Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Образцы татарских национальных орнаментов - 7 элементов орнамента. (УМК). Национальные татарские узоры


Татарское декоративно-прикладное искусство Республики Татарстан

Татарское декоративно-прикладное искусство Республики Татарстан

Татарское декоративно-прикладное искусство представляет собой яркую и многоцветную палитру древнего искусства, истоки которого уходят своими корнями во времена государства Волжской Булгарии, периода Золотой Орды и эпохи Казанского ханства.      

Татарское народное искусство, как и творчество любого народа, имеет единую природу и развивает в своем арсенале устойчивые орнаментальные комплексы и мотивы, вырабатывает свой стиль и ритмику. Различают несколько видов орнамента – цветочно-растительный, зооморфный, геометрический, имеющие великое множество трансформаций и стилизаций. Во всем многообразии и красоте этот орнамент проявил себя во многих видах: кожаной мозаике, вышивке, ювелирном искусстве, керамике, резьбе по камню и дереву, каллиграфии.

           

Глубоко самобытным и традиционным видом искусства казанских татар является ювелирное искусство. Прекрасно используя художественную выразительность материала, татарские ювелиры умело сочетали различные техники обработки металла с яркими контрастными по цвету камнями, достигая при этом исключительного декоративного эффекта. Продукция ювелиров была очень разнообразна и связывалась, в основном, с различными украшениями женской одежды – это и воротниковые застежки (яка чылбыры), и накосники (чулпы), перевязи (хаситэ), бляхи, серьги, браслеты и т.д. Татарские ремесленники владели различными приемами и средствами орнаментации ювелирных украшений: литьем, гравировкой, сканью, зернью, чернением, инкрустацией самоцветами. Уникальной для татарского ювелирного искусства является техника бугорчатой скани, в которой орнаментальные веточки заполнения возвышаются объемно в виде низкого или высокого конуса из плотных завитков. В технике бугорчатой скани обычно изготовляли только дорогие и ценные украшения.

 Уникальным видом прикладного искусства татар было искусство кожаной мозаики, которое имеет древние традиции, идущие с булгарских времен. Замечательными, в своем роде уникальными образцами ее стали многоцветные узорные ичиги. Узорчатая обувь казанских татар и их предков – булгар близка к сапожкам, найденным при раскопках Пазырыкских курганов V в. до н. э. на Алтае. Такая узорчатая обувь в XVI – XVII веках составляла часть парадной одежды не только татарской, но и русской знати.

Кожаная обувь изготовлялась из мозаичного сшивания разноцветных кож, в результате чего появлялась необыкновенно красочная и богато орнаментированная композиция. Кусочки кожи сшивались встык из цветных шелковых и в отдельных случаях золотых или серебряных нитей. Подобные швы не зафиксированы в искусстве других народов.

          Одним из традиционных видов татарского народного творчества является вышивка, которая отличается большим разнообразием применяемых мотивов и цветовых сочетаний. В начале XIX века широкое распространение получает золотое шитьё. Своеобразием золотошвейных композиций, выразительностью пластики отличаются женские головные уборы – калфаки, узор вышивки в которых, создавался  контрастом длинных и коротких стежков, сочетанием блестящих и матовых поверхностей, использованием канители. Подкладывая под нити кусочки бумаги или кожи, татарские вышивальщицы добивались особого эффекта: вышивка не просто ложилась на ткань, а создавала рельефную поверхность. Многие вышитые изделия тесно связаны с бытовыми обрядами – декоративные полотенца, салфетки, скатерти составляли приданое невесты, часть вещей дарились жениху и его родственникам, полотенца также являлись атрибутом национального праздника Сабантуй.

Ткачество в прикладном искусстве татар занимало большое место. Существовало несколько видов ткачества, изготовление и орнаментация которых зависела от техники тканья: закладное, браное, выборное ткачество. Орнаментация тканых предметов имеет обычно характер геометрический, однако встречаются стилизованные цветочные и зооморфные мотивы.

          На рубеже XIX-XX веков в городах Среднего Поволжья и Приуралья в народном  искусстве татар-мусульман особую популярность приобретают картины религиозного содержания в виде композиций, выполненных на основе арабской каллиграфии. Эти священные изречения, написанные масляными красками на оборотной стороне стекла и подсвеченные фольгой, были известны татарам под термином «шамаиль». В текстах  татарских шамаилей, как правило, использовались определенные коранические суры и религиозные высказывания. Считаясь лучшим украшением жилища, шамаили выполняли роль оберегов и занимали в интерьере определенное место – над дверью, либо на «южной» стене, указывая этим направление на Каабу. Шамаили создавались как народными умельцами, так и профессиональными каллиграфами.

 

 В настоящее время ведущее место в декоративно-прикладном искусстве республики Татарстан занимает творчество профессиональных художников, которые обращаются к традициям татарского народного искусства, к булгарскому наследию, открывая для себя мир национальной художественной образности и богатый арсенал технических приемов обработки металла, ткани, кожи и др. Традиции народного искусства играют определяющую роль в формировании облика современного искусства Татарстана и его национального своеобразия.

 

izo-museum.ru

Богатство орнаментов на татарских полотенцах – Ярмарка Мастеров

Татарские полотенца тесно связаны с обрядами. Они часто входили в состав приданного невесты. Также полотенце преподносили в качестве подарка, на сабантуй, например. И, конечно же, служили украшением жилища.В полотенцах  собрано все цветовое и орнаментальное богатство татарской вышивки. Часто встречается, что мотив букета располагается во всю ширину конца полотенца и обрамляется узким вышитым бордюром. Также применялись узоры составленные из трех или четырех букетов, развернутых фронтально на определенном расстоянии друг от друга. Иногда в композициях встречаются завуалированные изображения пчел, бабочек, птиц, приближенных к цветочно-растительному узору.

