Gepur-Shop

Интернет-магазин модной одежды

Вы всегда можете

связаться с нами!

тел +7-968-662-4572

 

Осваиваем плетение на коклюшках. Кружева на коклюшках


Кружева, сплетенные на коклюшках – Ярмарка Мастеров

Решение плести крупные изделия из кружева на коклюшках пришло не сразу.

Сначала плела салфеточки, долго и упорно штудировала просторы интернета и историю кружевоплетения, задаваясь  вопросом: "А как носить такое, и кто одевался в коклюшечное кружево?"

И ах! Увидела... Они это носили с гордостью!

Первой информацией моего поиска были:

"Музей кружева" ,который находится в сердце кружевоплетения-городе Вологда

кружевоистория

и выставка историка моды А.Васильева

искусствоистория моды

Модницы дореволюционной России с удовольствием носили палантины,шали, платья и жакеты из коклюшечного кружева.

история искусства        кружева

Но,политическая ситуация в стране внесла свои коррективы в моду 20-50-х годов . Дамам тех лет пришлось позабыть о непрактичном материале ,коим являлось кружево на коклюшках.Более того, его использовали в Пропаганде "Нового стоя",где мастерицам-искусницам  изрядно пришлось потрудиться для создания узоров "по теме режима".

одежда                      идеи для вдохновения

Снова о нём вспомнили как о предмете гардероба, лишь, спустя полвека забвения.(в 60-е)

идеи для творчества

В основном ,небольшие изделия из коклюшечного кружева  можно было лицезреть в художественных фильмах 70-80-х годов ,изображавших "Старый режим" или на актрисах в виде декора одежды

идеивдохновениемодастиль

Наконец ,среди представительниц Искусства появились поклонницы кружева на коклюшках

.Одной из таковых  была Народная артистка,певица Л.Г. Зыкина.

Для неё создала эти шедевры  мастерица Светлана Бондарчук, которая занимается кружевом уже более 30 лет. Среди её знаменитых работ были платье и  юбка для  коллекции Вячеслава Зайцева  .А так же жакет, купленный  Мариной Нееловой.(на фотосправа, копия)

Огромная жалость,что среди найденных фото я обнаружила безымянную работу. В телеспектакле "Месяц в деревне" на главной героине,актрисе Ольге Яковлевой ,было одето замечательное платье из коклюшечного кружева.

       

К сожалению, таких безымянных работ в советские годы было не мало,а какие титанические усилия приложены для плетения столь габаритных   изделий.

 

 

В наше время, "Вологодское","Елецкое" кружево- это национальный Бренд,

в изяществе,благородстве,красоте и практичности  которого никто не сомневается и с удовольствием носят эти изделия .

 

                                  

