Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Основные этапы создания Жостовского подноса. На чем разводят краски для жостовских подносов


элементы и техника рисования :: SYL.ru

Декоративно-прикладное искусство народов России - визитная карточка нашей страны. Среди народных промыслов занимает особое место жостовская роспись, поражающая свежестью цветочных композиций, а также чистотой и нежностью цветовой гаммы.

Территория развития

Жостовская роспись получила свое названия от места происхождения и производства. Металлические подносы, расписанные цветочными композициями, возникли в Подмосковье. Их родиной стала деревня Жостово под Мытищами.

Предшественниками жостовской росписи были росписи на подносах, возникшие в середине XVIII века на Урале, неподалеку от места расположения знаменитых заводов Демидовых. Лишь в первой четверти XIX столетия бывшие крепостные крестьяне, выкупившиеся из зависимости братья Вишняковы, скопившие небольшой капитал, открыли свою мастерскую в деревне Жостово. А чуть позже промысел стал развиваться и в других подмосковных селениях. Постепенно Жостовская мастерская стала ведущей в промысле.

Вишняковы были художниками-миниатюристами, а потому расписывали не только подносы, но и шкатулки, портсигары, чайницы, альбомы и другие бытовые предметы. Товар Осип Вишняков ходил продавать в Москву и постепенно скопил денег, на которые смог снять лавку на Цветном бульваре. Особый спрос на подносы Вишняковых возник с распространением в России традиций чаепития. Их использовали как поддоны под самовары.

В начале XX века интерес к народным промыслам упал, и поэтому в конце 30-х годов разрозненным артелям в соседствующих селениях и в Жостово пришлось объединиться. В результате была открыта целая фабрика по декоративной росписи металлических подносов - "Металлоподнос". А с 1960 года свет увидела Жостовская фабрика декоративной росписи.

Этапы создания изделий

От начала и до конца изготовления изделия процесс создания жостовской росписи проходит ряд этапов:

  1. Изготовление подноса овальной, восьмиугольной, круглой, прямоугольной или комбинированной формы.
  2. Грунтовка поверхности заготовки.
  3. Шпаклевка неровностей.
  4. Выравнивание поверхности основы до гладкого состояния.
  5. Покрытие лаком.
  6. Роспись масляными красками.
  7. Двухслойное покрытие изделия прозрачным лаком.

Особенности изготовления основы

Обычно основа-поднос куется вручную из листового железа, для чего используется хорошего качества кровельная сталь. Листы сначала штампуют, а затем вальцуют, чтобы борта были твердыми. При изготовлении подносов стандартной формы большие железные листы раскраиваются на заготовки необходимой формы и размера. Затем на электрическом прессе происходит "вырубка" и "вытягивание" подноса. При помощи прессформ и комбинированного штампа у будущего подноса формируются борта. Этот процесс называется "бортовкой" или "закаткой".

Поэтапная роспись жостовского подноса

Вот как все происходит:

  1. На этапе грунтовки выбирается и наносится фон - цвет подноса. Обычно он бывает черным, но встречаются изделия и с синим, красным, зеленым фоном. Для создания черного фона традиционно используется масляный лак. Секрет лака утерян, но известна его основа - пальмовая смола из Африки под названием копал. Благодаря особому лаковому составу подносы были необычайно прочными. По словам старых мастеров жостовской росписи, их изделия не боятся ни мороза, ни жары и сравниться могут только с китайскими. По тем временам это сравнение предполагало наивысшее качество товара.
  2. На втором этапе жостовской росписи создается замалевок - общие силуэты рисунка делаются разбавленной краской и несколько часов обжигаются в специальной печи. Для росписи и фона мастера используют обычную масляную краску, разбавленную льняным маслом или скипидаром, и широкую кисть. Когда мастер выписывает свой букет, он обычно вращает поднос, подставляя кисть под нужный участок.
  3. Тенежка - это этап, на котором также разбавленной краской на силуэты наносятся тени для создания первичного объема.
  4. Этап прокладки - самый важный в нанесении росписи. Именно здесь рисунку придается объем, способом пробеловки наносятся акценты и блики. Уточняются детали.
  5. На этапе бликовки наносятся световые блики, изображение кажется освещенным с разных сторон несколькими световыми источниками.
  6. На этапе чертежки очень тонкой кисточкой при помощи черной краски выполняются важные мелкие элементы рисунка: зубчики по краям листика, его прожилки, семена в центре цветка.
  7. Этап привязки необходим для прикрепления рисунка к основе, фону. Делается это путем пририсовки соединительных элементов: усиков, веточек и т. д.
  8. Последний этап - уборка - предназначен для оформления бортиков подноса. Орнамент наносится золотым порошком, разведенным в прозрачном лаке или скипидаре. Такой порошок называется "твореным" золотом. Или рисуется белой краской, смешанной с лаком - гульфаброй. Сверху гульфабру присыпают порошком алюминия. Иногда борта расписываются так называемым венком - орнаментом с включением цветов.

Сложность жостовской росписи заключается в том, что нанесенный рисунок не допускает никаких исправлений и делается сразу и с особой точностью. Каждый мастер использует в создании изделия свои особые приемы. Пишет не с натуры, не по заранее проработанным образцам, а по наитию. Фантазия и воображение делают каждое изделие неповторимым и уникальным. Как правило, мастер создает одновременно сразу несколько изделий.

Мотивы Жостова

Жостовские подносы очень нарядны и праздничны. Веками сформированный круг тем и мотивов росписи очень ярко и образно отражает традиции и душу русского народа.

Основными мотивами жостовской росписи являются:

  1. Букеты из садовых и луговых цветов.
  2. Растительные мотивы.
  3. Цветочные орнаменты.
  4. Вазоны.
  5. Гирлянды.
  6. Сценки народных гуляний.
  7. Пейзажи.
  8. Натюрморты.
  9. Сценки народного быта.
  10. Сценки народных свадеб.
  11. Сценки с чаепитием.

Наиболее популярным изображением является несущаяся во весь опор тройка лошадей, запряженная в сани и окруженная цветами.

Изучая содержание сюжетов и образцы росписей, можно многое узнать об истории и жизни русского народа. Интересно, что в годы Великой Отечественной войны весь металл в стране использовался для изготовления оружия. Поэтому жостовские мастера расписывали банки из-под консервов, детские металлические ведерки. Игрушечные ведерки также переплавляли и из них делали основу для подносов.

Букетные композиции. Принципы составления

Букеты в русской жостовской росписи украшают средник, или среднюю часть подноса, его дно. Обычно основу букета составляют 3-4 крупных садовых цветка: пион, георгин, роза, тюльпан и др. В канву букета "вкалываются" мелкие полевые и садовые цветы и бутоны: анютины глазки, незабудки и др. Между собой их связывают гибкие стебельки и веточки с листиками - так называемая "травка". В особых случаях в букеты включают фрукты и ягоды, украшают их птицами и бабочками. Как правило, в центре композиции располагается один или несколько больших цветков. По жостовской традиции большие цветы обязательно имеют розовый отсвет.

