школы. В большинстве случаев мастера современности старались достичь максимального сходства с древними образцами. Чтобы сделать камею, нужны были годы кропотливой работы, поэтому и стоило подобное украшение весьма дорого.

kamea2

Камея представляет собой наложение частей каменного рисунка на основу из металла или камня, отличающегося по цвету. Агат больше всего подходит для изготовления подобного украшения. Он обладает достаточной твердостью для обработки на станке, а его разноцветные слои позволяют добиться желаемой игры оттенков. Камея, сделанная руками искусного резчика, словно светится изнутри. Мастер добивался желаемого перехода от света к тени путем использования самоцветов теплых и холодных тонов.

Камея — это не только миниатюрный портрет в медальоне. Гемма может быть украшением мебели или предметов быта и достигать значительных размеров. На каменном полотне можно отразить целую эпоху.Вернуться к содержанию

Loading...Loading...

Выберите себе оберег в интернет-магазине Ювелирных Украшений:

topkamni.ru

Резьба по камню: обучение, инструменты и технологии

С давних пор заветной мечтой человека является покорение камня. Примером могут служить египетские пирамиды. Но и в настоящее время востребованность природного материала велика. Камень является сырьем для различных отраслей промышленности, таких как ювелирная или строительная, поскольку обладает невероятной прочностью и изумительной красотой. Но это не предел его использования. Существует такой вид искусства, как резьба по камню. Этот промысел зародился очень давно, но не теряет своей актуальности и сегодня. Об этом пойдет речь в данной статье.

Инструменты

Чтобы выполнить резьбу по камню, нужно иметь набор инструментов, который называют «классическим». Но это не означает, что у каждого мастера он одинаковый. Наличие лишь некоторых инструментов в наборе является обязательным для работы - это остается неизменным с тех пор, как древние мастера впервые освоили этот вид искусства.

Резьба по камню

Кувалда

Инструмент с длинной ручкой (один метр) и массивным молотом. Он тяжелый, его вес достигает четырех-шести килограммов. Благодаря большому размаху, сила удара значительно увеличивается.

Молоток отбойный

Его главное отличие от обычного инструмента этого вида – большой вес, целых три килограмма. Благодаря этому, удары становятся мощней, из-за чего камень быстрей поддается обработке. Отбойный молоток используется, когда возникает необходимость обтесать камень. Одна сторона наконечника тупая, другая – острая.

Кирка

Этот инструмент для резьбы по камню используется и в настоящее время. Опускаясь в шахты или каменоломни, рабочие берут его с собой. Наконечник кирки имеет два конца: один тупой, другой острый, с одним или двумя зубьями. У этого инструмента большая разрушающая сила. По этой причине его считают основным инструментом каменщика.

Молоток каменщика

У этого инструмента один боек тупой, от кувалды он отличается более компактным размером. Его предназначение – обтесывать небольшие по величине камни или мелкие детали.

Инструмент для резьбы по камню

Киянка

Применяется инструмент тогда, когда нужно куда-то уложить камень - в землю, например. У него имеется специальный боек, для изготовления которого используется упругий материал, например кожа, резина, дерево.

Стамеска

Инвентарь имеет небольшой размер, легко помещается в руке мастера. Его используют для выполнения работы, отличающейся высокой декоративностью, когда нужно выполнить точный подгон элементов композиции. Чтобы придать камню граненую форму, используют разные стамески: широкие, острые или тупые.

Клинья

Представляют собой втулки из металла. Используются, когда каменную глыбу нужно расколоть на много более мелких кусочков. Для этого в камне проделываются отверстия, в них вставляются втулки. Мастер берет кувалду или молоток и ударяет по ним поочередно.

Чертилка

Этим инструментом делают рисунки на камне. У него имеется наконечник, выполненный из твердого материала, благодаря чему мастер осуществляет жесткую работу во время резьбы по камню.