www.livemaster.ru

Осваиваем плетение на коклюшках / Я

Это — медленный процесс, но он — не сложен! И я постараюсь вам это доказать своим мастер-классом, если дочитаете его до конца. Плетение кружев на коклюшках — это кропотливая работа, требующая усидчивости и терпения, аккуратности и, конечно, много времени. Однако вся эта необыкновенная красота создается очень простыми действиями. Я бы сказала, что формула красоты кружева заключается всего в двух действиях: перевить и сплести! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс, который поможет вам сделать первый шаг в освоении сказочного мира кружевоплетения на коклюшках. Кому желательно освоить эту технику? Тем, кто шьет, вяжет, вышивает, плетет макраме, тем кто создает одежду и декор для неё, украшения. Сплести на коклюшках можно не только воротнички,
манжеты, вставки, но и самостоятельные изделия: жилеты, пелерины, шляпы. Для кукольников уметь плести на коклюшках — значит, суметь сделать эксклюзивный наряд для куклы, «изюминку», которая станет вашей неповторимой и такой изысканной особенностью, как мастера. А учитывая, что размеры кукольной одежды очень малы, вам не придется тратить кучу времени для выполнения кружевных элементов! Кроме того, осваивая новые техники и приемы рукоделия, вы развиваете свои способности, приобретаете новые знания и умения, расширяете палитру своих возможностей, увеличиваете свою многогранность, как мастера. Вы активизируете свой потенциал и становитесь мультимастером! Кружева, сплетенные на коклюшках, имеют давнюю и интересную историю. Зародилось кружевоплетение более 300 лет назад в Европе. В Россию эта техника пришла в 17 веке. До 18 века кружево плели из золотых и серебряных нитей. Дорогое, изысканное, ажурное кружево применялось для отделки одежды высшей знати и дворянства. Царской, дворянской одежды и церковных облачений. Парча и бархат, золотая вышивка, жемчуг и драгоценные камни, кружева из золотых и серебряных нитей использовались для создания роскошной парадной одежды. Коклюшечные кружева часто называют одним словом — «вологодские». На самом деле существует несколько разновидностей этих кружев, имеющих свое название, свои особенности, так как, развиваясь в России в 17 губерниях, местные кружевницы привносили своё видение, технику, колорит в свои кружевные изделия и тем самым развивая, усиливая отличия кружев в каждой местности. В Вологодском кружеве непрерывно извивающийся растительный орнамент, образованный плотной полотнянкой-вилюшкой, имеет ажурную фоновую решетку из плетешков с отвивными петельками и плотных насновок, чаще всего продолговатой формы.
В Елецком кружеве плотная полотнянка имеет переходы в ажурную сетку. Киришское кружево имеет фон из насновок и разреженную полотнянку. Рязанское кружево выполняется яркими нитками в численной технике. Ну, что ж, начнем? Что нам потребуется для кружевоплетения? Конечно, коклюшки. Мы все их видели, знаем и купить их в настоящее время не сложно.Нужно 50-100 штук. Нам нужны нитки для плетения. Это может быть мулине, ирис, лен. Еще нам понадобится валик, плотно набитый опилками. Плетут кружева чисто вымытыми руками, особенно — белые кружева! Для перерывов в работе хорошо сшить чехол для валика, чтобы прикрывать незаконченную работу. Имейте ввиду, что размер чехла должен быть больше валика настолько, чтобы с легкостью покрывать и все коклюшки, которые участвуют в работе.
Сколок, по чертежу которого мы будем плести кружево. Иголки, похожие на маленький гвоздик и булавки с шариком на конце.
И самый маленький крючок, так как именно с его помощью, мы будем делать соединение элементов кружева в сцепной технике.Намотка ниток на коклюшки. Все кружева, которые вы когда-либо видели, имеют 4 основных элемента, которые выполняются всего лишь двумя действиями.Полотнянка. Сетка. Насновка. Сколок мы можем распечатать из книги, можем создать его в специальной программе, а можем нарисовать его сами. И это совсем не сложно. Делаем набросок карандашом, стараясь понять, почувствовать движение линий, форм в заранее заданных размерах, границах будущего изделия: воротничка, вставки, головного убора.
На следующем этапе воспользуемся плакатным пером, чтобы выдержать нужную ширину полотнянки, которая образует основной узор кружева. Прорисовываем черной тушью и плакатным пером узор вилюшки, чтобы четко и ярко, за счет контраста цветов (белого и черного) представлять, как будет смотреться кружево в изделии. На третьем этапе изготовления сколка, наложив на рисунок кальку, начинаем прорисовывать точки накола и движения ходовой пары. Внутри полотнянки движение ходовой пары изображается таким характерным зиг-загом. Вверху вы видите примеры таких разработок сколков. А сейчас, я хочу предложить вам сплести авоську, которая вам пригодится в хозяйстве. Её сетчатая структура, как никакая другая, позволяет переносить в ней любые по конфигурации предметы и при этом авоська очень компактна, занимает в вашей сумочке очень мало места. Делаем из пенопласта (можно использовать плитки для потолков) «дощечку». Чертим на миллиметровке размер сетки.
Не будем на первых порах мудрить со сложным рисунком, как на этих чертежах. Приклеиваем чертеж на пенопласт. Наматываем на коклюшки нитки и начинаем плести авоську. Вкалываем в верхний торец иголочки. Навешиваем пары коклюшек и начинаем плести. Начинаем обвязывать верх авоськи, пряча хвостики ниток в вязание. Место для ручек определяем, ориентируясь на схему плетения. Через отверстия внизу ручек, привязываем ручки. Можно ручки сделать из ниток, оставшихся на коклюшках по окончании плетения и обшить их полоской ткани, подходящей по цвету и качеству. Два варианта ручек авоськи на ваш выбор. Надеюсь, что мастер-класс был вам интересен и полезен. И что-то интересное для себя увидели даже те, что уже давно и успешно плетет на коклюшках. А те, кто только хотел бы приступить к плетению, перестали думать, что это очень сложно, трудно. На самом деле, единственно, что вам действительно нужно — это горячее желание плести кружева и аккуратность в работе. Впрочем, это самые важные условия для освоения любого рукоделия! Абсолютно любого! Если вам понравился мастер-класс, нажмите кнопочку! С уважением и любовью, Любовь Комиссарова.

ya-superpuper.com

Кружевное плетение на коклюшках. Урок 6. - Плетение на коклюшках - Азбука рукоделия - Каталог статей

Поделиться:

 

Мастер класс плетения на коклюшках для начинающих.

 

     В кружевоплетении на коклюшках существуют 2 принципиальные техники плетения: парная и сцепная.

     В парной технике кружево выплетается многими парами коклюшек (от 5-ти до нескольких сотен), поэтому эту технику ещё называют многопарной. Она подходит для плетения мерного кружева (которое плетётся в длину), так как узор парного кружева ритмически повторяется или чередуется (если состоит из нескольких раппортов). Многопарное плетение производится постепенно, от кромки к кромке. Фон и фигуры узора выполняются одновременно, строго следуя точкам сколка.     Сцепная техника применяется в основном для плетения штучных или законченных изделий (воротники, салфетки, накидки). В этой технике пар коклюшек используется меньше (от 6-ти до 10-ти), а части узора сцепляются между собой при помощи тонкого вязального крючка. В большинстве случаев узоры сцепного кружева состоят из полотнянки, которая извивами образует основные контуры рисунка, и разнообразных прозрачных решёток, служащих фоном  узора.

 

Парная техника плетения.

     Парное кружево выполняется большим количеством пар коклюшек, которые навешиваются по всей ширине сколка, и состоит из 3-х частей: кромки, основного узора и фестонов.     Кромка представляет собой узкую ровную тесьму, ограничивающую основной узор с одной или обеих сторон. Ширина кромки зависит от количества навешиваемых с каждой стороны пар коклюшек и от толщины нитей (на фото 1-3 показан один и тот же узор с разным исполнением кромок).     Плотность кромки зависит от способа её проплетения: полотнянкой без перевива пар (фото 1), с перевивом крайних пар (фото 2), в перевив всех пар (фото 3).      

