Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Интегрированный урок (окружающий мир + астрономия) по теме «Планеты Солнечной системы». Окружающий мир солнечная система из пластилина


Урок окружающего мира по теме "Планеты Солнечной системы"

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Место урока в учебном плане: урок окружающего мира в 4 классе входит в раздел «Земля и человечество», урок 3, 1 четверть, по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир» УМК Школа России.

Тип урока: урок изучения нового материала, урок-путешествие.

Цель урока: формирование представлений у учащихся о планетах Солнечной системы.

Оборудование: на столах учебники Плешакова А.А. Окружающий мир, 4 кл., Ч. 1, тетради, ручки, карандаши, кроссворды на каждого ребёнка (Приложение 1), листы самооценки (Приложение 2), маршрутные карты (Приложение 3).

Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система (колонки), экран.

Программные средства: компьютерная презентация Microsoft Power Point со звуковым сопровождением, проигрыватель Windows Media.

Номер слайда Деятельность учителя Деятельность ученика
Мотивационный этап (1 мин.)
  Кто из вас хочет быть космонавтом? Хотели бы вы отправиться в космическое путешествие к планетам Солнечной системы? Подготовьте свои бортовые блокноты, ручки, карандаши. Дети рассаживаются за парты по группам-экипажам, готовят всё необходимое для работы. Отвечают на вопросы учителя.
Актуализация знаний. Подготовка к полёту (7 мин.)
Слайд 2 – В полёт берут только хорошо подготовленных космонавтов. Проверим, как вы готовы к полёту. – Продолжите утверждение: «Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют…» Продолжают фразу.
Слайд 3 – Расскажите, что вы знаете о Солнце (с опорой на информацию со слайда 3). Проверка домашнего задания. Рассказ о Солнце.
Слайд 4 – Проверим, как вы овладели основными понятиями, необходимыми в полёте. Возьмите листы с кроссвордами (Приложение 1). Отгадайте кроссворд. Отгадывают кроссворд.
– Поменяйтесь листочками в группе. Проверьте, правильно ли отгадал кроссворд ваш товарищ по команде. Обмениваются листочками, взаимопроверка.
– Ответьте на 1 и 2 вопросы листа самооценки (Приложение 2). Работают с листом самооценки.
Постановка учебной задачи (2 мин.)
  – Назовите цель нашего путешествия. Выясним также, возможна ли жизнь на других планетах Солнечной системы. Почему? – Познакомиться с планетами Солнечной системы и их отличительными особенностями.
Открытие нового знания (17 мин.)
Слайд 5 – Экипажам кораблей приготовиться к полёту. Занять свои кресла, пристегнуть ремни, надеть наушники. Ведём обратный отсчёт времени. Поверяют готовность, выполняют команды учителя. Ведут обратный отсчёт времени: – Три, два, один, пуск!
Слайд 6 – Вот она – Солнечная система. Посмотрите на планеты, которые вращаются вокруг Солнца. Сколько их? Чем они похожи, чем отличаются? – Планет изображено 9. У каждой из них своя ось вращения. Все они имеют форму шара. Отличаются размерами, цветом, удалённостью от Солнца.
Слайд 7 – Планета, с которой мы начинаем путешествие, является нашим космическим домом и называется Земля. Что вы знаете о нашей планете? (Гиперссылка на слайд 7. Необходимо нажать на название планеты) Ответы детей. – Она третья от Солнца. – У неё есть воздушная оболочка. – На ней растут растения, живут Люди и животные. – У неё есть спутник Луна.
– Посмотрим, что расскажет о Земле нам бортовой компьютер. (Возвращение назад по стрелке) Читают данные, дополняют свои знания.
Слайд 8 – Летим к первой от Солнца планете – Меркурий. Она названа так в честь древнеримского Бога Меркурия – покровителя торговли. Запросим у бортового компьютера сведенья о ней. Внимание на экран. Рассматривают планету. Читают сведенья о ней.
– Как вы думаете, могут ли на этой планете обитать живые существа? Почему? (Возвращение к слайду 6 по стрелке) Ответы детей. – У этой планеты нет воздушной оболочки, людям будет нечем дышать. – Меркурий расположен очень близко от Солнца, поэтому там очень жарко.
Слайд 9
– Летим к следующей планете. Это – Венера. Планета получила своё название в честь древнеримской богини любви. (Переход по гиперссылке на слайд 9) Послушаем сообщение о ней представителя 1 экипажа, который подготовил сообщение об этой планете.
Выступает представитель 1 экипажа. Остальные ребята слушают рассказ.
– Занесём необходимые данные о планете Венера в наш бортовой компьютер. – Возможна ли жизнь на этой планете? Почему? (Возвращение к слайду 6 по стрелке) Дети называют главное из рассказа. Ответы детей.
Слайд 10 – Мы движемся к четвёртой от Солнца планете, Марсу. Она названа так в честь древнеримского бога войны. Возможно, здесь мы найдём живых существ. Запросим все необходимые сведенья об этой планете у компьютера. (Переход по гиперссылке на слайд 10) При чтении данных о планете, перейти по гиперссылке «Фобос и Деймос» (слайд 16), чтобы посмотреть иллюстрации. Затем возвращение назад по стрелке. Внимание на экран. Рассматривают иллюстрации, читают сведенья о планете. Делают предположения о том, есть ли жизнь на Марсе.
Слайд 11 – Наш космический корабль приближается к гигантской планете – Юпитер, названной так в честь римского бога Юпитера. (Гиперссылка на слайд 11) – Прочитайте о Юпитере в учебнике на стр. 10. Дети изучают материал учебника.
– Что вы узнали о Юпитере? – Это самая большая и самая тяжёлая планета. Она в 318 раз тяжелее Земли. Её диаметр в 11 раз больше диаметра Земли.
– Посмотрим, какие сведения о Юпитере есть в нашем компьютере. Внимание на экран.
Физкультминутка.Мы плывём на пароходе? Едем мы на вездеходе? Мы летим на корабле? Невесомость ощущаем? Головою мы вращаем. Вправо, влево повернулись, За руками потянулись. Экипажам кораблей Занять кресла поскорей! На вопрос учителя дети отвечают «Да!» или «Нет» и показывают соответствующее движение.
Слайд 12
– Идём на сближение с планетой Сатурн (Гиперссылка на слайд 12). Представитель второго экипажа сделает сообщение об этой планете. Дети слушают рассказ представителя второго экипажа.
– Что вы узнали о планете Сатурн? Занесём данные в наш бортовой компьютер. Возможна ли здесь жизнь? (Возвращение на слайд 6 по стрелке) Ответы детей.
Слайд 13 – Совершаем перелёт к седьмой от Солнца планете. Она названа в честь греческого бога Ураном. Из базы данных узнаем об этой планете подробнее. (Гиперссылка на слайд 13) Внимание на экран. Читают информацию с экрана, рассматривают иллюстрации.
Слайд 14 – А вот в наших иллюминаторах показался Нептун. (Гиперссылка на слайд 14) Планету назвали в честь римского бога морей. Представитель третьего экипажа подготовил рассказ о Нептуне. Дети слушают рассказ представителя третьего экипажа.
– Что вы узнали о планете? Какие сведенья необходимо занести в базу данных нашего компьютера? (Возвращение назад по стрелке)
Ответы детей.
Слайд 15 -Вот в иллюминаторах показалось ещё одно небесное тело. Что это? Плутон назван так в честь древнеримского бога подземного царства. – Посмотрим, какие сведенья об этом объекте есть в нашем бортовом компьютере. (Гиперссылка на слайд №14) Дети высказывают свои версии.

