Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Рисование геометрического орнамента в квадрате (по образцу). Нарисовать орнамент геометрический


Как нарисовать геометрический орнамент в Adobe Illustrator ~ Записки микростокового иллюстратора

Всем привет! Сегодня мы будем рисовать простой геометрический орнамент. Из этого урока вы узнаете, что в иллюстраторе есть масса чертёжных возможностей. Именно с помощью них мы будем строить орнамент. Да, непосредственно рисованием тут особо и не пахнет. Только строгий расчёт и точность.

Новый документ лучше создать в горизонтальной ориентации, единицы измерения установить px. Орнамент мы будем строить на обводках, поэтому перед началом работы убедитесь, что заливка у вас выключена, а включена только обводка.

Возьмите инструмент Line Segment Tool (\), и сделайте им левый клик в любой части рабочего пространства. Появится окошко с опциями. Там нужно ввести длину линии в 50 px и угол 90 градусов.

Для полученной линии настраиваем обводку через панель Stroke. Делаем её немного потолще, я установил 3 pt. И включим скругление для концов и углов.

Затем нам понадобится инструмент Rotate Tool (R). Возьмите его, зажмите и удерживайте Alt, и сделайте левый клик в нижнюю точку линии. В эту точку переместится центр вращения, и появятся опции. Устанавливаем угол вращения 60 градусов и нажимаем Copy, чтобы скопировать линию при вращении.

Строим ещё одну вертикальную линию с помощью Line Segment Tool (\). Делаем левый клик в крайнюю точку скопированной линии и заказываем линию с такими же параметрами.

Теперь выделим нижнюю линию, сделаем правый клик > Transform > Move (Shift+Ctrl+M), введём смещение на 50 px вверх, и нажмём Copy для копирования объекта.

У нас получился ромбик, и теперь можно его отражать. Выделите все 4 линии, это удобно сделать с помощью Ctrl+A. Возьмите инструмент Reflect Tool (O), зажмите и удерживайте Alt, и сделайте левый клик по правой стороне ромбика. Появятся опции, выберите там отражение относительно вертикальной оси и нажмите Copy, чтобы скопировать ромбик.

Теперь это похоже на что-то вроде раскрытой книги. Продолжаем отражать. Выделите две линии, которые образуют угол сверху книги. Опять берём Reflect Tool (O), удерживаем Alt, и в этот раз делаем левый клик по точке справа сверху. В опциях отражения устанавливаем Horizontal и нажимаем Copy. Таким образом две линии копируются наверх, завершая фигуру. Получился куб.

Выделите все линии, кроме тех двух, что мы только что скопировали наверх. Пришло время всё это повращать через Rotate Tool (R). Возьмите этот инструмент, зажмите и удерживайте Alt, и сделайте левый клик в центральную нижнюю точку куба. Появятся опции вращения, вводим угол 120 и нажимаем Copy.

После первого поворота, не снимая выделения, сразу же нажимаем Ctrl+D, чтобы повторить трансформацию. И получаем вторую копию с поворотом ещё на 120 градусов.

Продолжаем вращать. Берём две верхние линии, которые мы не трогали в прошлом шаге. Опять инструментом Rotate Tool (R) с зажатым Alt ставим центр вращения, и в опциях выставляем 60 градусов. Нажимаем Copy, и получаем первую копию с поворотом.

И сразу же после первого поворота, не снимая выделения с линий, нажимаем Ctrl+D. Нажать нужно будет 4 раза, чтобы закончить узор.

Узор готов, нужно только его повернуть ещё немного. Выделяем всё Ctrl+A. Делаем правый клик > Transform > Rotate. В опциях ставим угол 30 градусов и нажимаем OK.

Дальше узор можно оформить на свой вкус, либо добавить в качестве декоративного элемента в дизайн.

Как видите, в иллюстраторе можно очень точно чертить самые разные геометрические орнаменты. Главное, грамотно спроектировать их построение.

Роман aka dacascas специально для блога Записки микростокового иллюстратора

Уроки Adobe Illustrator через SkypeЧитать дальше...

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить ничего нового:
Предлагаю ознакомиться с аналогичными статьями:

anna-volkova.blogspot.com

Геометрический орнамент | Bigital.ru

Татьяна Подосенина (С.-Петербург)

Мы с вами научились пользоваться кистью, ластиком, заливками и специальными эффектами редактора NeoPaint. Сегодня будем осваивать графические примитивы (прямоугольник),  «резиновые» линии и зеркальное отображение фрагмента рисунка. Рисовать будем геометрический орнамент.

Любили ли вы в детстве смотреть  калейдоскоп? Это — такая замечательная трубочка с разноцветными стеклышками и зеркалами, в которой складываются диковинные узоры, если ее осторожно повертеть. И никогда не знаешь заранее, какой узор получится.

То же самое — с созданием орнаментов в графических редакторах, если использовать возможность зеркального отображения. Рисуешь вроде как  примитивнейшие линии, используешь заливку цветами, не мудрствуя лукаво, а в результате… — маленькое чудо!

Итак, приступим.

Сначала попробуем изобразить на экране квадрат. Инструмент «прямоугольник» легко находим в панели инструментов, «выбираем» его, нажатием левой кнопки «мыши» и «растягиваем» прямоугольник на экране, придерживая левую кнопку «мыши», затем эту кнопку отпускаем. Ничего хорошего пока не получилось — синий прямоугольник, и что? Это потому, что мы не выбрали заранее цвет, а синий и черный цвета, которые мы видим под панелью инструментов в самом левом углу, редактор выбирает изначально по умолчанию.