     Основной узор располагается в центральной части кружева и состоит из различных геометрических фигур, насновок, волнистых полосок и ажурных переплетений.     Фестон – это зубчатая кайма кружевного края. Фестоны могут быть плотными (выполненные сеткой или полотнянкой) или ажурными (выполненные плетешками). А в зависимости от формы фестоны могут быть полукруглыми, удлинёнными или веерными.В зависимости от оформления края (комбинации кромки и фестонов), парное кружево может иметь разные формы: прошва, край и аграмант.     Кружево-прошва имеет вид кружевной полоски, у которой обе кромки прямые. Его используют как отделочную полосу для соединения двух частей изделия в скатертях, наволочках, полотенцах или для украшения одежды.     Кружево-край (краюшка) имеет вид полоски, у которой один край прямой, а другой – зубчатый. Краюшка используется для отделки края изделия в полотенцах, передниках, для окантовки салфеток, носовых платков, для изготовления воротников и манжет.     Аграмант – это кружево с зубцами вдоль обеих кромок. Оно используется в виде нашивок для отделки постельного белья и одежды.     Мерные кружева плетутся по сколку, длина которого равна обхвату валика. Для этого раппорт узора нужно повторить на бумаге необходимое количество раз и закрепить сколок вокруг валика. В процессе  работы, поворачивая валик с узором  к себе, часть готового кружева откалывают, тем самым освобождая часть раппорта. Кружево при этом нужно скручивать в рулон.

 

Прошвы. 

     Существует огромное количество видов прошв, которые отличаются шириной и способом проплетения кромки и основного узора. 

 

Мастер класс плетения на коклюшках для начинающих.

 

Мастер класс плетения на коклюшках для начинающих.

 

     Узор простых прошв (тесёмок) может быть выполнен перевивами и заплётами долевых пар (фото 1-6) – это различные решётки.      В сложных прошвах на фоне из решёток выполняются различные элементы для украшения   основного узора (геометрические фигуры из полотнянки, паучки, «денежки», насновки). 

 

Основные фигуры, использующиеся в узорах сложных прошв. 

Квадрат (ромб) из полотнянки.

     Кружево  с квадратом из полотнянки плетётся по сколку (рис. 7) минимум на 12-ти парах коклюшек, 4 из которых – кромочные.1. Сначала выполнить фоновую решётку до вершины ромба (плетение решётки можно выполнять или в пол заплёта, или в полный заплёт).2. Затем выполнить квадрат из полотнянки. В верхней точке ромба (точка 13) до и после булавки выполнить полный заплёт (перевить, сплести, перевить, сплести).3-4. Одна пара от этой булавки становится ходовой, а вторая – долевой. Ходовая пара идёт последовательно зигзагами от точки к точке ромба, где она сплетается в полный заплёт (до и после булавки) с парами, идущими от решётки. Эти пары становятся долевыми.5-6. После каждой булавки ходовую пару сплести полотнянкой (сплести, перевить, сплести) со всеми долевыми парами.

 

Мастер класс плетения на коклюшках для начинающих.

7-9. В верхней половине квадрата пары, идущие от решётки, забираются в долевые для  полотнянки. В нижней половине квадрата эти пары оставляются и затем пойдут для выполнения следующей части решётки.10-12. После выполнения квадрата сначала сплести нижнюю левую часть фоновой решётки, а затем – нижнюю правую до начала следующей фигуры узора.

 

Мастер класс плетения на коклюшках для начинающих.

     Квадрат (ромб) из полотнянки в нашем примере выполнен способом без перевива пар. Аналогичным образом для выполнения квадрата можно использовать полотнянку с перевивом всех пар (фото 10) или сетку (фото 11).

 

Мастер класс плетения на коклюшках для начинающих.

    

 

 

Опубликовано по мотивам журнала "КСЮША. Умелые ручки"

 

Просмотров: 4480

classpodelki.ru

Кружева, плетеные на коклюшках

Кружева, плетеные на коклюшках

Плетение кружев на коклюшках может быть отнесено к XVI веку. Появившись впервые в г. Генуе, оно быстро распространилось по всей Италии, Испании. Нидерландам, Германии и Швеции, Гораздо позднее плетение кружев было введено у славянских народов и в Южной Америке; на Востоке же эта работа до сих пор неизвестна.

В противоположность кружевам иголкой, в которых все части узора составляются из петельных стежков, исполненных одной ниткой с помощью иголки, кружева на коклюшках исполняются неограниченным числом ниток, намотанных на коклюшки.

Так как невозможно в таком издании, как наше, поместить описание всех сортов плетеных кружев, мы должны были ограничиться указанием тех из них, которые считаем наиболее доступными для исполнения.

Приборы.

Плетение кружев на коклюшках требует нескольких приборов, как-то: подушку, коклюшки, моталку, сколки, булавки и наконец иголку для скалывания рисунка.

Подушка для кружевРис.963. Подушка для кружев

Подушка для плетения кружев. (Рис. 963).

Подушки, служащие для изготовления плетеных кружев, носят в разных странах различные названия напр, станок, подушка, барабан. Ее форма и ее устройство изменяются в зависимости от страны и от рода кружев, для которых она предназначается.

Рис. 963 изображает подушку, употребляемую в Саксонии, где плетение кружев составляло всегда главное занятие некоторых провинций. Это валик в виде муфты, который каждый может приготовить себе из куска материи в 60 см. длины и 50 см. ширины.

Сшив вместе две длинные стороны материи прочным швом, подрубают чехол с боков рубцом, в который продевают шнурок; после этого вложив предварительно круг из толстого картона, затягивают один шнур, туго набивают мешок опилками, отрубями или волосом и, когда он достаточно набит, выкладывают второй круг и стягивают шнур как и первый.