Знакомятся с информацией со слайда.

– Можно ли это небесное тело считать планетой? Почему? – Первоначально Плутон считался планетой, а сейчас классифицируется как карликовая планета. Ответы детей с доказательствами.
– Существуют ли ещё планеты в Солнечной системе, как вы думаете? Версии детей.
Слайд 17 Физкультминутка для глаз. – Попробуем поискать в Солнечной системе другие планеты. Внимательно следите глазками за летающей тарелкой. Глазами следят за объектом на экране.
Слайд 18 – Вот показалась впереди корабля неизвестная планета – Седна, получившая имя в честь эскимосской богини морских зверей. Открыта эта планета была не так давно – 14 октября 2003 года американскими наблюдателями. Новая планета по размеру больше Плутона, но два раза дальше от Солнца, чем Плутон. По подсчетам ученых, сейчас расстояние до нее составляет 97 расстояний от Земли до Солнца. Вокруг Солнца планета обращается примерно за десять с половиной тыс. земных лет. Возможно, что через несколько лет учёные-астрономы откроют новые планеты. Слушают рассказ учителя, рассматривают иллюстрацию.
Ответьте на вопросы 3, 4, 5, 6 листа самооценки (Приложение 2). Работают с листом самооценки.
Применение нового знания. Включение его в систему знаний по предмету (6 мин)
Слайд 19 – Прочитайте задание со слайда для самостоятельной работы в группах Самостоятельная работа.
Проверка результатов самостоятельной работы. Представитель от каждой группы выходит к доске и зачитывает ответ на вопрос.
Составление маршрутной карты обратного полёта (5 мин)
  – Возьмите листы с маршрутной картой Солнечной системы (Приложение 3). Дополните её. Продумайте маршрут, по которому вы будете возвращаться домой. Дополняют карту, составляют обратный маршрут для космического корабля
  Поверка самостоятельной работы Дети зачитывают обратные маршруты для своих кораблей.
Слайд 20 – Внимание! Приготовиться к обратному полёту! Пристегнуть ремни! Ведём обратный отсчёт времени! Три, два, один, пуск! Проверяют готовность к полёту, ведут обратный отсчёт времени вслух.
Подведение итогов урока. Рефлексия (1 мин)
  – Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы поставленной цели? Высказывания детей.
– Ответьте на вопросы 7, 8, 9 листа самооценки (Приложение 2). Работают с листом самооценки.
Домашнее задание (1 мин)
  – Ознакомиться с материалом учебника на стр. 9-14. Подготовить ответы на вопросы «Проверь себя». Дополнительно (по желанию) вылепить из пластилина модели планет. На картоне расположи их в порядке удаления от Солнца. Записывают задания в дневники.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке из пластилина "Планета Х"

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание:

  1. Образовательные задачи:
  • Обобщить знания детей о космосе, людях его осваивающих и существах, в нём обитающих.
  • Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и её планетах.
  • Формировать познавательные интересы.
  • Совершенствовать умение детей использовать различные способы создания фантастических образов (графическими, в том числе и компьютерной графики, пластическими, с использованием природного и бросового материала).
  1. Развивающие задачи:
  • Развивать чувство композиции в создании образов пришельцев и общего сюжета работы.
  • Развивать воображение и умение переносить знакомые способы в новую творческую ситуацию.
  1. Воспитательные задачи:
  • Воспитывать самостоятельность детей в поиске средств и приёмов изображения задуманных объектов лепки и средств выразительности в создании их образов.
  • Воспитывать интерес к сотворчеству.