Мелкие бутоны делаются очень бледными, и на их фоне крупные яркие соцветия рельефно выступают из плоскости блюда. Для прорисовки цветов используют беличьи кисти. Выбирают их очень тщательно, так как подрезать волоски нельзя.

Поля, или борта подноса также расписываются. Но в их оформлении букетные элементы не используются. Традиционно поле украшается растительным орнаментом золотого цвета в виде причудливых переплетений стеблей и листьев - так называемая "травка".

По традиции, пришедшей в жостовское искусство из росписей Федоскино, фон или отдельные элементы могут покрываться перламутром. Такие изделия выглядят очень изысканно. Элементы гжели и хохломы в жостовской росписи также можно встретить, например "травку".

Визитные карточки Жостова

Жостовские подносы - одна из визитных карточек промысла. Чтобы основной узор выступал из глубины, напоминая нам об обратной перспективе, мастера прописывают вокруг едва различимые мелкие соцветия.

Вторая визитная карточка - это знак на подносе: изображение палитры художника, тюльпана и кисточки. Это давнее, исторически сложившееся клеймо мастерских. Рядом с клеймом или в самом клейме мастер оставляет свой автограф. Такая отметка стала разрешаться лишь после 1970 года, а в старину на изделиях ставили лишь клеймо с подписью владельца фабрики.

Еще одной удивительной визиткой жостовского промысла стали так называемые "копченые" подносы, расписанные примечательным узором, напоминающим растрескавшуюся поверхность. Такой прием росписи называют "под черепаху". А почему копченые? Да потому, что подносы на самом деле коптят на свечном пламени. Это самые раритетные изделия жостовских мастеров. Известно, что два из таких подносов были в коллекции у русского писателя Льва Толстого.

Жостовские подносы в современной жизни

В современном мире народные промыслы, в том числе и жостовский, занимают свое особое место. Спектр их сфер использования достаточно широк: от элементов декора интерьеров до элитной сервировки стола. В доме или на обеденном столе жостовский поднос - яркий, нарядный акцент, придающий атмосфере позитив и радостное настроение.

По традиции жостовские подносы можно разбить на две основные группы: для использования в быту (под самовары, фрукты, пищу и т. д.) и для украшения. В будничной жизни людям не хватает красоты и эстетики, экологические проблемы и проблемы дефицита общения с природой поддерживают стремление компенсировать недостачу за счет элементов природы в произведениях, окружающих нас в быту. Особая тяга людей замечается к изделиям, украшенным изображением цветов. Видимо, поэтому и мода на такую посуду остается стабильно высокой. Дизайнеры используют мотивы жостовской росписи в создании мебели, одежды, украшений.

Проблемы современного жостовского промысла

При всем интересе жителей и гостей России к народному жостовскому искусству необходимо заметить, что проблем у художников достаточно. Наиболее актуальной является проблема фальсификации изделий, подчас с нарушением традиционных технологий. Подделываясь под авторский стиль, плагиаторы стараются нажиться на покупателях, продавая некачественный и не авторский, а значит, не уникальный товар. Качество таких изделий крайне низкое, а изображения - примитивны и не входят в "золотой фонд" композиций жостовской росписи.

Научиться и научить

Как же научиться самим создавать изделия в стиле жостовской росписи? Это несложно, понадобится лишь желание, настроение и терпение. Первоначально необходимо запастись нужными материалами и оборудованием. Сейчас в хозяйственных магазинах и супермаркетах можно найти подносы, сахарницы и другие предметы быта, которые не декорированы и вполне могут послужить основой для росписи. А в магазинах для художественного творчества можно приобрести кисти из белки разных размеров и масляные краски, а также нужные растворители. Как нарисовать жостовскую роспись и научить этому детей? Давайте попробуем разобраться.

Искусству хохломы и жостовской росписи детей учат в старшей и подготовительной группе детского сада. Такая работа не представляет трудностей. Как обучаются ребята? Поэтапная жостовская роспись для детей начинается с выполнения наброска будущего цветка простым карандашом. Набросок имеет форму круга. Эта заготовка предназначена для георгина. Прием, использующийся для рисования цветка георгина красками, называется "двойной мазок". Выбираются две краски. Краска светлая набирается на кисть, а более темная - на кончик кисти. Мазки наносятся по краю круга и выполняются в определенной последовательности. Обычно это происходит сверху-снизу и справа-слева. Так же выполняется и второй ряд, причем его лепестки как бы слегка перекрывают нижнюю часть лепестков верхнего ряда. Затем аналогично заполняется серединка соцветия.

Поэтапное рисование жостовской росписи ромашки напоминает рисование головки георгина, и при этом также используется прием "двойного мазка". При той только разнице, что сначала рисуется сердцевина, а к ней в определенной последовательности в один ряд пририсовываются лепестки: строго сверху, снизу, слева, справа, затем заполняются равномерно промежутки между ними.

Чтобы нарисовать цветок клевера, необходимо сначала нарисовать светло-розовой краской круг, а затем внутри круга путем примакивания снизу вверх в веерном расположении нанести мазки более темного оттенка, например цвета фуксии. Используя также примакивание, зеленым цветом изображают листки чашечки под цветком.

После рисования центральных бутонов наступает этап изображения вокруг более мелких цветочков. Для рисования, например, незабудок, можно вместо кисти использовать ватные палочки. Они также изображаются с использованием приема примакивания, но торцевой поверхностью. Тонкой кисточкой в голубой кружок лепестка ставится небольшая белая точка. К слову сказать, детям не дают использовать масляные краски. Они рисуют при помощи гуаши.

Далее наступает этап рисования "травки". Листики у стебельков также изображаются двойным мазком. А вот загнутые кончики их и изогнутые стебельки выполняются при помощи аккуратного закручивания кисти против часовой стрелки. При изображении удлиненных изогнутых листиков мазки и подкручивание можно чередовать так, чтобы получился "зигзаг". При изображении более круглых листочков используют прием "запятой".

В последнее время интерактивные занятия и мастер-классы по жостовской росписи проводятся и в самом Жостово, и во многих центрах дополнительного образования как для детей, так и для взрослых. Если есть желание, то ничего невозможного нет!

www.syl.ru

Русские ремесла. Жостовская роспись. | Colors.life

Жостовская роспись – русский народный промысел, заключающийся в росписи металлических подносов, придуманный в деревне Жостово Московской области.

Расписание металлических подносов возникло в середине 18 века на Урале, там, где располагались заводы металлургической направленности, и только лишь в первой половине 19 века промысел стал народным и перекочевал в деревни Московской области – Жостово, Троицкое и других. За короткие сроки жостовская роспись стала ведущей. В наше время производство подносов с этой росписью сосредоточено в деревне Жостово и в Нижнем Тагиле.