Чтобы подушка не двигалась ее помещают в особого рода корзину или картонный ящик с высокими бортами и в дно вделывают свинцовые пластинки. Эти подушки первоначальной формы имеют то огромное преимущество, что могут быть сделаны без посторонней помощи.

Существуют подушки более сложного устройства, которые можно ставить на стол или класть на колени. В таком случае цилиндр или муфта делаются подвижными, что дает возможность работать безостановочно

Весь станок здесь состоит из дощечки длиною в 50 и шириною в 40 см., помещенной на двух поперечных брусочках вышиною 3,5 см. сзади и 1 см. спереди.

Дощечка обертывается очень плотным мольтоном или слегка подбивается и обтягивается сукном темного цвета, напр., темно-зеленого.

К наружным концам дощечки прикрепляются два столбика, на которые кладется цилиндр, состоящий из двух кругов; этот цилиндр вращается на стержне длиною в 22 см. Прут или стержень обертывают толстым слоем пакли, а сверху фланелью или сукном.

На левом конце цилиндра укрепляется зубчатое колесо, а к дощечке приделана пружина, которая, зацепляя за зубцы колеса, заставляет цилиндр вращаться в известном направлении.

Станок, употребляемый в Нормандии, устроен в виде почти квадратного ящика. Дощечка приподнята приблизительно на 3 см.; она имеет глубокую зарубку, в которой на оси вращается туго обитый цилиндр. Последний укреплен не высоко над дощечкой едва поднимаясь над ее отверстием.

Другое отверстие, сделанное на задней стороне станка, служит входом в ту часть ящика, которая назначена для приема работы, скалываемой с цилиндра.

Для плетения валянсьен употребляется подушка несколько иного устройства.

Коклюшка для кружев. (Рис. 964).

Коклюшка для кружевРис.964. Коклюшка для кружев

Коклюшка — это маленький деревянный инструмент, особого рода шпулька, снабженная ручкой; существует несколько видов коклюшек, но мы даем здесь только один образец, который нам кажется более удобным для начинающих. Надо заметить, что размер коклюшек необходимо всякий раз выбрать, смотря по нитке и по роду предлагаемого плетения.

Моталка. (Рис. 965).

Мы рекомендуем лицам, желающим серьезно работать, обзавестись моталкой, укрепленной на деревянной полированной подставке, см. рис. 965. Чтобы пользоваться этой моталкой, ее нужно крепко привинтить к столу.

После этого зажимают коклюшку между двумя частями стоек, приделанных с левой стороны подставки, из которых одна в то же время исполняет роль оси маленького колесика, а другая может двигаться для того, чтобы можно было поместить коклюшку какой угодно длины.

МоталкаРис.965. Моталка

Когда коклюшка вставлена, заматывают нитку слева направо, между тем как большое колесо вращается справа налево с помощью рукоятки, приделанной к деревянному кругу.

Закрепление нитки на коклюшке. (Рис. 966).

Отрезав нитку, ее закрепляют вверху шпульки петлей, показанной на рис. 966, которая, не давая нитке спуститься со шпульки, в то же время настолько слаба, что позволяет вытянуть нитку или укоротить ее по желанию.

Закрепление нитки на шпульке коклюшкиРис.966. Закрепление нитки на шпульке коклюшки

Сколок.

Сколок, который составляет одну из самых необходимых принадлежностей плетения кружев, это есть рисунок, нанесенный на картон, некоторые части этого рисунка проколоты иглой.

Сколок должен быть сделан очень правильно, только при этом условии можно сплести хорошее кружево. Чтобы облегчить составление сколка, мы даем образец его для каждой модели, а по картинке можно составить целый рисунок.

Этот рисунок переносят на плотную бумагу или картон и наклеивают на очень тонкую материю, например, на муслин.

Пропорция рисунка должна быть соблюдена так, чтобы соответствовать окружности . цилиндра; в том месте, где обе части рисунка соединяются, линии не должны прерываться.

Если окружность цилиндра окажется недостаточной для рисунка, цилиндр подбивают, прибавляя столько сукна, сколько потребуется чтобы наложить рисунок.

После того, как рисунок размещен, переходят к скалыванию его таким образом: кладут рисунок на сложенное в несколько раз сукно и прокалывают каждую точку, напечатанную на рисунке и обозначенную цифрой.

Иголка для скалывания рисунка, (рис. 967).

Маленькую ручку, необходимую для скалывания, можно найти во всяком писчебумажном магазине; к ней надо с помощью винта прикрепить большую швейную иглу.

Маленькие дырочки обозначают места, в которые впоследствии будут воткнуты булавки по мере того, как плетутся кружева, и вокруг которых перекидывают коклюшки для образования пико и для закрепления плетения.

Игла для скалывания рисунковРис.967. Игла для скалывания рисунков

Булавки.

Булавки для этой работы лучше употреблять из белого металла, а не из стали, так как эти последние ржавеют; они должны быть с круглыми головками и определенной длины, причем для толстых ниток берут более толстые булавки, а для тонких ниток - булавки более тонкие.

Материал.

При плетении кружев, предназначенных для частой стирки, надо выбирать толстые льняные или бумажные нитки, как, напр., льняные нитки для плетения D.M.C., кордонне в 6 ниток D.M.C. или нитки для узелков D.M.C.