Предварительная работа:

  • Чтение литературы, беседа о космосе и возможностях жизни на других планетах.
  • Просмотр видео и фото – материалов про космос, космонавтов и вселенную, различных видов космических аппаратов для передвижения в космосе.
  • Создание «космических звездолётов» для пришельцев пластическим способом.
  • Создание макета Планеты Х.
  • Создание эскизов пришельцев с помощью компьютерной графики.
  • Чтение закодированного письма с приглашением землян и пришельцев на Планету Х для празднования Дня Солнца с помощью зеркала.

Материал:Пластилин разных цветов, стеки, доски для лепки, бросовый и природный материал для декорирования работ, детские эскизы, макет планеты Х, магнитофон с записью песни о солнце, «космической» музыки, мультимедиапроектор с презентацией по теме занятия.

Ход занятия

Воспитатель (В): Мы сегодня с вами отправляемся в необычное путешествие. Чтобы отправиться туда, закройте глазки и послушайте музыку. Представьте, что вы находитесь в космическом пространстве.

Звучит «космическая» музыка:

  • Что вы представляли, слушая музыку?
  • Что интересного увидели?

На экране появляется звёздное небо, наша Галактика, Солнечная система. Тихо играет музыка. (Приложение. Слайд 1-17).

В: Мир звёзд разнообразен. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце.

- Сколько планет вращается вокруг нашего Солнца? (Девять планет).

- Давайте вспомним их названия (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Солнце и вращающиеся вокруг него планеты составляют Солнечную систему.

- На какой планете мы живём?

- Как вы думаете, можем ли мы жить на других планетах нашей солнечной системы?

- Почему?

- Чем отличается наша планета от других?

- А как вы думаете, почему её называют голубой планетой?

- Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить на других планетах?

- Кто они – эти живые существа? (Пришельцы, инопланетяне).

- Чем похожи и чем отличаются инопланетяне от нас, людей? (Приложение. Слайд 18).

- На каких планетах они могут жить? (Обобщение ответов детей).

В: Вчера к нам в группу пришло зашифрованное послание, которое мы расшифровали.

- С помощью чего мы расшифровали письмо?

- Кто напомнит, о чём в нём было написано? (Ответы детей). Ребёнок обобщает: «На Планете Х сегодня состоится общий сбор всех живых существ, живущих во Вселенной, посвящённый дню Солнца. Просьба быть обязательно!»

В: Хотите, чтобы и мы с вами отправились в космос?

На экране появляется фото космонавта и старт космического корабля. (Приложение. Слайд 19).

- Кем мы будем в полёте? (Космонавтами).

- Откуда стартуют космические корабли? (С космодрома).

- Что наденем, когда полетим в космос? (Шлем, скафандр, специальную обувь).

- Для полёта на Планету Х вы уже создали свои звездолёты. Вам осталось сделать тех, кто в ваших звездолётах полетит с нами на праздник. На помощь вам придут ваши эскизы пришельцев, которые вы нарисовали раньше. Мы с вами планировали сделать их из какого материала? Дополнить свои поделки вы можете любым природным или бросовым материалом.

На экране коллаж детских эскизов. (Приложение. Слайд 20).

- Подойдите к учебной зоне и возьмите себе всё, что понадобится вам для вашей работы.

- Работу вы начнёте сразу после пуска космического корабля.

- Внимание! Приготовиться к полёту (дети садятся за столы). Обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1 – пуск! (Дети начинают работать).

В: В ходе работы воспитатель уточняет приёмы лепки, которые используются детьми в создании образов пришельцев, цветовую гамму пластического материала, напоминает о точном следовании в работе раннее сделанному эскизу, направляет детей на взаимодействие, взаимопомощь при затруднениях товарищей. Напоминает о том, чтобы не забыли придумать имя своему пришельцу.

В: Время полёта подходит к концу. У нас осталось 10 секунд. 10, 9 …1 – приземляемся!

- Перелетаем на Планету Х в ваших звездолётах.(Все вылепленные пришельцы и звездолёты размещаются на Планете Х).

В: Предлагает некоторым детям рассказать каким способом лепили своих пришельцев, какими приёмами лепки пользовались, как зовут инопланетянина, с какой планеты он прилетел.

- Ребята, скажите, чей инопланетянин получился самым интересным? Необычным?

- А вы не забыли, что мы прилетели на праздник Солнца? Давайте и мы подарим свой подарок инопланетянам - споём песню про Солнышко! (Хоровод «Солнышко»).

В: Пришла пора нам возвращаться на Землю.

- Давайте оставим наших друзей продолжать праздник, а сами займём места в космическом корабле. (Дети садятся за столы).

- К полёту готовы?

- Обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!

Показ фото Земли и детского сада. (Приложение. Слайд 21, 22).

- Вот и Земля! Мы дома, в нашем родном детском саду!

  • Вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Чем оно вам запомнилось?
  • На какую планету мы летали?
  • Зачем мы туда полетели?
  • Что за праздник устраивался на этой планете?
  • Как вы думаете, что бы могли сказать о нас с вами (землянах) пришельцы из космоса, с которыми мы встретились на Планете Х?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок № 2. «Планеты солнечной системы»

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс 

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать причинно – следственные связи между движениями Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные ( знать, уметь)

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создать несложные модели планет

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений.

Р. – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учиться высказывать своȅ предположение на основе иллюстраций учебника.

К. – формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные результаты

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно – познавательные мотивы.

Основные понятия и определения

 Планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Земля имеет один естественный спутник — Луну.

Подготовка к усвоению нового материала

Рассмотри схему на с. 5. Что ты можешь рассказать по ней о планетах Солнечной сис­темы? С помощью схемы перечисли планеты: а) в порядке увеличения их размеров; б) в по­рядке уменьшения их размеров. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

Изучение нового материала

ПОЗНАКОМИМСЯ С ПЛАНЕТАМИ

Большинство планет можно увидеть с Земли невооружённым глазом. Они кажутся яркими звёздами. Но надо помнить, что планеты, в от­личие от звёзд, не испускают собственного све­та. Они лишь отражают свет Солнца.