орнаменты

татарские орнаменты

www.livemaster.ru

Образцы татарских национальных орнаментов - 7 элементов орнамента. (УМК)

Благодарность за вклад в методическое обеспечение учебного процесса по преподаваемой дисциплине

Опубликуйте 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Добавить материал

Сертификат о создании персонального учительского сайта

Опубликуйте 5 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить сертификат о создании сайта

Добавить материал

Грамота за высокий уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности

Опубликуйте 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Добавить материал

Свидетельство за транслирование результатов своей профессиональной деятельности

Опубликуйте 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Добавить материал

Грамота за личный вклад в повышение качества образования

Опубликуйте 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Добавить материал

Почётная грамота за высокий уровень профессионализма

Опубликуйте 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Добавить материал

Золотая грамота за современный подход к преподаванию и повышение качества педагогического труда

Опубликуйте 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную золотую грамоту

Добавить материал

infourok.ru

Конспект НОД "Татарский народный орнамент"

Тема: Татарский народный орнамент

Введение.

Традиции, обычаи и культура края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. В соответствии с требованиями “Основной общеобразовательной программы обучения и обучения в детском саду”: – я знакомлю детей с народной символикой цвета, орнаментом и его разновидностями, стараюсь приблизить детей к традициям и обычаям татарского народа. На данном занятии моя главная цель, помочь ребенку выразить свое отношение к татарскому декоративно-прикладному искусству через его творчество.

Программное содержание:

  • Воспитание у детей гражданственности, патриотизма, чувство гордости за свой край.

  • Формирование у детей духовной культуры, основы жизни наших предков, через знакомство с календарными праздниками нашего края, и приобщению к татарскому народному орнаменту.

 

  • Образовательные задачи: Познакомить детей старшей группы с разновидностями татарского орнамента и его особенностями.

  • Развивающие задачи: Развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание мышления.

  • Воспитательные задачи: Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа через популярные календарные праздники.

  • Словарная работа: обогащение словаря – Разновидности орнамента: цветочно-растительный, геометрический, зооморфный. Календарные праздники: “Җыен”, “Сабантуй”, “Нәүрүз”.

  • Наглядный материал: пособия “ Разновидности орнамента”, изделия из бабушкиного сундука (күлмәк, калфак, чулпы, камзол, читек, каптырма, түбәтәй, сөлге һәм чигелгән кулъяулыклар.)

  • Музыкальное оформление: татарские народные мелодии и песни в записи.

  • Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка). Фотографии и иллюстрации, магнитофон, кассеты с записями, альбомы, цветные карандаши.

  • Предварительная работа: чтение литературных произведений Д.Р.Шарафутдинова “ Традиционная культура татарского народа”, Ф.Валеева “Татарский народный орнамент”. Чтение и заучивание стихотворений воспевающих календарные праздники. Разучивание инсценировок, народных игр, плясок, закликалок, поговорок. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками

  • Организация занятия: дети располагаются за столами полукругом.

  • Практическая работа: Разукрасить национальную татарскую обувь узорами татарского орнамента: цветочно-растительным, геометрическим и зооморфным.

  • Итоги занятия: Организовать выставку детских работ в группе под названием “Татарский народный орнамент”.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с календарными праздниками татарского народа, которые отмечаются в нашей местности, где мы с вами живем. Скажите, как называется деревня в которой мы проживаем?

Ответы детей: Деревня Старый Пинигерь

Воспитатель: Да, ребята, мы с вами проживаем в очень большой и красивой деревне Старый Пинигерь. Она находится Вятскополянском районе. В нашем районе большая часть населения по национальности татары и русские, которые чтят и помнят свои традиции и древние праздники. Давайте вспомним любимые праздники татарского народа, которые мы с вами знаем и ежегодно отмечаем в нашем детском саду.

Ответы детей: (“Сабантуй”, “Нәүрүз”).

Воспитатель: На татарском языке бәйрәм переводится как праздник и весенняя красота.

Все вокруг меняется: облик деревень, городов, атрибуты профессии, природа, а народные праздники продолжают жить и отмечаться. Эти праздники родились очень давно, но традиции и обычаи проведения народных праздников не изменились, продолжают жить, потому что такие праздники – это праздники сердца, души народа. Давайте вспомним праздник, который проводятся в нашем саду ежегодно в весеннее время года.

Ответы детей: (Мы отмечаем в марте месяце праздник “ Нәүрүз”, 21–22 марта, когда в природе наступает весна и день становится длиннее).

Воспитатель: Как мы отмечаем этот праздник в детском саду?

Ответы детей: (Мы разучиваем песни, стихи, хороводы, а потом дружной семьей, все дети нашего сада собираются в музыкальном зале на бәйрәм. Желаем друг другу здоровья, веселимся, играем, поем, читаем стихи и разыгрываем сценки и получаем угощения, которые готовят нам наши повара).

В народе люди ходили к друг другу в гости, угощались, читали молитвы, “Нәүрүз”– это праздник Нового года отмечается по иранскому календарю. Хорошая традиция этого праздника сохранилась до наших времен на сходах (собраниях) все люди старались вспоминать о своих хороших делах, поступках, загадывали желание на год, а самое главное на селе готовились к весеннее – полевой страде. В домах показывали пышные театрализованные представления, проводились смотрины женихов и невест, на свежем воздухе готовилась каша из проросшего ячменя. Эта каша называлась “кужа”. Праздник заканчивался костром, на котором сжигалось чучело, отрицательных персонажей, провожали зиму, радовались приходу весну, символу счастья и мира. Сейчас мы с вами посмотрим сценку в исполнении детей нашей группы.

Инсценирование “ Тәүфыйклы Песи”.

Воспитатель: А теперь прошло время вспомнить, о самом известном празднике татарского народа, его отмечают не только в Татарстане, но и во многих уголках России. Этот праздник всех нас объединяет в большую дружную семью. Как он называется? В какое время года он отмечается и почему его так назвали?

