Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Виды ручного кружевоплетения. Плетение кружевное


Кружева иглой — техника плетения и примеры | Мой Милый Дом

В сегодняшнем материале я расскажу вам как плести кружева иголкой. Инструменты, которые женщины на Руси традиционно использовали для плетения кружев, были и есть крючок, спицы и коклюшки. Но это не все. Наверное, немногие женщины знают (а уж в том, что владеют этой техникой лишь единицы, мы просто уверены!), что самые нежные и изящные кружева получаются при плетении иглой. Если вы не знакомы с подобной технологией, то самое время познакомиться!

Для работы вам потребуются

обычные катушечные нитки, мулине или шелк, тонкая швейная игла (ее толщина зависит от того, какими нитками вы будете работать), а также, если вы решите, к примеру, украшать игольным кружевом носовой платочек, тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань, например, батист.

Ход работ

Начнем с самого простого — вывязывания основы кружева на каком-либо изделии. Например, на носовом платке.

Возьмите квадратный кусок ткани и подогните его края по периметру на 2-3 мм. Затем обвяжите петлями, которые являются основой любых кружев. Технология их выполнения представлена на рис. 1-6. Ими мы обрабатываем последовательно все 4 стороны квадрата до тех пор, пока не сомкнутся начало и конец одного и того же ряда (рис. 7).

Работу следует начать, отступив 1-2 см от угла ткани. Чтобы обвязать уголок, надо тщательно обработать края подгибки, трижды пропустив иголку в одну и ту же точку. В результате у вас получатся 3 луча, которые будут расходиться так, как показано на рис. 8.

Если вы будете обвязывать игольным кружевом воротник, то основу кружева выполняйте в одном направлении, затем изделие переверните на другую сторону и провяжите узор в обратном направлении (рис. 9) - Чередуйте направления вывязывания последующих рядов.

На фото примере вы видите кружевную сетку

Это самый простой узор, который нетрудно сделать, научившись выполнять основу. Схема вывязывания этого узора — на рис. 10.

Как закреплять нити

Понятно, что в процессе работы нить имеет обыкновение заканчиваться и, чтобы использовать новую, надо освоить закрепление нового отрезка на уже готовом узоре.

Внимательно рассмотрите рис. 11-13 — и вы поймете принцип. Для более прочного закрепления новой нити следует затянуть дополнительный узелок следующим образом.

Концы нитей сложите друг с другом и, пропустив иглу через ткань так, как показано на рис. 14, завяжите дополнительный (он по счет)' — третий) узел.

Теперь острыми ножницами обрежьте концы обеих нитей в непосредственной близости от только что выполненного узла (рис. 15). Следующее наше занятие мы посвятим вывязыванию более сложного элемента — столбиков.

Бабушкино игольчатое кружево

Примеры узоров

Кстати, простые узоры можно составлять самостоятельно, для этого не нужны какие-то особенные знания. Простые комбинации размера и расположения воздушных петель позволят вам создавать свои авторские узоры.

Видео мастер классы

В этих видео, а здесь 32 урока, можно полистать, показана техника вязания кружев иглой. Смотрите и практикуйтесь!

Поделиться ссылкой:

Рукоделие Для Дома, Схемы Вязания Крючком

home-sweet.ru

Виды ручного кружевоплетения – Ярмарка Мастеров

Виды ручного кружевоплетения

Кружево — чудесный аспект народной культуры. Кружевницы, создавая изделия, вкладывают в тонкое кружево не только свое мастерство и вдохновение, но и теплоту своей души. Тонко выполненное, изысканное кружево всегда было признаком роскоши и богатства. Существует довольно много видов кружевоплетения и в данной статье мне хотелось бы сделать краткий обзор наиболее известных техник плетения ручного кружева.

Фриволите

Начать свой мини-обзор мне хотелось бы с горячо любимого мною челночного кружевоплетения – фриволите. Фриволите — это плетеное узелковое кружево, выполненное с помощью одного или нескольких челноков (или иглы). Соединяют отдельные элементы между собой с помощью крючка.

кружево, сумочка

Фриволите — это очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователи до сих пор не могут определить, где родилось челночное кружево. Одни считают, что челнок изобрели народы Востока, позже кружево попало в Европу, другие родиной челночного кружева считают Италию. Одно известно точно, что в Россию оно пришло из Франции. Фриволите дает мастеру большой простор для создания разнообразных кружевных изделий от традиционных салфеток и воротничков до шляпок, митенок, декора разнообразной одежды, скатертей, эксклюзивного постельного белья, предметов интерьера, декоративных панно и, конечно же, кружевных украшений.

кружева, серьги

Именно на основе фриволите московскими мастерицами была разработана новая техника – Анкарс или ювелирное кружево. Анкарс по определению разработчиков - это техника оттеночной декорировки основы, выполненной в процессе ручного челночного плетения (фриволите) или после его завершения. При создании изделий в технике анкарс используются не только приемы фриволите, но  и техники плетения с бисером, элементы вышивки бисером, бисероплетения, макраме. кружевоплетение, браслет

Также особенностью данной техники является широкое использование различных декорирующих материалов: бисера, камней, кристаллов, жемчуга и т.д. Анкарс позволяет создать удивительные объемные и в то же время легкие кружевные украшения. Изделия, выполненные в технике анкарс, позвольте проиллюстрировать своими авторскими работами.