Земля — сравнительно небольшая планета. Её диаметр равен 12 740 км.

 

                  Земля                                                Марс

Самая большая планета — Юпитер. Диаметр Юпитера в 11 раз больше диаметра Земли, а масса в 318 раз больше массы нашей плане­ты. И вот ещё что интересно: Юпитер в два с половиной раза тяжелее, чем все остальные планеты, вместе взятые!

                      Юпитер                              Сатурн

Самая маленькая планета — Меркурий. Её диа­метр 4 880 км

У большинства планет есть естественные спут­ники. Это тоже космические тела Солнечной системы. У Земли один спутник — Луна, у Мар­са два, а у Сатурна более 60. Кроме того, у Сатурна есть хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа камней и глыб, которые движутся вокруг Сатурна. Подоб­ные кольца, только гораздо менее заметные, обнаружены у Юпитера, Урана и Нептуна.

Учёные России и других стран изучают плане­ты и их спутники с помощью мощных телескопов и автоматических межпланетных станций. Такие станции уже побывали на Луне, Венере и Марсе, а многие планеты они фотографировали с близ­кого расстояния. В 1959 году первой в мире достигла поверхности Луны созданная в нашей стране автоматическая межпланетная станция «Луна-2». В том же 1959 году советская стан­ция «Луна-3» впервые сфотографировала обрат­ную сторону Луны, невидимую с Земли. Через 10 лет, в 1969 году, на Луну впервые ступил человек. Это был американский астронавт Нил Армстронг.

Исследования Луны продолжили советские са­моходные аппараты — «Луноходы», управляемые с Земли. Первый из них («Луноход-1») был до­ставлен на поверхность Луны в 1970 году, второй («Луноход-2») — в 1973 году. И это лишь некото­рые страницы истории изучения космоса.

Автоматическая Самоходный аппарат    межпланетная станция «Луноход-1»

«Луна-2»

ОТЧЕГО НА ЗЕМЛЕ СМЕНЯЮТСЯ ДЕНЬ И НОЧЬ И ВРЕМЕНА ГОДА

Проанализируйте схемы. С их помощью по­пробуйте объяснить причины следующих природ­ных явлений: а) смена дня и ночи; б) смена времён года. Проверьте себя по тексту учебника

Смена дня и ночи

Смена времён года

Хорошо знакомые нам явления — смена дня и ночи, смена времён года — связаны с движени­ем Земли в космическом пространстве.

Земля постоянно вращается вокруг вообража­емой линии — земной оси. Эту линию мысленно проводят через толщу Земли между Северным и Южным полюсами. Вращается Земля с запада на восток. Полный оборот вокруг своей оси она совершает за сутки.

Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освеще­на Солнцем, — день. На противоположной, нахо­дящейся в тени, — ночь.

Одновременно Земля движется вокруг Солнца. Время полного оборота Земли вокруг Солнца равно одному году.

На схеме хорошо видно, что земная ось рас­положена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в космическом пространстве.

Из-за наклона оси наша планета, двигаясь во­круг Солнца, как бы подставляет ему то север­ную свою часть, то южную. Поэтому и происхо­дит смена времён года. Когда северная часть Земли получает от Солнца больше света и теп­ла, там лето, а в южной части в это время зи­ма. И наоборот

Осмысление и понимание полученных знаний

 Практическая работа

1.Найди на глобусе основные стороны гори­зонта; Северный полюс; Южный полюс. С по­мощью глобуса покажи, как вращается Земля вокруг своей оси.

2.Пусть какой-нибудь источник света, напри­мер лампа, изображает Солнце. Поставь напро­тив него глобус. Вращай глобус вокруг оси и наблюдай, как будут перемещаться свет и тень по его поверхности. Постарайся представить се­бе, как происходит смена дня и ночи на Земле.

3.Используя тот же источник света и глобус, покажи, как обращается Земля вокруг Солнца. Объясни, почему происходит смена времён года.

 Обсудим!

Температура на Меркурии достигает +480°, на Марсе редко поднимается выше 0°, на Юпитере температура близка к -130°, а на Сатурне при­ближается к -170°. Как вы это объясните?

Самостоятельное применение знаний

 Проверь себя

1.Назови планеты по схеме на этой страни­це. Для самопроверки используй схему на с. 5.

2.Коротко расскажи о планетах Солнечной системы. 3. Как движется Земля в космическом пространстве? 4. Объясни, отчего происходит смена дня и ночи на Земле. 5. Почему проис­ходит смена времён года на нашей планете?

Вывод

В состав Солнечной системы входят планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Земля имеет один естественный спутник — Луну. С движением Земли в космическом пространстве связаны такие природные явления, как смена дня и ночи, смена времён года.

 Задания для домашней работы

1.Вылепи из пластилина модели планет. По­кажи при этом, что все планеты имеют шаро­образную форму, но разные размеры.

2.Понаблюдайте на вечернем небе Луну: не­вооружённым глазом, в бинокль или школьный телескоп. Сравните результаты наблюдений, сде­ланных разными способами.

3.Если есть возможность, побывай в планета­рии. Здесь можно увидеть движение планет Солнечной системы, познакомиться с разнооб­разием планет и их спутников. Приготовься рас­сказать на уроке о своих впечатлениях.

4.Постарайся найти в дополнительной лите­ратуре, Интернете информацию о новых научных исследованиях планет Солнечной системы. Под­готовь сообщение.