Обучение резьбы по камню

Скарпель

Декоративный инструмент, по внешнему виду похож на карандаш. Им наносят гравировку на камень. Наконечники скарпеля имеют зубцы с разной толщиной, от двух до двух с половиной миллиметров.

Фрезы

Их используют для резьбы по камню, который считается драгоценным, для придания ему нужной формы. С помощью фрез убираются ненужные элементы с камня. Эти инструменты бывают ручными, механическими, полировочными, шлифовальными.

Напильники

Это ручные инструменты, их используют, когда нужно обработать мягкую породу камня. Они бывают двух видов: прямые и кривые. Напильники дополнены другими устройствами: ручками, шнутами, спицами, закольниками.

Терка

Этот инструмент называют щеткой или губкой, он используется, когда работа мастера подходит к концу. Терка предназначена для шлифовки или полирования камня. Однако степень воздействия может быть разной, в зависимости от того, какую зернистость имеет инструмент.

Художественная резьба по камню

Художественный вид резьбы

Это самое благородное, но и самое сложное искусство резьбы по камню. По сути, это те самые изящные формы из камня, которые новичкам в этом деле так трудно даются. Используя художественную резьбу по камню, мастера создают настоящие шедевры.

Особой популярностью пользуются изделия из таких камней, как мрамор и гранит. Но для художественной резьбы используют разные породы камней, твердость которых различается. Инструменты для работы более разнообразные, чем при обычной резьбе. Мастера резьбы по камню чаще всего используют следующие материалы.

  • Бело-розовый, голубоватый ангидрид. Его еще называют «небесным камнем» или «нижегородским мрамором».
  • Монокристаллический гипс, поверхность которого блестящая и гладкая, отливает перламутром. Его называют «Марьиным стеклом», потому что в далеком прошлом камень заменял людям стекло.
  • Селенит – этот камень называют «лунным». Он обладает волокнистой структурой и ни с чем не сравнимым блеском, напоминающим шелковую гладь. Образованные камнем прожилки в мелкозернистом гипсе и глинах смотрятся потрясающе красиво.
  • Стеарит – его называют «черным камнем». Мастера используют его, когда нужно создать глазки или носики животным.
  • Алебастр природный с нежно-желтым, а также розоватым оттенками. Ему свойственна мягкая прозрачность и изящные узоры, составленные пятнами и разводами причудливой формы.
Мастера резьбы по камню

Воплощение замысла в произведении

Работая с камнем, мастер становится творцом. Бесформенной твердой глыбе придается новая форма. Камень получает новую жизнь в произведении искусства, созданном художником. Это с одной стороны. А с другой – для мастера важно выполнить главную задачу, которая состоит в том, чтобы раскрыть созданную природой красоту и особенность минералов, а затем продемонстрировать это людям. Глядя на творение рук человека, многим хочется овладеть этим видом искусства. Обучение резьбе по камню требует большой усидчивости, терпения и времени. Но если следовать рекомендациям мастера, все получится. Конечно, будут и неудачи, но огорчаться не нужно, работу следует продолжать, а знания и квалификация придут с опытом.