Выберем желаемые цвета. Левой кнопкой «мыши» выберем цвет заливки прямоугольника, а правой — цвет контура прямоугольника. Получается? Сделайте несколько прямоугольников, чтобы убедиться в освоении навыка выбора цвета. А теперь зафиксируйте на экране квадрат, у которого контур — черного цвета, а внутренне пространство — белого. Именно квадрат, а не прямоугольник, зачем  так — увидите по ходу создания орнамента. Ширину линии обводки возьмем равной двум (Line Width = 2).

Геометрический орнамент имеет в своей структуре геометрические элементы (линию, точку, квадрат, круг, треугольник, и т.д.) Поэтому приступим к освоению «резиновой линии». «Резиновой» она названа потому, что тянется как резина: ее можно удлинять, укорачивать и разворачивать в разные стороны. Попробовали, и ничего не получилось? Это потому, что вы цвет не выбрали, а после установки квадрата у вас в левой части прямоугольника, отображающего активные цвета, был установлен белый цвет. Рисовать белым по белому, как вы понимаете, еще никому не удавалось… Выберем желаемый цвет и поэкспериментируем с линией.

Теперь будем фиксировать произвольные линии в изображенном нами квадрате. Для того чтобы создался эффект калейдоскопа, нужно линии располагать по диагонали квадрата или близко к тому. В любом случае эффектнее всего наша картинка получится тогда, когда мы будем устанавливать линии от нижнего левого угла квадрата по направлению к правому верхнему.

BIGITALRU_11

Самое время вспомнить, что геометрический орнамент может содержать в своей структуре и геометрические фигуры. Возьмем графический примитив «овал». Фиксируется он на экране по тому же принципу, что и прямоугольник. По своему вкусу нарисуйте несколько кругов в квадрате, располагая их произвольно. В сущности, даже если мы закрасим наш немудреный рисунок, и зеркально его отобразим, то уже получится интересный орнамент в зеркальном отображении. Но! У нас еще есть одна «резиновая линия», более замысловатая. Нажмите на маленький треугольник, расположенный в правом нижнем углу на иконке инструмента, и в появившемся меню выберите волнистую линию. Вот здесь-то мы и насладимся! Зафиксировав линию, мы увидим четыре маленьких прямоугольника, передвигая которые мы можем менять форму кривой, удлинять ее или укорачивать. Когда линия приняла желаемую форму, нажмем «ОК» в открывшемся меню.

BIGITALRU_22

Таким способом зафиксируем в нашем квадрате несколько кривых, соблюдая тот же принцип: направление — от нижнего левого угла — к правому верхнему. Теперь воспользуемся заливкой, чтобы закрасить квадрат. Заливку можно выбирать по вкусу: сплошную, или градиентную, направление градиентной заливки, как и цвета заливки, также выбираем сообразно своим предпочтениям.

 

Приступим к зеркальному отображению рисунка. Для этого в панели инструментов выберем ножницы с профилем квадрата и нанесем это профиль на наш рисунок. Когда появился бегущий контур, мы можем, для начала, изменить размер квадрата так, чтобы на экране редактора у нас поместилось 4 таких квадрата. Нарисованный мною фрагмент необходимо явно уменьшить, что я и сделаю, переместив курсор в любой из маленьких квадратиков на бегущей сетке. Появилась рука с пальцем. С помощью левой кнопки «мыши» мы передвигаем палец, тем самым меняя размеры и форму выделенного фрагмента. Нам хотелось бы сохранить форму квадрата, но при этом уменьшить его размеры, поэтому передвигаем палец по диагонали нарисованного квадрата.

BIGITALRU_33

На уменьшенный квадрат снова «наденем» ножницами бегущую рамочку и зафиксируем квадрат дважды, для чего нажмем клавишу «Ctrl» и перенесем выделенный рамочкой квадрат по экрану, нажав левую кнопку «мыши». Перенесенный квадрат не теряет свою бегущую рамку, и мы можем отобразить его горизонтально, выбрав в меню Picture опцию Flip — Horizontal. Квадрат зеркально отобразился по горизонтали, но бегущая рамка сохранилась. Мы можем соединить два квадрата, введя курсор в бегущую рамку и передвинув квадрат с рамкой по экрану. Теперь полученный рисунок из двух квадратов отобразим зеркально по вертикали. Для этого проделаем описанную процедуру с рамкой и меню Picture, но уже выбрав Flip — Vertical. Орнамент готов!

Можно сделать его более экзотичным, воспользовавшись эффектами, которыми мы уже умеем пользоваться в меню Picture > Special Effects.

bigital.ru

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате

Тема: Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

Цель: учить выполнять геометрический орнамент в квадрате.

Задачи:

  1. Образовательные. Совершенствовать умения последовательно выполнять  построение сложного геометрического  орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета. Уточнение и расширение представлений о назначении и применении орнамента.

  2. Коррекционно-развивающие. Развивать умения чередовать элементы узора, развивать зрительное восприятие, память, произвольное внимание, графомоторные навыки,

  3. Воспитательные.  Воспитывать усидчивость, художественный вкус, интерес к рисованию и изобразительной деятельности.

Оборудование: технологическая карта, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, тетрадь для рисования.

Ход урока:

1. Орг.момент.

   - Ребята, проверьте,  все ли у вас готово к уроку рисования? (Карандаши, ластик, альбомный лист.) Садитесь.

2.Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем рисовать  орнамент. 

- Где можно увидеть орнамент?( На обоях, на скатертях, на салфетках, на посуде, на одежде, на шкатулках .) Для чего люди стали наносить орнаменты на предметы? ( Для того, чтобы предметы были более красивыми.)

- Итак, орнамент придает предметам нарядный, праздничный вид.

- Скажите, а какие бывают орнаменты? (Геометрические и растительные.) 

- Рассмотрим образец, который нам  предстоит сегодня рисовать.  Определите, какой это орнамент? (Геометрический.)

-Почему?  ( Он состоит из геометрических фигур.)

- Этот орнамент можно использовать для украшения крышки коробки, изготовленной на уроке труда. Такой же узор можно вырезать на шкатулке тот, кто занимается резьбой по дереву.  