Путешествие по солнечной системе

Обучающее видео про планеты солнечной системы,

Строение солнечной системы

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА - ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Вращение Земли вокруг Солнца.  

Вращение земли вокруг своей оси и вокруг солнца презентация

 

Смена дня и ночи

 Земля: смена дня и ночи  

Источники информации:

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Интегрированный урок (окружающий мир + астрономия) по теме «Планеты Солнечной системы»

Разделы: Начальная школа

Цель: познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, их особенностями, историей возникновения их названия.

Задачи:

Образовательные:

  • Актуализировать и систематизировать имеющиеся у учащихся знания о Солнечной системе.
  • Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес
  • Развивать мышление, память, внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в коллективе.
  • Воспитывать интерес к урокам окружающего мира.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация “Планеты Солнечной системы” , учебник “Окружающий мир 4 класс”.

Ход урока

I Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

учитель начальных классов (слайд 2 см. Приложение1)

- Ребята, давайте вспомним, что мы узнали на прошлом уроке.

Солнце – ближайшая к Земле (звезда)

Это огромное (раскалённое) космическое тело.

Солнце имеет форму (шара).

Диаметр Солнца в (109) раз больше диаметра земли.

Масса Солнца в (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты.

Расстояние от Земли до Солнца - (150 миллионов) километров.

Температура на поверхности Солнца - (6 тысяч) градусов, а в его центре - (15-20 миллионов) градусов.

III. Постановка целей урока.

- Мы продолжаем разговор о Вселенной и планетах Солнечной системы.

В пространстве космическом воздуха нет И кружат там девять различных планет. А Солнце — звезда в самом центре системы, И притяжением связаны все мы.

Солнце-светило клокочет вулканом, Бурлит, как кипящий котел, непрестанно, Протуберанцы взлетают фонтаном, Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

Солнце-звезда преогромнейший шар Свет излучает, как будто пожар. Ну а планеты тот свет отражают, Солнце-светило они обожают!

Много планет вокруг Солнца летают. Может быть, люди на них обитают?

- Больше узнать о планетах нам поможет учитель астрономии Савченко Марина Владимировна.

IV. Изучение новой темы . 

учитель астрономии - Сегодня мы поговорим о том, какое место планеты занимают в Солнечной системе. Любопытный взор человека всегда устремлялся в космическое пространство, видел там множество звёзд.

учитель начальных классов слайд №3 (см. Приложение 1) - Освоение космического пространства началось 4 октября 1957 года, когда в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли.

слайд №4 (см. Приложение 1) - 12 апреля 1961 года первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин облетел Землю на космическом корабле “Восток”.

учитель астрономии слайд №5 (см. Приложение 1) - Большинство планет можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Они кажутся яркими звездами. Давайте вспомним название и расположение планет (На сладе изображены планеты, при нажатии появляется название планеты).

- Ребята, обратите внимание: какие необычные имена.

- Слышали ли вы такие имена? Где?

- А вы думаете, почему планеты так назвали?

- Сегодня на уроке вы узнаете много интересного о планетах. Давайте начнём с ближайшей к Солнцу планеты – Меркурии.

Слайд №6 (см. Приложение 1) – Меркурий – самая маленькая планета. Её диаметр 4880 км. Поверхность Меркурия покрыта кратерами. Эти кратеры образовались в результате столкновений с астероидами и кометами.  У Меркурия нет атмосферы. Планета Меркурий слишком мала и имеет малую силу тяжести, чтобы удерживать атмосферу. Любой газ, выделяющийся из планеты быстро уходит в космос. Кроме того, Меркурий расположен настолько близко к Солнцу, что любая атмосфера быстро сдувается солнечными ветрами. Одни сутки  равны 58,65 земных суток. Температура на Меркурии достигает +480 градусов.

учитель начальных классов слайд №7 (см. Приложение 1) –

Жара нестерпима! Изжарит в котлету! Повернута к Солнцу одной стороной, С другой — страшный холод и мертвый покой. В честь бога торговли имеет названье, Да нет атмосферы — вот наказанье! Поверхность избили метеориты, И жизни там нет — все были убиты!

- Своё название планета получила в честь римского бога Меркурия, за то, что движется по небу быстрее всех других планет. Бог Меркурий заслужил любовь и уважение людей трудолюбием, справедливостью и тем, что никогда не вмешивался в ссоры. В римской мифологии бог торговли, прибыли и обогащения, покровитель путешественников. В последних веках прошлой эры римляне считали Меркурия покровителем ремесел, искусств, таинственных учений, магии и астрологии.

Слайд №8 (см. Приложение 1)

– Окутана дымкой туманов и снов, Планета любви и суровых ветров, Взойдет величаво она на заре, О, как ты прекрасна Богиня-Любовь.

- Венера, в римской мифологии богиня садов, красоты и любви. Венеру награждали такими эпитетами, как милостивая, очищающая.

учитель астрономии слайд №9 (см. Приложение 1) - Поскольку эта планета находится близко к Солнцу и также относительно близко к Земле, то видна наблюдателям на Земле в поздний вечер или в раннее утренние часы, потому что светит очень ярко. За это эту планету часто

называют утренней и вечерней звездой. Имеет собственную атмосферу. В глубокой древности Венера, как полагают, настолько разогрелась, что подобные земным океаны, которыми, как считается, она обладала, полностью испарились. Были обнаружены множество вулканов и гор, которые имеют разломы.

Венера считается сестрой Земли. Она имеет вулканы, горы и песок, как и Земля. Однако, если они и близнецы, то Венера является злым близнецом. Венера — это смертельный мир, где температура поверхности достаточно горяча, чтобы приготовить еду в считанные минуты. Там нет мест, где вы бы смогли спрятаться от этой изнуряющей жары. Ни одно живое существо никогда не сможет выжить на Венере.