Ответы детей: (Этот праздник называется Сабантуй, он отмечается к конце мая или в начале лета, когда окончены полевые работы. Значения праздника – “Сабан” – есть два значения: – это “плуг и весенний сев”, “туй” – праздник).

Воспитатель: Его отмечали и марийцы, чуваши, удмурты, мордва. Праздник отмечался на поле, под чистым небом на “Майдане”, отведенное для проведения праздника место украшалось лентами, шарами. Какие игры проводились на Сабантуе?

Ответы детей: (“Борьба “көрәш”– борцы обвязывались кушаком и старались повалить один другого на землю, богатырь умеющий хорошо бороться получал живого барана. “Скачки на лошадях” начинали их мальчишки, потом юноши, мужчины, в скачках принимали участие не все, а только те кто могли хорошо управлять лошадьми).

Воспитатель: Мы тоже отмечаем этот национальный праздник в конце мая. А теперь давайте вспомним, какие еще традиционные соревнования проводились у нас на спортивной площадке, на нашем малом “Сабантуе”.

Ответы детей: (Бег в мешках, перетягивание каната, лазание на шест, ношения яиц в ложках, разбивание кувшинов, бой мешками, аттракционы “кислое молоко”.)

После сева летним днемМы станцуем и споем.Победит, кто будет сильным,Смелым, ловким, и удалым.Пригодится здесь сноровкаИ отвага молодым.Быстрый конь летит, как вихрь,Управляет им джигит,А чуть дальше, посмотри,На поляне силачи!Вот высокий шест стоит,Всех людей к себе манит.А попробуй-ка в мешкеПробежаться по траве!Ведра, полные воды,Очень быстро пронеси.Смех, улыбки, шутки, пляс –Все здесь это есть сейчас.Веселись же и ликуй!Это праздник Сабантуй!

Воспитатель: А вечером на поле – майдане проводились молодежные игрища: хороводы, игры в догонялки катание на подводах на веселье молодежи приходили смотреть и старики, перед заходом солнце они читали молитвы.

В заключение “Сабантуя” вечером организовывался праздничный ужин с традиционными блюдами татарского народа (пекли пироги, сладости: чак-чак, пәхләвә, везли с собой вяленых гусей, конину, варили шулпу, токмач). Бедные ели бесплатно – это угощение называлось “Туй”, если праздник затягивался на несколько дней, то хозяева своим гостям топили бани: “кунак хөрмәтенә мунча” – баня считалась высшая почесть для гостя. Праздник “Сабантуй” укреплял родственные и дружеские отношения, он проводится во всех селах и городах республики Татарстана, а также за пределами Татарстана и России.

Воспитатель: А сейчас я вам расскажу еще об еще одном национальном празднике татарского народа, которые отмечается на территории Татарстана. Этот праздник назывался “Җыен” и проводился он в самый длинный день в году, к конце июня месяца, когда долгота дня превышала 17 часов – это был период цветения. Все выходили на лоно природы с самоварами, с казанами – котлами во время празднования собирали цветы, ягоды, лечебные травы, а также организовывались ярмарки, где продавали продукты и можно было купить различные подарки народно – прикладного промысла. Сельское население так готовились к сенокосу. Вечером начинались молодежные игрища, просто посиделки, пели, водили хороводы под аккомпанемент скрипки, курая, гармошки на праздник приглашались гости из русских деревень. Июньские ночи коротки, поэтому вечерние игры продолжались до утра.

Любой праздник всегда сопровождался демонстрацией одежды. Одежда отличалась пошивом, узором на обуви, платье, головном уборе.

Мы сегодня с вами познакомимся с татарским народным орнаментом. Орнамент-это слово обозначает украшение. С давних пор народные мастера вышивали, расписывали, вырезали и т. д. Я вас сейчас познакомлю с образцами татарского орнамента в творчестве народа. (Показ иллюстрации (ювелирные изделия, орнаментика жилища, головные уборы, кожаная обувь, различные бытовые изделия). Показ праздничной одежды на куклах, на детях, вышивка платочков).

Физкультминутка:

Раз подняться, подтянутся,Два согнуться, разогнутьсяТри в ладоши – три хлопкаГоловою три кивкаНа четыре руки ширеПять руками помахатьШесть на стульчик сесть опять.

Воспитатель: У татарского народа существует три вида орнамента:

  • Первый вид – “Цветочно-растительный”. Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы), цветов: тюльпана, пиона, ромашки, фиалки, лотоса, трилистника (показ на вышивках, на доске мелом рисуются цветы. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, молитвенные коврики, покрывала, фартуки, платья, обувь (сапожки-ичиги, валенки, туфли), головные уборы (калфак, тюбетейка, кәләпүш, платки).

  • Второй вид орнамента – “Геометрический”, применяется он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней и реже в вышивках. Геометрические мотивы: линии, зигзаги, волны, набегающей волны, мотив жгута, спирали, ломанной линии. (Показ детям иллюстраций линейных геометрических мотивах из книги Ф. Валеева “Татарский народный орнамент”, а также показ фасадов деревенских домов).

  • Третий вид орнамента называется – “Зооморфный”. Среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток, коней летучих мышей, бабочек, пчел. Зооморфные мотивы занимают скромное место в творчестве народа, встречаются во основном в резьбе по дереву, изредка в вышивках и ювелирных изделиях.

А сейчас откроем заранее приготовленные для вас, шаблоны татарского орнамента и татарской национальной обуви. Каждый из вас должен мне ответить, каким видом орнамента украсит национальную обувь-читек.

Ответы детей: (Я буду закрашивать орнамент, который называется цветочно-растительный, потому что вижу на рисунке цветы, а я буду закрашивать зооморфный орнамент, потому что вижу на рисунке лошадей, а я буду закрашивать геометрический орнамент, потому что вижу на рисунке ломанные линии и веревочку).

Народные умельцы отдавали предпочтения в вышивании ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому, красному.