- Это сложный орнамент.  Отгадав загадку, вы узнаете с помощью какой геометрической фигуры его можно  нарисовать на  бумаге.

Он давно знакомый мой.Каждый угол в нем прямой.Все четыре стороныОдинаковой длины.Вам его представить рад,А зовут его?..... Квадрат!

- Итак,  тема урока : рисование  с образца  геометрического орнамента в квадрате.  Сегодня  вы будете  продолжать учиться правильно по образцу  выполнять построение геометрического орнамента и правильно раскрашивать рисунок цветными карандашами.

3.Работа по теме урока.

а) Анализ объекта.

-Давайте рассмотрим этот орнамент более внимательно. Урок № 16

- На что похож орнамент? ( На снежинку.)

- Сколько частей в орнаменте?  (8 частей) .

- Какую форму имеют эти части? (Форму четырехугольника)  

- Какого цвета элементы орнамента?

б) Последовательность выполнения орнамента.

- А теперь послушайте и посмотрите  внимательно порядок выполнения рисунка.

  • - Посередине листа чертим квадрат. Не забываем, что у квадрата все стороны одинаковые.

  • Отметим середину каждой стороны квадрата. Соединим верхнюю сторону с нижней, левую с правой. Получили 4 квадрата.

  • Отметим середины сторон в каждом полученном квадрате. Соединим их. Получили 16 квадратиков.

  • Сотрите углы большого квадрата, проведите по одной диагонали  в маленьких внешних квадратах так, чтобы получились уголки, которые «смотрят» в центр большого квадрата.

  • Через центр внутреннего квадрата проводятся диагонали, а все вспомогательные линии стираются.

  • Раскрасить орнамент нужно в два цвета, которые сочетаются между собой.   Вспомним правила раскрашивания. Раскрашиваем  в одном направлении, начиная от линии рисунка, двигаясь к середине.

Физминутка.

4.Самостоятельная работа.

а) Повторить последовательность выполнения орнамента (по технологической карте)

б) Выполнение орнамента.

в) Раскрашивание орнамента.

5.Выставка работ уч-ся. Оценки.

6.Итог урока.

- Что мы рисовали сегодня на уроке? В какой геометрической фигуре  строили орнамент?

- Из каких геометрических фигур составлен орнамент? Какого цвета элементы орнамента?

- Рефлексия.

-Ребята, вам  интересно было  на уроке? Кому  было легко  и понятно? Кому было трудно? Что вызывает больше трудностей -  рисовать или раскрашивать? Но все вы справились с заданием.  Молодцы!

  • Получилось ли то, что ты хотел?

  • Что получилось особенно удачно?

  • Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?

  • Можешь ли ты сам назвать свои ошибки?

  • Почему ты их совершил?

  • На что обратить внимание, что сделать, чтобы их не было?

  • Чему вы сегодня научились?

  • Что вы узнали для себя нового?

  • Довольны ли вы своей работой?

multiurok.ru

Рисование геометрического орнамента в квадрате (по образцу)

Конспект урока ИЗО в 3 классе С(К)ОШИ VIII вида на тему:

Рисование геометрического орнамента в квадрате (по образцу)

Разработала: учитель начальных классов

Тычкова О.А.

Тема урока: Рисование геометрического орнамента в квадрате (по образцу)

3 класс

Цель урока: Расширение знаний учащихся о разнообразии и красоте узоров и орнаментов.

Задачи урока:

Образовательная:

- формирование знаний о широте применения орнамента в повседневной жизни;

- совершенствование умений соблюдать правила и последовательность выполнения симметричного геометрического орнамента;

Коррекционная:

- развитие и коррекция зрительного внимания и памяти, речи, творческого воображения, пространственного ориентирования, мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, глазомера, графических навыков, восприятия цвета путем выполнения коррекционно-развивающих заданий, упражнений и практической работы;

Воспитательная:

- воспитание эстетических чувств и положительной мотивации к изучаемому предмету;

Оборудование: развивающие задания, термины, раздаточный материал, ИКТ, художественные инструменты, материалы и принадлежности, музыкальный ряд, образцы узоров и орнаментов.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Примечания

1.Оргмомент

- Приветствие, установка рабочей дисциплины, организация рабочего места.

- Я приветствую вас на уроке изобразительного искусства. Садитесь. Положите руки на парту и выпрямите спинки.

Стоя приветствуют учителя. Садятся за парты.

2. Коррекционно-развивающая минутка

1) Перед тем, как приступить к объяснению, я предлагаю вам поиграть с буквами. Перед вами лежит набор букв. Выберите, пожалуйста, ту букву, на которую начинается ваше полное имя.

МСАДНЭМЕ + О (буква учителя))

- Из полученных букв я предлагаю вам составить слова.

САД, СОН, НОС, СОДА

- Из достаточно сложного набора букв вам удалось составить сразу несколько слов.

Молодцы!

2) Продолжим игру с буквами. На этих листочках зашифрованы слова, которые

необходимо прочитать (подсказки – это ваши принадлежности, которые лежат у вас на партах ). Мы повторим как они называются, а заодно и проверим, всё ли у вас готово к уроку.

Карандаш, линейка, ластик, бумага

- Проверьте, все ли эти предметы есть у вас на партах?

Дети выбирают букву на которую начинается их полное имя.

Дети на партах составляют слова

САД, СОН, НОС, СОДА

Индивидуальная работа со слабоусевающими детьми.

У каждого ребенка на парте листочки с зашифрованными словами. Карандаш, линейка, ластик, бумага

3. Выявление имеющихся знаний учащихся.

- А сейчас обратите своё внимание на экран. Я буду показывать вам разные картинки с изображением предметов, которые нас окружают. Вам необходимо их очень внимательно

посмотреть, а затем ответить мне на один вопрос: Что у них общего?

