Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой нанесен рисунок. Печатный оттиск рельефного рисунка на бумаге


Печатный оттиск рельефного рисунка 7 букв

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Выгравированный рисунок

Ответ: Гравюра

Вопрос: Изображение (картины, рисунка), полученное путем оттиска с клише, приготовленного гравером

Ответ: Гравюра

Вопрос: Вид изобразительного искусства

Ответ: Гравюра

Вопрос: До Алоиса Зенефельда это делали резцом или иглой на дереве или на кости. А благ. ря Алоису это с 1796 г. делают жирным карандашом на известняке, который затем обрабатывается кислотой. Так что же это

Ответ: Гравюра

Вопрос: Оттиск рельефного рисунка

Ответ: Гравюра

Вопрос: Оттиск с клише, изготовленного путем гравирования

Ответ: Гравюра

Вопрос: Пластина с рельефным изображением

Ответ: Гравюра

Вопрос: Приемы гравирования на поверхности специальной пластины с последующим печатанием рельефного или углубленного рисунка

Ответ: Гравюра

Вопрос: Вид графики, офорт

Ответ: Гравюра

Вопрос: Изображение- оттиск с клише

Ответ: Гравюра

Вопрос: Вид графического искусства, составная часть такого понятия как эстамп, подразумевающего создание разными способами оттисков с печатных форм. «Доски»

Ответ: Гравюра

Вопрос: Вырезанный рисунок

Ответ: Гравюра

Вопрос: Печатный оттиск рельефного рисунка

Ответ: Гравюра

Вопрос: Рисунок

Ответ: Гравюра

Вопрос: Ксилография

Ответ: Гравюра

Вопрос: Вырезанная картина

Ответ: Гравюра

Вопрос: Изображение - оттиск с клише

Ответ: Гравюра

Вопрос: Рисунок, воспроизведённый с клише

Ответ: Гравюра

Вопрос: Печатный оттиск на бумаге с пластины, на которой нанесён рисунок

Ответ: Гравюра

Вопрос: Изображение, полученное путём оттиска с клише

Ответ: Гравюра

wordparts.ru

как размножались изображения — Славянская культура

История художественной печати: как размножались изображения

    А вы знаете, как в прошлые века печатные издатели выпускали календари, рисунки, книги и репродукции картин огромными тиражами? Для этого они пользовались особой техникой гравирования, литографии и шелкографии. Давайте разберёмся, что это такое.

Гравюра

    С появлением в Европе бумаги и книгопечатания, люди задумались над тем, как избавить себя от необходимости рисовать в каждой книге одну и ту же иллюстрацию, один и тот же календарь или репродукцию картины. Проблема эта решилась быстро и просто: уже в 14-ом веке европейцы научились делать на бумаге грубые оттиски с деревянных досок. Но так как качество таких иллюстраций было неудовлетворительным, то художники и изобретатели не остановились на достигнутом. Совершенствуя технику оттисков, они создали новый вид художественного искусства – гравюру.

    Гравюра в переводе с французского языка означает «вырезать рельеф». Это искусство создания на бумаге оттисков с рельефной поверхности печатных матриц. Создание гравюрного изображения происходило в несколько этапов. Сначала художник рисовал на бумаге рисунок в зеркальном отображении. Затем копировальщик переносил его на идеально ровную поверхность печатной матрицы. Потом гравёр вырезал на ней по этому рисунку рельеф, углубляя те места, которые должны оставаться на бумаге белыми. И только после того, как была готова рельефная матрица, мастер делал оттиск на бумаге. Весь процесс занимал достаточно большое количество времени и требовал от коллектива художников и мастеров не только высокой квалификации, но и слаженной работы.

    Получавшиеся изображения назывались эстампами. Изготовить их можно было в любом количестве и даже в разном цветовом решении. По технике изготовления они делились на два вида: эстампы высокой печати (отпечаток на бумаге оставляли «высокие», то есть выпуклые части матрицы) и эстампы глубокой печати (краска вытекала на бумагу из углублений на поверхности матрицы). Самой распространённой, удобной и дешёвой техникой считалась высокая печать. Этой техникой даже сегодня пользуются некоторые издатели во всём мире.

    Раньше с помощью гравюрной техники создавались иллюстрации в книгах, учебниках и альбомах, политические листовки, рекламные проспекты, сатирические картинки, календари и другая печатная продукция. Тематика изображений была самой разнообразной: религиозная, политическая, познавательная, художественная, развлекательная. Тиражируемая гравюра расширяла кругозор и помогала получить образование простому народу – книжки и альбомы с гравюрами стоили достаточно недорого. А в то время, когда ещё не существовало фотографий, эти изображения были единственным способом узнать, как выглядит та или иная страна, животное, предмет или знаменитый человек.

    В зависимости от того, из какого материала изготовлена печатная матрица, выделяют несколько видов гравюр.

    Ксилография (гравюра на дереве). Дерево – самый первый материал, который стали использовать для создания гравюрных матриц. Мастера чаще всего работали с самшитом или пальмой, так как они обладают высокой прочностью, но при этом легко поддаются обработке. С деревянных матриц можно снять несколько сотен и даже тысяч копий.

     Офорт (гравюра на металле). В нём выделяют несколько техник гравирования: акватинта, меццо-тинто, сухая игла и другие. Все они изготовляются приблизительно одинаково: поверхность металлической пластины покрывают особым лаком, затем художник наносит на него линейный рисунок. После этого пластину обрабатывают азотной кислотой, и места, незащищённые лаком, разъедаются и углубляются. Для создания оттиска, в эти углубления заливают краску, а к матрице прижимают мокрую бумагу – получается эстамп.

    Линогравюра (гравюра на линолеуме) появилась в начале 20-го века, когда был изобретён линолеум. Этот материал быстро завоевал популярность у гравёров: он недорого стоит, прост в обработке, и позволяет создавать работы больших размеров.

    Создание гравюр являлось модным веянием в 15-19 веках. Многие художники, прославившиеся своими картинами, занимались также и гравюрами. Ими были Альбрехт Дюрер, Антонелло де Мессина, Рембрандт, Жан Батист Тьеполо и многие другие.