Сейчас вы самостоятельно по своему желанию выберите цвет и закрасите орнамент и аккуратно закрасите его (не выходя за контур, не оставляя просветов в вашем орнаменте).

Во время работы детей включить фоном прослушивание кассеты с народными татарскими песнями.

Воспитатель: Работа завершается, занятие заканчивается и мы с вами организуем выставку “Татарский народный орнамент” в нашей группе.

Заключение:

Дети на занятии познакомились календарными праздниками татарского народа, которые тесно связаны с развитием народного творчества (в народно-прикладном искусстве – татарский народный орнамент). Знакомство с праздниками пропагандирует здоровый образ жизни наших предков, способствует формированию положительных качеств личности ребенка. Приобщение к традиционной культуре татарского народа воспитывает в детях гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свой край.

infourok.ru

Значение символики в крымско-татарском орнаменте



Статья посвящена значению символики в крымско-татарском орнаменте. Анализ по элементам орнамента, который представляет в целом систему символов, разрешает проследить генетические связи крымских татар с разными этносами в искусстве. Популяризация и сохранение культуры крымско-татарского народа. Привлечение интереса молодого поколения к национальным традициям крымско-татарского народа.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, символика, орнамент, цвет, традиции, наследие, культура.

Цель. Привлечение интереса к истокам народного творчества крымских татар и изучение символики в крымско-татарском орнаменте, сохранение традиций, культуры нации. Передача молодому творческому поколению национального культурного наследия своего народа.

Основная часть. «Все радости жизни — в творчестве». «Творить — значит убивать смерть» — писал Ромен Роллан. Народ, сохранивший в своем искусстве, а именно, в орнаменте свои традиции, культуру, является вечным.

Процесс возрождения народных традиций — важная составная часть в современном изобразительном искусстве крымских татар. В настоящее время возрождение национального культурного наследия обретают особую важность неразрывно связанную с проблемой самовыражения народа в современном мире.

Актуальность рассмотрения творчества крымско-татарского народа продиктована тем, что на протяжении многих десятилетий он был лишен возможности изучения родной культуры и традиций народного искусства. В современном искусстве крымских татар прослеживается влияние узбекской и украинской культур это связано с длительным проживанием после депортации из родных мест в Узбекистан и в составе Украины. Образная интерпретация мотивов приобретает среднеазиатский колорит, возникает новая трактовка мотивов, связанная с влиянием славянского искусства.

Современное изобразительное искусство крымских татар после полувекового изгнания начинается с чистого листа. У молодых художников появилась возможность в полной мере раскрыть свое мастерство через самовыражение своего мировоззрения, не скованное древними традициями так, как мусульманская религия запрещала изображать людей, животных созданных Всевышним. В связи с этим старые мастера передавали свои чувства, эмоции в орнаменте. В творчестве крымских татар орнамент является целым языком, в котором каждый элемент имеет свое символическое значение. Современные мастера пытаются восстановить на основе древних традиций крымский стиль через интерпретацию и стилизацию этнических мотивов.

Художественный язык орнамента образен. Выполняя задачу декоративного значения, он является средством выражения народного мировоззрения. Сегодня фольклор становится актуальным, он органично вливается в оформление интерьера, дизайн одежды, с национальной вышивкой и ткачеством [6], отражается в декоративном формообразовании посуды с ручной росписью, где современные прикладники умело, опираются на национальные традиции, культуру и искусство, его традиционную символику.

Значение символов крымских татар мало чем отличается от других народов, потому как все народы объединяет любовь к Родине, стремление к сохранению мира на земле, заинтересованность в благополучии и продлении своего рода, придание значимости матери и отца. От правильного понимания символа как знака зависит смысл [2], интерпретация произведения искусства, даже историческое и политическое значение. Каждый элемент, знак крымско-татарского орнамента нес смысловую нагрузку и имел свое название, вещи «рассказывали» о своем хозяине, несли в себе полную информацию о его мировоззрении, родовом сословии, семейном положении. Орнаментальные элементы служили магическим средством защиты от природных стихий, разного рода бедствий, болезней, сглаза, злых демонов и духов [1]. К сожалению, язык символов постепенно стал забываться также как и их названия.

Мастера-прикладники успешно используют в различных композициях наиболее популярный мотив семантического значения «древо жизни» или «вазон» (рисунок 1), символизирующие семейный род и его продолжение. В крымско-татарском орнаменте «древо жизни» связано с жизнью всего рода, его благополучием, пожеланием мужчине физической, мужской силы, достатка, мощи, плодородия, продолжения рода. Изображение родового древа строится в симметричной композиции, где в центре расположено мужское начало (символ кипариса), по краям женские (изображения граната) и детские знаки, которое определяло его как родовой герб — амулет, знак мира, благополучия, единства семьи и процветания. «Древо жизни» как изобразительный элемент часто применяют в росписях тканей [5, 6], керамики, вышивки национальных костюмов и предметов декора интерьеров.

В мусульманском искусстве для изображения человека использовали аллегорию цветов. Роза — символ человека в расцвете сил в своем жизненном и духовном воплощении — символ женщины-матери, как источника тепла и любви, добра и милосердия. Тюльпан — символизирует «объяснение в любви» в орнаментики крымских татар обозначают молодого юношу. Образуя круг вокруг розы, тюльпаны символизируют заботу и защиту о женщине-матери. Опирается весь орнамент на треугольник, обозначающий землю, основу существования (рисунок 2).