При производстве подносов с жостовой росписью используется сталь тонкого образца: листы штампуют, затем вальцуют, чтобы придать жесткость бортам. После этого подносы грунтуются, шлифуются и покрываются маслянистым лаком. Самым последним этапом идет непосредственная роспись подносов от руки, не применяя при этом трафареты и образцы, полагаюсь на свою собственную фантазию и изобретательность. Причем, обычно, мастер работает одновременно с несколькими заказами. Орнамент наносят золотым порошком, разведенным в лаке или скипидаре. Обычно основными мотивами такой росписи являются цветочные букеты простой композиции, с чередующимися крупными садовыми и небольшими полевыми цветами. Сначала рисуются основные силуэты букета, затем накладываются тени.

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях - Жостове, Осташкове, Хлебникове и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.".

В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1928 г. все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово.

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает. Существует несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

www.colors.life

Русские народные промыслы. Жостовская роспись

Здравствуйте уважаемые.Продолжаем с Вами вспоминать русские народные промыслы. В прошлый раз остановились вот ту вот:https://id77.livejournal.com/1961256.html и вспоминали Хохлому.А сегодня поговорим о жостовской росписи :-)Жостовская роспись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим.В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.Изготавливаются подносы из обычного листового железа. По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.Наиболее важной операцией является роспись. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты - цветочные и растительные орнаменты, а также бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором.Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками.Выполняется роспись в несколько этапов:А. Грунтовка.Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.

Б. ЗамаленокНачало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

В. ТенежкаПолупрозрачными красками художник наносит цветные тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Г. ПрокладкаПожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Д. БликовкаНаложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.

Е. ЧертежкаЭто заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

Ж. ПривязкаПредпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

З. УборкаУкрашение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них точных копий или повторений. Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приёмов с импровизационностью творчества.Главный секрет Жостово — лак. Состав до сих пор держат в тайне. Основа, правда, известна: копал, пальмовая смола из Африки и Азии. Именно лак хранит годами жостовские подносы. Старые мастера говорили: «Не боится ни жара, ни холода, получше аглицкого будет и равняется только с… китайским».На каждом фабричном подносе есть собственный знак — палитра, кисть, тюльпан. Историческое клеймо мастерской. Ставит свою подпись на подносе и художник. Правда, право на авторскую метку мастера получили после 1970 года. На старинных подносах лишь одно клеймо — фабрики с именем хозяина.Особая гордость Жостово — «копченый» поднос. Называют такой узор «под черепаху» или «под червячка». Железные подносы в прямом смысле коптят пламенем свечи. Два таких подноса в конце ХIХ века были в хозяйстве писателя Льва Толстого. Сейчас они — раритеты в экспозиции музея-усадьбы в Хамовниках.Приятного времени суток.

id77.livejournal.com

Жостовская ручная роспись - подносы

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале,

где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск),

и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.

История жостовского промысла восходит к началу XIX века,

когда в нескольких подмосковных селах и деревнях — Жостове, Осташкове, Хлебникове и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью.

В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.».

В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла.

В 1928 г. все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в деревне Жостово.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета.

Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции.

Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает.

Существует несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи.

Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Орнаментальный узор наносится «твореным» золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, листьями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка).

После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

[urlspan]Источник[/urlspan]

inspirationday.ru

Жостовские Подносы — Славянская культура

Жостовские Подносы

Уникальная техника лаковой росписи была придумана отнюдь не под Москвой, а на уральских заводах купцов Демидовых, в Нижнем Тагиле. Крепостной Худояров изобрел «хрустальный» лак, который «на железе, меди и дереве ни мало не трескается». Особая техника росписи развивалась в Тагиле с конца XVIII века, затем ее освоили и в других мастерских — очень уж всем нравились эти нарядные подносы с красивыми букетами цветов! 

Подносный промысел в Подмосковье возникает в начале XIX века, и связано это с деятельностью семьи Вешняковых, местных уроженцев. У каждого мастера в Жостове свое клеймо, по которому можно узнать подлинность подноса.

Вешняковы были откупившимися на волю крестьянами, талантливыми мастерами и успешными предпринимателями. Они основали мастерские, в которых занимались изготовлением разнообразных изделий из папье-маше с миниатюрной росписью. Красивые мелочи пользовались большим спросом среди населения, дело быстро развивалось, и Филипп Вешняков, старший из клана, вскоре перебрался в Москву. Однако его сын Осип отделился от отца, вернулся на малую родину и открыл свое собственное дело в деревне Жостово. Троицкая волость, где находилась деревня, была тогда центром подмосковного ремесленного производства. Во множестве деревень были мастерские, в которых искусные ремесленники занимались различными промыслами, а в деревне Жостово таких мастерских было двадцать две.

Осип Вешняков выпускал табакерки, коробочки, чайницы, шкатулки, портсигары, козырьки для фуражек, а заодно и расписные подносы. К сожалению, они были слишком хрупкими и непрактичными, хотя и красивыми, а вот тагильские железные подносы пользовались большей популярностью у покупателей. Жостовские подносы есть в коллекциях испанских и британских монархов.

Осип Вешняков принял решение отказаться от папье-маше и тоже перейти к изготовлению железных подносов, ведь спрос на них постоянно увеличивался. У жостовских мастеров перед тагильскими конкурентами было преимущество — они знали секрет более прочного лака, который долго не трескался, сохраняя роспись. Это стало решающим фактором в конкурентной борьбе. Мастерская в Жостове практически целиком перешла на изготовление железных подносов, то и дело расширяя производство, и только совсем старые мастера продолжали делать милые безделушки из папье-маше.

Как и у тагильских подносов, главным мотивом жостовских были цветочные букеты. У этой росписи много источников. Она напоминает народную вышивку бисером, павлопосадские платки, ивановские яркие ситцы, курские ковры. Здесь та же яркость красок, смелое сочетание цветов, пышная декоративность. Похожие мотивы можно заметить также в народных росписях крестьянских сундуков и прялок, на деревянной и керамической посуде. Все эти народные орнаменты мастера фабрики брали на заметку, и в результате у них сложился собственный уникальный стиль, узнаваемый всеми. Цветочные букеты жостовских подносов не спутаешь ни с какими другими. Каждый мастер одновременно делает несколько подносов, в день опытный профессионал расписывает от пяти до десяти изделий. Во время росписи поднос лежит не на столе, а у мастера на колене, и художник вращает или двигает поднос, как бы подставляя нужный участок под кисточку.

Жостовская фабрика успешно развивалась на протяжении всего XIX века. Подносы покупали и в богатые купеческие дома, и в квартиры рабочих, да и в знаменитых московских чайных угощения подавали именно на них. Многие приобретали жостовские подносы для украшения дома, а не для использования — так приятны были глазу эти яркие «картины».

Однако, как и многие кустарные производства, в начале ХХ века фабрика переживает нелегкие времена. Спрос на подносы начал падать, а их производство — неуклонно сокращаться. Мастера были вынуждены заниматься крестьянским трудом или отправляться на заводы.

Дальнейшие события истории — война, революция, первые годы советской власти — поставили, было, крест на этом красивом ремесле, но в начале 1920-х годов началось постепенное возрождение многих художественных артелей, в том числе и Жостова. Кустарные производства соседних деревень в 1928 году были объединены в одну крупную фабрику под названием «Металлоподнос» (в 1960-м ее переименовали в Жостовскую фабрику декоративной росписи — так она называется и до сих пор).