Литография

    Литографию иногда относят к одному из видов гравюры, но на самом деле она принципиально отличается от них всех. Оттиск получается не с рельефной, а с плоской печатной матрицы. К тому же её изготовляют не из дерева, железа или линолеума, а из известнякового камня.

    Как это работает? Очень просто: на матрице покрывают особым химическим веществом те участки, которые должны остаться на рисунке белыми. Покрытие не оставляет следов и отталкивает чернила, которые благополучно переходят на бумагу. Этот способ получения оттисков называется плоской печатью. Литография позволяет создавать цветные эстампы с большим количеством оттенков. Для этого мастер делает один оттиск с нескольких матриц, покрытых разными красками.

    В конце 19-го – начале 20-го веков литография имела огромную популярность в России. Самой крупной типографией было издательство Ивана Дмитриевича Сытина, выпускавшее книги и качественные цветные литографии просветительского характера. Сытин работал только с самыми лучшими художниками, чем и заслужил признание для своего издательства.

    В это же время в России появляются печатные иконы – бумажные литографированные изображения, наклеенные на доску. Визуально они были похожи на настоящие писаные иконы, но стоили копейки. Благодаря этому печатные иконы быстро заполонили рынок, и повергли иконопись в упадок.

Шелкография

    Её тоже определяют к гравюре, но это ошибочно. Шелкография – это печать через трафарет, представляющий собой мельчайшую сетку, на которой закрывают пробельные места особой плёнкой. Преимущество шелкографии перед гравюрой и литографией состоит в том, что изображение возможно напечатать не только на плоскую поверхность, но и на любую другую, на которую можно натянуть сетку. Кроме этого, современные мастера, используя технику шелкографии, наносят на изображение блёстки, например, на поздравительные открытки. Печать изображений и текстов через сетчатый трафарет была известна ещё в древнем Китае, а в Европе она была заново изобретена в начале 20-го века. 

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Обзор авторских техник получения оттиска. Часть 2

4 - 2009

Николай Дубина[email protected]

Продолжение. Начало см. в КомпьюАрт № 3’2009.

Рельефная (обронная) гравюра на металле

К обронным работам относятся все виды гравирования, при которых опускают, то есть выбирают, фон, а элементы изображения становятся выпуклыми.

Рельефная гравюра может создаваться как для последующего печатания, так и для тиснения или в качестве самостоятельного декоративного изделия.

Если рельефная гравюра делается для последующего оттиска способом высокой печати, то поверхность доски предварительно обрабатывается (зернится).

Материалы и инструменты используются те же, что и в резцовой гравюре.

Обронные работы при гравировании выполняются в следующей последовательности. Рисунок переводят на металл одним из известных способов. Затем его фиксируют, обводя гравировальной иглой. Шпицштихелем рисунок прорезают по контуру на глубину фона. Следующий этап работы — опускание фона, то есть выборка металла в пробельных местах на нужную глубину. Около закругленных линий рисунка металл выбирают боллштихелем, а в остальных участках — флахштихелем. Если металл слишком твердый, форму укрепляют в тисках и срезают металл с помощью зубильцев, имеющих сечения флахштихиля и боллштихеля. Углубленный фон аккуратно выравнивают плоским штихелем и приступают к проработке деталей рельефа боллштихелем, флахштихелем и другими резцами.

Конгревные работы

Конгревные работы бывают как верховые, так и «в нутро» и выполняются по стали и латуни. Иногда изготавливают штамп для печатания красками с одновременным тиснением и вырубкой изделия. Конгревные работы применяются в переплетном деле и для изготовления различных этикеток, упаковок и многих других изделий. Печатание производится на прессах или специальных машинах. Если штамп предназначен для одновременного печатания и вырубки (например, по контуру этикетки), то его выполняют из стали, так как для изготовления вырубающих элементов штампа, то есть ножей, латунь или медь оказываются слишком мягкими.

Конгревные работы производятся обычно теми же приемами, что обронные и рельефные. Как при любой обронной работе, заготовка покрывается белой или желтой акварельной краской, на которую переводят или воспроизводят на ней заданный рисунок, причем если при печатании одновременно требуется вырубка, то для этой цели размечают также контур ножей.

Конгревные работы могут состоять из нескольких видов гравирования (обронные, рельефные и многокрасочные работы), выполняемых последовательно. Последними изготавливаются ножи. Ножи гравируют, как обычную рамку в верховых работах. По высоте рамка делается вровень с общей высотой всей гравюры. С обеих сторон рамки производится выборка поля флахштихелем (или зубильцем). С внутренней стороны выборка поля (фона) делается под прямым углом, а наружная сторона спиливается на конус под углом 45° с последующей подправкой флахштихелем, благодаря чему верхняя часть ножа получается острой и при печатании обрубает рисунок по намеченным линиям. Высота элементов рисунка и ножей должна быть в одной плоскости. Для того чтобы при печатании одновременно производилась и вырубка, штамп устанавливают в машину и кладут напротив ножей на плоскости прижима специальные бумажные подкладки, обеспечивающие больший нажим на ножи и способствующие вырубанию.

Линогравюра

Линогравюра также относится к выпуклой гравюре. Используя линолеум, художник может создавать рисунок с эффектами, напоминающими продольную ксилографию. Для линогравюры характерна некоторая рыхлость и резкость, но она более монументальна — позволяет резать гравюры большого размера. Мягкая поверхность линолеума упрощает работу. Вырезанные на нем линии характеризуются четкостью.

Материал

Для линогравюры можно применять линолеум, ПВХ.

Линолеум — гибкий и послушный материал. Делают его из различных смол и красок, окисленного льняного масла (линоксина), молотой пробки, древесной или торфяной муки, нанесенных на плотный холст или джутовую ткань. Промышленность выпускает линолеум толщиной от 2,5 мм. Чем толще линолеум, тем он лучше подходит для гравирования. Наименьшая пригодная для работы толщина — 2,5-3,0 мм. Лучше использовать линолеум с гладкой поверхностью, не пересохший, но и не слишком мягкий, однотонный, без рисунка. Линолеум толщиной менее 2,5 мм практически непригоден для работы. Особенно ценится линолеум, снятый с полов в старых, идущих на слом зданиях (он хорошо высушен и отлично режется), но можно резать и на линолеуме, выпускаемом современной промышленностью.