фриволите, платье для девочки

анкарс, накидка

Макраме

Макраме в переводе с арабского означает тесьма, кружево, а с турецкого — шарф, салфетка с бахромой. В любом случае — это изделия из узелков. Узелковое кружево смотрится красиво, изделия из него долговечны. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом. В этой технике выполняют различные элементы декора интерьера, предметы одежды, сумочки, украшения  и т.д.

филейное вязание

Отдельно хочется отметить “ответвление” классического макраме – микромакраме - техника, в которой талантливые мастера создают необычные и очень красивые украшения.

украшенияодежда

Филе (филейное кружево)

Основа филейного кружева — сетка, которая специальным образом декорируется.

Филе делится на две основные группы — просто филе и филе-гипюр, или вышитое филе. Основа красивого филейного фона, как и любого узелкового кружева — правильное исполнение узлов. Для плетения сетки необходимы челноки и палочки. Представьте себе иголку с окончаниями — «рожками» с двух сторон. В одно из отверстий продевают нитку и навивают ее вдоль челнока. Второе приспособление для филе — палочки с заточенными концами, на которые нанизывают ячейки сетки.

аксессуараксессуары

Коклюшечное кружево

вязание

Особое место в русском кружевоплетении занимает получившее в нашей стране широкое распространение коклюшечное кружевоплетение. Кто же не видел чудесные ажурные кружевные шали, выполненные в этой технике? Русское кружевоплетение на коклюшках было воспринято из Европы в 17 веке, получило большое развитие и стало истинным национальным видом декоративно-прикладного творчества. Этот вид ручного кружевоплетения осуществляют с помощью специальных коклюшек. Коклюшки – это выточенные деревянные палочки.

салфетка

При кружевоплетении мастерица перекидывает коклюшки с одной руки в другую, переплетая нити в соответствии с задуманным узором, который заранее наносят на кусок очень плотной бумаги (сколок) в виде точек, наколотых иголками. Сколок прикрепляют к валику, который кладут на деревянные пяльцы. При кружевном плетении также широко используются булавки, которые втыкают в дырочки на сколке. Булавки являются временным креплением ниток в установленных местах узора.

воротничок

И, наконец, кружево, выполненное крючком. Конечно, формально это не кружево, а его имитация.

колье

Но разве это имеет значение, особенно в свете того, что возможности вязания крючком практически безграничны: мастерицы вяжут как простые элементы, такие как кайма скатерти, так и полноценные наряды, такие как, например, это шикарное пальто в технике ирландского кружева:

колье из бисера

Так что мастерицы и мастера, выбираем технику себе по вкусу, вооружаемся коклюшками, челноками и крючками и – вперед, творить ажурную кружевную красоту!

Спасибо за внимание!

www.livemaster.ru

Кружева своими руками: схемы с фото прилагаются

Мало на свете рукодельных искусств, готовых соперничать с кружевоплетением красотой, изысканностью и одновременно сложностью изготовления. Кружева притягивают взгляд своим оригинальным видом, легкостью и воздушностью. Еще в старинные времена, люди всячески украшали одежду, изготавливали кружевные воротнички, манжеты, белье. Кружево хорошо сочетается с разнообразными стилями одежды, гармонично дополняя многие образы. А кружевные украшения стали неотъемлемым аксессуаром романтического, винтажного и вечернего наряда. Поэтому, многих волнует вопрос, а можно ли создать такую красоту, как кружева, своими руками? Вопрос не простой, хотя бы потому, что способов изготовления кружев довольно много. Практически все они требуют усидчивости, терпения, а также элементарных навыков в таких видах рукоделия, как вышивка, вязание спицами и крючком, шитье, макраме и кружевоплетение. Каждый способ по-своему красив, сложен, и интересен. И если вы готовы тренироваться, и упорно осваивать это ремесло, то обязательно сможете осуществить свою мечту - начать делать кружева своими руками.

А данная статья поможет вам сделать первые шаги в этом искусстве.

Немного о кружеве

Перед тем, как ознакомиться со способами изготовления кружев,  нужно сначала выяснить, что означает само это слово и провести краткую их классификацию. Одни, под кружевом понимают длинные ажурные ленты, изготовленные на фабрике, другие – неправильной формы детали, фигурки, которыми украшаются бижутерия и сувениры. Третьи, понимают под кружевом полупрозрачное полотно, ткань. Дело в том, что всё вышеперечисленное имеет право называться этим термином. Кружево – это текстильное изделие, без тканой основы, в котором орнаментальное, ажурное оформление, образуется за счет переплетения нитей. Они изготавливают из хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых, золотых и серебряных нитей.

Видов кружев много, и они различаются способом изготовления и применения материала, а также по географическому принципу. Могут плестись и вручную, и на машинных станках. Изготовленные машинным способом кружева, бывают с ровным прямым краем (их используют для соединения тканей), и с ажурным волнистым, зубчатым краем, которые предназначены для оформления кромок изделия. Машинные кружева можно с успехом применять  для украшения одежды и текстильных предметов. 

Кружева, сделанные вручную, могут представлять собой, как полотна кружевной ткани, так и готовые изделия самой разнообразной формы, начиная от кофточек и салфеток и заканчивая сережками и другими украшениями. Ручные кружева бывают исполненные на основе ткани (шитье, вышивка) и без основы (плетение).