Новая власть требовала от художников идеологической поддержки. Но жостовские мастера сумели не отказаться от своего искусства, не переключились на революционные и социалистические сюжеты. Были попытки сделать росписи подносов более реалистичными, с использованием приемов станковой живописи, но они оказались неудачными, и от этих идей мастера отказались. На подносах Жостовской фабрики по-прежнему расцветали на черном фоне красочные букеты и вились гирлянды цветов, выполненные с неизменным высочайшим мастерством.

Японские ученые исследовали жостовские подносы с помощью специального прибора и пришли к выводу, что они излучают добрую энергию. По их заказу были изготовлены подносы с изображением сакур и иероглифов.

Наверное, наибольшего расцвета Жостовская фабрика достигла в 60–70-е годы ХХ века. Красивые, нарядные подносы ручной работы были во многих советских семьях, служили украшением дома, считались отличными подарками. Большим спросом эти уникальные авторские изделия пользовались и за рубежом, иностранные туристы увозили их как русский сувенир наряду с хохломой, гжелью, матрешками и дымковской игрушкой.

В наши дни старинное ремесло по-прежнему живо, и на смену прежним мастерам приходят молодые, с интересом и удовольствием перенимающие секреты их изысканного искусства.

Секреты мастерства

Изготовление жостовских подносов — долгий и кропотливый процесс. Современные мастера неукоснительно соблюдают старинную технологию. Загрунтованные и зашпатлеванные, покрашенные черной краской и покрытые двумя слоями лака подносы попадают, наконец, к художникам. Они пишут масляными красками, обильно разбавленными скипидаром и льняным маслом. Такая краска легко стекает с беличьей кисти, и это позволяет делать упругий и тонкий мазок.

Первая стадия росписи называется замалевкой, вторая — выправкой. В замалевке художник при помощи широкой кисти набрасывает силуэт букета. После чего поднос сушится в течение 12 часов. Роспись делается без предварительного рисунка, сразу набело — так, что исправить потом ничего нельзя. На стадии выправки прорисовывают мелкие детали, наводят тени и блики.

Готовую роспись покрывают тремя слоями светлого лака. Каждый слой просушивают и полируют пемзой и грубым сукном. Последний этап — наводка зеркального блеска на лак: ее делают вручную, при помощи мела тончайшего мучного помола. 

Выписка из книги Андрея Исаева «Промыслы Московской губернии» 1876 год

Подносное производство было занесено в Троицкую волость из Москвы. Здесь мы встречаем любопытный пример того, как одна отрасль промышленности может перейти в совершенно другую, имеющую с первой, по-видимому, мало общего. Некто Коробов устроил в конце прошлого века /18 век 1790г./ в Москве заведение для выделки разных вещей из папье-маше и вскоре перенес его в деревню Жостово, Троицкой волости. Еще раньше или одновременно с Коробовым устроил подобное заведение в Москве Филипп Вешняков. Он был известен за человека горячо преданного своему делу. Рассказывают, что он нередко не спал целые ночи напролет, придумывал какое-либо усовершенствование в своих товарах.

Сын его, Осип, искусный мастер отделился от отца, приехал в деревню Жостово, Троицкой волости и устроил здесь свое заведение около 1825 г. Заведение это постепенно увеличивалось в размерах и, улучшаясь в качестве товаров, послужило рассадником, откуда вышли другие мастерские: Хозяева их были образованы путем ученичества.

Наряду с различными баульчиками, табакерками, портсигарами и др. здесь выделывались также и подносы из папье-маше. Не будучи довольно прочными, они должны были, при столкновении на выставке в Митаве /1836г./ с сибирскими железными, уступить им пальму первенства. Побежденные производители не упали духом и вместо того чтобы наполнить рынок картонными подносами, уже утратив доверие публики, усвоили приемы, необходимые для производства железных подносов.

Сибирские были прочны, но плохо покрывались краской – недостаток, который сумели устранить здешние производители, сделавшиеся через то опасными соперниками сибирским торговцам. Значительный спрос на подносы, вызвал усиление этого производства, образование новых мастерских. Вновь возникшие производства изготовляют только подносы, а в стареющих и до сих пор делаются безделушки из картона, что представляет любопытный пример совмещений двух промыслов технически совершенно различных, но связанных исторически. Впрочем, выделка подносов имеет далеко преобладающее значение. Если у человека сложилась привычка к обработке металла в какой бы ни было форме, то ему не трудно будет перейти к изготовлению и других из этого металла изделий.

Так в среду подносчиков стала в последнее время проникать выделка разных других металлических вещей, как-то: церковных свечей, кокард для солдатских фуражек, досок для часов и т.д., эти новые предметы вводили московские торговцы.

Нуждаясь в тех или других мастерах, и не имея их под руками, торговцы давали подносчикам заказы на разные другие изделия. То есть мастера, находя цену выгодной, принимали заказы и, получив навык в новом деле, часто оставляли прежнее ремесло и принимались за новое. Ростки, бросаемые в здешнюю промышленную почву Московскими торговцами, пускали корни, и производство расширялось, один род разветвлялся на многие разновидности.

Заведения, производящие товары из железа и жести мы находим в 6-ти селениях Троицкой волости /я не считаю селения, где есть заведения, выделывающие только картонные вещи/. большая часть этой волости принадлежит графу Шереметьеву.

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика

Жостовская фабрика

Жостовские Подносы

Жостовские Подносы

Жостовская фабрика декоративной росписи

Жостовская фабрика декоративной росписи

Жостовская фабрика декоративной росписи

Жостовская фабрика декоративной росписи

Жостовская фабрика декоративной росписи

Жостовская фабрика декоративной росписи

Жостовская фабрика декоративной росписи

Жостовская фабрика декоративной росписи

Жостовская фабрика декоративной росписи

Жостовская фабрика декоративной росписи

Жостовская фабрика декоративной росписи

Жостовская фабрика декоративной росписи 

Похожие статьи:

Ремесла → Жостовская роспись

Ремесла → Искусство Жостово

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Художественно-историческая глава — КиберПедия

Введение

Моей экзаменационной работой является керамический чайник, расписанный в стиле сквозное Жостово. Выбрала его, потому что меня вдохновил поднос: на черном фоне золотым кружевом фиолетовых ягод нарисована черника. Красиво и тонко прописаны листья, вьющиеся усики и привязки. Не смотря на декоративность самой техники, листья очень по живому пластичны и просты. Единственное что мне не понравилось - это черный фон и у меня возникла первая идея: нарисовать чернику по серебряному грунту сквозными красками. Эта идея воплотилась на плашках. Вторая идея стала воплощением моей курсовой работы – роспись керамического чайника по светлому фону шамота.

 

 

 

Рисунок 1 – фрагмент сквозного подноса

Рисунок 2 - тренировочная пластина

В ходе работы были поставлены следующие цели и задачи.

 

Цель – изучить и собрать материал по теме, разработать авторский эскиз и выполнить роспись керамического изделия в стиле сквозное Жостово, определись особенности применения этой техники в сочетании с керамикой.