Сл.1 - Здесь изображён один из предметов мебели - кровать, заправленная красивым чёрно-белым покрывалом.

Сл.2 - Это кресло с яркой цветной обивкой.

Сл.3 - Далее, комната с красивыми полосатыми обоями на стене.

Сл.4 - Женское платье, декорированное ажурным кружевом.

Сл.5 - Стены дома, украшенные разноцветной мозаикой.

Сл.6 - Шикарный пол в гостиной.

Сл.7 - Яркие шторы в цветочек на окне.

Сл.8 - Элементы одежды.

Сл.9 - Декоративные подсвечники на стене.

Сл.10 - Красивый кованный лестничный марш.

Сл.11 - Картина с вышивкой на стене.

Сл.12 - Элементы резьбы по дереву в предметах мебели.

Сл.13 - Просмотрев эти изображения, ответьте на вопрос: Что же у них общего?

Сл.14 - Для чего и где в нашей жизни используются узоры и орнаменты?

- Итак, мы выяснили, что узоры и орнаменты окружают нас повсюду и используются для украшения нашей повседневной жизни. Давайте посмотрим по сторонам и скажем, где в

этом кабинете используется орнамент или узор (линолеум, филёнка, потолочная плитка).

Молодцы!

- Ранее вы уже работали с узорами и орнаментами. Выполняли их в круге, в

полосе и т.д. Давайте вспомним, какие два вида орнамента вы уже изучили.

Сл.15 1 )растительный - это орнамент, который состоит из растительных элементов:цветы, листочки, завитки, травинки.

Сл.16 2) геометрический - это орнамент, который состоит из геометрических фигур: КАКИХ ?

- А сейчас я буду вам показывать узоры и орнаменты, а вы будете их называть, но сначала потренируемся в произношении сложного термина…

Сл.17 Ге-о-ме-три-чес-кий (хоровое произношение)

Сл.18 - Какой орнамент оказался лишним?

- А какие орнаменты остались?

- И это не случайно. Ведь геометрический орнамент является сегодня нашим главным

гостем.

Дети просматривают слайды.

- На всех предметах есть узоры и орнаменты.

- Узоры и орнаменты есть повсюду.

- Они используются для украшения посуды, мебели, одежды.

- На линолиуме.

- На потолочной плитке.

- На филенке.

- Растительный.

- Геометрический.

- Кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, ромбов.

Дети произносят хором: Ге-о-ме-три-чес-кий.

- Растительный.

- Геометрические.

Показ слайдов.

Показ слайдов.

-Демонстрация и называние видов орнамента (растительный, геометрический)

- Индивидуальная работа с раздаточным материалом (из набора орнаментов учащимся необходимо выбрать лишний орнамент, который является растительным)

4. Сообщение темы и цели урока, объяснение.

Сл.19 - Тема сегодняшнего урока «Рисование геометрического орнамента в квадрате» (по образцу), но об этом чуть позже. Давайте немного отдохнём.

Физминутка:

ИТАК: мы выяснили, что узоры и орнаменты используются для украшения. Они бывают растительные и геометрические.

Сл.20 - Ребята, у меня на экране появились три слова: сиММетричный,

не сиММетричный, ось сиММетрии.

- Вам знакомы эти слова?

- Они имеют какое-то отношение к нашему уроку? Какое?

Сл.21 - Посмотрите внимательно на эти два узора.

- Скажите какой из них симметричный – справа или слева?

- Как вы это определили?

ИТАК: мы выяснили признаки симметричного узора: равные части по форме, цвету, расположению. И можем смело переходить к следующему этапу нашего урока.

Сл.22 - На экране изображён геометрический орнамент, который нам сегодня предстоит построить. Скажите , он имеет симметричную форму?

- Давайте ознакомимся с последовательностью его построения:

- У каждого из вас на парте лежит лист бумаги. Какой он формы?

1)Проводим диагонали, соединяя противоположные углы квадрата (сколько треугольников

получилось?)

2)Через полученный центр и отмеченные синим цветом точки на сторонах квадрата проводим горизонтальную и вертикальную линии. (сколько теперь получилось треугольников?)

3)Внутри квадрата нам необходимо построить ромб. Для этого мы снова соединяем синие точки, но уже между собой.

4)А теперь нам понадобится линейка не как инструмент для проведения ровных линий, а как измерительный прибор для того, чтобы отложить равные отрезки от тех же синих точек на сторонах ромба (по 3 см) Напоминаю, что отмеряем от нуля.

5)Полученные точки сначала соединяем с углами квадрата, а затем с центром квадрата.

6)Для цветового решения нам понадобятся три основных цвета.

- Какие?

- А почему их называют основными?

7) Штриховка наносится от центра. Штрихи равномерные, не выходят за контуры изображения.

- Скажите, а где и для чего можно использовать данный орнамент?

- Я предлагаю в конце урока собрать все работы в одну композицию . Посмотрим, что у нас получится.

Дети выполняют за учителем зарядку, расслабляющую гимнастику для глаз.

Просмотр слайдов детьми.

- Да, знакомы.

- Имеют.Узоры бывают симметричные и не симметричные.

- Симметричный рисунок расположен справа. Не симметричный – слева.

- У симметричного рисунка обе части равны по форме и цвету.

- Да, имеет.

- Квадратной.

- Четыре.

- Восемь.

- Жёлтый, красный, синий.

Показ слайдов.

Показ учителем на маркерной доске.

5. Практическая работа.

«Рисование геометрического орнамента в квадрате» (по образцу).

- Дети выполняют самостоятельно построение геометрического орнамента.

Повторение каждого этапа работы и совместное с учителем построение сложного.

Индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми.

6. Физминутка.

- Разминаем пальчики.

Дети выполняют гимнастику для пальцев рук вслед за учителем.

