Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Казахский узор – яркий элемент национальной культуры. Национальные узоры


Национальный казахский узор :: SYL.ru

Учёные утверждают – во времена Тенгри никаких орнаментов и узоров у казахов не было. На одежде изображали животных и птиц, чаще всего это были барсы и грифоны. С появлением ислама изображения животных оказались под запретом, тогда-то и появился национальный казахский узор. С помощью орнаментов изображали представителей растительного и животного мира. Сегодня насчитывается более двухсот видов узоров, они, кстати, всегда являются отражением времени. Даже в советское время в орнаменты мастерицы умудрялись вплетать серп, молот и даже ракеты!

История узоров и орнаментов

Первые письменные упоминания о казахских узорах и орнаментах датируются началом XVI века. Об этом рассказывает доктор исторических наук Шайзада Тохтабаева в уникальной серии книг о казахских украшениях.

Казахские национальные орнаменты и узоры за основу берут наблюдения предков за окружающим миром. Например, в XIX веке в одежде преобладали растительные орнаменты, чаще всего – тюльпаны. Причиной тому было большое количество этих цветов в степях. А когда человек впервые отправился в космос, мастерицы сумели отразить это в орнаментах – они вышивали ракеты и звёзды.

Кстати, специалисты отмечают, что часть орнаментов предназначена исключительно для посуды, часть – только для ковров. Такие узоры нельзя наносить на одежду. Есть рисунки, которые не могут находиться выше головы человека – на национальных головных уборах. Конечно, нынешние умелицы не знают всех правил, но строго соблюдают те тонкости, которые им известны.

Основные типы узоров

Существует две основных группы узоров. По происхождению они делятся на орнаменты, возникшие на национальной почве, и на те узоры, которые казахи переняли у представителей других народов. Несмотря на богатство и многообразие изображений, все орнаменты можно разделить на несколько основных категорий: геометрические, зооморфные, растительные и космогонические мотивы.

Космогонические орнаменты

Распространены орнаменты и узоры казахского народа, связанные с изображением звёзд и планет. Их ещё называют космогоническими. Специалисты говорят, что их возникновение стало возможным в результате наслоения различных культур. Основные элементы – солярный круг («донгелек»), крестовина («торт кулак»), спираль («шимай»). Эти узоры символизировали четыре стороны света, да и вообще – мировое пространство. Популярны космогонические узоры, именуемые «айшик гуль» (полумесяц), «ай гуль» (лунный цветок), «кун саулеси» (солнечные лучи).

Кстати, с космогоническими узорами неразрывно связаны и орнаменты, символизирующие природу. Двумя главными стихиями, которым поклонялись казахские скотоводы, считаются вода и земля. Воду изображали с помощью зигзагов, называемых «су». Землю можно было показать с помощью «тобе» – холмов. Самый популярный узор, кстати, – «тогыз тобе» – девять холмов.

Растительные орнаменты

Цветы и листья, бутоны, трилистники, пальметты – основа растительных мотивов. Главный смысл этих символов – единство, согласованность. Изображения растительного мира активно применяются в оформлении национальных нарядов. Кстати, все узоры симметричны!

Изображения животных и частей их тел

Чаще всего это роговидные узоры, именуемые «кошкар муйиз» – бараньи рога. Но среди орнаментов можно встретить «кос муйиз» – двойные рога, «сынык муйиз» – сломанные рога. Популярны и такие орнаменты, как собачий хвост, пара копыт, верблюжий горб.

Изображения насекомых и мелких животных

Широкое распространение получил казахский узор, связанный с изображением пресмыкающихся, насекомых и небольших животных. Мастерицы изображали пёстрых пауков, змей, бабочек, муравьёв и даже крылья мух!

«Птичий» узор

На национальных казахских костюмах можно увидеть орнаменты, связанные с птицами. Это и крылья, и клювы, и даже шейки птиц.

Труд и быт

Нередко казахские орнаменты схематически передают изображения предметов быта. Каблуки и гребешки, ленты и ковши, костыли и топоры – всё это встречается на национальной казахской одежде и ковровых изделиях. Кроме того, среди узоров и орнаментов можно увидеть «шарбак» – плетень, «туйме» – пуговицу, «кайнар» – родник.

Линии и формы

Очень интересные значения имеют символы в виде геометрических фигур. Среди них могут встречаться квадраты и ромбы, многоугольники, зигзаги. Геометрические узоры казахского народа являются оберегами от враждебности и злых духов.

  • Символом небесного начала были круги. В древности люди интуитивно понимали, что у каждого природного образования есть центр, на равном расстоянии от которого находятся все остальные элементы.
  • Вертикальные линии считались символом лучей света, падающих на землю. То есть этот узор буквально соединял землю и небо. Кроме того, можно назвать вертикаль и обозначением развития, роста, стремления к вершинам.
  • Казахский узор, на котором присутствует горизонтальная линия, – признак пассивного принципа энергии. Это образ водной глади, условная граница между двумя мирами.

  • Символ материального мира – квадрат. Это фигура, образованная из вертикальных и горизонтальных линий. Она фигура представляет стихию земли, выражающую устойчивость и порядок.
  • Встречаются среди казахских узоров и треугольники. Все они имеют разное значение. Например, фигура, направленная остриём вверх, означает восхождение духа из материи. А треугольник, остриё которого направлено вниз, говорит о духе, который нисходит в материю.
  • Ещё один сакральный символ, присущий казахам, – спираль. Она является символом развития, движения по нарастающей. Большое значение имеет направление спирали: левая – это получение информации и знаний, а правая – сила и движение. Сочетание в таком графическом элементе, как бараний рог, сразу двух видов спиралей делает казахский национальный узор очень сильным оберегом.

Прежде любой элемент узора имел одно чётко определённое значение. Орнамент был практически поэзией. Расшифровав его, можно было понять, что именно хотел сказать мастер, нанёсший узор на изделие. К сожалению, в наши дни смысл множества мотивов безвозвратно утерян.

Значение цвета в орнаментах и узорах

Хитросплетения узоров и орнаментов в нарядах или на предметах быта, конечно, имеют большое значение. Но очень важны цвета и даже их порядок! Каждый цвет имеет определённый смысл. Голубой цвет – это небо, красный – солнце, чёрный – земля. Зелёный цвет символизирует весну и молодость, а жёлтый – разум и печаль. Поэтому, когда для орнамента выбирается какой-либо цвет, определяется значение узоров. Кроме того, в оттенках отражается эстетический вкус, представление об окружающем мире и национальные особенности. Так, жители Казахстана, перед глазами которых постоянно находятся жёлтые пески пустынь, очень привязаны к узорам голубого цвета.

Современные красители можно разделить на две категории: химические и натуральные. Состав химических интереса не вызывает, а вот изготовление натуральных красок имеет множество секретов. За основу мастера берут охру, глину, минералы и растения, затем дополняют их самыми невероятными добавками. Это глина – красная, чёрная, жёлтая, белая, зелёная, соки различных плодов – прекрасно подходят боярышник, шиповник, белладонна, смородина, земляника. Самые опытные мастера могут даже выпаривать краски из листьев, коры и корней растений!

Получить оранжевый или коричневый цвет, чтобы нанести казахские орнаменты и узоры, можно из коры граната, тальника, абрикоса и винограда. Для этого в начале осени кору снимали с деревьев, мололи её с помощью небольшой ручной мельницы. После кору измельчали до мелкого порошка в ступе. Этот порошок нужно варить, процеживать и снова варить. Закрепляли цвет готового раствора нашатырём, солью или воском. Краски получали их косточек абрикоса, сливы, пшеничных зёрен, скорлупы грецкого ореха.