Разноцветные кружева делают обыкновенно из шелка. Вместо шелка можно взять эльзасскую бумагу D.M.C. или бумагу перле D.M.C., которую можно получить всевозможных цветов и оттенков. Тонкие золотые и серебряные нитки для вышивания D.M.C., равно как золотое кордонне D.M.C. и турецкий шнурок D.M.C. употребляются для изготовления металлических кружев.

Положение и движение рук. (Рис. 968).

Работа на коклюшках исполняется, за редкими исключениями, одновременно четырьмя коклюшками; две коклюшки в правой руке и две - в левой; перекидывая и перекрещивая нитки, достигают выполнения различных узоров.

Положение и движения рукРис.968. Положение и движения рук

Смотря по роду кружев, употребляют большее или меньшее число пар коклюшек. Так как часто случается при плетении, что сначала плетут одну сторону, а потом другую и что некоторые коклюшки остаются незанятыми на короткое время, то свободные коклюшки отодвигают в сторону и прикалывают их булавкой к подушке, как показано на рис. 968.

С незанятых коклюшек нитка не должна свешиваться более как на 12 см., дабы они не запутались.

Перекинуть. (Рис. 969).

Перекинуть - обозначает прием, которым нитку правой коклюшки перекладывают на нитку левой коклюшки той же пары. Это движение исполняется всегда одной рукой.

Две пары коклюшек, перекинутые один разРис.969. Две пары коклюшек, перекинутые один раз

Две пары коклюшек, один раз перекинутые и скрещенныеРис.970. Две пары коклюшек, один раз перекинутые и скрещенные

Перекрестить. (Рис. 970).

Перекрестить — значит переложить среднюю нитку левой пары на среднюю нитку правой пары, причем крайние нитки обеих пар остаются неподвижными; для этого движения необходимо пользоваться обеими руками с 2-мя парами коклюшек.

Переплет: — один раз перекинуть и один раз перекрестить 2 пары коклюшек, называется сделать простой "переплет", два простых переплета называются "двойным переплетом".

Первый простой переплет видоизменяется, второй простой переплет наоборот остается всегда одинаковым; его исполняют, перекинув один раз обе пары и перекрестив средние нитки.

Во время работы нитки укрепляются в известных местах сколка посредством булавок. Обыкновенно их втыкают как раз в середину работающих пар. О тех случаях, когда требуется вколоть булавки, отодвинув нитки вправо или влево от работающих пар, соответствующее примечание помещено при описании хода работы. "Двойной переплет" для краткости мы заменим словом "переплет".

Плетение сетки.

В плетеных кружевах главные части рисунка исполняются плотными петлями, как напр, сетка-филе рис. 972 или полотняный фон - рис. 974, - которые иногда украшаются маленькими фигурками, исполняемыми насновкой (рис. 989 и 991).

Для фона и для сплетения фигур предпочитаются ажурные плетения, см. рис. 976,978,979,980, 981, 983 или плетение с денежками, рис. 987.

Мы даем здесь ряд плетешков и решеток, встречающихся в наиболее известных кружевах и могущие служить для упражнения новичкам в этой работе. Рядом с каждым образцом нами помещен сколок с подробным описанием.

Нумерация пар коклюшек обозначена слева направо; первая пара слева на сколке соответствует 1-й паре в описании, первая пара справа - соответствует самой верхней цифре справа и считается в описании последней.

Простой плетешок. (Рис. 971).

Простой плетешекРис.971. Простой плетешек

Этот плетешок исполняется двумя парами коклюшек, - перекидывают 1 раз каждую пару, потом скрещивают средние нитки. Повторяя этот прием, получают плетешок, изображенный на рис. 971.

Сетка или филе. (Рис. 972 и 973).

На сколке рис. 973 к точкам а, b, с, d, е, прикрепляют булавкой по 1 паре коклюшек.

Сетка или филеРис.972. Сетка или филе

Сколок сетки или филе, рис. 972Рис.973. Сколок сетки или филе, рис. 972

Перекинув 1 раз 1-ю и 2-ю пары, скрестить = * перекинуть 2-ю и 3 пары, скрестить = перекинуть 3 и 4 пары, скрестить = перекинуть 4 и 5 пары, скрестить, воткнуть булавку в точку 1, перекинуть 1 раз 4-ю пару, перекинуть 2 раза 5-ю пару, скрестить = перекинуть 3 и 4 пары, скрестить = перекинуть 2 и 3 пары, скрестить = перекинуть 1 и 2 пары, скрестить, воткнуть булавку в точку 2, перекинуть 2 раза 1-ю пару, перекинуть 1 раз 2-ю пару, скрестить, повторить от *.

encework.liferus.ru

Кружевное плетение на коклюшках. Урок 4. - Плетение на коклюшках - Азбука рукоделия - Каталог статей

Поделиться:

 

Мастер класс плетения на коклюшках для начинающих.

 

 

Основные элементы коклюшечного кружева. Сетка.