Особый интерес для науки представляли наблюдения “явления Венеры на Солнце”, которые сделал М. В. Ломоносов 6 июня 1761 года. Это прохождение наблюдалось во всём мире, но только Ломоносов обратил внимание на то, что при соприкосновении Венеры с диском Солнца вокруг планеты возникло “тонкое, как волос, сияние”. Его принято называть “Короной Венеры”.

слайд №10 (см. Приложение 1) - Что мы знаем о планете Земля?

- Какая она, наша планета? Космонавты с любовью называют Землю “Голубая планета”. Почему?

- На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.

- Почему Землю ещё называют “Планета-сад?”

- Земля является самой большой из всех планет земной группы. Её диаметр равен 12740 км. Около 30% поверхности Земли покрыто сушей, в то время как 70% покрыто океанами. Ученые используют Землю для изучения всех других планет. Так как ни один человек никогда не посещал другую планету, мы должны использовать то, что мы знаем о Земле, и пытаться угадать, что может быть на других планетах. Наша планета является оазисом жизни в  безжизненной Вселенной. Температура Земли, погода, атмосфера и многое другое являются основными факторами для жизни. Земля имеет единственный спутник – Луна.

учитель начальных классов слайд №11 (см. Приложение 1) –

Верный спутник, ночей украшенье, Дополнительное освещенье. Мы, конечно, признаться должны: Было б скучно Земле без Луны!

- Земля в международном обозначении её как планеты так вовсе даже не называется. Её официальное название – Терра (Terra, Tellus...) . А вот мы сами называем нашу планету Землей. Почему так? Дело в том, что когда-то люди не знали ничего о планетах и искренне считали, что наша Земля – плоская. Варианты человеческих представлений были разными. Одни считали, что Земля – это диск, который удерживают три слона. Другие – что это плоское тело, расположенное на панцире морской черепахи, стоящей в воде. Или даже что ее переносит по океану с места на место огромный кит, но форма места своего обитания в верованиях разных народов разных времен оставалась неизменной: плоская, тонкая, широкая и... низкая. А в общеславянской группе языков корень слова Земля означает следующее: “низ”, “пол”, “внизу”, “почва”, “земля”. То есть, если люди представляли нашу планету как огромный “земельный блин”, то соответственно, именно так ее и называли, в значении: “земля внизу”, “почва под ногами”, “плоская низкая тарелка”. По-английски Земля – это Earth. Значение слова erda – “грунт”, “почва”. И, кстати, именно английское название нашей планеты было самобытным с пятнадцатого века. Остальные же специалисты пользовались для называния этого небесного тела понятиями Древнего Рима и Греции.

учитель астрономии слайд №12 (см. Приложение 1) - Вы знаете, что Марс называют Красная планета? Хотите знать почему? Это потому, что поверхность Марса красная. Если бы вы стояли на поверхности Марса, вы бы увидели красную землю  вокруг. Марс имеет самые высокие горы и самые глубокие каньоны в Солнечной Системе. Марс имеет также самый большой вулкан в Солнечной системе – Олимп, который почти в 3 раза больше, чем гора Эверест. У Марса есть два спутника: Деймос и Фобос.

Учитель начальных классов слайд №13 (см. Приложение 1)

Марс красноватый на Землю глядит, Многих смущает его внешний вид. Имя имеет в честь бога войны, И охранять его вроде должны Фобос и Деймос (как ужас и страх). Эти названья у всех на устах. Спутники это родные его — Камни большие и только всего.

В здешних “морях” нет ни капли воды. Может, помогут полярные льды?

Шапки полярные есть изо льда, Только из них не струится вода. Лед это, видно, совсем не простой. Нет в нем воды, говорят, лед сухой.

“Каналы” на Марсе — пропасти, рвы. Если упасть, не сносить головы! Может, то русло высохших рек? Вряд ли их создал простой человек!

Климат на Марсе засушлив, суров. Трудно дышать, хоть зови докторов! Слишком его атмосфера легка. Жизни на нем не нашли мы пока.

За Марсом находится пояс камней, Но вряд ли найдется на них мир людей

- Марс, в римской мифологии бог войны. В древности он считался богом плодородия и растительности, но постепенно приобрел воинственный характер. Греческий бог Фобос — страх и греческий бог Деймос — ужас, сопровождали в бой отца Ареса — бога войны. Арес, у римлян он был известен как Марс.

- Физминутка (повторение космических тел, показ траектории движения).

учитель астрономии слайд №14 (см. Приложение 1) - Земля может поместиться внутри Юпитера 1000 раз. Самая большая планета – Юпитер (в 11 раз больше Земли, а масса в 318 раз больше массы Земли). Температура близка к – 130 градусам. Юпитер является бушующей планетой. Существуют бури, которые простираются по всей атмосфере, и большинство из бурь, кажется, никогда не закончатся. Множество различных облачных образований и штормов в атмосфере Юпитера делают планету очень красочной. На Юпитере уже 300 лет бушует гигантский шторм. Юпитер считается газовым гигантом, потому что он не имеет твердой поверхности.

- Знаете ли вы, дети , что у Юпитера есть кольца? Их можно различить только на фоне Солнца. Это потому, что свет от Солнца подсвечивает их для нас.

учитель начальных классов слайд №15 (см. Приложение 1) -

Юпитер — царь планет! В тельняшке облаков Вращаться не спешит — уж нрав его таков! Двенадцать на Земле, а здесь лишь год пройдет! Уж очень он тяжел и медленно плывет.