  • Сначала оформляется замысел. Для этого на бумаге рисуется эскиз, продумываются все детали будущей композиции, прорабатывается образ. Не следует считать творческий поиск мастера потраченным зря временем. Ведь именно на этом этапе художник наделяет будущий шедевр чувствами, эмоциями.
  • По эскизу из мягкого материала (пластилина, например) создается задуманный образ с учетом естественной анатомии. Затем готовый прототип отливается из пластикрита, который заменяет гипс.
  • Следующим этапом является выбор камня, из которого будет создаваться скульптура, а также материалов для отделки. Здесь важно учитывать их "соседство" между собой.
  • Каменной заготовке придается первичная форма. Для этого используется крупная пила. После того как сделан набросок, осуществляется проработка деталей, в соответствии с выполненной до этого моделью. Используются мелкие пилы. Основным инструментом являются алмазные диски. Важно, чтобы к станку подавалась вода - так будет видно каждое движение. Спешить не нужно. Для обработки камня применяются мелкие, неглубокие движения. Это нужно для того, чтобы мастер мог прочувствовать малейшие изменения в структуре камня. Работа требует большой сосредоточенности, отвлечения недопустимы.
Станки для резьбы по камню
  • Следующим этапом камнерез намечает необходимые для скульптуры детали: черты лица, складки одежды, мускулатуру и прочее. Этот этап работы считается самым кропотливым, здесь нужна предельная внимательность. Есть такой станок для резьбы по камню – бормашина, в состав которой входят алмазные буры с разным калибром. С ее помощью прорабатывается каждая деталь. Но перед глазами мастера должен быть макет, чтобы постоянно сверять фигурку из камня с замыслом.
  • Предпоследним этапом является шлифовка скульптуры с помощью пасты и станка. Каждая деталь доводится до зеркального блеска. В результате этой операции виден рисунок и цвет камня.
  • Заключительным этапом работы над созданием произведения искусства является сборка всех обработанных элементов в единую композицию. Они соединяются незаметными швами, штифтами, прочной склейкой. Здесь тоже имеется много секретов. Со временем новичок овладеет и ими, ведь от этого финального шага во многом зависит результат сложной и длительной по времени работы.

fb.ru

нужные инструменты, борнуковская технология и подробный мастер класс своими руками

Человек с ранних веков хотел обустроить мир вокруг себя под личные нужды. Первые попытки подчинить себе камень – каменный век, во время которого изготавливались инструменты из этого прочного материала. Позже из него начали строить жилища, использовать и в декоративных целях, ну а самое раннее и известнейшее творение древности из камня – египетские пирамиды. Для резьбы по камню существует множество инструментов, мы расскажем и покажем самые популярные из них!

Кроме обыкновенной породы существуют еще драгоценные и полудрагоценные камни, отличающиеся своей красотой и редкостью. У большинства женщин есть украшения из изумрудов, рубинов, агатов или ограненных алмазов – бриллиантов. Натуральную красоту можно подчеркнуть оправой или полировкой, но помимо этого существует целое направление – резьба по камню.

Прежде всего, следует разобраться с целями подобного занятия. Можно обрабатывать камень в строительных целях, например, вырезать и шлифовать гранит для создания и облицовки зданий вокзалов, университетов или просто домов. А можно заниматься ювелирной, художественной резкой по драгоценным камням.

Многие люди видели в интернете и даже в книгах различные поделки из камня в виде зверей, рыб, птиц. Уникальные творения, которые сложно с чем-либо спутать, принадлежат барнуковским мастерам. А ведь село Барнуково когда-то славилось переработкой и добычей строительного гипса – алебастра. Позже из добываемого там же цветного камня стали производить известные на весь мир статуэтки и предметы быта.

Инструменты, нужные мастеру резьбы по камню

В зависимости от вида и цели обработки этого материала, существуют различные инструменты. В резьбе по горной породе помогут кувалда, кирка, отбойный молоток, болгарка с алмазными дисками, киянки, стамески и прочее. Они нужны, главным образом, для придания формы породе. Если же речь идет о ювелирной работе, то пригодятся следующие орудия: скарпель для гравировки, чертилка для создания прямых линий, ручные и электрические фрезы для придания формы заготовке, кривые и прямые напильники и прочие мелкие вспомогательные инструменты.

Советы для начинающих: как правильно выбрать материал для резьбы по камню

Для начинающих подойдет максимально мягкая порода камня. Стеатит, мыльный, восковой камень, талькохлорит – это все названия одного и того же камня, – очень мягкий и податливый материал для работы. По нему можно вырезать даже более твердым камнем или подручными инструментами. Для работы с ним не требуется большого количества инструментов, приобрести его можно в специализированных строительных или художественных магазинах, а также заказать в интернете на многочисленных ресурсах.

Если отсутствует возможность приобрести стеатит, можно также выбрать алебастр. Он бывает разных цветов; немного тверже первого, но все же отличный материал, с ним легко работать, он легок и прочен.