7. Продолжение практической работы.

- Выполнение работы в цвете с соблюдением правил симметрии при выборе цвета и направления штрихов.

Дополн. - Дорисуй вторую половину симметричного узора.

Задания - Собери орнамент.

Сл.22 - Сбор общей композиции.

Дети раскрашивают орнамент.

Дети выполняют дополнительное задание.

Музыкальное сопровождение.

Индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми.

8. Подведение итогов урока

- Какие виды узоров и орнаментов знаете? Назовите их?

- Какой орнамент мы с вами сегодня выполняли?

- Где можно использовать узоры и орнаменты?

- Молодцы!

- Сегодня на уроке мы много говорили о разнообразии и красоте узоров и

орнаментов. Они радуют глаз не только в музеях, но и в наших домах, украшая предметы быта. И это не случайно: узоры и орнаменты дают ощущение красоты, гармонии, порядка. Они успокаивают и в то же время поднимают настроение.

- Анализ работы учащихся, выставление оценок.

- Уборка рабочих мест.

- Растительный.

- Геометрический.

- Геометрический.

- Они используются для украшения посуды, мебели, одежды.

- Для украшения всего, что нас окружает.

hello_html_m77496fc3.png

infourok.ru

Волшебство исламского геометрического орнамента

Голландец Эрик Брауг (Eric Broug) – живущий на севере Англии – взял на себя миссию нести традиционный исламский орнамент в мир. Он объясняет, чем его привлек этот вид декоративного искусства, и дает пошаговую инструкцию для рисования узора «звезда».

Что вообще ислам дал человечеству? Всем нам известно, что это алгебра, тригонометрия, оптика, астрономия и многие другие достижения науки и изобретения «золотого века» ислама.

А тот, кто увлекается искусством и дизайном, добавит к этому и потрясающие узоры на мечетях, медресе, дворцах и других мусульманских архитектурных сооружениях по всему миру.

Мусульманские художники и ремесленники по религиозным соображениям не могли изображать людей и животных, возможно, поэтому они довели до совершенства эстетику абстрактного орнамента, мгновенно узнаваемого по повторению чередующихся геометрических фигур.

Математическая элегантность такого рисунка не зависит от его сложности, главное, чтобы он обязательно строился по сетке, нарисованной с помощью линейки и циркуля.

Исламский орнамент основан на принципах греческой геометрии, которая учит, что на основании самой простой формулы мы можем построить впечатляющее множество форм.

Исламский рисунок – это наглядное доказательство того, что даже с элементарными инструментами мы можем получить весьма сложные геометрические формы.

Итак, посмотрим, как это можно сделать.

Данный шаблон представляет собой вписанную в квадрат окружность, разделенную на 12 равных сегментов (это можно сделать при помощи циркуля). Ставим иглу циркуля на каждую из четырех вершин квадрата и рисуем четыре дуги.

Далее вписываем малую окружность и проводим отрезки, как показано на рисунке.

По мере усложнения рисунка имеет смысл выделять пересечения, прежде чем провести линию.

Теперь наш узор начинает обретать форму. Я попытался это проделать: интересно, но довольно утомительно. И поэтому я проникся еще большим уважением к мастерам, жившим тысячу лет назад, у которых не было ни самозатачивающихся карандашей, ни огромных листов высококачественной бумаги, ни принтеров.

Теперь можете использовать красный карандаш.

Красиво. И вот, что у нас получилось.

Эту пошаговую инструкцию разработал Эрик Брауг – современный художник, активно использующий исламский геометрический узор в своей работе.

Эрик – голландец, но живет в Галифаксе, Западный Йоркшир.

«Язык геометрии поистине универсален, на него может инстинктивно полагаться каждый, ─ говорит он. ─ Это такая радость: начать с чистого листа и рисовать линии и круги, пока не получится четкий и красивый рисунок. Этот процесс напрямую связывает с историей прикладного искусства».

В исламском геометрическом орнаменте присутствуют элементы математики, искусства и истории. Дешифровка рисунка, вычленение последовательных шагов, в результате которых он был получен – это похоже на математическую головоломку. А построение нового орнамента требует творческого подхода и знания разных стилей и художественных элементов, которые использовали художники в старину.

Что же привело 48-летнего голландца-христианина к увлечению исламским декоративно-прикладным искусством?

Когда ему было чуть за 20, Эрик изучал ближневосточную политику в одном из амстердамских университетов. Тогда ему случайно попала в руки книга по исламскому искусству. Он был заинтригован. В 2000 году он переселился в Лондон, чтобы изучать исламское прикладное искусство в Королевской школе традиционных искусств. Потом окончил Школу восточных и африканских исследований (SOAS) и получил диплом по истории исламского искусства и архитектуры.

Эрик работает в академическом издательстве, а в свободное время пишет книги, проводит лекции и семинары, берет заказы на изготовление экранов и логотипов и другие работы для клиентов из разных стран.

Почти половина его клиентов – мусульмане. Их не удивляет, что он немусульманин?

«За 20 лет занятий исламским орнаментом меня спрашивали, не мусульманин ли я, всего пару раз. Это неважно. Красивые вещи нравятся всем. Я хочу взаимодействовать с людьми и показывать им красоту и технику исполнения этих орнаментов».

«Моя цель – популяризация этой традиции, чтобы она была доступна каждому, кто в состоянии нарисовать линию и окружность», ─ говорит он.

Эрик делает свои экраны из металла, дерева и плексигласа.

«Мой первый экран был для одной американской дамы из Небраски. Я не считаю, что исламский орнамент универсален и подходит на все случаи жизни. Например, если клиент заказывает экраны для турецкого ресторана, то лучше, чтобы узор был в османском стиле. Какой смысл использовать марокканский орнамент в оформлении турецкого ресторана?».

Точно. А то вдруг это отобьет у вас охоту есть кебаб.