А на груди его есть “красное пятно”. Откуда появилось? Пока не решено! А если б мы с тобой вдруг оказались там, То весил бы ты там полсотни килограмм! А наступить ногой так просто невозможно, Ведь жидкая планета, и утонуть в ней можно!

- Юпитер, в римской мифологии всемогущий бог неба, царь богов. Юпитер почитался как верховное божество, повелитель грома и молний. Он был аналогичен греческому громовержцу Зевсу, и все мифы о Зевсе были отнесены и к римскому богу.

слайд №16 (см. Приложение 1) В римской мифологии Кронос (Хроос - "время") известен как Сатурн - символ неумолимого времени. Сатурн был римским богом земледелия. Греки называли его Кроносом. Он являлся сыном Урана и отцом Юпитера (Зевса). Сатурн сверг своего отца, чтобы стать царем богов, но затем был свергнут своим сыном – Юпитером (Зевсом).

- У каждой планеты есть что-то своё, Что ярче всего отличает её. Сатурн непременно узнаешь в лицо —

Его окружает большое кольцо Оно не сплошное, из разных полос. Учёные вот как решили вопрос: Когда-то давно там замёрзла вода, И кольца Сатурна из снега и льда.

учитель астрономии слайд №17 (см. Приложение 1) - Сатурн- вторая по величине планета в нашей Солнечной системе, и он также является газовым гигантом, как Юпитер. Температура приближается к – 170 градусам. Он состоит в большой своей части из водорода и гелия, которые являются самыми легкими элементами во Вселенной и таким образом делают Сатурн самой легкой планетой, которую мы знаем. Ученые полагают, что Сатурн, если бы мог,   плавал бы в воде, так как водород и гелий, которые составляют всю планету, легче воды. Сатурн является самой дальней планетой, которую можно увидеть с Земли без телескопа.

Сатурн является самой известной планетой благодаря его кольцам. Однако, это не единственная планета с кольцами. Юпитер, Уран и Нептун также имеют свои кольца. Самый известный из спутников Сатурна, Титан. Титан больше, чем планета Меркурий.

учитель начальных классов слайд №18 (см. Приложение 1) - В мифологии Уран был Господом неба и мужем Земли. Он также был царем богов, пока не был свергнут своим сыном Сатурном.

учитель астрономии слайд №19 (см. Приложение 1) - Уран является газовым гигантом. Уран вращается в обратную сторону, нежели другие планеты. Считается, что давным-давно очень большой объект врезался в эту планету. Столкновение было настолько мощным, что оно полностью изменило направление вращения планеты Уран. Уран очень холодная планета. Не зря он был назван “ледяным гигантом”. Температура – 224 градуса. Ученые полагают, что на поверхности Урана может быть огромный океан. Уран имеет кольца. Кольца Урана состоят из частиц пыли и больших камней. Уран имеет 27 спутников.

слайд №20 (см Приложение 1) - На протяжении многих сотен лет люди не знали о существовании планеты Нептун. Она была обнаружена в 1846 году. Нептун является самым маленьким из четырех газовых гигантов в нашей Солнечной системе. Никакая другая планета в Солнечной системе не имеет ветров, столь же сильных, как на Нептуне. Нептун имеет шесть колец, вокруг планеты. Нептун имеет 13 спутников, которые мы знаем.

учитель начальных классов слайд №21 (см Приложение 1) - Нептун - один из самых древних богов римского пантеона. Его связывали с водой. В основном Нептуна почитали люди, которые так или иначе были связаны с морем: мореходы, торговцы, рыбаки.

Сначала, Нептун был только богом воды, но позже стал богом всех морей, по ассоциации с греческим богом Посейдоном.

- Мы с вами назвали все планеты. Какая планета каждому из вас понравилась больше всего? Чем? (ответы детей)

слайд №22 (см Приложение 1) - А вы заметили, что все планеты имеют разный цвет? Давайте раскрасим планеты на схеме (вызываются учащиеся к интерактивной доске, у всех на столе карточки).

– Во время рассказа вы не раз слышали такие слова, как планеты земной группы и газовые гиганты. А что же это такое?

учитель астрономии слайд № 23 (см. Приложение 1) - По своим физическим характеристикам планеты делятся на две группы – планеты земной группы и планеты – гиганты. Планеты земной группы– самые близкие к Солнцу планеты. Это твёрдые планеты, они обладают высокой плотностью. Они имеют небольшие размеры.

слайд № 24 (см Приложение 1) - Планеты Гиганты располагаются за поясом Астероидов.

- Прослушайте песенку про Планеты Солнечной системы. (см. Приложение 2)

V. Обобщение полученных знаний. Подведение итогов.

  1. Как называется наша галактика?
  2. Сколько планет в Солнечной системе и как они расположены по отношению к Солнцу?
  3. Какие планеты “соседи” Земли?
  4. Какая самая большая планета Солнечной системы?
  5. Какая самая маленькая планета Солнечной системы?

VI. Домашнее задание

Cтр. 9-15 отвечать на вопросы, вылепить из пластилина модели планет.

Литература.

  1. Парамонова Ж. Стихотворение “Планеты Солнечной системы”
  2. Студия "Паром", песня с диска "Все на свете интересно!" “Солнечные планеты”

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок окружающего мира по теме "Планеты Солнечной системы". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (832,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить учащихся с планетами Солнечной системы.

Задачи:

Образовательные:

  • Актуализировать и систематизировать имеющиеся у учащихся знания о Солнечной системе.
  • Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы.
  • Познакомить учащихся с явлением смены дня и ночи.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес
  • Развивать мышление, память, внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в коллективе.
  • Воспитывать интерес к урокам окружающего мира.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация “Планеты Солнечной системы” , учебник “Окружающий мир. 4 класс”, глобус, доска, пластилин.