Орнамент «эгри дал» (рисунок 3) — изогнутая ветка, усыпанная множеством цветов и плодов, символизирует в крымско-татарском искусстве райский сад, бесконечное цветение, вечную гармонию и совершенство. Знаки композиции соответствуют трем основным этапам в жизни женщины — юность, зрелость, старость, образуя круг (колесо времени). Ритм мелких элементов — символизирует «берекет», ежедневный труд, приносящий духовное, физическое и материальное благополучие. В современном этническом костюме нашли свое место мотивы цветов, плодов, райских садов с учетом их символического контекста.

http://www.rustemskibin.com/wp-content/uploads/2014/05/zolotoy-granat.jpg

Рис. 1. Родовое дерево. Керамика. Автор Рустем Скибин. Крым

http://www.rustemskibin.com/wp-content/uploads/2014/05/%D0%B7%D0%B8%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA.jpg

Рис. 2. Женщина-мать. Керамика. Автор Рустем Скибин. Крым

путь женщины age (480x480, 62Kb)

Рис. 3. Путь женщины. Автор Эльдар Гусейнов. Крым

Оригинальным сюжетом являются изображения парусных кораблей на фон райских садов. Корабли изображаются в виде лодки с цветущим райским садом с видом куполов восточных ханских дворцов и мечетей [3]. Формы кораблей разнообразны в виде перевернутого полумесяца, буквы «П», коромысла (рисунок 4). Во всех декоративных композициях прослеживается присутствие цветущих цветов, стройных кипарисов, растут райские яблоки, в виде трилистника изображена вещая птица Рух (Сирин — у славян).Тюльпан— символ человека, мужчины, юноши — находится внутри изображения храма — мечети, символе поклонения и покорности Аллаху, расположенной в свою очередь на корабле. Лодка — знак движения, пути. По правую и левую стороны, плоды и стебли с мелкими элементами, говорящие о повседневных заботах, сопровождающих человека в его жизни [4]. Поверх веточек сидят два ангела, записывающие деяния человека.

Рай изображается современными мастерами в виде города, расположенного под пышным фруктовым деревом (используется растительный элемент «бадем» миндаль, «армутлы» — груша), который напоминает старый Крым. Образ города с его пестрыми куполами, высокими минаретами, райскими деревьями, цветами, животными и птицами, небом усыпанным звездами и полумесяцами («ай») становился излюбленной составной частью декоративной композиции, можно наблюдать в работах, выполненных в технике керамики, аппликации, вышивки и гобелена (рисунок 5).В композиции среди домов виднеются величественные минареты, отличительная черта исламской архитектуры, неотъемлемая часть городов и истории полуострова. Использование теплых цветов и нежного растительного орнамента передает настроение радости и доброты.

Семья это одна из самых важных клеточек общества, здесь рождаются дети, формируются ценности, происходит передача опыта, обучение. Особую радость приносят молодые семьи, которые только начинают цвести и понимать счастье семейной жизни (рисунок 6). Центральным символом композиции — тюльпан (символ молодого мужчины). Внутри тюльпана изображена роза — знак женщины [7]. Такое совмещение изображений олицетворяет единение парня и девушки, скрепленных узами любви. У основания композиции расположена лодка, символ пути и движения. Этот знак несет в себе пожелание преодоления препятствий на жизненном пути и сохранение семейных ценностей на протяжении всей жизни. Плоды-цветы, произрастающие из центрального знака, изображены спелыми, раскрытыми, щедро раздающие свое содержимое во благо процветания и благополучия [8, 9].

Рис. 4. «Корабль Магомета». Автор Эльдар Гусейнов. Крым

Рис. 5. Старый город. Керамика. Автор Рустем Скибин. Крым

Рис. 6. Семья. Керамика. Автор Рустем Скибин. Крым

Вывод. На основании выше изложенного можно сказать, что современный крымско-татарский орнамент разнообразен, богат рисунком, техникой и технологией исполнения. Имеет широкую колористическую гамму, системообразующие элементы и типы орнамента, принципы группировки изобразительной формы.

Культура Крыма является достоянием не только крымчан, но и всего мира. Поэтому сохранение и продолжение бесценного наследия — один из путей, ведущих к согласию, взаимопониманию между народами, взаимообогащению культур, решению многих проблем, остро стоящих на сегодняшний день.

Литература:
  1. Абдулганиева М. Возрождение истоков // Авдет — 2010. — 5 апр. — с. 4–8.
  2. Бессарабова Е. В. Использование национальных компонентов в дизайн-проектировании современного костюма / Е. В. Бессарабова // Журнал «Глобальный научный потенциал». — 2014. — № 12(45). — с. 161–164.
  3. Куфтин Б. А. О материальной культуре татар: Южный берег. Полевая тетрадь / Б. А. Куфтин. — М.: МАЭ, 1924. — 78 с.
  4. Миляра Сеттар. Художник метафоры и аллегории // Авдет — 2009. — 16 нояб. — с. 12
  5. Праздник красоты и изысканного вкуса Крымский стиль // Авдет. — 2009. — 9 февр. — с. 12.
  6. Спасская Е. Ю. Татарская вышивка Старо-Крымского района: по материалам А. М. Петровой // Известия Восточного факультета Азербайджанского гос. ун-та им. В. И. Ленина. Сер.: Востоковедение. — 1926. — Т.1 — с. 21–47.
  7. Спасская Е. Ю. Старо-крымские узоры // Известия общества обследования и изучения Азербайджана. Баку, 1926.
  8. Чурлу М. Язык Крымско-татарского декоративного искусства // Qasevet. –2008. — № 33. — с. 56.
  9. Чепурина П. Я. Орнаментальное шитьё Крыма. — М.; Л., 1938; Чепурина П. Я. Татарская вышивка // Искусство. — М.; Л., 1935. — № 2. — с. 103–107.

Основные термины (генерируются автоматически): крым, крымско-татарский орнамент, татарин, крымско-татарский народ, современное изобразительное искусство, символ человека, привлечение интереса, национальное культурное наследие, керамик, автор.

moluch.ru

мбоу «сош №7 с углубленным изучением отдельных предметов»

XV Поволжская научная конференция учащихся имени Н.И.Лобачевского

Секция: история и культура татарского народа

Исследовательская работаТатарский национальный орнамент

Лукманова Алия, 10 класс

Направляющая организация:МБОУ «СОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Заинск

Научный руководитель:

учитель I категории Гиниятуллина Л.С.