Эрик надеется, что его исследования и практическая работа вдохнут жизнь в будущее исламского орнамента.

«Если говорить о том, что было создано за последние 8-10 веков, то мы можем придумать образовательную стратегию для оживления всего этого в XXI веке, потому что это, опять-таки, область творчества, которая пронизана новизной. Сейчас в области орнамента практически нет новинок – в основном, копирование».

Следующие узоры показывают, как рисунок из частично перекрывающихся шестиугольников можно превратить в двенадцатиугольники.

«Что мне нравится в этих четырех орнаментах, это то, что они показывают процесс творческого мышления художника, ─ говорит он. ─ Вероятно, он спросил себя: ‘Что если заменить эти шестиугольники двенадцатиугольниками, какой рисунок получится?’».

Самые интересные орнаменты в математическом отношении – те, что строятся из пятиугольников, например, который изображен ниже, потому что пятиугольники невозможно множить бесконечно, чтобы заполнить нужную плоскость, как это делают с шестиугольниками, квадратами, треугольниками.

Эта акварель Эрика – орнамент из семиугольников, вариант детали мамлюкского минбара в Каире.

«Мне нравится этот орнамент, потому что он выглядит очень современно и смело, хотя был создан в XV веке».

Источник: The GuardianПеревод: «Ислам для всех»

muslimmagazine.ru

Рисуем геометрический полосатый узор в Illustrator

Adobe Illustrator идеальный инструмент для создания абстрактных узоров из базовых фигур и линий. В этом уроке мы научимся создавать геометрический узор из линий при помощи инструмента Art Brush/Объектная кисть. Процесс создания довольно прост, а результат получается очень интересным. Плюс ко всему технику, которую вы усвоите, можно будет применить в создании логотипов и типографики.

 

 

Мы будем создавать эффект переплетающихся полосатых линий. Техника очень проста, но ее можно использовать для создания оригинальных проектов. Мы же используем ее для создания яркого, красочного плаката.

Создайте новый документ и используйте инструмент Rectangle/Прямоугольник, чтобы нарисовать тонкий прямоугольник с черной заливкой. Включите Smart Guides/Быстрые направляющие (CMD+U), затем зажав ALT и Shift переместите прямоугольник, чтобы создать его копию. Быстрые направляющие позволят вам идеально выровнять прямоугольники при дублировании.

После того как вы дублировали прямоугольник, нажмите CMD+D. Это повторит ваше последнее действие. Таким образом, нажимая вновь на это сочетание клавиш, вы сможете создать множество прямоугольников, как на картинке выше.

Выделите каждый второй прямоугольник и укажите им заливку белого цвета.

Выделите все прямоугольники. В палитре Brushes/Кисти кликните по иконке “New/Создать”, чтобы создать новую кисть. Выберите вариант Art Brush/Объектная кисть. Убедитесь что в настройках указано вертикальное направление кисти и нажмите OK.

Где-нибудь в документе нарисуйте круг. Укажите ему отсутствие заливки и обводки, затем примените к нему только что созданную кисть.

Подсказка: Отключите опцию “Scale Strokes and Effects/Масштабировать обводку и эффекты” в Настройках/Preferences программы, чтобы иметь возможность масштабировать фигуры без изменения параметров кисти.

Инструментом Pen/Перо создайте дополнительную опорную точку между двух существующих. Затем удалите ее, нажав клавишу delete. Таким образом у вас получится ¾ круга.

Дублируйте ¾ круга. Затем инструментом Direct Selection/Прямое выделение выделите еще одну точку и удалите ее, создав тем самым полукруг.

Дублируйте полукруг и удалите еще одну точку, создав четверть круга. Также примените кисть к идеально вертикальной и идеально горизонтальной линиям.

Теперь мы можем начать создания узора из имеющихся элементов. Копируйте и вставляйте имеющиеся детали, соединяйте их краями. Быстрые направляющие позволят сделать это очень ровно.

В местах где детали пересекаются, вы можете выбрать что на что будет наложено. Используйте горячие клавиши CMD+ [ и CMD+]чтобы посылать элементы на задний и передний планы.

Если элементы соединены правильно, то детали будут перетекать друг в друга.

Продолжайте создавать узор, добавляя новые элементы. Помните что вы можете вращать детали, чтобы изменить направление.

Используйте прямые блоки. Вы можете растянуть их до любого размера.

После того как вы закончите составление узора, выделите все составляющие его детали и объедините их в группу. Нажмите CMD/Ctrl+C, чтобы копировать объект.

Где-нибудь в другом месте документа создайте большой прямоугольник и залейте его градиентом. Выберите два светлых цвета, чтобы получился яркий градиент.

Выделите прямоугольник с градиентом и выберите Make Opacity Mask/Создать маску прозрачности в палитре Transparency/Прозрачность в боковом меню.

Нажмите CMD+V, чтобы вставить узор в маску. Черный и белый цвета укажут какие цвета должны быть видны, а какие скрыты. Кликните по квадрату слева в палитре Transparency/Прозрачность, чтобы выйти из режима маски.

Вот и всё!

Автор урока  Chris Spooner

Перевод — Дежурка

Смотрите также:

www.dejurka.ru

Конспект урока рисования на тему "Геометрический орнамент в квадрате" для 4 класса

Тема: Рисование геометрического орнамента в квадрате.

Цель: учить выполнять геометрический орнамент в квадрате.

Задачи:

  1. Образовательные. Совершенствовать умения последовательно выполнять  построение сложного геометрического  орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета. Уточнение и расширение представлений о назначении и пременении орнамента.
  2. Коррекционно-развивающие. Развивать умения чередовать элементы узора, развивать зрительное восприятие, память, произвольное внимание, графомоторные навыки,
  3. Воспитательные.  Воспитывать усидчивость, художественный вкус, интерес к рисованию и изобразительной деятельности.