Способы плетения и изготовления кружев

По технике исполнения, кружева разделяют на несколько видов.

  • Плетеное кружево
  • Шитое кружево
  • Вязаное кружево
  • Узелковое кружево
  • Ленточное кружево

А теперь, давайте познакомимся с каждой техникой отдельно.

К плетеному кружеву относят самый традиционный и знаменитый способ изготовления подобных изделий. Это коклюшечное или бобинное кружево.

Плетут, используя тугую подушку, на которую с помощью булавок наносится по схеме рисунок, а затем он оплетается множеством нитей, концы которых намотаны на деревянные палочки – коклюшки.

К шитому кружеву относят изысканные игольчатые кружева, некоторые виды вышивки и выполнение изделий с помощью швейной машинки. Игольчатое кружево самое эластичное и сложное из всех разновидностей. Обычно рукодельницы выполняют основу кружев более толстой ниткой, а потом, на следующем этапе заполняют контур узора тонкими нитями, с помощью разнообразных стежков.

Если вы хорошо шьете на машинке, и у вас есть на устройстве декоративные строчки, попробуйте создать кружевные ленты, нашивая строчки плотно друг к другу.

Вязанное кружево можно связать крючком, спицами или на вилке (металлический инструмент в виде буквы U). Вязание крючком – это цепная техника. На основную цепочку вплетаются другие петли, и постепенно формируется ажурное полотно. Фрагменты вязания возможно выполнять с помощью одной нити, без отрыва. Петли могут быть из нескольких нитей, и при их использовании получаются более плотные и более свободные участки, в результате чего возникает эффект кружева. Знаменитейшее кружево, связанное крючком – это ирландское кружево.

Также можно связать кружевные изделия спицами и на вилке.

К узелковым кружевам относят такие виды рукоделия, как: макраме, филе, фриволите.

В основу этих ремесел, легло старинное занятие рыболовством, а точнее, плетение сетей. При работе нити переплетаются между собой, образуя узелки, завязки. Для красоты, к нитям добавляют бисер, камни, жемчуг. В домашних условиях можно сделать украшение с бусинами, нанизывая их на нитку, или оплетая в процессе изготовления.

Ленточное кружево представляет собой интересную технику, с помощью которой можно достаточно быстро создавать готовые изделия. В ее основе используется тесьма или лента, которая вплетается в рисунок, а затем элементы соединяются игольчатым кружевом.

Чуть ниже, вы можете найти схемы для изготовления кружева с помощью коклюшек:

А это схемы для вышивки на ткани:

Кружева своими руками

Видео-подборка

Для того чтобы начать осваивать такое искусство как кружевоплетение, вам может пригодиться следующая подборка видео материалов. Изучайте и учитесь этому редкому виду творчества!!

sdelala-sama.ru

Русское кружево на коклюшках

В этой статье я расскажу о русском кружеве –  немного истории о том, какие материалы использовали при плетении кружева, о технике и способах плетения кружева.

Кружево – это уникальное явление в народном творчестве.  Слово «кружево» имеет два разных употребления.

Фото девушки в наряде из кружева

В одних случаях кружево воспринимают в качестве различных отделок в виде каймы по низу одежды и рукавах, а в других, как ажурное изделие –  самостоятельный вид украшения одежды или предметов.

Существует много видов кружев и способов их плетения. В этой статье мы уделим внимание кружеву, сплетенному при помощи коклюшек.

Из истории кружева

Считается, что русское кружево появилось в XVII в. В то время использовали кружево, плетенное из золотных и серебряных ниток. Ценился больше сам материал – блестящая дорогая нить, а не работа мастериц. Признаком роскоши и богатства было  использование такого кружева в качестве отделки,  и применяли его для украшения парадной царской, церковной, боярской одежды, предметов светского и церковного обихода. Кружево плели также  и из тонкого золотного шнурка, который формировал рельефность изделия, придавал ему более пышный и праздничный вид.

Золотное кружево

В XVIII в. получило распространение нитяное кружево, его использовали в украшении мужского и женского костюма нового западноевропейского покроя, в оформлении интерьера. Появилось кружево  из шелковых и металлических нитей; из смешанных нитей кружево выглядело  изящнее и изысканнее за счет своей цветовой гаммы. Постепенно  золотную нить стали применять все реже, ее использовали как отдельную деталь узора.

Русское кружево 19 век

В конце XVIII – начале XIX вв. появились крепостные мануфактуры по производству кружев. Одним из наиболее популярных видов кружева в то время были блонды – кружево, плетенное из белого шелка; оно ценилось очень высоко.

Нитяное кружево во второй половине XVIII, особенно в XIX вв. применялось в быту горожан – мещан и купцов, а  крестьяне  украшали им свадебные простыни, полотенца, подзоры и одежду. В это время кружевоплетение становится промыслом.  Кружево выплетали из суровых или белых льняных, хлопчатобумажных ниток, редко применяли цветной шелк. Чтобы подчеркнуть узор, оттенить его на прозрачном фоне, применяли рельефную или цветную контурную нить – скань – или же обводили отдельные детали узора плотной нитью – белью.

Русское кружево 19-20 вв.