 

Задачи:

 

1. Глубокое ознакомление с техникой сквозного Жостова, изучение характерных особенностей, колорита и композиционного строя.

2. Сбор иллюстративного материала по заданной теме.

3. Изучение исторических предпосылок появления данного вида росписи, дальнейшего развития, современных трактовок.

4. Разработка авторской композиции изделия, опираясь на сложившиеся традиции в росписи.

5. Роспись изделия и выявление технологических особенностей росписи керамики в стиле сквозное Жостово.

Рисунок 6 - поднос Леткова

Рисунок 7 - поднос Гончаровой Л.

Очень сильно пострадала жостовская роспись в советское время, когда культивировались один за другим лица временного правительства, пропагандировался «мир, труд, май», и рекламировались прочие достижения индустриализации. Все это отразилось даже на подносах.

Рисунок 8 - портрет Мичурина

Любое искусство переживает трансформацию в течение времени, однако все равно остается узнаваемым и близким к своему первоначальному типу, благодаря почитанию традиций. Не смотря на то, что портрет выполнен живописно, фрукты вокруг портрета вполне себе жостовские.

Жостовская роспись имеет две техники исполнения: сквозное письмо и плотное письмо.

Все выше представленные изображения относятся к технике плотного традиционного и не традиционного жостова. Отличие этих техник уже понятно из названия «плотное» - выполняется плотными масляными красками по белому или цветному замалевку, «сквозное» - выполняется сквозными, т.е прозрачными масляными красками по предварительно наклеенной потали или порошку. Однако самое главное отличие в том, что в плотной технике на тенежку накладывают световой слой, а в сквозной технике тенежку такими же мазками снимают, оставляя темные места и открывая светлые, в которых будет красиво светиться поталь или порошки.

Сквозная техника появилась вместе с приходом «китайской» моды. Утонченность, легкость и свечение характерны для этой техники.

Рисунок 9 - смешанная техника
Рисунок 9 - сквозное жостово
Часто техники смешивают. Это можно наблюдать на примере Петербургских подносов с красивыми сквозными орнаментами и рокайлями.

 

 

Технологическая глава

Проект изделия

Планшет выбирается исходя из реальных размеров изделия, затем на него натягиваем бумагу и выполняем проект.

1. Перед началом работы необходимо хорошо протереть поверхность стола. Для того что бы устранить мелкие частицы и остатки краски

2. Заготавливаем лист бумаги, который больше планшета на 3 или 4 см.

3. Бумагу смачиваем с одной стороны при помощи поролоновой губки. Если бумага плотная, то ее смачивают с двух сторон. Так после высыхания бумага сожмется и плотно приляжет к планшету.

 

4. После этого планшет накладывают на заготовленную бумагу, следя за тем, чтобы со всех сторон остались одинаковые поля.

 

5. Со стороны каждого угла, край бумаги надрезается перпендикулярно вертикальной стороне планшета к самому краю угла. (рис.10)

 

6. Закреплять бумагу на планшет можно кнопками или мебельным степлером. Рекомендуется начинать натягивание бумаги с углов. Угол закладывается следующим образом: длинный край бумаги с горизонтальной стороны планшета натягивается и закрепляется (рис.11), хвостик загибаем на вертикальную поверхность и закрываем его коротким краем бумаги с вертикальной стороны планшета (рис.12), закрепляем.

 

 

Рисунок 11 Рисунок 12

7. Оставшиеся края закрепляем от середины по очереди каждую из противоположных сторон. Бумагу натягиваем осторожно, чтобы не порвать край.

 

8. Переворачиваем планшет и сушим в горизонтальном положении при комнатной температуре.

 

9. После того, как высох планшет, расчерчиваем места расположения разверток изделий, подписи.

 

10. Переносим развертки с эскизов на планшет. Чтобы не пачкать белую бумагу проекта сверху на него делаем маску из прозрачной кальки и на местах, с которыми будем работать, делаем открывающиеся окошки.

Технологический процесс

Прежде чем расписывать изделие, его надо купить.

Или сделать своими руками!

Чтобы изделие получилось хорошим, на каждом этапе нужно проверять качество работы. Проверять симметрию, заглаживать трещины и неровности. После чего изделие можно отправить в печь на обжиг, а после заняться подготовкой его поверхности под роспись.

Рисунок 1 - белье

Первый этап

Подготовка поверхности

Несколько слов о самом материале. Шамот – это измельченные черепки различной обожженной глины, которые смешивают с водой в определенной пропорции для получения лепного состава. Из всех керамических материалов шамот самый грубый, прочный и тяжелый. Из него трудно слепить пластичную и тонкую форму, идеально загладить поверхность. До обжига изделие выглядит совсем не привлекательно: серое, шершавое. После обжига материал становится водостойким, крепким, хорошо шлифуется, приобретает цвет от белого до рыже-розового, все в зависимости от того в каком отношении находятся в его составе белая и красная глина. Мой чайник получился светло-бежевого цвета.

И так, чтобы поверхность чайника перестала быть шершавой, его нужно отшлифовать грубой шкуркой. После шлифовки стряхнуть сухой тряпочкой. Не смотря на то, что материал от попадания на него влаги не разрушается, пыль лучше не смывать. Поверхность пористая, хорошо впитывает жидкости и медленно высыхает.

Этапы подготовки изделия под роспись завершены.

Второй этап

Разработка эскиза

На бумаге расчерчиваются развертки изделия в реальном размере. Учитывая форму изделия, используя элементы и особенности росписи, составляем композицию в виде разверток изделий.

Рисунок 2 - разработка эскиза

С эскизов переносим рисунок на кальку. Есть несколько способов переноса рисунка с кальки на изделие и каждый из них подходит к определенному виду изделия.

Припорох – один из самых точных способов перенести рисунок на изделие, но совсем не подходящий для объемных работ. В основном используется для плоских поверхностей. Кальку по контуру всего рисунка прокалывают иголочкой, накладывают на поверхность изделия и присыпают углем или мелом (в зависимости от фона).

Схема – тоже не плохой и точный вариант переноса рисунка. Благодаря этому способу легко сориентироваться в пространстве изделия и подогнать композицию к форме. Подходит для объемных изделий, форма которых чаще всего на эскизах искажается. У каждой композиции есть простая схема, к которой прикрепляются элементы (веточки, листики, усики, ягодки, цветочки).

Копирка – самый простой и точный способ, но если лист кальки не правильно расположить на форме изделия – это может все испортить. С обратной стороны обводим рисунок карандашом В6. Мягкий карандаш нужен для того, чтобы рисунок, при переводе, отпечатывался на форме изделия. Изделие оборачиваем в кальку с рисунком лицевой стороной к изделию. Пользуясь ее прозрачностью аккуратно, линия в линию повторяем рисунок карандашом Н, чтобы отпечаток был тонкий.

Рисунок 3 - перенос эскиза на изделие

Третий этап

Роспись

После переноса рисунка можно приступать к подклейке потали.