Казань 2014

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………...... 3

  1. часть. Татарский национальный орнамент …………………………………….….. 4
    1. Татарский орнамент как исторический источник ……………………………….… 4
    2. Растительный орнамент…………………………………………………….… 5
    3. Геометрический орнамент………………………………………………....…7
    4. Зооморфный орнамент…………………………………………………………………….. 8
  2. часть. Татарское народное декоративно-прикладное искусство…………………………….. . 9
  3. часть. Татарская народная одежда………………………………………………..… 11
    1. Национальный костюм………………………………………………………….….. 11
    2. Калфак …………………………………………………………………………….……. 12
    3. Тюбетейка ………………………………………………………………………..…. 13
  4. часть. Искусство кожаной мозаики …………………………………………………………. 14
Заключение …………………………………………………………………………………….. 15

Литература …………………………………………………………………………………….. 16

ВведениеЦель: Изучение истории возникновения татарского орнамента, раскрытие значения и особенностей национального орнамента.

Задачи: Знакомство с искусством татарского народа, с татарским национальным орнаментом, изучение особенностей древнего и современного декоративно-прикладного искусства. Выяснение актуальности национального орнамента в современности.

Методы: Поисково-исследовательский. Работа с материалами интернета, газетами-журналами; посещение Заинского Краеведческого музея, Центральной Библиотеки; изучение местного материала.

Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства.

Татары относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи. Их предки были земледельцами. По характеру добродушные, (как отмечают сами представители этого народа, несколько упрямые), гостеприимные. Своей силой, выносливостью, добросовестностью в исполнении взятого на себя обязательства они завоевали репутацию лучших работников. Энергия, практическая сметливость татар способствует их успеху в торговле.

Орнаментом называется узор, построенный на ритмичном чередовании каких-либо рисунков или линий в определенном порядке.

Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение».

С давних пор народные мастера украшали узорами вазы, шкатулки и другие предметы домашней утвари, расписывали ими потолки и стены дворцов, вырезали их на деревянных спинках стульев и кресел.

Орнамент может быть составлен из линий, геометрических фигур, из листьев, цветов, ягод, даже из птиц и зверей.

Испокон веков народ стремился к красоте, искусству. Женщины с большой любовью занимались рукоделием. Шили себе и своим близким одежду. Вкладывая в работу все свое умение и эстетический вкус, вышивали удивительные калфаки и тюбетейки, красивые скатерти и полотенца, нагрудники и передники.

Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и в орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимание формы, силуэта, цвета, материала. По своему характеру татарский орнамент глубоко связан с древней земледельческой культурой, начало которой было положено еще задолго до образования Волжской Булгарии.

Внимание к татарскому орнаменту вызывается практическими задачами творческого освоения богатейшего орнаментального наследия народа художниками, архитекторами, мастерами художественной промышленности.

До сегодняшнего дня орнамент продолжает играть в творчестве народа огромную роль. Однако содержание его в современных условиях значительно изменилось и обогатилось: в нем, наряду с использованием всего лучшего, что было создано татарским народом за время его существования, появились новые, неизвестные в прошлом сюжетно-изобразительные мотивы.

1 часть. Татарский национальный орнамент

1.1.Татарский орнамент как исторический источникРазличные исторические напластования обусловили многообразие и сложность орнамента, который в процессе своего длительного развития уже в первой половине XVI в. имел ярко выраженные стилевые признаки, связанные с художественными традициями волжско-камских булгар и золотоордынских татар.

Золотая корона – “Казанская шапка” середины XVI

Хранится в Государственной Оружейной палате

Московского КремляОднако татарский орнамент от относительно скромной и суховатой простоты орнамента булгарского периода шагнул к формам более динамичным, декоративно насыщенным, в которых основное место отводилось традиционному «цветочному стилю». Зарождение этого «нового» стиля падает на конец XV - первую половину XVI вв. - период экономического подъема Казанского ханства и расцвета различных видов народного творчества. Особенности этого стиля наиболее выпукло проявились в резной орнаментике надгробий, в ювелирных изделиях, в отдельных архитектурных деталях монументальных сооружении. Орнамент первой половины XVI в. завершал собой художественные традиции ранне-феодального периода и закладывал более совершенные основы развития орнамента последующих эпох.

Благодаря веками выработанным и вновь приобретенным приемам орнаментации в искусстве татар сложились различные бытовые орнаментальные комплексы, свойственные тому или иному виду техники орнаментации, материалу. В то же время наблюдается и определенная общность многих мотивов, узоров цветочного и геометрического характера, определенное стилевое единство орнамента, что свидетельствует о длительном сосуществовании различных видов декоративно-прикладного искусства и их происхождении с булгарских и более ранних времен.

1 2

Узоры тюбетеек. Бархат, золотая нить, канитель, блестки. 1. Начало XIX в. Коллекция НМ РТ.

2. Первая половина XIX в. д. Чыршы Арского р-на, д. Дубъяз Высокогорского р-на.

1.2.Растительный орнаментЦветочно-растительный орнамент занимает одно из основных мест в декоративно-прикладном искусстве татар. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний. Рядом со степными узорами древнего происхождения (тюльпаны, пальметты, пальметтовидные, лотосообразные, трилистники) мирно уживаются в стилевом единстве изображения садовых и полевых цветов более позднего времени.

Наиболее реалистичная трактовка цветов и листьев проявляется в вышивках, технике гравировки по металлу, а стилизованная, условная — в технике скани. В резном украшении жилища растительная орнаментация получает небольшое распространение и то лишь с конца XIX в., когда в деревню начинает проникать пропильная резьба. Анализ растительных форм вскрывает их большое разнообразие. В орнаментации различных изделий и предметов быта можно встретить формы от простейших, в виде растительного побега, до пышных букетов довольно сложной композиции.