Пластик (ПВХ) выпускается самых разных видов (этот материал не имеет матерчатой основы), пригодных для изготовления печатной формы. Им, как и линолеумом, покрывают полы. Пластик удобнее использовать для небольших, с множеством мелких деталей гравюр, он более однороден по составу, поэтому резец по нему идет легче. На твердых сортах такого пластика можно применять даже штихели для торцовой гравюры. ПВХ выпускается как в плитках, так и в рулонах.

Инструмент

При изготовлении линогравюры применяются нож, угловые и полукруглые стамески, косточка для притирки бумаги.

Краска

Для линогравюры подходят типографские или литографские краски. Для достижения нужной вязкости их можно разбавлять олифой или сиккативами.

Бумага

Для линогравюры применяется такая же бумага, как и для продольной гравюры.

Перевод рисунка

После полировки на линолеум нужно нанести рисунок, который художник хочет гравировать. Его можно выполнять прямо на линолеуме черной тушью. Те места в рисунке, где должны быть относительно тонкие линии, делаются пером, а места, где должны быть большие сплошные пятна, — кистью.

Рисунок хорошо переводится на линолеум следующим образом: поверхность линолеума слегка натирают воском и до блеска полируют суконкой, затем на линолеум накладывают карандашный рисунок, обращенный лицевой стороной вниз, и притирают его к линолеуму косточкой или просто ногтем. При этом карандашные линии рисунка достаточно четко переходят на навощенную поверхность линолеума.

Кроме того, рисунок на бумаге или кальке можно обвести по контуру литографским карандашом или литографской тушью, затем положить его на линолеум, только что протертый скипидаром, и притереть косточкой. Можно также перетиснуть рисунок на офортном станке или позолотном прессе.

Процесс гравирования

Вырезать пробельные места нужно тем глубже, чем дальше друг от друга отстоят на рисунке штрихи. Это необходимо для того, чтобы краска не попадала между штрихами и не пачкала при печати бумагу в прорезанных местах.

Кроме того, своеобразную фактуру дает так называемая пунктирная манера, когда тон передается путем выкрашивания из линолеума мелких частиц, напоминающих точки, пунктир. Чем крупнее частицы и чем они чаще вынуты, тем это место в гравюре будет светлее, и наоборот.

Работать следует над всей гравюрой сразу: выделяя белым цветом светлые места, постепенно идти в глубину зачерненной доски (линолеума). Пользуясь отношениями черного и белого, уточнять форму предметов и строить общий пространственный рельеф. Гравируя детали, надо все время представлять целое. Ранее при рассказе о ксилографии уже достаточно говорилось о необходимости беречь черное. Не следует, как это часто делают начинающие, сразу же обводить все предметы белым контуром одинаковой толщины. Это путает цветовые отношения и с самого начала разрушает цельность гравюры. Белый контур, так же как и черный, должен «звучать» везде по-разному в зависимости от формы, цвета и пространственного положения предмета.

Резьба по линолеуму имеет много общего с резьбой как по продольному, так и по торцевому распилу. Резец свободно движется в любом направлении, как при резьбе торцевой доски, но не позволяет делать очень тонкие и частые штрихи, приближая рисунок к обрезной гравюре. Линолеум не позволяет делать тоновую штриховку, но дает возможность управлять цветовой насыщенностью. Делая линогравюру, следует постоянно помнить об этих особенностях.

Печать линогравюры

Печатать линогравюру можно, притирая бумагу косточкой, как в случае с ксилографией, но если размер формы достаточно большой, то лучше воспользоваться станком или позолотным прессом. При печати на станке для линогравюр обычно делают папку из плотного картона, в которой уголками закрепляют форму и бумагу. Натиск можно регулировать, подкладывая картон или макулатуру.

При печати на офортном станке нужно помнить о том, что необходимо накладывать лист жести или прочного картона поверх формы с бумагой и макулатурой. Также надо следить, чтобы не было сильного натиска — от этого раздавливаются тонкие штрихи.

Фрагмент печатной формы. Линогравюра

Для печати лучше всего подходит литографская краска. Если она слишком густая, добавьте в нее немного масляной краски. Можно пользоваться и просто масляной краской, но от нее на оттиске образуется жирный ореол — это портит гравюру. Во избежание подобного эффекта масляную краску обезжиривают — выдавливают на два-три часа на рыхлый картон или промокательную бумагу, а потом при необходимости разбавляют ее олифой.

Оттиск считается удачным, если тон краски темный и глубокий, а слой не слишком густой и не слишком жидкий, когда четко пропечатан каждый штрих, не забиты краской мелкие белые штрихи, нет следов царапин и других дефектов линолеума, бумага не помята и не надорвана. Свежие оттиски на гладкой бумаге нельзя сразу складывать в пачку, некоторое время они должны сохнуть.

Цветная линогравюра

Особенности работы

Цветная гравюра на линолеуме требует от гравера более высокого мастерства, чем одноцветная. Самое главное в цветной гравюре — это умение привести цветное изображение к определенной цветовой гамме, а также обобщить цветной рисунок, чтобы минимальным количеством красок наиболее полно выразить свой творческий замысел.

Художник делает цветной рисунок, который он хочет выгравировать на линолеуме, используя в нем столько красок, во сколько отдельных цветов он будет печатать свою композицию.

Каждый цвет-краска вырезается на отдельном куске линолеума, и полученные гравюры печатаются последовательно на одно и то же место на бумаге каждая своей краской. При этом отдельные краски при наложении друг на друга могут дать новые составные цвета. Например, если для цветной линогравюры художник решил взять синюю, желтую, красную и черную краски, то на отпечатке, кроме этих четырех цветов, могут быть получены новые составные цвета: зеленый, фиолетовый и оранжевый. Для этого на каждом куске линолеума нужно гравировать не только основной цвет, но и те места, куда этот цвет входит как составляющий. Например, при гравировании красного цвета нужно оставлять печатающими и те места, которые на оттиске должны быть фиолетовыми и оранжевыми; при гравировании синего — те места, которые должны быть фиолетовыми и зелеными; при гравировании желтого — те места, которые должны быть зелеными и оранжевыми.