Поталь – это тончайшая золотая фольга, с ней следует очень аккуратно обращаться! Во-первых, она очень хрупкая и от малейшего дуновения улетает в другой конец кабинета (рекомендую не дышать, когда режете и подносите кусочки потали к месту приклеивания)

Ее нельзя трогать руками, из-за деструктивных жиров на ваших пальцах она может потемнеть. Поэтому, когда режете, одну сторону придерживаете широкой круглой кистью и отрывистыми (не резкими!) движениями отрезаете кусочек нужного размера. Не нужно резать ее четко по форме элемента, пусть кусочек потали заходит немного за край. Тонким слоем наносим лак пф 284 на места, к которым будем приклеивать поталь и буквально 2-3 минуты, чтобы лак был в состоянии «на отлип». «На отлип» - состояние лака, когда он сохраняет свойство приклеиваться, но не оставляет за собой следов на пальце. Приклеиваем кусочек потали к элементу и разглаживаем поверхность потали кисточкой. После оставляем сохнуть на 12 часов, а лучше на сутки. Масляный лак сохнет на разных поверхностях по-разному, поэтому лучше полагаться не на время, а проверить. Проверить можно легонечко надавив ногтем на поверхность, если остается ямка, то лак не высох до конца.

Рисунок 4 - клеем поталь с запасом, сушим

Если лак показался вам слишком густым, то его можно развести скипидаром, но не на крышечке, а в банке. Иначе скипидар плохо перемешается с лаком и поталь не приклеится в тех местах, где вместо лака скипидар. Чтобы вот так не рисковать берите для подклейки потали свежий, жиденький ПФ 284

После сушки, чтобы снять лишние, не приклеившиеся края потали, берем кусочек ватки или пушистую беличью кисть и аккуратно, круговыми движениями снимаем золото. (Остатки можно не выкидывать, а собирать в баночку и использовать как золотую крошку для оформления.)

Поталь наклеена, можно приступать к следующему этапу росписи.

Тенежка.

Рисунок 5 - снятие лишних краев
Так как поверхность чайника не ровная после покрытия лаком ее трудно будет идеально отшлифовать, поэтому работа красками делается сразу по потали, аккуратно, чтобы не запачкать сам чайник и с первого раза, потому что поталь трудно очистить.

Весь листик плотно покрывается сквозной краской плоской кистью синтетика №2 (рис 6)

Рисунок 6 - тенежка
Потом берется тонкая круглая кисть колонок №1 и аккуратно начинаем сдвигать краску, рисуя прожилки. Сначала намечаем центральную (рис 7) потом ребра и остальные прожилки делаем их более четкими, продолжая сдвигать краску и частенько вытирать кисточку от лишней накопившейся краски (рис 8). Чтобы золото в некоторых местах сияло ярче, предварительно смачиваем кисть в скипидаре, промакиваем тряпочкой и аккуратно снимаем лишнюю краску.

 

 

 

Рисунок 8 - снимаем лишнюю краску
Рисунок 7 - центр и прожилки

Чертежка

Перед тем, как приступить к следующему этапу, предыдущий этап всегда просушивается, покрывается тремя слоями лака, шлифуется и можно продолжать роспись. Еще раз повторюсь, так как поверхность чайника не ровная, после покрытия лаком ее не возможно будет полностью отшлифовать. Пропуск лачения изделия между этапами росписи жостово допустим, потому что это делается для того, чтобы не повредить и не испортить предыдущий.

Чертежка выполняется золотой пастой или любыми плотными масляными красками. Паста разводится льняным маслом с добавлением лака, для того, чтобы пасты быстрее высыхала. Перемешиваем пасту кисточкой (белка №2) до однородной массы и аккуратно выполняем четрежку.

Важно! Золотая паста очень сильно пачкается, трудно стирается как в сухом состоянии, так и разведенная!

Рисунок 9 - чертежка

 

Бликовка

Этот этап выполняется самым последним, плотными светлыми красками, что бы подчеркнуть самые светлые части элементов композиции.

В технике сквозного письма бликовка используется не часто, так как самые светлые части уже подчеркнуты блестящей поталью в местах, где скипидаром аккуратно выбрана сквозная краска. Рисунок 10 бликовка

Уборка

«Уборка» является синонимом к словам «убранство, украшение». На этом этапе изделие украшается орнаментом. К нему разрабатывается отдельный эскиз, так же переносится с кальки на изделие или переведен с помощью геометрической схемы. Любой орнамент это закономерность, т.е повторение или чередование одного (нескольких) элементов. Каждый из этих элементов можно заключить в простую геометрическую схему: треугольник, круг, квадрат, в котором можно безошибочно ориентироваться. Такую схему легко можно перенести на изделие без кальки и намного подогнать по размеру, чтобы случайно не получилось слишком много или мало места для одного элемента.

Рисунок 11,12 орнамент в геометрической схеме

Рисунок 13 изделие готово к оттделке Этапы росписи завершены.

Четвертый этап

Отделка

Своего изделия я использовала масляный быстросохнущий яхтный лак «универсальный» аэрозоль.

Лак между слоями можно сушить 20 мин. За это время у лака образуется твердая пленочка, на которую можно класть следующий слой. Для полного высыхание слоев лака требуются 3 часа.

Рисунок 14 изделие готовое к упаковке

После третьего слоя лак надо отшлифовать, чтобы следующие слои ровно ложились на поверхность изделия.

 

Организация рабочего места

От правильной организации рабочего места может зависеть как темп, так и качество работы.

Прежде всего, нужно постараться работать только при дневном свете, ведь он очень дорог для нас. При нем и с цветом не ошибешься, и глаза побережешь. Справа от себя нужно постелить тряпочку, полотенце или салфетку. Так же справа – расположить баночку с водой, а лучше две( одна для более грязных кистей), рядом с баночкой положить палитру и кисти. Палитрой может служить кусок стекла, отороченный для безопасности изолентой, белой кафельной плиткой или тарелкой. На промыслах основные цвета разводят в отдельных емкостях-баночках, для однородного цвета. Если цвета разводить много, для многократного применения, после использования эта емкость прикрывается крышечкой из фольги, но палитра все-таки нужна, чтобы смешивать цвета и снимать с кисточки лишнюю краску. Если вы выкладываете краски на палитру, то удобнее, чтобы земляные цвета находились рядом, так же как кадмиевые и кобальтовые. Черный цвет пусть ляжет ближе к земляным и подальше от светлых, а белый - можно частями выкладывать рядом с основными частями. Здесь нет особого правила расположения, самое главное - чтобы вы сами определили для себя порядок и всегда следовали ему. Ведь когда соблюдаешь определенные правила, и все лежит на привычных для тебя местах, работа идет сама собой.

Также важно, чтобы было удобно сидеть. На многих промыслах предпочитают низкие стульчики или скамеечки под ноги. Посадка правым боком к столу.

Работу облегчают некоторые профессиональные приемы, например: для удобного положения руки используют скамеечку, планку, губку.

Также необходимо проветривать помещения и делать влажную уборку (т.к. пыль оседает на изделиях).