С твердыми породами лучше не работать новичку. Для них понадобится много сложных специальных инструментов, процесс получится трудоемкий, а результат, возможно, не оправдает ожиданий.

Как определить нужный размер каменной болванки для резьбы

Размер заготовки должен быть больше будущего изделия. Это логично, ведь в процессе работы от цельного бруска отрезаются части для придания формы. Лучше взять брусок намного больше, чтобы был запас, который необходим новичку для уверенной работы.

Выбор подходящей структуры камня для работы

Помимо материала и размера болванки для вырезания, важно правильно выбрать структуру камня. Важно, чтобы имеющиеся трещины не были большими или проходящими через весь камень, ведь в противном случае велика вероятность раскола во время работы. Однако, если это и произошло, не следует расстраиваться: отколовшуюся деталь можно приклеить на эпоксидную смолу, которая продается в строительных отделах.

При вырезании ювелирных украшений или декораций для интерьера важно помнить об осторожности.

  • Инструменты должны быть острыми и прочными, чтобы они не сломались во время работы.
  • Защитные очки использовать обязательно, так как пыль и осколки от камня могут повредить глаза. Лучше иметь запасную пару, так как они могут быстро поцарапаться и прийти в негодность.
  • Необходимо во время работы надевать маску или респиратор, чтобы не вдыхать тяжелую и вредную пыль
  • При работе с большими глыбами лучше использовать специальные защитные перчатки во избежания травм рук и натирания мозолей. Если изделие готовится небольшое, то достаточно простых садовых перчаток.
  • С большим куском породы лучше работать вне дома или обеспечить хорошую вентиляцию
  • Удобно держать камень во время работы на мешке из плотной ткани с песком или кошачьим наполнителем: так глыба будет держаться в нужном положении, при этом легко поворачиваясь под руку мастера.

Как правильно вырезать скульптуры из камня – советы начинающему мастеру

Во время резки по камню своими руками очень важно соблюдать технологию.

  • Определить направление трещин у камня. Подобно волокну дерева, камень тоже имеет направление, по которому лучше высекать. В таком случае получатся более ровные срезы и уменьшается возможность того, что инструмент поведет не в ту сторону
  • Изобразить на бумаге будущее изделие. Многим помогает не просто нарисовать, а вылепить из пластилина или другого материала, в таком случае появится лучшее представление об объеме.
  • Не следует начинать со сложных форм, чтобы не разочароваться в себе и этом мастерстве. Принцип постепенности при обучении говорит о постижении от более простого к более сложному
  • При высечении фигуры из породы следует вести долото от краев к центру. Так меньше вероятность ненужных сколов. Долото при этом следует держать под острым углом к камню, иначе будут не срезаться куски, а выбиваться дырки.

Подборка видео и мастер-классов на тему резьбы по камню

sdelala-sama.ru

Резьба на камнях. Как это сделали? » Блог о камне

рисунки на камнеПривет 🙂

Попал на интернет магазин, предлагающий купить кулоны с резьбой на камне.Резьба по камню ассоциируется с вечным и, судя по фото, такие кулоны очень красивы и оригинальны.

Думаю, что мало кто останется недовольным, если ему преподнесут такой подарок.К сожалению, магазин не работает на Россию и доставка напрямую к нам не осуществляется. У нас же я не нашел компанию, которая бы предлагала такую оригинальную продукцию.Если Вы знаете, то напишите мне или в комментариях.

Меня же заинтересовало то, как было это сделано?

Чем можно было бы быстро, недорого и красиво выполнить такую резьбу по камню?

Резьба на камне

Хотелось бы узнать, как была выполнена эта резьба на камне?

В своей практике я встречался с нанесением узоров на поверхность камня. Но в основном, мы все делали пескоструем. Рисунки получались очень отчетливые и если сделать их на ступенях, то создавался эффект антискольжения, да и внешне изделие, например, лестница выглядела очень оригинально.