Даже черная краска при наложении на какой-либо другой цвет дает несколько иной оттенок, чем при печатании на чистой белой бумаге. Если же черную краску печатать не последней, а запечатать ее сверху другими красками, она может дать очень интересные цветовые оттенки. Например, если поверх черной краски будет ложиться желтая, получится красивый густой оливково-зеленый цвет.

Печатание цветных гравюр

Для печатания устраивают специальное приспособление, которое состоит из доски с набитыми на нее опорными угольничками из обрезков линолеума. Эти угольнички должны плотно подходить к углам награвированных клише.

Приступая к печатанию, гравюру первого цвета накатывают краской и кладут на доску по угольничкам. Берут лист бумаги, на котором хотят получить отпечаток, и прикалывают кнопками к угольникам.

Затем бумагу прижимают к гравюре и притирают ее косточкой, как это делается при печатании одноцветных гравюр. Притерев как следует бумагу, ее приподнимают, не откалывая кнопок, вынимают форму первой краски, а на ее место вкладывают форму второго цвета, накатанную соответствующей краской. Затем опускают бумагу и также притирают ее косточкой. Полученный таким образом отпечаток двухцветной гравюры будет иметь относительно точное совпадение красок.

Печатание многоцветных гравюр производится так же, как и печатание двухцветной гравюры.

Лучше всего печатать краски не одну за другой, а с перерывом, дав предыдущей краске просохнуть. Перерыв должен быть около суток. По сырой краске печатание пробных оттисков допустимо лишь в случае очень срочных работ. Тогда, чтобы сырая краска не переходила с оттиска обратно на линолеум, отпечаток после каждой краски протирается порошком талька. От талька несколько изменяется цвет краски: она делается белесой.

Краска

Краска для печатания цветных линогравюр употребляется как типографская, так и литографская. За неимением под рукой цветных литографских или типографских красок пробные оттиски можно печатать живописными масляными красками.

Осветление красок производится путем разведения их крепкой олифой, отчего краска не теряет своей прозрачности, но приобретает более светлый тон. При осветлении же красок белилами они становятся более кроющими и теряют прозрачность. Выбор того или иного материала для осветления зависит от характера цветного изображения и от творческого замысла.

Цветные гравюры можно печатать акварельными красками, добавляя глицерин и крахмальный клейстер. Такой способ был разработан и применен на основе «акватипии».

Гравюра на гипсе

Если вы хотите ознакомиться с техникой гравюры, то лучше гравюры на гипсе вам не найти — это одна из самых простых техник.

Материалы

В качестве материала используется, естественно, гипс.

Инструменты

Роль инструментов при изготовлении гравюры на гипсе играют любые твердые предметы, которыми можно резать, царапать и выскребать.

Краска

Проще всего для печати использовать обычную тушь. Но при желании можно применять и «серьезные» краски — типографскую или литографскую.

Бумага

Для гравюры на гипсе подходит мягкая и не слишком толстая бумага.

Особенности работы

Всё, что вам надо для начала работы, — это гипсовая пластина. Делать ее несложно — на стекле выкладываете бортик из подручного материала (пластилин, картон, прикрепленный скотчем, и пр.) в виде коробки, размешиваете гипс с водой и заливаете раствор в созданную коробку. После того как пластина высохнет, на ее лицевую сторону карандашом наносится рисунок, который сверху покрывается тонким слоем разбавленной туши так, чтобы карандашный набросок был виден. Слегка тонированная поверхность гипсовой пластины поможет более наглядно следить за процессом гравировки.

Прорезать поверхность гипса можно любым удобным для вас инструментом — ножницами, пилкой для ногтей, ножом, отверткой, шилом и т.д.

Когда форма будет готова, аккуратно нанесите краску на ее выступающие элементы. Для этого лучше использовать валик или даже кусок губки. После нанесения краски бережно положите сверху бумагу и притисните ее гладилкой или обычной ложкой. Делать это надо аккуратно, так как гипсовая форма довольно хрупкая. Форму можно сделать более крепкой, если изначально гипс замешивать на клеевом растворе, например с ПВА (вода и клей — 2:1 или 1:1).

Гравюра на картоне

Гравюра на картоне стоит особняком. Хотя она и печатается способом высокой печати, на гравюру с четкой проработкой деталей ничуть не похожа. Это скорее богатый набор фактур, дающий живописный оттиск.

Для гравюры на картоне характерен не только невысокий тираж, поскольку форма быстро приходит в негодность, но и то, что практически каждый оттиск отличается от предыдущего.

Из-за некоторой необычности и дешевизны технику гравюры на картоне обычно рекомендуют для занятий в учебных заведениях.

Материал

Для гравюры на картоне подходит любой плотный картон или оргалит. Для гравирования тонких и особо нежных рисунков лучше всего пользоваться высшими сортами картона, прессшпаном и тонкими сортами матричного картона. Более грубые работы с крупной фактурой могут быть выполнены на серых и пеньковых сортах картона.

Инструменты

Для изготовления гравюры на картоне потребуются нож, офортная игла, шкурка со средним и мелким зерном.

Бумага

Лучше, если это будет специальная офортная или эстампная бумага. В крайнем случае — акварельная либо рисовальная.

Особенности работы

На картоне можно работать почти исключительно фактурным пятном. Черный штрих получается грубым и расплывчатым, тонкий белый штрих быстро забивается краской. Но эта нечеткость придает гравюре на картоне своеобразную живописность. При работе надо учитывать, что из-за небольшого перепада толщины между углубленными и возвышающимися частями формы печатается вся поверхность картона, даже в углублениях, только в зависимости от толщины рельефа с разной степенью интенсивности.