 

Заключение

Россия богата культурно-историческим наследием – это духовный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности, который, наравне с природными богатствами, является главным основанием для национального самоуважения и признания России мировым сообществом. Наследие во многом формирует менталитет, утверждает преемственность гуманитарных ценностей и сохраняет традиции. Сохранение культурного наследия – основа дальнейшего развития общества, это конституционная обязанность каждого гражданина страны.

«Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия…». (Конституции Российской Федерации, статья 44.3).

Нужно понимать, как важны сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защита, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защита и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

К историко-культурной среде обитания относятся и традиционные росписи России, в том числе одна из уникальных и неповторимых росписей – Жостово, которая, наряду с другими, представляет собой большую ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Огромную роль в интересах настоящего и будущего поколений играет сохранность традиционных направлений в росписи, передача бесценного опыта старых мастеров. Это должно стать приоритетной задачей на ближайшее время, потому что техника Жостово продолжает развиваться и использоваться не только на металлических поверхностях.

В ходе выполнения курсовой работы были отобраны и изучены материалы по теме «Жостово». Составлены эскизы и выполнена роспись изделия в стиле «сквозное Жостово». Основная цель работы была достигнута. Поставленные задачи решены.

Список терминов

1 тенежка – один из этапов росписи Жостово, нанесение сквозной краски на загрунтованный силуэт цветка.

2 рокайли – декоративный элемент росписи Жостово на Петербургских подносах.

3 плашка – предварительная, пробная работа в материале, загрунтованная дощечка покрытая эмалью и отшлифованная.

4 уборка – украшение изделия орнаментом.

5 бликовка – усиление световых частей цветов, ягод и прочих элементов композиции.

6 белье – неподготовленное ,чистое изделие.

7 чертежка – прорисовка элементов композиции.

8 на отлип – состояние лака, когда сохраняются его клейкие свойства и он не оставляет на пальце следов после прикосновения.

9 припорох – способ переноса рисунка с кальки на изделие.

10 поталь – тончайшая фольга, бывает золотая, серебряная, с разводами и разноцветная.

11 золотая паста – мелкая-мелкая золотая пыль собранная в комочек.

12 сквозная краска – прозрачная краска.

 

 

Приложение

 

 

Список литературы

Книги:

Б.И.Коромыслов – Жостовская роспись

И. Богуславская - Жостовская роспись

Н. О. Крестовская - Искусство жостова

О.Л. Голубева - Основы композиции

М. Н. Сокольникова - Основы композиции

С. В. Горожанина Е.В. Куценко -Народные художественные промыслы Подмосковья

А. Миловский - Народные промыслы

Н. Величко - Русская роспись

Энциклопедия народных промыслов и ремесел

Народные художественные промыслы СССР

В.П. Антонов - Народные художественные промыслы России

 

Сайты:

http://www.zhostovo.ru

http://www.ya-zemlyak.ru

 

Введение

Моей экзаменационной работой является керамический чайник, расписанный в стиле сквозное Жостово. Выбрала его, потому что меня вдохновил поднос: на черном фоне золотым кружевом фиолетовых ягод нарисована черника. Красиво и тонко прописаны листья, вьющиеся усики и привязки. Не смотря на декоративность самой техники, листья очень по живому пластичны и просты. Единственное что мне не понравилось - это черный фон и у меня возникла первая идея: нарисовать чернику по серебряному грунту сквозными красками. Эта идея воплотилась на плашках. Вторая идея стала воплощением моей курсовой работы – роспись керамического чайника по светлому фону шамота.

 

 

 

Рисунок 1 – фрагмент сквозного подноса

Рисунок 2 - тренировочная пластина

В ходе работы были поставлены следующие цели и задачи.

 

Цель – изучить и собрать материал по теме, разработать авторский эскиз и выполнить роспись керамического изделия в стиле сквозное Жостово, определись особенности применения этой техники в сочетании с керамикой.

 

Задачи:

 

1. Глубокое ознакомление с техникой сквозного Жостова, изучение характерных особенностей, колорита и композиционного строя.

2. Сбор иллюстративного материала по заданной теме.

3. Изучение исторических предпосылок появления данного вида росписи, дальнейшего развития, современных трактовок.

4. Разработка авторской композиции изделия, опираясь на сложившиеся традиции в росписи.

5. Роспись изделия и выявление технологических особенностей росписи керамики в стиле сквозное Жостово.

Художественно-историческая глава

История промысла

Рисунок 3 - поднос Вишнякова А.
Жостовская роспись является народным художественным промыслом, развитым в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел этот возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.". В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — “Металлоподнос” в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. С 1938 года мастеров по росписи подносв готовили в школе бригадного ученичества, прямо на производстве.

Обучали молодежь А.П.Гогин, В.И.Дюжаев, П.И.Плахов. Ведущие художники жостовского промысла — А.И.Лезнов, И.С.Леонтьев, Д.С.Кледов, Н.П.Антипов, Е.П.Лапшин, Н.Н.Гончарова, Н.Н.Мажаев, Б.В.Графов и др.

Рисунок 4 - поднос Антипова

Традиционная тема украшения жостовских подносов это букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона.

Выписка из книги Андрея Исаева «Промыслы Московской губернии»

1876 год.

Рисунок 5 - поднос Гончаровой Н.
«Подносное производство было занесено в Троицкую волость из Москвы. Здесь мы встречаем любопытный пример того, как одна отрасль промышленности может перейти в совершенно другую, имеющую с первой, по-видимому, мало общего. Некто Коробов устроил в конце прошлого века /18 век 1790г./ в Москве заведение для выделки разных вещей из папье-маше и вскоре перенес его в деревню Жостово, Троицкой волости. Еще раньше или одновременно с Коробовым устроил подобное заведение в Москве Филипп Вешняков. Он был известен за человека горячо преданного своему делу. Рассказывают, что он нередко не спал целые ночи напролет, придумывал какое-либо усовершенствование в своих товарах.

Сын его, Осип, искусный мастер отделился от отца, приехал в деревню Жостово, Троицкой волости и устроил здесь свое заведение около 1825 г. Заведение это постепенно увеличивалось в размерах и, улучшаясь в качестве товаров, послужило рассадником, откуда вышли другие мастерские: Хозяева их были образованы путем ученичества.

Наряду с различными баульчиками, табакерками, портсигарами и др. здесь выделывались также и подносы из папье-маше. Не будучи довольно прочными, они должны были, при столкновении на выставке в Митаве /1836г./ с сибирскими железными, уступить им пальму первенства.

Побежденные производители не упали духом и вместо того чтобы наполнить рынок картонными подносами, уже утратив доверие публики, усвоили приемы, необходимые для производства железных подносов.

Сибирские были прочны, но плохо покрывались краской – недостаток, который сумели устранить здешние производители, сделавшиеся через то опасными соперниками сибирским торговцам. Значительный спрос на подносы, вызвал усиление этого производства, образование новых мастерских.