Ход урока

1. Орг. момент.

Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

Беседа с учащимися.

- Ребята, знаете ли вы, как называется наша планета.

- А где находится наша планета?

- А какие еще планеты вы знаете?

3. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с планетами Солнечной системы.

Слайд 1.

4. Сообщение нового материала.

Слайд 2.

- Посмотрите на слайд и скажите, какие планеты входят в состав Солнечной системы?

- В каком порядке они расположены?

- Какой по счету является Земля?

Большинство планет можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Они кажутся яркими звездами. Но надо помнить, что планеты не испускают своего собственного света. Они лишь отражают свет Солнца.

Сравнение размеров планет Солнечной системы.

Земля - сравнительно небольшая планета. Ее диаметр = 12 740 км. Самая большая планета – Юпитер. Самая маленькая – Плутон.

Слайд 3. У большинства планет есть спутники. У Земли только один спутник – Луна. У Марса два спутника, у Сатурна – тридцать.

Слайд 4. Ученые астрономы изучают планеты с помощью мощных телескопов и автоматических межпланетных станций.

Слайд 5. Первым человеком, спустившимся на лунную поверхность, был американский астронавт Нил Армстронг.

Слайд 6. Рассмотрим картинку. Давайте попробуем описать явление смены дня и ночи.

Земля постоянно вращается вокруг воображаемой линии - земной оси. Вращается Земля С запада на восток. Полный оборот она совершает за сутки. Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освещена – день. На противоположной – ночь.

Слайд 7. Одновременно Земля движется вокруг Солнца. Время подобного оборота вокруг Солнца равно одному году.

5. Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики

“Планеты солнечной системы”

Ребенок – солнце, в центре круг выполняет движения вместе с другими детьми.

Хоровод планеты водят   - дети взявшись за руки идут по кругуВ вышине на небосводе    - руки поднять вверхЗаключили Солнце в круг  - взялись за рукиИ летят за другом друг     - легкий бег по кругу

По порядку все планеты назовет любой из нас

Меркурий – раз, Венера – два, Три – Земля, Четыре – Марс, Пять - Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, Восьмой – Нептун, Девять – дальше всех – Плутон.

6. Закрепление изученного материала.

Слайд 8. Назови планеты Солнечной системы.

Задание с сигнальными карточками.

Если утверждения верны, то поднимите зеленую карточку, если нет – то красную.

- У Земли 30 спутников.

- Марс – самая большая планета.

- Все планеты движутся вокруг Солнца.

- Спутник Земли – Луна.

Вылепи из пластилина модели планет. Покажи при этом, что все планеты имеют разные размеры. Расположи модели планет на картонке в порядке их удаления от Солнца. Подпиши названия планет.

7. Итог урока.

  • Выставление оценок.
  • Домашнее задание. Стр. 9-15.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Планеты Солнечной системы-1

Техника: Аппликация из пластилина (+ обратная)

Начался учебный год... И снова без творчества не проходит ни один урок. Тема урока по окружающему миру в 4 классе - "Планеты..."

Аппликация из пластилина (+ обратная) Автор: М. Елена ~ Приму любые комментарии Источник: Страна Мастеров

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Аппликация из пластилина Аппликация из пластилина

Категория:

Техника: Аппликация из пластилина (+ обратная) Вот такую открыточку мы делали на 8 марта бабушке с сыном когда ему было 4,5 года Аппликация из пластилина (+ обратная) Автор: Lusika Источник: Страна Мастеров

И снова пластилин И снова пластилин

Категория:

Техника: Аппликация из пластилина (+ обратная) Работа сделана Даней год назад. Аппликация из пластилина (+ обратная) Автор: gala58 Источник: Страна Мастеров

Картинки из пластилина Картинки из пластилина

Категория:

Техника: Аппликация из пластилина (+ обратная) 1. Сегодня со студийцами осваивали новую для нас технику - обратную аппликацию из пластилина. Детворе очень понравилось. Единственная проблема - где брать прозрачные крышки в большом количестве. 2. 3. 4. Большое спасибо Татьяне Просняковой за идею

Обратная аппликация-1 Обратная аппликация-1

Категория:

Техника: Аппликация из пластилина (+ обратная) моя первая работа в этой технике Аппликация из пластилина (+ обратная) Автор: алексей ~ Мне нужно больше критики, только так я могу совершенствоваться, прошу мне не льстить Источник: Страна Мастеров

Обратная аппликация Обратная аппликация

Категория:

Техника: Аппликация из пластилина (+ обратная) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Познакомилась с книгой Т.Н. Просняковой "Кошки". Очень интересные работы,особенно, из пластилина . Попробовала со своими учениками. Вот что получилось. Аппликация из пластилина (+ обратная) Автор: Серафима28

Планеты Солнечной системы Планеты Солнечной системы

Категория:

Техника: 1. 2. На мой взгляд, очень подходящей для многослойных открыток оказалась тема Космоса... Для изготовления открытки понадобились: поделочный картон, вырезанные "планеты", гель с блестками... Размер открытки - половина листа формата А4. 3. 4. Автор: julyday Источник: Страна

Работы из пластилина Работы из пластилина

Категория:

Техника: Аппликация из пластилина (+ обратная) 1. Яблоневый сад в цвету. 2. Лесная поляна. 3. Цып, цып, цып мои цыплятки. 4. Весенний букет. Аппликация из пластилина (+ обратная) Автор: Беленькая ~ Приму любые комментарии Источник: Страна Мастеров

masterclassy.masterpodelok.com