Пабло Пикассо. Коррида. Цветная линогравюра. 1959 год

Для высокой гравюры лучше всего подходит твердый картон с гладкой поверхностью, например оргалит. Гравируют на твердом картоне или оргалите ножом. Другие инструменты больше рвут, чем прорезают, поверхность. Особенность работы заключается в том, что картон можно косо срезать или срывать его верхний слой на разную глубину. В оттиске получаются пятна разной фактуры и насыщенности.

При творческом подходе рельеф можно создавать различными способами: иглой процарапывают поверхность, создавая бороздки; косо срезают ножом или прорезают окна насквозь либо соскабливают или срывают лишь часть слоев картона. Под клише подкладывают кусочки картона или накладывают их сверху. Для создания рельефа используют клей, песок, рельефную пасту; можно наклеивать ткань или другой материал, создающий фактуру. За счет этого на оттиске получаются пятна разной формы и насыщенности.

В этой технике много случайного: в процессе работы можно лишь догадываться, что получится в результате. Многое зависит от накатки краски; оттиски обычно выходят неодинаковые. Качественных оттисков, отвечающих замыслу художника, бывает очень мало, поскольку печатная форма быстро забивается краской. Этого можно избежать, если после каждого оттиска смывать бензином остаток краски.

Существует также успешный опыт создания гравюры на картоне для глубокой печати.

Гравировать рисунок можно на подготовленном картоне 3- или 5-гранной иголкой, а также дугообразными, остро отточенными инструментами.

Особо глубокие штрихи можно вырезать из толщи картона с двух сторон в виде треугольника острым ножом, как это делается в продольной ксилографии.

В зависимости от степени наклона иголки, как и при гравировании сухой иглой на металлической доске или пластике, нарезание линий сопровождается появлением своеобразных заусениц (барб) на ребрах несколько приподнятых штрихов, которые, будучи запылены пигментом, придают во время печати листу исключительную мягкость и красоту.

Успешный исход работы и получение удачных оттисков в не меньшей мере зависят от опыта и художественного чутья гравировщика, нормальной (умеренной) влажности бумаги, чистоты пигмента (краски) и давления пресса.

 

Продолжение следует

КомпьюАрт 4'2009

compuart.ru

Эстамп. Классификация и разновидности Тиражная графика, авторская печатная графика

Гравюра. Мост Риальто

Гравюра (от фр. gravure - вырезать, создавать рельеф) - вид графического искусства, подразумевающий создание различными способами печатных форм. Существует огромное число гравюрных техник: ксилография, линогравюра, гравюра на картоне, офорт, резцовая гравюра, меццо-тинто, пунктир, сухая игла, акватинта, резерваж, лавис, мягкий лак, карандашная манера.

Купить гравюру
Ксилография. Биржевая площадь

Ксилография (от греч. силос - дерево) - гравюра на дереве. Техника ксилографии зародилась в Китае. Самый ранний из известных образцов ксилографии датируется 868 годом. До конца XVII века ксилографию делали на досках продольного распила - обрезная (продольная) гравюра. Для обрезной гравюры берётся липовая, сливовая или грушевая доска продольного распила, рисунок вырезается резцами, стамесками или ножом. В 1780-е годы англичанин Т. Бьюик придумал торцовую гравюру. Для торцовой гравюры используются доски поперечного распила из твёрдых пород кавказской пальмы (самшита). Изображение вырезается резцами разной конфигурации. После этого доску покрывают специальной краской и выполняют оттиск на бумаге. Количество качественных оттисков с продольных досок в пределах нескольких сотен экземпляров, с торцовой - десятки тысяч экземпляров.

Купить ксилографию
Шелкография. Сон детства

Шелкография, сериграфия (от лат. seri - шелк и греч. grafia - форма, изображение) - вид художественной трафаретной печати. Шелкография появилась в Китае во времена династии Сун (960-1279). Эта технология быстро распространилась в соседние с Китаем азиатские страны. В Японии, например, развили эту технологию, совместив ее с ксилографией и ручным нанесением красок. В Европе шелкография появилась в конце XVIII века, из-за дефицита и дороговизны шелка не получила широкого распространения. Технология начала развиваться только после того, как был изобретен качественный и недорогой заменитель шелка. Из шелковой сетки, натянутой на алюминиевую или деревянную раму изготавливается трафаретная форма для шелкографии - экран. Зоны без рисунка закрываются непроницаемым для красок материалом, в результате чего получается трафарет. Экран накладывают на поверхность, на которую будет наноситься изображение, затем добавляется краска на водной или масляной основе и по поверхности экрана прокатывают специальным инструментом роллером или ракелем. Каждый цвет фиксируется, и оттиск для конкретного цвета производится отдельно только в тех местах, где это требуется. В отличии от других печатных техник получается изображение в незеркальном виде. Шелкография позволяет получить яркие, красочные рельефные изображения. С помощью шелкографии можно напечатать качественные репродукции картин.

Купить шелкографию
Резцовая гравюра, резец. Икона и топор

Резцовая гравюра, резец - самая древняя разновидность гравюры. Резцовая гравюра появилась благодаря технологии украшения металлических изделий резьбой. Появление этой разновидности гравюры относят к первой половине XV века. С XVII века резцовая гравюра постепенно начала вытесняться разновидностями офортной техники. До конца XIX века прерогативой резцовой гравюры было исполнение географических карт, видов городов (ведут), иллюстраций для научных атласов и изданий, а также репродукций произведений живописи, скульптуры и архитектурных памятников для художественных изданий. В наши дни используется, в частности, для печати американских долларовых купюр. Ровную металлическую пластину тщательно шлифуют, затем наносят контур изображения. Для получения штрихов и линий применяют резцы-штихели различных сечений, срезов и форм, самые тонкие линии наносят иглами. Металлические заусеницы - барбы, остающиеся по краям, аккуратно срезают шабером. Затем изображение заполняют густой краской. С помощью кожаного тампона краска легко счищается и остается только в углубленных местах. Для получения оттисков используют сравнительно толстую, мало проклеенную бумагу: она, будучи влажной, под сильным давлением хорошо вбирает краску из углублений доски. Для оттиска характерна строгая организация линий и четкая моделировка формы, изображение строится при помощи параллельных или образующих косую сетку линий. Такая техника отличается исключительной трудоемкостью и некоторой ограниченностью художественных возможностей.