Не думаю, что здесь использовался такой метод – камешки слишком маленькие, а стоимость материалов и временные затраты на использование специальных пленок и обработку большие.

Да и, собственно, резьбой по камню это тоже не назвать.

Все-таки, резьба по камню – это ручная работа, когда резчик обрабатывает камень, он тратит слишком много времени и сил. Это прекрасно подходит для сложной и дорогой работы, такой, как резьба каминов, небольших скульптурок и других изделий, стоимость которых будет адекватна с затратами на изготовление и резьбу камня.

Я думаю, что это гравировка. И скорее всего гравировка не механическая, а лазерная.

Есть такое оборудование, где режущим элементом является луч лазера. Он срезает на камне верхний слой, создавая рельеф. С помощью компьютерной программы, можно задать совершенно любой рисунок или, как в этом случае, надпись и лазерная установка вырежет на их на камне.

Если у Вас есть другие идеи по поводу того, как выполнена резьба по камню на этих подвесках, то напишите об этом в комментариях.

Будет интересно узнать Ваше мнение.

Я даже не сомневаюсь, что нам всем вместе удастся ответить на этот вопрос и я обязательно подробно напишу об этом. Если Вам тоже интересно, то подпишитесь на обновления

Резьба по камню. Фото кулонов

Прекрасное изображение дракона на каменном окатыше.

Кстати, Как сделать дракона, можно посмотреть в мастер-классе «изделия из малахита«:

рисунки дракона на камне

Красивая птичка выгравирована этом камне:

рисунки птиц на камне

Тоже представитель пернатых изображен на галечнике:

резьба на камне птицы

Похоже, что это вырезан павлин:

резьба на гальке

В птичьих гнездах встречается и такое 🙂

надписи на камнях

Объемная резьба деревьев:

резьба по камню

Тоже дерево, но вырезано наоборот:

Бабочка вырезанная в камне:

рисунки на камнях мастер класс

Возможно, это следы древних людей?

след в камне

Или животных

Хотите получать интересные подборки от сайта «БЛОГ о КАМНЕ» на свой e-mail — подпишитесь на обновления !

Получил подарок с резьбой. Видео

Распаковка полылки Романа — читателя «Блог о камне», освоившего данную технологию:

Посылка №1

Подписаться на мой канал YouTube.

Посылка №2

Подписаться на мой канал YouTube.

blogokamneПонравилась ли Вам такая подборка изделий из камня?

Если Вы знаете как это делается, расскажите об этом в комментариях.

Или просто выскажите свое мнение.

А на сегодня все. Пока, пока

С уважением, Никита Федоров

blogokamne.ru

Резьба по камню: инструмент, приспособления, способы обработки

Резьба по камню: раскрытие в человеке таланта «покорителя камня»

Еще с незапамятных времен человек старался покорить камни. Самым известным примером покорения являются «Египетские пирамиды». Но и сегодня этот природный материал является одним из самых востребованных в строительной, ювелирной и других отраслях промышленности. Ведь изделия из полудрагоценного камня обладают особой прочностью и красотой.

Схема отделки стены декоративным камнем.

Схема отделки стены декоративным камнем.

Для придания выраженной красоты и необходимой формы мастерам-каменщикам служат разнообразные инструменты. Резьба по камню — источник реализации вдохновения в руках умелого мастера.Так какие же инструменты нужны мастеру в его работе? Далее будет подробно рассматриваться резьба по камню, инструмент и некоторые нюансы.

Для обработки камня существуют электрические и механические инструменты. Все зависит от вида работ.

Так, для резьбы по камню основой служат такие инструменты, как фрезы.

С их помощью мастер вытачивает необходимую форму, отсекая от камня все лишнее. Шлифовальные и полировочные машинки также являются вспомогательными инструментами хорошего мастера.

Раскалывание камня.

Раскалывание производится постепенным осаживанием клиньев, вставленных в пробуренные шпуры в теле камня.

Для работы с мягкими породами камня или с камнем искусственным используется такой инструмент, как напильник. Напильник может быть разной формы, кривой или прямой, и служит для формирования мелких деталей в изделии.