Вновь возникшие производства изготовляют только подносы, а в стареющих и до сих пор делаются безделушки из картона, что представляет любопытный пример совмещений двух промыслов технически совершенно различных, но связанных исторически. Впрочем, выделка подносов имеет далеко преобладающее значение. Если у человека сложилась привычка к обработке металла, в какой бы ни было форме, то ему не трудно будет перейти к изготовлению и других из этого металла изделий.

Так в среду подносчиков стала в последнее время проникать выделка разных других металлических вещей, как-то: церковных свечей, кокард для солдатских фуражек, досок для часов и т.д., эти новые предметы вводили московские торговцы.

Нуждаясь в тех или других мастерах, и не имея их под руками, торговцы давали подносчикам заказы на разные другие изделия. То есть мастера, находя цену выгодной, принимали заказы и, получив навык в новом деле, часто оставляли прежнее ремесло и принимались за новое. Ростки, бросаемые в здешнюю промышленную почву Московскими торговцами, пускали корни, и производство расширялось, один род разветвлялся на многие разновидности.»

Поскольку в росписи нет строгих рамок на определенный сюжет, композицию, художники фантазией не скупились. Таким образом, жостовская роспись сейчас разделяется на две категории: традиционное (цветочная или фруктовая композиция на черном фоне) и не традиционная (пейзажи, животные, иногда люди на любом фоне). Пластичность мазка, правильно положенного рукой мастера, придавала форме движение, а композиции динамичность. Работы получались живые и сказочно реалистичные. Художники: Летков В., Лебедев М., Гончарова Л.

Рисунок 6 - поднос Леткова

Рисунок 7 - поднос Гончаровой Л.

Очень сильно пострадала жостовская роспись в советское время, когда культивировались один за другим лица временного правительства, пропагандировался «мир, труд, май», и рекламировались прочие достижения индустриализации. Все это отразилось даже на подносах.

Рисунок 8 - портрет Мичурина

Любое искусство переживает трансформацию в течение времени, однако все равно остается узнаваемым и близким к своему первоначальному типу, благодаря почитанию традиций. Не смотря на то, что портрет выполнен живописно, фрукты вокруг портрета вполне себе жостовские.

Жостовская роспись имеет две техники исполнения: сквозное письмо и плотное письмо.

Все выше представленные изображения относятся к технике плотного традиционного и не традиционного жостова. Отличие этих техник уже понятно из названия «плотное» - выполняется плотными масляными красками по белому или цветному замалевку, «сквозное» - выполняется сквозными, т.е прозрачными масляными красками по предварительно наклеенной потали или порошку. Однако самое главное отличие в том, что в плотной технике на тенежку накладывают световой слой, а в сквозной технике тенежку такими же мазками снимают, оставляя темные места и открывая светлые, в которых будет красиво светиться поталь или порошки.

Сквозная техника появилась вместе с приходом «китайской» моды. Утонченность, легкость и свечение характерны для этой техники.

Рисунок 9 - смешанная техника
Рисунок 9 - сквозное жостово
Часто техники смешивают. Это можно наблюдать на примере Петербургских подносов с красивыми сквозными орнаментами и рокайлями.

 

 

cyberpedia.su

Как создаются легендарные Жостовские подносы?

Главная → Как создаются легендарные жостовские подносы?

Жостовские подносы по праву называют произведением искусства.

За многовековую историю они из бытового предмета трансформировались в предмет народного искусства.

Изделия мастеров из Жостово настолько самобытные, что хранятся в музеях и личных коллекциях первых лиц государств

Жостовские подносы

Интересуетесь, как создается «легенда»?

Подносы-заготовки Если заглянуть в цех на этом этапе, увидите, что кованые подносы изготавливаются кузнецами вручную кустарным способом. При этом форма и размер подноса зависят от предпочтений мастера. Из металла выкраивается скобка (до 5 слоёв), при помощи молота и наковальни добиваются необходимого вида. В края перед закаткой закладывается для прочности проволока, теми же инструментами края выравниваются ковалем. Заготовки стандартных подносов выкраиваются из листов металла, после чего нужная форма вырубается и вытягивается с помощью электрического пресса со специальными штампами и прессформами. Края закатываются там же.

За шаг до росписи

Прежде чем попасть в руки к художнику заготовка проходит ряд операций, чтобы сделать поверхность подноса зеркальной и подходящей для нанесения художественной росписи. Заготовку обжигают, обезжиривают и грунтуют, затем послойно наносят чёрную эмаль. Каждый слой сушится и зачищается вручную при помощи наждачной бумаги. Если планируется роспись по золотистому фону, на поверхность наносится бронзовый или алюминиевый порошок. Просвечивая сквозь лак, он выглядит, как золото, придающий росписи красоту.

Как купить оригинальный Жостовский поднос

Художественное оформление Этот этап состоит из двух: замалёвки и выправки, причём оба выполняются в технике импровизации. Во время замалёвки художник берёт на беличью кисточку масляную краску, разбавляет скипидаром, льняным маслом и слегка разбеленную, и набрасывает композицию букета. Как правило расписывается сразу не один поднос. Художник держит поднос на коленях перед собой и постоянно вращает, чтобы кисть попадала на нужный участок и рисунок становился выразительнее с каждым штрихом. После замалёвки поднос снова держат в сушильном шкафу при постоянной температуре, как правило 12 часов.

На этапе выправки поднос проходит операции, такие как: тенёжку, прокладку, бликовку и чертёжку, так же посадку семенцов и привязку, так они называются на профессиональном языке. Во время тенёжки лессировочными красками накладываются тени, из-за чего композиция как бы погружается в глубину фона. На стадии прокладки плотным корпусным письмом прописываются формы, цветы обретают конечный вид. С помощью бликовки выявляют соотношение объёма и света, с помощью чертёжки наносят второстепенные детали, типа прожилок лепестков и семенцов в чашечках.

Завершающая привязка предполагает художественное изображение на подносе травки и усиков, которые используются как связывающие букет с фоном элементы.

«Уборка» и отделка до глянца Украшение борта называется уборкой. Геометрические, ажурные или растительные орнаменты наносятся на борт таким образом, чтобы подчеркнуть главную тему росписи. Чтобы поднос блестел, а роспись на нём осталась долговечной, поднос покрывают 2-3 слоями лака. После нанесения каждого слоя поднос отправляют сушиться как минимум на 2 часа.

Процесс трудоёмкий и требует от мастеров вдохновения, таланта и опыта.
Но зато результат превосходит ожидания и радует глаз десятки, а то и сотни лет!

Если вы собираетесь купить жостовский поднос в подарок, заказывайте вместе со специальной праздничной упаковкой.

Бесплатная консультация по телефонам: +7(495)744-1041, (812)313-2450, (863)256-1001  Вместе мы подберем приятный подарок для Ваc, друзей и близких!

Адреса магазинов

Как создаются легендарные жостовские подносы Жостовские подносы по праву называют произведением искусства. За многовековую историю они из бытового предмета трансформировались в предмет народного искусства. Изделия мастеров из Жостово настолько самобытные, что хранятся в музеях и личных коллекциях первых лиц государств. Интересуетесь, как создается «легенда»?

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:   

Связанные разделы: Жостовские подносы

samovary.ru