План:

I. Подготовительная часть (6-7 мин)

  1. Организационный момент (1-2 мин)
  2. Вводная беседа (5 мин)

II. Основная часть (28 мин)

  1. Анализ образца изделия (2-3 мин)
  2. Пальчиковая разминка (2 мин)
  3. Поэтапное выполнение работы с опорой на объяснение учителя (23 мин)

III. Заключительная часть (5 мин)

  1. Просмотр готовых рисунков (2 мин)
  2. Подведение итогов урока (2 мин)
  3. Окончание урока (1 мин)

Ход урока.

I .  Подготовительная часть

1 Орг.момент.

   - Ребята , проверьте,  все ли у вас готово к уроку рисования? (Карандаши, ластик, альбомный лист.) Садитесь.

- На  уроке  рисования , как и на любом другом уроке нужно быть очень внимательными, и тогда у вас все получится,  ваши работы были выполнены правильно. Поэтому  давайте начнем наш урок с упражнения на внимание. Но прежде  вспомним названия геометрических фигур, которые вам известны (Круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник)

- Посмотрите на карточку  и  определите, какой геометрической фигуры не хватает? ( Какая лишняя?) .  Вы были очень внимательными. Молодцы!

- Сегодня мы будем рисовать  орнамент. 

 - Ребята, мы с вами уже говорили об орнаментах, рисовали орнаменты. Давайте вспомним, что такое орнамент? (Узор, в котором элементы  повторяются  по форме и по цвету.)

- Где можно увидеть орнамент?( На обоях, на скатертях, на салфетках, на посуде, на одежде, на шкатулках .) Для чего люди стали наносить орнаменты на предметы? ( Для того, чтобы предметы были более красивыми.)

- Итак, орнамент придает предметам нарядный, праздничный вид.

- Скажите, а какие бывают орнаменты? (Геометрические и растительные.)

( - Если элементы орнаменты имеют геометрическую форму , такой орнамент называется геометрическим, а если элементы орнамента – листочки, цветочки и др. растения, орнамент называется растительным.)

 

- Рассмотрим образец, который нам  предстоит сегодня рисовать .  Определите, какой это орнамент? (Геометрический.)

-Почему?  ( Он состоит из геометрических фигур.)

- Этот орнамент можно использовать для украшения крышки коробки, изготовленной на уроке труда. Такой же узор можно вырезать на шкатулке тот, кто занимается резьбой по дереву.  

- Составьте этот орнамент из элементов мозаики, которые лежат в конвертах на столах.  Работайте в парах.  Молодцы!

- Это сложный орнамент.  Отгадав загадку, вы узнаете с помощью какой геометрической фигуры его можно  нарисовать на  бумаге.

Он давно знакомый мой. Каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад, А зовут его?..... Квадрат!

- Итак,  тема урока : рисование  по образцу  геометрического орнамента в квадрате.  Сегодня  вы будете  продолжать учиться правильно по образцу  выполнять построение геометрического орнамента и правильно раскрашивать рисунок цветными карандашами.

II. Основная часть.

1.Анализ объекта.

-Давайте рассмотрим этот орнамент более внимательно.

- На что похож орнамент? ( На снежинку.) Сколько частей в орнаменте?  (8 частей) . Какую форму имеют эти части? (Форму четырехугольника)  Какого цвета элементы орнамента?

- А теперь послушайте и посмотрите  внимательно порядок выполнения рисунка.

Через середину листа сверху вниз проводятся осевые линии От точки пересечения прямых откладываются отрезки одинакового размера – строится большой квадрат, состоящий из четырех меньших квадратов. Каждый из получившихся четырех квадратов необходимо разделить еще на четыре равные части. Затем стереть углы большого квадрата, провести по одной диагонали  в маленьких внешних квадратах так, чтобы получились уголки, которые «смотрят» в центр большого квадрата. Через центр внутреннего квадрата проводятся диагонали, а все вспомогательные линии стираются. Раскрасить орнамент нужно в два цвета, которые сочетаются между собой.   Вспомним правила раскрашивания. Раскрашиваем  в одном направлении , начиная от линии рисунка, двигаясь к середине.

Динамическая пауза.

- Прежде, чем  приступить к работе повторим этапы  построения орнамента в квадрате.  (Технологическая карта.)

Выполнение работы учащимися.

Пальчиковая гимнастика.

-А сейчас проведем  гимнастику для наших пальчиков  и приступим к работе.

На поляне дом стоит.

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

И гостей в дом приглашаем.

Мы на стулья их сажаем ,

Стол гостям мы накрываем.

III. Заключительная часть.

  1.  Подведение итогов.(2-3 мин.)

 ? Что мы рисовали сегодня на уроке? В какой геометрической фигуре  строили орнамент?

- Из каких геометрических фигур составлен орнамент? Какого цвета элементы орнамента?

      2.Оценивание  выполненных работ.

3. Рефлексия.

-Ребята, вам  интересно было  на уроке? Кому  было легко  и понятно? Кому было трудно? Что вызывает больше трудностей -  рисовать или раскрашивать? Но все вы справились с заданием.  Молодцы!

  • Получилось ли то, что ты хотел?
  • Что получилось особенно удачно?
  • Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?
  • Можешь ли ты сам назвать свои ошибки?
  • Почему ты их совершил?
  • На что обратить внимание, что сделать, чтобы их не было?
  • Чему вы сегодня научились?
  • Что вы узнали для себя нового?
  • Довольны ли вы своей работой?

 

Просмотр содержимого документа «Конспект урока рисования на тему "Геометрический орнамент в квадрате" для 4 класса »

Тема: Рисование геометрического орнамента в квадрате.

Цель: учить выполнять геометрический орнамент в квадрате.