Правила оформления орнаментов

Казахский узор, фото которого вы видите в этой статье, требует от мастера определённого профессионализма. Выполняя орнамент любой степени сложности, умелец должен соблюдать ряд правил.

  • Орнамент всегда должен соответствовать форме изделия, на которое наносится, и его объему.
  • Цвет узоров всегда должен сочетаться с оттенком основы.
  • Важно, чтобы все узоры были расположены симметрично.
  • Края и центр композиции, из которой получается казахский узор, должны быть разного цвета.

www.syl.ru

Казахский узор – яркий элемент национальной культуры

Чтобы понять, что такое казахский узор, а что такое казахский орнамент, необходимо уточнить, что такое узор и орнамент вообще и чем они отличаются друг от друга. Узор является определенным рисунком, который создается сочетанием красок и линий. Орнамент же – это тот же повторяющийся в определенном порядке узор или его элементы. То есть два этих понятия очень переплетены и взаимосвязаны.

казахский узор

Неотъемлемый элемент декоративно-прикладного искусства

У каждого народа есть своя самобытная культура, элементами которой являются узоры и орнаменты. Среди них встречаются очень редкие, пришедшие из давних времен, хранятся эти шедевры декоративно-прикладного искусства в этнографических музеях.

Казахский узор уникален, как и любой другой. Несмотря на то что с латинского термин «орнамент» переводится как украшение, ученые приходят к выводу, что в каждом национальном узоре хранится какая-то информация. Недаром довольно часто орнамент связывают с зарождением письменности.

Магические письмена

Связывают его и с магией. Ученые-этнографы предполагают, что в орнаментах заложено представление древних народов об окружающей действительности и строении мира. Каждому народу присущ свой орнаментальный стиль, и казахский узор можно легко отличить от рисунков других этносов. Образ жизни народа отражается в национальном прикладном искусстве. Казахи своими корнями уходят к древним скотоводческим племенам, пращурами этого народа были тюрки и гунны, саки и канглы, кипчаки и усуни. Древние верили, что нарисованные символы служат оберегами, и рисовали то, что, по их мнению, могло спасти и помочь в повседневной жизни.

Основная группа мотивов казахских узоров

Неудивительно, что зооморфные мотивы преобладают в казахском орнаменте. В зверином орнаменте повторяются изображения реальных и фантастических животных целиком или фрагментарно. Казахский узор содержит изображения домашних животных – лошади, верблюда или барана – и степных, диких – орла, волка, сокола.

казахские узоры и орнаменты

Очень часто орнамент состоит из отдельных частей животных – голов, копыт, ушей и так далее. Существуют конкретные названия таких узоров – «бугу муйиз» или «кошкар муйиз» («олений рог» или «бараний рог» соответственно), «ат бас» переводится как «голова лошади». Но не только звериные мотивы существуют в народно-прикладном творчестве Казахстана, хотя это и самая обширная группа мотивов.

Еще одна из четырех – космогоническая

шаблоны казахских узоров

Национальные орнаменты условно делятся на космогонические, уже упомянутые выше зооморфные, растительные и геометрические. Узоры многих народов содержат эти мотивы. Из названия «космогонические» легко представить, что орнамент содержит изображение какого-нибудь светила. В казахском варианте – это полумесяц, или айшик гуль. "Ау гуль" ("лунный цветок") является древнейшим орнаментом. Каждый элемент этого узора может представлять собой полумесяц определенной величины и направленности. Есть еще и солнечные мотивы – «восход солнца» ("шиккан кун"), «глаз сонлца» ("кун кози") и «лучи солнца» ("кун саулеси"). Имеются и звездные мотивы, которыми в основном расшивается верхняя одежда – «жулдыз гуль», «жулдыз орнек», «топ жулдыз» и сложный мотив "сегиз кырлы орнек". Он представляет собой звезду, заключенную в восьмиугольную розетку.

Растительные и геометрические мотивы

Казахские узоры и орнаменты изобилуют растительными мотивами, хотя, как уже отмечалось, главенствующими являются зооморфные. Вода, священная для скотоводов, изображаемая волнистой линией и имеющая название «су», служит для обрамления орнаментов, или интервалов. Символ земли, нашедший свое отображение в орнаменте «девять холмов» ("тогыз тобе") является наидревнейшим и встречается на артефактах гуннов и сарматов. Геометрические казахские узоры и орнаменты характеризуются многообразием всевозможных линий – волнистые и спиралевидные, прямые разной толщины и шнуры, встречаются и цепочки разной формы. Характерным для казахских геометрических узоров является пропорциональное деление фигур и соблюдение четкого равновесия между отдельными элементами. Нужно отметить, что почти в каждой группе орнаментов есть основные мотивы и производные. Древнейшим мотивом геометрической группы является изображение, напоминающее запятую, - «алши». Мотив под названием «алшим бар» служит символом удачи, благополучия, счастья.

Своеобразные и замечательные

казахские национальные узоры

Казахские национальные узоры часто справедливо называют письменами из прошлого, потому что в них находят отображение даже предметы домашнего обихода, из них, как из книги, можно почерпнуть сведения о жизни далеких предков. Самым распространенным в древности из этой группы орнаментов был «каблук» и «ломаный каблук» ("окше гуль" и "сынар окше" соответственно). В короткой статье невозможно даже перечислить названия мотивов орнаментов, да еще обозначить их смысл и указать, для чего и где применялся тот или иной узор. Можно отметить, что они необычайно красивы, одежда, украшенная ими, великолепна. Ярким примером может служить форма казахских олимпийцев и сопровождающих команду на Олимпийских играх в Сочи. Рассматривая узоры, мотивы, орнаменты, погружаешься в удивительный, своеобразный, яркий сказочный мир. Но, как советует пословица, «лучше один раз увидеть». Выше приводятся немногие из гигантского количества шаблоны казахских узоров.

fb.ru

Этнические орнаменты, их значение и концепция

Русская вышивка

  Русская вышивка занимает особое место среди других стилистических направлений. Она не только красива, но и очень многогранна. На огромной русской территории разные губернии использовали свои отличительные техники….

Варежки у каждого человека вызывают самые теплые ассоциации. Комфортные, практичные, красивые и функциональные — все это о рукавичках. Варежки носят дети и взрослые, испытывая к заботливо согревающему зимнему…

русский орнамент

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует…

гжель

  Что составляет истинное богатство народа? Конечно, это совершенно не материальные ценности, а традиции, история и народные промыслы. Одним из заглавных видов настоящего прикладного народного искусства русского народа…

  Народные мотивы в одежде являются неизменным вдохновением современной моды. Только этника может внести в тот или иной элемент гардероба неповторимую изюминку гармоничной индивидуальности и наделить его особенным…

Яркие топсайдеры

  У каждого из нас, несомненно, есть один самый любимый вид обуви. У кого-то это лодочки, у кого-то строгие офисные туфли, у кого-то кеды, а кто-то обожает туфли…

хохлома

  Значение художественного творчества в культуре любого народа сложно переоценить. Это именно то, что на протяжении веков вбирает в себя традиции, особенности этники, делает нацию неповторимой, узнаваемой и…