В России в  XIX в. насчитывалось 12 центров кружевоплетения, в каждом центре создавали свои, отличные от других рисунки.

В конце  XIX — начале  XX вв. особенно модными были готовые изделия из русского кружева: дамские пальто, платья, шарфы, предметы интерьера – накидки для подушек, покрывала, салфетки. В этих образцах сочетались разные приемы кружевоплетения. Иногда местные особенности утрачивались, а порой становились достоянием других кружевных центров. Мастерицы пользовались готовыми сколками, создававшимися под влиянием городской моды. Узор на них имел эклектический характер. Часто, чтобы ускорить процесс изготовления изделий, кружевницы использовали в плетении толстые нитки, делая кружево более толстым и редким.

Старинные кружева

Техника плетения кружева

Процесс плетения кружева происходит следующим образом. Выплетают кружево коклюшками (это деревянные палочки с «шейкой», на которую наматывается пряжа). Нити наматываются попарно, образуя основную единицу техники кружевоплетения – пару коклюшек. Плетение происходит путем перекладывания и перекрещивания коклюшек с нитями согласно рисунку. Сложность кружевного узора зависит от числа пар: иногда требуются сотни пар.

Подушка в виде валика, которая туго набита сеном, соломой или опилками, служит для закрепления рисунка или самого кружева по мере его изготовления. Для удобства работы подушку кладут на раздвижную подставку.

Подушка для вязания кружев коклюшками

Для закрепления работы на подушке используют булавки. Толщина булавок должна соответствовать толщине нити. Вокруг булавок закрепляются кромки. В XIX в. в деревнях, где кружева плели в основном из толстой домашней пряжи, вместо булавок использовали шипы различных растений, а сейчас – своеобразные заостренные деревянные «булавки».

Сколок – это технический рисунок кружева. Он наносится на плотную и достаточно эластичную бумагу в виде точек, которыми обозначены места, куда должны втыкаться булавки. В начале сколка узор прорисован. Далее плетение руководствуется одними точками, или наколами, как их еще называют. Тамбурный или вязальный крючок служит для сцепления деталей узора в одном из способов плетения – сцепном.

Старинное свадебное платье с кружевами

Способы плетения кружева

Их всего три: численный, многопарный и сцепной, но был разработан еще один – парносцепной.

Самый простой – численный способ, основан на счете нитей, выполняется без предварительного рисунка путем повторения движения коклюшек по памяти. Этот способ использует несколько пар коклюшек, фон и узор в нем выплетаются одновременно. Численное кружево изготовлялось повсеместно, но этот способ плетения  был практически утерян.

Многопарный способ плетения самый сложный. Этот способ применяет наибольшее число коклюшек, о чем свидетельствует само название. Иногда оно доходит до восьмисот пар! Это плетение производится постепенно, от кромки к кромке. Одновременно выполняют, строго следуя точкам сколка, фон и фигуры узора.

Вологодское кружево

Сцепное кружево выполняется тоже по сколку, но коклюшек при плетении используется меньше, чем в многопарном – от шести до десяти пар. Основным узором служит непрерывная полоса – полотнянка, имеющая вид ленты или тесьмы. Полотнянка своими изгибами рисует основные формы орнамента. На поворотах она сцепляется с помощью вязального крючка особым приемом, называемым сцеп. Отсюда и название кружева. Небольшие расстояния в узоре между полотнянками заполнены мелкими связками – сцепами, большие – фоновой решеткой из шнурочков-плетешков.

Основные элементы плетения

Их всего четыре: плетешок, полотнянка, сетка и насновка. Из них может быть составлен любой кружевной узор. Используются они порознь, соединяются вместе или вводятся частично. Фактура изделия зависит от преобладания того или иного элемента.

Плетешок имеет вид ровного шнурочка. Петлями плетешка окаймляют зубцы, им заполняют в виде розетки серединки цветочных мотивов.

Полотнянка напоминает полотняное переплетение нитей, поэтому ее так и называют. Полотнянка может служить самостоятельным скромным узором или сопровождать крупные, ей образуют главные части кружевного узора.

Коклюшки и схема плетения

Сетка представляет собой сквозное плетение с косым направлением нитей.

Насновка – это маленький, плотно сплетенный овал с заостренными концами.

Обогащает плетение скань. Это прием введения в полотнянку более толстой или цветной нити, часто из другого материала, используется для придания рисунку четкости или для усиления рельефа.

Фоном кружевного узора служит решетка. Решетки бывают плетешковые, плетешковые с насновками, решетки в перевив и другие.

Плетется кружево из самых различных материалов: льняной, шелковой, хлопчатобумажной пряжи, пряденого и волоченого металла, бити (площеной проволоки) и даже соломы.

Настоящее ручное кружево ценится всегда и ко многому обязывает художника-модельера, который его использует.

 А напоследок посмотрите видео, как плетутся кружева при помощи коклюшек.