Задачи:

  1. Образовательные. Совершенствовать умения последовательно выполнять построение сложного геометрического орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета. Уточнение и расширение представлений о назначении и пременении орнамента.

  2. Коррекционно-развивающие. Развивать умения чередовать элементы узора, развивать зрительное восприятие, память, произвольное внимание, графомоторные навыки,

  3. Воспитательные. Воспитывать усидчивость, художественный вкус, интерес к рисованию и изобразительной деятельности.

План:

I. Подготовительная часть (6-7 мин)

  1. Организационный момент (1-2 мин)

  2. Вводная беседа (5 мин)

II. Основная часть (28 мин)

  1. Анализ образца изделия (2-3 мин)

  2. Пальчиковая разминка (2 мин)

  3. Поэтапное выполнение работы с опорой на объяснение учителя (23 мин)

III. Заключительная часть (5 мин)

  1. Просмотр готовых рисунков (2 мин)

  2. Подведение итогов урока (2 мин)

  3. Окончание урока (1 мин)

Ход урока.

I . Подготовительная часть

1 Орг.момент.

- Ребята , проверьте, все ли у вас готово к уроку рисования? (Карандаши, ластик, альбомный лист.) Садитесь.

- На уроке рисования , как и на любом другом уроке нужно быть очень внимательными, и тогда у вас все получится, ваши работы были выполнены правильно. Поэтому давайте начнем наш урок с упражнения на внимание. Но прежде вспомним названия геометрических фигур, которые вам известны (Круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник)

- Посмотрите на карточку и определите, какой геометрической фигуры не хватает? ( Какая лишняя?) . Вы были очень внимательными. Молодцы!

- Сегодня мы будем рисовать орнамент.

 - Ребята, мы с вами уже говорили об орнаментах, рисовали орнаменты. Давайте вспомним, что такое орнамент? (Узор, в котором элементы повторяются по форме и по цвету.)

- Где можно увидеть орнамент?( На обоях, на скатертях, на салфетках, на посуде, на одежде, на шкатулках .) Для чего люди стали наносить орнаменты на предметы? ( Для того, чтобы предметы были более красивыми.)

- Итак, орнамент придает предметам нарядный, праздничный вид.

- Скажите, а какие бывают орнаменты? (Геометрические и растительные.)

( - Если элементы орнаменты имеют геометрическую форму , такой орнамент называется геометрическим, а если элементы орнамента – листочки, цветочки и др. растения, орнамент называется растительным.)

- Рассмотрим образец, который нам предстоит сегодня рисовать . Определите, какой это орнамент? (Геометрический.)

-Почему? ( Он состоит из геометрических фигур.)

- Этот орнамент можно использовать для украшения крышки коробки, изготовленной на уроке труда. Такой же узор можно вырезать на шкатулке тот, кто занимается резьбой по дереву.

- Составьте этот орнамент из элементов мозаики, которые лежат в конвертах на столах. Работайте в парах. Молодцы!

- Это сложный орнамент. Отгадав загадку, вы узнаете с помощью какой геометрической фигуры его можно нарисовать на бумаге.

Он давно знакомый мой.Каждый угол в нем прямой.Все четыре стороныОдинаковой длины.Вам его представить рад,А зовут его?..... Квадрат!

- Итак, тема урока : рисование по образцу геометрического орнамента в квадрате. Сегодня вы будете продолжать учиться правильно по образцу выполнять построение геометрического орнамента и правильно раскрашивать рисунок цветными карандашами.

II. Основная часть.

1.Анализ объекта.

-Давайте рассмотрим этот орнамент более внимательно.

- На что похож орнамент? ( На снежинку.) Сколько частей в орнаменте? (8 частей) . Какую форму имеют эти части? (Форму четырехугольника) Какого цвета элементы орнамента?

- А теперь послушайте и посмотрите внимательно порядок выполнения рисунка.

Через середину листа сверху вниз проводятся осевые линии От точки пересечения прямых откладываются отрезки одинакового размера – строится большой квадрат, состоящий из четырех меньших квадратов. Каждый из получившихся четырех квадратов необходимо разделить еще на четыре равные части. Затем стереть углы большого квадрата, провести по одной диагонали в маленьких внешних квадратах так, чтобы получились уголки, которые «смотрят» в центр большого квадрата. Через центр внутреннего квадрата проводятся диагонали, а все вспомогательные линии стираются. Раскрасить орнамент нужно в два цвета, которые сочетаются между собой. Вспомним правила раскрашивания. Раскрашиваем в одном направлении , начиная от линии рисунка, двигаясь к середине.

Динамическая пауза.

- Прежде, чем приступить к работе повторим этапы построения орнамента в квадрате. (Технологическая карта.)

Выполнение работы учащимися.

Пальчиковая гимнастика.

-А сейчас проведем гимнастику для наших пальчиков и приступим к работе.

На поляне дом стоит.

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

И гостей в дом приглашаем.

Мы на стулья их сажаем ,

Стол гостям мы накрываем.

III. Заключительная часть.

  1. Подведение итогов.(2-3 мин.)

― Что мы рисовали сегодня на уроке? В какой геометрической фигуре строили орнамент?

- Из каких геометрических фигур составлен орнамент? Какого цвета элементы орнамента?

2.Оценивание выполненных работ.

3. Рефлексия.

-Ребята, вам интересно было на уроке? Кому было легко и понятно? Кому было трудно? Что вызывает больше трудностей - рисовать или раскрашивать? Но все вы справились с заданием. Молодцы!

  • Получилось ли то, что ты хотел?

  • Что получилось особенно удачно?

  • Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?

  • Можешь ли ты сам назвать свои ошибки?

  • Почему ты их совершил?

  • На что обратить внимание, что сделать, чтобы их не было?

  • Чему вы сегодня научились?

  • Что вы узнали для себя нового?

  • Довольны ли вы своей работой?

kopilkaurokov.ru