  Декоративно-прикладное творчество — неотъемлемая часть народной культуры. Таким образом представители всевозможных народностей могли не только выражать свои таланты, но и отображать традиции, быт или верования, создавая наследие…

  Теплый норвежский свитер не один десяток лет возглавляет список вещей must have зимнего сезона. Свитеры с традиционными жаккардовыми узорами навевают мысли о заснеженных норвежских долинах и уютных…

  Тяга ко всему прекрасному была заложена в каждом человеке с момента сотворения мира. На протяжении веков это отражалось в желании окружать себя прекрасными и изысканными вещицами, особенно,…

ethnoboho.ru

Арабский орнамент. Древний национальный орнамент

Узнать и понять традиции народа возможно только через его культурное и художественное наследие. Древнейшая деятельность человека − украшение разными изображениями себя, своей одежды, жилища, разных предметов, орудий труда, оружия. Широко использующаяся форма искусства изображения − это древний орнамент. Его нельзя отделить от предмета, на котором он существует. Но чаще он сам по себе ценнее и является произведением искусства. По стилю бывают геометрические, растительные, по виду − живописные, скульптурные, графические орнаменты. Любой красивый орнамент несет в себе определенный мотив, состоящий из одного или нескольких элементов. Это множество элементов в орнаменте всегда оформлено как единое произведение. По способу изображения элементов, по тому, как у мастера создана схема узоров, как он сочетает мотивы из флоры или фауны с материалом или геометрические мотивы с формой предмета, можно определить культурные и исторические корни орнамента, принадлежность его конкретному народу.

орнаменты в арабском стиле

И когда классифицируют орнамент, то вначале говорят о его происхождении, а затем определяют назначение и содержание. Значение орнамента древнего, во всем его национальном многообразии, в развитии современных видов прикладного искусства трудно переоценить.

Классификация многообразия орнаментов

Рисунки, украшающие глиняную посуду, и чеканка на серебряных подносах; схема узоров на древних самотканых коврах, тканях; особым образом сплетенная веревка - орнаменты такого типа возникли в результате деятельности людей (как потом стали говорить − профессиональной), и поэтому называются техническими. В странах Востока в орнамент часто вплетали различные символы и знаки. Такой тип получил название символический. А совмещение символов со сложными техническими элементами без определенного сюжета дало широкое развитие геометрическому типу. Это готика и орнаменты в арабском стиле.

Растительный тип считается самым распространенным и древним. Мотивы здесь от точных копий цветов, плодов, листьев растений до неузнаваемой их стилизации. И здесь у каждого народа свои любимые и почитаемые растения. Так же как на животных орнаментах древние мастера изображали диких животных, на которых они охотятся, или тех, которые для них священны, а также живущих рядом с ними и поэтому особо почитаемых.

красивый орнамент

В основе же фантастического типа орнамента лежат несуществующие растения или животные. Античный Рим, где особо любили сюжеты с предметами театрального и музыкального искусства, роскошного быта или военного оружия, является родиной предметного орнамента. Небо и звезды, Солнце и Луна − это элементы астральных орнаментов, характерных для Китая и Японии. Тут же зародился красивый орнамент пейзажного типа: на нем горы, реки, водопады, леса и поля. В арабских странах широкое развитие получил особый, возникший с появлением первой письменности, состоящий из букв и фрагментов текста, каллиграфический тип орнамента. Все типы орнаментов редко существуют в чистом виде, чаще они переплетаются, проникают и дополняют друг друга.

Особенности арабских произведений искусства

Произведения искусства, созданные народами стран арабского мира, отличаются особой одухотворенностью, выразительностью, тонким чувством прекрасного и возвышенного. Арабские узоры и орнаменты уникальны и самобытны при поразительном многообразии. В основе лежит мусульманская религия, которая запрещает изображать человека, животных, вообще живые существа. Поэтому, например, арабский орнамент крайне редко включает элементы фауны, и то в стилизованном виде. Исламской культуре ближе геометрические мотивы, которые ошеломляют ощущением непрерывности движения и погружают человека в мир созерцания, грез, стремления познавать тайны жизни.

древний орнамент

Арабский орнамент является основой пластического творчества мусульман, каким стало искусство художественного изображения слов, изречений, афоризмов из священного для них Корана – каллиграфии.

Орнамент как вид искусства арабов

Изучение закономерностей и связей с обществом орнаментального искусства делает возможным применять все прогрессивное из прошлого в искусстве сегодня. Арабский орнамент как важнейшая составляющая тонкого и своеобразного искусства Востока имеет особое эстетическое наполнение и является ценнейшей частью мировой культуры.

значение орнамента

Формы поражают сложнейшей простотой и бурлящим спокойствием, они вживаются в действительность и встают барьером между миром и человеком. Арабский орнамент обнажает глубокий внутренний мир создающих его мастеров. Кажется, что они научились управлять собственным талантом, обогащенным опытом, чтобы воспроизводить так тонко все оттенки переживаний человеческих. Чтобы наиболее полно раскрыть задуманный мотив арабского орнамента, мастер использует разные формы, придавая им новое звучание с помощью языка цвета и света.

Изобразительный элемент главенствует, и орнаменты у арабских мастеров кажутся объемными, динамичными. Творчески преображая все пространство, авторы стирают границы, превращая свои работы в воплощение мечты. Это очень важная особенность, которая отличает арабские узоры и орнаменты от любых других.

Закон ритма в орнаменте

Для человека привычно явление ритма. День и ночь. Сон и бодрствование. Поэтому мы ждем его в произведениях искусства: в музыке и стихосложении, в живописи и архитектуре. Ритм − это порядок. Нарушение или отсутствие ритма тревожит или даже раздражает. Именно благодаря присутствию ритма мы счастливы и полны удивления, любуясь красотой произведений искусства арабского орнамента на гипсе, кирпиче, дереве, меди, серебре. Кажется, что мастер объединил в ритме материал и рисунок орнамента, подчеркнув узором красоту и ценность материала. Разные элементы орнамента подчинены определенному ритму, и по отношению друг к другу они в ритме. Мастер арабского орнамента сродни дирижеру в оркестре. Поэтому настоящие произведения орнаментального искусства так гармоничны.

мотив арабского орнамента

Типы арабских орнаментов

Чтобы понять, откуда черпали свое вдохновение арабские мастера, нужно представить бесконечные пустыни Северной Африки и Аравийского полуострова: открытое, безбрежное пространство, изрезанное извилистыми путями, руслами речушек, холмами. Перед глазами позолота песка сливается с яркой синевой неба и рек, а ближе к воде вьющаяся благоухающая зелень и необычайно яркие цветы. Мастера приспосабливали и адаптировали в орнаменте все то, что веками их окружало. Мотивов очень много. Есть узнаваемые элементы, например, из античной культуры, а есть настолько абстрактные, что прообраз узнать практически невозможно. Важным элементом в арабском орнаменте является узел. Корни этого − в мусульманской религии. На Востоке разнообразные изображения узла в орнаменте имеют благостный смысл для долгой жизни, счастья. Его часто используют не просто для связи, а для преобразования одного типа орнамента в другой и дальше во что-то совершенно абстрактное.

Гирихов узел

Гирих − это геометрический тип орнамента. Основными элементами служат фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, многоугольники. Все они символы, на которых строится вселенная. Например, круг олицетворяет центр и движение, квадрат ассоциируется с порядком и четкостью. Из этих фигур-символов арабские мастера, многократно переплетая и накладывая одну на другую, создают сложнейший, математически точно выверенный орнамент.