 

По материалам журнала ЛЕНА Рукоделие № 7/2002 г

 

 

 

Еще интересные статьи:

http://krasavitca-i-umnitca.ru/russkoe-kruzhevo/Русское кружево на коклюшках2016-08-12T13:36:36+00:00adminИдеи для рукоделиярукоделие,творчествоВ этой статье я расскажу о русском кружеве –  немного истории о том, какие материалы использовали при плетении кружева, о технике и способах плетения кружева. Кружево – это уникальное явление в народном творчестве.  Слово «кружево» имеет два разных употребления. В одних случаях кружево воспринимают в качестве различных отделок в виде каймы...admin [email protected]Красавица и умница

krasavitca-i-umnitca.ru

кружевное плетение, 4 буквы, 1-я буква А, сканворд

кружевное плетение

Альтернативные описания

• тонкая кружевная ткань

• плетение из тонких металлических нитей в ювелирном деле

• бухгалтерское алиби

• в бухгалтерии: ведение дел, при котором каждая операция регестрируется немедленно после ее совершения

• ведение бухгалтерского учета, когда все учетные записи делаются в день совершения хозяйственных операций

• дела хороши

• полный порядок

• принцип «не откладывай на завтра» в бухгалтерском деле

• резной орнамент

• узор в литье

• плетеный орнамент

• узорная строчка

• сквозной резной или плетеный орнамент

• порядок в бухгалтерии

• вид бухучета

• состояние бухгалтерского учета, когда все записи делаются в день совершения операций

• способ ведения бухгалтерского учета

• тонкая, искусная работа

• узор, тонкая кружевная ткань

• бухгалтерский тип-топ

• вид вышивки

• вид ведения бухучета

• узорное вязание

• о'кей у бухгалтера

• узорная вышивка

• полный тип-топ

• «по сей день» по-французски

• род вышивки

• порядок у бухгалтера

• «бухгалтерская» ткань

• состояние бухгалтерского учета

• сквозное вязание

• бухгалтерский термин

• узорная вязка или бухгалтерский термин

• бухгалтерское кружево

• «все путем» у бухгалтера

• «узорчатый» порядок

• порядок (разг.)

• сквозная ткань

• вышивка

• узорная вязка

• узор

• «кружевная» работа бухгалтера

• искусное плетение

• «кружевной» термин в бухгалтерии

• красивый вязаный узор

• узор в дырочку

• тип-топ в бухучете

• порядок в счетах

• рисунок на кружеве

• вид вязания

• род вязания

• узор видимый насквозь

• дырявость чулочков

• полупрозрачный узор

• Тонкое кружевное плетенье, вязанье

• В бухгалтерии: ведение дел, при котором каждая операция регестрируется немедленно после ее совершения

• Полный порядок в бухгалтерском учете

• Состояние бехгалтерского счета

• Способ ведения бухгалтерского учета

• Узор, ажурная вышивка

• Тонкая кружевная ткань

• "Бухгалтерская" ткань

• "Все путем" у бухгалтера

• "Кружевная" работа бухгалтера

• "Кружевной" термин в бухгалтерии

• "По сей день" по-французски

• "Узорчатый" порядок

• бухгалтерское "кружево"

• вязаный узор

• принцип "не откладывай на завтра" в бухгалтерском деле

• франц. прилаг. несклон. ажурный, ажуровый, со сквозниною, сквозничный, прорезной, дырчатый; о золотой, серебр. работе: сквозной и узорочный, решеточкою, узорочными ячейками; об оправе, посадке камней: сквозной оправы, ободком, обручиком, обечайкою, не коробочкою и без подкладки, без блесны. м. первая буква, см. Церк. и стар. первое лицо, я; в беседе говорят шутя. Аз грешный. Аз, да увяз, да не выдрахся. Аз, да всему горазд. Аз пью квас; а увижу пиво, не пройду его мимо. Аз не без глаз, по (про) себя вижу. последнее слово в азбуке (ответ: да аз первое)

• узорная вязка или бухгалт. термин

• "кружево" в бухучете

• Виртуозное ведение бухгалтерии

• состояние бухгалтерского учёта

scanwordhelper.ru

Русские кружева

Плести кружева нелегко, это занятие очень кропотливое. Но при всей сложности плетеных узоров научиться делать кружева может каждый — вы убедитесь в этом, если захотите. 

РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕВО — вид русского народного искусства, имеющий многовековую историю. В 12 веке мастерицы кружевоплетения в России создали самобытное направление, вошедшее в историю культуры под названием «русское кружево».  Слово «кружево» впервые появляется в летописи XIII века.

Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное). В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления — коклюшки.

Кружево — декоративные элементы из ткани и ниток. Общим признаком всех видов кружева являются дыры - просветы - разных диаметров между нитками, которые и образуют узор. Кружево используется в оформлении одежды, а также в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, тюлей, покрывал. Оно используется также для украшения женского нижнего белья.

Что нам понадобится:

ПОДУШКА. Сшейте из плотной ткани нижнюю наволочку и набейте опилками, чтобы получился ровный валик. Верхнюю наволочку придется почаще менять, так как изготовление кружев требует исключительной чистоты. Подушку с начатым кружевом вы потом будете накрывать белой салфеткой. Подушка кладется на деревянную подставку высотой около 75 см.

КОКЛЮШКИ — это деревянные палочки, утонченные в шейке. Длина коклюшки 170 мм, шейки — 40 мм, диаметр коклюшки — 10 мм, шейки — 5—6 мм. Нитки и можете брать хлопчатобумажные с № 10 до 80, в зависимости от назначения, размера и плотности изделия. Нитку наматывают на две коклюшки — сначала на одну, затем, не отрывая, на другую. Закрепляют нитку на коклюшке петелькой так, чтобы во время работы нитка свободно сходила с коклюшки. Коклюшки без заусенцев — залог комфортного плетения.