Цветочная композиция в фестончатой розетке Узор цветочного букета в вазоне

на обратной стороне надгробия. XVI в. на обратной стороне надгробия

с. Чыршы Высокогорского района РТ Первая половина XVI в.

Изображения хризантем на надгробиях XVI—XVII вв. решались более обобщенно, без той проработки, которая свойственна вышитым изделиям. Тем не менее они отличаются большой художественностью в передаче цветочного образа. Вообще формы хризантем решались татарскими творцами всегда изысканно и живописно. В большинстве случаев в орнаментации изделий им отводилась ведущая роль.

1.3.Геометрический орнаментСреди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место занимают геометрические. Правда, они уступают по своему распространению цветочно-растительным узорам, но тем менее также широко применяются в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и органически присущи технологии узорного ткачества. Некоторые их формы можно встретить в украшении надгробных камней и реже в вышивках. Одним из характерных признаков геометрического орнамента народном творчестве является обилие вариаций, благодаря которому татарские мастера создали богатый репертуар мотивов, многообразие их форм.

Из линейных геометрических мотивов наиболее распространены и традиционны были следующие: мотив волны, набегающей волны, мотив, который условно назван фестончатообразным, мотив жгута, спирали. В меньшей степени встречаются зигзагообразные, мотив веревочки и плетенки.

Широкое распространение в узорном ткачестве, резьбе по дереву, несколько реже в резьбе по камню и ювелирных изделиях находит ломаная линия из зубчиков. В ряде случаев этот мотив выступает в качестве украшения бордюров надгробных камней или наличников фасадных окон. Разнообразные линейные композиции из зубчиков и ласточкиного хвоста были распространены и в булгарском орнаменте.[13]

В деревне Сардекбаш Кукморского района

над родником стоит такой домик.1.4.Зооморфный орнаментПрирода давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых образов. В искусстве народа получили распространение изображения соколов, филинов, голубей, певчих птиц, уток. Среди различных узоров нередко попадаются также стилизованные изображения коней, летучих мышей, рыб, бабочек, мотыльков, пчел.

Наиболее устойчиво сохранился в творчестве народа мотив птицы (рис. 1-16). С образом птицы связаны многие поверья, сказки и легенды. В представлении народа птица с древнейших времен являлась символом солнца и света, посредником между душой человека и небом.

В декорировке наличников фронтонных и фасадных окон татарского сельского жилища можно встретить самые разнообразные вариации в основном контурных изображений птиц. Чаще всего они представлены с раскрытыми клювами и крыльями, двумя головами и разветвленными в стороны хвостами (рис. 2-9). Изображения летящих соколов, филинов выделяются индивидуальностью трактовки и никогда не повторяются (рис. 2, 5). В то же время они едины по своим стилевым признакам (раскрытые крылья, две головы, характерная моделировка тела птицы).

Зооморфные изображения в украшении наличников окон. Начало XX в. Заказанье.2 часть. Татарское народное декоративно-прикладное искусство

Народным называют искусство, главной определяющей чертой которого является коллективный характер творчества, проявляющийся в преемственности многовековых традиций. Преемственны прежде всего технологические приемы ручного труда, передающиеся от поколения к поколению народных мастеров. Произведения традиционного ручного труда доносят до нас многие художественные образы, связывающие наше время с культурой древности. Возникая на самых ранних стадиях человеческого развития и сопровождая народ на всех этапах его жизни, народное искусство составляет основу национальной культуры.

Издревле, изготовляя необходимые в быту предметы, мастер стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, т.е. делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты. Эта синкретичность (нерасчлененность, слитность функций) является особенно характерной для древнего искусства, которое было неотделимо от народного быта.Татарское народное декоративно-прикладное искусство, являясь частью как материальной, так и духовной культуры этноса, включает в себя различные виды художественного творчества, связанные с оформлением жилища, костюма, традиционной обрядовой и праздничной культуры. В наиболее развитых видах народного искусства татар (кожаная мозаика, золотое шитье, тамбурная вышивка, ювелирное искусство, закладное ткачество) четко просматриваются традиции древних оседлой городской и степной кочевой культур.

Декоративное искусство - обширная область художественного творчества, включающая в себя традиционные ремесла и новые виды художественной промышленности, внешнюю и внутреннюю отделку зданий и мебель, декоративные ткани и костюмы, сувениры и т.п. Это искусство художественного оформления быта и всей окружающей нас предметной среды. В наше время люди, занимающиеся этим искусством, самые востребованные в мире профессий.

Специфика художественного языка и образность декоративного искусства формируется в зависимости от вида используемого материала (металл, дерево, ткань и т.п.) и способа его изготовления, будь-то изделие домашнего ремесла или традиционного промысла, серийное или выставочное - уникальное произведение профессионального художника.

Татарам известны все основные виды творчества в области декоративного и прикладного искусства, будь то монументальная архитектура или убранство народного жилища, разнообразный комплекс национального костюма или бытовой ансамбль интерьера, оформление различных обрядов, празднеств и т.д. Произведения татарских мастеров раскрывают перед нами картину развития в исторической жизни народа таких видов искусства, как узорчатое ткачество и ковроделие, вышивка тамбуром и золотое шитье, резьба по камню и дереву, кожаная мозаика и ювелирное искусство, каллиграфия.

Оригинальным было и внутреннее убранство дома. Особую живописность интерьеру жилища придавала декорировка стен матерчатыми украшениями с ярким цветовым колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами, скатертями, салфетками, намазлыками (ковриками для молитв), шамаилами. Спальные места огораживались занавесью (чаршау). По мнению этнографов, основные черты татарского интерьера несут отпечаток далекого кочевого прошлого.