арабский орнамент

А если рассматривать арабские орнаменты в целом (в мечети, например), то восхищает сочетание геометрических форм в пространстве. Восхищает точность подбора орнаментного узора с формой сводов галерей, формой окон. Какое изумительное цветовое решение орнамента на потолке и стенах, на фронтонах и на полу! Все это отдельно и вместе объемно из-за игры света и тени.

Ислими – путь в божественный сад

В основе этого арабского орнамента − изображения бесконечной спирали с листьями и цветами. Это как символ непрерывного пути в райский сад или идея непрекращающегося развития цветущего зеленого побега. У орнамента ислими есть пять форм: плетеный, простой, раздвоенный, миндалевидный и крылатый. Эти формы не существуют отдельно, ими дополняют и заполняют другие мотивы арабского орнамента, не терпящего пустот.

арабские узоры и орнаменты

Хатаи − это упрощенный ислими. Те же стебли и ветви, но абстрактные. В арабских странах его часто используют на фасадах домов, при росписи кувшинов и в орнаментах ковров.

Исламская арабеска

Во всем исламском мире распространенным типом орнамента является арабеска. Им украшены и предметы быта, и светские постройки, и культовые сооружения. Этот тип орнамента строится на повторениях фрагментов в определенном ритме и не несет в себе никакого образа. Он практически исключает фон, потому что элементы вписываются один в другой.

схема узоров

В непрерывном плетении узора исчезает форма с вечным арабским намеком на бесконечность. Основными элементами арабески являются части растений и переплетения, соединенные в неповторимую вязь, уходящую в бесконечность.

Арабская каллиграфия

Особое декоративное качество у арабской каллиграфии. Возникновение алфавита и письменности вообще считается величайшим изобретением человечества. Древние надписи на камнях из деревни Набат, дошедшие до наших дней и выполненные еще в доисламские времена на арабском языке, подтверждают, что арабы позаимствовали алфавит у соседей набатцев, живущих на северо-востоке Аравийского полуострова. Для мусульман-арабов знание алфавита и умение читать было освящено и поощрялось Кораном. Арабский язык и есть, по сути, язык этой священной для любого мусульманина книги. И как Коран, он стал объединяющим фактором для арабского народа. Им пользовались для общения и писали образованные люди из любого сословия с разными религиозными взглядами. В этом настоящий демократический смысл арабской письменности. И естественно, что он стал инструментом творчества. Мастера каллиграфии, особенно те, что писали методом насхом (им написан Коран), занимали привилегированное положение в обществе, близкое к власти. Арабская каллиграфия − это искусство благородное, возвышенное и объединяющее. Благодаря ей священное в Коране приобрело осязаемую форму. Очень часто мастера настенных орнаментов вписывали в свои произведения арабскую каллиграфию в виде изречений из священного писания: «Хвала единому Богу», «Власть принадлежит Богу»; или отдельных слов: «Счастье», «Жизнь», «Вечность».

fb.ru

Белорусский орнамент: символы и их значение

Белорусский орнаментБелорусские национальные узоры

 

Всевозможные предметы с белорусским орнаментом нынче очень популярны. Дизайнеры не упускают возможности поддержать этот модный тренд. Более подробно о белорусском стиле можно прочитать в этой статье.

 

Содержание материала

Белорусские национальные узоры

Узоры и орнаменты – особенный вид народного творчества, тесно связанный с термином «декор», призванный не только украшать предметы и одежду, но и представляющий собой целую сложную структуру.

Белорусский орнаментПростой белорусский орнамент

 

Белорусский орнамент отличается богатством колорита и множеством разновидностей форм узоров. В последнее время он стал очень популярен не только у людей в возрасте, но и среди молодежи.

орнаментБелорусский народный орнамент очень колоритен, и известен далеко за пределами республики

 

Схемы узоров применяются не только в дизайне интерьеров, но и в оформлении одежды.

платье с орнаментПлатье с вышитыми белорусскими национальными узорами

 

ПлатьеБелорусский орнамент активно используют дизайнеры со всего мира

 

Активно развивается тенденция на нанесение татуировок с национальными узорами. Среди молодежи это считается особым проявлением патриотизма и производится, чтобы акцентировать принадлежность к своей национальности. При этом делают такие татуировки не только в Белоруссии – в других странах эта услуга также популярна.

 

Особенности белорусских узоров

Яркими отличительными чертами орнаментов Белоруссии можно назвать преимущественное использование различных геометрических фигур:

  • квадрат;
  • ромб;
  • четырехугольник;
  • полосы и их детали.
орнамент в интерьереБелорусский орнамент — прекрасный способ украсить интерьер

 

В некоторых случаях осуществлялось плавное перетекание фигур в растительные мотивы. Что характерно для белорусских узоров – это отсутствие в них символов смерти. Для белорусов орнамент – это своего рода оберег, который должен содержать в себе только положительное. Разумеется, надобности в создании оберегов с изображениями горя, смерти или боли не было.

Белорусские оберегиБелорусские обереги

 

Национальный орнамент Белоруссии – это неизменный белый фон с красными изображениями на нем. Считается, что только у этой национальности получилось сохранить неизменным первоначальный вид узоров, существовавших еще со времен древнеславянских племен. Белый цвет признанно обозначает чистоту и открытость, а огненно-красный изображает кровь, солнце и, соответственно, жизненную силу. Черный цвет начали применять с конца позапрошлого века, но в мизерных количествах. Другие цветовые гаммы при этом не использовались.

белорусские узоры Разнообразие белорусских узоров поражает

 

Богатство колорита обычно достигается с применением разных техник (шитье при помощи шнурков или дощечек), а также специальным расположением простых деталей узора с их определенным ритмом.

Белорусский рушникБелорусский рушник

 

При этом использование фигур, не связанных в орнаментальные ряды, было редким явлением. Мотивы в изображении орнамента.

орнаментРазнообразные фигуры белорусского орнамента

 

Разнообразие форм символов обусловлено широким ассортиментом мотивов, предпочитаемых народами Белоруссии:

Геометрический мотив – самый популярный вид. Включает в себя:

  • круги;
  • звезды;
  • ромбы;
  • точки;
  • ленты;
  • линии, прямые, ломаные или зигзагообразные;
  • шестиугольники;
  • кресты.
УзорыСхема для вышивки узоров

 

Растительный мотив – встречается чуть реже. Преимущественно состоит из:

  • цветов, особенно акации и лотоса;
  • листьев;
  • плодов, чаще всего винограда.
Растительный мотивРастительный мотив белорусских узоров

 

Белорусские рушникиБелорусские рушники с вышитыми виноградными гроздьями

 

Анималистический мотив – состоит из изображений, стилизованных под животных или детали их фигур. 

Анималистический мотив Мифические животные на белорусском орнаменте

 

Белорусский узорАнималистический мотив белорусских узоров

 

Животные могут быть как реальными, так и вымышленными, мифическими.

 

Символика белорусского орнамента и ее толкование

Разновидностей орнамента может быть множество. Каждый имеет свое определенное значение, чем и обусловлено их применение для разных целей: 

  • Древо жизни — традиционно символизирует священное древо жизни – символ бессмертия и вечной жизни.
Древо жизниДрево жизни

 

Известным сюжетом является библейская история Адама и Евы, сорвавших запретный плод с древа жизни, за что их изгнали из Рая. Христианская культура дает этому вектору именно такое толкование. Помимо этого белорусы, как и остальные славянские народы, почитали деревья.