     Сетка – это разреженное переплетение нитей, в результате которого образуются ячейки ромбовидной формы. Сетка выполняется по тому же сколку, что и полотнянка (рис. 1), но отличается ходом перевива нитей, при этом долевые нити располагаются по 2-м диагоналям и пересекаются одной горизонтальной ходовой нитью (фото 1).      Плетение сетки основано на полузаплёте (перевить, сплести) 2-х пар коклюшек (ходовой и долевой). При этом из ходовой пары одна коклюшка будет постоянно переплетать долевые пары (горизонтально), а другая всё время заменяется на коклюшку из долевой пары, которая временно станет ходовой (рис. 2). С кромочными (крайними) парами ходовая пара сплетается в полный заплёт (перевить, сплести, перевить, сплести).     В начале работы нужно приколоть сколок к картону на валике и проколоть все точки. Затем вверху сколка воткнуть булавки (на одну меньше, чем пар коклюшек): две булавки воткнуть по краям, остальные равномерно распределить по ширине.     На каждую булавку навесить по одной паре коклюшек, а на крайнюю булавку – ещё одну пару (в нашем примере она синяя).      Процесс плетения сетки происходит сначала в одном направлении, а затем – в обратном по формуле: перевить, сплести, отложить (т. е. отработанная долевая пара откладывается в сторону за вспомогательную булавку на валике, а ходовая пара берётся в соответствующую руку).     Пройдя в одном направлении, в точку на сколке ставится булавка. Ходовая нить огибается вокруг неё и выполняется полный заплёт. Дальше плетёние ведётся по аналогии в обратном направлении.

 

Мастер класс плетения на коклюшках для начинающих.

 

Пример заплёта  ходовой пары с долевыми в направлении слева направо:

1-2. Взяв ходовую пару в левую руку, а кромочную долевую – в правую руку, сплести эти пары в полный заплёт (перевить, сплести, перевить, сплести). Отложить кромочную пару в сторону.3. Взять ходовую пару в левую руку, а долевую – в правую: перевить пары, т. е. перекинуть правые нити через левые одновременно в обеих руках. 4. Теперь сплести эти пары, т. е. перекинуть среднюю левую нить через среднюю правую (или поменять местами средние коклюшки) и отложить долевую пару в сторону.5-6. Теперь перевить и сплести ходовую и следующую долевую пары.7-8. Перевить и сплести ходовую и кромочную долевую пары. 

 

Мастер класс плетения на коклюшках для начинающих.

9-10. Поставить булавку в точку на сколке и выполнить полный заплёт ходовой и кромочной пар. Отложить кромочную пару в сторону и продолжить плетение сетки в обратном направлении.

 

Пример заплёта  ходовой пары с долевыми в направлении справа налево:

11. Ходовая пара в правой руке, долевая – в левой: перевить эти пары, т. е. перекинуть левые нити через правые одновременно в обеих руках.12. Теперь сплести эти пары, т. е. перекинуть среднюю левую нить через среднюю правую (или поменять местами средние коклюшки) и отложить долевую пару в сторону.13-14. Теперь перевить и сплести ходовую и следующую долевую пары.15-16. Перевить и сплести ходовую и кромочную долевую пары. 17-18. Поставить булавку в точку на сколке и  выполнить полный заплёт ходовой и кромочной пар. 

 

Мастер класс плетения на коклюшках для начинающих.

     При плетении сетки нужно следить, чтобы коклюшки висели на одном уровне. Также нужно постоянно утягивать ходовую и долевую пары, разводя их в стороны (особенно при сплетении ходовой пары с крайними долевыми). От этого зависит однородность сетки, она не будет без ненужных разрежений и рыхлости.Преимуществом сетки, в отличие от полотнянки, является возможность выплетать более широкие и фигурные кружевные элементы. При этом такой сколок будет отличаться от сколка для полотнянки (рис. 3).

 

Дополнительные элементы коклюшечного кружева. 

     Наряду с четырьмя основными элементами коклюшечного кружева (плетешок, насновка, полотнянка и сетка) имеются ещё дополнительные элементы плетения – отвивная петелька, скань и решётка.     Отвивная петелька не может быть частью узора, из неё нельзя построить фигуру, но её наличие делает кружево легче и нарядней. Отвивная петелька «отвивается» от плетешка или насновки при помощи булавки (см. подробнее в Уроке 1).

 

 

Скань.

     Скань – это приём введения в полотнянку или сетку более толстой или цветной нити, часто из другого материала (мулине, ириса, вискозы, гаруса). Можно выполнить скань из тех же нитей, из которых выполнено кружево, но в несколько сложений.      Скань используется в кружеве очень часто, чтобы подчеркнуть выразительность орнамента, для придания рисунку чёткости или для усиления рельефа. В некоторых узорах она обводит контуры фигур.      Скань бывает разного переплетения: «верёвочка» – в виде стебельчатых стежков, «косичка» – стежки укладываются в виде ёлочки, «полотнянка» – в виде расположенных в шахматном порядке стежков.      Для выполнения скани долевые пары центра полотнянки раздвигаются, между ними ставится булавка и на неё навешивается 1-2 пары коклюшек с декоративной нитью для скани (рис. 4).      Первоначально пара скани проплетается полотнянкой ходовой нитью (рис. 5), а затем, при возврате ходовой пары, булавка удаляется, скань подтягивается, и плетение выполняется в зависимости от выбранного вида скани. Перед каждым прохождением ходовой пары пара коклюшек со сканью обязательно перевивается (рис. 6).

 

Мастер класс плетения на коклюшках для начинающих.

Скань “полотнянка” (рис. 7).

     Скань навесить на булавку между центральными долевыми парами и проплести ее с ходовой парой плетением «полотнянка» (сплести, перевить, сплести). В этом случае скань подчеркивает основной узор и позволяет уменьшить число применяемых при плетении пар коклюшек.

 

Скань “веревочка” (рис. 8).

     Ходовую пару в полотнянке или сетке доплести до скани, навешенной на булавку между центральными долевыми парами. Пару нитей скани перевить и развести: правую – вверх, левую – вниз, а между ними проложить ходовую пару, которой продолжить плетение.  В следующем ряду опять перевить нити скани и развести: правую – вверх, левую – вниз, а между ними проложить ходовую пару и т. д.