Купить резцовую гравюру
Офорт. Иллюстрация к Сказкам Кота-Мурлыки

Офорт (от фр. eau-forte - азотная кислота, буквально - крепкая вода) - разновидность гравюры на металле. Другие названия: травленый штрих, классический офорт, чистый офорт. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие. Материалом для создания печатной формы служит металл: медь, цинк, сталь, железо, латунь. Тщательно отполированную металлическую пластину равномерно покрывают кислотоупорным грунтом, процарапывают рисунок, обнажая металл. Затем пластину с готовым рисунком опускают в азотную кислоту. Протравленные углубления заполняют офортной краской, затем стирают лишнюю краску с поверхности. С помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге. Количество оттисков с офортных досок ограничено. С цинковой пластины можно отпечатать до 100 оттисков, с медной до 200, со стальной до 300.

Цветной пунктир. Дж.Уокер. Портрет великого князя Павла Петровича Пунктир (от лат. punctum - точка), пунктирная манера - разновидность офорта. Первые гравюры, созданные пунктиром, встречаются в искусстве Италии и Голландии на рубеже XV-XVI веков. Изображение создается на печатной форме при помощи ударов молоточком по пунсонам, острым стальным штифтам. При сильном ударе получаются более темные участки, при слабом - едва заметный тон. Для получения сплошной зернистой поверхности используют матуары - чеканы в форме булавы - и матировки, или тонировки - пунсоны с несколькими остриями. Зернистую фактуру получают также с помощью травления. Доску покрывают твердым лаком, теми же инструментами лак накалывают, затем травят. Часто оба метода сочетаются на одной доске. Оттиски, выполненные с досок в пунктирной манере, отличаются почти живописной мягкостью светотени, эффектной легкостью и воздушностью изображения. Цветной пунктир замечательно передает нюансы акварельного или пастельного рисунка.
Сухая игла. Плюша с Мусей

Сухая игла - разновидность офорта, не использующая травление. Первые опыты использования сухой иглы относятся к началу XV века, в качестве самостоятельной техники она получила распространение с начала XIX века. Изображение процарапывается иглой на металле, лишенном грунта, затем заполняется краской и с помощью офортного станка делается оттиск на бумаге. Офорт в технике сухая игла может быть напечатан не более чем в 20 экземплярах.

Купить офорт сухая игла
Травлёный штрих. Варлен Пен

Травлёный штрих - другое название офорта. Известен с начала XVI века. В технике травлёный штрих работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие. Материалом для создания печатной формы служит металл: медь, цинк, сталь, железо, латунь. Тщательно отполированную металлическую пластину равномерно покрывают кислотоупорным грунтом, процарапывают рисунок, обнажая металл. Затем пластину с готовым рисунком опускают в азотную кислоту. Протравленные углубления заполняют офортной краской, затем стирают лишнюю краску с поверхности. С помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге. Количество оттисков с офортных досок ограничено. С цинковой пластины можно отпечатать до 100 оттисков, с медной до 200, со стальной до 300.

Купить офорт травлёный штрих
Меццо-тинто. Вильям Шекспир. Сэмюэль Казинз

Меццо-тинто (от итал. mezzo - средний, tinto - окрашенный) - разновидность офорта. Технику меццо-тинто изобрел в Амстердаме в 1642 году художник самоучка Людвиг фон Зиген. Это изобретение было связано с желанием воспроизвести в гравюре эффекты струящихся волн золотистого света, присущих живописным полотнам Рембрандта. Наибольшее развитие этот способ гравирования получил в Англии, за что получил название "английская манера". Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений - штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зерненной доске. Полированная поверхность металлической пластины подвергается зернению - покрывается с помощью гранильника мельчайшими углублениями, приобретая шероховатость. На окрашенную или очищенную зазернённую пластину остриём карандаша или иглой наносится рисунок. Те участки, которые должны быть светлыми, выскабливаются или выглаживаются. При этом создается постепенная градация от света к тени и наоборот. Когда указанная работа закончена, на пластину наносят рисунок. Для этого ее избирательно полируют шабером, уменьшая неровности пропорционально оттенку, который должна передавать соответствующая часть гравюры. Чем меньше углубления в результате шлифования, тем меньше краски в них попадает при печатании. Таким образом искусный гравер может передать плавный переход оттенков и сделать гравюру реалистичной, в отличие от схематичной гравюры, выполненной резцом. Гравюры в технике меццо-тинто отличаются глубиной тона, ярко выраженным эффектом контрастности и богатством светотеневых оттенков. Так как для меццо-тинто необходимо очень тонкое и нежное зернение, печатная форма быстро изнашивается, поэтому эта техника позволяет получить всего лишь 10-15 качественных оттисков.

Купить офорт меццо-тинто
Акватинта. Полночь

Акватинта (от итал. aqua - вода, tinta - оттенок) - разновидность офорта. Появление акватинты относят к 60-70-м годам XVIII века. Оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок акварелью и это сходство обусловило происхождение названия. Перед травлением на печатную форму наносят кислотоупорную смолу: канифольную, асфальтовую или другого происхождения, затем опускают в азотную кислоту. Для того, чтобы получить богатство фактурных и тональных нюансов, некоторые художники доводили число травлений более чем до двадцати этапов. Протравленные углубления затем заполняют офортной краской и с помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге. Мастера акватинты постоянно экспериментируют, вводя новые способы и дополнительные приёмы обработки печатной формы, используя наждачную бумагу, соль, сахарный песок и т.д.