Белорусский орнамент древо жизниДрево жизни вышитое крестом

 

Особым уважением пользовался дуб, олицетворяющий силу и могущество. Этим деревьям поклонялись, а рубить их было запрещено. Все это объясняет популярность использования орнамента в украшении вышитых и тканых изделий.

Фотоальбом с вышивкойФотоальбом с вышивкой «Древо жизни»

 

  • Ярило на коне — ярило – древнеславянское божество солнца и плодородия.
Платье с вышивкойПлатье с орнаментом «Ярило на коне»

 

Считалось, что Ярило олицетворяет собой жизненные силы природы и помогает росту урожая. Вектор изображает бога Ярило, восседающего на коне. Копье в руках божества символизирует оружие, при помощи которого он победил кровожадного змея. Все это нашло отражение в белорусских легендах. А если провести параллель между славянскими верованиями и христианством, Ярило предстанет перед нами в образе Георгия Победоносца.

ЯрилоЯрило в белорусских вышивках

 

  • Житная баба (в древнеславянской мифологии) – богиня плодородия и урожая. В белорусских легендах можно прочесть множество упоминаний о ней. Это кукла, сделанная из пшеницы и ржи специально для осеннего празднования, во время которого положено отблагодарить солнце, землю и дождь за богатый урожай. Название вектора обусловлено термином «жить» – то есть «жизнь». Частое использование узора на тканых изделиях, рушниках, покрывалах и одежде можно объяснить особым почитанием и поклонением этому божеству.
Житная бабаЖитная баба

 

  • Символ пробуждения природы весной — в основе создания орнамента лежит белорусская легенда о приближении солнца к земле, при котором вся природа пробудилась от зимней спячки. Суть сказания была доступно и колоритно изложена в элементах этого вектора. Можно проследить связь этого узора с божеством Ярилой и Древом жизни – каждый из них олицетворяет жизнь, а Весна – это и есть новая жизнь природы. 
орнамент Ярило и Древо жизниЯрило и Древо жизни

 

  • Символ солнца — древние верования обожествляли и солнце. Было принято просить у него помощи, как у божества. У славян Солнце возглавляло пантеон богов, находясь на его вершине. Божество имело несколько разных наименований: Хорас, Даждьбог или Сварог.
орнамент СолнцеСолнце

 

  • Единение солнца и земли — еще один вектор, изображающий воссоединение земли и солнца. Белорусские легенды поддерживают образ единения этих природных сил как тепло, жизнь, хороший урожай. Символ очень часто используется при вышивке полотенец, рушников, покрывал.
рушникБелорусский рушник

 

  • Священное дерево встреч — изображение имеет значение своего рода пожелания живым от усопших. Чтобы их родные и близкие, внуки и дети не нуждались ни в чем, были здоровыми, а урожай радовал изобилием.
орнамент Дерево встречДерево встреч

 

  • Символ предков — узор олицетворяет в своем роде молитву, прошение к Богу, за умерших родных и близких. Чтобы они оказались в Раю, земля была пухом, а солнце обогревало их.
орнамент Символ предковСимволика предков

 

  • Символ ребенка — вектор нередко использовался в качестве оберега для маленьких детей. Считалось, что он как талисман ограждает дитя от любых невзгод, несчастий и дурного глаза.
орнамент Символ ребенкаСимвол ребенка

 

  • Символ матери — мать – начало всего живого. Самый популярный вектор у народов Белоруссии. Несмотря на то, что образ матери и ребенка использовался у многих народов, белорусы относятся к нему с особым трепетом. Скорее всего, это вызвано частыми нападениями на мирный белорусский народ, страдавший от вражеских набегов. И единственным способом выжить стала женская возможность рожать – создавать новые жизни. Поэтому орнамент входит во многие схемы, украшая большинство изделий из ткани.
  • Символ молодой девушки – береза — интересный по своему содержанию вектор. Изображает поникшую березу в центре – словно женщину после замужества. По бокам от нее изображены две молодые незамужние девушки.
  • Символ Берегини — значение вектора можно узнать из славянской мифологии. Берегиня – богиня семейного очага, рукоделия, хозяйства. Также она покровительствует воде.
БерегиняСимвол Берегини

 

  • Символ крепкой семьи — орнамент часто вышивался на рушниках, которые было принято относить в церковь, к иконе Божьей матери. Вектор, символизирующий солнце Особенно популярным было изображение солнца – основного божества древних славян. Узор несет в себе жизнь, новое начало и активно используется в тканых и вышитых изделиях различного рода.
рушник на свадьбуБелорусский рушник на свадьбу

 

  • Узор, символизирующий богатство — у белорусского народа одним из популярных пожеланий является пожелание богатства и достатка. Чтобы нива давала обильный урожай, а в доме было изобилие во всем. В том числе это означает и большое потомство.
орнамент БогатствоБогатство

 

  • Молодые венчающиеся — орнамент изображает двух венчающихся – парня и девушку. Венчание – священный обряд, существующий у всех славянских народов. Часто белорусы украшали такими узорами обрядные рушники.
орнаментыБелорусский орнамент

 

Белорусские узоры – самобытные колоритные элементы, уникальные своим древним происхождением, а также оригинальным видом. Их применение не теряет популярности с давних пор и по сей день. Ношение узоров стало особым видом патриотизма, проявляемого к своей стране.

 

 

 

ethnoboho.ru

Русский орнамент » Перуница

До сих пор ярко сверкают, переливаются радужными красками узоры, выполненные на одеждах, скатертях, полотенцах безвестными мастерицами прошлых веков. Эти символические изображения должны были, по мнению наших прадедов, принести своим владельцам удачу и благополучие, спасти «от глада и мора», отвратить воздействие злых сил, защитить ратника от ран на поле брани, способствовать продолжению рода.

Вплоть до середины XIX столетия «украсы» не изменяли, дабы не нарушить и не исказить древний священный смысл, передавали из поколения в поколение, тщательно соблюдая «каноны». Орнаменты сродни древним письменам и подобно им способны многое поведать о миросозерцании человека тех далёких эпох. Долгое время люди помнили о назначении орнаментов. Ещё в 20-30-х годах XX века жительницы некоторых северных русских деревень демонстрировали свои знания смысла изображаемого узорочья перед старейшей мастерицей села на особых «считках»: молодые девушки приносили на посиделки готовые работы и рассказывали о них перед «всем миром»[1].

Кое-где в глубинке ещё можно услышать древние названия узоров: «водяник», «Перун», хотя объяснить их смысл мастера чаще всего не в состоянии. И, тем не менее, древние узоры живут. Живут и радуют своей красотой. Живут иногда вопреки убеждениям общества или отдельных его групп, вопреки установкам того или иного государственного режима. Как-то работая в архиве Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, я немало посмеялась, читая переписку рязанского градоначальника и Скопинского епископа (XIX век): оба корреспондента изощренно ругали «развратных» русских баб, которые, несмотря на великие церковные праздники, упрямо разгуливали по городу в «непристойно» расшитом «нижнем» белье — народной рубахе с вышивками по подолу. Обычай требовал, чтобы вышивки выставляли напоказ, а мастерицы изображали на них то рожающую женщину, а то и «узоры первой ночи».