Сегодня помимо ручных инструментов существует и современный автоматический инструмент. Автоматические стационарные или переносные станки и машины значительно облегчают работы по обработке, шлифовке и резьбе камня.

Так как камень может быть различной твердости, то не обошлось и без усовершенствования материала, из которого сделан инструмент каменщика.

Самым эффективным считается инструмент с алмазным клинком. Несмотря на то что стоимость алмазного инструмента значительно выше его более простых аналогов, она вполне оправдана. Ведь клинок на основе алмаза гораздо практичнее, чем клинок на основе стандартного абразива из комбинаций кремния со смесями пластмассы, мраморной крошки, магнезии и др. Уникальные свойства алмаза, который является самым прочным материалом, помогают быстро и качественно справиться с каменной глыбой любой твердости.

Вернуться к оглавлению

Профессиональный инструмент — легкая резьба по камню

Схема производства декоративного камня

Схема производства декоративного камня

Сегодня в арсенале работы каменщика все большую популярность приобретают электрические станки. Алмазные инструменты для резьбы и обработки камня успешно используют как в промышленности, так и в бытовых условиях.

Резьба по камню станет намного легче, если использовать машинки с алмазными дисками, которые должны входить в арсенал любого профессионального мастера. Так что же это такое, алмазные диски? Это стальной диск, на поверхность которого нанесены пластины из алмазной крошки и связующего материала. Технические характеристики алмазных дисков зависят от твердости гранита, с которым предполагается работа (толщина пластин, состав связки и алмазного напыления). Пластины могут быть приварены или впрессованы в стальную поверхность диска. Связка обеспечивает целостность режущего элемента и затачивание в процессе работы. Направление движения во время работы на станке указывается стрелкой на алмазном диске.

Существуют 2 вида резьбы по камню с помощью алмазных дисков: «мокрая» или «сухая» резьба.

Схема кладки декоративного камня

Схема кладки декоративного камня.

Если круг нагревается неравномерно, то это приводит к его деформации, и он приходит в негодность. Ведь вибрация и перегрев губительно сказываются на абразиве, и пластины в результате этого быстро разрушаются. Поэтому при таком виде работ инструменты для резьбы содержат специальные подушки для погашения вибрации. «Мокрая» резьба подразумевает охлаждение диска во время работы холодной водой.

Для «сухой» резьбы пластины поделены на сегменты и созданы волнообразно в целях уравновешивания температуры, избегания перегрева и распада пластин.

Одной из самых твердых горных пород является гранит. Для этого вида существует отдельное направление абразивного алмазного инструмента.

Помимо натурального камня, сегодняшний строительный рынок широко использует искусственный камень. Это творение человеческих рук зачастую невозможно отличить от натурального, так как внешний облик практически идентичен натуральному. Отличить, где натуральный камень, а где «подделка» можно лишь по весу. Производители искусственного камня всячески стремятся к тому, чтобы облегчить вес и повысить стойкость такого аналога природы.

Для работы с искусственным камнем в целом используются те же инструменты, что и при работе с натуральными известняковыми породами. Используются как обычные твердосплавные абразивы, так и абразивы алмазные. Однако производители искусственного камня рекомендуют иметь для каждого вида свой определенный инструмент, наиболее оптимально подходящий для резьбы, шлифования или полирования камня. Благодаря этому мастер может избежать дополнительных отходов в процессе работы, получаемых из-за разрушения, сколов или царапин плит.

Вернуться к оглавлению

Инструменты для гравировки

Кроме рассмотренных приспособлений существуют и другие специальные приспособления для выполнения гравировки. При помощи них мастер может наносить на плиту рисунок, придавая ей требуемый рельеф. Такая сложная работа требует правильного подбора рабочего материала и наличия художественных навыков у специалиста. Даже мелкая и воздушная гравировка, сделанная на твердом граните, сохранится на долгие века.