СКОЛОК — рабочий рисунок. Делается он на плотной бумаге или картоне голубого или зеленого цвета. Основа рисунка — точки, куда нужно будет вколоть булавки. Точки соединены тонкими линиями, нанесенными тушью: они показывают расположение нитей. Если узор повторяется, в сколке достаточно показать его линиями один раз, а остальной участок сколка обозначить только точками для булавок.

Булавки желательны латунные, но подойдут и обычные. Техника плетения кружев заключается в основном в переборе и перекладывании в определенном порядке коклюшек с намотанными на них нитками. Коклюшки берите за середину нижней части, не касаясь пальцами ниток, и навешивайте парами на булавки, с которых начинается плетение. Плетите одновременно двумя парами коклюшек — одна пара в правой руке, другая — в левой.

Простейшие операции — перевив и заплет.

ПЕРЕВИТЬ — значит коклюшки в одной руке поменять местами с помощью большого пальца той же руки. В зависимости от рисунка перевив делают до трех раз. 

СПЛЕСТИ — внутреннюю коклюшку правой руки подложить под внутреннюю коклюшку левой руки (ползаплета), затем повторить это переплетение с наружными коклюшками (полный заплет). Основные элементы кружева — плетешок, полотнянка, насновка, сетка.

ПЛЕТЕШОК выполняется двумя парами коклюшек и часто украшается отвивными петельками. Отвивную петельку можно сделать парой коклюшек с помощью булавки. Булавку пропускают под крайнюю нитку, захватывают ею вторую нитку и вытягивают петлю. Затем ставят булавку в точку накола, после чего коклюшки осторожно утягивают и продолжают плести дальше.

ПОЛОТНЯНКА выполняется несколькими парами коклюшек. Принцип переплетения ниток в ней тот же, что и в ткани полотняного переплетения — отсюда и название. Пары, идущие вдоль рисунка, называются долевыми, а пара, переплетающая их, — ходовой. После сплетения ходовой пары с крайней долевой ставят булавку, ходовую пару огибают вокруг булавки и перевивают два раза. Затем снова переплетают ходовую пару последовательно со всеми долевыми в обратном направлении.

НАСНОВКИ — овальные или прямоугольные элементы кружева. Плетутся они очень плотно. Выплетают насновки двумя парами коклюшек, навешенными на одну булавку. Из четырех ниток три продольные служат основой, а четвертая переплетает их. Последовательность плетения овальной насновки показана на рисунке. Чтобы получить правильную форму насновки, в начале и конце плетения разводите крайние коклюшки на малый угол, а в середине — побольше. Нитки нужно держать натянутыми, особенно крайние, а ходовую утягивать осторожно, чтобы она ложилась свободно, создавая необходимую плотность.

СЕТКА — более прозрачное плетение, чем полотнянка, хотя выполняется она по тому же принципу. Нитки в сетке располагаются по двум диагоналям, пересекаясь по горизонтали одной из коклюшек ходовой пары, которая последовательно сплетается в ползаплета с перевитыми долевыми парами и только с обеими крайними — в полный заплет. Набив немного руку на основных элементах, можно переходить к плетению кружеве, которое будет сочетать в различных вариантах эти элементы. Начнем с так называемого парного кружева. Обычно оно состоит из кромки, основного узора и фестона. Кромку, как и полотнянку, выплетают из нескольких долевых пар и одной ходовой. Варианты кромки отличаются друг от друга главным образом количеством долевых пар, перевивов и переплетений.

Основной узор расположен в центральной части кружева и состоит из различных геометрических фигур — квадратов, треугольников, ромбов. Заполняются эти фигуры в основном описанными нами элементами — плетешком, полотнянкой, насновкой, сеткой. Фестон — нижняя зубчатая кайма кружева. В ажурном кружеве фестон может состоять из одних плетешков. Может быть фестон и в виде непрерывной извитой ленты из сетки или полотнянки, оканчивающейся округлыми зубцами. Можно выплести фестон из зубцов, соприкасающихся в одной точке.

При плетении парного кружева количество пар коклюшек от начала и до конца не меняется. Булавки, закрепляющие сплетение двух пар нитей, ставятся точно и прямо в точку накола. Наклонное положение булавок может исказить узор. Подушка находится на подставке все время в горизонтальном положении. Для начала попробуйте сплести плетешковое кружево пико, которое выполняется восемью парами коклюшек. Оно состоит из кромки с тремя долевыми парами и одной ходовой и простейшего фестона из четырех пар, которые образуют два ряда плетешков, пересекающих Друг друга. Для этого кружева можно взять нитки № 40.

Кромка выплетается одновременно с фестоном. Плетешки внутреннего ряда фестона сплетаются с ходовой парой кромки через одну точку накола в полный заплет. Таким же образом сплетаются с внутренними плетешками плетешки наружного ряда фестона. Плетешки дополняются отвивными петельками. Таким кружевом можно украсить, например, воротничок и манжеты школьного платья.

Овладев парной техникой плетения кружев, вы можете попробовать свои силы в сцепной технике. Но сцепная техника достаточно сложна, и заниматься ею нужно очень серьезно.

В полной мере овладеть сцепной техникой сможет, наверное, только тот, кто изберет кружевное дело своей профессией.