...Но было совсем не смешно вспоминать слышанные в экспедициях рассказы стариков о том, как в годы Великой отечественной войны, а порою - и совсем ещё недавно, варварски уничтожались сотни народных «украс» с изображением свастики - одного из любимейших славянских орнаментов. А уж передовые технологии XXI века грозят окончательно стереть с лица Земли русские народные промыслы с их малой производительностью и примитивными технологиями.

И всё же, несмотря ни на что, орнамент живёт. По сию пору находятся люди, умеющие украшать и желающие носить традиционные русские одежды. Долгими зимними вечерами славянские девушки и женщины при лучине вышивали и ткали узоры - один другого затейливее, украшая ими свою «сряду», чтобы потом, на празднике, щеголять перед «обчеством». Только ли красоту они ощущали? Только ли желание творческого самовыражения руководило ими? Или было и продолжает бытовать сегодня в древних символах что-то очень важное — нам, нынешним, неведомое?

Впервые мне пришлось столкнуться с необычными свойствами народного орнамента в юности, когда я работала в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Нужно было сфотографироваться в старинном народном наряде. В соборе, где проходили съемки, из-за холода приходилось носить меховую поддёвку, но... стоило надеть расшитые льняные одежды, как вдруг стало тепло: тонкая ткань грела! Непостижимым образом! Позднее, ожидая рождения ребёнка, я поняла, что народные узоры, которые выполняли русские женщины, помимо красоты дарили будущей матери также спокойствие и терпение. Когда я рисовала орнаменты для намеченных работ - самочувствие моё чудесным образом улучшалось, проходили отёки. Позже, овладев ремеслом ручного ткачества, стала замечать, как меняется моё настроение в процессе изготовления по-разному орнаментированных изделий.

Удивительно, но орнамент народных, «украс» одинаков по всему миру: несколько отличается графика, меняются цвета и оттенки, но облик, ритм, смысл вполне узнаваемы. Известен случай, когда мексиканская ткачиха признала своим национальным узор нолика женской рубахи Архангельской губернии. Что это? Случайность? Или в основе разных народных традиций лежат одни и те же глубокие знания, подчас недоступные нам, ибо изложены они непривычным нам языком - гармонии, красоты и любви — и прежде чем их понять, необходимо овладеть самим языком?

Эта книга - результат моего стремления поставить вопросы, связанные со смыслом народного текстильного орнамента и особенностями его действия на «носителя» украшенной ими одежды или смотрящего на узоры человека. В ней используется информация многих, порой нетрадиционных источников: истории, этнографии, мифологии, биоэнергетики, современной альтернативной медицины и т.п. Может быть, это не совсем правильно: можно ли объять необъятное? Но русская народная культура всегда казалась мне настолько всеобъемлющей и многогранной, что изучать её, на мой взгляд, необходимо лишь комплексно, прочувствовав сам образ мышления наших предков.

Полагаю, лучше всего иллюстрирует сказанное процесс прорисовки народных текстильных узоров. Поначалу на выполнение такого рисунка с сохранением всех конструктивных особенностей я тратила месяц (и это при наличии линованной бумаги, карандаша, корректирующих средств). И каждый раз вставал вопрос: а как же без них? На ткацком-то станке? И не с середины, откуда чётко разворачивается узор, а с краю? А вместо рисунка, в лучшем случае, схема, процарапанная гвоздём по дощечке. Какое же пространственное воображение, какие скоординированные межполушарные связи головного мозга надо иметь, чтобы вот так? Видеть надо! Но ведь умела же это рядовая ткачиха...

И ещё. Очень хочется, чтобы древнее искусство орнамента сохранилось, не исчезало, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой (так и хочется сказать - душой), способной помогать людям. Хочется верить, что затронутые в моём рассказе темы заинтересуют новых исследователей, и тогда такое удивительное явление, как русский народный текстильный орнамент, действительно можно будет осмыслить с разных сторон. Пока же древние образы-письмена продолжают ждать своего полного прочтения. Ну что, попробуем начать?

Изучение народных «украс» началось ещё в XIX столетии. Первые описания текстильных узоров и попытки поиска скрытого в них смысла предпринимали люди знаменитые: члены Императорского археологического общества и многочисленных учёных архивных комис¬сий Российской империи. Им удалось зафиксировать бесценный материал, ныне - увы! -утраченный безвозвратно: исконные народные названия отдельных элементов орнамента, более-менее ещё не искажённые исчезновением патриархального крестьянского быта. В 1920-х годах их труд продолжили областные общества краеведов. Относительно систематизированные материалы были опубликованы в областных изданиях или осели в архивах. Из доступных наиболее интересными показались мне труды смоленского этнографа Е.Н. Клет-новой [83], рязанского этнографа Н.И. Лебедевой [84], известного археолога В.А. Городцова [28] (И.001) и материалы уникального исследования Сапожковских краеведов П. и С. Стахановых [20].

Много литературы, посвящённой описанию узоров народной вышивки и ткачества по всей территории СССР, издаётся в 1950-1970-х гг. Выходит ряд художественных альбомов и каталогов народного костюма. Изучая орнаменты народов Сибири, С. Иванов разработал схемы образования орнаментальных форм в зависимости от вида используемой симметрии [47]. Растёт интерес историков, археологов, искусствоведов к смыслу изображений: специальные исследования предпринимают Г.П. Дурасов [1], Г.С.

Маслова [18], Б.А.Рыбаков [32, 33] (И.002), А. Амброз [68].

В 90-е годы прошлого века вновь появились материалы изучения местных традиций. Новые исследователи музейных фондов и коллекционеры-любители обратили внимание на пропущенные прежде детали украшений народной одежды, что позволило проследить в народном костюме отражение славянской языческой культуры и социально-родовую информацию о владельце [76, 52]. Появилась возможность изучения истории древнего и распространённого у славян символа - свастики. Многочисленные попытки практической реконструкции применения и смысла народного орнамента были предприняты сторонниками возрождающегося язычества. А. Голан в своей капитальной работе проследил единую мифологическую основу символов орнамента у народов мира [2], а работы М.Ф. Пармона [72] исчерпывающе осветили особенности кроя и формы народной одежды.

Печатаются исследования, поднимающие вопросы восприятия символов сознанием человека, а также воздействия знака на наше физическое состояние - с этой точки зрения изучает рунические символы В.И. Лошилов [99]. Психологи и представители альтернативной медицины накопили немалый опыт оценки воздействия тех или иных нематериальных факторов на человеческий организм, а наши представления о свойствах сознания постоянно расширяются. Но никто пока ещё не пытался рассмотреть народный орнамент с этой точки зрения.

Русский орнаментНемногим известно, что первой в мире страной по распространению свастики является... Россия. Это ключевой орнамент вышивки и ткачества Русского Севера, мы даже обгоняем Индию, где свастики-обереги до сих пор украшают городские дома. Согласитесь, учитывая идеологический контекст событий XX века, это воспринимается, по меньшей мере, как ирония судьбы.

Именно на наших землях сохранились многосложные солярные мотивы, которые, порой, являются материнскими даже по отношению к мотивам индийским (об этом можно почитать работы С.В. Жарниковой). Это головокружительная архаика.