К ручным инструментам гравировщика можно отнести скарпели, которые представляют из себя граненые стальные стержни со всевозможными наконечниками («зуб» 2 — 25 мм). При помощи них на поверхность наносится гравировка (рисунок).

Еще одним инструментом гравировщика является чертилка. Чертилка отличается от скарпелей наличием особого победитового наконечника. Ее используют, чтобы размечать камень и рисовать глубокие прямые линии.

Вернуться к оглавлению

Обработка камня: виды работ каменотеса

Природа щедро наградила каменные породы таким качествами, как устойчивость, прочность, разнообразие рисунка и цвета. Но в руках опытного мастера по работе с камнем этот популярный во все времена строительный материал играет особым колоритом, как в руках ювелира бриллиант обретает свою огранку.Существует множество видов работ по обработке и огранке камня: резьба, гравировка, раскалывание, резка, шлифование, полирование.Какие существуют виды поверхностей и способы его обработки? Как с помощью умелых рук мастера они достигаются?

Вид обработки «расплавленный камень». Для достижения эффекта «расплавленного камня» плита подвергается термической обработке при помощи обжигающей машины и специальной горелки. Температура разогрева огня при прямой атаке достигает 1000° C, благодаря чему мягкий покров камня уничтожается, и обозначается однородная структура гранита с легкой фактурой (незаметные перепады до 1 мм).

«Царапины камня». Этот вид обработки камня дает оригинальность фактуры и является самым современным способом воздействия на камень. С помощью специальных станков на поверхность рабочей плиты наносятся продольные царапины глубиной 0,5-1,5 мм. Оформленная особым рельефным рисунком стена выглядит с одной стороны однородной, но в тоже время каждый отдельный элемент имеет свой характерный, отличный друг от друга рисунок.

«Полированное зеркало». Это вид обработки, когда лицевая сторона каменной плиты выглядит как глянец: гладкая и блестящая. При таком виде обработки камень играет множеством красок и поражает своим неповторимым рисунком. Для достижения такого эффекта применяют электрические инструменты, оснащенные полировочными шкурками. Мастер при работе, постепенно уменьшая зернистость рабочих секторов, добивается эффекта гладкой и сверкающей поверхности.

Гладкая матовая поверхность. Вид поверхности каменной плиты обладает четко выраженным рисунком. Этот эффект достигается мастером при помощи того же инструмента, что и для достижения «зеркальной» поверхности, однако этап полирования заканчивается немного раньше, и цепочку зернистости рабочих секторов используют неполную при обработке лицевой стороны. При этом отсутствует тот глянцевый блеск, что при способе «зеркальности».

Обработка «античная древность». Это оригинальный способ обработки камня, эффект состаренности камня. Буквально за несколько минут мастер искусственно «завышает» возраст известняка сразу на несколько веков. Для достижения этих целей используются специальная кислота, которая наносится на поверхность плиты и выжигает все слабые и мелкие места материала , такие как известь, шпат, мел, образуя хаотичные поры различной величины. После обработки кислотой камень шлифуют, очищая от излишней корковой поверхности.

Способ обработки покрытия «под скалу». При таком виде обработки камня поверхность покрытия наиболее приближена к рельефу, одаренному природой. Добиться данного эффекта можно, только используя ручной инструмент. Мастера во время работ применяют кувалды, клинья, молотки по камню, с помощью которых разбивают глыбу на несколько частей (блоков) по линии внутренних борозд (неровный скол с частотой перепада 30 — 50 мм).

Неровность «раковистая». Этот вид обработки камня напоминает облагороженную скалу. При этом способе допускаются небольшие перепады фактуры камня в пределах 3-5 мм, при этом сохраняется имитация натуральности скола. Мастера отсекают лишь резкие неровности, тем самым придавая камню привлекательный декоративный образ . В работе используются как электрические, так и ручные инструменты для обработки камня. Вначале раскалывают глыбу, а после с помощью шлифовки сглаживают рельеф камня.

vseodekore.ru

Художественная резьба по камню | Дело в камне!