Фламандское и русское кружево

Во фламандских провинциях Бельгии распространены две основные техники кружевоплетения. Шитое иголкой кружево (одна из техник) до сих пор производится в Аалсте, Бельгия. Это кружево называют «брюссельским», так как продается оно в основном в Брюсселе. Кружево второго типа, бобинное кружево, производят в Брюгге (т. н. «брюггское кружево»). Производство брюггского кружева обходится слишком дорого, поэтому брюггское кружево больше не делают в коммерческих целях, а вяжут только на заказ.

Традиционное русское кружево отличается от фламандского не только внешним видом, но и технологией изготовления.  На Руси издревле кружево создавалось двумя различными по технологии способами, а именно парным и сцепным способом. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, «подушка» и подставка, — для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее отрисованному рисунку — сколку. В России до сих пор есть несколько действующих кружевных центров, из них самые известные — Вологодский, Елецкий, Вятский (Кировский), Михайловский, Белевский, Кадомский вениз. Отдельные мастерицы сохранили производство кружева в бывших промысловых центрах — Балахне и Кирише. Кружева каждой местности отличаются друг от друга стилистикой рисунка и различным сочетанием элементов кружева — плетешков, насновок, паучков, полотнянок разных видов.

По технике исполнения кружево бывает:

  • на коклюшках/плетеное
  • фриволите/плетеное челноком
  • игольное/шитое
  • хардангер/шитое
  • макраме/узелковое
  • на спицах/вязаное
  • крючком/вязаное

www.hnh.ru

Виды кружева — многообразие кружевных узоров и их особенности

Нежное, воздушное, с чарующим узором... Всё это о кружеве. Наверное, не найдётся девушки, которую бы не привлекало кружево. Благодаря многообразию видов и расцветок, а также сочетаемости практически со всеми стилями, каждый найдёт в нём что-то для себя. Несмотря на то, что кружево прочно ассоциируется с нежностью (поэтому его так часто используют для создания образа невесты), с его помощью можно создать драматический или готический образ или же передать страсть или загадочность. Также кружева актуальны для предметов интерьера и создания вещей в стиле винтаж.

Кружева широко используются для создания одежды, аксессуаров и отдельных элементов (например, воротники, манжеты и т.п.), нижнего белья, в качестве декора для украшения одежды, для создания и украшения предметов интерьера (постельного белья, тюлей, скатертей, подушек, салфеток и т.п.), а также в рукоделии. Их можно применять везде, но делятся они на виды не по сферам применения, а по типу изготовления и по географическому принципу.

По типу изготовления кружева можно разделить на:

  • рукодельное;
  • машинное.

В свою очередь рукодельное кружево делится на виды по технике исполнения или по месту производства.

Различают следующие виды кружева по технике исполнения:

  1. Вязаное — на спицах или крючком.
  2. Узелковое — макраме и фриволите (плетёное челноком).
  3. Плетёное — на коклюшках.
  4. Шитое — игольное и хардангер.
  5. Ленточное.

Кружево, где плетение выполнено крючком, делится по типу инструмента:

1. Короткий крючок:

  • обычное/немецкое
  • гипюр (венецианское)
  • брюггское
  • филе (или филейное)
  • ирландское
  • Ретичелла
  • на вилке

2. Длинный крючок:

  • викторианское
  • афганское
  • тунисское

Кружева по технике исполнения

Коклюшечное кружево

Кружева, сплетённые с помощью коклюшек, — самые привычные для нас, и именно их мы считаем традиционными. Наверное, многие видели их в качестве украшения дома, особенно у старшего поколения.

На Руси коклюшечное кружево плетут с 13 века, а временем появления в Европе принято считать 16 век, где именно в это время появились металлические булавки, на которых строился технологический процесс: булавки втыкаются вдоль линии рисунка, нанесённого на бумагу, и обматываются нитями с коклюшек, создавая узор. Новым пиком расцвета со времени появления коклюшечного кружева считается 18 век — техника плетения намного усложнилась, и в состав кружева начали вводить цветные нити из шёлка. В России кружево получило массовое распространение во времена правления Петра I, когда в моду начал входить европейский стиль в одежде. Наши рукодельницы переняли европейскую технику плетения, а в популярные тогда узоры внесли народные мотивы. Разнообразие узоров стало огромно: в каждой местности, где плели кружева, были свои особенности плетения узора, и каждое кружево имело свой характерный стиль. В связи с этим коклюшечное кружево стали делить на виды по местности изготовления: московское, рязанское, елецкое, вологодское, вятское и другие.

Ещё одной характерной особенностью коклюшечного кружева является сложность его исполнения: для плетения сложных узоров может использоваться до 1200 коклюшек. Именно поэтому оно не было распространено в качестве досуга у рукодельниц, а делали его исключительно на продажу.

Макраме

Макраме относится к узелковому виду. В переводе означает: с арабского — «тесьма, кружево», с турецкого — «шарф» или «салфетка». Считается, что макраме появилось в 9 веке до н.э. Именно в это время начали появляться изделия из узелков. Плели, как правило, моряки во время путешествий, создавая талисманы, кулоны и обереги для себя или в дар.

Изделия в технике макраме отличаются прочностью и долговечностью, а также не обделены красотой и оригинальностью. Благодаря этим свойствам оно стало популярным среди всех слоев населения и существует до сих пор.