«ковыль» (Тульская губ.), «конь», «коневая голяшка» (Рязанская губ.), «заяц» (Печора), «рыжик» (Нижегородская губ.), «вьюн» (Тверская губ.), «кривонога» (Воронежская губ.) и т. д. На территории вологодских земель название свастики было еще более разнообразным. «Крючья», «крюковец», «крюк» (Сямженский, Верховажский районы), «огниво», «огнивец», «конегонь» (конь-огонь?) (Тарногский, Нюксенский районы), «сверь», «сверчок» (Великоустюгский район), «вожок», «вожак», «жгун», (Кичм.-Городецкий, Никольский районы), «ярко», «косматый ярко», «космач» (Тотемский район), «гуськи», «чертогон» (Бабушкинский район), «косарь», «косовик» (Сокольский район), «перекрест», «враток» (Вологодский, Грязовецкий районы), «вращенец», «вращенка», «вращун» (Шекснинский, Череповецкий районы), «углый» (Бабаевский район), «мельник» (Чагодощенский район), «крутяк» (Белозерский, Кирилловский районы), «пылань» (Вытегорский район). Наиболее архаичным из них, несомненно, является «огнивец». В этом названии отражено первоначальное значение магического символа свастики: «живой огонь» — «огнь» — «огниво» — «огнивец».

«Русское название свастики — «коловрат» т. е. «солнцеворот» («коло»- древнерусское название солнца, «врат» — вращение, возвращение). Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни над смертью, яви над навью. Свастика, направленная в противоположную сторону, именовалась «посолонью». По одной из версий «коловрат» обозначал прирастание светлого времени суток или восходящее весеннее солнце, в то время как «посолонь» — убыль дневного света и заходящее осеннее солнце. Существующая путаница в названиях порождена неверным пониманием направления вращательного движения русской свастики. «Правой» или «прямой» свастикой нередко называют крест с концами, загнутыми в правую сторону. Однако в русской языческой традиции смысловое значение свастики максимально приближено к древнейшему (символ «живого огня»), и потому загнутые концы ее следует рассматривать именно как языки пламени, которые при вращении креста в правую сторону естественным образом отклоняются влево, а при левостороннем его вращении — вправо. Отклонение языков пламени в обоих случаях происходит под воздействием встречного потока воздуха. Поэтому «коловратом», или «левосторонней», свастикой в России именуют крест, концы которого («языки пламени») загнуты в правую сторону, и наоборот, «посолонью», или «правосторонней», свастикой называют крест с концами, загнутыми влево (в этом случае свастика вращается по часовой стрелке, по солнцу, отсюда ее название — «посолонь»). В старообрядческой «посолони» — обрядовому обходу церквей по солнцу — легко угадывается древний языческий ритуал. (М.В. Суров «Всё и всяк вернётся»)»

Только наш краеведческий музей те самые полотенца, платья и пояса (на которых красным по белому во множестве интерпретаций и вариантов есть изображение означенного символа) выставлять на общую экспозицию не торопится. Известны такие случаи:

«Во время проведения выставки «Русский национальный костюм» в залах Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге один из посетителей (некий М. Бляхман) попытался уничтожить путем сожжения женское подвенечное платье, обильно украшенное свастиками. В отделении милиции мерзавец нагло заявил, что таким образом он борется с «фашизмом».

www.perunica.ru

виды, техники, узоры и орнаменты

Одно из наиболее ярких явлений русского народного творчества - роспись. Ей украшались различные предметы быта. Каждый без труда сможет назвать хохлому и гжель. Но вот о том, что видов русской народной росписи намного больше, знают немногие. В этой статье будут описаны наиболее известные стили декорирования.

Общая информация

Художественная роспись - это искусство декорирования поверхности при помощи красок. Роспись за недолгий промежуток времени стала частью повседневной жизни человека.

Русские народные стили росписи использовались для декорирования различных изделий. Расписывали как дерево и керамику, так и металл. По этому критерию можно разделить виды росписи на три группы.

1. Основа - дерево. К этому виду искусства относятся:

  • Хохлома.
  • Городецкая роспись.
  • Федоскинская.
  • Роспись Северной Двины.
  • Прикамская роспись.
  • Мезенская.
  • Палех.

2. Основа - керамика. К этому виду искусства относится:

3. Основа - металл, который использовался для изготовления подносов. К нему относится:

  • Жостовская роспись.

Как можно видеть, наиболее популярна русская народная роспись по дереву. И это вполне понятно.

Самые известные виды русской народной росписи будут описаны ниже. Среди них хохлома, гжель, жостовская и городецкая роспись.

Хохлома

Самая, пожалуй, известная русская народная роспись - хохлома. Уникальна роспись тем, что благодаря специальной обработке в печах изделия не портятся даже от горячей пищи. Таким образом, дерево приобретает свойства керамики.

хохлома пример

История

Этот русский народный стиль уходит корнями еще в 17 век в одноименную деревню, которая располагалась в области Нижнего Новгорода. Согласно одной из версий, сама идея хохломского промысла была принесена старообрядцами, которые спасались от гонений за "старую веру". Среди таких людей была немало иконописцев. К началу 18 века это место становится настоящим художественным сокровищем.

В настоящее время хохлома "переехала" в село Семино и город Семенов. Здесь до сих занимаются росписью, но уже в фабричных масштабах.

Элементы русской народной росписи

Красный, черный и золотой - три основные цвета, а желтый и зеленый цвета использовались в качестве дополнительных и в небольшом количестве. Кисти делаются из беличьих хвостов. Именно этот материал дает возможность провести тонкую линию.

Расписывать изделия могут двумя способами. Первый способ - сначала полностью черной краской закрашивается фон, а сверху наносится рисунок. Второй способ - сначала наносится контур орнамента, только после этого закрашивается фон.

Если внимательно посмотреть различные работы, выполненные в стиле хохлома, то можно выделить несколько основных узоров:

  • Осочки. Для этого узора нужно легко провести кончиком кисти сверху вниз.
  • Травинки. Элемент выглядит как небольшой мазок кистью с плавным утолщением.
  • Капельки.
  • Усики.
  • Завитки.
  • Кустик. Рисовался путем комбинаций осочек, травинок, капелек, усиков и завитков. Причем элементы всегда располагались симметрично друг другу.
  • Ягодки. В основном рисовали бруснику, смородину, рябину, клубнику или крыжовник.
Хохлома пример

Технология изготовления

В самом начале создавали деревянную основу. По большей части это были предметы быта: ложки, чаши и так далее. Такая основа называлась "белье". После просушки основу покрывают специально очищенной глиной и оставляют сушить на 7-8 часов. В процессе сушки изделие несколько раз покрывают маслом льняного семени.

Следующий шаг называется "лужение". В изделие втирают алюминиевый порошок специальным тампоном, сделанным из овечьей кожи. После этой процедуры предмет приобретает блеск и готов к росписи.

Гжель

Не менее известная русская народная роспись - гжель, в которой для рисования узоров используются только всевозможные оттенки синего цвета на белом фоне.

Гжель пример

История

Название русской народной росписи гжель происходит из района Гжельский куст. Это объединение более 20 деревень в Московской области. Первое упоминание об этом виде русской народной росписи было в 14 веке во время правления Ивана Калиты. Изначально Гжель была цветной, но в 19 веке пришла мода на голландские изразцы и китайский фарфор. Выполнены изделия были в бело-голубых тонах. Вскоре это стало неотъемлемой чертой русского узора.

Основные сюжеты

Центральными героями почти всех изделий, выполненных в стиле гжель, становятся птицы, петухи или цветы. Сюжеты мастера русского узора берут из окружающей их среды. При этом сама роспись и форма изделия не противоречат друг другу, а составляют единое целое, дополняя друг друга.