 

Скань “косичка” (рис. 9).

     Эта скань выплетается двумя парами коклюшек. Ходовую пару в полотнянке или сетке доплести до скани, навешенной на 2 булавки между центральными долевыми парами. Затем пары скани перевить (левую пару перевить в противоположную сторону) и развести: крайние – вверх, средние – вниз, а между ними проложить ходовую пару, которой продолжить плетение.       В следующем ряду опять перевить пары скани и развести: крайние – вверх, средние – вниз, а между ними проложить ходовую пару и т. д.

 

Мастер класс плетения на коклюшках для начинающих.

 

 

Опубликовано по мотивам журнала "КСЮША. Умелые ручки"

 

Просмотров: 4367

classpodelki.ru

КРУЖЕВА НА КОКЛЮШКАХ (учусь) - rina-tsareva-art.com

Пришло время научиться плести разные решетки. Чем больше решеток разнообразных, тем красивее получается орнамент. Пока я плету довольно крупные решетки для тренировки, а как рука окрепнет, сплету мелкие решетки. Это одна из самых красивых  и сложных решеток. (4.06.2018г.)

Плету кружево торшон на 54 коклюшки (27 пар). Вообще схема рассчитана на 52 коклюшки, но мне не хватило еще одной пары. Выбрала схему с уголком, чтобы проплести угол. Использую так же немецкие вискозные нитки #50.

Придумала себе держатели для коклюшек из деревянных 15 см линеек. Хорошо бы, конечно, иметь настоящие, но...

Пока использую такие. Ничего так... удобно. (30.05.2018г.)

Плету кружево-прошву шириной около 4 см на 64-х коклюшках (32 пары) из тонких вискозных нитках. постепенно прибавляю кол-во пар. (22.05.2018)

Сплела, кроме круглой салфетки еще пару образцов сцепного кружева из ниток мулине в два сложения, но фотать не стала, т.к. в дальнейшем подобное плести не буду. Моя цель плести кружево из тонких ниток. И вот, мой первый опыт плетения кружева из тонких ниток. Три образца: натуральный шелк, вискоза и полиэстр. К сожалению сам  сколок не рассчитан на тонкие нитки, он подходит для ниток # 30 и рассчитан на 19 пар.                                                          Я плела из тонких ниток #40 и #50  соответственно 25 и 29 пар. Поначалу было сложно, но, когда привыкла, очень понравилось. Единственный минус в том, что тонкие нитки сползают с коклюшек,особенно шелк и вискоза но и эта проблема решилась. (02.05.2018)

Первый вариант салфетки-подстаканника, получился такой страшный, что продолжать не смогла, сняла, выбросила и заплела новый, в другом цвете (зелено-голубой). Оно, конечно, тоже не шедевр получается, но и не такой страшный, как предыдущий. Самостоятельно делала зашивку вилюшек, получилось очень плохо, цвета не совпали. С зашивкой, пока, большие проблемы, но, как говорят кружевницы, это одно из самых сложных в кружеве. Сейчас доплела внешний край и надо делать зашивку, самостоятельно не буду, только под руководством препода. (4.04.2018г.)

Добралась до первого кружева. Салфетка в технике сцепного вятского двухцветного кружева. Сколок называется "кировский подстаканник".

Теперь у меня настоящие коклюшки из бука. Очень удобные и звонкие.

Конечно делаю много ошибок, некоторые быстро замечаю и успеваю исправить, некоторые так и остаются, т.к. замечаю их поздно и успеваю убежать далеко вперед. Учусь...

(20.03.2018)

 

      Года полтора назад познакомилась я с одной девушкой (она пришла ко мне на МК по вышивке), очень увлеченной кружевоплетением. А что я тогда знала о кружевах? Что они вологодские... и всё. И, пока она училась вышивать, попутно рассказала мне о кружевах, какие они бывают, чем отличаются и т.д. И так она меня этим "заразила", что, придя домой я нырнула в и-нет, что называется с головой, а вынырнула оттуда только через неделю в полном смятении. Оказалось, что кружева - это необъятный мир разнообразия форм, техник, дизайнов и т.д. Хотя... если говорить о технической стороне, то в кружевоплетении есть только два приема "сплести" и "перевить" и все! Абсолютно все кружева получатся вариациями этих двух приемов.

       В общем я "заболела" кружевом. Мне захотелось тут же, сей момент бежать и начинать учиться плести красоту. Но... по разным причинам никак не получалось приступить. И вот, по прошествии полутора лет, "аппетит" мой не уменьшился ни на грамм, наоборот, я так много узнала о кружевах, познакомилась с теми, кто занимается этим и не только в нашей стране, но и в Европе. Побывала на встречах и конференции кружевниц, увидела как работают профи.

         Наконец-то наступил и мой день! В начале года я все же осуществила свою мету и пошла учиться кружевоплетению.

Пока у меня было только четыре занятия. Я познакомилась с основами кружевоплетения, это плетешок, разные виды полотнянки, сетка и, один из сложных элементов "насновка". 

 

 

 

www.rina-tsareva-art.com

Кружева на коклюшках: Инструменты и материалы

Для выполнения кружевных изделий прежде всего требуются коклюшки — деревянные палочки с шейкой, на которую наматываются нитки (рис. 1). Верхняя утолщенная часть коклюшки называется головкой, нижняя — концом. Наиболее употребляемые из них:Общая длина коклюшки — 170 мм Длина шейки — 40 мм Диаметр шейки — 5 + 6 мм Диаметр конца и головки — 10 ммЛучше, если коклюшки сделаны из тяжёлых пород дерева. При работе коклюшки издают мелодичный перестук и чтобы усилить этот звук, палочки из которых делаются коклюшки, надо кипятить в солёной воде.