Фриволите

Фриволите — это узелковое кружево, которое плетётся с помощью челноков или иглы. Одноимённое название имеет и техника исполнения. Этот вид кружева пришёл из Франции, а само слово означает «раскованный», «непринуждённый». Также фриволите было известно на Востоке, но под другим названием — «макук», т.е. «челнок» — инструмент, которым плели рыболовные сети.

Широко распространено среди рукодельниц фриволите было в 18 веке. Сейчас эта техника вновь набирает популярность, особенно для изготовления украшений.

Игольное кружево

Игольное кружево — самое эластичное из всех видов. Создают его с помощью иглы и нити. Для того чтобы получить тончайшее кружево необходимо потратить времени намного больше, чем для плетения других видов. Классический узор — розы и некоторые другие виды цветов.

Изготовление игольного кружева проходит в несколько этапов. Сначала продумывается узор и создаётся рисунок на бумаге, укреплённой тканью. Далее толстой нитью вышивается контур, после завершения происходит заполнение контура тонкой нитью различными стежками. Как правило, вышивается один мотив — цветок. Если изделие крупное, то мотивы сшиваются очень тонкой нитью в единое целое так, что место крепления и нить не сможет различить никто, кроме мастера.

Хардангер

Хардангер — старинный вид строчевого вышитого кружева. Появился он в Норвегии в 17 веке. Название пошло от одноимённого фьорда, где местные жители украшали вышивкой свою одежду. Для стиля хардангер характерны рельефные швы и прорези. Выполняются швы льняными нитками, в качестве основы обычно выступает тонкое льняное полотно. Сейчас такой вышивкой украшают не только одежду, но и домашний текстиль.

Ленточное кружево

Ленточное кружево называют по-разному: «ренессанс», меццо пунто, брюссельское кружево. Для его создания используется лента или тесьма, которая вплетается в узор, а затем украшается коклюшечным или игольным кружевом. Это один из самых быстрых способов создать кружевное полотно. Ленточное кружево может быть выполнено как вручную, так и машинным методом. Машинный способ сейчас применяется чаще всего, т.к. это значительно ускоряет процесс изготовления, но ленты, сшитые на машинке, имеют более острые и выраженные изгибы, а само кружево после стирки может потерять ровную поверхность.

Белая гладь

Видов белой глади много, но методов её исполнения все три:

  • классическая белая гладь,
  • ажур,
  • ришелье.

Классическая белая гладь вышивается стежками различной глубины, что создаёт более тёмные и светлые оттенки. Основой обычно выступает тонкая ткань — тонкий лён, муслин, батист, органди, а также сетка. К типичным видам глади можно отнести дрезденское кружево, ирландский Каррикмакросс, шотландский айршир и цветочные вариации индийских узоров.

Ажурное кружево создают с помощью вытягивания нитей. Сюда можно отнести норвежский хардангер.

Техника «Ришелье» представляет собой вырезание узоров на ткани-основе и последующую обработку краёв получившегося рисунка. Из самых распространённых видов ришелье — итальянская ретичелла.

Филейное кружево (Филе)

Основой филейного кружева служит сетка. Ячейки сетки могут иметь форму квадратов (прямое филе) либо ромбов (косое филе). Для плетения используются челноки. Этот вид кружева разделяют на две группы — простое филе и филе-гипюр.

Ирландское кружево

Главная ценность и особенность ирландского кружева — это полностью ручная эксклюзивная работа. В отличие от обычного вязания крючком ирландская техника предполагает вязание мотивов (цветов, листьев и т.д.) по-отдельности, а затем соединение их с помощью сетки. Благодаря этому в изготовлении одной вещи может быть задействовано сразу несколько человек. Именно поэтому раньше ирландское кружево было чисто семейным занятием, а секреты плетения и узоры передавались из поколения в поколения.

Гипюр (венецианское кружево)

Гипюр (франц. guipure от guiper — "оплетать", лат. gerrae — "плетение") — кружевное полотно, состоящее из элементов, плетёных с помощью коклюшек или шитых иглой, которые скреплены между собой нитями. Традиционный рисунок на гипюре — цветы и побеги с листьями на сетчатом полотне. Родиной гипюра принято считать Италию, особенно своими изделиями славилась Венеция. Вышивать в этой технике начали в 16 веке, тогда и сформировался характерный для венецианского гипюра рисунок. В 17 веке появился рельефный гипюр. Для него характерны выступающий петельный шов по краю орнамента и крупный рисунок с большими цветами и завитками, а также изображение лилий и плодов граната. Вклад в развитие гипюра внесла также Франция. Здесь, в г.Алансон, стали производить гипюр с особо мелким рисунком. Алансонский гипюр с мелкими цветками и листьями, которые соединяются маленькими зубчиками, стали называть «пико» (франц. pico — "маленький"). Гипюр, благодаря своей красоте и изысканному рисунком, быстро приобрел популярность по всему миру.

Кружево, плетёное на вилке

Для создания такого кружева используют крючок и специальную вилку для вязания (похожа на шпильку для волос). Техника плетения на вилке простая, но богата различными возможностями, что позволяет реализовать самые необычные творческие идеи.

xn--b1agjdzfh7a3a.xn--p1ai