Шамаил "Мунаджат о вере в Бога"

3 часть. Татарская народная одежда

3.1. Национальный костюмТатарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

Женская туникообразная рубаха идентична мужской, что вообще характерно для древних форм одежды. Женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. Декоративное украшение таких рубах сводилось главным образом к использованию воланов, разноцветных шелковых и атласных лент и кружев, позументных кистей и тесьмы. Неотъемлемой принадлежностью старинной женской рубахи являлся нижний нагрудник (кукрякча). Его надевали вниз под рубаху с традиционно глубоким грудным разрезом с тем, чтобы скрыть распахивающуюся при движении щель на груди. 3.2. КалфакЕсли рассматривать период с конца ХVIII до начала XX века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись.

Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С XVIII века в орнаментации калфаков широко начала использоваться аппликация синелью в сочетании с блестками и ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков.Затем появляются болыпие бархатные калфаки с крупным золото-швейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.

В середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берет на себя твердый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью.

Постепенно золотошвейные калфачки с твердым околышком приобретают уменыпенную форму. Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением. С XIX века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже — цветной бисер.

Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек — такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.

3.3. ТюбетейкаСуществовали два основных вида татарских тюбетеек — такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса.

Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего воина.

Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX века и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Каляпуши из бархата расшивались шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже — жемчугом и бисером. Наиболее нарядны со вкусом расшитые парчовые тюбетейки.

Более старинные тюбетейки первой половины XIX века отличаются тем, что крупные волнообразные цветочно-растительные композиции и геометрические мотивы покрывали всю украшаемую поверхность убора.

Со временем узор тюбетеек меняется. Ко второй половине XIX века на верхней части тюбетейки узор по окружности с розеткой посередине заменяется орнаментом, составленным из трех-четырех крупных букетиков, покрывающих весь круг.

К концу XIX — началу XX века крупные цветочные букеты заменяются мелкими, менее выразительными букетиками. В наши дни широкое распространение получила практика пошива тюбетеек на базе небольших предприятий, акционерных обществ и отдельными мастерами.4 часть.Искусство кожаной мозаикиВесьма древним видом народного декоративно-прикладного искусства татар является производство (первоначально в форме домашнего и ремесленного) узорной обуви с использованием уникальной техники - кожаной мозаики. Узорные ичиги (каюлы читек), как правило женские, изготовлялись обычно из высококачественного цветного сафьяна, вырезанного фрагментами в виде затейливого растительного орнамента. В местах соединения разноцветные частички кожи сшивались шелковыми, иногда и золотыми нитями особым вышивальным швом, тщательно скрывающим места соединений кожаных фрагментов, что и послужило впоследствии основанием говорить о так называемых бесшовных казанских сапожках и башмачках. Мозаичная обувь, безусловно, составляет специфику именно татарской обуви, производство которой осуществлялось еще во времена Казанского ханства. Ичижное дело как промысел получило развитие в Казани и татарских деревнях Заказанья в середине XIX в.

Женские узорные туфли. XIX в. Мотивы узоров в виде роговидных, лотосных,

Коллекция НМ РТ облакообразных и другие в узорах ичигов

второй половины XIX - начала XX вв.

В наших краях широкое распространение получило изготовление мягкой кожаной обуви. Еще волжские булгары славились высоким качеством выделывания кожи. Сшитые из мягкого сафьяна или юфти узорные сапожки, туфли пользовались болыпим спросом не только среди местного населения, но и за пределами края. [9]

Техника художественной обработки кожи и по сей день применяется в практике отдельных мастеров и Арского производственного объединения «Национальная обувь».

ЗаключениеСовременное народное декоративно-прикладное искусство продолжает существовать в виде отдельных домашних ремесел для изготовления необходимых предметов бытовой, особенно сельской, культуры. Обычно это мастера-одиночки, изготовляющие на продажу мужские и женские головные уборы, тканые коврики и половики, вышитые обрядовые полотенца, традиционную медночеканную утварь (кумганы), шамаили и др. [12]

Эльмира Хамматова, студентка факультета Ирина Шарипова, “Мисс Татарстан – 2010”,

дизайн КГТУ, участница конкурса «ЮНЭКО – 2009» “I вице-мисс Россия – 2010»,

в Москве - молодежного форума, посвященного финалистка конкурса «Мисс мира - 2010» [4]

безопасности жизни и вопросам экологии, лауреат I премии

Орнамент татар представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства.

В ходе исследования я узнала, что Балтасинском районе Татарстана есть мастера, которые придумали современный способ украшения ворот и домов. Они вырезают орнаменты из профнастила.[14] А вот в старой части нашего города Заинска до сих пор сохранились деревянные дома с национальным татарским орнаментом. При украшении крыш и наличников большинства домов используется цветочно-растительный орнамент.

Литература

  1. Р.К.Әхмәтҗанова. Матулык иленә юл. Казан, "Мәгариф", 2001
  2. Ф.Х.Валеев. «Орнамент казанских татар». Казань, 1969
  3. Ф.Х.Валеев. «Татарский народный орнамент». Казань, 2002
  4. Журнал «Казан утлары». 1983 г.
  5. Журнал «Сөембикә». № 9, 2009 г., № 1, 2010 г., № 9, 2010 г., № 12, 2010 г.
  6. Нурзия. Татар сынлы сәнгате, Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1999
  7. Нурзия. Тылсымлы энә. Казан, Татарстан китап нәшрияты, 2001
  8. Нурзия Сергеева «Әбиемнең сандыгы». Казань, 1995.
  9. Нурзия Сергеева. Татарская вышивка.Казань, «Магариф», 2005
  10. Ф.Ф.Харисов. Милли мәдәният: Сораулар һәм җаваплар.Казан,“Хәтер”,1997
  11. Энциклопедический словарь. 2009.
  12. "Этнография татарского народа" . Казань, "Магариф", 2004
  13. http://tashlar.narod.ru/
  14. Газета «Ватаным Татарстан», № 234-235, 25 ноября, 2011 год.

eco.na5bal.ru