Технология изготовления

Перед росписью обязательно проверялось качество фарфора. Изделие окуналось в фуксин. Таким образом фарфор окрашивался в розовый цвет, и на нем можно было рассмотреть малейшие трещины.

гжель 2

Как правило, мастера использовали краску на основе кобальта. До обжига изделия она была черная. В работе мастеру нужны были только кисть и краска. Но, используя различные техники, создавалось более 20 оттенков синего.

Жостовская роспись

Жостовская роспись - русский народный промысел, который использовался для декорирования металлических подносов. Существуют они и по сей день в деревне Жостово, которая находится в Московской области.

Жостовская роспись

История

История жостовской росписи начинается в начале 19 века в ряде деревень Троицкой волости. Здесь появлялись первые мастера по росписи лакированных изделий, сделанных в технике папье-маше.

Возникновение привычного жостовского подноса напрямую связано с братьями Вишняковыми. Благодаря их лавке производство подносов увеличилось. Начали появляться первые вещи, сделанные из металла. Они постепенно вытеснили другие поделки из папье-маше.

Основные сюжеты

В жостовской росписи главными персонажами работ являются цветы и растительные орнаменты. Иногда изображают сцены бытовой жизни, пейзажи, сценки гуляний, свадеб и так далее. Но самым распространенным считается изображение букета, который располагается в середине подноса, по краям которого идет мелкий золотой узор. Обычно в букете было несколько довольно больших цветов, окруженных россыпью более мелких.

Жостовская роспись 2

Технология

Применялись подносы для двух целей: для бытового использования (в качестве подставки под самовар или для подачи пищи) и в качестве элемента интерьера. Материалом для изготовления подноса служит обыкновенное листовое железо. Форма же готового изделия может быть любой: круглой, прямоугольной овальной и т. д. Перед нанесением узора изделие проходит несколько важных этапов:

  • Грунтование.
  • Шпаклевание.
  • Шлифовку.
  • Лакировку.

Благодаря этому поверхность подноса становится идеально ровной. Для росписи используются масляные краски. По окончании работы изделие покрывается несколькими слоями бесцветного лака.

Непосредственно сама роспись выполнялась в несколько этапов:

  • Этап 1. Фон. На этом этапе выбирается основной цвет. Он будет использоваться в качестве фона. Отдавалось предпочтение черному цвету, но могли использовать белый, красный, синий и т. д.
  • Этап 2. Замаленок. На этом этапе делается основа будущего узора. Разбавленной краской мастер наносит очертания будущей композиции в соответствии со своей идеей. После этого подносы отправляют сушить в печь на несколько часов.
  • Этап 3. Тенежка. На этом этапе мастер, используя полупрозрачные краски, наносит тени на цветы. Тем самым делая их объемными.
  • Этап 4. Прокладка. Это самый ответственный этап. Сейчас мастер начинает уточнять многие детали, высветлять и реализовывать контрастный или же более гармоничный строй своей композиции.
  • Этап 5. Бликовка. На этом этапе при помощи бликов появляется свет и больший объем на лепестках цветов. Бликовка нужна для создания настроения и колорита.
  • Этап 6. Чертежка. Это последний этап работы над созданием букета. Используя очень тонкую кисть, мастер рисует едва заметные прожилки на листьях растения, делает кружевной край на листочках и семена в центре цветка.
  • Этап 7. Привязка. Этот этап является предпоследним в жостовской росписи. Художник рисует тончайшие стебельки, травинки и усики, исходящие от самого букета. Таким образом мастер устанавливает связь между букетом и фоном.
  • Этап 8. Уборка. На этом этапе украшается борт подноса. Обычно для этой цели используется геометрический или растительный узор. Стиль уборки зависит от желания мастера. Она может быть достаточно скромной и состоять из одного повторяющегося элемента, а может быть оформлена богато и разнообразно. Если пропустить этот этап, то изделие будет выглядеть незаконченным.
жостовская роспись

Так можно найти бесконечные варианты схожих мотивов. Но вы никогда не сможете найти точных копий или повторений.

Городецкая роспись

Русская народная городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркая и необычная, она служила украшением прялок, мебели, ставней и дверей.

Городецкая роспись

История

Намеки на городецкую роспись можно заметить в резных прялках. В Городце они были уникальны тем, что донце (место, куда садилась пряха) украшалось при помощи особой техники. В углубления вставляли вырезанные из другой породы деревянные фигурки. Всего два вида дерева позволяли городецким мастерам создавать потрясающие произведения искусства. Позже к этому добавилась подкраска.

Во второй половине 19 века потребность на такие изделия возросла, что побудило мастеров отказаться от инкрустации дерева как сложной техники, перейти к простым живописным элементам.

Основные сюжеты

Нижегородская роспись делится на два типа: павловская и городецкая. Ими украшали сундуки, дуги, сани и так далее.

Городецкая русская народная роспись отличается содержательностью. Здесь можно увидеть самые различные сюжеты. По большей части это были ситуации бытового характера. При этом большую часть сюжета отводили под цветочные мотивы. Также можно встретить птиц и животных в роли главных героев росписи. Они могут быть как стилизованные, так и реалистичные. Как правило, изображения были симметричными, при этом животные или птицы смотрели друг на друга.

Для этой росписи характерно использование кругов-подмалевок, спиралей, капель, дуг, скоб, штрихов и точек. При этом последние типы узоров наносятся художником на завершающем этапе, чтобы "оживить" свою работу.

В росписи используется не так много цветов: красный, зеленый, синий и черный. Изображения наносятся на дерево без предварительного рисунка. Узоры наносятся сразу кистью, при этом мастер может использовать как широкие и свободные мазки, так и тончайшие штрихи.

Городецкая роспись 2

Технология

Для создания росписи используют темперу - краску, которую изготавливают на основе сухих пигментов в виде порошка. При этом она может создаваться как из натуральных материалов, так и из их искусственных аналогов. Иногда используют смешения гуаши с клеем ПВА. Но нужно учитывать, что при высыхании цвет становится белесым. Поэтому перед тем как наносить следующий слой, дают высохнуть предыдущему.

Роспись совершается сразу на деревянной основе. При желании ее грунтуют красной, желтой или черной краской. Будущую композицию можно наметить тонкой линией при помощи простого карандаша. Но художники с большим опытом, как правило, пропускают этот этап и сразу же наносят узор кистью.

После полного высыхания рисунка изделие покрывается прозрачным лаком в несколько слоев, каждый из которых тщательно просушивается. Используют либо масляный лак, который наносится специальным тампоном, либо нитролак, для которого нужна помощь краскопульта. Это обеспечивает ровность и гладкость готового изделия. Такое покрытие нужно, чтобы защитить изделие от химических или механических повреждений.

Русская народная роспись сегодня

Даже в 21 веке роспись не теряет свою актуальность. Расписные изделия - это не просто часть интерьера. Многие из них имеют широкую функциональную нагрузку и активно используются в повседневной жизни. Например, нарезка продуктов на украшенной разделочной доске или же хранение хлеба в хлебнице, которая расписана мастером своего дела, все так же актуальны.

Расписные изделия внесут свой колорит даже в скромное помещение, сделав его уникальным. Но не стоит перегружать квартиру такими вещами, так как многие из них выглядят очень ярко. Будет достаточно двух-трех.

Также разные виды русской народной росписи активно используются для украшения стен, колонн, бордюров и других элементов интерьера. Подобное решение отлично смотрится в детской комнате или на кухне, так так сделает обстановку более яркой и положительной.

fb.ru