Купить офорт акватинта
Лавис. Жан Батист Лепринс. Сцена из русской народной жизни

Лавис (от фр. lavis - размывка) - разновидность акватинты. Известна с 1780-х годов. Рисунок наносится приемом иглового офорта. Тональность получают путем травления кислотой, которую наносят на доску кистью. Границы тонового пятна резко очерчены. Оттиск лависа напоминает работы, исполненные акварельными красками. Лавис по своим внешним изобразительным характеристикам очень приближен к акватинте, но отличается от нее акварельностью тонового пятна, мягкостью и размытостью очертаний. Так же как и акватинту, лавис применяют в сочетании с другими манерами офорта, например, с сухой иглой. Техника позволяет получить с одной доски не более 30 качественных отпечатков.

Купить офорт лавис
Резерваж. Жигули. Молодецкий курган Резерваж (от фр. réservage) - разновидность офорта. Резерваж впервые появился во Франции во второй половине XIX века. Чернилами, гуашью или тушью с добавлением сахара наносится рисунок пером или кистью на гладкую поверхность металла. Затем печатная форма покрывается кислотоупорным грунтом и опускается в воду. Разбухая, чернила приподнимают лежащие над ними частицы грунта, которые легко снимаются, обнажая металл. Затем печатную форму опускают в азотную кислоту и с помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге. Получается гравюра, напоминающая набросок пером или рисунок кистью.
Карандашная манера, пунктир. Гавриил Скородумов. Портрет Екатерины II Карандашная манера - разновидность пунктирной манеры углублённой гравюры на металле, имитирующая рисунок карандашом, углем, сангиной или пастелью. Является комбинированной техникой - наполовину офортной, наполовину резцовой. Была создана исключительно для воспроизведения рисунков и как самостоятельная манера не получила широкого распространения. Зародилась во Франции в середине XVIII века. Гравируется по офортному лаку рулетками различных видов (ручки с зубчатыми колесиками) и митуаром (пестик с насаженными зубцами). После травления кислотой линии усиливаются штихелем, иглой и рулетками прямо на печатной форме. Обычно в карандашной манере воспроизводят рисунки карандашом, пастелью, сангиной, углем. Иногда в этой технике изготавливают графюры механическим способом без применения травления и грунта. Карандашная манера нередко использовалась в сочетании с пунктирной техникой.
Мягкий лак. Вийральт Эдуард. Девочка-берберка с верблюдом Мягкий лак - разновидность техники офорта. На печатную форму наносят кислотоупорный слой мягкого лака, затем осторожно накладывают лист тонкой бумаги. После чего на бумагу карандашом наносится рисунок. Карандаш продавливает бумагу, и та в свою очередь прилипает к мягкому лаку. Когда бумагу снимают, она срывает лак с печатной формы и обнажает металл. Затем печатную форму опускают в азотную кислоту и с помощью офортного станка выполняют оттиск на бумаге.
Линогравюра. Аул Анди. Из серии Дагестан

Линогравюра - гравюра на линолеуме. Появилась на рубеже XIX-XX веков с изобретением линолеума. Для линогравюры используется специально подготовленный линолеум, изображение вырезается резцами разной величины. Затем его покрывают валиком специальной краской и выполняют оттиск на бумаге. Лаконизм художественного языка; резкие контрасты черного и белого; сочный и живописный штрих, получаемый благодаря мягкости материала; возможность работать быстро; использовать большой размер листа; цветную печать и высокая тиражность привлекли к ней много мастеров печатной графики. Благодаря сравнительной простоте исполнения и большой тиражности, линогравюра стала доступна широкому кругу зрителей.

Купить линогравюру
Гравюра на картоне. Маленький принц

Гравюра на картоне - в качестве материала для печатной формы используется картон различной плотности. Штрихи на картоне прорезаются иглой или ножом, тоновые плоскости достигаются разрыхлением поверхности картона либо при помощи аппликации. Художественные возможности гравюры на картоне весьма ограничены, поэтому она не получила широкого распространения среди профессиональных художников.

Купить гравюру на картоне
Литография. Притихли травы

Литография, автолитография (от греч. lithos - камень и grapho - пишу, рисую) - способ печати, при котором краска под давлением переносится с литографского камня на бумагу. Литографию ошибочно причисляют к гравюре, она была изобретена в 1798 году Алоизием Зенефельдером в окрестностях Мюнхена. Процесс создания литографии происходит следующим образом: на литографском камне (кусок плотного известняка, который шлифуется до гладкого состояния) рисуется изображение, затем поверхность камня протравливают смесью, содержащей азотную кислоту, воздействующей на не покрытую рисунком поверхность. Валиком на увлажненный камень наносится краска, пристающая лишь к непротравленным частям камня, затем посредством литографского станка выполняют оттиск на бумаге.

Купить литографию
Хромолитография. Ленинград. 7 ноября

Хромолитография (от греч. chroma - цвет и литография) - цветная литография. В 1833 году московский художник К.Л. Тромонин ввел цветную литографскую печать, которая получила название хромолитография. В цветной литографии для каждой краски используется отдельный камень, печать производится последовательно каждым цветом. Для получения высококачественных цветных изображений иногда применяли до 30 камней. Со временем камень заменили алюминиевыми и стальными пластинами

Купить хромолитографию
Монотипия. Коты

Монотипия (от греч. monos - один и tupos - отпечаток) - вид печатной графики. Монотипию изобрел итальянский художнику и гравер Джованни Кастильоне (1607-1665). На идеально гладкую поверхность печатной формы наносится от руки рисунок красками, оттиск затем снимается увлажненной бумагой на печатном станке или вручную. Полученный на бумаге оттиск всегда уникален и неповторим, поскольку в этой технике можно напечатать только один оттиск.