Художественная резьба по камнюХудожественная резьба по камню — это один из самых увлекательных и трудоемких видов искусства, который пользовался большой популярностью, как в древние времена, так и в наши дни. К тому же, в настоящее время за счет развития технологий методики резьбы по камню постоянно совершенствуются.

Художественная резьба по камню позволяет создавать настоящие шедевры, которые способны придать особенную эксклюзивность любому интерьеру. Резные каменные изделия всегда говорят об утонченности и аристократичности вкуса хозяина дома.

Разновидности художественной резьбы по камню.

Как правило, все резные изделия подразделяются на несколько типов:

  1. утилитарные — предметы туалета и принадлежности для курения;
  2. декоративные — изделия, назначение которых состоит в преображении и украшении интерьера.

резьба по камню инструмент

Основные принципы и оборудование для работы с камнем.

Огромную роль для реализации того или иного замысла играет подбор материала. Самые лучшие камни для резьбы, к великому сожалению мастеров, являются самыми прочными. Так что начинать осваивать камнерезные работы лучше всего из более мягких материалов, таких, как гипсовый камень, мрамор, коралл, ангидрит, янтарь, селенит и прочие.

Как и в других методиках обработки камня, удалять лишние куски материала следует при помощи абразивов, которые могут быть как свободными, так и связанными (например, в отрезных дисках или кругах). искусство резьбы по камнюВо время так называемой черновой формовки стараются удалить как можно больше материала при помощи пилы большой мощности, ведь этот способ считается самым скорым. Более мягкий материал рекомендуется обрабатывать специальными ножовками по металлу, подрезными пилами или ювелирными лобзиками. Более твердые камни следует обрабатывать алмазными пилами, в которых используются свободные абразивы.

Из-за того, что гравированные и резные предметы всегда имеют впадины, нужно использовать большое количество всевозможных вращающихся инструментов для того, чтобы придать изделию окончательную форму. Так же с этой целью широко применяются миниатюрные пилы, разнообразные абразивные головки. Перечисленные инструменты дают возможность создавать поверхности с любой кривизной.

Огромное количество такого инструмента можно сейчас приобрести в специальных магазинах, однако некоторые мастера предпочитают изготавливать часть приборов собственными руками.

В художественной резьбе обязательно используются модели и эскизы, так как на них значительно легче исправлять всевозможные ошибки и неточности. Перед тем, как изготовить модель, необходимо помнить, что по размеру она должна соответствовать оригинальному изделию.

Технология художественной резьбы по камню.

Технологии резьбы различных камней почти не отличаются друг от друга. В самом начале работ осуществляется своеобразная сортировка сырья. Затем на камень наносится соответствующая разметка. Для того чтобы правильно нанести разметку, применяется лекало, циркуль, линейка, а так же множество шаблонов.

Следующий этап работ включает в себя подготовку необходимых заготовок, из которых будет изготавливаться изделие.

Непосредственно техника резания может варьировать – при помощи станков для резьбы по камню: фрезерование, токарная отделка или обработка камня вручную.

станок для резьбы по камню

После того, как заготовка приобретет желаемые художественные формы, мастер придает ей рисунок или образ с помощью разнообразных инструментов. Как правило, с этой целью используются всевозможные напильники, рашпили, стамески, пилы. После этого все поверхности изделия тщательнейшим образом шлифуются и полируются.

Заключительный этап художественной резьбы по камню – это обработка изделий при помощи специальных защитных составов. На этом и завершается трудоёмкий и необычайно кропотливый труд.

Можно сделать вывод, что художественная резьба по камню в полной мере дает возможность реализовывать все эстетические и имиджевые потребности при дизайнерском оформлении того или иного интерьера. На данный момент резьба осуществляется под заказ, так что в результате вы получаете совершенно уникальное изделие, которое станет эксклюзивным элементом оформления. Кроме того, художественно обработанный камень всегда прочно ассоциируется с атмосферой властности, уверенности и аристократичности.

delovkamne.ru