Подушка, в виде валика, на которой производится плетение кружев (рис 2). Нижняя наволочка подушки должна быть из плотной прочной материи, верхняя — белая из бязи. Подушка может быть pазличного размера. Для изготовления подушки возьмите кусок материи длиной 85 см и шириной 45—65 см. Длинные стороны подогните на 2 см и в подшивку продёрните шнурок. Внутрь наволочки вложите кружок из картона диаметром 20 см и туго набейте подушку сеном или опилками. Затем поверх набивки наложите второй кружок картона, шнурок наволочки затяните и заправьте внутрь. Поверхность валика должна быть гладкой, а валик очень тугим, чтобы булавки, которые вкалывают в валик во время плетения кружева, держались прочно. Если валик делают из соломы, то солому нужно сложить очень ровно, можно скрепить ее в виде циновки и циновку туго скрутить. Неровные края обрежьте и после этого поместите скрученную солому в подушку. На набитую подушку наденьте белую наволочку. Подушку с начатым кружевом после работы нужно накрывать, для предохранения от пыли. Чтобы удобно было работать, подушку надо класть на подставку. Подставка может быть небольшой сборной для установки валика на столе (рис. 3). Такая подставка применима для небольшого учебного валика или при плетении мерного кружева. Учебный валик можно также устанавливать на подставку, сделанную из тонкого 2—3-см поролона. Края полоски поролона, по ширине равной валику, скручивают и закрепляют нитками. Такая подставка не скользит по столу и удобна при переноске (рис. 4). Подставку для большой и средней подушки рекомендуется делать такой чтобы она стояла на полу (рис. 5). Она должна быть такого размера, чтобы удобно было работать сидя. Для закрепления переплетённых ниток в кружеве используют булавки. Можно использовать стальные булавки — гвоздики или небольшие декоративные булавки с шариком на конце. Ни в коем случае нельзя пользоваться портновскими булавками с колечками, т. к. нитки будут попадать в колечки, зацепляться и путаться. При большом количестве пар коклюшек, находящихся в работе, необходимы большие вспомогательные булавки длиной 7—8 см для закалывания отложенных пар. Начинающим заниматься кружевоплетением достаточно 100 шт. (50 г) булавок. При плетении изделий парной техникой плетения требуется большее количество булавок (100—200 г). Сколок — рабочий рисунок кружева. Его наносят на плотную и достаточно эластичную бумагу или картон в виде точек. В начале сколка узор прорисован, а затем можно руководствоваться одними точками или наколами. Для сколков лучше использовать картон голубого или зелёного цветов. Точки на сколке определяют место, куда должны вкалываться булавки. Сколок служит канвой для плетения кружева. При изготовлении сколка требуется точность и аккуратность, от этого во многом зависит качество исполнения кружева. Если технический рисунок прорабатывают на миллиметровке, то на сколок рисунок переносят иглой для накола (тонкая швейная игла, вставленная в ручку, рис. 6). Для перенесения рисунка на сколок нужно рисунок, выполненный на миллиметровке, скрепить с бумагой сколка скрепками и, положив на ровную мягкую поверхность, накалывать точки рисунка на подложенную бумагу. Затем по отверстиям сколка восстановить рисунок тонкой линией, лучше тушью. При плетении кружева под сколок можно положить ещё такую же бумагу и получить второй запасной сколок. Когда первый сколок будет проплетён до конца, к нему надо будет приставить второй сколок таким образом, чтобы наколы конца первого сколка совпадали с наколами начала второго сколка, и т. д. Длина рабочего сколка составляет от 30 до 35 см. Подготовленный рабочий сколок прикрепляют булавками к подушке, так чтобы головки булавок не выступали над поверхностью подушки. При сцепной технике плетения необходим также тонкий крючок для вязания.Материалом для плетения кружев могут служить льняные, хлопчатобумажные и шёлковые нитки (с № 10 по № 80). Для учебных целей лучше применять хлопчатобумажные нитки № 10—12. Подготовка коклюшек к плетению. При плетении кружев нитки переплетают с помощью коклюшек, на которые они намотаны. Намотка ниток на коклюшки осуществляется следующим образом. Возьмите коклюшку в правую руку. Левой рукой нитку с катушки намотайте несколько раз на коклюшку, затем наматывайте нитки вдоль шейки путём вращения коклюшки справа налево (рис. 7). После окончания намотки нитку закрепите узлом, который не даст возможности нитке разматываться во время плетения и в то же время позволит, подтянув рукой, увеличить длину нитки. Узел делают следующим образом: коклюшку держите в правой руке, левой рукой сделайте петельку (конец нитки над основанием) и коклюшку вденьте в эту петельку с задней стороны (рис. 7 а). Затем коклюшку повесьте на нитку без опасения, что она размотается (рис. 7 6). После намотки одной коклюшки с катушки смотайте без отрыва нитку примерно такой же длины, намотайте тем же способом её на вторую коклюшку и закрепите узлом. При плетении кружев коклюшки употребляются только парами (рис. 7 в).Длина рабочей нитки должна быть 12— 15 см, при плетении длина нитки должна быть на всех коклюшках одинаковой. Рукоделие: Популярная энциклопедия / Гл. ред. И. А. Андреева - 1993 г.

vologda-lace.blogspot.com