Купить монотипию
  Гелиография - применение фотографии к непосредственному получению изображений на литографском камне или стальной дощечке, затем посредством литографского станка выполняют оттиск на бумаге.
  Офсетная литография

www.art-spb.ru

Печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой нанесен рисунок

Нэцкэ - распространенные в японском искусстве _ вв. произведения миниатюрной пластики из дерева, слоновой кости или металла(*ответ*) конца XVII-XIX  начала XVII-XIX  конца XIX-XX  начала XIX-XX Обрубок бревна – это (*ответ*) чурбанОбщепризнанным виртуозом техники графитного рисунка XIX века считается (*ответ*) Энгр Жан Огюст Джованнино де Грасси Пизанелло Виллара де ОннекураОсадочная горная порода, в измельченном виде в соединении с водой образующая тестообразную массу, употребляемая для гончарных изделий, кирпича, строительных и скульптурных работ, – это (*ответ*) глинаОсновное средство графического решения изображения на плоскости – это (*ответ*) рисунокОсобенности строения твердого вещества, обусловленные особенностями расположение составляющих его частей, – это (*ответ*) текстураОстов какого-нибудь сооружения, изделия – это (*ответ*) каркасОчень большое значение в скульптуре имеет(*ответ*) материал(*ответ*) техника обработки материала(*ответ*) тема цвет маретиалаОчертания чего-нибудь, виднеющиеся в темноте, тумане, – это (*ответ*) силуэтПервая книга, напечатанная подвижными буквами и снабженная ксилографическими иллюстрациями, была издана в Бамберге в _ г.(*ответ*) 1461 1460  1462 1463 Первое знакомство с графитом относится ко второй половине _ в.(*ответ*) XVI  XV  XIII  XIV Первое использование ксилографии в Европе для графических отпечатков относится к концу _ началу _ вв.(*ответ*) XIV - XV  XV - XV  XV - XVI  XV - XVII Первую своеобразную попытку цветной гравюры на металле сделал в начале XVII века (*ответ*) Геркулес Сегерс Жак Леблон Фрагонар Юбер РобертаПервые альбомы в современном понимании, как собрание этюдов с натуры, появляются только в начале _ в.(*ответ*) XV  XIV XVI  XIIIПервые следы изготовления бумаги в Европе находят в _ вв. во Франции и Испании(*ответ*) XI-XII  X-IX  IIX-IX  X-XIПечатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой нанесен рисунок, – это (*ответ*) гравюраПодножие, основание для памятника, статуи или колонны; внизу постамента находится цоколь и плинт – это (*ответ*) постаментПредварительный, неоконченный рисунок, набросок – это (*ответ*) эскиз

www.soloby.ru

Приемы гравирования на поверхности специальной пластины с последующим печатанием рельефного или углубленного рисунка 7 букв

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Выгравированный рисунок

Ответ: Гравюра

Вопрос: Изображение (картины, рисунка), полученное путем оттиска с клише, приготовленного гравером

Ответ: Гравюра

Вопрос: Вид изобразительного искусства

Ответ: Гравюра

Вопрос: До Алоиса Зенефельда это делали резцом или иглой на дереве или на кости. А благ. ря Алоису это с 1796 г. делают жирным карандашом на известняке, который затем обрабатывается кислотой. Так что же это

Ответ: Гравюра

Вопрос: Оттиск рельефного рисунка

Ответ: Гравюра

Вопрос: Оттиск с клише, изготовленного путем гравирования

Ответ: Гравюра

Вопрос: Пластина с рельефным изображением

Ответ: Гравюра

Вопрос: Приемы гравирования на поверхности специальной пластины с последующим печатанием рельефного или углубленного рисунка

Ответ: Гравюра

Вопрос: Вид графики, офорт

Ответ: Гравюра

Вопрос: Изображение- оттиск с клише

Ответ: Гравюра

Вопрос: Вид графического искусства, составная часть такого понятия как эстамп, подразумевающего создание разными способами оттисков с печатных форм. «Доски»

Ответ: Гравюра

Вопрос: Вырезанный рисунок

Ответ: Гравюра

Вопрос: Печатный оттиск рельефного рисунка

Ответ: Гравюра

Вопрос: Рисунок

Ответ: Гравюра

Вопрос: Ксилография

Ответ: Гравюра

Вопрос: Вырезанная картина

Ответ: Гравюра

Вопрос: Изображение - оттиск с клише

Ответ: Гравюра

Вопрос: Рисунок, воспроизведённый с клише

Ответ: Гравюра

Вопрос: Печатный оттиск на бумаге с пластины, на которой нанесён рисунок

Ответ: Гравюра

Вопрос: Изображение, полученное путём оттиска с клише

Ответ: Гравюра

wordparts.ru

рельефное изображение на твердом материале для полиграфического воспроизведения, 5 букв, сканворд

рельефное изображение на твердом материале для полиграфического воспроизведения

Альтернативные описания

• избитое выражение, шаблонная фраза

• избитое, шаблонное выражение

• иллюстрацион. печатная форма высокой печати

• печатная форма с рельефным рисунком

• печатная форма для оттиска с иллюстрацией

• речевой стереотип

• средство размножения (типографское)

• стереотипное выражение, шаблонная фраза

• шаблонная фраза, ходячее выражение

• ходячее, избитое выражение, избитая фраза

• факсимиле

• речевой штамп

• стандартная, примитивная или подражательная форма изображения

• как по-французски «делать макет из глины»?

• что изготовляют способом цинкографии?

• что типограф травит в кювете?

• французский «шаблон»

• иллюстрационная печатная форма высокой печати

• шаблонная фраза, выражение

• заученная фраза

• фраза, ставшая шаблоном

• избитое выражение

• фраза-стереотип

• оттиск

• типографский оттиск

• печатная форма

• шаблонная фраза

• печатный шаблон

• ходячее выражение

• продукт цинкографии

• «шаблон» у француза

• шаблонное выражение

• ходячая фраза

• опостылевший штамп

• застывшая тема

• печатная форма высокой печати

• застывшая форма

• расхожий речевой оборот, штамп

• стереотипное выражение, шаблон

• шаблон

• словесный шаблон

• штамп

• фраза, затертая до дыр

• штамп, набивший оскомину

• ходячий штамп

• штамп литератора

• «штампованный» ответ

• стереотипное выражение

• Шаблонная фраза, ходячее выражение, речевой штамп

• Полиграфическая печатная форма с рельефным рисунком

• Печатная фоpма с pельефным pисунком

• Иллюстрационная печатная форма с рельефным рисунком

• Расхожий речевой оборот, штамп

scanwordhelper.ru